Французская занавеска. Французские шторы в интерьере. Этапы создания занавесей

Роскошные, богатые, стильные, торжественные ― любым из этих эпитетов можно охарактеризовать французские шторы. Плавные линии, пышные дугообразные драпировки, ниспадающие вертикальные ряды мягких фестонных складок в сочетании с легкой текстурой нежной ткани и великолепными шторными аксессуарами никого не оставляют равнодушными. Глядя на них даже самые стойкие приверженцы лаконичных интерьеров начинают задумываться о том, чтобы оформить прекрасными «француженками» хотя бы одно окно в доме. В чем же секрет многовековой притягательности такого явления, как шторы французские и чем они отличаются от других подъемных занавесок, мы разберемся в этой статье.

История появления

Считается, что описание первых штор с заложенными по всей длине фестонными складками появилось в XVII веке во Франции во время правления Людовика XIV ― короля – Солнце в эпоху расцвета барокко и классицизма. Кто именно придумал украшать окна не прямыми, а собранными по всей длине в каскадные ряды фестонов полотнами история умалчивает. Но с легкой руки неизвестного дизайнера такие шторы на окна быстро приобрели популярность среди знати и стали олицетворением богатства и роскоши. Шили их из натурального китайского шелка и украшали бахромой и кистями.

Для «француженок» ткани требуется в несколько раз больше, чем для прямых портьер, кроме того многочисленные фестонные складки не смотрятся на дешевом текстиле и маленьких окнах. Поэтому вполне понятно, что простым людям они были недоступны, и в народе их прозвали «маркизами» ― по аналогии с одним из высших европейских дворянских титулов.


Официально «маркизой» называют матерчатый навес для защиты от солнца и дождя

Второе неофициальное название сохранилось за шторами аристократками до сегодняшнего дня и приводит к путанице понятий. Дело в том, что официально маркизами называют матерчатые навесы над окнами, используемые для создания комфортной затененной зоны на улице перед домами, кафе и ресторанами.

В своем первозданном виде шторы маркиза стационарны (не раздвигаются, не поднимаются, а просто неподвижно свисают до пола), выглядят очень торжественно и помпезно и лучше всего смотрятся в просторных помещениях с высокими потолками. Поэтому в наши дни их используют в основном на сцене, в концертных и банкетных залах, ресторанах, просторных холлах загородных домов.

Для обладателей среднестатистических квартир появились варианты французских штор, иногда их называют французские жалюзи, адаптированные под современные реалии:

  • Во-первых, длина полотен значительно укоротилась и, например, на кухне можно повесить французскую занавеску до подоконника.
  • Во-вторых, помимо натурального шелка сегодня появилось много качественных, но не таких дорогих тканей, на которых фестонные складки выглядят также привлекательно: органза, шифон, батист, муар.
  • В-третьих, карнизы для французских занавесок стали оборудовать подъемными механизмами, как с ручным, так и с электрическим управлением, которые можно крепить на распашные окна, что в разы увеличило их функциональность и расширило область применения.

Что собой представляют современные французские шторы

Французские шторы (маркизы) ― каскадная разновидность подъемных занавесок. Но в отличие от остальных подъемных моделей на первое место у них выходит не практичность и функциональность, а красота и разница в их внешнем виде очевидна. При этом со строгими римками с характерными для них ровными линейными складками и лаконичными рулонками, на которых складки и вовсе отсутствуют, французские жалюзи спутать невозможно. А вот с австрийскими моделями у них много общего: полотна поделены на вертикальные секции и собраны в дугообразные складки. Французские и австрийские шторы фото, которых ниже, наглядно демонстрируют различие этих двух видов.

Отличие заключается в том, что у австриек драпировки не такие обильные: формируются только в нижней части и намного шире. В расправленном виде они полностью расправляются, а их длина никогда не опускается ниже подоконника. Маркизы это шторы, даже в опущенном положении состоящие из большого количества, разделенных по всей длине на вертикальные сегменты каскадных фестонов (провисающих к центру сборок). Когда штора поднимается, они становятся еще глубже и выразительнее.

Длину французских штор можно установить любую, как до подоконника или чуть ниже его, так и в пол. Кроме того их подразделяют на стационарные (неподвижные) и подъемные:


Карниз для французских штор

Карниз для французских штор может быть тем же самым, что и . В зависимости от модели его оснащают механизмом подъема или обходятся упрощенным вариантом. Крепление полотна при этом может быть на липучей ленте Вэлкро или на крючках. На фото ниже представлены стандартные карнизы для французских штор с открытым и закрытым механизмом подъема занавески.

Стоит заметить, что независимо от того, какая ткань (плотная или прозрачная) была использована для пошива, благодаря обильной и сложной драпировке маркиза способна полностью защитить внутренне пространство комнаты от взглядов с улицы.

Какие ткани подходят для французских штор

Французские шторы в интерьере далеко не самый экономный способ оформления окон. Для них потребуется ткани в несколько раз больше, чем для обычных занавесок. Кроме того, фестонные складки на дешевых тканях выглядят некрасиво и примитивно и, несмотря на то, что современные маркизы необязательно шить как когда-то из дорогостоящего натурального шелка, значительно сэкономить на текстиле тоже не получится.

Прежде чем остановить свой выбор на французском варианте штор желательно как следует взвесить затраты на их изготовление и убедиться, что они хорошо впишутся в интерьер и потраченные на них средства будут компенсированы красотой и гармоничностью обстановки.

Чтобы складки выглядели эффектно, были ровными и плавными, нужно выбирать хорошо драпирующуюся, легкую и мягкую ткань. Этим условиям лучше всего отвечает натуральный или смесовый, с небольшим добавлением полиэфирных волокон, текстиль:

  • тюль;
  • тонкий шелк;
  • шифон;
  • батист;
  • муар;
  • муслин;
  • вуаль;
  • органза.

Такие занавески выглядят легкими и нежными и используются в качестве гардин, как самостоятельно, так и вместе с портьерами из тафты, атласа, бархата, парчи. Портьеры при этом должны выглядеть также роскошно и не теряться в великолепии французских штор.


Французские шторы из атласной ткани

Иногда маркизы шьют и из плотных, но тонких, мягких и хорошо драпирующихся тканей. Это может быть:

  • бархат;
  • велюр;
  • портьерная шерсть.

Такие шторы не нуждаются в партнерах и выглядят изысканно и респектабельно. Любые занавески, вывешенные вместе с ними, будут излишними. Но нужно иметь в виду, что окна с плотными непрозрачными маркизами выглядят «глухими» и подходят они только для просторных помещений и соответствующих им по статусу классических интерьеров с массивной мебелью из натурального дерева и позолоченными или под бронзу аксессуарами.


Французские шторы из бархата

Внешний вид складок полностью зависит от фактуры ткани: чем она мягче и тяжелее, тем лаконичнее и плавнее получаются фестоны. И, наоборот, чем жестче и легче материал, тем они пышнее и рельефнее.

Что касается расцветки, то штор такого типа подходят только однотонные ткани. Любой рисунок потеряется в многочисленных фестонах, будет выглядеть ломаным, а штора неопрятной.

Для каких комнат и интерьеров подходят маркизы


Французские шторы в ванной комнате

Помпезные и аристократичные французские занавески впишутся далеко не в каждую комнату. Ниспадающие каскадом вертикальные ряды фестонов, дорогие ткани, аксессуары в виде бахромы, кистей, цветов и бус будут выглядеть нелепо и громоздко на маленьких окнах в небольших помещениях и скромных интерьерах. Лучше всего «француженки» смотрятся в изысканной романтичной обстановке рококо и барокко в духе XVII- XVIII веков с вычурной, плавно изогнутой мебелью, хрустальными люстрами и бронзовыми статуэтками.


Французские шторы в интерьере гостиной

Конечно мало кому придет сегодня в голове создавать в своем доме интерьер полностью копирующий обстановку прошлых веков, но основные его приметы и общий стиль должны соблюдаться. Если же вам хочется оформить маркизами небольшое помещение, используйте варианты, адаптированные под современность и выполняющие функцию тюля ― из прозрачной белой или пастельных оттенков ткани, длиной до подоконника, без дополнительных украшений.


Французские занавеси в рабочем кабинете

Чтобы легкая тюлевая французская штора не «играла» от сквозняка и висела статично, к ее нижнему краю можно пришить специальные грузики.


Короткая французская штора дополненная оригинальным ламбрекеном на кухонном окне

Что касается функционального назначения комнат, в которых планируется повесить занавески такого типа, оно может быть любым ― главное, как уже говорилось, соответствующий маркизе антураж. Конечно, лучше всего французские шторы смотрятся в гостиной или рабочем кабинете, но не менее часто их используют и в таких нежилых комнатах как ванная и кухня (как на фото выше). Единственное помещение, где их использование нежелательно ― детская. Как бы не были привлекательны «француженки» в многочисленных фестонах неизбежно скапливается пыль и их приходится часто стирать, поэтому для комнаты, где проживают малыши, уместны занавески более функциональные и простые по форме.

Несмотря на свою аристократичность и утонченность, французские шторы способны сделать интерьер не только изысканным, но и уютным и умиротворяющим. Главное ― они должны соответствовать интерьеру и выглядеть, а повысить их функциональность поможет современный механизм с подъемным блоком.

Видео: французские шторы в интерьере

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 3.7]

Французские шторы или, как их по-другому называют, «маркизы», представляют собой поистине роскошные текстильные предметы интерьера. Они смогут добавить любой комнате нотки изящества, благородства и дороговизны. А все потому, что еще в давние времена такие занавески могли себе позволить только очень обеспеченные особы, живущие в поместьях или дворцах. И поэтому же такие шторы изготавливались исключительно из дорогих и качественных материалов. В данной статье вы узнаете много новой и интересной информации французских шторах, их особенностях и интересных вариантах использования в интерьере.

Особенности

Знаменитые французские шторы появились, а точнее вошли в моду предположительно с XIV по XVII век, и как и понятно из названия, их появление произошло во Франции. В те времена местная знать всегда пыталась оформить свои поместья по-особенному, с неким шиком и пышностью, что и без труда удавалось сделать при помощи занавесок с роскошными складками, которые великолепно подчеркивали стили Барокко и Рококо тех времен.

Вот уже на протяжении нескольких веков «маркизные» шторы могут оживить любое помещение, будь оно небольших размеров или же, наоборот, огромных.

К особенностям подобных занавесок можно также отнести:

  • Универсальность . Такие шторы одинаково хорошо смотрятся в домах, квартирах, загородных коттеджах и различных общественных заведениях, таких как рестораны, кафе, театры, Дворцы бракосочетания и так далее. Французские занавески всегда создают ощущение пышности и праздника вокруг. Они дарят свою особенную атмосферу любому помещению.
  • Дороговизну исполнения . Несмотря на столь незамысловатый дизайн с воланами, французские шторы могут обойтись в приличную сумму, особенно если вы хотите, чтобы они выглядели действительно по-королевски, ведь для этого стоит приобрести дорогие ткани. Вообще, зачастую шторы в таком стиле изготавливаются на заказ по индивидуальным меркам, поскольку готовые варианты не всегда идеально подходят к тем или иным окнам.
  • Форму . Французским шторам можно придать самые разные формы и украсить ими спальню, гостиную или любую другую комнату. Причем такие занавески очень дружат с ламбрекенами, которые могут быть их изящным дополнением.

Данный тип штор относят к каскадно-подъемным из-за того, что их отдельные части (секции) собраны в складочки. Количество так называемых секций может быть различным, а сами они называются фестоны. Складки на французских занавесках делаются в форме своеобразных дуг. Все размеры и параметры должны сочетаться с будущими складками, но все это рассчитывается исходя из размеров окна, на котором будет красоваться это текстильное украшение.

Важным моментом также является и то, что такой тип штор не раздвигается в стороны, а поднимается вверх, при этом когда шторки будут подниматься, складки будут вырисовываться все четче. Для создания таких занавесок преимущественно используются легкие ткани, которые без труда подвергаются драпировке, в то время как с тяжелыми тканями чаще всего не работают.

Французские шторы без труда крепятся, а поднимаются при помощи специального механизма, который можно установить на карниз. Нельзя сказать, что данный тип занавесок неприхотлив в уходе, поскольку в домашних условиях их чаще всего не чистят, а отдают в химчистку.

Разумеется, отказ от стирки дома идет в пользу того, чтобы ваш текстиль прожил как можно дольше и сохранил презентабельный вид.

Разновидности

Варианты французских штор могут быть самыми разнообразными. Если над ними работает дизайнер, они без труда получатся великолепными, но, даже если вы решили разработать свой собственный эскиз будущих штор и выбрать к ним ткань, то не бойтесь включать фантазию и воплощать самые смелые идеи в жизнь:

  • Длина французских штор может быть разной. Такие занавески могут закрывать проем окна, доходить до подоконника или же быть очень длинными, вплоть до пола.
  • Все разновидности штор такого типа изготавливаются по одному принципу, при котором для получения складок используется специальная декоративная тесьма для сборки. С помощью этой тесьмы в дальнейшем и получаются воланы, а точнее, фестоны. По своему функционалу они могут быть легкие или же плотные, все будет зависеть от ткани и от стяжки. По механизму же такие шторы бывают статичные и подъемные.
  • Статичные по механизму занавески чаще всего используются в качестве тюля, они отлично подойдут, например, для кухни. Такие варианты обычно закрывают все окно по ширине и не требуют лишних подъемных механизмов. Для них можно использовать полупрозрачные ткани, которые без труда пропускают солнечный свет в помещение.
  • Подъемные же французские шторы имеют специальный механизм, регулятор подъема, который помогает контролировать длину текстильного изделия. Очень важно к подъемным шторам выбрать соответствующий карниз, который будет прекрасно сочетаться не только с занавесками, но и с интерьером в целом.
  • Некоторые варианты могут раздвигаться по бокам окон, однако в классическом исполнении французских штор такое не предполагается. Тем не менее современные варианты предлагают массу модернизаций в техниках исполнения.

Некоторые люди очень часто путают французские и австрийские шторы. Хоть они между собой и похожи, важное отличие у них в том, что у австрийских моделей складки только внизу штор, а у французских сами шторы сделаны полностью из складок.

Чтобы шторы получились объемными, пышными, праздничными и с легкостью украсили любые апартаменты, стоит обратить внимание на легкие ткани. Отлично поддаются драпировке вуаль, органза, батист, тюль, шелк и бархат. Вообще, выбор тканей для изготовления штор такого типа довольно обширный, но чтобы складки на шторах получились воздушные и струящиеся, лучше не выбирать тяжелые ткани.

При большом желании разнообразить шторы можно при помощи красивой бахромы или кружева по краям портьер. Различные кисточки и рюши всегда добавляют особую изюминку любым занавескам. Если французские шторы изготовлены из роскошной ткани с рисунком или же узорами, с декором постарайтесь не переборщить и сделать все в меру.

Если вы выбрали данный вид штор, например, для закрытой летней беседки, но при этом окна будут часто открыты, к шторам можно пришить декоративные грузики, благодаря которым занавески не будут подниматься и летать во все стороны.

Как подобрать расцветку?

Чтобы правильно выбрать не только расцветку, но и сами шторы, очень важно уделить внимание их будущему сочетанию с интерьером, а кроме того, определиться с их назначением. Если вы присматриваете шторы исключительно для декора и они не будут защищать комнату от солнечного света, то выбирайте легкие полупрозрачные варианты светлых оттенков, здесь могут быть и пастельные цвета, и нюдовые варианты, а также ткани с легкими узорами, но лучше всего отдать предпочтение однотонным вариантам. Особенно хороши полупрозрачные ткани для кухонь, столовых и ванных комнат.

Яркие, глубокие и насыщенные французские шторы станут роскошным украшением любой спальной комнаты, зала, гостиной или кабинета. Нередко яркие варианты вешают и в детских комнатах. Не забывайте, что темные цвета подойдут только для больших комнат, ведь маленькую вы можете сделать довольно мрачной при помощи таких цветов. Поэтому помещения небольших размеров лучше украшать при помощи неярких занавесок.

Старайтесь не выбирать шторы цвет в цвет стенам в комнате, зачастую такой прием не всегда смотрится выигрышно, лучше приобрести ткань на несколько тонов темнее или светлее, чем обои.

Уход

Наибольшую проблему для французских штор, как и для других текстильных аксессуаров в доме представляет пыль. Она оседает в складках, и с ней сложно что-либо сделать. Если ткань более плотная, то чистить ее можно с помощью пылесоса на самой низкой скорости, но поскольку французские шторы чаще всего изготавливаются из очень легких материалов, то здесь не обойтись без стирки.

Конечно же, чтобы шторы приняли нужную форму и не потеряли свой первоначальный вид лучше всего их отдать в химчистку . Дома можно стирать небольшие шторы, например, из кухни, которые при наличии парогенератора вы приведете в форму самостоятельно. Очень важным моментом является также и то, что такие шторы не стирают с другим бельем и используют при этом деликатный или щадящий режим.

Правильный и качественный уход за шторами продлит их отличное состояние на долгие годы, при этом выглядеть они будут как новые.

«Маркиза» в интерьере

Французские шторы требуют к себе особого внимания, поэтому прежде чем выбирать такой текстиль для окон той или иной комнаты очень важно убедиться, что они максимально подойдут к интерьеру и всей обстановке.

В целом, многие специалисты утверждают, что такие шторы являются классическими. Они удачно впишутся в любой интерьер, однако при этом стоит учесть все их особенности:

  • Для спальной комнаты дизайнеры рекомендуют отдавать предпочтение спокойным цветам штор, например, кремовым, бежевым, пудровым и другим из нежной и приглушенной палитры оттенков. Такие легкие цвета создают чувство спокойствия и гармонии вокруг. Поэтому для комнаты, где человек проводит минимум восемь часов отдыха они будут весьма кстати. Предпочтительнее для спален выбирать натуральные и экологичные материалы, которые не только считаются безопасными, но и практичными.

  • Кухни очень часто украшают французскими шторами из легкой органзы . Они не утяжеляют атмосферу комнаты и при этом всегда вносят в нее нотку изящества. Некоторые даже украшают такими шторами балконы. Смотрится это удачно, если и обстановка соответствует.

  • Подчеркнуть дороговизну интерьера и добавить пышности в гостиную можно без труда при помощи роскошных французских занавесок, особенно если они будут с вышивкой. А ламбрекены и портьеры станут им отличным дополнением. С помощью таких штор можно сделать особенный контраст в помещении, который будет радовать не только всех домочадцев, но и гостей. Также такие занавески отлично впишутся на эркерные окна.

  • Детскую комнату можно также дополнить изящными шторами с воланами, на которые можно «усадить» декоративных бабочек или разместить миниатюрные бантики. Особенно такую красоту оценят юные принцессы.

Французские шторы - очень красивое, но в то же время очень дорогое удовольствие. В магазинах гардин можно увидеть самые разнообразные модели из различных тканей и материалов с провисающими складками или с более пышными вариантами сборки. Однако намного дешевле изготовить такую штору самостоятельно. Тем не менее, это очень кропотливое и трепетное дело, которое не терпит ошибок.

Для того, чтобы правильно пошить , нужно для начала сделать правильные расчеты, подобрать ткань, раскроить ее и только потом приступать к обработке выбранной ткани. Начинается пошив французской шторы с расчёта необходимого отреза материала.

При виде гардины данной модели, сразу становится понятно, что для ее изготовления нужно много материала. Складки, которые очень сильно укорачивают длину, красивее смотрятся, если материал был куплен из расчета уменьшения готовой шторы в ширину. Это значит, что зная ширину оконного проема или длину карниза, нельзя принимать эту цифру за ширину полотна. Для того, чтобы волны получались красивыми, а расстояние между фестонами было достаточным, необходимо умножить цифру, обозначающую ширину желаемой шторы на коэффициент 1,8. Именно этот коэффициент позволит складкам материала красиво лечь, не создавая впечатление обвисшей ткани.

Рассчитывая длину полотна для изготовления гардины, необходимо цифру, обозначающую длину желаемой готовой шторы умножить минимум на два. Кроме того, нужно добавить несколько сантиметров материала на обработку краев. Это значит, что к полученным значениям длины и ширины полотна необходимо добавить ещё по 5-8 см на обработку срезов.

Какой выбрать материал

Рассчитав длину и ширину материала, нужно выбрать подходящую для драпировки. Она должна быть эластичной, и складки на ней должны получаться плавными, ровными и мягкими. Выбирая отрез в магазине, можно попробовать собрать в руке немного полотна и посмотреть, ложится ли складка красиво, образует ли ровные волны. Если же она сгибается, выглядит помятой или кривой, такую лучше не выбирать.

Цвет штор может быть любой, главное, чтобы он сочетался с цветовой гаммой комнаты в целом. Чем плотнее ткань, тем пышнее получатся складки, однако они будут иметь больше неровностей. В тоже время, чем тоньше ткань, тем равномернее будут образовываться на ней волны.

Что нужно купить кроме ткани

Кроме материалов, для пошива французской гардины также нужны:

  • швейная машинка;
  • булавки;
  • ножницы;
  • а также мыло или мел (для раскроя).

Как подготовить ткань к раскрою

Перед раскроем и пошивом гардины обязательно нужно обработать ее края, использовав при этом специальную тесьму для крепления шторы. Боковые и нижний края нужно просто завернуть вдвое и прострочить, а затем загладить швы. Края нужно обрабатывать до начала пошива гардины, так как потом они будут неровными и их невозможно будет обработать красиво.

Также обязательно перед началом пошива необходимо прогладить весь материал, и если он выглаживается трудно, то сделать это нужно два или три раза. После пошива гардины прогладить ее возможности не будет, поэтому пренебречь этим этапом нельзя, а сделать его нужно качественно. Когда у полотна обработаны края, и оно полностью выглажено, можно приступать к раскрою.

Как раскроить материал

Чтобы правильно раскроить полотно, нужно точно знать ширину и длину готовой шторы. Определяя ширину, можно ориентироваться на длину карниза, измерить длину можно измерив расстояние от карниза до пола, либо до уровня, где должна заканчиваться занавеска.

Далее необходимо рассчитать число фестонов и определить расстояние между ними. Количество фестонов на одну и ту же ширину занавески может быть разным, при этом будет отличаться и готовая занавеска по внешнему виду. Чем меньше фестонов, тем длиннее будут складки, чем их больше, тем пышнее будет казаться готовая занавеска.

Ниже в таблице на примере нескольких вариантов ширины готовой шторы (при отсутствии необходимого варианта можно провести расчеты самостоятельно) и числа желаемых фестонов приведен расчет расстояний между ними.

Определившись с расстоянием между фестонами, следует на растянутом полотне сделать отметки через определенное количество сантиметров. Цифры, обозначающие расстояние между фестонами и есть теми сантиметрами, через количество которых необходимо делать отметки на полотнище.

Если же необходимой ширины полотна нет среди указанных в таблице, то необходимо определиться с числом фестонов, и разделить ширину полотна на это число. Полученная цифра и будет расстоянием между фестонами.

К примеру: ширина полотнища составляет ровно 500 см.

Количество желаемых фестонов = 8.

500/8=62,5 сантиметров расстояние между отметками на полотне.

Делая отметки на полотне, необходимо расположить ткань на ровной гладкой поверхности, сделать обозначения на обратной стороне ткани верху и внизу. Через обе эти отметки следует провести линию.

Проведение пошива

Обработав края, отутюжив полотнище, отметив линии, по которым будет крепиться тесьма можно приступать к пошиву.

Поэтапная пошаговая инструкция пошива французской гардины:

  1. Необходимо взять тесьму, которая предназначена для драпировки и разрезать ее на куски, ровняющиеся длине полотна. С помощью швейных булавок эту тесьму следует прикрепить к каждой верхней и нижней отметке (к линиям, по которым будут образовываться складки). Все эти манипуляции следует проделывать исключительно на обратной стороне материала. 2 тесьмы, которые будут располагаться по краям, располагают как можно ближе к боковому шву. Края тесьмы снизу необходимо прогладить и пристрочить к полотну;
  2. Далее необходимо пристрочить драпировочную тесьму к полотнищу. К этой тесьме прилагается специальный шнур, которые позднее и образуют заветные складки;
  3. Далее нужно подготовить драпировочный шнур. Длина одного шнура должна равняться длине готовой гардины, а количество шнуров должно совпадать с количеством линий, на которые пришита тесьма;
  4. Далее следует продеть драпировочный шнур в отверстия на тесьме. Туго затянув шнур, образуется драпировка. Шнур необходимо закрепить на драпировочной тесьме, чтобы он не распустился, и чтобы образовались равномерные складки.

Потом штору можно вешать. То, что ширина гардины превышает размеры оконного проема позволит складкам провиснуть более свободно и, соответственно, равномерно.

В вышеописанном мастер-классе были затронуты все этапы пошива занавесок во французском стиле. Эти этапы включают в себя расчет необходимого количества материала, правильный выбор ткани и список необходимых материалов, которые пригодятся в процессе пошива. Кроме того, в статье подробно освещен вопрос раскроя купленного полотна и непосредственно пошива самой гардины. В ней также подробно рассказывается как правильно подготовить полотнище к обработке.

На основе информации, изложенной в этой статье, можно самостоятельно пошить занавеску во французском стиле. Такие гардины подходят для гостевых комнат и для спален. Они придают комнате особой торжественности и уюта, выглядят очень богато и стильно. Также, пошитые во французском стиле гардины никогда не устаревают и всегда остаются в моде.

При обустройстве квартирам шторам отводится последняя и одновременно почётная роль. Вешая шторы мы делаем, как бы, заключительный штрих в общей картине интерьера. Соответственно, этот штрих может как увенчать, так и разрушить ту гармонию, к которой мы так долго стремились.

Поэтому правильный выбор занавесей для оконных и дверных проёмов должен варьировать между эстетичностью и функциональностью. Функциональная необходимость штор бесспорна - они защищают мебель, обои и наши глаза от яркого света, а тяжелые плотные пологи из бархата и гобелена - от сквозняков зимой.

Гораздо сложнее с эстетической стороной. Благо, выбор сейчас широк. Но многие ли люди задумывались над тем, что модно в этом сезоне, во что "одеть" свои окна? А ведь шторы, одна из самых представительных деталей интерьера.

Вариантов использования тканей в интерьере великое множество. Каждая эпоха диктовала свою собственную моду, а наше время, по счастью, допускает буквально все. Но прежде чем заказывать интерьер в стиле Людовика XVI, рококо, ампира или арнуво, задумайтесь - имеете ли вы представление о том, как декорировались тогда окна и кровати и какие расцветки ткани соответствуют этой эпохе? Выбор стиля - занятие столь увлекательное, что в нем не только желательно, но и необходимо участвовать лично.

Средневековье . Искусство декора окна в Европе стало развиваться уже после средних веков, что и неудивительно - в средневековых замках окна, из соображений безопасности, были узкими и маленькими, словно бойницы. Их закрывали вощеной или промасленной бумагой. И лишь в очень больших домах окна завешивали кусками материи, но не для красоты, а от солнечного света. Зато кровати драпировались богато и ярко. Так что если вам хочется воспроизвести атмосферу, скажем, XV-XVI веков, то помните - шторы тогда были очень простыми и грубо обработанными. Лучше всего найти старинный шелк или вельвет и повесить полотно на медные крючки.

XVII век . Очень модны в то время были гобеленовые ткани, вельвет, дамаст, тонкая шерстяная пряжа. Цвета - напоминающие о блеске драгоценных камней: ярко-желтый, голубой, красный. Рисунок - цветочно-геральдические символы, к примеру розы, ирисы или короны, вышитые розовыми, индиго или зелено-голубыми шелковыми нитками. Заметим, что в XVII веке ткани по-прежнему использовались в основном для драпировки стен или дверных проемов.

Барокко . Строгость Ренессанса сменилась роскошью барокко. Эти времена оставили нам в наследство самые дорогие ткани: генуэзский бархат с характерным крупным узором, парчу с золотой нитью, дымчатый и рубчатый шелк, атлас, муар и тафту. Если раньше на кресла и диваны лишь набрасывали ткани и подушки, то теперь возникает мебель с постоянной мягкой обивкой, как правило бархатной или плюшевой. Барокко - время первых набивных ситцев, тканей «жуй», а также серебряных нитей и легких золотистых кружев. Писком моды эпохи Людовиков XIII и XIV были тяжелые вычурные драпировки кроватей и окон. В этот период наконец-то появились шторы, которые можно было поднять вверх, а также отделанные тканью оконные карнизы. В столовых, дабы не пропускать запахи, вешались кожаные портьеры. Ламбрекены (от французского «гребешок») скрыли под собой металлические кольца и крючки.

Рококо - стиль роскоши, неги и комфорта. Занавеси и шторы становятся более кокетливыми и фривольными, при этом не теряя парадности. В моду входят элегантность и изящество, главным украшением окна становится ламбрекен. Драпировки, искусно отделанные серебряным или золотым шнуром, демонстрируют чудеса изобретательности.

Неоклассицизм . В конце 1700-х, благодаря знаменитому декоратору Роберту Адаму, в интерьере стали использоваться мотивы разрушенных Помпеи и Геркуланума. Выбор тканей чрезвычайно расширился: к шелку и дамасту добавились жаккард, муар, парча, бархат, вуаль и кисея. Палитра красок и оттенков не уступала разнообразию материалов - в моде были глухой бирюзовый, лиловый, бледно-малиновый, бледно-желтый... Активно использовались шнуры и подхваты, а Томас Чиппендейл придумал деревянный резной ламбрекен, который постепенно превратился в отличительный признак всего этого периода.

Ампир . В интерьере царит героический дух военных походов. На карнизах появляются наконечники в виде копий, декоративные завершения с орлами, лебедями, головами животных, лавровыми венками. Окна украшаются парными занавесями, чаще всего из муслина, изысканно перехваченными и зафиксированными в определенной позиции. Щедро используются отделка, изысканные орнаменты и тяжелая бахрома. Наиболее популярные в эпоху ампира цвета - вишневый, темно-розовый, шафранно-желтый, голубой и розовый.

Модерн (1890-е-1900-е) . Текучие линии модерна, имитирующие стебли растений, лидируют в стилевой сумятице рубежа веков. В цветовой гамме популярно все бледное, розовое, зеленое, розово-лиловое, голубое, желтое.

Ардеко (1930-е годы) . В эту эпоху в моду вошли портьеры из бархата, гобелена, рельефного или гладкого велюра, репса. Шторы в большинстве случаев были прямыми и обшивались каймой. Для тканей ардеко типичны крупный резкий рисунок, яркий орнамент и вызывающие всплески красок в духе Матисса. Наиболее типичные цвета - сочетания оранжевого и черного, синего и золотистого.

Попробуем теперь разобраться, из каких же элементов состоит декор окна. Это прежде всего драпировка или портьера, затем ламбрекен и разнообразные аксессуары - подхваты, оборки, галуны, канты. В понятие «драпировка», в свою очередь, входят такие элементы, как сваш, жаботы, блинды и каскады.

Балдахин - определяющий элемент декора спальни. Это полог из ткани, располагающийся обычно над кроватью. Он может быть выполнен в «мавританском» стиле (круглый верх, расположенный по центру кровати или у изголовья), иметь квадратную «крышу» или вообще превратиться в длинный отрез ткани, перекинутый через металлический карниз.

Блинды - их еще называют «римскими шторами» - сделаны по принципу паруса. Кроме строгих «корабельных», которые могут шиться из тяжелой и плотной ткани, существуют «воздушные» блинды, собирающиеся в пышные фестоны (еще их называют «русскими балунами»). Сборки в «американских» блиндах занимают приблизительно 50 см от нижнего края шторы. В современных интерьерах часто встречаются раздвижные японские панели - прямые отрезы ткани, укрепленные на подвижных карнизах.

Жаботы - ниспадающие концы ткани, используются обычно в комплекте со свагами. Прекрасно демонстрируют достоинства подкладки. Именно при таком оформлении окна видны строгие переливы атласа, играющего в данном случае скромную роль подкладочного материала.

Каскад - ниспадающие зигзагом складки ткани.

Ламбрекен - тканевая или деревянная декоративная деталь драпировки окна, закрывающая собой карниз и петли. Ламбрекен с вышивкой изящно выглядит в сочетании с однотонной шторой. Особый шик - стеганый ламбрекен.

Перекид - драпировка круглого карниза тканью или кистями.

Подхват - приспособление, украшающее штору, позволяющее ее раздвигать и регулировать поток света. Обычно из ткани.

Сваг (фестон) - грациозная складка ткани, зафиксированная декоративно в двух концах над окном или кроватью. Непременный атрибут классического декора. В современных гостиных сваги создают парадную атмосферу с некоторым театральным оттенком.

Французские шторы - пышные ниспадающие тюлевые драпировки с многократными складками.

Ширинктейн - монтажная тесьма с отверстием под карниз.

Шторы принято делить на несколько разновидностей, основные из которых приведены ниже.

Шторы классические

Классическими шторами принято называть прямые раздвижные портьеры в сочетании с тюлевыми занавесями. Такие шторы для многих из нас привычны и просты в исполнении. Однако вариантов дизайна классических штор может быть довольно много. Они могут сочетать в себе и последние тенденции моды, и элементы разных стилей. Основной акцент в дизайне таких штор - это ткань, которая может быть необычной фактуры, рисунка или выделки.

Для пошива классических штор может использоваться практически любая ткань - шёлк, бархат, велюр, жаккард, парча, шинил, тюль и др. Особое внимание здесь уделяется декоративным элементам. Существует множество отделочных дополнений к шторам - подхваты, шнуры, тесьма, кисти, рюши и т.д. Все эти аксессуары придают шторам шарм и привлекательность. Ещё один важный акцент классической шторы - складки. Конечно же, не стоит закладывать их вручную, так как это довольно трудоёмко и выглядит далеко не так аккуратно. Чтобы заложить равномерные складки на шторах, можно приобрести специальную шторную тесьму.

Выбирая ткань и аксессуары для классических штор, нельзя забывать о том, что она должна дополнять цветовую гамму интерьера, т.е. гармонировать с окружающей мебелью и предметами интерьера.

Классические шторы подходят практически для любого современного жилища - в интерьере гостиной, спальни, детской или кухни. Несмотря на свою простоту, они всегда привлекает внимание дизайнеров и никогда не выходит из моды.

Римские шторы

Римские шторы с чёткими горизонтальными складками очень популярны среди тех, кто любит всё самое современное. Эти шторы немного похожи и на жалюзи, и на французские шторы. От первых они отличаются сплошным полотном, не разделённым на отдельные ламели, от вторых - прямотой линий. Римские шторы - это ровное полотно ткани, разделённое на равные секции. В каждую такую секцию для её ограничения и фиксации вшиваются горизонтальные жёсткие планки. И поднимаются они так же, как горизонтальные жалюзи: вручную или с помощью электроблока.

Принцип действия римских штор прост: по всей ширине полотна с равными интервалами расположены кольца, в которые продеты шнуры. При поднятии штора ложиться ровными горизонтальными складками по типу гармошки за счёт закреплённых с изнанки жёстких прутьев. Внизу шторы - утяжелитель, который не позволяет ей свободно развиваться и чётко фиксирует форму.

Римские шторы обычно делаются по размеру окна, как бы «вставляются» в него. Нижнюю часть шторы можно оставить прямой или украсить его кисточками, бантиками, рюшами - в зависимости от общего стиля интерьера. В таких шторах возможно использование любых декоративных тканей - от лёгких гардин до плотных портьер на подкладке. Если окна широкие, то необходимо делать двойные, либо даже тройные римские шторы.

Благодаря своей универсальности римская штора уже несколько веков почти не изменяется, а только обретает различные модификации, которые отличаются лишь расположением и количеством складок. Возможно, поэтому её конструкция, сохранившаяся ещё со времён Древнего Рима, до сих пор смотрится современно и оригинально. Хотя поначалу римские шторы считались принадлежностью лишь минималистского интерьера, но со временем, благодаря своей простоте и стилистической неотягощённости, они все больше стали завоёвывать те помещения в доме, где требуется максимальная функциональность.

Дополнительным штрихом, делающим римскую штору неповторимой, чаще всего является декоративная отделка нижнего края. Римскую штору можно прекрасно сочетать с тюлевыми занавесями, что смотрится необычно и очень элегантно или комбинировать с драпированными шторами, оформив полотно кантом из той же ткани.

Шторы французские

Французская штора - неотъемлемый элемент классического интерьера. Традиционно эти шторы ассоциируются с театрами и культурными учреждениями. Французские шторы - это пышные ниспадающие прозрачные драпировки с многократными складками.

Способ пошива французских штор довольно прост - ткань, ширина которой равна полуторной ширине окна, а длина вдвое превышает его высоту, с помощью нитей или шнуров собирается волнообразными складками.

Для французских штор используется, как правило, шёлк светлых тонов или лёгкий прозрачный тюль любых цветов и оттенков. Такие шторы идеально подходят к гостиной и спальне, где стоит классическая и антикварная мебель. Часто французские шторы сочетаются с классическими портьерами с кистями и ламбрекенами. Они прекрасно подходят для арочных окон.

Французские шторы вполне уместны для украшения интерьеров роскошных особняков и стильных квартир, они идеально подходят к гостиной и спальне, где стоит классическая и антикварная мебель. Элегантные складки французских штор способны создать атмосферу респектабельности и солидности, например в интерьере классического кабинета. Французская штора в холле настраивает на торжественный лад. В то же время спальня, оформленная французскими шторами в кокетливый цветочек, смотрится непринуждённо и романтично, внося в интерьер частичку французского шика. Она может быть выполнена как из лёгких тюлевых тканей, так и из плотного тяжёлого полотна.

Шторы Австрийские

Австрийские шторы впервые появились ещё в XVIII веке. Тогда они назывались фестонными, и их применяли в основном для украшения закрытых ставнями окон. Позднее они заняли достойное место среди интерьерных штор. Позже они стали функциональными, как подъёмные тонкие занавески, полностью закрывали окно и свисали либо до уровня плинтуса, либо цоколя. Дополнительный вес таким шторам придавали украшенный затейливой бахромой края. В последнее время концепция штор была обновлена благодаря богатому использованию тканей и отделки.

Австрийские шторы собираются в сборку по верхнему краю гардинной лентой, отчего материя, когда шторы подняты, ниспадает сверху мягкими драпировочными складками, образуя фестоны. Благодаря своим мягким складкам австрийские шторы хорошо смотрятся с оборками или бахромой по бокам или нижнему краю.

Шьют такие шторы обычно из шёлка, батиста и других тонких тканей. Австрийские шторы могут выступать как самостоятельное убранство окна или дополнять драпировки, создавая единый ансамбль. Их можно украсить оборками или кантом, оформить верхний край стандартной сборкой, красивыми лучевыми складками.

В собранном виде австрийские шторы очень похожи на французские, поскольку тоже подъёмные и прошнурованные. Когда такие шторы поднимают, то они собираются симпатичными фестонами, придавая нижнему краю занавесок вид изысканного ламбрекена. Когда же шторы опускают, то ткань разглаживается полностью. Австрийские шторы отличается от римских тем, что в опущенном состоянии имеют сборку по горизонтали и представляют собой полотно с вертикальными складками.

Шторы японские

Сейчас интерес к Востоку, в частности к Японии, очень велик. Из японской культуры дизайнеры заимствуют не только общие философские позиции, но и конкретные технологические и декоративные решения. Поэтому японские шторы, называемые ещё экранными или панельными, - довольно модный вариант декора современного интерьера. Это подчёркнуто лаконичный и стильный вариант оформления.

Японские шторы представляют собой несколько цельных, абсолютно ровных полотен, не складывающихся, а перемещающихся по окну как экран или панель (отсюда и название). Сверху и снизу таких штор имеются жёсткие вставки, не дающие шторам складываться.

По конструкции японские шторы напоминают вертикальные жалюзи: несколько полос ткани, закреплённых в специальной кассете. Конструкция проста и может быть закреплена без классических портьер. Для этих штор подойдут лёгкие, лучше натуральные ткани - хлопок, лён. Панели можно комбинировать, сочетая тяжёлые и лёгкие ткани.

Управление японскими шторами производится специальным шнуром. Также возможно и электрическое управление. Панели могут собираться справа, слева, в центре, а также симметрично по обоим сторонам карниза.

Японские шторы хорошо подойдут для интерьера, оформленного в минималистском стиле. Кроме того, ими можно оформить большие оконные или дверные проёмы, а также они могут служить декоративной перегородкой в помещении.

Шторы китайские

Основное назначение китайских штор - скрыть непривлекательный пейзаж за окном. Такие шторы представляют собой полотно ткани равное по размерам проёму окна. Сверху к полотну шторы, как правило, с наружной и изнаночной стороны пришита лента или тесьма, обычно из контрастного материала, с помощью которой штору можно поднимать и фиксировать.

Китайские подъёмные шторы отличаются наличием или отсутствием утяжелителя внизу шторы. При использовании утяжелителя, шторы при подъёме вверх собираются в рулон, без утяжелителя - собираются мягкими эффектными складками.

Китайские шторы, их ещё называют шторами на подвязках, не имеют механизма подъёма и поднимаются вручную, фиксируясь на желаемой высоте при помощи декоративной ленты или тесьмы. Вешая такие шторы, у вас не будет необходимости приобретать карниз, а также они не требуют много времени на пошив.

Для китайской шторы подходят практические любые ткани, однако лучше всего смотрятся полупрозрачные цветные ткани. Такие шторы обычно не сочетается с портьерами, ламбрекенами или другими типами штор. Основным стилевым акцентом таких штор обычно выступает цвет и фактура ткани, а также декоративные ленты, фиксирующие высоту шторы.

Ренессанс.

Искусство Ренессанса зародилось в Италии в XVI веке и, достигнув своего расцвета в XVI веке, существовало и в странах Западной и Центральной Европы вплоть до середины XVII столетия.

При оформлении жилых помещений в этот период используются разные по цвету породы деревьев, искусная инкрустация на стенах и мебели. Для украшения окон и дверных проемов применяются богатые драпировки с большими ламбрекенами.

Ламбрекен эпохи Ренессанса - гладкий, с аппликацией и вышивкой шелком, обшит бахромой. По краям ламбрекена размещены фестоны.

Полы драпировок, также отделанные бахромой, перехвачены в нижней части крученым шнуром. Использование шнуров и небольших кистей в качестве элементов украшения вообще характерно для драпировок этого времени.

Карнизы - сложного профиля. Их боковины, опущенные по отношению к средней части, оканчивались подвешенными шарами. Драпировка крепилась к карнизу обивочными гвоздями, а также навешивалась на отлитые из бронзы орнаментированные крюки.

Наряду с богато оформленными драпировками применялись и более простые. Они встречались главным образом в домах мелкой буржуазии.

Барокко.

Этот стиль, получивший свое развитие в 70-х годах XVI века, господствовал в Европе почти два столетия. Архитектура барокко отличается парадностью, пышностью форм, применением разнообразных декоративных элементов. Драпировка в период барокко играла важную роль в оформлении интерьеров жилых зданий. Драпировки для окон, дверных проемов и кроватей с балдахином шили из шелка или бархата. Ткань драпировалась в виде фестонов, расположенных на разных уровнях и украшенных золотой бахромой, шнуром и крупными кистями.

Ламбрекен состоял из нескольких деталей и был богато орнаментирован вышивкой или аппликацией в виде фантастических цветов и листьев аканта, типичных для стиля барокко. Многочисленные золотые кисти большого размера усиливали пышность ламбрекена.

Применялись также сложные ламбрекены, состоящие из орнаментированных подзоров и фестончатых рукавов поверх них. Кромка бархатного подзора украшалась золотой бахромой. Рукава, изготовленные из ткани той же фактуры, но другого цвета или более легкой ткани, имели вид нескольких фестонов и заканчивались свободно висящими уголками. Количество фестонов на ламбрекене определялось размерами драпировки. В точках соединения фестонов имелись розетки из ткани. За счет применения многослойных фестончатых ламбрекенов достигалась характерная для стиля барокко пышность отделки. Основное полотнище драпировки - складчатое, с воланами - также украшалось розетками и шнурами. Боковые полы были отстрочены золотой бахромой, кисточками и крученым шнуром.

Отличительной чертой драпировок, выполненных в стиле барокко, является использование контрастных, подкладочных материалов. Часто драпировки были двусторонними.

Той же тканью, что и окна, драпировались дверные проемы. Балдахины над кроватью имели в этот период вид палатки. Карнизы для оконных драпировок, нередко позолоченные, имели выгнутую форму и оформлялись резным орнаментом в виде раковин или листьев. Боковые полы драпировки крепились к установленным по обе стороны окна скульптурным фигурам - кариатидам.

Шторы рококо

Этот стиль родился в 20-х годах XVIII столетия во Франции как продолжение стиля барокко и к середине того же века стал ведущим направлением в западноевропейской аристократической культуре. Для рококо характерны грандиозная трактовка образов, утонченные декоративные эффекты. Особое внимание придается убранству зданий, значительное развитие получает прикладное искусство.

Архитектуре рококо свойственно сохранение парадных форм барокко в сочетании с прихотливой отделкой интерьеров. В орнаменте исчезают прямые геометрические формы, он приобретает мягкие, непринужденные очертания.

Преобладают орнаменты в виде раковин, цветов (лилий, колокольчиков и пр.) и цветных гирлянд.

При оформлении оконных проемов драпировками доминирующая роль принадлежит ламбрекену. Тканью закрывается только верхняя часть окна.

Для драпировок стиля рококо характерно использование шелка и легкого гобелена светлых тонов. В целом драпировки этого времени создают ощущение легкости и элегантности. По нижней кромке лабмрекена, отделанной золотой бахромой, проходит ненасыщенный орнамент. Такой же орнамент имеется на карнизе. По центру ламбрекен украшен вышитыми розами.

В драпировке стиля рококо, помимо вышивки, преобладают аппликации, изображающие искусственные гроты, раковины, банты. Используются и другие декоративные мотивы. Собранные в нежные складки рукава соединены с ламбрекеном при помощи лент и украшены розочками, кистями и уголками. Чтобы не закрывать все окно, полы драпировки, собранные в складки, плотно прилегают к оконной раме.

Наряду с драпировкой встречаются также занавески из легкой ткани - обычно из тонкого шелка, реже - тюля, отделанные вертикальными рюшами. Внизу такие занавески заканчиваются воланом. Пользовались ими, как правило, только вечером, когда зажигали свечи, днем их поднимали.

В домах сельской аристократии в период рококо применяется драпировка, состоящая из множества фестонов. Она также не закрывает всего окна, чтобы в комнаты попадало больше света. Драпировки этого типа изготовлялись из шелка пастельных тонов и сочетались с занавесками из легкой ткани. По сравнению с драпировками в домах городской знати эта драпировка выглядела намного скромнее, имея значительно меньше элементов украшения, в том числе лент, кистей и др.

Шторы романский стиль и готика

Включение драпировок в интерьеры определяется архитектурой. Безоконные пространства античности и небольшие окна из цветного стекла раннехристианской эпохи не требовали штор, которые существенно снижают освещенность жилого пространства. Говорить о системном применении тканей для оформления окон можно, начиная с романского стиля.

Романский стиль господствовал в Европе в 1000-12500 гг. и достиг наибольшего расцвета в Германии и Франции. Романская архитектура носит тяжеловесный замковый характер. В ней доминируют мощные стены, полукруглые двери, короткие и толстые колонны, кресто- и бочко- образные своды, полу- и круглые окна.

Полукруг - типичная форма окна в романском стиле. Через такие окна свет проникал слабо, поэтому окна декорировались тканью очень незначительно. Это были исключительно поперечные занавеси. Гардинная жердь (карниз) романской эпохи была круглой. Резной зигзагообразной линией она украшала простую архитектуру внутренних помещений. Как и мебель, ее делали из темного дерева. Наряду с поперечными шторами в качестве защиты от холода служили ковры и тяжелые драпировки.

Готика. Свободно развивавшееся искусство готики было распространено в Европе в 1250-1450 гг. наряду с античным. В противоположность романскому стилю в архитектуре готики господствуют вертикальные, устремленные вверх строения. Стрельчатые своды - доминирующий элемент этого стиля. Колонны и пилястры получают в готике большие изменения. Базы колонн - угольные, а капители приобретают форму чаши. Чашеобразная капитель заключается абаком, сильно украшенным листвой. В орнаментах появляются все формы стрельчатых сводов, а также местные растительные мотивы: листья дуба, клена, винограда, плюща. Получают распространение геометрические формы, крестообразные листья, "крабы". Различные гербы встречаются реже, преимущественно в ранней готике. Особенно привычны для готики живопись по стеклу (витражи), мотивы животных и растений.

И для готики поперечные шторы являлись преобладающим элементом окна. Гардинная жердь деревянная и имеет заимствованный из архитектуры профиль. Как и мебель готического стиля, она светлая.

Дополняют интерьер стенные стрельчатые драпировки, гобелены, ковры.

Рулонные шторы

Рулонные шторы - наилучшая альтернатива вертикальным или горизонтальным жалюзи, которые раньше использовались повсеместно, а теперь их можно встретить только на окнах офисов и производственных помещений.

Благодаря разнообразию тканей для рулонных штор, Вы легко можете выбрать желаемую интенсивность освещения в комнате. Если необходимо избавится от слепящего солнечного света, сделать его рассеянным и безбликовым, то можно выбрать любую из специальных полупрозрачных или перфорированных тканей, наиболее подходящую Вам по цвету. Если же Вы желаете создать полумрак в комнате, например в детской, то в этом Вам помогут рулонные шторы из ткани, не пропускающей свет. Выбор цветов тканей также обширен.

Хотя рулонные шторы и не регулируют световой поток так, как жалюзи, но в отличие от них, гармонично сочетаются с гардинами и портьерами, позволяя сделать оформление окна одновременно и декоративным и функциональным. При этом за счет уменьшения расхода портьерной или гардинной ткани, общая стоимость оформления окна не увеличивается.

Благодаря рулонным шторам Вам не придется постоянно задвигать и раздвигать портьеры - днем, чтобы защититься от солнца, а вечером - от нежелательных взглядов. Аккуратно выложенные портьеры всегда будут радовать Вас и Ваших гостей своей красотой, а рулонная штора мгновенно поможет создать атмосферу уюта и уединенности.

Рулонные шторы становятся незаменимы, если при оформлении окон использованы только тонкие прозрачные ткани - вуаль или органза. Подобранные под цвет стен или используемой ткани, рулонные шторы несут на себе основную функциональную нагрузку, оставаясь практически незаметными на фоне изящно оформленных окон.

Для управления рулонными шторами обычно используется цепочный или пружинный механизм. При желании можно использовать дистанционное управление - при помощи электропривода.

Плиссированные шторы.

Плиссированные шторы - представляют собой ткань, сложенную гармошкой и закрепленную на специальном карнизе.

В квартирах, оформленных в современном стиле или в загородных домах с панорамными окнами, зимними садами, застекленными бассейнами, то есть везде, где ткани неуместны днем, но остро необходимы вечером, плиссированные шторы просто незаменимы. Они совмещают в себе максимум функциональности и декоративности.

Днем сложенные плиссированные шторы практически невидимы на фоне окна. Закрепленный на раме карниз позволяет ей не только свободно открываться, но и, благодаря специальным кронштейнам для пластиковых окон, надежно держится без сверления рамы. Возможны также настенный и потолочный варианты крепления карниза.

При необходимости днем, или вечером, благодаря удобству в управлении, плиссированные шторы легко закрываются, фиксируясь на любой желаемой высоте. Подобная конструкция, свободно используемая на окнах сложной формы (арка, трапеция, пирамида и т.д.), не встречается больше ни в одном из вариантов текстильного декора.

Ткани плиссе представлены в широкой цветовой гамме, они могут быть однотонными или с рисунком. Это и полупрозрачные вуали и сетки, ткань, имитирующая бумагу, классические креповые, атласные и кэшированные ткани, полотна со светоотражающим и не пропускающим солнечный свет покрытием.

Одно из дополнительных достоинств - возможность делать шторы плиссе двойными, совмещая различные ткани, полупрозрачную - дневной вариант и не пропускающую или рассеивающую солнечный свет - ночной. Шторы переводятся из одного состояния в другое мгновенно, просто закрывая дневной вариант, Вы открываете ночной или наоборот, это дает возможность регулировать световой поток в широких пределах. Также можно полностью сложить шторы.

При использовании на лоджиях и мансардных окнах, в качестве конкурентов плиссе выступают жалюзи и рулонные шторы но, в отличие от них, плиссе намного эстетичнее и функциональнее, хотя и дороже. Но практичность, удобство и красота, которые плиссе добавляют в интерьер, создавая определенный стиль и эффект, не идут ни в какое сравнение с полученной экономией от заказа рулонок или жалюзи.

Если вы хотите украсить интерьер кухни роскошными, но при этом легкими и практичными занавесками – обратите внимание на модели французских штор. Они представляют собой цельное полотно, длину которого можно корректировать по своему усмотрению, подворачивая ткань пышными складками-фестонами с помощью вертикальной тесьмы.Выбрав на кухню французские шторы, их можно использовать как самостоятельно, так и в ансамбле с другими занавесями. Но в любом случае они выглядят нарядно, стильно и придают атмосфере комнаты истинно парижский шарм и толику дворцовой помпезности.

Занавеси с пышными фестонами были изобретены для украшения интерьеров банкетных залов и спален французской знати (именно поэтому их второе название – «маркиза»), затем эффектный текстиль стал использоваться при оформлении театральных сцен. И сегодня,спустя почти три века, французские шторы по-прежнему ассоциируются с богатством и успешностью, и могут украшать окна любых комнат нашего дома – от интерьера романтичной спальни до уютной кухни.

Легкие и воздушные драпировки во французском стиле

5 причин повесить французские гардины на кухне:

  1. Короткие драпировки не закрывают доступ к окну и подоконнику, но благодаря эффектным фестонам выглядят намного респектабельней, чем римские или рулонные конструкции.
  2. Отлично сочетаются с другими видами оконного текстиля — портьерами, ламбрекенами.

Коротенькая шторка в дуэте с роскошным ламбрекеном отлично вписалась в интерьер кухни

  1. Количество и пышность складок можно варьировать по своему усмотрению, поэтому «француженки» отлично смотрятся как на маленьком узком окне, так и на широком проеме.
  2. Благодаря пышным складкам французская штора хорошо закрывает комнату от посторонних взглядов, поэтому может использоваться даже в кухне на первом этаже без жалюзи или плотных портьер.
  3. Такая занавесь станет идеальным дополнением как для дорогих исторических интерьеров (классика, барокко, ренессанс, ампир), так и для кухонь, оформленных в духе уютного кантри, романтичного прованса или элегантного английского стиля.

Пышные фестоны в классическом интерьере кухни

На заметку! Многие путают австрийские и французские шторы, ведь модели действительно похожи формой складок, принципом подъема и цельным полотном. Разница в том, что у французских занавесей фестоны идут по всей длине и полностью не расправляются, даже когда штора опущена. А австрийские формируют складки только в нижней части полотна.

Разновидности подъемных штор

Выбор ткани для пошива занавесей

Французские шторы для кухни могут быть любой длины – как практичные короткие занавески до подоконника, так и пышная драпировка «в пол». Нет особых ограничений и в выборе текстиля. Материал может быть воздушным или достаточно плотным, разница – в форме складок (чем тяжелее полотно, тем четче будут выражены дуги). Плотные мягкие ткани будут ниспадать плавными «волнами», а легкие помогут сформировать пышные «облака».

Цветные прозрачные текстуры отлично рассеивают свет

Самые популярные разновидности тканей:

  • Полупрозрачные – вуаль, органза, муслин, шелк, батист, шифон, тюль, полиэстер с различными добавками.
  • Непрозрачные – атлас, хлопок, лен, жаккард.

Однотонный текстиль с разноцветной тесьмой

Что касается расцветки – занавеси могут быть любого цвета радуги, хотя предпочтение обычно отдается белому и другим нейтральным тонам. А вот текстиль с рисунком используют нечасто, ведь при подъеме занавеси красота узора может потеряться в складках. Но если уж очень хочется оживить интерьер кухни красочным принтом – используйте светлую материю с повторяющимся пестрым орнаментом (горох, клетка, цветы).

Цветочные мотивы в интерьере кухни

Для пошива можно использовать однотонные ткани разных цветов

На заметку! Для отделки нижнего края штор можно использовать пышные рюши, бахрому из золоченых нитей или стекляруса, эффектную кайму яркого цвета. Выбор декора зависит от плотности материала и стиля, в котором оформлен интерьер кухни.

Системы для формирования фестонов

Отличительная особенность французских штор –каскад из ровных дугообразных фестонов. В классическом варианте занавеси монтируются на профильные карнизы, что позволяет сформировать более пышные и выразительные складки. В современной интерпретации полотно крепится только на верхний держатель со специальными липучками, как и другие подъемные модели.

Виды подъемных механизмов для французских штор:

  1. Ручной – занавески поднимаются с помощью системы из нескольких шнуров и колец.

  1. Автоматический – достаточно щелкнуть выключателем или нажать кнопку на дистанционном пульте, чтобы привести в действие валик, который будет вращаться и присборивать шторку на нужную высоту самостоятельно.

Принцип работы автоматического подъемника

На заметку! Простейшая конструкция «француженок» может быть и статичной – то есть, складки будут зафиксированы в одном положении без подъемного механизма. Для коротких занавесей для кухни это может быть неплохим и весьма экономичным решением.

Шьем французские шторы своими руками

Готовые модели с пышными фестонами стоят довольно дорого, но если есть швейная машинка и желание создать уникальный декор для окна на кухне, можно сшить французские занавески самостоятельно. Несмотря на кажущуюся сложность конструкции, такая работа вполне посильна даже для начинающей швеи. Поэтому рассмотрим детально все нюансы предстоящих работ – от замеров окна до изготовления самого изделия.

Расчет материала

Залог успеха при пошиве любых штор – правильные замеры. Поэтому вооружаемся рулеткой и отправляемся к кухонному окну.

Нас интересуют четыре основных параметра:

  1. Длина карниза, к которой следует прибавить запас в 1,3-1,5, чтобы красиво задрапировать тканью проем и оставить припуск на швы.
  2. Высота будущей занавески, которая измеряется от карниза до подоконника или середины окна (впрочем, если речь идет о кухне-столовой с большим проемом, можно сшить штору и длиной до пола).
  3. Коэффициент сборки – зависит от вида текстиля, пышности и изгиба складок. Для плотного материала нужно умножить длину шторки на 1,8-2, для легкого тюля, шифона или вуали – не менее чем на 2,5.
  4. Количество полос с фестонами – длину карниза следует разделить на 4-5 равных отрезка (или больше – зависит от размеров окна).

Пример расчета ткани для французской шторы на кухню:

Дано: стандартное окно с двухметровым карнизом, длина занавески – до подоконника (175 см).

Определяем ширину: длину карниза умножаем на 1,5. Итого: 2 м*1,5 = 3 метра.

Определяем высоту: длинудо подоконника умножаем на 2,5 (коэффициент сборки для пышных фестонов). Итого: 1,75 м * 2,5 = 4,375 м (с учетом припусков – 4,4м).

Чтобы сформировать на занавеске 8 рядов фестонов, ткань придется разрезать на полотна. Но если удастся найти нужный материал в узком рулоне, шириной 80 см, – это будет идеальный вариант для начинающей швеи. Такой материи по нашим расчетам понадобится 17,6 метров (4,4 м * 4 полотна) при ширине каждого ряда складок в 35-40 см.

Схема расчета материала в зависимости от количества фестонов

Кроме ткани, понадобится карниз для крепления подъемных штор, кольца и моток нейлонового шнура – все это можно купить в магазине швейной фурнитуры. И, конечно, не обойтись без набора домашней мастерицы – швейной машинки, ножниц, ниток, иголок/булавок и измерительной линейки с мелком для разметки.

Технология пошива

Чтобы получить эффектную занавесь с пышными складками, важно не только правильно рассчитать количество материала, а и предусмотреть вытачки в нужных местах драпировки, да еще и правильно закрепить кольца для подъемного механизма. Чтобы не пропустить ни один из предстоящих этапов работ, предлагаем воспользоваться нашей подсказкой.

Пошаговая инструкция по пошиву французских штор своими руками:

  1. Отрезы ткани сшейте друг с другом для получения необходимой ширины занавеси.
  2. Разложите получившееся целое полотно на столе или другой ровной поверхности.
  3. Сделайте разметку, указав мелом расположение центральных линий фестонов с учетом припусков на швы (внизу и сбоку – по 5 см, а сверху – по ширине шторной ленты или липучки).
  4. Обработайте низ и боковые края, дважды подогнув ткань, и закрепите загиб ровной строчкой.

Совет! Для удобства можно сначала наметать швы вручную или подколоть булавками, а затем прогладить утюгом.

  1. Теперь осталось сформировать фестоны. Для этого с боков, по швам, скрепившим полосы и по разметке центра фестонов необходимо проложить французский (или бельевой) шов, с крупными стежками, через которые можно пропустить сборящий шнур.Второй вариант – купить готовую тесьму со стежками в магазине швейной фурнитуры (так называемую «маркизную» ленту) и прикрепить к изнаночной стороне изделия обычной строчкой.

На заметку! Для занавески под двухметровый карниз из нашего примера, состоящей из четырех полотен ткани, понадобится 9 швов и 9 отрезов шнурапо 175 см.

  1. Затем берем булавку, пропускаем шнуры через петли шва и собираем шторку красивыми складками. После этого нужно каждый конец затянуть и пришить к нижней части занавески. Чтобы получить красивые складки, по центру каждого ряда фестонов можно сделать небольшие вытачки или ограничиться только первым рядом сверху, позволив остальным формировать произвольные «волны».

Выкройка для пошива французских штор своими руками

  1. На верхнем крае делаем загиб, затем пристрачиваем к нему крепление — шторную ленту или одну из сторон ворсянки. После этого подгоняем ширину изделия по размеру карниза.

На этом этапе можно закончить сборку – занавеска уже готова. Осталось разгладить ткань, прикрепить на крючки карниза или совместить стороны ленты-ворсянки на крепежной планке. Но если вы хотите подвижную, а не статичную шторку – придется еще немного потрудиться.

Установка подъемного механизма

Чтобы занавеску можно было регулировать по высоте подъема, потребуются небольшие кольца, которые пришиваются внизу шторки по каждому краю французского шва. Чтобы креплений не было видно с лицевой стороны, необходимо сделать отступы – снизу не менее 5 см, а сверху – 12-15 см. Также кольца нужно прикрепить по боковым сторонам и шву полотенс шагом в 15-30 см.

Важно! Шаг зависит от размера фестонов. Для мелких и узких «волн» отступы нужны меньшие, для глубоких или широких – большие.

Внизу каждой сборящей тесьмы рекомендуется подвесить небольшие грузики, которые будут равномерно удерживать ткань в вертикальном положении (для легких шторок можно использовать тяжелые кисти, бахрому из бусин, декоративных камней или стекляруса). После этого останется продеть отрезы нейлонового шнура через все кольца.

Выполняется это так:

  • Первый отрезок заводится в кольцо, расположенное в нижнем левом крае занавески, пропускается через все кольца, нашитые по боковому шву, проходит через карниз и выводится на правую сторону.

На заметку! Длина шнура будет состоять из суммы двух длин шторы и длины карниза (в нашем примере (175*2)+200 = 550 см).

  • Второй шнур привязывается к следующему нижнему кольцу, также проходит по вертикали, затем по карнизу и выводится направо.

  • Аналогично проводятся все остальные шнуры, после чего их свободные концы в правой части занавески сплетаются в красивую косичку и фиксируются на крючке. Это и будет система управления, которая позволит поднимать и опускать шторку на нужную высоту.

Совет! Длительный процесс пришивания колец можно упростить и ускорить, если купить готовую «маркизную» ленту с уже нашитыми кольцами.

Готовая тесьма для подъемных французских штор

Видео: пошаговый мастер-класс

Способы крепления французских штор

Как и любые подъемные занавеси, французские модели можно крепить прямо на оконную раму с помощью липкой ленты, подвешивать на карниз за крючки и даже сразу на штангу (если петли шторной ленты достаточно широки). Но, в отличие от рулонных и римских конструкций, пышным фестонам требуется свободное пространство. Поэтому не стоит французские шторы крепить сразу на пластиковые окна, а как показано на фото –на планку по краю оконного проема или на карниз.

Виды держателей для французских штор:

  1. Планка, оснащенная липкой лентой – отличный бюджетный вариант для статичных занавесей. Модели могут различаться по типу крепежей для настенного и потолочного монтажа.

Готовый карниз с липучкой и системой для настенного крепления

  1. Специальный карниз для подъемных штор – имеет небольшие петли, крючки, выемку или полость под шнуровку, которой регулируется высота занавески. Такой держатель весьма удобен для моделей, сделанных своими руками – не придется изобретать способ для маскировки и равномерного размещения шнуров сверху занавеси.
  2. Карниз с подъемным механизмом – готовое решение для французских штор, уже оснащенный системой шнуров, которые нужно просто продеть через кольца, и регулирующей цепочкой.

Крепление для французских штор на карниз с цепочной системой:

Крепление для французских штор на карниз

На заметку! Заменить готовый карниз можно отрезом металлопрофиля или деревянным брусом, на который следует приклеить или прибить небольшими гвоздиками одну из полос ленты-ворсянки (вторая часть пришивается к шторе). Дополнительно такой самодельный держатель оборачивают тканью или окрашивают в цвет отделки стен или занавесок.

Французские шторы в интерьере кухни – отличная альтернатива обычному тюлю и настоящее украшение для кухонного окна. И что немаловажно – несмотря на всю изысканность и визуальную сложность конструкции, их довольно легко сшить своими руками из любого подходящего материала. Но если вы не увлекаетесь рукоделием или просто не успели обзавестись швейной машиной – не беда. Такую модель можно сшить в любом ателье, предоставив профессиональным швеям замеры своего окна и понравившуюся ткань.

Фото подборка интерьеров кухни с французскими шторами