Екатерина Павловна Бакунина: биография, знакомство с Пушкиным. Стихи Пушкина, посвященные Бакуниной. Ты в день печали был мне дан. Стихотворение, посвящённое Бакуниной «Желание»

Бакунина Екатерина Павловна

  • Первой юношеской любовью Пушкина была Екатерина Павловна Бакунина (1795–1869); к ней обращены многие стихи и элегии поэта в 1815–1817 годы.


Стихотворение, посвящённое Бакуниной «Желание»

  • Я слезы лью; мне слезы утешенье;

  • И я молчу; не слышен ропот мой,

  • Моя душа, объятая тоской,

  • В ней горькое находит наслажденье.

  • О жизни сон! Лети, не жаль тебя,

  • Исчезни в тьме, пустое привиденье;

  • Мне дорого любви моей мученье,

  • Пускай умру, но пусть умру любя!


Голицына Евдокия Ивановна

    Первой петербургской возлюбленной Пушкина, хозяйкой одного из литературных салонов была Евдокия Ивановна Голицына (1780–1850). Эта красивая и прекрасно образованная женщина живо интересовалась политическими событиями, занималась математикой, дружила со многими выдающимися людьми. Голицыну называли «ночной княгиней» , так как она обычно принимала гостей поздним вечером и приемы ее длились до рассвета.


Стихотворение, обращенное к княгине Голицыной

  • «Простой воспитанник природы», 1817

  • Простой воспитанник природы,

  • Так я, бывало, воспевал

  • Мечту прекрасную свободы

  • И ею сладостно дышал.

  • Но вас я вижу, вам внимаю,

  • И что же?… слабый человек!…

  • Свободу потеряв навек,

  • Неволю сердцем обожаю.


Истомина Евдокия Ильинична

  • Без внимания не оставил Пушкин знаменитую балерину Евдокию Ильиничну Истомину (1799–1848), воспев ее искусство танца в романе «Евгений Онегин». Эта красивая женщина, с черными, как смоль, волосами, большими черными и блестящими глазами, по свидетельству современника, «в продолжение многих лет пленяла зрителей и сводила с ума молодых офицеров».


Строки об Истоминой в I главе романа «Евгений Онегин»

  • Блистательна, полувоздушна,

  • Смычку волшебному послушна,

  • Толпою нимф окружена,

  • Стоит Истомина; она,

  • Одной ногой касаясь пола,

  • Другою медленно кружит,

  • И вдруг прыжок, и вдруг летит,

  • Летит, как пух от уст Эола;

  • То стан совьет, то разовьет,

  • И быстрой ножкой ножку бьет.


Раевская Мария Николаевна

  • Еще одно серьезное увлечение поэта - Мария Николаевна Раевская (1805–1863) - дочь прославленного героя Отечественной войны генерала Н. Н. Раевского, жена декабриста С. Г. Волконского, одна из замечательных женщин своего времени.


Образ Марии Раевской в стихотворении «Фонтану Бахчисарайского дворца»

  • Фонтан любви, фонтан живой!

  • Принес я в дар тебе две розы.

  • Люблю немолчный говор твой

  • И поэтические слезы.

  • Твоя серебряная пыль

  • Меня кропит росою хладной:

  • Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

  • Журчи, журчи свою мне быль...

  • Фонтан любви, фонтан печальный!

  • И я твой мрамор вопрошал:

  • Хвалу стране прочел я дальной;

  • Но о Марии ты молчал...

  • Светило бледное гарема!

  • И здесь ужель забвенно ты?

  • Или Мария и Зарема

  • Одни счастливые мечты?

  • Иль только сон воображенья

  • В пустынной мгле нарисовал

  • Свои минутные виденья,

  • Души неясный идеал?


Воронцова Елизавета Ксаверьевна

  • Сильное, страстное чувство вызвала в сердце поэта Елизавета Ксаверьевна Воронцова (1792–1880) - жена Новороссийского генерал-губернатора графа М. С. Воронцова, в канцелярии которого Пушкин служил в Одессе.


Воронцова подарила Пушкину перстень-талисман, Пушкин ответил стихотворением «Талисман»

  • «Талисман»:

  • Храни меня, мой талисман,

  • Храни меня во дни гоненья,

  • Во дни раскаянья, волненья:

  • Ты в день печали был мне дан.

  • Когда подымет океан

  • Вокруг меня валы ревучи,

  • Когда грозою грянут тучи, -

  • Храни меня, мой талисман.

  • В уединенье чуждых стран,

  • На лоне скучного покоя,

  • В тревоге пламенного боя

  • Храни меня мой талисман.

  • Священный сладостный обман,

  • Души волшебное светило...

  • Оно сокрылось, изменило...

  • Храни меня, мой талисман.

  • Пускай же ввек сердечных ран

  • Не растравит воспоминанье.

  • Прощай, надежда; спи, желанье;

  • Храни меня, мой талисман.

  • (1825)


Керн Анна Петровна

  • Долгое время волновала воображение поэта Анна Петровна Керн (1800–1879) - живая, красивая и обаятельная женщина, которая была дружна со многими замечательными людьми своего времени.


Встрече с Керн мы обязаны появлению стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»

  • «Я помню чудное мгновенье…»:

  • Я помню чудное мгновенье:

  • Передо мной явилась ты,

  • Как мимолетное виденье,

  • Как гений чистой красоты.

  • В томленьях грусти безнадежной

  • В тревогах шумной суеты,

  • Звучал мне долго голос нежный

  • И снились милые черты.

  • Шли годы. Бурь порыв мятежный

  • Рассеял прежние мечты,

  • И я забыл твой голос нежный,

  • Твои небесные черты.

  • В глуши, во мраке заточенья

  • Тянулись тихо дни мои

  • Без божества, без вдохновенья,

  • Без слез, без жизни, без любви.

  • Душе настало пробужденье:

  • И вот опять явилась ты,

  • Как мимолетное виденье,

  • Как гений чистой красоты.

  • И сердце бьется в упоенье,

  • И для него воскресли вновь

  • И божество, и вдохновенье,

  • И жизнь, и слезы, и любовь.

  • (1825)


Завадовская Елена Михайловна

  • Не обошел своим вниманием Пушкин Елену Михайловну Завадовскую (1807–1874), «красавицу писаную», «звезду первой величины петербургского большого света».


Пушкин посвятил Завадовской стихотворение «Красавица», написав собственноручно его в альбом этой женщины

  • Всё в ней гармония, всё диво,

  • Всё выше мира и страстей;

  • Она покоится стыдливо

  • В красе торжественной своей;

  • Она кругом себя взирает:

  • Ей нет соперниц, нет подруг;

  • Красавиц наших бледный круг

  • В ее сияньи исчезает.

  • Куда бы ты ни поспешал,

  • Хоть на любовное свиданье,

  • Какое б в сердце ни питал

  • Ты сокровенное мечтанье, -

  • Но, встретясь с ней, смущенный, ты

  • Вдруг остановишься невольно,

  • Благоговея богомольно

  • Перед святыней красоты.

  • (1832)


Ушакова Екатерина Николаевна

  • Чувство глубокой привязанности испытывал поэт и к Екатерине Николаевне Ушаковой (1809–1872). Это была старшая дочь в семье Ушаковых, преданный друг поэта и большая почитательница его таланта.


Поэт посвятил Екатерине Ушаковой такие строки

  • Когда, бывало, в старину

  • Являлся дух иль привиденье,

  • То прогоняло сатану

  • Простое это изреченье:

  • «Аминь, аминь, рассыпься!» В наши дни

  • Гораздо менее бесов и привидений;

  • Бог ведает, куда девалися они.

  • Но ты, мой злой иль добрый гений,

  • Когда я вижу пред собой

  • Твой профиль, и глаза, и кудри золотые,

  • Когда я слышу голос твой

  • И речи резвые, живые -

  • Я очарован, я горю

  • И содрогаюсь пред тобою,

  • И сердцу, полному мечтою,

  • «Аминь, аминь, рассыпься!» - говорю.

  • («Ек. Н. Ушаковой», 1827)


Оленина Анна Алексеевна

  • Известно, что Пушкин мечтал о женитьбе на Анне Алексеевне Олениной (1808–1888), - дочери президента Академии художеств А. Н. Оленина. Это была живая и остроумная девушка. Благодаря отцу, знавшему десять языков, она получила прекрасное образование.


Одно из лучших стихотворений поэта, посвященных Олениной, - «Её глаза»

  • Она мила - скажу меж нами -

  • Придворных витязей гроза,

  • И можно с южными звёздами

  • Сравнить, особенно стихами,

  • Ее черкесские глаза.

  • Она владеет ими смело,

  • Они горят огня живей;

  • Но, сам признайся, то ли дело

  • Глаза Олениной моей!

  • Какой задумчивый в них гений,

  • И сколько детской простоты,

  • И сколько томных выражений,

  • И сколько неги и мечты!…

  • Потупит их с улыбкой Леля -

  • В них скромных граций торжество;

  • Поднимет - ангел Рафаэля

  • Так созерцает божество.

  • (1828)


Гончарова Наталья Николаевна

    По-настоящему глубокое чувство вызвала в душе поэта Наталья Николаевна Гончарова (1812–1863). Впервые Пушкин увидел ее зимой 1828–1829 года на одном из московских балов. «Когда я увидел ее в первый раз , - писал поэт будущей своей теще, Н. И. Гончаровой, - красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение… ».


Образ Натальи Николаевны поэт воспевает в стихотворении «Мадонна»

  • Не множеством картин старинных мастеров

  • Украсить я всегда желал свою обитель,

  • Чтоб суеверно им дивился посетитель,

  • Внимая важному сужденью знатоков.

  • В простом углу моем, средь медленных трудов,

  • Одной картины я желал быть вечно зритель,

  • Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

  • Пречистая и наш божественный спаситель -

  • Она с величием, он с разумом в очах -

  • Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

  • Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

  • Исполнились мои желания. Творец

  • Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

  • Чистейшей прелести чистейший образец.


Музы Пушкина

    Познакомившись с адресатами любовной лирики Пушкина, мы убедились в том, какую огромную роль играли они в жизни поэта. Мы лучше узнали Пушкина как человека, убедились в том, что это увлекающаяся, страстная, пылкая натура и что редкая женщина могла не поддаться его обаянию. Наверное, каждая в душе гордилась тем, что была Музой Пушкина, пусть даже ненадолго, на какое-то «чудное мгновение».


Е. П. Бакунина. Автопортрет. 1816.

Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869), старшая сестра Александра Бакунина, товарища Пушкина по Лицею, фрейлина, художница. Пушкин познакомился с Бакуниной, когда она навещала брата в Лицее, и страстно увлекся ею. Свое чувство он выразил в цикле посвященных ей элегий 1816 года: «Уныние», «Месяц», «Певец», «Осеннее утро». Автопортрет. 1816 г.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869). В ноябре 1815 года Пушкин записал в своем лицейском дневнике: «Я счастлив был!., нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу - ее не видно было! Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, сладкая минута!.. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!» Об этой девушке, впервые пробудившей любовь в юном поэте, писали и его товарищи- лицеисты С. Д. Комовский и И. И. Пущин. Бакунина часто навещала своего младшего брата, товарища Пушкина по Лицею, и всегда бывала на лицейских балах. «Прелестное лицо ее,- по словам Комовского,- дивный стан и очаровательное обращение производили всеобщий восторг во всей лицейской молодежи».

Она училась живописи у Александра Брюллова, и сохранившиеся акварельные портреты свидетельствуют о ее незаурядном таланте.

Бакунина оставила заметный след в творчестве Пушкина. Ей посвящены стихотворения «Итак, я счастлив был...» (1815), «К живописцу» (1815) и лирический цикл 1816 года - «Окно», «Разлука», «Слово милой» и другие, навеянные безнадежной, неразделенной любовью.

И позднее, в строфе, не вошедшей в окончательный текст «Онегина», Пушкин вспоминал свою первую юношескук любовь:

В те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы и любовь
Младую взволновала кровь
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал.

В 1834 году Бакунина вышла за муж за знакомца Пушкина, двоюродного брата А. П. Керн, тверского помещика А. А. Полторацкого. Бакунин «так счастлива, что плачет от радости» писала о предстоящей свадьбе одна и современниц. По-видимому, Пушкин присутствовал на этой свадьбе.

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 45-46.

Далее читайте:

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт.

Бакунин Александр Павлович (1799-1862), брат Екатерины Павловны.

24 ноября (7 декабря) ) - фрейлина русского двора, художница-любительница; первая юношеская любовь А. С. Пушкина , вдохновившая его на создание целого цикла лирических стихов.

Биография

Дочь действительного камергера, одно время управлявшего Академией наук , Павла Петровича Бакунина (1766-1805) от брака его с Екатериной Александровной Саблуковой (1777-1846). По отцу была двоюродной племянницей дипломата Д. П. Татищева ; по матери - внучкой сенатора А. А. Саблукова . Революционер Михаил Бакунин приходился ей троюродным братом.

Получила очень хорошее домашнее образование. С 1798 года жила с родителями за границей, сначала в Германии и Швейцарии , затем в Англии . В 1804 году из-за нехватки средств Бакунины вернулись в Россию. После смерти отца в декабре 1805 года воспитывалась вместе с братьями, Александром и Семеном , матерью и дедом А. А. Саблуковым, который был назначен их официальным опекуном. Жили они на съемной квартире в доме Таирова на набережной Невы .

Знакомство с Пушкиным

В 1811 году Александр Бакунин был определен в только что открывшийся Царскосельский лицей , в котором подружился с Пушкиным. Екатерина вместе с матерью часто навещала брата, а летом постоянно жили в Царском Селе. В «Ведомостях Лицея» отмечены их посещения: в 1811 – четыре, в 1814 – тридцать один, в 1815 - семнадцать, в 1816 – шесть, в 1817 – восемь раз.

Красивая 16-летняя Екатерина Бакунина была объектом внимания многих лицеистов, среди них были – Пушкин , Пущин и Иван Малиновский. «Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи», - вспоминал С. Д. Комовский .

В 1815 году влюбленный Пушкин изобразил красоту Бакуниной в своем стихотворении «К живописцу». Его слова были положены на музыку лицеистом Н. А. Корсаковым и стали популярным романсом. Её имя он включил в так называемый «донжуанский список» . По мнению многих исследователей, всего Пушкин создал более двадцати лирических стихотворений под впечатлением своих встреч с Бакуниной и её образ появлялся в его произведениях вплоть до 1825 года.

При дворе

24 октября 1817 года Екатерина Бакунина стала фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны и поселилась при царском дворе. Её назначение в обществе многие воспринимали неоднозначно. Н. М. Муравьев писал своей матери: «Меня весьма удивило то, что вы пишите о Бакуниной. С какой стати произвели её и каким образом - это весьма странно» .

Впоследствии Бакунина стала любимой фрейлиной императрицы. В 1818 году сопровождала её в поездке в Дармштадт и Веймар , потом в Мюнхен и Карлсруэ. По свидетельству современников, «красивая фрейлин Б.» отличалась особой грацией в танцах на придворных балах. Она дружила с В. А Жуковским и брала уроки живописи у придворного художника А. П. Брюллова . Будучи талантливой художницей-любительницей, она много занималась копированием и её любимым жанром был портрет. Её саму рисовали многие известные художники: О. А. Кипренский , П. Ф. Соколов и А. П. Брюллов.

В период жизни при дворе у фрейлины Бакуниной были и серьёзные романы, так в декабре 1821 года один из современников писал: «Авантюра Бакуниной чрезвычайно романтична! Остается надеяться, что роман будет продолжаться Бакуниной, которая очаровательна и достойна сделать хорошую партию». Однако, замуж она вышла уже в очень зрелом возрасте. В марте 1834 года Н. О. Пушкина писала дочери :

Замужество

Избранником Екатерины стал её давний знакомый, отставной капитан Александр Александрович Полторацкий (1792-1855). «Она так счастлива, что плачет от радости», - писала по поводу предстоящего бракосочетания фрейлина Шереметева . Их свадьба состоялась 30 апреля 1834 года в Петербурге, императрица Александра Фёдоровна лично благословила невесту на брак. Вскоре Екатерина вместе с мужем и своей матерью покинула столицу.

Они поселились в имение Полторацких в Рассказово Тамбовского уезда. «Она похоронила себя где-то в деревне, - писал барон М. А. Корф , - этот брак лишил её фрейлинского жалованья 3900 рублей ассигнациями, но по отзывам близких, они счастливы» . В 1837 году А. А. Полторацкий был избран предводителем дворянства в Тамбовском уезде и Екатерина Павловна часто бывала хозяйкой на балах и вечерах в Дворянском собрании. Её жизнь проходила в воспитании детей и в занятиях живописью. Она создала целую портретную галерею родных и близких. Работы её хранились в семье, передавались из поколения к поколению, а позже оказались в собрания многих музеев.

В 1846 году умерла мать Екатерины Павловны, а 13 марта 1855 года муж. Его похоронили в Петербурге в Новодевичьем монастыре . С 1859 года Полторацкая жила у замужней дочери в Костроме, на лето уезжала в имение Бакуниных Затишье и лишь изредка посещала Рассказово. В 1868 году, после смерти сына, она завещала усадьбу своему семилетнему внуку Александру. Умерла Екатерина Павловна 7 декабря 1869 года и похоронена в Петербурге рядом с мужем.

Дети

  • Павел Александрович (1835-1835)
  • Александр Александрович (1837-1867), корнет гусарского полка, поручик, выйдя в отставку в 1858 году жил в имение Рассказово, где занимался хозяйством. Жена - Юлия Николаевна Чихачёва, у них четверо детей.
  • Екатерина Александровна (1838-1917), замужем за действительным статским советником Иванов Ивановичем Левашовым (ум. 1900), их дети Александр (1859-1914), Николай (1860-1913) и Екатерина (1861-1957; вышла замуж за двоюродного брата А. А. Полторацкого).

Напишите отзыв о статье "Бакунина, Екатерина Павловна"

Примечания

Ссылки

Литература

  • В. Сысоев. Поэта первая любовь. Екатерина Петровна Бакунина. - Тверь, 2006. - 176с.: ил.
  • Л. А. Черейский. // Черейский Л. А. Пушкин и его окружение / АН СССР. Отд. лит. и яз. Пушкин. комис. Отв. ред. В. Э. Вацуро. - 2-е изд., доп. и перераб. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989.

Отрывок, характеризующий Бакунина, Екатерина Павловна

Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди. Кроме того, видно было, что он в этот день находился в самом хорошем расположении духа.
Он кивнул головою, отвечая на низкий и почтительный поклон Балашева, и, подойдя к нему, тотчас же стал говорить как человек, дорожащий всякой минутой своего времени и не снисходящий до того, чтобы приготавливать свои речи, а уверенный в том, что он всегда скажет хорошо и что нужно сказать.
– Здравствуйте, генерал! – сказал он. – Я получил письмо императора Александра, которое вы доставили, и очень рад вас видеть. – Он взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть вперед мимо него.
Очевидно было, что его не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли.
– Я не желаю и не желал войны, – сказал он, – но меня вынудили к ней. Я и теперь (он сказал это слово с ударением) готов принять все объяснения, которые вы можете дать мне. – И он ясно и коротко стал излагать причины своего неудовольствия против русского правительства.
Судя по умеренно спокойному и дружелюбному тону, с которым говорил французский император, Балашев был твердо убежден, что он желает мира и намерен вступить в переговоры.
– Sire! L"Empereur, mon maitre, [Ваше величество! Император, государь мой,] – начал Балашев давно приготовленную речь, когда Наполеон, окончив свою речь, вопросительно взглянул на русского посла; но взгляд устремленных на него глаз императора смутил его. «Вы смущены – оправьтесь», – как будто сказал Наполеон, с чуть заметной улыбкой оглядывая мундир и шпагу Балашева. Балашев оправился и начал говорить. Он сказал, что император Александр не считает достаточной причиной для войны требование паспортов Куракиным, что Куракин поступил так по своему произволу и без согласия на то государя, что император Александр не желает войны и что с Англией нет никаких сношений.
– Еще нет, – вставил Наполеон и, как будто боясь отдаться своему чувству, нахмурился и слегка кивнул головой, давая этим чувствовать Балашеву, что он может продолжать.
Высказав все, что ему было приказано, Балашев сказал, что император Александр желает мира, но не приступит к переговорам иначе, как с тем условием, чтобы… Тут Балашев замялся: он вспомнил те слова, которые император Александр не написал в письме, но которые непременно приказал вставить в рескрипт Салтыкову и которые приказал Балашеву передать Наполеону. Балашев помнил про эти слова: «пока ни один вооруженный неприятель не останется на земле русской», но какое то сложное чувство удержало его. Он не мог сказать этих слов, хотя и хотел это сделать. Он замялся и сказал: с условием, чтобы французские войска отступили за Неман.
Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время последующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос.
– Я желаю мира не менее императора Александра, – начал он. – Не я ли осьмнадцать месяцев делаю все, чтобы получить его? Я осьмнадцать месяцев жду объяснений. Но для того, чтобы начать переговоры, чего же требуют от меня? – сказал он, нахмурившись и делая энергически вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой.
– Отступления войск за Неман, государь, – сказал Балашев.
– За Неман? – повторил Наполеон. – Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман – только за Неман? – повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева.
Балашев почтительно наклонил голову.
Вместо требования четыре месяца тому назад отступить из Номерании, теперь требовали отступить только за Неман. Наполеон быстро повернулся и стал ходить по комнате.
– Вы говорите, что от меня требуют отступления за Неман для начатия переговоров; но от меня требовали точно так же два месяца тому назад отступления за Одер и Вислу, и, несмотря на то, вы согласны вести переговоры.
Он молча прошел от одного угла комнаты до другого и опять остановился против Балашева. Лицо его как будто окаменело в своем строгом выражении, и левая нога дрожала еще быстрее, чем прежде. Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, [Дрожание моей левой икры есть великий признак,] – говорил он впоследствии.
– Такие предложения, как то, чтобы очистить Одер и Вислу, можно делать принцу Баденскому, а не мне, – совершенно неожиданно для себя почти вскрикнул Наполеон. – Ежели бы вы мне дали Петербуг и Москву, я бы не принял этих условий. Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. И вы предлагаете мне переговоры тогда, как я издержал миллионы, тогда как вы в союзе с Англией и когда ваше положение дурно – вы предлагаете мне переговоры! А какая цель вашего союза с Англией? Что она дала вам? – говорил он поспешно, очевидно, уже направляя свою речь не для того, чтобы высказать выгоды заключения мира и обсудить его возможность, а только для того, чтобы доказать и свою правоту, и свою силу, и чтобы доказать неправоту и ошибки Александра.
Вступление его речи было сделано, очевидно, с целью выказать выгоду своего положения и показать, что, несмотря на то, он принимает открытие переговоров. Но он уже начал говорить, и чем больше он говорил, тем менее он был в состоянии управлять своей речью.
Вся цель его речи теперь уже, очевидно, была в том, чтобы только возвысить себя и оскорбить Александра, то есть именно сделать то самое, чего он менее всего хотел при начале свидания.
– Говорят, вы заключили мир с турками?
Балашев утвердительно наклонил голову.
– Мир заключен… – начал он. Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому, одному, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди.
– Да, я знаю, вы заключили мир с турками, не получив Молдавии и Валахии. А я бы дал вашему государю эти провинции так же, как я дал ему Финляндию. Да, – продолжал он, – я обещал и дал бы императору Александру Молдавию и Валахию, а теперь он не будет иметь этих прекрасных провинций. Он бы мог, однако, присоединить их к своей империи, и в одно царствование он бы расширил Россию от Ботнического залива до устьев Дуная. Катерина Великая не могла бы сделать более, – говорил Наполеон, все более и более разгораясь, ходя по комнате и повторяя Балашеву почти те же слова, которые ои говорил самому Александру в Тильзите. – Tout cela il l"aurait du a mon amitie… Ah! quel beau regne, quel beau regne! – повторил он несколько раз, остановился, достал золотую табакерку из кармана и жадно потянул из нее носом.
– Quel beau regne aurait pu etre celui de l"Empereur Alexandre! [Всем этим он был бы обязан моей дружбе… О, какое прекрасное царствование, какое прекрасное царствование! О, какое прекрасное царствование могло бы быть царствование императора Александра!]

Вдохновившая его на создание целого цикла лирических стихов.

Биография

Дочь действительного камергера, одно время управлявшего Академией наук , Павла Петровича Бакунина (1766-1805) от брака его с Екатериной Александровной Саблуковой (1777-1846). По отцу была двоюродной племянницей дипломата Д. П. Татищева ; по матери - внучкой сенатора А. А. Саблукова . Революционер Михаил Бакунин приходился ей троюродным братом.

Получила очень хорошее домашнее образование. С 1798 года жила с родителями за границей, сначала в Германии и Швейцарии , затем в Англии . В 1804 году из-за нехватки средств Бакунины вернулись в Россию. После смерти отца в декабре 1805 года воспитывалась вместе с братьями, Александром и Семеном, матерью и дедом А. А. Саблуковым, который был назначен их официальным опекуном. Жили они на съемной квартире в доме Таирова на набережной Невы .

Знакомство с Пушкиным

В 1811 году Александр Бакунин был определен в только что открывшийся Царскосельский лицей , в котором подружился с Пушкиным. Екатерина вместе с матерью часто навещала брата, а летом постоянно жили в Царском Селе. В «Ведомостях Лицея» отмечены их посещения: в 1811 – четыре, в 1814 – тридцать один, в 1815 - семнадцать, в 1816 – шесть, в 1817 – восемь раз.

Красивая 16-летняя Екатерина Бакунина была объектом внимания многих лицеистов, среди них были – Пушкин , Пущин и Иван Малиновский. «Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи», - вспоминал С. Д. Комовский .

В 1815 году влюбленный Пушкин изобразил красоту Бакуниной в своем стихотворении «К живописцу». Его слова были положены на музыку лицеистом Н. А. Корсаковым и стали популярным романсом. Её имя он включил в так называемый «донжуанский список» . По мнению многих исследователей, всего Пушкин создал более двадцати лирических стихотворений под впечатлением своих встреч с Бакуниной и её образ появлялся в его произведениях вплоть до 1825 года.

При дворе

24 октября 1817 года Екатерина Бакунина стала фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны и поселилась при царском дворе. Её назначение в обществе многие воспринимали неоднозначно. Н. М. Муравьев писал своей матери: «Меня весьма удивило то, что вы пишите о Бакуниной. С какой стати произвели её и каким образом - это весьма странно» .

Впоследствии Бакунина стала любимой фрейлиной императрицы. В 1818 году сопровождала её в поездке в Дармштадт и Веймар , потом в Мюнхен и Карлсруэ. По свидетельству современников, «красивая фрейлин Б.» отличалась особой грацией в танцах на придворных балах. Она дружила с В. А Жуковским и брала уроки живописи у придворного художника А. П. Брюллова . Будучи талантливой художницей-любительницей, она много занималась копированием и её любимым жанром был портрет. Её саму рисовали многие известные художники: О. А. Кипренский , П. Ф. Соколов и А. П. Брюллов.

В период жизни при дворе у фрейлины Бакуниной были и серьёзные романы, так в декабре 1821 года один из современников писал: «Авантюра Бакуниной чрезвычайно романтична! Остается надеяться, что роман будет продолжаться Бакуниной, которая очаровательна и достойна сделать хорошую партию». Однако, замуж она вышла уже в очень зрелом возрасте. В марте 1834 года Н. О. Пушкина писала дочери :

Замужество

Избранником Екатерины стал её давний знакомый, отставной капитан Александр Александрович Полторацкий (1792-1855). «Она так счастлива, что плачет от радости», - писала по поводу предстоящего бракосочетания фрейлина Шереметева . Их свадьба состоялась 30 апреля 1834 года в Петербурге, императрица Александра Фёдоровна лично благословила невесту на брак. Вскоре Екатерина вместе с мужем и своей матерью покинула столицу.

Они поселились в имение Полторацких в Рассказово Тамбовского уезда. «Она похоронила себя где-то в деревне, - писал барон М. А. Корф , - этот брак лишил её фрейлинского жалованья 3900 рублей ассигнациями, но по отзывам близких, они счастливы» . В 1837 году А. А. Полторацкий был избран предводителем дворянства в Тамбовском уезде и Екатерина Павловна часто бывала хозяйкой на балах и вечерах в Дворянском собрании. Её жизнь проходила в воспитании детей и в занятиях живописью. Она создала целую портретную галерею родных и близких. Работы её хранились в семье, передавались из поколения к поколению, а позже оказались в собрания многих музеев.

В 1846 году умерла мать Екатерины Павловны, а 13 марта 1855 года муж. Его похоронили в Петербурге в Новодевичьем монастыре . С 1859 года Полторацкая жила у замужней дочери в Костроме, на лето уезжала в имение Бакуниных Затишье и лишь изредка посещала Рассказово. В 1868 году, после смерти сына, она завещала усадьбу своему семилетнему внуку Александру. Умерла Екатерина Павловна 7 декабря 1869 года и похоронена в Петербурге рядом с мужем.

Дети

  • Павел Александрович (1835-1835)
  • Александр Александрович (1837-1867), корнет гусарского полка, поручик, выйдя в отставку в 1858 году жил в имение Рассказово, где занимался хозяйством. Жена - Юлия Николаевна Чихачёва, у них четверо детей.
  • Екатерина Александровна (1838-1917), замужем за действительным статским советником Иванов Ивановичем Левашовым (ум. 1900), их дети Александр (1859-1914), Николай (1860-1913) и Екатерина (1861-1957; вышла замуж за двоюродного брата А. А. Полторацкого).

Е. П. Бакунина. Автопортрет. 1816.

Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869), старшая сестра Александра Бакунина, товарища Пушкина по Лицею, фрейлина, художница. Пушкин познакомился с Бакуниной, когда она навещала брата в Лицее, и страстно увлекся ею. Свое чувство он выразил в цикле посвященных ей элегий 1816 года: «Уныние», «Месяц», «Певец», «Осеннее утро». Автопортрет. 1816 г.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869). В ноябре 1815 года Пушкин записал в своем лицейском дневнике: «Я счастлив был!., нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу - ее не видно было! Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, сладкая минута!.. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!» Об этой девушке, впервые пробудившей любовь в юном поэте, писали и его товарищи- лицеисты С. Д. Комовский и И. И. Пущин. Бакунина часто навещала своего младшего брата, товарища Пушкина по Лицею, и всегда бывала на лицейских балах. «Прелестное лицо ее,- по словам Комовского,- дивный стан и очаровательное обращение производили всеобщий восторг во всей лицейской молодежи».

Она училась живописи у Александра Брюллова, и сохранившиеся акварельные портреты свидетельствуют о ее незаурядном таланте.

Бакунина оставила заметный след в творчестве Пушкина. Ей посвящены стихотворения «Итак, я счастлив был...» (1815), «К живописцу» (1815) и лирический цикл 1816 года - «Окно», «Разлука», «Слово милой» и другие, навеянные безнадежной, неразделенной любовью.

И позднее, в строфе, не вошедшей в окончательный текст «Онегина», Пушкин вспоминал свою первую юношескук любовь:

В те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы и любовь
Младую взволновала кровь
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал.

В 1834 году Бакунина вышла за муж за знакомца Пушкина, двоюродного брата А. П. Керн, тверского помещика А. А. Полторацкого. Бакунин «так счастлива, что плачет от радости» писала о предстоящей свадьбе одна и современниц. По-видимому, Пушкин присутствовал на этой свадьбе.

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 45-46.

Далее читайте:

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт.

Бакунин Александр Павлович (1799-1862), брат Екатерины Павловны.