«Калинов мост» в Липецке смыло дождем. Интервью со степаном ревякиным — А с кем ты воевал? И по какой причине

22 апреля утренним московским поездом в наш город приехала легендарная рок-группа «Калинов мост». Собственно, выступление кумиров липецкие поклонники организовали себе, можно сказать, сами. Некоторое время назад они предложили лидеру «Моста» Дмитрию Ревякину бесплатно снять клип. Брали на себя полностью все расходы по подготовке сценария, операторской работе и т.д. Рокеру идея понравилась, а вскоре подвернулся подходящий случай - приглашение на гастроли в город металлургов.

Съемки были намечены в заповеднике Галичья гора. По сценарию, на руку Дмитрию должен сесть настоящий живой сокол - довольно крупный хищник.

Не страшно? - спросили мы у вокалиста.

Сибиряки - народ закаленный. К тому же у нас уже был опыт общения с птицами. Да мы и не собираемся никого из себя изображать: ни дрессировщиков, ни крутых охотников. Как я понял из сценария, музыканты останутся музыкантами, а актеры - актерами. Каждый должен знать свое место, иначе получится каламбур.

В Липецке калиновцы должны были пробыть два дня: вначале съездить на экскурсию в Елец, а затем заняться съемками клипа и дать концерт в областном центре.

Елец музыканты посмотрели. А вот с клипом не получилось. Из-за лившего почти сутки дождя съемки пришлось отменить. Ревякин и компания коротали время до концерта в гостиничных номерах, готовясь к выступлению. Еще одну попытку снять видео в Галичьей горе коллектив предпримет в конце мая.

ТОЛЬКО У НАС!

Ольга РЕВЯКИНА: Муж не умеет делать подарки!

В Липецк Дмитрий Ревякин приехал вместе с супругой. В то время как муж был занят предконцертной настройкой инструментов, Ольга скучала за кулисами киноконцертного зала «Октябрь».

- Вы всегда ездите на гастроли семьей?

Только когда чувствую, что мужу нужна поддержка. Как сейчас, когда группа лишилась гитариста. Дмитрий из-за этого очень переживает.

- Жены творческих людей могут быть боевыми подругами, музами или, например, хранительницами очагов. Кто вы?

Наверное, все-таки хранительница очага. Хотя Дмитрий посвятил мне не одну песню.

- Какой-нибудь необычный подарок супруга помните?

Дима дарит всегда не то, что нужно. Или то, что меня никак не устраивает. Поэтому все подарки делаю себе сама. Так проще. Еще в юности поняла, что муж делать подарки просто не умеет.

- Как давно вы с Дмитрием вместе?

В институте учились в одной группе. Однажды стали посылать друг другу письма. Договорились, что они будут в стихах. Дима сочинял какие-то ужасные послания, с жуткими рифмами, типа: свеча - крича. Позднее оказалось, что сочинял он их еще и вместе с друзьями. Я же хитрила: выдавала за свои строки Гамзатова . Так и подружились, а на пятом курсе поженились. Сыну Степану уже 18. Он студент юрфака МГУ .

- Песни отца слушает?

Он слушает настолько экстремальные вещи, что я просто вынуждена плотнее закрывать дверь в его комнату. Вообще я музыку не очень люблю. Могу под настроение послушать какие-нибудь тихие спокойные композиции, максимум минут 15. Кстати, чаще всего ими оказываются как раз песни «Калинова моста».

ДОСЬЕ «КП»

Дмитрий РЕВЯКИН родился в Новосибирске 13 февраля 1964 года. Первые сольные проекты начал делать еще студентом, в Новосибирске. Их слушателями были студенты радиотехнического факультета НЭТИ, с которого, собственно, и начался «Мост». В дальнейшем сольные проекты появлялись в разное время - и в период благополучного существования «Моста», и тогда, когда группа не работала. Не так давно вышла книга стихов Дмитрия Ревякина «Гнев совы».

В ТЕМУ

«Калинов мост» организаторы концерта пригласили, чтобы привлечь внимание к новому и весьма необычному проекту. Ученые общественной организации «Археолог» решили создать Центр исторической реконструкции в окрестностях села Каменка Задонского района.

Поселенцы в нем будут жить в стилизованных под старину постройках, - рассказал «КП » завкафедрой отечественной истории ЛГПУ Александр Бессуднов . - На территории древнего города запрещено пользоваться мобильными телефонами и остальными благами цивилизации. Гостям предложат поменять современную одежду на холщовые рубахи, а затем помочь кузнецу выковать меч или вылепить глиняный горшок своими руками.

Первые жители центра - члены исторических клубов - появятся в Задонском районе уже в начале мая. Вскоре после этого поселение будет готово принимать туристов.

Материалы подготовили Елена ВАСИЛЬЕВА , Юлия МЕРИНОВА и Александр ГРИШАЕВ .

Детство и семья Дмитрия Ревякина

Дима родился в Новосибирске, а всё детство провёл в Забайкалье, в Читинской области, в посёлке Первомайский. Увлечение музыкой у него появилось ещё в детстве, Дима занимался в музыкальной школе, учился играть на баяне.

Другим его увлечением было чтение. Мама преподавала литературу, в доме было много книг. Любовь сына к книгам была привита именно матерью. Окончив школу, молодой человек стал студентом электротехнического института города Новосибирска. Дима писал стихи. Известно, что он иногда вёл студенческие дискотеки, выступая в роли диск-жокея.

Начало карьеры музыканта Дмитрия Ревякина

Будучи студентом, Дмитрий записал несколько сольных альбомов. Один получил название «Обломилась доска», а другой – «Всякие разные песни». Записал он их за одну ночь. Студенты его факультета были первыми его слушателями. Можно сказать, что будущая музыкальная группа взяла начало как раз с этих сольных альбомов. Надо отметить, что многие из тех песен стали невероятно популярными, однако были среди них и те, которые больше никогда не исполнялись Ревякиным публично.

Сибирская рок-группа была официально организована в 1986-ом году. Музыку и тексты писал Дмитрий. У истоков стоял так же Дмитрий Селиванов, который был студентом того же электротехнического института.

Оба Дмитрия были хорошо известны в их учебном заведении, оба они были отсеяны комиссией, отбирающей студентов в художественную самодеятельность. Встреча под дверями кабинета и стала днём образования группы, которая поначалу называлась «Здоровье», которая просуществовала год. Затем была организованна группа «Равноденствие». Только в 1986-ом к дуэту присоединились Виктор Чаплыгин и Андрей Щенников, тогда группу переименовали, появилось знакомое название – «Калинов Мост».

Дмитрий Ревякин и «Калинов Мост»

Ребята своё первое выступление провели в электротехническом институте. Вскоре с Ревякиным и ребятами из «Моста» познакомился Константин Кинчев . Именно он способствовал тому, что группа из Сибири приехала с концертом в Ленингра. С первого же своего выступления «Калинов Мост» поразил публику.

Dmitry Revyakin -Kalinov most / Дмитрий Ревякин «РОДНАЯ»

Во многом благодаря самобытной поэзии и оригинальной мелодии Ревякина концерт в Москве прошел на «ура». Творческая мощь группы удивила зрителей. Известно, что группа не получила приз из-за Дмитрия, пропевшего в микрофон слово, которое употреблять было нельзя. Матерщинники хоть и остались без приза, однако стали известны на всю страну.

Переезд Дмитрия Ревякина в Москву

Через год Ревякин вместе с группой вновь оказался в Москве, где они должны были выступать. Там произошло знакомство со Стасом Наминым. Он предложил ребятам записываться в своей студии. Так, осенью 1988-го года «Калинов Мост» перебрался в полном составе в Москву.

Год оказался тяжёлым. На деле всё было не так радужно, как хотелось: неудачные концерты, сорванные записи, разлад в коллективе. Воссоединившись в первоначальном составе, группа вернулась на родину. Именно Ревякин стал инициатором воссоединения всех ребят. В Новосибирске «КМ» отрабатывал новые песни, а в столицу только приезжал с концертами или на запись альбома.

Золотое время в творчестве Ревякина: дискография «Калинова моста»

Время после возвращения из Москвы Дмитрий Ревякин считает золотым. В группе было полное взаимопонимание. Он в тот период написал много песен, иногда несколько песен писались им за один день. Делал он это в любых условиях: в автобусе, в гостинице, между репетициями, на студии и так далее. В начале девяностых годов результат творчества поэта и музыканта стал напоминать этнический рок, «неофолк». Появились русские плясовые интонации, шаманские песнопения, напевы кочевых народов. Мир поэзии Дмитрия – бессюжетность, абстрактные образные ряды, метафоры. Вокал Ревякина меняется с агрессивно-рычащего на парящее, лёгкое, почти фольклорное пение.

В 1992-ом группа практически распалась. Остались только Ревякин и Смоленцев. Вместе им пришлось работать над «Поясом Ульчи» - песенным эпосом, являющимся вершинным альбомом группы.

Дмитрий Ревякин: «Не нужно соревноваться с Цоем»

В течение нескольких лет ребята то собирались, то снова разбегались. В 1995-ом вышел альбом «Травень», который стал самым кассовым их альбомом. После этого «КМ» не стало. Вновь «Калинов Мост» воссоединился только в 1997-ом году. Ревякин вместе с группой отправился на гастроли в Лондон, где ребята выступали в Университете. Дмитрий был очень удивлён, поняв в Англии, что под его музыку можно танцевать.

В 1998-ом Ревякин вместе с «КМ» стал участником Лондонского фестиваля, а вскоре ребята поехали в заграничный вояж. Они выступали в Ираке и Израиле. Там Дмитрий продолжал работать, им были написаны две песни.

Ревякин в настоящее время

Работоспособность Дмитрия в последнее время можно назвать запредельной. Ежегодно выходят по одному, а иногда и по два альбома, причём все они отличного качества. Нельзя сказать, что творчество он поставил на «поток».


В 2007-ом «КМ» выпустил альбом под названием «Ледяной поход». Это название напрямую указывает на такое историческое событие, как отступление армии Колчака в Забайкалье. По мнению Ревякина возрождение России начнётся именно с Востока.

С конца 2010-го года Дмитрий начал работать над сольным проектом. В 2012-ом вышел его сольный альбом, где каждое произведение – как маленький шедевр. Эту работу можно назвать разнообразной и крепкой, все песни там не похожи одна на другую.

Личная жизнь Дмитрия Ревякина

Известно, что название группы предложила девушка Дмитрия, которая позже стала его женой и музой. Её звали Ольга. В браке родился сын. Однако жена Дмитрия умерла, и сына он воспитывает один.

Альбом «Сердце», выпущенный группой «КМ» в 2009-ом году, был посвящён умершей жене Ревякина.

Сейчас музыкант постоянно живёт в Москве, где продолжает своё творчество вместе с группой «»КМ», его родители остались в Чите.

ХЛЕБ познакомился с концертным директором группы КАЛИНОВ МОСТ и по совместительству сыном Дмитрия Александровича Ревякина, Степаном Ревякиным. В результате этого знакомства вышло небольшое интервью с этим интересным человеком, которое мы и представляем вашему вниманию Степан, расскажи, пожалуйста, каково это быть сыном такого известного человека, каким был отец в твоём детстве, строгим или «давал слабинку»? - Детство я провел в Забайкалье, с отцом всегда проводили много времени, гуляли по окрестным сопкам, ездили на рыбалку, костры жгли. Отец был суров, но справедлив всегда Как ты воспринимал в детстве то, что отец был в частых гастролях, он брал тебя собой в поездки? - Нет, в поездки он меня не брал, да и зачем? Гастроли это довольно тяжело, бывает сутками не спишь. Детство: счастливая пора, так что я не обращал на это внимание, а просто "в небо рос". Известна любовь Дмитрия Александровича к природе нашей страны, отец прививал тебе это? Были ли у вас какие-то семейные путешествия, что запомнилось? - Не знаю можно ли привить любовь к природе, я вырос в забайкальских просторах, там безумно красиво и не любить это, просто невозможно. Всегда, когда туда приезжаю, душа наполняется радостью. Особенно хорошо, глядя на всю эту красоту послушать альбом группы Калинов Мост "Узарень". Всем советую. Не пожалеете. Почему именно ты стал концертным директором КМ, как думаешь это объективное назначение, или все же тут сработал принцип «семейности» ? - Я работал в большой компании юристом, но мне остро не хватало простора для творчества-. Один мудрый человек, друг семьи, посоветовал попробовать заняться делами группы. Так совпало, что на тот момент предыдущий директор, Юрий Иванов, добровольно решил подать в отставку, я сначала помогал ему, а потом начал самостоятельно заниматься этим нелегким, но интересным В чем заключается твоя работа, как директора группы, насколько это сложно? Можешь немного приоткрыть тайну этой «кухни» Тебе нравится то,чем ты занимаешься? - Ну, во-первых, это большая ответственность, все - таки коллектив из шести человек. Если говорить конкретно о работе, то это организация гастролей, общение с масс медиа, решение текущих задач и проблем, возникающих по ходу, еще я занимаюсь мерчем группы, плюс работа с документами. Изначально я совмещал дела группы и свою работу юриста в офисе, но потом решил полностью уйти в рок-). Об этом ни дня не пожалел. Остаётся ли время на личную жизнь? - Время на личную жизнь есть всегда, было бы желание-). Плюс у нас же не 365 дней в году концерты. Как твоя девушка относится к такой работе, ведь наверняка ты часто бываешь в разъездах? - Моя девушка сама является учредителем юридической компании и профессия для нее важна. Поэтому никогда не возникает каких-то вопросов по поводу моих гастролей. Более того, она даже ездила со мной на концерт в Крым. Помогает мне в моей работе. На Московских концертах она присутствует всегда. С остальных городов Росси я стараюсь привозить ей подарочки))), а она ждёт меня дома с вкусным ужином)). Кто из исторических личностей для тебя является примером? Кто из современных? - Даже не знаю, что ответить. Каждая личность всегда противоречива. Не сотвори себе кумира. Ты за красных ли за белых? И почему? - Непонятно, что вы имеете в ввиду. День сегодняшний? События прошлого? Если говорить о прошлом, то красные и белые были очень неоднородны. В рядах белых были сторонники разных идей: от либералов до монархистов, а условные красные это не только большевики (внутри которых были разные течения), но еще эсеры, меньшевики, анархисты... Бывало что персонажи, которые традиционно считаются белыми сражались под красными флагами(Каппель, например, в рядах КОМУЧа). В любом случае, ответить на этот вопрос невозможно, так как надо было родиться в то время и иметь определенный жизненный опыт, чтобы сделать свой выбор. Если же говорить о сегодняшнем дне, то я за власть миллионов, а не миллионеров, за социальную справедливость. Не знаю правда за красных это или за белых-) Кого ты слушаешь из отечественной музыки? Есть ли сейчас человек или группа, не важно в каком жанре, которая может повести за собой, как это делал Цой, например? - Слушаю по долгу службы почти весь русский рок, надо следить за тем, кто что делает. Выделять кого то не хочу. Вообще меня в музыке всегда больше привлекал именно текст, как люди рифмуют, какие образы и метафоры используют. Я не считаю, что Цой повел за собой народ. Просто на тот момент в массах был запрос на перемены, Цой его талантливо и доступно озвучил. Сейчас же у нас запрос на обогащение и потребление, озвучка соответствующая.... Но надеюсь, так будет не всегда. Как думаешь, русский рок мертв? И в каком формате ты видишь его развитие дальше, есть еще такое понятие как" русский рок"? - В 80ых годах русский рок был авангардом. Страна ждала перемен и рок все это озвучивал, резонировал с запросами общества. С боевыми глазами, с перекошенным ртом Вырывались из тьмы, не заботясь о том, Что нарушили мерные струи Чужого веселья. Вдохновленные Солнцем, окрыленные Ветром Раздирали бока, раны сыпали пеплом, Проклинали угрюмые годы Тупого безделья. (с) Калинов Мост "С Боевыми глазами" Сейчас конечно, все уже совсем не так, но пока живы группы поколения 80ых,жив и рок-) А дальше, видно будет. В любом случае русскому человеку без песни никуда. В песнях Калинов Мост и раньше и сейчас чувствуется некий романтизм и задор, видно желание отца что-то поменять, если не глобально в стране, то хотя бы в душах слушателей, как думаешь, возможно ли это сегодня? - Сложно конечно, в наш век атомизации общества что то изменить, но я думаю, что желание перемен присутствует во многих людях, вот именно для них Калинов Мост и трудится. Некоторые говорят что группа, как и многие другие динозавры русского рока ушли в самоповторы, как ты думаешь, это объективно? - Думаю нет, все альбомы КМ разные, что по звучанию, что по концепции. Достаточно просто послушать-)) Как ты видишь группу Калинов Мост через десять лет? - Такой же жизнеутверждающей, профессиональной, полной новых творческих идей. Спасибо, Степан

Вполне возможно, что основанная во второй половине 80-х новосибирская группа "Калинов мост", прочно обосновавшаяся в когорте наиболее почитаемых и поэтичных команд русского рока, является еще и самой удачливой в плане издания своих песен. Нет, по-моему, такой композиции "Моста", что не была бы увековечена на компакт-дисках. У последовательного коллекционера пластинки "КМ" должны занимать несколько стеллажей. Совсем скоро это собрание сочинений пополнит новый альбом "Сердце". Завершение работы над ним непроизвольно совпало с 45-летием создателя "Калинова моста" Дмитрия Ревякина. В преддверии этих событий он откровенно, метафорично и подробно пообщался с обозревателем "Известий".

"Обмануть меня очень просто"

вопрос: Собственный день рождения тебя еще радует, воспринимается как персональный праздник?

ответ: Давно уже не радует. Нет того состояния, которое было в юности. Тогда такой день действительно казался праздником и приносил энергетический заряд. А в последние годы после отмечания я, как правило, чувствую себя измотанным, усталым, обескураженным.

в: Тогда и про концерты "Калинова моста", приуроченные к твоему юбилею, спрашивать бессмысленно. Их, насколько я знаю, не планируется?

о: Нет, конечно. Я вообще всегда с юмором воспринимаю афиши таких мероприятий. Висят по городу огромные портреты какого-нибудь гиганта рока, указаны некие значительные цифры...

в: На недавних юбилейных афишах "Алисы" значились аж три "круглые" даты, связанные с твоим давним коллегой и приятелем Константином Кинчевым...

о: Ну, я и воспринял их определенно: если Косте это надо, я приду и по-дружески его поддержу. Но сам подобной программы устраивать никогда не буду. У нас просто разное позиционирование себя в этом мире.

в: Зато аккурат под твое 45-летие "Калинов мост" закончил запись нового альбома...

%%VYNOS1%%о: Да. Мы его уже и свести успели. Сейчас ждем решения одного издателя. Если все сложится и пластинка вскоре выйдет, я буду безмерно счастлив. Альбом называется "Сердце", он лирический и посвящен памяти моей жены Ольги (она умерла в декабре 2005 года. - "Известия"). Мы постарались и сделали весьма эстетский, зрелый альбом. По крайней мере, так говорят те, достаточно глубокие люди, которые его уже слышали. Песни там из разных периодов. Самая ранняя написана в 1991 году. Ни одна из них прежде не издавалась.

в: Говорят, ты с годами научился торговаться за гонорары, стал собственным жестким продюсером...

о: Вранье. Мне в этих вопросах. Как правило, мы соглашаемся на то, что дают. И это плохо. Я не ставлю это себе в заслугу. Обмануть меня очень просто: нагнать любую пургу про кризис, про сгоревшие склады, плохую реализацию продукции и потом аккуратно предложить подписать контракт на нужных издателям условиях.

"Я равнодушен к алкоголю"

в: Ты, по сей день продолжая в песнях своих "держаться корней", черпая многие образы из фольклорных залежей, вдохновляясь сибирским колоритом, тем не менее по примеру многих рок-лидеров покинул родную глубинку и переехал в одну из двух российских столиц. В твоем случае - в Москву. А музыканты "Моста" почему-то остались в Новосибирске...

о: Сейчас я мотивирую эту ситуацию тем же, чем и другие музыканты: из Москвы удобнее ездить на гастроли. В Новосибирске у нас один барабанщик Виктор Чаплыгин остался. Но тогда, в 1995-м, когда мы с Ольгой решили осесть в столице, все было не столь просто и ясно. Стояли вдвоем посреди улицы, возле метро "Щелковская", и куда идти не знали. Я, возможно, поехал бы назад, но жена настояла, чтобы мы остались. Сказала, что дома, в Новосибирске, будет замкнутый круг: те же конфликты с другими участникам "КМ", те же проблемы... В Москве я сначала выступал без группы, играл в одиночку какие-то редкие концерты. Но их по крайней мере хватало, чтобы оплачивать съемную квартиру в Сокольниках. Потом уже появился состав "Ревякин и соратники".

в: Развал того состава "Калинова моста" и твои конфликты с партнерами объяснялись их обидой? Им казалось, что начинаешь выделяться из коллектива, обретаешь большую популярность, получаешь больше денег?

о: Наверное, и это в том числе. Сыграло роль наше разное социальное происхождение, разный ментальный уровень. Весь спектр духовных и психологических болезней, какие присущи советскому народу, в группе "Калинов мост" тогда присутствовал. Алкоголизм, наркомания, зависть, жадность, подозрительность - ничто не обошло нас стороной. Повреждение ума и тела.

в: Какие из этих недугов затронули тебя самого?

о: В легкой степени, наверное, все.

в: Смотрю, сейчас ты опять позволяешь себе пива выпить, а какое-то время совсем, кажется, от возлияний воздерживался?

о: Да я и сейчас достаточно равнодушен к алкоголю. Но он не входит в список моих жестких ограничений, которые я не могу нарушить, которые продолжают меня формировать, аккумулируют мои приоритетные качества, помогают сочинять. А пиво... Ну считай, что я уже начал праздновать день рождения.

в: Что-то из жестких ограничений, помогающих тебе творить, ты можешь назвать?

о: Например, беспорядочные половые связи.

в: А упорядоченные?

о: И упорядоченные. Не вижу смысла.

в: Верность вдовца?

о: Это не верность вдовца. Просто общение с собственной женой настолько меня избаловало и в эстетическом, и в духовном плане, что мне сейчас просто неинтересно, тяжело общаться с другими женщинами. Тем более представить себя голым рядом с кем-то из них, не говоря уже о сексе...

"Большевизм начался во времена Александра Невского"

в: Твои поздние альбомы, с одной стороны, звучат напевно и умиротворенно, но, с другой - проникнуты еще более воинственным духом, нежели ранние работы "Калинова моста".

%%VYNOS2%%о: Если говорить о последних пластинках - "Жатва" или "Ледяной поход", то в них не столько умиротворенность, сколько отсутствие истеричности, присущей мне по молодости лет. Я считаю, что молодиться искусственно незачем. Ты соответствуй своему возрасту и оставайся юным внутри. Будь ненасытным, как ребенок, в восприятии мира, а юношескую истеричность оставь в прошлом.

в: А как же Игги Поп?

о: Ну Игги Поп - он и есть Игги Поп. Каким был в 69-м, таким и остался. Только морщин побольше. Но есть же другие примеры. "Джетро Талл", "Йес". Они, на мой взгляд, сохраняют молодость и свежесть в своей музыке, но при этом не пытаются себя преподносить такими же, какими были в конце 60-х.

в: И все же очевидно, что сейчас, как и в молодости, ты продолжаешь сражение на своем Калиновом мосту, основательно противостоишь чему-то. А чему именно?

о: Противостою большевизму и постбольшевистскому синдрому в сознании наших людей. Это если глобально. Причем делаю это не на бытовом уровне, а на доктринальном. То, к чему мы пришли в 1917 году, тот большевизм начался ведь намного раньше - еще во времена Александра Невского, когда он согнул Северо-восточную Русь, подавил там все восстания и установил определенные вертикально-азиатские соотношения во власти. С тех пор они развивались и в итоге привели к советскому большевизму. Мистериальные основы большевизма присутствовали, к слову, и в Орде. Об этом сейчас многие историки говорят. Это все тамплиерство, сатанизм, безбожие.

в: А альтернатива какова?

о: Вера в Бога. Есть яркие примеры еще в Древней Руси, как некоторые русские князья не поклонились идолам, если говорить про ордынское время. Люди, по-настоящему верящие в Бога, были и будут во все времена.

в: Мир, который окружает тебя, в массе, на твой взгляд, безбожный?

о: Конечно.

в: Как же распознавать в нем истинно верующих?

о: Ну вот я смотрю фильмы Алексея Балабанова и понимаю, что у человека правильный вектор мыслей и чувств. Его фильмы устремлены в небо, а не в преисподнюю. То же самое чувствую, когда смотрю абсолютно сакральную, пророческую экранизацию трилогии Толкиена "Властелин колец".

в: И какую из балабановских картин ты выделяешь особо?

о: "Груз 200". Это приговор "совку".

в: А нынешнее российское общество - оно постсоветское?

о: Нет, советское, чистой воды. Российская Федерация наследовала СССР. И все символы прошлого, все его приметы у нас сохраняются.

"Сталин тянул тему гламура"

в: Ты можешь сформулировать метафорически или конкретно, кому ты поешь - Богу, определенной аудитории, всем без исключения? И вообще - ты все-таки больше поэт или музыкант?

о: Когда читаешь книгу пророка Иезекиля, он там говорит: "А они над мной смеялись, когда я им пел и играл", то есть думали, что я их просто развлекаю... Надеюсь, когда выйдет моя третья книга стихов, которая уже готова, многие вопросы будут сняты.

в: Свои песни последнего времени ты мог бы назвать новыми псалмами?

о: Конечно. У меня есть реальные псалмы. Например, песня "Все путем" из альбома "SWA".

в: Нумерацию сих "псалмов", случайно, не ведешь? А то после метафорического упоминания о пророке Иезекиле, знаешь, разное в тебе чудится...

о: Нет, что ты! Я проще к себе отношусь. В такой творческой деятельности - при том что она серьезна и ответственна, должна присутствовать некоторая доля раздолбайства, постмодернизма, гламура. У кого к чему лежит душа. Будь я способен к гламуризации, да я бы номер один был! Но я не тяну эту тему. А Сталин, например, тянул. Все поэты Серебряного века, взгляни на их фотографии, они же загламуренные напрочь. Или возьмем Дзержинского...

в: Да ты сам когда-то смотрелся, если не гламурной фигурой, то уж русским Джимом Моррисоном точно, а сейчас напоминаешь батюшку из небольшого провинциального прихода...

о: Я изменился и пребываю в рамках библейской традиции, где четко все обозначено. По моему глубокому убеждению, внешний и внутренний мир человека очень связаны. Мой нынешний образ не случаен. Уход Ольги стал для меня не только трагедией, горем, но и определенным знаком. Я вспомнил все годы с ней и понял, что жена постоянно, что называется, подчищала за мной хвосты. Сейчас ее нет, и, значит, мне нужно качественно измениться. Больше у меня никого.

о: У него своя история, хотя живем мы вместе. Ему сейчас 22 года, он оканчивает университет и имеет собственные представления о том, каким должен быть мир. Они коррелируются с моими, но все же отличаются.

в: Город - это твое пространство?

о: Нет, не мое. Конечно, для души мне удобнее деревня, дача на берегу реки. Но работать, встречаться с людьми, искать информацию, проверять эту информацию, вкладывать ее в песни - где как не в Москве? В принципе я пишу везде, но Москва - особая точка. И то, что вся азиатская вертикаль господства над территориями и людьми шла из Москвы, неудивительно. Это место - реальный центр зла. И мы здесь пытаемся как-то не пропасть.

Владимир Полупанов, АиФ.ru: — С февраля у вас начался большой гастрольный тур, посвящённый новому альбому «Даурия» и твоему 55-летию. Вы всё время гастролируете?

Дмитрий Ревякин : — Нельзя сказать, что мы забыты или не востребованы. Но у нас — то пусто, то густо. У «Калинова Моста» есть свои преданные поклонники, пусть и немногочисленные, но в каждом городе. Больше всего их, конечно, в Москве, Питере и Новосибирске. Сейчас появился повод — 55-летие. И организаторы охотно приглашают нас. 27 февраля выступаем в Кремле, где я не был ни разу в жизни даже как зритель или как турист. Поэтому испытываю лёгкий трепет. И отношусь к этому так: Господь нас не оставит.

— Знаю тебя как человека скромного, который никогда не любил пышные торжества. И тут вдруг Кремль! Почему решил так широко отметить 55-летие?

— Мне самому никогда бы не пришло в голову стучаться в «ворота» Кремля.

Организаторы вышли на моего сына Степана , который уже как 3 года выполняет обязанности директора нашей группы, и предложили сыграть там. Мы согласились.

— На новый альбом деньги пришлось собирать всем миром?

— «Калинов мост» существует благодаря пожертвованиям наших друзей. На запись «Даурии» мы просили 1 млн 100 тыс. рублей. В результате собрали 800 тыс. с хвостиком. Это не первый случай. Мы и до этого собирали деньги на запись своих альбомов, и на сольные свои пластинки я просил денег, на книгу стихов. Я к этому отношусь примерно так, как книгам по подписке в советские времена. Всем, кто пожертвовал деньги, мы рассылаем новый альбом на CD.

— Можешь вспомнить самый непростой период в истории группы?

— В начале 90-х, когда всё сломалось. Тогда мы сосали лапу конкретно. Я спасался только тем, что писал песни. Как мы тогда выжили — не понимаю? Наверно, за счёт своих жен. При этом умудрялись в это сложное время даже альбомы выпускать. «Пояс Ульчи» мы записывали в полуголодном состоянии. Знакомые музыканты (Сергей Воронов, Инна Желанная, Вадим Голутвин, Александр Чиненков, Сергей Мазаев — Ред.) откликнулись на нашу просьбу, приходили в студию SNC Стаса Намина и радостно нам помогали в работе над альбомом. Даже еду какую-то приносили, чтобы нас чуть-чуть подкормить. Бывали периоды, когда у нас было всего 1 или 2 концерта в год. Мне одному проще: я сел, начал писать, меня здесь как бы нет. Музыкантам сложнее. Было очень тяжело удержать группу вместе: найти слова, чтобы объяснить музыкантам, что есть перспектива. Но постепенно дела у нас поправились.

— Приходилось ли тебе выполнять какую-то другую работу, чтобы заработать на жизнь?

— Нет. С февраля 1987 года я занимаюсь только тем, что пишу стихи и песни.

— Одна из песен на новом альбоме называется «Парторг». По музыке она динамичная, я бы даже сказал веселая и плясовая, но с печальным содержанием: «Парторг обижен, колхоз разогнан. Зияют окна без стекол. Растёт кладбище, темнеют лица». Это про конкретное место?

— В целом про Забайкалье, где я вырос. Про то, как было, и как стало. Если раньше там кипела жизнь, то сегодня...

— «Сейчас там пустыня, вырождение, мрак и смерть. И никакого будущего», — сказал ты в каком-то интервью про Забайкалье.

— Да. Это очень грустная для меня тема. Я помню, как развивалось Забайкалье. У нас там даже умудрялись хлеб выращивать, несмотря на всю рискованность земледелия и очень короткое лето. Горные комбинаты работали, БАМ прокладывали. А сейчас... Тебе надо съездить туда и посмотреть, что происходит, поговорить с ребятами и девчонками в Чите, спросить их, о чём они мечтают.

— И о чём мечтают?

— Мечтают они об одном — уехать оттуда.

— «А рядом рыщет и днём и ночью вестей разносчик двужильный». Это не про журналистов сказано?

— И про них тоже. Про телевидение современное и всё, чем насыщено наше современное информационное пространство.

— За что ты нас так? Тебя хоть раз журналисты обижали?

— А как меня можно обидеть? Я так организован по жизни, что меня особо никто не трогает. Если и были какие-то неточности, ну что тут поделаешь... Как говорил мой наставник и учитель Стас Намин: «Фамилия правильно указана? Имя тоже верно написано? Всё остальное неважно».

— В песне «Только здесь» есть строчки: «Господа под копирку одеты, самохвально блестят ордена». О каких «господах» речь?

— Про вороватых чиновников, которые выделились в отдельную касту и плевать хотели на народ, который их кормит, и верит им порой. Я хотел такой смысл вложить в эти строчки.

— Ты меня прости, но я совсем не понимаю, что ты хотел сказать вот этой фразой: «И придётся икоте традиций поутру присягнуть». Что такое «икота традиций»?

— Это я надеюсь, что чиновники всё-таки одумаются. Хотя особых иллюзий на этот счёт не питаю. Но в песне об этом можно написать.

— «Я лирик, — утверждаешь ты, — но есть у меня и „плакатные песни“». Это какие?

— Такие, где всё выражается достаточно прямолинейно. Например, «Мать Европа» из альбома «Эсхато»: «Мать Европа, что с тобой случилось? Мрак кромешный, хляби мутной лжи» и т.д.

— На его обложке — коллаж с изображениями Усамы бен Ладена, Обамы, Дмитрия Медведева и других «ньюсмейкеров» того периода. Почему они?

— Могли быть и другие лица. Но это образы того времени, когда выходил альбом в 2010-м году. Обложку эту делал мой сын. Что посчитал нужным, то туда и вложил.

— Плакатные песни «Мать Европа» и «Ангелы рая» попадали даже в хит-парады на радио. Значит, такие песни большее количество людей волнуют, нежели твоя лирика.

— «Ангелы рая» — одна из любимых моих песен о казачестве. Когда у нее были первые места в хит-параде, для меня это была полная неожиданность и радость. А в песне «Мать Европа» — там одни девизы. Может быть, просто они оказались близки и созвучны людям.

— Мне всегда казалось, что смысл песен «Калинова моста» предельно прост, но ты всегда стараешься завуалировать его, напустить тумана. Название альбомов «Калинова моста» заковыристые: «Узарень», «Выворотень», «Дарза», «Даурия». Кстати, Даурия — это старинное название Забайкалья. Можно же было назвать альбом просто «Забайкалье». Зачем ты всё усложняешь?

— Меня всегда привлекала звукопись. Такое у меня творческое мышление. Мне так видится мир. И я следую этому видению. Мы не сидели и ничего специально не выдумывали. «Подпустить туману» — это все-таки относится больше к другому жанру — поп-музыке, шоу-бизнесу. А так ты прав, в наших песня всё предельно просто.

Дмитрий Ревякин, фестивал «Нашествие», 2006 год. Фото: www.globallookpress.com / Nadezhda Lebedeva

— «Время сегодня путаное и заверченное, — сказал ты в одном из интервью. — Непросто разобраться в ситуации и выразить свою политическую позицию». Со временем тебе не становится яснее что-то?

— Тут я могу впасть в самообман. Что-то становится ясным, что-то, наоборот, запутанным.

— Не яснее тебе стало, куда катится мир?

— Если говорить о нашей стране, то, по-моему, мы превращаемся в полуколониальную территорию с квазикапитализмом. Из уникальной страны с плановой экономикой, где происходили процессы, связанные формированием нового человека, мы превратились в заурядную страну третьего мира с огромными природными богатствами. Когда был СССР, мы были интересны всему миру. А сейчас мы никому неинтересны. Ежегодно из страны выводятся огромные деньги в оффшорные зоны. А если бы эти средства работали на нашу экономику, мы бы не были такими бедными.

— В твоих словах я слышу сожаление, что СССР распался. Или мне показалось?

— Конечно, сожаление. Сейчас наступает переосмысление. Мы за джинсы продали Советский Союз. Но нас никто не спросил. Всё решалось наверху, в том самом Кремле, в котором мы будем играть 27 февраля. Советский Союз был моделью, которая была привлекательна для огромного количества людей во всем мире. А сейчас мы вдобавок ко всему со всеми ещё и перессорились. И нами пугают новорождённых.

— Но помимо плановой экономики (эффективность которой, кстати, весьма сомнительна), индустриализации и «формирования нового человека», в СССР было немало жутких явлений: Гражданская война, насильственная коллективизация, красный террор, сталинские лагеря, переселение народов, железный занавес, уравниловка и т.д.?

— Советский Союз — это не монолитное образование. В советской эпохе были разные периоды и трагические, и героические. Огромное количество людей во всём мире смотрели на нашу страну с интересом и были с нами солидарны.

— Говоря о ЕГЭ, ты отметил, что из нас стараются сделать биороботов. Ты действительно считаешь, что ЕГЭ убивает образование?

— Насчёт биороботов это не я говорил. Наш президент сказал, что у нас растёт общество потребления. По-моему, только ленивый сейчас об этом не говорит. Наше образование уже убито. Стоит поговорить с современными подростками, спросить их про какие-то исторические даты, как они понимают то или иное физическое явление. Я смотрю в Москве, как дети ходят по улицам, как выглядят. У них в раннем возрасте уже испорчено зрение, многие носят очки. Они разобщены. Много истерик. Всё из-за чрезмерного увлечения гаджетами. Мне кажется, самое главное научить детей читать книги. Вслух им читать, подсовывать правильную литературу. Рано или поздно у них проявится всё, что в нашей гаплогруппе заложено.

— Ты как-то сказал, что беды и неурядицы в нашей стране от большой любви Бога к нам. Но если следовать твоей логике, то те страны, где бед и неурядиц меньше, Бог любит меньше? Поэтому и не посылает им испытания?

— Таким может быть одно из объяснений: Господь нас любит, поэтому посылает испытания. Но я, честно говоря, не знаю, где бед и неурядиц меньше. Они везде есть. Но просто другого характера. Я могу говорить только о том, что касается моей родины. А о том, что происходит на других территориях, не могу рассуждать — тут нужен другой ум и другой охват.

Группа «Калинов мост», 2006 г. Фото: РИА Новости / Алексей Никольский

— «Вообще, „Калинов Мост“ собирался для того, чтобы, прощу прощения, дать просраться всем. В нашем кругу это так называлось. Основная задача для группы стояла всегда — дать просраться всем группам по всем позициям. Она и осталась война». Ты говорил это?

— Да, году в 86-м, когда группа только собралась. Я говорил о том, что мы неслучайно собрались, что это не эпизод, что мы пришли всерьёз и надолго.

— А с кем ты воевал? И по какой причине?

— Всё исходит из названия группы. Если обратиться к русским сказкам, то там всё очень ясно проговорено — с кем и почему. (так назывался в русских сказках и былинах мост через реку Смородину, соединяющий мир живых и мир мёртвых. Существует множество былин и легенд, в которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла — Ред.).

Сравнивать нынешних музыкантов с героями 80-х неправильно. Мы жили переменами. Мы их ждали. И даже частично участвовали в демонтаже СССР. Отношение к слову, музыке было другое. Низкий жанр превратился в классический. И это было здорово.

— А что-то в современной музыке тебя радует сегодня? Что можешь сказать, если сравнить нынешних рок-героев с вами, рокерами, которые поднялись на волне интереса к року в 80-е?

— Слава богу, талантливых людей у нас всегда хватало. А сравнивать нынешних музыкантов с героями 80-х, неправильно. Мы жили переменами. Мы их ждали. И даже частично участвовали в демонтаже СССР. Отношение к слову, музыке было другое. Низкий жанр превратился в классический. И это было здорово. Но эта была другая эпоха. Была единая страна, единая ментальность, единые ожидания. Сейчас всё другое. Другие приоритеты и другие смыслы. Сегодня в музыке больше неестественности и просчитанности. Поэтому музыкантами, которые сейчас гремят, я особо не интересуюсь. И потом, я постоянно занят своей работой. Либо это репетиция, либо запись, либо доведение до ума новых песен «Калинова моста», либо моя сольная работа. До меня, конечно, что-то долетает — в основном, когда еду в такси по городу и по дороге слушаю радио. А чтобы специально что-то слушать дома — сейчас такого нет.

— Ты всегда больше напоминал мне священника, нежели лидера рок-группы. Ты сознательно этот внешний образ культивировал? Или просто так сложилось, и ты об этом даже не задумывался никогда?

— Больше второе, конечно. Я же человек из провинции. Родился в Новосибирске, вырос в небольшом поселке Первомайский в Забайкальском крае. И все эти городские нюансы, которые присущи многим музыкантам, у меня напрочь отсутствуют. Для меня все-таки важно другое — группа, коллективный процесс.

— У группы много раз менялся состав. В 90-е «Калином мост» совсем распался, и ты выступал один. Разве «Калинов мост» — это не ты?

— Нет, конечно. «Калинов мост» — это именно группа. С барабанщиком Виктором Чаплыгиным мы играем вместе с 1986 года. Баянист, клавишник, можно сказать, мультиинструменталист Саша Владыкин уже почти 27 лет играет в группе. Константин Ковачев и Андрей Баслык — уже 13 лет в группе. Сольные мои альбомы (их штук 5 есть) — это тоже со-творчество, общение, умение слушать друг друга, походная жизнь, гастроли, преодоление, радость от совместного творчества.

Выступление группы «Калинов мост», 1989 г. Фото: www.globallookpress.com / Evguenii Matveev

— В 2005 году твоя супруга Ольга ушла из жизни. Ты сейчас один? Или у тебя появилась женщина?

— Есть, конечно, любимая женщина. Мы рады, что появились в жизни друг друга.

— У тебя много любовной лирики, которая посвящена Ольге. А есть песни, которые ты посвятил нынешней супруге?

— Конечно, есть. Как дойдут руки, запишу альбом. Сначала надо было «Даурию» сделать. До этого мы долго работали над предыдущим альбомом «Сезон овец» — даже клип сняли на одну из песен «Всадники». Некоторые критики упрекали нас в том, что песня получилась как «Вологда» у «Песняров». Я не против. «Песняры» — одна из моих любимых групп. И сравнение с ними — это как медаль.

— Часто ли ты сегодня бываешь за границей?

— Нечасто. Но бывает, выезжаем, например, с группой в Германию, чтобы сыграть там концерт на фестивале. Бывал в Греции. Но это было связано с паломнической поездкой на Афон. А просто ехать туда как турист — не припомню такого.

— А где ты отдыхаешь?

— На море я езжу в Крым. Это уникальная, божественная территория. Поэтому несмотря на дороговизну и неважный сервис — Крым для меня — сказка!

— Как обычно ты отмечаешь дни рождения? И что для тебя явилось бы самым лучшим подарком?

— Я ничего не планирую в день рождения. Как будет, так будет. А про подарки мне сложно говорить. Главный подарок — что мне уже немало лет, и группа, которая родилась в провинции, до сих пор существует, и я в ней пою и играю. Нам по-прежнему удаётся совместно решать творческие задачи. Вот это, наверно, самый главный подарок. А всё остальное преходящее.