Джек демпси. Биография. О горных львах и медведях

Бокс процветает уже несколько столетий, но только к началу XX века он приобрел статус национального спорта американских работяг. Появилась индустрия, толпы фанатов, родились первые легенды, которые дрались на пределе своих возможностей.

Одной из таких легенд был «Костолом из Манассы», иначе - Джек Демпси (1895-1983). Он вырос в бедной семье, рано начал драться и в какой-то момент завоевал титул чемпиона мира в супертяжелом весе. Его стиль боя основывался на агрессивной обороне и взрывных ударах, его технике не было равных, он быстро стал неким мифом боксерского мира. В этом нет ничего странного - за свою карьеру он проиграл лишь 6 раз, а победил в 62 боях.

Думаем, что именно у такого парня стоит учиться самообороне.

Даже ребенок может ранить взрослого

Демпси уверен, что в каждом ударе важны обстоятельства его нанесения. Он иллюстрирует свою точку зрения умозрительной историей: «Что будет, если годовалый ребенок упадет из окна четвертого этажа на голову здоровенного мужика, стоящего на тротуаре?». Дальше он продолжает: «Практически уверен, что мужик потеряет сознание. Он может умереть от сотрясения мозга или перелома шеи». Подумай об этом - даже невинный маленький ребенок может расквасить тебе лицо. Если это может сделать он, то почему ты так не уверен в собственных силах?

Остерегайся большого скопления людей, они приводят к конфликту

Лучше, когда полагаешься на ситуационную осведомленность. Не только Демпси, но и многие другие профессиональные бойцы предостерегают тебя от больших сборищ - это места повышенной опасности. Сам «Костолом из Манассы» говорил следующее:

«За последние четверть века население выросло, появился транспорт, люди стали жить очень близко друг к другу. Темп жизни стал настолько интенсивным, что сегодня гораздо больше напряжения в любом действии, чем в старые времена. Давка, темп, напряженность вызывают у людей вспышки гнева и, как следствие, провоцируют драки. Это особо заметно в городах, где драки начинаются даже от стояния в пробках, толкучке в метро и автобусах, в очередях, ночных клубах и салонах».

Мы не говорим, что ты должен избегать всего этого, но если ты идешь в место большого скопления людей, то будь готов к драке.

Используй окружение

Если тебя втянули в физическое противостояние, то прежде чем наносить удары, быстро осмотрись. За долю секунды возможно найти массу полезного из того места, где ты находишься. Поле боя - это очень важная штука, которая может как дать тебе преимущества, так и забрать их. Насколько ты хорош в драках, которые проходят в замкнутых пространствах? Если ты не умеешь драться в тесноте, то скажи своему противнику: «Ты хочешь драться? Давай посмотрим, хватит ли у тебя смелости выйти на улицу, чтобы драться со мной как мужчина!». Это особенно важно, когда в помещении сидят дружки твоего врага - они могут испортить тебе победу, поэтому улица всегда лучше.

Споткнись, прежде чем нанести удар

У Демпси был свой - назывался «Солнышко Демпси». Несмотря на забавное и миролюбивое название, сам удар снес немало голов на своем пути. Суть в том, что ты должен продвинуться вперед и как бы нырнуть под врага, чтобы нанести сокрушительный удар в челюсть, рот или нос. Если дело дрянь, то нырок можно представить в виде спотыкания, быстрого и неуклюжего шага, чтобы ввести врага в заблуждение. Сам шаг вперед придает твоему удару больше мощности, так как ты используешь не только силу рук, но и силу всего своего корпуса. Лучше всего, конечно, попрактиковаться с этим ударом дома, чтобы ненароком не упасть, когда придет время драки.

Твой мизинец - это ключ к твоей власти

Мало кто понимает, отчего рождается мощный удар. Демпси считал, что большинство людей по-дилетантски относятся к своему плечу. Он говорил, что надо «нарисовать» прямую линию от плеча к мизинцу - по этой линии проходит твоя энергия, которая и создает сильный удар. Демпси писал: «Посмотри на свой мизинец с уважением. Энергия проходит от плеча вниз к рычагу в виде кулака, и мизинец - это дуло пушки, выход энергии на волю».

Используй паузы противника, чтобы получить свой шанс

В боксе нельзя бить человека, если судья объявил перерыв, но если речь идет об уличной драке, то любой перерыв - это твоя возможность нанести удар. Особенно, когда ты «обнимаешься» со своим противником, чтобы перевести дух - такое ты точно видел в боксе, но и в уличных драках подобное не редкость.

Если ориентироваться на опыт Демпси, то выглядит это примерно так:

1) Держи свою голову слева от головы противника. Твой подборок должен быть заведен немного за его плечо.
2) Соверши маневр левой рукой, чтобы захватить противника сгибом правого локтя, и таким образом зафиксировать его правую руку так крепко, что он не сможет ее использовать.
3) Направь свою левую руку под его правую, чтобы зажать ее чуть выше локтя, чуть ниже бицепса. Когда ты держишь своего противника в такой манере, то он не может ударить тебя, но ты находишься в идеальном положении, чтобы резко сорваться и нанести неожиданный оверхэнд-удар.

Прямые удары - основа для самообороны

Любой профи скажет тебе, что прямые удары являются ключом к победе - они наиболее точны и наиболее результативны с точки зрения уничтожения обороны противника. Демпси тоже так считал, он говорил: «Некоторые современные борцы пытаются использовать удар «боло», но позвольте мне предупредить вас. Боло - это чрезвычайно показушный удар. Этот удар опаснее, чем сам противник. То же самое касается дальнобойного апперкота. Если хочешь сигнализировать своему гробовщику, то наноси их. Если хочешь победить противника, то используй прямые удары».

Для справки, удар «боло» - это экзотический боксерский удар, который напоминает апперкот: из боевой стойки рука уходит вниз.

«Костолом» считал, что главное в человеке - это его скелет. Он у всех примерно одинаков, поэтому не нужно бояться большого мужика, который идет на тебя с кулаками. Очень многих громадин можно уложить с одного удара, если научиться правильно бить. Не бойся размеров - бойся хорошей техники.

Чем быстрее бой, тем он лучше

Твой противник может устать, но ты не можешь быть уверен в его состоянии, если он просто шатается и отступает. Не заканчивай бой, если ты видишь, что он идет назад. Чем дольше ты борешься, тем меньше у тебя шансов на победу - ты можешь совершить ошибку в любой момент, а фортуна, как известно, имеет привычку изменять своему фавориту. Поэтому если есть возможность закончить бой раньше времени, то, собравшись с духом, заканчивай этот бой нокаутом. Нокаут гораздо важнее в кулачных боях, чем в боксе, потому что от него зависит твоя безопасность.

И помни, если ребенок может проломить череп взрослого мужика, то это сможешь сделать и ты.

Абсолютный чемпион мира с 1919 по 1926 г. Ро­дился 24 июня 1894 г. в г. Манасса, штат Ко­лорадо. Настоящее его имя Вильям Гаррисон. Со стороны отца он был по происхождению ирландец, а мать шотландка.

Выступления на профессиональном ринге Демпси начал в 1915 г. Быстрые победы дали ему воз­можность получить матч на звание абсолютного чемпиона с Джессом Уиллардом. Только четыре раунда понадобились Демпси, чтобы нокаутировать великана и получить звание чемпиона.

Боксёр-инфайтер

Инфайтер - это боксёр, базирующийся в своей тактике на ди­станции ближнего боя. Инфайтерамн обычно бывают коренастые, сильные боксёры, возможности которых на дальней дистанции огра­ничены.

В основу своей тактики инфайтер ставит агрессивные действия, дающие ему решительную победу в кратчайший срок. В ближнем бою, где все действия основаны на коротких нокаутирующих ударах, имеются большие возможности для использования природной физиче­ской силы. Поэтому инфайтер при встрече с противником, придерживающимся дальней ди­станции, стремится прежде всего форсировать его защиту и закрепиться на ближней дистан­ции. Для этого, преследуя противника по рингу, он старается загнать его в угол или припереть к канатам. Встречные удары противника он обычно избегает уклонами и защитной группи­рованной стойкой. Когда ему удаётся подойти к противнику вплотную, он всегда с энергией атакует противника серией ударов, стараясь на­носить их возможно сильнее. Сила удара - ос­новной шанс инфайтера на победу. Первые ра­унды боя с боксёром-техником обычно бывают проигрышными для инфайтера, когда сила его ударов еще не успела воздействовать на состо­яние противника, но, когда инфайтеру удается поймать противника на удары, последний теряет свое преимущество в технике и становится жертвой более сильного физически инфайтера.

Ярким выразителем стиля инфайтера был Джек Демпси. Он как нельзя больше отвечал вкусам американского спортивного зрителя, являясь исключительно; агрессивным и темпераментным бойцом, стре­мящимся к быстрым и решительным победам. В тактике ближнего боя он не имел равных. Его хуки и опперкоты производили разру­шительную работу и быстро приводили противника к нокауту. Обыч­ной картиной всех матчей Демпси было безудержное стремление к ближнему бою а его стороны и избегайте встречного боя с ним его противниками. Тактика безудержного нападения была подкреплена его волевыми и физическими качествами. Демпси стойко переносил удары и всегда храбро принимал встречный бой.

Из всей плеяды абсолютных чемпионов он был наиболее сокруша­ющим бойцом, обладавшим исключительной силой своих ударов. Бы­стрые победы нокаутом, преобладающие в его боевом списке, красно­речиво говорят о его боевых качествах инфайтера.


«Барабанные» удары

В американской терминологии бокса это образное название полу­чили удары, наносимые несколько раз подряд одной и той же рукой. Они наносятся только с близкой дистанции как в одну цель, так и меняя её. Количество ударов в «барабанной» серии составляет 2-3.

«Барабанные» удары действенны своей неожиданностью, потому что чередование ударов в серии обычно происходит с обеих рук по­переменно. В качестве «барабанных» ударов могут быть практикуемы хуки левой рукой, направляемые попеременно в голову и туловище. Они очень действенны, потому что в левосторонней стойке защита правой стороны тела немного сложнее, чем левой. Хорошо поставлен­ные в силе и точности фланговые удары левой рукой считаются сре­ди боксёров признаком высокого мастерства.

Также очень действенны «барабанные» опперкоты левой в тулови­ще, которое в боевой стойке, будучи повернутым вправо, находится под удобным углом для ударов левой рукой.

В качестве «барабанных» ударов для правой руки особенно прак­тичны опперкоты в туловище. Их эффективно демонстрировал в свое время Джек Демпси. Все удары, составлявшие «барабанную дробь», ой наносил одинаково сильно несколько раз подряд в левый бок противника. Они имели у него следующий тактический смысл: пер­вый удар попадал в напряженный корпус противника, а второй удар действовал уже на ослабленные мышцы живота, так как ой совпадал с моментом, когда противник делал вдох.

«Барабанные» удары дают особенный эффект в применении их бок­сёрами, имеющими сильные руки и торс. Применять их к противнику, обладающему быстрой реакцией в защите, довольно трудно.

В применении «барабанных» ударов не следует злоупотреблять их частым повторением в одно и то же место, так как противник при­способится к ним в защите и подберет контрдействия.

«Солнышко»

«Солнышко» получило свое название от вращательных круговых движений туловищем, которые Демпси применял перед атакой как финты. Тактическая цель этих финтов заключалась в том, чтобы войти в ближний бой, избегая встречных ударов и подготавливая в то же время раскрытие защиты противника. Наклонившись вперёд и вправо, Демпси начинал делать медленные движения по кругу влево, вверх и вправо. При этом его руки, согнутые в локтях, ритмично двигались внутрь и наружу. Воздействия финтов на противника Демпси усиливал небольшими шагами в стороны. Подвижность Демпси за­трудняла нанесение встречных ударов со стороны противника, за за­щитой которого зорко следил Демпси.

Результатом всей этой подготовительной работы была резкая ата­ка Демпси, начинавшаяся всегда левым хуком, направляемым в рас­крытую цель. Удар наносился им с широким выпадом правой ногой вперёд и вправо; этот выпад служил ему для удержания равновесия после удара.

Единственным средством избежания разрушительной атаки Демп­си, начинавшейся обычно с «солнышка», было вовремя отойти на дальнюю дистанцию. Со времен Демпси «солнышко» как атака, на­чинавшаяся коротким ударом, стало считаться классической атакой для инфайтеров, которые обычно предпочитают начинать её левым хуком. Боксёры, мало пользующиеся маневрированием, также ста­раются всегда перед атакой подойти ближе к противнику.

В настоящее время «солнышко» Демпси получило большое рас­пространение среди боксёров, придерживающихся, в своём стиле ближнего боя.

«Удар за удар»

Этот способ встречного боя заключается в обмене ударами с про­тивником с целью сломить его атаку и захватить инициативу боя в сбои руки.

Такая тактика наблюдается часто у боксёров, обладающих силь­ным нокаутирующим ударом и выносливостью в матчах с противни­ком, которому они уступают в быстроте и манёвренности. Она часто наблюдалась в боях Джека Демпси. Обладая сокрушительными ударами и способностью самому выдержать их, Демпси всегда стремился к обострению боя, предлагая своим противникам открытый бой.

Эта довольно примитивная тактика имеет мало общего с мастер­ством искусного боксёра, перехватывающим инициативу боя всегда путем приема, т. е. защиты, соединённой с контрударом, который слу­жит ему началом для развития контратаки. Но в отдельных слу­чаях тактика «удар за удар» может быть с успехом применена в бою с противником, не обладающим сильным ударом. Обмен ударами с таким противником будет выгоден нокаутеру, так как он позволит последнему пользоваться силой своих ударов при чередовании с про­тивником серийных ударов, при которых создается обоюдное раскры­тие зашиты.

Джек Демпси

Терёхин Константин

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

За перевод большое человеческое спасибо Nikolas1612. Вообще безумно интересно наблюдать, как фанатично преданные практики боевых искусств, двигающиеся в, казалось бы, различных направлениях, приходят к одному и тому же.

Так что я позволю себе давать краткие комментарии, там где техника великого боксера пересекается с техникой окинавского каратэ.

(Из книги Джека Демпси «Взрывные удары и агрессивная защита», 1950 г.)

Правило размена на средней дистанции.

При лобовом столкновении и обмене ударами на средней дистанции, чем «прямее» вы будете бить, тем у вас больше шансов оказаться «внутри» атаки вашего противника.

Общее правило размена заключается в том, что тот из противников кто доминирует на «центральной прямой» – имеет значительно более высокий процент попаданий в цель.

(Как говорил великий боец Мотобу Тёкки: "В тодэ есть только один секретный принцип. Суть его в том, чтобы защищать и атаковать центр человеческого тела". Оказывается – это настолько важно, что считалось секретным принципом.)

Противник, «вытесненный» с центральной прямой, вынужден бить удары по круговым траекториям с дополнительным замахом. Вытеснение противника с «центральной прямой» на средней дистанции приводит к тому, что ему остается работать преимущественно свингами со всеми вытекающими последствиями.

Круговые удары человека, вытесненного с «центральной прямой», часто запаздывают либо летят мимо, т.к. должны пройти большее расстояние по сравнению с траекторией прямого удара – которая, одновременно является и кратчайшим расстоянием до цели. Если же свинги попадают, то они причиняют значительно меньший вред, чем встречные прямые по «центральной линии». Запомните: любой тип свинга, применяемый против грамотной работы прямыми – не имеет никаких шансов на успех.

Из этого выводится правило обоюдного размена на средней дистанции – стараться как можно меньше «закруглять свои удары», стремиться овладеть центральной прямой и оказаться «внутри» линии атаки, вытеснив атакующие конечности противника на периферию.

Драка и нокаутирующий удар.

Драка имеет ряд существенных отличий от боя на ринге. Главное – очень высокий уровень травматизма. Всегда помните: чем дольше длится драка, тем больше у вас шансов стать калекой. Каждая новая минута уличного столкновения резко снижает ваши шансы выйти из него без серьезных травм и увечий. Из этого следует сразу несколько важных выводов: драку необходимо заканчивать максимально быстро.

(Для меня каратэ выделяется на фоне всех остальных боевых искусств именно акцентом на мгновенное пресечение агрессии. «Иккен хисацу». Не забыли? J )

Лучший способ прекратить драку – это нокаутировать противника. Поэтому в драке должны преобладать тяжелые нокаутирующие удары. Место легких джебов и красивых маневров - на ринге. В драке важна не красота, а эффективность.

Важность постановки нокаутирующего удара левой рукой.

Для уличного панчера огромное значение приобретает постановка нокаутирующего удара с левой руки. Почему мы стартуем с левой? Дело в том, что для «стандартного правши» левый кулак – намного важнее правого (левшу в расчет не берем, там своя специфика). Поначалу такое утверждение может показаться странным, ведь мы пытаемся как можно быстрее поставить нокаутирующий удар, и по логике надо начинать именно с «сильной» правой.

Объясню. В левосторонней стойке левая рука находится ближе к противнику. Соответственно она быстрее достигает цели и ее труднее парировать, чем правую.

(В каратэ, да и не только, существует замечательный принцип: ближайшее оружие – ближайшая цель.)

Хорошо поставленный левый прямой или хук как минимум выведет вашего противника из равновесия и откроет его для добивающего удара правой.

Бить левой не только легче, но и значительно безопаснее. Бьющая рука прикрывает подборок, с другой стороны его страхует правая рука. Удар левой – это одна из наименее уязвимых ударных позиций. Именно по этой причине с левой обычно начинают ударную серию. Стартовать с удара правой против опытного противника настолько опасно, что этот удар даже получил название «слови пиз…лину» (другой вариант перевода – «удар сосунка», досл. sucker punch). Впрочем, я ничуть не отрицаю возможности применения этого удара с убойным эффектом.

К сожалению, современный бокс почти утратил навыки нокаутирующего удара левой, повсеместно заменив его игровым джебом, который служит всего лишь подготовкой для нокаутирующего правого удара. При этом, все почему-то забыли о том, что правильно поставленный удар передней рукой может успешно отправить противника в глубокий нокаут не хуже задней.

Основы «вложения» массы тела в удар.

Базой для нанесения сильного удара является приведение в движение веса вашего тела. Существует всего 4 способа вложения веса нашего тела в ударное движение:

1) падение вперед

2) поступательное движение скачком вперед

3) вращение плеч с подключением сильных мышц спины и переносом веса тела с одной ноги на другую

4) движение массы тела вверх – например, при нанесении апперкотов.

Каждый удар совмещает в себе, по крайней мере, 2 составляющих из 4-х перечисленных. Чем больше составляющих в ударе, тем он сильнее. Именно поэтому самым сильным ударом, который можно нанести левой рукой – является прямой удар наносимый на «падающем шаге». Он совмещает одновременно 3 элемента - падение, поступательное движение тела и скручивание туловища. Сегодня этот удар почти полностью забыли и вычеркнули из боевого арсенала. А между тем, «падающий шаг» сам по себе гарантирует наличие жесткого прямого удара, в который будет вложена большая часть вашей массы.

Существует целый ряд причин, из-за которых прямой на «падающем шаге» почти перестал применяться. Новомодные инструктора учат боксеров наносить удар исключительно на скручивании корпуса. Шаг вперед с сильным вложением левой руки в удар почему-то считается опасным маневром – мол, противник может увернуться и нокаутировать встречным ударом. Ну, а шлепать джебами намного безопаснее.

А если подумать - в чем разница? По сути, каждый раз, когда вы вытягиваете левый кулак к цели, пытаясь достать до противника – вы подвергаете себя опасности получить встречный удар. Более того, боксер привыкший играть джебом – применяет его намного чаще, чем ударник, вкладывающий в переднюю руку нокаутирующую мощь. Оно и понятно - нокаутирующими ударами не размениваются понапрасну и не тыкают ими куда попало. Так не лучше ли бить передней рукой сильно, с целью послать противника в нокаут, а не просто шлепнуть его по физиономии?

Мой совет таков: легкий джеб используйте исключительно в «двойке» - когда ваш левый кулак бьет противника в верхнюю часть головы – задирая ее, и, давая, тем самым, правому удару четко поразить вздернутый подбородок. Во всех остальных случаях - применяйте технику прямых ударов «в падении».

Постановка техники прямых ударов на «падающем шаге».

Встаньте в левостороннюю стойку. Немного согните колени, перенесите основной вес тела на переднюю левую ногу, так чтобы плюсна правой стопы легко касалась пола. А теперь без предварительного вспомогательного движения сделайте длинный быстрый шаг левой ногой в направлении цели. Подчеркиваю – без дополнительных движений! Вам обязательно захочется немного сместиться назад – не делайте этого. Суть заключается в том, что вы резко подгибаете левую подгруженную ногу и позволяете телу упасть вперед с длинным шагом. Все движение - быстрое, конвульсивное и со стороны выглядит крайне неуклюжим. Но именно этот неуклюжий скачок – основа нокаутирующего прямого удара. Это база для постановки тяжелейшего прямого удара с вложением всей массы тела.

Собственно, когда мы ходим – каждый наш шаг включает в себя небольшое «падение». Человеческий шаг вообще представляет собою череду подъемов и падений. В «падающем шаге» стадия падения доведена до максимума, оно усилено по двум причинам:

1. перед шагом почти весь вес находится на передней ноге

2. шаг настолько длинный что дает гравитации возможность придать телу непривычный момент «свободного падения». Именно по этой причине в конце движения ваша левая нога тяжело «впечатывается» в пол. На закате своей карьеры Джо Ганс редко промахивался своим длинным прямым левым ударом – но когда он все-таки промахивался, приземление его левой ноги было слышно за полквартала.

Несмотря на то, что в начале шага ваш вес был загружен в основном на левую ногу – вы не упали на пол. Почему? Потому что после отрыва левой ноги от пола мыс правой ноги инстинктивно толкнул вас скачком вперед, пытаясь сохранить равновесие заваливающегося вперед тела. Левая нога вступила в роли спускового механизма для последующего толчка правой ногой.

Вновь повторяю – нет никакого предварительного движения перед «падающим шагом» – и особенно смещения назад, которое является естественной реакцией вашего тела! Смещение веса назад замедлит удар, подаст противнику сигнал о начале удара, и ослабит сам удар. В драке не бывает места для роскоши, коей являются лишние движения. На поражение цели может представиться один-единственный удобный момент. Поэтому никакой подготовки.

Обратите внимание на очень важную деталь – данный удар бьется кулаком, находящимся в вертикальном положении.

Скручивание кулака и его поворот ладонью вниз применяется в очень популярных ныне «полупрямых ударах» – которые бьются за счет вращения плеч. Но на то они и полупрямые. Есть такое правило: как только вы начинаете ставить кулак ладонью книзу – вы начинаете закруглять свой удар, и прямая превращается в едва заметную петлю .

Это природа, ее невозможно обмануть, она любит округлые движения, в них больше гармонии. Так устроено человеческое тело. Но «удар на падающем шаге» это чистый прямой удар – для него никаких вращений не требуется. Они только смажут его и придадут ему ненужные закругления. Удар должен идти четко по прямой!

Обязательно научитесь делать этот удар на длинном шаге – потом вам будет безразлично, будет ли ваш шаг длиной полметра или несколько сантиметров, которые почти не видны со стороны.

После того, как вы научитесь делать «прямой в падении», сравните его с прямым, наносимым только за счет скручивания туловища. И вы сами увидите, что во втором варианте вам никогда не добиться такого проникающего эффекта и вложения, как при «падающем шаге». Дело в том, что в левосторонней стойке боец развернут к противнику левым плечом – что существенно сокращает крутящий момент, вкладываемый в удар левой. Вот и получается, что удар левой через вращение плеч тем сильнее – чем дальше отведено назад левое плечо в начале удара. Отведение же левого плеча назад – само по себе дает сигнал опытному противнику о том, какой удар будет нанесен. Кроме того, это ослабляет Вашу защиту и создает угрозу получения встречного нокаутирующего удара.

Если вы не можете шагнуть в противника – бейте его прямыми с разворотом плечей, но если есть возможность хоть немного шагнуть вперед – бейте по принципу «падающего удара».

Краткий ликбез для тех, кому ничего не говорит это имя.

Джек Демпси, по прозвищу "Костолом из Манассы" - американский боксёр-профессионал, чемпион мира в супертяжелом весе, ярко выраженный нокаутер, провел более 80-ти боев, выиграв 62 из них, и нокаутировав своих противников более чем в 50-ти. Боксировал с 1915 по 1927 г.г.

К 1950 г. написал книгу «Взрывные удары и агрессивная защита», в которой раскритиковал современный бокс, по его мнению, превратившийся в шоу-бизнес, где боксеры игрового плана подменили истинных нокаутеров. Этот человек родился всего через 10 лет после того как в боксе официально появились боксерские перчатки. Этот боксер умел не только бить, но и очень грамотно защищаться. Прошло много лет, а современные боксеры вовсю крутят так называемое "солнышко Демпси" - оно по-прежнему актуально.

Демпси учился боксировать когда искусство кулачного боя все еще базировалось на наработках, полученных в эпоху соревнований на голых кулаках. Именно поэтому рекомендации Демпси более чем ценны и реалистичны.

Желающие могут обратиться к полному английскому варианту книги Демпси -

"Солнышко Демпси" - это технический прием легендарного американского боксера Джека Демпси . Эту убийственную комбинацию ударов Демпси часто пускал в ход, в своей карьере, выходя на профессиональный ринг.

"Солнышко Демпси" условно можно разбить на четыре основные фазы . Так по фазам будет проще ее и разучивать. Отработав одну до автоматизма, переходите к другой. Отработав другую фазу, переходите к тренировке обеих фаз в слитном исполнении и так далее.

  • Фаза 1 - из боксерской основной стойки движение туловища с приседанием справа налево с переносом веса тела на левую ногу и с одновременным полушагом вперед. Это начало "Солнышко Демпси" (иллюстрация ниже);

  • Фаза 2 - выйдя в левое крайнее положение, выпрямиться на ногах и, не приседая, сделать полукруг слева направо, перенося вес тела на правую ногу, движущуюся полушагом вперед (иллюстрация ниже);

  • Фаза 3 - повторение фазы 1;
  • Фаза 4 - полукруг, приседая вправо, с возвращением в основную стойку.

Удары, которые наносятся в конце движения каждой из фаз:

  • в конце фазы 1 - левый боковой или снизу;
  • в конце фазы 2 - встречный правой, если соперник твоего роста или ниже, или боковой снизу, если он выше тебя;
  • в конце фазы 3 наносится левый прямой . Если во время выполнения комбинации соперник сделает шаг назад и разорвет дистанцию, то боковой левой наносится на скачке вперед.

После разучивания комбинации, обязательно закрепить "Солнышко Демпси"

Легендарный

Доколе я, доживший уже до бороды седой, буду мусолить темы «парижского гипса» и «длинного счета»? Должно быть, до окоченения. Ибо в историю бокса имя этого человека вписано навсегда. Любого более или менее значимого тяжеловеса сравнивали и, наверно, будут сравнивать с Джеком Дэмпси (Jack Dempsey; он же William Harrison Dempsey, он же Kid Blackie). А начиналось все просто и незамысловато.

В течение двух лет - 1915–1916 гг. - Джек Дэмпси провел 29 боев, из которых проиграл только 2, а 18 противников нокаутировал. Кид Блэки являл собою удивительного боксера, полностью оправдывающего прозвище «тигра». Но этого тогда еще не понимали. Так, недотыкомка Майк Коллинз (Mike Collins), менеджер Фрэда Фултона (Fred Fulton) , решил выпустить «малыша» (Фрэд на 14 сантиметров был выше Джека), дабы разогреть своего подопечного перед титульным матчем с чемпионом Джессом Уиллардом (Jess Willard) . Поверить в то, что Джек сможет победить нокаутера Фултона, было немыслимо. Однако 27 июля 1918 года канзасец Фрэд был нокаутирован Джеком на 19-ой секунде первого раунда. Майк Коллинз и Фрэд Фултон были очень недовольны...

Фрэд Фултон, родом из Канзаса

Таким образом, 4 июля 1919 года на чемпионском матче перед Уиллардом предстал не Фултон, а Дэмпси. Опять же никто не верил в победу Дэмпси. Уиллард был даже не человеком, он был ковбоем, неким подобием кентавра, когда в человека гармонично вросла лошадь. Колосс, прозванный Сосной, весил 111 килограммов и имел рост 198 сантиметров: разница в пользу чемпиона в росте была 11 сантиметров, а в весе - 26,2 килограмма. Сосна глядела доброжелательно на все прочее, что копошилось под ее кроной. В самом хорошем расположении чувств Джесс потребовал юридической неприкосновенности в случае смерти соперника (справедливости ради надо сказать, что 22 августа 1913 года Уиллард уже убил на ринге Джона Янга , за что был временно дисквалифицирован).

Сосна Джесс Уиллард

Но всех снова ожидал сюрприз. Казалось, мальчик-ураган избивает недотепистого дядю, а дядя, не вникая в происходящее, никак не может понять, зачем его, ранимого, роняют? Та легкость, с какой Дэмпси завоевал чемпионский титул, может напоминать только чемпионский матч между Бэром и великаном Карнерой.

Правда, не обошлось и без конфуза. Дэмпси так навтыкал Уилларду, что к концу первого раунда тот сидел на пятой точке, как люмпен, пропивший пособие по безработице. Сосна превратилась в останки бурелома. Секунданты Джесса выбежали на ринг и стали отдирать своего подопечного от пола. И Дэмпси подумал, что бой окончен. Он даже направился к находящемуся в прострации Уилларду (наверно, для рукопожатия), но его кто-то остановил (нечего дядю пугать!). Тогда Джек просто ушел с ринга, решив, что он уже чемпион. Однако обалдевший от избиения Уиллард успел очухаться, и Дэмпси чуть не опоздал вернуться на ринг ко второму раунду — его едва не дисквалифицировали...

Короче, Джек явился для Сосны Джесса роковым лесоповалом. Но, видать, недаром Уиллард, как и Фултон, был из Канзаса. В расстроенных чувствах и с затаенной на Дэмпси обидой он покинул ринг. Впоследствии, «хвастаясь» рассечениями, сломанной челюстью и шестью выбитыми зубами, Джесс утверждал, что в перчатках Джека был какой-то груз. Уже в старости, совсем повредившись хвойной головой, он даже показывал журналистам огромный болт, который якобы подобрали с ринга после их боя с Дэмпси и которым Джек якобы наносил удары. Уилларду демонстрировали видеозапись и убеждали, что это практически невозможно. Но канзасец только качал головой: какое там видео, когда тут челюсть, зубы!..

«А мне болтом сломали челюсть...»

Подлил сала в огонь и менеджер чемпиона Джек Кернс (Jack Kearns) , уволенный Дэмпси в 1925 году. У Кернса был зуб на Дэмпси, причем не выбитый. И бывший менеджер стал распространять версию, якобы подперчаточные бинты Дэмпси были пропитаны т. н. парижским гипсом, после затвердевания коего кулаки боксера превращались в колотушки...

Надо ли говорить, что все эти версии были опровергнуты. Нашлись и бинты, и перчатки, в которых боксировал тогда Дэмпси, и никаких следов «утяжеления» не обнаружилось. Жорж Карпантье, о котором речь пойдет ниже, утверждал, что Джеку безо всякого гипса одних только рук было достаточно, дабы «выбить из человека сердце и внутренности». А он знал, что говорил.

Итак, с победой над Уиллардом Дэмпси стал чемпионом, но кумиром американского народа еще не стал. Конечно, если бы было телевидение и запись матча транслировалась по всей стране... А так... Так стало известно, что какой-то боксер с сомнительным псевдонимом Блэки (black?) побил Освободителя - ведь именно Уиллард освободил боксерский Олимп от «черного ужаса» в лице Джека Джонсона (Jack Johnson) . Особо осведомленные припомнили Дэмпси и другое. Напр., поговаривали, что он был сутенером своей первой жены (был... не был... но любить проститутку не просто, а та вообще была трудоголиком и в самом прямом смысле сгорела на работе). Припомнили и уклонизм Джека от армии в 1917 году (а что, разве это он, миролюбивый Джек Дэмпси, который даже по роже бьет в перчатках, объявлял войну? да и вообще, он единственный кормилец, ибо никто в его многочисленной семье, включая старших братьев, сам кормиться не умеет; мормоны, что возьмешь! хотите - проверьте, а?). Короче, впоследствии Джеку это простили (как и многое другое), потому что с въедливостью колорадского жука - а Джек был родом из Колорадо - он проникал в души миллионов и миллионов и завоевывал их любовь. Запись боя Дэмпси с Уиллардом уже колесила по стране, и популярность «манасского молотобойца» (Manassa Mauler) росла - таких зрелищных боев публика не помнила.

Главное, чему учил Дэмпси своих соперников, - не зевай. Вот вам бой между Джеком и Биллом Брэннаном (Bill Brennan) от 14 декабря 1920 года. 11 раундов Билл не зевал, а в 12-ом расслабился - и тут же боднул пол, ознаменовав этим нокаут. Или тот же французик Жорж Карпантье (Georges Carpentier , 2 июля 1921 г.): держался наш Жоржик 3 раунда, а в 4-ом улетел в угол, после чего был нокаутирован с такого короткого расстояния, что Тарантино с его «Kill Bill’ами» и не снилось. И отправился Жоржик, как сказано в одном популярном фильме, «к своим цветочкам»: Карпантье увлекался разведением редких видов тычинок и пестиков, за что был прозван Орхидейщиком (the Orchid Man).

Орхидейщик Жорж

Отбросив иронию, скажу, что французик был фигурой изящной. Претендуя на первенство в тяжелом весе, он, иностранец, умудрился стать популярным в Америке, чего Америка сама за собой не помнит. Орхидейщик получал доброжелательные телеграммы, сдружился с Чарли Чаплином и снялся в кино. В боксе Карпантье был блестящим техником и мудрым тактиком. Будучи намного легче Дэмпси, Орхидейщик телосложением больше напоминал легкоатлета, нежели боксера, хотя стреляющий со скоростью молнии правый кулак был создан для нокаута. На этот кулак и налетел во втором раунде Джек Дэмпси, после чего едва продержался до гонга. Недаром говорили, что Карпантье умелыми финтами производил впечатление какого-то танца, в котором противник неожиданно падал, как сломанная кукла. Но Дэмпси по-бычьи устоял. Зато пострадал снаряд, т. е. кулак: Карпантье сломал большой палец. «Бой столетия» был предрешен. Удивительно, но Орхидейщик сам предсказал, что, кто бы ни победил, его бой с Дэмпси закончится в четвертом раунде. Нострадамус! Видать, на ромашке гадал...

Да, чуть не забыл!.. Бой с Карпантье стал первым в истории боксерским поединком, который транслировался по радио. Теперь радиоприемники раскупали, как хозяйственное мыло. Увы, Попов Александр Степанович не дожил до этой поры...

А ведь надо сказать, что Дэмпси был тем кумиром в боксе, которого Америка еще не знала. Именно его бои стали собирать суммы, превышающие $1000000 (даже доходящие до двух миллионов) - к таким рекордам подошли только во времена Мохаммеда Али. Только один показатель: на бой между Дэмпси и Танни 1926 года собралось 120 557 горлопанов — это один из самых масштабных матчей по числу зрителей в истории всего спорта.

Кстати, весьма знаменательный бой, вошедший во все анналы бокса, - это поединок между Джеком Дэмпси и аргентинцем Луисом Фирпо (Luis Firpo , 14 сентября 1923 г.). Если Уиллард был канзасским кентавром, то Фирпо - пампасовым взбесившимся быком (El Toro Salvaje de las Pampas), как раз поставившим точку в карьере канзасского кентавра (матч от 12 июля 1923 года). Бычара был на 5 сантиметров выше Дэмпси и на 13 килограммов тяжелее. Но это не смущало Джека.

Луис Фирпо из пампасов

Впрочем, этот матч ознаменовался событием, из ряда вон выпадающим: во время атаки Джек не заметил, что близко подошел к канатам, и здоровяк Фирпо в суматохе выбил его с ринга. Дэмпси показал Богу подошвы. Он упал прямо на репортеров, лишив их творческой сосредоточенности, и в стиле лучших альпинистов полез через головы вверх. На этом все достижения Луиса закончились. Образно говоря, если бы Пикассо рисовал богомола, то он взял бы его образ. Дело в том, что Фирпо только и делал, что падал на колени, а то и на спину. Результат ожидаемый - Дэмпси нокаутировал Фирпо во втором раунде.


Дэмпси покидает ринг

На протяжении трех последующих лет Дэмпси не защищал своего титула, и это ему как кумиру прощалось. Но все рано или поздно заканчивается. 23 сентября 1926 года Джек встретился в поединке с Джином Танни (Gene Tunney) . Несмотря на достойный послужной список, Танни не был популярен и не стал кумиром Америки. Если до 1926 года менеджеры Джина об этом мало заботились, то сам Танни придавал этой стороне дела еще меньше значения. Во многих отношениях он был полной противоположностью Джеку. Во-первых, в отличие от демократичного Дэмпси, непьющий и некурящий Джин выглядел высокомерным аристократом, этаким выросшим до 184 сантиметров «ботаником». Во-вторых, в противоположность Джеку, Танни служил в армии и даже получил в прессе - не бесплатно - прозвище «сражающийся морпех» (the Fighting Marine). Толстый намек на уклонизм Дэмпси не сработал - Джека все равно любили (и, кстати, во второй мировой войне Джек принимал участие). Понимая это, Дэмпси выдвинул условие, чтобы титульный матч продолжался всего 10 раундов. И кумиру пошли навстречу.

Сам бой трудно пересказывать - его нужно смотреть. Вот на ринге самодовольный Танни в окружении своих наставников. Он ждет Дэмпси и лыбится. Похоже, именно эту улыбу не любила публика (говорю это при всем уважении к благородному Танни). Вот на ринг выходит Джек, направляется в угол Джина, приветствует его рукопожатием. Бой начинается. И через десять раундов заканчивается. Единодушным решением судей победа присуждается Джину Танни. Он новый чемпион мира.

Джин Танни не пил даже джин-тоника

Но не будем забывать, что Америка любила не нарциссоподобного Танни, а доступного в общении и понятного Джека. Она просто оказалась неготова к поражению Дэмпси, и тут поднялась грязная шумиха: мол, недоброжелатели перед боем чем-то опоили Джека и пр. Короче, публика жаждала матча-реванша. Однако для этого «манасскому молотобойцу» еще было нужно победить «бостонского моряка» Джека Шарки (Jack “Boston Gob” Sharkey) , известного своей самоуверенностью и игрой на духовых инструментах.

Будущий чемпион Джек Шарки был на 7 лет моложе Дэмпси, что давало ему явное преимущество. Бой между ними состоялся 21 июля 1927 года. И бился «бостонский моряк» вроде достойно, но, как сказано, - не зевай. А Джеку Шарки - потомку прибалтийцев - трудно не зевать. И зевнул, бедолага, на долю секунды в 7-ом раунде. Да тут же и рухнул на пол, как будто там родился и прожил всю сознательную жизнь, мысленно рисуя ромашки. И пусть не говорят, что Шарки был нокаутирован в тот момент, когда хотел обратиться с жалобой к рефери: это только прибалтийцы мечтают покалякать с рефери в зоне досягаемости кулаков Дэмпси, а «нормальные герои всегда идут в обход».

22 сентября 1927 года состоялся матч-реванш между Танни и Дэмпси. По единодушному решению судей этот бой Джек проиграл. Но об этом бое говорили и говорят отнюдь не меньше, чем о других боях Дэмпси. Дело в том, что правилами этого матча было оговорено, что после нокдауна соперник должен отойти в нейтральный угол. К этому нововведению еще не все привыкли. И вот в седьмом раунде Танни пропустил серию ударов и впервые в жизни оказался на полу. Джек долю секунды постоял над поверженным Джином, а потом направился не в тот угол. Рефери Дэйв Бэрри (Dave Barry) повел Дэмпси, как нашкодившего мальчишку в яслях, в другой угол. Вся эта манипуляция заняла секунд пять. И отсчет лежавшему на полу Танни Дэйв начал не в унисон с хронометристом, а с нуля (точнее, с «1») - после всех перемещений Дэмпси. В результате вышло, что Танни встал на счет «9», хотя в действительности находился на полу 14 секунд - вот он, знаменитый «the Long Count ». Надо сказать, эти пять секунд в боксе дорогого стоят, и неизвестно, как бы сложился результат матча, не произойди этого инцидента с перемещением Джека из угла в угол. На следующий день Джордж Литтон (George Lytton), один из судей боя, сообщит корреспондентам, что, по его мнению, Танни не смог бы встать без этих дополнительных секунд.

Дело усугубляется тем, что в следующем раунде уже Джек оказался в нокдауне, и теперь Дэйв Бэрри начал отсчет сразу же, не дожидаясь даже, когда Танни отойдет не только в нейтральный угол, но и вообще. Налицо т. н. «двойная бухгалтерия». (Существуется версия , что Дэйв Бэрри был подкуплен известным гангстером Максом ‘Бу Бу’ Хоффом , который имел дела со стороной Танни.) С тех пор всякий раз, когда Бэрри был на ринге в качестве рефери, в перерывах между раундами наиболее язвительные зрители хором начинали счет от одного до четырнадцати - так они доказывали, что Танни был на полу не девять, а четырнадцать секунд, т. е., по сути, был нокаутирован.

С 1927 года, после матча-реванша с Танни, Джек не давал профессиональных боев (только иногда показательные), а в начале 1928-го публично объявил о своем уходе из профессионального бокса из-за проблем со зрением. Имея коммерческую жилку, он мечтал о промоутерстве, а мечта каждого промоутера - воспитать чемпиона мира. Джеку это удалось в лице перспективного Макса Бэра. На кино- и фотохронике 1933–35 гг. мы видим Джека и Макса вместе. Их коммерческие отношения разорвались только после того, как Макс сначала потерял чемпионский титул, а потом проиграл Джо Луису, но приятелями они оставались всю жизнь.


Дружеский спарринг: Джек Дэмпси и Макс Бэр

Рассказывают, что во время матча с Джо Луисом Бэр посетовал Дэмпси: «Пока я падаю, он успевает ударить меня еще восемнадцать раз, потому что такое ощущение, что на ринге не один Луис, а целых семеро. Я, конечно, пытаюсь атаковать того из них, кто в центре, но остальные вгоняют меня в сущий ад». Дэмпси, разумеется, попытался успокоить товарища: «Макс, да тебя почти не бьют». На что Бэр ответил: «Тогда ты, ей-Богу, приглядывай за рефери! Если это не Луис, то откуда столько тумаков?..»

Все источники сходятся на том, что именно Джек Дэмпси посоветовал Максу выйти на бой со Шмелингом со звездой Давида на трусах (этот атрибут Бэр носил неизменно всю свою дальнейшую боксерскую карьеру, носил его и брат Макса, Бадди), что олицетворяло противостояние между еврейской нацией и процветающим в Германии нацизмом. То ли дед по отцу, то ли сам отец Макса был евреем, хотя сам Бэр воспитывался в католической семье. Мало того, в крови Дэмпси, как и у Бэра, было намешано множество кровей - ирландская, английская, индейская. По словам Нэта Флэйшера (Nat Fleischer) , дед Джека, опять же, как и у Макси, был евреем («The Canadian Jewish Chronicle», Dec. 4, 1959 г.).

И до своего промоутерства и после Джек Дэмпси часто выступал в качестве рефери. Окончательно уйдя из спорта, он стал владельцем фешенебельного ресторана в Нью-Йорке.

Говорят, до преклонных лет Дэмпси сохранял хорошую физическую форму. Однажды, когда Джеку было уже за 70, на него напал какой-то верзила. Навряд ли хулиган знал, что такое left hook, но сознания он лишился. Не на того напал, оглобля!.. Другой раз, во время прогулки бывшего чемпиона с супругой, двое молодых людей, вырвав из рук миссис Пиателли-Дэмпси портмоне, предприняли попытку безнаказанно удалиться. Однако «манасский молотобоец» быстро настиг недругов и сделал им молчаливое вразумление в разные части тела - да так, что правонарушители были рады сдаться под защиту блюстителей порядка. А ведь Джеку было тогда 82...

Джек Дэмпси скончался 31 мая 1983 года на 88-ом году жизни. Ныне его имя записано во всех значимых рейтингах и в Боксерском зале славы (Boxing Hall of Fame, Нью-Йорк, США). Он один из тех боксеров, к которому титул «легендарный» применятся безо всякого смущения. Да че рассказывать! - смотрите сами:

Имя : Джек Дэмпси (Jack Dempsey), известен также как Кид Блэки (Kid Blackie).

Полное имя : Уильям Харрисон Дэмпси (William Harrison Dempsey).

Прозвище : манасский молотобоец (Manassa Mauler).

Тренер : Тэдди Хэйз (Teddy Hayes).

Профессиональная боксерская карьера : 1914 – 1927 гг.

Чемпион мира : 1919 – 1926 гг.

Имя Джека Дэмпси внесено :

1920 – успешная защита титула в бою с Биллом Брэннаном;

1921 – успешная защита титула в бою с Жоржем Карпантье;

1923 – успешная защита титула в бою с Томми Гиббонсом;

1923 – успешная защита титула в бою с Луисом Фирпо;

1923 - определен журналом «Ринг» как лучший боксер года;

1925 – разрыв отношений с менеджером Джеком Кернсом;

1926 – потеря титула в бою с Джином Танни;

1927 – поражение в матче-реванше с Джином Танни («бой длинного счета»);

1929 – смерть промоутера Джорджа Льюиса ‘Тэкса’ Рикарда;

1933 – развод с Эстель Тэйлор;

Видео

Jack Dempsey, Newsreel 1.
Джек Дэмпси, кинохроника 1
6:07

Carpentier et Dempsey.
«Карпантье и Дэмпси»,
французский немой фильм 1921 года
20:20