"зимняя дорога". Анализ стихотворения Пушкина «Зимняя дорога

Произведения А. С. Пушкина по праву являются классикой мирового уровня. В стихотворении «Зимняя дорога» гармонично переплетаются мысли и чувства с описаниями природы.

Стихотворение создано в 1826 году. Для поэта это было нелегкое время, что нашло свое отображение в этом произведении.

В самом начале произведения перед читателем вырисовываются унылые природные явления, монотонная зимняя дорога, наводящая печаль и тоску. Пустынная даль, туман, луна, освещающая своим тусклым светом – грустная картина, созвучная меланхоличному настроению героя. Скучная зимняя дорога навевает на поэта тоску. Поначалу звон колокольчика развеивает печаль, но вскоре начинает утомлять. Напевы ямщика утешают в долгой дороге, но и его песни навевают тоску. Все вокруг покрыто грустью и печалью.

Поэт испытывает чувства печали, усталости, одиночества. Но даже когда вокруг мрак и уныние, все равно остается надежда на лучшее будущее. Герой погружается в мечты. В своих грезах он переносится к возлюбленной, по которой скучает и ждет скорой встречи. Воспоминания и мысли о ней утешают и поддерживают его во время утомительного пути.

В этом произведении сочетаются основные темы, которые обычно затрагивает А. С. Пушкин: природа, любовь, размышления о жизни и судьбе. В бесконечной дороге он представляет себе свою судьбу – долгую и печальную.

Именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.

Стихотворение Пушкина «Зимняя дорога» отличается мелодичностью, пронзительностью и богатством языка.

Анализ стихотворения Зимняя дорога Пушкина

Только начиная читать стихотворение «Зимняя дорога» Пушкина А.С., становится понятно, что поэт находится в меланхолическом настроении. Действительность рисуется ему скучной и унылой, как "волнистые туманы" и "печальные поляны", по которым несётся карета. Темная зимняя ночь, тишина, перебиваемая только "однозвучным" звоном колокольчика и долгой песней ямщика, и вечный спутник дорог – верстовые столбцы – всё это побуждает к тоске и унынию.

Но тема стихотворения кроется намного глубже, чем просто изображение скучных видов зимней дороги. Образ дороги - это весь жизненный путь человека, а "вёрсты полосаты" символически показывают такую же полосатую человеческую жизнь. Ведь жизненный путь, как и дорожные верстовые столбцы, разделяется на чёрные и белые полоски. Читая строки стихотворения, мы сами переносимся в зимнюю ночь, слышится звук колокольчика, скрип кареты по снегу, печальная песня ямщика. Путнику невесело и уныло, и читателю тоже становится тоскливо. В песне ямщика выражаются основные состояния русской души: "разгулье удалое", "сердечная тоска".

Описывая свое странствие, поэт приравнивает его к собственной жизни, такой же, на его взгляд, сейчас невеселой. Зимняя природа сопоставляется с внутренними чувствами человека. Во всем угадывается холод и одиночество и даже радушный огонёк в окне избушки, который всегда освещает дорогу заблудившемуся путнику, не горит. Хаты без огня кажутся чёрными, но "чёрный" характеризует не только цвет, но и тяжелые жизненные периоды. Только немногие события могут внести в неё многообразие, как бравые и печальные песни ямщика, которые вторгаются в ночное затишье. Впрочем, это всего лишь кратковременные моменты, которые не могут поменять жизнь целиком, добавить ей яркости и остроты ощущений.

Анализ стихотворения Зимняя дорога по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Дума Некрасова

    Своё стихотворение «Дума» Николай Алексеевич написал в год отмены крепостного права. Тысячи крестьян тогда были освобождены от суровых помещиков, однако, долгожданная свобода оказалась не такой радужной, как виделась в мечтаниях.

  • Анализ стихотворения Весна (Уходи, зима седая!) Майкова

    Многие поэты обращались к временам года. Майков не стал исключением и написал стихотворение о весне. Впервые оно было опубликовано в 1840 году. Поэт посвятил его крестному сыну Коле Трескину

  • Анализ стихотворения Прощанье Некрасова

    В 1856 году Некрасов написал стихотворение «Прощанье», но вот при жизни поэт так и не увидел его в печатном виде. А сам Некрасов часто читал его своим друзьям

  • Анализ стихотворения Зеленая прическа Есенина

    В лирике Есенина четко прослеживается умение очеловечивать природу, делать природные феномены подобными каким-то элементам человеческого мира и таким образом соединять как бы два смысловых поля: человеческое и природное.

  • Анализ стихотворения На железной дороге Фета

    Афанасий Афанасьевич Фет начал описывать путешествия по железной дороге только спустя восемь - девять лет после ее появления. Современники Фета расценивали тему путешествий, как совершенно новую и интересную.

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» - одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные русские пейзажи.Сергей Есенин – известный и многими любимый российский поэт, воспевший красоту родного края, ее природу и бескрайние просторы.

Что сближает стихотворение С.А. Есенина «Пороша» с приведенным ниже

стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога»?

Стихотворения С.А. Есенина и А.С. Пушкина сближает прежде всего тема пути, образ дороги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога"

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» - одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные русские пейзажи. « Пробирается луна», « на печальные поляны льет печально свет она». Эти слова передают именно тот пейзаж, который видит Пушкин, проезжая мимо. Наверное, он специально повторяет слова « печальный», « печально», чтобы усилить грусть и уныние. В стихотворении «Зимняя дорога», написанном в 1826 году, звучит традиционная для лирики Пушкина тема дороги.

Даже дорогу поэт называет « скучной», и утомительное звучание колокольчика только еще больше увеличивает печаль автора. Лишь только борзая тройка нарушает всеобщее природное уныние. Пушкин наедине с природой, зимней, уснувшей до весны. Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны. Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.

Однако, в отличие от стихотворений романтического периода, здесь она осмысливается иначе. Романтический герой - вечный скиталец, вся его жизнь - в пути, в дороге, и любая остановка означает для него потерю свободы. В романтической поэзии тема свободы с темой дороги связана очень тесно. Здесь же тема дороги соединяется не со стремлением к свободе, а наоборот - герой стремится домой. Дорога здесь связывается с «волнистыми туманами», «печальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной».

Главное, что хотел передать поэт – это грусть и скуку, которая поджидает любого путника на зимней дороге. Природа спит, тишина вокруг, вокруг ни души, от этого становится даже немного жутко. Ведь вокруг ни домов, ни огонька, который бы указывал на присутствие человека. Мрачные мысли роятся в голове, холодно. Одна радость – награда в конце пути: посиделки у камина с дорогим сердцу человеком. Это и придает силы, желание двигаться дальше, ожидать...

А пока что тишина, грусть и тоска, белая гладь и только звенит колокольчик. Даже ямщик, утомившись от песен, задремал и, как будто, слился с безмолвной и зловещей зимней природой. Кажется, безмолвность луны и полей перешла и на него. А мимо только столбы проносятся, которые хоть и выглядят уныло, в то же время говорят о том, что путь сокращается, конечная цель приближается. Только чем чаще они мелькают, тем бесконечной кажется зимняя дорога.

Стихотворение А. С. Пушкина словно разделено на две части, в первой описывается пейзаж, и чувствуется внутренняя тревога, тоска и уныние писателя, а во второй части автор разговаривает с Ниной, наверное, своей знакомой. Пушкин говорит, что завтра, когда вернется домой, даже встреча с любимой не заставит исчезнуть ту тоску, впечатление от которой еще долго будет жить в его душе. Чтобы передать такое грустное, унылое настроение, автор использует художественно-изобразительные средства: эпитеты (« печальные», « скучный», « однозвучный», « волнистый» и другие).

Эти слова придают стихотворению тревогу и печаль. Присутствуют здесь и олицетворения (« пробирается луна», « льет печальный свет»), эти выражения придают нотку тайны. Когда дочитываешь стихотворение, кажется, будто тихий звон колокольчика затихает вдали…

И последняя деталь – туман, закрывший « лунный лик», придает стихотворению еще большую тревогу и тайну.

А. С. Пушкин любил, понимал и тонко чувствовал русскую природу. Поэт никогда не изображал пейзаж отдельно от человека: состояние его души всегда находится в гармонии с природой.
В стихотворении «Зимняя дорога» есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Пушкин сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной. Лишь некоторые события вносят в нее разнообразие наподобие того, как ямщицкие песни, удалые и грустные, врываются в ночную тишину. Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения Есенина «Пороша»

Сергей Есенин – известный и многими любимый российский поэт, воспевший красоту родного края, ее природу и бескрайние просторы. Строки его произведений легко запоминаются и вызывают самые яркие чувства. В стихотворении «Пороша», автор очень искусно описывает зимнее время года: деревья, покрытые белым одеянием, зимнюю дорогу, устланную, как шалью сухим и свежим, легким снегом.

Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства . Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют собой резкий контраст с неприглядной действительностью. Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина, что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах.

«Пороша» является не только одним из самых известных произведений пейзажной лирики Есенина, но и раскрывает романтическую натуру поэта. Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», - в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота . Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.

Есенин искренне, как ребенок, милуется зимним пейзажем в лесу. Он очень нежно и трепетно передает в своем стихотворении картину зимнего леса. Зиму он называет невидимкой, которая очень хорошо постаралась и приодела все вокруг в белый наряд. Она повязала на сосну косынку, от чего та согнулась и стала похожа на старушку, опершуюся

на клюку. А дорогу превратила в белую ленту, звенящую под копытами. Все вокруг окутано белым снегом и мило уснуло прелестным сном, очутившись в прекрасной сказке.

Для придания зимнему пейзажу необычности и загадочности, автор использует необычные звуки, которые нарушают первоначальную тишину. Прислушавшись к тишине, поэт подмечает, что треск снега под копытами лошадей настолько громкий, что его слышно очень далеко, кажется «словно серые вороны раскричались на лугу». А дятел, усевшись под «самою макушкой» елки, словно старушки, очень громко стучит, выискивая что-то важное.

Как приятно надеть теплую шубу, валенки, шапку, закутать руки в теплые рукавицы и отправиться в дорогу по лесу, полям и лугам. Сесть в сани, запряженные тройкой лошадей с бубенцами и проехать по укатанной дороге под песни ямщика. Как прекрасны просторы родной земли зимой, как все торжественно и красиво.

Вот и лирический герой Есенина милуется зимой в лесу. Он называет зиму невидимкой, которая постаралась и принарядила все в лесу - повязала на сосну косынку, отчего та стала похожа на старушку, превратила дорогу в белую ленту, звенящую под копытами. Зимой в лесу все превратилось в сказку, точнее в сказочный сон. Заложник этого сна весь лес. И валит снег, он застилает все белой шалью, окутывает всю землю. Как радостно и весело на душе в такую пору.

Дополняют картинку и необычные звуки – сначала, кажется будто тихо,- это первое, что пишет нам поэт о лесе. Однако прислушавшись, автор замечает, что лес шумит от звуков. Там вдали слышен звон копыт и бубенцов, где-то долбит дятел и на верхушке сосны расшумелись вороны.

Все мы ездим по дорогам, однако не все так замечают окружающие нас вещи. Лирического героя Есенина не утомляет одиночество в пути, он не погружается в себя и раздумья. Поэт открыт природе, наверное, поэтому и она показывает ему в дороге свои самые красивые пейзажи.

Мы привыкли любить лето, за тепло и яркое солнце. Однако автор предлагает нам полюбить и зиму. И то, как он описывает зимний пейзаж, вызывает непреодолимое желание влюбиться в нее самому. От его строк будто предстает перед глазами и тихий лес, деревья белые от снега, так и хочется прокатиться на санях или поиграть в снежки, слепить снежную бабу.

Сергей Есенин сохранил то единение с природой, которое присуще человеку только в детстве, от того его строки так милы, просты, а сравнения так точны.

Есенин сумел увидеть в обычной картине зимней дороги, настолько интересные и загадочные вещи и очень непринужденно и легко передать это в стихах. Чтобы так чувственно и красочно описать обычную зимнюю природу, нужно действительно пропустить эту красоту через себя, проникнуться ее прелестью и излить всю глубину очарования в стихах, подобрав к каждому элементу пейзажа замечательные слова.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1400 Светкина Ольга Анатольевна.

Предварительный просмотр:

Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Что сближает стихотворение С.А. Есенина «Пороша» с приведенным ниже

стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога»?

Стихотворения С.А. Есенина и А.С. Пушкина сближает прежде всего тема пути, образ дороги. Лирический герой Есенина так же, как у Пушкина, зимой созерцает мир, двигаясь в конной повозке. Там и там есть мотив звона. У Есенина звон доносится из-под копыт коня, у Пушкина «колокольчик однозвучный / Утомительно гремит». Стихи Есенина так же, как у

Пушкина, написаны одним размером – двухсложным хореем. Эффект протяжности, напевности у того и другого поэта придают многочисленные пиррихии. Состояние лирических героев разное, но восприятие дороги как чего-то сложного, зовущего, таинственного, манящего - как ощущение проживаемой жизни - характерно для этих стихотворений русской

философской лирики.

1.2.1. Какой предстает в стихотворении природа, преображенная порошей? Удивительной, одухотворенной и прекрасной предстает природа в стихотворении С.А. Есенина. Это живой, олицетворенный мир, в котором лирический герой слышит звуки: звоны из-под копыт коня, шум ворон, стук дятла. Он видит заколдованный лес с дремлющей старой сосной и долбящим дятлом. А главное – это расширяющееся вдоль и вверх пространство: от звука из-под копыт коня, через дятла под макушкой сосны – и переход к бесконечному простору впереди, потому что «дорога убегает лентой вдаль». И возникает чудная картина мира, манящая лирического героя вперед, в бесконечную даль.

1.2.2.Стихотворение С.А. Есенина начинается и заканчивается образом дороги. Какой смысл приобретает этот образ в стихотворении.

Образ дороги – ключевой в мировой литературе. Под дорогой в прямом смысле мы понимаем географический путь из конкретного пункта А в пункт Б, даже если это дорога из дома в школу. Другая «дорога» – путь человека и человечества – имеет переносное значение, обретает философский смысл. Так и в стихотворении Есенина конкретный образ дороги, в которую устремился лирический герой, созерцающий дивный мир вокруг, преобразуется в образ бесконечной дороги жизни, той дороги, что «убегает лентой вдаль». Тогда этот образ мы воспринимаем как философский.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1400 Светкина Ольга Анатольевна.


Зимняя дорога анализ стихотворения по плану

1. История создания . Стихотворение "Зимняя дорога" (1826 г.) было написано А. С. Пушкиным во время поездки в Псковскую губернию. В загадочной Нине некоторые исследователи угадывают дальнюю родственницу поэта - С. Ф. Пушкину. Зимой 1826 г. Пушкин делал ей предложение, но получил отказ.

2. Жанр произведения - пейзажно-философская лирика.

3. Главная тема стихотворения - подавленное настроение автора. В это время Пушкин находился в т. н. "домашней" ссылке. Оторванный от привычного шумного общества поэт тяжело переживал свое заключение.

Тоска от одиночества усиливалась переживаниями за судьбу декабристов. Даже по отношению к природе Пушкин не испытывает обычного восхищения. Все окружающее рисуется ему в черном свете. Печальная и утомительная дорога уже начинает раздражать. Представлявшийся прежде веселым звон колокольчиков надоедает своей монотонностью. Обычная песня ямщика наводит лирического героя на философские размышления о судьбе России.

В этих родных напевах он чувствует свою кровную связь с простым народом, в душе которого удивительным образом сочетаются "разгулье удалое" и "сердечная тоска". Это сочетание возможно только на бескрайних российских просторах.

Дорога представляется неизвестной судьбой России. На протяжении долгого времени путник не встречает никаких следов жизни ("глушь и снег"). Только верстовые указатели напоминают собой о человеческой деятельности. Свою тоску лирический герой пытается заглушить мечтами о долгожданной встрече с Ниной. Он предвкушает радость по окончании бесконечной поездки. Однообразное путешествие утомляет даже привыкшего ко всему ямщика. Он умолкает, и лирический герой остается в полном одиночестве.

4. Композиция произведения кольцевая. Первые четыре строфы описывают поездку и окружающий пейзаж; пятая и шестая посвящены будущему возвращению к любимой женщине; последняя строфа по смыслу очень близка первой за счет повторения упоминания о печальном лунном свете.

5. Размер стихотворения - четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства . Угнетенное состояние лирического героя подчеркивается многократным повторением однокоренных эпитетов ("печальные", "скучной", "однозвучный") и наречий ("печально", "скучно", "грустно"). Произведение "оживает" благодаря олицетворениям: "пробирается луна", "льет", "полночь... не разлучит". В основе стихотворения лежит противопоставление однообразных впечатлений автора мыслям о встрече с любимой.

7. Основная мысль произведения. На долю А. С. Пушкина выпало немало испытаний. Находя в себе новые силы, поэт выходил с достоинством из любых бед и затруднений. Стихотворение "Зимняя дорога" кажется очень пессимистичным, но главным в нем все же является оптимизм автора, с надеждой смотрящего в будущее.

«Зимняя дорога» Александр Пушкин

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Анализ стихотворения Пушкина «Зимняя дорога»

Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году и, как считают многие исследователи творчества поэта, посвященное его дальней родственнице – Софии Федоровне Пушкиной.

У этого стихотворения есть довольно печальная предыстория . Мало кому известно, что с Софьей Пушкиной поэта связывали не только родственные узы, но и весьма романтические отношения. Зимой 1826 года он сделал ей предложение, однако получил отказ. Поэтому вполне вероятно, что в стихотворении «Зимняя дорога» таинственная незнакомка Нина, к которой обращается поэт, и является прообразом его возлюбленной. Само же путешествие, описанное в данном произведении – не что иное, как визит Пушкина к его избраннице с целью решить вопрос о бракосочетании.

С первых строк стихотворения «Зимняя дорога» становится ясно, что поэт пребывает отнюдь не в радужном настроении . Жизнь представляется ему унылой и беспросветной, как «печальные поляны», через которые зимней ночью мчится карета, запряженная тройкой лошадей. Мрачность окружающего пейзажа созвучная тем чувствам, которые испытывает Александр Пушкин. Темная ночь, тишина, изредка нарушаемая звоном колокольчика и унылой песне ямщика, отсутствие селений и вечный спутник странствий – полосатые верстовые столбы – все это заставляет поэта впасть в некую меланхолию. Вполне вероятно, что автор заранее предчувствует крах своих матримониальных надежд, однако не хочет себе в этом признаваться. Для него образ возлюбленной является счастливым избавлением от утомительного и скучного путешествия . «Завтра к милой возвратясь, я забудусь у камина» — с надеждой мечтает поэт, рассчитывая на то, что конечная цель с лихвой оправдает длительное ночное путешествие и позволит в полной мере насладиться покоем, уютом и любовью.

В стихотворении «Зимняя дорога» есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Пушкин сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной. Лишь некоторые события вносят в нее разнообразие наподобие того, как ямщицкие песни, удалые и грустные, врываются в ночную тишину. Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.

Не стоит также забывать, что к 1826 году Пушкин был уже состоявшимся, зрелым поэтом, однако его литературные амбиции не были удовлетворены в полной мере. Он мечтал о громкой славе, а в итоге высшее общество фактически отвернулось от него не только из-за вольнодумства, но и благодаря безудержной любви к азартным играм. Известно, что к этому времени поэт сумел промотать довольно скромное состояние, доставшееся ему в наследство от отца, и рассчитывал поправить свои финансовые дела благодаря браку. Не исключено, что Софья Федоровна все же питала к своему дальнему родственнику теплые и нежные чувства, однако страх окончить свои дни в нищете вынудил девушку и ее семью отклонить предложение поэта.
Вероятно, предстоящее сватовство и ожидание отказа стали причиной столь мрачного расположения духа, в котором Александр Пушкин пребывал во время поездки и создал одно из самых романтичных и печальных стихотворений «Зимняя дорога», наполненных грустью и безысходностью. А также верой в то, что, возможно, ему удастся вырваться из порочного круга и изменить свою жизнь к лучшему.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.


Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога" для школьников

Данное произведение отражает реалии того века, в котором жил и создавал свои гениальные произведения великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение написано в 1825 году (одна тысяча восемьсот двадцать пятом году). Тогда ещё не были изобретены электричество, асфальтовое покрытие дорог и автомобили. Автор в своём гениальном произведении пишет о том, что его окружает, описывает путешествие в санях по зимней дороге. Читателю открываются образы, которые быстро сменяют друг друга.

Особенностью данного произведения является его быстрый ритм. Кажется, что гремящие переваливающиеся с бока на бок сани заставляют поэта метаться из стороны в сторону. И его взгляду открывается луна, затаившаяся за туманами, спины лошадей, ямщик. Тут же, как в странном сне, возникает образ Нины, к которой так спешит Александр Сергеевич. Это всё перемешивается в сознании автора и передаёт не только эмоциональное состояние автора, но и зимний пейзаж, где ветер, луна, печальные поляны.

  • эпитеты: "волнистые туманы", "печальные поляны", "скучная дорога", "колокольчик однозвучный", "разгулье удалое", "вёрсты полосаты", "отуманен лунный лик",
  • олицетворения: "печальные поляны", пробирается луна, лунный лик,
  • метафора: луна льёт печально свет,
  • повторения: "завтра, Нина, завтра, к милой возвратясь"..

Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

В этом четверостишии присутствует повторение - так автор обозначает утомление дорогой, которая изматывает и сбивает мысли, чувства. С желанием вырваться из этого неуютного путешествия, поэт погружается в воспоминания, но что-то опять заставляет его вернуться и услышать однозвучный колокольчик, увидеть как безмолвно дремлет ямщик.

Такой нелёгкой была зимняя дорога того времени, что сегодня является рассказом о каком-то неизвестном нам ином мире.

В произведениях Александра Сергеевича Пушкина предстают сюжеты из его жизни. Они яркие и доступные. Культура речи и мастерство поэта учат культуре общения и повествования.