Какие цветы собирают ивана купала. В ночь на ивана купала можно собрать волшебные травы. Народные традиции на Ивана Купала - костры на Ивана Купала

Р-он жд. переезда — «Ночь ворожбы и чародейства», начало в 18.00.

Предварительная запись по телефонам: +375-29-913-49-62 Михаил; +375-29-665-07-54 Ирина.

Программа и информация.

Дни 21-22 июня по старому стилю (6 и 7 июля по новому) в древности считали самым магическим временем, когда Господствующими силами природы приоткрывалась завеса тайн, и они делились с людьми высшими силами. Наши предки старались использовать их с пользой для себя и своих родных. Считается, что в этот день стоит начинать те дела и совершать те поступки, которые должны поменять не только Вашу судьбу, но и судьбу окружающих, так как в этот день рождается точка силы времени, то есть человек может иметь особую власть над временем над будущим. В Купальскую ночь обязательно разжигается костер, через который нужно перепрыгнуть, чтобы на весь год зарядиться здоровьем и благополучием, кроме этого- нужно обязательно искупаться в воде, а лучше- поочередно совместить эти процедуры, так как Вы таким образом соедините в себе стихию Огня и Воды, что даст Вам крепкое здоровье и долголетие, а также-избавит от негатива, который накопился за целый год.

21-22 июня — своего рода пик, середина лета, потому к этому времени все цветы, травы, деревья переживают пик своего расцвета, что автоматически наделяет их особой магической силой. Купальская ночь- это ночь максимального могущества трав, потому этой ночи так ждут все травники, знахари и т.д., так как травы, собранные в Купальскую ночь, действительно всегда обладают лекарственными, исцеляющими свойствами.

Какие травы лучше всего собирать в Купальскую ночь?

Дербенник (плакун-трава), бальзамин (разрыв-трава), девясил, зверобой, кувшинка (одолень-трава), богатки, чернобыльник (полынь), крапива, пастушья сумка, заячья капуста (кислица).обязательно помните, что срывать травы нужно без ножа (!), то есть — голыми руками, при сборе трав нужно приговаривать постоянно: Рву я (свое имя) от травки цветочки, от земли коренья, на что они полезны, на то их я и рву!

Свойства трав.

В качестве оберега использовали (искать в сырых местах вдоль водоемов собирать цветы и корни на заре), способную изгонять нечистую силу отовсюду, лечить кожные заболевания и снимать похмельный синдром и вообще незаменимая травка при пищевых отравлениях. Одолень-трава (кувшинка растение всем известное), помогает преодолеть все препятствия. С ним можно и по разным судебным учреждениям ходить, чтоб выиграть тяжбу, и сердце девушки присушить, и скотину сохранить. А уж коль собрались вы в дорогу по торговым делам или родню проведать, непременно одолень травой запаситесь.

Предание о разрыв-траве гласит, что её огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение — разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится — это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения.

Зверобой защитит Ваш дом от краж и утрат, шиповник или крапивазащитит от происков нечистой силы и сглазов, ну и конечно же — какая Купальская ночь без легенды про цветок папортника? Все наслышаны о цветке папоротника, который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу.

Что еще надо сделать в купальскую ночь?

  • Если Вы нуждаетесь в карьерном или духовном росте: Вы должны в Купальскую ночь лечь в высокую траву и сказать ровно 7 раз подряд такие слова: " Трава выше земли, а я (имя Ваше) выше травы!". Когда произнесете последний, седьмой раз эти слова, Вам нужно резко встать и уйти, не оглядываясь. В течении года Вы увидите, что действительно достигли тех успехов, на которые рассчитывали в плане карьеры или духовного развития!
  • Знаете волшебную силу купальской росы, которую Вы обязательно должны использовать в своё благо! По праву считается, что купальская роса помогает омолодиться, быть здоровым круглый год и т.д. Если искупаться (в прямом смысле) в этой росе- будете здоровыми и бодрыми целый год, это факт! На заре 22 июня (7 июля) собрать раннюю росу и умыться приговаривая: «Сила царская, сила земная! Дай красы бесконечной. Молодости вечной. Аминь».
  • Чтобы в этом году выйти замуж, нужно перед сном собрать букет из 12-ти разных трав (чертополох и папоротник обязательно) и положить под подушку.
  • К магическим купальским атрибутам относятся очищающие костры. По окружности них нужно хорошенько поплясать, ещё лучше поскакать через них: кто более удачно и выше прыгнет, тот и счастье привлечет.
  • В обязательном порядке окунитесь в какой-либо водоем. Это на весь год прибавит вам жизненных сил, свежести и хорошего здоровья.
  • Раньше девушки плели себе венки из цветов и трав (в знак своей красоты и очарования), а парни — из дубовых листьев (в знак своей силы). Венок сплавляли по воде, пускали по течению, а по тому, как именно он плывет, определяли судьбу. Иногда к венку прикрепляли свечу и зажигали ее. Если венок утонет - нехороший знак, предвещающий обман со стороны любимого человека. Если венок расплетется или станет неподвижно на воде — в ближайший год мало шансов сыграть свадьбу. Когда венок плывет вперед, по течению — свадьба состоится, а семейная жизнь будет благополучной. Направление, куда плывет венок, могло подсказать, в какой стороне живет будущий муж.

  • Традиционное купальское действие — прыжки через костер по парам.Если в прыжке руки молодых людей разъединились и вслед парочке из костра вообще не вылетело никаких мелких искр — свадьбы не будет. Если руки не разъединились и из костра полетели искры — к скорой свадьбе. Если руки не разъединились, но искр не было — скорее всего, свадьба будет назначена, но по каким-то причинам не состоится. Если руки разъединились, но вслед влюбленным полетело много искр — вероятно, пара будет счастливо жить вместе, но сама свадьба произойдет не скоро или не случится вовсе.
  • Каждому человеку, который жаждет счастливой жизни, здоровья и, конечно же, взаимной любви, настоятельно рекомендуем запастись волшебным букетом, собранным из купальских трав по окончании захода палящего солнца 22 июня (6 июля). Скомпоновать его требуется из листочков папоротника, иван-да-марьи, чертополоха и подорожника. В древности были уверенны, что папоротник — властелин празднества — осуществляет абсолютно любые мечты. Иван-да-Марья — вознаграждает любовью. Подорожник с чертополохом — предохранят от одиночества. Накануне сна купальский букетик подложите под подушечку и произнесите: “Трипутник-попутник, проживаешь подле стези, зришь малолетнего и стародавнего, пригони-ка для меня моего нареченного”. Трава чернобыльник (полынь обыкновенная) должна быть подвешена над спальным местом тех барышень, которые предполагают, что им сделана порча или наколдован венец безбрачия. Ведь все злые силы: ведьмы, бесы — панически трепещут перед полынью как перед огнем.

Праздник Ивана Купала, как и многие другие праздники, имеет свои традиции. Помимо купания в водоемах, хороводов, прыжков через костер и поиска цветка папоротника, в эту ночь принято заготавливать травы, которые используются для защиты дома от нечистых сил.

Люди верили, что травы, сорванные в эту ночь, обладают магическими силами. Эти травы использовали для украшения домов. Существует несколько поверий касательно трав, которые ведуньи и знахари собирают именно в ночь на Купала.

Как собирают травы на Купальскую ночь

Чтобы купальские травы не утратили свои волшебные свойства, важно соблюдать правила сбора трав. За насколько дней до сбора трав необходимо было выдержать пост. Во время сбора трав нужно снять с себя нательный крестик. Это связано с тем, что в эту ночь человеку требовалась не защита Бога, а благословение Земли-матери.

Прежде чем выходить за травами, нужно защитить свой дом от злых духов, сделать это можно, разложив на подоконниках и под порогом чернобыльник, чертополох, чеснок, крапиву и плакун-траву. Выходить из дома нужно спиной к двери и попросить высшие силы о помощи.

Наши предки собирали травы в обнаженном виде, сбросив с себя всю одежду. Сегодня это делать не обязательно. Некоторые растения можно рвать голыми руками, а некоторые срезать специальным серпом. Сорванные травы пропитывали купальской росой, а лекарственные травы святили в церквях.

Сбором трав должны заниматься молодые незамужние девушки, иногда на сбор трав ходили девушки, которые состояли в браке не дольше полугода. Раньше девушки ходили за травами группами по 6 человек, они ходили по полям, пели песни и собирали травы. Сейчас сбором могут заниматься и молодые парни.

Какие травы нужно собирать в ночь на Ивана Купала

В ночь на Ивана Купала можно найти желтоголов, который растет в любой местности, и траву под названием Иван-да-Марья. Эти травы использовали для украшения храмов, дворов, окон, икон ими устилали полы и заплетали в венки. Жители Тверской области в ночь на Ивана Купала ходят за богаткой.

Люди верят, что это растение привлечет в дом благополучие и счастье. Собранные травы высушивали и хранили в доме или раскуривали такой букет и ходили с ним по дому. Считалось, что это поможет избавиться от злых духов. Часть собранных трав раздавали соседям. Засушенные травы также используются для приготовления настоек или оберегов.

Белицу можно использовать для приготовления успокоительного средства. Пастушью сумку собрали, чтобы приготовить с нее средство, которое использовали, чтобы остановить кровотечение. Чернобыльник используют при изготовлении общеукрепляющей настойки.

Также чернобыльник, сорванный в купальскую ночь, использовали в качестве оберега домашнего скота. Еще наши предки верили, что подорожник поможет защититься от змей. Траву Мария-магдалина и дивий-сил используются для изготовления настроек. Эту настойку рекомендуют пить людям, которые пребывают в угнетенном или депрессивном состоянии. Богородицкую траву используют, чтобы помочь корове отелиться.

В эту же ночь люди собирают травы для банных веников. Эти веники использовались только в оздоровительных целях. Состояли эти веники из веток березы, которые нужно ломать на Агафену Купальницу. К этим венкам можно добавить: ивановские цветы, ветки ольхи, липы, ивы, черемухи, рябины, калины, смородины и папоротника.

Считается, что такой веник поможет избавиться от различных болезней и укрепит здоровье.

Есть праздник на Руси, когда в одну ночь пробуждаются все животворящие силы на Земле. Как вы уже догадались, ночь эта приходится на день летнего солнцестояния , солнцеворот по-старому. Уже не одно тысячелетие со времен язычества мы отмечаем праздник Купайлы или Ивана Купалы .

Но до наших времен дошли только зрелищные традиции этого праздника – живописные веночки на головах девушек, хороводы вокруг нарядной Марены, купальские костры, поиски цветка папоротника и обливания водой. За всем этим действом стоял глубокий смысл, о котором многие из нас даже и не догадываются.

О том, как проводили Купалье наши предки, . Ритуалы, связанные с купальскими гаданиями, . А этой статье мы хотим вам рассказать о тех растениях, в том числе и колдовских, которые начинали в эти дни собирать знахари-травники и ведьмы . Впрочем, в славянских древних поселениях грань между знахаркой и ведуньей была настолько размыта, что и незаметна.

Все, наверное, слышали легенду о купальском огненном цветке, но кроме легенд о папоротнике, существуют поверья и о других магических растениях , которые добыть можно было только в этот день.

Поверье об Арарат-траве

Согласно древним вятским сказаниям, волшебными считались те растения , которые цвели, давая три бутона, только одну, иванову ночь. Речь идет об арарат-траве , которая, по мнению вятичей, росла в месте соединения русл двух рек – Москвы и Оки.

Большую силу дает этот цветок, но получить его может только крепкий духом и смелый человек, потому что растения эти в купальскую ночь нечистый стережет. А заполучив такой цветок, человек брал власть над нечистой силой, и над другими волшебными растениями.

На арарат-траве появлялись бутоны голубого и желтого цвета, искали ее либо в полночь, либо днем, между заутреней и обедней на Купалу. Добыть ее можно было только одним способом, проделав ножом против солнца вокруг растения борозду и потянув за стебелек. Если арарат-трава выходила из земли вместе с комом земли, очерченным ножом, можно приступать к поиску других магических трав, если нет – не далась вам трава, утратила свою колдовскую силу.

Поверье о разрыв-траве

Разрыв трава по вологодским поверьям называлась «ломоцвет », а по вятским – «спрык ». Подобно арарат-траве, разрыв-трава имеет магические свойства , которые цветок дает в иванову полночь. Пока разрыв-трава цветет огненным цветом, можно было Господню и Богородичную молитву прочитать, а потом все, увядал бутон.

Разрыв-трава разрушает все преграды, открывает все замки, все затворы, а человека может сделать невидимкой.

Разрыв-траву следовало искать в купальскую полночь в глухих местах, на отдаленных пустырях. Найти ее можно было только, если косить траву до того момента, пока не сломается коса. После брали в охапку весь покос с того места, где сломалось лезвие косы, и бросали травы в реку. Обыкновенные растения при этом тонули, либо плыли по течению, а магическая разрыв-трава начинала плыть против течения.

Чаще всего за разрыв-травой охотились воры, а заполучив ее, делали в одном из пальцев руки надрез и прятали там траву. После этого для воровского дела не нужны были отмычки и ломы, достаточно было коснуться замка этим пальцем, и он сам собою отпирался. А если вор прикасался к другому человеку, то тот сразу падал замертво. Своих магических свойств разрыв-трава не теряла со временем, ну разве что ее выбрасывали в отхожее место.

Способность становиться невидимым для такого сорта людей была как нельзя кстати. Впрочем, есть легенды о специфичных перелет-траве (она же одолень-трава ), которая так-же обладала свойством делать все живое невидимым.

Поверье о плакун-траве

Эта трава, хоть и наделена народом магическими свойствами , но является вполне реальным растением, обладающим вполне осязаемыми целебными свойствами. У нее несколько названий:

  • дербенник,
  • богородицкая трава,
  • плакун корень,
  • василек полевой,
  • божья трава.

Время цветения дербенника приурочено в самый раз к ивановым праздникам, цветки имеют окрас в виде кровавых слезок, а корни растения впитывают столько влаги, что ее избыток выходит через устьица-гидатоды и повисает капельками на кончиках лепестков.

Известна плакун-трава своими кровеостанавливающими и успокоительными свойствами. К заготовке дербенника приступать следовало поутру на заре на Иванов день.

Магическими свойствами, по убеждениям предков, обладал корень этого растения . Поэтому для того, чтобы заполучить корень, нужно было снять с себя все металлические предметы. При выкапывании следовало приговаривать:

«Плакун! Плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не катись твои слёзы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь же моё слово при тебе крепко и твердо. Век веком!» .

Из колдовских качеств плакун-траве присваивалась:

  • Способность делать человека невидимым.
  • Уберегать владельца от бесов, особенно когда тот находился в лесу или на болотах.
  • Ведьмы брали плакун-траву для ритуалов, способствующих обогащению, и для достижения власти над духами.

Поверье об одолень-траве (перелет-траве)

Еще одно реальное растение, наделенное в купальскую ночь колдовскими качествами , еще один оберег от всех бед и напастей. Речь идет о белой кувшинке . Сорвать ее следовало вместе с корнем, окунувшись голышом в омут. Корень кувшинки выкапывали из ила, резать его было нельзя. В это время требовалось приговаривать:

«Одолень-трава! Одолей ты злых людей, лихо бы на меня не думали, скверного обо мне не мыслили. Отгони ты чародея и ябедника! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пни и колоды! Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, пронесу по всему пути и по всей дороженьке».

Считалось, что колдовские свойства одолень-трава имеет только в том случае, если добыли ее в аграфенову ночь на . Цветки кувшинки высушивали и использовали в качестве оберега, нося на шее в полотняном мешочке, корнем одолень-травы унимали зубную боль, использовали в приворотных зельях.

Купальская «трава с чертями»

У русских переселенцев в Сибири была традиция заготавливать копны ивановских покосов и хранить их до самых святок, полагая, что в «страшные вечера» такие копны становятся пристанищем для чертей. Кроме того, требовалось запастись огарком лучины, которую первой запалили с наступлением осени.

В одну из святочных ночей этим огарком следовало нарисовать круг возле копны и прочитать молитву. Черти после этой процедуры начнут кричать, просить отпустить их и исполнят любое желание, только бы их оставили в покое. Чем не способ стать счастливым, богатым и здоровым?

Основные правила сбора колдовских и целебных трав

Считалось, что Купайла наделяет все растения не просто целебными свойствами, но и магическими, поэтому к сбору некоторых трав приступали на Аграфену Купальницу (6 июля по новому стилю), а некоторых – на Ивана Купала . Самым подходящим временем для сбора чудодейственных растений считалась купальская полночь . Она же была и наиболее опасным периодом.

Публикации раздела Традиции

Иван Купала. Вода, огонь и травы

К олосок, Кресъ, Купала. Древний праздник середины лета - Солнцеворота. B ночь на Ивана Купалу на Pycи кyпaлиcь, пpыгaли чepeз кocтpы и coбиpaли цeлeбныe тpaвы, чествуя бога плодородия. Верили, что солнце в колеснице выезжает навстречу своему супругу месяцу. «На Купалу - солнце на зиму, а лето на жару». Традиции языческого праздника изучала Наталья Летникова.

Вода

Иван Курылев. Ночь на Ивана Купалу (фрагмент). 1920. Музей-заповедник «Царицыно», Москва

В один из самых мистических праздников реки и озера обретали невиданную силу. Славяне верили, что вода - символ духовного перерождения, и погружались в водоемы, оставив предубеждения. Считалось, что вплоть до Ильина дня вся нечисть выходила из воды, а сама вода на Ивана Купалу приобретала магические свойства. Особой силой народная молва наделяла в этот день росу. По традиции росой умывались, полагая, что это влага, посланная Небесами. Неразрывно на Ивана Купалу связывали воду с огнем. Символы такого единения - костры.

Огонь

С последними лучами солнца по высоким берегам и на холмах закладывали очищающие костры - рядом с ржаным полем. Парни и девушки собирали хворост со всей округи и закладывали гигантскую пирамиду, помещая в центр шест с колесом или смоляную бочку. Зажигали купальский костер от «живого огня», добытого по старинке - трением. Вокруг огненного столба водили хороводы, пели, плясали, прыгали через пламя. Чем выше - тем будешь счастливее и получишь защиту от порчи, заговоров и русаличьей напасти. Ну а если перемахнуть через костер парой и не разомкнуть рук - верный признак скорой свадьбы. А для верности - еще и венок пустить по воде.

Венки

Иван Голиков. Гадание на венках (фрагмент). 1920-е. Кустарный музей, Санкт-Петербург

Дикие травы и цветы заплетались к празднику Иван Купала в девичий венок, чтобы проплыть в ночи по реке и предсказать судьбу. Базилик и барвинок, герань и папоротник, роза и ежевика, ветки дуба и березы. В венок собирали не менее двенадцати трав и цветов. Случайных растений у знающих девушек не было. Да и сам венок - это и символ круга, совершенства, и кольца - непрерывный союз. А будущее, в том числе и союза, предрекал венок, пущенный по воде. Древняя традиция - пустить венок по воде с зажженной лучиной или свечой. Это когда «уж замуж невтерпеж», но иногда сохраняли этот символ и после праздника как защиту полей от града или огорода от червей.

Травы

Главная загадка Ивана Купалы - папоротник, что, по преданиям, цветет лишь в эту ночь. Призрачный цветок тому, кто его сорвал и сберег, сулит невиданные способности: понимать язык зверей и видеть клады в глубине земли. Он якобы открывает замки ко всем сокровищницам, помогает стать невидимкой или повелевать землей и водой, а еще принимать любое обличье. В ночь на Купалу выходили за травами знахарки и ведуньи. Отыскать арарат - траву, которая, по вятским сказаниям, давала власть над нечистой силой, или разрыв-траву, подобно папоротнику делавшую человека невидимкой. Собирать травы, по преданиям, нужно в полночь, тайком и сняв нательный крест.

Поверья

В ночь на Ивана Купалу заканчивали петь веснянки , водили хороводы и пели о любви. Но и практическую сторону праздника не забывали. Освященную вербу приносили на пастбища, чтобы ведьмы не отобрали у коров молоко. Охраняли надои, развесив на воротах в хлеву крапиву. Защищаясь от нечистой, втыкали в стол, окна и двери острые предметы. Магическими свойствами наделяли даже головешки из купальского костра. Считалось, что заброшенные в поле угольки смогут защитить урожай от нечистой силы. Иванова ночь - самое время вывести ведьму на чистую воду. Не пришла женщина к костру в ночь на Ивана Купалу - оказалась под подозрением.

Гадания

В «молчаливой воде» на Ивана Купалу гадали на любовь или удачу. На закате бросали камушек в таз с водой, задумывая желание. Если четное число кругов пойдет - исполнится, нет - тогда не жди. Загадать желание можно было, пустив венок по воде. Если уплывет венок далеко, то и желание сбудется. В какую сторону венок поплыл, оттуда и жениха ждать, а на месте стоит - не скоро замуж идти. Уж если венок пойдет на дно - жди неудачи в любви: «Венок утонул - милый обманул». А вот какого милого выбрать? Поможет гадание на папоротнике. Сколько претендентов - столько веточек. Загадать на каждую и все на дно опустить. Кто быстрее всплывет - за того и замуж идти.

Традиции

Купальские песни известны не меньше, чем сами обряды праздника. Пели их до недавнего времени - еще в конце ХХ века. К примеру, в Смоленской области, на Западной Двине. И диалог с «купалинкой», и выгон ведьмы, и осмотр полей - «Марья Йвана в жито звала»... Иван Купала есть и музейный - как праздник папоротника в усадьбе Смидовичей под Тулой, библиотечный - как в Подборской сельской библиотеке под Калугой, парковый - в урочище Кизил-Коба Домбровской долины. Или фестивальный, как в Пермском крае «Купальские ночи». Современный взгляд в языческое прошлое Руси с непременными атрибутами - купаниями, костром и протяжными песнями, что разносятся по летним полям.

- 2389

Ивановские травы (иванские травы, купальские травы) - свежая растительность - травы, цветы, древесные ветви, коренья, сбор и использование которых входят в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы.

По народным представлениям, различные растения в период летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, наполнялись необыкновенной магической силой, которую и стремились использовать крестьяне. Об этом свидетельствуют и былички, повествующие о чудесных явлениях, происходивших с растительным миром в этот момент. Повсеместно у русских было распространено поверье, согласно которому в волшебную купальскую ночь в полях, лесах, садах все растения перешептываются друг с другом и переходят с места на место, а "всякая трава, даже папоротник, расцветает" (костромск.; АРЭМ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 72). Травянистые растения, на которых только раз в год, в ночь на Ивана Купалу, появлялись бутоны, "цветут в продолжении трех минут, давая по три цветка" (вятск.; Верещагин Гр. 1898. С. 114).

Эти цветы и травы, как считает народ, - волшебные, они могут полностью изменить жизнь человека, сорвавшего их, но получить заветные растения очень сложно, поскольку их охраняет нечистая сила. Наиболее популярны рассказы о цветке папоротника, который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу. С его помощью можно было завладеть другими волшебными растениями, каждое из которых обладало обыкновенно одним из свойств, приписываемых папоротнику. Наличие у человека арарат-травы также открывало ему доступ к волшебным травам. Отличали ее по характерным цветкам желтого и голубого цветов. Найти арарат-траву можно только в полночь на Ивана Купалу или в день Ивана Купалы между заутренней и обедней. При добывании травы следовало соблюдать ряд правил, иначе ее магическая сила будет утрачена. Традиция предписывала обвести ножом около растения круг против солнца и потянуть за его стебель. Если травка вытащится с кружком земли, то ее можно использовать для поиска волшебных трав, если нет, - то она бесполезна. Сложность заключалась еще и в том, что "арарат"-трава, по мнению вятских крестьян, росла только в одном месте, там, где сливаются воды двух рек - Оки и Москвы.

К волшебным травам относили и разрыв-траву, известную также под названиями "ломоцвет" (вологодск.), "спрык" (вятск.). Подобно папоротнику, она зацветает в полночь и цветет столько времени, сколько необходимо для прочтения молитв Господней и Богородичной (Максимов С.В. 1993. С. 169). Ее огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение - разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится - это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения. По поверью, воры, завладевшие разрыв-травой, прячут ее в пальце руки, сделав предварительно на нем разрез. Прикоснувшись таким пальцем к любому замку, вор без труда откроет его; прикосновение же к человеку влечет за собой смерть последнего. Магическую силу разрыв-трава может потерять только в том случае, если ее бросят в отхожее место (Верещегин Гр. 1898. С. 117).

В купальскую ночь искали также волшебные траву-неведимку - ее использовали для того, чтобы стать невидимым, - перелет-траву, одолень-траву.

Волшебными считались не только отдельные травы, но и целая копна скошенной в купальскую ночь травы. По мнению русских поселенцев Сибири, с ее помощью можно обрести счастье и богатство. Для этого ивановскую копну оставляли нетронутой до "страшных вечеров" (см. Святки). По поверью, в ней обязательно должны поселиться черти. Чтобы заставить чертей повиноваться себе, следовало в одну из святочных ночей обойти копну с молитвой и очертить около нее круг "огарком" от первой лучины, зажженной осенью. Черти, живущие в ней, предложат исполнить все пожелания в обмен на обещание оставить их в покое (Макаренко А.А. 1993. С. 64).

В народе существовало представление, что любое растение, сорванное или выкопанное в день Аграфены Купальницы, Ивана Купалы обладало чудодейственной силой; по словам сибирских крестьян, в это время "любая травка пользительна быват" (Макаренко А.А. 1993. С.64). Лучшим, но и наиболее опасным, временем для сбора ивановской травы считалась ночь на Ивана Купалу, а точнее - полночь. Как правило, в это время добывали растения, обладавшие целебными свойствами, а также используемые при ворожбе и колдовстве. Заниматься этим могли только "знающие" люди, к которым относились владеющие магической практикой, т.е. колдуны, знахари, ведьмы. В ряде мест лекарственные травы собирали пожилые женщины, обычно вдовы, считавшиеся, по народным представлениям, "чистыми", т.к. они уже не могли рожать детей и не жили половой жизнью.

В традиции существовали определенные правила сбора целебных и колдовских трав, обеспечивающие сохранение и увеличение их магической силы. Так, женщины, занимавшиеся заготовкой лекарственных растений, постились перед праздником в течении нескольких дней, а во время сбора снимали нательные крестики. Колдуны, ведьмы, знахарки, отправляясь ночью в леса и поля, старались выйти из дома незамеченными. Принимаясь за дело, они нередко раздевались, сбрасывая с себя даже рубахи. В Вятской губ. запрещалось срывать некоторые растения голой рукой, в противном случае они потеряют свою целительную силу. Непременной частью ритуала заготовления трав были заговоры. Срывая растения, знахарки и колдуны обычно приговаривали: "Рву я, раб (имя рек) или раба от травки цветочки, от земли коренья; на что они полезны, на то их и рву" (вятск.; Верещагин Гр. 1898. С. 115). В Сибири "знающие" крестьяне собранные ночью растения специально клали под "Иванову росу", полагая, что в этом случае их магические свойства увеличатся (Макаренко А.А. 1993. С. 64). С этой же целью травы, в основном лекарственные, носили в церковь для освящения.

Принесенные домой ивановские травы раздавали в тот же день односельчанам или засушивали и хранили в таком месте, которое осмыслялось в традиционном мировоззрении как пограничное пространство: в трубе, под печкой, под порогом. Впоследствии их, так же как и свежие, предлагали крестьянам для лечения болезней, изгнания нечистой силы и в качестве оберега, для использования в любовной магии. Каждый сорт трав употребляли с определенной целью. Так, трава "зяблица" помогала от детского крика и бессонницы, а пастушья сумка использовалась как кровоостанавливающее средство. Чернобыльник повсеместно был известен как лучшее средство для укрепления здоровья. Кроме того, он, по поверью, охранял в купальскую ночь домашнее хозяйство. Подорожник связывали в пучки и вывешивали во дворе для защиты от всяких гадов. Травы дивий сил и мария-магдалина советовали применять от тоски, богородицкой травой окуривали отелившихся коров.

О свойствах некоторых ивановских трав, используемых в лечебных целях и при ворожбе, было известно и в народе. Крестьяне сами могли их заготавливать, но в отличие от "знающих" людей, они предпочитали собирать эти травы днем или, лучше, на восходе солнца, "под росу", стараясь сохранить на листьях капельки ночной влаги. Желая увеличить целительную силу растений, они, подобно колдунам, срывали их с приговором: "Земля, мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 254).

Были известны и другие приемы, направленные на сохранение магических свойств ивановских растений. Так, траву чернобыльник, заплетали в плети и клали под "иванову" росу, приговаривая: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 255). Владелец травы, известной под названием "плакун", считавшейся лучшим оберегом от нечисти, должен был прийти в храм, встать у алтаря, реже в алтаре, лицом к востоку, или так, чтобы корень травы, который он держал в руках, был обращен к востоку, и произнести заговор: "Плакун, плакун! Плакал ты долго…". В результате этих действий "слезная" сила чародейского растения направлялась против различных вредоносных проявлений, для защиты своего владельца (Криничная Н.А. 1997. С. 32-33). Из освященного плакуна также изготавливали крест, который привязывали к кресту на гайтане (бисерное украшение) или к шелковому поясу. Считали, что в этом случае он отгоняет от хозяина бесов и нечисть. В Сибири хозяин каждого дома вечером, накануне дня Ивана Купалы (купальская ночь), три раза с молитвой обходил свой двор и бросал в ворота крапиву крест-накрест для того, чтобы "колдунья обожглась и не проникла в дом" (Болонев Ф.Ф. 1975. С. 78).

В любовной магии использовали траву "терлич". Девушкам для привлечения парней советовали положить ее за пазуху и сказать: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 255).

Повсеместно в день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы, ломали ветки, которые в течение праздника служили украшением поселений. Как правило, за ними отправлялись девушки, к которым зачастую присоединялись молодки - женщины, вышедшие замуж минувшей зимой. В Псковской губ., собирая растения, девушки и молодки ходили по полю в "рядок" по 5-6 человек, взявшись за руки, и "играли" песни, непременно сопровождавшие сбор трав:
"Пойдем, девки, лугом,
Станем, девки, кругом,
Сорвем по цветочку,
Совьем по веночку,
Куда их денем?
Невестам оденем".
(Песни Псковской земли. 1989. С. 186. № 235).

В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни.

Растения, среди которых наиболее часто встречались Иван-да-Марья и купаленка (желтоголов), приносили в деревню охапками. В храмах, жилищах и дворах, а в ряде мест и около них, травы рассыпали по полу или по земле, клали к окнам и иконам. Девушки из принесенной травы делали букеты, плели венки и вязали веники. В Новгородской губ. существовал обычай составлять букет во время ритуального купания из взятых с собой цветов-смолянок. Букеты, венки и веники также украшали церковные, жилые и хозяйственные помещения внутри, а иногда и снаружи. Некоторым растениям, вносимым в дом, придавали особое значение. Так, тверские крестьяне, чтобы приобрести счастье и богатство, затыкали за матицу - основное, несущее бревно потолка, ивановскую траву богатку. В Вологодской губ. под князевое бревно, служившее соединением скатов крыши, подтыкали 46 трав, чтобы дом "не раскрыло непогодой и било молнией". В целом, украшение освященной, а иногда и не освященной, ивановской травой избы и двора понималось во многих локальных традициях как оберег дома и его хозяев в купальскую ночь от нечистой силы.

Ритуальная ивановская зелень, а также изготовленные из нее букеты, венки и веники, использовавшиеся для украшения, после праздника обычно засушивали и хранили, используя в дальнейшем приписываемую им магическую силу. Повсеместно бытовало поверье, что эти травы способствуют сохранению и укреплению здоровья. На их основе готовили настои и порошки для окуривания, которые применяли во время болезни людей и животных.

Ивановские растения считались и лучшим средством от различных неприятностей. Сохраненную травку во время грозы бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии. Растение Иван-да-Марья рекомендовали вложить в углы избы; в этом случае, "вор не войдет в дом: брат с сестрой будут говорить; вору будет чудитца, что говорит хозяин с хозяйкой" (Макаренко А.А. 1993. С. 65). Жители Архангельской губ. использовали ивановские травы в быту: по их мнению, это было эффективное средство для борьбы с тараканами, блохами и прочими насекомыми. В ряде мест дымом ивановских растений окуривали дом и двор, изгоняя из него нечистую силу.

Венки, свитые из ивановских трав, являлись одним из наиболее популярных девичьих головных уборов купальского праздника, с ними был связан ряд гаданий. Для изготовления головных венков чаще всего использовали цветы и листья Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травки, медвежьего уха, ромашки. Венки, сплетенные из Ивановой головки, так в уральских губерниях называли растение мать-и-мачеху, носили на кладбище.

Вениками в день Ивана Купалы украшали отелившихся коров; они же выполняли защитную функцию: оберегали животных от нечистой силы.

Веники и траву для мытья в банях заготавливали, как правило, отдельно от других ивановских трав. Их делали из березовых веток, сломанных в день Аграфены Купальницы (рубить ветви, или срезать их ножом запрещалось), с прибавлением ивановских цветов. В Вологодской губ. ивановский веник составляли следующим образом: взяв по одной ветке от деревьев разных пород: березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, прибавляли к ним по цветку от разных растений. Процесс изготовления нередко сопровождался припевкой:
"Приехала Купаленка
На семьдесят тележеньках,
Привезла нам Купаленка
Добра и здоровья, богатства и почести".
(вологодск.; Агапкина Т. 1994. С 112).

Как правило, ивановскими вениками парились в банях "для здоровья". Жители Вологодской губ. верили, что, натирая тело в жарко натопленной бане веником, составленным из разных трав, среди которых непременно должен находиться папоротник, они избавляются от каких бы то ни было болезней на год. Кроме того, с их помощью, как считали молодые люди, можно добиться успеха в любви. Именно с этой целью девушки парились в бани купальскими вениками, и мылись водой, настоянной на ивановских травах, надеясь, что их тело будет "молодиться", кожа и лицо станут чистыми, белыми и красивыми.

В целом, все растения, собранные девушками, способствовали увеличению их привлекательности в глазах противоположного пола. Об этом поется и в одной из купальских песен, сопровождавших это обрядовое действие:
"На цветного Ивана в саду девки гуляли.
В саду девки гуляли, они зелья копали,
Они зелья копали, у тятеньки пытали:
Тата, тата, ранненький, скажи, что эта за зелья?
- Эта зелья-коренья, - дьявольская красота,
Дьявольская красота, мальчишская сухота,
Ссохли-здохли мальчишки, три дня хлеба не ели,
Три дня хлеба не ели, на девушек глядели".
(Песни Псковской земли. 1989. С. 184-185. № 229).

Букеты, венки, веники использовали в гаданиях, подобно троицким венкам. Их спускали на воду и гадали о замужестве, о жизни-смерти или о будущем: если утонет - к беде, поплывет - к счастью. Веники, по выходу из бани, кидали через плечо или на крышу бани; затем смотрели: куда веник комлем повернет - туда и замуж выйдешь. Такие же действия совершали и при гадании на смерть; в том случае если веник падал вершиной к погосту, считалось, что гадающая умрет. Букеты трав, составленные на каждого члена семьи, подвешивали вечером накануне Ивана Купала к матице. Утром смотрели: завявший букет сулил неприятности, а свежий - счастье. В Псковской губ. заготовленные заранее венки вручали самой красивой девушке - "купале". Предварительно ее раздевали до нага, окутывали зеленью с головы до ног, и вели с завязанными глазами в лес. В лесу вокруг "купалы" водили хороводы, пели песни. В завершении она раздавала заветные венки подругам, по которым они судили о своей судьбе: свежий венок сулил богатую веселую жизнь, завявший и сухой - бедность, несчастную судьбу и смерть (АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1.).

Традиционно в ночь на Ивана Купалу девушки и молодые женщины специально собирали траву для гаданий. Чтобы узнать о своем женихе необходимо было сорвать в полночь 12 или 24 вида трав. Среди них чаще всего встречались подорожник, полынь, чертополох, папоротник, крапива, попутник, осока, пырей, мокрица, горлинка, лебеда. Собранные растения гадающая девушка несла домой, стараясь избегать встреч с кем-либо и не разговаривая. Этой же ночью она клала их под подушку, рассыпав или предварительно связав в букет, в платок с кольцом (тобольск.), или вплетала в косу (нижегородск.), приговаривая: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!". В Костромской губ. девушки клали под подушку только подорожник и обращались к нему: "Трипутник-путник, живешь при дворе, видишь малого и старого, скажи моего суженного!" (Традиционные обряды и обрядовый фольклор Поволжья. 1985. № 385). С помощью трав можно было узнать, выйдет ли девушка в текущем году замуж или нет. Для этого следовало нарвать в полночь букет трав, положить его на ночь под подушку, а утром сосчитать сколько видов трав оказалось в букете. Если их было двенадцать, то говорили, что гадающая девушка обязательно выйдет замуж в течение последующего года.

Используя ивановскую зелень и цветы, девушки гадали о своей судьбе, судьбе близких, благосостоянии семьи, будущем урожае. Цветы, называвшиеся богаткой засовывали за матицу, загадав на каждого члена семьи. На утро замечали: чей цветок распуститься - тот будет счастлив (если цветок принадлежал девушке - она выйдет замуж), если чей-то цветок завял - того ждут несчастья. Совершая ритуальное омовение в день Ивана Купалы, девушки входили в воду с цветами Иван-да-Марья и отпускали их: если цветок тонул, это предвещало смерть его обладательницы (петербургск..).

Зимина Татьяна Александровна