Самостоятельная работа на уроках русского языка. Самостоятельная работа на уроках русского языка в начальных классах Самостоятельная работа русскому языку фгос

Самостоятельные работы по русскому языку I полугодие 4 класс учитель начальных классов Ковалёва А.А. Сентябрь (Первая неделя.) 4 класс Самостоятельная работа №1 1.Спиши текст, вставь пропущенные буквы. 2. Во втором предложении сверху надпиши части речи. Русский лес. Особенно краси. ру.кий лес в ранние осе.ие дни. На з.л.том фоне п.желтевшей л.ствы выделяются яркие пятна клёнов и осин. Тихо в осе.ем л.су. Только ш.лестит п.д н.гами опавшая сухая л.ства. Что – то грус.ное, пр.щ.льное слышится в.сеннем л.су. Сентябрь 4 класс Самостоятельная работа №2 1.Озаглавь и спиши текст, вставляя пропущенные буквы. 2. В первом предложении сверху надпиши части речи. 3. Выделенное слово разбери как часть речи. В солнечный осенний день пойдите в поле, в луга, на берег реки, в лес. Многие птицы собрались в стаи. В огромную стаю сбились скворцы. Они подлетели к реке, чёрным дождём посыпались вниз, облетели прибрежные кусты, расселись на ветках. Их трескотню за километр слышно. Крикливые дрозды носятся по лесным опушкам, полянам, луговинам. Заметят человека и улетают. Это – примета осени. 4 класс Сентябрь Списывание. Как жаворонки спасли своих детей. Два жаворонка свили себе гнёздышко в поле. Начался сенокос, а маленькие птенчики только что вывелись. Когда косари начали подходить к гнезду, жаворонки страшно перепугались. Как быть? Как спасти малых деток? Наконец, мать прилегла к земле, а отец вытолкнул птенчика из гнезда и усадил его на спину матери. Она улетела с ним и скоро возвратилась одна за другим птенчиком. На этот раз с птенчиком полетел отец. Так жаворонки перетаскали всех своих детей, пока косари дошли до того места, где было их гнездо. Задание: - в 1 абзаце найдите и выделите в тексте приставки; - во 2 абзаце подчеркните одной чертой предлоги. Октябрь класс 4 Самостоятельная работа №3 1.Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Гроза. Гр.за н.дв.галась. Огромная лиловая туч. медл.нно п.днималась из-за леса. Ракиты тр.вожно ш.лестели и л.п.тали. Сильный вет.р з.гудел в вышине. Д.ревья з.бушевали. Крупные капли д.ждя ре.ко з.стуч.ли по листьям. Бл.снула молния. Грянул гром. Дож.ь п.лил ручьями. Но вот солнце з.сияло. Как всё засверкало в.круг! Как свеж и прозрачен воздух! Как пахнет з.мляникой и гр.бами. Октябрь класс 4 Самостоятельная работа №4 1.Спиши, вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания, подчеркни грамматическую основу. Яркое солнечное утро разбудило р.бят поезд мч.лся мимо з.л.тых п.лей пш.ницы мимо з.лёных лугов к.ровы л.жали в густой тр.ве рядом в.с.ло прыгали см.шные т.лята Цв.ла розовая гр.чиха сиреневые шарики клевера сл.вались в.дин пуш.стый к.вёр д.л.ко с.нел густой лес под ш.роким м.стом п.качивались на в.де кувш.нки ________________________________________________________________________ Ноябрь класс 4 Самостоятельная работа №5 1.Спиши, вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания, в последнем абзаце подчеркни грамматическую основу. в лесу под огромными д.ревьями л.жали толстые слои ш.шек хвои тонких веток каждая сухая ветка с.сны была видна среди тёмной хвои оч.нь д.л.ко в с.ду же п.с.лилась ос.нь но листья наших стройных б.рёз во дворе оставались з.лёными и ж.выми приш.л первый зам.розок он надышал хол.дом на стёкла окон двери ступеньки д.рожки а ещё хол.д п.сыпал з.рнистым инеем крыш. д.мов сараев навесов и бань Декабрь 4 класс Самостоятельная работа №6 1 вариант 1. Спиши, вставь пропущенные буквы, поставь ударение, отметь орфограмму. Слова раздели на слоги. Авт.м.биль, б.р.говой, б.гатство, г.зета, ж.лезо, инт.ресный, обл.ко, ок.ло, .рех, п.ртрет, т.л.фон, п.том, т.перь. 2.Спиши, разбери слова по составу. Прогулка, сладкий, зёрнышко, садик, городок, липовый, столик, ручонка. 3.Спиши. Выдели грамматическую основу. Выпиши словосочетания. По небу плыли лёгкие облака. Яркое солнце скрылось за лесом. 2 вариант 1. Спиши, вставь пропущенные буквы, поставь ударение, отметь орфограмму. Слова раздели на слоги. Б.гаж, б.седа, в.л.к.лепный, ж.лание, к.лендарь, к.рзина, .кскурс.вод, ст.лица, ур.жай, к.рабль, т.пор, с..час, .днажды. 2.Спиши, разбери слова по составу. Походка, кислый, крошечка, лесник, шнурок, берёзовый, домик, сумочка. 3.Спиши. Выдели грамматическую основу. Выпиши словосочетания. На берегу сидел маленький мальчик. Огромная туча закрыла луну.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант 1

ЧАСТЬ 1

1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) осень3) поёт

2) радостный4) быстро

подросток

1) медвежонок3) досрочный

2) выращивал4) трёхлетнему

3. Укажите пример, в котором есть слово, образованное путём перехода из одной части речи в другую.

1) назначить часовым3) собирать подснежники

2) ревущий водопад4) в нашем училище

4. Какое выражение используют,когда говорят о чём-то ненужном, никчёмном?

1) комар носа не подточит3) палка о двух концах

2) гроша ломаного не стоит4) на дороге не валяется

5. Каким синонимом можно продолжить данное ниже предложение? Земля, по которой мы ходим, всегда воспринималась нами как символ чего-то прочного, твёрдого и ... .

1) хрупкого3) чужого

2) далёкого4) незыблемого

6. Какие 2 средства выразительности используются в приведённом ниже предложении?

Эта радостная весть, будто утренний свет, озарила наш край,

погружённый во мрак, и в глазах людей засияла надежда.

A) сравнение Б) ирония

B) гипербола Г) антоним Д) метафора

1) А, Б3) А, Г

2) В, Д4) А, Д

7. В каком ряду все слова относятся к одной части речи?

1)удивление, странный, недоумевать

2) серебряный, нашему, опытом

3) седьмой, миллионер, несколько

4) написал бы, читаем, приходите


8. Какое явление проиллюстрировано следующими примерами: сильный - сильнее; красивый - самый красивый"?

1)переход из одной части речи в другую

2) изменение по родам

3) образование степеней сравнения

4) суффиксальный способ словообразования

1)тетрадь - имя существительное 3-го склонения

2) прекрасный - имя прилагательное относительное

3) сочинить - глагол совершенного вида

4) никто - отрицательное местоимение

«У глаголов перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что

и перед -ТЬ в неопределенной форме»?

1)решать - решает3) читал - прочитал

2) жить - живите4) посеять - посеял

11. В каком ряду даны такие слова, для написания которых необходимо определить, к какой части речи они относятся?

1)ж..лтый, капюш..н

2) пр..школьный, пр..неприятный

3) (не)был, (не)глупый

4) об..явление, в..юга

1) сильнее всех3) возле ихнего дома

2) пара сапог4) стрижёт

13. У какого слова в приведённом ниже предложении НЕВЕРНО определена синтаксическая роль?

Мифы зародились в глубокой древности.

1) мифы - подлежащее 3) глубокой - определение

2) зародились - сказуемое4) (в) древности - дополнение

1)У некоторых животных мозг не больше маленького зёрнышка.

2) Мозг человека разделён на два полушария - левое и правое.

3) Клетки, находящиеся в стволе, снабжают мозг энергией и обеспечивают активность.

4) Если работа левого полушария нарушается, человек не может понимать чужую речь и говорить.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант 1

ЧАСТЬ 2 Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1)Так уж повелось на свете: человек почти никогда не замечает того, что его окружает в будничной обстановке. (2)Его вн.. (1) мание привлекает все (не) (2) обычное, странное, экзотичное. (3)Какая (3) (нибудь) странная зверюшка, обитающая за тридевять земель, сплошь ирядом бывает изучена лучше, чем многие наши постоянные спутники, с которыми мы бок о бок провод.. (4) м жизнь.

(4)Из 332 видов наших зверей только одна летяга овладела искусством планирующего полета и сделала его главным средством передв.. (5) жения. (5)Казалось бы, этаособенность зверька должна была заинтересовать натуралистов, но этого не произошло. (6)К сож.. (6) лению, белку-летягу накрепко забыли и охотоведы, и зоологи.

(7)Серебристо.. (7) серый мех летяги нежен и пушист. (8)Он очень напоминает ценный мех шиншиллы и мог бы стать дорогим украшением изысканных дамских туалетов. (9)Но скорняки не нашли способа сделать шкурку летяги достаточно прочной. (10)________, несмотря на пр.. (8) влекательность меха этого зверька, зоологи считают, что летяги в «хозяйствен.. (9) ом отношени.. (10) безразличны». (11)Обидно, когда интерес к тому или иному животному обусловлен тем, насколько он полезен человеку. (12)Летяга - редкое животное, и встреча с замечательным зверьком-планеристом оставит глубокий и радостный след в вашей памяти.

(По О. Гусеву)

пропущенной орфограммы


16. На какой вопрос в этом тексте нет ответа?

1)Каким уникальным свойством обладает белка-летяга?

2) Почему летяга не представляет интереса как пушной зверь?

3) Как люди относятся к тому, что для них сталопривычным и обыденным?

4)Что помогло скорнякам найти средство, улучшающее мех летяги?

1)показать, что окружающий нас мир таит в себе много интересного и загадочного

2) доказать, что мех летяги не уступает по качеству меху шиншиллы

3) рассказать о способах разведения летяги в условиях неволи

4) раскрыть физические механизмы, позволяющие летяге планировать

безразличны (предложение 10)? В случае необходимости обратитесь к словарю.

1) нина кого не похожи 3) бесполезны

2) такие же, как все 4) некачественны

19. Среди предложений первого абзаца укажите такое, в котором для усиления выразительности используются синонимы. Напишите номер этого предложения.

20. Из предложения 11 выпишите определительное местоимение.

21. Найдите в первом абзаце возвратный глагол. Запишите его в начальной форме.

22. Запишите словами в соответствующей грамматической форме число, которое употребляется в предложении 4

23. Среди предложений 3-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи местоимения. Напишите номер этого предложения.

24 . Какое слово (сочетаниеслов) должно стоять на месте пропуска в предложении 10?

1) Зато3) Вероятно

2) Поэтому4) В то же время

25. Среди предложений 10-12 найдите такое, в котором есть сказуемое, выраженное именем существительным. Напишите номер этого предложения.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант 2

ЧАСТЬ 1

1. В каком слове буква Д обозначает [т]?

1) отдых3) загородка

2) холодный4) победа

2. Какое слово имеет такой же морфемный состав, что и слово неласковый

1) полетим3) соломенный

2) подбородок4) шестилетний

3. Укажите пример, в котором есть слово, образованное способом сложения.

1) вечнозелёные леса 3) заниматься изучением

2) пешеходный переход 4) более миллиарда

4. Какое выражение используют для того, чтобы обозначить нечто неясное, непонятное?

1) правая рука3) выжатый лимон

2) тёртый калач4) тёмный лес

5. Каким словом следует закончить данное ниже предложение?

Поэт видел гармонию во всём: в далёком и близком, в вечном и мимолётном, загадочном и ...

1) таинственном3) удивительном

2) нелепом4) привычном

6. Какие 2 средства выразительности используются в следующем предложении:

«Лес, накрытый чёрной тенью дождевой тучи, испуганно затих,

и даже юные листочки, только что весело игравшие солнечными

бликами, в страхе замерли» 1

A)сравнение Б) гипербола

B) эпитет Г) антоним Д) олицетворение

1) В, Д3) А, В

2) Б, Г4) Б, Д


7. В каком ряду все слова относятся к одной и той же части речи?

1)двенадцатый, столетний, несколько

2) который, тебе, любой

3) профессия, занимать, обязан

4) отважен, бескорыстный, честность

8. Какое явление проиллюстрировано следующими примерами: искать - найти; ехать - приехать

1) приставочный способ словообразования

2) изменение глагола по лицам

3) видовые пары глаголов

4) изменение глагола по временам

9. У какого слова НЕВЕРНО определены морфологические признаки?

1)окажется - глагол I спряжения

2) замечательный - качественное прилагательное

3) (в) долине - существительное 1-го склонения

4) моему - личное местоимение

10. Каким примером можно проиллюстрировать следующее правило:

«У существительных третьего склонения на конце после шипящих

пишется Ь»?

1)гнаться3) темень

2) горечь4) беречь

11. В каком ряду даны такие слова, для написания которых необходимо определить, к какой части речи они относятся?

1)уб..рать, к..медия3) медвеж..нок, стереж..т

2) ра..бежаться, бе..конечный4) ус..ный, опас..ный

12. В каком примере допущена грамматическая ошибка?

1) в обоих случаях3) наилучший

2) килограмм яблок4) берегёт

13. У какого слова неверно определена синтаксическая роль в предложении: «Весело потрескивают в печи поленья»

1) поленья - подлежащее 3) весело - определение

2) потрескивают - сказуемое4) (в) печи - обстоятельство

14. Укажите сложное предложение.

1)Попробуйте присесть возле костра и некоторое время посмотреть на

2) Собирается вода в какой-нибудь впадине, и постепенно появляется

3) Жителям Севера олени заменили овец, коров, лошадей.

4) Олимпийские игры в наше время стали общемировым праздником спорта.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант 2

ЧАСТЬ 2 Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1)Люди зачастую скользят р.. (1) внодушным взором по поверхност.. (2) мира, не обращая вн.. (3) мания на то, что их окружает. (2)А если бы они решились остановит.. (4) ся и заинтересованно всмотреться, то обнаружили бы рядом с собой много необычного, любопытного и примечательного.

(З)Вот, например, маленький красный жуч.. (5) к с семью чёрными точками, которого мы называем божьей коровкой. (4)Казалось бы, это

(не).. (6) казистое существо не таит в себе ничего особенного. (5) _______ стоит поближе познакомиться с ним, и тогда откроется много замечательного.

(б)Во-первых, следует сказать о том, что насчит.. (7) вается более 4000 видов божьих коровок, которые расселились по всем частям света и всюду сумели обжит.. (8) ся.

(7)Во-вторых, следует знать, что божьи коровки - очень полезные насекомые. (8)Они поедают бесчислен.. (9) ые легионы тлей, и если бы не этот прожорливый жучок, то во многих районах страны тли уничтожили бы все сады, леса и огороды. (9)Посмотрите на зеленеющий лес, на цветущие яблони в саду, на поспевающие овощи в огороде... (10)Теперь мы знаем имя неустанного защитника, который не позволяет вред.. (10) носным тлям превратить нашуземлю в мёртвую пустыню.

(11)Вотвам и обыкновенная букашка!

(По О. Гусеву)

15. Заполните таблицу. Пропущенные буквы вставьте в таблицу в соответствии с указанным номером орфограммы. Если букву вставлять не нужно, оставьте клетку пустой.

пропущенной орфограммы


16. На какой вопрос в тексте нет ответа?

1)Что нужно сделать человеку, чтобы открыть рядом с собой мир, полный чудес и загадок?

2) Почему маленького красного жучка стали называть божьей коровкой?

3) Где обитают божьи коровки?

4) Какую пользу приносят божьи коровки людям?

1)доказать, что насекомые - это самая многочисленная и самая разнообразная группа животных на Земле

2) объяснить, как произошли названия насекомых

3) показать, что окружающий нас мир таит в себе много интересного

4) призвать людей кборьбе с насекомыми-вредителями

18. В каком значении в тексте используется слово неказистый (предложение 4)? В случае необходимости обращайтесь к словарю.

1)крошечный

2) вредный, враждебно настроенный

3) непривлекательный

4) редкий, уникальный

19. Среди предложений 1-5 найдите такое, в котором для усиления выразительности используются однородные члены. Напишите номер этого предложения.

20 . В предложении 2 найдите переходный глагол. Запишите его в начальной форме.

21. Из предложения 3 выпишите относительное прилагательное.

22 . Запишите словами в соответствующей грамматической форме число, которое употребляется в предложении 6.

23 . Среди предложений 6-10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. Какое слово (сочетаниеслов) должно стоять на месте пропуска в предложении 5?

1) Всегда3) Ведь

2) В то же время4) Однако

25 . Среди предложений 5 - 7 найдите такое, в котором есть сказуемое, выраженное именем существительным. Напишите номер этого предложения.

Карточки по русскому языку 4 класс

Тематика карточек

    Переносное значение слова 1

    Синонимы 3

    Антонимы 4

    Главные члены предложения 6,8

    Алфавит 7

    Однокоренные слова, корень 9,10

    Ударение, приставка 10

    Части речи 11

    Непроизносимая согласная 15

    Род имен существительных 16,17,18

    Связь существительного с прилагательным 20

    Имя прилагательное 21

    Род имен прилагательных 22

    Число имен прилагательных 23

    Время глаголов 24

    Предлоги 25

    Вставь пропущенные буквы 2,5,9,14,19,26

    Однородные члены предложения 27,28,30

    Грамматическая основа 28

    Знаки препинания 29,31,32,34

    Сложное предложение 33

    Члены предложения 35

    Род имен существительных 36

    Падеж, падежные окончания 37,38,39,40,41,50,51,52

    Склонение 42,43,44,45,46,47

    Ь в существительных 3-го скл. 48,49

    Число и падеж 53

    Падежные предлоги 54,55

    Склонение и падеж 56

    Связь имен прилагательных и существительных 57,59

    Род имен прилагательных 58,64,66,67,69

    Падеж, падежные окончания 60,61,62,63,65

    Число 68

    Изменить прилагательное 70,71

    Лицо 72,75

    Падеж 73

    Лицо, число, падеж 74

    Местоимение и предлог 76

    Найти глаголы 79,82

    Время 77,78,80

    Неопределенная форма 81

    Спряжение 83,84,85,87,88,89,92,93

    Время, лицо, число, спряжение 86,95,96,97

    Изменить глаголы 90

    Лицо 90,91,94

Карточка №1

4 класс. Повторение.

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни двумя чертами слова, которые употреблены поэтом в переносном значении.

Опять заря см..яться стала,

Про ноч.. забыли н..беса,

И переливно задр..жала

На свежей зел..ни р..са.

Карточка №2

4 класс. Повторение.

Вставь пропущенные буквы.

В..лна б..жит за в..лной. По морю л..тит на всех парусах к..рабль.

Со..нце л..скает море теплыми луч..ми. По берегу идет босоногий мальчик. Море п..ет ему свою в..селую песню. Быстрокрылые чайки з..вут его в д..лекое путешествие.

Карточка №3

4 класс. Повторение.

Прочитай слова, спиши из каждого ряда те из них, которые являются синонимами.

Думать, мыслить, размышлять, решать.

Сообщение, известие, рассказ, весть, событие.

Большой, крупный, гигантский, замечательный.

Молчаливый, неразговорчивый, немногословный, болтливый, безмолвный.

Карточка №4

4 класс. Повторение.

Подбери антонимы к данным словам.

Верность – …, грубость – …, доброта – …, жадность – …, несправедливость – … .

Слова для справок: справедливость, вежливость, неверность, жестокость, щедрость.

Карточка №5*

4 класс. Повторение.

Прочитай. Соедини части пословиц. Вставь пропущенные буквы.

Нет друга – ищи, а имей сто друзей.

Дружба верна не лест..ю, а т..варища выручай.

Старый дру.. а тот, кто пом..гает.

Друз..я п..знаются а нашел – бер..ги.

Не тот друг, кто потакает, а правдой и честью.

Сам пр..падай, лучше новых двух.

Не имей сто рублей, в беде.

Карточка №6

4 класс. Повторение.

Прочитай предложения. Спиши. Подчеркни в них главные члены. Над выделенными буквами укажи звуки, которые они обозначают.

В мо ё м саду раст ё т стара я я блон я . Её посадили реб я та. Осень ю ребята снимут богатый урожай я блок.

Карточка №7

4 класс. Повторение.

Прочитай. Среди данных слов выбери названия явлений природы. Запиши их в алфавитном порядке.

Дом, гроза, работа, метель, дорога, дождь, снегопад, гололедица, забор, мороз, путешествие, гром, иней, приключение, роса.

Карточка №8

4 класс. Повторение.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Я проснулся утром. Из окон лился желтый свет. Это св..тились осенние лист..я. за ноч.. сад сбросил сухую л..ству. Она л..жала на з..мле и распространяла сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми. Так нач..лась ос..нь.

Карточка №9

4 класс. Повторение.

Прочитай текст. Подбери к тексту заглавие. Вставь пропущенные буквы. Найди однокоренные слова и выдели в них буквы.

Кора м..лодой б..резы темная. Прож..вет береза несколько лет, и к..ра поб..леет.

Пл..ды б..рез часто называют с..менами. Но это мал..нькие орешки. У каждого орешка два мал..еньких крылышка. Ветер может ун..сить л..тучие пл..ды очень д..леко. Уп..дут крылатые орешки в землю. И начинают расти новые б..резки.

Карточка №10

4 класс. Повторение.

Прочитай. Поставь ударение в словах, вставь пропущенные буквы. В выделенных словах обозначь приставки.

Два м..лодых п..тушка п..дрались , и один поб..дил. Поб..ежденный забился под сарай, а поб..дитель взлетел на крышу и заорал во всё горло: ку-ка-ре-ку! Откуда ни возьмись ястреб: схватил он крикуна и унёс к себе на ужин.

Карточка №10

4 класс. Повторение.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Найди однокоренные слова и выдели в них корень.

Лисья семья

Недалеко от д..ревни л..сок. В овраге между к..рнями с..сны глубокая н..ра. В ней ж..вёт л..са и четверо л..сят. Поймала л..са зайчонка. Б..жит осторожно, хвост по з..мле распустила, сл..ды заметает. Бросила зайчонка в н..ру л..сятам и л..гла у входа. О.дыхает, а сама прислушивается. Ст..рожит л..сят.

Карточка №9

4 класс. Повторение.

Вставь пропущенные буквы.

В..да, л..сник, з..мляника, сн..жки, т..жело, з..лёный, м..ря, л..сичка, в..ренье, с..довник, цв..ты, к..рмушка, б..льница, р..ка.

Карточка №11

4 класс. Повторение.

Прочитай текст.

Синички

Мне попала соринка в глаз. Пока я её вынимал, в другой глаз ещё попала соринка.

Я заметил, что ветер несёт на меня опилки. Скоро я увидел, что маленькие синички стучали носами по сухому дереву. Они добывали себе насекомых в гнилой древесине.

Работа шла так бойко, что птички на моих глазах всё глубже и глубже уходили в дерево.

Выпиши из текста существительные, прилагательные и глаголы по образцу:

Существительные: Прилагательные: Глаголы:

соринка маленькие попала

Карточка №14

4 класс. Повторение.

Вставь пропущенные буквы.

Пов..р, п..левой, сн..жок, с..лёный, в..сёлый, п..лянка, стр..лы, р..чушка, з..мелька, з..мушка, ст..ловая, ст..руха, скв..рец, цв..тущий, л..сёнок, л..сточек, ст..ричок.

Карточка №15

4 класс. Повторение.

Вставь в словах, где нужно, букву Т, объясни.

Бессовес..ный, горес..ный, доблес..ный, завис..ливый, древес..ный, лес..ной, крепос..ной, мес..ный, телес..ный, ус..ный, соглас..но.

Карточка №16

4 класс. Повторение.

Определи род имен существительных.

Пёс, щенок, овчарка, собака, река, озеро, море, пруд, ель, тополь, дерево, берёза, гусь, гусыня, гусёнок, мальчик, юноша, дядя, дедушка, отец, папа, мама, мать, ребёнок, дитя, весна, лето, осень, день, ночь, утро, варенье, повидло, джем.

Карточка №17*

4 класс. Повторение.

Прочитай пословицы. Найди имена существительные, определи из род. Выпиши только существительные среднего рода.

Обед узнают по кушанью, а ум по слушанью. Маленькое дело лучше большого безделья. Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Карточка №18

4 класс. Повторение.

Запиши, вставляя пропущенные буквы, слова в три столбика. В первый столбик напиши имена существительные женского рода, во второй – мужского, в третий – среднего рода.

М..локо, м..рковь, м..рковка, ябл..ко, ябл..ня, яг..да, яг..дник, сах..р, п..м..дор, ..гурец, кр..пива, пш..ница, р..бина, к..ртофель, к..ртошка, щ..вель.

Карточка №19

4 класс. Повторение.

Прочитай пословицы и поговорки. Вставь, где нужно, пропущенные буквы.

Скупой богач.. б..днее нищего. Лучше горькая правда, чем кр.сивая лож.. . День да ноч.. – сутки прочь. Своего д..тёныша грач.. называет беленьким, а ёж.. – мягоньким.

Карточка №20

4 класс. Повторение.

К существительным подбери подходящие по смыслу прилагательные.

Прибыл (скорый, быстрый, торопливый) поезд. Папа надел на рыбалку (старую, древнюю, старинную) шляпу. Стояла (горячая, жаркая, знойная) погода. Пирог получился (мокрый, сырой, влажный). Мама надела (долгое, длинное) платье. От фонтана летели (водяные, водные, водянистые) брызги.

Карточка №21*

4 класс. Повторение.

Прочитай. Какие прилагательные употреблены неправильно? Исправь ошибки.

Дети пошли в игральную комнату. Я играл в футбол с соседним мальчиком. Ах, как надоел этот рыбий суп! Сытый кот свернулся клубочком и задремал.

Карточка №22

4 класс. Повторение.

Измени прилагательные по родам, допиши окончания. Укажи род, выдели окончания прилагательных.

Дружн.. класс, дружн.. семья, дружн.. семейство; спел.. рожь, спел.. яблоко, спел.. арбуз; зл.. собака, зл.. ветер, зл.. животное; остр.. ум, остр.. слово, остр.. боль; горяч.. пора, горяч.. блюдо, горяч.. человек.

Карточка №23

4 класс. Повторение.

Составь словосочетания с прилагательными и существительными из скобок, изменяя прилагательные по числам. Вставь пропущенные буквы.

В..сёлый (каникулы), ст..ринный (часы), м..сной (консервы), лё..кий (санки), праз..ничный (торты), грус..ный (напевы), поз..ний (заморозки), ненас..ный (вечера).

Карточка №24

4 класс. Повторение.

Прочитай. Поставь глаголы в прошедшем времени. Вставь пропущенные буквы.

Прощание журавлей

В з..лотые осенние дни готовятся к..тлёту журавли. П..кружат они над р..кой и потянутся в дальние тёплые страны.

Через л..са, через п..ля, через шумные г..рода л..тят журавли. С высоты слышатся их прощ..льные г..лоса.

Карточка №25

4 класс. Повторение.

Спиши, вставляя нужные предлоги. Выдели окончания имён существительных.

Пойти … школу – прийти … школы

поехать … Минск – приехать … Минска

войти … автобус – выйти … автобуса

пойти … стадион – прийти … стадиона

Карточка №26

4 класс. Повторение.

Вставь пропущенные буквы.

Хорошо, что снова лето,

снова со..нце высоко,

что в..да в пруду нагрета,

как п..рное мол..ко.

Х..р..шо, что рож.. густая

голубую п..ёт р..су,

что встр..чают птич..и стаи

нас и в поле, и в л..су.

Карточка №27

4 класс. Предложение.

Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте предложения с однородными членами. Какими членами предложения они являются?

Петух

Я с..дел во дворе на лавочке и см..трел на п..туха. П..тух разгуливал по мол..дой травке и кл..вал букашек. И алый гребень, и пушистый хвост, и точёные шпоры горели, сверкали, перел..вались на со..нце.

Карточка №28

4 класс. Предложение.

Прочитай текст. Выпиши из него предложения с однородными членами, подчеркни в них грамматическую основу.

Лиса

Лиса не всегда строит себе нору. Она часто занимает чужую. Живут лисы в степях, в лесах и в горах. Лисы передвигаются быстро и ловко. Не каждая собака догонит лису.

Лисы – хорошие охотники. Мышиный писк они слышат за сотни метров.

Карточка №29

4 класс. Предложение.

Прочитай стихотворение. Спиши, вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Какими членами предложения являются однородные члены? Подчеркни их.

Ост..рожно ветер

из калитки выш..л

постуч..л в..кошко

проб..жал по крыше.

Карточка №30*

4 класс. Предложение.

Прочитай, дополни предложения однородными членами.

Картофель, …, … и … продаётся в овощном магазине.

В продовольственном магазине можно купить …, … и … . Одежда, …, … и … продаются в универмаге. Марки, …, … и … можно купить на почте. А в хозяйственном магазине продаются кастрюли, …, … и … .

Карточка №31

4 класс. Предложение.

Он скучает по деревьям

по звенящему ручью

по скворечне по деревне

по соседу-воробью.

Карточка №32

4 класс. Предложение.

Прочитай. Вставь пропущенные знаки препинания.

Рано утром на рассвете

умываются мышата

и котята и утята

и жучки и паучки.

Карточка №33

4 класс. Предложение.

Прочитай. Найди два сложных предложения. Подчеркни в них главные члены.

Что такое айсберг?

Айсберги состоят из огромных глыб льда. Они плавают в морях и океанах. Льдины возвышаются над водой на несколько десятков или даже сотен метров. Подводная часть айсберга намного больше видимой. Айсберг занимает такую площадь, что на нём мог бы разместиться целый город.

Карточка №34

4 класс. Предложение.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы и расставь знаки препинания.

Кошка

Кошка кралась в осенней тр..ве. Она затаивалась прыгала и опять садилась п..дстерегать добычу.

Потом она п..вернула в д..ревню и вся её дикость пропала. Даже шаги сделались д..машними. А потом я увидела её в сумерках около дв..ра. В т..мноте св..тились два з..лёных фонарика.

Карточка №35

4 класс. Предложение.

Прочитай. Разбери по членам предложения.

Стаи птиц улетают

прочь за синее море,

все деревья блистают

в разноцветном уборе.

Карточка №36

Прочитай пословицы. Вставь пропущенные буквы. Укажи род имён существительных.

Слово – сер..бро, м..лчанье – зол..то. Видна птица по п..лёту. Учен..е – путь к умен..ю. Правда в огне не горит, в в..де не тонет. Т..рпенье и тру.. всё перетрут. Без труда не вынешь и ры..ку из пруда.

Карточка №37

4 класс. Имя существительное

И. (Кто? Что?) сосна, слон

Карточка №38

4 класс. Имя существительное

Измени существительные по падежам. Запиши, поставь в словах ударение, выдели окончания.

И. (Кто? Что?) берёза, кот

Р. (Кого? Чего?) _____________________________

Д. (Кому? Чему?) _____________________________

В. (Кого? Что?) _____________________________

Т. (Кем? Чем?) _____________________________

П. (О ком? О чём?) _____________________________

Карточка №39

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Обозначь падеж существительных, выдели их окончания.

За деревней т..нулась роща. У рощи собирались дети. Через рощу прох..дила тр..пинка. Дети х..дили в рощу за цв..тами.

Карточка №40

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Вставь, где это нужно пропущенные буквы. К выделенным формам слова поставь вопросы. Обозначь падеж.

Врач.. вош..л в комнату и увидел кроватку . Кроватка ст..яла в углу комнаты. В кроватке лежал б..льной ребёнок. У кроватки с..дела мать. Врач.. подошёл к кроватке . Он накл..нился над кроваткой и сказал, что у малыша ангина.

Карточка №41

4 класс. Имя существительное

Прочитай предложения. Укажи падеж выделенных существительных. Подчеркни главные члены предложений.

    Портфель лежал на столе. Наташа сложила учебники в портфель .

    Мама повесила пальто сушить. Пальто немного промокло под дождём.

    Саша повесил полотенце на верёвку. Полотенце быстро высохло.

Карточка №42

4 класс. Имя существительное.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Обозначь склонение.

С..лдат, д..рога, путь, сч..стье, рад..ость, юн..ша, нитка, нить, зеркало, с..бака, м..рковка, м..рко..ь, к..ртошка, к..ртофель, реч.., плащ, шалаш, шинель, медаль, рояль.

Карточка №43

4 класс. Имя существительное

Вспомни и запиши в столбик по четыре существительных каждого склонения.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

… … …

… … …

… … …

… … …

Карточка №44

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Найди в тексте имена существительные 1-го склонения, выдели окончания. Укажи их род, число, падеж.

Дедушка Дуров всю жизнь работал в цирке. Дети любили выступления животных. Дуров научил собаку Рыжку решать задачу. Она показывала лапой на большой карте Чёрное и Белое моря.

Карточка №45

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные 2-го склонения.

Воскр..сенье, ф..враль, в..гон, дождь, здоров..е, врач, сах..р, гор..зонт, в..кзал, зол..то, ал..ея, морковь, пятница, огород, женщ..на, муж..ина, ч..ловек, инж..нер, п..льто, ябл..ко, с..нтябрь.

Карточка №46

4 класс. Имя существительное

Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные 3-го склонения.

Щавель, богатырь, печ.., пальто, л..донь, воскресен..е, медаль, ф..враль, мыш.., рож.., жизнь, помощ.., б..рёза.

Карточка №47

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи падеж существительных 3-го склонения.

К волку вдруг пришла б..да:

он кост..ю ч..ть не подавился.

Журавль свой нос по шею

засунул к волку в пасть,

и с трудност..ю б..льшою кость выт..щил,

и стал за тру.. пр..сить.

Карточка №48

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Вставь, где это нужно, букву Ь . Подчеркни существительные 3-го склонения.

Гараж.., ключ.., молодёж.., печ.., мыш.., ландыш.., сторож.., ёж.., калач.., врач.., вещ.., тиш.., доч.., скрипач.., грач.. .

Карточка №49

4 класс. Имя существительное

Прочитай слова. Найди существительные 3-го склонения, составь с ними словосочетания.

Образец: серая мышь.

Морковь, морковка, площадь, площадка, помощник, помощь, мышь, мышка, тетрадь, тетрадка.

Карточка №50

4 класс. Имя существительное

Составь и запиши словосочетания. Выдели окончания существительных и укажи падеж.

Подарить (дедушка), рассказать (подруга), показать (учительница), помогать (мама), дать (собака).

Карточка №51

4 класс. Имя существительное

Прочитай слова из песенки. Вставь пропущенные буквы и укажи в скобках падеж существительных.

От улыбк.. () станет всем св..тлей:

И сл..ну и даже маленькой улитк.. ().

Так пускай повсюду на з..мле (),

Словно лампочки, включ..ются улы..ки!

Карточка №52

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж существительных, выдели окончания.

Ты г..рдись своим отцом,

Знатным гражданин..м,

Но и сам будь м..лодцом,

А не только сын..м.

Карточка №53

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Составь из данных групп слов предложения, чтобы выделенные слова были в них первыми. Укажи число и падеж имён существительных.

В, пришли, мальчики , лес.

В, они , дупло, дереве, увидели.

Мальчик, старший , в, запустил, дупло, руку.

Орехи, в , были, дупле.

Это , домик, белки, был.

Карточка №54

4 класс. Имя существительное

Прочитай предложения. Вставь подходящие по смыслу предлоги. Укажи падеж имён существительных.

Будь внимателен … словам. Обращайся почаще … словарям. Значение неизвестных слов ищи … толковом словаре. Если не знаешь, как пишется слово, не обойтись … орфографического словаря.

Карточка №55

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Поставь имена существительных в скобках в форму творительного падежа. Запишите текст.

Давай будем

Дружить друг с (друг)

Как птица – с (небо),

Как травы – с (луг)

Как ветер – с (море),

Поля – с (дожди),

Как дружит солнце

Со всеми нами.

Карточка №56

4 класс. Имя существительное

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Определи склонение и падеж существительных.

Каждый где-нибудь ж..вёт:

Рыба – в речк.., в норк.. – крот,

За..ц – в пол.., мыш.. – в солом..,

Я – в б..льшом кирпичном дом.. .

Карточка №57

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай текст. Найди в нём прилагательные и существительные, к которым они относятся. Подчеркни прилагательные волнистой линией, существительные – одной чертой. Выдели окончания прилагательных.

Светлячок

Была тёмная ночь. В глубокой траве светится зелёный огонёк. Мы разглядели в высокой траве маленького червячка. Он казался крошечным фонариком. В тёплые летние дни вдоль тропинки много маленьких светлячков. Тёмная трава украшена зелёными огоньками.

Карточка №58

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай слова. Подбери к данным прилагательным имена существительные и запиши их в виде словосочетаний. Обозначь род прилагательных, выдели окончания.

Образец: серебристый иней.

Прозрачная, глубокое, красный, тихий, звёздная, солнечное, дождливая, разноцветная.

Карточка №59

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Дополни текст подходящими по смыслу именами прилагательными. Вставь пропущенные буквы.

Зима

Пришла … зима. Стоят … морозы. Земля п..крылась … снегом. Спит … лес. В … снег спрятались …ёлочки. … мороз сковал воду в озер.. . … жители давно готовы к зиме.

Для справок: морозная, крепкие, зимний, пушистым, сильный, лесные.

Карточка №60

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы и допиши окончания имён прилагательных. Укажи падеж имён прилагательных.

По опушкам среди б..рёз прячутся в тр..ве крепк.. б..ровики, розовеют млкр.. сыроежки. Словно мал.. ребята, толпятся красноголов.. подосиновики. Важно стоят нарядн.. мухоморы.

Карточка №61

4 класс. Имя прилагательное.

В зеркало залива

Сонный лес гл..дит;

В чащ.. молчаливой

Т..мнота л..жит.

Карточка №62

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания имён прилагательных и укажи их падеж.

Улыбнулись сонные берё..ки,

Растр..пали шёлковые косы.

Ш..лестят з.. лёные серё..ки,

И горят серебряные росы.

Карточка №63

4 класс. Имя прилагательное.

Просчитай. Вставь подходящие по смыслу прилагательные. Выдели окончания прилагательных и укажи падеж.

Утро в лесу

Было … утро. В … овраге журчал … ручей. В кустах заливался … соловей. В поле колыхалась … рожь. В воздухе слышалась … песня жаворонка. … солнышко всё выше поднималось по … небу.

Для справок: тёплое, лазурному, весёлая, голосистый, летнее, глубоком, золотистая, звонкая, прозрачный, яркое.

Карточка №64

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Допиши окончания имён прилагательных. Укажи их род, выдели окончания.

Древн.. столица, дальн.. дорога, прекрасн.. пение, мелодичн.. песня, местн.. радио, интересн.. экскурсия, зимн.. пальто, ранн.. капуста.

Карточка №65

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы и допиши окончания имён прилагательных.

Стояла ранн.. весна. Вечерело. Я забрёл на топк.. лесн.. болото. В светл.. сосняке леж..т снег. А в тёпл.. ельнике сухо. Вокруг уд..вительная тиш..на. только дрозд на елов.. верхушке высвистывает л..ниво и звонко.

Карточка №66

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Вставь имена существительные – названия деревьев. Выдели окончания прилагательных и укажи их род.

Коренастый, крепкий и могучий многолетний …… .

Наклонилась над рекой грустная развесистая …….. .

Всех прекрасней кудрявая, белоствольная ……… .

Карточка №67

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Вставь подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме. Укажи их род и падеж.

На небе появилась …………. туча. Поднялся …………. ветер. Хлынул ……………. дождь. Давно не было такого ……………… дождя! Но вот туча пронеслась, и золотом стала переливаться ………………. , …………………. Трава.

Для справок: сильный, молодая, сочная, огромный, обильный, проливной.

Карточка №68

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Запиши данные словосочетания во множественном числе. Выдели окончания имён прилагательных.

Жаркий день, короткая ночь, красивый цветок, быстрая река, ароматное яблоко, зелёный лист, быстрый ручей.

Карточка №69

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Допиши окончания прилагательных. Укажи их род, выдели окончания.

Берёза

Берёза – самое любим.. русск.. дерево. С глубок.. древности у всех словянск.. народов весной чествовали берёзу. Её украшали разноцветными лентами, вокруг неё водили хороводы.

Сколько песен сложено о белоствольн.., кудряв.., стройн.. берёзе, сколько посвящено ей нежных стихов, сколько написано знаменитых картин.

Карточка №70

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Поставь данные прилагательные в форме родительного падежа. Выдели окончания. Составь предложение с одним из прилагательных в форме родительного падежа.

Яркий, красивое, лунный, вечерний, морской, песчаный, зимний, любимое, светлый, счастливое.

Карточка №71

4 класс. Имя прилагательное.

Прочитай. Раздели текст на предложения. Допиши окончания прилагательных и вставь пропущенные буквы.

Кончилась летн.. ноч.. над берёзов.. рощей занимается утренн.. заря тр..ва покрыта прохладн.. росой уже проснулись певч.. птицы скоро взойдёт тёпл.. солнце.

Карточка №72

4 класс. Местоимение.

Прочитай. Подчеркни местоимения, укажи их лицо. Найди предложение с тремя однородными сказуемыми.

Умная белочка

Однажды я собирал в лесу грибы и увидел белочку. Белочка долго бежала за мной. Я понял: она решила, что я срезал гриб, который принадлежит ей. Она страшно обиделась. Белка разрешила проследить за мной и вернуть гриб. Я вынул из корзины боровик и положил его на пенёк. Белочка подскочила к нему, схватила и понеслась прочь. Так мы помирились.

Карточка №73*

4 класс. Местоимение.

Прочитай. Укажи падеж местоимений.

Увидел меня, приготовил для тебя, горжусь им, встретился со мной, беспокоюсь о нём, гуляю с ней, вспоминаю о тебе.

Карточка №74

4 класс. Местоимение.

Прочитай и отгадай загадку. В скобках укажи лицо, число, падеж местоимений.

Ты () упала мне под ноги,

Растянулась вдоль дороги.

На меня () ты так похожа,

Будто я () шагаю тоже.

Т_ _ ь

Карточка №75*

4 класс. Местоимение.

Прочитай. Вставь подходящие по смыслу местоимения. Укажи их лицо.

Карлсон прилетел.

Малыш услышал слабое жужжание. _____ становилось всё громче. Скоро мимо окна пролетел толстыйчеловечек. _____ замедлил ход и сказал:

    Привет! Можно ____ здесь на минуточку приземлиться?

    Ни капельки, потому что ______ самый лучший в мире летун. Но ______ не советую, увольню, похожему на мешок с сеном, подражать ______ - важно произнёс Карлсон.

    Как _____ зовут? – спросил Карлсон.

    Малыш. А _____ ?

    А _____ зовут Карлсон!

    Привет, Карлсон! А сколько ______ лет? – спросил Малыш.

    Сколько ______ лет? – переспросил Карлсон. - ______ мужчина в самом расцвете сил. Больше ______ ничего не могу сказать.

Карточка №76

4 класс. Местоимение.

Прочитай. Подбери к местоимениям подходящие по смыслу предлоги. Подчеркни гласные в слабой позиции.

с тобой ____ меня ____ вам

Тебя ____ мне ____ нас

Тебе ____ мной ____ нами

Карточка №77

4 класс. Глагол.

Прочитай. Найди сложное предложение. Подчеркни главные члены сложного предложения, укажи время глаголов.

Ночь. Уснули улицы.

Тише, туча, тише!

Гулкие дождинки

Не роняй на крыши.

Сны приходят к детям,

Фонари зажглись.

Тише, тише, ветер!

В окна не стучись.

Карточка №78

4 класс. Глагол.

Прочитай стихотворение. Вставь пропущенные буквы. Обозначь время глаголов.

Жарко веет ветер душный,

Со..нце руки обожгло,

Надо мною свод в..здушный,

Словно син..е ст..кло.

Пру.. л..ниво сер..брится,

Жизнь по-новому л..гла…

Кто сегодня мне приснится

В ле.. кой сетке гамака?

Карточка №79

4 класс. Глагол.

Прочитай слова. Подчеркни глаголы.

Зелень, зеленеть, прыжок, прыгать, соль, солить, зелёный, говорить, разговор, путать, путаница, писать, письменный, сочинять, сочинение, проверка, проверять, пение, петь, запевать.

Карточка №80*

4 класс. Глагол.

Прочитай. Раздели текст на предложения. Подчеркни грамматические основы предложений. Укажи время глаголов.

День наступил

Звенит по камешкам ручей река шумит с криком летит к нам стая журавлей луг покрылся ковром из пёстрых цветов весело жужжит пчела она перелетает с цветка на цветок солнце весело глядит на прекрасную картину дня скоро наступит вечер.

Карточка №81

4 класс. Глагол.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы в неопределённой форме.

Когда в..евать вам

Придётся друг с дру..кой –

К..даться сне..ками,

Сражаться поду..кой,

на случ..й припомните

мудрую реч..:

лупите не в силу –

противника надо

предельно беречь,

чтоб, значит,

надолго хватило.

Карточка №82

4 класс. Глагол.

Прочитай глаголы. Подбери к ним антонимы.

Помнить, дать, смеяться, купить, найти, открыть, налить, одеть, надеть, принести.

Для справок: забыть, плакать, взять, потерять, продать, закрыть, раздеть, вылить, снять, отнести.

Карточка №83

4 класс. Глагол.

Прочитай слова. Подчеркни глаголы 1 спряжения, выдели окончания.

Носят, строят, куют, дарят, собирают, поднимают, поёт, спит, идёт, решаем, кричит, говорит, читаете, тает, расцветают.

Карточка №84

4 класс. Глагол.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи спряжение глаголов, выдели в них окончания.

Перед метелью

Синее небо закрывают тучи. Поднимается сильный ветер. Он раскачивает дерев..я, клонит их к з..мле. сыплет густой колюч..й снег. За ноч.. снег покроет всю землю.

Карточка №85

4 класс. Глагол.

Прочитай. Подчеркни глаголы II спряжения. Выдели окончания.

Плывут, даёт, стоят, ловит, стучат, пишут, собирают, разводят, любят, кормит, строишь, рубят, поют.

Карточка №86

4 класс. Глагол.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи время, лицо, число и спряжение глаголов.

В родном краю

Как х..рошо в р..дном краю!

Ты всех счас..ливее на свете,

В с..дах скв..рцы тебе п..ют,

С тобою друж..т тёплый ветер.

Карточка №87

4 класс. Глагол.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Найди сложное предложение и подчеркни в нём главные члены. Над глаголами укажи спряжение.

Счас..ливая ошибка

М..ня пугал так сильно Страх

В потёмках у ворот,

Что я в испуг.. крикнул «ах!»

Совсем наоборот.

Я крикнул «ха!», и мигом Страх

З..бился под забор…

Он струсил сам! И слово «ах»

Я п..забыл с тех пор.

Карточка №88

4 класс. Глагол.

Прочитай глаголы. Укажи над ними спряжение.

Копать, ловить, сидеть, плавать, стелить, отдыхать, вить, солить, решать, сажать, водить.

Карточка №89

4 класс. Глагол.

Вставь пропущенные буквы. Укажи спряжение и выдели окончания глаголов.

Упустиш.. голову рыбы, за хвост её не поймаеш.. .

Из песни слов не выкинеш.. .

На час отстанеш.. – за день не догониш.. .

Скажеш.. – не воротиш.., напишешь – не сотрёшь, отрубиш.. – не приставиш.. .

Карточка №90

4 класс. Глагол.

Прочитай пословицы. Поставь глаголы в форму 2-го лица единственного числа.

(Поспешить) – людей (насмешить).

Не (разгрызть) ореха, так и ядра не (съесть).

Какую дружбу (завести), так и жизнь (прожить).

Без труда не (выловить) рубку из пруда.

Как (посеять), так и (пожать).

(Упустить) минуту – (потерять) час.

Карточка №91*

4 класс. Глагол.

Прочитай. Подчеркни в тексте глаголы 2-го лица. Выдели окончания.

В дороге

На Востоке на вопрос «Хороший ли это человек?» иногда отвечают: «Не знаю, я с ним в дороге не был».

Да, если хочешь узнать человека ближе – отправляйся с ним в дальнюю дорогу. Чем дольше идёшь по жаркой пустыне, тем лучше понимаешь, кто с тобой рядом. В дороге увидишь черты характера человека, его манеры, воспитанность. В пути надо привыкать к обстановке, понимать людей, быть к ним внимательными, не нервничать из-за пустяков.

Карточка №92

4 класс. Глагол.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи спряжение и выдели окончания глаголов.

Тракторист дела..т самое главное дело в деревне. Он паш..т, се..т, воз..т, стро..т. Он жнёт, кос..т, расчища..т новые земли под поля. Тракторист заготавлива..т корма, подвоз..т их на ферму.

Карточка №93

4 класс. Глагол.

Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания глаголов и укажи их спряжение.

П..ёт зима – аука..т,

М..хнтый лес баюка..т

Стозвон..м сосняка.

Карточка №94

4 класс. Глагол.

Прочитай глаголы 3-го лица единственного числа. Вставь пропущенные буквы. Укажи спряжение глаголов.

Загон..т, бега..т, обгоня..т, вид..т, поддерж..т, услыш..т, прилета..т, ищ..т, наход..т, дыш..т, обижа..т, ненавид..т, составля..т, верт..т, завис..т, помога..т.

Карточка №95

4 класс. Глагол.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи число и лицо глаголов настоящего времени.

Алмазы

Когда в солнечное утро, лет..м, пойдёш.. в лес, то на полях, в траве увид..ш.. алмазы. Все алмазы эти осл..пительно блестят и сияют на со..нце разными цв..тами. когда подойдёш.. ближе и разглядиш.., что это такое, то увидиш.., что это карли росы собрались в треугольных л..стах тр..вы и блестят на со..нце.

Карточка №96

4 класс. Глагол.

Вставь подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени. Выдели в них окончания, укажи род.

На груди бойца ________ медаль. Яблоко _______ под ноги Алёнке. Гусь медленно _________ к пруду. Чернила _________ по столу. Во двор с радостным лаем __________ собака. В зале ___________ рояль.

Слова для справок: вбежать, блестеть, упасть, подойти, стоять, разлиться.

Карточка №97

4 класс. Глагол.

Прочитай. Озаглавь текст. Вставь пропущенные буквы. У глаголов в прошедшем времени укажи род и число.

________________

Пришла в..сна. Запели птицы. Со..нце согрело землю. В л..су на ложбинке п..бежал ручей. Вот на пути он замет..л под к..рнями старой б..рёзы норку. Зв..рёк ещё с ос..ни разыскал это укромное м..стечко. Хол..дный ручей забрался в постельку ежа и разбудил его. Ёж выбрался из своего убежища.

Свеж..й в..терок разносил по лесу в..сенние зап..хи. Ёж лёг на спинку и постав..л со..нцу своё брюшко.

Карточка №98

4 класс. Наречие.

Прочитай стихотворение. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни наречия.

Пекарь сапожнику к сроку

сшить сап..ги поруча..т,

ну, а сопожник без хлеба

много ль нашьёт, натача..т?

Так и выход..т обычно:

Всё, что мы дела..м, - нужно.

Значит, давайте трудит..ся

Чес..но, усердно и дружно.

Карточка №99

4 класс. Наречие.

Прочитай слова. Укажи сверху какой частью речи они являются.

Весёлый, веселье, весело, красивый, красота, красиво, высокий, высоко, высота, тёплый, тепло, теплота, вежливость, вежливо, вежливый, громкость, громкий, громко.

Карточка №100

4 класс. Наречие.

Прочитай. Укажи спряжение глаголов и подчеркни наречия.

Бушует талая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролётные стада

Кричат и весело, и важно.

Карточка №101

4 класс. Наречие.

Прочитай глаголы. Составь и запиши словосочетания с данными глаголами и наречиями. Запиши словосочетания вместе с вопросами.

Образец: рассказывает (как?) интересно.

Опускается, играют, поют, работает, пишет, читает.

Для справок: выразительно, грамотно, весело, дружно, добросовестно, медленно.

Карточка №102

4 класс. Наречие.

Прочитай. Подчеркни наречия.

    Дом для поросёнка должен быть крепостью – спокойно и уверенно ответил им Наф-Наф и продолжал работать.

Карточка №103

4 класс. Наречие.

От данных имён прилагательных образуй наречия.

Весёлый, смешной, дружный, свободный, солнечный, дорогой, горячий.

Карточка №104

4 класс. Наречие.

Прочитай наречия. Найди среди них синонимы и запиши их парами, вставляя буквы.

Образец: высоко – низко.

Высоко, бли..ко, ак..уратно, рядом, опрятно, печ..льно, гла..ко, криво, медленно, грус..но, ровно, тихо, вокруг, кругом, ласково, нежно, ни..ко, прямо, хол..дно, жарко.

Самостоятельные работы по русскому языку. 2 класс. Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е.

2-е изд., испр. - М.: 2009. - 96 с.

В пособии "Самостоятельные работы по русскому языку" собраны учебные материалы для проверки знаний учащихся по основным разделам программы 2 класса. Использование данного комплекса заданий позволит учителю профессионально и своевременно организовать контроль усвоенных знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

Формат: pdf

Размер: 6,8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Предлоги
Самостоятельная работа № 1 10
Самостоятельная работа № 2 11
Самостоятельная работа № 3 12
Самостоятельная работа № 4 13
Самостоятельная работа № 5 14
Самостоятельная работа № б 15
Обозначение двойного согласного звука
Самостоятельная работа № 1 16
Самостоятельная работа № 2 17
Самостоятельная работа № 3 18
Самостоятельная работа № 4 19
Самостоятельная работа № 5 20
Самостоятельная работа № 6 21
Самостоятельная работа № 7 22
Самостоятельная работа № 8 23
Самостоятельная работа № 9 24
Самостоятельная работа № 10 25
Правописание шипящих и ча, ща, чу, щу, жи, ши
Самостоятельная работа № 1 26
Самостоятельная работа № 2 27
Самостоятельная работа № 3 28
Самостоятельная работа № 4 29
Самостоятельная работа № 5 30
Самостоятельная работа № 6 31
Правописание сочетаний чк, чн
Самостоятельная работа № 1 32
Самостоятельная работа № 2 33
Самостоятельная работа № 3 34
Самостоятельная работа № 4 35
Самостоятельная работа № 5 36
Самостоятельная работа № 6 37
Мягкий знак, показатель мягкости
Самостоятельная работа № 1 38
Самостоятельная работа № 2 39
Самостоятельная работа № 3 40
Самостоятельная работа № 4 41
Самостоятельная работа № 5 42
Самостоятельная работа № 6 43
Родственные слова
Самостоятельная работа № 1 44
Самостоятельная работа № 2 45
Самостоятельная работа № 3 46
Самостоятельная работа № 4 47
Самостоятельная работа № 5 48
Самостоятельная работа № 6 49
Самостоятельная работа № 7 50
Самостоятельная работа № 8 51
Безударные гласные
Самостоятельная работа № 1 52
Самостоятельная работа № 2 53
Самостоятельная работа № 3 54
Самостоятельная работа № 4 55
Самостоятельная работа № 5 56
Самостоятельная работа № 6 57
Безударные гласные в корне слов
Самостоятельная работа № 1 58
Самостоятельная работа № 2 59
Самостоятельная работа № 3 60
Самостоятельная работа № 4 61
Самостоятельная работа № 5 62
Самостоятельная работа № 6 63
Самостоятельная работа № 7 64
Самостоятельная работа № 8 65
Самостоятельная работа № 9 66
Самостоятельная работа № 10 67
Самостоятельная работа № 11 68
Самостоятельная работа № 12 69
Парные согласные на конце слов
Самостоятельная работа № 1 70
Самостоятельная работа № 2 71
Самостоятельная работа № 3 72
Самостоятельная работа № 4 73
Самостоятельная работа № 5 74
Самостоятельная работа № 6 75
Самостоятельная работа № 7 76
Самостоятельная работа № 8 77
Самостоятельная работа № 9 78
Самостоятельная работа № 10 79
Самостоятельная работа № 11 80
Самостоятельная работа № 12 81
Парные согласные в середине слов
Самостоятельная работа № 1 82
Самостоятельная работа № 2 83
Самостоятельная работа № 3 84
Самостоятельная работа № 4 85
Самостоятельная работа № 5 86
Самостоятельная работа № 6 87
Разделительный мягкий знак
Самостоятельная работа № 1 88
Самостоятельная работа № 2 89
Самостоятельная работа № 3 90
Самостоятельная работа № 4 91
Самостоятельная работа № 5 92
Самостоятельная работа № 6 93
Самостоятельная работа № 7 94
Самостоятельная работа № 8 95

Предисловие
В пособии «Самостоятельные работы по русскому языку» представлены материалы, которые обеспечат учителю возможность квалифицированно и качественно провести текущий контроль по русскому языку во 2-м классе.
Пособие содержит практический материал по основным разделам учебной программы 2-го класса. Это:
«Предлоги»;
«Обозначение двойного согласного звука»;
«Правописание шипящих и ча, ща, чу, щу, жи, ши»;
«Правописание сочетаний букв чк, чн»;
«Мягкий знак - показатель мягкости»;
«Родственные слова»;
«Безударные гласные»;
«Безударные гласные в корне слова»;
«Парные согласные на конце слова»;
«Парные согласные в середине слова»;
«Разделительный мягкий знак».
Содержание работ дано в доступной форме и предполагает первичный уровень трудности после изучения учебного материала определенной темы русского языка. При работе с данным материалом каждый ребенок проверяет свои силы, уверенность в полученных знаниях и умение самостоятельно планировать и выполнять предлагаемую ему работу. Учитель же не только фиксирует способность ребенка выполнить работу по определенной грамматико-орфографической схеме самостоятельно, но и учитывает уровень усвоения учебного материала по этому разделу. Учитель по каждой теме должен фиксировать результативность работы каждым учеником на учетном листе, который может называться «Анализ работы по теме...». Это поможет ему в дальнейшим простроить работу с детьми качественно, ликвидируя пробелы в знаниях учащихся путем планирования повторения на последующих уроках. Даже если учитель переходит к новой теме русского языка у него всегда под рукой будет «Анализ...», благодаря которому он может возвращаться с тем или иным ребенком к слабо усвоенному материалу до тех пор пока у того совершенно не исчезнет пробел в знаниях. Таким образом педагог может тактично помочь ребенку изжить «комплекс неполноценности» и вновь почувствовать себя на высоте среди остальных учеников класса.

Прочитай. Ф.И. _______________________________________

Собака Рябка.

Мы жили на берегу реки Журчалка. У нас была новая лодка. Я часто бегал на речку удить рыбу. У дома стояла будка. Там жила наша собака Рябка. Мы любили её. Первая рыбка была для Рябки. Собачка хорошо сторожила дом. Она была хорошим другом.

Задания:

  1. Выпиши имена собственные.
  1. Выпиши слова с сочетаниями ЖИ, ШИ.
  1. Выпиши слова с буквами шипящих звуков.
  1. Выпиши 6 слов, состоящих из трёх слогов. Разбей слова для переноса. Обозначь ударение.
  1. Выпиши 4 слова с йотированными гласными. Определи их работу.
  1. Выпиши слово с мягким знаком. Определи его работу.

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по русскому языку.

Задание 1. Из данных слов составь и запиши предложения.

старой, живёт, сосне, белочка, на

часто, веткам, прыгает, по, она

насушила, зиму, на, грибов, белочка

Задание 2. Найди и выпиши из текста:

Слово, в котором три слога ______________________________

Слово, в котором второй слог ударный_________________________

Слово, в котором 8 букв_______________________________

Слово, в котором 3 звука______________________________

Слово, в котором букв меньше, чем звуков______________________

Слово, в котором есть безударная гласная в корне слова, которую надо проверять. Напиши проверочное слово________________________________________________

Задание 3 . Определи на какую орфограмму записаны слова в каждой строчке. Продолжи ряд – допиши ещё одно слово.

Туча, щавель, дача, роща,_______________.

Кувшин, жираф, жил, шиповник,___________________.

Ручка, печка, молочный, кочка, ____________________.

Галя, Маша, Дима, Боря,__________________________.

Сова, лиса, сосна, трава,__________________________.

Предварительный просмотр:

Ф.И.____________________________________

Русский язык.

  1. Подчеркни двойной чертой буквы мягких звуков. Обведи слово, в котором все согласные мягкие.

Щавель, дача, хочу, пожелтела, чашка.

  1. Подчеркни одной чертой буквы твёрдых звуков. Обведи слово, в котором все согласные твёрдые.

Стрижи, лыжи, шишки, ужи.

  1. Вставь пропущенные гласные. Подчеркни буквы парных согласных по звонкости и глухости. Вверху напиши пару.

Например: я з с ы к г

Б_рёза, в _р_бей, М_сква, М_йкоп, х_р_шо, к_пуста, с_бака, к_рова, к_р_ндаш.

  1. Прочитай текст. Обозначь границы предложений. В первом предложении обозначь основу.

В парк пришла осень трава пожелтела на деревьях яркие листья учитель Яков Иванович с учениками гуляют по парку мальчики ищут шишки девочки составили букеты из листьев в кустах шуршат ежата по веткам скачут рыжие белки.

Предварительный просмотр:

Имя существительное.

2. Вставь пропущенные слова.

У меня есть настоящий друг. Его зовут _______________. Он живёт в городе ____________________. Прошлым летом я был у него в гостях. Каждое утро мы бегали купаться на речку с интересным названием _____________________. С нами всегда была весёлая собака ____________________. Она громко лаяла, когда мы уплывали далеко от берега.

3. Заполни таблицу.

Самостоятельная работа по русскому языку 2 класс. 3 четверть.

Имя существительное.

1. Вставь пропущенные буквы в словарные слова:

Т…пор, Р…ссия, т…релка, т…традь, п…суда, т…варищ, р…бота, су …ота, ст…кан, сп…сибо, с…рока, с…бака, сн…гирь, с…нтябрь, с…поги.

2. Вставь пропущенные слова.

У меня есть настоящий друг. Его зовут _______________. Он живёт в городе ____________________. Прошлым летом я был у него в гостях. Каждое утро мы бегали купаться на речку с интересным названием _____________________. С нами была весёлая собака ____________________. Она всегда громко лаяла, когда мы уплывали далеко от берега.

3. Заполни таблицу.