Кто первым заселил крым. Кто в Крыму коренной житель

История Крыма: краткий экскурс в историю полуострова

Краткий экскурс в историю полуострова Крым начиная от древних времен и до наших дней.

Вглубь веков

Сколько, однако, Крыму лет? По разным источникам, формирование его началось в докембрий и палеозой. То есть 260-240 миллионов лет назад. Потом пришел юрский период (176 миллионов лет назад), за ним меловой (100 миллионов лет) и наконец настал последний этап формирования - миоцен. Что касается нас, Homo Sapiens, то первые люди появились на полуострове от 100 до 300 тысяч лет назад. Ученые называют разные цифры. Кто только тут не перебывал - киммерийцы, скифы, тавры. В пятом веке его колонизировали греки, благодаря которым появился и Херсонес, и Кафы, и Пантикапей (сегодняшняя Керчь с древним акрополем Митридат). В 63 году н.э полуостров был подчинен Римской империей. Потом друг за другом сюда пришли воинственные готы, скандинавы, гунны, С шестого века образовался Хазарский каганат. Наследница Рима Византия пере тем укрепила Херсонес, появились новые крепости - Алушта, Гурзуф, Эски-Кермен, Инкерман. Византия ослабела, вместо ее возникло княжество Феодоро. Крым следует однозначно считать колыбелью русского православия. В первом веке в Херсонесе побывал апостол Андрей Первозванный.
В средние века началось развитие христианства, и сам великий святой князь Владимир принял крещение, православие распространилось по всей Руси. В восьмом столетии началась славянская колонизация, которой активно противостояли набеги кочевников. В XII веке полуостров становится половецким (помните сына хана - Артека, гору Аю-Даг, медведь?!). Половцы, однако, долго не продержались. В XIII веке их сменили татаро-монголы, основав в Крыму свой центр Солхат (Золотая орда).

Новые времена истории

Вся история Крыма связаны с нашествиями, войнами, яростными битвами, и все это за право им обладать. В 1475 году полуостров был завоеван Османской империей, объявившей столицей провинции город Кафа (нынешняя Феодосия). Но и Россия от битв не пожелала остаться в стороне. В 1736 и 1737 годах против Крымского ханства выступили армии Х. Миниха, затем адмирала П. Лассия. В 1769 году хан Кырым Герай, мечтавший о создании альянса с западными странами, чтобы русского царя сокрушить, неожиданно скончался. Перелом наступил летом 1771 года, когда генерал - аншер (лейтенант) князь В. Долгорукий одержал убедительную победу над турками на Перекопской линии и при Кафе.

С 1783 года вместо ханства на карте появилась российская губерния Таврическая. Ну, а затем последовали иные новые времена истории. В 1921 году в составе РСФСР была образована Крымская АССР. И тут завертелась карусель. Дело в том, что Крымский полуостров был густо населен по побережью. А вот на равнинных его просторах людей для освоения земель, развития промышленности явно не хватало. Тут и явилась "Американская Калифорния", но только в ином варианте. По первоисточникам известно, что Хазарский каганат в качестве религии использовал иудаизм. А евреи мира все-то искали себе "землю обетованную". Вот, в 1923 году Международная еврейская организация "Джойнт" и обратилась к советскому правительству с просьбой образовать на малонаселенных землях Крыма что-то вроде Еврейской АССР. Был даже разработан 10-летний план земле- и трудоустройства евреев. А в 1929 году между "Джойнт" и ЦИК РСФСР был даже подписан соответствующий договор об освоении крымских земель. Под него было даже отпущено 1, 8 миллиарда долларов инвестиций. И дело бы пошло, но в 1938 году действие договора приостановил И. В. Сталин. Затея зависла в воздухе. После Великой Отечественной войны "Джойнт" потребовала продолжения усилий по выполнению подписанного договора. Но власти СССР тому противились. Гордиев узел разрубил Никита Сергеевич Хрущев. В 1954 году он передал Крым из состава РСФСР в состав Украины. А поскольку та никакого договора с "Джойнт" не подписывала, то его и в природе не существует. Шестьдесят лет спустя Крымский полуостров вернулся в состав России. Произошло это в результате волеизъявления его жителей, проголосовавшим практически единодушно на всенародном референдуме о своем воссоединении с исторической Родиной. Материковую часть страны с Крымом должен соединить мост, возведение которого через Керченский пролив ведется ускоренными темпами.

Таков краткий экскурс в историю полуострова Крым - одну из всероссийских здравниц отечественного Причерноморья и Приазовья. И под занавес - любопытный факт! Как выяснили ученые, город (в далеком прошлом Пантикапей), у которого мост соединит материк с полуостровом, на год моложе самого Рима! Получается, что ему от роду более 2600 лет!

Полуостров сегодня

Некоторые географы не прочь считать Крым островом. В самом деле, с материком он соединяется Перекопским перешейком все-то в семь километров суши и разделяющим собой Черное и Азовское моря в районе Керченского залива и известного каждому школьнику озера Сиваш. И тем не менее, хотя и мал участок земли, соединяющей его с материком и хотя и велика его горно-степная поверхность, далеко вонзающая в гладь бывшего в далекой древности мирового океана Тетис, Крым - есть полуостров: таковы строгие критерии специалистов.
Удивительно месторасположение полуострова! На глобусе он лежит на 45 параллели и занимает 33-37 градусы восточной долготы и 44-46 градусы северной широты. Получается - равно удален и от экватора и от Северного полюса. Тут тебе и средиземноморская и субтропическая климатические зоны с присущими им флорой и фауной и весьма благоприятные для существования Homo Sapiens, то есть нас, людей. Потому до сих пор часть ученого мира упорно считает, что расселение человечества по Земному шару и пошло от здешних мест, впрочем есть есть много сторонников и у Африканского континента. Кто прав, кто не прав - трудно доказать; самой Земле миллиарды и миллиарды лет, а Крыму сотни миллионов!

Весной 2014 года на политической карте мира произошли изменения. Полуостров Крым, который входил в состав Украины, стал частью Российской Федерации. За всю историю это далеко не первый раз, когда жители побережья меняют гражданство.

Чей Крым был изначально?

Ученые доказали, что полуостров был обитаем еще в доисторический период. В античности на побережье располагались древнегреческие колонии. В новой эре территория пережила нашествие готов, гуннов, тюрков и этнических болгар. В Средневековье Крым ненадолго вошел в состав русского княжества, позже перешел под влияние Золотой Орды. В 15 веке власть на полуострове захватили турки. Вплоть до русско-турецкой войны Крым принадлежит Османской империи.

Кто завоевал Крым для России?

В состав Российской империи Крым вошел после победы в войне с османами. В 1783 году Екатерина Великая подписала документ о присоединении полуострова. Тогда же в состав России вошла Кубань. После этого крымские татары (на то время значительная часть населения) эмигрировали. Восстанавливали потери за счет переселенцев из России и Украины.

В середине 19 века Россия ненадолго лишилась полуострова, проиграв в Крымской войне. Но во время переговоров стране удалось вновь вернуть побережье. В 1921 году была создана Крымская автономия. Во время Великой Отечественной войны Крым был оккупирован фашистами. После окончания войны Иосиф Сталин упразднил автономию и депортировал крымских татар за пособничество немцам.

Кто подарил Крым Украине?

В 1954 году Крымская область вышла из состава РСФСР и перешла в подчинение Украинской ССР. Указ об этом издал Президиум Верховного Совета СССР и подписал генсек Никита Хрущев. Официальной причиной передачи Крыма стала послевоенная разруха. Территория находилась в упадке. Свою роль сыграла депортация крымских татар, которые жили на этой земле десятилетиями и умели вести хозяйство. В таких обстоятельствах администрированием проще было заниматься на месте, чем управлять из Москвы.


Некоторые историки так же говорят о личном интересе Никиты Хрущева, который пытался при помощи такого подарка привлечь на свою сторону руководство Украинской ССР. В составе республики Крым просуществовал до перестройки.

В каком году Крым отдали Украине?

В 1991 году Крым вошел в состав независимой Украины. Тогда же в регионе прошел референдум о возрождении автономии. Большинство жителей поддержали идею. Какое-то время в Крыму был свой президент и своя Конституция. Потом их упразднили. До 2014 года Крым входил в состав Украины.

Сколько городов входит в Крым?

В состав Крыма входят 16 городов, 14 районов, а так же больше тысячи поселков, деревень и сельских населенных пунктов. Крупнейшие города – Севастополь, Симферополь, Ялта, Феодосия, Керчь и Евпатория.


Сколько населения в Крыму?

По данным переписи населения 2001 года, на территории Крыма проживает больше 2 миллионов человек. Почти половина населения приходится на 4 крупнейших города - Севастополь, Симферополь, Керчь, Евпатория.

Национальный состав населения очень разнообразен. Большинство жителей – русские, крымские татары и украинцы.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Крым – уникальный историко-культурный заповедник, поражающий древностью и разнообразием.

В его многочисленных памятниках культуры отражены исторические события, культура и религия разных эпох и разных народов. История Крыма – это сплетение Востока и Запада, история греков и Золотой Орды, церкви первых христиан и мечетей. Здесь на протяжении многих веков жили, воевали, заключали мир и торговали разные народы, строились и разрушались города, возникали и исчезали цивилизации. Кажется, сам воздух тут наполнен легендами , о жизни олимпийских богов, амазонок, киммерийцев, тавров, греков …

50-40 тыс. лет назад - появление и проживание на территории полуострова человека кроманьонского типа - предок современного человека. Учеными открыты три стоянки этого периода: Сюрень, у села Танковое , Качинский навес у села Предущельное в Бахчисарайском районе, Аджи-Коба на склоне Караби-Яйлы.

Если до первого тысячелетия до н. э. исторические данные позволяют говорить только о различных периодах развития человека, то позже становится возможным вести речь о конкретных племенах и культурах Крыма.

В V веке до нашей эры в Северном Причерноморье побывал древнегреческий историк Геродот и описал в своих трудах земли и народы, обитающие на них.Считается, что одним из первых народов, живших в степной части Крыма в XV-VII веке до н.э. были киммерийцы. Эти воинственные племена ушли из Крыма в IV - III веках до новой эры из-за не менее агрессивных скифов и затерялись в огромных пространствах азиатских степей. О киммерийцах напоминают, пожалуй, лишь древние топонимы: Киммерийские стены, Боспор Киммерийский, Киммерик...

Они проживали в горных и предгорных районах полуострова. Древние авторы описывали тавров как жестоких, кровожадных людей. Умелые моряки, они занимались пиратством, грабя идущие вдоль побережья суда. Пленников приносили в жертву богине Деве (греки ассоциировали ее с Артемидой), сбрасывая в море с высокого утеса, где находился храм. Однако современные ученые установили, что тавры вели скотоводческо-земледельческий образ жизни, занимались охотой, рыболовством, сбором молюсков.Жили в пещерах или хижинах, а на случай нападения врага устраивали укрепленные убежища. Археологи обнаружили таврские укрепления на горах Уч-Баш, Кошка , Аю-Даг , Кастель, на мысе Ай-Тодор , а также многочисленные захоронения в так называемых каменных ящиках - дольменах. Они представляли собой четыре плоские плиты, поставленные на ребро, пятая закрывала дольмен сверху.

Миф о злобных морских разбойниках таврах уже развенчан, и в наши дни пытаются найти место, где возвышался храм жестокой богини Девы, где совершались кровавые жертвоприношения.

В VII веке до н. э. в степной части полуострова появились скифские племена. Под давлением сарматов в IV веке до н. э. скифы сосредотачиваются в Крыму и на нижнем Днепре. Здесь на рубеже IV-III веков до н. э. образуется скифское государство со столицей Неаполем Скифским (на территории современного Симферополя).

В VII веке до нашей эры началась греческая колонизация Северного Причерноморья и Крыма. В Крыму в удобных для мореплавания и проживания местах возникли греческие "полисы" города-государства Херсонес Таврический (на окраине современного Севастополя), Феодосия и Пантикапей-Боспор (современная Керчь), Нимфей, Мирмекий, Тиритака.

Появление греческих колоний в Северном Причерноморье усилило торговые, культурные и политические связи между греками и местным населением,здешние земледельцы учились новым формам возделывания земли, разведению винограда и маслин. Греческая культура оказала огромное влияние на духовный мир тавров, скифов, сарматов и других племен. Но взаимоотношения разных народов складывались непросто Мирные периоды сменялись враждебными, часто разгорались войны, вот почему греческие города защищали крепкие стены.

В IV в. до н. э. было основано несколько поселений на западном побережье Крыма. Самые крупные из них - Керкинитида (Евпатория) и Калос-Лимен (Черноморское). В последней четверти V века до н. э. выходцы из греческого города Гераклеи основали город Херсонес. Теперь это территория Севастополя. К началу III в. до н. э. Херсонес превратился в независимый от греческой метрополии город-государство. Он становится одним из крупнейших полисов Северного Причерноморья. Херсонес в период расцвета - крупный город-порт, окруженный мощными стенами, торговый, ремесленный и культурный центр всего юго-западного побережья Крыма.

Около 480 года до н. э. из объединения первоначально независимых греческих городов образовалось Боспорское царство. Столицей царства стал Пантикапей. Позднее к царству была присоединена и Феодосия.

В IV веке до нашей эры скифские племена объединились под властью царя Атея в сильное государство, занимавшее огромную территорию от Южного Буга и Днестра до Дона. Уже в конце IV в. и особенно с первой половины III в. до н. э. скифы и, вероятно, находящиеся под их влиянием тавры оказывают сильное военное давление на "полисы".В III веке до нашей эры в Крыму появляются скифские укрепления, селения и города, Столицу скифского государства - Неаполь - построили на юго-восточной окраине современного Симферополя.

В последнем десятилетии II в. до н. э. Херсонес в критическом положении, когда скифские войска осадили город, обратился за помощью к Понтийскому царству (расположенному на южном берегу Черного моря). Войска Понты прибыли в Херсонес и сняли осаду. Одновременно войска Понты взяли штурмом Пантикапей и Феодосию. После этого и Боспор, и Херсонес были включены в состав Понтийского царства.

Примерно с середины I по начало IV века нашей эры в сферу интересов Римской империи входило все Причерноморье и Таврика в том числе. Херсонес стал оплотом римлян в Таврике. В I веке римские легионеры на мысе Ай-Тодор построили крепость Харакс, проложили дороги, связавшие ее с Херсонесом, где находился гарнизон, в Херсонесской гавани разместилась римская эскадра. В 370 году на земли Тавриды обрушились полчища гуннов. Под их ударами погибли скифское государство и боспорское царство, в руинах лежали Неаполь, Пантикапей, Херсонес и многие города и села. А гунны помчались дальше, в Европу, где стали причиной гибели великой Римской империи.

В IV веке, после раздела Римской империи на Западную и Восточную (Византийскую), в сферу интересов последней вошла и южная часть Таврики. Херсонес (его стали именовать Херсон) становится главной базой византийцев на полуострове.

Из Византийской империи в Крым пришло христианство. Согласно церковному преданию, первым благую весть принес на полуостров Андрей Первозванный, большую проповедническую деятельность вел третий епископ Рима святитель Климент, сосланный в Херсонес в 94 году. В VIII веке в Византии началось движение иконоборчества, уничтожались иконы и росписи в храмах, Монахи, спасаясь от преследований, переселялись на окраины империи, в том числе в Крым. Здесь, в горах они основали пещерные храмы и монастыри: Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Челтер и другие.

В конце VI века в Крыму появляется новая волна завоевателей - это хазары, потомками которых считаются караимы. Они заняли весь полуостров, за исключением Херсона (так называется Херсонес в византийских документах). С этого времени город начинает играть заметную роль в истории империи. В 705 г. Херсон отделяется от Византии и признает хазарский протекторат. На что Византия в 710 г. отправляет карательный флот с десантом. Падение Херсона сопровождалось небывалой жестокостью, но не успели войска покинуть город, как он снова восстал. Объединившись с изменившими Византии карательными войсками и союзниками хазарами, войска Херсона вступают в Константинополь и ставят своего императора.

В IX веке активно вмешивается в ход крымской истории новая сила - славяне. Одновременно происходит закат хазарской державы, окончательно разгромленной в 60-х годах X века киевским князем Святославом Игоревичем. В 988-989 годах киевский князь Владимир взял Херсон (Корсунь), где и принял Христианскую веру.

В течение XIII века несколько раз вторгались в Таврику золотоордынцы (татаро-монголы), подвергая разграблению её города. Затем они стали оседать на территории полуострова. В середине XIII века они захватили Солхат, который стал центром Крымского юрта Золотой Орды и получил название Къырым (как и весь полуостров впоследствии).

В XIII веке (1270 г.) на южное побережье проникают сначала венецианцы, а затем генуэзцы. Вытеснив конкурентов, генуэзцы создают на побережье ряд укреплений-факторий. Главным оплотом их в Крыму становится Кафа (Феодосия), они овладели Судаком (Солдайей), а так же Черкио (Керчью). В середине XIV века они обосновались в непосредственной близости от Херсона - в бухте Символов, основав там крепость Чембало (Балаклава).

В этот же период в горном Крыму образовалось православное княжество Феодоро с центром в Мангупе.

Весной 1475 года у берегов Кафы появился турецкий флот. Хорошо укрепленный город смог продержаться в осаде только три дня и сдался на милость победителя. Захватив одну за другой прибрежные крепости, турки положили конец генуэзскому владычеству в Крыму. Достойное сопротивление встретила турецкая армия у стен столицы Феодоро. Захватив город после шести месяцев осады, они разорили его, жителей убили или увели в рабство. Крымский хан стал вассалом турецкого султана.

Крымское ханство стало проводником агрессивной политики Турции по отношению к Московскому государству. Постоянные набеги татар на южные земли Украины, России, Литвы и Польши.

Россия, стремившаяся обезопасить свои южные границы и получить выход к Черному морю, не единожды воевала с Турцией. В войне 1768-1774 гг. турецкие армия и флот потерпели поражение, в 1774 году был заключен Кучук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получало независимость. К России перешли в Крыму Керчь с крепостью Ёни-Кале, крепости Азов и Кин-бурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю.

В 1783 году после русско-турецкой войны (1768-1774 гг.) Крым был присоединен к Российской империи. Это способствовало укреплению России, ее южных границ обеспечивало безопасность транспортных путей на Черном море.

Большинство мусульманского населения покинуло Крым, перебравшись в Турцию, край обезлюдел и пришел в запустение, Чтобы возродить полуостров, князь Г. Потемкин, назначенный губернатором Тавриды, стал переселять из соседних районов крепостных и отставных солдат. Так появились на крымской земле новые деревни Мазанка, Изюмовка, Чистенькое... Труды Светлейшего князя не прошли даром, экономика Крыма стала быстро развиваться, разбивались сады, виноградники, табачные плантации на Южном берегу и в горной части. На берегу превосходной природной гавани закладывается город Севастополь как база Черноморского флоте. У небольшого городке Ак-Мечеть строится Симферополь, ставший центром Таврической губернии.

В январе 1787 год императрица Екатерина II в сопровождении австрийского императора Иосифа I путешествующего под именем графа Фанкельштейна, послов могущественных стран Англии, Франции и Австрии и многочисленной свиты отправилась в Крым, чтобы осмотреть новые земли продемонстрировать своим союзникам мощь и величие России: Императрица останавливалась в путевых дворцах, выстроенных специально для нее. Во время обеда в Инкермане шторы на окне неожиданно раздвинули, и путешественники увидели строящийся Севастополь, военные корабли, приветствовавшие императриц залпами. Эффект был потрясающий!

В 1854-1855 гг. в Крыму разыгрались главные события Восточной войны (1853-1856), более известной под названием Крымской. В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона города под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова. Война разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир. Россия потерпела поражение. В 1856 г. в Париже был заключен мирный договор, запрещавший России и Турции иметь на Черном море военные флоты.

Потерпев поражение в Крымской войне, Россия переживала экономический кризис. Отмена в 1861 году крепостного права позволила быстрее развиваться промышленности, в Крыму появились предприятия, занятые переработкой зерна, табака, винограда, фруктов. В это же время началось курортное развитие Южного берега. По рекомендации врача Боткина царская семья приобретает имение Ливадию. С этого момента по всему побережью строятся дворцы, усадьбы, виллы, принадлежавшие членам семьи Романовых, придворной знати, богатым промышленникам и помещикам. Ялта в считанные годы из деревушки превратилась в знаменитый аристократический курорт.

Большое влияние на развитие экономики края оказало строительство железных дорог, связавших Севастополь, Феодосию, Керчь и Евпаторию с городами России. Все большее значение приобретал Крым и как курорт.

В начале XX века Крым принадлежал Таврической губернии, в хозяйственно-экономическом отношении представлял собой аграрный край с небольшим числом промышленных городов. Основными были Симферополь и портовые города Севастополь, Керчь, Феодосия.

Советская власть победила в Крыму позже, чем в центре России. Опорой большевиков в Крыму был Севастополь. 28-30 января 1918 г. в Севастополе состоялся Чрезвычайный съезд Советов рабочих и солдатских депутатов Таврической губернии. Крым был провозглашен Советской Социалистической Республикой Тавриды. Она просуществовала немногим более месяца. В конце апреля германские войска захватили Крым, а в ноябре 1918 г. их сменили англичане с французами. В апреле 1919 г. Красная Армия большевиков заняла весь Крым, кроме Керченского полуострова, где укрепились войска генерала Деникина. 6 мая 1919 г. была провозглашена Крымская Советская Социалистическая Республика. Летом 1919 г. деникинская армия заняла весь Крым. Однако осенью 1920 г. Красная Армия во главе с М.В. Фрунзе вновь восстановила советскую власть. Осенью 1921 г. была образована Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.

В Крыму началось Социалистическое строительство. Согласно подписанному Лениным декрету «Об использовании Крыма для лечения трудящихся», Все дворцы, виллы, дачи были отданы под санатории, где отдыхали и лечились рабочие и колхозники из всех союзных республик. Крым превратился во Всесоюзную здравницу.

В годы Великой Отечественной войны крымчане мужественно боролись с врагом. Вторая героическая оборона Севастополя, длившаяся 250 дней, Керченско-Феодосийская десантная операция, Огненная земля Эльтигена, подвиг подпольщиков и партизан стали страницами военной летописи. За стойкость и мужество защитников двум крымским городам - Севастополю и Керчи - присвоено звание город-герой.

В феврале 1945 года в Ливадийском дворце состоялась конференция глав трех держав - СССР, США и Великобритании. На Крымской (Ялтинской) конференции были приняты решения, связанные с завершением войны с Германией и Японией, и установлением послевоенного мирового порядка.

После освобождения Крыма от фашистских оккупантов весной 1944 года началось восстановление его хозяйства: промышленных предприятий, санаториев, домов отдыха, сельского хозяйства, возрождение разрушенных городов и деревень. Черной страницей в истории Крыма стало изгнание многих народов. Участь постигла татар, греков, армян.

19 февраля 1954 года вышел указ о передаче Крымской области Украине. Сегодня многие считают, что Хрущев от имени России сделал Украине царский подарок. Тем не менее указ подписал председатель Президиума Верховного Совета СССР Ворошилов, а подписи Хрущева в документах, касающихся передачи Крыма Украине, нет вообще.

В период советской власти, особенно в 60-е - 80-е годы прошлого века, наблюдался заметный рост крымской промышленности и сельского хозяйства, развитие курортов и туризма на полуострове. Крым, собственно, и был известен как всесоюзная здравница. Ежегодно в Крыму отдыхали 8-9 млн человек со всех концов огромного Союза.

1991 год - "путч" в Москве и арест М. Горбачева на его даче в Форосе. Развал Советского Союза, Крым становится Автономной республикой в составе Украины, а Большая Ялта - летней политической столицей Украины и стран Причерноморского региона.

Народы населяющие Крым

Этническая история Крыма очень сложна и драматична. Можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах. Говоря о населении Таврических гор еще во II в. до н.э., римский историк Плиний Старший замечает, что там живет 30 народов. Горы и острова нередко служили убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них – село Кок-Козы (сейчас Голубинка), то есть Голубые глаза.

Сегодня в Крыму более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру.

Случайные фото Крыма

Самый многочисленный этнос в Крыму, конечно же, русские . Надо заметить, что в Крыму они появляются задолго до татар, по крайней мере со времени похода князя Владимира на Херсонес. Уже тогда наравне с византийцами здесь торгуют и русские купцы и часть из них оседает в Херсонесе всерьез и надолго. Однако только после присоединения Крыма к России возникает численный перевес русских над другими народами, населяющими полуостров. За сравнительно короткое время русские составляют уже более половины населения. Это выходцы, в основном, из центрально-черноземных губерний России: Курской, Орловской, Тамбовской и других.

Издревле Крым был полиэтнической территорией. На протяжении длительного времени на полуострове формировалось богатое, интересное и имеющее мировое значение историческое и культурное наследие. С конца XVIII - начала XIX вв. в силу ряда исторических событий на полуострове стали появляться представители различных народов, сыгравшие определенную роль в экономической, социально-политической и культурной (архитектура, религия, традиционно-бытовая культура, музыка, изобразительное искусство и пр.) жизни.

Этносы и этнические группы внесли свой вклад в культурное наследие Крыма, что в совокупности составляет богатый и интересный турпродукт, объединяющийся в этнографический и этнический туризм. В настоящее время в Автономной Республике Крым действует более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру и активно популяризуют свое историко-культурное наследие.

Во-вторых, народы (этнические группы), массово появившиеся на полуострове 150 и более - 200 лет назад, имеющие своеобразную историю и культуру. Их традиционно-бытовая культура в той или иной мере подвергалась этнической ассимиляции, взаимовлиянию: в ней появились региональные особенности, а некоторые стороны материальной и духовной культуры сохранились и стали активно возрождаться с конца 80-х - начала 90-х гг. XX столетия. Среди них - болгары, немцы, русские, украинцы, белорусы, евреи, чехи, поляки, ассирийцы, эстонцы, французы и итальянцы.

И, в-третьих, после 1945 года в Крым стали приезжать и постепенно образовывать диаспоры азербайджанцы, корейцы, поволжские татары, мордва, чуваши, цыгане, а также русские, украинцы и белорусы из различных регионов, пополнившие восточнославянское население Крыма. На данной страничке описаны этнографические объекты, характеризующие культуру 16 этнических общностей.

Сюда включены памятники архитектуры, оставленные в средневековье итальянцами (венецианцы и генуэзцы) и раннехристианские памятники культуры, которые считаются полиэтническими объектами, поскольку не всегда возможно определить этническую принадлежность создателей культовых сооружений, либо же в комплексы входят объекты, созданные представителями различных этносов, длительное время соседствующих на территории Крыма.

Фото красивых мест Крыма

Армяне

Для характеристики объектов по традиционной культуре армян необходимо обратиться к истории их переселения из древней столицы Армении Ани. Ядром первых армянских поселений были древний Солхат (Старый Крым), и Кафа (Феодосия), о чем свидетельствуют многочисленные летописные источники. Лучшие памятники армянского зодчества сосредоточены в восточной и юго-восточной части Крыма и относятся к XIV - XV векам. Прекрасные образцы городского жилища более позднего времени сохранились в Феодосии, Судаке, Старом Крыму и небольших селах.

Особый экскурсионный интерес представляет монастырский комплекс Сурб-Хач ("Святой Крест"), дата сооружения - 1338 г. Расположен в трех километрах к юго-западу от города Старый Крым. Ансамбль монастыря Сурб-Хач - одно из лучших произведений армянских зодчих не только в Крыму. В нем проявились основные черты армяно-малоазиатской архитектуры. В настоящее время монастырь находится в ведении Государственного комитета АРК по охране и использованию памятников истории и культуры.

Заслуживают внимания и бывший монастырь Сурб-Стефаноса (6,5 км к югу от г. Старый Крым), и миниатюрная церковь Двенадцати апостолов, входящая в комплекс средневековой крепости в г. Судаке. Из 40 армянских церквей Кафы до настоящего времени сохранились немногие. Среди них - церковь Георгия-Победоносца - крохотное базиликальное сооружение, более значительные по размерам храмы Иоанна Предтечи и Архангелов Михаила и Гавриила с резной башенкой, украшенной тончайшей резьбой по камню. В Феодосии, Судаке и Старом Крыму и их окрестностях сохранились хачкары - древние надгробные плиты с изображением креста.

В Старом Крыму один раз в год на праздник Воздвижения Креста собираются члены армянской общины Крыма, гости из Армении и дальнего зарубежья - до 500 человек. На празднике ведется служба в храмах, исполняются традиционные обряды, готовятся национальные блюда.

Белорусы

История появления белорусов в Крыму относится к концу XVIII века. Переселенцы их Белоруссии прибывали на полуостров и в XIX - XX столетиях. В настоящее время местами компактного проживания белорусов являются село Широкое Симферопольского района и село Марьяновка Красногвардейского района. В селе Широком работает народный музей, располагающий этнографической экспозицией по традиционно-бытовой культуре белорусов, существуют детский и взрослый фольклорные коллективы. Стали традиционными дни культуры Республики Беларусь, в которых активно участвуют не только белорусы Крыма, но и профессиональные исполнители из Беларуси.

Болгары

Представляет интерес культура болгар, появление которых в Крыму относится к началу XIX века. По традиционной бытовой культуре болгар выявлено 5 этнографических объектов, заслуживающих внимания. Ими могут служить сохранившиеся дома постройки 80-х гг. XIX в. - начала XX в. в традиционном архитектурном стиле и с традиционной планировкой в селе Курское Белогорского района (бывшая колония Кишлав) и пгт. Кокткбель, игравшие значительную роль в экономической, социально- политической, религиозной и культурной жизни вплоть до 1944 г. Богатое фольклорное наследие сохраняется в селе Желябовка Нижнегорского района, организуются народные праздники, обыгрываются обычаи и обряды.

Греки

В поле зрения исследований Крымского этнографического музея, Института востоковедения, Центра греческих исследований попадает этническая группа греков Крыма (новое время). Это потомки переселенцев различных периодов из материковой Греции и островов архипелага конца XVIII - начала XIX вв.

Одним из сел, сохранивших памятники традиционной культуры греков, прибывших в Крым после русско-турецкой войны (1828-1829) из Румелии (Восточная Фракия), является село Чернополье (бывшее Карачоль) Белогорского района. Здесь сохранились жилища постройки начала XX века. В настоящее время восстановлена церковь во имя Святых Константина и Елены (построена в 1913 г.), действует источник Св. Константина - "Святая криница", куда греки приходят после литургии для омовения и питья. Пользуются известностью у греков Крыма и Донецкой области святой праздник Панаир, проводимый ежегодно чернопольской общиной 3-4 июня. Народные обряды, традиции и обычаи, богатый песенный фольклор сохраняются не только в семьях, но и в фольклорном коллективе. В январе 2000 г. в селе Чернополье открылся этнографический дом-музей.

Помимо так называемых "новогреческих", в Крыму сохранилось немало памятников, характеризующих различные периоды греческой культуры в Крыму. В Бахчисарайском районе обнаружены и исследованы христианские и мусульманские некрополи XVI-XVII вв. Среди старожилов греческого населения были греки-христиане (румеи) и тюркоязычные - урумы, поэтому надписи на надгробиях встречаются на двух языках. Эти бесценные памятники истории и культуры, многие из которых датированы и сохранили орнаментацию, вызывают колоссальный интерес у жителей полуострова и исследователей. Таким образом, села Бахчисарайского района Высокое, Богатое, Ущелье, Баштановка, Многоречье, Зеленое с христианскими и мусульманскими некрополями, сохранившимися жилищами XIX в. могут выделяться как этнографические объекты, характеризующие духовную и материальную культуру позднесредневекового населения Крыма - греков.

На протяжении длительного проживания с представителями других этносов (русские) произошло взаимовлияние культур не только в области материальной, но и духовной. Известно самоназвание людей одной из ветвей в греческой линии - бузмаки, появившееся вследствие длительного совместного проживания нескольких этносов. Такое смешение и напластование культур известно в селе Алексеевка Белогорского района (бывшее село Сартана). Данные объекты требуют дальнейшего изучения и специального обустройства.

Многие культовые памятники христианства периода средневековья и нового времени связаны с культурой греков. Одним из интересных памятников культуры греков-христиан является Успенский монастырь в скалах под Бахчисараем, основание которого относится к VII в. нашей эры. Значение монастыря, как покровителя христиан, привлекало многих местных жителей на поселение вокруг него. В средневековье возле монастыря располагалось греческое поселение, где, по преданию, жителям явилась икона Божьей Матери Панагии. В наши дни данный объект привлекает многих паломников, в нем проходят богослужения.

Общее количество выделяемых объектов по культуре греков - 13, географически они расположены в Бахчисарайском и Белогорском районах и г. Симферополе (греческие торговые ряды, бывшая церковь Константина и Елены, фонтан А. Совопуло).

Евреи

История различных народов Крыма изучена неравномерно. В настоящее время наибольший интерес ученых привлекает история иудейских общин на полуострове, появившихся здесь с первых веков нашей эры, а также история караимов и крымчаков, вышедших из средневековых иудейских общин и считающих себя самостоятельными этносами.

После 1783 г. в Крым стали переселяться многочисленные еврейские семьи ашкеназского толка (евреи-ашкеназы составляли около 95% от числа евреев бывшего СССР, т. е. являлись потомками так называемых немецких евреев). Появление многочисленных евреев-ашкеназов на полуострове было связано с его включением в 1804 г. в черту оседлости, т.е. районы, где разрешалось селиться евреям. На протяжении XIX в. появляются общины в Керчи, Феодосии, Симферополе, Евпатории, Севастополе, а также в сельской местности. 1923-1924 гг. отмечены стихийным переселением евреев в Крым, главным образом из Белоруссии и созданием еврейских земледельческих колоний, в основном в степной части полуострова. Интерес могут представлять сохранившиеся в степном Крыму типовые дома для евреев-переселенцев, построенные по программе Американской еврейской объединенной агрономической корпорации (Аgrojoined), как база для создания этнографического музея под открытым небом или этнографической деревни.

В настоящее время интерес туристов и экскурсантов может вызывать традиционная деятельность еврейского городского населения в области ремесленничества (портные, художники, ювелиры и т.д.), а также религиозная и духовная жизнь общины. По степени сохранившихся объектов (синагоги, жилые дома, школы) следует выделить города Симферополь, Феодосию, Керчь, где к началу XX в. проживала многочисленная община.

В Керчи сохранились здания нескольких синагог, дом семьи Гинзбург, в неплохом состоянии и бывшая еврейская улица (ныне улица Володи Дубинина), находящаяся в исторической части города.

Итальянцы

Интерес у туристов может вызывать и этническая группа итальянцев, которая на протяжении I половины XIX в. формировалась в Феодосии и Керчи. Керченская группа итальянцев была одной из многочисленных на юге России, после итальянцев г. Одессы, сохранялась в значительной степени и в 30-е - 40-е гг. XX в., а потомки их проживают в городе и в наши дни. Керченская "колония" не представляла собой сплошного поселка, занятого одними итальянцами. Они обосновались в предместье Керчи, а в настоящее время улицы, где они проживали, составляют часть города. Одним из сохранившихся объектов является римско- католический собор, построенный в середине XIX в. и ныне действующий. Расположен он в исторической части города. Интересен тот факт, что при католической церкви монахини, по происхождению итальянки, занимались вязанием изящных кружев.

Караимы

Большой интерес у туристов взывает культура караимов. В XIX в. центр общественной и культурной жизни караимов из Чуфут-Кале переместился в Евпаторию, существовали общины и в других городах полуострова - в Бахчисарае, Керчи, Феодосии, Симферополе.

Этнографическими объектами могут служить сохранившиеся памятники в Евпатории - комплекс кенасс: большая кенасса (постройки 1807 г.), малая кенасса (1815 г.) и дворики с аркадами (XVIII - XIX вв.), ряд жилых домов с традиционной архитектурой и планировкой (например, дом М. Шишмана, бывшая дача Бобовича, дом с армечелем С. 3. Дувана и др.), дувановская караимская богадельня, а также уникальный караимский некрополь, не избежавший утрат в предыдущие годы.

К этому перечню следует добавить и объекты в Феодосии: бывшая дача Соломонова Крыма (постройка 1914 г.) и здание бывшей дачи Стамболи (1909-1914 гг.). В первом здании сейчас находится санаторий "Восход", а во втором - Феодосийский горисполком. Кроме этого, в экспозиции Феодосийского краеведческого музея экспонируется постоянная выставка по культуре караимов.

В Симферополе сохранилось здание кенассы (1896 г., перестройка 1934/1935 гг.), где в настоящее время находится редакция радиовещания ГТРК "Крым", а также дома, принадлежащие караимам в исторической части Симферополя, т.н. "старый город".

Одним из шедевров средневековой архитектуры является крепость и пещерный город "Чуфут-Кале", где сохранилось немало памятников по истории и культуре караимов (крепость, "пещерный город", кенассы, дом А. Фирковича, караимское кладбище Банта-Тиймэз). Данный комплекс по культуре караимов является одним из перспективных этнографических объектов. У караимского общества существует план его развития. В Бахчисарайском историко-культурном заповеднике хранится и экспонируется коллекция по культуре караимских общин Чуфут-Кале и Бахчисарая. Количество объектов по культуре более 10, главный из которых - "Чуфут-Кале", уже используется в туристско-экскурсионном обслуживании.

Крымчаки

Очагом крымчакской культуры в XIX в. оставался Карасу-Базар (г. Белогорск; крымчакская община появилась здесь с XVI в.). В городе сохранилась т. н. "крымчакская слобода", сложившаяся на левой стороне реки Карасу. В XX в. постепенно духовная и культурная жизнь крамчакской общины перемещается в Симферополь, который остаётся таковым и в настоящее время. Из сохранившихся памятников следует вспомнить о здании бывшего крымчакского каала.

Крымские татары

К этнографическим объектам по крымско-татарской культуре нужно отнести, прежде всего, культовые объекты. По вероисповеданию крымские татары - мусульмане, исповедуют ислам; их культовые сооружения - мечети.

Влиянием турецкого зодчества на архитектуру Крыма можно считать сооружения знаменитого турецкого архитектора Хаджи-Синана (конец XV - XVI вв.). Это мечети Джума-Джами в Евпатории, мечеть и бани в Феодосии. Мечеть Джума-Джами хорошо сохранилась. Могучей громадой возвышается она над одноэтажными городскими кварталами старой части города. Мечеть хана Узбека в г. Старый Крым.

Интересными постройками являются надгробные мавзолеи-дюрбе. Они восьмигранные или квадратные в плане с купольным перекрытием и склепом. В качестве этнографических объектов такие дюрбе выделены в Бахчисарайском районе.

Шедевром мусульманского зодчества называют ханский дворец в Бахчисарае. В 1740-43 гг. во дворце была построена большая ханская мечеть Хан-Джами. Сохранились два минарета, которые представляют собой высокие тонкие башни с винтовыми лестницами внутри и балкончиками наверху. Западная стена мечети была расписана иранским мастером Омером. Сейчас это экспозиционное помещение Бахчисарайского историко-культурного музея. Малая дворцовая мечеть - одно из ранних сооружений дворца (XVI в.), построена по типу христианских храмов. Последними реставрационными работами восстановлена роспись XVI - XVIII вв.

Мечеть Эски-Сарае в Симферопольском районе была построена в XV веке. Существует предположение, что здесь был ханский монетный двор. Мечеть представляет собой квадратное здание, над которым на восьмиугольном основании воздвигнут купол. Здание мечети передано мусульманской общине г. Симферополя.

В 1989 г. передана мусульманской общине мечеть Кебир-Джами в Симферополе. Время постройки - 1508г., построена в традиционном для мусульманского зодчества стиле, неоднократно возобновлялась. При мечети находилось учебное заведение - медресе, здание которого также сохранилось в городе.

Большой интерес представляет Зинджирли-медресе, находящееся в предместье Бахчисарая - Староселье (бывш. Салачик). Медресе было построено в 1500 году ханом Менгли-гиреем. Это - произведение ранней крымскотатарской архитектуры. Представляет собой уменьшенный и упрощённый вариант сельджукских медресе в Малой Азии. Медресе - единственно уцелевшее сооружение такого рода в Крыму.

К этнографическим объектам по культуре крымских татар могут быть отнесены также старые татарские кладбища с захоронениями XVIII - XIX вв., сохранившие традиционные надгробия с надписями и орнаментику. Местоположение - сёла и межселенные территории Бахчисарайского района.

Интерес для туристов представляет традиционная (сельская) крымскотатарская архитектура. Примеры жилища, а также общественных и хозяйственных построек сохранились практически во всех районах Крыма, имея региональные особенности (степная часть, предгорная и Южный берег Крыма). Наибольшая сконцентрированность таких этнографических объектов приходится на г. Бахчисарай, Бахчисарайский, Симферопольский и Белогорский районы, а также села Алуштинского и Судакского горсоветов и г. Старый Крым. Ряд сельских мест и города в настоящее время являются местом встреч односельчан и проведения народных праздников.

Возрождение определённой специфики объектов, которая интересовала туристов и путешественников уже в XIX в., возможно и в настоящее время. Например, музыка и танцы, где будут задействованы профессиональные и народные коллективы. Они же могут быть использованы и в инсценировке традиций, обрядов, показе праздников. В конце XIX и начале XX вв. внимание отдыхающих привлекали и широко использовались в экскурсионном обслуживании проводники и пастухи, которые отличались от других слоев крымских татар жизненным укладом и даже традиционной одеждой.

Всего по Крыму, как наиболее сохранившиеся в местах хорошей транспортной доступности, с базой для дальнейшего развития в настоящий момент можно выделить более 30 объектов по традиционной крымскотатарской культуре.

Немцы

Внимание туристов может привлекать и культура немцев, которая сохранилась в Крыму в виде архитектурных объектов - общественные и культовые постройки, а также традиционная сельская архитектура. Наиболее оптимальный путь знакомства с материальной и духовной культурой немцев - это непосредственные поездки в бывшие немецкие колонии, основанные в 1804-1805 гг. и на протяжении всего XIX в. на полуострове. Число немецких колоний было многочисленно, сконцентрированы они в основном в степной части Крыма.

В настоящее время выявлен ряд сёл (бывших колоний), игравших значительную роль в экономической, социально-политической, религиозной и культурной жизни немцев вплоть до 1941 г. В первую очередь - это бывшие колонии Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне с. Красногорье, Курортное и Ароматное Белогорского района), находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга и выступающие как комплексные этнографические объекты, характеризующие традиционную планировку селений, архитектуру (дома, усадьбы, хозяйственные постройки).

Предоставляется возможность ознакомиться с культовыми сооружениями - зданием католического храма (построено в 1867 г.), в с. Ароматное - в настоящее время отдано в ведение Русской Православной церкви Крымской Епархии. Знакомство с разрушенной кирхой в с. Красногорье может быть осуществлено по материалам Государственного архива АР Крым. Здание было построено в 1825 г., перестроено в 1914 г., кирха названа в честь Императора Николая II, но в 60-е г. полностью разрушена.

Среди сохранившихся объектов - здание начальной школы и центрального училища (построено в 1876 г.), а также старые немецкие кладбища (XIX-ХХ вв.). Данные объекты имеют хорошую транспортную доступность, степень сохранности памятников, но требуют дальнейшего обустройства, постановки памятников на учёт и интереса со стороны немецких обществ, т. к. в настоящее время в сёлах немцы не проживают. Среди объектов в сельской местности можно выделить и ряд других сёл, например, Александровку и Ленинское (бывшая колония Бютень) Красногвардейского района, Золотое Поле (колония Цюрихталь) Кировского района и Кольчугино (колония Кроненталь) Симферопольского района. В объекты по культуре немцев Крыма необходимо также включать культовые сооружения, здания общественного значения в городах, например, Симферополь, Ялта, Судак, (в последнем месте сохранились объекты в с. Уютное Судакского горсовета, т. е. территория бывшей колонии Судак, являвшаяся по своей специализации винодельческой).

В настоящее время количество этнографических (в сельской местности) и архитектурных объектов, выделенных по культуре немцев, более 20.

Русские

Памятники русской культуры в Крыму практически все находятся под охраной государства и так или иначе, включены в различные туристские маршруты. Примером может служить дворец графа Воронцова в Алупке, являющийся одним из уникальнейших памятников архитектуры "русского периода" в истории Крыма (после подписания Екатериной II манифеста о присоединении Крыма к России возникло немало роскошных, исполненных в лучших традициях того времени памятников культуры, принадлежащих русским и русскоподанным вельможам и знати).

Алупкинский дворец построен по проекту английского архитектора Э.Блэра, но воплотил в себе черты как классицизма, так и романтические и готические формы, а также приемы мавританской архитектуры. Это сооружение можно было бы отнести к полиэтничным памятникам культуры, но не всегда этническая принадлежность определяется по манере исполнения, используемым стилям, приемам и даже принадлежности архитектора. Главным признак, выделяющий этот объект - русская среда бытования.

По такому же принципу к памятникам русской культуры отнесен Ливадийский дворец, построенный в 1911г. по проекту ялтинского архитектора Н. Краснова, на месте сгоревшего в 1882г. дворца. Здание построено по последнему слову техники: здесь и центральное отопление, и лифт, и электрическое освещение. Камины, установленные в залах, служат не только декоративным убранством, но и могут отапливать залы дворца. Традиционные для русской архитектуры ХVII в. формы определяют облик Александровской церкви в Ялте, также построенной архитектором Красновым (1881г.).

В Севастополе сохранилось много строений, выполненных в традиции русско-византийского стиля. Яркое воплощение этого направления - Владимирский собор - усыпальница адмиралов М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова (построен в 1881 г. архитектором К.А. Тоном). С использованием форм и приемов класики построены в 50-е гг. ХХ в. ансамбли жилых домов на проспекте Нахимова. В стиле русского классицизма выполнены ряд зданий в Симферополе - бывшая загородная усадьба врача Мюльгаузена (1811г.), странноприимный дом Таранова-Белозерова (1825г.), загородный дом Воронцова в парке "Салгирка". Все эти здания охраняются законом и постановлениями республиканских властей об охране, могут быть включены в список этнографических объектов по русской культуре.

Шедевры традиционной сельской русской культуры были выявлены в процессе исследования Симферопольского района. Это сами села, основанные в конце XVIII в. отставными солдатами русской армии - Мазанка, Курцы, Каменка (Богурча). В числе первых русских поселений - также пос. Зуя, Белогорского района, с. Прохладное (быв. Мангуши), Бахчисарайского района, Грушевка (быв. Салы) Судакского горсовета. В этих населенных пунктах сохранились жилища конца XVIII - начала XIX вв. (Мазанка, Грушевка). Некоторые из них заброшены, но сохранили элементы традиционной архитектуры, внутреннюю планировку. В некоторых местах сохранились землянки, предшествующие жилищам-мазанкам русских солдат.

Вдали от с. Мазанка сохранилось старое русское кладбище с захоронениями начала XIX в., в хорошей сохранности каменные надгробия в виде георгиевского креста, местами просматриваются надписи, орнаментика.

К культовым сооружениям традиционного зодчества следует отнести действующие Никольские церкви: в Мазанке, Зуе, Белогорске, закладка которых относится к началу - середине XIX в.

К наиболее значительным объектам можно отнести Петропавловский православный собор, кафедральный Свято-Троицкий собор, церковь Трех Святителей в Симферополе. Все эти культовые объекты действующие. Ряд православных соборов, церквей, часовен выделен в качестве этографических объектов в районах Большой Ялты и Большой Алушты. На восточной оконечности нашего полуострова можно выделить такой этнографический объект, как старообрядческое село Курортное, Ленинского района (бывш. Мама русская). Здесь сохранился молитвенный дом, традиционный уклад старообрядцев, исполняются обычаи и обряды. Всего по этнографическим объектам, отражающим русскую материальную и духовную культуру в Крыму, выделено 54, в том числе некоторые объекты отмечены как "восточнославянские". Это объясняется тем, что многие т.н. русско-украинские, русско-белорусские семьи определялись в разряд русского населения.

Украинцы

Для изучения культуры украинского этноса в Крыму в качестве комплексного этнографического объекта можно выделить село Новониколаевку Ленинского района, располагающее музеем этнографии, в котором также представлена экспозиция как восточнославянской традиционной материальной и духовной культуры, так и включен предметный ряд по украинцам Крыма, поселенцам XIX - начала ХХ вв. В селе сохранились также жилища конца XIX в., одно из них оборудовано под музей "Укранська хата" (инициатива и этнографический материал местного жителя Ю.А. Клименко). Выдержан традиционный интерьер, представлены предметы быта, мебель, собрано много фольклорных зарисовок.

В плане проведения народных праздников, исполнения украинских обрядов и ритуалов интересны переселенческие села 50-х гг. XX в. Среди них - Пожарское и Водное Симферопольского района (фольклорные ансамбли в традиционных костюмах устраивают костюмированные представления на темы верований и традиций). Местом проведения праздников выбрана "Плачущая скала" - памятник природы невдалеке от с. Водное.

Среди этнографических объектов, выявленных в ходе научно-исследовательской работы сотрудников Крымского этнографического музея, являются и объекты по традиционной культуре таких небольших этнических групп, как французы, крымские цыгане, чехи и эстонцы.

Французы

Культура французов связана с целым рядом мест на полуострове. Несомненно выявление объектов и дальнейшее их использование будет интересно для туристов.

Крымские цыгане

В культуре крымских цыган можно выявить ряд интересных моментов, например, одна из групп чингине (так называли цыган крымские татары) по своему роду занятий была музыкантами, которые в XIX в. играли на крымско-татарских свадьбах. В настоящее время чингине проживают компактно в пгт. Октябрьском и пгт. Советском.

Чехи и эстонцы

Местами компактного проживания чехов и эстонцев является степная часть полуострова: чехов - с. Лобаново (бывшее с. Богемка) Джанкойского района и с. Александровка Красногвардейского района, а эстонцев - села Новоэстония, Краснодарка (бывшее с. Кочее-Шавва) Красногвардейского района и с. Береговое (с. Зашрук) Бахчисарайского района. Во всех селах сохранились традиционные жилища с характерной планировкой и элементами убранства конца XIX - начала XX

Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.

История Крымского полуострова

Крымский полуостров находится на краю европейской части России. На географической карте Крым напоминает широкий ромб с прихотливо изрезанными краями, далеко вдающийся в Чёрное море. Северный угол узкий Перекопский перешеек - соединяет его с материком, западный образует широкий выступ - Тарханкутский полуостров, восточный - Керченский полуостров сильно вытянут и близко подходит к Таманскому полуострову Северного Кавказа. Южная оконечность Крыма - мыс Сарыч - является и крайней южной точкой европейской части РФ.

С запада и юга Крымский полуостров омывается Чёрным морем, с востока - Керченским проливом и Азовским морем с его заливом Сивашом (Гнилым морем).

Площадь Крымской области 25,6 тыс. кв. км. Расстояние между крайними точками полуострова: с севера на юг - 195 км, с запада на восток - 325 км. На этом сравнительно небольшом пространстве наблюдается большое разнообразие поверхности, климата, почв, растительности и животного мира.

Человек появился в Крыму уже в раннюю и среднюю эпохи палеолита (около 150 тыс. лет назад). Неандертальские стоянки были обнаружены во многих местах полуострова (Ак-Кая у Белогорска, Староселье в Бахчисарае и пр.). Некоторые из них (Киик-коба) принадлежат к числу древнейших на территории нашей страны.

Древнейшими обитателями Крыма, известными нам по ассирийским и античным источникам, были киммерийцы (XII в. до н. э.). Память о них сохранилась в некоторых географических названиях. Так, Керченский пролив в древности назывался Боспор Киммерийский.

VII век до н.э. на исторической арене появляются скифы, пришедшие из степей северного Причерноморья и Кавказа. Это был народ кочевников и воинов. Они оттесняют киммерийцев из степей в предгорье и горы Крыма.

Здесь же, в предгорном и горном Крыму, а также на Южном берегу, обитали тавры. От тавров и происходит древнее название горной и прибрежной части Крыма - Таврия, Таврида. До наших дней сохранились остатки укрепленных убежищ и жилых построек тавров, их кромлехи - кольцеобразные ограды из вертикально поставленных камней - и таврские гробницы - "каменные ящики".

В период правления царя Атея (IV в. до н.э.) причерноморская Скифия достигла наивысшего расцвета. Царь Атей, объединив скифов в солидное войско, предпринял ряд дерзких набегов на земли соседей.

Но после поражения, нанесённого скифам Филиппом Македонским и стоившего Атею жизни, а также под натиском сарматов, скифам пришлось оставить степи между устьями Дуная и Дона. Они основали свое государство в Крыму, столицей которого в III в. до н.э. стал Неаполь Скифский (современный Симферополь). Государство достигло расцвета при царе Скилуре и его сыне Палаке (II в. до н.э.). Скифы стремились завоевать выходы к морю и потеснить греков на побережье. Вспыхивали войны. Для подавления натиска скифов на западе херсонеситы попросили помощи у понтийского царя Митридата VI Евпатора. Его войска привел талантливый полководец Диофант, в битве с ним скифы потерпели поражение, а Херсонес попал в зависимость от Понта.

Около двух с половиной тысяч лет назад завязываются торговые отношения между местными племенами и древними греками-мореходами и торговцами из Малой Азии. В VI-V вв. до н. э. на крымском побережье возникают древнегреческие колонии, среди которых наибольшее значение приобрели Пантикапей (Керчь), ставший столицей Боспорского государства, и Херсонес (близ нынешнего Севастополя). Они поддерживали связи с Малой Азией и Грецией, с одной стороны, а с другой - с племенами Северного Причерноморья и Приазовья.

В первой половине V в. до н. э. на берегах Чёрного моря возникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них - демократическая рабовладельческая республика Херсонес (полуостров) Таврический, в состав которого входили земли западного Крыма. Он был основан на месте таврского поселения греками из Гераклеи Понтийской. Другое - Боспорское автократическое государство, столицей которого стал Пантикапей ("путь рыбы"). Акрополь этого города находился на горе Митридат.

Греческие колонисты привезли на берега Киммерии-Таврики своё искусство строить корабли, выращивать виноград, оливковые деревья и другие культуры, воздвигать прекрасные храмы, театры, стадионы. В Крыму возникают сотни греческих поселений-полисов. Античные греки создают великие историко-литературные памятники о Крыме.

В 63 году после Рождества Христова в Херсонесе появляются римские легионеры, приглашенные жителями полиса для защиты от нападений со стороны варваров. Свидетельствами римского присутствия в Крыму служат развалины крепости Харакс на мысе Ай-Тодор, дорога, проложенная через перевал Шайтан-Мердвень. Около трёх столетий Рим имел на крымском побережье опорные пункты и держал свои гарнизоны. На восточном побережье для укрепления Боспора римляне построили крепость Илурат.

Скифское государство в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами, которые появились здесь (по преданию), из Скандинавии примерно в начале III в. Пребывание в крымских степях готов продолжалось сравнительно недолго. Под мощным натиском гуннов в IV в. н.э. они были вынуждены уйти в гористые места Крыма, где постепенно смешались с потомками тавро-скифов. Около 370 г. гунны разгромили города Боспорского государства и, перейдя по льду Керченский пролив, напали на Пантикапей.

Начиная с IV в. в степной полосе Крыма преобладающее положение заняли тюркоязычные племена.

После распада Римской империи (VI в.) Крым попадает в сферу влияния Византии. Византийский император Юстиниан I, стремясь упрочить свои позиции в Тавриде и оградить византийские владения на побережье от степняков-кочевников, превращает Херсонес в мощную крепость, на южном берегу Крыма сооружает новые крепости - Алусту (Алушта) и Горзувиты (Гурзуф). На подступах к Херсонесу через горный Крым он воздвигает мощные укрепления: Сюрень, Эски-Кермен, Мангуп, Инкерман и др.

Во второй половине IX в., после ослабления Хазарского каганата, в Крым проникают угры - мадьяры.

В конце VIII - начале IX вв., после возникновения государства Киевская Русь, киевские князья, преследуя политические цели, которые были связаны с торговлей, организуют походы в Крым, на южное побережье. Славянская колонизация достигает Керченского пролива. Там в X веке образовалось Тмутараканское княжество, входившее в состав Киевской Руси. Победоносный поход киевского князя Владимира на Херсонес в 988-989 гг. ещё более укрепил позиции Руси в Крыму. Важнейшие крымские центры того времени - Херсонес, Боспор, Сугдея - имели русские названия: Корсунь, Корчев, Сурож и играли важную роль в экономических, политических и культурных взаимоотношениях Руси с Византией и Востоком.

Однако Киевские князья постепенно утрачивают позиции в Таврике. В XII в. большая часть полуострова стала половецкой (кыпчаковской). Имя кыпчаков еще в XIX в. носили 23 крымские деревни. Название горы Аю-Даг (Медведь-гора) многие исследователи возводят к половцам. Оттуда же - знаменитый Артек (от имени Артык или Артук - сына половецкого хана).

В XII веке в юго-западной части Крыма возникло феодальное государство Феодоро со столицей Мангуп, расположенной на столовой горе и обнесённой крепостными стенами. Государственной религией Феодоро было православие.

Кочевые племена издавна интересовались богатыми таврийскими степями. Орды хазар, половцев, печенегов волнами прокатывались по полуострову, сменяя друг друга. Но в XIII-XIV вв. в Крыму прочно осели монголо-татары, которых привёл Батый, внук Чингисхана. Таврика вошла в состав образованной великим ханом Золотой Орды.

Татарское нашествие XIII в. прервало тесные и плодотворные связи Крыма с Русью. На побережье основали свои колонии и опорные пункты крупнейшие торговые республики средневековья - Венеция и Генуя.

В 1434 году хан Хаджи-Гирей I начал борьбу за независимость Крымского ханства. При поддержке литовского князя через 9 лет ему удалось захватить крымский престол, за который боролись самые влиятельные семьи Золотой Орды. Независимым Крымское ханство оставалось недолго, уже при втором правителе - Менгли-Гирее - оно стало вассалом Турции. Зато династия Гиреев правила Крымом более 300 лет.

Турки, вторгшись в 1475 г. в Крым, захватили побережье с генуэзскими укреплениями и основали там свои крепости: Ени-Кале в окрестностях Керчи, Инкерман (принадлежавшая княжеству Феодоро Каламита, вблизи современного Севастополя), Гезлев (современная Евпатория) и пр.

Султанская Турция сделала Крым плацдармом для своей агрессии против России и Украины. С середины XVI в. началась активная борьба русского и украинского народов против Крымского ханства и Турции.

С 1575 по 1637 гг. запорожские и донские казаки совершили около 20 походов по Чёрному и Азовскому морям. В 1628 г. 4-тысячное казацкое войско под предводительством гетмана Дорошенко прорвалось в Крым. В 1630 г. казаками был разгромлен Карасубазар (Белогорск), а в 1637 г. донские казаки при участии запорожцев захватили турецкую крепость Азов.

Для того чтобы проложить выход к Чёрному морю и одновременно прекратить грабительские набеги "крымцев", Россия неоднократно вступала в войну с Турцией. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. закончилась разгромом турецкой армии и флота, а также подписанием Кучук-Кайнарджийского мира, по условиям которого Крымское ханство получало независимость.

В средние века, расположенный на перекрёстке важнейших торговых путей, Крым играл видную роль в международной торговле. Но до присоединения Крыма к России вся торговая и другая экономическая жизнь полуострова сосредотачивалась на восточном побережье вокруг сначала генуэзской, а после захвата Крыма турками - османской Кафы. Тогда Кафа была центром турецких владений на северном берегу Чёрного моря.

В апреле 1783 года, желая одним ударом решить проблему Крыма, Екатерина II объявляет манифест о "принятии Крыма, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу". Это был конец Крымского ханства.

После присоединения Екатериной II Крыма к России (в апреле 1783 г.) он стал не только большим портом для международной торговли, но и основным местом отдыха высшей русской знати. На полуострове началось строительство новых городов - Симферополя и Севастополя.

В Крыму разыгрались главные события одной из крупнейших войн XIX в. - Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг., в которой участвовали с одной стороны Россия, а с другой - Англия, Франция, Турция, Сардиния.

Россия проиграла войну, но героическая оборона Севастополя является примером величайшего мужества защитников города. После разрушений, причинённых войной, экономика Крыма медленно возрождалась.

Подлинный расцвет Таврической губернии начался после того, как императорское семейство принялось строить на побережье летние дворцы и дачи. Вслед за Романовыми в Крым потянулись родовитые дворяне, богатые промышленники и фабриканты. Состоятельные землевладельцы вкладывали деньги в экономику региона.

Первый санаторий для больных туберкулёзом был открыт в 1901 году усилиями русских писателей Антона Чехова, Максима Горького и других прогрессивных деятелей.

Годы первой русской революции отмечены в Крыму массовыми политическими выступлениями, такими как восстание на броненосце "Потёмкин" в июне 1905 г. и восстание матросов и солдат в Севастополе в ноябре 1905 г.

Очередным потрясением - и не только для Крыма - явилась Октябрьская революция 1917 г. Борьба Советов за установление господства на территории полуострова была длительной и кровопролитной. Большевики, союзные войска, отряды Добровольческой армии, партизаны, татарские формирования - власть менялась, словно в калейдоскопе. Окончательное утверждение Советской власти в Крыму произошло в конце 1920 г.

Гражданская война закончилась, и уже через месяц Лениным был подписан декрет "Об использовании Крыма для лечения трудящихся", согласно которому дворцы, особняки и дачи богачей передавались под санатории и дома отдыха.

Грозные годы Великой Отечественной коснулись и Крыма. В истории навсегда останутся мужественная оборона Севастополя в 1941-1942 гг., Керченско-Феодосийская десантная операция. Огненная земля Эльтигена, подвиг Аджимушкая, героизм партизан и подпольщиков. Крым был освобождён в мае 1944 г. Население полуострова сократилось вдвое, города лежали в руинах, народное хозяйство было разрушено. Кроме того, сталинскими указами часть национально-этнических групп крымского населения были депортированы. В 1945 г. Крымская АССР была преобразована в Крымскую область.

В феврале 1945 г. в Ялте состоялась Крымская (Ялтинская) конференция руководителей трёх союзных держав - Советского Союза, США и Великобритании, на которой были приняты решения по завершению войны с Германией и Японией, согласованы политика в отношении побеждённой Германии, принципы, на которых должен быть установлен мир, а также основы создания международной организации по обеспечению мира, безопасности и свободы народов.

В 1954 году Крым по распоряжению Н. Хрущёва входит в состав Украинской ССР. Постепенно восстанавливалось народное хозяйство региона.

В 1960-1970 гг. сооружён Северо-Крымский канал, по которому в Крым пришла вода из Днепра, что помогло разрешить извечную проблему нехватки пресной воды, но нанесло ощутимый вред экологии полуострова. В Крыму строится множество санаториев и баз отдыха. Крым наряду с Кавказом становится общесоюзной здравницей.

С конца 80-х гг. началось массовое возвращение депортированных народов на родные земли. Большой вред виноделию Крыма был нанесён в ходе горбачёвской антиалкогольной кампании. К счастью, элитные виноградники удалось частично сохранить.

В 1991 году после развала Советского Союза Крым становится Автономной Республикой в составе Украины.

Распад Союза больно ударил по хозяйству полуострова, ориентированному на вывоз продукции и обслуживание отдыхающих со всей страны. Произошло значительное сокращение объёмов промышленного и сельскохозяйственного производства, поток отдыхающих резко сократился.

В 1990-2000 гг. после распада СССР Крым и Севастополь, административно не входивший в состав Крымской области, отошли к Украине. Вместе с тем Севастополь стал главной базой Черноморского флота РФ. В Крыму началась новая волна развития курортно-туристического комплекса.

С 2004 г. в Ялте проводятся различные ежегодные международные конференции. Богатая крымская история и уникальная крымская природа превращают Крым в курортный центр стран восточной Европы. Сюда ежегодно приезжают миллионы туристов.