Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и

Давайте влезем в шкуру компрачикоса и прикинем, как мы сможем использовать будущий закон от Минздавсоцразвития в своих гнусных целях. Вообще, в этом законопроекте много всего интересного, типа введения принудительного лечения насморка для взрослых людей. Но я сейчас буду писать только о том, что может заинтересовать любящего денежки детозащитника.

При исследовании законопроекта я руководствовался разбором от kassidi (ссылка). Полный текст законопроекта лежит вон там (ссылка). Под законопроектом красуется подпись законно избранного президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.

Итак, начнём строить хищные планы.

Статья 2 законопроекта. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов».

Статья 77 Семейного Кодекса РФ. «При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

Комбинируем эти нормы. «Если ребёнок не находится в состоянии полного физического, душевного и социального благополучия, орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребёнка у родителей».

Уже неплохо, да? Детей, которые находятся в состоянии «полного физического, душевного и социального благополучия» не бывает в принципе. Следовательно, можно будет смело забирать в детский дом любого абсолютно ребёнка. Если, разумеется, родители не сумеют при помощи пухлой пачки денег убедить сотрудницу службы опеки оставить ребёнка с ними.

Обратите внимание - компрачикосам не надо будет ни вымогать деньги, ни подделывать документы. Законопроект даёт им полное право отбирать детей. Прямо таки идеальная ситуация для стрижки денег с населения. А ведь всего-то понадобилось составителям законопроекта - залезть в ВикиПедию и взять определение здоровья оттуда (пруфлинк).

План, кстати, компрачикосы будут выполнять на бедных семьях. Во-первых, бедная семья - это семья социально неблагополучная. Ребёнок, находящийся в такой семье, согласно определению юристов из Минсоцздравразвития, нездоров. А во-вторых, ну какую взятку смогут предложить компрачикосу бедные семьи? Двадцать тысяч рублей? Смешно. С нормальных семей за разрешение оставить детей можно будет срубить тысяч двести как нечего делать…

1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) прохождение профилактических медицинских осмотров (диспансеризации), диспансерное наблюдение, оказание медицинской помощи в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров при поступлении в образовательное учреждение, а также оказание медицинской помощи в образовательном учреждении в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров при занятиях физической культурой и спортом в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Чем эта статья полезна для компрачикоса? Тем, что родители теперь обязаны беспрекословно подчиняться всем, кто имеет какое-то отношение к медицине. Хочет женщина из поликлиники, чтобы вы купили ребёнку какие-нибудь витамины за полторы тысячи рублей? Выполняйте. Предлагает уставшая дама в белом халате забрать вашего ребёнка в инфекционную больницу, где он гарантированно заразится чем-нибудь от других детей? Заварите ваш рот и молча отдавайте ребёнка.

Иначе вы нарушите его право на оказание медицинской помощи, предусмотренное статьёй 50 обсуждаемого законопроекта. А нарушение прав ребёнка - дело серьёзное, это прямой повод для вмешательства служб опеки и даже милиции… Я уже представляю себе диалог с врачихой:

«- Знаете, я подозреваю, что у вашего ребёнка что-то инфекционное. Давайте-ка отправим его полежать в инфекционное отделение городской больницы…
- Но ведь мы же сказали, что ребёнок просто выпил несвежего сока!
- А вдруг это всё же инфекция? Отправим на инфекционное, полежит там пару недель… Вы понимаете, у меня инструкция, я не могу её нарушить…
- Вот эта тысяча рублей, возможно, будет достаточной компенсацией за нарушение инструкции?
- Добавьте ещё пятьсот и лечите ребёнка дома».

Проще говоря, законопроект Минсоцздравразвития лишает ребёнка права отказаться от некачественной медицинской помощи. Заодно, кстати, компрачикосы наносят богатырский удар по антипрививочникам. Теперь антипрививочникам, которые за последние годы попортили немало крови нечистым на руку чиновникам от медицины, придётся или быть как все, или уезжать из страны.

Ещё одна возможность срубить лёгких денег на детях. Цитирую статью 47:

«Статья 47. Права семьи.

4. Одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи предоставляется право совместного нахождения с ребенком в возрасте до трех лет включительно в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях на протяжении всего периода лечения, а с ребенком старше трех лет - при наличии медицинских показаний».

Сейчас, для справки, родитель имеет право находиться в больнице вместе с ребёнком любого возраста… Давайте отрепетируем ещё один диалог:

«- Доктор, я хотела бы находиться вместе с ребёнком.
- Зачем? У нас только дети до трёх лет с родителями лежат. Которые постарше уже одни. Я понимаю, конечно, всякое бывает. Вот, в 2009-м году, в Челябинске дети лежали в палате без взрослых. Так одного четвероклассника сначала его сверстники избивали, а потом и вовсе изнасиловали (пруфлинк). Но вы не волнуйтесь, у нас больница хорошая, такого не бывает.
- Доктор! Неужели ничего нельзя сделать?
- Ну, если бы у вас были медицинские показания… Но у вас таких показаний нет…
- А трёх тысяч рублей хватит, чтобы медицинские показания появились?»

Статья 50. Права несовершеннолетних.

3. Дети-сироты и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до четырех лет включительно могут содержаться в государственных и муниципальных медицинских организациях в порядке и на условиях, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Что такое ребёнок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации? Смотрим ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации, статью 1:

«дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации,
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи»

Ну, вы поняли. У вас ребёнок-инвалид? Привозите его к нам, будет теперь жить в интернате. У вас ребёнок-хулиган и на его поведение жалуются в школе? Теперь он будет жить в детском доме. У вас малоимущая семья? В детдоме вашему ребёнку будет лучше. Вы говорите, что нормально зарабатываете, просто работаете на рынке без оформления? Не надо пудрить мне мозги. С точки зрения государства вы безработный, равно как и ваша жена. Собирайте ребёнка, машина ждёт уже.

Ладно, пожалуй, хватит. Уже понятно, что компрачикосам следует всячески поддеживать этот закон, благо он даёт чиновникам практически неограниченные возможности для безопасного изьятия денег у родителей.

Теперь о том, что с этим законом делать.

Во-первых, тем, кто хочет изучить всё подробнее. Материалы для этой статьи я взял из разбора межрегиональной общественной организации «За права семьи», скачать их разбор, 22 листа в Ворде, можно в посте kassidi (ссылка).

Выношу оттуда адреса, по которым можно слать тёплые слова чиновникам, имеющим возможность повлиять на превращение законопроекта в полноценный закон:

Адреса для обращений граждан :

Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А
103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23
(электронная приемная: http://letters.kremlin.ru)

В Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3
(электронная приемная: http://www.minzdravsoc.ru/reception/form)

В Комитет Государственной Думы РФ по охране здоровья

(электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «по охране здоровья»)

В Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
(электронная приемная: http://www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «по вопросам семьи, женщин и детей»)

В Общественную палату РФ
125993, г.Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7, стр.1
(электронная приемная: http://eis.oprf.ru/treatments/send)

Что именно писать чиновникам? Конечно, было бы здорово, чтобы всех юристов Минсоцздравразвития выгнали на мороз калёным сапогом и лишили их права заниматься юридической деятельностью в течение ближайших пятнадцати лет… Однако будем таки реалистами.

Предлагаю написать по этим адресам, что законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» - негодный законопроект, так как открывает огромные возможности для коррупции. И что из этого законопроекта должны быть исключены:

1. Иезуитское определение здоровья, позволяющее отбирать детей из любых семей, а особенно - из бедных семей.
2. Норма, согласно которой дети старше трёх лет лишаются права на поддержку родителей в больнице.
3. Статья, по которой детей, находящихся в «трудной жизненной ситуации» можно забирать в детский дом без их согласия и согласия их родителей.
4. Статья, лишающая родителей ребёнка права отказаться от некачественной медицинской помощи.

Для тех, кто не любит писать своими словами, готовые шаблоны писем против законопроекта есть, опять-таки, в посте у kassidi (ссылка).

Совсем же ленивым я предлагаю заглянуть в блог президента Медведева blog_medvedev и обратить внимание нашего гаранта на ту гнусь, под которой он неосмотрительно поставил свою подпись.

Теперь немного о других новостях с фронта ЮЮ.

1. Когда неделю назад мы обсуждали историю Побежника (), некоторые наивные души отписались в том ключе, будто карательная психиатрия - это, якобы, дела давно минувших лет.

Вот карательная психиатрия в Комсомольске-на-Амуре, февраль 2010:
http://www.newsru.com/russia/04feb2010/psyamur.html

Вот карательная психиатрия в городе Тула, май 2009:
http://www.rg.ru/2009/05/21/siroty.html

Ну и ролик из начала поста, что как, рассказывает про карательную психиатрию в Подмосковье.

2. Недавно при пожаре нашли в кабинете у директора школы гей-порнографию. Директор школы был моментально за это уволен. Цитирую Бэтмана ():

«Тайные увлечения - это тайные увлечения, хотя для педагога это вещь несовместимая. Во-первых, это не должно находиться в школе. Во-вторых, человек, который этим занимается, не может работать с детьми».

Лично я вижу тут однозначную дискриминацию сексуальных меньшинств. С нетерпением жду, когда толерасты напомнят Астахову о его обязательствах перед Западом ().

На всякий случай. Я считаю, что если человек тихо смотрит у себя в кабинете порнографию - он имеет на это полное право. А вот ханжество и фарисейство, которыми насквозь пропитаны борцы за нравственность типа Астахова, наносят детской психике реальный вред.

Для справки, прочесть, что говорят об уволенном директоре его ученики, можно вот здесь (ссылка).

3. Г-н Фурсенко считает, что у нас слишком много учителей: как минимум, на двести тысяч человек больше, чем нужно ().

Надо отметить, что г-н Фурсенко сильно лукавит, когда заявляет, будто на каждого учителя приходится десять учеников. Дело в том, что подавляющее большинство школ работает у нас по убогой и неэффективной классно-урочной системе, из-за чего реальный размер классов - вовсе не десять, а, скорее, тридцать человек.

Но это, в общем, мелочи. Гораздо важнее другое. Г-н Фурсенко предлагает направлять уволенных учителей… в службу опеки! Цитирую ():

«Есть и другая сторона, - сказал Андрей Фурсенко. - Когда у учителя нет полной нагрузки, у него и квалификация теряется». Как считает министр, учителя могут быть востребованы в таких сферах, как попечительство, опека и патронат. «Это тоже педагогическая работа, - отметил министр, - И для кого-то такая работа была бы альтернативой работы в школе».

А теперь представьте - несколько сотен тысяч бедолаг, которые оказались недостаточно компетентны даже для работы в школе… Лично меня такая перспектива не вдохновляет.

4. Неделю назад в одном из интернатов под Одессой недосчитались ста детей ().

5. Ювенальная заказуха в Комсомольской Правде (ссылка).

Если вкратце: сначала пишут про полную импотенцию чиновников, потом заканчивают выводом - а давайте назначим в каждую семью куратора. Дескать, пусть ходит каждые три месяца, проверяет - хорошо ли ребёнку, не пора ли его забирать в детский дом не надо ли ему как-то помочь.

Надо отметить, что «Комсомольская Правда» вообще часто пишет последнее время про родителей-садистов (пример).

6. Пользуясь случаем, поздравляю Павла Астахова с днём рождения его младшего сына: Арсению исполнился год. Закрытое семейное торжество проводилось в Монте-Карло, в присутствии ряда знаменитостей (ссылка).

В общем, теперь я понимаю, почему Астахов с высоты своего положения не видит разницы между просто бедной семьёй в коммуналке и живущими на помойке алкоголиками.

7. «Наши органы опеки и попечительства способны сделать из „домашнего“ нормального социально адаптированного ребенка за несколько лет педагогически запущенного, на которого потом навесят ярлык психически больного и умственного отсталого… ().

8. Любопытный и успешный опыт безшкольного обучения (ссылка):

«Один раз в неделю ребенок приходит на занятие в ЦСО, где проходят обычные уроки, как в школе - дают новый материал, смотрят, как ребенок усвоил материал, с которым работал дома. Но разница в том, что в классах - не более 5-7 человек, преподаватели - люди неслучайные, а которые любят свой предмет и любят детей, подача материала максимально адаптирована под способности детей…

…Маленькое, но приятное дополнение: согласно действующему законодательству, родители, переводящие ребенка на семейное образование, получают от школы „учительскую зарплату“ - на сегодняшний день по Москве эта выплата составляет 8 000 рублей».

Социальное благополучие в современной теории социальной работы рассматривается в системе её философско-аксиологических основ. Под ценностью в философском смысле понимают личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений окружающего мира, которые имеют положительное или отрицательное значение для человека и общества.

Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с максимально эффективным использованием материальных и духовных ресурсов цивилизации.

Суждения о содержании социального благополучия изменялись на протяжении человеческой истории. Первоначально это понятие рассматривалось в контексте благосостояния, т.е. преимущественно экономической, материальной обеспеченности.

В самом общем смысле можно сказать, что социальное благополучие – антипод нищеты и неустроенности. Современные представления о должном уровне и качестве жизни включают в это понятие также требования безопасности, право на достойные жилищные и экономические условия, свободу самореализации и др.

Социальное благополучие – интегральный показатель эффективности функционирования социальной сферы, отражение социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатор социальной безопасности общественной системы в целом. В известной мере индикаторы экономического роста, а именно показатели социального благополучия населения, являются критерием результативности политики государства.

Социальное благополучие относится к фундаментальным категориям теории социальной работы. В этой категории можно выделить два аспекта: социальное благополучие человека и социальное благополучие общества.

Социальное благополучие – это объективное общественное явление, детерминированное повседневными условиями жизнедеятельности людей, в которых они удовлетворяют свои потребности, реализуют жизненные планы и социальные ожидания.

В конце XX века был разработан показатель социального развития, отражающий степень благополучия стран, народов в целом – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), интегрально характеризующий уровень материального благосостояния (ВВП в перерасчете на душу населения), демографическую ситуацию (ожидаемая продолжительность жизни) и уровень образования (рассчитывается на основе показателя уровня грамотности населения и показателя средней продолжительности обучения в учебных заведениях). Каждый из показателей в отдельности не отражает генерализованное состояние благополучия, но они в совокупности представляют картину благополучия или неблагополучия общества.

За 20 лет публикаций отчета о развитии человеческого потенциала первое место занимали Щвейцария, Канада (10 раз), Норвегия (8 раз), Япония (2 раза), Исландия (2 раза). В последнем докладе об уровне ИРЧП, отражающем данные за 2008 г. наивысшие показатели были зафиксированы в Норвегии. Россия находилась на 65 месте в группе стран с «высоким уровнем развития человеческого потенциала. 42 страны, имеющие высокий уровень ИРЧП названы «развитыми».

Одним из низких показателей в России является продолжительность жизни (135 место). На этом же уровне по данному показателю находятся Бангладеш, Мавритания и др.

Один из показателей ИРЧП – это его динамика с начала наблюдения (1990 г.). В России этот показатель ухудшился. В 1990 г. СССР находилась среди стран с очень высоким уровнем развития ИРЧП, занимая 23 место в общем рейтинге.

Для улучшения ситуации в социальной сфере были разработаны национальные проекты «Образование», «Здоровье», «Жилье», было начато стимулирование демографических улучшений.

За прошедшие годы улучшение ситуации в здравоохранении, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, принесли свои результаты. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин за последние 15 лет увеличилась на 4,7 лет и приблизилась к 63 годам, что, впрочем, не достигает показателей в 1990 г. в СССР.

В структуру социального благополучия общества входят такие элементы, как уровень жизни, детерминируемый показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, определяемые представлениями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, возможностью получения необходимой медицинской помощи. Также сюда включается аспекты, связанные с безопасностью – защищённостью от преступных посягательств и террористических актов, продовольственной и экологической безопасностью.

Особое место занимает социальная защищенность индивидов, т.е. уверенность в том, что, в случае если другие механизмы безопасности перестанут действовать, сработают социальные инструменты, которые помогут человеку получить поддержку в случае невозможности обеспечить себя и свою семью собственными силами и т.п. Состояние социальной защищенности подразумевает наличие нормативных гарантий реализации социальных прав и свобод, достаточное финансирование социальной политики на всех её уровнях, развитие инфраструктуры социальной помощи, наличие кадров специалистов.

Социальное благополучие личности в значительной мере опирается на социальное благополучие общества, но не сводится к нему. Большую значимость для него имеет субъективная оценка человеком своего благосостояния и удовлетворенности жизнью. Удовлетворенность жизнью не всегда напрямую связана с зажиточной жизнью.

При этом важно следующую закономерность: если жизненные условия человека улучшились, то в течение некоторого времени он оценивает свое социальное благополучие как возросшее. Когда эти новые улучшенные условия становятся привычными, то оценка индивидуального социального благополучия возвращается к обыденному среднему уровню. Эту закономерность необходимо учитывать при выявлении мнений получателей социальной помощи и клиентов учреждений социального обслуживания. Вновь введенная мера социальной поддержки воспринимается как новая не долее полугода, а затем её новизна утрачивается.

Своеобразно воспринимается собственное благосостояние в сравнении с благосостоянием иных людей. Предметом сравнения выбираются значимые другие. Зависть к уровню чужого благополучия – это в целом позитивное чувство, порождающее мотивацию к труду, достижениям.

В обществе должны существовать поощрения более активного труда, предприимчивости, а также инструменты пресечения попыток достижения благосостояния незаконными средствами. В конечном итоге возможность социально приемлемыми способами подняться вверх в общественной иерархии – это залог подвижности и модернизируемости социума.

Индивидуальное определение благополучия достаточно сложно. В структуре личности человека присутствуют три элемента: физическое «Я», социальное «Я», духовное «Я». Их невозможно отрывать друг от друга в изучении субъективного благополучия. Само единство их становится фактором субъективного благополучия.

Субъективное благополучие имеет общественное важное содержание. Разнообразие в его понимании зависит от типа личности, особенностей её формирования и воспитания, направленности и др. Субъективное благополучие предполагает достижение удовлетворенности, прежде всего в таких сферах, как общение, успешный труд, межличностные отношения.

Специалистам социальной работы приходится чаще всего иметь дело с проблемами своих клиентов, обусловленными недостаточностью материальных средств. Однако по мере адаптации большинства населения к экономическим условиям на первый план выходит другая задача социальной работы – поддержание социального и духовного благополучия индивидов.

В современном социальном государстве существует инфраструктура оказания социальных услуг. Безопасность в сфере оказания социальных услуг определяет реальную эффективность и действенность тех организаций и институтов, которые создаются государством и др. для предоставления услуг. Вопросы безопасности социальных услуг (включая их полноту, продуктивность, отсутствие негативных последствий) играют важную роль в обеспечении социального благополучия и повышения качества жизни людей. Качество услуг социального обслуживания регламентируется государственными стандартами.

Сущность социального государства подвергается переосмыслению: в современных условиях оно рассматривается не просто как спаситель, поддерживающая сила, но и как «активирующий» механизм, в котором приоритет отдается достижению равенства возможностей и использованию социальных и личностных потенциалов.

Сочетание экономических и социальных целей и ценностей развития всегда было в центре внимания современного европейского общества. Экономическое развитие должно идти на пользу социальному выравниванию. В тоже время социальная справедливость и социальное выравнивание могут пойти на пользу экономическому развитию.

Трансформируется понимание концепции и практики социальной политики. Целью её представляется создание активного, справедливого и социально сплоченного общества. По мнению авторов Концепции, социальной сплочённости к важнейшим атрибутам дефиниции «социальная сплоченность» следует отнести наличие финансовых механизмов перераспределения доходов в пользу наименее обеспеченных. Идеал социальной сплоченности может стать ориентиром при осуществлении задач модернизации РФ.

Вопросы и задания к параграфу

1. Что включается в понятие «социальное благополучие»?

2. Существуют ли противоречия между социальным благополучием индивида и социальным благополучием общества?

3. Как связаны между собой социальное благополучие, социальная безопасность и социальная сплоченность?

4. Какое значение имеет безопасность в социальной сфере? Как взаимосвязаны социальная работа и социальное благополучие?

5. Какое значение имеет принцип социальной сплоченности в российских условиях?

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ЗДОРОВЬЕ – этот состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

ФИЗИЧЕСКОЕ благополучие – это когда все органы человеческого тела функционируют в пределах нормы и могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, те. Обладают резервом.

ДУШЕВНОЕ или психическое благополучие предполагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своём будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций в отличие от упадочнического настроения, вызывающего отрицательные эмоции и даже депрессию.

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ предполагает устойчивое положение человека в обществе, наличие хорошей и хорошо оплачиваемой работы, семьи.

Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения

  • расширяют функциональные и адаптационные (приспособительные) возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма человека;
  • приводят к повышению скорости окислительно-восстановительных процессов;
  • способствуют увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови, повышается фагоцитарная (защитная) функция крови.

У людей, ведущий малоподвижный образ жизни, уже в 17-35 лет наблюдались признаки ослабления деятельности сердца, которое называют «сердцем деятельного бездельника». Деятельного, потому, что при этом человек может вершить большие дела, но не затрачивать при этом мышечных усилий.

ЧСС (частота сердечных сокращений) у нетренированного взрослого человека на 20% выше, чем у тренированного. В покое у физически неактивных людей ЧСС обычно составляет 72-84 уд/мин, ЧСС тренированного человека ниже 60 уд/мин, а у высококвалифицированных бегунов, лыжников, пловцов пульс достигает 36-38 уд/мин. Такой режим работы более «выгоден» для сердца, так как увеличивается время отдыха, во время которого оно получает обогащённую кислородом артериальную кровь (диастола). У физически малоактивных людей сердце совершает за сутки примерно 14 000 лишних сокращений и быстрее изнашивается.

При легкой нагрузке сердце нетренированного человека увеличивает количество сокращений, а сердце спортсмена повышает ударный выброс крови, т.е. работает экономичнее.

При большой физической нагрузке возрастает объём циркулирующей в организме крови в среднем на 1-1.5л. Пополнение поступает из кровяных «депо» - своеобразных резервных ёмкостей, находящихся главным образом в печени, селезёнке и лёгких. Соответственно увеличивается количество циркулирующих красных кровяных телец – эритроцитов, в результате чего возрастает способность крови транспортировать кислород.


Итак, объём циркулирующей крови способен возрастать благодаря работе сердца-насоса и транспортных артерий с 3-5 до 40 л в минуту. Кровь заполняет мельчайшие сосуды, артериолы и капилляры. Этот мощный поток крови обеспечивает кислородом и энергией возросшие потребности всего организма и, в первую очередь, мышечной системы. В работающих мышцах число функционирующих капилляров возрастает многократно. Скорость кровотока в работающих мышцах увеличивается в 20 раз, а интенсивность обмена веществ с использованием кислорода может возрастать в 100 раз!

В организме человека почти 160 миллиардов капилляров, длина их примерно 100 000км. Когда мышца находится в состоянии покоя, то работает лишь 10% капилляров. Если она начинает сокращаться и, следовательно, нуждается в большем количестве питательных веществ, поступающих с кровью, в действие вступают резервные капилляры. В результате этого в ткани в единицу времени поступает большее количество крови, а вместе с ней и питательных веществ. Быстрее удаляются из организма и продукты распада, так как во сколько раз увеличивается приток артериальной крови, во столько раз возрастает отток венозной.

Приведённые цифры свидетельствуют о больших анатомических и функциональных резервах сердечно-сосудистой системы, которые раскрываются только при их систематической тренировке.

Физические упражнения способствуют увеличению ЖЕЛ, расширяют грудную клетку, повышают эластичность межрёберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивают дыхательную мускулатуру и тем самым улучшают газообмен между лёгкими и кровью. Хорошо развитый дыхательный аппарат – надёжная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. Тренированный аппарат внешнего дыхания (лёгкие, бронхи, дыхательные мышцы) – это первый этап на пути к улучшению здоровья.

По определению ВОЗ, здоровье: «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 г.).

С тех пор дискуссии по определению понятия здоровья все еще про­должаются и существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определениях, что такое здоровье. В 1984 году рабочая группа ВОЗ обсуждая «Концепции и принципы обеспечения здоровья», составила итоговый документ, в котором была дана новая концепция здоровья как: «степениспособности индивида … с одной стороны реализовывать свои стремления и удовлетворять потребности, с другой – изменять или кооперироваться со средой. Здоровье поэтому рассматривается как ресурс каждодневной жизни, а не цель жизни. При этом не были определены потребности, которые здоровый человек должен быть способен удовлетворять.

2. НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ

Из определения ВОЗ, традиционно здоровье представляется тремя компонентами – физической, душевной и социальной. Физическое здоровье – это уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это способность сохранять и использовать тело. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физической формой, тренированностью, физической активностью.

Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет общий душевный комфорт, обеспечивающий адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения. Душевное или психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям. Оно определяет способность сохранять и использовать душу. Это способность контролировать свои эмоции и поведение. Способность справляться со стрессами и использовать их для повышения своего здоровья.

Социальная составляющая – способность сохранять и использовать отношения с другими людьми. Она отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество.

Можно выделить еще массу составляющих здоровья: генетическую, иммунную, рода, вида, биосферы, здоровье детей и т.д. Лищук В.А. и Мосткова Е.В. выделили три наиболее общих класса составляющих личного здоровья: физическое, социальное идуховное здоровье. Как правило,духовная составляющая здоровья остается в тени при разработке научных основ, программ здоровья, отчетов о состоянии здоровья народа.

В некоторых работах последних лет рассматривают духовную компоненту здоровья. Правда, большинство этих работ посвящено эзотерическим и оккультным методам лечения и повышения здоровья. Бездуховного человека нельзя признать здоровым. Духовное здоровье зависит от максимального раскрытия духовного, нравственного потенциала, сознательной устремленности человека к реализации высших, светлых свойств личности, приобщения к духовным ценностям. Представляется, что обычно рассматриваемое психическое (или душевное) здоровье является частью духовного. Оно часть духовности, обязательная для общества, с точки зрения обеспечения адекватного поведения.

В.А. Лищук и Е.В. Мосткова понимают поддуховной составляющей здоровья способность сохранять и использовать духовность, доброту, творчество. Они считают, чем больше свободы, чем большую часть себя и среды Вы осознаете и, наконец, чем обоснованнее выбор, тем выше уровень духовного здоровья и тем адекватнее поведение человека, он лучше осознает свою ответственность, соблюдает грань между правами, обязанностями и свободой. Поэтому нет большей ценности, более адекватной меры индивидуального и общественного благополучия, чем духовное здоровье.

Три наиболее общие компоненты здоровья: физическая, социальная и духовная, не имеют равной значимости. Акцент на примат духа над телом служит основанием того, что духовная составляющая является собственно человеческой компонентой здоровья, отличительной сущностью человека от иных живых существ. В нашем мире, где социальный детерминизм борется с личной свободой, именно духовная составляющая определяет индивидуальное здоровье человека как личности и как свободного субъекта.

Характеристика

Краткое содержание показателей

Физическое

Физические ограничения

Ограничения в самообслуживании, подвижности и физической активности

Нуждается в помощи при купании, одевании. Прикован к стулу, постели. Совсем не гуляет

Физическая активность

Возможность выполнять ежедневные нагрузки

Может гулять, подниматься по лестнице, заниматься спортом

Пребывание в постели

Необходимость постельного режима

Число дней в постели за месяц

Физическое благополучие

Личная оценка физической формы

Психическое

Беспокойство/ депрессия

Чувство беспокойства, нервозности, депрессии, уныние

В депрессии или очень несчастен. Беспокоен, плохое настроение

Психологическое благополучие

Частота и интенсивность общих положительных эмоций

Счастлив, удовлетворен жизнью, просыпается с ожиданием интересного дня

Поведенческий/ эмоциональный контроль

Контроль поведения, мыслей и чувств в течение определенных периодов

Ощущение эмоциональной стабильности. Теряет контроль над поведением, чувствами, мыслями. Беспричинный смех или плач

Познавательное функционирование

Ориентация в простран­стве, времени. Память, внимание, бдительность

Много забывает, делает больше ошибок, чем обычно

Социальное

Контакты с людьми

Частота посещений друзей, телефонных контактов с близкими за определенный период

Число контактов за пос­ледний месяц

Социальные ресурсы

Количество и качество социальных связей

Число близких друзей, людей, с кем поговорить

    ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ?

На какие факторы надо обратить внимание, как распределить между ними свое время и силы?

Состояние здоровья зависит от множества внутренних и внешних факторов (см. рис.). Это, прежде всего – биологические и психологические свойства личности: наследственность, темперамент, тип высшей нервной деятельности. Эти практически не поддающиеся переделке факторы определяют здоровье на 15–20%.

Социально-экономические, политические условия

Физическая (природная) среда

Условия труда

Условия быта

Факторы, обусловливающие здоровье (по Ю.П.Лисицину, 1992)

Конечно, влияет на здоровье и здравоохранение, состояние его служб, кадров, доступность лекарств, уровень медицинской науки. Социально-экономические и политические факторы действуют обычно через условия труда и жизни. На все эти факторы мы почти не можем оказать влияния. Все это вместе определяет здоровье еще процентов на 10–15. Максимум, что мы можем здесь сделать – выбирать политиков, которые будут правильно решать проблемы здравоохранения, управления и экономики.

Сила влияния на здоровье окружающей нас среды от 15 до 25% по разным оценкам. Если разделить окружающую среду на физическую (состояние воздуха, воды, пищи, шум и т.д.) и социальную (среда, в которой растут дети, наши отношения в семье и на работе, телевидение, темпы социальных перемен в обществе и т.д.). При таком разделении, можно увидеть, что мы способны в какой-то мере повлиять на эти факторы. Мы можем бороться за сохранение природы и на уровне всей планеты и, особенно, на уровне собственного дома: использовать фильтры для воды и воздуха, тщательно выбирать средства бытовой химии, убрать подальше источники радиации в доме, максимально обезопасить себя от несчастных случаев, сменить место, где мы живем. Мы можем изменять и социальную среду: выбирать себе друзей, место учебы, работу, выбирать, какие передачи смотреть по TV, какие театры посещать, какие газеты читать.

На 50% (некоторые говорят, что даже на 70%) здоровье определяется образом жизни. И мы можем здесь изменить и улучшить многое. Есть масса способов улучшить наши физические способности, способности общения, научиться справляться со стрессами и добиваться своих целей. Достаточно изучено влияние на здоровье курения, питания, движения, алкоголя. Но, как правило, среди факторов, вредящих здоровью, не рассматривают недостаток духовности. Однако во многом именно духовное нездоровье, деформация нравственных ценностей – причина злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков, занятия проституцией. Большие возможности повышения здоровья заложены в переходе к духовной деятельности для получения власти не над природой и другими людьми, а над самим собой, своим телом и духом и в использовании этой власти для помощи себе и другим.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение здоровья?

2. Перечислите основные компоненты здоровья и дайте им краткую характеристику?

3. Перечислите факторы, влияющие на Ваше здоровье?

4. Как влияет на жизнь человека состояние его здоровья и его психофизический потенциал?

5. Что такое болезнь?

6. Что необходимо делать для повышения жизнестойкости организма человека?

7. Что такое адаптация?

Уровень здоровья ПоказателиКритерии оценки Соматический Генетические Генотип, отсутствие признаков дизэмбриогенеза, наследственных дефектов Биохимические Показатели биологических жидкостей и тканей Метаболические Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок Морфологические Уровень физического развития, тип конституции (соматотип)


Соматический ФункциональныеФункциональное состояние органов и систем: а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности; г) функциональный тип реагирования Психический ПсихологическиеЭмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы Доминантность полушария Тип высшей нервной деятельности Тип темперамента Тип доминирующего инстинкта Нравственный Морально-этические ценности и правовые нормы Социальная востребованность, система ценностей и способов их удовлетворения, целевые установки, нравственность, отношение к себе и окружающим, т. д.


Для оценки здоровья человека следует выделить основополагающие принципы, на которых будет основана его диагностика. 1) холистический подход - представление о целостности организма и его компонентов, которые характеризуют возможности и способности личности удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности при совершенной адаптации к внешним экологическим факторам и социальным условиям.


2) Уровень здоровья можно оценить количественно, если принять за основу величину резервных возможностей организма, обеспечивающих сохранение гомеостаза его внутренней среды при адаптации к постоянно меняющимся условиям внешнего мира (или нагрузкам). 3) Организм и среда его обитания являются единым целым, что обусловливает взаимные влияния друг на друга.


4) Детский организм находится в постоянном развитии, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, в онтогенезе изменяются. Следовательно, при оценке здоровья детей и подростков необходимо учитывать не только состояние в данный момент времени, но в первую очередь динамику (изменение) показателей. 5) При характеристике здоровья важен интегративный подход, учитывающий динамику физического развития, функционального, психо-эмоционального состояния организма и среду обучения, которая должна иметь здоровьесберегающий характер.


Индивидуальный подход к здоровью тесно связан с количественным подходом к его оценке и понятием нормы, которую можно рассматривать как эволюционно сложившийся оптимальный диапазон колебаний показателей, характеризующих структурно-функциональное состояние организма, его органов и систем, в рамках которого сохраняется данное качество.




Рождаемость - процесс возобновления населения за счёт новых рождений; в статистике частота рождений в определённой группе населения. Уровень рождаемости измеряется коэффициентом отношением числа родившихся живых детей к 1000 населения. На уровень рождаемости оказывают влияние социальные, экономические, правовые, исторические, этнографические, географические, биологические и другие факторы, например степень участия женщин в общественном труде, обеспеченность детскими учреждениями, культурный уровень населения, уровень развития здравоохранения, возраст вступления в брак, внутрисемейное регулирование рождений детей и т.п.


Динамика рождаемости и смертности в России за гг.


Смертность РоссияСШАКанад а Германи я Велико- британи я Япони я Младенческая (на 1000 родившихся) 14,28,76,57,08,23,8 Общая (на населения) Женщины мужчины Коэффициенты смертности в России и в развитых странах (2010 г.)


Существует два типа смертности – традиционный, определяемый преимущественно экзогенными, внешними по отношению к человеку факторами (экология, социально-экономические условия, медицинская профилактика и т.д.), и современный, для которого преобладающими являются эндогенные факторы (индивидуальная активность в борьбе за сохранение своего здоровья и жизни – образ жизни).


Заболеваемость в настоящее время обусловливается возросшим значением эндогенных факторов. В связи с достижениями медицины и развитием социально-экономических условий среди населения возрастает доля лиц, страдающих различными заболеваниями, не приводящих к смертельным исходам, а накоплению хронически больных.


Показатель средней (или ожидаемой) продолжительности жизни является одним из основных показателей уровня благосостояния государства и населения. Он входит, наряду с уровнем образования и уровнем жизни, в индекс человеческого развития, который используется ООН для измерения степени развития человеческого общества.





Под идеальной понимается оптимальная, наилучшая продолжительность жизни вообще Под желаемой – сколько лет человек хотел бы прожить. Желаемая продолжительность жизни различается по полу, возрасту и самооценки здоровья: у мужчин во всех возрастах он выше, чем у женщин; с возрастом этот показатель уменьшается; чем выше самооценка здоровья, тем он выше.


Качество жизни – это совокупность материальных, социальных, духовных, демографических и т.п. условий жизни и уровень их развитости, субъективно воспринимаемую как оценку своей жизни. Оно включает такие показатели как состояние окружающей среды, соотношение полов, возможности образования, степень социальной защищенности, уровень оказания медицинской помощи, демократизация общества и т.д.


Качество жизни тесно связано с уровнем жизни – категорией, оцениваемой количественными показателями и выражающей степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения страны (региона), классов, социальных групп, семьи, индивида в обеспеченности потребительскими благами.


Осанка это непринужденное, привычное, положение тела при стоянии, ходьбе, сидении, отражающая особенности конфигурации тела. Осанка характери­ зуется положением головы, туловища, лопаток, выраженностью изгибов позвоноч­ ника в сагиттальной плоскости (лордоз - выпуклость вперед, кифоз- выпуклость назад), положением линии остистых отростков, симметричностью лопаток.


Недостаточная либо чрезмерная выраженность любого из физиологических изгибов позвоночника, возникающая под действием различных факторов, приводит к формированию неправильной осанки: прямая спина, круглая, кругло-вогнутая, сутулость а б в г Виды осанки: а правильная; б плоская спина; в круглая спина; г кругло-выгнутая спина.


Правильная осанка характеризуется свободным, без мышечного напряжения, удерживанием головы и туловища в прямом положении. Ось головы и туловища расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления, соответствующие воз­расту и полу, в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз)


Для выпрямленной осанки (плоская спина) характерна очень ровная спина, вызванная сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника и даже их отсутствием. Уменьшение изгибов позвоночника снижает его амортизационную способность. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозу.


При сутуловатой осанке (круглая спина) увеличивается грудной кифоз на фоне уменьшения шейного и поясничного лордоза, голова наклоне­на вперед, плечи опущены и сведены кпереди. Развитию круглой спины способствует продолжительное сидение в согнутом положении, стояние с опущенной грудной клеткой, а также слабость мышц спины.




Частота сердечных сокращений (ЧСС) - важная характеристика, позволяющая судить об адаптации системы кровообращения к потребностям организма. Она зависит от возраста, психологического состояния (при нервных нагрузках пульс учащается), физического перенапряжения, положения тела человека, температуры окружающей среды, принятия пищи. У людей с преобладанием симпатической регуляции имеет место тенденция к учащению (тахикардия), при преобладании парасимпатической регуляции - к редкой ЧСС (брадикардия).


Частота сердечных сокращений в покое в зависимости от возраста Возраст, летЧСС, уд/мин Взрослые 60-80


Вторая группа факторов, отрицательно влияющих на здоровье населения, связана с психоэмоциональным напряжением и стрессом. Это обусловлено экономической необеспеченностью большого процента населения (до 60%), правовой незащищенностью, невостребованностью интеллектуального потенциала в обществе, утратой социального статуса, тяжелой криминогенной обстановкой, неуверенностью в будущем, миграционными процессами, конфликтной обстановкой в семье и на работе.


Медицинские проблемы миграции связаны со следующими основными факторами: бытовая необустроенность, безработица, низкий уровень материального дохода, плохие условия; санитарно-эпидемиологическое неблагополучие; сложности психологической адаптации к новым условиям жизни, состояние хронического стресса; сложности медицинского обслуживания; изменение климато-географических факторов.


К третьей группе причин плохого здоровья населения России следует отнести неблагополучную экологическую обстановку в большинстве регионов страны. Техногенное загрязнение водного и воздушного бассейнов, интенсификация воздействия физических факторов способствуют ухудшению состояния здоровья населения, росту заболеваемости.


Четвертая группа причин связана с несоблюдением санитарно-гигиенических норм на рабочих местах и в быту (недостаточная освещенность, температурный дискомфорт, несоответствующая мебель, несоблюдение техники безопасности и охраны труда, отсутствие спецодежды, инструментов и т. д.).



1. Дать определение: что такое здоровье? 2. Какие основные факторы определяют здоровье человека? (выбрать все варианты) а)Состояние окружающей среды б)Генетические факторы в)Образ жизни г)Наличие хронических заболеваний. 3. Какие показатели включает соматическое здоровье? а)психические б)функциональные в)биохимические г)морфологические 4. Какие заболевания школьников чаще всего встречаются? а)сердечно-сосудистые заболевания б)болезни эндокринной системы в)болезни органов дыхания г)болезни органов пищеварения. 5. К школьным болезням относятся: а)сахарный диабет б)нарушение осанки в)близорукость г)хронический гастрит


6. Что понимается под осанкой? а)правильное положение тела во время стояния, ходьбы или сидения. б)привычное положение тела во время стояния, ходьбы или сидения. в)уровень регулирования процессов роста и развития в организме. 7. Какие виды осанок вы знаете? (перечислите) 8. Как менялась динамика смертности в России с гг. а)смертность возрастала б)смертность не менялась в)смертность понижалась. 9. В каких странах младенческая смертность наиболее выше? а)США б)Япония в)Канада г)Россия. 10. Какая ожидаемая продолжительность жизни у женщин на сегодняшний день? а)70 лет б)65 лет в)75 лет г)73 года