Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем. Приготовление суспензии

Сформулируйте выявленную вами закономерность в виде закона.

Лабораторная работа №2

Тема: Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Цели работы: изучить способы приготовления эмульсий и суспензий; научиться отличать коллоидный раствор от истинного; отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Приборы и реактивы; ступка с пестиком, ложка-шпатель, стакан, стеклянная палочка, фонарик, пробирка;вода, карбонат кальция (кусочек мела), масло, ПАВ, мука, раствор крахмала, раствор сахара.

Ход работы:


1 Инструктаж по ТБ
Меры безопасности:
.
Правила первой помощи:
.

Опыт № 1. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде

В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть пробирку несколько раз.

Наблюдали:

Полученная смесь похожа ………………………………………………………………………………

Опыт № 2. Получение эмульсии моторного масла

В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть пробирку несколько раз.

Наблюдали:

Внешний вид и видимость частиц:

.....................................................................................................................................................

Способность осаждаться и способность к коагуляции.........................................................................................................................................................................

Добавьте каплю ПАВ (эмульгатора) и перемешайте ещё раз.

Наблюдали:

Внешний вид и видимость частиц:

.....................................................................................................................................................

Способность осаждаться и способность к коагуляции.........................................................................................................................................................................

Вывод: …………………………………………………………………………………………………………………

Опыт № 3. Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств

В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки(или желатина), тщательно перемешать Наблюдали:

Внешний вид и видимость частиц:

.....................................................................................................................................................

Способность осаждаться и способность к коагуляции.........................................................................................................................................................................

Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги. Наблюдается ли эффект Тиндаля?

Лабораторная работа №3
Тема: «Приготовление раствора заданной концентрации.»

Цель: Познакомиться с понятиями раствор, концентрация, растворитель, растворенные вещества. Усовершенствование умений рассчитывать массовую долю, процентную, молярную концентрации, а также готовить растворы на основании данных расчетов.

Оборудование: Химические стаканы (или конусообразные колбы), стеклянные шпатели, мерные цилиндры, технохимические весы с разновесами, дистиллированная вода, кристаллические соли

Ход работы

1 Инструктаж по ТБ
Меры безопасности:
Осторожно использовать стеклянную посуду.
Правила первой помощи:
При ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте края раны раствором йода и перевяжите бинтом. При необходимости обратиться к врачу.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ИСТРИНСКИЙ ФИЛИАЛ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»

для специальностей среднего профессионального образования:

естественнонаучного профиля:

260807.01 Повар, кондитер.

Составитель: Миронова М. Н., преподаватель химии

2013

итель дире

Введение ……………..…………………………………………………… 4

Раздел 1. Общая и неорганическая химия

Лабораторная работа № 1

..……………………….…………………… ..6

Лабораторная работа № 2

Сравнение свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов элементов III периода ………………………………………… ………………………8

Лабораторная работа№ 3

Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, каучуков, минералов и горных пород. Проверка пластмасс на электрическую проводимость, горючесть, отношение к растворам кислот, щелочей и окислителей. Сравнение свойств термореактивных и термопластичных пластмасс. Получение нитей из капроновой или лавсановой смолы. Обнаружение хлора в поливинилхлориде …………….. ……………………… 10

Лабораторная работа №4

Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Получение золя крахмала………. 12

Лабораторная работа № 5

Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды……………… .. 14

Лабораторная работа№ 6

Приготовление растворов различных видов концентрации………….

Раздел 2. Органическая химия

Лабораторная работа № 7

Изготовление моделей молекул алканов и галогеналканов ………..

Лабораторная работа № 8

Обнаружение воды, сажи, углекислого газа в продуктах горения свечи. .

Лабораторная работа № 9

Изучение растворимости спиртов в воде…………………..

Лабораторная работа № 10

Растворимость жиров в воде и органических растворителях. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде…………………………………………………………………..15

Правила техники безопасности ………………………………… 42

Оказание первой медицинской помощи ………………………… 43

Список литературы ………………………………………………… 44

Введение

В данных методических указаниях описаны методики выполнения лабораторных работ по общей и органической химии, дано краткое теоретическое введение к каждой теме, которое при самостоятельной подготовке поможет студентам выполнить эти работы. В приложении к указаниям приведены справочные таблицы, правила техники безопасности и мероприятия по оказанию первой помощи. Методические указания выполнены в соответствии с рабочей программой составленой на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). В ней предусмотрено 13 часов на проведение практических и лабораторных занятий.

Пособие поможет студентам совершенствовать практические умения и закрепить теоретические знания по дисциплине «Химия».

Пособие состоит из двух частей: первая посвящена лабораторным работам по общей и неорганической химии; вторая – по органической химии.

Описаны методики выполнения лабораторных работ, приведены контрольные вопросы, фиксирующие внимание студентов на наиболее важные этапы изучаемого материала. Контрольные вопросы составлены на основе личностно-ориентированного подхода в обучении.

В процессе выполнения лабораторных работ студенты должны наблюдать за ходом эксперимента, отмечать все его особенности (изменение цвета, тепловые эффекты, выпадение осадка, образование газообразных веществ). Результаты наблюдений записывают в тетради для лабораторных работ, поддерживаясь определенной последовательности:

Дата выполнения, название лабораторной работы;

Цель работы;

Краткие теоретические сведения, касающиеся данной работы;

Зарисовка схемы установки (выполняется карандашом);

Результаты опытов должны быть внесены в таблицу;

Выводы.

В приложении к пособию приведены справочные таблицы, правила техники безопасности и мероприятия по оказанию первой помощи.

Для оформления отчета о работе удобно использовать табличную форму.

«Ход опыта» записывается кратко, вместо словесного описания последовательности действий используется рисунок. Обязательно указываются условия осуществления химических реакций.

В графе «Наблюдения» рисунок или схема поясняются следующими обозначениями:

Образование осадка: ↓ Указывается цвет осадка и его характер (мучнистый, творожистый, студенистый); - выделение газообразного вещества: Указывается цвет газа, запах, плотность.

В графе «Уравнения реакций» учащиеся могут выражать только сущность реакций ионного обмена, т.е. записывать только сокращенные ионные уравнения реакций. Для окислительно-восстановительных реакций записываются молекулярное уравнение реакции, выражается ее сущность методом электронного баланса или электронно-ионным методом. Указываются названия процессов и функции веществ.

Особого внимания требует заполнение графы «Вывод». Вывод должен соответствовать условию задачи, быть полным и обоснованным.

Лабораторная работа 1

Тема: Изготовление моделей молекул некоторых органических и неорганических веществ

Цель: Развитие навыков пространственного изображения молекул кислорода, воды, углекислого газа,метана, этана, этена, этина, бензола.

Задача: Закрепление знаний по теме Способы существования химических элементов «».

Оборудование: шаростержневые модели, транспортир. Учебное пособие Габриелян О.С. «Химия»

Теоретические основы

Все 3 о

В молекулах алкенов углеродные атомы находятся в состоянии гибридизации sp 2 о

В молекулах алкинов о

В молекуле бензола C 6 H 6 о . Состояние гибридизации sp 2 . В молекуле образуется

Например: Метан (СH 4 3 , значит угол связи 109,28 о о .

Выполнение работы

4 , C 2 H 6 , C 2 H 4 , C 2 H 2 , C 6 H 6 .

Контрольные вопросы

7. Дайте понятие σ и π связи ?

Лабораторная работа 2

Тема: Сравнение свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов элементов III периода.

Цель : Изучить свойства оксидов и гидроксидов элементов III периода.

Задачи: установление закономерности в изменении свойств оксидов и гидроксидов элементов III периода, сформировать понятие об амфотерности.

Оборудование: таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И Менделеева», «Растворимость кислот и оснований в воде», «Относительная электроотрицательность элементов. Демонстрационный штатив с пробирками, капельница.

Химреактивы: Гидроксиды элементов III периода, индикаторы, соляная кислота, раствор хлорида алюминия.

Теоретические основы

Проецируем на экран вопросы, на которые учащиеся должны ответить:

Что такое ионная связь? Приведите примеры веществ с ионной связью.

Что такое ковалентная связь? Назовите два вида ковалентной связи. Приведите примеры.

Как вы понимаете термин «Относительная электроотрицательность элементов»? Электроотрицательность какого элемента условно принята за единицу?

Как изменяется электроотрицательность элементов в периодах с увеличением порядковых номеров элементов, в А – подгруппах?

Свяжите понятия «Электроотрицательность» и «Химическая связь».

Как изменяются размеры атомов в периодах с увеличением порядковых номеров элементов?

После повторения предлагаю учащимся составить формулы оксидов элементов III периода и определить вид химической связи в каждом случае:

Отдельным учащимся заранее предложена работа на компьютерах по составлению электронных формул оксидов с ионной и ковалентной связью.

Na2+ 2- Mg2+ 2-

ионная связь ионная связь

ковалентная полярная связь ковалентная полярная связь

После проекции этих формул на экран предлагаю учащимся определить характер данных оксидов: (оксиды натрия и магния – основные по характеру, оксиды фосфора (V) и хлора (VII) – кислотные).

Формулируем вывод по данной части работы: основные оксиды – ионные соединения, кислотные оксиды – ковалентные.

Используя опорный конспект (приложение 1), предлагаю учащимся охарактеризовать свойства основных и кислотных оксидов, выполнив упражнение:

1) MgO + HCl → 2) SO3 + NaOH→

3) Na2O + H2O→ 4) P2O5+H2O→

Акцентирую внимание учащихся на то, что основные оксиды взаимодействуют с кислотами, кислотные - со щелочами с образованием соли и воды. При взаимодействии основных оксидов элементов I-A и II – А групп образуются гидроксиды - щелочи. При взаимодействии кислотных оксидов с водой образуются гидроксиды – кислоты.

Что же такое гидроксид? (Это продукт соединения оксида с водой)

Однако не все гидроксиды можно получить реакцией оксида с водой. Например,

SiO2+ H2O ≠ реакция не идет

Al2O3+ H2O ≠ реакция не идет

Гидроксид кремния (кремниевую кислоту) и гидроксид алюминия получают другими способами. Об этом мы поговорим несколько позже.

Na2O MgO Al2O3 SiO2 P2O5 SO3 Cl2O7

По таблице «Растворимость кислот, оснований и солей в воде» определяем растворимость гидроксидов в воде.

С помощью каких веществ можно доказать принадлежность гидроксида к основаниям или кислотам?

Учащиеся вспоминают, что для этого есть индикаторы.

Предлагаю испытать раствором лакмуса каждый из предложенных гидроксидов:

NaOH Mg(OH)2 H3PO4 H2SO4

По ходу проведения опытов учащиеся комментируют их и делают вывод, что в растворах гидроксидов металлов фиолетовый лакмус изменяет окраску в синий цвет, а в растворах кислот – в красный. Составляем уравнение электролитической диссоциации щелочи и кислоты.

NaOH ↔ Na++OH- (образуется гидроксид –ион, изменяющий окраску лакмуса в синий цвет)

H2SO4+H2O↔H3O++HSO4- (образуется ион оксония, т.е. гидратированный протон Н+(Н2О), изменяющий окраску лакмуса в красный цвет).

Подумайте, почему я не предложила испытать индикатором гидроксиды кремния и алюминия? (Они не растворимы в воде).

Предлагаю продолжить работу со схемой, отметив характер гидроксидов их растворимость в воде.

Na2O MgO Al2O3 SiO2 P2O5 SO3 Cl2O7

NaOH Mg(OH)2 Al(OH)3 H2SiO3 H3PO4 H2SO4 HClO4

Щелочь Малораств.

В процессе беседы устанавливаем закономерность изменения свойств гидроксидов:

Какое основание сильнее NaOH или Mg(OH)2

Сравните силу кислот как электролитов. Назовите самую слабую из них и самую сильную.

Отметьте на схеме, как изменяются основные и кислотные свойства гидроксидов с увеличением порядковых элементов III периода

Na2O MgO Al2O3 SiO2 P2O5 SO3 Cl2O7

NaOH Mg(OH)2 Al(OH)3 H2SiO3 H3PO4 H2SO4 HClO4

Щелочь Малораств.

основание Нерастворимые вещества растворимые кислоты

Основные свойства ослабевают -> кислотные свойства усиливаются ->

III этап. Постановка учебной проблемы.

Почему основные свойства гидроксидов элементов III периода ослабевают, а кислотные – усиливаются?

Попытаемся найти ответ на этот вопрос, используя знания об относительной электроотрицательности элементов, видах химической связи и сравнивая размеры атомов (ионов).

Проецируем на экран электронные формулы гидроксидов элементов III периода (приложение 2).

Путем фронтальной беседы по вопросам, приведенным ниже, устанавливаем, почему гидроксид натрия обладает большим основным характером, чем гидроксид магния.

Из каких частиц состоят эти вещества? (Из катионов металла и гидроксид-анионов)

Какая связь образуется между ионами? (ионная).

Составьте уравнение реакции диссоциации гидроксида натрия.

Почему химическая связь разрывается между натрием и кислородом?

Кислород – сильноэлектроотрицательный элемент, он оттягивает электронную плотность связи с натрием на себя, атом натрия превращается в ион. Кроме того, ион натрия имеет большой размер следовательно, длина связи натрия с кислородом большая, поэтому связь слабая. Этим объясняется хорошая растворимость гидроксида натрия и распад электролита на ионы с освобождение гидроксид-аниона.

Сравните размеры ионов натрия и магния, а также величины из зарядов.

Учащиеся дают ответ, что размер иона натрия больше, а величина заряда иона натрия меньше, чем у иона магния.

Подумайте, в каком случае будет прочнее связь: между катионом натрия и гидроксид-анионом, или между катионом магния и гидроксид-анионом? Почему?

Учащиеся находят правильный ответ: между катионом магния и гидроксид-анионом связь более прочная, т.к. заряд катиона магния больше, а размер меньше. Поэтому способность катиона магния удерживать гидроксид-анион больше, т.е. процесс распада его как электролита затруднен по сравнению с гидроксидом натрия. Гидроксид магния более слабое и мене растворимое основание, чем гидроксид натрия.

Что же тогда можно сказать о свойстве гидроксида алюминия? (По причине увеличения заряда катиона алюминия Al3+ и уменьшения его размера отрыв гидроксид-аниона еще более затруднен. Гидроксид алюминия нерастворимое и малодиссоциирующее в воде вещество).

Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.

Предлагаю учащимся получить гидроксид алюминия реакцией ионного обмена. Подбираем вещества, проводим опыт, составляем уравнение реакций:

Al3++3OH- =Al (OH)3↓ (это нерастворимое в воде основание)

Прошу исследовать свойства гидроксида алюминия:

1) В одну пробирку со свежеосажденным гидроксидом алюминия добавляем раствор соляной кислоты – наблюдаем растворение осадка. Составляем уравнения реакций:

Al(OH)3+3HCl= AlCl3+3H2O

Al(OH)3+3H+=Al3++3H2O

Делаем вывод, что гидроксид алюминия проявил себя, как основание.

2) В другую пробирку с гидроксидом алюминия добавляем раствор щелочи – наблюдаем растворение осадка. В этом случае гидроксид алюминия проявил свойства кислоты. Подумайте, как это можно объяснить? Сопоставьте размеры ионов магния и алюминия, величины их зарядов, а также относительные электроотрицательности элементов.

Учащиеся отмечают, что размер катиона алюминия меньше размера катиона магния, а величина заряда и электроотрицательность – больше, чем у магния.

К чему это приводит? (К уменьшению заряда на атоме кислорода гидроксогруппы, и, следовательно, к облегчению отщепления катиона водорода. Вот почему гидроксид алюминия проявляет свойства кислоты).

Учитель. Существует кислотная форма гидроксида алюминия HAlO2 – металюминиевая кислота. Это очень слабая кислота, но она взаимодействует со щелочью с образованием соли и воды:

Таким образом, гидроксид алюминия проявляет как свойства основания, так и свойства кислоты, т. е. является амфолитом или амфотерным соединением (вносим эту информацию в схему).

Na2O MgO Al2O3 SiO2 P2O5 SO3 Cl2O7

NaOH Mg(OH)2 Al(OH)3 H2SiO3 H3PO4 H2SO4 HClO4

Щелочь Малораств.

основание Нерастворимые вещества растворимые кислоты

амфотерный

гидроксид

Основные свойства ослабевают -> кислотные свойства усиливаются ->

Учитель. Теперь ответим на вопрос, почему кислотные свойства гидроксидов элементов III периода усиливаются.

Провожу беседу по вопросам:

Как вы считаете, в молекулах кислот связи ковалентные или ионные? (ковалентные полярные).

Почему они полярные? (Соединяются элементы с различной электроотрицательностью).

Сравните значение относительных электроотрицательностей элементов Si, P, S, Cl. Как они изменяются? (увеличиваются). Обратите внимание на значение относительной электроотрицательности элемента кислорода (оно больше, чем у Si, P, S, Cl)

Связь считается боле полярной, если разность значений электротрицательностей соединяющихся элементов больше.

Определите, в какой из кислот степень полярности ковалентной связи атома неметалла с атомом кислорода больше: в кремниевой или в фосфорной?

Учащиеся путем простого подсчета приходят к выводу: что связь атомов кремния и кислорода более полярная.

Учитель. Электронная плотность связи кремния с кислородом сильно смещена к атому кислорода, поэтому он приобретает большой отрицательный заряд. По этой причине атом водорода сильно притягивается к атому кислорода, что делает связь О-Н более прочной. Это препятствует процессу диссоциации. Кремниевая кислота практически не диссоциирует на ионы и в воде нерастворима.

Как изменяется полярность связи Р-О в молекуле фосфорной кислоты?

Учащиеся отвечают, что она уменьшается, т. е. электронная плотность на атоме кислорода становится меньше, прочность связи атомов кислорода и водорода ослабевает.

Как это влияет на свойства фосфорной кислоты?

Учащиеся отвечают, что фосфорная кислота электролит средней силы и в воде растворяется.

Н3РО4+Н2О ↔ Н3О++Н2РО4-

Теперь вы сможете ответить на вопрос, почему серная и хлорная кислоты являются сильными электролитами. Покажите смещение электронной плотности связей на электронных формулах и объясните, почему серная кислота сильнее фосфорной.

Теперь мы ответили на вопрос, почему кислотные свойства гидроксидов элементов III периода усиливаются.

Такая же закономерность в изменении свойств характерна и для оксидов

Na2O MgO Al2O3 SiO2 P2O5 SO3 Cl2O7

Основные оксиды амфотерный

гидроксид кислотные оксиды

Обсужденные закономерности наблюдаются во всех периодах периодической системы химических элементов:

При переходе от элемента к элементу слева направо по периоду свойства их оксидов и гидроксидов закономерно меняются от основных через амфотерные к кислотным.

Лабораторная работа 3

Тема: Ознакомление с коллекциями образцов пластмасс и волокон.

Цель: Ознакомление на основе коллекционного материала с образцами пластмасс и волокон.

Задача: Закрепить знания по теме «Полимеры».

Обеспечивающие средства: Коллекции « Пластмассы», «Волокна».

Теоретические основы

Пластмассами называют материалы, изготавливаемые на основе полимеров, способные приобретать при нагревании заданную форму и сохранять ее после охлаждения.

Пластмассы бывают:

Термопластичные полимеры при нагревании размягчаются и в этом состоянии легко изменяют форму. При охлаждении они снова затвердевают и сохраняют приданную форму. При следующем нагревании они снова размягчаются, придают новую форму.

Термореактивные полимеры при нагревании сначала становятся пластичными, но затем утрачивают пластичность, становятся неплавкими и нерастворимыми, так как в них происходит химическое взаимодействие между линейными макромолекулами, образует пространственная структура полимера.

Изготовление волокон и тканей – вторая обширная область народнохозяйственного применения синтетических высокомолекулярных веществ.

Волокна делятся на природные и химические.

Волокна

Природные Химические

Растительного Животного

Искусственные Синтетические

Происхождения

2. Ознакомление с коллекциями образцов пластмасс и волокон.

Рассмотрите коллекции «Пластмассы» и «Волокна» Запишите внешние признаки пластмасс и волокон в таблицу.

Таблица

Физические свойства пластмасс и волокон.

Название

Цвет

Твердость

Эластичность

Хрупкость

Пластмассы

1.Полиэтилен

Волокна

1.Шерсть

Контрольные вопросы

1. Какие вещества называются полимерами?

2. Назовите известные вам полимерные соединения и их область применения.

3. Как классифицируются химические волокна?

4. Назовите известные вам волокна и их область применения.

Сформулируйте вывод по работе.

Тема : Приготовление суспензии карбоната кальция. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Цель: Овладение умениями приготовления дисперсионных систем, навыками определения их свойств и работы с микроскопом.

Задача: Закрепить знания по теме « Строение вещества».

Реактивы и оборудование: Карбонат кальция (мел), моторное масло, вода. Химические стаканы, стеклянные палочки, микроскопы.

Теоретические основы

Дисперсные (раздробленные) системы являются гетерогенными, в отличие от истинных растворов (гомогенных). Они состоят из сплошной непрерывной фазы – дисперсионной среды и находящихся в этой среде раздробленных частиц того или иного размера и формы – дисперсной фазы .

Обязательным условием существования дисперсных систем является взаимная нерастворимость диспергированного вещества и дисперсионной среды.

Дисперсные системы классифицируют:

1. по степени дисперсности;

2. по агрегатному состоянию дисперсной фазы и дисперсионной среды;

3. по интенсивности взаимодействия между ними;

4. по отсутствию или образованию структур в дисперсных системах.

В зависимости от рамеров частиц дисперсной фазы дисперсные системы бывают в виде взвесей и коллоидов.

Взвеси (размер дисперсной фазы более 100нм) ─ эмульсии, суспензии, аэрозоли.

Коллоидные растворы (размер дисперсной фазы от 1 до 100нм) – гели, золи.

Агрегатное состояние дисперсных систем бывает разным и обозначается двумя буквами.

Например: аэрозоль обозначается Г-Ж.

Г – газообразная дисперсионная среда, Ж – жидкая дисперсная фаза.

Выполнение работы

1. Приготовление суспензии мела.

В химический стакан поместите небольшое количество порошка мела и прилейте немного воды. Все тщательно перемешайте . Запишите наблюдения.

Поместите каплю, суспензии на стеклянную пластину и рассмотрите под микроскопом.

Запишите наблюдения.

2. Приготовление эмульсии моторного масла .

В химический стакан поместите небольшое количество моторного масла и прилейте немного воды. Все тщательно перемешайте . Запишите наблюдения.

Поместите каплю, эмульсии на стеклянную пластину и рассмотрите под микроскопом.

Запишите наблюдения.

Сформулируйте вывод о свойствах суспензии и схематически запишите агрегатное состояние дисперсной системы.

Контрольные вопросы

1. Что такое смеси? Какими бывают смеси?

2. Выпишите в один ряд природные смеси, а в другой чистые вещества:

мел, карбонат натрия, песок, известь, оксид кремния, гидроксид натрия, мрамор, гипс, железная руда.

3. Какие смеси называются дисперсными?

4.Что показывает степень дисперсности?

5. Что такое монодисперсная и полидисперсная система?

6.Какие дисперсные системы называются свободнодисперсными и связнодисперсными?

7.Какие агрегатные состояния бывают у дисперсных систем, как называют и схематически записывают такие дисперсные системы?

Ответ на 7 вопрос оформите в виде таблицы:

Название дисперсной системы

Дисперсионная среда

Дисперсная фаза

Обозначение агрегатного состояния

Примеры дисперсных систем

Сформулируйте вывод по работе.

Лабораторная работа 5

Тема: Реакции, идущие с образованием газа, осадка и воды.

Цель: Овладение умениями проведения различных типов химических реакций, с соблюдением правил техники безопасности.

Задача: Закрепление знаний по теме «Химические реакции».

Реактивы и оборудование: Штатив с пробирками, держатель, растворы NaOH , H 2 SO 4 ,CuSO 4 , Na 2 CO 3 , NH 4 Cl, Na 2 SO 4 , ZnSO 4 , BaCl 2 , Na и вода.

Металлы Mg, Zn, Fe; растворы кислот 5% HCl,10% HCl, 20% HCl, H 2 SO 4 ; оксид CuO (II). Штатив с пробирками, держатель, горелка, градусник.

Теоретические основы

Необратимые реакции протекают до конца, если выполняется три условия: выпадает осадок, образуется газообразное вещество и образуется малодиссоциирующее вещество (вода).

Образование осадка.

NaCl + AgNO 3 = AgCl↓ + NaNO 3 молекулярное уравнение

Na + + Cl - + Ag + + NO 3 - = AgCl↓ + Na + + NO 3 - полное ионное уравнение

Ag + + Cl - = AgCl↓ сокращенное ионное уравнение

Образование газообразного вещества.

(NH 4 ) 2 S + 2HCl = 2NH 4 Cl + H 2 S

2NH 4 + + S 2- + 2H + + 2Cl - = 2NH 4 + + 2Cl - + H 2 S

2H + + S 2- = H 2 S

Образование воды.

H 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O

2H + + SO 4 2- + 2K + + 2OH - = 2K + + SO 4 2- + 2H 2 O

2H + + 2OH - = 2H 2 O

Выполнение работы.

1.Реакции, идущие с образованием газа

1.1. В пробирку поместите 2 мл раствора соли NH 4 Cl и прилейте такое же количество щелочи NaOH. Пробирку нагрейте до появления запаха аммиака. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

1.2. В пробирку поместите 2 мл раствора соли Na 2 CO 3 и прилейте 1 мл раствора

серной кислоты. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

1.3. В пробирку поместите 2 мл воды и опустите небольшой кусочек натрия. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

2. Реакции, идущие с образованием осадка

2.1. В пробирку поместите 2 мл раствора соли CuSO 4 и прилейте 4мл раствора NaOH.

Запишите наблюдения и химическую реакцию.

2.2. В пробирку поместите 2 мл раствора соли Na 2 SO 4 и прилейте 2 мл раствора BaCl 2 до образования осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

3. Реакции, идущие с образованием воды

3.1. В пробирку поместите 2мл раствора H 2 SO 4 и 1 каплю индикатора метилового оранжевого, затем прилейте щелочи NaOH до изменения окраски раствора. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

3.2. В пробирку поместите 2мл раствора ZnSO 4 и по капелькам до образования осадка добавьте раствор щелочи NaOH. К полученному осадку прилейте H 2 SO 4 до его растворения. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

2. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.

В три пробирки налить растворы: в первую 3мл серной кислоты, во вторую 2мл серной кислоты и 1мл воды, в третью 1мл кислоты и 2мл воды. В каждую пробирку опустить гранулу цинка.

Запишите наблюдения. Сформулируйте зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.

Контрольные вопросы

1 уровень

1. При каких условиях возможны необратимые реакции?

2. Возможна ли реакция: HCl + KOH = H 2 O + KCl

2 уровень

1. Запишите типы химических реакций по имеющимся классификациям.

2. Допишите реакцию: ZnCl 2 + NaOH = ? +? . Почему возможна эта необратимая реакция?

3 уровень

1. Запишите типы химических реакций по имеющимся классификациям, проделанных в лабораторной работе.

2. Запишите необратимую реакцию, которая протекает с выделением осадка .

Сформулируйте вывод по работе.

Лабораторная работа 6

Тема: Приготовление раствора заданной концентрации.

Цель: Овладение навыками приготовления растворов определенной концентрации, с соблюдением правил техники безопасности.

Задача: Закрепить знания по теме « Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация».

Реактивы и оборудование: Хлорид натрия (NaCl), 60% конценрированная серная кислота, дистиллированная вода, весы, бюксы, мерная колба (100мл).

Теоретические основы

Раствор – гомогенная система, состоящая из растворенного вещества и растворителя.

При решении задач пользуются формулами:

W Р.В. = m Р.В. / m Р-РА.

M р-ра = m Р.В. + m Н2О

m Р-РА – масса раствора, г.

m Р.В. – масса растворенного вещества, г.

m Н2О – масса воды, г.

W Р.В. - массовая доля растворенного вещества.

10% раствор вещества содержит 10г растворенного вещества и 90г воды в 100г раствора.

Например: Определите массовую долю растворенного вещества, если 10 г его содержится в 100 г раствора. Какая масса воды содержится в растворе.

Дано: m Р.В. = 10 г ; m р-ра = 100 г

Найти: W Р.В.; m Н2О

Решение:

1. W Р.В. = ; W Р.В. = = 0,1

2. mн 2 о = m р-ра – mр.в.; mн 2 о = 100 – 10 = 90 г

Ответ: 0,1; 90 г

Выполнение работы

1.Приготовление 2% раствора соли.

Взвесьте в бюксе 2г хлорида натрия и пересыпьте через воронку в колбу на 100мл. Затем в колбу добавьте воды до метки. Полученный раствор имеет 2% концентрацию NaCl в 100г раствора или 0,02 массовую долю NaCl в 100г раствора .

2. Приготовление 100 мл 10% раствора серной кислоты.

Раствор готовят из 60% концентрированного раствора серной кислоты плотностью 1,5 г/мл. Для этого мензуркой отмеряют 11 мл 60% концетрированной серной кислоты и мерным цилиндром 100-11=99 мл воды. Воду выливают в колбу, а затем добавляют из мензурки кислоту. Полученный раствор содержит 0,1 массовую долю H 2 SO 4 .

Контрольные вопросы

1. Что такое растворы?

2.Из чего складывается масса раствора?

3. Как определяется массовая доля растворенного вещества в растворе?

4. Как приготовить10% раствор щелочи NaOH? Какая масса NaOH и воды содержится в таком растворе?

5. Решите задачу

1 уровень

1вариант:

Определите массовую долю растворенного вещества, если 20 г его содержится в 150 г раствора?

2 вариант:

Чему равна масса раствора, если 10г вещества растворили в100г воды?

2 уровень

1 вариант:

Определите массовую долю (%) KOH в растворе, если 40г KOH растворили в воде массой 160г.

2 вариант:

Чему равна масса растворенного вещества, если в200 г раствора массовая доля вещества составляет 0,2.

3 уровень

1 вариант:

К 200 граммам раствора, содержащего 0.3 массовые доли растворенного NaCl, добавили 100 граммов воды. Вычислите массовую долю NaCl в полученном растворе.

2 вариант:

Определите массу воды, которая содержится в растворе массой 300 г с массовой долей растворенного вещества равной 0,5?

Сформулируйте вывод по работе.

Лабораторная работа 7

Тема: Изготовление моделей молекул органических веществ.

Цель: Развитие навыков пространственного изображения молекул метана, этана, этена, этина, бензола.

Задача:

Оборудование: Пластилин, металлические стержни, бумага, клей, заготовки бумажных моделей, транспортир.Учебное пособие Габриелян О.С. «Химия»

Теоретические основы

В предельных углеводородах (алканы) 3 , и образуют одинарные σ – связи. Угол связи составляет 109,28 о . Форма молекул правильный тетраэдр.

В молекулах алкенов углеродные атомы находятся в состоянии гибридизации sp 2 , и образуют двойные связи σ и π – связи. Угол связи σ составляет 120 о , а π – связь распологается перпендикулярно связи σ. Форма молекул правильный треугольник.

В молекулах алкинов углеродные атомы находятся в состоянии гибридизации sp , и образуют тройные связи одну σ и две π – связи. Угол связи σ составляет 180 о , а две π – связи распологаются перпендикулярно друг друга. Форма молекул линейная (плоская).

В молекуле бензола C 6 H 6 шесть атомов углерода связаны σ – связью. Угол связи составляет 120 о . Состояние гибридизации sp 2 . В молекуле образуется

6 π – связь, которая принадлежит шести атомам углерода.

Для пространственного изображения молекул органических веществ важно знать, к какому классу веществ относится соединение, угол связи, форму молекул.

Например: Метан (СH 4 ) относится к классу алканов. Атомы находятся в состоянии гибридизации sp 3 , значит угол связи 109,28 о , форма молекулы тетраэдр, между атомами одинарная σ – связь. Для построения молекулы шаростержневым способом нужно заготовить 4 шара из пластилина. Один шар (атом углерода) большего размера и черного цвета, а три атома (водорода) одинакового размера красного цвета. Соединить шары металическими стержнями под углом 109,28 о .

Полусферическая модель атома изготавливается также только шары соединяются методом вдавливания в друг друга.

Выполнение работы

1. Изготовление моделей молекул органических веществ СH 4 , C 2 H 6 , C 2 H 4 , C 2 H 2 , C 6 H 6 .

1.1.Изготовление шаростержневых моделей молекул.

Шаростержневые модели изготавливаются из пластилина и металлических стержней. При изготовлении молекул необходимо знать угол связи и ее кратность.

Атом химического элемента представляется в виде шара. Атом углерода в виде шара изготавливается большего размера, чем атомы водорода и из другого цвета пластилина. Химическая связь изображается металлическими стержнями. Угол химической связи измеряется траспортиром.

1.2.Изготовление полусферических моделей

Полусферические модели изготавливаются из пластилина. Сначала заготавливаются шары для атомов углерода и водорода, затем под определенным углом атомы в виде шаров соединяются друг с другом методом вдавливания. Получаются полусферы атомов.

1.3. Заполните таблицу. Зарисуйте молекулы органических веществ.

Контрольные вопросы

1. Какие бывают органические соединения по строению углеводородного скелета?

2. Какие бывают органические соединения по наличию функциональных групп?

3. Какие вещества называются гомологами?

4. Какие бывают пространственные формы молекул органических веществ?

5. Какой процесс называется гибридизацией?

7. Дайте понятие σ и π связи ?

Сформулируйте вывод по работе.

Лабораторная работа 8.

Тема: Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения свечи. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах

Цель: научиться определять углерод, водород, хлор в органических соединениях

Задача: Закрепление знаний по теме « Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений».

Оборудование: парафин, оксид меди (II), сульфат меди (II), известковая вода, медная проволока , лабораторный штатив (или проборкодержатель), пробирки, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, вата.

Соберите прибор, как показано на рисунке.

Смесь 1 - 2 г оксида меди (П) и 0,2 г парафина хорошо перемешайте и поместите на дно пробирки. Сверху насыпьте еще немного оксида меди (П). В верхнюю часть пробирки введите в виде пробки небольшой кусочек ваты и насыпьте на нее тонкий слой белого порошка безводного сульфата меди (П). Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. При этом конец трубки должен почти упираться в комочек ваты с сульфатом меди (П). Нижний конец газоотводной трубки должен быть погружен в пробирку с свежеприготовленным раствором известковой воды (раствор гидроксида кальция) Нагрейте пробирку в течении 2-3 мин. Если пробка плотно закрывает пробирку, то через несколько секунд из газоотводной трубки начнут выходить пузырьки газа. Как только известковая вода помутнеет, пробирку с ней следует удалить (что и продолжать нагревание, пока пары воды не достигнут белого порошка сульфата меди(П) и не вызовут его посинения.

После изменения окраски сульфата меди (П) следует прекратить нагревание.

Наблюдения:

– парафин окисляется в присутствии оксида меди (II). При этом углерод превращается в углекислый газ, а водород – в воду:

С n H 2n+2 + (3n+1) CuO → n CO 2 + (n+1) H 2 O + (3n+1) Cu

– выделяющийся углекислый газ взаимодействует с гидроксидом кальция, что вызывает помутнение известковой воды вследствие образования нерастворимого карбоната кальция:

СО 2 + Cа(OН) 2 → СаCO 3↓ + H 2 O

– сульфат меди (II) приобретает голубую окраску при взаимодействии с водой, в результате чего образуется кристаллогидрат CuSO 4 · 5Н 2 О.

Вывод: по продуктам окисления парафина СО 2 и H 2 O установили, что в его состав входят углерод и водород.

Контрольные вопросы:

1. Почему помутнел раствор известковой воды?

Напишите уравнение реакции, считая условно формулу парафина С 16 Н 34 .

2. Почему белый порошок сульфата меди (П) стал голубым? Напишите уравнение реакции, учитывая, что безводному сульфату меди (П) присоединяется 5 молекул воды.

3.Что произошло с чёрным порошком оксида меди (П).

Сделайте выводы.

Опыт №2. Качественное определение хлора в молекулах галогенопроизводных углеводородов

Для проведения опыта требуется медная проволока длиной около 10 см, загнутая на конце петлей и вставленная другим концом в держатель.

Прокалите петлю проволоки до исчезновения посторонней окраски пламени. Остывшую петлю, покрывшуюся черным налетом оксида меди (П), опустите в пробирку с хлороформом, затем смоченную веществом петлю вновь внесите в пламя горелки. Немедленно появляется характерная зеленовато-голубая окраска пламени, так как образующиеся при сгорании летучие галогениды меди окрашивают пламя горелки.

4. Оформите работу:

Лабораторная работа 9.

Тема:

Цели: познакомиться со свойствами кислородсодержащих органических соединений, которые включают полярную функциональную группу, определяющую их физические и химические свойства; изучить особые свойства многоатомных спиртов; определить роль функциональной группы в формировании физических свойств и химической активности спиртов.

Задачи: Закрепить знания по теме «Спирты».

Оборудование: штатив с пробирками, дистиллированная вода, этанол, глицерин, сульфат меди (II), раствор гидроксида натрия, серной кислоты.

Экспериментальная задача I. Уровень I

Изучение растворимости спиртов в воде.

  1. В три пробирки наливаем по 1 мл этанола и глицерина.
  2. Рассчитываем относительные молекулярные массы спиртов.
  3. Располагаем пробирки в штативе в порядке увеличения относительной молекулярной массы спиртов.
  4. Добавляем в каждую пробирку по 2 мл дистиллированной воды.
  5. Встряхиваем пробирки.
  6. Наблюдаем за растворимостью спиртов, используя для характеристики слова «хорошо», «ограниченно», «плохо».
  7. Результаты сверяем с табличными.
Содержимое пробирок оставляем для выполнения Экспериментальной задачи II.

Тема: Изучение свойств спиртов

Исполнитель

Экспериментальная задача I

Методы приготовления суспензий

Техника приготовления суспензий предопределяется физико-химическими свойствами прописанных медикаментов. Так, суспензии гидрофильных веществ готовят путем их растирания с выписанной жидкостью (водой), вводя ее постепенно. Приналичии в рецепте вязких жидкостей или слизей медикаменты предварительно растирают с ними, а уже затем с водой. Стабильные суспензии гидрофобных веществ получают иначе, с применением вспомогательных веществ - гидрофильных коллоидов. Суспензии могут быть приготовлены двумя методами - дисперсионным и конденсационным.

При дисперсионном методе суспензия образуется вследствие постепенного уменьшения до нужных размеров степени раздробленности частиц твердой фазы, т. е. в результате ее измельчения.

При конденсационном методе суспензия образуется благодаря увеличению размера частиц исходного лекарственного вещества, находившегося ранее в состоянии ионной, молекулярной или коллоидной дисперсии. Этот путь иногда также называется кристаллизационным.

В фармацевтической практике применяются оба метода приготовления суспензий.

Дисперсный метод.

Необходимость применения этого метода возникает на практике при назначении в составе жидкого лекарства лекарственного вещества, нерастворимого или малорастворимого в данной дисперсионной среде.

Если лекарственное вещество гидрофильно и лишено способности к набуханию, т. е. не увеличивается в объеме при контакте с водой или водными растворами и не превращается в упругий студень, то наиболее целесообразным приемом получения достаточно тонкой суспензии является взмучивание .

Процесс взмучивания заключается в растирании исходного вещества, смоченного небольшим количеством дисперсионной среды до состояния тончайшей пульпы. Последнюю разбавляют небольшим количеством дисперсионной среды и оставляют на некоторое время в покое. Полученная полидисперсная суспензия быстро разделяется на два слоя - грубодисперсный и мелкодисперсный.

Грубые, недостаточно диспергированные зерна быстро выделяются в осадок, в то время как тонкие частицы на известное время остаются во взвешенном состоянии. Тонкую суспензию сливают с осадка в отпускную склянку, а осадок подвергают повторному растиранию. Подобные операции повторяют до получения достаточно устойчивой суспензии.

По исследованиям Б. В. Дерягина, решающее влияние на результаты диспергирования суспендируемого вещества оказывает соотношение между твердой (Т) и жидкой (Ж) фазой в момент измельчения. Наивысшая степень дисперсности достигается при их оптимальном соотношении, называемом правилом Дерягина , Т/Ж = 1,6-2,5, т. е. 0,4-0,6 мл жидкости на 1 г измельчаемой твердой фазы. При таком соотношении обеспечивается максимальное трение частиц друг о друга и об измельчающие поверхности ступки и пестика. Кроме того, привыполнении этого правила смачивающая дисперсионная среда оказывает максимальное расклинивающее действие, способствующее измельчению.

Следует иметь в виду, что активным расклинивающим свойством обладают лишь смачивающие жидкости.

Рассмотрим следующий пример:

№ 73. Rp.: Extr. Belladonnae 0,1

Bismuthi subnitratis 2,0

Aq. destill. 100 мл

MDS. По 1 десертной ложке 3 раза в день

В первую очередь готовят раствор густого экстракта белладонны в дистиллированной воде. Полученный водный раствор используют для приготовления суспензии висмута нитрата основного способом взмучивания. Для этого 2 г препарата растирают в соответствии с правилом Дерягина с 1 мл ранее приготовленного раствора. Полученную пульпу смешивают с 5-10-кратным количеством раствора и оставляют на 2-3 мин. При этом крупные частицы висмута нитрата основного оседают, и их отделяют, сливая тонкую взвесь в отпускную склянку. Крупные частицы вновь растирают до тех пор, пока весь аппарат не будет доведен до состояния тонкой суспензии.

Взмучивание дает хорошие результаты при суспендировании в водных средах основных солей висмута, окисей цинка и м агния, кальция фосфата, карбоната и глицерофосфата, каолина, натрия гидрокарбоната, железа глицерофосфата, сульфаниламидов. Оно может быть применено для растирания гидрофобных лекарственных веществ в невязких жирных маслах, но практически непригодно для приготовления суспензий на касторовом масле или глицерине.

При изготовлении суспензий гидрофильных лекарственных веществ, способных к ограниченному набуханию в водных средах, взмучивание дает плохие результаты.

Набухающие препараты, например тенальбин и его аналоги (теальбин, санальбин), при растирании в присутствии воды подвергаются упругим деформациям, но очень плохо диспергируются.

В подобных случаях наиболее целесообразно тщательное растирание набухающего препарата в сухом виде, лучше всего в присутствии небольшого количества (20-30%) какого-либо легче растворимого порошка, например сахара или лактозы. Полученная тончайшая пудра при смешении в ступке с жидкой фазой дает хорошую суспензию, которую затем смывают в отпускную склянку.

№ 74. Rp.: Emulsionis Amygdalarum 100 мл

Phenyli salicylatis Tannalbini a a 1,0

Sirupi simplicis 10 мл

MDS. По 1 чайной ложке 4 раза в день

Вначале готовят 100 г миндальной эмульсии. Танальбин тщательно растирают в небольшой ступке в сухом виде, полностью выбирают его скребочком и переносят из ступки на листок бумаги. Ступку нагревают горячей водой (не перегревать!), вытирают насухо и затем эмульгируют расплавившийся в ней фенилсалицилат в небольшом количестве (~1 г) сиропа. К эмульсии прибавляют растертый танальбин, остаток сиропа и смесь сливают в отпускную склянку, куда предварительно наливают миндальную эмульсию. Ступку споласкивают частью полученной микстуры, которую возвращают в отпускную склянку.

Получение суспензий гидрофобных лекарственных веществ (терпингидрат, бензонафтол, фенилсалицилат, камфора, ментол, тимол, сера и т. п.) в водной дисперсионной среде требует обязательного применения стабилизаторов, лиофилизирующих (увеличивающих сродство к воде) поверхность частиц этих веществ и способствующих образованию сольватных оболочек. В противном случае частицы перечисленных веществ, не защищенные сольватными оболочками, будут коагулировать, осаждаясь или всплывая на поверхность суспензии.

При изготовлении подобных суспензий в качестве стабилизаторов обычно применяют абрикосовую и аравийскую камеди, желатозу и другие вещества белковой природы. Реже используют декстрин, слизи (салепа, льняного семени, алтея), крахмальный клейстер. В качестве стабилизатора могут быть применены также твин-80 и 5% раствор метилцеллюлозы.

При использовании указанных стабилизаторов целесообразно применять их растворы, растирая вместе с ними суспендируемое лекарственное вещество. Не следует брать излишне большие количества стабилизаторов, значительно увеличивающих вязкость суспензии. В общем случае количество указанных веществ не должно превышать количество суспендируемого лекарственного вещества.

Для стабилизации суспензий терпингидрата и бензонафтола вполне достаточно половинного по отношению к ним количества аравийской камеди или желатозы и втрое меньше количества абрикосовой камеди. Если указанные лекарственные вещества прописаны вместе со слизью салепа, крахмальным отваром, белковой водой, сахарным или алтейным сиропом, настоем алтейного корня, то добавление стабилизирующих веществ вообще излишне, так как указанные дисперсионные среды сами по себе будут играть роль стабилизаторов.

Приготовление суспензий камфоры, серы отличается специфическими особенностями и требует индивидуального рассмотрения.

Суспензии камфоры. Камфора - типично гидрофобное вещество, не смачивающееся водой. В водной среде она отличается резко выраженной способностью к агрегации. Прибавления половинного количества (от массы камфоры) аравийской камеди или желатозы оказывается недостаточным для надежной стабилизации взвеси, поэтому их количество увеличивают до равного с количеством камфоры.

Кроме того, камфора очень плохо растирается в порошок. Тонкие суспензии камфоры можно получить лишь при ее растирании со спиртом, причем раствор стабилизатора - камеди или желатозы - следует прибавлять к камфорно-спиртовой пульпе, не дожидаясь полного испарения спирта. При применении стабилизатора в виде порошка их следует смешать с камфорой до добавления спирта. К смеси при растирании добавляют сначала спирт, а затем, не дожидаясь его испарения, двукратное или трехкратное количество воды.

№ 75. Rp.: Camphorae 1,5

Natrii bromidi 2,0

Adonisidi 10 мл

Aq. destill. 150 мл

MDS. По 2 столовые ложки 3 раза в день.

Вначале готовят раствор натрия бромида в воде, используя для этого концентрат натрия бромида (1:5) в количестве 10 мл и воду в количестве 140 мл. Камфору растирают в присутствии 15-20 капель спирта и 0,7-0,8 г абрикосовой камеди. Затем, не дожидаясь испарения спирта, добавляют при растирании 6-8 капель раствора натрия бромида, после чего прибавляют весь остальной раствор и образовавшуюся суспензию сливают в отпускную склянку, в которую предварительно наливают 10 мл адонизида.

Суспензии серы. Сера, как и камфора, - вещество с выраженной гидрофобностью. Измельченная сера, находясь в водной среде, интенсивно адсорбируется пузырьками воздуха, появляющимися при встряхивании суспензии, и вместе с ними всплывает на поверхность, образуя обильную серную пену.

Для стабилизации суспензий серы применяют калийное мыло в количестве 0,1-0,2 г от массы или карбоксиметилцеллюлозу.

№ 76. Rp.: Sulfuris depurati 2,0

Glycerini 5,0

Aq. destill. 90 мл

MDS. Для смазывания кистей рук

Серу очищенную растирают в присутствии нескольких капель глицерина, который хорошо смачивает поверхность частиц серы, затем добавляют мыло в количестве 0,2 г, оставшийся глицерин и под конец частями дистиллированную воду. Полученную суспензию переносят в отпускную склянку.

Суспензии таких препаратов, как сульфаниламиды и антибиотики, готовят с применением в качестве стабилизаторов метилцеллюлозы, натрий-карбоксиметилцеллюлозы, твина-80.

Конденсационный метод.

Чаще всего суспензии с применением конденсационного метода получают путем объединения в одной лекарственной форме двух препаратов, порознь растворимых, но реагирующих при сливании с образованием нерастворимой взвеси. Обычным приемом при изготовлении таких суспензий является сливание двух растворов взаимодействующих веществ, приготовленных порознь.

№ 77. Rp.: Natrii hydrocarbonatis 4,0

Calcii chloridi 8,0

Aq. destill. 200 мл

MDS. По 1 столовой ложке 2 раза в день

В склянку для отпуска отмеривают 80 мл дистиллированной воды, 40 мл 20% раствора кальция хлорида и 80 мл 5% раствора натрия гидрокарбоната, используя бюреточную установку. В результате при смешении растворов солей прописанных веществ образуется тонкая суспензия кальция карбоната.

Разновидностью конденсационного метода является способ получения суспензий, основанный на разведении водой или водными растворами жидких экстрактов или настоек. В результате происходящего при этом значительного понижения концентрации спирта наблюдается выпадение их экстрактов или настоек веществ, растворимых в крепком спирте, но нерастворимых в слабом спирте (концентрация менее 20%) и воде.

В результате образуются так называемые мутные микстуры, издавна обозначаемые в фармацевтической практике особым термином - Mixturae turbide (лат. turbidus - мутный).

Спиртовые извлечения из растительных материалов, к числу которых относятся настойки и жидкие экстракты, часто содержат сложные комплексы разнообразных компонентов - растворимых и нерастворимых в воде и имеющих не всегда установленный состав. К числу трудно растворимых или нерастворимых в воде экстрактивных веществ, характерных для многих настоек и жидких экстрактов, относятся эфирные масла, смолы, стеарины, воск, жиры, хлорофилл и т. п. В спиртовых средах эти вещества находятся, как правило, в состоянии истинных растворов. При разведении спиртовых настоек и многих жидких экстрактов водой концентрация спирта понижается, растворимость водонерастворимых веществ уменьшается и, наконец, они выделяются из первичного раствора, образуя гетерогенные системы. В зависимости от условий замены одного растворителя другим (спирта водой), количества и свойств водонерастворимых веществ их выделение происходит различно и приводит к образованию систем с различной степенью дисперсности - золей, мутей, суспензий.

Необходимо иметь в виду, что дальнейшая судьба образовавшейся нерастворимой фазы сильно зависит от состава раствора, в котором она образовалась. Вследствие того, что в большинстве случаев водонерастворимые вещества, содержащиеся в спиртовых извлечениях из растительных материалов, обладают кислотным характером, щелочная реакция микстуры, содержащей, например, натрия гидрокарбонат, способствует возникновению дзета-потенциала нерастворимых частиц и оказывает стабилизирующее влияние. Таким же свойством обладают многие углеводы (сахар) и их производные (слизи, камеди), сапонины, глицерин и другие вещества, способствующие повышению гидрофильности поверхностного слоя водонерастворимых гранул и приводящие к их гидратации (сольватации).

В присутствии значительного количества нейтральных солей устойчивость возникающих дисперсий часто понижается вплоть до коацервации или коагуляции. Чем выше концентрация соли тем больше эта опасность. По указанной причине совершенно неправильным является способ работы, при котором отмеривают в отпускную склянку концентрированные растворы солей, как при использовании бюреточных установок, а затем без предварительного разведения этих растворов водой прибавляют к ним настойки. В результате, как правило, возникают грубодисперсные системы, часто спустя некоторое время просветляющиеся вследствие прилипания частиц дисперсной фазы к стеклу склянки. Во избежание получения грубодисперсных систем нужно взять за правило прибавлять к водным микстурам спиртовые препараты (настойки, жидкие экстракты и т. д.) после возможного разведения водного раствора, т. е. под самый конец приготовления микстуры, как этого требует ГФХ.

Во всех случаях, когда в микстуру, содержащую спиртовые экстракционные препараты, входят сиропы, слизи или содержащие слизь препараты, которые могут стабилизировать гидрофобную суспензию, целесообразно использовать эти ингредиенты лекарства для предварительного смешения с ними спиртовых препаратов. Разумеется, фильтрование мутных микстур сквозь бумагу совершенно неприемлемо. В случаях крайней необходимости следует ограничиваться лишь процеживанием этих систем через 1-2 слоя марли.

Осадки, образующиеся в мутных микстурах, иногда оказываются достаточно тонкими и хорошо распределяются в жидкой фазе при взбалтывании. Однако чаще всего выпадающий осадок склонен к агрегации и оседанию или флокуляции, а также прилипает к стенкам отпускной склянки. В последнем случае для получения достаточно устойчивых суспензий необходимо добавление стабилизаторов - аравийской или абрикосовой камеди, желатозы т. п., которые прибавляют либо к водной микстуре до прибавления настойки или жидкого экстракта, либо к последним до их сливания в микстуру. Во втором случае препараты, содержащие осаждаемые вещества, размешивают не только со стабилизатором, но и с приблизительно двойным количеством водной жидкости.

№ 78. Rp.: Sol. Calcii chloridi 5% 200 мл

Extr. Polygoni hydropiperis fluidi 20 мл

При изготовлении микстуры без стабилизаторов образуется обильный хлопьевидный осадок, прилипающий к стенкам склянки и плохо распределяющийся в жидкости при взбалтывании. Во избежание этого 5 г желатозы или 3 г абрикосовой камеди растирают в ступке с 10 мл воды и к полученной жидкости примешивают небольшими порциями 20 мл жидкого экстракта водяного перца. Полученную суспензию переносят в отпускную склянку. Туда же добавляют 20 мл 50% концентрата раствора кальция хлорида.

Микстура с нашатырно-анисовыми каплями.

№ 79. Rp.: Sol. Natrii

benzoatis 3% 150 мл

Natrii hydrocarbonatis 3,0

Liquoris ammonii anisati 4 мл

MDS. По 1 столовой ложке 3 раза в день

Отвешенные количества натрия бензоата и натрия гидрокарбоната растворяют в 100 мл воды, доводят объем раствора в мерной посуде до 150 мл и процеживают в отпускную склянку. Отливают небольшое количество раствора (3-5 мл) в отдельную баночку, добавляют в последнюю нашатырно-анисовые капли, перемешивают и выливают в отпускную склянку, где находится остальная микстура, и все тщательно перемешивают. Баночку ополаскивают несколько раз микстурой.

Оформление и отпуск суспензий.

Все отпускаемые из аптеки суспензионные лекарства снабжаются этикеткой «Перед употреблением взбалтывать». Отпускать суспензии следует в склянках из бесцветного прозрачного стекла с тем, чтобы было легко визуально определить результаты взбалтывания. Исключение составляют лекарства, разлагающиеся на свету; их суспензии отпускают в склянках из темного стекла. Отпускные склянки с суспензиями должны плотно закрываться пробкой, в противном случае при взбалтывании возможно просачивание лекарства наружу. Хранить суспензии следует в прохладном, защищенном от света месте.

Департамент образования и науки Кемеровской области

ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»

Методическая разработка урока

Предмет: химия

Тема урока: лабораторная работа «Приготовление суспензии карбоната кальция»

Преподаватель: Т. В. Лошакова

Ленинск-Кузнецкий 2015

    Введение ……………………………………3

    Описание конспекта урока…………………4

    Литература ………………………………….5

    Приложения ……………………………… .6

Введение

Лабораторная работа «Приготовление суспензии карбоната кальция» проводится для обобщения и закрепления учебного материала после изучения темы «Дисперсные системы и растворы» в разделе «Общая и неорганическая химия» в части «Строение вещества», приобретения навыков обращения с лабораторным оборудованием и приобретения практических умений разделения смесей: растворов и дисперсных систем, что для групп строительных профессий имеет практическое значение. В ходе работы обучающиеся учатся самооценке собственной деятельности по предложенным критериям при заполнении листов самооценки, что способствует приобретению навыка адекватной самооценки и критического отношения к собственным действиям для формирования навыков самодисциплины и дальнейшего самосовершенствования.

Группа: -----

Профессия: мастер отделочных строительных работ

Тип урока: лабораторная работа

Форма проведения: классно-урочная

Количество времени : 2 урока (учебная пара)

Цель: закрепить знания о свойствах дисперсных систем и их отличии от истинных растворов, познакомиться со способами разделения смесей на примере суспензии карбоната кальция и раствора поваренной соли, приобрести навыки обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование и реактивы: молотый карбонат кальция (СаСО 3), штатив с пробирками, поваренная соль (NaCl ), вода, пробиркодержатель, спиртовка, спички.

Методы: лабораторная работа, словесный (объяснение), словесно-наглядный (объяснение с демонстрацией).

Этапы работы:

1 урок:

    Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) – 1- 2 минуты

    Актуализация знаний: игра «Конкурс знатоков» 10-15 минут

    Объяснение задач, техника безопасности – 5-7 минут

    Оформление лабораторной работы – 15-20 минут

2 урок:

    Выполнение лабораторной работы – 25- 30 минут

    Подведение итогов работы, заполнение сводной таблицы, заполнение оценочных листов – 5-7 минут

    Приведение в порядок рабочих мест, сдача отчетов -5 минут

    Подведение результатов работы, выставление оценок, домашнее задание.

Описание конспекта урока

1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения)

2. Актуализация знаний игра «Конкурс знатоков»: обучающихся делят на две команды, назначают судью, по очереди члены команд вытягивают вопросы (по 3- 4 вопроса), затем задают свои вопросы членам команды-соперника, выслушивают и комментируют ответы. За каждый правильный ответ судья начисляет командам один балл, заполняет лист – опросник (вносит фамилию обучающегося и кол. баллов).

Вопросы: 1. Часто ли мы в жизни встречаемся с чистыми веществами, пример? (Не встречаемся, любое, даже химически чистое вещество обязательно содержит определенный процент примесей)

2. Что такое смеси, на какие классы их можно разделить? (Гомогенные (растворы) и гетерогенные (дисперсные системы))

3. Что такое гомогенные системы, пример? (Однородные системы, растворы, например р-р поваренной соли, размеры частиц фазы менее 1 нм – сопоставимы с размером молекул и ионов)

4. Что такое гетерогенные системы (или дисперсные), пример? (Системы, в которых размер частиц фазы более одного нм)

5. Приведите классификацию гетерогенных систем.(Взвеси и коллоидные растворы, разница в размере частиц фазы)

6. Что такое дисперсная фаза, среда?

7. Какими способами можно разделить взвеси? (Фильтрование, отстаивание, центрифугирование…)

8. Чем дисперсные системы отличаются от истинных растворов?(Размером частиц)

9. Как можно разделить вещества в водном растворе поваренной соли? (Выпариванием)

3. Объяснение задач лабораторной работы, вспоминаем технику безопасности при проведении лабораторных работ (общие правила) и правила нагревания веществ в пробирке, правила обращения со спиртовкой (преподаватель при помощи и подсказках учеников демонстрирует обращение со спиртовкой, правильное закрепление пробирки в пробиркодержателе, нагревание вещества в пробирке), обучающиеся расписываются в тетради инструктажа по ТБ.

4. В лабораторной тетради, пользуясь инструктивными картами, оформляют лабораторную работу.

5. Под руководством преподавателя приступают к лабораторной работе, выполняют ее.

6. Оформляют результаты работы в сводной таблице в лабораторной тетради, заполняют индивидуальные листы самооценки работы на занятии согласно представленным в листах критериям.

7. Приводят в порядок рабочие места. Сдают оборудование и отчеты – лабораторные тетради с листами самооценки.

8. Преподаватель подводит итоги работы, обращает внимание на ошибки и недочеты, поощряет отличившихся, озвучивает отметки за участие в «Конкурсе знатоков», комментирует домашнее задание.

Литература:

    Габриелян, О.С. Химия. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [Текст] О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. – М.: Дрофа, 2006. -386 с.

    Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. [Текст] Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.- 325с.

Приложения

Приложение 1

Лабораторная работа «Приготовление суспензии карбоната кальция»

Цель: познакомиться со способами разделения смесей на примере суспензии карбоната кальция и раствора поваренной соли

Оборудование и реактивы: молотый карбонат кальция (СаСО 3), штатив с пробирками, поваренная соль (NaCl ), вода, пробиркодержатель, спиртовка, спички.

Ход работы:

А) Рассмотрите вещества в пробирках, какое из них имеет кристаллическое строение, опишите вещества в сводной таблице.

Б) Добавьте в обе пробирки немного воды, взболтайте содержимое, пронаблюдайте, что происходит, наблюдения запишите в сводную таблицу, в какой пробирке образовался раствор, а в какой дисперсная система, укажите в дисперсной системе фазу и среду.

В) Поставьте обе пробирки в штатив и наблюдайте, что произойдет к концу урока, наблюдения занесите в таблицу.

Г) Добавьте в чистую пробирку немного раствора, каким способом можно разделить эту смесь?

Д) Закрепите пробирку с небольшим количеством раствора в пробиркодержателе, зажгите спиртовку и произведите выпаривание раствора поваренной соли соблюдая технику безопасности, наблюдения занесите в таблицу.

5. Оформите работу в тетради (заполните сводную таблицу), заполните самооценочный лист.

Наблюдения:

Суспензия карбоната кальция: (СаСО 3)

Раствор хлорида натрия: (NaCl)


Приложение 2

Самооценочный лист

Фамилия:

Соблюдение дисциплины, правил поведения, тишины, отметки о нарушениях

Участие в ответах команды знатоков

Количество правильных ответов на вопросы

Соблюдение техники безопасности при выполнении работы

Правильный порядок действий (согласно хода работы) и аккуратность при выполнении работы

Оценка

Приложение 3

Лист-опросник

Вопрос:

Команда 1

Команда 2

Фамилия ответившего:

Баллы:

Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
"Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта"

Методическая разработка урока
«Приготовление первых блюд»

Разработала
преподаватель английского языка
Волошина Наталья Ивановна

Кропоткин, 2015

Тема урока: Приготовление первых блюд
Цели урока:

Образовательная:
научить составлять технологические карты первых блюд;
научиться строить диалог, монологические высказывания, задавать вопросы и отвечать на них;
научить применять в разговорной речи новые лексические единицы по теме;
уметь применять полученные знания на практике.

Развивающая:
развить у обучающихся познавательный и профессиональный интерес к технологиям приготовления первых блюд;
содействовать формированию познавательного интереса к выбранной профессии;
развивать познавательную, творческую активность, развивать память, логическое мышление, воображение.

Воспитательная:
воспитывать чувство уверенности в себе, творческого подхода к выполнению задания, интереса и стремления к познанию профессии;
воспитание культуры труда;
воспитывать умение работать в коллективе (в парах, подгруппах, индивидуально).
Задача урока: обобщить и систематизировать ЗУН по изученной теме.

Тип урока: интегрированный.

Методические приёмы: опережающее обучение;
работа с презентацией;
работа с дидактическим материалом;
частично – поисковый;
репродуктивный;
объяснительно – иллюстративный.

Методическое обеспечение: персональный компьютер, мультимедийный поектор, дидактический материал.

Межпредметные связи: «Английский язык», « Технология», «Товароведение пищевых продуктов», «Физиология питания, санитария и гигиена».

Педагогические технологии: технология сотрудничества, ИКТ, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение.

Используемая литература:
Анфимов Н.А., Татарская Л.Л. «Кулинария»., М.: Издательский центр «Академия» 2005.
Сборник рецептур люд и кулинарных изделий., М.: Издательский центр «Академия» 2005.
Качурина Т.А. «Кулинария» рабочая тетрадь., М.: Издательский центр «Академия» 2008.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заключительное слово преподавателя. Slide -13
Teacher:
- You"ve learned a lot of about cooking the first courses. I hope that this knowledge will be useful to you in your future profession and working. Our lesson is over. Thank you for the good work.
Goodbye.

Application – 1
«Cooking the first courses»

The students’ answers:
Student 1:
Borsch is the Ukrainian national dish. Soup is prepared on the bone broth , mushroom broth, vegetarian .
Traditional lunch in the Ukraine started with the borsch. It so happened that on the table, but bread and lard with garlic, mistress [
·m
·str
·s] and there was nothing to put, but if it was borsch - consider that the dinner was very good.

Student -2:
Pickle is a soup with pickles. One hundred years ago, the pickle was not called soup, it was... a pie.
In the books of N. Gogol can be found: "pickle - chicken pot pie, buckwheat [
·b
·kwi
·t] cereal [
·s
·
·r
·
·l], in the filling is added to the brine , chopped eggs".
The main word "brine," that is, a solution of salt, or liquid [
·l
·kw
·d] generated [
·
·en
·re
·t] during pickling cucumbers or pickled cabbage. The word "pickle" is a native Russian. Pickle - dish vintage [
·v
·nt
·
·], only it was called before "Kala". It was cooked with eggs, meat, chicken, kidney [
·k
·dn
·], and not only on cucumber brine, but lemon water and served with cakes and pies.

Student 3:
" Shchee is the meat soup, not the usual prohibitively
bad meat soup, and wonderful Russian dish with fat from various [
·v
·
·r
·
·s] meats, eggs, sour cream and herbs . In fact, it seems to me, impossible to eat anything after shcheer» , - Knut Hamsun (Norwegian writer)

Application – 2
«Cooking the first courses»

Technology card
"Ukrainian borsch"

Product name
Gross weight
Net weight

Beetroot
150
120

Cabbage fresh or pickled
100
80

Potatoes
213
160

Carrots
50
40

Onion
36
30

Tomato puree [
·pj
·
·re
·]
30
30

Garlic
4
3

Vegetable oil
20
20

Wheat flour
6
6

Shpik
10,4
10

Sugar
10
10

Vinegar 3% [
·v
·n
·g
·]
10
10

Sweet pepper
27
20

Broth
700
700

Output
-
1000

Application - 3
«Cooking the first courses»

Physical exercises.

One, two - take a cabbage. Один, два - возьми капусту.
Three, four – quickly trim . Три, четыре - почисть её.
Five, six - finely cut. Пять, шесть- нашинкуй.
Seven, eight - put it into the pan. Семь, восемь - в кастрюлю бросим. Nine, ten – му soup is ready. Девять, десять – мой суп готов.
Do it again.

Application - 4
«Cooking the first courses»

Match the English proverbs with Russian equivalents.

1) The appetite comes with eating.
a) О вкусах не спорят.

2) After dinner sleep a while, after supper walk a mile.
b) Яблоко в день и не знай врачей.

3) An apple a day keeps the doctor away.
c) Аппетит приходит во время еды.

4) Don’t live to eat, but eat to live.
d) После обеда поспи немного, после ужина прогуляйся с милю.

5) Tastes differ.
e) Не жить, чтобы есть, а есть, чтобы жить.

Application - 5
«Cooking the first courses»
Technology card
«Solyanka»

Product name
Gross weight
Net weight

Technology card
"Soup kharcho"

Product name
Gross weight
Net weight

Application -5
«Cooking the first courses»

Technology card
"Pickle Leningrad"

Product name
Gross weight
Net weight

Technology card
« Okroshka»

Product name
Gross weight
Net weight

Application -5
«Cooking the first courses»

The standard answers
Technology card
"Pickle Leningrad"

Product name
Gross weight
Net weight

Potatoes
200
150

Rice
15
15

Carrots
25
20

Parsley (root),
7
5

Onion
12
10

Pickles
35
30

Tomato puree
15
15

Butter
10
10

The broth
350
350

Products: rice, potatoes, carrots, butter, parsley (root), the broth, onion, pickles, tomato puree.

Technology card
« Okroshka»

Product name
Gross weight
Net weight

Beef
109
80

Bread kvass
250
350

Green onion
27
30

Cucumbers
75
60

Potatoes
68
50

Radishes
5
5

Prepared mustard
2
2

Sour cream
15
15

Products: sour cream, sugar, cucumbers, beef, potatoes, bread kvass, eggs, prepared mustard, green onion, radishes.

Application -5
«Cooking the first courses»

The standard answers

Technology card
«Solyanka»

Product name
Gross weight
Net weight

Beef
55
40

Boiled ham
25
20

Sausages
22
20

Kidney beef
60
50

Onion
50
40

Pickles
50
30

Potatoes
80
60

Tomato puree
25
25

Butter
12
12

The broth
350
350

Sour cream
30
30

Products: butter, beef, pickles, sour cream, boiled ham, the broth, potatoes, kidney beef, tomato puree, onion, sausages.
Technology card
"Soup kharcho"

Product name
Gross weight
Net weight

Rice
36
35

Onion
50
40

Butter
20
20

Tomato puree
15
15

The spicy sauce
15
15

Garlic
4
3

Parsley (green)
20
15

Spices
1
1

Products: tomato puree, parsley (green), rice, butter, spices, onion, the spicy sauce, garlic.

Application - 6
«Cooking the first courses»

Divide the words into three columns
Potatoes, beef, bread kvass, rice, beets, fresh cabbage, carrots, green onions, cucumbers, parsley (root), vegetable oil, onion, eggs, cucumbers, tomato puree.
borsch
pickle
okroshka

картофель - potatoes
говядина - beef
свекла - beets
крупа рисовая - rice
квас хлебный - bread kvass
капуста свежая - cabbage fresh
морковь - carrots
лук зелёный - green onion
петрушка (корень) - parsley (root)
огурцы свежие - cucumbers
масло растительное - vegetable oil
лук репчатый - onion
томатное пюре - tomato puree
огурцы соленые - pickles
яйца - eggs

The standard answers

borsch
pickle
okroshka

potatoes
potatoes
beef

beetroot
rice
bread kvass

cabbage fresh
carrots
green onion

carrots
parsley (root)
cucumbers

vegetable oil
onion
potatoes

Tomato puree
pickles
eggs

Application - 7
«Cooking the first courses»

The dialogue -1.
- How are you? I haven"t seen for ages.
- I am OK.
- I want my mother to make a surprise to prepare the potato soup with meatballs. You study at the «Cook» faculty [
·fжk
·lt
·] help me, please. What products need I buy?
- You need buy the following: minced meat , potatoes, onions,....
- When the broth comes to a boil, how long does it need to boil?
-10 minutes.
Thanks I go for groceries [
·gr
·
·s
·r
·].
- Good - bye.
- Good – bye.

The dialogue - 2.
-Hello.
- Hi.
- How did you spend your summer vacation?
- Very well. I was at my grandma.
- What were you treated?
- My grandmother excellent cooks a country cabbage soup.
- Wow! What dish is this?
- Shchee is a national Russian dish.
- What made is it?
- It is prepared from fresh sauerkraut [
·sa
·
·kra
·t] квашеная капуста, sorrel [
·s
·r
·l] щавель and spinach [
·sp
·n
·
·], and sometimes from young nettles .
- Is it tasty?
- Yes, of course. Come to me and I"ll treat you its
- Bye.
- Bye.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915