Открытое занятие Тема: «Такие разные грибы. Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Грибы Познавательно исследовательская деятельность на тему грибы
Конспект по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.
Тема: «Грибы. Ягоды»
Цель: Закрепить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Программные задачи: Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движением. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес.
Оборудование : фланелеграф, картинки с грибами и ягодами, картинки по правилам сбора грибов и ягод. магнитофон.
Ход:
Орг.момент:
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что наша земля, на которой мы живем, круглая. Земля вращается вокруг солнца и поэтому времена года имеют свою последовательность. После зимы наступает весна, затем лето, осень.
Проводится игра «Круглый год» Дети стоят в кругу, по очереди «отхлопывают» названия времен года, соблюдая последовательность.
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправляемся в лес.
Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.
Здравствуй лес дремучий, полный сказок и чудес…
На полянке стоит лукошко с грибами и ягодами.
Воспитатель. Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (рассматривание картинки). Что есть у грибов? (Ответ детей)
Воспитатель. Правильно, у гриба есть ножка, шляпка, корни-грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
Воспитатель. У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой?
Дети. Подосиновик.
Воспитатель. Какой под березкой?
Дети. Подберезовик.
Воспитатель. А вот в густой траве выросли лисички - рыжие лисички. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.
Воспитатель. На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся к верху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор.
Пальчиковая гимнастика «За грибами».
Топ-топ. Пять шагов, в туесочке пять грибов.
Мухомор красный – гриб опасный.
А второй – лисичка, рыжая сестричка
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело.
«Загадки-отгадки».
На фланелеграф воспитатель расставляет картинки грибов.
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
***
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)
***
На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются... (опята)
***
В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок... (масленок)
В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы... (волнушки)
***
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые... (лисички)
***
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор)
***
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые... (поганки)
Физминутка «По малину».
Воспитатель. А сейчас приглашаю вас в малинник. (Под музыку дети встают в круг, поют песню и выполняют движения согласно тексту песни).
Воспитатель. Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. (на фланелеграфе расставляются картинки ягод).
Воспитатель. Что есть у ягод? (Ответ детей)
Воспитатель. Правильно у ягод есть корень, стебель, листочки и плоды. Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте.
«Загадки-отгадки».
На фланелеграф воспитатель расставляет картинки ягод.
Воспитатель. Слушайте мои загадки и называйте скорее отгадки.
Под листом на каждой ветке сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника)
***
Мы нагнёмся до земли,
Чтоб наполнить кузовки.
Стебельки раздвигаем -
Огоньки собираем. (Земляника)
***
Я красна и кисла,
На болоте росла.
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
***
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, пчёлы и медведи. (Малина)
Итог. Обобщение.
Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Здесь много ягод и грибов собрали мы. Мы на следующий год снова в гости в лес пойдем. Но запомните простые правила сбора ягод и грибов.
Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.
Срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.
Не вырывать кустики ягод.
Собирать только знакомые ягоды и грибы.
Организация: Саратовская область, г. Балаково
Населенный пункт: Саратовская область, г. Балаково
"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе ,
вечный источник детскогоразума. Очень важно с ранних лет
развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,
вглядываться в неё и вслушиваться" –
писал В. А. Сухомлинский
Актуальность
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.
Совершая прогулки, экскурсии в лес мы видим картину потребительского отношения к природе разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники …. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой и происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любознательность. Одно из определений любознательности звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.
Проблема
На сегодняшний день в России существует проблема отравления ягодами и грибами. Мы можем часто слышать о том, что в каком-то населенном пункте несколько человек отравились. Это действительно страшно. Выделяют три основные причины, по которым люди лишаются здоровья и даже погибают, попробовав ягоды или грибы. Основная причина – это недостаточная информированность населения об ядовитых ягодах и грибах, о грибах-двойниках. А в последнее время даже съедобные грибы становятся смертельно-опасными из-за плохой экологии. Вторая причина отчасти является порождением первой: по статистике Минздрава РФ основное количество погибших от отравления грибами приходится на городское население. В деревнях люди лучше разбираются в лесных деликатесах. Да и собирают их в экологически чистых местах. Городские люди потеряли связь с природой, утрачена эта гармония… Мы должны знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Как говорят: “Раз ты предупрежден, значит вооружен”.
Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые через детей поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.
Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?
Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Таким образом, формула безопасности для детей гласит:
Надо видеть, предвидеть, учесть,
По возможности избежать,
Если нужно – на помощь позвать.
Цели проекта:
для взрослых:
создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;
формирование представлений детей о грибах и ягодах, навыков безопасного сбора.
для детей: больше узнать о дарах леса – грибах и ягодах, правилах поведения в природе.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).
- Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о ягодах , грибах как особых растениях, об их строении, разнообразии, их значении и взаимосвязи внутри природного комплекса.
- Познакомить с правилами поведения в лесу; с правилами грибника.
- Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах, ягодах.
- Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Развивающие:
- Развивать связную речь детей.
- Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических презентаций, альбомов, иллюстраций, а также на материале дидактических, словарных, подвижных и творческих игр,творческие способности,коммуникативные навыки.
- Развивать умение отражать свое отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной творческой деятельности.
- Использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез.
Воспитательные:
- Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
- Привлечь внимание к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
- Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.
Участники. Дети старшей группы, воспитатели групп, учитель – дефектолог, родители воспитанников.
Разработка проекта
- Поставить вопрос: действительно ли в процессе целенаправленной и спланированной работы, возможно, сформировать у дошкольников знания о грибах и ягодах, правилах поведения в природе.
- Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности, по ознакомлению дошкольников с грибами и ягодами.
- Подобрать материал для продуктивной деятельности.
- Составить перспективный план мероприятий.
Формы работы :
Непосредственная образовательная деятельность
Пересказ текста «Как мы ходили в лес за грибами» по серии картинок
«Раз грибок, два грибок во т и целый кузовок»
Игра-викторина «Вопрос на засыпку». Тема:"Царство ягод и грибов"
«Банка варенья для Карлсона»
Беседы
«Грибное царство, ягодное государство»
«Как правильно срезать грибы. Можно ли вырывать с корнем»
«Почему съедобные грибы так полюбились людям. Какие грибы полюбились лесным жителям»
«Зачем грибы и ягоды в лесу»
Беседа-обсуждение «Что можно приготовить из грибов и ягод»
Экскурсии
в детскую библиотеку.
Просмотр мультфильмов
«Лунтик. Белый гриб»;
«Маша и медведь» - «День варенья»
Презентация
- Вечер загадок и отгадок
Исследовательская деятельность «Игры с губкой»
Дидактические игры :
«Собери грибы в корзину»,
«Найди лишний»,
«Отыщи и назови гриб»»,
«Скажи по-другому»,
«Угадай, где гриб растёт»,
«Лесные дары»,
«Узнай по описанию»,
«Сравни грибы и ягоды»,
«Чей гриб?»
Сюжетно-ролевые :
Сюжетно-ролевая игра «Семья – в лес за грибами», «Заготовки на зиму»
Подвижные:
«Грибники»,
«Ягодка – малинка»
Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений, рассказывающих о грибах и ягодах:
В. Сутеева «Под грибом»
Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»),
Тематическая сказка «Грибы и ягоды»,
Прослушивание видеосказки В. Даля «Война грибов и ягод».
Разучивание стихов, загадок о грибах и ягодах
Обсуждение пословиц и поговорок.
Слушание музыки: Абелян Л. «По грибы»,
Разучивание песни-игры с грибами.
Просмотр презентаций
Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов и ягод
Мини-выставка рисунков
Работа с родителями .
Консультации
Создание детских шумовых инструментов из бросового материала.
Выставка книг и аудиозаписей на тему.
Совместное с детьми рисование на тему «Мы в лес пойдём – грибы ягоды найдём».
Выставка поделок «Дары леса»
Участие в игре-викторине «Вопрос на засыпку». Тема: "Царство ягод и грибов"
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Кадры и социальные партнеры :
- Взрослые - воспитатели, учитель-дефектолог; музыкальный руководитель, родители.
- социум – детская библиотека.
2 . Материальные база:
- оборудование: компьютер, проекционная система, интернет, DVD плеер, телевизор, музыкальный центр
- программноеобеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft OfficePublisher, Microsoft Office Point
- дидактическиеигры;
- репродукции картин, изображения и муляжи грибов, ягод;
3. Интернет ресурсы.
Этапы реализации проекта
Название этапа |
Мероприятия |
Подготовительный. |
Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления. Диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений о дарах леса – грибах и ягодах. Анкетирование родителей. Подготовка взрослых к проектной деятельности: подбор литературы, иллюстративного материала, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей. |
Организационный. |
Распределение амплуа, определение видов работ по проекту, детских задач в рамках проектной деятельности. Пополнение развивающей среды |
Основной. |
Реализация всех видов работ по проекту. |
Итоговый. |
Итоговое диагностирование детей Повторное анкетирование родителей Презентация проекта: Выставка детских работ Игра-викторина «Вопрос на засыпку». Тема: "Царство ягод и грибов" |
Предполагаемые результаты проекта
Краткосрочные :
Будет достигнута цель: получение детьми новых знаний;
Повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;
Пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал, фонотека;
Будет созданы новыепечатные продукты;
Повысится профессиональный уровень воспитателя по применению в работе современных педагогических технологий;
Получив представление о многообразии грибов и ягод, правилах сбора и поведения в природе, дети сознательно поставят новую познавательную задачу.
Долгосрочные :
Знакомство с разнообразием окружающей ребёнка природой окажет помощь в социализации, в воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;
Станет возможным реализация данного проекта в работе с новыми детьми;
Возникнет потребность воспитателя в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми;
Появится возможность представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства
Эффективность реализации проекта.
В процессе реализации проекта были достигнуты определенные результаты. Перед началом и в конце проекта был проведен опрос детей и анкетированиеродителей. В результате реализации проекта отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников и их родителей.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты :
1. Дети узнали много интересного о грибах и ягодах, их строении, правилах сбора и поведения в природе и пришли к выводу:
Необходимо знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.
Одним из видов педагогической фиксации результатов работы была фиксация детских открытий .
2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:
Рисование вместе с детьми на тему: «В лес мы пойдём - грибы, ягоды найдём»;
Выставка поделок;
Посещение игры-викторины;
Чтение предложенной им литературы и поиск новой.
3. Были созданы:
Новые пособия дидактических игр;
Альбом «Царство ягод и грибов»;
Создана подборка стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах и ягодах.
4. Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод – очень интересный и продуктивный вид педагогической деятельности. Появилась идея для разработки и реализации нового педагогического проекта «Почему желтеют листья»
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска
Риск
Недостаточная компетентность педагогов в освоении новых форм работы.
Увеличение учебной нагрузки.
Нежелание родителей участвовать в мероприятиях.
Пути минимизации рисков:
Повышение квалификации педагогических кадров посредством проведения консультационной работы. Помощь педагогам путём создания на базе дошкольного учреждения методической службы.
Оптимизация количества занятий и приведения его к нормам СанПиН
Проведение мероприятий в увлекательной форме.
Дальнейшее развитие проекта
Представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.
Использовать этот проект в работе с другими детьми.
Литература:
И.П. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим», Москва, 2005 г.
Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», Москва, 2006 г.
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», москва, 2007 г.
Шорыгина Т. А. «Грибы. Какие они?», ГНОМ и Д, 2010 г
Шорыгина Т. А. «Ягоды. Какие они?», ГНОМ и Д, 2012 г
Энциклопедия «Я познаю мир»
Белая К. Ю. , Зимонина В. Н., Как обеспечить безопасность дошкольников. /Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возрастаю – Москва «Просвещение», 2006.
Полынова В. К. Дмитренко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста /Планирование работы. Беседы. Игры.- Санкт – Петербург Детство – Пресс, 2010.
Интернет-ресурсы:
«Страна мастеров» http://stranamasterov.ru/
«Дошкольник.ру» http://doshkolnik.ru/
Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
«Дошколёнок» http://dohcolonoc.ru/dobavit-svoyu-rabotu.html
«МАААМ.RU» http://www.maaam.ru/
Открытый класс» http://www.openclass.ru
Евгения Куваева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Грибы»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
в младшей группе на тему «Грибы » .
Цель : дать представление о грибах и ягодах , где они растут, об опасностях, которые подстерегают в лесу и о съедобных и не съедобных грибах и ягодах .
Материал : игрушка ежик, корзинка, грибы разные по величине (большие, средние, маленькие, отдельно шляпки и ножки от грибов разного размера и разного цвета.
Ход занятия:
Воспитатель : Ой, ребята, я что-то слышу, кто-то шуршит. Вы не слышите? (воспитатель специально интригует детей, чтоб завладеть их вниманием, затем достает игрушечного ежика с корзинкой полной грибов ).
Воспитатель : Посмотрите, кто пришел к нам в гости!
Познакомьтесь - это ёжик ,
Он знаток лесных дорожек.
Весь в иголках, осторожно,
Уколоться больно можно.
Воспитатель и дети : Здравствуй, ежик!
Ежик : Здравствуйте!
Воспитатель : Ежик, давай я тебе помогу, а то у тебя такая тяжелая корзинка. Что же ты в ней принес?
Ежик : Я хочу загадать загадки ребятам, если они их отгадают, то тогда узнают, что в моей корзинке.
Весь Антошка – шляпа, да ножка. (гриб )
Дождь пойдёт – он подрастёт. (гриб )
Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (гриб )
Ежик : Молодцы, ребята. Вы все загадки отгадали. Конечно же, у меня в корзинке грибы . Посмотрите какие они, у них есть шляпка и ножка. Да вот не задача, я хотел самые большие грибы засушить на зиму , из средних грибов сварить грибной суп , а самые маленькие грибочки засолить . Но я никак не могу разобраться, помогите мне ребята, разложите грибы по величине .
(Дети раскладывают грибы на 3 кучки )
Ежик : Спасибо, дети, вы мне очень помогли. А еще у двух грибочков отпали шляпки , и я теперь не знаю какую шляпку к какой ножке положить. Помогите мне, ребята.
(Дети подбирают к большой шляпке большую ножку, а к маленькой – маленькую, а к желтой шляпке желтую ножку, а к коричневой – коричневую).
Воспитатель : Ой, ежик, что я вижу, у тебя еще один гриб остался в корзине . (Достает мухомор) . А ты знаешь что это за гриб ?
Ежик : нет, но он мне очень понравился, он очень красивый и,наверно, очень вкусный. (Ежик хочет съесть мухомор)
Воспитатель : (останавливает ежика) Нет! Нет! Его нельзя есть! Это ядовитый гриб . И называется он мухомор. Давайте запомним как выглядит мухомор и никогда в лесу не будем его брать. Ребята, скажите, какого цвета шляпка у мухомора? (красная в белый горошек) . Но если сомневаешься, то лучше вообще гриб не брать , вдруг он окажется ядовитым. А чтоб вам лучше запомнилось как выглядит мухомор послушайте загадку :
Он в лесу стоял, никто его не брал. В красной шапке модной, никуда не годный. (гриб мухомор )
Воспитатель : Если вы встретите этот гриб в лесу , его не надо брать, но и пинать и топтать его тоже не надо. Мухомор – это лекарство для некоторых лесных зверей, например, для лося.
Ежик : Спасибо. Ну вот со всеми грибочками мы разобрались . А вы, ребята, ходите в лес за грибами ? Запомните несколько очень важных правил :
1. Старайтесь далеко не уходить от взрослых.
2. Если сомневаешься съедобный или не съедобный гриб , то лучше его не брать.
3. Поганки даже руками не трогать, а то есть очень ядовитые грибы , потрогал такой гриб , а потом забылся, облизнул пальчик и отравился.
4. Мухомор не надо топтать и пинать, это лекарство для лося.
5. И берегите лес от огня, не разводите костры в лесу. От одной маленькой искры может сгореть весь лес, и погибнуть все звери.
Ежик : спасибо за помощь, мне пора идти. До свидания. (дети прощаются с ежиком и он уходит)
Воспитатель : Вы все запомнили? Давайте повторим : от взрослых не уходить, брать только съедобные грибы , а не съедобные не трогать и костры в лесу не разводить.
Публикации по теме:
Конспект познавательно - исследовательской деятельности с элементами рисования в первой младшей группе. Тема: дождик. Конспект познавательно – исследовательской деятельности с элементами рисования в первой младшей группе. Тема: дождик. Задачи: Образовательная:.
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: Разведчики. Цель: Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. ; упражнять в умении ориентироваться.
«Зимние месяцы». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: Зимние месяцы. Цель: Учить решать арифметические задачи. Задачи: Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение.
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе Тема: Перелетные птицы. Цель: Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10; умение сравнивать две группы предметов; правильно.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Тыквы» Тема: Рассматривание тыквы. Программное содержание: Уточнить представление детей о тыкве, выделить ее характерные особенности: величину,.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
СОШ№15 структурное подразделение «Детский сад»
Познавательно – исследовательская деятельность в подготовительной группе
«Как устроена живая природа».
Подготовила и провела
Шиврина. Е. В.
воспитатель первой квалификационной категории
Соликамск
Цель: упорядочить накопленные детьми представления о природе. Подвести их к элементарному понятию того, как устроена вся природа Земли, расширяя и конкретизируя полученные знания.
Продолжать упражнять в составлении различных классификаций на основе закрепления и уточнения имеющихся представлений о природе.
Развивать память, мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, мультемедийный проектор, проекционный материал, ИКТ- приложение компьютерная презентация «Волшебный сундучок» разработанная с помощью программного обеспечения MS Power Point .
Помещение для проведения мероприятия: групповое помещение.
Ватман А-1, клей карандаш, ножницы,изображения растений, животных, различных предметов.
Предварительная работа:
Разгадывание загадок по теме « Живое – не живое » , рассматривание энциклопедий « Живая природа на планете Земля », «Хочу все знать», «Умники и умницы».
Чтение художественной литературы : П. Бажов « Медной горы хозяйка», В.Гауф «Симбад – мореход», К. Паустовский «Заботливый цветок» , А.Бианки «Дятел и малиновка».
Проведение опытно –экспериментальной деятельности.
Ход занятия:
Внос «Волшебного сундучка».
Воспитатель: Что любопытно?
Это мальчик Компик прислал вам загадку. Отгадаем?
Я думаю да, вы у меня умницы. А чтобы вам помочь, я подготовила подсказку. Давайте с вами вспомним какая существует природа
Слайд №1.
Дети: Живая и неживая.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте с вами поиграем в игру «ДА и НЕТ»
Слайд №2.
Дети: Это живое.
Воспитатель: Да это живое
Слайд №3.
Дети: Деревья, цветы, грибы, трава.
Воспитатель: Да это цветок. Ребята давайте с вами поговорим о цветах. Вспомните Какие бывают цветы?
Слайд №4.
Дети: Садовые, полевые, комнатные.
Воспитатель: Да это комнатное растение. Ребята в «Волшебном сундучке» спрятано комнатное растение. Цветок который растет у нас в группе. Попробуйте отгадать, что это за цветок? А какие цветы растут у нас в группе? Назовите.
Дети: Фиалка, Роза, Бальзамин (Ванька Мокрый) , Кливия, Спотифилиум, Толстянка древовидная.
Воспитатель: Давайте проверим угадали вы или нет. Ребята если цветок исчез. Значит ответ неверный.
Дети: Толстянка древовидная
Воспитатель: Нет
Дети: Кливия.
Воспитатель: Нет.
Дети: Спотифилиум.
Воспитатель: Нет.
Дети: Роза. Воспитатель: Нет.
Дети: Фиалка.
Воспитатель: Нет.
Дети: Бальзамин (Ванька Мокрый).
Воспитатель: Молодцы, отгадали. Ребята давайте с вами вспомним почему растения относятся к живому?
Дети: Растения относятся к живому потому что они растут, питаются, дышат, двигаются, размножаются, погибают.
Воспитатель: Ребята а какие необходимы условия для того чтобы растение не погибло.
Дети: Чтоб растение не погибло, ему необходимо тепло, питание, свет. C лайд №8,9,10.
Воспитатель: А как мы об этом узнали?
Дети: Мы проводили опыты с цветком Ванька мокрый.
Слайд №11.Экспериментальная деятельность. Нужен свет.
Слайд№12.Экспериментальная деятельность. Нужно тепло.
Слайд№13.Экспериментальная деятельность. Нужно питание.
Воспитатель: Ребята вы большие молодцы. Давайте с вами сделаем триз «Живое –не живое» покажем и расскажем ребятам с других групп какая бывает природа на нашей Земле.
Направление «Познавательно – речевое развитие» Образовательные области: (познание, физическая культура, здоровье, социализация, труд)
Дети входят в группу и садятся за стол.
Воспитатель: Дети, сядьте прямо, прислонитесь к спинке стула.
Восп.: Кто мне скажет какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Восп.: Правильно. Время года – осень. А какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Восп.: Правильно. Это - сентябрь, октябрь, ноябрь.
Восп.: А какой сейчас осенний месяц?
Дети: Октябрь.
Восп.: Молодцы. Октябрь – очень красивый месяц.
Восп.: А как вы думаете, почему он красивый? (ответы детей)
Восп.: Правильно. Потому, что начинается листопад. Солнышко еще светит, и листья кажутся золотыми.
Восп.: Многие поэты тоже писали об осени. Восхваляли ее красоту. Давайте почитаем стихотворения об осени. (Дети читают стихотворения).
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
Улетает лето
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Восп.: Молодцы! Очень красивые стихи.
Восп.: А давайте вспомним, куда вы осенью часто ходили с родителями? (ответы детей)
Восп.: А сейчас послушайте загадку.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – провезло!
Дети: Гриб.
Восп.: Правильно – это гриб. А кто из вас ходил в лес за грибами? (ответы детей)
Восп.: Названия каких грибов вы знаете? (ответы детей)
Восп.: Молодцы, вы знаете очень много грибов.
А какие грибы собирали вы? (ответы детей)
Восп.: В лесу много знакомых грибов, но немало и тех, которые мы не знаем. Незнакомые грибы собирать нельзя, среди них могут оказаться и ядовитые.
Назовите грибы, которые нельзя есть. (ответы детей)
Восп.: Правильно. Мухомор, бледная поганка, зеленая поганка, желчный гриб.
Восп.: Есть немало пословиц и поговорок о грибах. Какие вы знаете пословицы?
1-ый реб.: «Всякий гриб берут, да не всякий в кузовок кладут».
2-ой реб.: «Мухомор красен, да для здоровья опасен».
Восп.: Молодцы. А сейчас посмотрите, что у меня есть? (Воспитатель достает корзину)
Сейчас я буду доставать из корзины грибы, а вы будете их называть. Посмотрите. что это за гриб?
Дети: Масленок.
Восп.: Правильно, а кто может рассказать о маслятах, где они растут?
1-ый реб. Маслята очень любя расти под сосновыми деревьями, они растут целыми семьями, их бывает очень много. У масленка светлая ножка и коричневая липкая шляпка, которая снизу закрывается юбочкой. Это съедобный гриб. (прикрепляет гриб на магнитную доску)
Восп.: Молодец! А как называется следующий гриб?
Дети: Опята.
Восп.: Правильно. Кто нам расскажет об опятах?
2-ой реб.: Опята растут в лесу на пеньках. С одного пенька целую корзину можно насобирать. У опят длинные ножки и круглые шляпки. А еще опята бывают
луговые, они растут в траве. (прикрепляет гриб на доску)
Восп.: Какой следующий гриб?
Дети: Это белый гриб.
Восп.: Верно. Расскажите о нем.
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью,
Мудрый бородач – старик,
Житель леса боровик.
Это очень красивый гриб, его называют царем всех грибов. У него толстая ножка и красивая темная шляпка. (прикрепляет гриб на доску)
Восп.: Молодец. Следующий гриб из корзинки. Что это за гриб?
Дети: Подосиновик.
Восп.: Кто может рассказать о подосиновике?
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту,
Зовусь я подосиновик.
Он растет в лесу, под осинками. Очень красивый гриб, с ярко оранжевой шляпкой.
Этот гриб – съедобный. (прикрепляет гриб на доску)
Восп.: Молодец! Достает мухомор. А это что за красавец?
Дети: Мухомор.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
Этот гриб есть нельзя. Хотя он очень красивый.
Восп.: Правильно. Мухомор опасный для здоровья гриб. Молодец! А теперь соберем все съедобные грибы в корзину. (Дети встают около стульев)
Восп.: А вы хотите нарисовать грибы, тогда подготовим наши пальчики.
Пальчиковая игра «Корзинка» .
Раз, два, три, четыре, пять
Грибы будем собирать
(Сжимают и разжимают пальцы)
На пенечке,
(Загибают пальцы по - очереди, начиная с большого)
Возле кочки,
Под осинкой,
Под сосенкой,
Под березкой
Гриб найдем,
(сжимают и разжимают кулачки)
И в корзиночку кладем.
Восп.: Молодцы. Садитесь на места.
Посмотрите, перед вами лежит альбомный лист, смятая бумага, фломастеры и гуашь. Сейчас мы будем рисовать грибы – опята. Они растут целыми семейками,
их много. Поэтому, рисовать мы будем сразу пять опят. (Демонстрация воспитателя) Обрисуем коричневым фломастером свою ладошку. Это будут ножки у опят.
Затем, над каждой ножкой смятой бумагой нарисуем эскиз шляпки, делая примакивание. (Демонстрация воспитателя) Затем, возьмите фломастер зеленого цвета и нарисуйте траву. (Демонстрация воспитателя)
Восп.: Но, посмотрите, шляпки опят у нас получились расплывчатые, поэтому мы промокнем палец в коричневую краску и подрисуем контур у шляпок.
(Демонстрация воспитателя)
Восп.: После выполнения работ, вытираем пальцы влажной салфеткой. Дети приступают к работе. Звучит музыка. Готовые работы воспитатель выкладывает на стол.
Восп.: Посмотрите, сколько красивых опят у нас получилось. А кто вспомнит стихотворение про грибы – опята?
Сбились в стайку, как цыплята,
Возле пня грибы – опята.
Вот какая возле пня
Собралась в лесу родня.
Восп.: Молодец! Мне очень понравились ваши работы, выполнены они аккуратно, у всех получились красивые грибы с интересными ножками и оригинальными шляпками.
Восп.: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Знаете много названий грибов, какие они – съедобные или нет. И в следующий раз, когда вы пойдете в лес то уже будете знать, какие грибы можно класть в корзинку, а какие – нет.
На этом наше с вами занятие закончилось. Вы все молодцы!