Самостоятельные работы по русскому языку. Самостоятельная работа на уроках русского языка в начальных классах Самостоятельная работа по русскому языку часть

Разделы: Начальная школа

Учебный цикл – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала.

Построение учебного цикла зависит от целей изучения материала, от его содержания, от выбранных методов, форм и средств обучения, от личностных свойств учителя и учеников.

Вот так выглядит структура учебного цикла:

  1. актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала;
  2. сообщение нового материала;
  3. репродуктивное закрепление;
  4. тренировочное закрепление;
  5. итоговое закрепление;
  6. контроль знаний.

По русскому языку я чаще всего провожу трехурочные циклы. Они состоят из урока изложения нового материала с репродуктивным закреплением, урока решения задач и урока самостоятельной работы. Под руководством профессора Г.Г. Левитаса мною разработаны дидактические материалы по русскому языку для учащихся 3 и 4 классов.

Я хотела бы остановиться на самостоятельной работе на уроках русского языка по технологии учебных циклов.

Самостоятельная работа – это средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Основная цель ее – научить ребят мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, усваивать учебный материал, развивать навык письма.

На разных типах уроков я применяю разнообразные самостоятельные работы. Все они только тогда дают положительный результат, когда они представляют определенную систему.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований я выдвигаю следующие:
а) система самостоятельных работ должна способствовать приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей;
б) система должна удовлетворять принципам доступности и систематичности;
в) входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию;
г) последовательность выполнения классных самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих работ и готовить почву для выполнения последующих заданий.

В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время.

Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельными учащимися, я вовремя переключаю успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений свожу до минимума, а другим даю значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять.

Самостоятельная работа не может эффективно проходить без помощи и указаний извне. Учеников нужно готовить, т.е. наглядно показывать приемы работы, сопровождать четкими объяснениями, записями на доске. Уроки самостоятельной работы не только по основным разделам я провожу отдельно. Это дает возможность отследить успешность усвоения материала учащимися и вовремя ликвидировать пробелы. Данные уроки имеют следующую структуру:

а) Проверка знания теоретического материала. (10 минут.)

б) Подготовка к самостоятельной работе. (15 минут.)

Под моим руководством учащиеся выполняют задания, аналогичные первым (самым простым) заданиям самостоятельной работы. Эти записи остаются на доске на все время самостоятельной работы.

в) Самостоятельная работа. (15 минут.)

Первые четыре задания – это типовые задания по изучаемому материалу, достаточные для получения четверки; пятое задание – более сложное – для отличников; шестое – повышенной трудности – на отдельную пятерку.

На таких уроках ученики все время заняты делом.

Приведу пример урока самостоятельной работы в 3 классе по теме “Изменение глаголов по числам”. (Приложение 1)

Самостоятельные работы, разработанные мною, сгруппированы и представляют собой рабочую тетрадь.

Еще одним видом самостоятельной работы на уроке является предметный диктант. Слово “диктант” имеет иное значение, чем в традиционном преподавании русского языка. Этим словом называется короткая работа, протекающая так: я устно даю учащимся несколько заданий (обычно пять), а учащиеся, выполняя эти задания, дают письменные ответы. Задания предлагаю такие, чтобы ответы на них были короткие. Цель диктанта – “расшевелить” умственную деятельность ребят, подготовить к изучению нового материала, вспомнить предыдущий. Провожу его в начале урока изучения нового материала. На его выполнение отводится пять минут. Один ученик пишет диктант на скрытой части доски, а остальные на листочках или в тетрадях. Я читаю задание дважды или включаю запись, а дети пишут ответы. Далее проводится проверка и выставляются первые оценки за данный вид работы на уроке. В данном случае преследуется еще одна цель – дети учатся слушать задание и выполнять его. Часто привлекаю к составлению заданий к диктантам самих детей.

Вот пример диктанта для учащихся 3 класса по теме “Разделительный твердый знак. Мягкий и твердый знаки”.

1. Запишите слово по транскрипции [вараб’и ].

2. Разберите по составу слово вьюга .

3. Подберите однокоренное существительное к прилагательному веселый .

4. Верно ли высказывание “разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным ”.

5. В слове с…ел или с…вел вы напишите разделительный твердый знак?

Для первоначального закрепления учебного материала использую тетради с печатной основой (ТПО). Задания, составленные мной в соответствии с изучаемой темой, содержат алгоритм выполнения заданий, в которых пропущены фрагменты. Ученик, заполняя пропуски, тем самым участвует в обсуждении. Такая письменная речь является достаточной заменой устной речи ученика на уроке. Кроме того, тетради с печатной основой являются опорой ученику в выполнении первых заданий по новому материалу. Каждый ребенок работает в ТПО с индивидуальной скоростью.

Приведу пример заданий по теме “Три типа склонения имен существительных” (4 класс).

Задание 1. Заполни пропуски.

К 1-му склонению относятся имена существительные _____________ и ____________ рода с окончаниями ______,_______.

Например:_____________________________

Ко 2-му склонению относятся имена существительные __________ рода с нулевым окончанием и ________________рода с окончаниями -О, -Е.

К 3-му склонению относятся имена существительные ____________________ рода с ____________ окончанием, оканчивающиеся на ___.

Например:______________________________

Задание 2. Определи склонение у существительного СИНИЦА.

Решение. Сначала определим ________ у существительного. Для этого подставим слова ОНА,________. Синица – ____ рода. Выделим окончание. Для этого ____________ слово.

(изменю, подберу однокоренное)

(Нет) ___________. Значит, окончание в слове СИНИЦА – ___. Существительное _____ рода с окончанием ___ относится к (ко)___ склонению.

Задание 3. Какое из данных существительных относится ко 2 склонению: фасоль или картофель?

Решение. Определим _____ у существительного _____________. Подставим слова ___,____. Это существительное ____ рода с ___ знаком на конце. Значит, существительное _____________ относится к (ко)____склонению.

Ответ: ____________________

Задание 4. Докажите, что существительное глушь – 3 склонения.

Решение. Определим род слова _________, для этого подставлю слова_______________

(он, мой; она, моя; оно, мое)

Существительное ГЛУШЬ – _____ рода с __ на конце. Значит, существительное ГЛУШЬ – ____ склонения.

Задание 5. Определи склонение у выделенного существительного.

Школьники слушали рассказ о жизни космонавтов.

Решение. Поставим существительное ____________ в именительный падеж. Что? _______. Это существительное ___ рода, т.к. можно подставить слова ____, ______ с __ на конце. Значит, существительное ЖИЗНИ -____ склонения.

Таким образом, самостоятельные работы по технологии учебных циклов дают положительный результат: вызывают у моих учеников желание изучать предмет, видеть в нем необходимость, развивают интерес и потребность в знаниях.

Самостоятельные работы по русскому языку. 2 класс. Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е.

2-е изд., испр. - М.: 2009. - 96 с.

В пособии "Самостоятельные работы по русскому языку" собраны учебные материалы для проверки знаний учащихся по основным разделам программы 2 класса. Использование данного комплекса заданий позволит учителю профессионально и своевременно организовать контроль усвоенных знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

Формат: pdf

Размер: 6,8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Предлоги
Самостоятельная работа № 1 10
Самостоятельная работа № 2 11
Самостоятельная работа № 3 12
Самостоятельная работа № 4 13
Самостоятельная работа № 5 14
Самостоятельная работа № б 15
Обозначение двойного согласного звука
Самостоятельная работа № 1 16
Самостоятельная работа № 2 17
Самостоятельная работа № 3 18
Самостоятельная работа № 4 19
Самостоятельная работа № 5 20
Самостоятельная работа № 6 21
Самостоятельная работа № 7 22
Самостоятельная работа № 8 23
Самостоятельная работа № 9 24
Самостоятельная работа № 10 25
Правописание шипящих и ча, ща, чу, щу, жи, ши
Самостоятельная работа № 1 26
Самостоятельная работа № 2 27
Самостоятельная работа № 3 28
Самостоятельная работа № 4 29
Самостоятельная работа № 5 30
Самостоятельная работа № 6 31
Правописание сочетаний чк, чн
Самостоятельная работа № 1 32
Самостоятельная работа № 2 33
Самостоятельная работа № 3 34
Самостоятельная работа № 4 35
Самостоятельная работа № 5 36
Самостоятельная работа № 6 37
Мягкий знак, показатель мягкости
Самостоятельная работа № 1 38
Самостоятельная работа № 2 39
Самостоятельная работа № 3 40
Самостоятельная работа № 4 41
Самостоятельная работа № 5 42
Самостоятельная работа № 6 43
Родственные слова
Самостоятельная работа № 1 44
Самостоятельная работа № 2 45
Самостоятельная работа № 3 46
Самостоятельная работа № 4 47
Самостоятельная работа № 5 48
Самостоятельная работа № 6 49
Самостоятельная работа № 7 50
Самостоятельная работа № 8 51
Безударные гласные
Самостоятельная работа № 1 52
Самостоятельная работа № 2 53
Самостоятельная работа № 3 54
Самостоятельная работа № 4 55
Самостоятельная работа № 5 56
Самостоятельная работа № 6 57
Безударные гласные в корне слов
Самостоятельная работа № 1 58
Самостоятельная работа № 2 59
Самостоятельная работа № 3 60
Самостоятельная работа № 4 61
Самостоятельная работа № 5 62
Самостоятельная работа № 6 63
Самостоятельная работа № 7 64
Самостоятельная работа № 8 65
Самостоятельная работа № 9 66
Самостоятельная работа № 10 67
Самостоятельная работа № 11 68
Самостоятельная работа № 12 69
Парные согласные на конце слов
Самостоятельная работа № 1 70
Самостоятельная работа № 2 71
Самостоятельная работа № 3 72
Самостоятельная работа № 4 73
Самостоятельная работа № 5 74
Самостоятельная работа № 6 75
Самостоятельная работа № 7 76
Самостоятельная работа № 8 77
Самостоятельная работа № 9 78
Самостоятельная работа № 10 79
Самостоятельная работа № 11 80
Самостоятельная работа № 12 81
Парные согласные в середине слов
Самостоятельная работа № 1 82
Самостоятельная работа № 2 83
Самостоятельная работа № 3 84
Самостоятельная работа № 4 85
Самостоятельная работа № 5 86
Самостоятельная работа № 6 87
Разделительный мягкий знак
Самостоятельная работа № 1 88
Самостоятельная работа № 2 89
Самостоятельная работа № 3 90
Самостоятельная работа № 4 91
Самостоятельная работа № 5 92
Самостоятельная работа № 6 93
Самостоятельная работа № 7 94
Самостоятельная работа № 8 95

Предисловие
В пособии «Самостоятельные работы по русскому языку» представлены материалы, которые обеспечат учителю возможность квалифицированно и качественно провести текущий контроль по русскому языку во 2-м классе.
Пособие содержит практический материал по основным разделам учебной программы 2-го класса. Это:
«Предлоги»;
«Обозначение двойного согласного звука»;
«Правописание шипящих и ча, ща, чу, щу, жи, ши»;
«Правописание сочетаний букв чк, чн»;
«Мягкий знак - показатель мягкости»;
«Родственные слова»;
«Безударные гласные»;
«Безударные гласные в корне слова»;
«Парные согласные на конце слова»;
«Парные согласные в середине слова»;
«Разделительный мягкий знак».
Содержание работ дано в доступной форме и предполагает первичный уровень трудности после изучения учебного материала определенной темы русского языка. При работе с данным материалом каждый ребенок проверяет свои силы, уверенность в полученных знаниях и умение самостоятельно планировать и выполнять предлагаемую ему работу. Учитель же не только фиксирует способность ребенка выполнить работу по определенной грамматико-орфографической схеме самостоятельно, но и учитывает уровень усвоения учебного материала по этому разделу. Учитель по каждой теме должен фиксировать результативность работы каждым учеником на учетном листе, который может называться «Анализ работы по теме...». Это поможет ему в дальнейшим простроить работу с детьми качественно, ликвидируя пробелы в знаниях учащихся путем планирования повторения на последующих уроках. Даже если учитель переходит к новой теме русского языка у него всегда под рукой будет «Анализ...», благодаря которому он может возвращаться с тем или иным ребенком к слабо усвоенному материалу до тех пор пока у того совершенно не исчезнет пробел в знаниях. Таким образом педагог может тактично помочь ребенку изжить «комплекс неполноценности» и вновь почувствовать себя на высоте среди остальных учеников класса.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ПОВТОРЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. СЛОВО.

Уровень 1.

1. Прочитай текст, раздели его на предложения, поставь знак в конце предложения.

На зеленом лугу трава выше колена кланяются лиловые

колокольчики, вьется цепкий горошек и белеют высокие

ромашки ползают по былинкам пестрые жучки – коровки, порхают разноцветные мохнатые шмели

2. Спиши текст, подчеркните подлежащее и сказуемое.

Быстро пролетело лето. Наступил месяц сентябрь. Вместе с ним пришла осень. Все школьники сели за парты. Много интересного узнают они в новом учебном году.

Уровень 2.

1. Составь и запиши предложения из слов. Поставь нужные знаки.

В, знойные, дни, хорошо, роще, бродить, в, березовой, летние

Пахнет, земляникой, грибами, душистой, спелой

Теплый, шелестит, ветер, головой, листвою, зеленой, над.

2. Спиши, подчеркни грамматическую основу в предложениях .

Снег теперь уже не тот – Облака плывут быстрей.

Потемнел он в поле. Небо стало выше.

На озерах треснул лед, Зачирикал воробей

Будто раскололи. Веселей на крыше.

Уровень 3.

1.Составь и напиши мини-сочинение из 4 предложений на тему «Вот и лето прошло».

2. Спиши, вставь подходящие по смыслу слова. Подчеркни грамматическую основу.

На полях день и ночь грохочут … . С утра к каждому трактору самовольно прикрепляется стайка … . Грачи едва поспевают подбирать дождевых … . Вблизи рек за … следуют белые стаи чаек.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ПОВТОРЕНИЕ. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ.

Уровень 1.

1.Спиши, записывая проверочные слова.

а) М…лчать, охр…нять, сл…зинка, з…мля, гол…ва, гл…за, г…рчица.

б) Ска…ка, тра…ка, моро…, сапо…, пру…, пиро…

2.

В тр…ве у тр…пинки их целая к…ллекция. Прячутся крепкие боровики, розовые крепкие сырое…ки, краснеют нарядные мухоморы. Словно малые р…бята, т…лпятся черноголовые подб…рёзовики.

Уровень 2.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова

В Москве есть интересный музей, в котором хранится необычная коллекция . Выстр…ились в ря… старинные чугунки, сковоро…ки, кастрюли. На ст…не в…сят различные кухонные ножи. Рядом стоят огромная м…сорубка и мраморная ступа, сито и деревянный ков….

2. Спиши, подчеркни грамматическую основу в предложениях.

Ходит солнышко высоко.

Т......желей летит пчела.

Нал…лась м…лина соком,

Падать в травы начала

Уровень 3.

1.Составь и напиши по три слова:

-Безударная гласная в словах.

-Парная согласная в словах.

2. Спиши, вставь нужные буквы, запиши проверочные слова к ним. Напиши ответ на вопросы: «Хочешь ли ты быть космонавтом? Почему?»

Пища у Гагарина была специальная, к…смическая. Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в ро… м…сное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика выд…вил фруктовый джем, а потом смородиновый со…. Все проглотил. Вот только когда он пил сок, нечаянно пролил несколько капель, и они черными яго…ками поплыли по воздуху.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

Уровень 1.

1) Словарный диктант.

Г…рох, з…мляника, ч…рный, к…ллекция, мес…ц, м…лина, ур…жай.

2) Составь три предложения с словарными словами.

Уровень 3.

Тест.

а) НАЙДИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

    Ребята посадили горох.

    Ребята улица стол.

б) НАША РЕЧЬ СОСТОИТ:

  1. Из предложений.

в) НАЙДИ ПОДЛЕЖАЩЕЕ:

В лесу поспела сладкая земляника.

  1. земляника

г) НАЙДИ СКАЗУЕМОЕ:

В саду растет черная смородина.

  1. смородина

д) НАЙДИ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ:

3 КЛАСС.

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ПОВТОРЕНИЕ. РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.

Уровень 2.

КРОССВОРД.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

Растет низко, к земле близко.

    На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков …

3. Что ночью сверкает и все освещает?

4. Красненькая Матрешка, беленькое сердечко. Что это за садовая ягода?

ПО ВЕРТИКАЛИ:

    Цвет угля, сажи.

    У Пети целая … жуков.

    Сбор фруктов в саду. Богатый …

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

Уровень 1.

1.Спиши, запиши в скобках какими являются предложения по цели высказывания.

Урожай, урожай! ()

Наше лето провожай! ()

Сколько сладкого гороха! ()

Огурцы как на подбор. ()

На гряде сорвать неплохо

Крупный красный помидор ! ()

2.Спиши предложения, выпиши все словосочетания.

На улице стояла прекрасная погода.

Уровень 2.

1. Спиши, запиши в скобках каким является предложение по цели высказывания, по интонации.

Великолепна погода в мае. () Но почему нам так радостно? () Светит солнышко, тепло, радостно на душе! () Все зеленеет – трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета березы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется. () Так все идет правильно: март – свет, апрель – вода, май – цвет. () Иди скорее в лес, не сиди дома. ()

2. Спиши предложения, выпиши все словосочетания, поставь в скобках вопросы.

В мастерских зимой люди не дремлют. Стучат молотки , скрипит на морозе железо.

Уровень 3.

1. Спиши, запиши в скобках каким является предложение по цели высказывания, по интонации. Придумай и допиши ещё три предложения. Подчеркни в них подлежащее и сказуемое.

Иногда погода проявляет свой характер. () Подсчитано, что в разных местах на земле каждую секунду сверкает 117 молний. () Бывает гроза и в январе! () Каждое утро одевайся по погоде! () …

2. Спиши предложение. Сделай синтаксический разбор.

Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

СОСТАВ СЛОВА.

Уровень 1.

1.Спиши однокоренные слова, выдели корень.

Ледник, лёд, ледниковый, ледяной.

Белый, белить, беляк.

2. Спиши, разбери по составу три любых слова.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Уровень 2.

1. Спиши, выдели корень в однокоренных словах.

Наступила зима. Лед сковал море. Не могут корабли плыть дальше. На помощь пришел атомный ледокол. Подминает он под себя ледовые глыбы и ломает их. А корабли плывут за ним.

2. Спиши, разбери по составу пять любых предложений.

Знаете ли вы, как собирают чай, что мы пьем за обедом? Чайный лист собирают с весны до поздней осени.Срывают только готовые для переработки листочки. Чайный лист сразу перерабатывают. Иначе листочки загрубеют и потеряют свою ценность.

Уровень 3.

1.Составь пословицы. Будут ли выделенные слова однокоренными? Придумай и запиши однокоренные слова к слову обед , выдели в них корень.

    Всякому нужен и обед , и ужин.

    Не дорог обед, а дорог привет.

    Пролежал на печи, так про обед помолчи.

    Хорош обед после побед.

    Дорога ложка к обеду.

2. Спиши, Напиши ещё три правила поведения за столом. Разбери по составу выделенные слова.

За столом сиди спокойно и прямо. Хлеб бери руками. Мясо режь ножом . Вилку держи в левой руке, а ножик – в правой. Не ешь очень горячую пищу. Постарайся, чтобы еда не падала с тарелки . Убери за собой посуду…

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ТЕКСТ.

СОСТАВ СЛОВА .

Уровень 1.

1) Словарный диктант.

П…мидор, д…рога, п…года, м…лоток, к…рабль, …бед, т…релка.

Уровень 3.

Тест.

а) Словосочетание – это …

    Два слова, связанных по смыслу.

    Подлежащее и сказуемое.

б) Выбери словосочетание:

    красный помидор

    помидор растет

в) Найди корень слова дорога :

г) Найди окончание слова погода :

д) Определи суффикс слова молоток :

е) Определи приставку слова пообедать :

3 КЛАСС.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ТЕКСТ.

СОСТАВ СЛОВА .

Уровень 2.

КРОССВОРД.

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любыми словарными словами.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Морское судно

2. Сам худ, голова с пуд.

    Неживая, а идет, неподвижна, а ведет.

    Дневной прием пищи.

П

О ВЕРТИКАЛИ:

    Посуда для каши.

    Он круглый и красный,

Как глаз светофора,

Среди овощей нет сочней …

    Состояние атмосферы.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

В КОРНЕ СЛОВА.

Уровень 1.

1.Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Арктика… От этого слова как бы веет суровым хол…дом. Арктика – это все огромное пространство Северного л…довитого океана вместе с м…рями и островами. На островах Арктики расположена л…дяная зона.

2. Спиши, напиши проверочные слова, выдели корень

Хле…, дож…ь, сне…, гр…бной, с…стра, м…чи.

Уровень 2.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы, записывая в скобках проверочные слова. Какое слово с пропущенной буквой лишнее? Подчеркни его.

Румяной з…рею ()

Покрылся восток.

В с…ле () за р…кою ()

Потух огонек.

Р…сой () окропились

Цв…ты () на п…лях().

Стада пробудились

На мя…ких () лугах.

2. Запиши по три слова на правила: парные согласные; безударные гласные в корне слова. .

Уровень 3.

1. Прочитай.Вставь пропущенные буквы. Придумай и запиши заголовок текста. Придумай окончание из трёх предложений. Запиши.

Наш гор…д растет с каждым годом. Появляются новые ул…цы и пр…спекты. Строятся школы, больницы, м…газины. Красивые а…тобусы и а…томобили ездят по гор…ду. Вдоль тр…туаров сажают д…ревья, цв…ты.

2. Придумай и запиши по рифмам стишок. К словам с пропущенными буквыми запиши проверочные слова.

улице,

… д…ньки.

… зал…ваются

… зв…нки

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

Уровень 1.

1) Словарный диктант.

Сев…р, в…сток, тракт…р, р…бота, ул…ца, за…трак, к…ртофель.

    Составь три предложения с данными словами.

Уровень 3.

ТЕСТЫ.

а) Безударную гласную в корне слова нужно проверить

    Подобрать проверочное слово.

    Написать по памяти.

Б) В каких словах есть проверяемая безударная гласная в корне

    работа, восток.

    Тропинка, ходить.

в) Непроверяемую безударную гласную в корне

    Необходимо проверить.

    Необходимо запомнить, проверить по словарю.

г) В каких словах непроверяемая безударная гласная в корне

    картофель, север.

    Гостиница, линейка.

3 КЛАСС.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.

Уровень 2.

КРОССВОРД.

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любыми словарными словами.

П

О ГОРИЗОНТАЛИ:

    Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

    Одна из четырех частей света, противоположная югу.

    Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.

    Занятие, труд.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Утренний прием пищи.

2.Часть света, где восходит солнце.

3. В два ряда дома стоят -

10, 20, 100 подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ДВЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

В КОРНЕ СЛОВА.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

В КОРНЕ СЛОВ.

Уровень 1.

1.Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Целый день ребята трудились, строили снежную горку на дв…ре. Сгр…бали лопатами сне… и сваливали его под стенку сарая в кучу. Сбоку построили лес…ницу. Только к …беду горка была готова. Ребята полили ее в…дой и поб…жали д…мой обедать.

2. Спиши, напиши проверочные слова.

Со…нце, здра…ствуй, чудес…ный; ст…р…на, к..л…сок.

Уровень 2.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы, записывая проверочные слова в скобках.

Вместе с Юрой на разве…ку

Мы приходим в этот двор.

Красят лес…ничную кле…ку.

Пр…вода несет монтер

2. Подбери проверочные слова, придумай и запиши три предложения с любыми словами.

Звёз…ный, грус…ный, сер…це; б…р…да, д…р…вянный.

Уровень 3.

1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Запиши ответ на вопрос.

УМЕЮТ ЛИ МАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАТЬСЯ ?

Петя и Юра сп…шили в буфет и б…жали вниз через две ступеньки. На…стречу поднималась Анна Сергеевна. Мальчики пробежали мимо, и где-то с нижнего этажа послышалось: «Здра…ствуйте , Анна Сергеевна!» Что им ответила учит…льница, мальчики не слышали: они первыми в…рвались в буфет. Умеют ли ребята зд…роваться?

2. Отгадай загадки и запиши отгадки. Составь с ними предложения. Подчеркни в них подлежащее и сказуемое.

Деревянная дорога Многолюден, шумен, молод,

Вверх идет она отлого Под землей грохочет город

Что ни шаг – то овраг

Как называется отдельное помещение в квартире?

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ДВЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

В КОРНЕ СЛОВА.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

В КОРНЕ СЛОВ.

Уровень 1.

1) Словарный диктант.

…сина, м…рковь, праз…ник, здра…ствуй, лес…ница, м…тро, комн…та.

    Составь три предложения с данными словами.

Уровень 3.

ТЕСТЫ.

а) Слова с двумя проверочными гласными проверяются

    двумя проверочными словами

    одним проверочным словом

б) В каком слове две безударные гласные в корне

в) Подбери проверочные слова к слову К …Л …СОК

    колос, колосья

    колья, колоть

г) Непроизносимые согласные в корне – это …

    звуки не произносятся, но пишутся

    звуки не произносятся и не пишутся

д) В каких словах есть непроизносимые согласные в корне

1.морковь, комната

2.праздник, здравствуй

е) Какие буквы пишутся в некоторых словах, даже если они не произносятся

ж) Чтобы проверить непроизносимые согласные в корне, нужно

    поставить ударение

    слово изменить так, чтобы непроизносимая согласная четко произносилась.

з) Как пишется слово ЛЕС…НИЦА

3 КЛАСС.

ДВЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

В КОРНЕ СЛОВА.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

В КОРНЕ СЛОВ .

Уровень 2.

КРОССВОРД.

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любыми словарными словами.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

    Красная девица росла в темнице,

Люди в руки брали, косы срывали.

    У ленивого всегда …

3. Деревянная дорога

Вверх идет она отлого.

Что ни шаг – то овраг.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Подземная железная дорога.

2. Приветствие другу.

3. Какое дерево без ветра дрожит?

4. Отдельное помещение в квартире.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ЧАСТИ РЕЧИ.

Уровень 1.

1.Спиши, напиши наверху части речи: существительное, прилагательное, глагол.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

2. Спиши, подчеркни местоимения и предлоги.

– Я утром раньше всех встаю,

И сам стелю кровать свою.

    А я ботинки по утрам

Себе и брату чищу сам.

Уровень 2.

1. Спиши, подписывая наверху известные части речи.

Часто в мебельных магазинах продают шведскую стенку. Она состоит из тонких перекладин и прикрепляется к стене. Это удобный спортивный снаряд.

Ее легко можно установить и в спортивном зале, и в небольшой квартирке. На шведской стенке можно выполнять разные упражнения, которые укрепляют мышцы ног, рук, спины

2. Напиши, какие части речи ты знаешь. Приведи примеры.

Уровень 3.

1. Спиши. Подпиши известные тебе чисти речи. Напиши три предложения о своём домашнем животном.

Света идет с мамой к зоологическому магазину . Пришли они в магазин, а там так интересно! На полках стоит много клеток, а в них порхают разные птицы: и желтые, и зеленые, и красные, и серые. Каких только нет!

2. Отгадай ребус. Запиши его. По этой теме придумай и запиши текст.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Уровень 1.

1.Спиши, определи падеж выделенных существительных.

В организме человека постоянно должно быть не менее 4 граммов железа. Железом богаты зелёные яблоки , крыжовник. Свежие плоды растений сада очень полезны человеку , так как содержат много необходимых для жизни витаминов и других веществ.

2. Напиши, какие три рода существительных ты знаешь. Приведи примеры.

Уровень 2.

    Спиши, определи род, число, падеж выделенных существительных.

Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу .

Когда он стал умирать, позвал их и сказал: «Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду поищите, что там спрятано.»

Дети подумали, что там клад . И, когда отец умер, стали рыть и все вокруг перекопали. Клада не нашли, а землю в винограднике так хорошо перекопали, что стало плода родиться много больше.

2. Напиши все падежи существительного с вопросами.

Уровень 3.

    Спиши, определи все известные признаки у выделенных существительных. А как ты помогаешь родителям? Напиши.

Когда Маша чисто вымыла посуд у да сухо – насухо вытерла её, тогда не только мама , но и отец удивился.

Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.

2.Просклоняй существительное БЕРЁЗА.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Уровень 1.

1) Словарный диктант.

    Сп…сибо, маг…зин, ябл…ко, вокру…, кр…вать, п…суда

    Составь три предложения с данными словами.

Уровень 3.

ТЕСТЫ.

а) Существительные, прилагательные, глаголы, местоимения – это …

    части предложения

    части речи

б) Определи часть речи: МАГАЗИН, ЯБЛОКО

    существительное

    прилагательное

в) Часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? Это …

  1. существительное

г) Какого рода существительное ЯБЛОКО

д) Какого рода слово МАГАЗИН

е) Что называется склонением существительного

    изменение по родам

    изменение по падежам

ж) В каком числе стоит слово МАГАЗИНЫ

    единственное число

    множественное число

з) Сколько падежей в русском языке

3 КЛАСС.

ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Уровень 2.

КРОССВОРД.

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любыми словарными словами.

П
О ГОРИЗОНТАЛИ:

    Место, где продаются продукты.

    Круглое. румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

3. Мебель для сна.

ПО ВЕРТИКАЛИ.

    Это слово ходит следом

За подарком, за обедом.

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

2. Солнечный круг, небо …

3.Хозяйственная утварь для приготовления и подачи пищи.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Уровень 1.

1.Спиши, определи прилагательные в тексте.

В садах выращивают фруктовые и ягодные растения . Люди круглый год работают в саду. Это помогает получить им высокие урожаи фруктов и ягод.

На полях выращивают овощные и зерновые растения , а так же растения, из которых получают масло и волокно.

2. Что за часть речи имя прилагательное? Напиши правило, три прилагательных.

Уровень 2.

    Спиши, найди прилагательные в тексте, определи их род.

Среди хвойных растений живет удивительное дерево – лиственница. Огромны лиственничные леса в Сибири. Сибирской лиственнице не страшны лютые морозы. Не знает износа крепкая ее древесина. Она сохраняется многие сотни и тысячи лет и даже со временем становится еще крепче.

    Напиши противоположные по смыслу прилагательные.

Добрый - …, робкий - …, трудолюбивый - …, весёлый - …, глубокий - …

Уровень 3.

    Спиши, определи число, род прилагательных. Напиши, чем ты любишь заниматься в свободное время.

Таня рисовала простым карандашом. Скучные получились картинки. Взяла Таня цветные карандаши. Шиповник расцвел алыми цветами. Ужи повернули к солнышку желтые шейки. Засияла голубая река. Зашумели у реки зеленые камыши.

2.Подбери прилагательное к существительному. Разбери любое словосочетание.

… сказка, … товарищ, … небо, … дорога.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ГЛАГОЛ.

Уровень 1.

1.Спиши, определи глаголы в тексте.

Новые кварталы, огромные, как города, построены за последние годы в Москве. Миллионы жителей уже въехали в новые удобные квартиры . А сколько еще новоселий справит столица в самое ближайшее время.

2. Что за часть речи глагол? Напиши правило, три глагола.

Уровень 2.

    Спиши, найди глаголы в тексте, определи их число.

Осень шагает

В желтом пальтишке,

С кедров срывает

Бурые шишки.

Бах! – на опушку,

Бух! – на кукушку,

Хлоп! – на зайчишку,

Падают шишки.

    Напиши противоположные по смыслу глаголы.

Строить - …, подъезжать - …, вылетать - …, входить - …, захотеть - …

Уровень 3.

    Спиши, определи число глаголов. Отгадай о каком растении идёт речь. Придумай сам и запиши загадку о любом растении. В скобках напиши отгадку.

Огромные поля заняты посевами растения , которое ты назовешь, если отгадаешь загадку: «Стоит солнышко на ножке.» Да, это … . Из семечек этого растения получают подсолнечное масло – ценный продукт питания.

2.Подбери глагол к существительному. Найди и подчеркни главные члены предложения.

    Юный художник … в альбом

Вазу, цветы, пароходы и дом.

Рад и братишка, рада Галина:

Очень хорошая … картина .

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ.

Уровень 1.

1.Спиши, определи время глаголов.

Камчатка совсем недавно узнала огороды. Раньше картофель, морковь, лук, капусту, огурцы сюда привозили. Это было очень дорого. Сейчас здесь растут эти овощи. Даже помидоры вызревают. Скоро на ужин ребята смогут есть свежие овощи.

2. Как пишется НЕ с глаголами? Напиши три примера.

Уровень 2.

    Спиши, определи время глаголов в тексте, определи их число, если можно – род.

КРАПИВНИЦА И ЛИМОННИЦА.

Терпеть не могу непонятных имен. Почему ты Лимонница, если у нас

лимоны не растут даже. Вот я: у меня на крапиву аппетит – я Крапивница.

Она любит капусту на ужин – она Капустница. Просто все и понятно!

А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту. У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вы, обжоры, не понимаете.

    Как изменяется глагол? Определи все признаки глагола: СХВАТИЛА.

Уровень 3.

    Спиши, определи число, род, время глаголов. Напиши ещё одну любую пословицу, подходящую по смыслу к данным.

После обеда полежи, после ужина походи.

Ужин не нужен, был бы обед.

Без ужина подушка под головой вертится.

2. Спиши.

ЛИСА И ЗАЯЦ. Разбери по членам предложения выделенное предложение.

    Слыхал, Заяц, как охотники мой лисий хвостик называют? Трубой!

    А мой з аячий хвост охотники называют цветком.

    Да ну! А ну дай – ка цветочек понюхать.

    Но – но! Я твою лисью породу знаю! Цветок понюхаешь, а ногу откусишь. Проходи со своей трубой!

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ГЛАГОЛ.

Уровень 1.

1) Словарный диктант.

Р…стение, к…ртина, кв…ртира, …зык, уж…н, т…пор, за…ц.

    Составь три предложения с данными словами.

Уровень 2.

КРОССВОРД.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Всегда во рту, а не проглотишь.

2. Орудие для рубки леса.

3. Как называется отдельное жилое помещение в доме?

    Вечерний прием пищи.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

    Дышит и растет, а ходить не может.

    Рисунок, живопись.

    Какого зверя называют косым?

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Уровень 3.

ТЕСТЫ.

а) Часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? называется…

    существительное

    прилагательное

б) Определите род прилагательных в словосочетании

зеленое растение

    мужской род

    женский род

    средний род

в) Определите род прилагательного в словосочетании

знаменитая картина

    мужской род

    женский род

    средний род

г) Определите род прилагательного

иностранный язык

    мужской род

    женский род

    средний род

д) Определи число прилагательного в словосочетании

острые топоры

    единственное число

    множественное число

е) Определи число прилагательного

трусливый заяц

    единственное число

    множественное число

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ГЛАГОЛ.

Уровень 3.

ТЕСТЫ.

а) Часть речи, обозначающая действие предмета, которая отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? называется …

    существительное

    прилагательное

б) В предложении глагол является …

    подлежащим

    сказуемым

в) Определи число глагола

растут

    единственное число

    множественное число

г) Определи число глагола

ужинает

    единственное число

    множественное число

д) Определи время глагола:

читаю 1. Настоящее время

2. прошедшее время

3. будущее время

е) Неопределенная форма глагола отвечает на вопросы

    что делаю? Что буду делать?

    Что делать? Что сделать?

ж) В каком времени глаголы изменяются по родам?

    в настоящем времени

    в прошедшем времени

    в будущем времени

з) НЕ с глаголами пишется

2.отдельно

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ПОВТОРЕНИЕ

ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД.

Уровень 1.

1.Спиши, определи части речи. Разбери выделенное предложение.

Наш город растет с каждым годом. Строятся новые заводы . Появляются новые улицы. Красивые автомобили и автобусы ездят по городу. Трамваи один за другим пробегают по улицам. Вдоль тротуаров посажены деревья.

2. Разбери по составу слова: ПОЯВЛЯЮТСЯ, ГОРОДА, ПРОБЕГАЮТ.

Уровень 2.

    Спиши, наверху напиши все известные тебе части речи. Разбери выделенное предложение.

Поглядела Наташа … Вот так чудо! Лежит на грядке небольшая бутылочка. Она забыла бутылку весной, а в ней вырос огурец . Да такой большущий, что всю бутылку занял.

А ребята не могут понять, как же такой громадный огурец мог влезть в узкое горлышко бутылки.

2. Сделай морфологический разбор слов: НА ГРЯДКЕ, ЛЕЖИТ, УЗКОЕ (ГОРЛЫШКО).

Уровень 3.

1. Озаглавь текст.Спиши, наверху напиши все известные тебе части речи. Выделенное предложение разбери по членам предложения и сделай разбор этих слов по составу.

Невольно вспоминается летний лагерь. Лагерь стоял на опушке большого соснового леса. С раннего утра начиналось движение. Звуки горна созывали ребят на зарядку. После сытного и вкусного завтрака дети принимались за дела. С нетерпением ждали они веселого купания. Вечером у яркого костра ребята пели веселые песни, играли, танцевали.

    Прочитай. Сделай морфологический разбор выделенных слов. Какой части речи из изученных здесь нет? Придумай, сделай морфологический разбор этого слова.

Едем в лагерь, едем в лагерь,

Уезжаем в лагеря !

Лес, поляны и овраги,

Едем к вам до сентября !

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ПОВТОРЕНИЕ.

Уровень 1.

1) Словарный диктант.

Тра…вай, …вес, …гурец, …рех, лаг…рь, пш…ница.

    Составь три предложения с данными словами.

Уровень 2.

КРОССВОРД.

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любыми словарными словами

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

    Стелющееся растение с продолговатыми зелеными плодами.

    Летняя загородная база отдыха для ребят.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

    Лакомство для лошади.

    Городской поезд.

    Из какого зерна делают муку, пекут печенье?

    Грецкий, кедровый, лесной …

РУССКИЙ ЯЗЫК.

3 КЛАСС.

ПОВТОРЕНИЕ.

Уровень 3.

    Работа с текстом.

Прочитай.

Сегодня мы поговорим об интересной птице. Это сорока. У нее есть прозвище – белобока. И правда, по бокам перышки у нее совсем белые. А вот головка, крылья и хвост черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья на нем не просто черные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока. (Г. Скребицкий)

- Какие особенности отмечены у сороки?

- Составь и запиши текст – описание птиц: - галка

- воробей

    Отгадай ребусы. Запиши отгадки через запятую.

«Односоставные предложения»

Выпишите предложения в следующем порядке: определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные.

1. Хорошо в лесу в апреле!

2. Пахнет палою листвой.

3.Утром идём к реке.

4. Напомни мне об этом завтра.

5.Решетом воды не наносишь.

6. Нужно выучить правило.

7.Цыплят по осени считают.

8.Где-то вдали пели.

9.Нам напомнили о дежурстве.

10.За горами что-то прогрохотало.

11. Мне не спится.

Проверяем:

Определённо-личны е:

1.Утром идём к реке. 2.Напомни мне об этом завтра.

Неопределённо-личные: 8. Где-то вдали пели. 9. Нам напомнили о дежурстве.

Обобщённо-личные : 5. Решетом воды не наносишь. 7.Цыплят по осени считают.

Безличные : 1. Хорошо в лесу в апреле! 2. Пахнет палою листвой. 6. Нужно выучить правило.

11. Мне не спится.

10. За горами что-то прогрохотало. (Двусоставное предложение)

Самостоятельная работа по теме «Обособленные члены предложения»

Вставьте недостающие знаки препинания

1.Бормочет, остывая самовар.

2.Сергей вышел, потирая руки и, кивнув мне уселся рядом.

3.Тит остановился и прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

4.Данко бросился вперёд, высоко держа своё горящее сердце и освещая им путь к людям

5.Ветер, казавшийся слабым в лесу в поле дул сильнее.

6.Привлечённые светом бабочки кружились около фонаря.

7.Она совсем измученная дорогой не могла идти дальше.

8.Батальон, не замеченный противником зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

9.Тимирязев замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

10.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками дрожали жаворонки.

Проверяем:

1.Бормочет, остывая, самовар.

2.Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3.Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

4.Данко бросился вперёд, высоко держа своё горящее сердце и освещая им путь к людям.

5.Ветер, казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.

6.Привлечённые светом, бабочки кружились около фонаря.

7.Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

8.Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

9.Тимирязев, замечательный ботаник, открыл законы жизни растений.

10.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Самостоятельная работа по теме

Однородные члены предложения»

Вставить пропущенные знаки препинания, обозначить основы предложений и однородные члены предложения.

1.В смешанных лесах произрастают лиственные породы деревьев а именно дуб липа берёза осина.

2.Гости говорили о многих вещах как-то о природе о пшенице о собаках.

3.Стога сена деревья шалаш сторожа всё виднелось особенно выпукло и ярко.

4.Среди птиц насекомых в густой траве словом всюду чувствовалось приближение весны.

5.И всё это аллея синева свежесть поражало какой-то новизной.

Проверяем:

1.В смешанных лесах произрастают лиственные породы деревьев, а именно: дуб, липа, берёза, осина.

2.Гости говорили о многих вещах, как-то: о природе, о пшенице,

о собаках.

3.Стога сена, деревья, шалаш сторожа - всё виднелось особенно выпукло и ярко.

4.Среди птиц, насекомых, в густой траве - словом, всюду чувствовалось приближение весны.

5.И всё это: аллея, синева, свежесть - поражало какой-то новизной

Самостоятельная работа по теме «Основа предложения»

Найдите главные члены предложения:

1.Ночь казалась удивительной и прекрасной.

2.Они продолжали идти молча.

3.Я был озлоблен, он - угрюм.

4.Грозой зажгло дерево.

5.Он должен был обезоружить младое сердце…

6.Не верьте, братья, ему.

7.Осенью в лесу темнеет рано.

8.Не надеялся он его застать.

9.Каждый человек должен трудиться.

10.Как хорошо в лесу!

Проверяем:

1. Ночь казалась удивительной и прекрасной .

2. Они продолжали идти молча.

3. Я был озлоблен, он угрюм.

4.Грозой зажгло дерево.

5. Он должен был обезоружить младое сердце…

6. Не верьте , братья, ему.

7.Осенью в лесу темнеет рано.

8. Не надеялся он его застать .

9.Каждый человек должен трудиться .

10.Как хорошо в лесу!

Самостоятельная работа по теме «Тире в простом предложении»

1.Вулкан разрушитель, приносящий горе.

2.Говорить о лесах любимое моё занятие.

3.Урал вот граница Европы и Азии.

5.Совесть это эмоциональный страж убеждений.

6.Курить здоровью вредить.

7.Следовательно, пятью пять двадцать пять.

8.Население Шахтёрска девять тысяч жителей.

9.Я хороший человек.

10.Язык стрелы острее.

11.Лес точно терем расписной.

12.Иван Иванович прекрасный человек.

14.Лес, небо, река всё скрылось в тумане.

15.Всё: лес, небо, река скрылось в тумане.

16.К нам приехал новый ученик высокий стройный юноша.

Проверяем:

1. Вулкан - разрушитель , приносящий горе.

2. Говорить о лесах - любимое моё занятие .

3. Урал - вот граница Европы и Азии.

5. Совесть - это эмоциональный страж убеждений.

6. Курить - здоровью вредить .

7.Следовательно, пятью пять - двадцать пять .

8. Население Шахтёрска - девять тысяч жителей .

9.Я хороший человек.

10.Язык стрелы острее.

11.Лес, точно терем расписной.

12. Иван Иванович - прекрасный человек .

13. Прекрасный человек Иван Иванович.

14.Лес, небо, река - всё скрылось в тумане.

15.Всё: лес, небо, река - скрылось в тумане.

16.К нам приехал новый ученик - высокий стройный юноша.

Тесты по русскому языку для самостоятельной работы для учеников 5-6 классов.

Вставьте, где нужно Ь.

Перец жгуч.., еж колюч.., квас шипуч.., мороз трескуч..испеч..пирог, разжеч..костер, стереч.. табун, увлеч..ся игрой, леч.. спать, убереч..ся от беды, настич.. противника, не стрич.. волосы, пренебреч.. советом, споеш..песню,

Кричиш.., врач.., грач.., помощ.., колюч.. печ.., развлеч..ся, несеш..ся, мяч.., упряж.., запряч…, сорвеш..ся, пахуч.. , обжеч..ся, могуч.., помоч.., тиш...

Повторите безударные гласные, проверяемые ударением, в корне; окончания существительных и глаголов; не с глаголами.

НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ

Тихо с…жу под елкой на середине лесной поляны. Шелест падающих листьев буд...т спящих под деревьями зайцев, они вст...ют и уход...т куда-то из леса.

Вот один такой вышел из густых елок и остановился, увидев большую полянку. Слуша...т заяц, встал на задние лапки, огл...делся: везде шелест, куда идти?

(Не) посмел идти прямо через поляну, а п...шел вокруг всей поляны, от березк... к березк... .

Кто боится чего-то в лесу, тот лучше (не) ходи, пока падают листья и шепч...тся.

Можно, конечно, и трусливому зайцу н...браться храбрости и (не) оглядываться, но тогда как бы ему (не) попасть в настоящ.. .ю беду: под шум листьев за ним лисица крадется; (не) оглянется храбрый заяц на шелест, а тут тебя под шумок и схват...т рыжая кумушка.

(М. М. Пришвин. 116 слов)

3 . Выпишите глаголы- инфинитивы.

1. Раз царица на лугу, на зеленом берегу ручейка была одна...
2. И на пир веселый тот царь одиннадцать зовет чародеек молодых. 3. Что ж тут делать? 4. За прием благодаря, стали дочь его дарить… 5. Как от смерти дочь спасти? 6. Пышных комнат нет числа, всем любуется она. 7. Пряха молча подала в руки ей веретено. 8. На нее находит сон. 9. Долго, долго не найти никому туда следа

Тест по теме «Местоимение». №1

1. Какое из слов является местоимением?

1) другой; 2) первый; 3) резкий; 4) вчерашний.

2. Каким общим грамматическим значением обладают местоимения?

1) значение предметности; 2) значение признака; 3) значение указательности.

3. Определите синтаксическую роль местоимения в каждом предложении.

1) Нас сочетала строгая пора. 2) Он рукой разровнял гальку.

3) У нас чужие очень редки. 4) Тоска сжимала её сердце.

А. Подлежащее. Б. Дополнение. В. Определение. Г. Обстоятельство.

4. Какой последовательности по расположению (согласно разрядам местоимений) соответствует ряд СВОЙ, СЕБЕ, МНЕ?

1) личное, притяжательное, возвратное;

2) притяжательное, личное, возвратное;

3) притяжательное, возвратное, личное.

5. Какой последовательности по расположению (согласно разрядам) соответствует ряд ЭТОТ, ДРУГОЙ, КАКОЙ?

1) указательное, определительное, относительное;

2) относительное, указательное, определительное;

3) определительное, относительное, указательное.

6. В каком словосочетании отрицательное местоимение с НЕ?

1) н..чего не говорит; 2) н..чего говорить; 3) н..сколько не раскаивается.

7. В какой пословице отрицательное местоимение с НИ?

1) Что за честь, если н..чего есть. 2) Моя хата с краю, я н..чего не знаю.

8. В какой цепочке слов местоимения пишутся слитно?

1) (Ни)кто, (ни)какой, (ни)чей.

2) Ни(с)кем, ни(от)какого, ни(у)чьего.

3) (Кое)что, кого(то), чего(либо).

9. В какой цепочке слов местоимения пишутся через дефис?

1)(Кое)(у)каких, (кое)(над)чем, (кое)(при)ком.

2) Кое(какой), что(либо), кто(нибудь), чей(то).

10. В какой цепочке слов местоимения пишутся в три слова?

1) (не)кий, (ни)кого, (ни)чего, (не)кто;

2) (кое)кто, (кое)что, (кое)чей, (кое)какие;

3) не(у)кого, ни(для)кого, не(с)кого, ни(у)каких;

4) кое(про)кого, кое(в)чём, кое(для)кого.

11. Укажите несклоняемое местоимение.

1) что; 2) ничто; 3) нечто .

12. В чём особенность местоимений СЕБЯ, НЕКОГО, НЕЧЕГО ?

1) это неизменяемые местоимения; 2) у этих местоимений отсутствует форма и.п.

13. Могут ли формы ЕГО, ЕЁ, ИХ в одних случаях являться личными местоимениями, а в других - притяжательными?

1. Да 2. Нет

Ключи к тесту «Местоимение» 6 класс.

1. 1

2. 3

3. 1Б, 2А, 3Г, 4В

4. 3

5. 1

6. 2

7. 2

8. 1

9. 2

10. 3

11. 3

12. 2

13. 1

ОЦЕНКА

«5» - 13 верных ответов.

«4» - 10 - 12 верных ответа.

«3» - 6 - 9 верных ответа.

Тест 2. Синтаксис.

1. Укажите словосочетание, структура которого соответ ствует схеме: «глагол + существительное с предлогом».

поездка на стадион 3) в холодной воде

на главной трибуне 4) плавать в бассейне

2. Какое утверждение о выделенном в предложении слово сочетании является правильным?

В низине появляется белая полоска тумана и стелется струйкой по сырой луговине.


именем прилагательным

мощью предлога и окончания

в данном словосочетании связь слов выражается толь- ко с помощью окончания

с главным только по смыслу

3. В каком предложении имеются однородные определения?

Цветы были яркие, на многих из них сидели красивые
бабочки.

Все крылатые обитатели скал кричали громко и пронзительно.

Листочки на дереве были молодые, светло-зелёные.

Лесная тропинка привела меня на тихую поляну.

Из-за леса появилось солнце, и все цветы потянулись
к нему.

Мороз ослаб, и снег начал таять.

Вскоре наступили сильные морозы и держались больше
недели.

У клестов красивое оперение, а кончик клюва походит
на ножницы.

5.
верной.

Ключевая вода как будто смывает усталость, наполняет душу какой-то удивительной лёгкостью (Г. Федосеев).

сложное предложение

6. Укажите предложение, в котором запятая разделяет одно-
родные члены предложения.

Земля холодная, и грязь со снегом хлюпает под ногами.

Я шёл по луговой тропинке, а впереди меня на тропинку
садилось солнце.

Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вмес- те с воробьями.

В лесу поспела малина, а также голубика.

Тест 4. Существительное.

1. В каком ряду оба существительных имеют только форму
единственного числа?

героизм , Дон 3) боязнь , наука

Кавказ , очки 4) Москва , озеро

2. В каком ряду оба существительных являются существи- тельными мужского рода?

голубь , щель 3) зелень , щавель

день , вдохновитель 4) ночь , длительность

3. В каком ряду оба существительных относятся ко 2-му склонению?

ключ , обруч

луч , речь

богач , глушь

этаж , мощь

4. Укажите ряд, в котором оба существительных являются неодушевлёнными.

мороз , медведь 3) правда , человек

облако , художник 4) море , воодушевление

5. В каком предложении выделенное слово употреблено
в форме винительного падежа?

Мой друг увлекается плаванием .

Мальчик закрывает руками лицо и не видит, что про-исходит вокруг.

Такое небо бывает у нас, когда приходит арктический воздух.

В снежной круговерти пастух отыскал овец.

Тест3. Прилагательное.

1. В каком предложении одно из имён прилагательных упо- треблено в краткой форме?

Когда подул восточный ветер, сразу стало прохлад-
нее.

Как хороши зимой на окнах скромные фиалки!

По склонам горы растёт негустая, уставшая от летнего
зноя трава.

Туристическая тропа вьётся по неглубокому ущелью.

2. В каком предложении одно из имён прилагательных упо- треблено в форме сравнительной степени?

Утро было солнечное , безветренное .

Тропинка привела меня в густой ореховый лес.

Низкое солнце пробивалось между высокими
деревьями.

Берёзы на зелёной земле стали будто бы стройнее.

3.
имеют форму женского рода.

Было ясное , морозное утро .

Голодной птице морозный день — это смерть.

Вкусная вода родника ждёт путника на лесной поляне.

За северной кромкой леса расположилось небольшое озеро.

4. Укажите предложение, в котором оба прилагательных
употреблены в форме единственного числа.

С высокого неба донёсся трубный клик журавлей.

У сосны резвились огненные бельчата, а маленький
зайчик спрятался под елью.

Свежий ветерок разносит по лесу весенние запахи.

Тёплый ветер пробегает в высоких вершинах.

5. Укажите предложение, в котором выделенное прилага- тельное употреблено в форме именительного падежа.

От развесистых деревьев пролегли длинные тени.

Дикие ветки дают кислые яблоки.

Цветные полосы облаков растворились в ровном пла- мени заката.

Маленький котёнок весело прыгает в густой траве.

6. Укажите верную морфологическую характеристику име- ни прилагательного, входящего в состав данного предло- жения.

В лесах Азии живут гималайские медведи.

единственное число , винительный падеж :

множественное число , винительный падеж

множественное число , именительный падеж

единственное число , именительный падеж

Тест 4. Орфография.

1. В каком ряду в обоих словах пропущена проверяемая без- ударная гласная корня?

платформа, кр..ить 3) б..седовать, щ..ка

д..ревья, заплатить 4) ап..льсин, в..зать

2 Укажите, в каком ряду к обоим словам применимо следу-

ар..мат, ст..пные 3) к..стюм, пр.фессия

космонавт, з..мля 4) гр..хотать, бр..сать

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

сл..жение 3) возл .. гать

предл.гать 4) ел .. гать

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

р .. сточек 3) отр .. стать

зар .. сли 4) зар .. сла

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1)ж..рдочка 3) ш..ссе

2) крыж..вник 4) ж..нглёр

6. В каком предложении в выделенном слове на месте пропу-ска пишется буква 3?

Мальчик громко в..крикнул и спрятался за дерево.

Наступила весна, и на деревьях распустились ли-
сточки.

Многие растения ра.множаются семенами.

В конце этого предложения стоит во..клицатель ный знак.

7. Укажите ряд, в котором в обоих выделенных словах пи- шется Ь.

лесная глуш .., опасный вираж ..

прочный блиндаж .., красный кирпич ..

обед горяч .., июльская суш ..

тёмная ноч„ , красивая реч ..

Тест 1

1. Укажите словосочетание, структура которого соответ- ствует схеме: «существительное + существительное».

синее небо 3) поход детей

съедобные грибы 4) лесная дорога

2. Какое утверждение о выделенном в предложении слово- сочетании является правильным?

Ранним утром мы отправились в поход.

в данном словосочетании связь слов выражается с по- мощью предлога и окончания

в данном словосочетании связь слов выражается с по-мощью предлога

в данном словосочетании главное слово выражено именем существительным

в данном словосочетании зависимое слово связано с главным только по смыслу

3. В каком предложении нет однородных дополнений?

Пахнет пряным сеном, грибами.

Охотник шёл лесной просекой быстро и бесшумно.

Алый цвет зари медленно скользит по корням и ство-лам деревьев.

Золотятся серёжки ольхи и вербы.

4. В каком предложении неправильно выделена его грамма- тическая основа?

Над полем, над лесом тянулись тёмные облака.

Трескотня кузнечиков не нарушала ночной тишины.

По берегам этой реки растут камыши и осока.

Лес хранит почвенную влагу, смягчает климат.

5. Какое предложение является простым?

На небе ещё не погасли звёзды, а на востоке уже за- алело.

Беспрестанно идут осенние дожди, и без устали дует ветер.

Подул утренний ветер, и перед моим окном тихо-тихо закачались деревья.

Сапоги пахли не кремом, а дёгтем.

6. Укажите, какая характеристика предложения является верной.

Мы стоим у стога и слушаем скрипучую песню коросте- ля (А. Зимин).

сложное предложение

простое нераспространённое предложение

простое повествовательное предложение

простое побудительное предложение

7. Укажите предложение, в котором запятая разделяет части
сложного предложения.

Голову и спину печёт солнце, а в лицо дышит жаром земля.

Вода поднялась, вышла из берегов и залила прибреж- ные луга.

Весь день по небу плыли кучевые облака, а к вечеру
куда-то пропали.

ФОНЕТИКА и МОРФЕМИКА

Тест1

1. В каком слове буква Я обозначает два звука?

девяносто 3) попрыгунья

занятой 4) зябнуть

2. В каком слове вместо звонкого согласного звука Г произ- носится глухой согласный звук К?

книга 3) снега

пирог . 4) игра

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

юркий 3) меткость

есть 4) приветствие

4. В каком слове нет приставки ВЗ-?

взор 3) взлететь

взбегать 4) взрослый

5. В каком слове есть суффикс -ИН-?

виноградина 3) пылинка

росинка 4) грудинка

6. Какое слово имеет нулевое окончание?

обаяние 3) заповедник

заполярный 4) облицовка

7. Укажите слово, имеющее в своём составе приставку, ко- рень, суффикс, окончание.

введение 3) изгородь

забавный 4) награда

ОРФОГРАФИЯ

Тест 1

1. Укажите, в каком ряду к обоим словам применимо следую- щее правило: «Безударная гласная корня проверяется уда-рением, и пишется та же гласная, что и в ударяемом слоге однокоренного слова».

б..лкон, зал..денеть 3) соревнование, к..рмить

г..рдероб, созр..вать 4) ц..нить, стр..на

2. Укажите, в каком ряду к обоим словам применимо следу- ющее правило: «Написание гласных в корне, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфо- графическому словарю и запоминается».

грамотный, зав..нтить 3) компьютер, справ..дливый

б..речь, т..енота 4) гимнаст..ка, сн..га

3. Укажите слово, правописание которого соответствует правилу: «В корне -лаг-/-лож- в безударном положении буква А пишется, если за корнем стоит суффикс -А-».

подл , . жить 3) сложение

разлагать 4) положение

4. Укажите слово, правописание которого соответству- ет правилу: «В корне -раст-/-рос- безударная А пишется перед СТ, Щ. Слова-исключения: Ростов, росток, Рости- слав, ростовщик, отрасль».

разрослись 3) ср .. елись

р .. стение 4) выр .. сли

5. Укажите слово, в котором на месте пропуска буквы пи-шется О.

ж .. лудь

ш .. пот

ш .. рох

ч .. рный

6. Укажите ряд, в котором правописание приставки в обоих словах соответствует правилу: «В приставках на -З(-С) пе- ред глухими согласными пишется буква С».

бесшумный, расшевелить 3) ра..щелина, бе..вкусный

ра..жимать, беспомощный 4) безжизненный, во..петь

7. Укажите предложение, в котором правописание выделен- ного слова соответствует правилу: «После шипящих и Цв окончаниях существительных под ударением пишется буква О».

Озеро заросло камыш .. м .

Небо укрыто тёмной туч..й.

По дороге шёл мальчик с тяжёлой нош..й.

Какие залюбоваться этой птиц..и?

Тест 2. Имя существительное.

—А5, В1 В8.

( 1) Москва так красива, мы так привыкли к её красоте, что порой перестаём замечать её. (2) Но стоит уехать из неё на полгода, на месяц, на неделю, как она будет вырастать в тво- ей памяти утром, днём, вечером. (3) Прекрасная, необыкно- венная, почти сказочная.

(4) Розовато-холодный рассвет встаёт позади Кремля, над зубцами сосен и коническими остриями башен. (5) Тёмная ноябрьская вода бесшумно стремится под высокими моста- ми — Москворецким, Каменным, Крымским, Бородинским. (6) Если встать на Бородинский мост, где над тяжёлыми про- лётами высятся эмблемы воинской славы, можно окинуть взглядом пустынные утренние набережные. (7) Там, за пово- ротом реки, высятся воздушные серебряные цепи Крымско- го моста.

(8) Москва, ты всегда была для русских людей символом Родины, символом жизни!

(По К. Симонову)

К каждому заданию А1 —А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правиль-ного ответа обведите кружком.

А1 Укажите верную характеристику слова Кремля (пред-ложение 4).

в предложении является дополнением

изменяется по временам и числам

обозначает признак предмета

изменяется по падежам , числам , родам

А2 Укажите предложение, включающее в свой сос- тав имя существительное, правописание которого определяется правилом: «В приставках на -3 (-С) пе-ред звонкими согласными пишется буква 3, а перед

глухими буква С» .

предложение 1 3) предложение 5

предложение 4 4) предложение 7

А3 Укажите словосочетание, в котором оба слова явля- ются именами существительными женского рода.

символ жизни 3) цепи моста

над зубцами сосен 4) эмблемы славы

А4 Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква а.

привыкли к кр .. соте

под высокими м .. стами

ноябрьская в .. да

за поворотом реки

А 5 Укажите, каким членом предложения является слово утром (предложение 2).

подлежащее 3) обстоятельство

определение 4) дополнение

Ответы на задания В1 В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В 1 Из шестого (6) предложения выпишите имя сущест- вительное, в котором звуков больше, чем букв

В 2 Определите, из каких морфем состоит имя существи-тельное пролётами (предложение 6). Напишите на- звания этих морфем.

В 3 Замените в первом (1) предложении текста слово кра- соте синонимом. Напишите этот синоним.

В 4 В предложениях 1 — 2 найдите имя существительное

собственное. Напишите это существительное.

В 5 В четвёртом (4) предложении найдите имена сущест- вительные, которые относятся к 1-му склонению. На- пишите эти существительные в их начальной форме.

В 6 В пятом (5) предложении найдите имя существитель- ное, употреблённое во множественном числе. Напи- шите это имя существительное в начальной форме. Ответ:

В 7 В восьмом (8) предложении найдите имя существи- тельное, которое употребляется только во множе- ственном числе. Напишите это существительное в его начальной форме.

В 8 В седьмом (7) предложении найдите существитель- ные, которые относятся к женскому роду. Напишите эти существительные в их начальной форме

Имя числительное. Тест 3

Прочтите текст и выполните задания А1 —А5, В1 В8.

( I ) Биатлон — слово составное. (2) В нём соединены латин-ское слово би, что значит два, и греческое атлон — борьба. (3) Получилось «двойное состязание»: состязание в лыжном беге и одновременно в меткости стрельбы.

(4)Член каждой команды должен пройти на лыжах 20 ки-лометров и четырежды, сделав остановку на 3, 8, 13 и 18-м ки- лометре, поразить мишени.

(5)Вот спортсмен подходит к первой мишени. (6) Он по-сылает пять пуль с дистанции 250 метров. (7) На втором ру-беже он стреляет с расстояния 200 метров, на третьем —150 метров. (8) На четвёртом рубеже мишень удалена от снай-пера всего на 100 метров, но зато стрелять ему здесь прихо- дится не лёжа, как на предыдущих рубежах, а обязательно из самого трудного положения: «из положения стоя без упора».
(9) На огневом рубеже могут сразу находиться и трое, и пя-теро, и даже десятеро спортсменов. (10) За каждый промах судьи назначают штраф: один круг, длина которого составля- ет 150 метров.

(11) Победит в соревнованиях тот, кто умеет неутомимо и быстро ходить на лыжах и метко стрелять.

К каждому заданию А1 А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный .

А1 Укажите, каким членом предложения является слово- сочетание один круг (предложение 10).

Определением 3)дополнением

подлежащим 4)сказуемым

А 2 Какое числительное, взятое из прочитанного вами текста, изменяется по падежам, родам?

пять (предложение 6)

сто пятьдесят (предложение 7)

втором ( предложение 7)

сто ( предложение 8)

А3 Какое числительное, взятое из прочитанного вами текста, имеет только две падежные формы?

тринадцать (предложение 4)

сто (предложение 8)

два (предложение 2)

трое (предложение 9)

А4 В каком падеже употреблено порядковое числитель- ное, «ходящее в состав восьмого (8) предложения?

родительный

творительный

3)предложный 4) винительный

А5 Укажите верную морфологическую характеристику слова четырежды (предложение 4).

простое количественное числительное

собирательное числительное

составное количественное числительное

наречие

Ответы на задания В1 В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми .

В1 . В предложениях 5 — 6 найдите простое количествен- ное числительное. Напишите это числительное сло- вом.

В2 Из седьмого (7) предложения выпишите порядковые числительные, употребив их в начальной форме.

В3. Из предложений 1-5 выпишите количественное числительное, которое изменяется по родам и падежам

В 4 В предложениях 8 — 9 найдите собирательные числи- тельные. Напишите эти числительные.

В 5 Из предложений 7 — 8 выпишите сложное количе- ственное числительное.

В 6 В предложениях 5 — 6 найдите порядковое числитель- ное. Укажите, в форме какого падежа оно употребле- но.

В 7 В предложениях 7 — 8 найдите составное количе- ственное числительное. Напишите это числительное словами.

В8 Из предложений 9—10 выпишите числительное, ко- торое изменяется по падежам, родам и числам.