Бессмертный полк: полезная информация тем, кто хочет участвовать. Грани патриотизма: еще раз о том, как праздновать День Победы

На тему патриотизма в День Победы, как правило, начинают бурно дискутировать за несколько недель до праздника, а заканчивают ровно 10 мая. Сотрудники сайт посчитали, что сейчас, когда праздники уже отгремели, разговор на злободневную тему должен бы получиться более спокойным и конструктивным. Конструктивной беседа вышла, но была ли она спокойной?

Полемика между участниками круглого стола возникла еще до его официального начала. Модератор встречи, краевед, историк и экс-чекист Александр Петрушин и его давний оппонент, руководитель общественной организации «Народный контроль» (и тоже историк по образованию!) Александр Шемякин в споре были корректны по отношению друг к другу, но позиций не сдавали. Если первый уверен, что те самые наклейки «На Берлин!» пошлы и неуместны, то второй отстаивал их как проявление здорового патриотизма. Единодушны они были в одном - никто историю толком не знает.

Во время круглого стола Александр Шемякин так аргументировал свою позицию по поводу патриотических наклеек к 9 Мая: «Ничего плохого в этих наклейках нет. Соглашусь, что призыв „Убей немца!“ - это ненормально, но „Убей фашистского гада!“ - вполне в духе времени. А „На Берлин!“ - это вообще стилизация, так писали на боевой технике, на бомбах. Никто же не говорит, что мы прямо с парада поедем за шенгенскими визами, а потом брать Берлин. „Ночные волки“ в этом году с лозунгом „Дороги Победы на Берлин“ проехали по Европе, и в Германии их прекрасно принимали. Немцы нормально к этому относятся и все понимают…».

«Немцы давно все осознали и даже покаялись. А мы их провоцируем», - прокомментировал еще один участник мероприятия, автор идеи «Бессмертный полк» Геннадий Иванов.

«В конституционном государстве призыв убить кого бы то ни было звучит по меньшей мере странно. А вот наклейки „Спасибо деду за Победу!“ мне кажутся вполне уместными», - высказала свое мнение руководитель патриотической кампании «Мы помним» Инна Корсун.

«А какому деду? Это ведь общие слова…», - заметил Геннадий Иванов.

«Мы переносим военные лозунги на наше время, не надо этого делать. Я считаю, что эти наклейки - не более чем понты, пошлость и желание выделиться», - не сдавался Александр Петрушин.

Настоящий ребенок войны

Инна Корсун призналась, что в 9 Мая и сама не первый год проходит в параде именно в стилизованной форме - но без погон и медалей, конечно: «Для меня - это праздник, наполненный эмоциями, торжественная дата. Форма - отождествление себя с подвигом народа». Александр Шемякин тоже не видит ничего плохого в использовании военной формы на празднике - мол, если выступать против этого, то и исторические реконструкции под вопросом. И вообще, мол, это все способствует патриотическому воспитанию.

«Нет культуры использования символики Великой Отечественной войны, - продолжал говорить о праздновании Дня Победы Александр Петрушин. - Георгиевские ленточки - на коленках, на собачках, на антеннах машин, в витринах магазинов. Два года назад Орден Победы на секс-шоп повесили. Очень странно видеть на пакете молока изображение доярки в военной форме».

Нужно ли регламентировать использование Георгиевской ленточки на государственном уровне и вводить обязательные правила ее ношения? Александр Шемякин напомнил про пионерские галстуки - даже вопроса не возникало о том, чтобы использовать их не по назначению - ни как бандану галстук не надевали, ни на сумки не повязывали.

Инна Корсун и ее команда в рамках кампании «Мы помним» как раз-таки занимается распространением Георгиевских ленточек и листовок с рекомендациями по их ношению. «Не все знают историю Георгиевской ленты, ее значение. Мы проводим акции, чтобы донести эту информацию до молодежи. Рассказываем, почему недопустимо использовать ленточку вместо шнурков и т.п. Я считаю, что нужно не запрещать что-то, а воспитывать культуру. На официальные правила ношения ленточки молодежь отреагирует протестом, и не факт, что норма будет исполняться.

Разговор за редакционным столом шел горячий и не сказать, чтобы строго выстроенный. Тема «Бессмертного полка» возникала не один раз и рассматривалась под разным углом. Геннадий Иванов, «поперешный с детства», как он себя охарактеризовал, припомнил, как одному (уже бывшему) тюменскому мэру предложил пройти на празднике с портретом его деда. Мэр отказался, дескать, я лучше дома его поставлю и там же помяну. Зато теперь, усмехнулся Геннадий Кириллович, после того, как президент с портретом в «Бессмертном полку» прошел, этот чиновник тоже ходит с фотографией деда в общем строю.

«Формат „Бессмертного полка“ воспринимается молодежью. Насколько он формален для них? Знаете, уже не первый год на перекрестке Республики и Мельникайте 9 мая вечером проводится минута молчания. Люди приходят сами. И плачут. Не думаю, что это может быть по указке. У меня в семье не было фронтовиков, только труженики тыла. А я бы тоже с удовольствием прошла бы с портретом своего родственника», - добавила Инна.

1. "Бессмертный полк" своей главной задачей считает сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны.

2. Участие в "Бессмертном полку" подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего родственника - ветерана армии и флота, партизана, подпольщика, бойца Сопротивления, труженика тыла, узника концлагеря, блокадника, ребенка войны - 9 Мая выходит на улицы города с его(ее) фотографией или если нет фотографии - с его(ее) именем, чтобы принять участие в параде в колонне "Бессмертного полка", либо самостоятельно отдать дань памяти, принеся транспарант с портретом, именем, или фотографию, к Вечному огню, иному памятному месту. Участие в "Бессмертном полку" строго добровольное.

3. "Бессмертный полк" - Некоммерческая, Неполитическая, Негосударственная Гражданская Инициатива. Встать в ряды Полка может каждый гражданин, независимо от вероисповедания, национальности, политических и иных взглядов. "Бессмертный полк" объединяет людей. Все, что служит иному, для нас неприемлемо. Одна страна - один Полк.

4. "Бессмертный полк" не может быть имиджевой площадкой. Исключено использование любой корпоративной, политической или иной символики* во всем, что имеет отношение к "Бессмертному полку".

5. Полк не может быть персонализирован ни в одном, даже самом уважаемом человеке: политике, общественном деятеле (в т.ч. историческом), чиновнике. Полк - это миллионы ушедших и их потомки.

6. Координацией и помощью в проведении парада Полка 9 Мая занимается штаб "Бессмертного полка", куда наряду с организаторами Гражданской инициативы 9 Мая 2012 года, входят организации и граждане, безусловно разделяющие положения Устава и выразившие готовность стать координаторами Полка в своем регионе.

7. В целях сохранения Устава, решения спорных вопросов, выражения коллективного мнения городов Гражданской инициативы, образован Открытый Совет Полка. Войти в него, заявив о своем желании, может каждый координатор, имеющий опыт проведения в своем регионе "Бессмертного полка" в соответствии с принципами Устава.

8. Изменения и дополнения в Устав могут вноситься решением большинства городов Открытого Совета Полка.

9. Наша конечная цель - превратить "Бессмертный полк" во всенародную традицию празднования Дня Победы 9 Мая.

* Символика: логотипы, эмблемы, названия, фирменный стиль и пр. на любых носителях (в тч на портрете солдата).

"Сейчас-то я пожилой молодой человек, а когда-то был октябренком. 9 Мая вожатая Ира водила нас к памятнику павшим на войне, дарить ветеранам цветы. Ходил весь класс. Тогда, во дворах, мы еще играли в «немцев» и «наших». И знали, какая была война, с кем. И не только из книг и кино.

Часто узнавали про нее то, что в книжках не писано было от деда или бабушки, от соседа по лестничной клетке, пропившего все кроме Ордена Красного Знамени, от приходивших каждый год в школы на "уроки мужества" крепких, тогда даже не стариков, а просто очень взрослых мужчин редких профессий: стрелок-радист, заряжающий, сапер... И вполне точно представляли, что тяжелая эта была Победа. За которую мой дед отдал обе ноги, а многие миллионы советских солдат - русских, украинцев, белорусов, грузин, казахов, армян, азербайджанцев, молдаван, эстонцев, узбеков, евреев, киргизов, татар, калмыков..., множество иных народов - свои жизни. Поэтому, не было нам удивительно, когда кроме живых победителей, у Вечного огня 9 Мая, мы видели и фотографии павших солдат, которые приносили с собой ветераны. И пили они«наркомовские» сто грамм и за мертвых, и за живых. За тех, кто не забыт, и тех, кто не забудет.

Это было давно. В другое время и другой стране. На месте которой мы сегодня живем. И дворы теперь другие и игры.

И День Победы тоже изменился. Почти не осталось ветеранов, пройдет еще два-три года, и кого увидят у Вечного огня наши дети? С этого вопроса произнесенного вслух и началось то, что сегодня стало Бессмертным Полком.

Мы не считали и не считаем себя "авторами идеи". Мы не изобретали ничего, что хотя бы раз не происходило. Тогда, в нашем детстве или, как узнавали мы уже после мая 2012 года, в некоторых городах России до нас, где люди поодиночке или как в Тюмени в 2007 году целой колонной школьников, несли к Вечному огню фотографии солдат. В 2006 году в Ухте в День Победы ребята вынесли портреты солдат.

В Севастополе в мае 2009 года прошел марш «Заменим Вас в строю!».


Да не только в России похожие на Полк истории происходили. В Иерусалиме в 1999 году горожане в День Победы вынесли портреты своих солдат. А были еще Омск и Псков, станицы Ставрополья и многие другие. В Соликамске еще в 1985 году женщины прошли с портретами мужей и братьев по улицам в День Победы.


Самая давняя из теперь известных историй, родственных Бессмертному полку, случилась в Новосибирске. В первый год официального празднования Победы, в 1965 году, ребята из 121-ой школы вышли с портретами своих отцов - фронтовиков.



Но как сделать этот порыв разных людей народной традицией? Такой, что бы ее запомнили наши дети, и передали после своим. И как собрать в этот день вместе нас всех, расколотых жизнью на богатых и бедных, на партии и конфессии, на правых и левых? Как ответ появился Устав Бессмертного Полка, этические принципы, собравшие вместе миллионы людей.

Конечно, начинали мы Полк с себя, со СМИ. Участие в создании Полка наших коллег, - радийщиков, телевизионщиков, газетчиков– не случайно. То, что Полк стал международным движением, заслуга первых координаторов - журналистов, которые рассказали про Полк в десятках городов и сел России. Бессмертный полк, в принципе, история провинциальная. Родилась в Сибири, выросла в глубинке. Не сверху спущена. Спасибо за него тем, кто поддержал томскую историю Бессмертного полка в Туле и Костроме, Новосибирске и Кургане, Вологде и Волгограде, Иркутске и Благовещенске, бухте Провидение и Краснодаре, везде, где сегодня День Победы стал днем семейной памяти. И в России и за пределами нашей Родины.

Надо говорить с людьми о том, что действительно важно. А нам важно быть ОДНИМ народом. Хотя бы раз в год. Наших дедов соединил один окоп. Давайте и мы благодаря им живые и потому разные, встанем 9 Мая в ОДИН ПОЛК. Встанем вместе с теми, чьи светлые лица должны вернуться на наши улицы в этот день, с фотографиями нашей родни, близкой и дальней. Встанем без флагов партий и напыщенных речей политиков, без амбиций. По-людски, гордо. Во весь рост. Как ОНИ поднимались в атаку, часто последнюю".

Сергей Лапенков, от имени координаторов гражданской инициативы Бессмертный Полк.

Бессмертный полк – это, набравшее в последние годы популярность, общественное движение в память об участниках Второй Мировой войны. Считается, что его организовал Председатель Совета ветеранов Тюменской области Геннадий Иванов. В 2007 году он организовал «Парад Победителей», во время которого люди несли портреты своих родственников – ветеранов.

Что такое Бессмертный полк?

Бессмертный полк – это акция в память об участниках Второй мировой войны, которые защищали нашу Родину. Шествие – гражданская инициатива, и участие в нем – желание самих граждан. На шествие бессмертного полка люди приносят плакаты с портретами своих родственников – ветеранов Великой Отечественной войны. В знак признательности тем, кто прошел войну или навсегда остался на поле сражения, люди несут портреты родных. Акция не несет никакой политической окраски и придумана только для того, чтобы почтить и сохранить память о защитниках Отечества.

Бессмертный полк: куда приходить?

В каждом городе Бессмертный полк стартует от определенной точки и обычно проходит по центральным улицам города. На официальном сайте движения есть объявления о том, где будет проходить каждая конкретная акция 9 мая. Акция Бессмертный полк проводится в разных городах России.

Бессмертный полк: нужно ли регистрироваться

Одним из важных моментов акции Бессмертный полк остается создание летописи полка. Чтобы “записать деда в полк” нужно зарегистрироваться на сайте движения. В личном кабинете можно рассказать историю своей семьи, чтобы память о подвиге осталась для будущих поколений.

Кого можно записать в Бессмертный полк?

В бессмертный полк может быть записан любой родственник, который так или иначе принимал участие в защите Отечества. Это – необязательно участник военных действий. В Бессмертный полк принимаются и считаются героями труженики тыла, партизаны, узники концлагерей, и все, кто пострадал, но боролся во времена Второй мировой войны.

Как сделать портрет?

Маленькая фотография не будет заметна во время шествия Бессмертного полка, поэтому ее рекомендуют распечатать на транспаранте и прикрепить на специальную палку, чтобы фото можно было увидеть над толпой. Такие фотографии можно подготовить самостоятельно, использовав снимок из семейного альбома. Его увеличат в фотоателье или в пунктах приема заказов. Рекомендуемый размер – примерно формат а4 (20х30 см). Чтобы фотография не пострадала от стихии или во время шествия Бессмертного полка, ее можно заламинировать.

Можно ли участвовать всей семьей?

В акции могут участвовать все желающие, портреты своих прадедов и прапрадедов в Бессмертном полку часто несут дети. В общественном движении можно участвовать всей семье.

Что запрещено?

У акции есть свой устав. Во время шествия Бессмертного полка запрещены любые политические лозунги. Действуют и другие правила:

1. “Бессмертный полк” своей главной задачей считает сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны.

2. Участие в “Бессмертном полку” подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего родственника – ветерана армии и флота, партизана, подпольщика, бойца Сопротивления, труженика тыла, узника концлагеря, блокадника, ребенка войны – 9 Мая выходит на улицы города с его(ее) фотографией или если нет фотографии – с его(ее) именем, чтобы принять участие в параде в колонне “Бессмертного полка”, либо самостоятельно отдать дань памяти, принеся транспарант с портретом, именем, или фотографию, к Вечному огню, иному памятному месту. Участие в “Бессмертном полку” строго добровольное.

3. “Бессмертный полк” - Некоммерческая, Неполитическая, Негосударственная Гражданская Инициатива. Встать в ряды Полка может каждый гражданин, независимо от вероисповедания, национальности, политических и иных взглядов. “Бессмертный полк” объединяет людей. Все, что служит иному, для нас неприемлемо. Одна страна – один Полк.

4. “Бессмертный полк” не может быть имиджевой площадкой. Исключено использование любой корпоративной, политической или иной символики* во всем, что имеет отношение к “Бессмертному полку”.

5. Полк не может быть персонализирован ни в одном, даже самом уважаемом человеке: политике, общественном деятеле (в т.ч. историческом), чиновнике. Полк – это миллионы ушедших и их потомки.

6. Координацией и помощью в проведении парада Полка 9 Мая занимается штаб “Бессмертного полка”, куда наряду с организаторами Гражданской инициативы 9 Мая 2012 года, входят организации и граждане, безусловно разделяющие положения Устава и выразившие готовность стать координаторами Полка в своем регионе.

7. В целях сохранения Устава, решения спорных вопросов, выражения коллективного мнения городов Гражданской инициативы, образован Открытый Совет Полка. Войти в него, заявив о своем желании, может каждый координатор, имеющий опыт проведения в своем регионе “Бессмертного полка” в соответствии с принципами Устава.

8. Изменения и дополнения в Устав могут вноситься решением большинства городов Открытого Совета Полка.

9. Наша конечная цель – превратить “Бессмертный полк” во всенародную традицию празднования Дня Победы 9 Мая.

До Дня Победы осталось 54 дня.

На Горячую линию Штаба «Бессмертного полка - Москвы» и через форму обратной связи ежедневно поступает множество вопросов относительно шествия 9 мая и подготовке к нему. Мы собрали для вас наиболее популярные из них и даем развернутые ответы.

1. Для тех, кто хочет участвовать в проекте

1.1. «Бессмертный полк» и — один и тот же проект? Куда вносить данные, если родственник из Москвы?

Проект «Бессмертный полк – Москва» - это московская часть проекта «Бессмертный полк». Официальный сайт с информацией об общественном движении «Бессмертный полк - Москва» -

Информацию о своем родственнике-герое ВОВ можно разместить в электронной Книге памяти «Бессмертный полк – Москва» . При этом не обязательно ветеран должен быть из Москвы. Он мог отсюда уходить на фронт или жить здесь, а мог и вообще быть из другого города, но сейчас его потомки живут в столице. Значит, они на сайт информацию и внесут. Ограничений по территориальной принадлежности нет.

1.2. Мой дедушка погиб во время ВОВ, хочу участвовать в проекте «Бессмертный полк – Москва». Где и как можно опубликовать его данные, рассказ о нем?

Общественное движение «Бессмертный полк - Москва» ждет всех, кто хочет принять участие в шествии. От мала до велика… С транспарантом, сделанным своими руками, и без него. Можно брать фотографии, ордена, флаги, пилотки бойцов и шлемы танкистов. Своим присутствием Вы говорите о том, что чтите Подвиг Солдат Победного 1945. Но если вы хотите сохранить драгоценные для Вас сведения навечно, Вас ждут центры госуслуг «Мои документы» и электронная Книга памяти .

Внесите всю информацию в любой из 104 центров госуслуг (без привязки к месту жительства и прописки в Москве). Все центры работают 7 дней в неделю без выходных с 8.00 до 20.00. Специалист заполнит анкету, отсканирует все имеющиеся материалы и внесет всю информацию в электронную Книгу памяти «Бессмертный полк – Москва». Также Вы получите логин и пароль для входа на сайт, чтобы в дальнейшем при желании вы могли редактировать страничку о «своем» герое, вносить новые данные, фотографии.

Второй вариант - внести информацию об участниках Великой Отечественной войны самостоятельно, не выходя из дома, через электронную Книгу памяти «Бессмертный полк — Москва» . При регистрации пользователь получает логин, пароль и возможность администрировать страничку о «своем» герое, дополнять ее информацией, фотографиями. Здесь же можно сделать отметку о том, какую фотографию необходимо бесплатно распечатать в центрах госуслуг для участия в шествии «Бессмертного полка» 9 мая и в каком из центров вам было ее удобно забрать.

Пока сайт функционирует в режиме заполнения анкет. Но в скором времени он заработает на полную мощность и биографии героев «Бессмертного полка» будут доступны всем.

Также о своем герое можно рассказать на сайте проекта «Бессмертный полк – Москва» в разделе . Мы публикуем интересные истории, рассказы, воспоминания о войне, фронтовые письма и фотографии в виде новостной ленты. Все опубликованные истории можно найти в разделе .

1.3. Есть ли возможность редактировать страницу на сайте после публикации?

1.11. Можно ли найти часть информации через центры госуслуг?

К сожалению, нет. В данном случае центры госуслуг выступают в качестве площадок для сбора и сохранения информации о ветеранах ВОВ для будущих поколений в рамках проекта «Бессмертный полк - Москва».

2. Для тех, кто хочет участвовать в шествии

2.1. Нужно ли регистрироваться на сайте для участия в шествии колонны «Бессмертный полк – Москва»?

Регистрация не обязательна. Но нам необходимо знать ориентировочное количество участников акции для планирования и организации маршрута. Также каждый зарегистрировавшийся на сайте перед мероприятием получит уведомление на почту или через смс о месте и времени проведения шествия Бессмертного полка Москвы.

Сведения на сайт поступают из центров госуслуг, от учебных заведений, кадетских корпусов, просто москвичей. Ваши заявки на участие суммируются и выводятся на общий счетчик участников акции.

2.2. Не хочу вносить данные на сайт, приносить материалы в МФЦ, можно ли просто прийти на шествие?

Конечно, вы можете просто прийти на шествие.

2.3. Обязательно ли приносить именно транспарант?

Нет, транспарант не обязателен. Можно просто держать фотографию в руках. Если её нет, возьмите награды ветерана, флаг. Если Вы умеете аккомпанировать на аккардеоне (баяне, гармошке), а у нас много и от души поют - Вам будут признательны многие участники шествия. Вокруг Вас составится импровизированная подпевка. К месту будет атрибутика фронтовых лет, форма солдат.

2.5. В центрах госуслуг бесплатно печатают фотографии для транспаранта или изготавливают сам транспарант?

В центрах госуслуг бесплатно помогут распечатать фотографию героя ВОВ только после заполнения анкеты для проекта электронной Книги памяти «Бессмертный полк – Москва».

2.6. Какие требования к транспаранту, какого размера он должен быть?

Жестких требований к транспаранту нет. Есть лишь рекомендации и обмен опытом в производстве . Центры госуслуг не выступают организаторами проекта и такой информацией не обладают.

2.7. Какие требования к фотографии для транспаранта? Что делать, если нет фотографии?

Фотография будет заламинирована и распечатана в формате А4. Если нет фотографии, которую вы бы хотели увеличить с помощью центров госуслуг, вам могут сделать текстовой плакат формата А4 с ФИО и званием вашего солдата. Можно использовать рисунки летчиков, танкистов, артиллеристов без прорисовки лица. Найдите их в книгах о той эпохе. Если у Вас есть время - можно поискать фото в личном деле в Подольском архиве Министерства Обороны (только для прямых родственников солдата).

2.8. В каком виде нужно приносить фотографии для бесплатной печати в центрах госуслуг? На флешке или на бумаге?

только в Москве. В интернете идут бурные дискуссии: прокурор Республики Крым Наталья Поклонская вышла на шествие с портретом Николая II, рядом с царем-страстотерпцем - плакаты и флаги с портретом Сталина. В Нижнем Новгороде депутат Вячеслав Никонов нес портрет своего деда - наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, за что подвергся жесткой критике. С чьей фотографией выйти на шествие? Можно ли ставить вопрос о "правильном" или "неправильном" Бессмертном полке? Размышляет известная российская журналистка, президент общероссийской общественной организации работников СМИ "МедиаСоюз" Елена Зелинская.

В моей семье, как, вероятно, во многих семьях блокадников, День Победы – это день воспоминаний и благодарности. Не цепь случайностей, а жизни и тяжелый военный труд множества людей – вот причина, по которой моя мама осталась жива, а потому живу я и наши дети. Водитель, который вел машину по ломающемуся льду Ладожского озера, ополченцы, которые рыли окопы вокруг города, советские солдаты, которые освободили Кубань, где на последней грани выживания находился эвакуированный из блокадного Ленинграда детдом… Незнакомые и близкие.

Все мои родные разделили судьбы Отечества, никого не миновало и никто не уклонился: восемь человек лежат в братских могилах на Пискаревке и двое – на Левашовском. Один с обгоревшим лицом, другой дошел до Берлина, третьего контузили под Выборгом, в день, когда уже объявили перемирие. А та самая тетка моя, на которую, говорят, я похожа, прослужила врачом на санитарном поезде и воевала до 47 года… Никого из них уже нет с нами. Деды с отцовской стороны, сибиряки-хуторяне, сгинули при коллективизации, а уж как повоевали бы вместе со своими земляками, когда они обороняли Москву…

Бессмертный полк и Бессмертный барак в судьбе одной семьи. С чьим портретом мне идти по Невскому?

На вопрос, надо ли делать табличку “Последний адрес” на стене дома, откуда забрали деда, мама ответила: тут либо всем надо, либо никому. А погибло столько, хоть все стены завешивай…

Но вот что важно для меня сейчас. Благородный порыв благодарности подхватил сотни тысяч людей и привел их с портретами их родных на улицы города – значит так оно и должно быть.

Не политическая трескотня, не навязанный набор лозунгов, а самое теплое, самое светлое, что есть у человека – обращение к своей семье, к своим прадедам, к корням – вот что важно оказалось для всех.

Оказалось, что важно быть причастным к чему-то, что больше тебя, значительнее, без чего ты типа былинки для манипуляций. А вот ты идешь с портретом деда, среди тысяч и тысяч таких же благородных лиц на старых фотографиях – и ты не одинок.

И отступают все споры – про точные-неточные даты, про клещи государства, про провалы и вранье сводок. На первое главное место выступает человек, обычный, с похожими на твои глазами, который горел в танке, чтобы ты сегодня со своими детьми шел по светлому Невскому.

Вот чего точно не надо – это ранжировать благодарность по рейтингу. Один пойдет на шествие, другой помянет тихо дома, третий всплакнет у могилы, четвертый отстоит литургию, а кто-то поедет в Дом престарелых с подарками, а еще один напишет гневный текст: за шумихой забывают обеспечить тех, кто еще с нами, жильем и достойной медицинской помощью.

Никуда нам не деться от конъюнктурщиков и манипуляторов, тех, кто будет стараться использовать народное переживание, чтобы срубить дивидендов. И никуда не спрятаться от дураков, которые будут наматывать ленточку на все, что шевелится. И тяжело противостоять милитаристскому угару – заразная штука.
Но, я думаю, справимся: наши павшие нас не оставят в беде. Их вон сколько – целый Бессмертный полк.