Характеристика левши из рассказа главный инженер. Cочинение «Краткая характеристика произведения "Левша" Лескова Н.С

Николай Лесков стремился постигнуть и отобразить в своем творчестве жизнь разных классов, групп и сословий. И ему удалось создать сложный и многокрасочный, не до конца изученный образ России в один из самых трудных для нее периодов - во второй половине XIX века. Прекрасным примером тому служит рассказ «Левша».

Кратко о сюжете

Прежде, чем приступить к анализу «Левши» Н. Лескова, вспомним сам рассказ. События «Сказа» происходят в начале XIX века. Императору Александру во время одной из поездок по Англии показали крошечную блоху, умеющую танцевать. Он привез ее в Россию. После смерти императора в его вещах обнаружили эту диковинку, а казак Платов объяснил, что государь привез эту блоху как образец мастерства английских механиков, и заметил, что русские могут не хуже. Император Николай, который верил в превосходство русских, поручил Платову съездить на Дон и посетить тульские заводы, поискать умельца, который ответит на вызов англичан.

Платов вызвал трех известных оружейников, в том числе и Левшу, показал им диковинную блоху и попросил придумать то, что превосходило бы английскую работу. Мастеровые ответили на вызов - блоху на все лапки подковали. Все были восхищены и отправили подкованную блошку обратно в Англию, чтобы продемонстрировать мастерство русских умельцев. В Англии Левше показали заводы и предложили остаться. Мастеровой отказался, а на обратном пути затеял с полшкипером спор, кто кого перепьет. По приезде в Петербург полшкипера вернули к жизни в богатой больнице, а Левша так и умер без медицинской помощи в больничке для бедных.

Рассказ Николая Лескова «Левша» заканчивается тем, что даже на смертном одре Левша думает об отчизне. Перед смертью он раскрывает секрет чистки ружей, но государю ничего не передали и продолжали чистить ружья толченым кирпичом. Прислушайся они тогда к совету Левши, в Крымской войне совсем иной исход был бы.

Главный герой

Главный герой повести - талантливый русский мастеровой Левша. Ему и другим мастерам было поручено создать шедевр, чтобы удивить англичан. Они решили гвоздики для подков создавал Левша. Описанию внешности автор не придает особого значения, указав, что у него было родимое пятно на щеке, он был косым на один глаз и имел залысины. Мастерство и умение Левши были важнее - этому автор и уделил внимание. Он не чувствует себя кем-то значимым, когда англичане предлагают остаться у них, он отказывается. Вызвано это не столько любовью к родине, сколько неверием в лучшую жизнь.

Анализ рассказа «Левша» Н. С. Лескова не был бы полным без образа главного героя, поэтому рассмотрим более детально его характеристику. Настолько забитый человек, что ему не приходит мысль как-то противостоять обстоятельствам, Левша так и умирает нелепой смертью. Тут же автор противопоставляет Левше английского шкипера. Его сразу отвезли в английское посольство, окружив заботой. Автор подчеркивает, насколько в стране, в которую вернулся Левша, безразличны к человеческой жизни. На самом деле умер редкостный умелец, а никому до этого нет дела. Много в описании этого персонажа комичного. Например, свое косоглазие и леворукость мастер применил с пользой - он мог сделать тончайшую работу, которую невозможно было увидеть невооруженным глазом.

Другие герои

Продолжим анализ «Левши» Лескова знакомством с другими героями произведения. Основные персонажи «Левши»» - императоры Александр и Николай, казачий атаман Платов и русский умелец Левша. Александр Павлович - большой поклонник западной культуры и техники. Он восхищался работами западных умельцев, и они его неизменно радовали. Посетив Англию и увидев там чудо-блоху, он немедленно ее выкупил и привез в Петербург. Патриот Платов сказал, что и наши умеют не хуже. Но Александр, будучи проницательным политиком, все же воздерживается от того, чтобы показать в Англии работы русских мастеровых.

Николай Павлович - брат императора Александра и полная его противоположность. Он любознателен и патриотичен. Если Александр был уверен, что западные умельцы лучше всех, то Николай не сомневался в том, что российских мастеров никто не превзойдет. Увидев блоху и выслушав объяснения Платова, он не замедлил найти мастеров, которые смогут превзойти англичан. Вскоре умельцы показали свою работу, император очень расстроился, когда не увидел ничего необычного. Но, посмотрев в микроскоп, увидел, что блоха подкована. И немедленно отправил Левшу с диковинкой в Англию, чтобы продемонстрировать русское мастерство.

Сопровождал императора во время поездки в Англию. Платов отличался любовью ко всему русскому, восторгов Александра не понимал и изобличал коварство иностранцев. Когда англичане хвастались оружием - он отвинтил замок и показал им надпись, что сделано оно российскими мастерами, и искренне радовался расстройству англичан. Но не все было гладко в характере Платова - он был жесток с теми, кто от него зависел, и относился к ним с презрением.

История написания

Если проводить анализ произведения Лескова «Левша» по плану, то следует начать с даты и истории написания. Сказ о Левше впервые был напечатан в 1881 году в журнале «Русь». В отдельном издании автор внес поправки, усиливающие остроту рассказа, подчеркивающие произвол властей и невежество простого народа. Предисловие Лесков изначально исключил из собрания сочинений, впервые вступление к рассказу появится в издании 1894 года. А до этого времени читателю предоставлялась возможность вкусить всю прелесть истории, рассказанной выдуманным персонажем. Снимая предисловие, автор хочет озадачить читателя и становится лукавым спутником рассказчика, а в последней главе сменяет его.

В «Левше» в очередной раз проявилось новаторство Лескова: он не употребляет слово «сказка», так как оно не отвечает намерениям писателя. Ведь здесь нет фантастических персонажей, здесь упоминаются реальные исторические личности - императоры Александр и Николай, императрица Елизавета, казачий атаман Платов. Уточнение «легенда» позволяет лучше понять замысел автора - взглянуть на историю глазами человека из народа, в данном случае - оружейного мастера. Лесков еще раз подчеркивает способность народа сочинять легенды и мифы, в основу которых легли реальные события.

Средства выразительности

Продолжая анализ «Левши» Лескова, остановимся на художественных средствах, которые использовал автор в своем произведении. По рассказу Лескова снята пьеса, есть балетная версия «Левши». Но здесь отсутствует трагическая составляющая сказа. Рассказчик в «Левше» дает волю воображению и словесной игре, чтобы еще больше раззадорить слушателей. Как один из приемов для передачи комической составляющей используется гипербола - колоритный атаман Платов храпит так, что не один англичанин в доме не может уснуть. Английская блоха из чистой стали танцует контрданс, и ее нельзя увидеть невооруженным глазом.

На уроках литературы в 6 классе анализу произведения Лескова «Левша» уделяется достаточно времени. Детально изучают характер и поступки героев, авторский замысел, средства выразительности, которые использовал автор. Остановимся на них более подробно. Примером использования гиперболы служит и возвращение Платова с Дона в Тулу: описание нетерпеливости казачьего атамана и работы тульских мастеров, подковавших блоху и написавших свое имя на подкове. Игра писателя с языком в этом рассказе заходит намного дальше, чем в других произведениях, - это праздник неологизмов и барочных оборотов. Как заметил А. Волынский: «Весь сказ представляется набором шутовских выражений».

Лесков использует здесь много приемов, в том числе и сочетания двух слов, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. В основе этого приема лежит склонность простого народа переделывать незнакомые или иностранные слова так, чтобы было понятно. Помимо этого, в «Левше» встречаются словесные нелепицы: «ногавочки» - носки, «ветряная нахлобучка» - башлык от ветра. В рассказе преобладают просторечные выражения, странные словосочетания, диалектизмы.

Основная мысль произведения

Критики после этого рассказа набросились на Лескова, он, мол, в лице тульского оружейника принизил русский народ. И только «Вестник Европы» понял основную тему и конфликт в сказе «Левша», а также замысел писателя. Лесков изобразил русский народ, который отрицает европейские рецепты, и в то же время выглядит ограниченным и зависимым от общественных условий. Надо признать, что «Левша» изобилует ироничным репликами, достойными внимания. Когда царь едут с атаманом по Европе, Платов всячески отвлекает его внимание - у нас не хуже. Атаман не хочет говорить по-французски: «Все разговоры французские считал за пустяки». Пока англичане демонстрируют оружие, он говорит, что его молодцы побеждали и без этого.

«Левша» глазами автора

Конечно, атаман - комедийный персонаж, и его здравый смысл отдает ограниченностью. Со своими вестовыми он обращается жестоко. Бесчеловечно поступает с Левшой в эпизоде с «нимфозорией» и царской дочерью. Когда полшкипер просит его помочь, он отказывается сделать что-либо для английского мастера. Без сомнения, рассказ «Левша» доказывает русское превосходство. Левша говорит, что православная вера самая правильная, потому как «наши книги толще ваших». Через все произведение видна насмешка автора над национализмом, люди, одержимые им, неспособны увидеть истинную ценность вещей. Но Лесков хотел добродушно высмеять бахвальство русского народа, неспособность признавать ценность сделанного на чужой стороне.

Продолжая анализ «Левши» Лескова, невозможно не остановиться и на мнении критиков. В годы советской власти критики не преминули подчеркнуть горькую сатиру в истории с Левшой. Его конец трагичен - в России невозможен расцвет народного таланта. Обоих царей автор изображает как комедийных персонажей. Александр старается во всем понравиться англичанам, поверхностно смотрит на русскую жизнь. Николай же не доверяет иностранцам, но поддается на лесть и хитрость придворных, которые скрывают от него смерть Левши. Умирающий Левша попросил сказать царю, чтобы не чистили ружья толченым кирпичом, но никто его слушать не стал. Царь ни о чем не узнал, а Крымскую кампанию проиграли.

Правдивая реальность

Народную жизнь тоже не назовешь отрадной. Платов с казаками обращается жестоко и безнаказанно чинит произвол. Избивает Левшу и отделывается извинением. Левшу бросили перед полицейским участком, он долго лежал на морозе, затем его полураздетого возили из больницы в больницу и наконец привезли в больницу для бедных. Автор показывает, в каком невежестве прозябает народ, находится в плену своих предрассудков и обычаев. Лесков писал, что хотел поначалу изобразить Левшу как символ русского народа со всеми его недостатками и достоинствами: сообразительностью и изобретательностью.

Завершая анализ «Левши» Лескова, подведем итог - удалось ли автору осуществить свой замысел? Смог ли читатель его понять? Вероятно, да. Много удивительных вещей сотворил безграмотный народ, не зная арифметики, только Псалтырь да сонник. Левша похож на птицу, которая слишком близко подлетела к солнцу и опалила крылья. И русский народ не способен воспользоваться своими талантами не только из-за невежества, но и потому, что им владеет чувство превосходства. А здравый смысл и рассудительность - понятия западные. В «Левше», автор говорит, что у русского человека две цепкие привычки, въевшиеся в кровь: пьянство и фанфаронство.

«Сказ о левше» нельзя назвать ни памфлетом против русского народа, ни откровенно националистическим произведением. Лесков талантливо представил здесь живой и правдивый образ реальности.

Действие рассказа «Левша» происходит в Российской Империи в эпоху правления царей Александра Первого и Николая Павловича. В произведении противопоставляется отношение императоров к Родине и достижениям русского народа. В рассказе автор заметно симпатизирует царю Николаю Павловичу, а также главному герою – тульскому мастеру Левше, взгляды которого сродни императорским. Их объединяет вера в то, что для русского нет ничего невозможного. Характеристика Левши из рассказа Лескова «Левша» – это возможность понять суть настоящего простого русского человека.

Близость к народу

С главным героем произведения Н.С. Лесков знакомит нас не сразу. В течение нескольких глав создается впечатление, что основным персонажем рассказа является казак Платов. Истинный главный герой появляется как бы невзначай. Пожалуй, автор поступил так намеренно, чтобы подчеркнуть суть характера Левши из рассказа «Левша» – он выходец из народа и сам является его олицетворением, со всей его простотой, наивностью, равнодушием к богатству, великой верой в православие и преданностью Отчизне. С этой же целью автор не дает герою имени. Левша – один из трех тульских мастеров, которым была оказана честь смастерить нечто эдакое, чтобы доказать императору Николаю Павловичу и самоуверенным англичанам, на что способен русский народ.

Обобщенность образа Левши подчеркивает не только его безымянность, но и небольшая информация о нем. Читая, мы не знаем ничего о его возрасте или семье. Перед нами лишь его немногословный портрет: «косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны».

Великий талант простого мастера

Несмотря на свою внешнюю неприглядность, Левша обладает великим талантом, поразившим не только самого царя, но и английских умельцев. Левша вместе с двумя другими тульскими мастерами сумел подковать миниатюрную блоху, не имея при этом специальных знаний и приспособлений. В этом деле Левше досталась самая сложная работа – выковать миниатюрные гвоздики для подков.

Качество, без которого характеристика Левши из рассказа «Левша» будет неполной, – это скромность гениального мастера. Народный умелец не хвалился своим достижением и не считал себя героем, а просто добросовестно выполнял поручения государя, а также от всей души старался показать, на что способен русский человек. Когда император Николай понял, в чем заключалась работа мастеров, которую сначала не мог разглядеть даже через свой мелкоскоп, он был удивлен, как они могли ее выполнить без оборудования. На что Левша скромно ответил: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

Равнодушие к богатству и комфорту

Скромность и равнодушие к богатству проявил Левша и во время своего путешествия в Англию. Он не согласился на зарубежное обучение, не переубедили его обещания ни денег, ни славы. Одного просил Левша – скорее уехать домой. Эта простота и скромность стали причиной и бесславной гибели героя, о которой никто не узнал. Он стеснялся комфортной каюты и высшего общества, поэтому весь путь по зимнему морю провел на палубе, отчего и заболел.

Приехав в Петербург, он не смог представиться и сказать, что он выполнял поручение царя. Поэтому его ограбили и не принимали ни в одной больнице, кроме самой простой для бедняков, где он и скончался. Образу Левши автор противопоставил англичанина, плывшего с ним, которого поселили в хорошей гостинице и вылечили. А Левша из-за своей скромности и простоты трагически погиб.

Черты характера Левши

Любовь к Родине и чувство ответственности перед своим государством – основные черты характера Левши. Последней мыслью мастера Левши было желание во что бы то ни стало передать царю, что не нужно чистить ружья кирпичом. Если бы он смог это передать, русское военное дело было бы еще успешнее, но просьба его так и не дошла до государя. Даже умирая, этот простой тульский мастер остался верным своему характеру, главной чертой которого было в первую очередь думать об Отчизне, а не о себе.

В образе Левши Н.С. Лесков показал всю глубину русского человека: наивного, простого и даже забавного, но для которого нет ничего милее православной веры и родной стороны. Преданность Родине, ответственность за ее будущее и великое природное мастерство – вот те качества, которые лежат в основе характеристики героя сказа «Левша».

Тест по произведению

То первый писатель, который приходит ему на ум - это, конечно, Федор Михайлович Достоевский. Второй портрет, появляющийся перед внутренним взором отечественного книгочея, - это лицо Льва Николаевича Толстого. Но есть один классик, о котором в этом контексте, как правило, забывают (или не так часто упоминают) - Николай Семенович Лесков. А меж тем его сочинения тоже насыщены «русским духом», и они также открывают не только особенности отечественного национального характера, но и специфику всей русской жизни.

В этом смысле особняком стоит рассказ Лескова «Левша». В нем с необычайной точностью и глубиной воспроизведены все изъяны устройства отечественного быта и все геройство русского народа. У людей, как правило, сейчас нет времени на чтение собрания сочинений Достоевского или Толстого, но они должны найти время, чтобы открыть книгу, на обложке которой написано: Н. С. Лесков “Левша”.

Сюжет

Повествование начинается предположительно в 1815 году. Император Александр Первый, совершая вояж по Европе, навещает и Англию. Англичане очень уж хотят удивить государя-императора, а заодно и похвастаться умениями своих мастеров и несколько дней водят его по разным помещениям и показывают всевозможные удивительные вещи, но главное, что они припасли на финал - филигранная работа: стальная блоха, умеющая танцевать. Притом она настолько мелкая, что без микроскопа ее никак не рассмотреть. Наш царь очень удивился, а вот его сопровождающий - донской казак Платов совсем нет. Он, наоборот, все время бухтел, что наши, мол, могут не хуже.

Вскорости умер, и на престол взошел который случайно обнаружил диковинную вещь и решил-таки проверить слова Платова, снарядив его к тульским мастерам в гости. Казак приехал, проинструктировал оружейников и отправился восвояси, пообещав вернуться через две недели.

Мастера, в числе которых был и Левша, удалились в дом к главному герою сказа и что-то там творили две недели, вплоть до возвращения Платова. Местные жители слышали бесперебойный стук, а сами мастера за это время так из дома Левши ни разу не вышли. Они превратились в затворников, пока работа не была сделана.

Приезжает Платов. Ему выносят ту же блоху в коробочке. Он в бешенстве кидает в карету первого попавшегося под руку умельца (им оказался левша) и едет в Петербург к царю «на ковер». Конечно, Левша попал к царю не сразу, его предварительно избили и подержали недолго в тюрьме.

Блоха предстает перед светлыми очами монарха. Он смотрит-смотрит на нее и не может понять, что же сделали туляки. И государь, и придворные его бились над секретом, потом царь-батюшка велел пригласить Левшу, а тот ему и говорит, что надо, мол, взять и посмотреть не на всю блоху, а только на ее ноги. Сказано - сделано. Оказалось, что туляки подковали английскую блоху.

Тут же диковинка была возвращена англичанам, а на словах было передано примерно следующее: «Мы тоже кое-что можем». Здесь сделаем паузу в сюжетном изложении и поговорим о том, каков образ Левши в сказе Лескова Н. С.

Левша: между оружейником и юродивым

Внешность Левши свидетельствует о его «надмирности»: «косой левша, на щеке а на висках волосья при ученье выдраны». Когда Левша прибыл к царю, то одет он был тоже весьма своеобразно: «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван». Говорил с царем так, как есть, не соблюдая манер и не подхалимствуя, если не на равных с государем, то уж точно без страха перед властью.

Люди, которые хоть немного интересуются историей, узнают этот портрет - это описание древнерусского юродивого, он никогда и никого не боялся, потому что за ним стояла христианская Правда и Бог.

Диалог Левши и англичан. Продолжение сюжета

После небольшого отступления снова обратимся к сюжету, но при этом не будем забывать образ Левши в сказе Лескова.

Англичане так были восхищены работой, что потребовали мастера к ним подать, не медля ни секунды. Царь уважил англичан, снарядил Левшу и с провожатым отправил к ним. В вояже главного героя в Англию есть два важных момента: разговор с англичанами (рассказ Лескова «Левша», пожалуй, наиболее занимателен в этой части) и то, что предки в отличие от русских, не чистят дуло ружей кирпичами.

Почему англичане хотели оставить у себя Левшу?

Земля русская полна самородков, и на них не обращают особого внимания, а в Европе сразу видят «алмазы неграненые». Английская элита, один раз посмотрев на Левшу, сразу же смекнула, что он гениален, и решили господа нашего человека у себя оставить, выучить, вычистить, обогатить, но не тут-то было!

Левша им сказал, что оставаться в Англии не желает, алгебре учиться не хочет, ему хватает его образования - Евангелия и «Полусонника». Денег ему не надо, женщин тоже.

Левшу с трудом уговорили погостить еще немного и взглянуть на западные технологии производства ружей и других вещей. Новейшие технологии того времени нашего умельца мало интересовали, а вот к хранению старых ружей он отнесся очень внимательно. Изучая их, Левша понял: англичане не чистят дуло ружей кирпичами, что делает орудия более надежными в бою.

Несмотря на это открытие, главный герой сказа все равно сильно тосковал по Родине и просил англичан отправить его поскорее домой. По суше нельзя было посылать, ибо Левша не знал никаких языков, кроме русского. По морю плыть осенью тоже было небезопасно, ибо оно неспокойно в это время года. И все-таки снарядили Левшу, и он поплыл на корабле до Отчизны.

Во время путешествия он нашел себе собутыльника, и они с ним весь путь пили, но не от веселья, а от скуки и страха.

Как бюрократия убила человека

Когда друзей по кораблю ссадили на берег в Питере, то англичанина направили туда, где положено быть всем иностранным гражданам, - в «посланнический дом», а Левшу пустили в больном состоянии по бюрократическим кругам ада. Ни в одну больницу города не могли его пристроить без документов, кроме той, куда свозят умирать. Мало того, разные чиновники говорили, что надо Левше помочь, но вот беда: никто ни за что не отвечает и никто и ничего сделать не может. Так и умер левша в больнице для бедных, и на устах у него была только одна фраза: «Скажите царю-батюшке, что ружья нельзя чистить кирпичами». Он ее все-таки сказал одному из служителей государя, но до вседержителя она так и не дошла. Догадаетесь, почему?

Это почти все по теме «Н.С. Лесков «Левша», содержание краткое».

Образ Левши в сказе Лескова и модель судьбы творческого человека в России

После прочтения произведения русского классика невольно напрашивается вывод: надежд выжить у творческого, гениального человека в России просто нет. Его либо нехристи-бюрократы замучают, либо он сам себя изнутри уничтожит, и не потому, что у него есть какие-то нерешенные а потому что русский человек не способен просто жить, его доля - погибать, сгорая в жизни, как метеорит в атмосфере земли. Вот такой вот выходит образ Левши в сказе Лескова противоречивый: с одной стороны, гений и умелец, а с другой стороны, человек с серьезным разрушительным элементом внутри, способный на самоликвидацию в условиях, когда этого меньше всего ждешь.

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.

Левша и его роль в рассказе

В рассказе Николая Семеновича Лескова «Левша» переплетаются гордость за русский народ и горечь за отношение чиновников к простым людям.

В кратком описании Левши из рассказа «Левша» автор говорит о нем, как об одном из мастеров-оружейников, которые дали обещание выполнить царский наказ. В произведении даже нет настоящего имени Левши.

Вместе с двумя другими мастерами, Левша взялся выполнить задание, чтобы доказать англичанам, что наши мастера ничуть не хуже английских умельцев и смогут сделать любую сложную работу.

Внешний облик Левши и его взаимоотношения с героями рассказа

Н. С. Лесков Левшу, описание которого автор дает очень кратко, выводит в главные герои почти в середине рассказа. Вот что пишет автор: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». И только с этого момента сюжет уже вращается вокруг Левши.

В произведении оружейники предстают перед читателем спокойными и уверенными в себе мастерами, с уважением относящимися к царю и друг к другу. Фраза «слово царское ради нас в постыждении не будет» говорит о многом. Вроде звучит только «слово царское», но за этим выражением слышится «честь Родины», за которую мастера не говоря громких слов, готовы постоять.

Плохое отношение Платова к Левше изменилось только после того, как Левша объяснил, как нужно смотреть на блоху, чтобы увидеть и оценить мастерство тульских оружейников.

Посылая Левшу с гонцом в Англию, про то, что человек едет так далеко без документов, ни царь, ни Платов даже и не подумали. И выписать на всякий случай бумагу какую-нибудь Левше никто не позаботился. Главное – то, чтобы англичане поняли «что нам это не удивительно».

Пренебрежение к простым людям со стороны российских властей сквозит по всему рассказу. Левшу даже не удостоились накормить, так и послали в Англию голодным, только кафтан дали, чтобы «похоже было, будто и на нем какой-нибудь жалованный чин есть».

Левша, как олицетворение русских мастеров

Весь простой рабочий люд России предстает в описании Левши из рассказа Лескова «Левша». Работящий, почитающий власть, готовый подчиниться любому распоряжению начальства, и в то же время полный достоинства, патриотизма и уверенности в себе, Левша словно олицетворяет российских мастеров.

Никакие английские блага не прельщают Левшу. Он до конца остается верен своей Родине.

Патриотизм Левши

Вернувшись в Россию, Левша в полной мере ощутил на себе «любовь» Родины. Не имея при себе «тугамента», он попал в «простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают».

Ни Платов, никто другой, даже не пошевелился, чтобы спасти мастера, и только благодаря английскому полшкиперу к Левше привели хорошего врача. Но не успели, простывший от лежания на холодном полу, с расколотой головой, Левша умер у доктора на руках.

И в сцене, где описывается смерть Левши, автор полностью раскрывает характер мастера. Ведь, даже умирая такой ужасной смертью, Левша хранил верность своей Родине. И последние слова: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся» - лучшее подтверждение патриотизма русского мастерового человека.

Тест по произведению