Загробная жизнь – как живут наши умершие? Как живут мертвые

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №23, 2015

То и дело в прессе появляются статьи на тему околосмертного опыта в состоянии клинической смерти. Одни ученые считают, что это доказывает «жизнь после смерти», а другие не согласны с такими выводами.

Недавно в СМИ появилась еще одна статья на эту тему под сенсационным названием «Жизнь после смерти существует, утверждают, наконец, ученые». В ней сообщается:

«Ученые, наконец, доказали то, что мистики, религии, духовные сочинения говорили в течение многих лет – жизнь после смерти существует. В крупнейшем в истории медицинском исследовании, посвященном околосмертному опыту, а также опыту выхода из тела, ученые зафиксировали, что сознание существует после того, как тело полностью отключается или умирает.

Ученые из Университета Саутгемптона провели четыре года в изучении более 2000 человек, которые пострадали от остановки сердца в 15 больницах в Великобритании, США и Австрии. И они обнаружили, что почти 40 процентов людей пережили состояние, которое можно описать как какую-то "осведомленность" в течение времени, когда они были клинически мертвы, прежде чем их сердца возобновили работу. Один человек даже вспомнил полностью, как оставил свое тело и смотрел на свою реанимацию из угла комнаты. Несмотря на то, что он находился в бессознательном состоянии и был "мертвым" в течение трех минут, 57-летний социальный работник из Саутгемптона рассказал о действиях медицинского персонала в деталях и описал звук машин.

«Мы знаем, что мозг не может функционировать, когда сердце перестает биться, – сказал д-р Сэм Парния, бывший научный сотрудник Университета Саутгемптона, теперь работающий в Государственном университете Нью-Йорка, который возглавлял исследование. – Но в этом случае получается, что осознание продолжало функционировать в течение до трех минут в период, когда сердце не билось, хотя мозг, как правило, выключается в течение 20-30 секунд после того, как сердце останавливается. Человек описал все, что происходило в комнате, но главное, он слышал два коротких электронных звука машины, которая создает шум во время трехминутного интервала. Таким образом, мы смогли определить, как долго длился опыт. Все, что он сказал, случилось с ним на самом деле».

Из 2060 пациентов с остановкой сердца, которых изучали, 330 выжили. И 140 из них (39 процентов) заявили, что они пережили какую-то «осознанность», будучи реанимированными. Один из пяти заявил, что они чувствовали необычное спокойствие, в то время как почти треть указали, что время либо замедлялось, либо ускорялось. Некоторые вспомнили, что видели яркий свет; золотую вспышку или сияние солнца. Другие рассказывали о чувстве страха или утоплении, или что их тащат сквозь глубокую воду. 13 процентов сказали, что они чувствовали себя отделенными от их тел, и столько же пациентов сказали, что почувствовали себя «летающими».

Доктор Парния считает, что многие другие люди могут иметь опыт, когда они близки к смерти, но лекарства или седативные средства, используемые в процессе реанимации, могут блокировать их запоминание. «Исследования показывают, что миллионы людей испытывают яркие переживания по приближении к смерти, но научные доказательства в лучшем случае неоднозначны. Многие полагают, что это галлюцинации или иллюзии, но они, кажется, соответствуют реальным событиям. Немало людей может иметь яркие переживания смерти, но они не помнят их из-за последствий черепно-мозговой травмы или седативных препаратов, влияющих на память. Эти переживания требуют дальнейшего исследования».

ПАРАДОКСЫ

В этой теме есть несколько аспектов, которые кажутся парадоксальными. Во-первых, странно само выражение «жизнь после смерти». Ведь если после смерти продолжается жизнь, то получается, что никакой смерти и не было! А если все-таки смерть была – то тогда и никакой жизни после нее быть не может: ибо не может быть живым то, что умерло и мертво.

Во-вторых, термин «клиническая смерть» явно неудачный и сбивает с толку не только обывателей, но и маститых ученых. Смерть на самом деле – это начало необратимых явлений разрушения организма (гниение, распад, специфические химические реакции, пожирание плоти бактериями кишечника, разделение крови на фракции, трупное окоченение мышц и многое прочее). А если этого нет – то ни о какой смерти не может быть и речи.

Состояние «клинической смерти» подчас трудно отличить от комы (тем более комы вампирической), а в коме человек может находиться годами и даже десятилетиями. А что самое интересное – вампир-коматозник запросто «выходит из тела» и является родным в виде призрака. Однако это вовсе не доказывает «жизнь после смерти», то есть – что вампир-коматозник после гибели тела будет продолжать жить. Но вот ведь странно: вампиризм официальная наука не считает «научно доказанным феноменом», а куда как более странное и ненаучное – «жизнь после смерти» – иные ученые признают. Парадокс!

В-третьих: предположим, что сознание в том или ином виде продолжает жить после смерти (полного разрушения) нашей биологической оболочки. Но это нельзя называть термином «жизнь», который имеет весьма узкий и конкретный смысл: организация молекул в тело, поддержание жизненных функций, размножение клеток. У «чистого сознания» ничего этого нет. Вся парадоксальность ситуации становится просто вопиющей, если взглянуть на искусственный интеллект, работа над созданием которого сегодня идет в науке полным ходом. Ведь что такое искусственный разум? Это тоже Жизнь? Нет. Это чистая информатика, без наличия организма (или, точнее, с виртуальным организмом, если это «копия и подобие» нас – а мы сами по Библии «копия и подобие» Бога).

Искусственный разум абсолютно не подходит под определение «жизнь», это нечто совсем иное – «субъектно существующая НЕЖИТЬ», личность без биологического носителя (тела). И в таком случае наше существующее после смерти тела сознание – это такая же НЕЖИТЬ, как и искусственный разум.

Но тут возникает еще один – уже четвертый – парадокс. Чтобы искусственный интеллект мог принимать сигналы внешнего мира, ему нужны органы-адаптеры: например, камера, которая преобразует световую картинку в понятные для него информационные сигналы. То есть нужна камера, нужна программа преобразования изображения в некий код, нужно наличие у искусственного интеллекта программы понимания этих сигналов и т.д., что аналог нашего зрения (сложнейшей системы видения, распознавания, опознавания, осмысления и прочего).

Однако пациенты, пережившие «околосмертный опыт», рассказывают, что парили в воздухе и видели как бы со стороны всякие подробности – что и шокирует ученых. Возникает вопрос: каким таким органом восприятия «чистое сознание» что-то видело и слышало? Ясно, что не глазами и не ушами, которых нет у личности без тела или вне тела. Единственный рациональный и материалистический вывод – «чистое сознание» подключается к гипотетической информатики нашей материи. (Эта гипотеза, кстати, объясняет и феномен полтергейста.)

Но и в этом случае такие аномальные проявления вовсе не являются доказательством существования загробности нашего сознания. Ибо тело еще не умерло, а вполне живое.

А вот реальным доказательством «жизни после смерти» было бы иное. Если бы некое мертвое тело со следами гниения, разложения и прочего – вдруг стало восстанавливаться и возвращаться к жизни. И хотя фантасты любят обсуждать эту тему (например, «Кладбище домашних животных» Стивена Кинга), ничего подобного – ни одного примера – не знает ни наука, ни наша история, ни народный фольклор, ни даже древняя мифология. Потому что коль что-то мертво – то снова живым оно стать никак не может, это ЗАКОН МИРОЗДАНИЯ.

Пятый парадокс в том, что вообще невозможно применительно к сознанию говорить о том, что оно «живет и существует». Дело в том, что треть жизни мы проводим во сне. Что фактически состояние смерти – если называть «жизнью после смерти» гипотетическое существование сознания после гибели тела. С этой точки зрения мы каждый день, ложась спать, фактически «умираем», а потом каждое утро «воскрешаемся». И если называть «жизнью» деятельность нашего сознания и нас как личности, то треть нашей жизни мы с такой позиции – МЕРТВЫ. Причем наука до сих пор далека от понимания, что такое сон и зачем он вообще нужен. А туману добавляет Библия, где повторяется: «смерть – это сон разума». Что значит сие выражение – трудно понять, так как мы не знаем даже того, что такое сон.

Люди говорят: «мне 30 лет» или «мне 60 лет». На самом деле реально человек прожил только 20 лет в первом случае и 40 лет во втором. А остальное время был «мертвым» как личность, как субъект Мироздания. Ничего не соображал, ничего не делал, ни о чем не думал. Максимум – видел сновидения, но они занимают только малую часть сна, и их, конечно, нельзя называть «существованием», так как нет никакой активности субъекта в Мироздании.

Отсюда и парадокс: организм во время сна вполне живой и осуществляет активную работу (например, продолжает переваривать пищу, что-то делает в рамках самонастройки, лечения и т.п.) – а вот сознание «МЕРТВО». Коль гипотетическое существование сознания после гибели тела называют «жизнь после смерти», то в таком это случае это – «смерть во время жизни».

Шестой парадокс (и, наверно, один из главных) в этой теме касается самого состояния сознания. К старости мозг изнашивается, люди глупеют, впадают в маразм, болеют болезнью Альцгеймера и прочим. Казалось бы, коль сознание может после смерти продолжать свое существование – то оно в таком случае не может нести следы трухлявости биологической оболочки.

Увы! Как испытал какой-то маразматик от старости околосмертный опыт – так маразматиком после него и остался. Проблема и с теологической точки зрения – кому на Том Свете нужны миллионы выживших из ума сознаний-личностей маразматиков? И с научной: сознание, как оказывается, вовсе не нечто «автономное», а продукт работы мозга: каково состояние мозга – такое и сознание. Что уже опровергает суждения иных ученых про саму возможность жизни сознания после смерти тела, так как сознание оказывается абсолютно увязанным с мозгом, продуктом его деятельности.

Другая сторона вопроса – дети, погибшие при абортах или во младенчестве. По оценкам демографов, за последние 40 тысяч лет жило и живет сейчас около 75 миллиардов людей. Так вот, по мнению ученых, порядка от трети до 40% умерших в истории Человеческой Цивилизации относится к младенческой смертности. Но какое может быть «сознание» у жертвы аборта или у младенца, умершего в 6 месяцев или в 2 года? Никакого.

Однако коль ученые говорят про возможность жизни сознания после смерти тела, то как и куда пристроить эту минимум треть наших умерших? Парадокс тут заключается в том, что личность (сознание) формируется у человека только с 2-3 лет. Получается, что это не нечто «объективное» и «отдельный субъект Вселенной», а как раз лишь продукт нашей жизнедеятельности.

Эти же вопросы обходит и теология – как «неудобные». Вроде идет активная борьба с абортами – мол «вы при аборте убиваете душу». Хотя если душа бессмертна – как ее можно убить? А самое непонятное: что на Том Свете делают порядка 25 миллиардов душ жертв аборта и младенцев, которые даже говорить не научились?

Наконец, седьмой парадокс. Ладно, каждый из нас не являлся личностью до какой-то степени взросления из глупого младенца во что-то понимающего ребенка. Но что такое 9 месяцев в материнской утробе? Жизнью это можно назвать только в плане зарождения организма. Но ведь никакого сознания не было ни у сперматозоида, ни у зародыша, который в матке и не являлся субъектом, ибо ЕЩЕ ДАЖЕ НЕ РОДИЛСЯ! Но кто этот зародыш тогда?

Даже в этом вопросе – принятые у нас условности. Пришла на УЗИ мама, врачи смотрят – мальчик, родители говорят – назовем его так-то. То есть ОН УЖЕ ЕСТЬ, но его одновременно как бы нет.

Запишут – «тогда-то родился», хотя уже до этого существовал, его на УЗИ видели, ему родители имя придумали. Врачи говорят: «ваш ребенок сосет палец в утробе», мама: «брыкается в животе». Но эти 9 месяцев не считаются частью нашей жизни. Получается, что понятия «родился» и «возраст» у всех нас не совпадают. Мы были еще до рождения.

Я привожу это не столько как пример условности наших представлений в этой теме, а как пример вообще зыбкости всех наших воззрений в фундаментальных вопросах Мироздания. Мы пока не можем разобраться даже в главном: что такое Жизнь и что такое Смерть.

НА ПУТИ К БЕССМЕРТИЮ

К сожалению, сегодня абсолютное большинство ученых вообще далеко от ясной картины в данной теме. Со времен Ленина и классиков научного материализма вся проблема воспринимается только в виде двух альтернативных возможностей. Первая – что, дескать, душа существует (суждения таких ученых приведены в начале этой статьи). Вторая – если души нет, то мы сами изобретем бессмертие. При этом часто высказываются просто глупейшие заявления.

Вот, к примеру, газета «Правда» в 2009 году взяла интервью у профессора Александра Александровича Болонкина (1933 г.р.), доктора технических наук. Он в 1987 году эмигрировал в США, работал в НАСА, автор «более 170 научных трудов и книг и 17 запатентованных изобретений, многие из которых засекречены». Газета подала это интервью как невероятную сенсацию под названием «Я нашел метод сделать людей бессмертными». На самом деле то, что рассказывает читателям-коммунистам профессор, – это просто стыд и позор для ученого.

Он вещает:

«Самая большая мечта моей жизни – найти и подарить людям бессмертие. И я рад, что мне удалось найти метод, как это сделать, правда, для наших детей и будущих поколений. Кратко суть идеи и метода. Я показываю, что главная суть, личность или душа человека есть информация, хранящаяся в его мозге. Если мы сумеем ее записать и вставим в новую активную личность или, как я ее называю, Е-существо, то мы продолжим его существование до бесконечности».

Это типичное заблуждение. На самом деле КОПИЯ вашего сознания не является БЕССМЕРТИЕМ для вас. Существуют где-то еще копии вашего сознания или нет – это просто копии, а НЕ ВЫ САМИ, если вас больше нет.

В том-то и дело, что сознание УНИКАЛЬНО и ЕДИНСТВЕННО, оно не является набором информации (что можно скопировать), а это набор личностных преобразователей информации – то есть «механизм», а не «продукт». И если воспроизвести такой же «механизм», то это будет вместилище для уже своего отличного от вас сознания. Что даже «копией» вас можно называть лишь условно.

А исходя из этого, в научном плане задача должна ставиться совсем иначе: не копировать сознание (что бессмысленно и невозможно), а обеспечить бессмертную работу блоков, генерирующих сознание. Что принципиально иное. Наша газета с 1998 года предлагает такую технологию: подключение к мозгу электронных блоков памяти и постепенный в течение всей жизни перенос сознания все больше на электронный носитель. Теоретически после смерти мозга в таком случае основная часть личности продолжит существовать на электронных блоках памяти.

«Е-существо может иметь механическое тело, и тогда оно не будет нуждаться в пище, воздухе, жилище; сможет жить в космосе, океане, иметь любой облик, телепортироваться лазерным лучом на иные планеты, будет неуничтожаемое любым оружием, ибо копию себя может хранить на складе и восстановиться в любой момент».

Насчет копий уже было сказано выше: сознание – это не набор информации, а уникальная система преобразования информации. Профессор, видимо, никогда не играл в электронные игры: кому нужны сейвы игры, если уничтожена сама игра? И это только сейв игры можно «телепортировать лазерным лучом на иные планеты», а вот компьютер как носитель для программы и запуска сохранения – туда лазером никак не отправишь! А ведь аналог нашего сознания – это именно компьютер, а не какой-то сейв.

Заканчивает профессор так:

«Главная проблема – как переписать информацию из мозга в электронные чипы? Я предлагаю сделать это просто – записывать всю информацию, поступающую в человеческий мозг.

Уже сейчас продаются очки, которые записывают все, что видит, слышит и говорит человек. К этому можно добавить датчики, регистрирующие его эмоции. Чтобы душа была полной, такая запись должна производиться с детства. Люди среднего возраста могут восстановить частично уже прожитую часть жизни воспоминаниями, по фотографиям и документам».

Это вообще несерьезно. Сознание не является механическим набором поступающей извне информации, тем более что таковая нигде в сознании и не фиксируется. Сознание работает совсем иначе: на основе накопленного опыта и прочих факторов мы уникально ОЦЕНИВАЕМ поступающую из органов чувств информацию, преобразуя ее в ОБРАЗЫ. И вот эти образы и укладываются в систему нашего сознания, где потом и используются как элементы мышления.

Хочется задать вопрос: каким же путем профессор собирается «переписать» образы? Мало того, что их распознать и зафиксировать можно лишь с помощью другого человеческого сознания (что уже катастрофа для прожекта профессора), но так при этом эти образы будут усваиваться в систему опыта уже иного сознания – то есть как субъекты иной личности (что вообще полный крест на прожекте).

Для наглядности простой пример (и не нужны никакие записывающие очки): дайте миллиону человек прочитать роман «Война и мир» или воочию посмотреть события в экранизации романа – но у каждого из миллиона будет свое личное впечатление, хотя вроде «информация поступила всем та же самая».

ГЛАВНЫЙ ПАРАДОКС ТЕМЫ

Но, судя по всему, все может оказаться совсем не так, как ожидают и верующие в душу, и материалисты. Возможно, что мир устроен иначе: действительно есть некая «душа» как организатор работы сознания – и тогда вряд ли получатся опыты по переносу сознания на электронный носитель. Но при этом эта «душа» вовсе не бессмертна, а часть целостной работы нашего организма и умирает со смертью тела.

Такой вариант «обрубает» сразу две надежды на бессмертие сознания: и механистическую-материалистическую, и библейскую. Причем в Библии-то говорится как раз про смертность души, а Христос тем и ценен для нас, что обещал всех воскресить ТЕЛЕСНО – что нелепо, если душа бессмертна.

Главный парадокс может заключаться в том, что во Вселенной вообще не существует понятия «Жизнь», так как все Сущее – это и есть огромный живой Организм и Единое Сознание. То есть в Сущем изначально, по определению нет ничего мертвого, а мы все, включая звезды и планеты, лишь элементы бытия некоей Суперличности (или, если угодно, Суперпрограммы или Суперприроды), ее временные воплощения. В таком случае библейское суждение о смерти как о состоянии сна обретает смысл: ничего не умирает, так как все сущее само по себе вечно как часть огромного целого, «часть Бога».

Но это, так сказать, эпохальный взгляд на вещи, где тема предстает уже в глобальном философском смысле. А ведь каждый из нас ее в первую очередь понимает сугубо узко – как непрерывность именного своего сегодняшнего «Я». И, обращаю внимание, сторонников загробной жизни души не вдохновляет концепция профессора А. Болонкина про какие-то «копии сознания» – хоть их восстановят ученые, хоть они живут на Том Свете. Нам подавай именно НЕПРЕРЫВНОСТЬ в виде «улетающей при смерти души» куда-то.

Четкое желание этой непрерывности – сама суть христианства в течение более 1500 лет, когда тела умерших складировали в ящиках (гробах) вокруг церквей, которые располагали в центре поселений – чтобы Христос не испытывал проблем, их воскрешая. Кто из покойников побогаче и попочетнее – гроб того в самой церкви, простолюдины – вокруг в массовых земляных складах. Эдакий «космический корабль в бессмертие», где маркером для бессмертия выступало умершее тело, ожидающее воскрешения. Такая концепция (что понятно) вступала в противоречие с концепцией про жизнь души сразу после смерти на каком-то Том Свете, поэтому у ряда христианских течений появилось разрешение на кремацию тела, что уничтожало «маркер» и как бы не позволяло Христу телесно воскресить усопшего. Но все это сопровождалось веками массой теологических споров, суть которых всегда была неизменной – НЕПРЕРЫВНОСТЬ загробности как нашей земной жизни.

Но взглянем на вещи со стороны. Что такое вообще сознание человека? Там «от личности» процентов на 10, а то и вообще на процент. Остальное – сие сознание как лишь часть общего (массового) сознания социума своей эпохи. Включая свои социальные нормы, правила, стереотипы поведения и восприятия реальности.

ЖИЗНЬ НАЦИСТА НА ТОМ СВЕТЕ

Вот, предположим, приходит сегодня Иисус или какой-то профессор и говорит: воскрешаем умерших в 8-м веке – полмиллиона для начала. Воскресили. Что дальше? Они и живут в своем 8-м веке – нам деградировать до их социума? А если смешиваться с ними, то мы себя затормозим в развитии. Причем, они в своей массе на 80% вообще окажутся неспособны приспособиться к иной жизни.

Вот уже более жуткая картина: давайте вернем к жизни всех погибших во Вторую мировую войну. Дело даже не в том, что десятки миллионов нацистов, сталинистов, фашистов, коммунистов сразу снова ввергнут мир в мировую войну. А в том дело, что их сознания являются частью их умершего социума – и им не место в других социумах. В той же Германии никому сегодня не нужны 10 миллионов воскрешенных нацистов, которым Гитлер как вождь вбит в голову. Но если они не нужны даже в Германии, то еще более они не нужны ни в Беларуси, ни на Том Свете кому-то.

Потому, собственно, и не хочется верить в жизнь после смерти – чтобы Тот Свет не оказался скопищем умерших СОЦИУМОВ с их умершими для нас, живущих, примитивными социальными фазами развития дикарей и маргиналов, со всякими загробными вождями и фюрерами.

Отсюда неизбежно закрадывается мысль: коль душа нациста Германии бессмертна, то надо ее не в ад отправлять (что лишено смысла, ибо нацист лишь жертва своего социума и своих СМИ), а надо его сознание-душу «подчистить». Хорошо, давайте «подчистим». Что будем удалять из его памяти, формирующее его мировоззрение и сознание в социальном и личностном планах? Тыкнемся туда, потыкаемся здесь – окажется, удалять надо всю его память о том, что он жил в Третьем Рейхе, был в Гитлерюгенде, потом служил в структурах Рейха, читал газеты, слушал речи, что-то делал в рамках своего социума. Что останется от личности? Чистил зубы, имел жену и детей, ловил на отдыхе рыбу, пил пиво с друзьями. Фактически это «стирание памяти» является полным уничтожением его как личности. А оставшееся после «подчистки» вряд ли представляет ценность даже для самого субъекта. Который уже и не личность, и не сознание, а овощ.

Глупо полагать, что кто-то на Том Свете до сих пор ходит в форме СС или НКВД. Но, может быть, хоть какой-то маленький «кусочек души» имеет бессмертие – как освобожденный от заблуждений эпохи и своего социума? Однако в нем не может быть памяти о прожитой жизни (что, как выше показано, должно «стираться»). А значит – нет и личности. Получается, личность не имеет своей загробности. Потому что личность – только зеркало социума своей эпохи.

И последнее. Предположим Чудо: с 2016 года никто больше на Земле из людей не умирает. Другой вариант: ученые вполне серьезно пишут, что с 2050 люди будут жить неограниченно долго – благодаря успехам медицины. Вроде бы благо? Но как быть с проблемой смены фаз эволюции социума? Это означает консервацию развития Человечества, вечную власть президентов и олигархов, невозможность нового. Застой.

Вроде гуманно – все живут вечно. А на деле как раковая опухоль с загниванием и последующей смертью Человечества. Вот тут и ещё один иной аспект темы – видеть нас как Единый Организм, где вполне рационально отмирают старые ткани и вместо них появляются новые.

…Я попытался показать, что сама эта тема «жизни после смерти» гораздо шире каких-то узких суждений тех или иных ученых, но вообще для нас принципиальная и касается и Мироздания, и наших о нем нынешних представлений. И наших сегодня представлений о том, что такое Человек, кто мы и что такое наше нынешнее общество.

А что думают читатели?

Проблема жизни после смерти не так давно обсуждалась на международной конференции в Дюссельдорфе. Предлагаем вниманию читателей фрагмент доклада одного из участников, профессора Конрада Дрезе из Германии.

«Надежда на продолжение жизни после смерти издревле присуща человеку. Технократическое развитие нашей цивилизации всячески приглушало в нем это чувство. Студент нашего времени получает образование в большой степени специальное, чем общечеловеческое. И все труднее убедить современника, верующего в науку, в существовании, например, более высоких уровней сознания. Этому «помогает» также массовая ориентация на получение удовольствий, одержимость вещизмом и тотальная рационализация сознания. Возможно, произошедшее подавление в человеке надежды на посмертное существование есть величайшее и роковое научно — идеалогическое преступление перед всем людским родом. «Бог есть любовь» — самое главное из всех предписаний жизни до сих пор так и не понято. Мы, люди, вообще не разобрались в великой мудрости материальной структуры живых организмов. Зато весьма преуспели в «состязании» с естественной смертью, нагромоздив горы оружия массового уничтожения.

Человек лишь тогда осознает себя вершителем собственной судьбы, когда поймет, что за все — хорошее и плохое — придется когда-то отчитываться. Человек в своей глубинной структуре обладает трансцендентной реальностью, которая реагирует с внешней, материальной реальностью лишь посредством пяти органов чувств. Остается предположить, что материя — это еще не вся реальность. Хочется упомянуть работу Бо Джин Ра «Книга о потустороннем». В ней говорится: «Ты видишь и чувствуешь тот причинный мир, который воспринимаешь бодрствующим сознанием. Только ощущаешь его «с другой стороны». В духовном мире все воспринимается столь же явно и реально, как и в мире физических чувств. Речь идет не о видениях или галлюцинациях. И в духовном мире есть моря и суша, глубокие пропасти и высокие горы, широкие тихие поля и луга». А вот сообщение, выбранное из многочисленных текстов, полученных через медиумов: «В духовном мире нет болезней и возрастов. Процесс общения там происходит телепатически и потому исключает непонимание. Сила мысли движет нас вперед. Страстная болезненная тоска по прожитому тормозит это движение». Чрезвычайно любопытна работа доктора Рудольфа Шварца «Как живут мертвые», представляющая собой попытку исследования потустороннего мира. Доктор Шварц скончался в марте 1963 года и очень скоро передал через медиума следующее сообщение: «Здесь — покой, свет и тепло. Все это даже невозможно себе представить. У меня прекрасная уютная комната, совершенно в моем вкусе. Подходя к открытому окну, я вижу великолепный парк с ухоженными газонами, клумбами и кустами. Я рад, что земное испытание позади». В высшей степени впечатляющим доказательством жизни после смерти является феномен материализации. Теолог Иоганнес Гребер в своей книге «Общение с миром душ» упоминает о бразильском медиуме Карлосе Мирабелли (1889-1951), который 36 минут при свете дня держал на руках материализованную сущность умершего ребенка. При опыте присутствовали 10 ученых. В своих публикациях профессор физики доктор Шибелер большое место уделяет медиуму Айнеру Нильсену (1854-1968) из Копенгагена. По словам Шибелера, в присутствии Нильсена с 1914 по 1961 год происходили сотни случаев материализации, которые были задокументированы. Речь идет о фантомах, органически развивающихся из земной материи. Их иногда можно наблюдать в виде так называемой эктоплазмы. У некоторых фантомов отмечалось даже сердцебиение, пульс и дыхание. Иногда при материализации удавалось снимать гипсовые формы рук и ног фантомов. На одном из сеансов Айнера Нильсена у материализованной девочки отрезали прядь волос. Профессор Шибелер располагает фотографиями фантомов, в числе которых есть снимок фантома, называвшего себя королевой Астрид Бельгийской. При изучении всех этих в высшей степени впечатляющих фактов возникает предположение, что Фома Неверующий засвидетельствовал реальную материализацию Иисуса Христа. Физика стоит на рубеже величайших перемен, на пороге признания паранормальных сил Духа. Великий электротехник 20-того века Никола Тесла в свое время писал: «Начиная с того дня, когда наука начнет исследовать парафизические явления, за одно десятилетие она сделает больше, чем за все предыдущие века ее существования».

Подготовила Нина Соколова «ИГ»

Душа человека и ее жизнь после смерти тела…
Есть ли жизнь после смерти? Есть ли новая жизнь после жизни земной?
Чтобы приблизиться к ответам на эти вопросы, нужно обратиться к вопросу о том, что такое сознание. Через ответа на этот вопрос наука приводит нас к осознанию, что существует душа человека.
Но каков потусторонний мир, действительно ли есть рай и ад? Что определяет судьбу души после смерти?

Хасьминский Михаил Игоревич, кризисный психолог.

Всякий человек, который столкнулся со смертью близкого, задается вопросом существует ли жизнь после жизни? В наше время этот вопрос приобретает особую актуальность. Если несколько столетий назад ответ на этот вопрос был всем очевиден, то сейчас, после периода атеизма, решение его более трудно. Мы не можем просто верить сотням поколений наших предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в наличии у бессмертной души человека. Мы хотим иметь факты. Причем, факты научные.

Уникальный эксперимент проходит сейчас в Англии: врачи фиксируют свидетельства больных, переживших клиническую смерть. Наш собеседник - руководитель группы исследователей доктор Сэм Парниа.

Гнездилов Андрей Владимирович, доктор медицинских наук.

Смерть - это не конец. Это всего лишь смена состояний сознания. Я 20 лет работаю с умирающими людьми. 10 лет в онкологической клинике, затем в хосписе. И много раз имел возможность убедиться в том, что сознание после смерти не исчезает. Что разница между телом и духом очень четкая. Что существует совсем иной мир, который действует по другим законам, сверхфизическим, находящимся вне пределов нашего понимания.

Показания здравого разума с несомненностью удостоверяют нас в том, что земным существованием не оканчивается бытие человека, и что кроме настоящей жизни есть жизнь загробная. Мы рассмотрим те доказательства, какими наука утверждает бессмертие души и убеждает нас, что душа, будучи существом совершенно отменным от материи, не может быть разрушена тем, что разрушает существо материальное.

Ефремов Владимир Григорьевич, ученый.

12 марта в доме сестры, Натальи Григорьевны, у меня случился приступ кашля. Почувствовал, что задыхаюсь. Легкие не слушались меня, пытался сделать вдох – и не мог! Тело стало ватным, сердце остановилось. Из легких с хрипом и пеной вышел последний воздух. В мозгу промелькнула мысль, что это последняя секунда моей жизни.

Осипов Алексей Ильич, профессор богословия.

Есть нечто общее, что роднит искания людей всех времен и взглядов. Это непреодолимая психологическая трудность поверить в то, что нет жизни после смерти. Человек не животное! Жизнь после смерти есть! И это не просто предположение или ни на чем не основанная вера. Есть огромное количество фактов, которые свидетельствуют о том, что, оказывается, жизнь личности продолжается и за порогом земного бытия. Поразительные свидетельства мы находим повсюду, где только остались литературные источники. И для всех них по крайней мере один факт был неоспорим: душа после смерти живет. Личность неуничтожима!

Коротков Константин Георгиевич, доктор технических наук.

О бессмертии души, о выходе ее из обездвиженного мертвого тела написаны трактаты древних цивилизаций, сложены мифы и канонические религиозные учения, но мы хотели бы получить и доказательства методами точных наук. Похоже, этого удалось добиться петербургскому ученому Константину Короткову. Если его экспериментальные данные и построенная на их основе гипотеза о выходе тонкого тела из умершего физического будут подтверждены исследованиями других ученых, религия и наука наконец сойдутся на том, что жизнь человека не завершается с последним выдохом.

Лев Толстой, писатель.

Смерть является суеверием, которому подвержены люди, никогда не задумывавшиеся об истинном смысле жизни. Человек бессмертен. Но для того, чтобы поверить в бессмертие и понять, в чем оно заключается, надо найти в своей жизни то, что в ней бессмертно. Размышление великого русского писателя Льва Николаевича Толстого о жизни после жизни.

Моуди Раймонд, психолог, философ.

Даже закоренелые скептики и атеисты не смогут сказать об этой книге, что все сказанное здесь — выдумка, ибо перед вами книга, написанная ученым, врачом, исследователем. Около тридцати лет назад «Жизнь после жизни» коренным образом изменила наше понимание того, что собой представляет смерть. Исследования доктора Моуди облетели весь мир и в немалой степени помогли сформировать современные представления о том, что человек испытывает после смерти.

Лев Толстой, писатель.

Страх смерти есть только сознание неразрешенного противоречия жизни. Жизнь не заканчивается после уничтожения физического тела. Плотская кончина – всего лишь очередная перемена в нашем существовании, которое всегда было, есть и будет. Смерти нет!

Протоиерей Григорий Дьяченко.

Самый главный аргумент против материализма заключается в следующем. Мы видим, что физиология приводит множество фактов, указывающих на то, что между явлениями физическими и между явлениями психическими есть постоянная связь; можно сказать, что нет ни одного психического акта, который не сопровождался бы какими-либо физиологическими; отсюда материалисты делали тот вывод, что психические явления зависят от физических. Но такое толкование можно было бы давать только в таком случае, если бы психические явления были бы следствиями физических процессов, т.е. если бы между теми и другими существовало такое же причинное отношение, как между двумя явлениями физической природы, из которых одно есть следствие другого. На самом же деле это вовсе неверно…

Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович, профессор медицины.

Уже самым своим строением мозг доказывает, что его функция есть превращение чужого раздражения в хорошо выбранную реакцию. Афферентные нервные волокна, приносящие чувственные раздражения, оканчиваются в клетках сенсорной зоны мозговой коры, а они другими волокнами соединяются с клетками моторной зоны, которым передается раздражение. При бесчисленном множестве таких соединений мозг имеет возможность бесконечно видоизменять реакции, отвечающие на внешнее раздражение, и действует как своего рода коммутатор.

Рогозин Павел.

Никто из представителей подлинной науки никогда не сомневался в наличии «души». Спор среди ученых возникал ни о том, есть ли душа у человека, а о том, что следует подразумевать под этим термином. Вопрос, есть ли духовное начало в человеке, что такое наше сознание, наш дух, душа, каковы взаимоотношения между материей, сознанием и духом, - всегда являлся основным вопросом всякого мировоззрения, Разные подходы к этому вопросу приводили людей к различным выводам и умозаключениям…

Неизвестный автор.

Атом доказывает вечность жизни Строго говоря, человеческое тело умирает каждые десять лет. Каждая клетка тела после рождения многократно восстанавливается, исчезает и заменяется новой в строгой последовательности, в зависимости от того, какого типа клеткой она является (мышечной, соединительных тканей, органов, нервной, и.т.д.). Но, хотя клетки, изначально составляющие наше лицо, кости или кровь, приходят в негодность за несколько часов, дней или лет, наше вечно обновляющееся тело сохраняет присутствие сознания.

По книге "Доказательства существования жизни после смерти", сост. Фомин А.В..

Каждый человек рано или поздно задает себе вопрос: что будет после физической смерти? Все кончится с последним вздохом или за порогом жизни будет существовать душа? И вот вслед за отменой партийного надзора за процессом познания стала появляться научная информация, доказывающая, что человек обладает бессмертным сознанием. Так у наших современников, закомплексованных «основным вопросом философии», похоже, появился реальный шанс завершить земной путь без страха небытия.

Калиновский Петр, врач.

Эта книга посвящена самому главному для человека вопросу — вопросу о смерти. Речь идет о фактах продолжения существования личности, человеческого «Я» после смерти нашего физического тела. К этим фактам относятся, прежде всего, свидетельства людей, переживших клиническую смерть, побывавщих в «потустороннем мире» и вернувшихся «обратно» либо спонтанно, либо, в большинстве случаев, после реанимации.

Даже скептики не могут отрицать, что это настоящее чудо.

Здесь мы расскажем о наиболее хорошо сохранившихся мумиях христианских и буддистских святых. Говорят, они не умерли, а тихо перешли в нирвану, доказав, что жизнь продолжается даже после смерти.

Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов (1852 (?) - 1927), мощам 87 лет

В России хранится немало мощей святых, однако их лица, как правило, закрыты и можно лишь догадываться, как они сохранились. Но есть одна уникальная мумия, которая была всесторонне изучена и оценивается учеными всего мира как удивительный феномен. Это тело уроженца Бурятии, религиозного деятеля и главы буддистов Восточной Сибири в 1911–1917 годах хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Как гласит легенда, в 1927 году лама призвал учеников и объявил им, что проживет еще 1000 лет, после чего сел в позу лотоса и попросил прочесть молитву, которую обычно читают умирающим: «Благопожелание уходящему».

Ученики отказались читать ее живому учителю, тогда Итигэлов прочел ее сам, после чего умер и был похоронен в позе лотоса. Согласно завещанию ламы его последователи достали тело через три десятилетия в 1955 году, и оно оказалось нетленным. Затем эксгумация происходила дважды: в 1973 и 2002 годах. Ученые и свидетели отмечали, что тело продолжает жить, а лицо покрывается потом. Специалисты со всего мира исследовали нетленные мощи Итигэлова и были поражены его сохранностью: кожа осталась мягкой, волосы и ногти имеют те же характеристики, как и у живых людей. Мощи бурятского ламы в начале 2000-х были перенесены в специально построенный Дворец хамбо-ламы Итигэлова в селе Верхняя Иволга, всяческие исследования с 2005 года запрещены. Буряты верят, что их лама не умер, а просто ушел в нирвану

Святая Зита (1212–1272), мощам 742 года

Святая Зита почитается католиками как покровительница горничных и прислуги, при жизни она была своего рода Робин Гудом в женском обличье: раздавала бедным остатки еды с барского стола. По легенде, когда однажды хозяин застал ее за воровством и хотел разоблачить, пища, спрятанная в переднике, превратилась в букет цветов.

Зита стала святой благодаря доброте и покорности: будучи сиротой, она с 12 лет безропотно терпела издевательства своих хозяев и служила им так преданно, что неправедное семейство Фатинелли под влиянием горничной постепенно пришло к христианству, а когда Зита скончалась в возрасте 60 лет, стало почитать ее как святую. Тело святой Зиты было обнаружено в 1580 году, по прошествии более 300 лет после ее смерти, и, по свидетельству очевидцев, издавало запах жасмина и роз. С тех пор мощи хранятся в итальянском городе Лукка, в базилике Святого Фридиана. В 1696 году Зита была причислена к лику святых. Мощам исполнилось 742 года, и посмотреть на них приезжают паломники со всего света.

Субиру Бернадетта (1844–1879), мощам 135 лет

Дочь мельника и прачки, работавшая с 12 лет, при жизни прославилась благодаря своим видениям: в гроте неподалеку от Лурда ей 17 раз являлась Дева Мария. Многие считали ее святой, но власти и священники долгое время сомневались, терзали девушку допросами и даже грозили тюрьмой. В 24 года она ушла в монастырь и ухаживала за больными, пока не умерла в 35 лет от туберкулеза. Тело было захоронено, но впоследствии трижды эксгумировано: священники римско-католической церкви часто доставали потенциальных святых из могил, чтобы проверить состояние их тел - нетленность считалась дополнительным аргументом для канонизации.

Глядя на мощи этой святой, выставленные в капелле Св. Бернадетты в Невере, трудно поверить, что она умерла 135 лет назад. За улыбку и нетронутое временем лицо Бернадетту прозвали «спящей красавицей». Но ученые разгадали небольшой секрет: после третьей эксгумации лицо святой для сохранности покрыли восковой маской. Впрочем, остальные части тела сохранились сами собой.

Махлуф Шарбель (1828–1898), мощам 116 лет

После смерти этого ливанского монаха-отшельника над его могилой наблюдалось свечение. Когда спустя год могилу вскрыли, обнаружили, что тело осталось нетленным, более того - на его мощах проступает сукровица розового цвета. Рассказывают, что все годы после смерти Шарбеля из его тела обильно выделялись пот и кровь, оно не разлагалось, и все части тела оставались гибкими и эластичными, как у живого человека.

В 1927 и в 1950 году мощи мироточили. В 1952-м тело было положено в гробницу, но жидкость продолжала течь и просочилась сквозь стены. В настоящий момент тело погребено в монастыре Святого Маруна, где служил Шарбель. Там же хранятся костыли и протезы исцелившихся, а также благодарственные письма, присланные из 133 стран (в их числе 203 письма из России) от тех, кто излечился с помощью его изображения. 22-го числа каждого месяца в храме проводятся служения в честь святого Шарбеля.

Святой Иоанн Мария Вианней (1786–1859), мощам 155 лет

Малообразованный настоятель Вианней, служивший во французской деревушке Арс, при жизни стал настолько популярен, что властям пришлось построить специальную железнодорожную ветку Лион - Арс для паломников. Желающие рассказать ему о грехах стояли в длинных очередях, и порой попасть удавалось лишь через неделю. Священника в народе называли «узником исповедальни», поскольку ему приходилось проводить в исповедальне в среднем по 17 часов в день, летом его рабочий день начинался с часу или двух ночи.

Священник дожил до 73 лет, в 1925 году был канонизирован и с тех пор почитается католиками как покровитель приходских священников и исповедников. Его нетленное тело хранится в часовне в Арсе в хрустальном саркофаге, лицо покрыто тонким слоем воска.

Пио из Пьетрельчины (1887–1968), мощам 46 лет

В итальянском городе Сан-Джованни-Ротондо выставлены мощи другого «узника исповедальни» падре Пио: они были эксгумированы в 2008 году и оказались совершенно целы спустя 40 лет после смерти священника. Паломники, поток которых не иссякает до сих пор, верят, что падре Пио обладал сверхспособностями: умел предсказывать будущее, видеть всю жизнь исповедующегося, переноситься в пространстве и находиться в двух местах одновременно.

Пио из Пьетрельчины прославился при жизни благодаря стигматам - кровоточащим ранам в местах расположения ран распятого Христа. Они появились у священника сами собой в 1918 году и не зарастали до конца жизни - причину этого явления не мог определить ни один врач.

Буддистские монахи, мощам 42–500 лет

В буддистских странах найдется немало мумий будд - их открыто выставляют в храмах и музеях, не пытаясь приукрасить, как это делают христиане по отношению к нетленным мощам святых. Так, на тайском острове Самуй, в монастыре Ват Кхунарам верующих встречает мумия бывшего настоятеля буддийского монастыря Луанг Пхо Дэнга, скончавшегося в 1972 году. Согласно поверьям монах сам предсказал свою мумификацию.

Гораздо старше индийская мумия буддийского монаха Сангха Тензина - она была обнаружена в Тибете, в высокогорной деревне Гуэн местными жителями еще в 1975 году, но ученые узнали о ней лишь в 2004 году: выяснилось, что мумии около 500 лет. Согласно поверьям процесс мумификации монах начал сознательно еще при жизни: он лишил себя еды и высушивал кожу свечами, смерть застала его в позе медитации. После исследований древняя мумия была выставлена в деревне Гуэн, в храме Ки, а на въезде установлен плакат: «Добро пожаловать к мумии».

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.