Икона спас нерукотворный в чем помогает. "Спас Нерукотворный". История образа, иконографические изводы

Спас Нерукотвомрный, чудотворный Мандилиомн -- особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате).

О происхождении данной святыни, служащей источником иконографии, существует два типа предания, каждый из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.

Предание, сохранившееся в Восточной Церкви о Нерукотворном Образе более древнее, упоминается с первой половины IV века. История связана со страдавшим болезнью царем Эдессы Авгарем и получением им плата (убруса, куска ткани, полотенца), на котором запечатлелся отпечаток лица Христа, Который умыл лицо и вытер его этим платом. Авгарь посылал в Палестину живописца Ананию, чтобы тот написал лик Христа. Авгарь хотел в болезни утешится хотя бы тем, что сможет видеть лик Христа, в Которого уверовал, хотя даже не видел Его лично. Но по Промыслу Божию труды Анании, когда он достиг Иерусалима и нашел Христа, не увенчались успехом, и он не смог ничего написать, глядя на Спасителя. Христос Сам позвал к Себе художника, прочел послание Авгаря, умыл Свое лицо водой и вытер его куском ткани, на котором сразу же появилось подобие Его лица. Поскольку борода Спасителя после умывания была влажная, то отпечаталась на плате одной крупной клиновидной прядью, в связи с этим иногда этот образ называют "Спас Мокрая Брада."http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost.. Димитрий, митрополит Ростовский Жития святых Память 16 августа

Таким образом, Святой Мандилион (от греч. "убрус", "мантия", "шерстяной плащ") стал первой в истории иконой.

Евсевий Кесарийский описывает это в своем труде "Церковная история."http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/.. Евсевий Кесарийский Церковная история книга 1,13. Евсевий Кесарийский в качестве подтверждения приводит два документа из архивов Эдессы, переведенных им с сирийского: просьбу Авгаря и ответ Спасителя.http://www.odinblago.ru/istoriya_drevney_cerkvi/evsev.. Евсевий Кесарийский. Церковная история КНИГА ВТОРАЯ Рассказывает о письмах Авгаря и Христа так же Ефрем Сирин.http://www.krotov.info/library/06_e/efr/em_sirin_017... Ефрем Сирин ТВОРЕНИЯ Том 3, ПРЕДСМЕРТНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ.

Так же, переписка царя со Христом и рассказ о принесении послами Авгаря изображения лика Христа включены в книгу "История Армении" армянским историком V века Моисеем Хоренским. "Это послание принес Анан, вестник Абгара (Авгаря), вместе с изображением лика Спасителя, которое хранится в городе Эдессе и поныне."http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/02.html MOBCEC XОPEHAЦИ «ИСТОРИЯ АРМЕНИИ» КНИГА ВТОРАЯ, 30 Посылка князей Абгаром к Марину, по каковому случаю они увидели Спасителя нашего Христа, откуда началось обращение Абгара.

Авгаря так же посетил Фаддей. После Распятия, Воскресения и Вознесения Христа в Эдессу пришел святой Фаддей, один из семидесяти Апостолов. Подробно рассказав о Христе Авгарю, Фаддей крестил его, после чего Авгарь был окончательно избавлен от своей болезни. Вместе с царем так же крестилась вся его семья и домочадцы, позже были крещены все жители Эдессы. Установленный на воротах города языческий идол был уничтожен. На этом месте Авгарь сделал углубление в стене, позволявшее защитить его от попадания осадков; наложил плат с изображением Христа на доску, изготовленную из дерева, не поддающегося гниению и стойкого ко внешним воздействиям, украсил получившуюся икону золотом, драгоценными камнями и установил в это углубление в городской стене над входом в город. Кроме этого, он так же выполнил надпись: "- Христе Боже! Всякий уповающий на Тебя не постыдится."http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost.. Димитрий, митрополит Ростовский Жития святых Память 16 августа. Об этом событие рассказывает Прокопий Кесарийский, повествуя о осаде Эдессы персидским царем Хосровом в своей книге "Война с персами. Война с вандалами. Тайная история": по его словам, Авгарь в старости страдал тяжелой подагрой.http://www.alanica.ru/library/Prokop/text.htm "Война с персами. Война с вандалами. Тайная история" Прокопий Кесарийский Война с персами. Книга 2,XII.Есть и апокрифические свидетельства неизвестных авторов об этом событии: Учение Аддая апостола (V--VI вв.) и более позднее Древнерусская версия легенды об Авгаре, рукопись XIII века.http://khazarzar.skeptik.net/books/mesher01.htm#g02 Учение Аддая апостола,http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Avgar_Rus.. Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов ОГЛАВЛЕНИЕ Древнерусская версия легенды об Авгаре по рукописи XIII века.

Кроме того сохранилось еще свидетельство Эгерии "Паломничество по святым местам"http://www.krotov.info/acts/04/3/palomn.htm Эгерия(Этерия) "Паломничество по святым местам".

Льняное полотнище с изображением лика Христа продолжительное время хранилось в Эдессе как главная реликвия города. Впервые историю Нерукотворного образа изложил император Константин VII Багрянородный. Согласно его повествованию Авгарь украсил Нерукотворный образ Спасителя и установил его в каменной нише над входом в город, для того, чтобы каждый входящий мог почтить святыню поклонением.

Меж тем спустя некоторое время один из потомков Авгаря вернулся к язычеству, тогда чтобы уберечь язычников, его заложили в нише кирпичами (черепицей) и он был продолжительное время спрятан до вторжения персидского войска Хосрова. Согласно версии, приведенной императором Константином, в момент закладки иконы кирпичом перед ней была установлена горящая лампада. Во время войны с персами, в одну из ночей Евлалию, епископу этого города, было дано ведение: он увидел некую женщину, которая сказала ему: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его», и указала на это место. Епископ ранним утром разобрал кирпичную кладку и обнаружил образ Спаса Нерукотворного. По свидетельству императора Константина, лампада продолжала гореть, не потухнув и не повредив икону, кроме того на кирпичах осталось точное изображение Спасителя, запечатлевшееся с иконы. Таким образом, был получен второй образ, точная копия первого, названная "Спас Нерукотворный на черепье" или Керамида.http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&m.. 681. (410.) Минея четья мес. август, полууст., напис. 1627 года Германом Тулуповым. Слово Константина Порфирогенита, о Христе царя греческаго, Повесть от различных собрана историй о посланием ко Авгарю нерукотворенном и божественном Образе Христа Бога нашего, и како от Едесапринесеся ко всеблагоденствующему и царствующему во градехКонстантинуграду. (перевод прп.Максима грека),http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Addai.php Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов Учение Аддая апостола. Лист 558.

В период иконоборчества защищая иконы от нападок иконоборцев на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин.http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera4_16.html Точное изложение православной веры. Книга 4 Глава XVI Об иконах.Григорий II папа Римский, когда узнал о начале иконоборчества в Константинополе в 730 году, то написал два послания к императору Льву Исавру, в которых убеждал его остановиться и прекратить гонения на иконы. В первом послании он пишет о Нерукотворном образе следующее: "В бытность Христа во Иерусалиме Авгарь, тогдашний князь и владыка эдесский, услышав о чудесах Христа, написал к Нему послание, и Христос послал ему собственноручный ответ и святое славное изображение Лица Своего. Пошли же за этим Нерукотворенным Образом и посмотри. Туда стекаются во множестве народы Востока и приносят молитвы."http://www.pagez.ru/lsn/0410.php Первое послание святого отца Григория, папы римского, к императору Льву исаврянину о святых иконах. В 787 году Седьмой Вселенский собор использует факт существования Нерукотворного образа как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

29 августа 944 года образ получил император Константин VII Багрянородный и торжественно перенес его Константинополь. Эта дата вошла в церковный календарь как общецерковный праздник. Позднее реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (предполагают, что корабль, перевозивший икону в Европу, потерпел крушение и затонул вместе со всем грузом и экипажем, в том числе с изображением Спаса Нерукотворного).

Западноевропейское средневековое предание предлагает другую версию возникновения образа Спас Нерукотворный. Этот вариант предания впервые упоминается примерно между XIII и XV веками, и возникает, вероятно, в среде францисканских монахов. Согласно ему, еврейка Вероника, сопровождавшая в числе прочих Христа при Его пути на Голгофу, вытерла от пота и крови Его лицо куском льняной ткани, на котором остался отпечаток Его лика. Западный вариант предания возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог вытереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на ткани. Святыня, так называемый "плат Вероники" хранится в Риме, в соборе Святого Петра. Предполагается, что имя этой женщины возникло в предании позже, как искажение латинской фразы veraicon ("истинный образ"). Главная отличительная особенность изображения «Плат Вероники» от «Спаса Нерукотворного» -- терновый венец на голове Спасителя, так как он отпечатался на полотенце, поданном Вероникой во время несения Иисусом Христом креста. Отсюда возникает характерное изображение в западноевропейской живописи Христа преимущественно с терновным венцом на голове, который, следует отметить, был свит не в форме диадемы, как принято изображать, а представлял собой подобие шлема, полностью покрывавшего голову и терзавшего шипами кожу, по предположениям, раздирая мягкие ткани до костей.

На плате на просвет можно разглядеть изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили, что оно было нанесено не с помощью красок либо каких то известных органических материалов.

Известны, как минимум, два так называемых «Плата Вероники»:

1. в соборе Святого Петра в Ватикане;

2. «Лик из Манопелло», так же именуемый «Вуаль Вероники», но на нем отсутствует терновый венец, при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что рисунок рукотворный, в позитиве, пропорции частей лица нарушены. Из этого исследователи делают вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю.http://kyanina.livejournal.com/4258.html Крестный путь -- Плат Вероники, Судариум из Овьедо, Туринская Плащаница.

Существуют теории, относящие образ Спаса Нерукотворного к еще одной общехристианской святыне - Туринской Плащанице. Она представляет собой ростовое изображение Христа, чудесным образом запечатленное на льняном холсте, которым было обернуто Его тело после распятия и снятия с креста. Предполагают, что выставляемый в Эдессе плат с изображением Нерукотворного образа мог быть сложенной в несколько раз Туринской плащаницей, следовательно, Спас на Убрусе не был утерян, а все же вывезен в Европу и сохранен. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа -- «Спас Нерукотворный -- Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.

Необходимо сказать о двух списках образа Спас Нерукотворный, почитаемых в качестве двух великих святынь в Италии. Это две близкие по размерам иконы, примерно 40х29 см., покрытые плоским серебряным окладом, который воспроизводит очертания лика. Одна из них находится в Риме, другая в Генуе в армянской церкви св. Варфоломея и была в 1384 г. подарена византийским императором Иоанном V генуэзскому капитану Леонардо Монтальдо.Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 сУ обоих изображений общие иконографические черты: острая борода и ниспадающие волосы по одной пряди с каждой стороны лика. По мнению некоторых исследователей, например Х. Бельтинга, один из этих образов мог быть средником Синайского триптиха Х в., от которого до нас дошли только боковые части. Размеры по высоте обоих вышеотмеченных образов и боковых створок триптиха практически идентичны.Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 752 с.

Со второй половины XV в. изображения Плата Вероники и Римской иконы Спаса Нерукотворного соединяются. Подтверждает это Утрехтская миниатюра второй половины XV в., а так же алтарный образ для капеллы Вероники в соборе св. Петра в Риме, написанный Уго да Карпиок. 1525 г., где св. Вероника держит Римскую икону Спаса Нерукотворного. По словам Н. Кондакова, Генуэзская икона Спаса Нерукотворного легла в основу иконографического типа Святого Мандилиона, известного в России как "Спас Мокра Брада"Кондаков Н. Лицевой иконописный подлинник: Том 1 Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1905. - 97 с.. Немецкие исследователи К. Онаш и А. Шнипер считают, что название "мокра брода" происходит из Новгорода.Онеш К. Шнипер А. Иконы: чудо духовного преображения. - М.: Интербук, 2001. - 301 с.Преданию об Авгаре более соответствует изображение Спасителя с мокрыми волосами, как отмечалось выше. Следует отметить, что изображения именно Спасителя с клиновидной бородой и собранными в две пряди волосами вокруг лика, распространяются через Новгород в России и через западные области в Украине, находившиеся на границе католического и православного миров.

Традиции изображения Нерукотворного Спаса в Украине восходят к ХІ -ХІІ вв. Самым старым памятником является икона Нерукотворного Спаса ХІІ в. из ГТГ.,Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. - М.: Искусство, 1981. - С. 10-11.определенная В. Н. Лазаревым как Новгородская, поскольку икона была вывезена Иваном Грозным из Новгорода, кроме того так же по сходству изображенных ангелов на обратной стороне иконы с росписями из Нередицы. Однако сам В. Н. Лазарев обращал внимание на стилистическую разницу лицевой и оборотных сторон иконы и допускал разновременность написания сторон Там же.. Современная наука считает, что эта икона происходит из КиеваОвсійчук В. Крвавич Д. Оповідь про ікону. - Л.: Інститутнародознавства НАН України, 2000. - 396 с. На этой иконе волосы Христа разделены на четыре пряди, борода свисает; иконописец не изображает Плат, следуя преданию, согласно которому Авгарь велел натянуть Плат на доску. В таком состоянии образовывать складки убрус не могСтерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV веков: Происхождение, символика, художественный образ. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 264 с..

Традиция не изображать складки убруса продолжается до второй половины XIII в.Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 с

С XV века появляются изображения Нерукотворного Спаса на полотне, покрытом складками, который держат Ангелы или Архангелы.Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 15 с.

Изображенные Ангелы выражают идею соборного предстояния ангельского мира и людей Нерукотворному Образу, Самому Господу. Поводом к появлению такой композиции явилась праздничная служба Образу Спаса Нерукотворного (1629 августа), где есть слова: "Егоже пришествием совокупи с человеки Ангел множество…" (стихра 4-го гласа на великой вечерни), "Веселятся с земными Небесныя… явльшуся днесь Божественному образу" (на утрени, другой канон, глас 6, песнь 7). "Радуйся, пречестный образе, Ангелы покланяемый… человеком возжеленный…" (на утрени, на хвалитех стихира на 4, глас 5).

Этот извод широко распространяется в XVI-XVII столетиях, что подтверждает и исследуемая икона. Однако, если самый древний из сохранившихся памятников русской иконографии - псковская икона Нерукотворного Спаса, в главных чертах Лика следует образцам предшествующих эпох, то большинство украинских икон Спаса Нерукотворного идут от западных соединенных образов, созданных из соединения икон Нерукотворного Образа и Плата Вероники. Примечательно, что в XV-XVI вв. традиционный иконографический тип Плата Вероники, с ликом Христа в терновом венце еще окончательно не оформился, и в западноевропейских произведениях встречаются изображения Спасителя в венце и без него.

Русские изображения "Спаса мокра брода" изображают по преимуществу четыре пряди, иногда практически объединяя их в две.

Изображения Плата Вероники в терновом венце в Православной иконографии появляются с конца XVII в. Классическим образцом в украинской традиции предстает икона, созданная Иовом Кондзелевичем в 1722 г. Появление тернового венца на голове Христа в данной иконе предстает логическим продолжением существовавших в украинской иконографии на протяжении предыдущих столетий в украинской иконографии. В иконе И. Кондзелевича мы видим те же две пряди волос и остроконечную бородку, как на Спасе Нерукотворном, к этому добавляется терновый венец, который к тому времени становится обязательным иконографическим атрибутом Плата Вероники.

Необычайное для восточной иконографии соединение Святого Убруса и Евхаристии тоже имеет своеоснование. Традиция помещать вокруг Св. Мандилиона дополнительные изображения, объясняющие смысл почитания этой иконы, берет начало в после иконоборческом периоде, когда в подобных изображениях была острая необходимость. Сохранившиеся до нашего времени створки триптиха Х в. из Синайского монастыря дают основания утверждать, что иконописание установлено Самим Богом. Иконописец наглядно преподносит предание о Св. Убрусе, вводя в икону апостольское свидетельство в лице святого апостола Фаддея. Примеров такого соседства сюжетов немного. Самые известные - это греческая миниатюра из менология № 9 из Московского исторического музея и горельефные изображения на окладе вышеозначенной генуэзской иконы. С XVI в. Распространяется извод «Спас Нерукотворный с деяниями», известный в большом количестве списков со второй половины XVII в. К XVI в., к ним относится икона из Словакской народной галереи в Братиславе.Tkac S. IkonySlowackieod XVI do XIX wieku. - Warszawa, Bratyslawa: Arkady, Tatran, 1984. - S. 27 На иконах "Спас Нерукотворный с деяниями" в клеймах помещена история святыниПрипачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 21-23 с.. Существует старообрядческая икона второй половины ХІХ в., где Св. Убрус наложен на четырехчастное изображение. В первой написана Богородица в иконографическом типе "Знамение", с двумя Херувимами, во второй - "Спас Благое молчание", в третьей Усекновение главы Иоанна Предтечи, в четвертой - свт. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Это можно объяснить следующим образом: Знамение Пресвятой Богородицы с херувимами - ветхозаветное ожидание прихода Мессии, Спас Благое молчание - Логос до Воплощения, Усекновение главы Иоанна Предтечи - казнь последнего пророка, говорившего о приходе Мессии и начало Нового Завета, Новозаветной Церкви, изображение святителей, как вселенских учителей и создателей чина литургии, т. е. Бог Вочеловечился. Все эти четыре сцены, показывающие историю Боговоплощения, заканчивает образ Нерукотворного Спаса, являющийся весомым доказательством прихода на землю Бога во плоти. Все перечисленные варианты иконографии раскрывают догмат о Боговоплощении.

Икона «Спас Нерукотворный с Евхаристией» из собрания Харьковского Художественного музея раскрывает Нерукотворный Образ как символ Евхаристический. Судя по размерам иконы и изображения Евхаристии, этот образ некогда завершал Царские Врата.

Сцена причащения хлебом расположена с правой стороны; на переднем плане находятся Престол, на нем помещаются дискос, нож и просфора. Христос подает Апостолам хлеб В сцене причащения хлебом, расположенной с правой стороны Нерукотворного Спаса, на переднем плане изображен престол. На престоле находится дискос, нож и просфора. В правой части Христос, изображенный в профиль, подает апостолам хлеб. В сцене причащения вином, которая построена аналогичным образом, на престоле изображен сосуд для вина и потир. Христос держит в левой руке потир, правой благословляет. Сцены причащения апостолов в иконе из ХХМ, образуют одно целое с Нерукотворным Образом Спаса. Немецкий исследователь Х. Бельтинг, отмечая особенности почитания Плата в Риме, упоминал, что реальность Евхаристии соединилась с желанием видеть настоящую плоть Христа.Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.-265 с. Именно в этом смысле и следует понимать иконографию данной иконы. Российский исследователь Л. Успенский так же отмечал, «что Христос в Святых Дарах не показывается, а дается. Показывается же Христос в иконе.»Успенский Л. Богословие иконы православной церкви. М.: Изд. западноевропейского экзархата. Московский патриархат, Паломникъ, 2001. - 474с. Таким образом, икона Спаса Нерукотворного из ХХМ своей иконографической программой показывает Христа, даваемого в Евхаристии, и для этого выбрана икона Нерукотворного Спаса, как главное свидетельство реального Воплощения Бога. Свидетельство реальности Евхаристии, показанное на данной иконе, могло быть реакцией на распространение протестантизма на западноукраинских землях, о котором упоминает П. ЖолтовскийЖолтовський П. М. Українськийживопис XVII - XVIII ст. - К.: Наукова думка, 1978. - 327 с.. В протестантизме Евхаристия понимается как символ, как воспоминание о Евангельской Тайной Вечери. Данная икона призвана свидетельствовать о реальности главного таинства Православной церкви.

Итак, подведем итог обзора иконографических изводов иконы «Спас Нерукотворный»:

1) «Спас Нерукотворный» («Спас Мокрая Брада»);

2) «Спас Нерукотворный с Ангелами (Архангелами)»;

3) «Спас Нерукотворный с Евхаристией»;

4) «Спас Нерукотворный с деяниями».

Итак, вновь обратимся к Святому Мандилиону, перенесенному из Эдессы в Константинополь. Проследим историю развития его иконографии и появление новых изводов на Руси. Сначала рассмотрим, же он собой представлял. Описания, составленные свидетелями его пребывания в Константинополе нечеткие. Псевдо-Симеон Магистр, византийский автор, сообщает, что после прибытия святыни император Роман Лакапин, его сыновья и Константин Багрянородный созерцали образ «на святом полотнище Сына Божьего», однако изображение на плате было трудно различимо. По одним данным, можно было разглядеть только то, что это лицо, по другим просматривались кроме того еще уши. До наших дней сохранились лишь списки со святыни, но как на самом деле выглядело полотно, запечатленное Христом, мы не знаем.

В Италии сохранились два списка, попавшие туда при разных обстоятельствах в разное время: один из них хранится в папском дворце в Ватикане и вставлен в литую раму с изображениями ангелов; датируется 1208 годом. Точная датировка и обстоятельства его попадания в Рим не известна, некоторые ученые относят его к VI веку. Образ небольшой по размеру, выполнен на куске загрунтованного холста, написан словно бы с действительного отпечатка лица: видно только невысокий лоб, небольшие глаза, клиновидные бороду и две небольшие пряди волос; нет изображения складок и нимба; цветовое решение однообразно.

С этим образом сходен еще один список, хранящийся в в монастыре Сан Барталомео дельи Армени в Генуе (вышеозначенные римский и генуэский Спасы Нерукотворные.) Образы очень схожи, различие заключается в основном в том, что эта икона уже выполнена на доске, создана по видимому на восемь веков позже и покрыта окладом с чеканными клеймами, повествующими историю Мандилиона; размеры римского и генуэзского Спасителей практически точно совпадают, внешние характеристики почти одинаковы. Очевидно, что оба образа имели один прототип. Образ из Сан Бартоломео был прислан в Геную в 1360 году в дар Леонардо Монтальдо императором Иоанном V за особые заслуги. Монтальдо почитал эту икону за подлинный Мандилион и позже пожертвовал ее монастырю.

На момент заказа иконы для Леонардо в Константинополе подлинного Мандилиона уже не было, но у верующих хранились его копии. Один из них был привезен на Русь в 1354 году святителем Алексием, получившим его из рук патриарха Константинопольского, на момент возведения его на русскую кафедру. В Москве святитель основал я монастырь на Яузе для хранения великой святыни. Первым настоятелем монастыря во имя Нерукотворного Спаса, где в главном соборе хранилась икона, становится ученик Сергия Радонежского Андроник, чье имя в последствие приобретает и сам монастырь.

Этот собор своей архитектурой напоминал византийские храмы-реликварии, а монастырь воспринимался как небольшая копия Константинополя, о чем свидетельствует местная топономика.

Образ несколько столетий хранился в алтаре, вплоть до распоряжения царицы Евдокии Лопухиной в XVII веке поместить его в местном ряду иконостаса для получения доступа к святыне и свободного поклонения ей.

Образ хранился в монастыре до конца XIX века. В 1905 году исследователь Н. П. Кондаков опубликовал репродукцию иконы, что помогло позже обрести утраченного в 1917 году Спаса Нерукотворного в 2000 году. При подготовке к выставке в музее имени Андрея Рублева, расположенного на территории монастыря, «Спас Нерукотворный», икону обнаружили в запаснике музея «Новодевичий монастырь». Икона была сильно записана, но сохранила исходные черты.

Высказывалось мнение, что именно эта икона является древнейшим образом «Спаса Нерукотворного», поскольку черты лика и размеры доски совпадают с итальянскими иконами.

На Руси икону из Андроникова монастыря копировали, делали списки, которые быстро распространялись среди верующих; в основном это были домашние иконы, переходившие из поколения в поколение.

Кроме типа иконографии, представленной на этой и итальянских иконах Спасителя, появляются и другие ее типы, возникающие под влиянием множества процессов. Изменения, как правило, брали свое начало в Византии, позже распространяясь в других православных странах.

Небольшие по размерам и скромные по чертам изображения не передавали идею торжества Спасителя в мире, поэтому иконы Спаса Нерукотворного стали писать гораздо более крупными, придавая им черты идеальной красоты, не воспроизводя в точности первые списки.

К одной из таких икон относится Спас Нерукотворный из Новгорода XIII века для храма Нерукотворного образа на Добрыниной улице: крупные вытянутые глаза, изогнутые брови, пышные волосы, распадающиеся по две мягкие пряди с обеих сторон, отмеченные золотыми линиями; лик написан на фоне большого нимба с широким перекрестием. С обратной стороны доски написана еще одна икона: крест, которому поклоняются ангелы, и орудия Страстей Христовых: в целом обе стороны олицетворяют идею Боговоплощения и искупительной жертвы Господа. Такие иконы предназначались для поклонения в Страстную седмицу. Лик Христа при достаточно небольшом размере по видимому потому и является таким выразительным, что служил выносным образом и требовалось различить его черты с большого расстояния.

Вторая по древности икона с изображением Святого Лика происходит из Ростова Великого: она близка по размеру с новгородской, но выполнена в традициях русского искусства XIII века. На обороте ее ничего не написано; Спаситель изображен фронтально, с крупными чертами, волосы разделены на неравное количество прядей, борода распадается на множество небольших завитков; появляется растянутый плат, который вовсе отсутствует в новгородской иконе; на него наносятся надписи: «Царь Славы», борода и волосы выходят за грани нимба, что указывает на нерасторжимость самого лика и ткани. На Руси самой ткани святого изображения придавали большое значение, поскольку материальные святыни всегда высоко почитались в православии.

К XIV веку Спас Нерукотворный становится основным образом в русском искусстве. Существует ростовская икона XIV века с синим, со множеством ниспадающих полукругом складок и с узлами на верхних концах. Это связано с тем, что форма и размер плата в письменных источниках не указаны, но по видимому, такая традиция изображения восходит к обряду поклонения иконам, когда их выносили задрапированными тканью. Но скорее плат символически изображает небо, подтверждение чему есть в текстах службы на 16 августа. Лик на этой иконе может быть воспринят, как Лик на небесах, кроме того, золотистый нимб, особенно на синем фоне, воспринимается как символ небесного светила, «Христос-солнце правды».

В XIV веке возникает новый тип образа Спасителя, отличающийся масштабностью и выразительностью. Примером иконы этого периода является образ конца XIV века из собрания музея Андрея Рублева. Очень крупная доска, в размер человеческого роста, вмещает в себя плат со множеством вертикальных складок, описанный двойной линией по нижнему краю и удивительный лик Христа, с очень широким лбом и значительно и резко сужающийся к подбородку, с активным разворотом влево, но прямым напряженным взглядом. Икона по своим характеристикам относится к византийскому монументальному искусству, выразительный, крупный лик на фоне крупных складок ткани. Христос представлен грозным судьей, что объясняется эсхатологическими настроениями в обществе на тот момент.

Данная икона в силу большого размера не была выносной, а предназначалась для алтарной преграды. До появления в XV веке высоких иконостасов они были каменные, высотой до двух с половиной метров, а Царские и дьяконские врата завешивались тканью. Рядом с таким алтарными преградами, в сравнении с ними икона с изображением Лика на ткани со множеством складок приобретала еще более острый эсхатологический характер, придавая иконе новый содержательный акцент. Алтарь истолковывается как образ Небесного Иерусалима, Царства Небесного- места пребывания Господа, места принесения Бескровной жертвы и совершения Евхаристии. Лик Господа выступал как Образ Судьи на границе реального и духовного миров, на границе храма и алтаря. Таким образом, с соединением живописных и архитектурных приемов подчеркивались и передавались эсхатологические идеи христианства.

В XV-XVI веках иконы Спасителя приобретают новые черты. В храмах появляются маленькие выносные иконы. Предназначенные для аналоя, куда они выносились для поклонения не только 16 августа, но и в другое тремя служебного круга, указывая на истинность Воплощения Бога и возводя к Его страданиям.

Одной из таких икон является икона-таблетка из Великого Новгорода: она соединяет в себе несколько древних канонов: черты первой на Руси иконы Спаса Нерукотворного - узкий лик и две узкие пряди волос по бокам - и черты образов второй половины XIV века - разделенная на две пряди борода и задрапированный плат. Новый вариант иконографии, объединяющий в себе два самостоятельных образа, был впервые создан в Москве в процессе развития иконографии. Икона из Новгорода обладает абсолютным спокойствие и отрешенностью.

В искусстве XV-XVI были и точные повторения древней иконографии, как например икона из Великого Устюга, написанная ростовским мастером: отсутствует плат, лик помещен на золотой фон, нимб вписан в плоскость доски, близкой по формату к квадрату, как в новгородской, первой вышеупомянутой иконе, хотя мастер непосредственно этот образ мог не знать и не видеть, а работать с его списком от 1447 года, что становится понятным по дошедшим письменным источникам. Этот список послужил прототипом для всех устюжских икон Спаса Нерукотворного. Эта икона была установлена в башне города для избавления по видимому от чумы; к ней совершались соборные хождения с молитвами, что являлось утвердившейся на Руси традиций крестных ходов в подражание моленным шествиям Константинополя. Для таких крестных ходов появляются особые выносные иконы, закрепленные на древках.

Как видно, к XVI появилось несколько изводов, типов иконографии, одинаково почитаемых. В конце XV века появляется еще один тип, связанный с Софией Палеолог, ставшей женой князя Ивана III и привезшей с собой икону Спасителя, датировку написания который трудно установить. Царь Федор Алексеевич заказ для образа драгоценный оклад. Размеры иконы необычайно крупные для домашнего использования, 71х51 см: обычно в боярских палатах было несколько небольших икон, однако эта икона совпадает по размерам с образом из знатных европейских домов, где, судя по гравюрам, устанавливалась одна икона. Основным источником информации об иконе, привезенной Софией, на данный момент является оклад, повторяющий очертания изображения: пышные волосы, борода, разделенная на пряди, и два ангела, поддерживающие убрус за концы сверху, написанные в виде небольших полускрытых фигур. Эта иконография не известна ни в русском искусстве, не в византийском, но приобретает распространение в католическом, имея под собой основание изображения ангелов, несущих щит с изображением Христа Эммануила, представленных на саркофагах. Распространение такой иконографии произошло во времена папы Урбана V во второй половине XIV века: ангелы входили в композицию его личного герба.

Особая римская иконография Мандилиона предположительно была выбрана для благословения византийской царевны по причине того, что после окончательного завоевания турками Византии племянники последнего византийского императора жили в Италии на иждивении папы Павла II, под опекой кардинала Виссариона, перешедшего из православия в католицизм и искавшего для Софии жениха по всей Европе. Брак царевны с московским князем пришелся на время ступления на папский престол Сикста IV, особо почитавшего Святой Мандилион. Византийская царевна увозила на новую родину образ римской реликвии, напоминавшей о Константинополе. Новая иконография быстро и органично была воспринята русскими мастерами и так же стремительно получила распространение. Известны исполненные в XVI веке списки этой иконы, как например образ, вложенный княгиней Анной Трубецкой в Троице-Сергиев монастырь в память о муже. Белый, словно с усилием удерживаемый ангелами плат напоминал о нависающем полотне неба.

Такая иконография быстро распространилась до окраин Московского государства, стала помещаться в иконостасы, в том числе как средник деисусного ряда или как венчающая Царские Врата икона в соединении с Евхаристией, когда идея реального воплощения Господа соединялась с желанием видеть Его плоть и передавать ее в Евхаристическом общении. Одна из икон с ангела была особенно прославлена, это образ из города Хлынова (ныне город Киров), где на сегодняшний день не сохранилась, известна только фотография, с которой современным иконописцем сделан список.

Композиция с ангелами органично вошла в двухчастную композицию «Спас Нерукотворный. Не рыдай Мене, Мати»: в верхней части представлен Спас Нерукотворный с ростовыми ангелами (они кроме того изображаются в рост возле убруса, а не только как небольшие фигуры, несколько выступающие из-за него), в нижней Спаситель на фоне креста с Богоматерью и святым Иоанно Богословом. Эту композицию можно считать развернутой иллюстрацией к одной из песней Канона Космы Маюмского, исполняемого на богослужении Великой Субботы на Страстной Седмице.

В XVII веке особо возрастает почитание Спаса Нерукотворного: Ему посвящается множество храмов, изображаются клейма с сюжетами из повести Константина Багрянородного, описывающие историю Мандилиона. В первой половине века получают распространение иконы с изображением отдельных клейм, особенно исцеление царя Авгаря.

Последовательно события истории Убруса пишутся в клеймах, средником служит двухчастная композиция «Не рыдай Мене, Мати», нередко история Убруса перемежается со сценами из земной жизни Христа. В клейма вводится изображение Седьмого Вселенского Собора в Никее, когда Святой Убрус использовали в качестве аргумента необходимости и Богоустановленности иконопочитания.

В XVII веке изменился живописный язык мастеров, сами иконы, в том числе и Спас Нерукотворный. Сама иконография сохранилась неизменной, но лик стал писаться в стиле живоподобия: лик Христа писался по подобию человеческого лица, был осязаем, плотян, с румянцем, объемный; плат с мягкими шелковистыми складками. Создателем первой такой иконы стал иконописец Симон Ушаков, соединяющий традиции более ранних западных мастеров и русские традиции иконописания. Ушаков написал несколько небольших, сходных с реальным размером человеческого лица икон Спасителя. Для церковных иконостасов он так же создал икону «Спаса Нерукотворного» с летящими ангелами, поддерживающими плат в виде завесы и текстами молитв ко Христу или перепиской Христа с Авгарем.

XVII век был последним веком традиционной русской иконописи: реалистичные тенденции русского искусства XVIII века привели к появлению нового образа «Спаса Нерукотворного»: его пишут в соответствии с новым идеалом красоты и в новых, реалистичных формах. Представление оь обобщенном, созданном чудом лике уходит в прошлое, святой Лик начинает напоминать портрет.

Обобщим линию развития иконографии «Спаса Нерукотворного»:

1) Максимально приближенные к подлинному Мандилиону изображения Спасителя.

2) В целом сохранение черт Мандилиона, но написание крупных, внушительных образов, призванных подчеркнуть торжество Христа (без плата).

3) Изображение лика неизменно, появляется плат.

4) Возникновение изображений на плате со складками, характеризующие Христа как «Свет миру» на небесном полотне.

5) Обострение эсхатологических настроений и придание образу особой строгости.

6) Соединение списков подлинного Мандилиона и развившейся на Руси иконографией.

7) Спаситель на убрусе с поясными Ангелами.

8) Спаситель на убрусе с ангелами/архангелами поясыми/ростовыми, с Богородицей и Иоанном Крестителем в молении/Евхаристией/композицией «Не рыдай Мене, Мати».

9) Иконы с клеймами из повести о Святом Убрусе: средник обычно двухчастная композиция с «Не рыдай Мене, Мати.» Иконы с отдельными сценами повести.

10) Постепенный переход к живоподобию.

11) Иконы, практически схожие по изображению с портретами.

Список Литературы

лик нерукотворный образ икона

1)Евсеева Л. М. Нерукотворный Образ Спасителя. Санкт-Петербург 2013 - 7-55 с.

2) Л. Успенский. Богословие иконы Православной Церкви». Издательство Западно- Европейского экзархата Московский Патриархат, 1989 г.

3) Мохова Г. А. Нерукотворный образ Спасителя на Вятской земле. - Киров, 2010.

4) Робин Кормак. Иконы. Британский музей. Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. «Издательство ФАИР», 2008

5) Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. Москва, Северный паломник, 2002.

6) Белик Ж. Г. Иоанн Креститель. Санкт-Петербург, 2013.

7) Гусакова В.О. Словарь русского религиозного искусства. «Аврора», Санкт-Петербург 2008.

Великой для верующих является икона «Спас Нерукотворный» – один из самых первых православных изображений, где представлен лик Христа. Значимость этого образа приравнивается к распятию. Есть несколько списков, представленных известными авторами.

«Спас Нерукотворный» – история происхождения

Многие люди задавались вопросом, откуда взялось изображение лика Христа, если о нем ничего не сказано в Библии, а церковное придание сохранило минимум описаний внешности? История иконы «Спас Нерукотворный» указывает, что подробности о лике донес до людей римский историк Евсевий. Правитель города Эдесса Авгарь был серьезно болен, и он послал к Христу художника, чтобы тот написал его портрет. У него не получалось справиться с поставленной задачей, поскольку его ослепляло божественное сияние.

Тогда Иисус взял полотно (убрус) и отер им свое лицо. Здесь случилось чудо – на материю передался отпечаток лика. Изображение носит название «нерукотворной», поскольку оно было создано не руками человека. Вот так появилась икона именуемая «Спас Нерукотворный». Художник отвез ткань с ликом царю, который, взяв ее в руки, исцелился. С того времени изображение сотворило много чудес и продолжает это дело до сих пор.

Кто написал «Спас Нерукотворный»?

Первые списки иконы стали появляться сразу после установления христианства на Руси. Считается, что это были византийские и греческие копии. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой был сам Спаситель, хранилась у царя Авгаря, и ее описание дошло к нам благодаря документам. Есть несколько важных деталей, на которые стоит обратить внимание, рассматривая портрет:

  1. Материя с отпечатком была натянута на деревянную основу и этот образ является единственным изображением Иисуса, как человеческой личности. На других иконах Христос представлен или с какой-то атрибутикой, или совершающим определенные действия.
  2. Образ «Спаса Нерукотворного» в обязательном порядке изучается в школе иконописцев. Кроме этого, они должны сделать список в качестве первой самостоятельной работы.
  3. Только на этой иконе Иисус представлен с нимбом замкнутого типа, что является символом гармонии и указывает на завершенность мира.
  4. Еще один важный нюанс иконы «Спас Нерукотворный» – лицо Спасителя изображено симметрично, вот только глаза немного скошены на бок, что делает образ более живым. Изображение симметрично не просто так, поскольку оно указывает на симметричность всего, что создано Богом.
  5. Лицо Спасителя не выражает ни боли, ни страданий. Смотря на образ можно увидеть , равновесие и свободу от каких-либо эмоций. Многие верующие считают его олицетворением «чистой красоты».
  6. На иконе представлен потрет, но на картинах изображают не только голову, но и плечи, а здесь они отсутствуют. Эту деталь трактуют по-разному, так считается, что голова указывает на главенство души над телом, а еще это служит напоминанием о том, что главным для церкви является Христос.
  7. В большинстве случаев лик изображается на фоне ткани с разными видами складок. Есть варианты, когда портрет представлен на фоне кирпичной стены. В некоторых традициях полотно держится на крыльях ангелов.

«Спас Нерукотворный» Андрей Рублев

Известный художник представил миру большое количество икон и важное значение для него имел образ Иисуса Христа. У автора есть свои легко узнаваемые черты, например, мягкие переходы света в тень, которые полностью противоположны контрастам. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой Андрей Рублев, подчеркивает необыкновенную мягкость души Христа, для чего использовалась нежная теплая гамма. Из-за этого икону называют «светоносной». Образ, представленный художником, был противоположным византийским традициям.

«Спас Нерукотворный» Симон Ушаков

В 1658 году художник создал свое самое известное произведение – лик Иисуса «Спас Нерукотворный». Икона была написана для монастыря, расположенного в Сергиевом Посаде. Она имеет небольшие размеры – 53х42 см. Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» была нарисована на дереве с использованием темперы и автор применял для написания художественные приемы характерные для того времени. Образ выделяется полной прорисовкой черт лица и светотеневой передачей объема.

В чем помогает икона «Спас Нерукотворный»?

Великий образ Иисуса Христа может стать верным защитником людей, но для этого нужно установить с ним молитвенный диалог. Если интересует, от чего защищает икона «Спас Нерукотворный», тогда стоит знать, что она оберегает от многочисленных заболеваний и разного негатива, направленного на человека со стороны. Кроме этого, молиться перед образом стоит о спасении души, за близких людей и детей. Искренние обращения помогут улучшить благосостояние, и справиться с разными мирскими делами.

Молитва «Спасу Нерукотворному»

Обращаться к образу можно своими словами, главное, делать это от чистого сердца. Самая простая молитва, которая известна каждому верующему человеку – «Отче наш». Она была дана людям самим Иисусом во время его земной жизни. Есть и другая простая молитва «Спасу Нерукотворному», текст которой представлен ниже. Читайте ее каждый день в любое время, когда требует того сердце.


Акафист «Спасу Нерукотворному»

Хвалебный гимн или акафист, как и используется для того, чтобы обратиться к Высшим силам за помощью. Его можно читать самостоятельно в домашних условиях. Акафист «Спасу Нерукотворному», текст которого можно просто слушать, помогает избавиться от дурных мыслей, получить невидимую поддержку и поверить в себя. Учтите, что петь его необходимо стоя, за исключением особых случаев (когда есть проблемы со здоровьем).

(3 голоса : 5 из 5 )
  • свт.

Убру́с - 1) плат, полотно, полотенце; 2) Святый (Святой) Убрус - Нерукотворный Образ Спасителя; плат с нерукотворным изображением лика .

Сохранился ли Святой Убрус до наших дней?

Предание о Нерукотворном Образе Спаса доносит до нас историю происхождения этой .

Когда Едесский правитель, Авгарь Ухама, страдавший от тяжелой болезни (проказы), неизлечимой обычными врачебными средствами, узнал о , совершаемых Христом на территории Палестины, он отправил к Нему своего слугу Ананию (Ханнана), предварительно вручив ему послание, в котором просил об исцелении. Кроме того, зная о преследованиях Христа со стороны иудеев, Авгарь предложил Ему кров и убежище.

Ввиду необходимости исполнения главной задачи Пришествия в мир, Спаситель от приглашения отказался, однако пообещал прислать впоследствии одного из Своих учеников, который не только излечит Авгаря от телесной болезни, но и исцелит от неведения граждан его страны.

Анания был живописцем и имел поручение от Авгаря запечатлеть образ в случае, если Тот откажется прибыть в Едессу лично. Когда Анания хотел было взяться за написание образа, ему не удалось приблизиться к Спасителю, так как Он был тесним огромными толпами людей. Сколько он ни пытался воспроизвести на материи сияющее Божественной славой лицо, ему никак не удавалось достичь желаемого результата.

Тогда Господь, уразумев происходящее, повелел принести ему плат, после чего умыл Своё лицо и отерся. Таинственно и неизъяснимо на плате отпечатлелся Его Божественный . После того как Убрус был вручен живописцу Ханнану, тот доставил его в Едессу.

Авгарь принял Нерукотворнный Образ с благоговением и с тех пор исцелился, хотя болезнь всё же оставила на его плоти некоторые следы. Окончательно он был исцелен апостолом Фаддеем, который был направлен в Едессу апостолом Фомой после того, как Господь, искупив человеческий род и воскреснув, вознесся на Небеса и воссел одесную Отца.

Фома просветил горожан светом Евангельской проповеди и Едесса сделалась христианской.

Убрус был наложен на доску и утверждён в нише, располагавшейся в крепостной стене над городскими воротами. Все входившие в город через ворота должны были воздавать Нерукотворному Образу поклонение.

Когда, спустя годы, один из потомков Авгаря стал насаждать в Едессе веру, местный епископ, получив , пришёл ночью к воротам, зажёг перед Образом лампаду и замуровал вмещавшую его нишу, причём сделал это настолько искусно, что место хранения иконы уже ничем не выделялось на общем фоне стены. Со временем о местонахождении Образа забыли.

Прошли столетия, прежде чем Нерукотворный Образ вновь был явлен народу.

В 545 году, когда персидский царь Хосрой I (Хозрой I) осадил город Едессу и готовился им овладеть, епископу Евлавию было видение: Жена, явившаяся ему в Небесном величии, указала на место хранения Нерукотворного Образа и повелела взять этот Святой.

Подчиняясь Божественной воле, Евлавий вскрыл замурованную нишу и обнаружил утраченный было Святой Убрус. Образ оказался неповрежденным. Более того, на закрывавшей его каменной (керамической) плите он обнаружил ещё один образ Спасителя, чудесно отобразивший тот, который был запечатлен на Убрусе.

После того как перед Нерукотворным Образом было совершено моление, а затем, с крестным ходом он был пронесен по городским стенам, враг отступил.

Когда в VII веке арабы овладели Едессой, христианам было дозволено поклоняться Образу как святыне. Слава об этой нерукотворной иконе распространилась по всему Востоку.

В 944 году императоры Константин VII Порфирородный и Роман I Лакапин, движимые ревностью о Господе, договорились с властями Едессы о выкупе иконы. В дар за икону им было отправлено 12000 сребреников и 200 пленных сарацин. Вместе с тем было им было дано обещание, что отныне город не будет подвергаться нападениям со стороны императорских войск.

Горожане, конечно же, не хотели расставаться со своей святыней. Однако правителю удалось склонить их к согласию: кого увещеваниями, кого силой и принуждением, кого угрозами смерти.

15 августа 944 года Нерукотворный Образ был доставлен во Влахернский храм, оттуда - в храм «Фарос». 16 августа он был внесён в Константинопольский храм Премудрости Божьей. После чествований и поклонений Нерукотворному Образу, его возвратили в Фарос. В память об этих событиях Церковью был установлен особый Праздник. Он отмечается ежегодно 16 (29) августа.

Со временем Святой Убрус был утрачен.

Согласно наиболее распространённому мнению, он был похищен из Фароса по разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году и направлен в Венецию на корабле. До Венеции судно так и не дошло: затонуло в Мраморном море. Вместе с судном пошёл на дно и Убрус.

По одному частному преданию, Нерукотворный Образ в Мраморном море не тонул. В XIV веке Иоанн Палеолог передал его генуэзцам в знак признательности за помощь в освобождении некоторых земель от владычества сарацин. Так икона попала в Европу. Правда, впоследствии выяснилось, что образ, выдаваемый за оригинальный Святой Убрус, принадлежит более позднему письму.

Согласно другому преданию, тоже частному, Нерукотворный Образ Спасителя путём сложных перипетий попал на территорию Грузии. Раньше этот образ выставлялся для поклонения. Однако, и он оказался рукотворным.

Что такое Плат Вероники?

Почитаемый в Православной Церкви Святой Убрус не следует путать с известным на Западе Платом Вероники. Принципиальным отличием этой иконы является то, что Христос представлен на ней в терновом венце.

Согласно преданию Западной Церкви, происхождение этой иконы связано со следующим преданием. Вероника была той кровоточивой женой, которую исцелил Господь (). Она сопровождала Его во время шествия на Голгофу, к месту Его последних страданий и жертвенной смерти. Сочувствуя и желая хоть как-то помочь Своему исцелителю, она подала Ему плат, чтобы Он смог стереть с лица капли пота и крови. В знак благодарности Спаситель вернул этот плат с чудесно проявившемся на нём отпечатком Своего лица.
В другом варианте истории о происхождении плата сообщается, что Вероника, желая иметь при себе образ Христа, попросила написать его Евангелиста Луку. Но все его попытки не увенчались успехом. Тогда Господь, зная о её желании, Сам пришёл к ней на вечерю, умылся и приложил плат к лицу, после чего на нём и отобразился Его святой лик.

Также на статус Плата Вероники претендуют три реликвии, находящиеся: в соборе апостола Петра в Риме, в кафедральном соборе небольшой деревни итальянской провинции Абруццо, в монастыре испанского города Аликанте.

Известно, что святые образы создают иконописцы. Так было испокон веков. Для того, чтобы написать икону, изображающую Господа, Богоматерь или какого-либо подвижника, необычному художнику нужно прийти в определенное состояние души, перед этим поститься, молиться. Тогда созданный им лик будет по праву служить средством общения с Творцом и его угодниками. Однако история упоминает о существовании и так называемых нерукотворных икон. К примеру, у многих на слуху такое понятие, как « ». Подобным образом обозначают образ Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на ткани, которой Спаситель утер свое лицо. 29 августа православные христиане отмечают праздник, посвященный перенесению данной святыни из Едессы в Константинополь.


Происхождение Нерукотворного Спаса

Возникновение святого образа тесно связано с историей чудесного исцеления одного правителя. Во времена Мессии в сирийском городе Едессе властвовал человек по имени Авгарь. Он болел проказой, которая овладела всем телом несчастного. К счастью, до Авгаря дошли слухи о чудесах, творимых Иисусом Христом. Не видя Сына Божьего, правитель Едессы написал письмо и отправил тому со своим другом – живописцем Ананией – в Палестину, где в тот момент находился Мессия. Художник должен был при помощи кисти и красок запечатлеть на полотне лик Учителя. В письме же содержалась просьба прийти и исцелить больного проказой страдальца, адресованная Иисусу.


По прибытии в Палестину, Анания увидел Сына Божия, окруженного большим количеством народа. Подойти к нему не было никакой возможности. Тогда Анания встал в отдалении на высокий камень и попытался написать портрет Учителя. Но у художника ничего не получилось. Иисус к тому моменту заметил живописца, назвал того к удивлению последнего по имени, подозвал к себе и передал письмо для Авгаря. Он обещал правителю сирийского города прислать в скором времени своего ученика с тем, чтобы тот исцелил больного и наставил в истинной вере. Затем Христос попросил людей принести воду и полотенце – убрус. Когда просьбу Спасителя удовлетворили, Иисус омыл водой лицо свое, отер его убрусом. Все увидели, как на полотне отпечатался Божественный Лик Учителя. Убрус Христос отдал Анании.


Живописец вернулся домой, в Едессу. Он сразу же передал Авгарю убрус с запечатленным на нем ликом Сына Божия и письмо от самого Мессии. Правитель с благоговением принял из рук друга святыню и тотчас же исцелился от своей тяжкой болезни. Лишь немного следов оставалось на лице его до прихода ученика, о котором говорил Христос. Тот действительно вскоре прибыл – им оказался апостол от 70-ти святой Фаддей. Он крестил уверовавшего в Христа Авгаря и весь народ едесский. Правитель сирийского города в благодарность за полученное исцеление написал на Нерукотворном Образе такие слова: "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится". Затем он украсил полотно и поместил в нише над городскими воротами.

Перенесение святыни в Константинополь

Горожане долгое время с почтением относились к Нерукотворному Образу Иисуса: поклонялись тому каждый раз, минуя городские ворота. Но сие закончилось по вине одного из правнуков Авгаря. Когда последний сам стал правителем Едессы, то обратился в язычество и начал поклоняться идолам. По этой причине он решил снять Нерукотворный Образ Мессии с городской стены. Но повеление сие выполнить не удалось: Едесскому епископу было видение, в котором Господь приказал скрыть чудесное изображение от глаз людских. Священнослужитель после такого знамения вместе с клиром отправился ночью к городской стене, зажег перед убрусом с ликом Божественным лампаду и заложил кирпичами да глиняными досками.


Много лет миновало с тех пор. Жители города совсем забыли о великой святыне. Однако события 545 года изменили ситуацию в корне. В указанный момент Едесса подверглась осаде со стороны персидского царя Хозроя I. Жители находились в безнадежном положении. И вот местному епископу явилась в тонком сне сама Богородица, которая повелела достать из замурованной стены Нерукотворный Образ Иисуса. Она предрекла, что это полотно спасет город от врага. Епископ тотчас же поспешил к городским воротам, нашел заложенную кирпичами нишу, разобрал ее и увидел Нерукотворный Спас, горящую перед ним лампаду и отпечатавшееся на глиняной доске изображение Лика. Был совершен крестный ход в честь обретения святыни, и персидское войско не замедлило податься в отступление.

Спустя 85 лет Едесса оказалась под игом арабов. Однако они не чинили препятствий христианам, поклонявшимся Нерукотворному Спасу. К тому времени слава о Божественном Лике на убрусе распространилась по всему Востоку.

Наконец, в 944-м император Константин Багрянородный захотел, чтобы необычная икона хранилась отныне в Царьграде – тогдашней столице Православия. Правитель византийский выкупил святыню у эмира, властвовавшего на тот момент в Едессе. И Нерукотворный Образ, и письмо, адресованное Авгарю Иисусом, были перенесены с почестями в Константинополь. 16 августа святыню поместили в Фаросскую церковь Пресвятой Богородицы.

Дальнейшая судьба святого образа Господа

Что случилось с Нерукотворным Спасом впоследствии? Информация на сей счет имеется весьма спорная. Одно предание гласит, будто убрус с Божественным Ликом Христа похитили крестоносцы, когда властвовали в Константинополе (1204-1261). Другая легенда утверждает, что Нерукотворный Образ перекочевал в Геную, где и поныне хранится в обители в честь апостола Варфоломея. И это лишь самые яркие версии. Их разноречивость историки объясняют очень просто: Нерукотворный Спас неоднократно давал отпечатки на поверхностях, с которыми соприкасался. К примеру, один из них возник «на керамии», когда Анания вынужден был прятать убрус у стены по дороге в Едессу, другой появился на плаще и очутился в итоге в грузинских землях. По Прологам известно четыре Нерукотворных Спаса:

  • Едесский (царя Авгаря) – 16 августа;
  • Камулианский – дата явления 392 год;
  • образ, что появился в эпоху правления императора Тиверия – от него получила исцеление святая Мария синклитикия;
  • уже упомянутый выше Спас на керамии – 16 августа.

Почитание святыни в России

Праздник 29 августа совершается в попразднство Успения Божией Матери и называется еще «Третьим Спасом» или «Спасом на холсте». Почитание на Руси этого Образа началось в XI-XII вв., а наиболее широкое распространение получило со второй половины XIV столетия. В 1355 году из Константинополя в Москву митрополитом Алексием был привезен список иконы Спаса Нерукотворного. Специально для хранения сего полотна заложили храм. Но одной церковью не ограничились: вскоре по всей стране началось строительство храмов и монастырских обителей, посвященных Нерукотворному Образу Господа Иисуса Христа. Все они получали наименование «Спасских».

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным плотной толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. По приказу Авгаря святой убрус (плат) был наклеен на доску из негниющего дерева, украшен и помещён над воротами города вместо ранее находившегося там идола. И каждый должен был поклониться «чудотворному» образу Христа, как новому небесному покровителю града.

Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.

Со временем место это было забыто.

В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ и не угасшую за столько лет лампаду, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике - глиняной доске, закрывавшей святой убрус.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного Образа из города до берега Ефрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой Образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.

Притихшие едессяне вернулись в город, а шествие с Образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный Образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой Образ в Фаросском храме. В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный Образ в Царьграде (Константинополе). В 1204 году крестоносцы обратили свое оружие против греков и завладели Константинополем. Вместе со множеством золота, драгоценностей и священных предметов ими был захвачен и переправлен на корабль и Нерукотворный Образ. Но, по неисповедимым судьбам Господним, Нерукотворный Образ не остался в их руках. Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим заканчивается история подлинного Нерукотворного Образа Спасителя.

Существует предание, что Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. В православной иконописной традиции есть два основных вида изображений Св. Лика: «Спас на убрусе», или «Убрус» и «Спас на чрепии», или «Чрепие».

На иконах типа «Спас на убрусе» изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, ткань которого собрана в складки, а верхние концы его завязаны узлами. Вокруг головы - нимб, символ святости. Цвет нимба, как правило, золотой. В отличие от нимбов святых, нимб Спасителя имеет вписанный крест. Этот элемент имеется только в иконографии Иисуса Христа. В византийских изображениях он украшался драгоценными камнями. Позднее крест в нимбах стали изображать состоящими из девяти линий по числу девяти ангельских чинов и вписывать три греческие буквы (Я есть Сущий), а по сторонам нимба на фоне помещать сокращенное именование Спасителя - IС и ХС. Такие иконы в Византии назывались «Святым Мандилионом» (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας — «убрус, плащ») .

На иконах типа «Спас на чрепии», или «Чрепие», согласно преданию, изображение лика Спасителя после чудесного обретения убруса, отпечаталось и на черепице-керамиде, которой был закрыт Нерукотворный Образ. Такие иконы в Византии назывались «Святым Керамидионом». На них отсутствует изображение плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки.

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Самая ранняя сохранившаяся икона «Нерукотворного Спаса» - новгородский двухсторонний образ XII века - находится в Третьяковской галерее.

Убрус со складками начинает распространяться на русских иконах с ХIV в.

Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада».

В соборе Успения Божией Матери в Кремле находится одна из чтимых и редких икон — «Спас Ярое Око». Написана она была в 1344 году для старого Успенского собора. На ней изображен суровый лик Христа пронзительно и строго взирающий на врагов Православия — Русь в это период была под игом татаро-монголов.

«Спас Нерукотворный» — икона особо почитаемая православными христианами на Руси. Она всегда присутствовала на русских военных флагах еще со времени Мамаева побоища.

А.Г. Намеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

Через многие Свои иконы Господь проявлял Себя, являя дивные чудеса. Так, например, в селе Спасском, близ города Томска, в 1666 г. один томский живописец, которому заказали для своей часовни жители деревни икону святителя и чудотворца Николая, по всем правилом приступил к работе. Он призвал жителей к посту и молитве и на приготовленной доске сделал прорись лица угодника Божия, чтобы на следующий день работать красками. Но на другой день вместо святителя Николая увидел на доске очертания Нерукотворного образа Христа Спасителя! Два раза восстанавливал он черты Николая Угодника и дважды чудесным образом возобновлялся на доске лик Спасителя. То же повторилось и в третий раз. Так на доске была написана икона Нерукотворного образа. Слух о совершившемся знамении вышел далеко за пределы Спасского, и сюда отовсюду стали стекаться паломники. Прошло довольно много времени, от сырости, пыли постоянно открытая икона обветшала и требовала реставрации. Тогда 13 марта 1788 г. иконописец Даниил Петров по благословению игумена Палладия - настоятеля монастыря в Томске ножом начал удалять с иконы прежний лик Спасителя, чтобы написать новый. Снял с доски уже полную горсть красок, а святой лик Спасителя оставался неизменным. Страх напал на всех видевших это чудо, и с тех пор никто не осмеливался на обновление образа. В 1930 году, как и большинство церквей, этот храм был закрыт, а икона исчезла.

Нерукотворный образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда, в городе Вятке на паперти (крыльцо перед церковью) Вознесенского собора, прославился совершившимися перед ним бесчисленными исцелениями, по преимуществу от болезней глаз. Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля. Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны, ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.

Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга. Икона была написана для царя Алексея Михайловича знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну - Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы, с ней он был и при закладке Петербурга. Эта икона не раз сохраняла жизнь царю. Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года, он вышел из разрушенного вагона вместе со всей семьей невредимым. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом», представляющая Христа погрудно. Народное грузинское предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы.

На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый венец на голове Спасителя.

Нерукотворный Образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога-Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным — Бог-Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим. Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын - «образ ипостаси Его» (Евр.1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.

Тропарь, глас 2

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы врагу. Темже благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2