Краткая характеристика десятинной церкви. Десятинная церковь в киеве

Первый известный каменный храм Древней Руси - Десятинная церковь в Киеве (конец X в.)

Первые монументальные церкви на Руси были построены по византийскому образцу. Так, по свидетельству русской летописи первую кирпичную церковь древнего Киева - Десятинную (989-996 гг.) - построили приехавшие из Византии "мастера от грек". Об этом событии подробно, на редкость для древнерусского летописания, сообщает "Повесть временных лет": "В лето 6497 (989)... Володимер... помысли создати церковь пресвятыя богородица, и послав преведе мастеры от Грек. И начашю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами..." . Позднейшая летопись - Степенная книга - сообщает более детально "... приидоша из Грек в Киев к самодержавному христолюбцу Владимиру мудрии мастеры, иже искусни бяху созидати каменных церквей и полат, с ними же и каменосечцы и прочий делатели" . После пожара 1017 г. эта церковь, по-видимому, была значительно перестроена. Десятинная церковь не сохранилась до наших дней. Ее первоначальное название - церковь Успения Богородицы , Десятинной же ее называли потому, что Владимир I дал десятую часть от доходов княжеской казны на ее содержание. В 1240 г. здание было полностью разрушено. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью отделки.

Церковь строилась не как простой дворцовый храм, а как кафедральный собор; именно так называет ее летописец Нестор в своем "Чтении о Борисе и Глебе". Вторично, очевидно после каких-то перестроек, церковь освящается в 1039 г. при Ярославе Мудром. Летописи сообщают о захоронении в ней князей, о неоднократных разгромах и печальной судьбе этого сооружения, которое послужило последним оплотом героических защитников Киева в трагические декабрьские дни 1240 г. Прорвавшиеся в детинец через Софийские ворота орды Батыя осадили Десятинную церковь, где заперлось много народа. Стенобитными орудиями татары стали крушить здание, пока не рухнули своды.

По остаткам древнего сооружения можно заключить, что это был монументальный шестистолпный храм, окруженный галереями - "гульбищами" (позднейший отзвук античных колоннад). По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Сохранились некоторые декоративные детали Десятинной церкви: обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) орнаментальных барельефов, части мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба, фрагменты фресок и мозаик.

Основное крестово-купольное здание церкви было разделено столбами на три продольных нефа и с восточной стороны завершалось тремя алтарными полукружиями - апсидами. С трех сторон, кроме восточной, здание было окружено галереей, в западной части которой располагались крещальня и лестничная башня для подъема на второй ярус - хоры .

Удалось установить систему кирпичной кладки здания - "со скрытыми рядами кирпичей". Позднее такая кладка применялась на Руси в течение всего XI в. Кирпичи, употреблявшиеся в византийской архитектуре, а также и на Руси в X-XI вв. - "плинфа" - имели небольшую толщину (2,5-4 см) и близкую к квадрату форму. Перевязка швов достигалась таким способом: если в одном ряду кладки торцы кирпичей выходили на лицевую поверхность стены, то в следующем, соседнем ряду, они были несколько сдвинуты вглубь. Таким образом, на фасад выходили не все ряды кирпичей, а лишь через один ряд, в то время как промежуточные ряды были "утоплены" в стену и снаружи прикрыты раствором. А так как толщина швов раствора была примерно равна толщине кирпичей, то на лицевой поверхности стен между рядами кирпичей оказывались полосы раствора, равные по ширине примерно трем толщинам кирпичей.

Такой, казалось бы, чисто технический прием использовался зодчими и в художественных целях. Широкие полосы розового раствора (известковый раствор с примесью цемянки, т. е. толченого кирпича) перемежались с тонкими рядами кирпичей, создавая своеобразную полосатую поверхность стен, нарядную и декоративную.

Внутри храм украшали фрески, мозаики, мраморные панели. Пол был инкрустирован разноцветными мраморами, образующими геометрические узоры. Церковь называли "марморяной", что подтверждают многочисленные находки мраморных деталей.

Эта великолепная церковь стала придворным храмом великого князя. Возможно, ее прототипом была церковь Феотокос Фарос, входившая в дворцовый комплекс византийского императора. Предполагают, что как образец она была выбрана Анной, женой Владимира, бывшей сестрой императора Василия II.

Существует несколько реконструкций плана и объема Десятинной церкви, но построение ее западной части все еще остается неясным. Так, трудно установить, была ли структура фундаментов усложнена результатом позднейших перестроек или здесь имели место изменения плана в процессе строительства.

Значение Десятинной церкви, ставшей местом погребения князя Владимира, в истории древнерусского зодчества исключительно велико. Строительство ее явилось первой школой для древнерусских зодчих, а архитектура ее служила образцом для последующих церковных зданий, в частности, уже в начале XI века - в Тмутаракани и Чернигове (

Первый каменный храм Киевской Руси

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Киеве.
Летописная Десятинная церковь Владимира Великого - первый каменный христианский храм на территории Киевской Руси.

Десятинный Храм построен в Х веке между 986 г. и 996 г. в Киеве в честь пресвятой Богородицы в эпоху правления князя Киевского Владимира Великого, который выделял на строительство церкви десятую часть своих доходов - десятину, от этого и пошло её название.

Строительство вели русские и византийские мастера в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Окончание строительства летописные источники относят к 996 году, в котором второй митрополит Киевский Леонтий впервые освятил церковь.

Архитектурная конструкция представляла собой кресто-купольный шестиярусный каменный храм с центральной башней и галереями с трех сторон.

Стены Десятинной церкви строились из плоских византийских кирпичей - плинфы. Цементно-связывающим раствором служил раствор извести с примесью толченой керамики.

Десятинная церковь была богато украшена мозаиками, фресками и резными мраморными плитами. Внутреннее убранство: иконы, кресты и посуда были привезены из Херсонеса Таврического в 1007 году.

В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где были похоронены князь Владимир и его христианская супруга - византийская царевна Анна. Также сюда из Вышгорода были перевезены останки равноапостольной княгини Ольги.

Согласно летописи, над храмом высились 25 глав.

История Десятинной церкви:

"В лето 6497 (989 г. н.э.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и послав, приведе мастеры от Грек" ("Повесть временных лет").

В 1169 году церковь разграбили войска Андрея Боголюбского.

В 1203 году разграблена войсками Рюрика Ростиславича.

В конце 1240 года Десятинная церковь стала последним оборонительным пристанищем для Киевлян при захвате Киева Татаро-Монгольской ордой хана Батыя. По преданию, Десятинная церковь рухнула и под руинами были погребены последние защитники древнего Киева. После чего 2000 горожан были угнаны в рабство, а город 2 столетия лежал в руинах.

Первые раскопки храма начались в 30-х годах XVII века по инициативе митрополита Киево-Печерской лавры Петра Могилы, который заложил рядом небольшую церковь в память о разрушенном храме.

Митрополит Киевский Пётр Могила в XVII веке частично восстановил церковь, но уже через век она стала разрушаться, и снова возникла необходимость строительства нового Храма. Пётр Могила завещал 1000 золотых монет на восстановление Десятинной церкви.

При раскопках было обнаружено захоронение князя Владимира с его супругой Анной. Княжеский череп захоронили в храме Спаса на Берестове, позже перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Другие останки были захоронены в Софийском соборе.

В 1824 году митрополит Евгений Болховитинов поручил расчистить фундамент Десятинной церкви.

2 августа 1828 г. освятили начало строительства новой церкви, которое доверили петербургскому архитектору В. Стасову. Новый храм был построен в византийско-московском стиле и совершенно не похож на древнюю Десятинную церковь. Его строительство обошлось в 100 000 золотых рублей. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге.

В 1842 г. новую Десятинную церковь успения Богородицы освятили митрополит киевский Филарет, архиепископ житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф.

В 1928 году Десятинная церковь, как и множество других религиозных объектов была снесена советской властью.

В 1938–1939 г. г. научная группа Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела исследования всех частей остатков Десятинной церкви. Во время раскопок снова были найдены фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы, остатки фундаментов и др. Кроме Десятинной церкви были обнаружены руины Княжеского дворца и Боярские усадьбы, а также мастерские ремесленников и многочисленные захоронения IX–X в.в.

Археологические находки хранятся в заповеднике Софийский собор и в Национальном музее истории Украины который находится совсем рядом.

Сохранившиеся под землёй фундаменты первоначальной Десятинной церкви свидетельствуют об искусстве Херсонеса и ранней эпохи византийского стиля.

В ходе раскопок найдены остатки древних пристроек к Десятинной церкви и древних захоронений. Одноярусные пристройки были созданы в XII веке, одна из них использовалась для захоронения знатных людей того времени.

На сегодняшний день площадь раскопок закрыта для посещения, раскопки ведутся не чаще, чем проводятся агитации за строительства нового храма.

Адрес расположения: Андреевский спуск, ул. Владимирская, 2, Десятинный переулок возле музея истории Украины и Пейзажной аллеи. Ближайшие станции метро: «Контрактовая площадь», «Площадь Независимости».

Как доехать до Десятинной церкви: на троллейбусе 18 от «Майдана Независимости» - 1 остановку, пройти мимо Михайловского собора далее по ул. Десятинной. Либо

Как добраться до Десятинной: от ст. метро «Контрактовая площадь» подняться вверх по Андреевскому спуску , либо подняться на фуникулере.

Десятинная церковь – первый кафедральный собор Киевской Руси после крещения. Это святыня такого масштаба, её роль настолько велика, что после её разрушения идея восстановить этот храм возникала не раз.

Детинец Древнего Киева был укрепленным княжеским поселением: там находились дворец Кия, дворец княгини Ольги, там родился и вырос князь Владимир. И там же стояли языческие капища и идол Перуна.

Еще до крещения князя Владимира, после победы его в одном из военных походов, когда должны были принести жертву идолам, жребий пал на христианского младенца Иоанна. Так были убиты исповедовавшие Христа первые мученики – варяг Фёдор и его сын младенец Иоанн. Место их мученической кончины и было выбрано для расположения алтаря первого кафедрального собора.

Построил Десятинный собор князь Владимир на собственные средства. Он дал этой церкви десятину из своих доходов, поэтому она, собственно говоря, так и называется.

Десятинный храм был посвящен Пресвятой Богородице. И не какому-либо её образу или празднику, а именно Пресвятой Богородице как личности. Как есть Храм Христа Спасителя в Москве, так был Храм Пресвятой Богородицы в Киеве. Киев – это удел Божией Матери, и посвящение этого храма говорит нам о том, что изначально Святая Древняя Русь избрала Пресвятую Богородицу своей покровительницей.

Кроме того, Десятинный собор был княжеской усыпальницей. Когда князь Владимир упокоился, его мощи в саркофаге стояли посреди этого храма вместе с останками его супруги византийской царевны Анны. Туда были перенесены мощи и княгини Ольги, бабушки князя Владимира. И иных княжеских останков там находилось множество – Десятинная церковь была первой усыпальницей киевских князей, как впоследствии стал усыпальницей русских государей Архангельский собор Московского Кремля.

Эта церковь была свидетельством симфонии государственной и церковной власти, демонстрацией принадлежности Киевской Руси христианству. Она была символом того, что новое государство приняло Христа и теперь уже видит свое будущее с Ним.

Десятинный храм был построен византийскими мастерами, по летописному свидетельству, выходцами из Греции. Он был богато украшен мраморными деталями и благодаря этому даже назывался «мраморяный» храм.

Трогательны слова молитвы-обетования святого равноапостольного князя Владимира, произнесенные им при входе в только что построенный храм: «…Аще помолится кто в церкви сей, то услыши молитву его, и отпусти вся грехи его, молитвы ради Пречистыя Богородицы» . Эти слова все время вспоминаются и побуждают к действию.

Одновременно с Десятинным храмом возвели и новые дворцы. На этом месте был центр государственной жизни. По летописным свидетельствам в Х веке здесь действовал монастырь. Археологические исследования показывают: это интереснейшая, своеобразная, наиболее значимая часть города, его несомненный центр. Наверно и вы, если бывали у нас, видели камень с надписью: «Откуда есть пошла земля Русская».

Первое и второе возрождение – святитель Пётр Могила и архитектор Василий Стасов

Первым известным восстановителем, при котором на месте Десятинного собора возродилась литургическая жизнь, был святитель Пётр Могила. В XVII веке в юго-западной части древнего храма, частично используя руины его стен, он устроил маленький храм с посвящением святителю Николаю.

Церковь, построенная митрополитом Петром Могилою

Много позже, в 1828 году с высочайшего распоряжения императора Николая I петербургский архитектор Василий Стасов на месте Десятинной церкви запроектировал новый храм в классических формах, который не повторял план древнего. Он был построен на части её фундаментов.

В 1842 году храм был освящен. Но уже менее чем через сто лет, в 1936 году, разрушен богоборческой властью. Кирпич от него пошел на строительство возведенной рядом школы № 25.

Десятинная церковь в XIX веке

Нужно сказать, что со времени своего разрушения и до сего дня древние остатки Десятинной церкви неоднократно исследовались. При святителе Петре Могиле были проведены первые раскопки. В XIX веке исследования продолжили археолог-любитель Кондрат Лохвицкий, потом петербуржский архитектор Николай Ефимов. Им же принадлежит и первая фиксация памятника. Это было в 20-е годы XIX века, тогда на месте разрушенного храма ещё много чего оставалось.

Вообще говоря, научные исследования остатков Десятинного храма были в археологии флагманскими и играли большую роль в развитии этой науки. Это касается и исследований XX века, когда реставратор Дмитрий Милеев впервые произвел профессиональную фиксацию остатков восточной части древнего храма. А после разрушения стасовского храма остатки Десятинной церкви глубоко исследовал археолог Михаил Каргер.

В 80-е годы на поверхности земли была сделана трассировка камнем очертаний фундаментов древнего храма. И мы знаем множество примеров, когда люди приходили и поодиночке, и группами, и молились тут о возрождении этой славной древней святыни.

Так что чаяние воздвигнуть и возродить Десятинный храм – это не идея сегодняшнего дня. Это не сиюминутное желание какой-то группы людей, отдельной общины или какое-то амбициозное стремление архитекторов и строителей. Это чаяние всей полноты Православной Церкви. И оно было и будет до тех пор, пока Десятинный храм Пресвятой Богородицы вновь не обретет свое должное значение. Это было и будет. Святыня не может находиться в мерзости запустения.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Десятинная церковь: «Дело сие угодно Богу…»

Юбилейный 2000-й год от Рождества Христова стал знаковым в истории этого места. Тогда президент Леонид Данилович Кучма издал указ о возрождении Десятинной церкви, учитывая её исключительное значение для Украины наряду с Успенским храмом Киево-Печерской лавры, Михайловским Златоверхим монастырем. Но дело не двинулось, не перешло в практическую плоскость. Усматриваю в этом промысел Божий, уготовивший этой святыне быть возрожденной в свое время.

Тогда же, в 2000 году нам довелось встретиться с Блаженнейшим Владимиром. Прозорливый старец выслушал нас, достал иконы Пресвятой Богородицы Игумении Горы Афонской и говорит: «Дело сие очень угодно Богу и Пресвятой Богородице, но оно такого масштаба, что сама только Пресвятая Богородица знает, как это сделать, и может это организовать. Поэтому вручаю ваше желание Ей» . И раздал нам маленькие такие иконочки. Эта иконочка до сих пор у меня есть.

В 2005 году Блаженнейший Владимир благословил архимандрита Гедеона заниматься возрождением Десятинного храма, чтобы снова зажечь лампаду любви в этой святыне.

Блаженнейший Владимир благословляет проект музеефикации Десятинного храм

Знаменательно, что в 2005 году было получено разрешение районных властей на установку часовни прямо на фундаменте Десятинной церкви. А когда пришли в главное управление охраны памятников, то его глава сказал: «Подождите, там ставить нельзя, там же будут раскопки, и вы потом будете мешать. А когда будем восстанавливать большую церковь, эту маленькую – что, ломать? Нет, вы должны быть рядом и помогать нам молитвенно».

Собственно говоря, место, где сейчас стоит малая церковь Десятинного монастыря, он нам и указал, но оказывается, это место выбрал Бог. Потому что потом прихожане, живущие рядом, рассказывали, что еще до установки храма-скинии птицы удивительно настойчиво, восьмерками летали вокруг этого места…

Установлен малый храм был в 2006 году на Пасху, а в пятницу на Светлой седмице, 28 апреля в нем явилась Пресвятая Богородица.

Служба уже закончилась, к отцу Гедеону как раз пришли поддержать его друзья-священнослужители из Ильинской церкви. Они стояли на улице, а две женщины-прихожанки молились в храме. Зайдя в храм, священнослужители почувствовали трепет и узнали от женщин, что только что в храм зашла Пресвятая Богородица. Царица Небесная остановилась у центрального аналоя, с воздетыми руками молилась и потом через открытые царские врата зашла в алтарь.

У шестерых священнослужителей сами собой текли слезы; благодать была ощутима физическим образом. Явление Пресвятой Богородицы очень укрепило общину и по сегодняшний день вселяет уверенность в том, что молитвами Пресвятой Богородицы невозможное человеку совершит Бог.

В 2009 году Священный Синод УПЦ издал указ об образовании Десятинного Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря.

Существующий храм Десятинного монастыря

Наша работа опирается на исследования

В 2005 году государство приняло новое решение о судьбе Десятинной церкви. Вышел указ о музеефикации фундаментов и о принятии решения насчет воссоздания храма по окончании раскопок. Музеефикация – это придание памятнику истории и культуры такого состояния, когда он готов к экспонированию, к посещению туристами и паломниками. И многое на сегодняшний день уже сделано.

В 2005-2014 годах был выполнен большой объем научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ. В 2011 году прошел всеукраинский конкурс на музеефикацию и ревалоризацию Десятинной церкви. Милостью Божией наш проект стал победителем этого конкурса.

Комплексные археологические раскопки, проведенные в 2005-2011 годах дали неоценимые свидетельства об этом памятнике, позволили составить его целостную характеристику. Например, раньше считалось, что сначала строилось шестистолпное ядро, а потом Десятинная церковь обстраивалась галереями.

Однако выяснилось, что храм сразу строился с галереями, это изначальный замысел. Ведь на тот момент это был великокняжеский кафедральный собор. И сам собор входил в ещё более сложный комплекс, полное название которого сейчас звучит как памятник археологии национального значения «Детинец древнего Киева VIII-X веков с фундаментом Десятинной церкви X века».

Теперь мы знаем, где в пятне Десятинного храма археологический слой есть, а где его нет. По результатам археологических исследований Институт археологии НАН Украины определил возможные места установки опор для музеефикации Десятинной церкви. Ведь у нас же не Каир и не Иерусалим, мы не можем демонстрировать аутентичные археологические остатки под открытым небом. Поэтому обязательно должно быть создано помещение, где будет поддерживаться соответствующий температурно-влажностный режим, обеспечиваться должная вентиляция. Это позволит сохранить памятник.

Кроме того, существует множество археологических находок, сделанных на месте Десятинного храма, которые сейчас разрозненно хранятся по разным музеям, частично в Софии Киевской, в Национальном музее истории Украины. Даже в Эрмитаже есть материальные фрагменты, которые принадлежали Десятинной церкви. И, конечно же, логично, чтобы это все экспонировалось в одном месте и давало полное представление об этом памятнике.

Были проведены и научно-технологические, топогеодезические, инженерно-геологические исследования, сделано комплексное инженерное обследование состояния остатков фундаментов Десятинной церкви и прилегающей к памятнику застройки.

Специалисты провели историко-архивные и библиографические исследования, систематизировали письменные свидетельства о Десятинной церкви, и ее окружении, а также об истории исследований, которые здесь велись в разное время.

В декабре 2011 года была произведена временная консервация фундаментов Десятинной церкви, которая делает возможными дальнейшие работы по комплексной музеефикации.

Наша идея состоит в том, чтобы сохранить весь археологический материал: как остатки Десятинной церкви князя Владимира, так прочие археологические слои, в том числе остатки храма Стасова XIX века. Это позволит живо продемонстрировать всю историю храма.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Десятинная церковь над музеем: как это сделать

Остатки древнего храма находятся сейчас ниже поверхности земли, поэтому помещение музея будет в стилобате. Туда смогут заходить посетители, там можно будет вести постоянные лекции для студентов и школьников. Паломники и туристы будут осматривать остатки Десятинной церкви со специальных мостиков, а к самим остаткам получат непосредственный доступ лишь ученые, для работы которых в музее будут созданы все условия.

На опорах запроектирована железобетонная плита. Она рассчитывается таким образом, чтобы наверху было возможно возведение храма такого же по размеру, как Десятинная церковь эпохи князя Владимира.

Как уже говорилось, в пятне Десятинного храма выявлены места, где мы можем ставить опоры безболезненно для культурного слоя. Существующие сейчас технологии позволяют делать это совершенно безопасно. В качестве опор-колон планируется применить буронабивные железобетонные сваи глубиной двадцать метров в обсадных трубах. По действующим строительным нормам их применение допустимо в условиях близкого расположения памятников, оно совершенно не вызовет подвижки грунта. И это не какая-то новая технология – она опробована десятилетиями. Любой конструктор скажет, что уже в пятидесяти сантиметрах от места установки этой сваи никаких подвижек грунта нет, а значит, обеспечивается сохранность древних остатков Десятинного храма.

Схема расположения опор сделана так, чтобы пространство музея было как можно более свободным. Сейчас мы вооружены такими научными возможностями, что все нагрузки заранее рассчитываются. Остатки фундаментов Десятинного храма – памятник национального значения и все работы здесь проводятся исключительно с научным сопровождением.

Для воплощения проекта в жизнь будет важен выбор высококлассной подрядной организации, непосредственного производителя работ. Ответственность колоссальная. Этот вопрос в будущем потребует детальной проработки.

Хорошо, что мы с вами живем в XXI веке. По результатам археологических раскопок в Х веке строители Десятинной церкви, когда столкнулись с такими грунтами, как в Киеве, подкладывали под фундаменты деревянные лежни, их крепили деревянными же колышками. Это нам сейчас понятно – чтобы навредить памятнику, ничего хуже и придумать нельзя: дерево гниет, потом образуются пустоты, и, естественно, просадка неизбежна…

В настоящее время накоплен неоцененный опыт музеефикации археологических памятников. Из мировых аналогов, на которые мы ориентируемся, наиболее, на наш взгляд, удачный и современный – это археологический музей Акрополя в Афинах.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Реконструкция, реплика, воссоздание Десятинной церкви

Если говорить о будущем храме, логично желание максимально приблизиться к образу Десятинной церкви при князе Владимире, насколько это возможно. Хочу сразу прямо ответить на ваш вопрос: это не реконструкция, не реплика, это возрождение святыни мирового значения . Надо осознавать две важнейших задачи – тщательное сохранение аутентичных остатков древнего храма, символа принятия христианства Древней Русью, и возрождение литургической жизни на этом святом месте. Чтоб стало понятнее, обратимся к мировым аналогам.

Мы с вами знаем, что Иерусалимский Храм Гроба Господня, который построила царица Елена, был в свое время разрушен и уже крестоносцами воздвигнут заново. Даже его Святая Святых – Кувуклия несколько раз разрушалась. И возможно ли даже допустить мысль, что эта святыня не была бы возрождена? Выражением воли Божией в этом случае можно считать схождение Благодатного огня, подтверждающего присутствие Живого Бога. Храм в Вифлееме, который построила царица Елена над пещерой Рождества Христова, был тоже разрушен. И на его месте через несколько веков тоже был построен новый храм, в котором по сей день проходят богослужения.

Вспомним базилику в Назарете: она построена в 1969 году над археологическими остатками дома, где жило Святое Семейство. Там проводятся богослужения, это очень почитаемое место. А базилика мученика Климента в Риме, где вообще четыре уровня наслоений? Храм Димитрия Солунского, где в древней крипте находились мироточивые мощи, и который был возрожден после разрушения. Сейчас сверху стоит красивейшая базилика. И таких примеров в мире – десятки…

Новый храм в Киеве – это не реконструкция и не реплика. Этимология этих слов совершенно не подходит для передачи того смысла, который мы сейчас хотим вложить в наши труды. Мы должны возродить это место.

Между прочим, по международным правовым нормам охраны культурного наследия самая главная цель охраны памятника – это возрождение его функций и введение памятника в современную жизнь.

Это место не может быть просто памятником, неправильно сделать его лишь музеем или, еще хуже, оставить древние фундаменты под спудом. Когда уже была сделана трассировка фундаментов, там выгуливали животных… И какой смысл в этом, какой духовный смысл?

И как мы можем прервать литургическую нить, которая началась на этом месте много веков назад? Как сказал Блаженнейший Владимир, когда поставили малый храм: «Вы наконец-то зажгли лампадку любви, которая на этом месте была».

Вот это и есть цель. Мы же не мертвого ребенка, не куклу, не гроб воздвигаем. Это не мавзолей, не картонная коробка, не макет чего-то. Это действующий, живой Дом Божий. Только наша задача сделать его как можно приближеннее к образу византийского храма, построенного князем Владимиром.

Если бы задача была просто в строительстве храма, точно воссоздать его в формах Стасова ничего не стоит, есть графические материалы, фотографий осталось много. Но тогда не будет передано духовное, культурно-историческое значение этого места. Ведь именно князь Владимир построил здесь этот первохрам.

Полностью логично, что воссоздаваемый храм будет выдержан в мотивах X века. Мы приглашаем к сотрудничеству всех – археологов, архитекторов, ученых, музейных работников. Наше дело требует глубокого изучения и правильного нахождения компромисса. Мы как раз этим и занимаемся, исследуя результаты археологических раскопок и все существующие исторические сведения о Десятинной церкви.

Один из проектов Десятинного храма

Десятинная церковь. Дело жизни

Для себя поняла, что возрождение Десятинной церкви – это дело жизни. Это будет плод общих, соборных усилий – творческих и научных работников, историков, византологов.

В своё время на музеефикацию выделялись государственные деньги. Сейчас с инициативой возрождения храма выступает община. Проект не будет делаться за государственные деньги, не такое сейчас положение в стране. Наверное, в этом есть воля Божия, чтоб от любви к Пресвятой Богородице, от великого желания послужить Богу свершилось делание сие…

Когда-то на Десятинный храм князь Владимир давал десятину своих доходов. Представляете, с каким чистым сердцем, от какой любви к Богу он делал это. Поэтому мое личное мнение, что финансово поучаствовать в этом деле – большая честь. Естественно, это всенародное дело, надо будет собирать народные деньги. Каждый желающий сможет быть соучастником этого процесса.

Если же говорить о храме… Наверно царь Соломон был бы потрясен возможностями сегодняшнего храмостроительства и тем, какие материалы можно применить. Мы стараемся максимально использовать все достижения науки. Ведь сейчас изучено многое, в том числе те памятники, которые были созданы в одну эпоху с Десятинной церковью и до неё.

Для работы над проектом надо изучить всю полноту наследия, которое только могли видеть строители Десятинного храма в X столетии, а также более поздние храмы, образцами для которых стал Десятинный собор после своего возведения. Раньше ведь очень сложно архитектору было одновременно посмотреть и изучить храмы в Константинополе, Греции, Болгарии. Сейчас такая возможность есть.

Вопрос музеефикации и возрождения Десятинного храма надо решать в комплексе с изучением и музеефикацией прочих сооружений города Владимира.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Всему свое время. Считаем, это промыслительно, что Десятинная церковь не была восстановлена раньше. Наверное, ещё не были к этому готовы. Ни духовно, ни технически.

Возрожденный Десятинный храм станет плодом совместных усилий Церкви, государства, зодчих, деятелей науки и искусства, музейных работников, а главное всех молящихся за успех этого Дела, угодного Богу. Ведь самое главное – вместе с постройкой стен наполнить их горящими ко Господу сердцами, жаждущими просвещения, соединения с Богом и прощения прегрешений. Считаем эту свою работу лептой в достижении мира на нашей Украинской земле.

В современной архитектурной практике – восстановление какого-либо объекта с утверждением заново его ценности, ее переосмыслением и актуализацией.

У Бога тысяча лет как один день…

Архимандрит Гедеон (Харон)

Слово наместника Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря архимандрита Гедеона (Харона):

В тысячелетнюю годовщину блаженного успения равноапостольного великого князя Владимира мы приносим Бескровную Жертву на том месте, где святой Владимир некогда воздвиг во имя Пресвятой Богородицы первый в Киевской Руси кафедральный собор – Десятинную церковь.

Летописец свидетельствует о молитве святого князя, с которой он вошел в построенный храм:

«Господи Боже! Призри с небеси и виждь, и посети виноград Свой, и сверши, еже насади Десница Твоя, люди сия новые, им же обратил еси сердца в разум, познати Тебе истиннаго Бога; и призри на церковь сию, юже создах недостойный раб Твой, во имя родшия Ти Матери и Приснодевы Марии Богородицы; и аще помолится кто в церкви сей, то услыши молитву его, и отпусти вся грехи его, молитвы ради Пречистыя Богородицы».

У Бога тысяча лет как один день и один день как тысяча лет… Прошло более тысячи лет с тех пор, как после Крещения Руси родилась новая Церковь Христова на небесном своде, и святой князь Владимир воздвиг кафедральный собор в честь Пречистой Богородицы. И сейчас Церковь небесная и Церковь земная в этом торжестве собираются воедино.

Патриарх Иерусалимский, обращаясь ко мне, настоятелю Десятинного храма, сказал: «Город Киев – второй Иерусалим. Он тоже стоит на семи холмах. Как в Иерусалиме величайшие святыни это Гроб Господень и Голгофа, а все остальные святыни соединяются с ними историей и благодатью, так и во граде Киеве величайшая святыня – Десятинный храм Пресвятой Богородицы». Ведь он был построен на месте, где впервые на славянской земле была пролита кровь за Христа святыми первомучениками Феодором и сыном его младенцем Иоанном. И как на горе Синай было дано законодательство еврейскому народу, так и отсюда, со Старокиевской горы, места, «откуда есть пошла земля русская», свет Христовой истины, свет Святого Евангелия распространился от юга до севера и от запада до востока во все уголки Древней Руси, туда, где ныне простираются Украина, Россия, Белоруссия.

Без прошлого нет будущего

Это место не должно находиться в мерзости запустения. По словам блаженной памяти блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, по благословению которого начался процесс возрождения Десятинной церкви: «…лампада божественной любви на этом месте вновь зажжена». И ее огонь нужно поддерживать. Нам надо просвещать народ Божий относительно исключительной роли Десятинного храма в истории. Необходимо объединять наши усилия для возрождения этой святыни.

Возрождение во всех смыслах этого слова уже началось: на этом месте идет молитва, совершаются таинства. Об успехе этого делания молится и благословляет его митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, поддерживает вся полнота Православной Церкви. Тут должны постоянно возноситься молитвы за наш народ, за нашу Православную Церковь, за мир на нашей земле и во всем мире.

И конечно, на этом святом месте с особой торжественностью и трепетом воспоминаем успение святого равноапостольного князя Владимира. Тут он жил, тут воздвиг свое детище – храм в честь Пречистой Богородицы. Именно в этом храме находились мощи святого князя после его успения.

Десятинная церковь Пресвятой Богородицы – мать церквей русских

Мы не можем быть иванами, не помнящими родства. Ибо без прошлого нет будущего. Пятая заповедь Господня гласит: «Почитай отца твоего и мать твою и благо ти будет, и долголетен будеши на земли».

Десятинная церковь Пресвятой Богородицы – мать церквей русских. И мы должны воздать ей должное почтение, ведь она была разрушена богоборческой властью и находится в запустении. Именно сейчас Десятинная церковь Пресвятой Богородицы нуждается в нашей помощи. Трудно переоценить важность этого делания.

Пришло время всем нам позаботиться о матери церквей русских – доме Пресвятой Богородицы. А Пресвятая Владычица наша Богородица позаботится о верных рабах Господа нашего и Ее Матерними молитвами воцарится мир на земле нашей.

Возрождение нашего первого кафедрального собора Древней Руси важно для утверждения православной духовности и объединения восточнославянских народов вокруг Евангельских истин. Тем более это важно сейчас, когда идет война на Украине.

Как некогда горели в огне междоусобиц разрозненные славянские княжества, так и сейчас подвергаются подобному же разделению наши народы. И именно собор Пречистой Богородицы, воздвигнутый святым князем Владимиром, сейчас, как и тогда, может и должен стать объединяющим символом для наших народов.

Десятинная церковь. Карта проезда:

Фильмы о Десятинной церкви:

Руси всегда являлись храмы. Красота и величие религии начинаются с центра церковной жизни - православных храмов.

От дерева к камню

Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. Дерево считалось дешевым материалом, а трудность в добыче строительного камня тоже сказывалась на его стоимости.

История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Бревно являлось основным элементом любой конструкции. Творческие проекты были ограничены. Мало кто решался на отчаянные эксперименты, чтобы потратиться на поиски альтернативного материала. Классическими проектами крестьянской избы были четырехугольные срубы. Более сложными композициями являлись княжеские терема, шатровые церкви.

Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.

Каменное строительство

С Крещением Руси связано каменное строительство. Первым каменным храмом Древней Руси является тот, что был заложен в Киеве константинопольскими зодчими. Историки считают датой этого события 989-й год. До этого тоже были храмы, но деревянной постройки.

Если верить летописям, строительство храма было завершено в 996-м, тогда же было торжественное освящение.

Символ веры и традиции

Отношение верующих к храмам всегда было особым в православии. Зачастую возведение нового храма происходило на пожертвования.

Своими корнями традиция уходит во времена Ветхого завета. По летописям установлено, что первым каменным храмом Древней Руси является церковь Святой Богородицы, или по другому - Десятинная церковь. После Крещения Руси, в первые годы, было начало строительство церковного великолепия по традициям византийской и болгарской архитектуры. Основоположником благородного дела стал князь Владимир, отдававший десятую часть доходов.

До наших дней не удалось сохранить первый каменный храм Древней Руси в первоначальном виде. Он был разрушен монголо-татарами во время захвата Киева. Восстановительные работы начались в XIX веке. Однако проектирование данной церкви существенно отразилось на архитектуре храмов по всей Руси.

О первом каменном храме

Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение - Десятинная церковь.

Несомненно, первым каменным храмом Древней Руси является строение, которое можно считать дворцовой церковью. По остаткам кирпичного фундамента историки сделали выводы, что рядом были возведены дворцовые здания. Существенное разрушение не позволяет восстановить их первоначальный архитектурный облик, но по заключению специалистов это были парадные помещения.

Жилые дворцовые помещения были деревянной частью вторых этажей либо находились по соседству с первым каменным храмом Древней Руси. Является историческим фактом то, что Киев выделялся среди прочих архитектурой. Столицу государства отличало монументальное строительство.

Хорошо прослеживается влияние греческих мастеров в архитектурном проектировании Спасо-Преображенского собора.

Во времена княжества Мстислава и Ярослава страна была разделена. Тогда начался следующий этап строительства. В стольном городе Чернигове строительство началось раньше. Мстислав заложил начало фундамента Спасского собора.

Точная дата начала строительства не прослеживается в письменных источниках. Известно, что в 1036 году стены собора стали по определению «яко на кони стояще рукою досящи», что означает «очень высоки». В истории дата отмечена смертью князя Мстислава.

Возведен позже черниговского Спасского собора. Анализируя политическую обстановку и некоторые исторические данные, периодом, когда был возведен каменный храм, можно считать 1037 год. отражает стремление повторить византийские образцы. Этот крупнейший храм Киевской Руси взят за образец как крестово-купольное сооружение при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.

В 1073 году заложен Успенский собор киевского Печерского монастыря. Данный храм сыграл весомую роль в развитии русского зодчества. В «Печерском Патерике» есть запись: «...мастери церковнии 4 мужи», - так охарактеризован приезд зодчих для строительства этого здания из Константинополя. На композицию церковного сооружения Киево-Печерского монастыря также повлияла Киевская София. Непростая история Успенского собора убеждает православных в силе веры - собор, взорванный в 1942 году, был восстановлен в 1990-е гг.

В конце XI века крупный древнерусский город Переяславль приобретает военно-политическое значение. За его стенами Киевская земля и всё Среднее Приднепровье нашли прикрытие от вторжения половцев. На земле этого славного города развернулось строительство «каменного города» - церкви Михаила. По инициативе князя Владимира Мономаха и епископа Ефрема появились врата с надвратной церковью Федора. В 1098 г. на княжеском дворе начинается строительство церкви Богородицы.

Согласно упоминаниям летописей, вне города нашлись следы небольшой церквушки на реке Льте. К сожалению православных людей и историков, переяславльские памятники не сохранились до настоящего времени.

Значение церкви - от учебы до царского титула

Храмы Древней Руси влияли на определения фамилий, улиц, дорог, городов. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви.

В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма - центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения.

Храм играл большую роль в православном культе. Убранство помещений, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение его души. Кроме того, каждый мог насладиться красотой храма.

Немалый толчок дало Православие становлению искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и поклонения. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа. Не стоит забывать и о немаловажном значении храмов в обучении людей грамотности.

Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы.

Прекрасное убранство с пользой для потомков

Единый интерьер в архитектуре церковного строительства Древней Руси - отличительная черта того времени. Классическим исполнением были низкие алтарные перегородки, позволявшие видеть верхнюю часть алтарной зоны храма.

Каждый молящийся зрительно приближался к центру богослужения. Для православного человека было важно видеть божественное пространство, объединявшее земную и небесную церковь.

Внутреннее украшение храмов под мозаичный стиль пришло из византийской традиции. Декорация яркого и легкого оформления символизирует единение земного и небесного.

Храмы Древней Руси несли на себе куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы. Благодаря работе священников и служителей церкви, история Древней Руси прослеживается буквально по годам, а многие исторические события открылись современникам в виде неоспоримых доказательств, собранных в церкви.

Благословляя на защиту русской земли

Церковь провожала воинов на службу или сражения. Иногда поводом для строительства становилось почтение памяти погибших в сражениях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак признательности воинам за победу.

В мирное время церкви и храмы возводились в честь великих праздников, святых. Например, Вознесение, Христос Спаситель.

Почитая святое - во благо себе

Для верующего человека церковь всегда имела важное значение в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей, о чем свидетельствует карта Древней Руси.

Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, "на красном месте", она служила точкой ориентира, по которой составлялась карта Древней Руси, план местности.

Взглядом архитектора

Строительные приемы оформления кровли придают каменной архитектуре оттенок деревянного зодчества. Особенно это выражено на примерах с храмовыми строениями. Крыши продолжали делать двухскатными и четырехскатными.

В небольших селениях, где строились скромные храмы, кладка велась по типу крестьянской избы, когда в основу ложился венец (четыре бревна). Соединяясь, они образовывали квадрат или прямоугольник. В итоге получалось строение из определенного количества венцов - сруб.

Более сложной конструкции, но по заданному принципу, строились церкви. Четырехугольный сруб изменялся на восьмиугольный сруб. Принцип совмещения четвериков и восьмериков перешел в каменную архитектуру Руси и сохранился в наши дни.

Распространены на Руси по типу двух- и многоярусных сооружений. Чтобы соединить отдельные срубы, их связывали друг с другом системой переходов (галерей, крылец).

Ставя церковные здания на каменные цоколи, строители размещали под уходящими в землю перекрытиями подвальные помещения, погреба и актуальные для того времени подземные ходы.

Разрушение и возрождение храмов

На половину века остановился процесс развития древнерусской архитектуры после нашествия монголо-татар. По разным обстоятельствам переходили в Орду мастера, иконописцы и строители, часть церквей и храмов были разрушены.

Уходя от византийских образцов, древнейшие храмы Руси в 12 веке обрели самобытные черты, определив развитие русской архитектуры.

Всё, что нужно знать школьнику о жизни Древней Руси, изложено в учебных материалах за 6 класс. Древняя Русь - история наших предков, становление, сражения, победы нашего государства, о которых должен знать каждый россиянин.

В X веке главным сооружением стольного града и первым каменным храмом времен Киевскои? Руси была Десятинная церковь. Построена она в честь пресвятои? Богородицы в 986–996 годах, в эпоху княжения Владимира Великого, которыи? пожертвовал на возведение и содержание храма десятую часть своих доходов – десятину. В Десятиннои? церкви находилась великокняжеская усыпальница, где были погребены князь Владимир, его супруга – византии?ская царевна Анна, великая княгиня Ольга.

Десятинная церковь — второй храм (1842-1928)

Храм неоднократно разрушался. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь – последнии? оплот киевлян. По преданию, церковь рухнула под тяжестью множества людеи?, наполнивших ее и пытавшихся спастись от монголов.

Долгое время на месте великолепного храма были только руины. В 1824 году по поручению Киевского митрополита Евгения (Болховитинова) начали расчищать фундаменты Десятиннои? церкви. Эту работу провели под руководством археологов Кондрата Лохвицкого и Николая Ефимова. А в 1828–1842 годах здесь возвели громадныи? каменныи? храм, вновь нареченныи? именем Богородицы. Автором проекта стал петербургскии? архитектор Василии? Стасов.

В 1935 году храм был варварски разрушен.