Что такое преждеосвященные дары. Литургия Преждеосвященных Даров. "Да исправится молитва моя:"

Христианам, которые только недавно начали путь к Богу, бывают непонятны различные названия . Например, прихожане часто спрашивают: «Что такое литургия преждеосвященных даров? Какой тайный смысл она несет? Как проводится?»

Основное понятие такого богослужения

Когда приходит время Великого поста перед праздником Пасхи, а именно в дни святой четыредесятницы, проводят особую литургию. Совершается она постоянно по пятницам и средам. Это священное действие проходит в дни самого строгого воздержания в вечернее время.

Следуя церковным законам, в эти дни следует совсем отказаться от принятия еды до появления первой звезды. И только вечером каждый истинный христианин как ребенок радуется этому святому причащению. Но в наши дни это таинство уже перестали проводить только в вечерние часы. Практически во всех храмах литургию преждеосвященных даров устраивают утром или днем.

Она отличается от повседневной литургии тем, что при богослужении дары (жертва) приготовлены накануне. До того как начнется служба, их освящают и раскладывают для дальнейшего причащения.

Эту литургию начали проводить еще с самых первых веков развития христианства. Раньше православные причащались очень часто, практически в любые будние дни. Но так как это таинство очень торжественное, во время Великого поста совершать его считалось не очень хорошим действием. Поэтому было принято решение в дни строгого поста проводить богослужение с дарами, которые были освящены заранее.

Все это закрепил на письме Папа Римский Григорий Двоеслов еще в 6-м веке. Связано это было также с тем, что некоторые православные не могли посещать службы, и специально для них на ступенях храма оставляли освященные дары или дьяконы разносили эти подношения по домам мирян.

Традиция совершать литургию именно вечером появилась в 1968 году. Тогда работающие люди обратились с просьбой проводить это радостное богослужение вечером, так как до этого они заняты на работе. Церковь учла эти просьбы, и стала проводить таинство в вечерние часы.

Начало литургии такое же, как и при любом другом таинстве. Она начинается со слов его святейшества: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…» Это надежда на духовное ожидание. Далее служба идет таким порядком:

Каждый, кто хоть раз прочувствовал этот завораживающий ритуал, уже не будет задаваться вопросом «Что такое литургия Преждеосвященных Даров?»

Чин Литургии, происхождение, особенности, последование, видео

Литургия преждеосвященных Даров - это главнейшая торжественная служба . Во время этого богослужения таинство преложения хлеба и вина в плоть и кровь Господни не совершается, а предлагаются для причащения верных Дары, освященные на прежде бывшей полной литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста . Литургия преждеосвященных Даров совершается только в Великом посту : в среду и пятницу первых шести недель поста, в первые три дня , а также в дни святых, которым на утрени положен полиелеос .

Происхождение Литургии преждеосвященных Даров

В древности благочестивые христиане имели святое обыкновение причащаться святых Даров за каждой Литургией. Но в дни Великого поста, как особые дни печали, отцы Церкви не могли совершать такого радостно-торжественного богослужения, как святая Литургия. В то же время им не хотелось оставлять благочестивых христиан без причащения, хотя бы и на одну неделю. Ввиду этого Церковью и было установлено предлагать для причащения Дары, освященные раньше. Установление Литургии преждеосвященных Даров относится к первым временам христианства, а окончательное ее образование и письменное изложение приписывается св. Григорию Двоеслову, папе Римскому , жившему в VI веке.

Особенности Литургии преждеосвященных Даров

Литургия преждеосвященных Даров совершается в соединении с и . Сначала читаются часы 3-й, 6-й и 9-й, затем вечерня и, наконец, литургия. Вечерня заменяет собой и начинается возгласом полной литургии «Благословено Царство ». Далее следует чтение псалма 103, великая ектения и стихословие кафизмы с тремя малыми ектениями. После кафизмы поется «Господи воззвах » со стихерами. В это время священник вынимает из Дарохранительницы, которая находится на престоле, преждеосвященный Агнец и кладет его на дискос, поставленный на жертвенник. Затем вливает в чашу вино с водою, для более удобного преподания верующим св. Даров, и покрывает дискос и потир покровами. Все это делается только со словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас », так как все молитвословия уже были произнесены на ранее совершенной полной литургии.

После вечернего входа и прокимна обычно читаются две паремии: одна из книги Бытия о грехопадении прародителей и их изгнании из рая и дальнейших событиях, другая - из книги Притчей, побуждающая любить и искать Божественную премудрость. По прочтении первой паремии Царские врата отворяются. Диакон возглашает: «Премудрость прости », а священник, держа в руке кадило и три сплетенные вместе зажженные свечи, обращаясь на восток, крестообразно осеняет, возглашая: «Свет Христов », и, обращаясь на запад, осеняет также народ, говоря: «Просвещает всех ». В древности обряд этот имел особенное значение. В дни Великого поста в храме было много оглашенных , которые крестились в день Пасхи , и вот этих оглашенных перед литургией верных осеняли зажженной свечей в знак того благодатного света, который они получат в крещении. Это осенение совершалось при открытых Царских вратах. А так как оглашаемые не должны были видеть святыни алтаря, то, в сознании своего недостоинства, они преклонялись до земли. Теперь это делают и все верные в покаянные дни поста. Далее чтец читает вторую паремию. После нее Царские врата открываются, и для большего возбуждения покаянного чувства поется стих 140 псалма Д aсz и3спрaвитъ моли1тва моS, я4кw кади1ло предъ тоб0ю. воз8дэsніе рyку моeю, жeртва вечeрнzz со стихами:

  1. Г Dи воз8вaхъ къ тебЁ ;
  2. П оложи2 гDи хранeніе ўстHмъ мои1мъ, и3 двeрь њграждeніz њ ўстнaхъ мои1хъ (перевод: и огради двери уст моих );
  3. Н е ўклони2 с®це моE въ словесA лукaвствіz, непщевaти вины2 њ грэсёхъ (перевод: не допусти сердце мое до лукавых оправданий в грехах моих ).

Присутствующее в храме молятся в это время, наклонившись до земли, а священник, стоя пред престолом, совершает каждение в знак возношения Богу приносимых молений. После пения этих стихов священником пред престолом произносится молитва св. Ефрема Сирина с земными поклонами. Последними ектениями литургии оглашенных заканчивается собственно вечерня. Далее следует самая Литургия преждеосвященных Даров, то есть в сокращенном виде: исключаются те ее части, которые относятся к освящению св. Даров.

Последование Литургии преждеосвященных Даров

Самая Литургия преждеосвященных Даров начинается или чтением Евангелия, если оно положено, или же сугубой ектенией. За сугубой ектенией следует ектения об оглашенных. Со среды 4-й седмицы поста присоединяется еще особая ектения о готовящихся к просвещению, т.е. крещению. После молитв за оглашенных произносятся две ектении от лица верных, как и за полной литургией. Во время произнесения этих ектений священник тайно молится о неосужденном причащении Тела и Крови Христовых, которые уже предлежат на жертвеннике. Вместо обычной «Херувимской песни » поется особая песнь, содержанием своим примененная к Дарам, уже освященным:

Н hнэ си1лы нбcныz с8 нaми неви1димо слyжатъ: се бо вх0дитъ цRь сlавы: се жeртва тaйнаz совершeна дарми2 прин0ситсz. Вёрою и со стрaхомъ пристyпимъ, да причaстницы жи1зни вёчныz бyдемъ. Аллилyіа.

Ныне силы небесные (т.е. св. Ангелы) с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы: се жертва тайная совершена (уже освященная) дарми приносится (торжественно переносится). Верою и со страхом приступим, да причастницы жизни вечные будем (чтобы быть участниками вечной жизни). Аллилуиа.

Перед словами «Верою и со страхом приступим »…, как и в полной литургии, перед «Яко царя », Дары переносятся чрез северные двери с жертвенника на престол. При этом диакон на главе несет дискос со св. Агнцем, а священник в правой руке - чашу с вином. Как и на литургии Златоустовой возглашается: «Всех вас да помянет Господь Бог » и т. д.

По поставлении св. Даров на престол совершаются: приготовление верующих к причащению, раздробление св. Агнца, самое причащение, благодарение за причащение и отпуст. Все это происходит в том же порядке, как и на полной литургии. Не бывает только возношения Тела Христова при словах: «Святая святым », потому что оно уже было совершено на литургии полной, и священник только прикоснется к св. Агнцу, возглашая: «Преждесвященная Святая святым ».

Причастный стих поется на преждеосвященной Литургии всегда один и тот же: «В куси1те и3 ви1дите, ћкw блaгъ гDь. Аллилyіа »; а вместо «Благословен грядый во имя Господне »… поется: «Благословлю Господа на всяко время ». Заамвонная молитва - особая, великопостная: «Владыко вседержителю ». В ней священник молит Господа, чтобы Он помог нам сохранить истинную веру, победить грех и неосужденно дожить и поклониться святому Христову воскресению. По прочтении 33 псалма литургия оканчивается обычным полным отпустом.

Литургия преждеосвященных Даров. Видео

Старообрядческое Богослужение . Литургия Преждесвященных Даров на память 40-ка мучеников Севастийских . Совершили: архиепископ (Еремеев) в сослужении иерея , клира и прихожан старообрядческой Общины Ростова-на-Дону. Вторник третьей Недели Великого поста, 2017 год.

Видео снято по благословению архиепископа Зосимы

У нас в России, когда господствовал Устав Студийский (XI-XIII вв.), Литургия Преждеосвященных Даров совершалась во все седмичные дни Великого Поста (кроме субботы и воскресенья). Но со времени введения Иерусалимского Устава (XIV-XV вв.) святого Саввы Освященного и до настоящего времени эта Литургия совершается только по средам и пятницам Великого Поста и в особые дни праздников.

Литургия Преждеосвященных Даров состоит из исследования вечерни, так как в древности причащались вечером, а в Святую Четыредесятницу до вечера не вкушали пищи, и Литургии – кроме молитв освящения Даров, поскольку Дары уже освящены.

Особенность этой Литургии составляют пение «Ныне Силы Небесныя» , чтение молитв и ектений об оглашенных и просвещаемых или готовящихся ко Святому Крещению, а также ектений о верных перед причащением Святых Даров и молитвы заамвонной.

Дары, которые преподаются верующим на Литургии Преждеосвященных Даров, освящаются прежде, при совершении Литургии святого (в Неделю сыропустную, в Неделю Ваий, в Благовещение, случившееся в седмичные дни), или на Литургии святого (в Недели 1–5 Великого Поста).

ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ОСВЯЩЕНИЕ ДАРОВ ДЛЯ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

На тех Литургиях, за которыми освящаются Дары для Литургии Преждеосвященных Даров, на проскомидии употребляется большее количество просфор, нежели обычно, а именно столько, сколько приготовляется к освящению Агнцев для Литургии Преждеосвященных Даров, ибо Агнец для каждой Литургии изъемлется из особой просфоры. Святой Агнец для Литургии Преждеосвященных Даров приготовляется на проскомидии в то время, когда приготовляется Агнец для Литургии, совершаемой в тот же день. На проскомидии священник «изъемлет, жрет и прободает первый Агнец», затем произносит те же слова и совершает те же действия над Агнцами, приготовляемыми для Литургии Преждеосвященных Даров; затем полагает их все на дискос и покрывает покровами. Во время освящения Даров, после призывания Святого Духа священник произносит совершительные слова одновременно над всеми Агнцами: «Сотвори хлеб убо сей», а не говорит во множественном числе: «Хлебы сия», потому что один есть Христос, как в том, так и в другом хлебе. Когда священник совершает возношение Святых Даров, он возносит также и Агнец, предназначенный для Литургии Преждеосвященных Даров. Затем, когда священник раздробит первый Святой Хлеб, он влагает его частицу (ИС) в потир и вливает в потир теплоту. Далее, он полагает на левую руку (на гýбу) Святой Агнец, приготовленный для Литургии Преждеосвященных Даров, а правой рукой берет лжицу и, омочив ее в Пречистой Крови, касается ею Святого Агнца крестообразно, прикасаясь к мягкой стороне по крестообразному нарезу. Пречистое Тело Христово, соединенное с Пречистою Кровию, полагается в дарохранительницу и хранится до Литургии Преждеосвященных Даров.

ЧИН ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

Во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, внушает нам хранить пост до вечера и только вечером разрешает принимать пищу один раз в день (Типикон, гл. 8), поэтому Литургия Преждеосвященных Даров служится после 9 часа и вечерни, которая непосредственно соединяется с Литургией. О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером свидетельствует святой , который говорит: «Совершаем же эту службу в 9 часу (в 3 по полудни), соблюдая постный Устав, предписывающий есть однажды в день – вечером».

По своему составу Литургия Преждеосвященных Даров делится на две части: Литургию оглашенных и Литургию верных. Вечерня заменяет собой начальную часть полной Литургии – Литургию оглашенных. Из чина полной Литургии взяты молитвы об оглашенных, приготовление верующих ко причащению, само причащение и благодарение за причащение.

Чин Литургии Преждеосвященных Даров не похож на Литургию Иоанна Златоуста или Василия Великого, которые служатся обычно и вызывает у много вопросов не только у новоначальных. Почему эта служба бывает только Постом? Почему Дары освящены заранее? Почему в древности она служилась вечером? Почему не принято причащать на ней младенцев? Отвечаем на все «почему».

В Великом посту по воскресным дням совершается Божественная Литургия св. Василия Великого (а также в четверг и субботу Страстной Седмицы). По субботним дням, а также в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня во Иерусалим совершается литургия св. Иоанна Златоуста. Эти литургии в церковном обиходе называют полными , поскольку на них совершается возглашение Евхаристической молитвы, называемой Анафорой (греч.- ἀναφορά - возношение), во время которого Святой Дух освящает и претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христову.

В остальные дни Поста Божественная литургия не совершается. Евхаристия - это всегда радость и торжество, а Четыредесятница - время сокрушения и покаяния. Поэтому Божественная литургия совершается только в те дни, которые отмечены особым, праздничным характером.

Однако аскетический подвиг, которые несут верующие в течение Поста, требует значительного и постоянного напряжения духовных сил, и причащение св. Христовых Тайн является наиболее действенным средством для их укрепления и преумножения.

Поэтому в течение Четыредесятницы по средам и пятницам, а также в праздник 40 Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи, четверг 5 седмицы Поста (“Стояние св. Марии Египетской”), а также в дни храмовых праздников совершается особое богослужение - Литургия Преждеосвященных Даров, - за которым происходит причащение Св. Тела и Крови Христовых, заготовленных в предшествующий воскресный день и благоговейно сохраняемых в течение седмицы на престоле в алтаре храма.

Богослужебный чин Литургии Преждеосвященных даров восходит к глубокой древности. В ранние века истории Церкви существовал широко распространенный обычай, который в наше время может казаться совершенно немыслимым.

В древности все христиане причащались не только в храмах за Божественной литургией. Они получали св. Дары для того, чтобы отнести их больным и немощным, кто не мог присутствовать в храме, а также уносили св. Дары в свои дома, где в будние дни во время домашней молитвы причащали сами себя и своих домочадцев.

Монахи и анахореты, жившие в пустынных местах, имели в своих кельях освященные Дары, которыми причащались после совершения молитвенного правила. В одном из писем св. Василий Великий писал: “Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос говорит: «кто есть Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную». ...Все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и в Египте и каждый крещеный мирянин, по большей части, имеет причастие у себя дома, и сам себя причащает, когда хочет”.

Обычай самопричащения среди монахов существовал вплоть до XV в., об этом упоминал св. Симеон Солунский.

Достоверно неизвестно, кто является составителем чина Литургии Преждеосвященных. В древности авторство приписывалось свв. Иакову, брату Господню, Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту и др.. Современный славянский служебник (книга, по которой священники совершают богослужения суточного круга и Божественную литургию) приписывает авторство св. Григорию Двоеслову.

Однако это - легенда, не имеющая никакого исторического основания. Св. Григорий Двоеслов был латинянином, мало знакомым с греческим языком. Более того, он критически относился к грекам и их церковным обычаям, поскольку во время своего правления состоял в конфликте с константинопольским патриархом св. Иоанном Постником из-за того, что тот принял титул “Вселенского патриарха”.

Никаких достоверных исторических сведений о том, что св. Григорий для греческой Церкви составлял какие-то богослужебные чины, естественно, нет и не может быть. Кроме того, само усвоение чина литургии св. Григорию появляется не ранее XVI в. в италийских греческих Евхологиях (служебниках), которые были взяты за образцы на Руси при проведении книжной справы при патриархе Никоне.

Вполне вероятно, что в какой-то момент кто-то из издателей этих служебников допустил ошибку, спутав имена св. Григория Богослова Констанинопольского, который с большой долей вероятности мог быть составителем одной из редакций чина литургии, почему в некоторых древних рукописях литургия Преждеосвященных приписывалась его авторству, и Григория Великого Двоеслова, великого римского папы. В современных греческих служебниках указание на св. Григория Двоеслова, как автора чина литургии, отсутствует.

О сложившемся чине литургии Преждеосвященных даров существуют свидетельства, восходящие к VI — VII в.. В житии св. преп. Георгия Хозевита, жившего в монастыре в пустыне неподалеку от Иерихона, повествуется о следующем случае. Преподобный имел обычай в воскресные дни после всенощного бдения посылать юношу Зинона в Иерихон за просфорами.

Однажды Зинон стоял близко к алтарю во время совершения литургии и слышал слова анафоры, которые врезались ему в память. В одно из воскресений, возвращаясь с просфорами из Иерихона, Зинон мысленно повторил эти слова, размышляя о них. В это время сошел Дух Святой и освятил и просфоры, и юношу. Преподобному же Георгию, который в это время отдыхал после всенощного бдения, явился ангел и сказал: «Встань, пресвитер, и соверши Преждеосвященную службу над тем приношением, которое несет юноша, ибо оно освящено».

В Константинопольской Церкви чин Литургии Преждеосвященных также появляется не позднее рубежа VI-VII вв.. В “Пасхальной хронике” сообщается: “«в этом году при Сергии патриархе Константинопольском с первой недели поста, четвертого индикта (615 год) начали петь после,да исправится" во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакии на престол, после того, как иерей скажет: ,Πο дару Христа Твоего" народ тотчас начинает: ,Ныне силы небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Парь славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и страхом приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа"»”.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается в соединении с Великопостной Вечерней. В древности она совершалась вечером перед заходом солнца. Причастники воздерживались от пищи в течение всего дня. Однако впоследствии служение Литургии Преждеосвященных было перенесено на утро, поскольку для большинства верующих такое воздержание в течение всего дня было затруднительно. 28 ноября 1968 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение благословить совершение Литургии Преждеосвященных вечером, если правящий архиерей считает это нужным. В этом случае воздерживаться от пищи и питья необходимо не менее 6 часов.

Литургия Преждеосвященных Даров, также как и Великопостная вечерня начинается чтением 103 псалма, в котором воспевается сотворение мира Богом. Далее диакон произносит Мирную ектению, после которой читается кафисма - раздел из Псалтири, состоящий из нескольких псалмов и разделенный в свою очередь на три части -“Славы”.

Во время первой славы священник в алтаре приготавливает св. Дары на престоле, на второй - совершает троекратное каждение св. Даров, а на третьей переносит св. Дары с престола на жертвенник. Во время чтения третьей славы верующие в храме преклоняют колени в знак благоговения к Телу и Крови Христовым, которые полагаются на жертвеннике в алтаре.

В древности св. Дары приготавливались в особом помещении - скевофилакионе, которое находилось вне храма и куда могли входить только священнослужители. Впоследствии жертвенник в алтаре заменил собой скевофилакион. После кафизмы великопостная вечерня идет своим порядком - исполняется “Господи Воззвах …” (Стихи из 140 пс.) и стихиры -песнопения, соответствующие дню церковного календаря.

Во время пения последней стихиры духовенство совершают Вход (процессия с кадилом и свечами), после чего исполняется гимн Свете Тихий , обращенный к Иисусу Христу. Далее следует пение прокимнов (избранных в зависимости от дня стихов из псалмов) и чтение паримий - отрывков из библейских книг Ветхого Завета. Перед началом второй паримии священник с кадилом и свечой в руках крестообразно благословляет народ со словами: “Свет Христов просвещает всех”.

Этот обряд восходит к благочестивой традиции ветхозаветных евреев благодарить Бога при зажигании светильников вечером за свет, который Он дал, чтобы люди могли видеть во мраке ночи. Христиане придали этому обряду иное символическое значение. Возжжение и внесение в собрание в молитвенное собрание светильник напоминал им о вечном и неизменном присутствии в Церкви Христа, который называл Себя Светом миру (Ин. 8, 12 и 9, 5) .

По окончании чтений следует непосредственно чин литургии. Особым напевом исполняются стихи избранные из 140 псалма “Да исправится молитва моя”. Во время их пения верующие преклоняют колена.

Следует сугубая ектения, за которой совершается моление о священноначалии Церкви, о стране и гражданских властях, совершается поминовение имен о здравии.

В древней Церкви огласительная дисциплина разделялась на несколько этапов. Просвещение - это заключительный этап, длившийся в течение последних седмиц поста и завершавшийся торжественным крещением оглашенных в канун св. Пасхи. Также как и на полной литургии, по окончании этих молений оглашенным повелевается покинуть храм и совершаются две ектении о верных - по тому же порядку, как и на полной литургии.

Церемонию Великого входа, во время которого св. Дары переносятся с жертвенника по солее и вносятся царскими вратами вновь в алтарь и поставляются на престол, сопровождает гимн “Ныне силы Небесные “ (см. выше). Во время выноса св. Даров из алтаря верующие преклоняют колени. После окончания Входа вновь читается молитва св. Ефрема с поклонами.

Следует просительная ектения “Исполним молитву нашу Господеви…”, по окончании которой хор или народ поет молитву Господню “Отче наш”. Так же как и на полной литургии, священник после возгласа “Святая Святым” раздробляет св. Агнец, который был напоен св. Кровью после освящения на предшествовавшей полной литургии и влагает частицу его в чашу с вином. Таким образом, вино в чаше смешивается с Кровью Христовой.

Существуют две различные точки зрения относительно того, следует ли после этого вино в чаше считать в полном смысле Кровью Христовой или только освященным вином. В греческой Церкви вино в чаше после смешения почитается Кровью Христовой, поскольку считается что оно освящается смешением.

Св. Симеон Солунский писал: “...В священный потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них Божественного Хлеба и Крови, которою он напоен уже по чину Литургии, эти вещества в потире своим причастием освятились и чтобы священник, по чину Литургии, мог приобщиться и от хлеба, и от чаши... Желая кого-нибудь приобщить Тайн без Литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользуемся и одним сухим Животворящим Хлебом, как соединенным с Кровию. Здесь же, на Литургии Преждеосвященных Даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак, находящееся на Преждеосвященной Литургии в потире освящается не призыванием и запечатлением Святого Духа, но причастием и соединением с Животворящим Хлебом, который, поистине, есть Тело Христово в соединении с Кровию”.

Однако в Русской церковной традиции преобладает другой взгляд. Поскольку над вином не читалась освятительная молитва, оно не является Кровью Христовой. Поэтому в Русской Церкви не принято за литургией Преждеосвященных даров причащать младенцев, которых причащают за полной литургией только Кровью Христовой.

Литургия Преждеосвященных Даров всегда предваряется чтением часов, изобразительных и вечерней, с которой непосредственно соединяется, и состоит из священнодействий и молитв:

1) вечерних, так как в древности причащались вечером, а в святую Четыредесятницу до вечера не вкушали пищи;

2) молитв, возносимых на литургии, кроме молитв освящения Даров, так как Дары уже освящены;

3) некоторых особенных молитв, ектений и песнопений (как, например, песнь «Ныне силы небесныя», молитвы и ектеньи об оглашенных, о просвещаемых или готовящихся ко святому Крещению, о верных пред причащением Святых Даров и молитва заамвонная).

На 9-м часе, во время молитвы: «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш...», иерей с диаконом совершают перед царскими вратами входные молитвы – так же, как перед обычной литургией прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери при чтении молитв: «Пречистому Твоему образу...» и «Милосердия сущи...». Молитва: «Господи, ниспосли руку Твою...» – не читается. При входе в алтарь – молитва: «Вниду в дом Твой...».

Молитвы на облачение священнических одежд не читаются; иерей лишь благословляет рукой каждую принадлежность облачения, целует на ней крест и произносит тихо: «Господу помолимся».

При пении «Блаженных» отверзается завеса от царских врат. После молитвы «Всесвятая Троице...» иерей выходит на солею и возглашает (при закрытых царских вратах): «Премудрость».

Хор: «Достойно есть...».

Иерей: «Пресвятая Богородице...».

Хор: «Честнейшую...».

Иерей: Слава Тебе, Христе Боже…».

Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (триады), благослови».

Иерей творит отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, силою честнаго и Животворящаго Креста (святых храма, дня), святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».

Певцы медленно поют (трижды) «Господи, помилуй», чтобы пауза перед началом литургии была меньше.

Служащий иерей с диаконом совершают три поклона перед святым Престолом и молятся:

1) «Боже, милостив буди мне грешному»,

2) «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя»,

3) «Создавый мя, Господи, помилуй. Без числа согреших. Господи, прости мя».

Затем прикладываются к престолу. Диакон испрашивает благословение у иерея, исходит северными дверями на солею и, помолившись, возглашает: «Благослови, владыко». Иерей, стоя перед Престолом и изображая Крест Евангелием, возглашает: «Благословенно Царство...». Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и 103-й псалом. В это время священник читает («с откровенною главою») перед царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4-й: «Немолчными песньми...», так как первые три прочитываются после, на ектеньях.

По прочтений 103-го псалма диакон произносит Великую ектенью. Хор поет: «Господи, помилуй» постовым распевом. Сразу после возгласа священника – 18-я кафизма. Особенность ее на вечерни перед литургией Преждеосвященных Даров состоит в том, что по каждом антифоне кафизмы полотна малая ектенья. Во время чтения первого антифона иерей переставляет на южную сторону престола Евангелие, лежащее на святом антиминсе, раскрывает антиминс и поставляет на него дискос, открывает Дарохранительницу и, совершив с диаконом поклонение (два земных поклона), полагает с благоговением Преждеосвященный Святой Агнец на дискос и делает еще один земной поклон.

Диакон произносит малую ектенью.

Иерей тайно читает молитву (1-ю светильничную) 1-го антифона. После малой ектеньи, по первом антифоне – возглас иерея: «Яко Твоя держава...».

Чтец – второй антифон.

Иерей с кадилом, диакон со свечой совершают каждение три раза вокруг престола.

Иерей читает тайно молитву (2-ю светильничную) 2-го антифона.

Возглас: «Яко благ и Человеколюбец...».

Чтец – третий антифон.

Иерей, сотворив три земных поклона перед Святыми Дарами, полагает дискос на главу и, в предшествии диакона со свечой в левой руке и кадилом в правой, переносит дискос с лежащим на нем Святым Агнцем на жертвенник, идя по правую сторону престола, через горнее место. В это время молящиеся падают ниц. Поставив дискос на жертвенник, иерей вливает в чашу вино с водой, кадит звездицу, ставит ее на дискос, кадит затем малые покровцы, покрывает ими, как обычно, и дискос, и чашу; потом, окадив «воздух», покрывает им дискос и чашу вместе, не произнося никаких проскомидийных молитв.

Если есть диакон, то при совершении каждого из указанных действий он произносит тихо: «Господу помолимся. Господи, помилуй».

Иерей, окадив (трижды) покрытые им Святые Дары, произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Затем он ставит возженную свечу перед Святыми Дарами и, сотворив поклон, идет к престолу, складывает антиминс и снова полагает на него Евангелие.

Диакон произносит по 3-м антифоне малую ектенью.

Иерей читает тайно молитву (3-ю светильничную) 3-го антифона. Возглас: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем...».

Хор: «Господи, воззвах....» и стихиры на 10: Триоди – 6 и Минеи – 4. Во время пения стихир совершается обычное каждение. На «Слава, и ныне» – Богородичен из Минеи. Вход с кадилом.

Диакон: «Премудрость, прости».

Хор: «Свете тихий...».

Диакон: «Вонмем».

Иерей (на Горнем месте): «Мир всем».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость. Вонмем».

Чтец: «Прокимен, глас..».

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «Бытия чтение».

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает паремию.

Царские врата закрываются.

По окончании паремии царские врата отверзаются.

Диакон: «Вонмем».

Чтец: «Прокимен, глас...».

После пения прокимна диакон возглашает: «Повелите».

Иерей, взяв двумя руками кадило и свещник со свечой (если служит архиерей, то он берет трикирий), стоя лицом к Престолу, начертывает ими знак Креста и произносит «Премудрость, прости». После этого, обратясь на запад к народу, произносит: «Свет Христов просвещает всех». Молящиеся падают ниц.

Царские врата закрываются.

Иерей отходит на горнее место.

Чтец: «Притчей чтение».

Диакон: «Вонмем».

По окончании паремии отверзаются царские врата.

Иерей – тихо чтецу: «Мир ти».

Чтец тихо отвечает: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость». И поются стихи 140-го псалма:

«Да исправится молитва моя...»,

«Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...»,

«Положи, Господи, хранение...»,

«Не уклони сердце мое...».

После каждого стиха хор поет: «Да исправится молитва моя...».

Молящиеся опускаются на колени.

Иерей стоит перед престолом в головном уборе и кадит.

Во время пения: «Не уклони сердце мое...» иерей переходит к жертвеннику и кадит Святые Дары. Перед пением в последний раз стиха: «Да исправится молитва мол...» иерей отдаст кадило диакону, который продолжает каждение перед жертвенником и, сняв головной убор, преклоняет колени перед святым престолом. Когда чтец (или певцы) пропоют последний раз слова: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», все встают, а хор допевает остальные слова этого стиха: «Воздеяние руку моей жертва вечерняя».

Иерей, стоя перед престолом, произносит молитву святого Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Вслед за этой молитвой поется прокимен и читаются Апостол и Евангелие, если положено по Уставу (например, 24 февраля/11 марта, 9/22 марта и в день храмового праздника). Если же нет Апостола и Евангелия, то диакон выходит на солею и произносит сугубую ектенью: «Рцем вси...». В это время убирается на горнее место престола Евангелие и развертывается антиминс, как и на обычной литургии. В это время царские врата закрываются (см.: Служебник и Неаполитанский. Цит. соч., с. 63). Но на практике сугубая ектенья произносится при открытых царских вратах. Затем следует ектенья об оглашенных и возглас: «По Дару Христа...».

На пение: «Ныне силы небесные...» открываются царские врата.

Молящиеся становятся на колени.

Диакон кадит только святой алтарь.

Затем иерей, стоя с диаконом перед престолом, воздевает руки горе и трижды молится: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершена дориносится».

Диакон доканчивает: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа» (трижды).

После этого все сразу прикладываются к престолу, идут к жертвеннику и совершают три малых поклона со словами: «Боже, милостив буди ми грешному», затем священник кадит (три раза) Святые Дары, и, отдав кадило диакону, возлагает на его плечо большой воздух. Сам же берет правой рукой дискос и поставляет его себе на главу, а в левой руке берет святую Чашу и переносит Святые Дары с жертвенника на святой престол, через северные двери и царские врата.

Диакон предшествует ему, держа в левой руке подсвечник со свечой, а в правой – кадило, и кадит им часто.

При прохождении иерея по солее все люди падают ниц.

При входе в царские врата иерей произносит вполголоса: «Верою и любовию приступим...».

Молящиеся поднимаются и хор поет: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды)».

По поставлении Святых Даров на престоле иерей снимает покровцы с дискоса и с чаши, покрывая воздухом, перед этим окадив его, и читает молитву: «Господи и Владыко живота моего...» с тремя поклонами. Закрываются царские врата, и задергивается завеса наполовину.

Это действие указывает, что литургия Преждеосвященных Даров неполная. Диакон выходит на солею и произносит ектенью, «Исполним вечернюю молитву нашу...».

В это время священник читает тайную молитву, в которой просит Бога очистить его от скверны и сподобить достойно принять Святые Дары. Эта молитва приписывается святителю Афанасию Великому.

По окончании ектеньи – возглас: «И сподоби нас, Владыко...».

Хор: «Отче наш...».

Иерей: «Яко Твое есть Царство...».

Хор: «Аминь».

Иерей: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор: «Тебе, Господи».

Иерей: «Благодатию, и щедротами, и человеколюбием...».

Хор: «Аминь» – протяжно, потому что в это время иерей в алтаре, а диакон на солее трижды покланяются с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго». Закрывается до конца завеса царских врат.

Диакон: «Вонмем».

Иерей, вложив правую руку под «воздух» и благоговейно прикасаясь к Святому Агнцу, возглашает: «Преждеосвященная Святая святым».

Хор: «Един свят...» и запричастный стих: «Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа (трижды)».

Если читались Апостол и Евангелие праздника святого, то поется и причастен праздника.

Иерей снимает «воздух» и звездицу, раздробляет Святой Агнец, как на полной литургии, и влагает частицу «ИС» в потир, не произнося никаких слов. Теплота вливается в потир тоже в молчании. Затем иерей и диакон причащаются по чину, указанному в службе литургии Преждеосвященных Даров. Особенность причащения: если литургия совершается священником с диаконом, то диакон, приняв частицу Святых Тайн, не пьет от чаши и не вкушает антидора до потребления Святых Даров; так же поступает и священник, если служит без диакона.

По открытии царских врат диакон с благоговением приемлет из рук иерея святую чашу и, обращаясь к народу, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Все делают поклон, хор поет: «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих». После причащения верующих иерей: возглашает: «Спаси, Боже, люди Твоя...».

Хор: «Хлеб Небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь, Аллилуиа (трижды)».

После слов: «Благословен Бог наш...», которые иерей произносит тайно, начертывая чашей крест над антиминсом, он поворачивается с чашей лицом к народу и возглашает: «Всегда, ныне и присно...».

Хор: «Да исполнятся уста наша...».

Диакон произносит ектенью: «Прости приимше...».

Священник складывает антиминс, и читается заамвонная молитва: «Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый...».

Хор поет: «Буди имя Господне...» (трижды) и читается 33-й псалом: «Благословлю Господа на всякое время...».

После чтения псалма иерей произносит: «Благословение Господне на вас...».

Хор: «Аминь».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне» – «Господи помилуй» (трижды) – «благослови». И в конце – отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери (затем поминается святой дня седмицы), например, в среду после литургии – святые четверга: «святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца», и это потому, что совершалась вечерня последующего дня. Далее поминаются: храмовой святой и дневные святые по календарю, потом святой следующего дня – по календарю), иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец». Певцы поют обычное многолетие. Великое повечерие – по чину понедельника.

Примечание . Учащимся необходимо обратить внимание и сравнить окончание в Великом посту вечерни в воскресенье вечером, вседневной великопостной вечерни и изобразительных, когда нет литургии Преждеосвященных Даров и когда литургия совершается.