Блокада ленинграда факты и цифры интересные. Последствия для эвакуантов. Отопление и транспортная система

Мы чашу горя выпили до дна, Но враг не взял нас никаким измором. И жизнью смерть была побеждена, И победили – Человек и Город.

Ленинград – крупнейший промышленный, научный и культурный центр нашей страны. Это один из красивейших городов мира. На множестве островов раскинулся могучий и неповторимый город. Город широких проспектов и площадей, театров и музеев, изумительных белых ночей. В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда.

27 января 2014 года исполнилось 70 лет со Дня полного освобождения города Ленинграда от фашистской блокады. Никто из нас не должен забыть, просто не имеет права забыть подвиг жителей и защитников города, в котором фронт и тыл сливались воедино. Сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ленинградцев останется образцом мужества, стойкости, несгибаемой воли. Блокада Ленинграда навсегда останется одной из самых героических страниц истории Великой Отечественной войны.

Мы сегодня тоже вспомним о трудном испытании, которое жители города Ленинграда выдержали с мужеством и достоинством. О некоторых событиях обороны Ленинграда, думаю, вы знаете, но, возможно, некоторая сегодняшняя информация будет для вас новой.

О блокаде Ленинграда написаны книги, сняты художественные фильмы. Мы вспомним только несколько фактов из жизни блокадного Ленинграда.

В директиве немецкого военно-морского штаба «Будущее города Петербурга» от 22 сентября 1941 года говорилось: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса… Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй». Вот какая учесть ждала Ленинград, но всё сложилось по-другому.

Приведем 10 фактов о блокадном Ленинграде.

1) Блокада Ленинграда длилась 872 дня (8 сентября1941 – 27 января1944)

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток.

Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая и сверхтяжелая артиллерия вела планомерный и ожесточенный обстрел жилых кварталов города. Два с половиной года фашисты осаждали Ленинград, но так и не смогли сломить его защитников.

Ленинградцы героически защищали родной город: строили оборонительные сооружения, сражались в народном ополчении, в партизанских отрядах, становились бойцами отрядов противовоздушной обороны.

К началу блокады в Ленинграде не было достаточного количества запасов еды и топлива. Близилась первая зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть... Но враг просчитался. Как только Ладожское озеро замерзло, через него была проложена автомобильная дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни. Именно через Ладогу пролегла магистраль, по которой в блокадный Ленинград зимами 1941–42 и 1942–43 годов доставлялись грузы с продовольствием. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. По озеру было сложно провезти количество еды, необходимое для всего населения города. В первую блокадную зиму в городе начался голод, появились проблемы с отоплением и транспортом. Зимой 1941 года умерли сотни тысяч ленинградцев.

Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года. 27 января 1944 года, через 872 дня после начала блокады, Ленинград был полностью освобожден от фашистов.

2) 630 тысяч ленинградцев погибли

В октябре 1941 года жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма. Запасы продовольствия пополнять было крайне сложно: по воздуху обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за наступления холодов. В то же время лёд на озере был ещё очень слабым, чтобы по нему могли проехать автомобили. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника.

За время блокады от голода и лишений погибло свыше 630 тысяч ленинградцев. Эта цифра была озвучена на Нюрнбергском процессе. По другой статистике, цифра может достигать 1,5 миллиона человек. Только 3% смертей приходятся на фашистские артобстрелы и бомбежки, остальные 97% погибли от голода. Мертвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление. Сохранились бесчисленные рассказы о людях, падавших от слабости и умиравших – дома или на работе, в магазинах или на улицах.

Многие знают печальную историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных. В те же жуткие дни Таня сделала в записной книжке такие короткие трагические записи.

"Савичевы умерли все".

"Осталась одна Таня".

Большинство погибших в блокаду похоронены на Пискаревском мемориальном кладбище.

3) Минимальный паек – 125 граммов хлеба

Главной проблемой осажденного Ленинграда был голод. Служащие, иждивенцы и дети получали в период с 20 ноября по 25 декабря только 125 граммов хлеба в день. Рабочим полагалось 250 граммов хлеба, а личному составу пожарных команд, военизированной охраны и ремесленных училищ – 300 граммов. В блокаду хлеб готовили из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Хлеб получался практически черным по цвету и горьким на вкус. Другие продукты по карточкам почти не выдавались. Бойцы получали немногим больше, чем жители города.

4) 1,5 миллиона эвакуированных

За время трех волн эвакуации Ленинграда из города были вывезены в общей сложности 1,5 миллиона человек – почти половина всего населения города. Эвакуация началась уже через неделю после начала войны. Среди населения велась разъяснительная работа: многие не хотели покидать свои дома. К октябрю 1942 года эвакуация была завершена. В первую волну в районы Ленинградской области были вывезены около 400 тысяч детей. Начиная со второй волны, эвакуацию совершали по Дороге жизни через Ладожское озеро. Отважные шоферы вели по ледовой трассе, под обстрелом и бомбежкой, машины с продуктами, оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл страны женщин и детей, раненых воинов.

5) 1500 громкоговорителей

Доля оповещения ленинградцев о вражеских атаках на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Кроме того, сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой. Радиовещание в блокадном Ленинграде было круглосуточным. В городе действовало распоряжение, запрещающее отключать радиоприемники в домах. Дикторы радио рассказывали о ситуации в городе. Когда прекратилось вещание радиопередач, стук метронома все рано продолжал транслироваться в эфире. Его стук называли живым биением сердца Ленинграда.

6) –32,1°C

Первая зима в осажденном Ленинграде была суровой. Столбик термометра падал до отметки –32,1°C. Средняя температура месяца была – 18,7 °C. В городе даже не зафиксировали привычных зимних оттепелей. В апреле 1942 года снежный покров в городе достигал 52 см. Отрицательная температура воздуха стояла в Ленинграде более полугода, продержавшись до мая включительно. Отопление не поступало в дома, были отключены канализация и водопровод. Прекратилась работа на заводах и фабриках. Главным источником тепла в домах стала печка-«буржуйка». В ней сжигали все, что горело, в том числе книги и мебель.

7) 6 месяцев осады

Даже после снятия блокады немецкие и финские войска в течение полугода осаждали Ленинград. Выборгская и Свирско-Петрозаводская наступательные операции советских войск при поддержке Балтийского флота позволили освободить Выборг и Петрозаводск, окончательно отбросив противника от Ленинграда. В результате операций советские войска продвинулось в западном и юго-западном направлении на 110-250 км, и Ленинградская область была освобождена от вражеской оккупации.

8) 150 тысяч снарядов

Во время блокады Ленинград постоянно подвергался артобстрелам, которых было особенно много в сентябре и октябре 1941 года. Авиация совершала по несколько налетов в день - в начале и в конце рабочего дня. Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Снарядами было разрушено 3 тысячи зданий, а повреждено больше 7 тысяч. Около тысячи предприятий были выведены из строя. Для защиты от артобстрелов ленинградцы возводили оборонительные сооружения. Жители города построили больше 4 тысяч дотов и дзотов, оборудовали в зданиях 22 тысяч огневых точек, возвели на улицах 35 километров баррикад и противотанковых препятствий.

9) 4 вагона кошек

Город-герой, который на протяжении более двух лет находился в военной блокаде немецких, финских и итальянских армий, сегодня вспоминает первый день блокады Ленинграда. 8 сентября 1941 года Ленинград оказался отрезанным от остальной части страны, а жители города с отвагой защищали родные дома от захватчиков.

872 дня блокады Ленинграда вошли в историю Второй Мировой войны как самые трагические события, которые достойны памяти и уважения. Мужество и отвага защитников Ленинграда, страдания и терпение жителей города - все это на долгие годы останется примером и уроком для новых поколений.

10 интересных, и в тоже время ужасающих фактов о жизни блокадного Ленинграда читайте в материале редакции .

1. "Голубая дивизия"

В блокаде Ленинграда официально принимали участие немецкие, итальянские и финские военные. Но была и еще одна группа, которую именовали как "Голубая дивизия". Было принято считать, что эта дивизия состоит из испанских добровольцев, так как официально Испания не объявляла войну СССР.

Однако, на самом деле "Голубая дивизия", которая стала частью большого преступления против ленинградцев, состояла из кадровых военных испанской армии. Во время боев за Ленинград "Голубая дивизия" для советских военных считалась слабым звеном агрессоров. Из-за грубости собственных офицеров и скудного питания бойцы "Голубой дивизии" нередко переходили на сторону советской армии, отмечают историки.

2. "Дорога жизни" и "Проулок смерти"


Спастись от голодной смерти жителям блокадного Ленинграда в первую зиму удалось благодаря "Дороге жизни". В зимний период 1941-1942 гг., когда вода на Ладожском озере замерзла, было налажено сообщение с "Большой Землей", через которое в город завозили продовольствие и эвакуировали население. Через "Дорогу жизни" было эвакуировано 550 тыс ленинградцев.

В январе 1943 года советские солдаты впервые прорвали блокаду оккупантов, и на освобожденном участке была построена железная дорога, которую назвали "Дорогой Победы". На одном участке "Дорога Победы" вплотную подходила к вражеским территориям, и поезда не всегда доходили до назначения. Этот отрезок военные называли "Проулком смерти".

3. Суровая зима

Первая зима блокадного Ленинграда была самой суровой, которую видели жители. С декабря по май включительно в Ленинграде держалась средняя температура воздуха 18 градусов ниже нуля, минимальная отметка фиксировалась на 31 градусе. Снег в городе порой достигал 52 см.

В таких суровых условиях жители города согревались любыми способами. Дома отапливались печами-буржуйками, в качестве топлива использовалось все, что горело: книги, картины, мебель. Центральное отопление в городе не работало, были отключены канализация и водопровод, прекратилась работа на заводах и фабриках.

4. Кошки-герои


В современном Санкт-Петербурге поставлен небольшой памятник кошке, мало кто знает, но этот памятник посвящен героям, которые дважды спасли жителей Ленинграда от голодной смерти. Первое спасение пришлось на первый год блокады. Голодные жители съели всех домашних животных, в том числе и кошек, что спасло их от голодной смерти.

Но в дальнейшем отсутствие кошек в городе привело к повальному нашествию грызунов. Под угрозой оказались продовольственные запасы города. После прорыва блокады в январе 1943 года в одном из первых составов поездов было четыре вагона с дымчатыми кошками. Именно эта порода лучше всего ловит вредителей. Запасы измученных жителей города были спасены.

5. 150 тысяч снарядов


За годы блокады Ленинград подвергался неисчисляемому количеству авиаударов и артобстрелов, которые велись по несколько раз в день. Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб.

Для оповещения граждан о вражеских авианалетах на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Сигналом об авиаударах был звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой, а на улицах писали "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна".

Звук метронома и сохраненная на одном из домов предупреждающая об артобстреле надпись стали символами блокады и стойкости жителей так и непокоренного нацистами Ленинграда.

6. Три волны эвакуации


За годы войны советским военным удалось осуществить три волны эвакуации местного населения из осажденного и голодного города. За все время удалось вывести 1,5 млн человек, что составляло на тот момент почти половину всего города.

Первая эвакуация началась в первые дни войны - 29 июня 1941 года. Первая волна эвакуации отличалась нежеланием жителей покидать город, всего было вывезено чуть более 400 тыс человек. Вторая волна эвакуации - сентябрь 1941-апрель 1942. Основным путем эвакуации уже блокадного города стала "Дорога жизни", всего за вторую волну эвакуировали более 600 тыс человек. И третья волна эвакуации - май-октябрь 1942, эвакуировано чуть менее 400 тыс. человек.

7. Минимальный паек


Голод стал главной проблемой блокадного Ленинграда. Началом продовольственного кризиса принято считать 10 сентября 1941 года, когда гитлеровская авиация уничтожила Бадаевские продовольственные склады.

Пик голода в Ленинграде пришелся на 20 ноября-25 декабря 1941 года. Нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов – до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров – до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов.

Хлеб в блокаду готовился из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Он имел полностью черный цвет и горький вкус.

8. Дело ученых


За первые два года блокады Ленинграда в городе было осуждено от 200 до 300 сотрудников ленинградских высших учебных заведений и членов их семей. Ленинградское управление НКВД в 1941-1942 гг. арестовывало ученых за "антисоветскую, контрреволюционную, изменническую деятельность".

В результате было приговорено к смертной казни 32 высококвалифицированных специалиста. Расстреляно четверо ученых, остальным смертную казнь заменили на различные сроки исправительно-трудовых лагерей, многие погибли в тюрьмах и лагерях. В 1954-55 годах осуждённые были реабилитированы, а против сотрудников НКВД возбуждено уголовное дело.

9. Длительность блокады


Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны длилась 872 дня (8 сентября 1941 - 27 января 1944). Но первый прорыв блокады был осуществлен в 1943 году. 17 января в ходе операции "Искра" советским войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось освободить Шлиссельбург, создав узкий сухопутный коридор между осажденным городом и всей остальной страной.

После снятия блокады Ленинград еще полгода находился в осаде. Немецкие и финские военные оставались в Выборге и Петрозаводске. После наступательной операции советских войск в июле-августе 1944 удалось отбросить фашистов от Ленинграда.

10. Жертвы


На Нюрнбергском процессе советская сторона заявила о 630 тысячах погибших во время блокады Ленинграда, однако, эта цифра до сих пор вызывает сомнение у историков. Реальное количество погибших может доходить до полутора миллиона человек.

Кроме количества погибших ужас вызывает и причины смерти - только 3% всех погибших в блокадном Ленинграде приходится на артобстрелы и авиаудары фашистских военных. 97% смертей в Ленинграде с сентября 1941 по январь 1944 произошли из-за голода. Мертвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление.


Прежде чем привести крамольную статью Алексея Кунгурова, посвящённую Блокаде Ленинграда, предлагаем несколько фактов:

    Во время блокады у ленинградцев были конфискованы частные фотоаппараты, делать любые снимки осажденного города было запрещено. Людей, пытавшихся сделать фотографии для себя, арестовывали, обвиняли в шпионаже, и расстреливали (либо давали срок).

    Командующий Группой Север, фон Лееб, открыто обвинял Гитлера в сговоре с советским командованием. Это достаточно известный факт, так как Риттер (Рыцарь без передачи титула) Фон Лееб был известной персоной.

    Финская армия могла за день разрушить условное прикрытие Питера с Севера. Эта армия стояла на границах территории, до которой доходили городские автобусные маршруты города Ленинград.

О математике и исторической реальности

Проходя по Санкт-Петербургу, замечаешь, что каждый дом и каждый памятник напоминает о великом историческом прошлом этого города. Великое и героическое прошлое никем не оспаривается, но условия , в которых простым людям приходилось совершать нечеловеческие усилия, голодать и умирать, при более внимательном рассмотрении, оказываются искусственно созданными .

Из изложения истории блокады Ленинграда мы знаем, что в годы войны город подвергался интенсивной бомбардировке и артиллерийским обстрелам . На стенах домов в Петербурге до сих пор ещё встречаются старые вывески, сообщающие, что эта сторона безопасна при обстрелах, а на фасадах домов видны отметины от попавших в них снарядов.

В этих условиях жители Ленинграда каждый день совершали подвиги, трудились и медленно умирали от голода. Для поднятия боевого духа, в своё время в политуправлении Ленинграда появилась идея воспеть безсмертный подвиг жителей города, и в одной из его газет появилась заметка о героическом труде ленинградцев в условиях постоянных обстрелов. В ней приведена информация, что на территорию Ленинграда упало 148 тысяч 478 снарядов . Эта цифра стала эталоном и на все годы блокады, запала в умы историков, и они уже не смогли от неё отделаться.

Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками.

Теперь немного о физике

Одним из вопросов, на который не сможет ответить ни один «историк» является вопрос: где они брали электрическую энергию в нужном количестве?

Ибо основной из законов физики гласит, что энергия ниоткуда не берётся и никуда не девается, а в переводе на бытовой язык, это звучит так: сколько энергии произвели , столько и потратили (и не больше). Существуют нормативы в человеко-часах и единицах потраченной энергии на производство единицы продукции, пусть это снаряд или танк, и эти нормы немаленькие.

Немного из экономики

Исходя из нормативов того времени, определённое количество ресурсов и материалов распределялось между производствами без излишеств, в соответствии с планами и задачами. На основании этого распределения создавались минимальные запасы сырья, материалов, инструментов и готовой продукции на предприятиях, обеспечивавшие бесперебойную работу заводов (обычно, на две недели, реже на месяц) с постоянным подвозом необходимого (по мере добычи или производства) и отправкой готовой продукции.

В условиях блокады отдельно взятого города не существует таких стратегических запасов топлива, сырья, материальных средств и энергии, способных обеспечить потребность города (или хотя бы промышленности) больше чем на три месяца. В условиях жёсткой экономии энергии и продовольствия можно растянуть запасы, но для экономии электроэнергии требуется остановить производство - основной потребителя энергии, а этого не произошло. Заводы в Ленинграде не останавливались ни на день .

Можно согласиться с предположением, что часть угля для производства энергии взяли у флота, но основной базой флота был Таллин, и он был захвачен. Тепловые электростанции потребляют угля в разы больше, чем любой корабль.

С особым ожесточением германские пилоты целились в заводы и фабрики Ленинграда, такие, как Кировский, Ижорский, «Электросила», «Большевик». К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно. Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн . снарядов и мин, более 3 тыс . полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.

2. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения.

Энергетическая блокада

После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций. Однако и на них из -за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Началась энергетическая блокада Ленинграда. Самым тяжёлым днём для энергетики Ленинграда стало 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт…

Немного прокомментируем статью: с сентября 1941 года производство электроэнергии сократилось из-за режима чрезвычайной экономии. К январю 1942 года закончился уголь в городе, тепловые электростанции практически остановились, и производилось только 3000 кВт. При этом Волховская Гэс вырабатывала 2000 кВт (2 МВт), и этого хватало только на ж.д. узел и воинские части (то есть, обратите внимание на цифру - 2 мегаватта это очень немного в масштабах города).

В период Великой Отечественной войны, когда большинство электростанций блокадного Ленинграда из-за отсутствия топлива не могли работать. Зимой 1941-1942 годов котёл № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск этого агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. кВт из 23-24 тыс. кВт, вырабатываемых системой. (Википедия)

То есть, озвучена окончательная цифра: вся система (точнее, одна тепловая электростанция на торфе плюс Волжская ГЭС) до конца войны производила 24 тыс. киловатта. Цифра только кажется большой, но, к примеру, приведу, что этой энергии не хватит одному городу (например Гродно 338 тысяч человек) одновременно вскипятить электрические чайники.

В Ленинграде с весны 1942 года действовало 6 маршрутов трамвая . Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии (3,6 МВт). Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 (всего) с предполагаемой мощностью двигателя 30 (!) кВт (к примеру, современные трамваи имеют мощность до 200 кВт).

Теперь немного о материалах и производстве

Можно многое обсуждать в истории, но факт остаётся фактом - снаряды, миномёты, пушки и танки делают из железа или специальных видов стали. Это, как известно, твёрдый материал, обрабатываемый в основном, давлением (неважно, молотом или резцом) и требует приложения больших усилий (в основном, механических), особенно при массовом производстве. Сварка брони танков требует огромного расхода электроэнергии (это не корпус автомобиля из жести сварить), промышленные сварочные аппараты имеют мощность до 40 кВт.

Осталось подвести баланс по электроэнергии

На оставшуюся от движения трамваев электроэнергию (20 МВт) нужно запитать производство заводов, а это:

· десятки тысяч станков по 3-10 кВт каждый (изготовлены миллионы снарядов, болтов, втулок, шпонок, валов и т.д.), - 30-100 МВт (это если 10 тысяч станков на всех заводах);

· десятки станков по производству стволов пушек (токарно-винторезные станки больших размеров),

· прокатные станы (без этого броневых листов не бывает),

· много промышленных сварочных агрегатов (всё-таки выпустили 713 танков за полгода, по 5 танков в день), танк обваривается не один день. Если предположить, что танк обваривают одним сварочным агрегатом трое суток, то требуется 15 сварочных агрегатов общей мощностью 600 кВт.

И в итоге элементарных подсчётов получаем, что у нас сильно не хватает оставшейся энергии (20 МВт), а нужно обеспечить светом ещё обком и горком партии, облсовет и горсовет, управление НКВД, госпитали и т.д.

Осталось подвести баланс по продовольствию

Потребность в продовольствии города составлял (2 миллиона 544 тысячи жителей города - без учёта войсковых группировок, флота и жителей области внутри осады), 1,5 кг продовольствия в сутки (500 грамм сухарей и 1 кг овощей и круп - это общевойсковой паёк) - 3800 тонн продовольствия ежедневно (63 современных вагонов) - напомню, это без учёта численности войск и флота и жителей области.

Непонятно, как мы потеряли ещё большую часть из выпущенных в годы войны 104840 танков и сау , при этом большая часть танков ремонтировалась и возвращалась в бой неоднократно. Такие потери зафиксированы в настоящей истории только раз - во время шестидневной арабо-израильской войны, когда израильские войска уничтожили почти две тысячи танков (но тогда были ПТУР и другой уровень реактивной авиации).

Если бы в Ленинграде стояли заводы из-за отсутствия сырья и материалов, всё было бы понятно - всё-таки блокада, и главное - привести продовольствие, о производстве подумаем потом. Но в условиях, когда люди умирали с голоду на ходу и замерзали целыми семьями, непонятно, откуда бралось сырьё, материалы, инструмент и агрегаты для заводов (танковые пушки изготавливались на Мотовилихинском заводе в Перми , и до февраля 1942 года это был единственный завод , выпускавший танковые и корабельные пушки ), и электроэнергия для обеспечения производства, а выпущенная продукция переправлялась на большую землю - это никакими сказками и мифами объяснить невозможно.

Жители Ленинграда, как и жители всей страны, совершили немыслимый подвиг. Многие из них отдали жизнь в боях за Родину, многие умерли от голода в Ленинграде, приближая час победы. Подвиг Павла Корчагина меркнет на фоне тех усилий, какие каждый день совершали герои-защитники, герои-жители осаждённого города.

Наряду с этим, элементарные подсчёты показывают, что много информации от нас просто скрыто , и из-за этого остальное невозможно объяснить. Создаётся впечатление глобального предательства , что вся эта блокада специально была организована так, что бы убить как можно больше людей.

Придёт время, и истинные виновные будут раскрыты и осуждены, пусть даже заочно.

С Уважением, Ваш -
Наша группа в Одноклассниках:

1. Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны длилась 872 дня - с 8 сентября 1941 года (захват гитлеровцами Шлиссельбурга) до 27 января 1944 года (освобождение советскими войсками в ходе Ленинградско-Новгородской операции Красного Села, Ропши, Красногвардейска, Пушкина и Слуцка). При этом полная блокада Ленинграда продолжалась до 18 января 1943 года, когда в ходе операции «Искра» советским войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось освободить Шлиссельбург, создав узкий сухопутный коридор между осажденным городом и всей остальной страной.

2. Даже после снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года продолжалась его осада немецкими и финскими войсками. Лишь проведенные в июне-августе 1944 года Выборгская и Свирско-Петрозаводская наступательные операции советских войск позволили освободить Выборг и Петрозаводск, окончательно отбросив противника от Ленинграда.

3. Эвакуация жителей Ленинграда длилась с июня 1941 года по октябрь 1942 года. В первый период эвакуации, когда блокада и захват города многим казались маловероятными, ленинградцы отказывались от переезда в другие регионы. Кроме того, изначально детей эвакуировали из города в районы Ленинградской области, которые затем стремительно стал захватывать противник. В результате 175 тысяч детей были возвращены в Ленинград. Всего до блокирования города из него было вывезено 488 703 человека. Второй этап эвакуации происходил по ледовой «Дороге жизни», через которую с 22 января по 15 апреля 1942 года было вывезено 554 186 человек. На последнем этапе эвакуации с мая по октябрь 1942 года в основном водным транспортом по Ладожскому озеру было отправлено на Большую Землю около 400 тысяч человек. Всего в годы войны из Ленинграда было эвакуировано около 1,5 миллионов человек.

4. В блокаде Ленинграда, помимо немецких и финских подразделений, участвовали также испанские и итальянские. Испания, не принимавшая официального участия в войне с СССР, послала на Восточный фронт так называемую «Голубую дивизию», состоящую из добровольцев. О боевых качествах «Голубой дивизии» есть различные мнения - одни исследователи отмечают стойкость ее бойцов, другие - отсутствие какой бы то ни было дисциплины и массовые случаи перехода солдат на советскую сторону. Что касается Италии, то она предоставила свои торпедные катера для проведения операций против советских войск на Ладожском озере. Однако действия итальянских моряков на Ладоге успеха не имели.

5. Главной проблемой осажденного Ленинграда стал голод. Начало продовольственного кризиса очень часто принято связывать с тем, что 10 сентября 1941 года гитлеровской авиацией были уничтожены Бадаевские продовольственные склады. Но современные исследователи отмечают, что на самом деле на Бадаевских складах не было многомесячного запаса продовольствия. Ленинград в мирное время обеспечивался путем регулярных поставок продуктов, которые были нарушены гитлеровской блокадой.

6. Пиком голода в блокадном Ленинграде стал период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов - до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров - до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов. На 50 процентов данный хлеб состоял из несъедобных примесей, заменявших муку. Выдача других продуктов в этот период фактически прекратилась.

7. Всего за время блокады от голода и лишений погибло свыше 630 тысяч ленинградцев. Эта цифра, озвученная советским обвинителем на Нюрнбергском процессе, сегодня оспаривается рядом историков, полагающих, что общее число жертв блокады могло достигнуть 1,5 млн человек. Пик смертности пришелся на первую блокадную зиму 1941/ 1942 годов, когда за период с декабря по февраль умерло более 250 тысяч человек. Во время блокады женщины оказались устойчивее: из каждых 100 смертей в Ленинграде в этот период 63 приходились на мужчин и только 37 - на женщин.

8. Магистралью, спасшей Ленинград от гибели, стала проложенная через Ладожское озеро «Дорога жизни». Этот маршрут снабжения действовал в период с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. В летнее время «Дорога жизни» действовала как водный маршрут, в зимнее - как ледовая автодорога. Когда говорят о «Дороге жизни», чаще всего имеют ввиду ее ледовый вариант, благодаря которому зимой 1941/1942 годов удалось наладить снабжение Ленинграда продовольствием с Большой Земли, а также эвакуировать из города свыше 550 тысяч человек. После прорыва блокады в январе 1943 года на освобожденном участке территории была проложена временная железная дорога Поляны - Шлиссельбург, позволившая организовать снабжение Ленинграда с помощью железнодорожного транспорта. Эта транспортная артерия получила название «Дорога победы», одновременно имея еще одно - «Коридор смерти». Дело в том, что на отдельных участках она проходила настолько близко к немецким позициям, что поезда подвергались артиллерийскому обстрелу со стороны гитлеровцев.

9. Для оповещения жителей Ленинграда о вражеских авианалетах на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Кроме того, сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный - отбой. Кроме того, на улицах города появились предупреждающие надписи: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Звук метронома и сохраненная на одном из домов предупреждающая об артобстреле надпись стали символами блокады и стойкости жителей так и непокоренного нацистами Ленинграда.

10. В современном Петербурге существует памятник еще одним героям блокадного Ленинграда - кошкам. В первую блокадную зиму горожане съели практически всех домашних животных, в том числе кошек. Это вызвало небывалый рост популяции крыс, которым оказался не страшен голод. Грызуны представляли серьезную угрозу и без того скудным запасам продовольствия в городе и переносили опасные инфекционные заболевания. После прорыва блокады в январе 1943 года власти провели спецоперацию: в Ярославской области было собрано четыре вагона дымчатых кошек, которых перебросили в осажденный город. Вновь прибывшие начали беспощадную войну с крысами, отогнав их от продовольственных складов. В 1945 году проблему крысиного разгула в Ленинграде окончательно решила «сибирская дивизия» - около 5000 котов и кошек, прибывших из Омска, Тюмени, Иркутска и других городов.

Во время Второй мировой войны оборона блокадного города вошла в историю России как одна из страшных и трагических страниц того тяжёлого времени. На протяжении многих лет немцы осаждали плотным кольцом блокады северную столицу России. Страшное время напало на город - ощущался недостаток воды, пищи часто пропадало электричество. Это была блокада Ленинграда.

Начало тяжёлого времени

Блокада в Ленинграде началась 8 сентября 1941 года, фашисты оккупировали плотным кольцом жителей города. И только 18 января 1943 года удалось пробить оцепление. Запасы воды и продуктов питания быстро иссякли. Дети гибли от холода и голода.

Ежедневно город подвергался обстрелам и налетов фашисткой армии. За время оккупации на город было обрушено около 107000 бомб, разрушено 3000 зданий, повреждено 7000. Более 1000 продовольственных предприятий во время бомбежек были выведены из строя.

Жители города на улицах построили оборонительные баррикады протяжностью в 35 километров, в зданиях соорудили 22000 огневых точек, ленинградцами было построено более 4000 дотов и дзотов. Люди оборонялись как, могли.

Суровая зима

В первый год блокады наступила рекордно холодная зима для этой местности. Температура опустилась до — 32,1 градусов, хотя средние показатели в мирное время не опускались ниже 19 градусов мороза, и такой холод стоял до мая месяца.

В апреле выпало рекордное количество осадков, сугробы снега достигали около 52 см в высоту. Работа на заводах и фабриках остановилась. Жители города были не готовы к таким испытаниям, из-за отсутствия электричества приходилось обогреваться с помощью буржуек. Чтобы хоть как-то погреться, сжигали все, что было можно сжечь, в ход шли даже книги и мебель. Не говоря о том, что все деревья в городе уже давно было вырублены.

Весной, в ожидании долгой осады, люди начали на каждом удобном клочке земли садить огороды, используя наличные семена. Картошку не сажали целиком — в землю закапывалась только толстая кожура с кольцами, поскольку остальная часть шла в пищу.

Ладожское озеро

По замерзшему озеру Ладога, в смертельной опасности, перевозили больных и раненых, а на обратном пути доставлялись продукты пропитания, которых катастрофически не хватало. Этот путь жители называли «Дорогой жизни».

Чтобы обеспечить город горючим, по дну озёра всего лишь за 45 дней на глубине 13 метров, было проведено более 20 километров труб. По ним в дальнейшем перекачивали нефтепродукты.

Но эта «дорога жизни» также была и «дорогой смерти», ведь озеро непрерывно бомбардировалось, бомбы разбивали лед. Весной, когда лед становился тонким, машины часто проваливались и тонули. Но деваться было некуда, ценой жизни героических водителей спасались жизни жителей Северной столицы.

Нападение грызунов на город

В сложившейся плачевной ситуации проблем добавили и грызуны, которые беспощадно поедали и без того скудные запасы питания. В 1943 в город было завезено 4 вагона котов и кошек, для истребления мышей и крыс.

После прорыва блокады завезли ещё 5000 котов дымчатого окраса. Жители верили что кошки именно этого окраса являются лучшими крысоловами. За ними выстроилась огромная очередь, каждый хотел заполучить себе животное.

Так кошки спасли город, и в нынешнее время в Петербурге стоит памятник этим животным в знак благодарности за спасение города от грызунов.

Громкоговорители, как биение сердца

Несмотря на тяжёлое положение, в городе работало около 1500 громкоговорителей, по которым подавались сигналы тревоги и вешали о ситуации в нынешнем Петербурге. За этой техникой тщательно следили, быстро ремонтировали или заменяли после повреждения, восстанавливали проводное сообщение, которое часто обрывалось вследствие бомбежек и обстрелов.

По указаниям руководства, запрещалось отключать радио, которые транслировали правительственные распоряжения и новости круглосуточно. В тоже время все беспроводные приемники были изъяты, так как немцы вели свои радиопередачи на русском языке, призывая блокадников сдаваться и обещая улучшение жизни после победы германских войск.

Когда ленинградский диктор прекращал оповещение, через динамики начинал свой отсчёт метроном. Ритм метронома, был спасательным сигналом для жителей Ленинграда. Быстрый отчёт ритма предвещал тревогу, начало наступления бомбардировки, налет вражеских самолётов. Замедление ритма обозначало конец тревоги. Жители назвали этот ритм ритмом биения сердца.

Эвакуация жителей Ленинграда

Блокада Ленинграда — интересные факты об эвакуации граждан. За время блокады было осуществлено 3 волны эвакуации, во время которых половина жителей были вывезены из города. Первая эвакуация началась ещё до наступления осады. Около 400 тысяч детей были переправили в другие районы Ленинградской области, но немцы оккупировали и эти территории и большинству пришлось вернуться.

Вторую волну было решено переправлять по льду Ладожского озера. В этот раз успешно вывезли свыше 500 тысяч человек. Это был опасный путь, так как ледовое покрытие бомбардировалось, обстреливалось, да и просто иногда не выдерживало нагрузки многочисленного нагруженного транспорта.

И последние третью волну переправили водным транспортом по озеру. За время эвакуации на Большую Землю отправили более 1,5 миллиона жителей. Но всех вывезти не удалось. Во-первых, нужны были рабочие, которые поддерживали бы работу на предприятиях, оборону города и учреждениях, которые отвечали за жизнедеятельность Северной столицы. Во-вторых, эвакуация — это не путь в комфортабельном транспорте по широкой дороге. Всех вывезти просто не было возможности. Но все равно, спасение такого большого количества людей — это настоящий подвиг русского народа.

125 грамм хлеба в сутки

Начался страшный голод, на каждого ребенка, иждивенца и простых служащих в день выдавалось по 125 грамм хлеба, рабочим — по 250 грамм, пожарным бригадам — по 300 грамм, и только бойцы на передних краях обороны получали по 0,5 килограмма.

Хлеб был черным и горьким на вкус. В виду отсутствия достаточного количества зерна, в хлеб давали разные примеси — жмых, целлюлозу, соду, отруби. Форму для выпечки часто смазывали соляровым маслом.

Время первых бомбардировок сгорел склад с сахаром. На территории обгорелого помещения выкапывали сладковатую землю и употребляли ее в пищу. Такие «сладости» даже продавали на рынке, и они пользовались спросом.

Отсутствие продуктов питания стало сильным испытанием для жителей Ленинграда. Многие не выдержали голода и холода, за время блокады погибло порядка 630 тысяч жителей города. У Ленинградцев очень трепетное отношение к хлебу. В этом городе не увидишь хлеб, выброшенный в мусорный бак, человека, который сорит хлебом, просто не поймут. Все это следствие блокады, которая была много десятилетий назад.

Трудно осознавать, что город смог выстоять столько времени. Но спустя 872 дня российским войскам все таки удалось пробить кольцо фашистов, и город был полностью освобожден. Несмотря на то, что многие люди стараются искажать факты того времени, эта страница в истории навсегда останется героической в памяти и сердцах российского народа.