Армирование железобетонной лестницы. Сборка и специфицирование конструкции. Особенности армирования одномаршевой монолитной лестницы без площадки

Несмотря на значительный прогресс в области программного обеспечения для автоматизации проектирования, многие компании до сих пор используют морально устаревшие продукты, из-за чего проигрывают более передовым конкурентам. Зачастую решение о переходе на новую программную базу затягивается не только в связи с финансовыми проблемами, но и в связи с недостаточно квалифицированными кадрами. Однако условия, сложившиеся на строительном рынке, просто вынуждают компании не отставать от конкурентов, постоянно совершенствуя и оптимизируя процесс проектирования. В этой статье мы предлагаем вам обзор возможностей программного продукта Project Studio CS Конструкции 5.1 , разработанного компанией .

. "})" title="">

Читатель наверняка согласится, что чаще всего программный продукт показывает свое истинное лицо во время его применения для решения реальных задач. Заармировать колонну, балку, стандартное перекрытие не составит труда даже для новичка, недавно начавшего освоение Project Studio CS Конструкции 5.1, но армирование более сложных и нестандартных элементов конструкций может вызвать замешательство. На наш взгляд, показательным примером, раскрывающим многие возможности и приемы работы в программе, будет армирование лестничного марша здания из монолитного железобетона. Форма этойконструкции такова, что одного сечения для указания всех используемых стержней, хомутов и шпилек недостаточно. Это заставляет нас использовать комбинацию разрезов для полного отображения схемы армирования лестницы. Используя методы и приемы, описанные в этой статье, читатель сможет армировать большинство конструкций, придерживаясь наших алгоритмов.

Бесспорно, к сильным сторонам Project Studio CS Конструкции 5.1 нужно отнести интуитивно понятную логику работы: она минимально отличается от ручного процесса построения чертежа схемы армирования. Поэтому в качестве исходных данных нам необходим опалубочный чертеж армируемой лестницы, а также четкое представление схемы армирования. Итак, мы имеем лестничный марш, который будет крепиться к стенам лестничной клетки с помощью П-образных элементов арматуры, и наша задача — создать чертежи армирования этой конструкции. Разберем процесс работы с программой по порядку, как это происходит в реальных условиях, после получения (вычерчивания) чертежа опалубки.

Во-первых, необходимо четко определить принадлежность стержней к конструкции, то есть заранее мысленно разбить нашу лестницу на отдельные элементы, имеющие свою спецификацию. В нашем случае лестница будет разбита на конструкции с марками Лм-1, Лм-2 и т. д. по принципу снизу вверх, что определяется технологией строительства. Марка Лм будет состоять из арматуры лестничного марша, входящей в нижнюю площадку (если бы нижний марш имел свою площадку, она полностью вошла бы в состав марки), непосредственно самого марша и верхней площадки, исключая арматуру следующего лестничного марша. Грамотное разбиение конструкции на марки позволит сэкономить время на проектирование объекта в целом.

Во-вторых, нам необходимо определить набор самых выгодных разрезов, на которых замаркированные стержни будут отображены максимально наглядно и одновременно удобно расположены для их обработки программой Project Studio CS Конструкции 5.1. Размещение разрезов и узлов конструкции в нашем случае показано на рис. 1. Отметим, что в этом примере они полностью соответствуют принятым у проектировщиков стандартным положениям для лестничной клетки, то есть при использовании программы не будет необходимости отказываться от наработанных навыков черчения в среде AutoCAD.

. Рис. 1. Набор разрезов для отображения армирования лестничного марша Мл3"})" title="Рис. 1. Набор разрезов для отображения армирования лестничного марша Мл3">

Армирование главного разреза лестничного марша

Теперь перейдем непосредственно к процессу проектирования, подготовив чертеж к армированию. Для точной расстановки арматуры на главном разрезе воспользуемся вспомогательными линиями, созданными с помощью стандартных команд AutoCAD (рис. 2). Впоследствии линии будут удалены либо для них можно создать отдельный слой, чтобы впоследствии повторно использовать при создании других марок с помощью копирования.

Рис. 2. Применение вспомогательных линий для точного размещения арматуры"})" title="Рис. 2. Применение вспомогательных линий для точного размещения арматуры">

Затем вычерчиваем продольные стержни лестничного марша и поперечную арматуру верхней лестничной площадки, как показано на рис. 3.

Рис. 3. Учитываемая арматура лестничного марша"})" title="Рис. 3. Учитываемая арматура лестничного марша">

Стержни М-1, М-2, М-3, М-4 создаем с помощью команды Арматурный стержень группы Детальное армирование с параметрами, указанными на рис. 4.

Особенно отметим, что в графе Тип элемента мы выбираем значение Деталь и присваиваем ей марку. Смысл этого действия объясним позже, а пока укажем распределение стержня и его учет, выставив флажки напротив пунктов Включать в сборку конструкции и Включать в спецификацию .

Все поперечные стержни на этом разрезе учитываются как в конструкции, так и в спецификации. Теперь, когда мы имеем верхнюю и нижнюю арматуру, можно добавить на чертеж хомуты и шпильки. Для этого используем команды Хомут и Шпилька прямая группы Хомуты и шпильки (рис. 6−7).

Марки этим элементам назначаются автоматически при создании. Распределение зависит от части конструкции: на верхней лестничной площадке хомуты Х1 и шпильки Ш1 распределены на расстоянии 2060 мм, вто время как на марше эта величина составляет 960 мм (для шпильки Ш2).

Чтобы избежать появления возможных ошибок при добавлении стержней в конструкцию, советуем соблюдать такую последовательность отрисовки элементов: сначала наносятся элементы, учитываемые в сборке конструкции и спецификации (зеленый цвет), после чего чертятся элементы, учитываемые только в сборке конструкции (коричневый цвет), а элементы, не учитываемые нигде (красный цвет), наносятся в последнюю очередь, дабы не запутать проектировщика.

Закончим наш главный разрез, добавив в него не учитываемую программой Project Studio CS Конструкции 5.1 арматуру в нижней лестничной клетке. Проще всего это сделать, скопировав имеющиеся стержни, хомуты и шпильки на новые места (рис. 8). Надо помнить, что копирование сохраняет установленные параметры учета элементов, поэтому по завершении команды необходимо снять учет через свойства элементов. Для этого можно выделить все необходимые элементы, после чего дважды щелкнуть левой кнопкой мыши по одному из них. В открывшемся окне в обоих пунктах группы Учет установить значение Нет .

Рис. 8. Окончательная схема армирования главного разреза лестничного марша"})" title="Рис. 8. Окончательная схема армирования главного разреза лестничного марша">

Для самоконтроля можно сразу расставлять выносные надписи, но нужно учитывать, что после выполнения команды произойдет присвоение позиций элементам конструкции, а это приведет к уменьшению текста в выносках, поэтому не стоит уделять повышенное внимание их расположению. Заметим, что для неучитываемой арматуры (на схеме отображена красным цветом) логично использовать универсальные выносные линии, вызываемые из меню модуля ProjectStudio CS Ядро группы Выносные надписи . При создании такой надписи текст вводится пользователем, а не создается автоматически, как в выносных надписях модуля Project Studio CS Конструкции 5.1.

Выполнение схемы армирования разреза 2−2

Разрез 2−2 (рис. 9) вычерчивается по тем же самым алгоритмам, что и рассмотренный ранее. Различие лишь в том, что здесь уже учтена вся арматура за исключением деталей М-6, при создании которых необходимо выставить флажок напротив пункта Включать в спецификацию . Арматура прилегающих стен вычерчивается без учета в сборке конструкции и спецификации. Остальным стержням необходимо назначить учет в сборке конструкции, выставив флажок в диалоговом окне команд создания.

Рис. 9. Разрез 2-2"})" title="Рис. 9. Разрез 2-2">

Рис. 9. Разрез 2−2

Пришло время вспомнить о марках М-1 и М-3, присвоенных стержням, которые в этом разрезе создаются с помощью команды Поперечное сечение . Сейчас в диалоговом окне необходимо указать, что мы создаем деталь, и выбрать нужную марку, чтобы позиционная выноска корректно отображала информацию о стержне. Прибегнуть к помощи марок нам пришлось из-за того, что одна позиция присваивается только прямолинейным стержням одной длины и с одинаковыми свойствами. У нас же стержни, идущие в лестничном марше, имеют изгибы, что не позволяет вычертить их поперечно без присвоения марки для идентификации программой Project Studio CS Конструкции 5.1.

Выполнение схемы армирования в разрезе Б-Б

Перейдем к последнему сечению, отображающему схему армирования в плане (рис. 10).

Рис. 10. Схема армирования разреза Б-Б"})" title="Рис. 10. Схема армирования разреза Б-Б">

Чтобы не загромождать чертеж, арматура лестничных маршей условно не показана. Стоит отметить, что детали М-6 вычерчены как линейный элемент с присвоением ему необходимой марки. Что касается хомутов Х1, то они созданы командой Вид хомута сбоку группы Хомуты и шпильки . Стержни d10 А400 вычерчиваются как стержни, следить надо за соблюдением длины, которая должна составлять 2060 мм. В заключение скажем, что все стержни на этом плане не учитываются в спецификации, но учитываются в сборке конструкции (то есть им присваиваются позиции).

Схема армирования узлов

Рассмотрим узлы конструкции, представленные на рис. 11.

Рис. 11. Схема армирования узлов"})" title="Рис. 11. Схема армирования узлов">

По вопросам учета стержней советуем руководствоваться описанной выше цветовой схемой. В узле, А комментировать нечего, зато узел Б представляет интерес в плане подсчета стержней. Обратите внимание, что поперечные стержни d8 A240 (впрочем, как и любые поперечные стержни) не могут иметь распределения, поэтому нам приходится преодолевать эту трудность вычерчиванием продольного арматурного стержня, в свойствах которого указывается количество данных стержней в конструкции. Чертится он в стороне от чертежа и не выводится на печать. Именно этот стержень мы учитываем в спецификации. Второй новый Г-образный стержень — М-5 — учитывается в двух узлах (64 шт. и 8 шт.), хотя это можно сделать и на одном узле, здесь все зависит от предпочтений проектировщика.

Сборка и специфицирование конструкции

После того как схема армирования готова, можно сделать черновое оформление, проверить правильность выполнения чертежа и, если проектировщика все устраивает, приступить к сборке конструкции. Выбираем команду Сборка и маркировка конструкции из группы Сборки и спецификации и указываем необходимые параметры в диалоговом окне команды. В списке Схема армирования выбираем вариант На виде , а в группе Обозначение элементов устанавливаем вариант Позиции . Нажав на кнопку О K , выделяем всю нашу конструкцию и нажимаем клавишу ENTER, после чего Project Studio CS Конструкции 5.1 осуществит сборку конструкции. Посмотреть информацию о конструкции можно через Диспетчер марок, вызываемый из главного меню Project Studio CS Конструкции 5.1.

Имея полностью посчитанную арматуру, уже можно выводить спецификацию, однако будет лучше, если мы введем в нашу конструкцию еще и материалы с объемами, которые также войдут в спецификацию. Для этого выберем нашу конструкцию Мл3 в Диспетчере марок и нажмем на боковую вкладку Состав марки (рис. 12−13).

Новые материалы вводятся нажатием правой кнопки мыши на пиктограмме папки Материалы . Назначение имени новому материалу и объему происходит путем ввода нужных значений в нижней части окна (не забудьте предварительно выделить левым щелчком мыши новый материал, появившийся в папке Материалы ).

Вывод спецификации является одним из заключительных шагов по созданию документации на конструкцию. Для этого необходимо выбрать команду Спецификация конструкций из меню Сборки и спецификации и отметить в появившемся окне конструкции, которые будут входить в спецификацию. Далее нажатием кнопки ОK завершаем процесс генерирования спецификации и размещаем ее в нужной части чертежа (рис. 14).

. Рис. 14. Спецификация"})" title="Рис. 14. Спецификация">

Для полного завершения работы над чертежом осталось сделать совсем чуть-чуть. Во-первых, проверить таблицу спецификации. Если в ней пропущены какие-то позиции — это означает, что есть уникальный элемент, который учитывается только в сборке конструкции. Во-вторых, проверить все оформление чертежа. Далее формируем листы для печати и наслаждаемся результатом проделанной работы (рис. 15).

Подводя итоги работы, заметим, что проделать ее пользователю, знакомому с черчением в CAD-средах, не составит труда, так как алгоритм работы с Project Studio CS Конструкции 5.1 практически не отличается от выполнения чертежа в «голом» AutoCAD. По сути, сокращение времени проектирования достигается как за счет более быстрого вычерчивания необходимых разрезов, автоматизированного создания выносок, отметок уровня и прочих мелочей, значительно облегчающих жизнь проектировщику, так и за счет автоматического подсчета спецификации, что при «ручном» методе занимает значительную часть времени разработки конструкции. Ускорение проектирования методом автоматизации выполнения рутинных операций не только повышает производительность труда, но и снижает общую утомляемость сотрудников от работы, что, несомненно, благоприятно скажется на атмосфере в коллективе.

Вы все еще считаете, что оно того не стоит? Тогда спешим вам сообщить, что в ближайшее время Project Studio CS Конструкции 5.1поможет не только повысить производительность, но и сэкономить средства. Осенью 2010 года появится версия для работы под платформой nanoCAD, которая является свободно распространяемым продуктом. Этасвязка будет оптимальным решением для многих российских компаний с ограниченным бюджетом на приобретение лицензионного программного обеспечения.

. Рис. 15. Итоговый чертеж армирования лестничного марша"})" title="Рис. 15. Итоговый чертеж армирования лестничного марша">

Цветовая схема армирования

Для упрощения восприятия системы подсчета стержней программой Project Studio CS Конструкции 5.1 в нашем примере мы вручную выделили цветами стержни с разными значениями свойств группы Учет :

  • зеленый — элемент учитывается в сборке конструкции и в спецификации. Этим стержням присваивается позиция и ведется их учет в спецификации;
  • коричневый — элемент учитывается только в сборке конструкции. Этим стержням присваивается только позиция;
  • красный — элементы никак не учитываются программой Project Studio CS Конструкции 5.1.
Главный разрез. Цветовая схема армирования"})" title="Главный разрез. Цветовая схема армирования">

— 480 Кбайт

Традиционные конструкции, в отличие от монолитных лестниц более популярны, но новое решение может позволить найти оптимальный выход. При этом монолитные конструкции хороши тем, что их возведение относительно просто и его можно сделать своими руками в частном доме имея самые элементарные навыки строительства. Однако сам процесс возведения довольно трудоемкий и требует затрат времени.

Монолитные ступени для лестницы

Главный элемент любой лестницы – это ступени. Даже для подъема на небольшую высоту необходимы ступени в конструкции лестницы. Очень важное свойство поверхности материала для ступеней – это антискольжение.

Забежные ступени с поворотом считаются самым безопасным видом, но даже для них необходимо внимательно подбирать материал.



Монолитные ступени бывают :

  • Парадные;
  • Служебные;
  • Внутренние;
  • Наружные и т.д.

Также у всех контрукций индивидуальный угол наклона, примыкание, вкладыши, материал отделки и строительства, а также различные конфигурации. Например, винтовые конструкции устанавливают в случае, когда необходимо значительно сэкономить пространство, или в качестве необычного элемента декора.

Армированные монолитные лестницы

Для армирования наиболее популярна стержневая арматура. Для монолитных лестниц она признана идеальным вариантом. Однако такая арматура подходит для армирования только простых конструкций.

Если строительство лестницы делается своими руками, необходимо тщательно изучить вопрос, особенно если нет навыков и такая работа выполняется впервые.

Схема армирования одномаршевой лестницы очень проста. Такой вид сооружается без монолитной площадки или забежных ступеней. Арматура используется только в тех местах, которые необходимо дополнительно укрепить. А также армируются нижние части плиты. От сколов и поломок ступеней можно использовать специальную сетку, которая придаст дополнительной прочности всей конструкции.

Двухмаршевая лестница требует больше навыков армирования, ее сооружение немного сложнее :

  1. Массивность такой конструкции требует укреплять ее и снизу и сверху.
  2. Если лестницу предполагается эксплуатировать достаточно много, значит, необходимо ее армирование продлить в конструкцию лестницы.
  3. При этом и верхняя и нижняя часть должны армироваться по идентичной схеме.



Установка армированной двухмаршевой лестницы должна быть произведена около прочной стены, выполненной из бетона или кирпича. Для расчета всех необходимых параметров рекомендуется использовать специальные компьютерные калькуляторы, например, в Лире. Особенно если конструкция усложняется забежными ступенями.

Способ закрепления самих металлических арматур также важен. Необходимо выбирать максимально прочное крепление, чтобы не пострадала вся конструкция.

Самые прочные варианты – это сварка или вязка. Если нет навыков пользования сварочным аппаратом, просто используется связывание прутов проволокой, используя узлы. На сегодняшний день мастера заменяют узел из проволоки обычными пластиковыми хомутами.

Изготовление монолитных лестниц

Такой архитектурный элемент как, лестница должен соответствовать многим характеристикам, а именно комфортность, надежность, привлекательный внешний вид и износостойкость. Поэтому хозяину дома необходимо ответственно отнестись к ее строительству. Этапов строительства несколько.

Для всех монолитных конструкций необходимо на первом этапе установить опалубку.

На втором этапе необходимо произвести армирование, а именно монтаж и вязку арматуры. Далее происходит непосредственная заливка бетона. И на последнем этапе необходимо сделать финишную декоративную отделку.



Самой сложной работой для непрофессионала считается создание опалубки. И если у мастера нет необходимых навыков, и при этом конструкция предполагается очень сложной, значит, необходимо воспользоваться помощью профессионала. Использование нестандартной формы предполагает применение определенных знаний.

Самый простой вариант – это строительство одномаршевой лестницы, если расположить ее между двух лестниц :

  1. При такой конструкции нет необходимости создавать боковые элементы, используется только чертеж на стенах.
  2. Элементарную одномаршевую лестницу можно сделать оригинальной добавив нижние ступени в округленной форме.
  3. Если к стене будет приставлена только одна сторона одномаршевой лестницы, значит, боковой элемент опалубки с одной стороны сделать необходимо.
  4. При этом конструкция укрепляется опорами.

Самым сложным вариантом будет строительство двухмаршевой лестницы, которая не будет опираться на боковые стены и иметь забежные ступени или лестничную площадку. При создании довольно простой конструкции оригинальности можно добиться при помощи отделки. Зеркальная монолитная лестница является декоративным архитектурным элементом здания.

Расчет монолитной лестницы

Перед началом работы необходимо обозначить проект лестницы и произвести все необходимые расчеты, чтобы получить допуски к эксплуатации. Для осуществления расчетов рекомендуется пользоваться стандартными рекомендациями, разработанными СНиП для типовых лестниц и проверенных многолетним опытом профессионалов. Для получения предварительного чертежа, необходимо произвести расчет ширины и высоты лестницы, количества ступеней, и конечно же, комфортности использования.



Считается наиболее оптимальным угол от 25 до 45 о. Необходимо помнить, что чем меньше угол, тем комфортнее будет эксплуатация. Разница в количестве материала тоже будет зависеть от угла. Разница между 25 и 45 о в материале будет практически в два раза.

Средняя ширина шага равна 60-64 см, соответственно и размеры ступеней необходимо выбирать, исходя их этого. А ширина ступеней должна быть равна размеру ноги взрослого человека. Лестницу необходимо изготовить по всем рекомендуемым параметрам безопасности и использовать нормативы.

Отделка монолитных лестниц

Заключительный этап – облицовка, может быть выполнен из различных материалов, при этом может использоваться один материал и сочетание различных средств. Например, бетонные ступени отделывают деревом, но перила могут быть кованными, с добавлением стекла. Широко применяется камень как искусственный, так и натуральный. Последний вид требует большой материальной обеспеченности.

В лестнице можно продлить напольное покрытие, например, паркет или ламинат. Вариантов отделки большое множество.

В семье, где имеются дети, лестницу предпочтительно покрыть ковролином. Ковролин сделают ступени намного комфортнее и по ним можно двигаться даже с босыми ногами. При этом такое покрытие очень просто покрывается, имеет небольшую ценовую категорию. Нередко его просто стелют по середине лестницы и закрепляют плинтусами. Такое покрытие сделает движение по лестнице бесшумным.



Противоскользящие резиновые коврики покрывают только верх ступеней. Необходимо покрывать крыльцо такими ковриками, если есть возможность оледенения ступеней. А также можно раскроить линолеум. И таким образом, покрыть им только проступи. Фиксировать такие виды материала можно на обычный клей.

Производители предлагают уже готовые клинкерные и керамогранитные ступени. Такие ступени изготавливаются для различного вида конструкций. Приобрести в магазине можно абсолютно все, что необходимо для работы. Если все размеры соответствуют необходимым, то осуществить облицовку самостоятельно можно очень просто. При таком методе отделки осуществляется сразу несколько принципов безопасности и комфортности конструкции. Поверхность плитки покрыта противоскользящими свойствами, облицовка осуществляется просто, а также плитки обладают очень сильной износостойкостью. Ассортимент плитки позволит создать дизайн абсолютно любого направления и стилистики. Самый дешевый вариант – покрытие краской.

Опалубка для монолитной лестницы

Для того чтобы сформировать готовую железобетонную конструкцию, необходимо установить специальную конструкцию временного пользования, которая называется опалубка, она продлит срок эксплуатации. Перед началом работы изготавливается чертеж и совершаются все необходимые расчеты. Таким образом, можно просчитать необходимое количество всех материалов. Перед монтажом опалубки рекомендуется заранее подготовить все необходимые материалы и инструменты. И осуществить разрез необходимых элементов.



Для создания опалубки монолитной лестницы необходимо подготовить :

  • Обрезные доски толщиной до 3х см.
  • Водостойкая фанера 20 мм.
  • Арматура 10-20 мм.
  • Брусья 10 на 10.

При создании всех частей конструкции обязательно все детали тщательно соединяются, чтобы не было никаких зазоров или щелей. Для соединения используются саморезы, так как гвозди не будет возможности вынимать из брусьев. Сборные элементы должны быть хорошо соединены. Если установка лестницы планируется около люка, ведущего на чердак, крепление в месте примыкания должно быть надежным.

Конструкция монолитной лестницы (видео)

Устройство монолитной лестницы на межэтажном перекрытии – непростой вид строительства, однако с этим можно справиться самостоятельно, без помощи строительной бригады. Хорошие лестницы можно приобрести в Белстеп. Пример покажет консультант в формате dwg, он же поможет все рассчитать.

Можете ли вы себе представить дом, не имеющий лестниц? Наверняка нет. Лестницы и лестничные площадки настолько укоренились в нашем сознании, что мы просто не может себе вообразить, что будем делать, если их не окажется рядом.

И действительно, сложно придумать более простую, но в то же время более удачную в плане практичности конструкцию.

Мы же сейчас рассмотрим такой важный вопрос как армирование монолитной лестницы, зачем оно необходимо, как делается и на что стоит обращать внимание при выборе арматуры.

1 Причины армирования

Современные лестницы и лестничные площадки, неважно, что мы рассматриваем: винтовой образец, стандартный, длинный или короткий, производятся преимущественно из железобетона.

1.1 Рабочие нагрузки

Первое, что нужно рассмотреть при определении рабочих нагрузок – это схема и чертеж лестницы.

Благодаря им можно осуществить точный расчет нагрузок. А расчет нагрузок – один из самых важных моментов при проектировании.

В отличие от стандартных бетонных конструкций, как то: колонн , стен или балок, стяжки пола , лестница работает больше на изгиб, но работает она неравномерно.

Схема стандартного лестничного марша такова, что установлен он в диагональном положении. На марш действует сила его собственного веса, давящая на него неравномерно. В нижней зоне воздействие будет сильнее, так как чем ниже находится точка, тем большее давление она испытывает от находящегося выше нее массива.

Верхняя же зона со ступенями, давления вообще почти не испытывает , о чем свидетельствует формула расчета в теоретической механике.

Основная точка приложения веса – немного ниже центра марша, смещенная к задней его части, то есть дальше от ступеней.

В то же время не будем забывать и про лестничные площадки. Чертеж любой лестницы, как правило, без них не обходится. Не обойдется и расчет, тем более что наличие площадки, да еще и опирающейся на другие конструкции, оказывает свое влияние.

Площадка соединяется с маршем посредством довольно тонкого соединения. В монолитных конструкциях это соединение вообще отсутствует, так как площадка заливается с маршем одновременно.

Проблема с площадкой в том, что размещена она под другим углом от угла размещения марша, да еще и опирается на другую конструкцию, часто, служа своеобразным поддерживающим элементом.

В итоге верхняя часть лестницы подвергается сильным внешним воздействиям, а особенно сильны они в точке соприкосновения марша и площадки. Именно эта верхняя ступень в первую очередь подвержена растрескиванию и последующему лавинообразному разрушению.

2 Армирование

Армирование лестничного марша начинается с расчета, как и любой другой бетонной железобетонной конструкции.

К сожалению, осуществлять расчет и подбор арматуры для лестницы самостоятельно, особенно не имея надлежащего опыта, значит сознательно спровоцировать опасную ситуацию.

Схема армирования и вязки арматуры не так проста, как кажется. Нужно четко понимать, что ты считаешь, как это делать и зачем. Рекомендуется оставить расчет специалистам. Они затем приведут вам пример, как это делается правильно.

В крайнем случае, проведите расчеты самостоятельно, но обязательно используйте рабочий пример и после завершения проконсультируйтесь со специалистами .

Сам расчет позволяет составить чертеж будущей лестницы и определить несколько важных моментов:

  • количество арматуры;
  • тип арматуры;
  • необходимость армирования ступеней или ее отсутствие (если мы подразумеваем работу с забежными ступенями, то тут есть только один вариант – полное армирование);
  • каркас нижней части марша;
  • способ соединения марша и лестничной площадки;
  • способ вязки арматуры.

Это не все, но основные моменты. Картина становится намного понятнее, когда мы узнаем точные показатели предельных нагрузок и, впоследствии, можем сопоставить их с предполагаемым арматурным каркасом и его сопротивлением.

2.1 Создание армированной лестницы (видео)


2.2 Используемая арматура и чертежи

Вопрос с применяемой арматурой проясняется уже после осуществления расчетов и получения чертежей. Мы приведем только несколько основных советов и практик, которыми строители пользуются уже очень давно.

Как мы уже отметили выше, для вязки каркаса лестничного марша достаточной нижней арматурой сетки. Делается она из продольных толстых стержней, диаметром от 20 мм. Это высококлассная прочная арматура, выдерживающая огромные напряжения.


Ее задача – не дать конструкции треснуть в любой из зон риска. Для вязки поперечных стержней выбирают арматуру либо такого же образца, либо немного тоньше. Тут все зависит от ваших предпочтений. Желательно перестраховаться, используя арматуру одного диаметра.

Лестничная площадка, так как на нее действуют напряжения с разных сторон, армируется двухуровневым каркасом. Однако для вязки берется арматура поменьше, от 15 до 20 мм на нижний каркас и до 15 мм на верхний каркас.

Верхний каркас продолжается на зону марша. Он покрывает как минимум 15% его длины. Это своеобразная перестраховка, необходимая для предотвращения вероятности разрушения конструкции на стыках марша и площадки. Как мы уже отмечали выше, с точки зрения теоретической механики это место считается самым уязвимым.

Также занимаются армированием ступеней, но не всегда. Чертежи и расчеты показывают, что на полость ступеней напряжения либо вообще не действуют, либо действуют, но совершенно незначительные. Следовательно, армировать их полностью нет необходимости.

Это впрочем, не касается лестниц с забежными ступенями. Их армируют с помощью одного стержня, выпущенного из нижнего маршевого каркаса, а для повышения прочности перевязывают поперечными уголками из тонкой арматуры, толщиной до 12 мм.

2.3 Технология и этапы работы

Технология вязки довольно проста, заключается в последовательном высполнении однотипных операций. Что намного сложнее, так это сделать все действительно качественно.

Очень важно заранее продумать концепцию, правильно связать каркас, правильно его установить, качественно обвязать уязвимые места, например, место соединения марша с площадкой.

Этапы работы:

  1. Монтируем опалубку и готовим ее к установке каркаса.
  2. Собираем каркас марша.
  3. Монтируем каркас внутрь опалубки.
  4. Собираем нижние каркасы площадок и устанавливаем их.
  5. Собираем и монтируем верхние каркасы площадок, крепим их к нижней арматуре маршей и площадок.
  6. Дополнительно перевязываем все элементы.
  7. При необходимости осуществляем армирование ступеней.
  8. Стягиваем все конструкции воедино, проверяем качество работы.
  9. Заливаем опалубку бетоном с учетом наличия ступеней и острых углов.

Вязать арматуру можно двумя способами: непосредственно вязкой с помощью проволоки и сваркой . Часто эти два подхода комбинируются. Критичные узлы на элементах сеток армирования сваривают, а там где нагрузки не столь серьезны – пользуются проволокой.

Оба варианта вполне приемлемы, так как дают высокий уровень прочности соединений.

В качестве одного из важных этапов строительства лестницы выступает армирование. Этот процесс способен придать конструкции максимальную прочность за счёт стабилизации бетона.

Правила армирования бетонной лестницы

Лестничная монолитная конструкция в процессе эксплуатации подвергается разным воздействиям и нагрузкам. Подобное сооружение постоянно находится ещё и под воздействием своего веса и массы людей, которые его используют. Это становится причиной растягивания нижних слоев материала и сжимания верхних.

Подобные деформации со временем приводят к разрушению. Для того чтобы исключить такие последствия, используется армирование сооружений. Такие работы должны вестись в три стадии, а именно:

  • установка опалубки;
  • монтаж арматурного каркаса;
  • заливка бетонного раствора.

Подготовка материалов и инструментов


Самым сложным является первый этап. Создание опалубки предполагает аккуратность и внимательность со стороны мастера. Армирование лестницы монолитной - довольно сложный процесс, без него добиться технической жесткости не получится. Для армирования используется стандартный набор строительных материалов и инструментов. Для проведения манипуляций необходимо подготовить:

  • пластиковые фиксаторы;
  • арматуру подходящего сечения;
  • хомуты арматурные;
  • кусачки;
  • вязальную проволоку;
  • 4-мм сетку.

Последняя понадобится для обустройства ступеней. Помимо прочего, необходимо подготовить план армирования, понадобится электрический шуруповерт, сварочный аппарат. Важно определить расстояние между элементами арматуры, ведь металлические прутья должны укладываться по составленному плану.

Монтаж опалубки


Армирование лестниц предполагает установку опалубки, для этого используются доски или фанерные листы. Можно применить 5-мм полотна. Для опор подойдут толстые деревянные бруски. Опалубку необходимо защитить от воздействия влаги полиэтиленом или рубероидом.

Отдельные элементы должны быть закреплены универсальными саморезами или шурупами. В этом случае конструкцию после можно будет довольно просто разобрать. Соединяются прутья между собой одним из двух способов, это может быть вязальная проволока или точечная сварка. Домашние мастера наиболее часто используют вязку по ручной методике. Однако она является оправданной лишь в тех случаях, когда объем работ сравнительно небольшой. В остальных случаях применяется сварочное оборудование, это позволяет снизить трудовые и материальные затраты.

Для вязки следует подготовить отожженные стальные проволочные изделия, диаметр которых составляет 1 мм. Их предварительно нарезают на куски, длина которых равна 0,3 м, после из них собирают пучки. Сделать это можно пружинами или хомутами из пластика.

Подготовка арматурного каркаса


Связать проволочные узлы можно по одной из нескольких методик, среди них:

  • двухрядная;
  • угловая;
  • крестовая;
  • метровый узел.

Для того чтобы упростить вязку, ведь она является достаточно трудоемкой, следует установить на шуруповерт крюк, который можно приобрести в строительном магазине. Если тратиться дополнительно вы не хотите, можно осуществить такие работы с помощью кусачек. Армирование лестниц должно предполагать связывание двух прутков, для этого их совмещают внахлёст, длина которого должна быть рассчитана методом произведения сечения арматуры на 50. Затем элементы связываются между собой в трёх местах

Выбор профиля и установка каркаса


Армирование лестницы предусматривает использование скелета из стержней А-400 или А-500, сечение может быть равно пределу от 1 до 4 см. В последнее время наиболее часто применяется евроарматура. Она отличается наличием поперечных ребер с двух сторон, при многократных нагрузках она способна повысить выносливость арматуры.

Профиль с рёбрами отличается незначительной величиной сцепления с раствором, поэтому лучше предпочесть четырехсторонние европрутки, прочность которых составляет 500 МПа. При деформациях стержни обладают высокой адгезией с бетонной смесью.

Схема армирования


Армирование лестниц наиболее часто ведется по технологии, когда устанавливается снизу и сверху. Каркас подготавливается из отдельных элементов методом связывания или сваривания. Если применить фиксаторы, то это позволяет устанавливать сеточные изделия на определенной дистанции.

Когда речь идет о монолитных лестничных конструкциях, то наиболее часто они имеют толщину не больше 20 см. Для них фиксаторы должны быть подобраны таким образом, чтобы их высота не превышала 10 см. Верхняя и нижняя сетки должны быть соединены между собой крюками. Установка производится на продольных стержнях, а расположить их нужно в шахматном порядке. Схема армирования монолитной лестницы предусматривает еще и использование бобышек из пластика. Их располагают между опалубкой и арматурой.

Использование таких элементов обеспечивает равномерную установку каркаса в монолите лестницы. От нижнего до верхнего края конструкции каркас устанавливается на расстоянии в 3 см. Армирование следует начинать снизу, это обусловлено тем, что нагрузки на конструкцию направлены сверху.

Выбор схемы армирования


Армирование бетонной лестницы должно производиться с помощью стержневой арматуры, если речь идет о конструкции простой формы. Некоторые домашние мастера при подготовке арматурного каркаса закладывают его в опалубку в виде располагающихся по бокам. Иногда для этого используются ещё и балки, а также уголки. Хуже от этого не будет, но такие затраты материала и сил можно считать бесполезными.

Армирования в нижней части достаточно для восприятия растягивающих усилий. Если предстоит работать с монолитной одномаршевой лестницей, которая не имеет забежных ступеней монолитной площадки, то каркас нужно будет расположить лишь в нижней части плиты, где сосредотачиваются растягивающие усилия. Иногда верхняя часть лестницы армируется стальной сеткой с размерами 100 x 100 x 5 мм. Подобный подход не увеличивает жесткость, а лишь защищает ступени при сильных ударах.

Столь простой характер воздействия на одномаршевую лестницу позволяет при составлении схемы армировать конструкцию по упрощенной методике. Расстояние между поперечной арматурой обычно составляет 40 см. В качестве неё следует использовать 10-мм прутки. Армирование предполагает определение высоты рабочей плиты, диаметр продольной арматуры и шаг между прутками. Подбирать эти параметры необходимо, учитывая свободный пролет

Таким образом, если длина пролета составляет 2 м, то минимальная высота плиты лестницы будет равна 10 см, а максимальное расстояние между прутками будет равно 19 см, а диаметр арматуры должен составить 10 мм. Последний параметр увеличивается до 12 мм, если минимальная высота рабочей плиты лестницы будет равна 20 см, а максимальное расстояние между прутками эквивалентно 15 см. При этом длина пролета лестницы составит 4 м.

Основные узлы армирования

Вами самостоятельно может быть осуществлено армирование лестницы. Узлы, которые будут описаны ниже, необходимо обустроить с учетом правил. Например, монолитные площадки необходимо армировать не только снизу, но и сверху, тогда как верхняя арматура частично продолжается в лестнице. Верхний арматурный каркас должен быть подобран аналогично нижнему армированию.

Площадки двух будут претерпевать большие усилия, поэтому их следует закрепить в стене. Для этого используется один из узлов - железобетонный венец, который углубляется в стену, его размер должен составить 20х20 см. Для фиксации монолитной площадки понадобятся стены из бетонных блоков, бетона или кирпича. В последнем случае в материале делают свободные углубления, тогда как при возведении стен из монолитного бетона в опалубку закладываются деревянные трапеции или пенопластовые изделия, которые тоже представляют узлы армирования. Для увеличения конструктивной жесткости лестницы монолитные площадки должны фиксироваться в арматурном каркасе нижней, а также верхней арматурой.

Расчёт арматуры

Лестница, армирование, расчет которой вы можете осуществить самостоятельно, может быть возведена вами без посторонней помощи. Определить количество прутков продольной арматуры можно методом определения длины лестницы, которую нужно разделить на шаг обрешетки. Далее это значение умножается на длину продольных прутьев. По такой же технологии поступают и в случае с поперечными связями, затем эти значения складываются и умножаются на 2, ведь арматурный каркас предполагает установку прутьев в два ряда.

Армирование лестничного марша - один из важнейших этапов его сооружения. Металлические элементы каркаса придают бетону необходимую прочность. Современные армирующие материалы позволяют сделать лестницы любой формы. Такие элегантные конструкции значительно отличаются от привычных городскому жителю массивных и неуклюжих бетонных лестничных маршей.

Виды армирующих материалов

Основной материал, который используется для армирования лестницы, - арматура. Эти металлические прутки бывают нескольких видов, каждый из которых имеет свои особенности.

  1. Рабочая арматура. В зависимости от типа воспринимающих нагрузок бывает двух видов: продольная и поперечная. Первая призвана компенсировать продольные нагрузки, поэтому ее распределяют вдоль наружных граней каждого элемента конструкции. Поперечную устанавливают перпендикулярно продольной.
  2. Распределительная арматура. Предназначена для рассредоточения напряжения между стержнями продольных прутков и сохранения проектного положения продольной и поперечной арматуры.
  3. Монтажная. Необходима для компенсации не учитываемых при расчетах нагрузок (от усадки и ползучести бетона, колебаний температуры и др.).

Все виды металлических прутков используются как штучно, так и для сборки каркасов и сеток. Именно они являются основными элементами бетонной конструкции. Для того чтобы правильно сделать арматурный каркас, необходим чертеж. В нем учитываются диаметр и вид металлических стержней, способ их соединения друг с другом. Например, приведенный чертеж поможет связать арматурный каркас для углов лестниц быстро и правильно.

Армирование лестничного марша - задача непростая.

Для ее выполнения требуются схемы и точные расчеты. Строителю важно иметь чертеж в формате dwg, в котором указаны все сечения и расстояния между элементами каркаса. Например, приведенный ниже чертеж можно использовать при монтаже металлического каркаса для межэтажных площадок и лестниц с несколькими пролетами.

Правила армирования лестницы

При возведении одномаршевой лестницы достаточно использования частичной схемы армирования, предусматривающей установку металлического каркаса в ее нижней части - основании. Оно является самым критичным участком всей конструкции.

Если лестница состоит из нескольких маршей, необходимо качественное усиление бетона.

Для таких конструкций требуется двойное армирование по всей длине. Между маршами расположены межэтажные бетонные площадки.

Их армирование имеет свои особенности: металлические прутки каркаса обязательно должны входить в близлежащие стены здания.

Расстояние между продольными и поперечными прутками зависит от длины пролета. Толщина бетонного слоя определяет сечение прутка. Так, лестничные марши длиной до 3 м армируются с шагом между элементами каркаса 15-17 см. Оптимальное сечение арматуры 8-12 мм.

Для усиления конструкции используют не только металлические каркасы, но и сетки. Они необходимы для устройства ступеней. Схема армирования может предусматривать укладку как одной, так и нескольких металлических сеток, расположенных друг над другом. Во втором случае бетон заливают послойно. Сетка служит опорой, предотвращающей образование сколов наружных ребер ступеней. Благодаря ей бетон обретает необходимую прочность.

Металлические прутки соединяют между собой двумя способами: сваркой и связыванием. Второй метод используют чаще. Для связывания арматуры требуется стальная проволока сечением 1-2 мм. Для большего удобства работ ее заранее нарезают на прутки длиной 30-35 см. Существует несколько вариантов связывания проволочных узлов. Строители выбирают для себя наиболее удобный.

Существуют правила установки арматурного каркаса:

  • расстояние от верхней и нижней плоскости каркаса до кромки бетона должно быть не более 3 см;
  • для того чтобы выдержать требуемое расстояние, используют специальные пластиковые вкладыши - бобышки.

В данном видео рассказывается о нюансах изготовления монолитной лестницы с армированием.

На армируемой лестнице должны быть установлены закладные металлические элементы, к которым впоследствии будут крепиться ограждения. При правильном выполнении работ можно гарантировать, что конструкция с уверенностью выдержит расчетные весовые нагрузки. Не будет ни сколов ступеней, ни каверн на межэтажных площадках.