Топ самых мощных взрывов. Самые мощные взрывы в истории человечества (9 фото)

Железнодорожная катастрофа под Уфой, СССР. В момент прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск-Адлер» и № 212 «Адлер-Новосибирск» произошёл мощный взрыв неограниченного облака широких фракций лёгких углеводородов, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь-Урал-Поволжье». Погибли 575 человек, 181 из них - дети, ранены более 600.
Взрыв большого объёма газа, распределённого в пространстве, имел характер объёмного взрыва. Мощность взрыва была оценена в 250-300 тонн тринитротолуола. По другим оценкам, мощность объёмного взрыва могла доходить до 12 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн)/


Взрыв поезда в Арзамасе. Сдетонировали 3 вагона, суммарно перевозившие 121 тонну гексогена, предназначенного для горных предприятий. Во время взрыва поезд следовал через железнодорожный переезд в городе Арзамас.
Взрывом был уничтожен 151 дом, более 800 семей остались без крова. По официальным данным погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, повреждён железнодорожный вокзал, разрушены электроподстанция, линии электропередач, повреждён газопровод. Пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов.


Взрыв при втором запуске РН Н1, СССР. Авария из-за ненормальной работы двигателя № 8 блока А и выключения всех двигателей на 23 с полета. Носитель упал на место старта. В результате крупнейшего в истории ракетостроения взрыва один стартовый стол был полностью разрушен, а второй - серьёзно повреждён.


Британские Инженеры произвели взрыв на острове Гельголанд. Целью взрыва являлось уничтожение немецких бункеров и сооружений. Подорвано около 4000 торпедных боеголовок, 9000 подводных бомб, 91000 гранат разных калибров - в общей сложности 6700 тонн взрывчатки. Оценка - 3.2 кт. Внесен в книгу рекордов Гинесса как крупнейшая детонация взрывчатки.


Техас-Сити. Взрыв до 2300 тонн аммонийной селитры и последующие пожары и взрывы убили как минимум 581 человек.


Во время погрузки аммонала в Находке произошел Взрыв парохода «Дальстрой». Сдетонировали 400 тонн тротила.


Взрыв парохода «Форт Стайкин», Бомбей - 1400 тонн взрывчатки, погибло около 800 человек.


взрыв погребов кормовых башен линкора Муцу. Более 1000 погибших.


Мессинская битва - взрыв 19 огромных мин, суммарно содержавших более 455т аммонийных взрывчатых веществ. Погибло по оценкам около 10 тыс. немцев.


в Ютландском сражении - в результате взрыва арт. погребов затонуло 3 британских корабля «Индефатигабл» (1015 погибших), «Куин Мери» (1262 погибших), «Инвинсибл» (1026 погибших).

Изобретение человеком пороха навсегда изменило характер ведения боевых действий. Уже в средневековье порох широко использовался не только в артиллерии, но и для подрыва крепостных стен, под которые делались подкопы. При этом оборонявшиеся не сидели сложа руки, они также могли взрывать эти подкопы или рыли контргалереи. Иногда под землей разворачивались настоящие сражения. Эти подземные сражения стали гораздо позднее элементом Первой мировой войны, когда противоборствующие страны увязли в позиционной войне и окопном сидении и вернулись к тактике рытья подкопов и закладки под укрепления противника подземных мин чудовищной мощности.

При этом на период Первой мировой войны приходятся два взрыва огромной силы, один из которых был произведен во время Мессинской битвы в июне 1917 года, а второй произошел уже в декабре 1917 года вдали от линии фронта в канадском Галифаксе, практически полностью разрушив этот город. Взрыв в Галифаксе относится к числу сильнейших рукотворных неатомных взрывов, которые были устроены человечеством, и долгое время считался мощнейшим взрывом неядерной эпохи.


Мессинская битва

Мессинская битва, или Мессинская операция, продолжалась с 7 по 14 июня 1917 года и закончилась успешно для английской армии, которой удалось потеснить немецкие войска, улучшив свои позиции. Сражение произошло во Фландрии недалеко от деревни под названием Месен, в ходе него английские войска старались срезать 15-километровый выступ германских войск. Англичане, которые поняли, что обычными атаками оборону немцев им не прорвать, начали подготовку к операции еще в 1915 году, за 15 месяцев до ее начала. За этот временной отрезок они успели проложить более 20 гигантских тоннелей под вторым уровнем грунтовых вод в пласте голубой глины. Данным инженерным работам предшествовала серьезная геодезическая работа и изучение почвы на этом участке фронта.

Все прорытые тоннели англичане минировали, а вынутый грунт тщательно маскировали, чтобы немцы не могли его заметить, особенно при воздушной разведке. Начинались английские подземные галереи примерно в 400 метрах позади их линий обороны. Так как немецкие позиции на этом участке фронта шли по высотам, то тоннели проходили под обороной германских войск на глубине, доходившей до 25-36 метров, а в ряде мест и до 50 метров. Общая протяженность этих подземных коммуникаций составляла более 7300 метров, при этом в конце тоннелей англичане заложили порядка 600 тонн взрывчатки, они использовали аммонит. Все-таки немцам удалось разгадать замысел британских стратегов, однако они ошибочно считали, что тоннели расположены на глубине до 18 метров, поэтому им удалось уничтожить только две минных галереи, еще 22 остались нетронутыми.

Наступлению британских войск на этом участке фронта предшествовала мощная артиллерийская подготовка, которая началась еще 28 мая. А 7 июня с интервалом примерно 30 секунд был осуществлен подрыв 19 минных галерей. В результате этих подрывов первая и вторая линия окопов германцев были разрушены, а на месте укреплений возникли воронки гигантских размеров. Самой большой из воронок считается «кратер одинокого дерева», диаметр которого составлял до 80 метров, а глубина доходила до 27 метров. В результате этих подземных взрывов погибло около 10 тысяч немецких солдат, еще 7200 солдат и 145 офицеров германской армии были взяты в плен, будучи деморализованными и неспособными оказать серьезного сопротивления. Кратеры от тех страшных взрывов сохранились по сей день, многие из них стали искусственными водоемами.

Трагедия в канадском Галифаксе

Фактически взрыв возле населенного пункта Месин был не единичным, это была череда взрывов, приведших к краху передней линии обороны немецких войск. И если в этом случае такие взрывы можно было оправдать военной необходимостью, то в декабре того же года крупнейший взрыв доядерной эпохи потряс мирный портовый город Галифакс. Взорвавшееся у берега транспортное судно «Монблан» было под завязку наполнено взрывчаткой. На его борту находилось около 2300 тонн сухой и жидкой пикриновой кислоты, 200 тонн тротила, 10 тонн пироксилина и 35 тонн бензола в бочках.

Построенный в 1899 году вспомогательный транспорт «Монблан» мог перевозить до 3121 тонны грузов. Судно было построено в Англии, но принадлежало французской судоходной фирме. Взрывчатка была загружена на борт судна 25 ноября 1917 года в порту Нью-Йорка, пунктом назначения корабля была Франция - порт Бордо. Промежуточным пунктом на маршруте транспорта оказался канадский Галифакс, где шло формирование конвоев, отправляемых через Атлантику.

«Монблан» появился на внешнем рейде Галифакса вечером 5 декабря 1917 года. На следующее утро примерно в 7 часов утра судно начало заходить в порт. В это же время из порта выходил пароход «Имо», принадлежащий Норвегии. Когда корабли сблизились, оба капитана начали совершать рискованные маневры, что в итоге привело к тому, что «Имо» протаранил «Монблан» в правый борт. В результате удара несколько бочек, в которых находился бензол, разбились, а их содержимое растеклось по транспорту. Капитан парохода «Имо» дал задний ход и сумел высвободить своей корабль и благополучной уйти. При этом при расцепке двух судов в результате трения металла о металл возник сноп искр, который воспламенил растекшийся по «Монблану» бензол.

Зная о характере груза на корабле, капитан «Монблана» Ле Медек отдал приказ экипажу покинуть судно. Долго уговаривать матросов не пришлось, все члены экипажа благополучно добрались до берега, предоставив смертоносный груз самому себе. В результате горящий транспорт начал дрейфовать в сторону берега, навалившись в итоге на деревянный пирс в Ричмонде, одном из районов Галифакса. О характере груза на борту «Монблана» в этом канадском городе знало считанное количество человек. По этой причине практически все население небольшого городка прильнуло к окнам в надежде лучше рассмотреть редкое зрелище, которое представлял собой горящий корабль. По обе стороны пролива, вокруг которого и раскинулся город, начали собираться зеваки.

Чудовищной силы взрыв в 9 часов 6 минут утра поставил точку в этом «представлении». О силе взрыва свидетельствует тот факт, что 100-килограммовый кусок шпангоута судна позднее был найден в лесу на удалении в 19 километров от эпицентра взрыва, а стоящие в гавани крейсер «Найоб» водоизмещением 11 тысяч тонн и пароход «Курака» выбросило на берег как щепки. В городе Труро, который был расположен в 30 милях от Галифакса, ударной волной выбило стекла. В округе в радиусе 60 миль во всех церквях от взрывной волны самопроизвольно зазвонили колокола.

Согласно данным официальной статистики, в результате взрыва в Галифаксе погибло 1963 человека, без вести пропало порядка 2000 человек. Многие из раненых замерзли в обломках, так как на следующий день температура резко упала, и начался сильный буран. Кто-то просто сгорел заживо, так как по всему городу начались пожары, которые полыхали на протяжении нескольких дней. В трех школах города из 500 учеников в живых остались всего 11. Около 9 тысяч человек были ранены, в том числе 500 лишились зрения, пострадав от разлетевшихся осколков оконных стекол. При этом северная часть города, район Ричмонд, почти полностью была стерта с лица земли в результате этого взрыва. Всего в Галифаксе было полностью разрушено 1600 зданий, еще 12 тысяч были сильно повреждены, крова лишились не менее 25 тысяч человек.

Взрыв на острове Гельголанд

Вторая мировая война подарила миру череду новых мощных взрывов неядерного характера. Большая их часть относилась к гибели линкоров и авианосцев воюющих сторон. Точку в череде этих морских трагедий поставил взрыв японского линкора «Ямато» 7 апреля 1945 года, когда произошла детонация погреба главного калибра, взрыв был эквивалентен 500 тоннам тротила. Не обошлось и без трагедий, подобных той, что произошла в Галифаксе. 17 июля 1944 года в США в портовом городе Порт-Чикаго произошел взрыв при погрузке боеприпасов на борт транспорта. Грибообразное облако поднялось на высоту около трех километров, мощность взрыва составила около 2 кт в тротиловом эквиваленте, что было сопоставимо с портовым взрывом в Галифаксе 6 декабря 1917 года, мощность которого оценивалась в 3 кт.

Однако даже эти взрывы меркли перед тем, который был сотворен руками человека на немецком острове Гельголанд в Северном море. Этот взрыв стал настоящим эхом войны, он навсегда изменил облик острова, но зато не унес ни одной человеческой жизни, так как был запланированным. После поражения Германии во Второй мировой войне, все население острова была эвакуировано, а англичане решили разрушить все оставшиеся здесь укрепления базы подводных лодок Третьего рейха, а также провести сейсмические исследования.

Попутно они решили проблему с утилизацией большого количества боеприпасов, которые остались у них после завершения войны. Взрыв был произведен 18 апреля 1947 года. К этому моменту на остров было свезено 4 тысячи торпедных боеголовок, 9 тысяч глубоководных бомб и 91 тысяча гранат разных калибров, в общей сложности 6700 тонн различной взрывчатки. Подрыв этих боеприпасов, которые готовили несколько недель, сформировал грибовидное облако, поднявшееся в небо на высоту 1800 метров. Взрыв был такой мощности, что его удалось зарегистрировать даже на Сицилии. Взрыв на острове Гельголанд был зарегистрирован в Книге рекордов Гиннеса, как самый мощный неядерный взрыв в . Детонация при взрыве высвободила энергию, которая была сопоставима с 1/3 мощности атомной бомбы, которую американцы сбросили на Хиросиму.

Британцы планировали, что в результате взрыва остров будет полностью разрушен, однако он устоял. А вот его форма была изменена навсегда. Вся южная часть острова Гельголанд превратилась в кратер огромных размеров, который и сегодня является привлекательным местом для туристов. После взрыва британцы на протяжении еще нескольких лет использовали остров в качестве полигона для проведения учебных бомбометаний, вернув его Германии в 1950-е годы. Практичные немцы смогли за несколько лет заново отстроить остров, открыв для него новый этап культурно-туристической жизни.

Испытания «Sailor Hat»

К крупнейшим в истории неядерным взрывам относят и серию испытаний в рамках операции ВМС США под кодовым названием «Sailor Hat» (буквально матросская шляпа). Это серия испытаний, которые были проведены в 1965 году на острове Кахоолаве (Гавайи). Целью испытаний было определить воздействие ударной волны взрывов большой мощности на боевые корабли и установленное на них оборудование. В рамках операции также проводились исследования в области подводной акустики, сейсмологии, метеорологии, распространения радиоволн.

Каждое из испытаний предусматривало взрыв больших (500 тонн) зарядов взрывчатых веществ. При этом взрывчатка укладывалась достаточно интересно - полусферическим штабелем, который состоял из 3 миллионов 150-граммовых тротиловых шашек. Взрывы производились в непосредственной близости от стоящих поблизости кораблей. При этом с каждым новым испытанием они приближались все ближе к месту взрыва. Всего было проведено три взрыва: 6 февраля 1965 года «Браво», 16 апреля 1965 года «Чарли» и 19 июня 1965 года «Дельта». Данные взрывы хорошо характеризуются фразой - деньги на ветер. В ценах 1965 года 500 тонн взрывчатки стоили 1 миллион американских долларов.

Влияние проводимых взрывов на внутреннее оборудование кораблей записывалось на специальные высокоскоростные камеры. Проведенные испытания показали, что силы взрывов было достаточно, для того чтобы разрушить стальные крепления и сбросить со своих постаментов довольно тяжелое радиолокационное оборудование. Но, несмотря на всю серьезность повреждений, боевые корабли оставались на плаву. Помимо этого, взрывной волной во время испытаний было уничтожено два наблюдательных дирижабля.

По материалам из открытых источников

Ядерное оружие является самым разрушительным и абсолютным в мире. Начиная с 1945 года были произведены крупнейшие ядерные взрывы-испытания в истории, которые показали ужасающие последствия ядерного взрыва.

Вконтакте

Однокласники

После первого ядерного испытания 15 июля 1945 года было зарегистрировано более 2051 других испытаний ядерного оружия по всему миру.

Ни одна другая сила не олицетворяет собой такое абсолютное разрушительное действие, как ядерное оружие. И этот вид оружия быстро становиться еще более мощным в течение десятилетий после первого испытания.

Испытание ядерной бомбы в 1945 году имело мощность 20 килотонн, то есть бомба имела взрывную силу 20000 тонн в тротиловом эквиваленте. В течение 20 лет США и СССР испытали ядерное оружие общей массой более 10 мегатонн, или 10 миллионов тонн в тротиловом эквиваленте. Для масштаба, это по крайней мере в 500 раз сильнее первой атомной бомбы. Для того, чтобы привести размер крупнейших ядерных взрывов в истории в масштабе, данные были выведены с использованием Nukemap Alex Wellerstein, приспособление для визуализации ужасающих последствий ядерного взрыва в реальном мире.

В приведенных картах, первое кольцо взрыва является огненным шаром, за которым следует радиус излучения. В розовом радиусе отображается почти все разрушения зданий и со смертельным исходом 100%. В сером радиусе, более сильные здания будут выдерживать взрыв. В оранжевом радиусе, люди пострадают от ожогов третьей степени, а горючие материалы будут загораться, что приведет к возможным огненных штормам.

Советские тесты 158 и 168

25 августа и 19 сентября 1962 года, менее чем через месяц друг от друга, в СССР были проведены ядерные испытания над Новоземельским регионом России, на архипелаге на севере России вблизи Северного Ледовитого океана.

Никаких видео или фотозаписей испытаний не осталось, но оба испытания включали в себя использование 10-мегатонных атомных бомб. Эти взрывы сожгли бы все в пределах 1,77 квадратных миль в эпицентре, вызывая ожоги третьей степени потерпевших в площади 1090 квадратных миль.

Айви Майк

1 ноября 1952 года США было поведено испытание Айви Майк над Маршалловыми островами. Айви Майк - первая в мире водородная бомба и имела мощность 10,4 мегатонн, что в 700 раз сильнее первой атомной бомбы.

Взрыв Айви Майк был настолько мощным, что испарился остров Элугелаб где он был взорван, в результате чего на его месте образовался 164-футовый глубокий кратер.


Castle Romeo

Ромео был вторым ядерным взрывом из серии испытаний, которые проводились США в 1954 г. Все взрывы проводились на атолле Бикини. Ромео был третьим самым мощным испытанием серии и имел мощность около 11 мегатонн.

Romeo был первым протестированным на барже в открытых водах, а не на рифе, так как США быстро кончились острова, на которых можно было испытать ядерное оружие. Взрыв сожжет все в пределах 1,91 квадратных миль.



Советский Тест 123

23 октября 1961 г. Советский Союз провел ядерное испытание № 123 над Новой Землей. Тест 123 был мощностью 12,5 мегатонн ядерной бомбы. Бомба такого размера будет сжигать все в пределах 2,11 квадратных миль, вызывая ожоги третьей степени людям на площади 1309 квадратных миль. Это испытание также не оставило никаких записей.

Castle Yankee

Castle Yankee, второй по мощности из серии испытаний, был проведен 4 мая 1954 г. Бомба имела мощность 13,5 мегатонн. Четыре дня спустя, его радиоактивные осадки распада достигли Мехико, не расстояние около 7100 миль.

Castle Bravo

Castle Bravo был проведен 28 февраля 1954 года, был первым из серии Castle испытаний и крупнейшим ядерного взрыва в США всех времен.

Браво первоначально предполагали как 6-мегатонн взрыв. Вместо этого, бомба произвела 15-мегатонный взрыв. Его гриб достиг 114000 футов в воздухе.

Просчет американских военных имел последствия в размере облучении около 665 жителей Маршалловых островов и смертью от радиационного облучения японского рыбака, который был в 80 милях от места взрыва.

Советские тесты 173, 174 и 147

С 5 августа по 27 сентября 1962 г. СССР провел серию ядерных испытаний над Новой Землей. Тест 173, 174, 147 и все выделяются как на пятый, четвертый, и третий сильнейшие ядерные взрывы в истории.

Произведенные все три взрыва имели мощность 20 Мегатон, или около 1000 раз сильнее ядерной бомбы Тринити. Бомба этой силы снесет на своем пути все в пределах трех квадратных миль.

Тест 219, Советский Союз

24 декабря 1962 г. СССР провел испытание № 219, мощностью 24,2 мегатонн над Новой Землей. Бомба этой силы может сжечь все в пределах 3,58 квадратных миль, вызывая ожоги третьей степени в области до 2250 квадратных миль.

Царь-Бомба

30 октября 1961 года СССР взорвали наибольшее ядерное оружие когда-либо испытанное и создали самый большой рукотворный взрыв в истории. В результате взрыва, который в 3000 раз сильнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Вспышка света от взрыва была видна на расстоянии 620 миль.

Царь-бомба, в конечном счете, имела мощность между 50 и 58 мегатонн, в два раза больше второго по величине ядерного взрыва.

Бомба такого размера будет создать огненный шар размером 6,4 квадратных миль и будет в состоянии нанести ожоги третьей степени в пределах 4080 квадратных миль от эпицентра бомбы.

Уже вовсю гуляет определение этого небольшого взрыва с мощностью в тротиловом эквиваленте в 24 тонны (на самом деле, взрыва было два - первый в три тонны, второй в 21), как крупнейшего неядерного взрыва в истории человечества. Что конечно абсолютная ерунда.

В истории было множество взрывов, на порядок, на два порядка и, даже, на три порядка сильнее, чем произошедший ночью. Официально самым мощным, заранее спланированным неядерным взрывом считается подрыв британцами укрепление германского отсрова Гельголанд 18 апреля 1947 года, когда было использовано 6 700 тонн взрывчатки (4 000 торпедных боеголовок, 9000 глубинных бомб, 91 000 различных артиллерийских снарядов). Мощность взрыва составила 3,2 кт TNT

Таким образом мощность взрыва Гельголанда была в четыре раза меньше, чем мощность взрыва атомной бомбы в Хиросиме. Понятно, что при взрыве никто из людей не пострадал, а сам взрыв был детально задокументирован. Остров был возвращен Германии в 1952 году. Сейчас это курортное место на котором, внимание, запрещено пользоваться велосипедами.

Однако, в 1985-93 годах в США на полигоне White Sands в штате Нью-Мексико была проведена серия из 5 неядерных взрывов, мощность двух из которых, известных как Minority Scale и Minority Picture, превысила мощность взрыва на Гельголанде: 4,304 кт 27 июня 1985 года и 4,25 кт 14 мая 1987 года.

Но самый самый "багабум", никак не связанный с реакцией деления ядер урана произошел в СССР, на космодроме Байконур 3 июля 1969 года, когда во время второго запуска советской "лунной" ракеты-носителя Н-1. Старт ракеты прошел нормально, но на высоте 200 метров один за другим начали отключаться двигатели первой ступени, последний, 18-ый развернул ракету на 90 градусов и на 23-ей секунде полета она плашмя рухнула на стартовый стол. В результате взрыва мощность которого у нас оценивают в 5 кТ тротилового эквивалента, а на западе (исходя из количества топлива на борту ракеты) в 7 кт, был разруше стартовый стол и сильно поврежден соседний.

Надо заметить, что авариями заканчивались все четыре запуска Н-1, но только во втором случае взрыв всей ракеты произошел непосредственно на земле.

Что интересно - во время четырех самых мощных неядерных взрывов в истории человечества ни пострадало ни одного человека.

Крупнейшими "неорганизованными" взрывами в мирное время являются взрыв груза аммиачной селитры на сухогрузе "Грандкамп", произошедший в Тексас-Сити 16 апреля 1947 года (всего за два дня до взрыва в Гельголанде), мощность которого оценивается в 2,7-3,2 кт ТНТ, в результате которого и последующих за ним пожаров в городе на побережьи Мексиканског залива погибл 581 человек и еще 8 451 был ранен, а также серия взрывов на кипрской ВМБ Эвангелос Флоракис 11 июля 2011 года суммарно примерно той же мощности. В случае недавнего взрыва, во время которого погибло 13 человек и еще 62 было ранено, имело место феерическое разгильдяйство - 98 контейнеров со взрывчаткой были складированы на ярком солнце, где при 40 градусной жаре конкретно нагревались на протяжении нескольких дней.

В военное время самым страшным взрывом стал знаменитый взрыв в канадском Галифаксе 6 декабря 1917 года, когда французский транспорт "Мон Блан" до отказа набитый взрывчаткой, столкнулся с норвежским судном "Имо". Сила взрыва составила 2,9 кт ТНТ. Погибло 2 000 человек и еще 9 000 было ранено. Для сведения - населения города Галифакс на тот момент составляло 50 тысяч человек.

Столб дыма после взрыва в Галифаксе.

Что интересно, этому городу еще раз пришлось пережить подобное, когда 18 июля 1945 года произошла детонация боеприпасов на Бедфордском арсенале в окрестностях города. Впрочем, в этом случае все обошлось несколькими легкоранеными.

Однако, взрыв в Галифаксе, далеко не самый смертоносный среди всех неядерных взрывов в истории.

Если говорить об отдельном взрыве, то таковым безусловно является взрыв турецкого арсенала в Родосской крепости 4 апреля 1856 года. Турки использовали православные церкви, расположенные на территории дворца в качестве складов для пороха. Одним прекрасным утром, когда колокола церквей зазвонили, порох сдетонировал. Погибло примерно 4 000 человек.

Но самый страшный по последствиям неядерный взрыв был проведен англичанами 7 июня 1917 года на холмах Мессины, когда во время Битвы при Пашенделе под позициями немцев одновременно было взорвано 22 заряда мощностью от 9,1 до 43,4 тонн взрывчатки (всего 455 тонн). Суммарные потери немцев составили 10 тысяч человек.

Первый же по настоящему Большой Взрыв произошел, по видимому, 4 апреля 1585 года во время осады испанцами Антеверпена. В то время испанцы заняли крупный каменный мост на входе в город, что мешало голландцам (бельгийцами они стали потом) получать снабжение по Шельде. Тогда осажденные снарядили четыре громадных брандера, водоизмещением по 800 тонн каждый. Три не достигли цели, но последний четвертый доплыл таки до моста, но сразу не взорвался. Испанцы решили его захватить и в этот момент взрывчатка сдетонировала. Погибло до 800 кастильцев, вверх по Шельде пошло небольшое цунами, а город накрыло черное облако. Землю ощутимо содрогнуло за 35 километров от Антверпена, в Генте.

Взрыв в Антверпене. Французская гравюра 1727 года.

Вот так вот, а вы Тянцьзинь, Тянцзинь...

День 30 октября 1961 года в отличие от 12 апреля не вошел в политические календари СССР как день национальной гордости советских людей, хотя гордиться было чем. О том рекорде - зловещем, конечно, но во многом вынужденном - советские люди так и не узнали, как и ныне знают о нем далеко не все.

Речь идет о событии в истории отечественного научно-технического прогресса, которое резко отразилось на ходе "холодной войны" между двумя ядерными державами. В тот день в ясном небе над Новой Землей зажглось второе солнце. Оно горело в течение 70 секунд, озаряя огромный заснеженный архипелаг пронзительным, слепящим светом. Это был самый мощный в мире термоядерный воздушный взрыв - свыше 50 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

Работы по созданию термоядерной бомбы АН602 развернулись в начале 50-х годов под руководством академиков Курчатова и Харитона (кстати, часто называвшийся западной пропагандой "отцом русской водородной бомбы" академик и правозащитник Андрей Сахаров был только одним из членов команды). Первое испытание советского термоядерного оружия состоялось 12 августа 1953 года - Сталин не дожил до этого всего полгода. Новое ядерное устройство по принятой в Союзе традиции получило кодовое название "Ваня", а более официально - "Иван". Однако само по себе создание бомбы и ее испытание в наземном варианте еще не решало вопроса ликвидации вероятного противника, ведь для эффективного применения необходимо было доставить бомбу к точке применения. А носитель 100-мегатонного термоядерного боеприпаса должен был отвечать соответствующим требованиям: обладать большой грузоподъемностью, дальностью, скоростью и высотностью полета. После соответствующих консультаций атомщиков и авиаторов было предложено использовать наработки по созданию самолета Ту-95.

К взрыву "царь-бомбы" начали готовиться за пять лет до установленного дня. На языке военных атомщиков она называлась весьма прозаично - "изделие 202", но имела невиданные до сих пор размеры: восьмиметровая бомба диаметром в два метра весила 26 тонн. Чтобы поднять в воздух такую махину, требовалась специальная переделка дальнего стратегического бомбардировщика Ту-95.

И вот этот день "Ч" наступил. 30 октября в 9 часов 27 минут командир воздушного корабля майор Андрей Дурновцев поднял сверхтяжелую машину в воздух. Вслед за ним взлетел и самолет-дублер Ту-16. В одном строю двинулись они по строго засекреченному маршруту в район сброса на Новой Земле.

Перед сбросом супербомбы самолет-дублер отправился километров на 15 вперед, дабы избежать излишнего риска. Майор Дурновцев и весь его экипаж в составе восьми человек должны были встретить небывалый в истории планеты взрыв в воздухе. Никто не мог гарантировать им безопасного возвращения.

Рассказывает начальник испытательного управления Новоземельского полигона Серафим Михайлович Куликов:

"Наступил ответственный момент - с высоты полета 10500 метров в 11 часов 30 минут бомба была сброшена по цели Д-2 в районе Маточкина Шара. Напряжение экипажа достигло кульминации - что произойдет дальше? Отделение от самолета груза массой 26 тонн для экипажа было весьма заметным: на самолете проявился эффект вибрирования, то есть, по определению летчиков, самолет "сел на хвост". Вмешательством пилота эффект был парирован - всё внимание экипажа сосредоточилось на слежении за отделившимся изделием.

По донесениям экипажей Ту-95 и Ту-16, а также по записям регистрирующей аппаратуры, супербомба отделилась от самолета-носителя Ту-95, началось выведение парашютной системы. Наконец, свершилось - на 188-й секунде после отделения супербомбы от самолета остров Новая Земля был озарен свечением небывалой яркости.

Вспышка наблюдалась в течение 65-70 секунд, а очень яркая ее часть - в течение 25-30 секунд. Взрыв изделия произошел по команде от барометрических датчиков, как и планировалось, на высоте 4000 метров над целью. В момент вспышки самолет-носитель находился от взрыва на удалении 40 километров, а самолет-дублер (лаборатория) - 55 километров. После окончания светового воздействия на самолетах были отключены автопилоты - в ожидании прихода ударной волны перешли на ручное управление. Ударная волна на самолеты воздействовала многократно, начиная с удаления от взрыва на 115 километров для носителя и 250 километров для самолета-дублера. Воздействие от ударной волны для экипажей было достаточно ощутимым, однако затруднений в пилотировании не вызывало".

Тем не менее летчики испытали немало пренеприятных минут. Во время вспышки в кабинах, закрытых светонепроницаемыми шторками, стало жарко, появился запах гари, с рабочего места штурмана-бомбардира потянуло дымом.
- Горим? - уточнил командир корабля.

К счастью, вскоре выяснилось, что пожара не случилось - вспыхнули только пыль и ворсинки, да задымилась обмотка жгутов, располагавшихся между остеклением и светозащитными шторками. Хуже всего было в кормовой кабине, обращенной непосредственно в сторону взрыва. Там было так жарко, что воздушному стрелку жгло лицо и руки.

"При съемке развития облака взрыва наблюдалось приближение ударной волны в виде расширяющейся сферы голубоватого цвета. Было видно прохождение ее по самолету. К моменту прихода ударной волны автопилот был отключен. Пилотирование самолетом продолжалось в режиме ручного управления. На самолет воздействовали три ударные волны - первая через 1 мин. 37 сек. после взрыва, вторая через 1 мин. 52 сек. и третья через 2 мин. 37 сек. Первая волна была самой ощутимой - мощный удар потряс самолет. Летчики парировали колебание штурвала, однако изменения угла тангажа и крена самолета не наблюдалось. Последующие волны были менее мощными, а воздействие третьей воспринималось в виде слабого толчка самолета. При прохождении ударных волн через самолет барометрические приборы (высоты, скорости полета и вариометры), имеющие связь с атмосферой, стали давать повышенные показания, стрелки их по нескольку раз перемещались в разные стороны. Процесс развития облака взрыва длился в течение 8-9 мин., высота его верхней кромки достигала 15-16 км, диаметр 30-40 км. Цвет облака был багровым, а ножка-ствол - голубовато-серым. Облачность (обычная) у основания ствола радиоактивного облака заметно втягивалась в него. Через 10-12 мин. после взрыва купол облака стал растягиваться по ветру, и через 15 мин. облако приняло вытянутую форму".

Самолет-лаборатория Ту-16 под командованием майора К. Лясникова получил воистину самоубийственное задание: взять курс на огненный шар и изучить, как действует ядерный взрыв на самолет. И он отправился выполнять задание. Трудно представить себе, какие надо было иметь нервы, чтобы вести самолет навстречу самому страшному из того, что могло происходить на планете Земля. Лясников рассказывает:

"После взрыва мы увидели привычный яркий свет. Но одно дело - тут же развернуть самолет и другое - идти прямо на вспышку. Смотрю, гриба еще нет, лишь огненный шар беснуется, разбухает. Потом он становится размером с километр и более, уже с грязными пятнами. Черный столб его поднимает и выбрасывает вверх. Срочно надо возвращаться - иначе гибель. А шар-облако вот уже почти рядом. Когда на твоих глазах рядом разворачивается ад кромешный, поверьте, не до восторгов... Это, скажу вам, похлеще, чем в фильме ужасов... До соблюдения ли инструкций в такой момент? Делаю градусов под семьдесят крен - немыслимый вираж закладываю на высоте одиннадцать тысяч метров. И это спасает..."

Не у всех выдерживали нервы в этом испытании. Один из пилотов, ходивших на ядерную "грозу", честно признавался начальнику испытательного управления С. Куликову:

"Серафим, не ругай и не срами меня - задание полностью выполнить не смогли. Впереди нас по полету образовалась бурлящая огненная стена. Нервы у нас не выдержали, и мы свернули в обход облака взрыва на расстоянии, далеком от заданного".

Самый мощный на планете взрыв носил порядковый номер 130. Это была грандиознейшая военно-пропагандистская акция века, а может быть, и во всей истории человечества: ведь взрыв супербомбы был приурочен к очередному - XXII съезду КПСС. Делегаты его и не подозревали о подарке, который подготовила им родная "оборонка".

Известный знаток Арктики, проработавший в гидрометеослужбе Севморпути на Диксоне более двадцати лет, Николай Григорьевич Бабич хорошо знает, как аукнулся для Севера тот давний рекордный взрыв.

"Взрывная волна трижды обогнула земной шар. Мы потом еще столько лет увозили людей с островов Карского моря, накрытых радиоактивным облаком. Однако лучевую болезнь никто не хотел диагностировать... Людей хоть как-то лечили. А вот тысячи белых медведей погибли от переоблучения. Сегодня поверхность островов никак не "фонит". Но ведь те 5-6 миллионов кюри, выброшенных тем взрывом в небо Арктики, никуда не делись. Их разнесло по белу свету. А период полураспада у этой гадости - сотни лет..."

Известный историк "холодной войны" контр-адмирал Георгий Костев рассказывает:

"Над Маточкиным Шаром рванули только пятьдесят мегатонн. А первоначально планировали все сто. Но ученые стали опасаться за состояние земной коры - не проломить бы..."

Никто не считал, сколько птиц сгорело в том рукотворном ядерном солнце. А те, что уцелели, - ослепли. Рыбаки рассказывали, что полет слепых чаек напоминал порхание летучих мышей. Большинство из них безмолвно качались на волнах, тихо умирая от голода.

Макет "царь-бомбы" АН602, среди создателей которой был академик Андрей Дмитриевич Сахаров, хранится ныне в музее Арзамаса-16. Начальник одного из тамошних НИИ генерал-полковник Негин поведал репортерам английского телевидения о том, что воодушевленные сверхмощным взрывом "сахаровцы" предложили Хрущеву суперпроект под кодовым названием "Армагеддон": направить в Атлантику корабль, начиненный дейтерием в 100 мегатонн тротилового эквивалента. Обшить его листами кобальта, чтобы при испарении металла в ядерном пекле возникло мощнейшее радиоактивное заражение. Хрущев подумал-подумал... И отказался.

Термоядерная авиационная бомба АН602 - самое мощное взрывное устройство, которое человечества применило за всю историю. Работы по ее созданию велись более семи лет с осени 1954 года по осень 1961 года. АН602 имела трехступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчетный вклад в мощность взрыва - 1,5 мегатонны) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва - 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную "реакцию Джекилла-Хайда" (деление ядер в блоках урана-238 под действием быстрых нейтронов, образующихся в результате реакции термоядерного синтеза) в третьей ступени (еще 50 мегатонн мощности), так что общая расчетная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонн. Первоначальный вариант бомбы был отвергнут по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать, поэтому было решено не использовать "реакцию Джекилла-Хайда" в третьей ступени бомбы и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент. Это уменьшало расчетную общую мощность взрыва почти вдвое.

Бомба показала мощность больше расчетной - 57 мегатонн. Одновременно с ней конкурирующие коллективы разработчиков сделали бомбы в 25 и 100 мегатонн, но их никогда не испытывали. И слава богу.

Взрыв АН602 по классификации был низким воздушным взрывом сверхбольшой мощности. Результаты его впечатляли:
- Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отраженная ударная волна, подмявшая низ шара и отбросившая шар от земли.
- Световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров.
- Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной "шляпки" достиг (у верхнего яруса) 95 километров.
- Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.
- Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра.
- Звуковая волна, порожденная взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров.
- Мощность взрыва превысила суммарную мощность всех взрывчатых веществ, использованных в ходе Первой и Второй Мировых войн, в том числе двух американских атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки (16 килотонн и 21 килотонн соответственно).

Водородная бомба остается самым разрушительным оружием: по расчетам специалистов, взрыв мощностью 20 мегатонн может сравнять с землей все жилые дома в радиусе 24 км и уничтожить всё живое на расстоянии 140 км от эпицентра.