Врачебная этика и медицинская деонтология в педиатрии. Медицинская этика и медицинская деонтология. Этапы становления медицинской деонтологии в разные эпохи развития сообщества

Этические проблемы в педиатрии прежде всего связаны с особенностями этой специализации во врачебной профессии. Специфика работы врача-педиатра отличается тем, что включает не только диагностику, лечение и профилактику детских заболеваний, но и ряд этических проблем, в том числе ответственность за, возможно, самое главное - сопровождение и контроль роста и развития ребенка, предупреждение и как можно более раннее выявление отклонений от нормы. При оказании медицинской помощи детям возникают вопросы и проблемные ситуации на всех уровнях системы «врач - родители - больной ребенок»; они относятся не только к медицине, но имеют и этические аспекты. Без ясного понимания этических особенностей охраны здоровья ребенка невозможно гарантировать безопасность получения детьми медицинской помощи.

По мнению основателя отечественной педиатрии Степана Фомича Хотовицкого (1796-1885), профессионализм педиатра зависит не только от знания своей предметной области, но и от наличия или развития особых личностных качеств. В руководстве по детским болезням «Педия- трика» (1847) он писал, что, «кроме основательных теоретических и практических познаний, кроме надлежащей теоретической способности, кроме спокойствия и твердости духа, кроме справедливости и кротости в поступках детский врач не только должен вполне ознакомиться с физиологическими и патологическими отличиями детского организма, но вместе с тем иметь особую врожденную привязанность к детям. Он должен находить удовольствие в общении с детьми, он должен уметь с детьми быть как бы дитятею» 1 . В трудах отечественных педиатров заложены основы общения детского врача с ребенком (А. А. Кисель, Н. Ф. Филатова, Г. Н. Сперанский, Ю. Ф. Домбровская, В. И. Молчанов, И. Н. Усов, М. С. Маслов, В. А. Леонов и другие) .

Особенностью деятельности врача-педиатра является то, что она основана не только на прямом контакте с ребенком, требующем знания возрастных особенностей и умения использовать специальные навыки общения с детьми, по и должна сочетаться с профессиональным общением с родителями и ближайшими родственниками ребенка, у каждого из которых свои личностные особенности и свое видение состояния здоровья ребенка . Обязательным этическим требованием в работе врача-педиатра является умение ободрить , спокойно, уверенно и объективно проинформировать родителей о методах диагностики, этапах и тактике лечения, возможном развитии осложнений, настроить их на сотрудничество и активную помощь, в том числе и получение осмысленного информированного согласия на лечение ребенка. И, конечно, особые требования - к профессиональным компетенциям (знание возрастной физиологии, возрастной патологии и т.п.), без которых невозможно диагностировать ранние отклонения, могущие свидетельствовать о болезни. В отдельных случаях, при подозрениях о наличии отклонений в развитии ребенка, врач обязан обратиться за медико-генетической консультацией или направить родителей с ребенком к соответствующему специалисту (см. гл. 9).

При организации и оказании медицинской помощи детям выделяют следующие этико-правовые проблемы :

  • 1) патерналистский принцип действий врача-педиатра, при котором он сам определяет ход лечения, при этом всю ответственность за исход заболевания ребенка берет на себя;
  • 2) при возникновении у ребенка неотложных состояний врач не может уделить необходимого времени общению с родителями.

Обе ситуации приводят к формированию у родителей ощущения бессилия, невозможности повлиять на ситуацию. Недостаток информации может привести к нарастанию паники, эмоционального напряжения, снижению возможности объективно оценивать происходящее;

  • 3) недостаточность информированности, религиозные, морально-этические взгляды родителей, негативное воздействие некомпетентных лиц и непроверенных источников (родственники, родители других детей, «народные целители», медицинская информация, опубликованная в СМИ, и др.) могут привести к отказу от диагностики или лечения, изменению решений, принимаемых родителем ребенка;
  • 4) отсутствие больничных и региональных этико-правовых комитетов, поддержки от общественных организаций (например, ассоциации детей с особенностями развития, определенными заболеваниями и их родителей, ассоциации излеченных пациентов, которые могли бы информировать родственников ребенка о течении, прогнозе того или иного заболевания). Решение этих проблем дало бы родителям возможность получать поддержку в тяжелой ситуации.

Для решения подобных вопросов, относящихся к проблемам взаимодействия с родителями, существуют следующие рекомендации .

Контакт устанавливают в первую очередь с ребенком (исключением являются дети грудного и раннего возраста). Если он не сопротивляется врачу, то родители воспринимают это как профессионализм педиатра и начинают относиться к нему с доверием. (Если обратиться к отзывам родителей, опубликованным на разных «детских» сайтах, то большинство положительных оценок профессионализма врача связано с умением установить контакт с ребенком: «При осмотре ни разу нс заплакал!», «Дал себя осмотреть», «Быстро успокоился».)

При контакте с детьми необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень познавательного и психосоциального развития, пережитого опыта, особенно в ситуациях, связанных с угрозой их жизни. Возраст может повлиять на отношение к болезни: чем старше ребенок, тем более трагично он воспринимает свое состояние и тем серьезнее для него психологическая травма. Поэтому важны точная оценка ситуации, возможности понимания ребенком информации, так как ее переизбыток, неподготовленность к ее восприятию, а также излишнее замалчивание, уход от разговора могут быть основанием для развития психогенной ятрогении (см. параграф 11.2).

Доверие к врачу формируется через его поведение, личный пример, человеческие качества. Четкое и уверенное изложение сведений о больном ребенке в доброжелательной и мягкой форме, соблюдение определенной дистанции в отношениях с родителями в дальнейшем поможет при необходимости предъявления к ним определенных требований. Теряя самообладание в критических ситуациях, родители не всегда осознают, что их состояние может отражаться на ребенке. Спокойное, доброжелательное общение создает необходимые условия для формирования сотрудничества с родителями. Формирование уверенности в правильности лечения, заинтересованности ребенка и родителей следовать врачебным предписанием может снять многие деонтологические трудности.

Важно запомнить

Поведение пациента, совпадающее с рекомендованным лечением, называют комплаентным. Комнлаентность (от англ, patient compliance) - точное и осознанное выполнение пациентом рекомендаций врача в ходе лечения. Эти рекомендации относятся как к приему препаратов, так и к изменению стиля жизни (отсутствие вредных привычек, правильное питание, физическая активность и распорядок дня ребенка).

Под термином «приверженность лечению» (adherence ) понимают степень соответствия поведения больного (в отношении приема препаратов, соблюдения диеты и других мер изменения образа жизни) рекомендациям, полученным от врача, т.е. приверженность лечению - функция самого пациента. Понятия «комплаенс» (и «нон-комплаенс») вошли в обиход после основополагающей работы D. L. Sackett (1976) 1 .

Эмоциональными реакциями родителей на тяжелое заболевание ребенка являются шок и неверие, состояние растерянности и паники, чувство вины перед ребенком, депрессивные состояния, реакция агрессии, что схоже с представлениями о состояниях острого горя или утраты .

От опыта врача, его человеческих качеств и психотерапевтических навыков зависит принятие ситуации, в которой родители узнают о диагнозе. Задача врача - сообщить и объяснить сущность заболевания , методы лечения и прогноз. Чаще родители нуждаются не столько в постановке самого диагноза, сколько в понимании и представлении того, чем и как они могут помочь своим детям и себе.

У родителей детей с тяжелыми , хроническими заболеваниями часто наблюдается реакция страха перед неопределенным исходом болезни, ее последствиями, чувство беспомощности, бессилия и, как следствие, возможно развитие депрессивных состояний. На фоне выраженной тревожности у родителей возникают агрессивные реакции на окружающих, врача и медицину в целом. Лечащий врач и персонал педиатрической больницы должны понимать причины подобных проявлений и быть готовыми адекватно реагировать на них. В подобных обстоятельствах в отношениях между врачом и родителями больного ребенка скрыта потенциальная угроза возникновения конфликтных ситуаций.

Еще одно эмоциональное состояние, которое переживают в связи с заболеванием ребенка почти все родители, - это чувство вины за его болезнь. Эти переживания естественны и возникают почти всегда, могут быть скрытыми или явными, разной интенсивности. Большинство родителей винят себя за плохую наследственность, за то, что несправедливо относились к детям, наказывали, считают, что это могло стать причиной болезни, винят себя за мелкие и незначимые проступки, невнимательность к жалобам детей.

В связи с этим врач-педиатр, сообщая о возможном неблагоприятном исходе заболевания, развитии тяжелого осложнения, должен быть крайне осторожным и строить информирование поэтапно. Когда родители будут более спокойны (первая реакция может протекать с разной интенсивностью и длительностью, в зависимости от личностных особенностей родителей, оказания им психологической помощи и т.п.), они смогут воспринять более подробную информацию. Родители или опекуны могут и должны участвовать в решении вопросов организации диагностики и лечения ребенка. В особых случаях, когда нет возможности своевременно сообщить им об экстренном хирургическом вмешательстве при внезапном ухудшении состояния ребенка и необходимости оказания неотложной медицинской помощи, решение принимают врачи.

В случае, когда родители отказываются от врачебной помощи для спасения жизни ребенка, медицинская организация имеет право обратиться в суд, орган опеки и попечительства. Ожидая решения суда, врачи продолжают лечение, если оно предписано ребенку но жизненным показаниям. Па сегодняшний день подобные проблемные ситуации отказа родителей от тех или иных методов оказания медицинской помощи являются серьезной этико-правовой дилеммой, требующей разрешения. Возможно, работа больничных и региональных этических комитетов, имеющих юридический статус, поможет в оперативном решении спорных вопросов.

Ситуации отказа родителей от профилактических прививок, диагностики и лечебных мероприятий часто ставит врача в непростое положение. С одной стороны, есть право родителей на отказ от медицинского вмешательства, с другой - ребенок, который нуждается во врачебной помощи. Зафиксированы случаи, когда по религиозным причинам родители запрещали переливание крови и другие медицинские мероприятия, даже когда шла речь о жизни ребенка.

Важно запомнить

В ст. 20 Закона № 323-ФЗ «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства» говорится, что «необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи <...> Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении: 1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона (15 лет)».

В средствах массовой информации идет активное обсуждение проблемы отказа родителей от профилактических прививок, приводятся примеры, когда после проведения процедуры наступили осложнения. Безусловно, это рождает определенное беспокойство родителей и, стремясь защитить ребенка от возможных негативных последствий профилактических прививок, они отказываются от них, аргументируя свою позицию тем, что возможность заразиться инфекционными заболеваниями практически сведена к нулю, забывая, однако, что это было достигнуто благодаря массовой вакцинации.

Миелогении - неблагоприятные стороны больничного лечения, неблагоприятное влияние на больного.

Одной из главных деоитологических задач является снижение страха у ребенка и его родных в отношении медицинских мероприятий. Решению данной задачи способствуют личные качества врача и медицинского персонала (доброжелательность, юмор, спокойствие и т.п.), создание доверительных отношений с маленьким пациентом и его родителями, доступное информирование о диагнозе, процедурах, прогнозе развития заболевания, присутствие родителя и его уверенность, спокойствие, предварительное объяснение сути предстоящих медицинских процедур, доступное пониманию ребенка. Страх является естественной реакцией в ситуации неожиданности, может быть связан с негативным опытом в прошлом, неопределенностью, переизбытком пугающей информации и т.п. Иногда родители в воспитательных целях (например, желая успокоить расшалившегося ребенка) грозят уколами, врачами и т.п., создавая таким образом основу формирования страха. Или, наоборот: говорят, что «больно не будет», «ничего страшного» и т.п., пытаясь снизить страх, но на самом деле создают еще больший круг проблем: недоверие к взрослым - «они обманывают», страх не исчезает.

Присутствие близкого взрослого во время процедуры, при госпитализации помогает решить вопрос адаптации ребенка к новым условиям. Сейчас существуют правовые нормы, которые регулируют присутствие родителей при госпитализации детей.

Важно запомнить

Статья 51 Закона № 323-ФЗ гласит: «Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается».

Цит. по: Микирттан Г. Л., Каурова Т. В., Очкур О. К. Комнлаентность как медико-социальная и этическая проблема педиатрии // Вопросы современной педиатрии. 2012. № 11 (6).С. 5-10.

  • Лиидемаип Э. Симптоматология и терапия острого горя. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  • Особенности деонтологии в работе медицинских работников с детьми и их родственниками

    Отношения между медицинским персоналом и пациентом способствовали появлению особенных этических начал и правил поведения – медицинскую этику и медицинскую деонтологию .

    "Деонтология (Deontology)" - наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения. Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Вопросы деонтологии касаются всех медицинских работников, начиная от младшего медицинского персонала и заканчивая врачами всех уровней - от ординатора до профессора. Наиболее известен свод применяемых в медицине этических норм, сформулированный Гиппократом (клятва Гиппократа).

    Особенности деонтологии в педиатрии обусловлены своеобразием детской психики в зависимости от возраста ребенка. Эффективность лечения больных детей определяется не только точной диагностикой заболеваний, но и пониманием личности больного ребенка. В связи с этим важно знать и учитывать все факторы, которые принимают участие в формировании личности ребенка. К ним относятся генетические, экзогенно-органические и внешнесредовые (преимущественно семейные) факторы. Поэтому для лучшего понимания состояния ребенка необходимо учитывать не только индивидуальные психологические особенности ребенка, но и обстоятельства и проблемы, которые есть в семье.

    Отношение к детям, которые находятся на стационарном лечении, должно быть ровным и доброжелательным. Этого необходимо придерживаться, начиная с первых дней пребывания ребенка в больнице. Тяжелобольные дети, нуждаются в любви, повышенном внимании и сочувствии. Эта общеизвестная истина и должна быть положена в основу работы медицинского персонала детского медицинского учреждения.

    Большое значение во время общения с ребенком имеет чуткое отношение к нему, стремление понять его переживания. В особенном внимании нуждаются матери, которые кормят ребенка грудью. Необходимо помнить, что негативные эмоции вредно влияют на процессы лактации, могут привести к ее снижению и переводу малыша на искусственное вскармливание, что в большинстве случаев осложняет течение болезни. Поэтому, в разговорах с матерью относительно состояния здоровья ребенка следует отвечать откровенно, но не гиперболизировать негативные последствия течения болезни или лечения, и в любом случае не лишать ее надежды на выздоровление ребенка. Разный культурный уровень и характерологические особенности родителей требуют от врача и медицинского персонала больницы большого терпения и дипломатичности для создания гармонии, которая базируется на доброте и уважении друг к другу. Особый такт необходим в случае, когда ребенок неизлечимо болен (врожденные пороки, онкологические заболевания и др.).

    Важно учитывать психологические особенности детей пубертатного возраста, так как в этом возрасте нервная система является наиболее уязвимой, и подавленное психическое состояние может отрицательно сказаться на течении болезни. Соблюдение медицинским персоналом принципов деонтологии, в значительной степени определяет качество обследования и результаты лечения ребенка. Особенно это касается манипуляций, связанных с выполнением ребенком определенных требований к их проведению (фиброгастроскопия, бронхоскопия, дуоденальное зондирование, инвазивные методы лечения).

    В случае ухудшения состояния больного ребенка медицинскому персоналу нельзя допускать паники, растерянности, обсуждений ситуаций относительно тяжести болезни или возможных осложнений процедур, которые проводятся ребенку. Больной ребенок всегда чувствует обеспокоенность медицинского персонала и волнение матери, поэтому не следует в присутствии ребенка говорить о тяжести течения заболевания или о трудностях лечения. Этого же следует требовать от матери или человека, который осуществляет уход за ребенком.

    Невнимательность в работе, посторонние разговоры во время обслуживания больных, неосторожное комментирование поведения коллег могут иметь негативные последствия .

    Квалифицированное, четкое, своевременное и добросовестное выполнение назначений и процедур укрепляют веру больного ребенка и его родителей в успех лечения.

    Важной обязанностью медицинского персонала является сохранение профессиональной тайны, если она не задевает интересы общества или больного. Эти вопросы оговорены в ст. 40 раздела V Закона Украины. Медицинские сестры не имеют право разглашать и обсуждать сведения о болезни, тайных подробностях семьи ребенка, которые они могли получить во время выполнения своих профессиональных обязанностей.

    Младшему медицинскому персоналу не нужно брать на себя функции, которые отнесены к компетенции врача и средней медицинской сестры. Не следует разъяснять родителям или родственникам больных детей характер заболевания, интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных исследований. Целесообразно говорить лишь об общем состоянии больного, морально поддерживать и подбадривать родителей больного ребенка. Недопустимо в присутствии больных обсуждать или критиковать профессиональный уровень и назначение врачей. Это подрывает не только авторитет врача, но и веру больного в успех лечения.

    В то же время, ни в коем случае медицинская сестра не должна скрывать ошибки, которые были допущены во время выполнения своих обязанностей; если это случилось, не следует исправлять ошибку самостоятельно, а честно доложить об этом врачу: честность в работе является залогом слаженной и эффективной работы всего коллектива больницы .

    К медицинской деонтологии относится и отношение с коллегами. Взаимоотношения между средним и младшим медперсоналом должны быть демократическими, однако работа должна подчиняться строгой дисциплине.

    Медицинскому работнику всегда необходимо быть собранным, спокойным и уравновешенным, не допускать нервозности и суетности в работе, а в отношении к больным - должен быть корректным, внимательным и не допускать панибратства.

    Культура служебных взаимоотношений в больнице должна базироваться на высокой трудовой дисциплине, товарищеской взаимопомощи, вежливости и доброжелательном отношении к людям. Служебные отношения медицинских работников состоят из отношений между сотрудниками, больными и их родственниками. Проявлениями хороших отношений является постоянная готовность помочь коллеге в затруднительных ситуациях, которые могут возникать во время выполнения разных| процедур, помня, что главное это здоровье ребенка.



    Пациент имеет право на автономность, или самостоятельность, защищённая главным образом его согласием на лечение, которое он дает при получении информации о состоянии своего здоровья. Принцип информированного согласия утверждался в современном здравоохранении вместе с признанием приоритетного значения прав человека во всех областях жизни. Этот принцип значит, что врач, медсестра, фельдшер, или любой другой медицинский работник должны максимально полно информировать пациента, предоставлять ему оптимальные советы, учитывая его возможности в общении и социальное положение. На основании этого пациент свободно определяет свои последующие действия, которые, по его мнению, являются наиболее приемлемыми и лучшими. Однако может случиться, что его решение не станет наилучшим с точки зрения медицины. Пациент вообще может отказаться от лечения, и с этим придется считаться, но медицинские работники должны сделать все, чтобы довести до больного целесообразность и необходимость того или другого вида лечения. Если пациент – ребенок, это относится к его родителям. В случае отказа родителей от лечения, или неподобающее выполнение ими назначений врач должен сообщить об этом в органы социальной опеки. Принудительное лечение социально опасных больных может осуществляться лишь по решению суда.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Исследование морально-нравственных аспектов профессиональной деятельности медицинских работников. Медицинская деонтология. Ятрогенные заболевания. Кодекс врачебной этики. Коллегиальность врачей. Врачебная тайна. Помощь больным в терминальном состоянии.

      презентация , добавлен 16.04.2017

      Исторические моменты становления и развития этики и деонтологии. Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии. Морально-правовые аспекты профессии фармацевта. Взаимоотношения фармацевтических работников с коллегами, посетителями аптек и врачами.

      курсовая работа , добавлен 20.04.2012

      Основные принципы и история деонтологии в хирургии. Врачебная этика, отношение хирурга в отделении к пациентам и коллегам. Особенности субординации и подчинения врача. Формы проявления профессионального стресса у специалистов "помогающих профессий".

      презентация , добавлен 18.03.2015

      Врач и общество, врачебная деонтология. Принципы врачевания, которые необходимы для повышения индивидуальной и общественной эффективности и полезности лечения. Принципы поведения, взаимоотношений и действий врача по отношению к больному и его окружению.

      курсовая работа , добавлен 17.10.2009

      Определения, основные причины формирования деонтологии и медицинской этики. Главные различия медицинской деонтологии и медицинской этики. Исторические и современные модели моральной медицины. Процесс трансформации традиционной и биологической этики.

      презентация , добавлен 21.01.2015

      Основы медицинской психологии и деонтологии, основные принципы взаимоотношений врач-больной. Психология больного и психотерапия, этические нормы коллектива медицинского учреждения. Законодательство по здравоохранению, страховая и судебная медицина.

      презентация , добавлен 10.04.2013

      Своеобразие медицинской этики, этических норм и явлений. Отличительная особенность морали, этика как философская теория морали. Профессиональная этика как совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу.

      реферат , добавлен 27.03.2010

      Исследование основ медицинской этики. Принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий медицинской работы. Хирургическая этика и деонтология. Общие обязанности врача.

      презентация , добавлен 28.02.2016

    ГЛАВА 5 ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА ПРИ УХОДЕ ЗА ДЕТЬМИ

    ГЛАВА 5 ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА ПРИ УХОДЕ ЗА ДЕТЬМИ

    Уход за больным ребенком является составной частью лечебного процесса и призван обеспечить не только высокую эффективность комплекса терапевтических воздействий, но и, прежде всего, полное выздоровление больного. В стационаре уход за ребенком осуществляется как медицинскими работниками (врач, медицинская сестра), так и родственниками больного. Продолжительность контактов медицинских работников с больным ребенком и ближайшими родственниками может быть различной. Эти контакты иногда продолжаются многие недели или месяцы (и даже годы). Подобные обстоятельства обусловливают строгое соблюдение этико-деонтологических принципов во взаимоотношениях медицинских работников, а также медицинских работников с больными детьми и их родственниками.

    Медицинская этика, являющаяся составной частью этики, рассматривает гуманистические, нравственные начала в деятельности медицинских работников. Слово «этика» произошло от греческого ethos - обычай. Именно нормы, правила и обычаи регулируют поведение и взаимоотношения людей в обществе. На этой основе сформулированы наиболее обобщенные понятия морали или этической категории для медицинских работников: долг, честь, достоинство, совесть, счастье.

    Принципы медицинской этики должны соблюдаться медиками в их повседневной деятельности.

    Долг медицинского работника - оказать помощь больному на самом высоком профессиональном уровне и никогда и ни под каким предлогом не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей.

    В круг вопросов медицинской этики входят и проблемы, от успешного решения которых зависят жизнь и здоровье не только ныне живущих, но и будущих поколений. К ним относятся борьба за мир, борьба против создания и накопления средств массового уничтожения, охрана окружающей среды.

    Для медицинской сестры долг заключается прежде всего в четком выполнении всех возложенных на нее обязанностей по уходу за боль-

    ными детьми, одно из главных - назначения врача: режим, диета, инъекции, раздача лекарственных средств, измерение температуры тела и т.д.

    Выполнение врачебных распоряжений будет более эффективным, если медицинская или младшая медицинская сестра работает не формально, а, повинуясь внутреннему стремлению помочь больному, облегчит его страдания, ускорит выздоровление. Все это требует самодисциплины, постоянного совершенствования профессионального мастерства и пополнения знаний.

    Немаловажное значение при этом имеет личность медицинской сестры. Если медицинский работник является квалифицированным специалистом, профессионально выполняет свои обязанности, но не умеет наладить контакт с больными, то его действия не принесут должного лечебного эффекта. Проявление заботы, внимания, вежливое и ласковое обращение, добрая улыбка также являются элементами долга, так как помогают ребенку адаптироваться в новой обстановке.

    От понятия долга неотделимы понятия чести и достоинства, выражающиеся в соответствующем самосознании личности, т.е. в стремлении медицинского работника поддерживать свою репутацию, добрую славу; понимание общественной значимости своей профессии, профессиональная гордость, желание повышать квалификацию и качество работы.

    Понятие «совесть» в отличие от других категорий медицинской этики включает в себя нравственное самосознание человека, ответственность за свое поведение. Совесть теснейшим образом сочетается с такими моральными ценностями, как честность и правдивость, справедливость, уважение прав других людей, выполнение своих профессиональных обязанностей. Понятие «счастье» подразумевает философско-этический ответ на вопрос о смысле жизни, а понятие о счастливой жизни неотделимо от понятия здоровья. Медицинский работник должен видеть высокий смысл своей работы в оказании помощи больным, чувствовать и получать удовлетворение от своей работы.

    Медицинская деонтология (от греч. deontos - должное, надлежащее) - совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей. Она входит в раздел медицинской этики, поскольку последняя охватывает более широкий круг вопросов. Деонтология изучает принципы поведения медицинского персонала, направленные

    на максимальное повышение эффективности лечения, устранение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности и вредных последствий неполноценной медицинской работы.

    Согласно Международному кодексу врачебной деонтологии, выделяют два стратегических требования к врачу и среднему медицинскому работнику: 1) знание и 2) доброжелательное отношение к людям.

    Взаимоотношения медицинских работников. В условиях стационара взаимоотношения медицинских работников имеет особое значение. Любое нарушение этики взаимоотношений медицинских работников, невыполнение ими профессиональных обязанностей сказывается на эффективности лечебного процесса. Недопустимо выяснение отношений между медицинскими работниками любых должностей в присутствии больных детей или их родственников. Замечание младшему по должности должно быть сделано тактично. Необходимо соблюдать субординацию в отношениях между медицинскими работниками, т.е. подчинение младшего по должности работника более старшему: младшая медицинская сестра - постовая медицинская сестра - процедурная сестра - старшая медицинская сестра - врач - заведующий отделением.

    Медицинские работники не должны вести разговоры на профессиональные темы при больных детях. Важно учитывать, что некоторые отличаются мнительностью, легковнушаемы и у них могут развиться ятрогении, т.е. заболевания, спровоцированные действием медицинского работника и относящиеся к психопатиям.

    Отношение к детям. К детям любого возраста отношение должно быть ровным, доброжелательным. Это правило необходимо соблюдать с первых дней пребывания в больнице. Помните, что дети бурно реагируют на ваш приход в группу (палату); после того как вы уйдете, постоянному медицинскому персоналу бывает трудно их успокоить.

    Медицинские работники, непосредственно находящиеся среди детей, всегда должны учитывать психологические особенности больных, их переживания, чувства. Дети старшего возраста, особенно девочки, наиболее чувствительны и в первые дни пребывания в стационаре нередко замыкаются, «уходят в себя». Для лучшего понимания состояния детей важно, помимо выяснения индивидуальных психологических особенностей ребенка, знать обстановку в семье, социальное и должностное положение родителей. Все это необходимо для организации правильного ухода за больным ребенком в стационаре и эффективного его лечения.

    При общении с больными медицинская сестра испытывает эмоциональное напряжение, иногда вызванное неправильным поведением детей, их капризами, необоснованными требованиями родителей и т.п. В этих случаях медицинская сестра, как и любой медицинский работник, должна сохранять спокойствие, не поддаваться сиюминутным настроениям, уметь подавлять в себе раздражительность и чрезмерную эмоциональность.

    Недопустимо разделение детей на «хороших» и «плохих», а тем более выделять «любимчиков».

    Дети необыкновенно чувствительны к ласке и тонко чувствуют отношение к ним взрослых. Тон разговора с детьми всегда должен быть ровным, приветливым. Все это способствует установлению между ребенком и медицинским персоналом доброжелательных, доверительных отношений и оказывает на больного положительное влияние.

    Большое значение при общении с ребенком имеет чуткость, т.е. стремление понять его переживания. Терпеливая беседа с ребенком позволяет выявить личностные особенности, доминирующее переживание, помогает в постановке диагноза. Нужно не только формально выслушать жалобы больного ребенка, но и проявить теплое участие, соответственно реагируя на услышанное. Больной успокаивается, видя отношение медицинского работника, а последний получает дополнительную информацию о ребенке. Напротив, резкий или фамильярный тон в разговоре создает препятствие для установления нормальных взаимоотношений больного и медицинской сестры. Всегда помните слова выдающегося врача XIX в. М.Я. Мудрова о том, что во время обследования больной сам исследует медицинского работника. Вот почему поверхностный расспрос, недостаточное внимание ко вновь поступившему в отделение ребенку могут вызвать недоверие, повышенную тревожность и настороженность у детей, особенно воспитывающихся в семье и не посещающих детские учреждения.

    Взаимоотношения медицинских работников с родителями и близкими больного ребенка. Родители, особенно матери, в большинстве случаев тяжело переживают заболевание ребенка. Мать тяжелобольного в той или иной степени психически травмирована, и ее реакции могут быть неадекватными. Поэтому необходим индивидуальный подход к матери со стороны всех без исключения медицинских работников. Особое внимание должно уделяться матерям, осуществляющим уход за тяжелобольным ребенком в стационаре. Важно не только успокоить женщину словами участия, но и создать ей необходимые условия для

    полноценного отдыха, питания, убедить ее, что ребенок получает правильное лечение и находится в «хороших руках». Мать должна понимать важность и правильность назначенных врачом и выполняемых медицинской сестрой манипуляций, процедур и т.п. При необходимости обучают родителей (мать) выполнению отдельных манипуляций, например инъекций, ингаляций и др.

    Большинство родителей относятся к медицинским работникам с теплотой, доверием и благодарны им за их нелегкий труд. Однако встречаются и «трудные» родители, которые пытаются грубостью и нетактичным поведением добиться особого внимания сотрудников больницы к своему ребенку. С такими родителями медицинские работники должны проявлять внутреннюю сдержанность и сохранять внешнее спокойствие, что само по себе положительно действует на плохо воспитанных людей.

    Большого такта требует беседа медицинской сестры с родителями и близкими больного ребенка в дни посещений и приема передач. Несмотря на загруженность, медицинский работник должен найти время спокойно и неторопливо ответить на все вопросы. Особые трудности могут возникнуть, когда родители пытаются узнать диагноз заболевания ребенка, уточнить правильность проводимого лечения, назначения процедур. В этих случаях беседа медицинской сестры с родственниками не должна выходить за рамки ее компетенции. Она не имеет права рассказывать о симптомах и возможном прогнозе заболевания. Медицинская сестра должна вежливо извиниться, сослаться на неосведомленность и направить родственников к лечащему врачу или заведующему отделением.

    Не следует идти «на поводу» у родителей, стремиться выполнить необоснованные требования, например прекратить назначенные врачом инъекции, изменить режим и диету и т.п. Такого рода «отзывчивость» способна принести лишь вред и ничего общего не имеет с принципами гуманной медицины.

    Во взаимоотношениях медицинских работников с родителями немаловажное значение имеет форма обращения. Обращаясь к родителям, медицинская сестра должна называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности и не употреблять такие слова, как «мамаша» и «папаша».

    Контакты медицинских работников с родителями в детских отделениях тесные и частые. Правильная тактика общения среднего медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает

    должное психологическое равновесие в межличностных взаимоотношениях медицинский работник - больной ребенок - его родители.

    Тактика поведения медицинского работника. Уход за ребенком, помимо профессиональной подготовки, требует от медицинского работника большого терпения и любви к детям. Важно иметь представление о степени соответствия психического и физического развития ребенка, знать его личностные качества. Часто болеющие дети уже с раннего возраста выглядят более инфантильными, чем их здоровые сверстники.

    Следует помнить, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста нередко возникают страх боли, боязнь белых халатов, одиночества и т.п. В связи с этим у таких детей часто развиваются невротические реакции (недержание мочи или кала, заикание и т.п.). Медицинская сестра должна помочь ребенку преодолеть страх. Необходимо в доверительной беседе с ребенком выяснить причины того или иного страха, рассеять его, ободрить больного, особенно перед манипуляциями (инъекциями, процедурами). Желательно взятие крови из вены, выполнение инъекций и т.п. проводить одновременно недавно поступившим детям и находящимся в стационаре длительное время. Дети в этих случаях, как правило, намного легче переносят незнакомые им манипуляции.

    Медицинский работник должен уметь компенсировать детям отсутствие родителей и близких. Особенно плохо переносят разлуку с родителями дети до 5 лет. Однако даже болезненно переживающие временный отрыв от родителей дети довольно быстро привыкают к новой обстановке, успокаиваются. В этой связи частые посещения родителей в первые дни госпитализации могут травмировать психику ребенка. Целесообразно в период адаптации (3-5 дней) не допускать частых визитов родителей, если родители не могут находиться с ребенком постоянно. По окончании этого периода, если родители или близкие родственники в силу каких-то причин не могут регулярно посещать больного ребенка, медицинская сестра должна порекомендовать им чаще присылать письма, носить передачи, чтобы ребенок чувствовал заботу и внимание.

    Медицинскому работнику принадлежит ведущая роль в создании благоприятной психологической обстановки в лечебном учреждении, напоминающей ребенку домашнюю обстановку (организация игр, просмотр телевизионных передач и т.д.). Прогулки на свежем воздухе сближают детей, а внимание и теплое отношение медицинской сестры обеспечивают адаптацию больных детей к новым условиям.

    Следует поддерживать в коллективе лечебного учреждения доброжелательность, единство стиля и слаженность в работе, что помогает обеспечивать высокий уровень ухода и лечения детей. В коллективе каждый работник имеет свой круг обязанностей. Так, для постовой медицинской сестры обязательны строгое соблюдение распорядка дня и выполнение назначений врача, для младшей медицинской сестры - поддержание чистоты в палатах и опрятного вида детей. Медицинская сестра, находясь среди детей и наблюдая за их поведением и реакциями, должна видеть индивидуальные особенности детей, характер взаимоотношений и т.д. Такая медицинская сестра является хорошим помощником лечащего врача, так как она способствует созданию здоровой психологической атмосферы лечебного учреждения.

    Соблюдение этических принципов и норм медицинской деонтологии является обязательным и не зависит от места работы и должности медицинского работника. Нормой поведения медицинского работника является также бережное отношение к общественному достоянию, дружелюбие, чувство коллегиальности, соблюдение дисциплины, добросовестное отношение к труду. Нужно проявлять сдержанность и тактичность, быть взаимно вежливыми.

    Очень важно уметь держать себя среди больных и коллег, вести беседу соответственно обстановке и т.п. Любой работающий в лечебно-профилактическом учреждении должен иметь опрятный вид, следить за чистотой своего тела, одежды, обуви, избегать украшений, излишней косметики. Рабочая одежда (халат, колпак или косынка, сменная обувь) всегда должна находиться в образцовой чистоте и порядке, быть установленной формы, принятой в данном учреждении.

    Большой вред здоровью малыша наносит курение. «Пассивное» курение, которому подвергается малыш, отрицательно сказывается на его здоровье и развитии. Поэтому в детских лечебно-профилактических учреждениях курение запрещено. К этическим нормам поведения относится также форма приветствия друг друга. К старшим товарищам по работе обращаются только по имени и отчеству.

    Этико-деонтологические особенности работы в различных лечебно-профилактических учреждениях. У медицинских работников детских поликлиник контакт с детьми носит долговременный характер, в связи с чем появляется возможность планировать и распределять работу по оказанию медицинской помощи детям на достаточно продолжительное время. Главный раздел работы медицинской сестры в детской

    поликлинике - профилактика. В больнице большее внимание уделяют диагностике, лечению и реабилитации.

    Во время патронажей на дому медицинская сестра обучает родителей правилам ухода за грудным ребенком, вскармливания, проводит беседы о необходимости профилактических прививок и т.д. Обычный человеческий контакт и профессиональные знания позволят быстро и правильно решать все проблемы, возникающие при уходе за ребенком.

    Когда ребенок в амбулаторных условиях получает курсовое лечение (инъекции лекарственных средств, физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру, водолечение и др.), появляется возможность воздействия на детей с помощью деонтологических приемов. В последние годы во многих поликлиниках организуются стационары одного дня, позволяющие осуществлять лечение больному в полном объеме: регулярно принимать диетическое питание и лекарственные средства, выполнять необходимые лечебные процедуры и т.п. Медицинская сестра, занимая срединное положение в медицинской иерархии, участвует в коллективных лечебных действиях. Закрепить лечебный успех помогают ее душевная чуткость, воспитанность, деликатность.

    Иная ситуация возникает, когда ребенок при подозрении на то или иное заболевание, требующее стационарного обследования и лечения, госпитализируется. Это происходит или в плановом, или в экстренном порядке по неотложной или скорой помощи. На этапе госпитализации у медицинского работника относительно мало возможностей для воздействия на больного ребенка и его родителей или близких. Но требуется проявить максимум такта, чтобы укрепить мнение родителей в необходимости госпитализации и обследования больного ребенка.

    Более разнообразны взаимоотношения медицинского работника и ребенка в больнице, при этом нужно учитывать профиль стационарного отделения. Наиболее распространенными являются педиатрические отделения, где лечатся дети с заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, почек, органов пищеварения и др. Для большинства заболеваний внутренних органов характерно длительное, хроническое течение, что требует продолжительного лечения и соответственно контакта между больным ребенком, его родителями и медицинскими работниками.

    Длительный отрыв от семьи и привычной школьной обстановки у детей старших возрастов может вызывать различные психо-

    генные реакции. Это усугубляет течение основного заболевания и создает неблагоприятный психологический фон. Нервно-психические нарушения легко развиваются у детей с тревожно-мнительной настроенностью, особенно в пре- и пубертатном возрастах.

    Помимо основного соматического заболевания, обусловливающего разнообразные жалобы, таким детям свойственны неврозоподобные черты поведения: быстрая утомляемость, смена настроения, нередко беспричинно возникающего, плохой сон, головная боль, сердцебиение, необоснованная тревога и т.п. Подобные жалобы наблюдаются у детей с синдромом вегетативной дистонии, болезнями органов пищеварения. Дети, главным образом девочки, «уходят в болезнь». Они длительное время предъявляют жалобы на боли в животе или диспепсические расстройства (тошнота, изжога), хотя объективных данных, свидетельствующих об обострении основного заболевания, нет. Эти больные особенно требуют внимания со стороны медицинских работников, которые должны умело использовать любое психотерапевтическое воздействие.

    Следует считаться с характером основного заболевания. Например, у детей с повышенной кровоточивостью (тромбоцитопеническая пурпура, гемофилия) могут легко возникать внутренние и наружные кровоизлияния - в кожу, суставы. Таким больным детям, особенно дошкольного возраста, необходимо постоянное внимание взрослых (мать, бабушка). Дети отличаются непоседливостью, чрезвычайно подвижны. Отсюда высокая возможность травматизации во время игр со сверстниками, при «обычных» ситуациях.

    В хирургических отделениях также существуют свои особенности работы с больными. После перенесенного оперативного вмешательства ребенок находится сначала в реанимационном, а затем в хирургическом отделении.

    Строгий постельный режим сказывается на самочувствии и настроении детей, особенно младшего возраста. У них возникает повышенная капризность, раздражительность и беспокойство, немотивированное чувство страха. Преодоление этого во многом зависит от постоянного доброжелательного внимания медицинских работников, их профессионального опыта, позволяющего своевременно, на фоне субъективных жалоб, распознать признаки ухудшения состояния больного ребенка. Особого ухода требуют дети, вынужденные неделями и даже месяцами находитьсявпостели (дети стравмами, ортопедическимизаболеваниями и др.). Создание соответствующих условий в отделении, а главное -

    индивидуальный подход к каждому больному позволяют лучше преодолевать негативные последствия длительной обездвиженности и способствуют более быстрому выздоровлению. Обязательны ежедневная лечебная физкультура и курсы аппаратной физиотерапии.

    Свои особенности имеет работа с детьми, госпитализированными в глазное и оториноларингологическое отделения. Снижение или даже временная утрата зрения и слуха крайне неблагоприятно переносится ребенком и подвергает его опасности возникновения травм, несчастных случаев и т.п. Медицинскому персоналу, работающему с такими детьми, помимо высокого профессионализма и постоянного внимания, должно быть присуще желание и способность понимать психологическое состояние больных.

    В еще большей степени сопереживать больному ребенку, соблюдать особый такт в общении с ним обязаны медицинские работники в таких специализированных отделениях, где лечатся дети с новообразованиями, включая острый лейкоз, тяжелыми иммунодефицитными заболеваниями.

    Весь медицинский персонал при работе с детьми в инфекционном отделении должен строго следовать этико-деонтологическим принципам. Возможность заразиться от больного и риск возникновения внутрибольничных инфекций обусловливают необходимость проведения комплекса профилактических мероприятий. Особое внимание обращается на содержание больного в отделении, так как многие заболевания требуют пребывания ребенка в боксе. Медицинский персонал должен не только неукоснительно соблюдать правила личной гигиены в процессе ухода, выполнять в полном объеме медицинские процедуры, проводить весь комплекс дезинфекционных мероприятий, но и осуществлять динамичное наблюдение за больными, принимая во внимание их нервно-психическое состояние в связи с полной изоляцией.

    Лечебно-охранительный режим в детском учреждении. В нашей стране благодаря работам И.П. Павлова утвердился один из принципов организации лечения - так называемый лечебно-охранительный режим. По существу, это создание оптимальных условий пребывания больных в стационаре. Элементами лечебно-охранительного режима являются: устранение всех неблагоприятных факторов обстановки, обеспечение больным необходимых условий для сна, отдыха, приема пищи, четкое соблюдение правил внутреннего распорядка, борьба с болью, страхом изоляции, боязнью лечебно-диагностических процедур, отвлечение

    ребенка от ухода в болезнь, строгое соблюдение психотерапевтических принципов общения медицинского персонала с больным.

    Воздействие лечебно-охранительного режима на ребенка начинается уже при поступлении в стационар.

    Большое влияние на детей оказывают общий вид больницы, ее расположение, ухоженность территории, где должно быть предусмотрено место для прогулок и игр. Исключительное значение имеет контакт медицинских работников с ребенком в приемном отделении. Помимо хорошей организации труда в этом отделении больницы, от медицинского персонала требуются доброжелательность, чуткое внимание к любому больному и его родителям, оперативность при оказании первой медицинской помощи.

    Благоприятное влияние на психику больного оказывают внешний вид и хорошее санитарное состояние помещений приемного отделения, коридоров, палат, столовых, санитарных узлов, игровых комнат и пр. Уборка этих и других помещений больницы должна проводиться в строго регламентированное внутренним распорядком время.

    При поступлении ребенка в отделение медицинские работники обязаны проявлять внимание, оперативность в размещении больного, профессионализм, что нередко позволяет избежать осложнений заболевания или исключить нежелательные контакты с другими детьми. Важен принцип рационального размещения больных с учетом их психологической совместимости. Значение имеют возрастные различия, поскольку дети старших возрастов (11-14 лет) благотворно влияют на дошкольников, стремящихся подражать старшим.

    В осуществлении лечебно-охранительного режима велика роль правильной организации питания, включая передачи разрешенных продуктов. Вкусная и разнообразная пища, свежие овощи и фрукты, хорошая сервировка стола, благоприятная обстановка при приеме пищи - вот далеко не полный перечень составных лечебного питания в больнице.

    Не следует забывать о возможности влияния таких психотравмирующих факторов, как диагностические (взятие крови, эндоскопия) и лечебные (пункция) процедуры.

    Врачебная тайна. Медицинский работник не имеет права разглашать сведения о больном, полученные во время обследования, лечения и наблюдения. Не следует вслух высказывать мнение о состоянии больного, возможном прогнозе заболевания, давать оценку применяющемуся лечению и т.п. Особое значение в сохранении врачеб-

    ной тайны имеет правильное хранение медицинской документации. Ни один из документов не должен быть источником разглашения врачебной (медицинской) тайны.

    Юридическая ответственность. Медицинский персонал несет не только моральную ответственность за охрану здоровья больных и выполнение своих обязанностей. Российское законодательство предусматривает юридическую ответственность врачей и медицинских сестер в следующих случаях:

    1)небрежное отношение к своим обязанностям, повлекшее за собой ухудшение состояния здоровья больного, рассматривается как преступная халатность;

    2)нарушение санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил, если эти нарушения повлекли или могли повлечь распространение эпидемических и других заразных заболеваний, рассматривается как преступление против здоровья населения;

    3)грубое нарушение техники манипуляций, повлекшее за собой смерть больного, рассматривается как непредумышленное убийство;

    4)хищение лекарственных препаратов и инвентаря рассматривается как хищение государственной или иной собственности;

    5)хищение наркотических анальгетиков рассматривается как особо опасное преступление;

    6)неоказание больному помощи лицом, обязанным ее оказать, если в результате этого наступили тяжелые последствия (смерть, тяжелое состояние), рассматривается как уголовное преступление.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1.Что такое медицинская этика?

    2.В чем заключается этический долг медицинского работника?

    Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.

    ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздравсоцразвития России

    Кафедра педиатрии педиатрического факультета

    Зав. кафедрой профессор С.Ф.Гнусаев

    УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    Медицинская этика и деонтология в педиатрии

    Выполнил: студент 104 группы

    педиатрического факультета

    Манюк А.В.

      Особенности медицинской этики и деонтологии в педиатрии.

      Качества, необходимые врачу-педитру.

      Сложные ситуации в общении детского врача и матери в период беременности и первые годы жизни ребенка.

      Медицинские эксперименты в педиатрии.

    Заключение.

    Список литературы.

    Введение.

    Согласно существующей терминологии, этика – учение о нравственных, моральных нормах и правилах, которые определяют взаимоотношение людей в семье, обществе, в быту и трудовой деятельности.

    Деонтология (греч. deon - должное, logos - слово, наука, учение) – раздел общей этики, в котором рассматриваются специфические критерии долга, моральных требований при исполнении профессиональных обязанностей.

    Принципы поведения врача и такт всего медицинского персонала в их практической и научной деятельности названы медицинской деонтологией (медицинской этикой).

    Под деонтологией в медицине понимают принципы поведения медицинского персонала, которые направлены на максимальное повышение полезности лечения путем создания благоприятного психологического климата с пациентами, а также поддержание отношений между членами коллектива вне зависимости от занимаемой ими должности.

    Стоит отметить, что, несмотря на то, что медицинская этика и является своеобразным сводом правил и запретов, но регулируется только совестью врача и медицинского работника.

    Также стоит выделить ещё один раздел медицинской этики – биоэтику, которая связывает современные генные технологии и человеческие ценности.

    Основные деонтологические принципы отражены в ряде международных документов:

      Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН, 1948 г.)

      Международный кодекс медицинской этики (Женевская декларация, 1949 г.)

      Декларация прав ребёнка (1959 г.)

      Конвенция о правах ребенка (1979 г.)

      Всемирная декларация ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

    1 Особенности медицинской этики и деонтологии в педиатрии.

    Наиболее сложные взаимоотношения детского врача и медицинского персонала с детьми и их родителями, что и объясняет выделение ещё одного раздела медицинской этики – педиатрической деонтологии.

    Можно выделить 4 проблемы в контакте врача-педиатра и медицинских сестер с больными детьми и их родителями:

      Их деятельность основана не только на прямом контакте врача и ребенка, но и на контакте с ближайшими родственниками с их восприятием состояния здоровья ребенка и с их особенностями характера.

    Врач-педиатр должен находить подход к родителям и близким родственникам, не забывая при этом о сохранение медицинской тайны. Кроме того в последнее время с распространением легкодоступных и притом не всегда точных источников информации некоторые родители считают, что знают как лучше будет для их ребенка, не всегда понимая при этом суть проблемы и её последствия. В качестве примера – отказ родителей от профилактических прививок. Следствием этого стал рост заболеваемости дифтерией, корью, туберкулёзом, эпидемические вспышки коклюша.

    Несмотря на то, что некоторый процент прививок сопровождается побочными эффектами, но отказ от них чаще всего несет больший риск, что и должен доступно объяснить родителям врач.

      Необходимость использования специальных навыков общения с детьми, которые основаны на знании их возрастных особенностей.

    Любой врач-педиатр должен учитывать возраст ребенка. Педиатр должен быть одновременно и педагогом, ведь в первую очередь контакт налаживается именно с ребенком. К примеру, стоит отметить, что если при осмотре ребенок не сопротивляется врачу, то родители будут относиться к последнему с большим доверием.

      Необходимость глубоких знаний не только в возрастной патологии, но и возрастной физиологии, без которых трудно выявить ранние отклонения, свидетельствующие о болезни.

    Организм человека в первые годы жизни претерпевает наиболее сильные изменения, строение организма детей разных возрастов довольно сильно отличается и врач-педиатр должен это учитывать.

    2. Качества, необходимые врачу-педиатру.

    Деятельность детского врача благородна и почетна: ему поручена охрана здоровья и жизни ребенка на всех этапах его развития, вплоть до подрасткового возраста. Успешно выполнить эту задачу может лишь человек, наделенный высокими нравственными качествами, обладающий чувством ответственности за порученное дело, глубоко понимающий общественную значимость своей деятельности, неустанно повышающий уровень профессиональных знаний и умений.

    По-настоящему хорошим врачом-педиатром может быть лишь человек, любящий детй, способный к искреннему сопереживанию и сочувствию, неравнодушный к чужому горю. К лучшим качествам его личности следует отнести желание и стремление делать добро людям, бескорыстно помогать им в любой экстремальной ситуации, не считаясь при этом с личными интересами.

    Анкетный опрос больных в нашей стране и за рубежом показал, что пациенты высоко ценят такие качества личности врача, как эмоциональность, высокий интеллект, компетентность в своей специализации.

    Один из самых страшных изъянов в личности врача-педиатра – равнодушие, безразличное, спокойно-холодное отношение к страданиям больного ребенка, тяжким душевным переживаниям его родителей и других близких лиц. Можно без преувеличения сказать, что равнодушие – абсолютный признак профессиональной непригодности человека к врачебной деятиельности, особенно педиатрической.

    Также предъявляются высокие требования к честности врача-педиатра. Ведь родители готовы отдать всё для здоровья ребёнка и использование этого в личных целях должно всячески осуждаться и уложиться в сознании каждого детского врача, как абсолютно неприемлемое.

    Соблюдение врачебной этики в отношении к ребенку не зависит от его возраста. В педиатре должны сочетаться высокий профессионализм, любовь и терпение к детям.

    3. Сложные ситуации в общении детского врача и матери в период беременности и первые годы жизни ребенка.

    В настоящее время доказана огромная значимость совместного пребывания вместе матери и ребенка после родов и в первые годы жизни. Но бывают ситуации, когда мать не может или не хочет ухаживать за своим ребеком:

      Мать не в состоянии заботиться о ребенке, при этом серьезное заболевание или смерть – единственная причина.

      Мать неспособна заботиться о ребенке по другим причинам.

      Мать и родственники не хотят заботиться о ребенке.

    Судьба детей часто в подобных ситуациях зависит от позиции врача, его такта при обучении и убеждении матери.

    Также стоит учитывать, что от момента рождения до школьного возраста, когда ребенок сможет сам объяснять врачу свои жалобы, педиатру предстоит анализировать жалобы не пациента, а родных.

    Также серьезной проблемой, требующей хорошего такта является информирование родителей о наличие у их ребенка наследственных болезней, вплоть о предложении прерывания беременности, если это действительно необходимо.

    Также при возможной необходимости аборта стоит учитывать:

      Право плода на жизнь.

      Тяжесть патологии.

      Возможность лечения болезни в постнатальном периоде.

      Эмоциональная травна, наносимая беременной известием об угрозе болезни будущего ребенка.

    Умение аккуратно преподнести тяжёлую информацию родителям - ещё один из аспектов педиатрической деонтологии.

    4. Медицинские эксперименты в педиатрии.

    Вопрос о правомерности клинических экспериментов на людях – один из ключевых в медицинской деонтологии.

    При проведении испытаний взрослый, в отличие от ребёнка, сознательно доверяется врачу. Поэтому ответственность педиатра, проводящего исследования на детях, значительно выше, чем терапевта.

    Согласие родителей на эксперимент с ребенком необходимо, но они не могут давать его в тех случаях, когда исследование связано с определенном риском.

    Заключение.

    Любой медицинский работник должен понимать, что для выздоровления пациента важна не только эффективность лечения, но и характер отношений между ними. Чтобы пациент своевременно и точно выполнял указания врача, он должен полностью доверять ему. Более того, в критические минуты именно врач имеет возможность первым поддержать своего пациента, вселить в него оптимизм, что поможет пациенту поверить в благоприятный исход лечения и преодолеть трудности на пути к выздоровлению.

    Соблюдение деонтологических норм в педиатрии имеет наибольшее значение, причем не только из-за тяжести профессии и необходимости найти подход к родителям больного ребенка и самому ребенку, но и из-за отстутсвия законов, охраняющих детей, их здоровье и благополучие с позиции биоэтики, что создает условия не только для нравственных, но и для правовых нарушений.

    Именно в этих условиях крайне важно не предавать забвению нравственные постулаты и принципы человеческих отношений, медицинской деонтологии, в особенности по отношению к наименее защищенному – детскому населению России.

    Весьма подходит сюда высказывание Альберта Эйнштейна: «Моральные качества ученого имеют, возможно, большее значение для всего хода истории, чем научные достижения, как бы они ни были велики».

    Список литературы:

      Этика, медицинская деонтология и биоэтика в педиатрии. Вельтищев Ю.Е.\\ Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1995 - №1.

      Еренкова Н.В., Шамсиев Ф.С. Этика и деонтология в педиатрии. Издательство имени Ибн Сины, 1991 г.

      Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине., 1990 г.

    Интернет ресурсы:

      http://www.sisterflo.ru – сайт медицинских сестер.

      http://med-tutorial.ru – медицинский справочник.

      http://www.medical-enc.ru – медицинская энциклопедия.

      http://bsmy.ru – неофициальный сайт БГМУ