Влияние социальной культуры. Понятие социальной среды и ее основные характеристики

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Объектом данной работы является социальная среда, а предметом – изучение влияния социальной среды на личность.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Под влиянием бихевиористической парадигмы родился такой подход: любой данный индивид развивается в некой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида.

Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды и личности.

Цель работы определяет постановку следующих задач: рассмотрение формирования конвенционных значений, социальных ролей, социальной активности, деятельности, социальных установок и ориентаций личности.

1. Личность, как социо-культурное образование

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А. Н. Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: «Личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами».

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

По широко распространенному в психологии определению, роль - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус определяет поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия.

Понятия статуса и роли имеют отношение к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли.

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социо-культурное образование. Можно встретить и такое определение: личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

2. Социальная среда и личность

Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений.

Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.


2.1. Формирование конвенционных значений

Система взглядов каждого человека, относящаяся к его окружению, состоит из знаний. Формирование общих знаний оказывается возможным отчасти потому, что все человеческие существа обладают сходными биологическими качествами. Физический мир знаком нам преимущественно благодаря воздействию на него, и согласие относительно свойств физических объектов достигается потому, что, манипулируя ими, все люди приобретают сходный опыт.

Общие представления о реальности основываются отчасти на правильном функционировании сенсорных органов. Любые нарушения в протекании сенсорных процессов делают восприятия каждого человека более идиосинкратическими, и возможности достижения согласия ослабляются.

Сходство биологических характеристик, однако, врядли достаточно для объяснения согласия в тех случаях, когда речь идет о значениях чего-то такого, что не может быть непосредственно воспринято или чем нельзя манипулировать. Большинство конвенционных знаний человек усваивает благодаря тому, что другие люди реагируют на его поведение стандартным образом. Значение большинства категорий ясно устанавливается благодаря тому, что реакции других людей институционализируются. Каждое приспособление человека, участвующего в организованных группах, фиксируется в привычку и подкрепляется посредством социальных санкций.

Приобретение конвенционных значений представляет собой научение соответствующим способам опознавания и классификации объектов и развития по отношению к ним принятых способов действия. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей.

Когда новый человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам – начиная с грубого подражания и мало-помалу развиваясь в конвенциальные процедуры.

Именно систематические и однообразные реакции других людей формирует и фиксирует шаблоны поведения индивида. Значения развиваются в процессе естественного отбора. Формы поведения, которые дают человеку возможность успешно приспосабливаться к существующим условиям жизни, сохраняются, чтобы стать частью его ориентации по отношению к миру.

Становление личности человека происходит в социуме. Это два взаимосвязанных социальных феномена. Личность и не существуют отдельно. Они служат предметом пристального интереса и изучения всего комплекса социально-экономических дисциплин: истории, экономики, психологии, философии и социологии.

Как взаимодействуют личность и общество?

Кто является субъектом и объектом этого взаимного влияния? Каковы закономерности интеграции личности в социуме? Постараемся ответить на вопросы и обозначить современные подходы к природе отношений человека и окружающего его мира.

Человек как индивид

Рождение человека отражается посредством совокупности метрических показателей, которые в комплексе дают информацию об индивидууме. Рост, вес, состояние здоровья, национальность, место и дата рождения - это базовые характеристики, с которыми человек приходит в мир.

В процессе развития человек как индивид вступает во взаимодействие с внешним миром. И путь его развития так же индивидуален и неповторим, как его антропометрический портрет.

Каждый индивид имеет семью либо остается без нее, родился в экономически преуспевающем мегаполисе либо в глухой деревне - все это факторы социальной среды, оказывающие прямое влияние на формирование характера, взглядов, культуры и способа дальнейшей социализации.

В процессе становления в обществе индивид приобретает психологическую характеристику, привычки, взгляды, особенности манеры поведения. Он становится индивидуальностью в обществе. И только полное право на которое официально регламентировано совершеннолетием, превращает индивидуальность в личность.

Этапы социализации

Социализация - процесс интеграции индивида в обществе, в результате которого на каждом из этапов он приобретает качества полноправного его члена. Личность и социальная среда - динамические единицы. На всех этапах их взаимодействия либо отказа от взаимодействия происходит смена субъект-объектных ролей.

Можно выделить три этапа социализации личности:

  • Период вхождения в общество: освоение норм и требований, формирование коммуникативных способов взаимодействия с окружающим миром.
  • Период самоактуализации в обществе: определение личностных характеристик, своей позиции, статуса, социальных предпочтений.
  • Период интеграции: становление личности и активное взаимодействие социальной среды и личности.

Все три периода не имеют жесткой привязки к возрастным этапам и могут осуществляться синхронно в каждом возрастном периоде.

Вхождение в общество

Условно начало социализации можно отнести к возрастным этапам младенчества и детства. В этот период характерно приобретение начального опыта взаимодействия индивидуальности и общества. Факторы социальной среды прямо влияют на формирование отношения человека к миру.

Если это социально неблагополучная среда, то она может сформировать негативный сценарий поведения индивида и привести в дальнейшем к асоциальному образу жизни. Есть и иные примеры: если в период становления личности человек делает выбор не в пользу окружающей его негативной среды, он имеет все шансы изменить свое окружение.

В любом случае характеристика социальной среды налагает отпечаток на первоначальный опыт. Показатель уровня личности - свобода выбора. Каждый человек вправе следовать нормам общества в той мере, которая соответствует его личной природе.

Самоактуализация в обществе

В этот период происходит оформление позиции человека в обществе.

В подростковом возрасте, когда происходит переоценка окружающего мира и своего места в нем, идет активный процесс социальной самоидентификации, человек заявляет о себе и своем месте в обществе.

Это достаточно болезненный процесс для личности. Иногда и для ближнего окружения. Социальная среда и социализация личности в ней - двухсторонний процесс. Заявляя о своем месте, человек тем самым требует определить отношение других членов общества к себе, «отвоевать» у мира свое личное пространство. Часто это сопряжено с интересами других людей.

Умение договориться, найти общий интерес требуется и человеку, и обществу, заинтересованному в успешной адаптации и получении общественной пользы от нового члена сообщества.

Интеграция в социум

Самый важный период для общества и человека - этап интеграции, когда реализует себя уже состоявшийся человек. Личность и социальная средазаинтересованы друг в друге. Если на первом и втором этапах процесса вхождения в общество человек как индивид чаще выступал в роли объекта отношений, общество учило его быть своим членом, то в период интеграции выступает уже личность, с активной позицией субъекта социальных взаимодействий.

Что это означает?

  • Человек включен в производство, распределение и потребление общественного продукта.
  • Он реализует в полной мере права и несет ответственность за последствия своей деятельности перед обществом.
  • Определяет свою гражданскую позицию в государстве.

Таким образом, личность, не прекращая быть объектом социума, выступает в роли субъекта управления сообществом, в котором он социализировался, и оказывает на него влияние.

Условности этапов социализации

Все эти этапы социализации условны в своей горизонтальной исторической направленности. На каждом из этапов роль и статус личности могут изменяться, в разных условиях один и тот же человек может выполнять разные социальные роли и статусы.

Этап вхождения в общество может повторяться в любой период социальной зрелости индивида, при статуса либо социальной общности, профессионального сообщества и в иных подобных вариантах.

Не последнюю роль играет Если человек сменил место работы либо вступил в брак, то он вынужден заново пройти процесс социализации. Определить, в какой степени его удовлетворяет либо нет новая социально-культурная среда, и сделать выбор в качестве свободной личности.

Отношения личности и общества

Индивид при рождении становится индивидуальностью в процессе взаимодействия с другими людьми и формируется как социально значимый человек. Личность - это результат социальной эволюции, ограниченной опытом одного человека от индивидуума до полноправного члена общества.

Качество социальной среды является важной характеристикой для становления личности.

С другой стороны, чистое копирование и воспроизводство ценностей общества недостаточно для перспективы развития общества. И здесь заложен потенциал личности.

Свобода личности вынуждает изменять границы возможностей общества по обеспечению этого права. В этом и состоит назначение личности - совершенствование окружающего мира за счет активного участия как в способе производства благ, так и в архитектуре знания.

Роль и статус личности

Личность в обществе имеет определенный социальный статус - комплекс социальных характеристик, определяющих место в социальной иерархии.

В соответствии с ним формируется определенный социальный имидж человека и априорная форма отношения других людей к нему в условиях ограниченного социального круга.

В обществе каждый его член выполняет социальные роли. Это модель поведения личности, характерная для социального круга общества. Бывает, что индивидуальные достоинства человека становятся неприемлемыми чертами для общества. Например, гениальный человек - личность,крайне не удобная для ближнего окружения, его талант нивелирует интересы семьи, и он часто сложно выписывается в нормы ближнего окружения.

Социальная парадигма и свобода

Личность - это результат социализации индивида в общество. Зададим вопрос о том, всегда ли общество соответствует уровню свободы личности. И где критерии, насколько общество отвечает её интересам, и она должна ли следовать заданным этим обществом стандартам? Личность и социальная среда - где грань свободы в этом пересечении?

Общество - это живой организм. И, равно как и человек, имеет разную направленность - гуманную и антигуманную по отношению к её членам. История приводит для этого массу примеров.

Общество по отношению к конкретному человеку выступает как социальная парадигма, модель с заданными историей и временем величинами. Характеристика социальной среды значительно отличается в пределах социальной парадигмы.

Модель поведения

Модель советского общества в качестве социальной парадигмы задавала вектор строгого соответствия каждого члена общества государственным стандартам. Свобода была ограничена нормами коммунистической морали - быть как все. Собственно, это была заданная несвобода, в которую попадал при рождении человек. Личность, как в рисковала потерять либо голову, либо иные важные органы.

Судьба одиноких героев, которые не отказываются от права свободы выбора, увы, печальна. Но только они по праву и могут считаться личностями, поскольку главная характеристика этих людей - свобода выбора.

Об обществе и человеке

Человек - существо социальное, он не может осуществить свое предназначение вне общества.

Важный мотив прогресса - это личность и социальная среда, в которой смогла она осуществиться. Одна из известных форм признания обществом заслуг человека - присвоение звания лауреата Нобелевской премии. Это люди, чей личный вклад признан как социально значимый для прогресса общества. Это люди, не только достигшие грандиозных целей, но духовно богатые, независимые в своей способности быть свободными, достойные члены человеческого общества.

Альберт Эйнштейн, физик, автор теории относительности, сказал слова достойные: важнее, чем достижение успеха в жизни, постижение ее смысла. Очень актуальные на сегодня слова, если учесть, что Интернет замусорен способами «как стать успешным», и эта успешность измеряется величиной кошелька.

Великий ирландский драматург, человек с великолепным чувством юмора, говорил: добейся того, что хочешь, либо придется любить, что получишь. В этих словах глубокий смысл. Он призывает человека развивать окружающий мир, ставить достойные его цели и не ограничиваться тем, что общество готово дать.

Среда жизнедеятельности человека изменчива. Изменяются демократические институты государства, политические права его граждан. Изменяются отношения между государствами и соответственно степени свободы отдельных людей. Изменяется уровень образования исполнителей и руководителей.

Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения.

Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

Социальная среда - совокупность материальных, ​экономических, социальных, политических и духовных условий ​существования, формирования и деятельности индивидов и социальных ​групп.

Социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.

Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.

Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. Таким образом, происходит зарождение в подсознании тех импульсов, которые впоследствии преобразуются в импульсы поведения и будут оказывать достаточно большое влияние на сознание. Сознание в этом случае имеет соподчиненную функцию. И в данном случае будет иметь огромное значение окружающая среда, социальная среда, в которой живет индивид в настоящее время, а также та социальная среда, где этот индивид родился и воспитывался (т.к. именно она на раннем этапе оказывала влияние на формирование подсознания индивида).

Понятие среда человека в самом общем виде может быть определено как совокупность естественных и искусственных условии, в которых человек реализует себя как природное и общественное существо. Среда человека состоит из двух взаимосвязанных частей: природной и общественной.

Природный компонент среды составляет совокупное пространст­во, непосредственно или опосредованно доступное человеку.

Общественную часть среды человека составляют общество и об­щественные отношения, благодаря которым человек реализует себя как общественное деятельное существо.

Рис. 1. Компоненты среды человека и общества

В качестве элементов природной среды (в узком ее понимании) можно рассматривать атмосферу, гидросферу, литосфе­ру, растения, животных и микроорганизмы. Растения, животные и микроорганизмы составляют живую при­родную среду человека.

Общественный компонент среды человека составляют об­щество и разнообразные общественные процессы.

Социальная сре­да – это прежде всего культурно-психо­логический климат, намеренно или непреднамеренно создаваемый самими людьми и слагающийся из влияния людей друг на друга, осуществляемого непосредственно, а также с помощью средств ма­териального, энергетического и информационного воздействия. Такое воздействие включает

ü экономическую обеспеченность в соответствии с выработанным обществом или данной этнической, социальной группой эталоном (жильем, пищей, одеждой, другими потребительскими товарами),

ü гражданские свободы (совести, во­леизъявления, передвижения, места проживания, равенства перед законом и т. п.),

ü степень уверенности в завтрашнем дне (отсутст­вие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы, голодом, лишением свободы, бандит­ским нападением, воровством, заболеванием, распадом семьи, ее незапланированным ростом или сокращением и т. п.);

ü моральные нормы общения и поведения; свободу самовыражения, в том числе трудовой деятельности (максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них знаков внимания);

ü возмож­ность свободного общения с лицами одной этнической группы и сходного культурного уровня, т.е. создания и вхождения в эта­лонную для человека социальную группу (с общностью интере­сов, жизненных идеалов, поведения и т.п.);

ü возможность пользо­ваться культурными и материальными ценностями (театрами, му­зеями, библиотеками, товарами и т.д.) или сознание обеспеченно­сти такой возможности;

ü доступность или сознание доступности общепризнанных мест отдыха (курортов и т. п.) или сезонной пе­ремены типа жилища (например, квартиры на туристическую па­латку);

ü обеспеченность социально-психологическим пространст­венным минимумом, позволяющим избежать нервно-психического стресса перенаселения (оптимальная частота встреч с другими людьми, в том числе знакомыми и родными); наличие сферы услуг (отсутствие или наличие очередей, качество обслуживания и т. п.).

Социальная среда, объединяясь с природной образует общую совокупность человеческой среды. Каждая из названных сред тесно взаимосвязана с другой, причем ни одна из них не может быть заменена другой или быть безболезненно исключена из общей системы окружающей человека среды.

Изучение отношений человека с окружающей средой привело к возникновению представлений о свойствах или состояниях среды, выражающих восприятие среды человеком, оценку качества среды с точки зрения потребностей человека. Специальные антропоэкологические методики позволяют определять степень соответствия среды потребностям человека, оценивать ее качество и на этой основе выявлять ее свойства.

Среда является еще одним из важнейших факторов развития личности ребенка. Она воздействует на человека на протяжении всей его жизни. В социальных науках "среда" определяется как -

С. ПОПОВ (социолог, Болгария): "Совокупность всех условий, которые окружают человека и непосредственно или косвенно воздействуют на него" (107, с. 27).

Т.А. ИЛЬИНА (педагог, Россия): "Комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека" (45, с. 24).

Различают среду природную и социальную, каждая из которых состоит из различных элементов и имеет различное значение для развития личности ребенка, по-разному влияет на него.

ПРИРОДНАЯ среда включает - климат, растительность, географические условия жизнедеятельности человека. Ее влияние на психику ребенка косвенное, оно опосредовано образом жизни людей. Так, дети охотников играют не в те игры, в которые играют дети шахтеров, а дети рыбаков знают и интересуются теми сторонами жизни, которые совсем не знакомы детям заводских рабочих из больших городов. Круг их знаний, привычек, традиции различны, так как отражают ту сторону жизни, которую ведут окружающие их люди, в первую очередь родители (см. 70).

КЛИМАТИЧЕСКИЕ условия , как следствие этого - характер питания, оказывают влияние на обмен веществ, что, безусловно, сказывается как на развитии организма, так и на формировании личности в целом. Эти влияния откладывают свой отпечаток на образе жизни, видах деятельности, особенностях темперамента и характера (70).

Таким образом, природная среда оказывает свое влияние на развитие личности посредством социальной среды, а именно – через общественную и трудовую деятельность людей.

Социальная среда включает стихийно действующие и сознательно , планомерно действующие факторы: способ производства материальных благ, духовная жизнь общества, сфера социального управления, т.е. характер государства и демократии, взаимоотношения между партиями и общественными организациями и т. п., - это те социально-экономические и политические условия, которые ПОТЕНЦИАЛЬНО определяют формирование социального типа личности.

В понятии "социальная среда" выделяют: МАКРОСРЕДУ – широкое понятие общественной среды. Это тот фон, на котором происходит развитие личности; МИКРОСРЕДУ - это самое близкое, относительно устойчивое окружение человеческой личности, которое непосредственно воздействует на личность в процессе ее практической деятельности; в микросреде происходит непосредственное взаимодействие личности с окружающим ее миром.

Можно говорить о различных видах социальной микросреды: производственно-трудовая, общественно-политическая, семейно-бытовая, учебно-воспитательная, воинская, "языковая" и др.

Различные виды и элементы жизненной среды не являются равноценными и оказывают неодинаковое влияние на ребенка в разные периоды его развития.

Одной из особенностей макро- и микросреды является то, что в окружающей жизни происходят постоянные изменения и новые события, возникают новые проблемы, которые требуют своего разрешения. Окружающая нас жизнь - это "калейдоскоп" событий, которые прямо или косвенно имеют отношение к жизни ребенка. Жизненный путь человека, по определению известного русского психолога Б.Г. АНАНЬЕВА , - " это история... развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения" (3, с. 104-105).

А потому для педагога важное значение имеют все те события общественной жизни, участником которых является личность.

Однако среда как фактор развития (и макро-, и микросреда) не тождественна ни обществу вообще, ни данной общественно-экономической формации - всему тому, что окружает человека. Среда (отдельные ее элементы) становится фактором развития при определенных условиях :

Если эти элементы непосредственно окружают социальную группу, личность; посредством участия в деятельности личность взаимодействует со средой;

Все элементы жизненной среды становятся фактором развития личности только тогда и постольку, когда и поскольку они воздействуют на сознание личности (116, с. 34).

Это те компоненты окружающей нас жизни, на что мы реагируем, от чего зависит наше настроение и самочувствие, что влияет на наши взгляды, ценностные ориентации и поведение в целом.

Исследования социологов имеют важное значение для педагогического осмысления роли социальной среды в развитии личности и объяснений конкретных механизмов ее воздействия на личность с тем, чтобы стало возможным целенаправленное использование данного фактора при организации воспитательного процесса.

Л.И. НОВИКОВА (педагог): "... среда для человека - это не просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует. Видимо, надо развести понятия "среда человека, как все то, что его окружает" и "среда человека, как все то, что вызывает у него ответную реакцию". И тогда, хотя среда, которая окружает двух людей, живущих рядом, будет вроде бы почти одной и той же, среда каждого из них будет одновременно особой, своеобразной, ибо она уже не просто его окружает, а так или иначе освоена им" (90, с. 3-4).

А.Г. ХРИПКОВА (физиолог, педагог): "... не среда, взятая безотносительно к ребенку, а активное взаимоотношение ребенка со средой - только такой подход позволяет говорить о среде как о факторе развития личности" (144).

В педагогической деятельности для обозначения формирующего влияния окружающей ребенка среды используется понятие «СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»:

Л.С. ВЫГОТСКИЙ (психолог):"Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной деятельности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным ..." (выделено нами - Г. С.) (23, с. 258-259).

Б.Г. АНАНЬЕВ (психолог): "Взаимодействие человека с... обстоятельствами жизни составляет ту или иную социальную ситуацию развития личности" (3, с. 127).

Таким образом, воспитание начинается с анализа социальной ситуации развития ребенка, так как она является исходным моментом в организации воспитательного процесса (и в условиях школы, и в условиях семьи). Социальная ситуация развития личности обусловлена, с одной стороны , особенностями социального окружения, событиями жизни, с другой стороны , в ней отражается система ОТНОШЕНИЙ ребенка к явлениям внешней среды. Это отношение, в свою очередь, обусловлено возрастными особенностями развития личности и индивидуальными особенностями ее взаимодействия с непосредственным окружением (семья, школа, класс, друзья и т.д.). А потому, как писал Л.С.Выготский, для каждой личности создается своя, сугубо индивидуальная ситуация социального развития. Можно размышлять о типичности и своеобразии социальной ситуации развития личности в каждом возрасте (см. более подробно наше пособие. Часть 3). Необходимо анализировать особенности социальной ситуации развития личности относительно конкретных аспектов ее целостного развития – физических, гражданских, эстетических, гендерных, нравственных качеств и характеристик (см. более подробно наше пособие. Части 6-10).

Опыт показывает, что знание положительных и негативных особенностей влияния социальной ситуации на процесс развития личности позволяет педагогу вносить определенные коррективы в образ жизни ребенка, создавать наиболее благоприятные условия для полноценного развития личности, т.е. осуществлять перевод социальной ситуации развития личности в ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ ее РАЗВИТИЯ (Н.Е.Щуркова).

________________________________________________________________

Человек всегда существует только в определенной среде. Под социальной средой, как уже упоминалось в разделе 1.3.4, понимается совокупность природных и социальных условий окружения человека, социальных групп, общества и человечества в целом. Для отдельного человека среда выступает в форме ближайшего жизненного пространства: квартиры, дома, улицы, района проживания, города, места работы или учебы и т.д. Хотя человек является важнейшим компонентом этой социально-пространственной среды и создателем ее образа, в таком самом общем определении, тем не менее явственно проступает Ньютонова картина мира, где человек оказывается «помещенным» в окружение, среду, где «бытие определяет сознание» и т.д. Активная роль социальных акторов как субъектов определения и конструирования мира, создания его геометрии не может пройти мимо теоретического рассмотрения. Способ соотнесения человека с миром, т.е. характер взаимоотношений человека с социальной средой, определяет важнейшие особенности как среды, так и всех жизненных ситуаций человека, преобладание нормальных ситуаций (естественно, нормативно или конвенционально определенных социумом) или «трудных жизненных ситуаций», которые также кодифицируются по-разному в разных обществах, а в современном обществе определены законом.

Человек как индивид всегда соотносит свое непосредственное бытие и окружение с чем-то иным, лежащим за его собственными пределами. «Оси соотношений (взаимоотношений)» весьма различны и исторически изменчивы: это и семья, род, племя или клан; дом, деревня, город, государство; Старый свет и Новый свет; страна, планета, космос и т.д. Такие взаимоотношения определяли границы «своего» и «чужого», «Я», «мы» и «они».

2.2.1. Среда - совокупность экосоциальных условий окружения человека или группы, а человек - «среда среды», поскольку он вычленяет, анализирует, конструирует, придает определенные смыслы своему социокультурноприродному окружению. Понятие «дом» предполагает среду, которая уже освоена человеком.

Но «дом» в качестве обозначения освоенной среды в современном городе отличается от деревенского дома или дома в небольшом городке, где родились родители или деды большинства сегодняшних россиян. Россия - страна, где урбанистическая революция произошла гораздо позже, чем в Европе, а ее социальные последствия и особенности анализировались недостаточно на фоне постоянных изменений в формах собственности и способе производства. Например, по свидетельству историков, корпоративная организация производства в городах Западной Европы имела для горожан чрезвычайно важные с точки зрения социального включения последствия. Любой ремесленник или член цеховой организации оказывался полностью связанным корпоративными установками, которые регламентировали не только производственную, но часто и семейную жизнь. Вместе с тем в рамках корпорации существовали взаимное уважение и выручка, подкреплявшиеся постоянством занятий.

В дореволюционной России подобные профессиональные корпорации просто не успели устойчиво сложиться, хотя они, безусловно, существовали в больших городах. Интересно, что подпитывались они миграционными процессами, где землячества играли роль социализирующих и профориентирующих структур. Многократные преобразования социальной структуры в России в течение XX в. не дали сложиться естественным механизмам социального включения, которые веками формировались в европейских городах. К тому же множество исторически сложившихся российских городов постепенно хирело, а страна с энтузиазмом строила новые города на краю Земли (т.е. за пределами «дома»), часть из которых сегодня также пришла или приходит в упадок. Поэтому в литературе отмечается, что социум приобрел черты «перекати-поля», а люди - психологию бездомных, живущих на государственной земле, в ничейном пространстве, а не в собственном обустроенном доме. Отчуждение начинается сразу за дверыо собственной квартиры или за дверью подъезда. Состояние дворов, улиц и других общих пространств свидетельствует о том, что люди чувствуют себя абсолютно непричастными к ним, полностью выключенными и безразличными. Вспоминается О. Шпенглер, писавший о новом кочевнике, современном варваре, обитателе больших городов (античные греки варварами называли всех тех, кто не был жителями их городов- полисов) .

Если систематизировать изменения социальной среды и способов взаимодействия с ней, которые отличают урбанизированную, внеприродную среду от природной среды небольшого поселения, мы получим следующие особенности.

  • 1. Дифференциация и концентрация различных видов деятельности, потенциально доступных каждому человеку и возможность не только выбора, но и смены их.
  • 2. Дифференциация и концентрация социальных взаимодействий, их разнообразие и опять-таки возможность выбора среди потенциально бесконечного разнообразия.
  • 3. Изменение формы социальных взаимодействий с преимущественно личной, неформальной на безличную, формализованную, анонимную, функционально-ролевую.
  • 4. «Лихорадочный» или стрессогенный темп и ритм взаимодействий, заданный концентрацией видов деятельностей, тиранией искусственного, «темперированного» времени часов, расписаний и т.п.
  • 5. Отказ или пренебрежение общими, старыми традициями для более свободного индивидуального самовыражения, индивидуализация стиля и образа жизни вплоть до отказа от такой традиционной формы общности, как семья с детьми.
  • 6. Сосуществование индивидуальных стилей жизни, взаимодействие разнообразных культур и акцентирование терпимости вплоть до безразличия к общепринятым нормам.
  • 7. Изменение характера взаимодействия с освоенной средой, с «домом», потому что проектирование и строительство дома поручается «квалифицированным специалистам», а человек помещается в заданную среду, как «атом в пустоту». С этой точки зрения практику сдачи домов под заселение без внутренней отделки следуют приветствовать, поскольку она дает возможность людям освоить среду и стать хозяевами своего дома-квартиры, - жители таких квартир получают возможность контроля над своей средой.

Все это привело к тому, что освоение многих искусственных сред становится все более трудным для человека. Это касается и среды государства вследствие неразвитости гражданско-правовых отношений в России; среды рынка в силу несформированности слоя мелких собственников и предпринимателей и других сред. Говоря о любых типах сред, мы должны учитывать доступность их для освоения человеком, способность самого человека контролировать изменение среды.

У населения России в историческом подсознании лежит устойчиво структурированное и функционально определенное природное пространство, в котором локализован дом с окружающей «внеприродной» средой. В условиях города локализована как раз природная среда, а основное окружение - непривычная, чуждая социокультурная среда, «джунгли большого города», в борьбе с которыми живет неукорененный российский горожанин. Этот переход из простой, предсказуемой и устойчивой среды в сложную и отчужденную среду современного города очень драматичен. (Примером того служит замерзающие из-за неисправных коммуникаций многоквартирные дома в небольших городках России. Сами жители летом не могут заменить, заварить пострадавшие трубы, коммуникации или хотя бы принять в этом участие, потому что они не хозяева этого.) Чтобы часть города была домом, т.е. освоенной средой, люди должны знать, что они могут (должны) в этой среде делать. Они должны ее по-настоящему освоить, сделать «своей». Недаром «граффити», которых предостаточно в чистых западных городах, некоторые исследователи считают закономерной формой освоения - одомашнивания городской среды молодежью. Значительная часть современной социальной работы по развитию сообществ заключается в работе социального менеджера, находящего точки приложения усилий местных жителей - расчистка грязного двора, озеленение лестницы, строительство спортивной площадки и т.д. Таким образом, формируется понятие своей среды, образ Дома, в строительстве которого принимал участие каждый житель квартала, микрорайона и т.д. Россиянам этот путь только еще предстоит пройти.

2.2.2. Среда всегда характеризуется определенными ресурсами , нужными человеку для удовлетворения его потребностей. Ресурсы могут быть материальными и нематериальными. Материальные ресурсы часто важны для доступа к нематериальным: информационным, юридическим, медицинским и т.п. Но помимо самих ресурсов не меньшее значение имеет еще и доступ клиента к этим ресурсам. Известно, что в современном обществе крайне неравномерно распределяются не только материальные блага, но и власть, престиж, уважение, доступ к различным услугам. У клиентов социального работника часто перекрыты именно каналы доступа к этим ресурсам и услугам. Часто ресурсы в среде имеются только потенциально. Например, в среде местного территориального сообщества (городского, районного, квартального, муниципального образования) всегда есть такой неиспользованный резерв, как активность самих жителей. Но, для того чтобы привести этот резерв в действие, требуется активизация социального участия этих жителей, пробуждение их инициатив, что может сделать профессионал - социальный работник. Свои неиспользованные резервы имеются в среде образовательных учреждений, семьи и других средах.

Но социальная среда не только предоставляет ресурсы, но и таит в себе определенный риск для людей. Скажем, человек может стать клиентом в результате неблагоприятных условий социальной среды (получить травму и стать инвалидом, лицом с девиантным поведением и т.д.). Причем жертвы неблагоприятных условий среды можно разделить на реальные и потенциальные . Реальные клиенты - это люди с психосоматическими дефектами и отклонениями, инвалиды; потенциальные клиенты - дети, родившиеся в семьях с низкими экономическими, моральными, культурными уровнями, мигрантов и т.п.

2.2.3. Существует достаточно много объективных факторов , превращающих человека в жертву неблагоприятных условий среды, т.е. клиента социальной работы. Это, во-первых, суровые природно-климатические условия региона, страны, местности, геопатогенные зоны, экологические загрязнения различного плана, которые могут оказывать негативное влияние на развитие человека, его поведение, повышая не только риск заболеваемости, но и уровень криминального, антисоциального поведения (стимулируя развитие наркомании, алкоголизма, самоубийств и т.п.). Во-вторых, нестабильность в обществе, что характерно для обществ переходного периода. Исследователи подчеркивают, что стремительная экономическая, политическая и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности у разных групп населения, особенно старших, и к формированию у младших поколений принципиально иных, новых ценностных ориентаций, что в комплексе приводит к росту «жертв» среди старших, средних и молодых групп населения.

В результате возросло и число разных типов жертв неблагоприятных условий социализации (правонарушители, наркоманы, проститутки, бомжи, нищенские слои населения) . В-третьих, группа сверстников с антисоциальной направленностью (особенно в подростковом и юношеском возрастах). В-четвертых, семья, когда, например, склонность к асоциальному образу жизни, противоправному поведению может передаваться по наследству.

В общем, к среде следует относиться как к источнику различных рисков, а не только ресурсов, она может быть как развивающей, так и разрушающей человека. Если возможности рисков в ней доминируют над возможностями получения ресурсов, если она не предоставляет возможностей для развития человека, стимулируя у него только появление асоциальных качеств, то такая среда - именно разрушающая. Развивающей среда будет, если:

в ней представлены в требуемом балансе как риски, так и способы адаптации к ним;

  • - есть необходимые ресурсы для позитивного развития человека и удовлетворения его потребностей;
  • - человек имеет доступ к этим ресурсам;
  • - среда характеризуется разнообразием, богатством стимулов; человек включается в эту среду добровольно и активно, на основе

своих мотивов и способностей (что отвечает его самости), а не под внешним давлением;

характеристики среды не провоцируют превращение его в пассивного клиента или только потребителя услуг;

Средой формируется социальный заказ на личностные качества человека;

взаимодействия человека и среды строятся на основе взаимной открытости человека и среды, их взаимозаинтересованности;

Освоение среды для человека посильно, доступно, или при возникновении сложности для человека оно регулируется специальным посредником, так что человек видит от этого посредничества пользу для себя (он ощущает, что повышается его социальная компетентность);

сложились такие регуляторы взаимодействия человека и среды, как право, мораль, профессиональная деятельность социального работника и т.д. Компоненты социальной среды могут быть сильно или слабо связными. Сильная связность говорит о прочности среды, слабая - о ее непрочности.

Всякая среда имеет ряд общих характеристик, среди которых можно указать на:

  • меру стабильности/нестабильности среды ;
  • наличие ресурсов среды (материальные/нематериальные)",
  • возможность доступа клиента к этим ресурсам ;
  • рискогенность среды для клиента",
  • скрытые резервы среды,
  • доступность среды для освоения клиентом (возможность его прямого взаимодействия с ее компонентами );
  • разнообразие возможностей и характеристик среды (создающее базу для роста человека)
  • мера открытости среды для человека , востребованность человека средой ;
  • способ включения человека в среду: добровольный (на основе преимущественно личных мотивов и способностей) или жестко принудительный ;
  • наличие/отсутствие посредников между человеком и средой ;
  • тип отношений среды к человеку и наоборот (от разрушающего до полностью отвечающего взаимным потребностям).
  • 2.2.4. На какой из этих характеристик целесообразно делать акцент, зависит от целей, стоящих перед социальным работником, а также от специфики самой жизненной ситуации клиента. В любом случае обобщенный портрет плохой среды в соответствии с приведенными общими характеристиками сводится к тому, что это среда со слабыми (в лучшем случае ограниченными) ресурсами для клиента, трудностями доступа и к этим ограниченным ресурсам, высокой вероятностью превращения человека в жертву условий среды, повышенной нестабильностью, непредсказуемостью протекающих в ней событий (что порождает трудности в адаптации к ней клиента, фрустрацию, невротизацию клиента), бедностью среды стимулами (что ограничивает возможности его самореализации), трудностью освоения клиентом (и как итог его плохим самочувствием в условиях этой среды) или принудительностью его включения в эту среду и т.д. Соответственно хорошей будет среда, характеризуемая достаточно высоким уровнем стабильности (что важно для успешной адаптации клиента), наличием необходимых ресурсов и возможности доступа к ним со стороны клиента, отсутствием опасности превращения его в жертву, разнообразием стимулов (что создает возможности для его развития), налаженностью взаимообмена между клиентом и средой, легкостью освоения клиентом (и соответственно его хорошим психологическим самочувствием в условиях этой среды), добровольностью включения его в эту среду и т.д.

Сказанное можно проиллюстрировать на примерах. Если среда в семье, образовательном учреждении, территориальном сообществе достаточно стабильна, устойчива, имеет необходимые ресурсы, при том, что эти ресурсы доступны человеку, если в этой среде развиты средства адаптации к различным рискам и она предоставляет необходимые возможности для конструктивного развития человека, характеризуется разнообразием стимулов и т.д., то можно считать такую среду благополучной. И, действительно, стабильность требований, предъявляемых к детям в семье, школе - очевидное условие успешности их воспитания. Нестабильность же, привносимая разводами родителей или противоречивыми требованиями со стороны родителей, тормозит успешность воспитания. Наличие разнообразных ресурсов - также очевидное условие успешности достижения семьей, школой своих воспитательских целей. При этом ресурсы должны быть доступными детям. Для школы на первый план часто выступают такие материальные ресурсы, как обеспеченность ее помещениями, компьютерами, учебниками и т.д. Для семьи наиболее приоритетным ресурсом выступает духовный ресурс: любовь к детям и забота о них.

Богатство, разнообразие ситуаций, развивающих сред в семье, школе делает их интересными, привлекательными для детей. Однообразие же среды в таких специфических учреждениях, как детский дом, приют (вообще любое закрытое учреждение), негативно сказывается на развитии детей, подростков.

Необходимо, однако, подчеркнуть, что акцент в семье, школе на одних материальных ресурсах часто приводит к тому, что общение в этих средах обедняется. Семья при такой ориентации оказывается замкнутой только на проблемах собственного выживания, дети растут в атмосфере ущербного, порожденного нынешней трудной ситуацией общения (они слышат разговоры только о деньгах, материальных трудностях родителей, у которых не хватает времени на их духовное воспитание, приобщение к культуре). Духовный ресурс оказывается неиспользованным вовсе.

Разумеется, семья, школа должны быть заинтересованы в ребенке, готовы его принять, окружить заботой, вниманием, адаптироваться к нему, его особенностям (чего так часто не хватает). Есть, как говорилось, даже семьи с «ненужными», «лишними» детьми. Вообще самые разнообразные среды часто не готовы к включению в них человека, не способны адаптироваться к появлению человека, характеризуются определенным эгоизмом, стремятся «подмять» иод себя человека. И среды можно дифференцировать по степени готовности/нсготовности к такому включению в них человека. Уже поэтому включающийся в них человек часто нуждается в посреднике - социальном работнике, помогающем ему в таком освоении среды, вхождении в нее.

В принципе социальная среда должна максимально способствовать процессу реализации потенциала человека, адаптации его к требованиям общества. Здесь возникают, конечно, нелегкие вопросы: что такое наиболее благоприятная развивающая среда для ребенка или пожилого человека, в чем вообще ее особенности для каждого этапа жизненного пути, как ее наполнить конкретным содержанием применительно к этапу младенчества, подросткового, юношеского и тем более старческого или взрослого возраста.

С точки зрения теории важно подчеркнуть, что надо ставить вопрос о конструировании благоприятных развивающих сред, специфичных для каждого возрастного периода. Именно вопрос об этих средах составляет сердцевину разработок по проблеме создания «достойных человека условий жизни» (плохо проясненной в концептуальном плане). В практическом плане эта задача пересекается с задачей разработки социальных стандартов и нормативов деятельности социальных служб.

Часто социальная среда, как уже говорилось, заполнена стимулами, создающими угрозы развитию, способными превратить человека в кли- ента-жертву. Информация о наркотиках, реклама алкоголя, сигарет, соответствующие искусы для подростка стали уже неотъемлемыми чертами современной городской среды. В ней же для подростка представлена и возможность вступления в тоталитарные секты, приобщения к различным преступным группам. Все эти риски как бы программируют подростка на роль возможной жертвы, клиента социального работника. Разумеется, эти компоненты среды действуют на человека лишь при условии неразвитости его сознания, инфантилизме. Ориентация на «престижные» предметы потребления характерна для многих подростков. Перед социальным работником первоочередной становится задача оздоровления среды, снижения ее рискогенности через изменение организации среды, насыщение ее развивающими, а не разрушающими стимулами, профилактику наркомании, молодежной и подростковой преступности.

При опросах подростки часто говорят о том, что они предпочитают проводить свое свободное время не в собственном, а в других районах; ощущают недостаток спортивных секций и кружков, подростковых клубов, в общем, называют много причин, формирующих у них негативное отношение к своему району проживания. Такая ситуация - сигнал для переосмысления местной социальной политики по отношению к молодежи, побуждение к формированию позитивных программ по созданию на территории района более привлекательной среды для подростков. Одновременно это и оценка деятельности местной власти со стороны этой группы населения.

2.2.5. Иные проблемы с оптимизацией среды возникают в отношении человека пожилого. Пока пожилые люди живут в условиях среды, созданной преимущественно для взрослых здоровых людей. Пожилому человеку часто трудно воспользоваться транспортом - в него трудно войти, ступеньки слишком высоки и г.д. Порой не хватает скамеек у парадных дома, чтобы просто посидеть, пообщаться. Не в российских традициях и не в материальных возможностях пожилых людей регулярное посещение ими кафе, ресторанов. Современная городская среда отводит все меньше и меньше места человеку вообще и пожилому человеку в особенности (сокращается число удобных мест отдыха, уменьшается количество зеленых насаждений, скверов и т.д.). В общем, встает масштабная задача проектирования силами местной власти жизненной среды под потребности и интересы людей, а не автомобилей. На этом пути придется преодолеть еще определенные стереотипы, а именно - мнение, что такого рода деятельность - это нечто второстепенное; власть может функционировать, не учитывая потребностей разных групп населения.

Разумеется, в практике формирования городской среды помимо негативов есть уже и позитивы. Их пример - создание пешеходных зон в центрах городов. Пешеходная зона открывает возможность возврата к первоначальному смыслу передвижения по зоне. Пешеходная зона позволяет любому человеку расслабиться, сконцентрировать свое внимание на архитектуре зданий, посидеть, отдохнуть. Сидение не есть только пустое времяпрепровождение или отдых. Это одновременно способ созерцания, единения со средой и демонстрация автономной (независимой) позиции, «способ передвижения» для престарелых людей. Значительная часть пожилых, как правило, избегают многолюдных городских улиц и площадей. Другими стимулирующими элементами городского пространства являются его малая архитектура, деревья, текущая вода. Подобного рода компоненты создают впечатление «одомашненности среды», укрепляют чувство безопасности людей. Создание соответствующих локализованных пространств, уютных уголков может рассматриваться как перспективное направление деятельности в муниципальной социальной работе. На эти аспекты указывается в «Лекциях по технологии социальной работы» под ред. Е. И. Холо- стовой (Ч. III. М., 1998. С. 57). О том, какой потенциал для оздоровления, омоложения пожилого человека способна нести в себе окружающая среда, показывает яркий эксперимент Э. Ленджер и ее коллег по Гарварду . Они решили изменить среду, окружающую людей в возрасте 75 лет, переструк- турировав ее на среду, которая была на 20 лет раньше, погрузили их в обстановку 20-летней давности. Эксперимент длился всего неделю, но результат погружения пожилых в такую более «молодую» среду удивителен: удалось повлиять на сам процесс старения людей (обострить зрение и слух, увеличить мускульную силу, улучшить память, даже повысить уровень интеллекта). Подобного рода результаты внушают оптимизм. Вывод, впрочем, и без того ясен: изменяя среду, превращая ее в более комфортную, отвечающую глубинным интересам человека, можно добиться многого.

Сложилось так, что на основе преобладающего типа социальной среды, как говорилось, выделяются и отдельные направления в социальной работе. Такой подход, однако, не учитывает целостного характера структуры «человек - среда - регуляторы их взаимодействия», базируется только на одном, хотя и важном, ее компоненте - среде.

  • 2.2.6. Для теории социальной работы важен вопрос о типах взаимоотношений, возможных между человеком и средой в принципе. Дело в том, что эти соотношения могут быть весьма различны - от крайне неблагоприятных (человек - жертва среды) до очень благоприятных для человека. Иначе говоря, социальная среда может как полностью подавлять, блокировать развитие человека, превращая его в клиента-жергву, так и полностью способствовать удовлетворению всех его потребностей и процессу развития человека. Перечислим некоторые типы соотношений человека и среды.
  • 1. Полное несоответствие человека и среды. Среда превращает человека в клиенга-жертву, что может проявляться на самых разных этапах жизненного пути. Но его исходная форма четко обнаруживается уже в самом начале жизни, когда новорожденный младенец оказывается не нужен ближайшей среде, в семье его не ждали, он не востребован, «лишний». Процент «ненужных» детей, как известно, весьма значителен. Следует сразу включать «защитные» возможности социального работника или изымать их из такой среды, запуская в действие механизм правовой защиты ребенка. Во всяком случае, требуется поиск средств и механизмов включения ребенка в соответствующие его возрасту среды.

Но человек может и заканчивать жизнь в условиях такой неблагоприятной, разрушающей его среды. Так, исследования показывают, что пожилые одинокие люди в условиях социальных домов для одиноких пожилых часто нс всегда оказываются в благоприятной среде. Вопреки первоначальным ожиданиям, среда в условиях социальных домов для одиноких пожилых может изолировать человека от общества, замыкать в своем переживании старости. Если же социальный дом вписан в жизнь городского квартала, то он увеличивает разнообразную содержательную жизнь, не ограничивает числа социальных ролей старых людей.

Возможна и обратная ситуация, когда среда выступает жертвой людей. Например, те же разрисованные, обшарпанные лифты, лестницы, подъезды, превращенные в подобие помойки, залитые водой подвалы и т.д. Примеров такого отношения к городской среде со стороны человека можно привести множество.

Социальная работа ориентирована прежде всего на изменение того, что складывается при неадекватных типах взаимоотношений человека и среды. Нужны, разумеется, в первую очередь технологии защиты человека от воздействия разрушающих его сред. Адаптация человека к ним невозможна в принципе. Поэтому важны средства соответствующей социальной диагностики, чтобы сначала выявить такие среды.

  • 2. Частичное соответствие человека и среды. Социальная среда современного российского социума сейчас требует от большого числа людей повышенной инициативности, предприимчивости. Но большинство людей соответствуют этому требованию лишь «частично», возможно, только начали формировать у себя эти качества, многие к ним вообще не способны. Бывает также частичное соответствие человека и профессии и т.д.
  • 3. Полное соответствие человека и среды. В этом случае среда развивает потенциал человека (например, обоснованный выбор человеком профессии, счастливый брак, разнообразящие жизнь увлечения и т.д.).

Разумеется, социальный работник чаще имеет дело со случаями полного несоответствия или частичного соответствия человека и среды. В случае полного несоответствия (наиболее часто встречаемого в практике социальной работы) для предотвращения превращения человека в клиента-жертву требуются технологии радикального преобразования ситуации, выведения человека из-под влияния этой среды, подбора ему другой среды, отвечающей возрастным, личностным, социальным характеристикам.

Наиболее продуктивное взаимодействие человека со средой, как говорилось, возможно только если между ними сложились отношения взаимного обмена: среда удовлетворяет основные потребности человека, а человек, в свою очередь, своей деятельностью поддерживает существование среды. В этом смысле говорилось об их взаимной предполагаемое™, взаимной полезности. Разумеется, это отношение взаимной полезности наиболее представлено на этапе взрослости человека, нахождения его на этапе продуктивной деятельности. Нельзя требовать «полезности» от пенсионеров, инвалидов, детей.

  • Собрание законодательства Российской Федерации. Ст. 3.
  • 2 См.: Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
  • Социальная работа / под общ. ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д, 1999.
  • Кузнецова Т. 10. Социальная адаптация выпускников детских домов: каид. дис. СПб.,2003.
  • Чопра Л. Нестареющее тело, вечный дух. М., 1994.