Арка Константина в Риме — история и описание. Самые красивые триумфальные арки в риме

Триумфальная арка Константина - величественное строение и наиболее сохранившаяся из всех существующих ныне в Риме арок. Сооруженная меньше, чем за три года, она символизировала грандиозную победу, одержанную Константином над узурпировавшим власть в Римской империи императором Максенцием в битве у Мульвийского моста. Мировое значение битвы заключалось в том, что она привела к легализации христианства и превращению его в государственную религию.

Битва у Мульвийского моста, который до сих пор существует в Риме — сражение Константина с императором-самозванцем Максенцием, состоявшееся 28 октября 312 года. По стратегическим соображениям и будучи уверенным в своей победе, Максенций приказал разрушить Мульвиев мост, стоящий на пути продвижения армии Константина, не оставив, при этом, себе возможность для отступления. Решив биться с Константином на правом берегу Тибра, Максенций оказался перед необходимостью переправить туда свою армию, для чего велел навести недалеко от моста понтонную переправу из связанных между собой лодок.

Но увы, в этот раз судьба не улыбнулась императору-самозванцу. Битва оказалась непродолжительной - под сокрушительным натиском соперника, войска Максенция в панике бросились отступать, но за ними была только шаткая переправа, разрушенный каменный мост и широкое русло реки Тибр. Значительная часть армии, сумевшая избежать смерти от меча и копья, нашла её в водах реки, та же участь постигла и императора Максенция, который пошел ко дну реки под тяжестью своих доспехов.


Глядя на старые полотна, трудно представить, о чем мог думать император в последние секунды своей жизни, падая в воды Тибра с высоты разрушенного моста. Может, и мелькнула мысль сожаления о разрушенном мосте, который смог бы спасти как его жизнь, так и его армию, но история это умалчивает. А вот сама ситуация не оставляла места для неопределенности - Константин приказал достать из реки тело поверженного самозванца и на следующий день голову Максенция отправили в Рим. Победитель велел насадить ее на остриё копья, чтобы все видели — борьбе за власть в Риме положен полный и решительный конец. Константин стал единоличным правителем западной части Римской империи.

На протяжении веков архитектура была неотъемлемой частью политики - пришедшие к власти правители воплощали собственные амбиции и могущество в монументальных архитектурных сооружениях. А одержанная победа и императорский титул должны были материализоваться в нечто грандиозное и первым из таких сооружений стала триумфальная арка, заказчиком которой выступил Римский сенат. Её строительство началось в конце 312 году, вскоре после одержанной победы, а завершилось 25 июля 315 года.


Сегодня, глядя на эту огромную, высотой в двадцать один метр арку, трудно представить, что перед нами стоит не просто обычный памятник, а уникальный "коллаж" античного Рима. Дело в том, что элементы декора для триумфальной арки собирали с уже существовавших на то время построек античного Рима и готовыми фрагментами декорировали вновь созданное строение. Причина сего, скорей всего, кроется в узких временных рамках, которые были поставлены перед строителями, а также изобилие бесхозных скульптур и барельефов, которыми был насыщен Рим. Впрочем, есть и другая теория (на основе последних исследований), что эта арка была возведена в эпоху Флавиев (69—96 гг.) и её использовали как основу для новой конструкции. Имея изначально один вход, к арке были пристроены боковые пролеты, затем её декорировали как вновь созданными скульптурными барельефами, так и взятых с древних античных построек.

Восемь панелей времен Марка Аврелия (161—180), установленные на аттике, были взяты с арки, которую возвели в честь побед Марка Аврелия над германскими племенами и которая когда-то стояла на склоне холма Капитолия.

Барельефы с аттика арки, южная сторона, правая часть: император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка.


Барельефы с аттика арки, южная сторона, левая часть: перед императором предстаёт германский вождь и другие пленники.



Между панелями, на вершине каждой колонны, расположили фигуры плененных даков, взятые с форума Траяна и напоминающие о военном походе Траяна против них.



Над боковыми арками расположены парные медальоны, созданные во времена правления Адриана. Трудно сказать откуда они были взяты - исследования ученых показали, что они ранее не использовались для других сооружениях. Возможно, они уже украшали предшествующую арку. На медальонах изображены сцены охоты и жертвоприношений. Одной из фигур медальонов являлся император Адриан, однако на четырёх из них его голова была заменена на голову Константина, а на остальных четырех - головами его отца Констанция I-го или восточноримского соправителя Константина - Лициния.

На снимке - медальоны со сценами "Охота на дикого кабана" и "Принесение жертвы Аполлону", "Жертвоприношение Диане", "Жертвоприношение Аполлону", "Выезд на охоту", "Жертвоприношение Геркулесу".

При Константине был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается отбытием из Милана, продолжается сценами из военной кампании, далее идет въезд Константина в Рим, выступления перед народом и раздача денег. В это же время были созданы фигуры богини Победы, божеств рек и времен года, а также медальоны на коротких сторонах арки.


Восемь коринфских колонн выполнены из нумидийского желтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением римских солдат, богини Виктории и пленённых солжат.


Предполагается, что изначально это строение было увенчано квадригой, которая исчезла в результате вторжения вестготов под предводительством Алариха в 410 году или нападения Гейзериха в 455 году.

Надпись на арке гласит, что Флавий Константин Максим победил тирана и всех его сторонников "по божественному вдохновению и величии духа", однако под этими словами можно различить более ранний текст: " по мановению Юпитера Оптима Максима". Вероятно, изменение внесли, когда император впервые увидел надпись (которую составили без его ведома), то есть во время его возвращения в Рим в 315 году, когда его религиозная позиция, по-видимому, определилась чётче. Первоначальный текст показывает, что непосредственно после победы было ясно, что император - римлянин-язычник.

Каналетто (1697-1768). Вид на арку Константина


Совокупность различных элементов арки, как с точки зрения архитектурного стиля, так и с точки зрения исторических эпох, превратило арку Константина в яркий пример бесконечного римского контраста, подобно тому, как сегодня в современном Риме, бок о бок соседствуют архитектурные сооружения разных веков и стилей...

И вот такой интересный факт - перед боем с Константином на Палатинском холме императором Максенцием были спрятаны ценные для него вещи. Поскольку он погиб в битве у Мульвиева моста вместе со своими соратниками, на протяжении последующих семнадцати веков местонахождение клада оставалось неизвестным. В 2007 году, во время проведения строительных работ по прокладке тоннеля для римского метро, все эти сокровища, считавшиеся безвозвратно утерянными, были найдены. В деревянном ящике, обёрнутых шёлковой и льняной тканью - останки имперских боевых знамён - археологи обнаружили церемониальные артефакты: наконечники от флагштока, наконечники копьев и алебард, а также несколько скипетров, украшенных стеклянными сферами.



Триумфальная арка Константина в Риме расположена между Палатином и Колизеем – двумя главными достопримечательностями города. Она была возведена в 315 году в ознаменование победы римского императора в битве, которая проходила у Мильвийского моста в 312 году. Это самая поздняя арка из всех сохранившихся, в которой прослеживаются элементы декора, ранее использованные в более древних монументах.

Триумфальная арка императора Константина символизирует закат великой Римской империи, хотя и выглядит приземистой. На фоне ее арочных украшений особенно выделяются коринфские колонны – кажется, что вся арка опирается только на них.

На аттике – декоративной стенке над карнизом – находятся восемь мраморных статуй, позаимствованных с форума Траяна – последнего из императорских форумов Рима. Меньшие пролеты декорированы медальонами, на которых можно рассмотреть сцены охоты.

Историческая справка


Строительство Арки Константина велось в течение трех лет и было закончено только в 315 году. Сооружение достигает в высоте 21 метра и состоит из трех пролетов. Основная часть арки выполнена из беломраморных блоков внушительных размеров. Общий дизайн похож на дизайн арки Септимия Севера, расположенной здесь же, в Риме. Обе имеют скульптурные панно, антаблементы – балочные перекрытия пролетов, и восемь колонн украшают два фронта арки.

Архитектурные особенности

Колонны арки выполнены из желтого мрамора, на основаниях видны рельефы с изображением пленных варваров, римских солдат и богини победы Виктории. Богиня изображена и на своде главного пролета. Все рельефы относятся к эпохе Константина.

Медальоны двухметрового диаметра, относящиеся ко времени правления римского императора Адриана, расположились над боковыми арками. На них изображены охота на вепря, льва и медведя, принесение жертвы богам Аполлону, Геркулесу, Диане.

В сценах охоты, размещенных на северной стороне, головы Адриана заменены головами Константина, в жертвоприношениях — Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. Поход Константина против Максенция иллюстрирует рельефный фриз. На медальонах с боковых сторон арки изображены божества Солнца и Луны на колесницах.

Аттик выполнен из попарно составленных восьми барельефов, снятых с памятника эпохи Марка Аврелия. По северной стороне изображены: возвращение императора в Рим, император покидает город, раздает деньги народу, допрашивает пленника.

На южной стороне – германский вождь перед императором, обращение к войскам, принесение в жертву богам овцы, свиньи и быка. Вершины колонн увенчаны фигурами даков – группы фракийских племен. Есть предположение, что они взяты с форума Траяна. Оттуда же позаимствованы барельефы, расположенные на боковых стенах аттика арки Константина. Они иллюстрируют празднование победы над даками.

Декор

Декор для арки использован тот же, что и в ранее возведенных римских постройках, предполагаемая причина — у создателей сооружения (в силу необходимости быстрого возведения арки) не было времени на его скульптурное оформление.

Историки предлагают другое объяснение – символическое объединение Константина с правителями прошлого. На отдельных элементах декора угадываются изображения ранее правивших римских императоров – им придали сходство с Константином.

Как добраться

Арка Константина находится на улице Виа Сакра. Добраться до нее можно на метро, доехав до станции Колизей линии В. Это всего две остановки от вокзала Термини. Уже выйдя с метро, можно увидеть, насколько это массивное сооружение. Также в этот район ходят автобусы и трамвай. При желании можно заказать такси – водитель быстро доставит до места назначения.

Арка доступна для туристов ежедневно, без перерывов и выходных. Вход бесплатный для всех.

  • Арка Константина стала образцом для многих подобных сооружений, возведенных в более поздние периоды.
  • В период правления Нерона вокруг арки был установлен фонтан, в котором после боя купались гладиаторы. До наших дней от него дошли только частицы фундамента в виде полукруга.
  • Арка Константина в Риме – единственная, построенная в честь победы в гражданской войне.

Среди жителей древнего Рима была особая мода на величественные архитектурные сооружения, которые прославляли мощь Римской Империи и триумф правителей.

Именно в Риме появились первые в мире триумфальные арки. Позже примеру римских архитекторов последовал весь остальной мир. А самые красивые и величественные арки-врата по-прежнему стоят в Риме на территории, протянувшейся по Форумам до Колизея.

Арка Тита (Arco di Tito)

Самая древняя триумфальная арка в Вечном городе. Построена из белого мрамора, ее высота 15,5 метров, а ширина ворот больше 5 метров.

Это сооружение восхваляет триумф императора Тита (того самого, кто вместе со своим отцом императором Веспасианом, построил Колизей) над неверными иудеями. В 70 г. н.э. после длительной осады Иерусалима, Тит и его армия захватили в плен тысячи евреев и полностью разрушили богатый драгоценными сокровищами храм Соломона.

Барельефы арки изображают именно это - шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме и императора Тита, управляющего квадригой.


Арка Тита была воздвигнута уже в 81 г н.э. после смерти самого императора его приемником Доминицианом. Согласно историческим сведениям, строили ее те самые рабы-евреи, которые попали в плен во время уничтожения Иерусалима. В арке был захоронен прах самого Тита, что для Древнего Рима считалось необыкновенной почестью - только лишь Цезарь удостоился чести быть также захоронен на территории Форума, и император Траян в цоколе своей колонны Траяна. В остальных случаях в Риме было строго запрещено хоронить кого бы то ни было на священной территории форумов.

Где расположена: в юго-восточной части форумов, по дороге via Sacra («Священная дорога») от Колизея до Форумов.

Арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo)


Белая мраморная трехпролетная арка Септимия Севера расположена недалеко от спуска с Капитолийского холма, в северной части римского форума между Курией (местом сбора сената Древнего Рима) и Рострой (ораторской трибуной) на главной Священной дороге (via Sacra).

Построена в 205 году н. э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией (современный Иран) в военных кампаниях 195—203.

Высота арки 20,9 м, ширина 23,3 м. Сделана она из кирпича, но поверхность отделана белым мрамором. Все пролеты соединены между собой проходами.


После смерти отца Караккала не захотел делиться властью со своим братом Гетой и, как часто случалось в Риме, захватил трон с помощью жестокого братоубийства. Сразу же после этого имя Геты было стерто с барельефа арки.

Как добраться: Арка Септимия Севера находится на Римском Форуме, вблизи от Колизея. Можно добраться пешком от метро Colosseo.

Арка Константина (Arco di Costantino)

Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis.

Возведена в 315 году и посвящена расправе Константина над Максенцием (мятежником, пытавшимся захватить власть в Риме) в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, содержит элементы декора, снятые с более древних монументов (тем самым, содержит барельефы, посвященные совершенно разным триумфам - Траяна над даками, фигуры императора Комода и Марка Аврелия). Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

Размеры арки впечатляют: высота 21 м, ширина 25,7 м и глубина 7,4 м. Основная часть строения выполнена из мраморных блоков, а аттик - из кирпича, облицованного мрамором.

Как добраться: находится совсем рядом с Колизеем. Можно добраться на метро, остановка Colosseo.

Все эти арки можно увидеть и изучить подробнее на экскурсии "Императорский Рим" или на Обзорной экскурсии по городу

Непосредственно рядом с Колизеем расположена Арка Константина, установленная в начале четвертого века в честь победы Константина над императором Максенцием. Арка украшена многочисленными статуями и рельефами, сохранившимися в удивительно хорошем состоянии. Арка Константина является одной из трех остающихся имперских триумфальных арок в Риме. Арки Тита и Септимия Севера находятся в соседнем Римском Форуме.

После долгих лет гражданской войны, армия Константина наконец одержала победу над численно превосходящей армией Максенция. Победа в Сражении у Мильвийского моста в 312 нашей эры наконец принесла мир в Римскую империю. Чтобы ознаменовать эту незабываемую победу, Сенат Рима наградил Константина триумфальной аркой. Она была построена всего несколько лет спустя, в 315году.


Большая арка с тремя проходами достигала почти 26 метров шириной и 21 метр высотой. Во время строительства были использованы многочисленные части от более старых сооружений, что в то время являлось обычной практикой. Статуи наверху арки были доставлены из Форума Траяна. Они изображают захваченных солдат Дациана, побежденных армией Траяна.


Рельефные группы между статуями были созданы для Марка Аврелия, в то время как круглые ниши (и возможно даже сама арка) сохранились со времени императора Адриана. Некоторые фигуры в круглых нишах были изменены, чтобы быть похожими на Константина.


Художественное оформление в центральной и более низкой части были созданы непосредственно для этой триумфальной арки. Фриз изображает армию Константина, низвергающую войска Максенция в Тибр. Эти художественные элементы отличаются намного более низким качеством, чем сохранившиеся с эпохи Адриана и Траяна. Отсюда можно сделать вывод, что уровень мастеров во времена Константина был существенно ниже, чем в прошлом. Это довольно символично демонстрирует постепенный упадок Римской империи во многих сферах.


Константин полагал, что его невероятная победа над Максенцием была результатом помощи христианского бога. В результате, во время господства Константина преследования христиан прекратились, а христианство стало официальной религией Римской империи. Он также переместил столицу Империи из Рима в Константинополь в 325 (в то время город был известен, как Византий, а ныне - Стамбул).

В этой статье мы решили объединить три самые знаменитые и значимые триумфальные арки Рима - Константина, Тита и Септимия Севера. Тем более что расположены они в пешей доступности друг от друга и осмотреть их можно в один заход.

Триумфальными арками считается архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки ранее устанавливались при входе в города, в конце улиц, на мостах, широких дорогах, в честь победителей или в память о важных событиях.

Ранее триумфальные арки возводились временные, они чаще всего были сооружены из дерева, и постоянные, такие арки должны были служить долго, поэтому сооружались из камня, кирпича или бетона. Именно постоянные римские арки и сохранились до наших дней, о них то и пойдет речь в данной статье. Все триумфальные арки могли иметь один, три или пять пролетов, были перекрыты полуцилиндрическими сводами, завершающимися антаблементом и аттиком. Украшались статуями, барельефами, горельефами или памятными надписями, или и тем и другим вместе взятым.

Начнем по порядку и рассмотрим каждую арку подробно и в отдельности

Триумфальная арка Константина в Риме

Триумфальная арка Константина расположена в Риме, возле самых знаменитых и значимых достопримечательностей Рима - и Римского форума, по адресу: Via di San Gregorio 184, 00186 Roma, Italia. Как и амфитеатр, арка Константина считается самой яркой аркой Италии и входит в группу основных памятников архитектуры и достопримечательностей Рима.

Арка расположена под открытым небом и посмотреть на неё можно совершенно бесплатно в любое время суток.

Триумфальная арка Константина (латинское название Arcus Constantini, итальянское - Arco di Costantino) представляет собой трехпролетную каменную арка, то есть имеет три прохода - самый большой центральный, расположен по центру монумента, и два меньших размеров по бокам.

Триумфальная арка Константина плюс ко всему имеет и довольно внушительные размеры, в высоту она достигает двадцати одного метра, в ширину более двадцати пять метров, а глубину более семи метров. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик же кирпичный и облицован мрамором.

Также арка Константина является самой посещаемой и позднейшей, то есть последней из всех сохранившихся римских триумфальных арок.

Арка была воздвигнута в 315 году нашей эры. Является единственной в Риме, построенной в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне, что делает её историческую ценность ещё более значимой. Посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года.

В архитектуре арки используются элементы декора, снятые с более древних монументов - сполии. Сполии, в переводе с латинского означает «трофеи», в применении к аркам это элементы декора, в основном колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье выламывались из древних сооружений, как правило, языческих храмов и использовались при строительстве новых зданий как правило, храмов христианских.

Так и в случае с аркой Константина, множество её украшений до возведения использовалось на других ранее разрушенных постройках. Например, на аттике находятся восемь мраморных статуй с форума Траяна. Меньшие пролеты украшены медальонами, изображающих сцены охоты времен Адриана, это ещё второй век.

Именно арка Константина позже стала основным примером для многих подобных сооружений, возводимых в более поздние периоды. Так в Риме появились и другие подобные трехпролетные каменные арки.

Триумфальная арка Тита в Риме

Триумфальная арка Тита (Arco di Tito) является самой древней триумфальной аркой Рима. Поэтому помимо архитектурного, носит ещё и ярко выраженное историческое значение.

Эта арка в отличие от арки Константина, арка Тита однопролетная и имеет более скромные размеры. Имеет высоту более 15 метров и ширину более 13 метров.

Расположена арка недалеко от первой, в восточной части Римского форума, на древней Священной дороге Via Sacr.

Возведена по приказу императора Домициана в 81 году нашей эры, в честь римского императора Тита, вскоре после смерти последнего, в память о взятии Иерусалима в 70 году.

Монумент выстроен из белого пентельского мрамора, добытого в Аттике. Арка декорирована полуколоннами, в углах возле пролета высечены четыре крылатых богини победы - Виктории. Внутри пролета расположены два барельефа, изображающие шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме, там же изображен сам император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге когда-то была расположена и на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась.

Именно арка Тита послужила моделью для создания многих других триумфальных арок Нового времени.

Кстати, для строительства этой арки в Рим были специально привезены более 50 тысяч пленных евреев. Строительство арки положило начало еврейской диаспоры в Европе.

Ходят слухи, что в аттике этой триумфальной римской арки был захоронен прах самого Тита. Подобных почестей были удостоены лишь три правителя за всю историю Римской империи - Цезарь, чье погребение было в Римском Форуме, Траян - в цоколе именной колонны и Тит. Таким образом, арка Тита является не только прародительницей более поздних триумфальных конструкций Рима, но еще и мемориалом, по типу московского мавзолея или в Испании.

Триумфальная арка Септимия Севера в Риме

Триумфальная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo) как и арка Константина является трехпролетной аркой, достаточно хорошо сохранившейся до наших времен.

Арка Септимия расположена, как и арка Тита, на древней Священной дороге Via Sacra, в северной части Римского Форума между Курией и Рострой.

Построен монумент в 205 году нашей эры в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных эпизодах 195-203 годов.

Выполнена арка из кирпича и травертина (известковый туф). Поверхность облицована мраморными плитами. Имеет высоту более 20 метров, ширину чуть более 23 метров и глубину чуть более 11 метров.

С обеих сторон арка украшена надписями, прославляющими римского императора Севера и его род. Во внутреннем пространстве арки, между пролетами, изображены богини победы Виктории и эпизоды из сражений. Кроме того по обе стороны монумент декорирован парными колоннами с элементами различных ордеров. Ранее монумент также украшали скульптуры Севера с сыновьями, но до наших дней они не сохранились.