Первый ночной воздушный таран. Ночной таран Виктора Талалихина: сбил и выжил

Воздушный таран как боевой приём был впервые изобретен и применен русскими. 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква наш знаменитые лётчик Пётр Николаевич Нестеров совершил первый в мире воздушный таран, протаранив австрийский "Альбатрос". Первый в мире ночной таран был осуществлен также русским летчиком Евгением Степановым, который 28 октября 1937 года в Испании в небе над Барселоной на самолете И-15 сбил при помощи таранного удара итальянский бомбардировщик "Савойя-Маркетти" S.M.81.

Четыре года спустя в ходе Великой Отечественной войны в битве за Москву подвиг Степанова повторил младший лейтенант Виктор Талалихин.

В ночь на 7 августа 1941 года расстреляв весь свой боезапас, раненый в руку, летчик-истребитель таранил немецкий бомбардировщик. Виктору повезло: его И-16 (о нём - ТуТ), отрубивший винтом хвостовое оперение Hе-111, стал падать, но лётчик смог выпрыгнуть из падающего самолета и приземлиться на парашюте. Талалихина подобрали местные жители, оказали первую помощь и помогли добраться до своей части.

О подвиге летчика стало известно буквально в тот же день 7 августа, а на следующий день Виктору было присвоено звание Героя Советского Союза.

"В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...

Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо".
Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета..."

Лейтенант был опытным лётчиком. Но подавить стрелка в хвосте "Хейнкеля" не сумел. В запале боя лейтенант не помнил, что главное не любой ценой сбить бомбардировщик, а не дать ему выполнить задание и вернуться живым, сохранив свою машину.

Зато он был бесстрашен и полон решимости победить: "В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".
Талалихину повезло - ночные прыжки опасны. Он угодил прямо в реку Северку. Люди увидели летящего парашютиста и подоспели ему на помощь, не дав запутаться в стропах и утонуть..

Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета нашли трупы награжденного железным крестом подполковника и трех членов экипажа.

Виктору Талалихину было 22 года. 23 года ему исполнилось 18 сентября, а 27 октября он погиб - во время боя пуля попала ему в голову. У Виктора Талалихина была короткая но яркая жизнь.

27 октября 1941 года Талалихин вылетел во главе шестерки истребителей на прикрытие наземных войск в районе города Подольска Московской области. Возле деревни Каменки Виктор повел группу на штурмовку позиций противника. В это время из-за облаков на наши самолеты обрушилось 6 вражеских истребителей Me-109. Завязался воздушный бой. Талалихин первым атаковал и сбил один "мессершмитт", но тут же был атакован тремя истребителями противника. Ведя неравный бой, он подбил еще одного врага, но в это время рядом разорвался вражеский снаряд. Самолет Талалихина вздрогнул и штопором пошел вниз.

Долгое время считалось, что это был первый ночной таран в небе Москвы, однако это не совсем так - ещё 29 Июля лётчик 27-го авиаполка П. В. Еремеев на истребителе МиГ-3 таранным ударом сбил бомбардировщик Ju-88. Это и был первый ночной таран в московском небе. Указом Президента Российской Федерации от 21 Сентября 1995 года П. В. Еремееву посмертно присвоено звание Героя России

Вопреки часто встречаемым утверждениям впервые ночной воздушный таран осуществил не Виктор Талалихин, а другой русский летчик. Евгений Степанов в октябре 1937 г. протаранил бомбардировщик SM-81 над Барселоной.

Он сражался в Испании на стороне республиканцев во время Гражданской войны. Вскоре после начала Великой Отечественной ночной таран прославит молодого летчика Талалихина.
Сейчас историки пишут, что в Великую Отечественную первый ночной таран осуществил Петр Еремеев, служивший в Подмосковье в 27-м авиаполку. Он сбил Ju-88 в ночь с 28-го на 29 июля над Истринским районом. Еремеев погиб за несколько недель до Талалихина - в начале октября 1941 г. Однако его подвиг так и не стал широко известен, а звание Героя он получил посмертно только в 1995 г. Талалихин же стал символом героизма советских летчиков.

Мечты о небе

В семнадцать лет в сентябре 1935 г. Талалихин записался в планерный кружок. К этому времени за плечами у будущего аса были средняя школа и школа фабрично-заводского ученичества при Московском мясокомбинате, где юноша потом работал. Возможно, примером для Талалихина послужили его старшие братья: они были призваны в армию, и оба оказались в авиации. Но в 30-е годы многие советские мальчишки мечтали о небе.
Через несколько месяцев после начала обучения в кружке Талалихин писал в заводской газете, что совершил свой первый полет на планере, завершил первую ступень обучения на «хорошо» и «отлично», надеется продолжить учиться. Он заявлял, что хочет летать, как Чкалов, Беляков и Байдуков, – имена этих летчиков были на слуху у всего Советского Союза.

Первый полет и военное училище

В октябре 1936 г. Талалихина направили в аэроклуб. Он, несмотря на небольшой рост, успешно прошел медкомиссию и приступил к обучению. Инструктор отмечал, что у юноши есть талант, но ему нужна «холодная голова». Хладнокровие и рассудительность Талалихин обретет во время военной службы.
Свой первый полет Талалихин совершил на У-2 в 1937 г. за несколько месяцев до призыва в армию. Там и сбылась мечта будущего аса – он был направлен в военную авиашколу имени Чкалова в Борисоглебске. Учился он старательно: позднее Талалихин вспоминал, что вставал он с восходом, а возвращался в казарму ровно к отбою. Помимо занятий он проводил много времени в библиотеке: читал специальную литературу, изучал карты и инструкции.
Однако Талалихину пришлось однажды оказаться и на гауптвахте - за нарушение техники безопасности полетов: во время тренировки он совершил на несколько фигур пилотажа больше, чем это предписывалось правилами.
В 1938 г. он окончил училище в звании младшего лейтенанта и начал службу в 27-м истребительном авиационном полку. Офицеры и преподаватели училища отмечали, что у Талалихина есть смелость, он в сложных ситуациях принимает правильные решения.

На финской войне

За время Советско-финской войны Талалихин произвел 47 боевых вылетов. Уже в первом бою младший летчик третьей эскадрильи уничтожил самолет врага. Тогда Талалихин летал на «Чайке» - И-153 (биплане). За доблесть будущий ас получил орден Красной Звезды.
Всего за время кампании Талалихиным были сбито четыре самолета. В одном из боев он прикрывал командира Михаила Королева, стремившегося перехватить немецкий бомбардировщик и попавшего под огонь финской зенитной батареи. Талалихин «отсек» от самолета командира и уничтожил немецкий «Фоккер» (F-190). После окончания финской кампании
Талалихин провел около месяца в отпуске у родителей, а потом был отправлен на переподготовку – курсы усовершенствования летного состава. В характеристике по их окончанию Талалихин был назван достойным стать командиром звена. Также было сказано, что он «летает смело», в воздухе сообразителен, успешно летает на истребителях.
Весной 1941 г. Королев и Талалихин вновь встретились: молодой летчик был отправлен в первую эскадрилью 177-го истребительного авиаполка, которым командовал Королев. Его непосредственным командиром был Василий Гугашин.

Начало Великой Отечественной

Первые тараны советские летчики провели сразу после начала войны. Зафиксировано, что за 22 июня 1941 г. семеро пилотов рискнули жизнью и направили свои самолеты на вражеские. Таран был смертельным риском для пилота. Выживали немногие – например, Борис Ковзан сбил таким образом четыре самолета и всякий раз успешно приземлялся на парашюте.
Эскадрилья, в которой служил Талалихин, базировалась около города Клин. Боевые вылеты пилоты начали совершать с 21 июля, после первого налета немецкой авиации на Москву. Тогда благодаря успешной работе ПВО и советской авиации из 220 бомбардировщиков до города долетели только несколько.
Задачей советских летчиков было обнаруживать фашистские бомбардировщики и истребители, отсекать их от группы и уничтожать.
Полк Талалихина принял первый бой 25 июля. Тогда ас уже был заместителем командира эскадрильи, а вскоре Гугашин не смог осуществлять командование, и Талалихину пришлось принять его на себя.

Ночной таран

7 августа произошла одна из последних крупных атак немецкой авиации на Москву. Это был шестнадцатый по счету налет.
Талалихин получил приказ вылететь на перехват бомбардировщиков в районе Подольска. Летчик позже рассказывал журналистам, что заметил «Хейнкель-111» на высоте 4800 метров. Он атаковал и подбил правый мотор. Немецкий самолет развернулся, полетел обратно. Пилоты начали снижение. Талалихин понял, что у него кончились боеприпасы.
У поисковиков, обнаруживших в 2014 г. самолет Талалихина, есть версия, что из строя была выведена система ведения огня. Боекомплект был израсходован до половины, а приборная панель прострелена. Тогда же Талалихин был ранен в руку.
Он решил пойти на таран: сначала был план «обрубить» хвост немецкого самолета винтом, но в итоге Талалихин протаранил бомбардировщик всем своим И-16, который называл «ястребком».
Советский летчик спланировал на парашюте в озеро возле деревни Мансурово (сейчас это района аэропорта Домодедово). Он выбрал затяжной прыжок, опасаясь, что купол парашюта будет прострелен немцами.
Немецкий самолет рухнул возле деревни Добрыниха, его экипаж погиб. Командовал «Хейнкелем» сорокалетний подполковник. Место падения сбитого самолета нужно было зафиксировать, иначе по правилам авиации Красной Армии подвиг не был бы признан. Военным помогли его обнаружить местные жители. Есть даже фотография, на которой Талалихин запечатлен на фоне «Хейнкеля».
Радиоперехват зафиксировал, что немцы назвали Талалихина «сумасшедшим русским летчиком», который уничтожил тяжелый бомбардировщик.
Подвиг Талалихина сразу же нашел отражение в газетах, о нем рассказывали по радио. Советскому государству нужны были герои: рассказы о подобных поступках поднимали боевой дух солдат. На следующий день после тарана Талалихин получил звание Героя Советского Союза. Указ об этом появился в газетах 9 августа. Ас писал брату Александру, что награда для него является огромной честью. Однако ему казалось, что он не сделал ничего особенного и брат на его месте поступил бы так же.
7 августа, в день подвига Талалихина, дальняя советская авиация осуществила первую бомбардировку Берлина, чем привела в ярость нацистское правительство.

Гибель Талалихина

Находясь на лечении, Талалихин много общался с молодежью и рабочими, выступал на антифашистских митингах. Как только он смог вернуться в строй, вновь начал сбивать вражеские самолеты. К концу октября на его счету были четыре сбитых немецких воздушных судна.
27 октября группа Талалихина вылетела прикрывать войска в район деревни Каменки. Подлетая к пункту назначения, летчики заметили «мессершмиты». Один из них Талалихин успел сбить, но вскоре три немецких самолета оказались совсем рядом с ним и открыли огонь. С помощью напарника Александра Богданова удалось сбить и второй, но практически сразу после этого Талалихин получил тяжелое пулевое ранение в голову и не смог управлять самолетом.
Фрагменты самолета удалось найти. Тело летчика было отправлено в Москву. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Известный факт, первые авиаторы не воевали в небе, а приветствовали друг-друга.
В 1911 году и французы и русские одновременно оборудовали самолеты пулеметами и понеслась эра воздушных боев. При отсутствии патронов пилоты применяли таран.

Таран — приём авиационного боя, предназначенный для вывода из строя самолета противника, наземной цели или зазевавшегося пешехода.
Впервые был применен Пётром Нестеровым 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

Существуют несколько видов таранов: удар шасси по крылу, удар пропеллером по хвостовому оперению, удар крылом, удар фюзеляжем, удар хвостом (таран И. Ш. Бикмухаметова)
Таран, совершённый И. Ш. Бикмухаметовым во время Великой Отечественной войны: выйдя в лоб противнику с горкой и виражом Бикмухаметов нанёс удар хвостом своего самолёта по крылу противника. В результате противник потерял управление, сорвался в штопор и разбился, а Бикмухаметов смог даже довести свой самолёт до аэродрома и благополучно приземлиться.
Таран В. А. Куляпина таран С. П. Субботина, таран на реактивном истребителе, применён в воздушном бою в Корее. Субботин попал в ситуацию, когда его на снижении догонял противник. Выпустив тормозные щитки, Субботин сбросил скорость, фактически подставив свой самолёт под удар. В результате столкновения противник был уничтожен, Субботин успел катапультироваться и остался жив.

1

Первым воздушный таран применил Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

2


За время войны сбил 28 самолётов противника, из них один в группе, а 4 самолёта сбил тараном. В трёх случаях Ковзан на своём самолёте МиГ-3 возвращался на аэродром. 13 августа 1942 года на самолёте Ла-5 капитан Ковзан обнаружил группу бомбардировщиков и истребителей противника. В бою с ними он был подбит, получил ранение глаза, и тогда Ковзан направил свой самолёт на вражеский бомбардировщик. От удара Ковзана выкинуло из кабины и с высоты 6000 метров с не полностью раскрывшимся парашютом он упал в болото, сломав ногу и несколько рёбер.

3


Нарпавил поврежденный самолет на назменую цель. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика. Подвиг Гастелло был в некоторой степени канонизирован. Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов, но на самом деле он совершил свой таран на 10 мин. позже Кокорева)

4


На лёгком бомбардировщике Су-2 сбила один немецкий истребитель Me-109, второй таранила. От удара крылом по фюзеляжу «мессершмитт» разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины.

5


Первый 7 августа 1941 года применил ночной таран, сбив около Москвы бомбардировщик He-111. При этом сам остался жив.

6


20 декабря 1943 года в своём первом воздушном бою, уничтожил два американских бомбардировщика Б-24 «Либерейтор» — первый из пулемёта, а второй воздушным тараном.

7


13 февраля 1945 в южной части Балтийского моря при атаке концевого транспорта водоизмещением 6000 тонн в самолёт Носова В. П. попал снаряд, самолёт стал падать, но лётчик направил свой горящий самолёт прямо в транспорт и уничтожил его. Экипаж самолета погиб.

8


20 мая 1942 года вылетел на самолёте И-153 на перехват вражеского разведчика Ju-88, фотографировавшего военные объекты в городе Ельце Липецкой области. Подбил самолет противника, однако тот остался в воздухе и продолжал полет. Барковский нарпавил свой самолет на таран и уничтожил Ju-88. Пилот погиб при столкновении.

9


28 ноября 1973 года на реактивном истребителе МиГ-21СМ совершил таран F-4 «Фантом» ВВС Ирана (при нарушении последним Государственной границы СССР в районе Муганской долины АзССР) капитаном Г. Елисеев погиб.

10 Куляпин Валентин (Таран Куляпина)


Совершил таран транспортного самолёта CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив - Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство Армении.

Прошлый раз мы с вами разбирали . Сегодня хотелось бы вам напомнить о существовании еще одного типа заданий - это восьмое задание ЕГЭ (на дополнение информации). Оно посвящено событиям Великой Отечественной войны, то есть все вопросы в этом задании будут связаны с периодом 1941-1945 годов. Давайте посмотрим, что собой представляет это задание в демонстрационной версии ЕГЭ.

Задание 1

А) ____ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.

Пропущенные элементы:

    Ялтинская (Крымская)

    Н.Ф. Гастелло

    Станция Прохоровка

    Тегеранская

    В. В. Талалихии

    Разъезд Дубосеково

Ответ:

Три предложения, шесть пропущенных элементов. Ответ оформляется так: под буквой вы пишете подходящую цифру, а затем в бланк ответов № 1 переносите получившуюся у вас комбинацию цифр.

Читаем предложения.

А) _____ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.

Мы с вами знаем, что «Большая тройка» - руководители СССР, США и Великобритании - встречались трижды: в Тегеране, в Ялте и в Потсдаме. Какие у нас есть варианты в пропущенных элементах? Ялтинская (Крымская) и Тегеранская конференции. 1943 год - это Тегеранская конференция. Ялтинская конференция проходила в феврале 1945 года. Но вы можете, если сомневаетесь, так подумать: вообще в Крыму в конце 1943 года возможно было проведение встречи руководителей государств? Для того чтобы в Крыму провести встречу, нужно чтобы он был освобожден, чтобы немецко-фашистские войска были отодвинуты с территории очень далеко. Иначе как безопасность обеспечивать? То есть Ялта и 1943 год не совмещаются.

Б) Один из первых таранов в ночном воздушном бою произвёл советский летчик ___, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.

Какие фамилии у нас есть? Н. Ф. Гастелло и В. В. Талалихин. Вспоминаем: Гастелло - командир экипажа, который направил подбитый горящий самолет в колонну военной техники. Это летние бои на территории Беларуси. Талалихин - летчик, совершивший первый ночной таран в боях под Москвой. Выбираем эту фамилию - 5.

В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у ___.

Есть варианты ответов: станция Прохоровка и разъезд Дубосеково. Вспоминаем. Это, вообще, очень знаменитое сражение. Около 1200 танков с обоих сторон участвовало в сражении под Прохоровкой. Ну а разъезд Дубосеково, если помните, связан с Московской битвой, где герои-панфиловцы, можно сказать, своими жизнями преградили путь гитлеровцам. Знаменитые слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва». То есть мы выбираем пункт 3.

В итоге получилась такая комбинация цифр: 453. Мы эту комбинацию цифр переносим в бланк ответов номер один.

Задание 2

Давайте потренируемся еще на одном задании.

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

    Курская битва

  1. Нюрнберг

    Операция «Багратион»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Давайте решим это задание.

А) Завершила коренной перелом ___.

Понятно, что это какая-то битва. Какие битвы у нас есть в списке? Курская битва и

операция «Багратион». Коренной перелом в Великой Отечественной войне связан со Сталинградской битвой и победой под Сталинградом, когда была окружена и уничтожена армия Паулюса, и Курской битвой. Курская битва завершила коренной перелом. Мы выбираем ее. Операция «Багратион» по освобождению Белоруссии - это уже событие, которое произошло после коренного перелома, летом 1944 года, один из знаменитых десяти «Сталинских ударов».

Б) Международный трибунал над фашистскими преступниками заседал в городе ___.

У нас есть города: Берлин, Нюрнберг, Потсдам, Прага. Но явно не в Праге. В Потсдаме конференция держав-победителей проходила. Международный трибунал мог бы там проходить, но проходил в другом месте. Он проходил и не в Берлине, а в городке Нюрнберге, который считался тем местом, где зарождалось фашистское движение Германии. Нюрнбергский трибунал можно запомнить просто как название «Нюрнбергский трибунал».

Но здесь понятно, что речь не идет о Потсдаме. Мы знаем, что это не Потсдам. Поэтому у нас реальный выбор между Берлином и Прагой. Но Берлинский гарнизон капитулировал 2 мая, а вот уже после подписания общей капитуляции одна из группировок германских войск продолжала сопротивление в Праге. И две танковые армии советские были переброшены на территорию Чехословакии. Прага была освобождена.

У нас получается комбинация цифр: 136.

И еще одно задание такого же типа.

Задание 3

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) ___ - сержант Красной Армии, прославившийся при обороне дома во время боёв за Сталинград (впоследствии дом был назван по его фамилии).

Пропущенные элементы:

    В. Зайцев

  1. Ф. Д. Рузвельт

    К. Рокоссовский

    Я. Павлов

    Г. Трумэн

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся комбинацию цифр запишите в качестве ответа без пробелов и каких-либо знаков препинания.

Давайте решать.

А) ___ - сержант Красной Армии, прославившийся при обороне дома во время боёв за Сталинград (впоследствии дом был назван по его фамилии).

Вспоминаем: дом Павлова. Его и не восстанавливали после войны. Это такой своеобразный памятник тем ожесточенным боям, которые происходили в Сталинграде.

В. Зайцев - знаменитый снайпер, тоже прославившийся во время Сталинградской битвы. Но прославившийся другим - как снайпер.

Б) Потсдамское соглашение 1945 г. от имени США подписывал президент ___.

В списке два американских президента: Рузвельт и Трумэн. Рузвельт возглавлял страну с 1932 года и во время войны, но он умер к моменту Потсдамской конференции, и на нее приехал новый президент США, бывший вице-президентом при Рузвельте - Гарри Трумэн. Так что выбираем его фамилию.

В) Парад Победы на Красной площади принимал маршал ___.

Командовал парадом Рокоссовский, принимал Жуков.

В итоге получилось: 562. Вносим в бланк ответов эту комбинацию цифр.

Удачи на экзамене!

Сама природа не хотела, чтобы он стал летчиком, но всю свою короткую жизнь Виктор Талалихин умел принимать нужные решения

За прожитые 23 года этот саратовский парень успел пройти две войны и вырасти в опытного летчика, имевшего в своем послужном списке 10 воздушных побед. Он совершил один из первых воздушных таранов Великой Отечественной, получил Золотую Звезду Героя Советского Союза под номером 347 и превратился в настоящего идола советской молодежи, стремившейся прожить жизнь так, как Виктор Талалихин .

Вслед за братьями

Виктор родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии, став «последышем». Родители жалели и любили малыша, который фактически заменил им самого старшего, погибшего в годы Гражданской войны. В 1933 году отец, в поисках лучшей доли, перевез семью в столицу Советского Союза. 15-летний Виктор поступил в училище при московском (микояновском) мясокомбинате, на который сразу же и пошел работать в 1937 году.

Но небо манило его к себе. Этому в немалой степени способствовали и судьбы старших братьев. Александр служил бортовым механиком, Николай – морским пилотом. И в свободное от работы и участия в драмкружке время Виктор посещает аэроклуб, приобретая общие навыки управления аэропланом и прыжков с парашютом.

Не на того напали

После призыва в армию Виктор изъявил желание стать военным летчиком и был направлен в Борисоглебскую военную школу, которую с успехом окончил в 1938 году. Надо учесть, что рост Талалихина составлял всего 155 см, его по жизни сопровождало прозвище «Малыш». Его даже не хотели допускать к самолетам, но не на того, как говорится, напали.

Молодому пилоту доверили управлять несколько устаревшим бипланом И-153 «Чайка». Боевую машину он освоил в совершенстве, что очень помогло младшему лейтенанту Талалихину в период советско-финской войны.

На устаревшем истребителе с открытой и продуваемой всеми ветрами кабиной молодой летчик совершил 49 боевых вылетов и сбил 4 вражеских самолета, за что его представили к награждению орденом Красной Звезды. На то время это была одна из наиболее уважаемых боевых наград, иметь которую мечтали даже военачальники самого высокого ранга.

В начале 1941 года Виктор Талалихин нес службу в городе Клин Московской области, исполняя обязанности заместителя командира авиационной эскадрильи 177-го истребительного авиаполка. Теперь он летал на «ишачке» И-16, зарекомендовавшем себя лучшим истребителем испанской кампании, но стремительно устаревавшем на фоне новейшей немецкой техники.

Сражение за небо Москвы

22 июля 1941 года состоялся первый авианалет на Москву. Прорваться к столице днем у фашистов не было практически никаких шансов, и они предпринимали попытки ночных бомбардировок, подлетая к городу с различных сторон.


Советское командование поставило перед истребителями 177-го авиаполка задачу полностью перекрыть один из секторов московского неба, не допуская подлета к столице вражеских бомбардировщиков. По сигналу тревоги в воздух поднимались только наиболее подготовленные летчики, способные ориентироваться и вести бой в ночном небе.

Нужно было не только обнаружить и уничтожить немецкие бомбардировщики «Юнкерс», «Хейнкель» и «Дорнье», но и не попасть под огонь наземных средств своей же противовоздушной обороны. Виктор Талалихин сразу же продемонстрировал себя виртуозом воздушного боя, умело лавировавшим между трассирующими очередями зенитных снарядов, а также выстрелами вражеских пушек и пулеметов.

Как стать героем, оставшись в живых

Звездный час молодого летчика наступил в ночь на 7 августа 1941 года, когда в небе над современным Домодедовским районом Москвы Виктор Талалихин обнаружил бомбардировщик «Хейнкель-111» немецкого лейтенанта И. Ташнера .

Это были два достойных соперника, умело уходящие от взаимных атак. Достаточно быстро наш летчик израсходовал боезапас. По инструкции ему следовало немедленно возвратиться на базу, но тогда бы фашист беспрепятственно сбросил свои бомбы на мирных жителей Москвы.

И советский парень, которому даже не исполнилось 23 лет, решил пожертвовать своей жизнью ради Родины. Он направил истребитель в сторону вражеского бомбардировщика и не позволил тому увернуться от удара. Винт нашего истребителя буквально срезал хвостовое оперение фашиста. Не остановили героя даже прямые пулеметные очереди, одна из которых нанесла ему серьезное ранение в руку.