Сатирическое изображение чиновников в произведениях гоголя. Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор

Сочинения по литературе: Сатирическое изображение чиновников в комедии гоголя Ревизор

Сюжет комедии "Ревизор", так же как и сюжет бессмертной поэмы "Мертвые души", был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому

Русскому человеку. Работа над комедией так увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину он написал: "Я помешался на комедии".

В "Ревизоре" Гоголь умело сочетает "правду" и "злость", то есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При помощи смеха, беспощадной сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, невежество и плохое воспитание. В "Театральном разъезде" Гоголь писал, что в современной драме действием движет не любовь, а денежный капитал и "электричества чин". "Электричества чин" и породил трагикомическую ситуацию всеобщего страха перед лжеревизором.

В комедии "Ревизор" представлена целая "корпорация разных служебных воров и грабителей", блаженно существующих в уездном городе N.

При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, которые усиливают характеристики персонажей.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения". Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен", Почтмейстер: "Простодушный до наивности человек".

Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлестакова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений "совершенной свиньей в ермолке".

Основным литературным приемом, которым пользуется Н. В.Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будушее и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", и т. п.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно кажется Городничему, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего..."

Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время: Городничий, ломая принцип так называемой "четвертой стены", обращается прямо в зал: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь". Этой репликой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъятные просторы. Ведь недаром некоторые литературоведы видели в этой комедии аллегорию на жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: "Всем досталось, а больше всех мне!"

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, "маленьких воришек для удовольствия больших". Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом этой гениальной комедии.

После постановки комедия вызвала шквал критики, так как в ней Гоголь сломал все каноны драматургии. Но главное недовольство критики было обращено на отсутствие положительного героя в комедии. В ответ на это Гоголь напишет в "Театральном разъезде": "...Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо был - смех".

сочинение по литературе

«Ревизор» - одно из лучших произведений Н.В. Гоголя. Говоря о замысле комедии, автор заявлял, что в ней он решил
Именно так возник город N, в который приезжает ревизор. Его приезд - полная неожиданность для всех чиновников, так как каждому из них есть что скрывать от государственного инспектора.
Главным чиновником в городе является, конечно же, городничий. Это человек неглупый, «уже постаревший на службе», поэтому знающий все тонкости чиновничьего обхождения, хитрый, грубый и, главное, взяточник. Для него самое страшное – это донос:

Чтобы выяснить, не было ли какой-нибудь жалобы на него, городничий просит почмейстера Шпекина вскрывать каждое письмо, приходящее в город.
Городничий считает себя полноправным хозяином города, наслаждается своим положением и очень боится потерять свою должность, поэтому категорически запрещает показывать мнимому ревизору просителей и желающих пожаловаться на притеснения от главы города. Привычка брать и давать взятки так укоренилась в его сознании, что он с уверенностью заявляет:

В полной мере городничий показал себя в последней сцене комедии, когда выясняется, что Хлестаков никакой не ревизор. Герой кричит, называет себя старым дураком, не понимает, как его, который не одного купца и губернатора обмануть сумел, провёл какой-то прохвост из Петербурга. Но, чтобы снять с себя вину за такой просчёт, он вслед за остальными чиновниками обрушивается с руганью на Бобчинского и Добчинского.
Все богоугодные заведения города находятся под началом Артемия Филипповича Земляники. Но сладкой у этого человека оказалась только фамилия. Этот чиновник глуп, жаден и труслив. Но в тонкостях государственной «службы», как и городничий, разбирается отлично, ведь это именно Земляника предлагает под «благовидным предлогом» дать Хлестакову деньги и учит, как это сделать «правильно». Сам герой берет взятки и не скрывает этого: так, он прямо говорит Ляпкину-Тяпкину, что больных предписано овсяным супом кормить, а у него в больницах одной капустой пахнет. Чиновника нисколько не волнует, что люди в его заведениях умирают постоянно («Выздоравливают как мухи», - говорит он, не смущаясь, Хлестакову). Он живёт с тем твердым убеждением, что ежели будет угодно, человек выздоровеет, а ежели нет, то и так умрёт. При этом Земляника подлый человек. Так, при встрече с мнимым ревизором он в разговоре о местных чиновниках высказывается о смотрителе учебных заведений как о вольнодумце и предлагает написать на него донос.
Вполне говорящая фамилия и у частного пристава Степана Ильича Уховертова, а также полицейского Держиморды. Только по фамилиям этих персонажей уже можно судить, какие методы они предпочитают использовать на службе.
Фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина также вполне красноречиво говорит о нём. Судебные разбирательства и документы для него – тёмное дело. Аммос Фёдорович прямо заявляет, что если какой ревизор и заглянет в бумаги, то ничего в них не поймёт, раз он столько лет на этой должности, а до сих пор ещё не всё понимает. Ляпкин-Тяпкин, как и все чиновники города, взяточник. Но, будучи любителем псовой охоты, взятки он берёт борзыми щенками, а потому и за взятку это не считает.
Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин – весьма глупый и наивный человек. Свою должность называет «приятным времяпрепровождением». Этот персонаж без зазрения совести вскрывает письма горожан, а самые интересные коллекционирует. Поэтому Гоголь с большой иронией изображает его смущение, когда городничий предлагает ему читать письма, чтобы найти донесение, а также в тот момент, когда Шпекин приносит разоблачительное письмо Хлестакова.
Таким образом, различия между чиновниками ничтожны. Все они берут взятки, не считая это преступлением, все они равнодушны к своим должностным обязанностям, грубы с подчиненными, заискивают с вышестоящими по чину. Все они считают себя хозяевами города, которые могут вершить его судьбу и судьбу его жителей по своему усмотрению.
В своей комедии Н.В. Гоголь рисует картину деградации российского чиновничества. С удивительной тонкостью и мастерством автор сумел изобразить каждый образ, который, не теряя индивидуального своеобразия, в то же время являл собой типичное явление той эпохи.

Тема урока: «Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя»

Эпиграфы урока:

Ю.Манн

Хлестакову принадлежит главная роль в действии.

Около него обращаются все прочие лица,

как планеты около солнца.

Ю. Манн.

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы : чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, презентация, анализ рисунков художников к пьесе, литературный диктант.

Оборудование: презентация “Ревизор”, рисунки к комедии, табличка с характеристикой Хлестакова.

Ход урока:

Оргмомент.

Учитель:

Какое его произведение мы изучаем?

На прошлом уроке мы вами начали знакомство с текстом. Прочтите 1-й эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова современного литературоведа Юрия Манн. Прочтите 2-й эпиграф к уроку. Кто же эти планеты? (чиновники) Значение этого эпиграфа в ходе урока мы будем разбирать, будем обращаться к этим высказываниям и не только к этим. (Отсюда наша тема урока: запишите ее и эпиграфы)

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест. Демонстрация презентации с вопросами:

- определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор».

(драма, потому что герои характеризуются только речью);

- сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики:

Ответы:

  1. 1. 1
  2. 2. 6
  3. 3. 4
  4. 4. 2
  5. 5. 7
  6. 6. 3
  7. 7. 5

Литературный диктант: стр.18

1. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». (Городничий , Антон Антонович)

2. «…есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул…» (Осип)

3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего». (Хлестаков)

4. «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет лучше я надену цветное». (Дочь городничего , Марья Антоновна)

5. «Да для вас … еще ничего не готово. Простого блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят». (Слуга трактирный)

6. (входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор…» (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)

7. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений )

8. «(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...» (Городничий)

9. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит… Нашли важную птицу!» (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ )

10. «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.» (Жандарм)

2 . Анализ 4 действия комедии .: (Обращение ко 2-му эпиграфу)

Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около солнца.

Ю. Манн.

«Ревизор» – это целое море страха». Ю. Манн

Что же представляют собой планеты, которые вращаются вокруг солнца? Планету характеризует ее название. Посмотрим на имена героев: сам автор давал артистам, игравшим роли в «Ревизоре» такие рекомендации:

Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к Хлестакову? (Прохоров-пьян, стр.33; квартальный-с докладом к городничему, стр. 33; частный пристав-докладывает о нарушениях в городе) (их не волнует ревизор, они для него очень мелкие планеты) явление V стр. 35) Как это характеризует городничего, его работу т.е. положение дел в городе)

Хлестаков испугался (стр. 46)

Обратимся теперь к Хлестакову, которого Манн сравнивает с солнцем: (Явление V стр. 43) Как этот монолог х-ет Хлестакова?

Переходим к анализу 4 действия и анализируем сцены, где чиновники собираются в доме гордничего. Стр.71

ФИЗМИНУТКА

С какими намерениями собрались они в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

Как вы думаете, почему Гоголь не употребляет нигде слово “взятка”, а заменил его на просторечие “подсунуть ”, так говорят про себя чиновники, а вслух «дать вдолг»? (сказать «взятка» - это признать себя виноватым, что-то делающим не так, как надо или не делающим совсем. А они, естественно в этом не признаются даже сами себе.) Например, вспомните почтмейстера: он прочитал письмо, вслух говорит об этом, но не считает это преступлением…»

Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся)

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3.стр. 73 (чтение и анализ)

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Кто еще дает взятки? (все)

Как они делают? (входят и обращаются к Хлестакову торжественно, волнуются: Лука Лукич не с того конца закуривает сигарету ) Это придает комедии пафос

Словарная работа .

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС . (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

- Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги ? (Нет)

Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие, но один из них имеет дело к Хлестакову)

- Давайте вновь обратимся ко 2 эпиграфу. Как вы его понимаете? Теперь вам понятнее стало как планеты – чиновники обращаются вокруг Хлестакова . Что можете сказать о чиновниках?

Запишем вывод в тетрадь : «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».

Явление 12-14. Стр. 89

- Есть ли в комедии любовный сюжет ? Почему вы так думаете? (его главные слабости: деньги, женщины и вранье) Во всем этом он не может себе отказать, если есть хоть малейшая возможность.

Любовь – это высокое чувство, а здесь этого нет. ОН влюбился к кого-то? (нет) В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.

А объяснение его с матерью и дочкой является пародированием любовной интриги .

Тетрадь: « В комедии нет любовного сюжета , а есть пародия на любовную интригу.)

Как чиновники узнают, что Хлестаков не ревизор? стр. 105

Почему они не хотят его догнать? (Боятся, что об этом узнают другие, и они станут посмешищем)

Вывод по образу Хлестакова : (Обращение к таблице)

Хлестаков лучше или хуже чиновников? (такой же как они)

3. Рисунки к “Ревизору” и их анализ:

Дайте коротко характеристику и анализ тому, что изображено.

(При наличии времени: какой эпизод вам понравился? Почему? (Значение немой сцены и чтение по ролям эпизодов по выбору детей)

4. Подведение итогов

Посмотрите на эпиграфы к уроку. Выражение «море страха» - это по-вашему….. (боязнь наказания, потеря должности).

«…как планеты вокруг солнца…» (Хлестаков для них – есть солнце, от которого зависит их благополучие)

А чем по-вашему будет для них «новый» ревизор? У вас есть уверенность, что приехал честный ревизор? И что будет потом? (Возможно то, что и было, и придется снова давать взятки. Или, он не возьмет их и тогда они лишатся своих мест). И то и другое для чиновников страшно.

Комедия устарела?

Вопросы, которые волновали Гоголя 200 лет назад, актуальны?

Чем опасно взяточничество?

5. Оценки за работу на уроке:

(назвать всем оценки, отметить работу каждого)

6. Задание на дом: 1. В комедии две развязки. Это крайне редко встречается в драматургии. Что этот прием дает комедии «Ревизор? » (письменно) Используйте материал урока, особенно его заключительной части.

2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.

На следующем уроке мы с вами будем говорить о беспринципности, лживости, авантюризме, равнодушном отношении к службе чиновников. Будем выразительно читать комедию. И обсуждать, как влияют на положении дел в государстве подобные чиновники.


Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"

Комедия Гоголя "Ревизор" является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы X|X века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума". Комедия представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.

При описании этого мира Н.В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приемы, позволяющие наиболее полно характеризовать свои персонажи, сделав это в занимательной и легкодоступной зрителю и читателю форме.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения", Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен". Почтмейстер: "Простодушный до наивности человек".

Речевые портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, - "совершенная свинья в ермолке".

Более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный городничий и разговор ведет солидный и размеренный: "право", "так вот такое обстоятельство", "полно, полно вам!". Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: "Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?". Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной: то же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: "Я, брат, не такого рода! Со мной советую..."; та же рисовка: "А ваши глаза лучше, чем важные дела...".

Основным литературным приемом. которым пользуется Н.В. Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепление страхом за свое будущее, чиновники и хватаются за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", и многое другое.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего..." "Чему смеетесь? над собой смеетесь!.." - бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом. Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В это сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, "маленьких воришек для удовольствия больших". Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом гениальной комедии.

Комедия "Ревизор" сразу же стала одним их самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником драматических произведений Островского. Царь Николай 1 так сказал о ней: "Всем тут досталось, а мне - больше всех".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://biographo.narod.ru/

Сатирическое изображение чиновничества

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» считается одним из лучших примеров драматургии в русской литературе. Своим произведением Н. В. Гоголь продолжил сатирические традиции, заложенные ещё Фонвизиным и Грибоедовым . Он давно мечтал написать комедию о бюрократическом обществе России и показать все пороки помещичье-чиновной системы. Образ чиновников уездного города N – это собирательный образ, включающий в себя все негативное в политической системе страны тридцатых годов XIX века. Сам автор о своем «детище» говорил, что хотел собрать все дурное, что только знал и разом посмеяться над этим.

В произведении виноваты не исполнители, а сами законы и существующий уклад жизни. Именно эту информацию хотел донести до читателей автор и ему это удалось. Для усиления эффекта в описании взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов. С первой же страницы пьесы видно, что персонажи были подобраны и названы с юмором. Так, например, фамилия уездного лекаря – Гибнер, а частного пристава – Уховертов. Городничий «хоть и был взяточником, а вел себя солидно». Жена его воспитывалась наполовину на романах, а наполовину на хлопотах о своей кладовой или девичьей. Главный герой Хлестаков был представлен «без царя в голове», говорил и действовал необдуманно. Даже его слуга Осип был умнее.

Не менее интересно описаны и «отцы» города, то есть самые важные чиновники. Судья Ляпкин-Тяпкин был красноречив как Цицерон, ведь «он прочитал пять или шесть книг» и мог себе позволить рассуждать вольно. В письме Хлестакова к приятелю Тряпичкину попечитель богоугодных заведений, Артемий Филиппович Земляника , был описан как «совершенная свинья в ермолке». К числу сатирически изображенных чиновников можно отнести и таких второстепенных персонажей как Держиморда , Коробкин, Свистунов. Для всех чиновников города N были свойственные следующие общие черты: дух семейственности и взяточничество. А также, праздный образ жизни, невежество, бескультурье, чувство страха перед начальством, пренебрежение к простому люду.

Примечательно то, что в своей комедии Н. В. Гоголь не показал ни одного положительного персонажа. Все они по-своему порочны и имеют целый ряд недостатков. Единственным положительным героем этого произведения можно назвать смех. Только с его помощью можно обличать и высмеивать бессовестных казнокрадов. Именно анализирую образы чиновников, можно узреть идейно-художественный замысел автора. Посредством этих образов Гоголь обличил чиновничество не только одного города, но всей страны.