Условия внеурочной деятельности. "внеурочная деятельность как важное условие реализации фгос нового поколения"

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Согласно требованиям ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Цели внеурочной деятельности

Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Задачи внеурочной деятельности

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
  2. Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
  3. Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.

Мой класс с первого класса идёт по ФГОС. В основной школе - третий год. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Ежегодно, разрабатывая программу внеурочной деятельности, мы сохраняем направления, используем разные формы.

Так, например, в первый год мы старались охватить все пять направлений через кружковую работу в школе – 10 часов в неделю. Не скрою, тяжело было всем: школьникам, родителям, учителям. Но всё новое, неисследованное всегда вызывает трудности. Мы с успехом закончили пятый класс. Наиболее успешными для ребят оказались программы “Туризм”, “Краеведение”, “Я – исследователь”. Исследовательская деятельность школьников предполагала знакомство с азами создания проектов, исследовательских работ, поэтому лучшими были только две работы. Коль я в этом классе веду уроки русского языка и литературы, поэтому работы были по литературоведению, они опубликованы на сайте “Портфолио ученика”.

Во второй год мы продолжили кружковую работу, т.к. большинство программ внеурочной деятельности были рассчитаны на два года обучения. И снова исследовательская деятельность принесла свои плоды. Ребята, освоив азы, стали исследователями в биологии, истории, конечно, и в литературе. Работы опубликованы на школьном сайте и на сайте “Портфолио ученика”.

В этом учебном году целью программы стало создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи организации внеурочной деятельности

1. Развитие духовно-нравственных ориентиров для жизненного выбора, привитие уважения к старшим, окружающим.

2. Расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках “себя”.

3. Личностное становление учащихся, развитие интеллекта.

4. Развитие общекультурных способностей, эстетических знаний, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.

5. Совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа и безопасного образа жизни.

6. Формирование экологической культуры.

Все мероприятия проходят в тесной связи с библиотекой, музеем, Домом детского творчества, детской спортивной школой, музыкальной школой. Надо сказать, что все проводимые мероприятия – на высоком уровне, что уже можно говорить о результатах и эффектах внеурочной деятельности

Результаты внеурочной деятельности

1. “Социальный заказ” сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:

Любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;

Осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

Уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

2. Личностные результаты

Ориентация в системе моральных норм и ценностей;

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Сознание, признание высокой ценности жизни во всех е? проявлениях; знание основ здорового и безопасного образа жизни.

Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

Уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

Уважение к личности и е? достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

Уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей и т.д.

3. Коммуникативные результаты:

Координация различных позиций в сотрудничестве;

Формулирование и аргументация собственного мнения и позиции;

Аргументация своей точки зрения, умение отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;

Умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения.

4. Познавательные результаты:

Реализация проектно-исследовательской деятельности;

Наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Принципы и особенности организации внеурочной деятельности

1. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

2. Принцип социального заказа.

3. Принцип целостности.

4. Принцип личностно-деятельностного подхода.

5. Принцип детоцентризма (в центре находится личность).

6. Принцип гуманистической направленности. В максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников.

7. Принцип вариативности. Культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

8. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем;

Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Достигается в дружественной детской среде.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Лаконичная формулировка трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

Формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

Формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

В рамках внеурочной деятельности к 110-летию со дня рождения М.А.Шолохова в первом полугодии было проведено мероприятие в форме литературно-музыкальной гостиной “Казачьи посиделки”. Это интегрированное мероприятие: предметы – литература, музыка, внеурочная деятельность. Представлен опыт работы в региональном компоненте двух педагогов: учителя музыки и учителя литературы.

Цель мероприятия: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций Донского края. Без ложной скромности скажу, цель мы достигли. Коль это ФГОС, задачи, прежде всего, были нацелены на формирование УУД. Особенно личностного характера – приобщение к национальным традициям, изучение культуры казачества (фольклор: песни, пословицы) всё было представлено в многообразии. Особенное внимание было уделено гимну Ростовской области и войска Донского, как к одному из символов края, воспитание гордости за свою малую родину. Мы гордимся тем, что родились и живем здесь.

По исполнению гимна уч-ся была видна глубина проникновения в смысл слов, не случайно исполнение было акапельно. Особый акцент сделан на совместное исполнение уч-ся и педагогов, ибо ничто так не влияет на воспитание, как личный пример педагога или любого взрослого человека. Возвращаясь к ФГОС, скажу, что особенно обращали внимание на деятельностную основу мероприятия, разнообразие форм: погружение в быт казаков – “Казачья горница”, приобщение к обычаям – сбор в поход казака, приготовление чая, расширение рамок общения – два педагога, тесное сотрудничество и уч-ся, и педагогов.

Все этапы были оптимально наполнены содержанием, применены разнообразные методы воспитания. Каждый школьник участвовал в разной степени. Ни один не остался в стороне, причём, это воля уч-ся.

Мероприятие прошло чётко, в темпе, школьники, несомненно, были активны, бодры, веселы, проявляли неподдельный интерес. Достаточно высокий эмоциональный настрой.

Рефлексия – обязательный нынче элемент и для уч-ся, и для педагогов, прошла быстро, лаконично, искренне. Уверена, никто не остался равнодушным, у всех в душе остался след от мероприятия.

В заключение, мне хотелось бы сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогов - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Ст. 13.

2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

3. Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Национальная образовательная инициатива “Наша Новая школа”.

6. ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644).

7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

Одна из проблем, которая волнует родителей школьников - это внеурочная деятельность, о чем можно судить по их отношению к внеурочной деятельности, представленному на форумах в сети «Интернет»:

— Внеурочная деятельность сводится к насильственному принуждению посещения занятий, организованных самими же учителями, которые вряд ли что-то могут дать детям в области
дополнительного образования.
— Внеурочка в наших российских школах — это лишь способ получить финансирование. И никого не волнует, что ради этого дети должны высиживать скучные занятия шестым и седьмым уроками.
— Задумка хорошая, но выбора особо нет.
— У нас внеурочка — это не кружки, а обязательные предметы. Учителя ругаются на собраниях, а принудить все равно не могут.
— У нас все дни поставили внеурочку, по 2 урока, в т. ч. динамическую паузу, которая моему ребенку нафиг не нужна. Слоняться по школьной площадке.
Но не везде так плохо:
— У нас очередь на внешкольные занятия, есть языки, шахматы, спорт и т.д. по интересам. И дети рады, и родители.
— У нас эта «внеурочка» — реально интересные кружки. Причём, по каждому направлению выбор есть. Детям нравится.
— У нас школа «полного дня пребывания». Дети в ней с утра и до 18 часов. Вся внеурочка добровольная.

Примечание.

В настоящее время следует руководствоваться письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (подробности в нашем блоге в статье « Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия» .

Что такое внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность школьников в основной образовательной программе образовательной организации
Согласно Федеральному закону об образовании содержание образования образовательной организации определяется её основной образовательной программой (далее -ООП), разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.
Согласно ФГОС ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности .
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и включается в организационный раздел ООП. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация.
Из Федерального закона об образовании :
«образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов ».
Основные направления внеурочной деятельности
Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
Формы реализации основных направлений внеурочной деятельности
Как сказано в ФГОС, внеурочная деятельность реализуется в таких формах как кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и в других формах .
Это же положение подтверждено и СанПин 2.4.2.2821-10:
— «Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений ».

В нем также отмечено, что «часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».
В каком объеме реализуется внеурочная деятельность
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации , осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
О наполняемости групп при внеурочной деятельности
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.
Значение внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его.
В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.

Что обязательно и что по выбору
Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе .
Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений . Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Обратим внимание на положения ст.34 Федерального закона об образовании, согласно которой обучающиеся имеют право:
— «на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность »;
— «на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами ».
Таким образом, если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т. д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.

Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Внеурочная деятельность в школе: что обязательно и что по выбору : 50 комментариев

    То есть я свободно могу не посещать внеурочку?

    Добрый день! Исходя из вышесказанного посещая спортивную секцию и официальные курсы иностранного языка — я беру справки из этих учреждений, и нас освобождают от внеурочной деятельности в стенах школы?

    Добрый день! «Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится» разве фраза из статьи не указывает на то, что внеурочная деятельность дело добровольное или по крайней мере необязателное.

    Подскажите, пожалуйста, у нас есть посещение одного и того же учреждения на платной основе, причем, говорят, что это обязательно. Скорее всего, это и есть внеурочная деятельность. Как я могу отказаться от этих скучных занятий, да еще и платных?

    Подготовка к егэ может ли проводиться в рамках внеурочной деятельности как элективный курс

    В рамках внеурочной деятельности может ли проводиться занятия по подготовке к ЕГЭ как элективный курс

    хочу всем добавить, что письма министерств и ведомств не являются нормативными документами и уж точно не могут их отменять, следовательно, внеурочная деятельность для учащихся остаётся на добровольной основе, как гласит закон об образовании и санпин.

    Здравствуйте! А если в ОО есть группы продленного дня в начальной школе,то можно ли занятие по внеурочной деятельности включить в режим работы гпд, после спортивного часа?

    Добрый день.
    1) Скажите пожалуйста, действительно ли, что на внеурочке должно быть не более 15 учеников?
    2)Если ребенок посещает или не посещает (по причине доп занятий в секциях или муз.школе) внеурочную деятельность каким образом он сдает зачет?
    3) я правильно понимаю, что основной целью внеурочной деятельности является воспитательная задача а так же нравственная и т.п?
    4) И каждый ли ученик должен посетить 10 часов внеуроч.деятельности в неделю?
    Спасибо.

    Здравствуйте. А если ребенок не сдаст или сдаст зачет. Где это фиксировать?

    Добрый вечер! Сегодня в школе нам раздали заявления на внеурочную деятельность, который мы родители должны подписать. В заявлении прописаны 5 предметов спортивно-оздоровительный, нрав-этический, общеинт-ое, обще-культурное, социальное. И все эти предметы,сказали должны быть написаны. В неделю у нас на внеурочку отводится 10 часов. Ставят эту внеурочку во 2 классе 5 и 6 уроком. Вообще это законно? И что мы должны все это выбирать? или мы имеем право выбирать из этого списка что одно?

    Здравствуйте. Подскажите, а может ли внеурочная деятельность стоять 6 и 7 уроком, а основной предмет-8 уроком и что делать в том случае, если по времени не успеваем на занятия вне школы(справка имеется)?

    Если я правильно понимаю, внеурочная деятельность является обязательной. Но за учебные часы она не считается, и тем не менее это дополнительные занятия и дополнительная нагрузка. У сына 2 класс. Учится с 14:00. Каждый день по 5 уроков, и один день 0-уроком ставят внеурочку рисование. В субботу 4 внеурочки. И объясните мне пожалуйста русским языком, если внеурочка обязательна, значит я имею право считать ее учебными часами? Ребёнок приходит со школы в 19:00, делает уроки, потом готовится к олимпиадам и проектам, утром идём на свои кружки, которые ему интересны. Для ребёнка не многовато ли нагрузки? Почему внеурочную деятельность навязывают, на то она и внеурочная, чтобы заниматься в своё свободное время тем занятием, которое ребёнку будет интересно.

    Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, имеет ли право учитель выставлять оценки за внеурочную деятельность?

  • Создаётся впечатление,что наше образование делает всё, чтобы отбить желание у детей ходить в школу.Задумка про внеурочку наверное была неплохая,если бы действительно детям давали выбор или учитывали пожелания учеников и родителей. А в результате сделали обязаловкой,куда дети не хотят ходить,а их заставляют.Сын учится в 4 классе,у нас есть в расписании труд и умелые ручки(внеур.), рисование и волшебные краски(внеур.) Разве это не одно и то же?Причём на умелых ручках уже шестой урок подряд шьют мягкие игрушки и приходится тратить деньги на фетр,синтепон,ленточки,пуговички…это выходит 250-300 руб на занятие.Оно мне надо?У меня сын,зачем ему ЭТО?Прежде,чем что-то внедрять,надо продумать всё основательно,а так складывается впечатление, что в образовании люди сами далеко » не образованные» ,если устроили такую неразбериху,что четкого ответа не могут дать родителям,что и как должно быть.Отписки шлют каждый год разные,а обозначить что и как должно быть не могут.

Борисевич Варвара
Доклад «Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС»

1 слайд. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется образовательной Организацией через урочную и внеурочную деятельность .

2 слайд. Внеурочная деятельность - образовательная деятельность , направленная на достижение результатов освоения АООП, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, организации их свободного времени.

3 слайд. Целью внеурочной деятельности является - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

4 слайд. Внеурочная деятельность решает следующие задачи :

Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

Улучшить условия для развития ребенка;

Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

5 слайд. Для организации внеурочной деятельности необходимо соблюдать определенные условия :

Родительский запрос;

Наличие учебно-материальной базы;

Наличие подготовленных кадров;

Соблюдение СанПиНов, требований к сменности занятий и составлению расписания;

ОУ самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии с уставом и с Законом РФ «Об образовании»

6 слайд. Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях Стандарта. Для их реализации в образовательной организации могут быть рекомендованы : игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая и др.

7 СЛАЙД. Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется общеобразовательной организацией : экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п, туристические походы и т. д. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха обучающихся и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей.

8 слайд. В зависимости от возможностей общеобразовательной организации, особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться по различным схемам, в том числе :

Непосредственно в общеобразовательной организации по типу школы полного дня;

Совместно с организациями дополнительного образования детей, спортивными объектами, организациями культуры;

В сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов общеобразовательной организации (комбинированная схема) .

9 слайд. Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через :

Учебный план образовательного учреждения,

Дополнительные образовательные программы учреждения;

Организацию деятельности групп продленного дня;

Воспитательная программа классного руководителя.

Организация внеурочной деятельности предполагает , что в этой работе принимают участие все педагогические работники общеобразовательной организации (учителя-дефектологи, учителя групп продленного дня, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др., так же и медицинские работники.

10 слайд. В требованиях к структуре АООП (вариант 1) определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности :

Духовно-нравственное;

Социальное;

Коррекционно-развивающее;

Общекультурное;

Спортивно-оздоровительное.

Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки программ внеурочной деятельности . В связи с тем, что внеурочная деятельность реализуется первый год , мы остановились на приоритетных направлениях с учетом реальных условий , осо-бенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных предста-вителей) .

11 слайд. Программы внеурочной деятельности по АООП 1 вариант :

«Я познаю мир» - программа направлена на расширение знаний учащихся об окружающем мире, расширение словарного запаса и обогащение словаря. В классе есть дети, которые не посещали дошкольные учреждения и воспитывались в семье, также есть дети, в семьях которых разговаривают на двух языках. Программа помогает учащимся больше узнать о явлениях окружающей действительности, о правилах поведения в общественных местах, о животных и растениях. Занятия по внеурочной деятельности проходят в виде игр , тематических бесед, творческой деятельности .

«Математические ступеньки» - программа направлена на закрепление и расширение знаний, полученных на уроках математики, т. к. с момента вступления ФГОС снижено количество часов по этому предмету с 5 до 3 часов в неделю. Занятия проходят в игровой форме, используется большое количество наглядных материалов, интересных заданий на развитие логического мышления.

12 слайд. Также для учащихся 1 а класса разработана программа воспитательной деятельности , которая реализуется классным руководителем и способствует достижению поставленных целей и задач. Класс активно принимает участие в общешкольных спортивно-оздоровительных и праздничных мероприятиях.

13 слайд. В классе проводятся тематические беседы о вежливости, о правилах хорошего тона и поведения в общественных местах. Викторины и классные часы по сказкам и рассказам.

14 слайд. Дети с удовольствием посещают занятия по декоративно-прикладному искусству и принимают участие в конкурсах.

15 слайд. Также для учащихся 1 класса организована динамическая пауза на свежем воздухе.

16 слайд. В требованиях к структуре АООП (вариант 2) определено, что внеурочная деятельность организуется по 6 направлениям развития личности :

Социально-эмоциональное;

Спортивно-оздоровительное;

Творческое;

Нравственное;

Познавательное;

Общекультурное.

17 слайд. Приоритетными направлениями реализации внеурочной деятельности обучающихся по АООП 2 вариант выбраны : творческое – «Цветной мир» . Программа направления на эмоциональное и эстетическое развитие учащихся с помощью знакомства с цветом и формой. Во время этих занятий дети знакомятся с различными простейшими техниками рисования, с основными цветами и формами, рисуют элементарные явления и предметы (травку, фрукты и овощи, разноцветные шары)

19 слайд. социально-эмоциональное – «Посмотрите, это я» – программа направлена на формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Учащиеся знакомятся с основными правилами поведения и общения в классе, через ролевые игры, беседы, викторины Задачи данного курса :

Обучение навыкам общения и сотрудничества;

Формирование у обучающихся навыков речевого этикета и культуры поведения;

Развитие коммуникативных умений в процессе общения;

Введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

20 слайд. познавательно – общекультурное – «Я говорю» . Программа направлена на достижение следующих целей :

Максимальное включение учащихся в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;

Формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения , наблюдения, предметно-практической, трудовой);

Развитие способности к коллективной деятельности ;

Формирование интереса к уроку.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие :

Формировать первоначальные представления о себе и о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый» , «Это – я» , «Я в школе» )

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы;

Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (папа, мама, я, бабушка, дедушка) ;

Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

Обеспечивать необходимую мотивацию общения и речи через создание ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;

Формировать представление о частях собственного тела, их назначении, расположении;

Формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека.

21 слайд. Важно иметь в виду , что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с детьми.

Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов и увлечений. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Введение. Актуальность темы.

2.Основная часть. Внеурочная деятельность как важное условие реализации деятельности ФГОС нового поколения

а).Цель внеурочной деятельности;

б).Задачи;

в). Направления развития личности;

г). Формы внеурочной работы;

д).Планируемые результаты воспитания и развития учащихся начальной школы;

е).Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности;

ё). Модель выпускника начальной школы;

ж).Планируемый результат;

з). Ожидаемый результат;

3. Заключение.

4.Литература.

Приложение.

Введение

Приоритетная задача современной школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.

Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.

Внеурочная деятельность- проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива. Специфику внеурочной деятельности определяет направленность на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность выступает в качестве одного из основных компонентов социализации младшего школьника.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Для реализации ФГОС в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности :

    игровая деятельность;

    познавательная деятельность;

    проблемно-ценностное общение;

    досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

    художественное творчество;

    социальное творчество;

    трудовая (производственная) деятельность;

    спортивно – оздоровительная деятельность;

    туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная деятельность ставит ряд задач:

    развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

    расширение рамок общения в социуме.

Основными принципами, которыми должен руководствоваться педагог, при осуществлении ВД должны быть:

    Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

    Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

    Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

    Единство обучения, воспитания, развития.

    Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

В ФГОС представлена базовая модель внеурочной деятельности.

Учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

Дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

Образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

Организацию деятельности групп продленного дня;

Классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

Деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

Инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность в МОУ Тушнинская СШ осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.

Эта работа, на мой взгляд, позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной деятельности, мне кажется, можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Таким образом, внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В новых условиях предоставляется возможность для того, чтобы общее и дополнительное образование детей стали равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, способными создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. В этих условиях перед образовательными учреждениями ставятся качественно новые задачи: необходимо создать основу для успешной адаптации школьников в обществе, раскрытии их творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Реализация принципа полноты образования заложена в Федеральном государственном образовательном стандарте и становится ключевым моментом для выстраивания новой системы отношений между общим и дополнительным образованием, интегрирующих как формальное, так и неформальное, обязательное и добровольное, традиционное и уникально специфическое. Интеграция общего и дополнительного образования,

несомненно, становится важным условием перехода на ФГОС, так как приводит к качественно новому результату.

Учитывая требования, предъявляемые к реализации ФГОС, ОУ, имея определённые ресурсы и опыт взаимодействия с УДО, должны создать условия для реализации внеурочной деятельности, разработать модель взаимодействия с УДО.

Поскольку цели дополнительного образования направлены на реализацию внеурочных индивидуальных интересов, образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного модуля, то и реализация таких возможностей увеличивается при объединенных образовательных ресурсов школы и учреждения дополнительного образования. Фактически можно говорить о необходимости создания новой среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей обучаемых, на социализацию детей.

Учитывая то, что стандартами общего образования предопределяется выделение в БУП часов для внеурочной деятельности (10 часов в неделю), а выбор деятельности в рамках этих часов ложится на «плечи» школы и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей, учреждения дополнительного образования могут внести весомый вклад в реализацию новых стандартов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Существует несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

модель «школы полного дня»;

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

инновационно-образовательная модель.

Каждое ОУ выбирает наиболее подходящую для себя модель, не исключено совмещение моделей (как это получилось у нас).

Для успешного введения ФГОС НОО, в том числе и внеурочной деятельности необходимо выполнение ряда условий:

Организационное обеспечение

Нормативное обеспечение

Финансово-экономические условия

Информационное обеспечение

Научно-методическое обеспечение

Кадровые ресурсы

Материально-техническая база

В нашей «МОУ Тушнинская СШ» мы реализуем внеурочную деятельность так. В нашей школе в течение нескольких лет успешно функционирует система дополнительного образования. С 2008 года школа работает по теме «Система дополнительного образования в рамках общеобразовательной школы как условие активизации личностного самоопределения и самореализации учащихся» На сегодняшний день в школе работают 10 творческих объединений (задействовано 25 педагогов).

Блок дополнительного образования школы оказывает широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворяет индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности детей, обеспечивает учащимся свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений по интересам.

В рамках системы ДО в школе мы взаимодействуем с рядом учреждений в районе.

Сегодня наше образовательное учреждение соответствует всем современным требованиям проведения учебного процесса. И имеет определенные успехи в развитии способностей учащихся. Нужно отметить, что учителя школы понимают и принимают тот факт, что начальная школа стала первым шагом в апробации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения не случайно. Ведь эффективность внедрения изменений на других уровнях образования во многом зависит от того, каковы будут результаты начальной школы, так как она является базой фундамента всего последующего обучения детей в школе.

Переход школы на новый стандарт требует серьезной подготовительной работы - одна из которых - разработка программы по внеурочной деятельности. Исходя из положения данной программы, каждый учитель создаёт свою рабочую программу по выбранному направлению.

Свой духовный, физический и интеллектуальный потенциал учащиеся раскрывают во время внеурочной деятельности, осуществляемой в школе по пяти направлениям (направленностям):

Внеурочная деятельность в нашей школе охватывает большой спектр работы.

*

    Встречи со служителями церкви. Участие в православных праздниках и фестивалях, праздники и встречи;

    Составление презентаций и проектов. Участие в проектах и акциях «Протяни руку помощи».

    Экскурсии и знакомства с представителями разных профессий, кл.часы о роли труда и полезной деятельности, участие в мероприятиях, посвященных традициям и трудовому опыту семьи, промышленный туризм.

Встречи с представителями творческих профессий, экскурсии к памятникам; беседы и классные часы о правилах поведения, о поступках.

При организации внеурочной деятельности школьников педагогу необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Результатами успешной внеурочной деятельности становятся достижение школьником знаний и понимания общественной жизни, стремление к ценностному отношению и самостоятельные действия в общественной жизни.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учащихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, тендерном и других аспектах.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).

Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Модель внеурочной деятельности в школе обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, которая осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьное научное общество, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.

Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности МОУ Тушнинская СШ приведен ниже.

Кроме плана внеурочной деятельности модель внеурочной деятельности так же предусматривает использование следующих документов:

– индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности;

общая карта занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности;

– журнал учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности

Данные инструменты обеспечивают реализацию модели внеурочной деятельности школы, а так же создают предпосылки для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную деятельность.

Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:
-
территориальное расположение школы;
- уровень развития дополнительного образования в школе;
-методическое, программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;
-кадровое обеспечение образовательного процесса внеурочной деятельности (наличие психолога, социального педагога, педагога-организатора, учителей, реализующих внеурочную деятельность.),
-материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.
Тип организационной модели внеурочной деятельности:

Модель переходного периода

Основная идея программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

    выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

    создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

    формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

    развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

    создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

    развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

    расширение рамок общения с социумом.

Принципы организации внеурочной деятельности:

    соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

    опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;

    опора на ценности воспитательной системы школы;

    свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Согласно п.16 ст.50 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Следовательно, та часть внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план образовательного учреждения (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса), является обязательной для посещения и на нее распространяются ограничения, накладываемые п.10.5. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», о максимальной величине недельной образовательной нагрузки.

Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом образовательного учреждения, является необязательной для посещения.

Описание модели

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь, вожатая).

Раздел вариативной части учебного плана школы «Внеурочная деятельность» в полной мере реализовывает требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия школа реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательные программы.

Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся формирует свой индивидуальный образовательный внеурочный вектор.

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, направлено на реализацию Образовательной программы школы. Набор внеурочных модулей формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации; таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети будут посещать детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «V четверть» при школе.

Для реализации внеурочной деятельности составляются Рабочие программы внеурочных курсов в соответствии с целями и задачами, изложенными в Образовательной программе школы.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются необходимые условия, предусмотренные ФГОС ООО.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает оборудованным спортивным залом, оборудованным танцевальным залом, актовым залом, библиотекой с местами школьника для выхода в Интернет, спортивной площадкой, кабинетами по предметам.

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой и оснащены интерактивным оборудованием.

Организация внеурочной деятельности

Форма проведения – групповая.

Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:

духовно-нравственное;

общеинтеллектуальное

социальное

спортивно-оздоровительное

общекультурное

Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:

1. Общеинтеллектуальное:

    Предметные недели;

    Библиотечные уроки;

    Конкурсы, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры и др.

    Участие в олимпиадах

    Разработка проектов к урокам.

2. Спортивно-оздоровительное:

    Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

    Проведение бесед по охране здоровья.

    Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.

    Участие в районных спортивных соревнованиях.

3.. Социальное:

    Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.

    Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.

    Участие в творческих конкурсах, в акциях.

    Беседы, экскурсии.

    Участие и подготовка к мероприятиям.

    Разработка проектов.

4.. Общекультурное:

    Беседы, экскурсии.

    Подготовка и участие в конкурсах.

    Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия

5.. Духовно-нравственное:

    Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

    Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;

    Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, края.

    Уроки этики, посещение художественных выставок, заочные путешествия, экскурсии.

    Литературно-музыкальные постановки, композиции.

    Изучение правил поведения в школе и на улице, о взаимоотношениях в семье.

    Составление презентаций и проектов.

    Экскурсии и знакомства с представителями разных профессий, кл.часы о роли труда и полезной деятельности, участие в мероприятиях, посвященных традициям и трудовому опыту семьи.

    Посещение памятников природы и природных объектов, нуждающихся в охране; экологические игры, тренинги, праздники, субботники, акции, выпуск плакатов и стенгазет; викторины

    Встречи с представителями творческих профессий, экскурсии к памятникам зодчества; беседы и классные часы о правилах поведения, о поступках,

Реализация направлений деятельности

Направление

Название модуля

Количество часов

Спортивно-оздоровительное

«Гимнастика», «Юные инспекторы дорожного движения»

Общеинтеллектуальное

«Мы россияне», «Учусь создавать проект», «Занимательная математика»

Общекультурное

«Читаем с Симбирчитом»

Социальное

«Развитие познавательных способностей»

Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.
Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Личность самого обучающегося
Детский коллектив
Профессиональная позиция педагога
Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.

Мониторинг компетентностей обучающихся

Компетенции ученика

Показатели

Методический инструментарий

Сформированность познавательного потенциала личности обуч-ся и особенности мотивации.

1.Познавательная активность обуч-ся.

2.Произвольность психических процессов.

3.Эмоциональное состояние (уровень тревожности)

1.Методики изучения развития познавательных процессов личности ребёнка.

2.Педагогическое наблюдение.

3.Оценка уровня тревожности Филипса

«Шкала тревожности».

Сформированность коммуникативного потенциала личности и её зависимость от сформированности общешкольного коллектива.

1.Коммуникабельность.

2.Знание этикета.

3.Комфортность ребёнка в школе.

4.Сформированность совместной деятельности.

5.Взаимодействиесо взрослыми, родителями, педагогами.

6.Соблюдение социальных и этических норм.

1.Методика выявления коммуникативных склонностей обуч-ся.

2. Педагогическое наблюдение.

3 Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью».

4.Методики «Наши отношения», «Психологическая атмосфера в коллективе».

5.Анкета «Ты и твоя школа».

6.Наблюдения педагогов.

Сформированность нравственного, эстетического потенциала учащегося.

1.Нравственная направленность личности.

2.Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

3.Развитость чувства прекрасного.

1.Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

2.наблюдения педагогов

3.изучение документации

4. Мониторинг общего поведения

Ожидаемые результаты:

    увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

    воспитание уважительного отношения к своей школе, микрорайону, городу, чувства гордости;

    воспитание у детей толерантности;

    навыков здорового образа жизни;

    формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры;

    развитие социальной культуры учащихся через систему детского самоуправления.

Показатели деятельности педагогов по реализации модели внеурочной деятельности (смотреть приложения №1-№8)

    Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (итоги учебного года);

    Проектная деятельность обучающихся;

    Участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы;

    Количество обучающихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях;

    Посещаемость занятий, курсов;

    Количество обучающихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса;

    Участие родителей в мероприятиях;

    Наличие благодарностей, грамот;

    Наличие рабочей программы курса внеурочной деятельности и ее соответствие предъявляемым требованиям

    Ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с обучающимися (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности);

    Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения;

    Удовлетворенность обучающихся и их родителей выбранным курсов внеурочной деятельности;

    Презентация опыта на различных уровнях.

Выпускник начальной школы – это человек

    владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

    любящий родной край и свою страну;

    любознательный, активно познающий мир;

    знающий историю и традиции родного края, народов России;

    уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

    готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

    доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

    выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

    уважающий труд и людей труда, умеющий трудиться;

    умеющий проявить свои творческие способности в различных видах деятельности.

Ученик получит:

    Знания основных моральных норм поведения и ориентацию на их выполнение;

    Установку на здоровый образ жизни;

    Ориентацию на нравственное содержание смысла, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    Основы этнической принадлежности, как члена семьи, представителя народа, гражданина России, сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

    Развитие этических чувств- стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

    Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, умения следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

    Адекватно использовать речевые средства общения для решения коммуникативных задач;

    Допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением;

    Строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    Продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников

Заключение.

В заключение хотелось бы сказать, школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого мы должны создать такие условия, при которых жизнь детей должна быть наполнена разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

Школа после уроков - это мир творчества, раскрытие ребёнком своих интересов, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Ведь самая главная задача школы не только дать образование, но и воспитать достойного человека!!!

Хотя учитель – это массовая профессия… по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениями своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большим художником.

В. В. Давыдов

Приложение 1

ДИНАМИКА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

ЗА 4 ГОДА (Методика Н.П. Капустиной)

Оценка шести качеств личности: любознательности, трудолюбия, бережного отношения к природе, школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе. Качества личности, которые должен выработать в себе, чтобы достичь успеха.

Приложение 2

ДИНАМИКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(ЗА ПОСЛЕДНИЕ 4 ГОДА; % УСПЕВАЕМОСТИ И % КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ)

Приложение 3

ДИНАМИКА УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

На диаграмме видно позитивный рост процента участия в проектной деятельности по направлениям. Проекты познавательного направления занимают лидирующую позицию. Особое внимание нужно обратить на духовно-нравственное и социальное направление.

Приложение 4

ДИНАМИКА УЧАСТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В ШКОЛЬНЫХ ОЛИМПИАДАХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 4 ГОДА

ДИНАМИКА УЧАСТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА ВО ВСЕРОССИЙСКИХ ОЛИМПИАДАХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 4 ГОДА

ДИНАМИКА УЧАСТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В ШКОЛЬНЫХ КОНКУРСАХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 4 ГОДА

ДИНАМИКА УЧАСТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В РАЙОННЫХ КОНКУРСАХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 4 ГОДА

ДИНАМИКА УЧАСТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ И ВСЕРОССИЙСКИХ КОНКУРСАХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 4 ГОДА

Приложение 5

ДИНАМИКА УЧАСТИЯ В КОНКУРСАХ ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ. (Приход Арских храмов г. Ульяновска)

ДИНАМИКА ПОБЕДИТЕЛЕЙ В КОНКУРСАХ ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ. (Приход Арских храмов г. Ульяновска)

Приложение 6

ДИНАМИКА УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 4 ГОДА

ПОЗИТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

ДИНАМИКА ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДИНАМИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Диагностика показала, что использование различных технологий, форм и методов во внеклассной работе оказывает благотворное влияние на интеллектуальный уровень детей. Из графика видно, что количество учащихся с низким уровнем интеллектуального развития уменьшилось на 10%; со средним уровнем – увеличилось на 14%; а количество учащихся с высоким уровнем увеличилось на 6%.

Литература:

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. акад.образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. –М.: Просвещение, 2009. -39 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образование.[Текст]/Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. -М.,2011г.
3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.[Текст]/Д. В. Григорьев,П. В. Степанов. - М. ,2010г.
4. Асмолов,А. Г. Бурменская, Г. В. Володарская,И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в на­чальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя.[Текст]/ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская.- 3-е изд. - М., 2011г.
5. Степанова, Е.Н. Педагогический анализ воспитательного процесса: совре­менные идеи и технологии: сб. метод, разработок.[Текст]/ Е.Н.Степанова. – М., 2010г.
6. Воронцов, А.Б. Заславский, В. М. Егоркина, С. В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя.[Текст] / А.Б.Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина. - 4-е изд. - М., 2012г.

7.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. Методическое пособие. М. ОЛМА Медиа Групп, 2007.

8.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образованиедетей в школе? Практическое пособие. М., 2005.

9.Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. М., 2007

10.Грибова Е., Чепурных Е. Новое в детском движении // Воспитание. школьников. – 1991. – № 5. – С. 11-13.

11.Интернет: издательство "Фарос Плюс", статьи о правильном питании детей

Коджаспиров Ю.Г. Физкульт - ура! Ура! Ура! - М., 2002.

12.Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М., 2003.

13.Коростелёв Н.В. От А до Я детям о здоровье. М. Медицина, 1987.

14.Сборник Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ИД "Первое сентября", 2009 год.

15.Степанов П.В. Как воспитать толерантность? // Народное образование.–2001– № 9, 2002 № 1.

16.Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя – Ростов на/Д: “Феникс”, 2002.