Готовность к семье и браку. Готовность молодежи к браку. Факторы формирования готовности

Четкий понятийный аппарат исследования – залог успешно проведенного практического изучения темы. Именно поэтому для начала определим основные термины, которые будут использованы в нашем исследовании. К основным терминам в нашем исследовании относятся понятия «брак», «семья», «психологическая готовность к браку».

В научной литературе существуют различные подходы к определению понятий «брака» и «семьи». В зависимости от науки (психология, социология и др.) даются различные определения указанных понятий. В нашем исследовании мы дадим краткий анализ различных подходов к институту семьи и брака в опоре на психологическую литературу, что позволит более широко взглянуть на изучаемые явления.

Следует отметить, что в психологической литературе не существует общепринято определения понятия «семья». Семья представляет собой и малую группу, и социальный институт.

Традиционно семья определяется как системно-функциональное объединение значимых и эмоционально-близких людей на основе супружества, родства и родительства.

Как отмечает С.И. Голод , семья как социальный институт, представляет собой модель общественных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества.

Как отмечает В.М. Целуйко , семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Основными характерными признаками семьи как малой группы являются:

– брачные или родственные связи между ее членами;

– общность быта;

– особенные эмоциональные, правовые и этические взаимоотношения;

– пожизненная принадлежность к семейной группе;

– гетерогенный состав группы: возрастные, половые, личностные, социально-статусные, профессиональные различия;

– повышенная эмоциональная значимость семейных событий .

Структура семьи рассматривается в качестве совокупности элементов и взаимосвязей между ними. Структура семьи включает число и состав семьи, совокупность взаимоотношений между ее членами. Структурными элементами семьи являются такие системы как супружеская, родительская, сиблинговая и индивидуальные подсистемы (совокупности семейных ролей, позволяющие семье выполнять определенные функции, обеспечивая ее жизнедеятельность) .

Семья – это система, согласованное функционирование которой осуществляется посредством усвоения и исполнения ожидаемой роли каждым ее членом. Нормальное функционирование семьи возможно лишь при правильном распределении ролей и обязанностей между ее членами .

1. Экономическая (материально-производственная), хозяйственно-бытовую.

2. Репродуктивная (деторождение и воспроизводство населения).

3. Функция воспитания детей..

4. Сексуально-эротическая.

5. Функция духовного общения,

6. Функция эмоциональной поддержки и принятия.

7. Рекреативная (восстановительная).

8. Функция социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи).

В своей основе семья выполняют свою главную функцию «эмоционального убежища», что означает наличие ощущений у человека ценности и полезности.

К другим функциям семьи Л.Б. Шнейдер относит:

– предоставление возможности чувствовать любовь, которая избавляет от одиночества, дает возможность полного (не только телесного, сексуального) принятия человека;

– предоставление ресурсов для самоактуализации;

– предоставление возможности ощутить радость отцовства и материнства;

– обеспечение регулярной половой жизни с постоянным партнером;

– совместное ведение домашнего хозяйства.

Исходя из семейных функций, Г. Навайтис называет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей:

– потребности, которые связаны с отцовством и материнством;

– потребности, которые связаны с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи;

– потребности в физической и психической интимности .

Семейные отношения регулируются нормами морали и права, основу которых составляет брак – «легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи» .

Официально брак регистрируют в органах записи актов гражданского состояния. Таким образом, ответственность мужа и жены за качество их семейной жизни закрепляется перед законом, а государство гарантирует защиту семьи, отцовства, материнства и детства.

Брак является свободным равноправным союзом мужчины и женщины, который заключен с соблюдением условий, установленных законом, целью которого является создание семьи, влекущее за собой взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Согласно А.Г. Харчеву , брак представляет собой «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские, а также родительские права и обязанности» .

Признаками брака являются:

– союз мужчины и женщины;

– добровольная основа и взаимное согласие вступления в брак;

– наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке;

– заключение брака с соблюдением правил, установленных законом.

Таким образом, семья – это объединение значимых и эмоционально-близких людей на основе супружества, родства и родительства, предполагающее общность быта, взаимопомощь, обязанности. Семейные отношения регулируются нормами морали и права, основу которых составляет брак – свободный и равноправный союз мужчины и женщины, который заключен с соблюдением условий, установленных законом. Термином «семья» обозначают сложную характеристику сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Термин «брак» используется в контексте лишь двоих супругов.

Определив значения понятий «семья» и «брак», перейдем к обзору современных взглядов на термин «психологическая готовность к браку». Следует отметить, что в психологической литературе не определено понятие психологической готовности к браку как отдельного феномена.

С методологической точки зрения понятие «психологическая готовность» подразумевает понимание человека как самоорганизующейся системы. Этот уровень анализа позволяет говорить о системной детерминации различных видов человеческой готовности. Здесь готовность связана с изменением образа жизни и, соответственно, с изменением образа мира, и поэтому готовность проявляется как сложное психологическое воспитание, ведущее к системным изменениям (самоорганизации) как человека, так и весь и ее образ жизни (С.В. Жолудева , В.Е. Клочко, И.О. Гилова, и др.). В теории открытых самоорганизующихся психологических систем, которую разрабатывали указанные авторы, имеются основания, позволяющие представить готовность как проявление самоорганизации человека.

Следующий уровень – второй – С.В. Жолудева определяет как «предметный», так как он предполагает использование понятия «психологическая готовность» в качестве некоторого особого деятельностного или, шире – поведенческого состояния готовности. На этом уровне анализа исследователи, как правило, изучают особенности психологического содержания и психологической структуры конкретных видов готовности.

В отечественной психологии есть две основные традиции изучения психологической подготовленности. Это разные аспекты готовности к различным видам деятельности (чаще всего профессиональные), а также различные аспекты готовности в контексте возрастных изменений личности .

Первое направление - это в основном деятельность. Здесь рассматривается готовность человека к различным видам деятельности (рабочая, спортивная, научная, военная, педагогическая, управленческая и т. д.). В рамках направления деятельности за эти годы проявляются два основных подхода к интерпретации явления «психологической готовности» к деятельности человека.

Одним из первых предпринял попытку классифицировать все теории исследования «психологической готовности» А.Д. Ганюшкин . Он разделяет их на функциональный и личностный подходы.

Представители функционального подхода считают готовность к деятельности как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих его эффективное внедрение. Психологическая готовность человека к деятельности интерпретируется как целостная личная формация, которая имеет определенную структуру и включает в себя различные компоненты, среди которых: мотивационные, познавательные, эмоционально-волевые, оперативно-поведенческие как набор навыков, навыков и личных качеств, адекватных требованиям, содержанию и условиям деятельности .

Во втором направлении психологическая готовность рассматривается в возрастном аспекте, где она характеризуется стремлением ребенка к новой и, следовательно, более взрослой позиции. В психологии накоплен значительный эмпирический материал, в котором изучается категория «психологической готовности», прежде всего, в связи с возрастными периодами, осмысленно отражающими их психологическую специфику.

Понятие психологической готовности к браку широко рассматривается в семейной психологии в контексте готовности к семейной жизни, к выполнению семейных функций.

В исследовании С.В. Жолудевой , психологическая готовность к браку понимается как динамичное психологическое образование, включающее ценностные ориентации, брачную мотивацию, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях].

В работе Л.Б. Шнейдер готовность к семейной жизни определяется как система социально-психологических установок личности, которая обусловливает эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества и семьи.

Психологическая готовность к браку рассматривается в качестве интегральной характеристики, которая объединяет в себе психологические мотивы, знания, умения и навыки, личностные качества, обеспечивающие построение отношений супругов в браке .

Таким образом, изучив различные подходы к определению понятия «психологическая готовность», можно сделать вывод, что основные характеристики, которые определяют «психологическую готовность» к чему-либо, включают в себя: мотивационные, познавательные, эмоционально-волевые компоненты структуры личности. Исходя из этого, в нашей работе,психологическую готовность к браку мы будем определять как определенную степень психологической и личностной зрелости индивида, позволяющей строить брачные отношения.

Психологический словарь трактует психологическую готовность к браку как систему психологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак. Она включает в себя: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития - психологическая зрелость).

Этой проблемой занимались Борман Р., Шилле Г., Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко.

С точки зрения И. В. Гребенникова сейчас в нашей стране подавляющее большинство браков заключаются по любви. Долго и упорно боролись за это люди - ведь без взаимной любви нет и не может быть личного счастья. Но дело в том, что даже настоящее взаимное чувство любви ещё не означает того, что молодые люди готовы к браку. Почему?

И. В. Гребенников пишет о том, что вступление в брак означает создание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям. В настоящее время в большинстве государств закон требует регистрации брака. Во многих странах при оформлении брака, как правило, заключается брачный контракт. В нашей стране брак - добровольный союз женщины и мужчины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, свободный от материальных расчётов. Признаётся действительным только брак, зарегистрированный в государственных органах записи гражданского состояния (ЗАГС). Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижения ими брачного возраста, который совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.

Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака, по взаимном материальном содержании друг друга. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.

Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку:

1. Физическая зрелость . Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.

В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость - одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка.

2. Социальная зрелость . Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связанно социально - экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещё пять - семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие - серьёзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.

3. Этико-психологическая готовность к браку . Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.

С семьёй человека, как правило, связывает своё стремление быть счастливым. И очень важно уже с раннего детства активно прививать детям правильное представление о личном счастье. В основе этого представления должно быть понимание того, что оно невозможно без процветания Родины, без дружной семьи, без детей, без умения делать людям добро, быть трудолюбивым. На отношения между супругами, на характер семейной жизни определённое влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их - важный показатель этико-психологической готовности к семейной жизни.

Современное супружество предъявляет более сложные требования к личностному взаимодействию членов семьи. Оно не преподносится супругам в готовом, улучшенном виде, а подается им в форме задачи, требующей больших личностных усилий, готовности и способности к совершению этих усилий. Свобода от регламентации старшими поколениями сопряжена с затруднением получения поддержки с их стороны: новая семья сама торит свои пути, а не следует проторенными. Это касается всех сторон жизни семьи, в том числе – брачной сексуальности и воспитания детей. Снижение брачного возраста в сочетании с возросшей длительностью социального созревания приводит к тому, что усложняющиеся задачи семейного строительства приходятся на менее зрелых в личностно-социальном отношении супругов.

Вместе с тем люди готовы потратить больше времени на обучение вождению автомобиля, чем на подготовку к семейной жизни. И в самом деле, если человек не пройдет соответствующей подготовки, он не сможет получить водительские права, тогда как для получения свидетельства о браке не требуется почти ничего. Многие люди принимают решение о вступлении в брак необдуманно, не осознавая принимаемой на себя ответственности, не научившись эффективно общаться с партнером. Под влиянием юношеской очарованности они спешат купить обручальные кольца. В результате их ожидания и надежды оказываются неоправданными. Брак окажется более удачным, если супруги сразу осознают, что очарование недолговечно и рано или поздно пройдет. Очень немногие люди бывают по-настоящему готовы к стрессам и трениям первых лет супружеской жизни .

Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни – неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако обусловленность изменений семьи культурно-исторической динамикой общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающих поколений к жизни в семье. Многочисленные социологические, педагогические, медико-психологические исследования убеждают нас в том, что готовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы.

Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.

Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов.

1. Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Она включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, – эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта обусловлена тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вживанию в эмоциональный мир партнера.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов .

Подготовка молодежи к семейной жизни . В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Все это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни естественный механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения в школе и в родительской семье к созданию в будущем своей семьи; к выполнению супружеских и родительских обязанностей; к воспитанию детей.

Можно согласиться с И. В. Гребенниковым , что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты .

1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.

2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.

3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический – формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

7. Хозяйственно-экономический – вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д.

Всестороннее воспитание семьянина осуществляется под воздействием различных социально-педагогических и психологических факторов. Многие исследователи, подчеркивая многофакторный характер указанного процесса, выделяют среди них семью, школу, общество сверстников, художественную литературу, средства массовой информации, общественность, церковь. Процесс воспитания семьянина, как и любой другой подобный процесс, представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий. При этом данные взаимодействия носят целенаправленный (учитель – ученик) или стихийный (подросток – сверстники) характер.

Важнейшее значение в указанных взаимодействиях имеет не только воздействие на воспитанника, но и его ответная реакция. Она тоже не остается неизменной, меняется, развивается. Все это нельзя не учитывать, организуя работу с молодежью.

Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, связано с особенностями формирования у них установок, ориентацией на вступление в брак.

Вместе с тем современный брак все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в неформальном и сексуально-ориентированном общении. По результатам одного из социологических опросов , возможность никогда не иметь детей беспокоит только 38 % российских студенток, и только 24 % молодых россиянок согласны с тем, что «быть хорошей женой и матерью – главное призвание женщины».

Таким образом, еще один непременный элемент в подготовке молодежи к семейной жизни включает установку, ориентацию на деторождение и обзаведение максимальным числом детей в семье.

Функции семьи

Наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А.Н. Елизарова:

1. порождение и воспитание детей.

2. сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирования и реализация социально-воспитательного потенциала.

3. удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего “Я”, эмоциональном тепле и любви.

4. создание условий для развития личности всех членов семьи.

5. удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

6. удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

7. организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

8. удовлетворение потребностей человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.

9. удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализация в детях.

10. социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

11. организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

12. рекреативная функция - охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т.д.

По мнению Эйдемиллера и Юстицкиса функции семьи - это сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с удовлетворением определённых потребностей её членов. Следовательно, функций может быть очень много: сколько потребностей, столько и функций. И именно семья, в отличие от других малых групп способна удовлетворить потребности в комплексе, в их органичной целостности.

Каждый аспект семейной жизни обладает определённой значимостью для того или иного члена семьи, поэтому некоторые функции семьи выходят на первый план, становятся приоритетными. Эти установки формируются в родительской семье и регулируют поведение партнёров уже в период, предшествующий заключению брака. Поэтому мы можем говорить о том, что приоритетные функции семьи определяют в дальнейшем мотивацию супружеского союза.

Готовность и способность к браку

Готовность личности к брачно-семейным отношениям - это «социально-психологическое образование, интегрирующее принятие ценностей социального института семьи, личностный смысл знаний и умений в области психологии семейных отношений, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения в семье».

Т.Г. Поспелова и Т. М. Трапезникова определяют степень готовности к браку как систему социально-психологических особенностей личности, определяющих эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества.

Ещё А. Адлер связывал успешность брака с готовностью к нему. Он говорил о том, что бы быть готовым к любви и к браку, надо иметь чувство общности и быть социально адаптированным. Все способности (неспособности) и склонности к любви и к браку заложены в прототипе, который формируется в первые годы жизни. Помимо обычных качеств социального приспособления, отношения требуют от партнёра симпатии, способности отождествлять себя с другим человеком и сопереживать ему.

Адлер выделял три жизненно важные сферы (три жизненно важных вопроса), которые приходится решать каждому человеку: жизнь в обществе, включающая наше поведение в отношении других, наша деятельность и вопрос о любви и браке. Первые две сферы предполагают обучение с раннего возраста, хотя правил как подготовить себя к любви и браку нигде не существует. Брак - это задача, стоящая перед двоими.

Структурными компонентами готовности к брачно-семейным отношениям являются мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический и эмоционально-волевой.

Мотивационно-ценностная готовность на её высшем уровне проявляется в гуманистической направленности личности. О её наличии свидетельствуют осознание семьи как ценностного социального института, личностное осмысление ценностей семьи и брака, признание значимости внутрисемейного общения, принятие творческого характера поведения семьянина, личностный смысл ценности родительства.

Интеллектуально-познавательная готовность молодёжи к семейной жизни сводится к овладению знаниями по психологии личности и семейных отношений, в области семейной педагогики, организации функций разумной жизнедеятельности семьи.

Действенно-практическая готовность проявляется через внешне наблюдаемые умения и навыки, необходимые в семейной жизни (конструктивные, коммуникативные, организаторские и т.д.) О наличии этой готовности может свидетельствовать степень сформированности умений прогнозировать развитие семьи, моделировать различные семейные ситуации, сотрудничать со всеми членами семьи, формировать чувство сопереживания и сопричастности в совместной деятельности, сочетать требовательность с уважением к личности, опираться на положительное в семье и в каждом её члене.

Эмоционально-волевой компонент готовности сводится к желанию создать хорошие условия жизни в семье для каждого её члена, любви к близким людям и детям, к положительному эмоциональному настрою на создание, укрепление и сохранение семьи в различных ситуациях, к потребности трудиться на благо семьи. На наличие этой готовности указывают: психологическая установка на создание и укрепление семьи, положительные эмоции, выражающие удовлетворённость от семейных дел и обязанностей, стремление к преодолению препятствий на пути к созданию благополучной семьи.

Общая готовность к браку и семейной жизни предусматривает сформированность всех её составляющих компонентов.

Понятие «способность к браку» было введено В.А. Сысенко. Данный термин образуют следующие составляющие:

· способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, делать добро;

· способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить в эмоциональный мир другого партнёра», понимать его радости и горести, переживать неудачи, находить духовное единение;

· способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения;

· высокая этическая культура, предполагающая быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его недостатками и странностями, подавлять собственный эгоизм.

Составляющие способности к браку можно соотнести с чертами зрелой личности, выделенными Г. Олпортом:

· способность к тёплым, сердечным отношениям, дружеской интимности и сочувствию (проявляющимся в терпимости к различиям в ценностях и установках);

· способность справляться со своими эмоциональными состояниями так, чтобы это не мешало благополучию других;

· реалистичность восприятия опыта и притязаний, выражающаяся в частности в том, чтобы видеть вещи такими, как они есть на самом деле;

· самообъективность;

· наличие дела, «которое важно делать»

Данные черты зрелой личности имеют прямое отношение к успешности брака, а также к выбору супруга при вступлении в брак. Таким образом, зрелая личность обладает способностью реалистичного восприятия других людей, адекватного выбора спутника жизни в соответствии со знанием своих особенностей и жизненных планов, построения успешных супружеских отношений и преодоления неизбежных супружеских проблем на разных стадиях жизненного цикла семьи.

семья брак партнёр мотив

МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

(ПГСГА) Факультет психологии Кафедра возрастной и педагогической психологии Дипломная работа Выполнила: студентка V курса Анастасия Сенечева Научный руководитель:

к.псх.н., доцент Н. Ю. Еремина Самара 2014

1.1 Понятие психологической готовности к брачным отношениям

1.2 Студенческий возраст как сензитивный период вступления в брак

1.3 Особенности социально — психологического типа личности как фактор психологической готовности к браку Выводы по первой главе Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально — психологического типа личности и психологической готовности к браку

2.1 Характеристика выборки и методов исследования

2.2 Анализ результатов исследования Выводы по второй главе Заключение Список использованной литературы Приложения

Введение Актуальность исследования. В нестабильных условиях современности людям необходимы ценности, на которые можно надеяться и которые не разрушаются ни при каких политических и социально — экономических переломных моментах. Такие вечные ценности, безусловно, в личных отношениях — дружба, любовь, и особенно семьи. Семейная жизнь для человека открывает возможности для личностного роста, счастья, но в, то, же время представляет для него много требований. Готовность молодых людей вступать в брак является одним из важнейших факторов, определяющих стабильность молодой семьи.

Личность молодого человека, интегрирующее принятие ценности семьи как социального института, специальные знания и умения в области семейных отношений, семейной педагогики, межличностного общения представляют собой готовность молодежи к вступлению в брак. Такая готовность в структурном отношении представлена эмоциональным, когнитивным и мотивационным компонентами. Выделение данных компонентов в структуре готовности студентов к семейной жизни объясняется основными потребностями юношеского возраста (когнитивными, эмоциональными, мотивационными оценочно — волевыми и потребностями в деятельности и общении).

Теоретический анализ литературы показывает, что работ, направленных на изучение психологической готовности молодежи к браку, недостаточно. Условно можно было бы обозначить три направления исследований. Конечно же, наиболее часто вопрос о готовности к браку возникает в рамках проблемы подготовки молодежи к браку (Гребенников И.В., Дубровина И. В. , Ковалев С. В. , Козлов Н. И. , Разумихина Т. М. , Торохтий В. С. , Шнейдер Л. Б. и др.). Другим направлением можно считать исследования проблем возрастного развития личности (Абрамова Г. С., Крайг Г., Реан А. А. , Эриксон Э. и др.). Третье направление — это исследования различных проблем семейной жизни, например, периодизации семейной жизни, условий «правильного» выбора партнера, условий благополучного супружества, а также причин и особенностей супружеских конфликтов (Гребенников И.В., Обозова А. Н. , Сысенко В. А. , Шапиро Б.Ю.). При этом стоит обратить внимание на то, что только в ракурсе подготовки молодежи к браку вопрос о психологической готовности ставится непосредственно как проблема, в остальных направлениях этой темы касаются лишь опосредованно.

При всей несомненной теоретической и практической значимости проведенных исследований по проблеме формирования психологической готовности к браку в молодежной среде следует отметить, что вопросы изучения взаимосвязи социально — психологического типа личности и готовности к браку не были предметом специального исследования. Среди многих проблем, возникающих при изучении психологической готовности к браку, необходимо исследовать те, которые связаны с идентификацией его психологической готовности, обеспечивающих формирование готовности к браку будущего семьянина.

Становится очевидным противоречие между необходимостью изучения компонентов психологической готовности к браку и наличием особенностей социально — психологического типа личности, и недостаточной в психологической науке теоретических предпосылок для формирования психологической готовности к браку.

Стремление найти пути разрешения этого противоречия определили проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема определения психологической готовности, обеспечивающих формирование системных настройках на брак. В практическом плане — проблема выявления психологических компонентов психологической готовности к браку в соответствии с социально — психологического типа личности.

Объект: психологическая готовность к браку Предмет: взаимосвязь особенностей социально — психологического типа личности и психологической готовности к браку в молодежной среде Цель: выявление взаимосвязи между особенностями социально — психологического типа личности и психологической готовностью к браку Гипотеза: Если психологическая готовность к браку в молодежной среде представляет собой систему установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни, то существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде в зависимости от особенностей социально — психологического типа личности.

1. Провести анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования.

2. Подобрать пакет диагностических методик, адекватных предмету исследования.

3. Провести эмпирическое исследование, выявляющего взаимосвязь между стилями семейного воспитания и психологической готовностью к браку.

4. Проанализировать полученные эмпирические данные и сформулировать выводы.

Практическая значимость исследования заключается в определении взаимосвязи особенностей социально — психологического типа личности и готовности к браку. Полученные результаты можно использовать в практике семейного консультирования при формировании брачно — семейных отношений в молодежной среде.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:

1. Теоретический метод (анализ психологической научной литературы);

2. Эмпирические методы (методика «Мотивы вступления в брак» автор Голод С. И. , тест «Незаконченные предложения» авторский вариант Saks-Sidney в модификации Заеко Т. А. , методика «Шкала любви и симпатии» Рубина З., адаптированная Гозманом Л. Я. и Алешиной Ю. Е. , «Тест по определению социально-психологического типа личности» автор Минияров В.М.);

3. Методы математической обработки результатов исследования.

Базу исследования составили молодые люди (50 человек): 25 юношей и 25 девушки в возрасте от 20 до 23 лет.

Структура дипломной работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.

Глава I. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку

1.1 Понятие психологической готовности к брачным отношениям Подготовка молодых людей к браку, к будущей семейной жизни — неотъемлемая часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Тем не менее, до недавнего времени считалось, что молодой человек определенного возраста полностью готов для семьи. Тем не менее, многие социологические и педагогические исследования убедили нас, что это не так, и поэтому готовность молодых людей вступать в брак и создать семью должно быть целью психологической работы.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Москвичева И. Л. подчеркивает готовность молодых людей к браку. Это система социальных и индивидуальных отношений, определяет эмоциональное и психологическое отношение к образу жизни, ценностей брака. Готовность к браку — интегральная категория, которая включает целый ряд аспектов:

Формирование определенного нравственного комплекса — готовность человека взять на себя обязанности новой системы по отношению к их партнеру, будущих детей. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, будет связан с распределением ролей между супругами.

Готовность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

Возможность пожертвовать по отношению к партнеру. Возможность почувствовать это включает в себя возможность соответствующих мероприятий на основе, прежде всего, от качества и свойств альтруизма любящего человека.

Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека — эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта заключается в том, что брак по своей природе является более психологический эффект изысканности человека как личности. В этой связи, роль психологических функций брака, которые способствует успеху развития способности к сопереживанию, чувствовать эмоциональный мир партнера.

Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

Возможность разрешения конфликтов конструктивным способом, способность самостоятельно регулировать свои собственные психику и поведение. Возможность конструктивно решить межличностные конфликты и их использование для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимной адаптации молодоженов. Москвичева И. Л. Мотивация вступления в брак и внутрисемейные ценности современной молодежи // Молодежь в условиях соц.-экон. реформ: Материалы междунар. науч.- практ. конф., 26−28 сент. 1995.- СПб., 1995. — Вып.1. — С.104−105

Отправной точкой готовности человека для брака и семьи, в соответствии с мнением С. В. Ковалева является активным понимание социальной значимости своих действий, определенных обязательств перед собой и другими, а также ответственности за семью и детей, добровольное принятие с семейной жизни хлопот и ограничений личной свободы. Кроме того, он отмечает важный показатель психологической готовности к семейной жизни — наличие проекта будущей семейной жизни. Он выражается в потребности видеть себя в будущем самореализовавшимся, любимым и счастливым, но любая мечта достижима только в тех случаях, когда подкрепляется реальным планом действий, включающим помимо желанных целей еще и пути и способы их достижений Ковалев С. В. Психология современной семьи. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988.

Рассматривая психологическую готовность через призму условий нормального супружества и прочной семьи, Харчев А. Г. , Мацковский М. С. отмечают, что такими условиями являются:

* взаимное желание для понимания, которое человек развивает в детстве и для улучшения интересов любимого;

* акцент на другого человека и психологической готовности, чтобы понять его, как самого себя, проявляется в способности и желании видеть, наблюдать, понимать, уважать особенности, привычки, предпочтения любимого человека;

* открытость как готовность раскрыть свои мысли и чувства, чтобы обсудить трудности и ошибки;

* способность не перекладывать ответственность за свое поведение, с другой, определенный уровень критичности;

* внутренняя установка на совместный характер потенциала по созданию уюта дома;

* установка на овладение домоводческими умениями и навыками;

способность проектировать оптимальную и реалистичную модель своей будущей семьи; Общее представление о морально-психологическом климате в семье;

* моральные качества, такие как ответственность, верность, честность, смирение, доброта, человечность и чувство долга перед своей женой (мужем), семьи, детьми;

* осознание необходимости сбалансировать семейные и социальные обязанности. Харчев А. Г. , Мацковский М. С. Современная семья и её проблемы. -М.: Юрист, 1993

Связывая успешность брака с готовностью к нему, и в первую очередь со стилем жизни человека и с его прототипом, Шнейдер Л. Б. считал, что, прежде всего, необходимо иметь чувство общности и быть социально адаптированным. Он также утверждал, что все способности и наклонности неспособности к любви и браку заложены в прототипе, который формируется впервые годы жизни. Зная качество прототипа, может указывать на трудности, которые возникают в последующей взрослой жизни. Помимо обычных качеств социальной адаптации, отношения любви и брака требуют от партнера исключительного чувства симпатии, способность идентифицировать с другим человеком и сопереживать с ним. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. — М.: Апрель-Пресс, 2000

Такими предпосылками являются:

* переживание присутствия в себе силы собственного «Я», наличие возможности воздействовать на собственное «Я», действовать не только спонтанно, но и по принятому в отношении себя и других обязательству;

* креативность, семейная жизнь — это «творчество друг друга и работать вместе сообщество — общий дом для двух разных, но общих душ»;

* ощущение создателя в себе как переживание своих интегративных возможностей, наличия интеллектуального потенциала как возможность дифференцировать различные проявления жизни, свободно испытывать и выражать свои чувства, управлять отношениями с целью создания, наличие концепции жизни, переживание цели и смысла жизни, уникальности жизни (собственной и другого человека);

* навыки и достижения целей, организация деятельности «в соответствии с общими для всех членов семьи целесообразности»; Желание строить эту новую жизнь, то есть, желание жить с другим человеком как семья. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Автореферат дисс. …канд. психол. наук. — М., 1985

В контексте концепции идентичности Рубинштейн С. Л. рассматривает психологические условия строить долгосрочные отношения с другим человеком. По его словам, на стадии несовершеннолетних (от 12 до 19 лет) человек находит эго идентичности как чувство внутренней идентичности и целостности, что обеспечивает верным, как способность быть верным своим обещаниям и привязанностям, несмотря на неизбежные противоречия в системе ценностей, способность принимать и соблюдать мораль, этику. На следующем этапе — в начале взрослой жизни (от 20 до 25 лет) развивает способность к новым межличностным отношениям, на одном полюсе которой является близость, и в противоположность — изоляция, которая обеспечивает способность любить. Достижение идентичности как определенного уровня личностной зрелости Рубинштейн С. Л. рассматривает как необходимое условие для прочного брака. Очень опасным для брака является недостигнутая идентичность личности. В этом случае, желание выйти замуж может быть продиктовано необходимостью, чтобы проверить или найти свою собственную идентичность в другом человеке или благодаря этому человеку. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер, 2002

В рамках изучения других проблем Силяева Е. Г. , основанной на исследованиях условиях сохранения молодых пар, предлагает рассматривать через призму психологических навыков готовности и отношения. По своему положению, психологической готовности к браку — это система, которая определяет эмоциональное и позитивное отношение к семейной жизни. Способность изменить свой образ жизни, способность к браку, как наличие определенных личностных черт — понимание, забота, активного доброты, сочувствия, творчества в отношениях, способность к сотрудничеству, навыки общения, высокой этической культуры, предполагающая толерантность, принятие другого человека таким, какой он есть, умение подавлять собственный эгоизм; восприятие и усвоение целого комплекса требований, обязанностей и стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М.: Академия Год, 2002

В контексте социальной психологии Сысенко В. А. подходит к определению психологической готовности к семейной жизни через понимание социально- психологических характеристик брака и семьи как микрообщности и социально- психологических факторов в формировании и стабильности брака. По мнению Сысенко В. А. , с одной стороны, брак и семья у человека связано самый высокий уровень ожидания тепла, взаимного внимания, глубины понимания, полноты эмоционального контакта и радости взаимной любви. С другой стороны, институт брака не влечет за собой жесткое разделение обязанностей. Основными факторами в формировании брака и его стабильности являются психологическая содержательность, полнота и гармония отношений, которые складываются между супругами. Поэтому Сысенко В. А. предлагает определить психологическую готовность к браку, как готовность к адекватному представлению и действию в реальной, а не воображаемой среде семьи, к адекватному отношению друг к другу, к самому выбору спутника жизни, к совместному преодолению трудностей, кризисов, конфликтов, неизбежно возникающих на жизненном пути. Основной акцент автор делает на готовности к адекватному реальности восприятию и пониманию брака. Сысенко В. А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. — М.: Финансы и статистика, 1981

Шапиро Б.Ю. при изучении типичных трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди на стадии пары, отметил следующее, что роль подготовленности будущих супругов к выбору партнера важна. Самым опасным, по его мнению, является не осознавание мотивов в выборе спутника жизни, которые возникают под влиянием традиций и социально одобряемых стандартов (например, сосредоточиться на внешних данных партнера, сосредоточиться на «сценарии романтической любви»). Шапиро Б. Ю. описывает так называемый «любовную ловушку»: чувство долга (долго общаться, родители знают, все согласились, и все довольны, обещал закрыть); интимное счастье (на основе мифа, что брак является основой гармоничного сексуальной совместимости); жалость или благодарность. Кроме того, это могут быть браки «по легкомыслию» (стремление перейти из инфантильной категории ребенка в категорию взрослых семейных людей, уйти из родительского дома) и «стимулированные» браки" (как правило, по причине добрачной беременности). Незнание мотивов снижает ответственность. Чаще всего, брак не используется в качестве независимого значения, но как способ удовлетворения других потребностей. Это, в свою очередь, является источником проблем в период формирования пары. Именно поэтому наиболее важной профилактической мерой Шапиро B.Ю. считает работу, направленную на понимание мотивов молодых людей к браку. Шапиро Б. Ю. От знакомства к браку. — М.: Медицина, 1990.

Мотивация вступления в брак, считает Ковалев С. В. , содержит по меньшей мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния семейного удовлетворенности мотивации брака подтверждает важность первых двух причин. Среди тех, кто вступил в брак по любви и общности взглядов, максимально довольны и минимально недовольны. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

По мнению некоторых исследователей, во многих случаях любовь фактор, препятствующий сохранению семьи. «Прежде всего, — говорит Сергей Ковалев — в любви мы не ищем супруга, а любимого человека. Забывая, что мы должны жить с не одна это прекрасное чувство, но с его субъектом и носителем — вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы». Во-вторых, под прикрытием романтической любви, мы часто забываем, что, независимо от того, сколько пара любили друг друга, в их семье, они не будут просто выполнять обычные функции каждой пары «.

Западногерманский психолог Чернов, А утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом для вступления в брак, основной смысл семейной жизни с ее повседневной работой, уходом за маленькими детьми снижает гибель этих иллюзий, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера. Чернов А. Стратегия брака. «Если бы все женились только по любви, то человечество бы вымерло» // «Ведомости». — № 5 (1045). — 16 января 2004

Другой взгляд на отношения любви и брака придерживаются Эйдемиллер Э. Г. и Юстицкий В. В. , представляя ее в описании механизма «эмоциональной идентификации с семьей». Авторы считают, эмоциональные отношения симпатии как цементирующей силы в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в некоторой степени нейтрализуют состояние фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В. -- Семейная психотерапия -Издательство: Медицина, 1990 г.

Степень эмоциональной близости, как указал Питер А., — это особое качество этой семьи, и трудно представить себе любую другую группу, где будут разработаны такие качества в той же степени. Характеризуя эту сторону семейных взаимоотношений на примере родительской любви, говоря о различных и многочисленных проступках ребенка, Петровский А. В. замечает: «При этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. И так может продолжаться недели, месяцы. Складывается впечатление, что потоки возмущения, поступающие через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви».

Во многом сходным по психологической сути, по мнению Эйдемиллера Э. Г. и Юстицкого В. В. , является действие симпатии в супружеских отношениях. В этом отношении, эффектом «разочарований растворения». Отношения сочувствие вызывают увеличение интереса к объекту симпатии (например, человек, который любил). Следует подчеркнуть, что этот доброжелательный интерес, связанный с желанием помочь, вместе радоваться или горевать, в свою очередь, производит большее взаимное откровенность и, соответственно, увеличивает сочувствие. Отсюда важность отношений симпатии в предотвращении и смягчении межличностных конфликтов в семье. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В. -- Семейная психотерапия -Издательство: Медицина, 1990 г.

В настоящее время брак является добровольным для двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от своих родителей, часто не посвящают их в своих намерениях. Говоря о браке, мы не должны забывать, что желание вступить в брак и готовность к его заключению — это не то же самое понятие. По мнению психологов, морально-психологическая готовность личности к браку означает восприятие целого ряда требований, обязанностей и социальных норм поведения, которые регулируют семейную жизнь.

К ним относятся:

готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;

понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.

Высокая этическая и психологическая культура, имеющая, способность быть терпимыми и снисходительными, щедрыми и добрыми, принять другого человека со всеми причудами и недостатками, подавлять эгоизм ("https://сайт", 9).

Все эти способности являются индикаторами способности человека быстро изменить свое поведение в ответ на изменяющиеся условия, терпимости, стабильности и предсказуемости их поведения, способности идти на компромисс.

Отмечая высокую значимость готовности каждого человека к браку, Дружинин В. Н. отмечает, что сила и судьба брака зависит от многих факторов, так как в него вступают две личности с их сложными психологическими и физиологическими особенностями. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отношении личностями.

К психологической зрелости, по мнению Дружинин В. Н. , относится отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессии и наоборот — особенности доступности признать собственные ошибки и стремление к постоянному совершенствованию в супружеских отношениях. Дружинин В. Н. Психология семьи. — 3 изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость человека в семейных отношениях и, следовательно, входит обязательный элемент в подготовке молодых людей к семейной жизни также включает в себя: навыки общения; владение психотехникой общения и саморегуляции; психологическую поддержку; добродушие и отходчивость в ссоре; терпимость к недостаткам другого; умение преодолевать конфликтные ситуации; желание и готовность к появлению детей и совместной заботе об их развитии, воспитании и обучении; социальную активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел; умение прощать. Такая зрелость не достигается одновременно и зависит от многих факторов. Первый фактор выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включает в себя определенные ожидания, которые относятся к ее исполнителям. Таким образом, роль готовности для мужа и жены является точное знание этих ожиданий и желание реализовать их. Дружинин В. Н. Психология семьи. — 3 изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000

Кроме психологической готовности, важнейшими составляющими семьи являются функциональная роль отношения между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует значительный разрыв между традиционными понятиями «мужские» и «женские» семейных ролей и фактическим распределением обязанностей в семье.

Реально самые обычные российские семьи основное бремя домашней работы несет женщина. Это часто создает психологически стрессовые ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, фактор стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей.

Юношей и девушек, готовящихся связать себя узами брака, необходимо научить выявлять, ставить и соответственно решать совместно с другими членами семьи связанные с семейной жизнью задачи и проблемы так, чтобы нравственно-этическое содержание принимаемых решений реализовалось адаптивными и обогащающими себя и других путями. Копыстянская К. Р. , Осетрова Н. В. Мотивы создания семьи и отказа от вступления в брак // Семья в представлениях современного человека. — М.: Просвещение, 1990. — С. 23−45

Резюмируя данный параграф, можно сказать, что в целом, в позициях исследователей нашли отражение три основные идеи: психологическая готовность личности к семейной жизни — является интегративное образование, которое включает в себя множество компонентов; психологическая готовность имеет решающее значение для успеха в решении проблем, возникающих в процессе семейной жизни и деятельности. Анализ литературы по проблеме психологической готовности к браку и уже имеющееся у нас определение психологической готовности позволяет определить готовность к браку как целостное интегративное психологическое образование, обеспечивающее личности успешное вхождение в семейную жизнь и осуществление семейной жизни (в его основе лежит определенный уровень зрелости личности), имеющее собственную структуру с функциональными связями между компонентами. Таким образом, психологическая готовность студенческой молодежи к браку рассматривается нами как система установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни.

1.2. Студенческий возраст как сензитивный период вступления в брак Подростковый возраст является периодом выраженных социальных потребностей. У человека в юношеском возрасте существует огромная потребность, необходимость интегрировать свои различные проявления жизни я — он чувствует, как переживает возможностью этой ориентации течение жизни, но для осуществления интеграции нужна сила, мы нуждаемся в энергии, что позволяет преодолеть несостоятельность различных проявлений жизни, ее глобального несоответствия. Юношеский возраст -- возраст роста силы Я, его способность выражать и сохранять свою индивидуальность; в это время уже существует основа для преодоления страха потерять, Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы. В этих обстоятельствах, Я хочу испробовать свои силы, через конфронтацию с другими людьми, юношам найти точные границы их психологическое пространство, защищая их от опасности разрушительного влияния другого. Кириленко М., Яценко А. Вступление в брак: мотивация и прогнозы // Зеркало недели. — 2004. — № 37 (512). — 18−24 сентября.

В отличие от всех предыдущих концепций, с помощью которых молодежь традиционно оставались в детском возрасте, она впервые была названа Выготским Л. С. «началом зрелой жизни». Позже эта традиция была продолжена нашими учеными. Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке в 1960-х годах Ленинградской психологической школы под руководством Алешина Ю. Е. в исследовании психофизиологических функций взрослых. Как возрастная категория учащихся связана с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность — ранняя взрослость (18−25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости — взрослости основано на социально-психологическом подходе. Студенчество является отдельной возрастной категорией. Этот возраст — это особый период в жизни. Студенческий возраст, по словам Алешиной, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Автореферат дисс. …канд. психол. наук. — М., 1985

Исследования показали, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, комплексной реструктуризации психических функций внутри интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вступлением в новые, более крупные и более разнообразные социальные сообщества (Алешина Ю.Е., Дворяшина М. Д. , Грановская Л.C., Лисовский В. Т. , Зимняя И. А. , Кон И. С. и др.). Изучение структуры человеческого развития в студенческом возрасте как период интенсивного интеллектуального развития, формирование учебно-профессиональной деятельности, изучение роли студента, поступающего в новую «взрослую» жизнь позволяет говорить о психических особенностях студенческого возраста. С точки зрения общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, формирования интеллектуальных систем и личности в целом.

Возрастные новообразования — это качественные сдвиги в развитии личности для различных возрастных этапов. Они проявляются в особенности психических процессов, состояний личностных черт, которые характеризуют переход к более высокой степени организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую психику. Они также рассматриваются в структуре личности: в интересах, потребностях, наклонности, характера. Смысл жизни — это важнейшее новообразование ранней юности. Ковалев С. В отмечает, что в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобальной, всесторонней, с учетом ближнего и дальнего будущего. Также важным является появление нового роста жизненных планов молодежи, и это проявляется, установив сознательное строительство своей собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла. Ковалев С. В. Психология современной семьи. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988

Период юности уже давно рассматривается как период подготовки к взрослой жизни человека, хотя в разные исторические эпохи ему давали разный социальный статус. Юность однозначно оценивается как этап полного физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и было связано с взрослением, хотя знание этого периода развивалось с течением времени и в разных исторических обществах, было отмечено различными возрастными ограничениями. Возраст испытывает на себе влияние социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и оставляет старые социальные роли. Указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов Силяева Е. Г. считает, что периодизация образа жизни человека, начиная с юности, больше не совпадают с возрастной периодизации и становится личным. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения проблем профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в рабочей силе, способность строить жизненные планы, социальную активность, утверждается независимость личности, выбора жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М.: Академия Год, 2002

За время обучения в вузе совпадает со вторым периодом молодости, или первый период зрелости, который предусматривает комплексное формирование черт личности (работ Ананьева Б. Г. , Дмитриев А. В. , Ковалев С. В. , В. Т. Лисовского и др.). Характерной особенностью нравственного развития личности в этом возрасте является укрепление сознательных мотивов. Заметно более высокие качества, которые нужны в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Растущий интерес к проблемам морали (цели, образ жизни, долг, любовь, преданность и др.).

Этот период характеризуется завершением процесса роста, ведущие, в конечном счете, к расцвету тела, которые создают основу не только для специального положения молодого человека в учении, но и для освоения других функций, ролей и претензий. С точки зрения возрастной психологии, университет возрастных изменений и функций внутреннего мира и самосознания, перестроением психических процессов и свойств личности, изменения в эмоционально-волевой системе жизни. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М.: Академия Год, 2002

Юность -- период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны — от 15−16 до 21−25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного взросления.

В юности есть стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Молодость — это период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

В этот период жизни человек решает, в каком порядке он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни. Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды в то же время можно считать тенденцию роста студенческих браков. Сторонники студенческого брака приводят свои аргументы. Сегодня в обществе есть серьезные экономические реформы, растущие темпы социального, эмоционального и морального раскрепощения молодежи, становится половой зрелости, происходит раньше. Все это вызывает ряд вопросов морально-психологического и медико-биологических порядке. В связи с этим, семья представляет собой уникальную микросреду для студентов в том смысле, что позволяет им постоянно удовлетворять ряд жизненных потребностей в любви, отдыхе, интеллектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и др. Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку. Ахмазова О. А. Консенсуальный брак в молодежной среде: проблемы и мотивы // II Всероссийская научная конференция Сорокинские чтения 2005 / Будущее России: стратегии развития. — 14−15 декабря 2005

Студенческая семья создается в результате активного поиска молодых людей близкого и дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Природа будущего брака во многом определяется рядом причин, которые привели к заключению брачного союза. В работах советских социологов Голод С. И. Файнбург З.И. Харчева А. Г. и др. показали, что преобладающим мотивом для брака молодых студентов мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания. Наблюдаются довольно большой выбор мотивов, лежащих в основе решения вступить в брак — это любовь, общие интересы, совпадение вкусов, образа жизни, материальными соображениями и т. д. При этом каждый специалист пользуется своим «набором» наиболее значимых с его точки зрения мотивов.

Любовь как эмоциональная основа брака преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке является одним из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и интенсивность эмоций определяют уровень «социального оптимизма» супругов, а именно устойчивость к неблагоприятным внешним условиям жизни для семьи, особенно материально-бытовых.

Любовь должна быть подлинной и действенной, т. е. предполагать «не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека, наслаждение через отраженное наслаждение другого». Подлинность чувства предусматривает уважение прав и достоинств супруга, его интересов, духовную близость супругов.

Эмоциональная сторона брака для молодых пар имеет первостепенное значение. Семейное удовлетворение каждого из них связано с характером и силой чувств. Никакие материальные условия, ни возможность продолжать учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не имеют никакого влияния на удовлетворенность браком столько, сколько от характера и силы чувств молодых супругов студентов.

Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной женщины. Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение. Общение -- необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни. Гурко Т. А. Гендерный подход в социологии семьи // Социология гендерных отношений / Под ред. З. Х. Саралиевой. — Иваново: ИГУ, 2003

Многолетние социологические исследования социальной ориентации молодежи показывают, что радикальные изменения в социально-экономических и социально- культурных ориентиров произошли недавно. Вносят определенные изменения как в структуру ценностных ориентации молодежи, так и в содержание брачно-семейных установок. Таким образом, в структуре ценностных ориентаций молодежи на протяжении многих лет преобладают психологические значения: общение, любовь, семья. Недавние исследования показывают, что значение экономического характера, сосредоточить внимание на высокий уровень жизни и личного благополучия начинают занимать приоритетное место в структуре ценностных ориентаций, постепенно вытесняя значение психологического характера, которые до сих пор остаются в силе для 83% респондентов в качестве основных ценностей и мечтами о «настоящей любви». Высокая значимость семейной жизни в структуре ценностных ориентаций молодежи сохраненных, только 2% респондентов ориентируются на безбрачие. Однако вступление в брак молодежь связывает с достижением экономической самостоятельности, необходимой для создания благополучной семьи, поэтому на ранние браки ориентируется сравнительно небольшая группа респондентов (11%).

Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначального вступления в мире друг с другом, распределения трудовых и семейных обязанностей, решении жилищного, финансового вопросов и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, процессом приобретения жизненного опыта. Этот период семейной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Молодые семьи сегодня живут в очень сложных экономических условиях. Большинство молодых людей в начале их супружеских жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, слышали раньше, и, но не думали, как их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства, поэтому необходимы хотя бы элементарные знания и умения. Студенчество призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества и для этого ему должны создаваться необходимые условия. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М.: Медицина, 1991

Резюмируя данный параграф, можно сказать, что студенты студенчество по своей численности является одной из самых значительных групп молодежи, от развития, которого зависит будущее общества и станы в целом. Поэтому изучение молодых семей студентов и наиболее благоприятного времени для их создания очень важно, потому что молодость, в частности студенческий возрастной период с позиций физиологической и психологической готовности считается наиболее благоприятным для создания семьи и рождения первенцев. Браки в студенческие годы, в большинстве случаев проявляют высокую степень сплоченности, на основе общих интересов, групповой идентичности, определенной субкультуры и образа жизни. Но в то же время, слабая социальная готовность молодых людей к семейной жизни, психологической перегрузки и повышенные требования к партнеру часто приводит к конфликтам, которые разрушают устои семьи. Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности общения, межличностных отношений в современной семье. Открытость семьи, ее обращенность к прошлому и будущему создадут реальную основу для перехода к новому обществу, которое нуждается в прочном семейном механизме.

1.3 Особенности социально — психологического типа личности как фактор психологической готовности к браку В каждую историческую эпоху господствовали свои системы воспитания, которые были нацелены на формирование определенного типа личности.

Изучение условий воспитания и социально — психологической типов личности, основанных на строго детерминированном процессе, вы можете выбрать определенные стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы, связанные с отношением между ребенком и родителями, которые используют определенные средства и методы педагогического воздействия, которое выражается в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. (См. приложение).

Аксиологический подход к обществу можно считать человеком с позиции собственной значимости для общества, то есть, определяет социальную направленность или, точнее, ориентацию личности к социальным ценностям. Это промежуточный компонент в структуре личности Н. Д. Левитов и А. Г. Ковалев определили как составной и ведущий компонент характера личности.

Следовательно, есть основания рассмотреть вопрос о том, каким же образом, при каких условиях и обстоятельствах, происходит формирование определенного типа личности. Анализируя условия формирования типов личности, можно выделить основные формы взаимоотношений родителей с ребенком и окружающим миром, которые в последующем нами были положены в основу классификации стилей семейного воспитания.

Такими основными формами отношений к ребенку и окружающим являются:

отношение родителей к деятельности ребенка;

отношение родителей к использованию методов наказания и вознаграждения;

отношение родителей к ребенку;

отношение родителей к окружающим людям;

отношение родителей к формированию нравственных ценностей у ребенка;

отношение родителей к умственной деятельности ребенка.

На основе существующих форм отношения к ребенку со стороны родителей выявлены следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий.

Таким образом, результатом воспитательных стилей можно считать образующийся социально-психологический тип личности, стили семейного воспитания, в свою очередь, находятся под влиянием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние, прежде всего, темперамент, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание, прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребенок.

Выводы по первой главе В процессе изучения отечественной и зарубежной научной литературы на основе исследований было установлено, что позиции исследователей отражают три основных идеи:

психологической готовности личности к семейной жизни — является интегративное образование, которое включает в себя множество компонентов;

психологическая готовность имеет решающее значение для успеха в решении проблем, возникающих в процессе семейной жизни как деятельности.

Теоретический анализ литературы по психологической готовности к браку как целостное интегративное психологическое образование, обеспечивающее личности успешное вхождение в семейную жизнь и осуществление семейной жизни (в его основе лежит определенный уровень зрелости личности), имеющее собственную структуру с функциональными связями между компонентами. Психологическая готовность студентов к браку рассматривается нами как система установок людей вступающих в брак, психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение.

Понимание права и преимущества других членов семьи как ячейки общества, признание принципов равенства в человеческих отношениях, готовность к сотрудничеству и повседневное общение, способность адаптироваться к привычкам и чертам характера другого человека и понимания психических состояний, мотивации для вступления в брак и отношения к требованиям и обязанностей в семейной жизни.

Изменение процесса выбора супруга и отношение к браку в целом, так как увеличились ожидания и требования, которые предъявляются к молодым людям и к семейной жизни. Выбор в основном базируется на основе личных качеств, а не социальных характеристик. На основе изучения литературы, можно сделать вывод, что представители мужского и женского пола по-разному оценивают готовность к браку, но есть и различия в представлении будущего мужа и жены. В нашей работе мы предполагаем, что в зависимости от гендерных особенностей существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде.

Студенчество по своей численности является одной из самых значительных групп молодежи, от развития, которого зависит будущее общества и станы в целом. Поэтому изучение молодых семей студентов и наиболее благоприятного времени для их создания очень важно, потому что молодость, в частности студенческий возрастной период с позиций физиологической и психологической готовности считается наиболее благоприятным для создания семьи и рождения первенцев. Браки в студенческие годы, в большинстве случаев проявляют высокую степень сплоченности, на основе общих интересов, групповой идентичности, определенной субкультуры и образа жизни. Но в то же время, слабая социальная готовность молодых людей к семейной жизни, психологической перегрузки и повышению спроса на партнера часто приводит к конфликтам, которые разрушают устои семьи. Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности общения, межличностных отношений в современной семье. Открытость семьи, ее обращение к прошлому и будущему создает реальную основу для перехода к новому обществу, которое нуждается в прочном семейном механизме.

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально — психологического типа личности и психологической готовности к браку

2.1 Характеристика выборки и методов исследования Количество выборки, 50 человек: 25 юношей и 25 девушки в возрасте от 20 до 23 лет.

Исследование проводилось в несколько этапов. На подготовительном этапе, мы провели обзор литературы, исследований, тематически близких к нашему исследованию, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать свою гипотезу и задачи, подобрали методы исследования. На основном этапе во время экспериментальной работы, в сочетании с анализом научных положений о особенностях психологической готовности к браку среди молодежи, проверялась и уточнялась гипотеза исследования. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе эмпирических данных, полученных из сравнительного анализа экспериментальных данных, они были подвергнуты математическому и статистическому анализу. Проводилось оформление результатов исследования.

С одной стороны, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны - уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе, поэтому язык невербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном проведении переговоров, бесед. Однако «считывание...

Дипломная

Итак, обобщая все рассмотренные материалы, можно сделать следующие выводы. Подростковый период весьма сложный, противоречивый, но, в то же время невероятно важный в становлении личности подростка. Подростковый период характерен интенсивным ростом («длинноногий подросток»), повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции. Это период полового созревания и связанного...

Дипломная

Изучение хромосомных аномалий и их влияние на наследуемость склонности к агрессивности; Изучение отдельных структур центральной нервной системы и их роли в запуске агрессивного поведения; Олуэйз, исследуя связь между содержанием тестостерона в крови и уровнем физической и вербальной агрессии, заключил, что влияние тестостерона напрямую связано со спровоцированной агрессией - и косвенно...

Курсовая

Охарактеризуем диагностические методики, использованные в эксперименте. Наблюдение за детьми в процессе выполнения учебного задания Цель: в процессе учебной деятельности понаблюдать за поведением детей младшего школьного возраста, выделив поведенческий компонент проявления «Я - концепции» в характере реагирования детей на ситуации, возникающие в общении с учителем и одноклассниками. Учительница...

Вышеперечисленные критерии тем не менее не являются абсолютными и не позволяют проводить высокодостоверную дифференциацию. В связи с чем нами будет продолжаться более детальное теоретическое и эмпирическое изучение данного аспекта проблемы ЭЗ. Что касается этиологии ЭЗ и отчасти схожих с ней нехимических аддикций, то психологи, изучающие гемблинг, интернет-зависимость, нарушения пищевого...

Диссертация

Тенденции самоактуализации выступают для студентов со зрительной патологией личностным ресурсом преодоления сложностей в процессе адаптации к обучению в вузе и более широкой социальной среде жизнедеятельности. У слепых студентов в большей степени выражена потребность в бытийном познании, безоценочное принятие окружающей среды, интерес и желание новых впечатлений. У слабовидящих студентов выражено...

Диссертация

По материалам диссертационного исследования опубликовано 13 печатных работ. 8. Полученные в ходе исследования результаты позволяют сформулировать следующие выводы