Российский духовно культурный центр в париже адрес. В российском духовном центре в париже будут ежедневно молиться за дружбу

В километре от Эйфелевой башни на берегу Сены со среды, 19 октября, открылось «окно из Парижа»: русский духовно-культурный центр и Свято-Троицкий собор. Отныне почувствовать себя на русской земле можно в самом сердце французской столицы: комплекс находится на пересечении набережной Бранли и авеню Рапп.

Центр является частью посольства РФ во Франции, попасть туда, впрочем, могут не только россияне, но и граждане других государств по паспорту. Для соотечественников в ближайшем будущем также должны заработать выставочные пространства и аудитория на 200 человек, зоны отдыха с библиотекой и кафе, начальная школа на 150 учеников и, конечно же, 36-метровый православный храм. Символично, что путь к храму лежит через Франко-Российскую авеню, названную так еще в 1911 году.

Открывать культурный центр должен был президент РФ Владимир Путин, но он свой визит в последний момент , так что за него отдувалась делегация во главе с министром культуры РФ Владимиром Мединским и российским послом во Франции Александром Орловым. Мединский на церемонии открытия зачитал приветствие президента: «Создание этого уникального комплекса стало зримым свидетельством прочности российско-французских культурных и гуманитарных связей, обоюдного стремления народов наших стран к конструктивному диалогу и сотрудничеству». В свою очередь

представитель патриарха Кирилла пообещал, что «в этом храме будет совершаться ежедневная молитва о России, о Франции и о дружбе между нашими народами».

Франко-российские связи в контексте строительства центра в 7-м округе Парижа выглядят довольно запутанными. Впервые о строительстве заговорили шесть с половиной лет назад. Тогда Россия, обогнав Саудовскую Аравию и Канаду по щедрости бюджета, выкупила 4245 кв. м элитной парижской земли по самому высокому тарифу. Был объявлен конкурс на проект центра, который выиграл архитектор Нуньес-Яновской и московское бюро «Арчгрупп».

Фоторепортаж: Российский духовно-культурный православный центр в Париже

Is_photorep_included10259213: 1

По проекту здание выглядело как «церковь-волна» из стекла и бетона, и, по словам экс-президента Франции Жака Ширака, оно должно было стать «мостом, связывающим народы в духовном плане». Но несмотря на то, что договоренность о реализации проекта была подписана президентами Дмитрием Медведевым и Николя Саркози, «волна» никаким мостом не стала. Бывший мэр Парижа Бертран Деланоэ запротестовал от лица всех парижан, так что, дабы «не портить внешний вид Парижа и не затмевать Эйфелеву башню», проект было решено пересмотреть.

Спустя три года уже новые президенты обеих стран договорились и о новом архитекторе, и о новой дружбе, символизировать которую должен храм. Французский зодчий Жан-Мишель Вильмотт, неоднократно работавший в России, реализовал проект значительно скромнее и меньше по площади (здания занимают лишь половину земельного участка). Весной 2015 года началось строительство: проект оценивается в €170 млн. Помешать процессу тогда попытались бывшие акционеры ЮКОСа, заявившие свои права на лакомый кусок земли. Однако участок, обладающий дипломатическим иммунитетом, по окончательному решению французского суда оказался целиком и полностью в распоряжении российского правительства.

Набережные Сены признаны частью всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому фасад Свято-Троицкого собора с его пятью золотыми куполами автоматически становится культурным символом города.

Архитектор Вильмотт взял за основу Успенский собор в Москве, однако был вынужден заменить блестящее золото луковичных куполов матовым,

а фасады отделать бургундским камнем, применяемым для строительства знаковых зданий столицы Франции.

Новый мэр Парижа Анн Идальго согласилась на такое количество золота в своем городе в первую очередь из-за того, что Московский патриархат ранее вынужден был ютиться в маленькой церквушке. Храм Трех Святителей в малопримечательном 15-м округе на улице Петель был переделан из гаража и никак не вмещал православных парижан, которых с каждым годом становилось все больше и которые были вынуждены стоять на улице во время церковных праздников. В свою очередь собор Александра Невского на улице Дарю в 8-м округе Парижа существует уже более двух веков и без проблем может вместить Константинопольский патриархат. Однако храм, воспетый поэтами эмиграции, витриной современной России все же никак не назовешь.

Простые французы, знающие по-русски, как правило, три слова — «Путин», «водка», «олигарх», при этом мало знакомые с православной культурой, характеризуют новый центр все теми же словами: «храм Путина, деньги олигархов». Впрочем, наши соотечественники, посещающие собор Александра Невского или еще около 20 существующих церквей и соборов на территории Парижского региона, также относятся к новому центру с негодованием, называя его в беседах с «Газетой.Ru» храмом роскоши.

Эксперт в области религии Жан-Франсуа Колосимо и вовсе сравнил духовный центр с чем-то громоздким и неуместным:

«Еще недавно этот проект я назвал бы подарком на свадьбу, но этот подарок со временем стал совсем ненужным, маргинальным, даже лишним и мешающим».

Видный историк в области православия Антуан Аржаковский считает проект культурного центра на набережной Бранли «странным и неоднозначным». Несмотря на то что церковь и государство в России разделены, новый храм «смешивает религию и политику в двух шагах от Елисейского дворца и министерства иностранных дел», заявляет Аржаковский.

Также некоторые французские СМИ, отдавшие первые полосы 11 октября фотографиям Владимира Путина и статьям об отмене визита российского президента, сегодня отмечают , что «культурный центр вместо символа русско-французской дружбы стал скорее символом ссоры».

По соседству на набережной Бранли находится Музей примитивного искусства народов Африки, Азии, Океании и Америки. Для полного разнообразия культур не хватало только Восточной Европы. Теперь же набережная одного из самых престижных районов Парижа открывает полную перспективу культур, где Россия — впереди планеты всей.

Французы ассоциируют золотые купола нового православного храма в первую очередь с мощным влиянием российского президента на мировую общественность. Местные СМИ пишут, что «Владимир Путин установил в сердце Парижа православный храм, сообщив тем самым о том, какое место занимает его страна в мире». Другие же СМИ откровенно называют Свято-Троицкий собор «новым Кремлем на Сене», «храмом Путина» или «храмом пропаганды». Французские эксперты также утверждают , что «вседозволенность российского правительства не имеет границ», а возведение храма «не имеет ничего общего с религией, а исключительно с дипломатией».

Одним лишь утешаются «обиженные Путиным» французы: на месте православного храма могла бы уже давно возвышаться очередная мечеть, ведь именно Саудовская Аравия больше всех претендовала на участок, к которому ведет Франко-Российская авеню.

В самом сердце Парижа большое историческое событие - торжественная церемония открытия Российского духовно-культурного православного центра. Грандиозный проект, в котором соединились и русская душа, и французский шик - Центр как символ духовных связей двух народов. Приветственное послание направил участникам церемонии в Париже президент России.

Владимир Путин уверен: Центр займет достойное место в ряду культурных достопримечательностей Парижа, а его деятельность послужит сохранению традиций дружбы и взаимного уважения, которые связывают россиян и французов.

Желающих увидеть историческое событие своими глазами было больше, чем могли предположить организаторы. Общественные деятели, писатели, депутаты, эмигранты, политики - и русские, и французы. Рядом с министром культуры Мединским - мэр Парижа Анн Эдальго. Аплодисменты, восторженные отзывы и бурные обсуждения. Невероятный проект стал реальностью. В центре Парижа православный собор. В граните и мраморе - на века.

Камень из Бургундии - из такого же построен Нотр-Дам-де-Пари, до Эйфелевой башни 600 метров. Еще несколько лет назад проект центра казался амбициозным, несбыточной мечтой. Но все состоялось, центр открылся, и сегодня сюда впервые пустили журналистов и гостей. Здесь невероятно легко, просторно, много воздуха. Центр - это не одно здание, а целый комплекс строений, и в сердце православный храм - пятиглавый, пятикупольный собор в Париже, который виден отовсюду.

От гордости буквально светился, главный архитектор Жан-Мишель Вильмотт сегодня принимал поздравления. Его проект и французская, и российская сторона приняли с воодушевлением. Собор и здания вокруг построили за полтора года. Сложное архитектурное решение, в котором православные каноны сочетаются с уникальной парижской архитектурой и современными технологиями. К примеру, купола сделаны из стекловолокна с неограниченным сроком службы, при этом покрыты сусальным золотом.

«Посмотрите, как четыре строения вписываются в квартал. Ничего не было сделано случайно. Собор расположен на одной оси с дворцом Альма, который мы заново для себя открываем. Все фасады же выходят на авеню. Это продолжение города», - поясняет Жан-Мишель Вильмотт.

По масштабам центр сравнить с чем-то сложно. До этого самым значимым и грандиозным российским сооружением еще царских времен считался Мост Александра III.

«Этот проект действительно уникальный. Я уверен, что это будет одно из любимых мест посещения не только наших соотечественников, не только православных, приезжающих в Париж, но я думаю, что это будет одно из любимых мест взаимного общения, посещения гостей Парижа, французов, наших друзей», - сказал министр культуры РФ Владимир Мединский.

«Этого момента мы ждали долгие годы. Была очень напряженная работа, чтобы построить этот замечательный центр. И вот двери его открываются. Это праздник на нашей улице, праздник на парижской улице. Этот центр, безусловно, станет украшением Парижа», - рассказал Чрезвычайный и Полномочный посол РФ во Франции Александр Орлов.

Еще недавно русская община в Париже собиралась в подвале велосипедной фабрики. Величественный храм на берегу Сены - символ духовных связей двух наций. Здесь будут встречаться, обсуждать и открывать для себя Россию французы. Центр - еще и место культурного паломничества.

«Культура и духовность или религия как часть культуры - самое важное, что существует. Оно важнее политики, экономики и всего. Я думаю, что событие, которое сейчас происходит, с одной стороны показывает, как это важно, а с другой стороны показывает, как важно не ломать эти связи. И как плохо, если их иногда даже пытаются использовать в политических целях», - сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Эрмитаж и Пушкинский музей привезли в Париж в эти дни грандиозную выставку. Без преувеличения. В выставочном комплексе недалеко от Российского центра культуры - Пикассо, Матисс, Ван Гог. Спустя век коллекция Щукина, поделенная революционерами на два музея, воссоединилась. Его внук, француз по рождению, накануне открытия с волнением обходит залы.

"Четыре месяца, чтобы это увидеть, что вы никогда не увидите, даже несмотря на факт, что картины будут возвращаться к вам, что они будут висеть в Эрмитаже и в Пушкинском, но это совершенно не это ощущение, совершенно другое", - уверяет внук С.И. Щукина Андре-Марк Делок-Фурко.

"Это одна коллекция, которая существует в двух чудесных музеях, правда. Но соединение ее - это тоже очень важная часть того долга, который мы отдаем Щукину. И особенно здорово, что это происходит здесь, в Париже, на родине тех художников, которые, собственно, и являются сердцем этой коллекции", - отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Русские сезоны. Так и напрашивается сравнение, глядя на список российских событий в Париже. Сразу после открытия Культурного центра в первый же его рабочий день здесь Конгресс русской прессы под эгидой ТАСС. В зале собрались делегаты из 60 стран.

«Давно такого не было, когда совершенно неправильно, совершенно извращенно подается информация о нашей стране, о наших действиях, о наших идеях. Замалчивается хорошее, на первый план выходит все негативное. Давно такого не было, и наша задача как раз перебороть это. И русскоязычная пресса здесь будет в первых рядах», - подчеркнул президент Всемирной ассоциации русской прессы Виталий Игнатенко.

Здесь будут проводить выставки, концерты, здесь будут в том числе и французские дети изучать русский язык, здесь будут молиться. А сам архитектурный образ строений французские политики уже называют символом открытости. Таким Российский центр в Париже и задумывался.

Культурная политика

Вчера в Париже был открыт Русский духовно-культурный православный центр, в состав которого вошли школа, культурный центр, здание причта и церковь Святой Троицы. На открытии побывал парижский корреспондент "Ъ" АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ.


Деловой праздник


Открытие переносили трижды — ждали президента Путина, без него и храм не храм. Президент не приехал. Приехал министр культуры Владимир Мединский. Без президента не след ехать и патриарху — его представлял Антоний, епископ Богородский. Патриарха ждут 4 декабря, когда церковь должны освятить и провести в ней первую службу.

Русских дипломатов в Париже возглавлял посол Александр Орлов, здоровавшийся с гостями и беседовавший с госсекретарем по отношениям с парламентом Жан-Мари Ле Гуэном.

"Смотри, тут тебе и левые, и правые",— сказал мой сосед, французский журналист, глядя на идиллическую беседу архитектора Жан-Мишеля Вильмотта с яростной социалисткой мэром Парижа Анной Идальго и мэром богатого 7-го округа, где угнездился русский храм, правой "республиканкой" Рашидой Дати. Вместо того чтобы привычно обмениваться партийными пинками, дамы вежливо слушали автора проекта.

Явился экс-министр культуры Фредерик Миттеран, который раньше окрестил проект "собором Святого Владимира", пришел бывший посол в России Жан де Глиниасти, которого с удовольствием вспоминают в Москве. И поскольку завтра в Париже открывается важнейшая выставка из собрания Эрмитажа и Пушкинского музея, собралась музейная публика — Михаил Пиотровский и Марина Лошак, по делу явились журналисты, без дела — их начальники, в том числе главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов.

После речей, которые держали представители, архитектор и строители, мэры города и района, гости перешли в церковь и впервые смогли оценить здание. Мизансцена в церкви, наполненной просветленной публикой в костюмах, чем-то напомнила богатую свадьбу в осеннем Подмосковье. Стены и своды еще не расписаны, иконописцы приедут из России, и нам не скоро предстоит увидеть их работу. Духовные лица в черных одеждах сновали по ступенькам, как моряки, знакомящиеся с новым кораблем.

История запроса


Россия купила участок в Париже на набережной Бранли в 2010 году. Другие претенденты — а среди них были канадцы, китайцы и саудиты — тендер проиграли. Одни — по денежным причинам, другие, как уверяли, по идеологическим. Участок достался нам за сумму от €60 млн до €70 млн. После этого вокруг еще не построенного храма начали разыгрываться дьявольские страсти. Победитель архитектурного конкурса Маноло Нуньес-Яновский был отставлен — и с тех пор тщетно грозит судом и разорением России, парижской мэрии и архитектору Жан-Мишелю Вильмотту, который получил отказной проект и довел его до конца.

Вильмотт — не чужой в России, мы его знаем по проектам Большой Москвы и по реконструкции Малого Мраморного дворца в Петербурге. Он известен своими дипломатическими способностями, возглавляет огромное архитектурное бюро, строит по всему миру и отлично ладит с подрядчиками. Вчера он потратил почти все время своей речи, объясняя, с каким мастерством подошли к делу строители, разработавшие особую систему каменной кладки, как исключительно точно купола отливали из пластика строители яхт и как была разработана специальная позолота 24-й пробы в сплаве с палладием. "На все купола ушло всего 800 г золота,— с гордостью сказал Вильмотт,— мы тут деньги на ветер не бросали". Вопрос о деньгах болезненный, стоимость комплекса оценивают примерно в €100 млн, в частных беседах говорят "больше, много больше", но не станем же мы верить слухам.

Купола на Сене


Проект Жан-Мишеля Вильмотта критикуют многие. Причем с разных сторон — одни за робость и скуку, другие за экспрессивное "картонное православие". Однако если посмотреть на предложения других участников конкурса (они открыты и доступны до сих пор), мы увидим куда более спорные варианты. Французы там устраивают из церкви модернистский фейерверк, русские так мучительно серьезны и дотошны в своем историзме, как будто бы боятся греха.

На большинстве перспектив и фотографий новой работы Вильмотта купола светятся на фоне Эйфелевой башни. Тем самым доказывается (в зависимости от позиции критика) то удачное соответствие, то полная чужеродность здания парижской улице. Но эти фото — трюки, которые требуют от фотографа прогулки по крышам либо съемок в телескоп. Купола вообще заметны только с нескольких точек, и нигде они не выглядят слишком назойливыми.

Вильмотт специально говорил о нежелании "делать карикатуру" и стремлении "укоренить здание в Париже". Ради этого была приглушена позолота, использован парижский известняк, посажены бульвары. Разбив на четыре части общий объем и выявив фасад XIX века по дальней границе участка, он скорее развеселил улицу, чем ее подавил или испортил.

В этом смысле, кстати, чужероднее собор Александра Невского 1861 года, который выглядит на парижской улице Дарю не более органично, чем храм Спаса-на-Крови на петербургской набережной.

В чем-то здание церкви напоминает мне о перекинутом через реку поблизости "русском мосте" Александра III и национальных павильонах разных экзотических стран, в том числе и Российской Империи, которые к Всемирной выставке 1900 года как раз и строились на берегах Сены. По мнению парижан, они были никакой не порчей, а даже украшением.

Право на церковь


В состав Русского духовно-культурного православного центра вошли семинария, начальная русско-французская школа, культурный центр, включающий русскую библиотеку и помещения культурной миссии посольства. Идеей архитектора было создать сады и бульвары между зданиями, но трудно сказать, будут ли они открыты для прогулок — все-таки это территория дипломатической миссии, и уже установленный забор выглядит не слишком гостеприимно.

То, что 4 тыс. м, купленные Россией, обрели статус дипломатической земли и, следовательно, не могут быть отчуждены никакими адвокатами ЮКОСа (которые это сделать пытались), подтверждено. В этой связи по-новому может рассматриваться задача церкви в проекте. Кроме символической роли — светить куполами посреди Парижа, она очень важна для статуса участка.

Как говорят специалисты, наши юристы воспользовались так называемым правом на часовню, которым по закону 1924 года обладают дипломатические представительства. Если дипломатам негде помолиться, они имеют право купить землю и построить себе уголок для отправления культа. В эпоху СССР правом этим воспользоваться было бы странно, а в наши богобоязненные времена — почему бы и нет.

Разумеется, тут же начали говорить о том, что это "хитрый замысел русских, которые хотят продемонстрировать свою мощь, и что комплекс явно будет населен лицами не духовного, а военного звания". Рядом — управление делами президента Франции, центры спецсвязи и руководство генштаба. Посмотрим, так ли это и не переведут ли генштаб от греха подальше в строящийся по проекту того же Вильмотта новый французский "Пентагон".

Российский духовно-культурный центр (Париж)

Российский духовно-культурный центр (фр. Centre Spirituel et Culturel Russe ) в Париже - планируемый к строительству комплекс зданий, будущее место проведения культурных мероприятий русского сообщества в Париже , пространство для ознакомления парижан с русской культурой. Строения центра разместятся по адресу: Франция, г. Париж, набережная Бранли , д.1. Организатор: Управление делами Президента Российской Федерации .

Конкурс проекта

На финале конкурса проектов право авторской презентации своих работ получили 10 из более чем ста претендентов. Соискатели должны были предложить свое видение будущего центра, который должен включить в себя православный храм, семинарию , библиотеку, аудитории для проведения встреч русской общины и знакомства парижан с православной культуры.

Описание центра

Российский духовно-культурный центр в Париже задумывался авторами, как многофункциональный культурно-зрелищный духовно-воспитательный комплекс, основным предназначением которого является создание более благоприятных условий для культурной самоидентификации русскоязычного населения во Франции и на юго-восточных границах России.

Комплекс российского духовно-культурного центра будет состоять из трёх основных зон расположенных вокруг Православного Храма - Кафедрального собора Русской Православной Церкви в Париже и центрального сада.

Православный Храм

Центральным элементом Российского духовно-культурного центра является Православный Храм. Основной вход в него расположен с западной стороны из большого сада-сквера разбитого в центральной части участка. Храм приподнят на цокольном этаже, площадь вокруг храма используется для проведения крестных ходов .

В цокольном этаже под зданием Храма расположен нижний Храм, который вместе с основным Храмом может использоваться для проведения обрядов крещения, свадебных и траурных церемоний. Подъезд к собору будет со стороны Дворца Альма через ворота между корпусами. Внутреннее убранство храма будет соответствовать православным канонам. Стены Храма планируется расписать фресками иконописного стиля. В нишах наружных фасадов предлагается исполнить мозаичные панно в византийской и древнерусской традиции.

Центральный сад

Центральный сад по проекту расположен сразу за главным входом на территорию духовно-культурного центра и расположен на нескольких террасах, постепенно понижающихся к Дворцу Альма и обрамляющих соборную площадь перед южным и западным фасадами Храма.

Здание на набережной Бранли

По проекту новое здание на набережной Бранли будет включать в себя многофункциональный зал для проведения концертов выставок, приёмов и конференций. Здание на набережной Бранли органично связано с комплексом зданий выходящих на бульвар Рапп в единый функциональный комплекс обеспечивающий культурно-просветительскую деятельность и обучение и популяризацию русского культурного и духовного наследия.

Здание на углу бульвара Рапп и Университетской улицы

Здание на углу бульвара Рапп и Университетской улицы планируется реконструировать и приспособить под административные, жилые, учебные и деловые функции. Этот блок помещений центра будет иметь независимый вход с угла Университетской улицы и бульвара Рапп.

В самом сердце Парижа большое историческое событие - торжественная церемония открытия Российского духовно-культурного православного центра. Грандиозный проект, в котором соединились и русская душа, и французский шик - Центр как символ духовных связей двух народов. Приветственное послание направил участникам церемонии в Париже президент России.

Владимир Путин уверен: Центр займет достойное место в ряду культурных достопримечательностей Парижа, а его деятельность послужит сохранению традиций дружбы и взаимного уважения, которые связывают россиян и французов.

Желающих увидеть историческое событие своими глазами было больше, чем могли предположить организаторы. Общественные деятели, писатели, депутаты, эмигранты, политики - и русские, и французы. Рядом с министром культуры Мединским - мэр Парижа Анн Эдальго. Аплодисменты, восторженные отзывы и бурные обсуждения. Невероятный проект стал реальностью. В центре Парижа православный собор. В граните и мраморе - на века.

Камень из Бургундии - из такого же построен Нотр-Дам-де-Пари, до Эйфелевой башни 600 метров. Еще несколько лет назад проект центра казался амбициозным, несбыточной мечтой. Но все состоялось, центр открылся, и сегодня сюда впервые пустили журналистов и гостей. Здесь невероятно легко, просторно, много воздуха. Центр - это не одно здание, а целый комплекс строений, и в сердце православный храм - пятиглавый, пятикупольный собор в Париже, который виден отовсюду.

От гордости буквально светился, главный архитектор Жан-Мишель Вильмотт сегодня принимал поздравления. Его проект и французская, и российская сторона приняли с воодушевлением. Собор и здания вокруг построили за полтора года. Сложное архитектурное решение, в котором православные каноны сочетаются с уникальной парижской архитектурой и современными технологиями. К примеру, купола сделаны из стекловолокна с неограниченным сроком службы, при этом покрыты сусальным золотом.

«Посмотрите, как четыре строения вписываются в квартал. Ничего не было сделано случайно. Собор расположен на одной оси с дворцом Альма, который мы заново для себя открываем. Все фасады же выходят на авеню. Это продолжение города», - поясняет Жан-Мишель Вильмотт.

По масштабам центр сравнить с чем-то сложно. До этого самым значимым и грандиозным российским сооружением еще царских времен считался Мост Александра III.

«Этот проект действительно уникальный. Я уверен, что это будет одно из любимых мест посещения не только наших соотечественников, не только православных, приезжающих в Париж, но я думаю, что это будет одно из любимых мест взаимного общения, посещения гостей Парижа, французов, наших друзей», - сказал министр культуры РФ Владимир Мединский.

«Этого момента мы ждали долгие годы. Была очень напряженная работа, чтобы построить этот замечательный центр. И вот двери его открываются. Это праздник на нашей улице, праздник на парижской улице. Этот центр, безусловно, станет украшением Парижа», - рассказал Чрезвычайный и Полномочный посол РФ во Франции Александр Орлов.

Еще недавно русская община в Париже собиралась в подвале велосипедной фабрики. Величественный храм на берегу Сены - символ духовных связей двух наций. Здесь будут встречаться, обсуждать и открывать для себя Россию французы. Центр - еще и место культурного паломничества.

«Культура и духовность или религия как часть культуры - самое важное, что существует. Оно важнее политики, экономики и всего. Я думаю, что событие, которое сейчас происходит, с одной стороны показывает, как это важно, а с другой стороны показывает, как важно не ломать эти связи. И как плохо, если их иногда даже пытаются использовать в политических целях», - сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Эрмитаж и Пушкинский музей привезли в Париж в эти дни грандиозную выставку. Без преувеличения. В выставочном комплексе недалеко от Российского центра культуры - Пикассо, Матисс, Ван Гог. Спустя век коллекция Щукина, поделенная революционерами на два музея, воссоединилась. Его внук, француз по рождению, накануне открытия с волнением обходит залы.

"Четыре месяца, чтобы это увидеть, что вы никогда не увидите, даже несмотря на факт, что картины будут возвращаться к вам, что они будут висеть в Эрмитаже и в Пушкинском, но это совершенно не это ощущение, совершенно другое", - уверяет внук С.И. Щукина Андре-Марк Делок-Фурко.

"Это одна коллекция, которая существует в двух чудесных музеях, правда. Но соединение ее - это тоже очень важная часть того долга, который мы отдаем Щукину. И особенно здорово, что это происходит здесь, в Париже, на родине тех художников, которые, собственно, и являются сердцем этой коллекции", - отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Русские сезоны. Так и напрашивается сравнение, глядя на список российских событий в Париже. Сразу после открытия Культурного центра в первый же его рабочий день здесь Конгресс русской прессы под эгидой ТАСС. В зале собрались делегаты из 60 стран.

«Давно такого не было, когда совершенно неправильно, совершенно извращенно подается информация о нашей стране, о наших действиях, о наших идеях. Замалчивается хорошее, на первый план выходит все негативное. Давно такого не было, и наша задача как раз перебороть это. И русскоязычная пресса здесь будет в первых рядах», - подчеркнул президент Всемирной ассоциации русской прессы Виталий Игнатенко.

Здесь будут проводить выставки, концерты, здесь будут в том числе и французские дети изучать русский язык, здесь будут молиться. А сам архитектурный образ строений французские политики уже называют символом открытости. Таким Российский центр в Париже и задумывался.