Смотреть что такое "Иуда" в других словарях. Иуда — неизвестная история предателя Смерть иуды в библии

Не знаю, как уж я читала много раз Библию, но такого про Иуду не помню. Поэтому решила сохранить информацию в дневнике.

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Мало кому известно существующее на Востоке предание об Иуде. Да и что о том теперь говорить. Факты его биографии легко могли быть сокрыты. Но для того, чтобы разобраться в той далекой и одновременно вечно близкой ситуации, бывшей в 33 году от Рождества Христова в Иерусалиме, сравнительно недавно, в ХIХ веке было явлено повествование преподобного Нила Мироточивого, подвизавшегося на Святой горе Афон в ХVI веке. Речи его названы "посмертными вещаниями". Все они были записаны и составили объемистую книгу в пятьсот с лишним страниц, охватывающую тему Всемирной истории от Сотворения Мира до Апокалипсиса. Книга эта издана на Афоне, там же была переведена на русский язык с греческой рукописи. Наверное, читателю интересно узнать, почему преподобный Нил назван "Мироточивым". Ответ прост: на Афоне существует обычай по прошествии трех лет после кончины инока открывать его могилу и по внешнему виду останков делать выводы о его посмертной участи, чтобы в случае необходимости усиленно за него молиться. Преподобный Нил, подвизаясь в труднодоступной горной пещере, по своему смирению, просил не открывать после смерти его могилу. Но Прославляющий Своих угодников прославил преподобного излиянием целого потока благоуханного святого мира из расщелины в скале, где находилась келия святого и были погребены его останки. Миро столь обильно изливалось в море, что со всего православного Востока приходили корабли с паломниками увидеть чудо своими глазами. Ну, как тут было не назвать преподобного Мироточивым. Судите после этого сами, есть ли основания не доверять его свидетельствам, записанным афонскими монахами.

Открываем книгу и читаем: "Глава ХI. Иуда предатель, как пример несказанного терпения Божия. Его происхождение, смертные грехи его юности, апостольство и хозяйственная должность у апостолов. Попытка его присвоить власть духовную и ограничить милосердие Христово; лукавые побуждения, вызвавшие предательство и самоубийство". Таково заглавие. Само повествование сжато освещает лишь основные моменты жизни Иуды.

"Иуда происходил из селения Искария. Имя отца его — Ровель (по другим повествованиям — Рувим-Симон из колена Данова. — Ред.). Перед зачатием Иуды мать увидела страшный сон и с криком проснулась. На вопрос мужа она сказала, что видела, будто зачнет и родит мужеский пол и будет он разрушителем рода Иудейского. Муж же укорил ее за веру в сны. В ту же ночь она зачала".

О, если бы жена Ровеля, к которой было обращено сонное видение, могла знать, что ждет ее впоследствии, она бы с ужасом убежала. Но почему не к мужу было обращено страшное предсказание? Возможно, оно подействовало бы лучше. По всей вероятности, обращаться к мужу было столь же бессмысленно, как к камню. Если человеком владеют такие страсти, как сребролюбие и сластолюбие, то они, словно двойная стена, закрывают от души все духовное. Но самое ужасное в том, что состояния душ мужа и жены в подобные моменты являются как бы трафаретом для души зачинаемого ребенка. А воспитание родителями только закрепляет унаследованные качества.

"Ввиду того, что воспоминаемый сон продолжал устрашать ее (жену Ровеля), они согласились с мужем выкинуть ребенка на волю судьбы, сделали ящик, положили в него младенца и бросили в озеро Генисаретское. Напротив Искарии находился небольшой остров, на котором зимой пасли овец и жили пастухи, к ним-то и принесло ящик с младенцем; пастухи вынули его из воды, накормили ребенка овечьим молоком и отдали некой женщине вскормить его; эта женщина назвала ребенка Иудой".

Поведение родителей Иуды говорит об их эгоизме и отсутствии богобоязненности. Страшный сон не помешал им зачать ребенка, но стал помехой для его воспитания. Какая же мать решится сразу после рождения избавиться от младенца! То, что отец не препятствовал ей в этом, говорит либо о ее влиянии на мужа, либо о его абсолютном равнодушии к жизни сына, или о том и другом вместе. Но, может быть, Иуда был провиденциально оторван от родителей и выращен простой женщиной. Ведь именно первые семь лет имеют особое значение в жизни человека, их отпечатки нестираемы, они во многом влияют на душу. Простой нрав трудовых людей, красота природы могли бы позитивно воздействовать на характер Иуды. И, возможно, именно эти детские годы, память о них даст Иуде импульс изменить себя после осознания уже в зрелых годах всей драмы своей жизни. Хотя катастрофа, постигшая его в первые часы после рождения, отзовется нелогичностью поведения (подобно родительской) и богоборческой направленностью сознания.

"Когда же он (Иуда) несколько подрос, пастухи взяли его от кормилицы и привезли в Искарию, чтобы отдать кому-нибудь в приемыши; тут повстречался с ними отец Иуды — Ровель, не ведая, что это его сын, взял его к себе в приемыши".

Долгое отсутствие детей в семье вынудило Ровеля принять такое решение. В Иудее бездетность считалась огромным пороком и была предметом ядовитых насмешек.

"Отец и мать очень полюбили Иуду, который был лицом весьма красив, и, скорбя о брошенном в воду сыне, усыновили его. После этого родился у них сын, и Иуда стал завидовать ему, опасаясь, как бы не лишиться из-за него наследства, ибо Иуда по природе был зол и сребролюбив. Он стал беспрестанно обижать брата и бить его, за это родители часто наказывали Иуду, но тот все более и более разжигался завистью к брату, увлекаясь страстью сребролюбия, и наконец, воспользовавшись однажды отсутствием родителей, умертвил брата. Схватив камень, он убил его, а затем, испугавшись последствий, бежал на тот остров, на котором его вскормили".

Вот таким образом закончилось пребывание Иуды в родительском доме. Казалось бы, поведение Иуды-подростка неадекватно. Но это только с точки зрения приземленного человека. Что им руководило? Будучи расчетливым, он ведь понимал, что убив своего брата, и сам лишится всего, и что оставаясь в доме родителей, он не сможет скрыть своего злодеяния. Иудой владела метафизическая злоба, не поддающаяся человеческому объяснению. Здесь смесь безумия и тонкого расчета. Ему остается единственный выход — бежать от себя в "новую" жизнь и начинать приспосабливаться к другой, "отрывая" от себя прошлое.

"Бежал на тот остров, на котором его вскормили, и здесь поступил в услужение в эллинский дом, в котором, в конце концов, вошел в прелюбодейную связь с женой сына хозяина".

Как явствует из повествования, его преступная связь с этой женщиной тянулась во время отсутствия ее мужа, находящегося в долгом путешествии. Возвратившийся муж без слов понимает, что произошло, увидев беременную жену. Муж любовницы был убит Иудой весьма коварным способом.

"Иуда пошел искать его во всем доме вверху и внизу, и наконец, видит, что он в раздумье сидит на верху кровли. Увидев его сидящим на высоте, стал размышлять Иуда, каким бы образом свергнуть его вниз, чтобы тот никому не сказал о беззаконии; и, обдумав, нашел способ: там был столб, на котором держалась крыша, где сидел муж; Иуда подкопал под основание, привязал к столбу толстую веревку и потянул за веревку всеми силами, и упал столб вместе с человеком и террасой".

Здесь интересно отношение жены убитого к сложившейся ситуации. Она тут же заявила Иуде, что теперь он обязан на ней жениться, иначе она огласит его деяния. "Лишь бы был муж", — считала она. А то, что этот муж — негодяй, для нее было неважно. Удивительно ли — скорее закономерно, но ребенок, родившийся от этой любодейной связи, стал разбойником. Тем самым, распятым ошую Креста Господня, чьи слова записаны на века: "Если Ты Сын Божий, сойди со креста, спаси Себя и нас..."

Ровель... Иуда... Разбойник... Одно и то же: сребролюбие и любодеяние, преждевременная нехорошая смерть. Важно отметить, что любовь и любодеяние — понятия неблизкие. И если любодеяние подразумевает отправление своих животных нужд без особого выбора партнера, то любовь, напротив, является чуть ли не равнозначной понятию "выбор", включая в себя еще и самопожертвование. Конечно же, ни любви, ни особой привязанности к любовнице у Иуды не было, и он не желал отвечать за произведенное потомство. Да и влекло его совсем другое: жажда власти и богатства не позволила бы ему жить простой безызвестной жизнью. И он устремился туда, где, обладая определенными качествами, надеялся найти и действительно приобрел высокое общественное положение.

"В Иерусалиме Иуду приняли во дворец Ирода (по другим источникам — Пилата. — Ред.), где Ирод полюбил Иуду за ловкость и красивую внешность; Иуда стал управителем дворца и покупал все потребное".

Странно звучит — "за красивую внешность". За это любят женщин, но никак не мужчин. Дела, в которых Иуда проявил свою ловкость, теперь уже не представляется возможным узнать, поскольку повествование об этом умалчивает. Можно только догадываться о том, как смог "человек с улицы" оказаться во дворце царя, да и еще в такой чести.

Вернемся к родителям Иуды. Что с ними стало после потери детей? "Родители же его, не зная, что он убил их сына, и видя, что он без вести пропал, скорбели о нем. Так прошло много времени, наконец произошли в Искарии великие смуты, так, что Ровель с матерью Иуды переселились в Иерусалим и купили себе дом с прекрасным садом, рядом с дворцом Ирода".

И снова пересеклись судьбы родителей и их злополучного сына. Времени прошло уже много. Иуда стал взрослым человеком, и они вряд ли смогли его узнать. Он достиг того, к чему стремился: власти и богатства, даже при отсутствии знатности рода (как он думал, не ведая тайны своего происхождения). Трагическая встреча произошла в доме его отца, в саду которого Иуда углядел удивительные цветы. Он их вознамерился присвоить, войдя в дом Ровеля без приглашения и сорвав цветы, называемые "ароматы". Жена Ровеля не посмела противоречить царскому человеку, а столкнувшийся с Иудой в дверях отец вступил с ним в перебранку.

"Отец, увидев в руках Иуды ароматы, спросил: "Зачем сорвал ты эти благоухания?" Иуда же с великой дерзостью отвечал: "Нужны они мне, что спрашиваешь?" Отец же, когда услышал такое слово от Иуды, разгневался и сказал: "Тебе нужны, а мне не нужны?" (Потому и) Христос изрек Иуде: "Оставь, оно Мне нужно на время погребения Моего..." (говоря о драгоценном мире). Иуда же сказал отцу: "Как разговариваешь ты со мною, не знаешь разве, что я царский человек?" Отец же сказал ему: "Пусть ты и царский человек, зачем же дерзко говоришь так мне? Что мне бояться? Как смел ты взойти в дом мой и взять вещь без спросу", — и попытался отец отнять цветы из рук Иуды. Иуда же, будучи заносчив и горд, не перенес слов отца своего, не позволил выслушать от него даже малого слова, тотчас схватил в руки камень и, ударив им по голове, убил своего отца — отцеубийца Иуда!.."

Как же отреагировал на происшедшее царь Ирод, когда узнал о случившемся? Был крайне недоволен и возмущен его поступком. "Иуда же, будучи лукав, прибег к защите ходатаев; и пошли вместе с ним (дворцовые люди к царю за него заступаться); повелитель же, увидав, что возмутились дворцовые люди, смутился, оказал ему снисхождение, пожалел его и, согласно закону, повелел, чтобы он взял себе в жены жену убитого мужа. Иуда, как сосуд лукавый зла, принял это; мать же не желала и говорила, что берет другого, а этого не хочет, но повелитель грозно повелел ей, дабы она не смела брать другого, но только этого. Ввиду такой беды, мать, не желая, приняла его, и взял Иуда мать свою себе в жены".

Почему Иуда решил жениться на этой уже немолодой женщине, которая, конечно, не была им любима и которая, само собой, не могла любить его. Ведь он мог, ссылаясь на неприязнь к нему жены убитого, опротестовать решение Ирода, пользуясь своими дворцовыми связями. Как можно жениться на женщине, у которой есть все основания ненавидеть убийцу своего мужа. Можно заключить, что в данном случае имел место сложный психопатологический комплекс.

"...И родился у них сын". Теперь понятно, почему предшествующий зачатию Иуды страшный пророческий сон не помешал ей все-таки его зачать... "Случайно в беседе с женой открывается, что они суть кровные — сын с матерью..."

Страшно представить, что пережили эти двое, выяснив наконец все. "И познал Иуда беззаконие свое, то есть что он взял в жены мать свою, убив ее мужа, который был отцом ему, и убив отрока, который был брат ему, узнал из слов матери своей, так как раньше о сем не знал; и услышал, что Иисус учит в окрестностях Иерусалима, призывает грешников к покаянию, пошел, нашел Его и присоединился к Нему, чтобы следовать за Ним".

Все мерзости, какие можно было сделать в течение своей жизни, Иуда совершил. Но вот она, трагическая двойственность, что носит в психиатрии название "расщепление личности": порыв к покаянию и опять... обращение на круги своя. А какой шанс был дан Иуде!

"Увидав сего Иуду, Иисус Христос понял, что он — человек доброненавистный, зломышленный и злообразный, но принял его с великой радостью, дабы уврачевать душу Иуды. И возвел Иуду Христос в распорядители над всеми апостолами, чтобы он распоряжался всем; и приказал апостолам Христос: все потребное для плоти, в чем нуждаетесь, спрашивайте у Иуды".

Почему так было сделано? Надо думать, что для искупления грехов, чтобы то, в чем был особенно грешен, было исправлено соответствующей добродетелью: жадность — щедростью, тщеславие — безвестностью, властолюбие — уничижением, невоздержанность — целомудрием и т.д. И это можно было выполнить, но, как оказалось, не Иуде.

"Иуда, оставив мать, пошел ко Христу с намерением покаяться, был взят Христом в ученики, сделан казначеем и распорядителем, но по сребролюбию своему продолжал похищать деньги и тайно отсылать их матери, якобы ради пропитания ее".

Что это — нежная забота о матери или запасной вариант? Необходимо напомнить, что иудеи того времени, прекрасно знавшие пророчество Даниила, жили ожиданием прихода Мессии, но в образе воина-правителя, который должен принести независимость Иудее и сделать ее сильным государством. Такой грубо материалистический подход к царству Мессии заметен даже в речах апостолов до сошествия на них Святого Духа. Надо полагать, что Иуда не отличался высокой духовностью и, разумеется, его снова стала привлекать мысль о роли важного царедворца, которым он может стать в будущем царстве Мессии. Привычки взяли верх. Интересный психологический момент: когда сластолюбивый человек вынужден вести воздержанную жизнь, на передний план у него выходят жажда власти и честолюбие.

"Не ограничился он тем, что имел власть внешнего распоряжения над всем мирским, — говорим: над сокровиществованием, продажей и покупкой, но возжелал захватить в свое распоряжение и внутренний обмен; говорим: желал Иуда возбранить людям приносить Христу веру, миро и Божественную славу, то есть не хотел давать людям чтить Христа, как Бога, славить Его, как Бога, и возливать на Него драгоценное миро..."

Неприязнь Иуды к Христу стала расти день ото дня, когда он понял, что не будет Христос правителем земного царства. Что властьимущие составили сговор и Христу, а возможно, и апостолам грозят казнь, изгнание, заключение. Плотоугодливая жизнь наложила на Иуду свою печать, а он не использовал дарованную ему возможность стереть ее. Он уже сделал свой выбор. Предательство было ему ближе, нежели самопожертвование. Иуда нуждался в тридцати сребрениках? Конечно же, нет. Но привычка — вторая натура. Привычка все и всех продавать.

Грехи простить может только Бог, если к Нему обращаются со смиренной просьбой об их прощении, поскольку лишь Он творит чудеса. А что такое чудо? Это явление, выходящее из рамок естественных законов как физического мира, так и духовного. Лишь особым благоволением Божьим возможно выйти живым из огня, пройти по воде как по суху, упав с высоты, не разбиться или, нарушив законы духовного мира, не понести за это закономерное наказание. А иначе возмездие за грех неотвратимо.

Вслушаться только: "Кого я обниму и облобызаю, Того хватайте". Этим все сказано. Может быть, то, что последовало за этими словами, и приснилось матери Иуды в роковую ночь?

Не верил Иуда, что Иисус есть Христос, по огрубению своей души. Стены, воздвигнутые из сребролюбия и сластолюбия, не давали пробиться в его душу ничему духовному. Не мог он и покаяться. Находясь уже на Кресте, Господь ждал, жаждал прихода к Нему Иуды. Но Иуда не пришел, потому что не верил.

Даже дерево, послушное воле Господней, не давало Иуде повеситься. Два раза склонялись ветви его до земли, мешая исполнению замысла. Лишь на третий раз было попущено Иуде привести свой приговор в исполнение.

"Скажи теперь, чего ради пришел Иуда ко Христу повидать Его? Ради своей гибели или спасения? Если для спасения, то почему погиб злосчастный? Потому что не имел твердой веры пренетвердейший (пренепостояннейший)".

Этими словами преподобный Нил Мироточивый закончил свое повествование о евангельском Иуде.

"Наука и Религия"

Имя Иуда для всякого современного человека является нарицательным — так звали новозаветного предателя, благодаря которому родоначальник христианства оказался схваченным римлянами и впоследствии казненным.

И на протяжение всей истории христианства Иуду клеймили как христоубийцу. Хотя на самом деле об Иуде нам известно очень и очень мало…

Иуда в Евангелиях носит добавочное имя Искариот. В русском языке это однозначно переводится как Иуда из Кариота, следовательно, Кариот — это такое место или такой город. Но никакого Кариота, как говорят историки, тогда не существовало. Единственный городок подходит хотя бы по созвучию — Крайот в Иудее, но является ли он родиной Иуды — вопрос открытый. Кроме места рождения, еврейское «иш-керийот» может также переводиться как «муж из пригорода», потому что «керийот» — это пригород. Так что наш Иуда мог быть родом не из неизвестного Кариота, а просто из села рядом с Иерусалимом.

Официальная история

В том же Новом Завете, кроме Иуды Искариота, есть еще Иуда Симонов. И некоторые ученые считают, что наш Иуда Искариот — это и есть Иуда Симонов. Правда, кто такой этот Симон, столь же темно — то ли отец, то ли старший брат.

Одно об Иуде известно точно: он -один из двенадцати учеников Иисуса и по совместительству казначей этой маленькой общины. Вот тут-то и становится понятным употребление к Иуде уважительного «муж»: казначей — должность ответственная и так просто на нее не назначали. Также известно, что Иуда был бережлив и плохо отзывался о бесполезных или необоснованных тратах, он знал цену деньгам.

Ученикам Иисуса вряд ли это нравилось, они его упрекали в скупости, а потом родилась легенда и о том, что Иуда крадет из общей казны. Скорее всего, это неправда: вор не удержался бы на должности казначея при живом Иисусе. А то, что он не любил расточительность, вполне понятно: ученики были людьми небогатыми, они на благотворительные сборы кормились.

Официальная история Иуды очень короткая. Неизвестно, как и откуда он пришел в ученики Иисуса, мы сразу видим его казначеем и даже становимся свидетелями его упреков Марии из Вифании в расточительстве, когда она умастила ноги Иисуса миром за 300 динариев, на которые можно накормить нищих.

В другой раз нам предъявляют Иуду во время Тайной вечери, когда они едят за общим столом и обмакивают хлеб в общее блюдо, а Иисус произносит свою сакраментальную фразу о том, что один из учеников, сидящих за этим столом, его предаст, и он тот, кто вместе с Иисусом обмакивал хлеб в это блюдо. Поскольку обмакивали все, то воцарилась общая растерянность.


Дальнейшая судьба Иуды неоднозначна: по одной версии, он получил деньги за предательство и вернул их, раскаявшись в содеянном, а потом повесился, подругой — он получил деньги, купил себе на них поле, которое называется полем горшечника, потому что им прежде владел горшечник, и то ли умер от несчастного случая, то ли повесился.

Поскольку первая версия не была связана с покупкой поля, то евангельские тексты это быстро исправили: поле на возвращенные деньги купили члены синедриона и стали использовать как кладбище для странников. А смерть Иуды обставили красиво: он сунул голову в петлю, веревка его веса не выдержала (очевидно, действительно, «муж» и человек был крепкий), он свалился и внутренности у него выпали.
Но все в истории с Иудой крайне запутано.

Невнятные подробности

Во-первых, непонятна сама сумма в 30 сребреников, как непонятно даже, что это были за деньги. Если в виду имелась обычная мелкая серебряная монета, которой рассчитывались во времена Иисуса, то на 30 таких монет купить даже такое убогое поле было нельзя. Если это так называемые тирские тикли, то — увы! -тоже нельзя. Так что и поле странное, и стоимость его тоже.

Во-вторых, Иуда повесился на дереве (это считалось у евреев позорной смертью). Но на каком? Новый Завет в русском переводе дает однозначно осину. И даже указывает, что после этого у осины появилась особенность дрожать от пережитого страха. Но где в Иудее растут осины? Нигде. Поэтому на роль дерева для Иуды (а в тексте оно там не осина, а иудино дерево) христиане подбирали разные деревья, исходя из отечественного ландшафта — березу, бузину, рябину и т.п.


В-третьих, то ли он расшибся и «живот раскрылся, а сам он распух», то ли покончил с собой. Но если он умер от болезни, то себя не убивал. Если покончил с собой — отчего выпали внутренности? Вот эта смерть с выпавшими внутренностями наводит на одно странное обстоятельство дела: это при каких повреждениях могут выпасть внутренности? Да только в одном случае: если тело было вспорото от паха до горла, то есть если Иуда был убит кинжалом и повешен, а потом веревка не выдержала!

Но повесился ли Иуда? Или был повешен? Или ни то, ни другое?

Неканоническая биография

Согласно неканонической версии, Иуда родился в самый несчастливый день в году — 1 апреля, и перед его рождением мать видела страшный сон, что этот ребенок принесет гибель ее семье, поэтому, недолго думая, положила новорожденного в ковчежец и бросила в ближайшую реку. Иуда не погиб и точно исполнил предсказание: он вырос на острове Кариофе (вот вам и Кариоф!), вернулся домой и, как герой греческой трагедии Эдип, убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь со своей мамой. Когда несчастный узнал,что за грехи он совершил (не будучи в этом виновным), то на протяжении тридцати трех лет каждый день ходил на гору с водой во рту и поливал там сухую палку, пока та не покрылась листвой. После этого он стал учеником Иисуса.


По другой легенде, Иуда и Иисус в детстве были соседями, и, поскольку мальчик был болезненный, мать привела его к маленькому Иисусу, о котором уже пошла слава как о целителе. Иисус начал лечить Иуду, на что последний разозлился и так куснул своего спасителя за бок, что у того навсегда остался шрам, а место, в которое его укусил Иуда, стало местом, куда римский легионер вогнал свое копье. Зато Иуда исцелился и стал учеником Иисуса, когда вырос. По этой версии, Иуда и вовсе был братом Иисуса, и очень завидовал ему. По другой версии — завидовал Иуде Иисус, а Иуда так любил брата, что сам делал все чудеса, а приобретенную за это славу отдавал Иисусу.

А по версии новообретенного Евангелия от Иуды, где о его жизни до встречи с Иисусом ничего не говорится, Иуда после смерти Иисуса с собой не покончил и от болезни не умер.

Скрытое Евангелие


В этом Евангелии Иуда предстоит совершенно не тем предателем и негодяем, каковым был для христиан все две тысячи лет. Иуда — вполне вменяемый человек и достойный ученик своего учителя. И то, что выглядит как предательство, таковым не является. Именно ему Иисус открывает самые тайные знания о мироздании и судьбе человечества. Именно он для Иисуса — самый преданный и верный ученик, и на него возложена страшная миссия предать своего учителя, чтобы свершилось его предназначение, и принести его человеческую сущность в жертву Отцу Небесному, и Иуда эту миссию исполняет, понимая, что останется для последователей новой веры презренным предателем, потому что ни этого приказа Иисуса, ни сути жертвы потомки не поймут.

Иисус дал Иуде войти в облако славы небесной, увидеть свою звезду и исполнить свое предназначение. И когда Иуда вошел в облако славы и увидел свою звезду, он все понял и пошел к первосвященникам, предал Иисуса и взял деньги.

Недаром после публичного ознакомления с этим апокрифом несколько крупных чиновников из Ватикана поставили вопрос о пересмотре отношения к Иуде. Правда, кроме восстановления справедливости по отношению к оклеветанному Иуде, они ставят и другую, более мирскую задачу — оправдав Иуду, покончить с антисемитизмом. Ведь одна из причин антисемитизма — обвинение христианами евреев именно в том, что они стали христопродавцами.

Ученые смогли доказать подлинность «Евангелия от Иуды»

Результатом новых исследований манускрипта «Евангелия от Иуды» с описанием ранее неизвестной версии библейских событий стало подтверждение подлинности древнего текста.

Евангелие от Иуды было обнаружено учеными в 2006 году. В манускрипте, написанном на древнеегипетском языке, говорится о том, что Иуда Искариот вовсе не был предателем Христа, а наоборот - его верным союзником в подготовке к воскрешению Спасителя. Согласно этому тексту, обратиться к властям Иуду попросил сам Иисус, надеясь на помощь, которая ему будет оказана при вознесении на небеса. В этой версии ни о предательстве, ни о 30 сребрениках не упоминается.

С целью определить подлинность текста группа американских ученых во главе с Джозефом Бараби из Иллинойса провели анализ чернил, которыми написано Евангелие, сравнив их с чернилами на египетских свидетельствах о браке, а также документах на недвижимость, датируемых тем же периодом.

В те времена египтяне использовали чернила, которые предварительно подвергались особой обработке, что, собственно и позволило экспертам доказать - Евангелие не поздняя подделка. И даже несмотря на то, что документ фрагментирован, подлинность его уже не вызывает никаких сомнений.

Бараби специализируется на проверке подлинности древних документов, а также различных предметов искусства. Они нередко помогают ФБР выявлять фальшивую живопись.

Этот библейский персонаж стал известен благодаря тому, что явился предателем своего учителя, Иисуса Христа.

Последнее время многих людей интересует вопрос о том, кто такой Иуда в Библии. Отечественные и зарубежные исследователи пытаются рационально объяснить причины предательского поступка ученика Спасителя. Они хотят узнать, почему человек с высокими духовными качествами (на первый взгляд) продал своего наставника за 30 серебряников.

Образ Иуды в Библии

Образ Иуды Искариота покрыт большой тайной, несмотря на известную роль в драме, произошедшей в Великую Среду . Евангелисты чрезвычайно скупятся на описание жития предателя Христова. О мотивах духовной крамолы пишет Иоанн, а о покаянии и суициде - апостол Матфей.

Иуда Искариот

На заметку! Имя Иуда обладало широким распространением на территории Древней Иудеи. Это государство получило название благодаря «первому» упомянутому Иуде, праотцу Израильского народа. Во всех книгах Библии насчитывается 14 персонажей с этим именем. Прозвище Искариот трактуется неоднозначно: существует несколько различных версий происхождения.

Он являлся одним из двенадцати апостолов . Отличие его характеристики в том, что он родился не в Галилеи (севере Палестины), а именно в Иудеи. Отцом Иуды Искариота являлся Симон, о котором в Евангелие нет вообще никакой информации, что вызывает удивление, потому что Библия повествует о значимых людях подробно.

Молитвы святым апостолам:

  • При перечислении учеников Христа в Священных Писаниях этот апостол всегда упоминается в самом конце списка. Чрезвычайно выразительно делается акцент на самом факте духовного предательства.
  • Иуду Искариота избрал Сам Господь для проповедования апостольского учения. Он обязывался одушевлять веру в будущее Небесное Царство, где главою станет Спаситель. Предатель имел силы, какие наблюдались у других учеников: Иуда нес благие вести, исцелял больных от тяжёлых недугов, воскрешал почивших и прогонял нечисть из тел.
  • Искариот отличался умением вести экономические дела. Он являлся казначеем общины, образовавшейся вокруг Иисуса. Этот апостол носил с собою небольшой ковчег и хранил там пожертвованные верными христианами финансы.
  • Предатель Христов родился первого апреля. В некоторых повериях эта дата считается неблагоприятной. О молодых годах его жития сообщает «Сказание Иеронима». Здесь говорится, что родители Иуды бросили одинокого младенца в море, потому что узрели предзнаменования о бедствиях, идущих от их сына. Через несколько десятилетий Искариот пребывает на родной остров, убивает отца и вступает в связь со своею матерью.
  • Иисус принял его в собственную общину, когда Иуда раскаялся в преступлении, долго совершая аскетические поступки.
  • Часто некоторые ученые представляют предателя как необходимое орудие в руках Всевышнего. Иисус называет Искариота несчастнейшим человеком, потому что спасение возможно и без предательства.
  • Нельзя точно указать, вкусил ли Иуда тела и крови Сына Божьего и установился ли в Таинстве Евхаристии (соединения с Богом). Ортодоксальная точка зрения настаивает на том, что предатель не вошел в Царствие Господа, но сделал лживый вид и осудил Мессию.
Интересно! Искариот считает единственным иудеем среди всех учеников Христа. Между жителями Иудеи и Галилеи царила неприятная вражда. Первые считали вторых невеждами в Законе Моисеевой религии и отвергали их как соплеменников. Иудеи не могли признать факта пришествия Мессии из территории Галилеи.

Различные версии мотивации предательства

Самые авторитетные апостолы (Матфей, Марк и Лука) вообще ничего не сообщают из бытия предателя. Только святой Иоанн обращает внимание на то, что Искариот страдал сребролюбием. Главный вопрос о предательстве трактуется по-разному.

Лука. Поцелуй Иуды

  • Среди писателей выделяются некоторые, желающие оправдать этот поступок. С религиозной точки зрения такая позиция выглядит кощунственной. Она заключается в следующем: Иуда знал об истинной сущности Мессии и совершил своё преступление, потому что ощущал надежду на чудесное спасение Христа и его воскресение.
  • Еще одно оправдательное предположение заключается в том, что Иуда искренне желал увидеть скорейшее восхождение Сына Божьего в собственной славе, поэтому обманул того, кто доверял.
  • Ближе к истине является точка зрения, рассматривающая Искариота в качестве религиозного фанатика, который разочаровался в истинности царствования Мессии. Иуда считал Христа ложным защитником народности и моральных устоев Святой земли. Не найдя подтверждения своим вожделениям, Искариот не признал Иисуса за настоящего Мессию и решил придать «законному» наказанию от рук государственной и народной структуры.
  • Евангелисты точно указывают: мотивацией к духовной крамоле явилась безграничная любовь к деньгам. Никакое иное толкование не имеет такого авторитета. Искариот заправлял казной Христовой общины, а сумма, предложенная ему, соблазнила на свершение отвратительного плана. На эти деньги можно было приобрести участок земли.
  • Корыстолюбие покрывает образ предателя мрачной пеленою. Любовь к деньгам сделала Иуду грубым материалистом, в отличие от остальных апостолов, любивших Спасителя и Христову Церковь. Предатель оказался совершенно глухим к религиозным наставлениям учителя. Он символизировал отказ от христианства всего народа Иудеи. В душе Искариота затаился демон ложного мессианизма, не позволяющего чистым сердцем взглянуть на деяния Сына Божьего. Его материалистический ум породил корыстолюбие, уничтожившее духовную чувствительность.
На заметку! Христос, зная о присутствии среди его учеников диавола, не спешил открывать тайну апостолам. Он только ограничивался некоторыми намеками.

Мирские исследователи предполагают, что Мессия не знал этого точно, однако евангелисты утверждают, что замысел Божий протекал по определенному заранее плану. Через пять месяцев, в Тайную вечерю, Иисус раскрыл имя предателя святому Иоанну.

О других апостолах Христа:

Судьба несчастного апостола

Этот вопрос также является тяжелым и спорным. Матфей утверждает: Искариот раскаялся в совершенном деянии и выбросил проклятые серебряники в храме, когда не смог вернуть их первосвященникам.

Однако сожаление о собственном преступлении возникло у Иуды не от искренней веры в Спасителя, а от обыкновенного угрызения совести. Матфей заключает, что после раскаяния предатель ушел и удавился.


После всех событий ученики Христа намерились выбрать нового апостола вместо Искариота. Этот человек должен был присутствовать в общине все время, когда Божий Сын проповедовал знание, от Крещения до смерти на кресте . Жребий бросили между двумя именами, Иосифа и Матфия. Последний стал новым апостолом и обязался нести христианское учение в округе.

На заметку! Имя Иуды стало нарицательным и обозначает предательство, а его поцелуй - символическое обозначение наивысшего коварства. Несмотря на то, что этот духовный крамольник изгонял бесов, исцелял больных и совершал знамения, он навсегда лишился Царства Небесного, так как в душе своей был и остался разбойником и коварным вором, стремящимся к наживе.

Изображения в живописи

Библейский сюжет предательства Мессии всегда вызывал большой интерес и споры.

Творческие люди, вдохновленные этой драмой, создали множество индивидуальных произведений.

  • В европейском искусстве Иуда представляется духовным и физическим антагонистом Христа. На фресках Джотто и Анжелико он изображен с черным нимбом.
  • В византийской и русской иконографии принято разворачивать образ в профиль, чтобы зритель не встретился с коварным дьяволом глазами.
  • В христианской живописи Искариот - темноволосый молодой человек, со смуглой кожей, без бороды. Нередко представлен как отрицательный двойник Иоанна Богослова. Ярким примером такой позиции является сцена Тайной вечери.
  • На иконе, имеющей название «Страшный Суд», Иуда изображен сидящим у сатаны на коленях.
  • В искусстве Средних веков наблюдаются картины, где на плече коварного изменщика располагается демон, манипулирующий сознанием.
  • Самоубийство - распространенный мотив с эпохи Возрождения. Предатель часто изображен повешенным с выпавшими наружу кишечными внутренностями.
Важно! Иуда Искариот - один из 12 апостолов, несущих учение Мессии. За 30 серебряников продал Сына Божьего первосвященникам, а после раскаялся и удавился на дереве.

В среде исследователей библейских историй возникают споры о мотивах его преступного поступка и дальнейшей судьбе. Единой точки зрения добиться не удается, но самой авторитетной всегда считается та, что описана евангелистами.

Протоиерей Андрей Ткачев об Иуде Искариоте

В прошлой публикации этого журнала я вскользь упомянул об отрывке из 1-ого послания к Коринфянам 15, согласно которому воскрешенный Иисус явился двенадцати.

1-e послание к Коринфянам 15:3-5
«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати….»

Для многих это было непривычно, ибо в соответствии с традиционной точкой зрения, Иуда умер до распятия Христа и поэтому, следуя традиции, в Слове Божием должно было быть указано слово «одиннадцать» вместо «двенадцати». В прошлой публикации этого журнала, принимая во внимание то, что мой анализ был не очень детальным, я дал обещание, что вернусь к более подробному исследованию этой темы в следующем номере.

В начале данного исследования подтверждается, что «двенадцать» в вышеупомянутом абзаце – это известные двенадцать апостолов, включая Иуду. Мы продолжаем исследование анализом Евангелий, которые повествуют о явлении Христа после Воскресения вечером в «первый день недели». Несмотря на то, что это явление не имеет отношения к явлению перед двенадцатью, очень важно рассмотреть и его, так как, позже мы поймем, что Иуда присутствовал там во время произошедших событий. Кроме того, рассмотрение этого явления необходимо для понимания Евангелий, посвященных явлению перед двенадцатью. Далее, в исследовании говорится о традиционном взгляде на данную проблему и приводится отрывок из Евангелия от Матфея 27:3-5, который поддерживает этот взгляд. Завершением статьи станет исследование другого отрывка, который поможет нам более точно определить время смерти Иуды.

1. «Двенадцать» из 1-ого послания к Коринфянам 15:5

Согласно отрывку из 1-ого послания к Коринфянам 15, воскрешенный Иисус явился пред двенадцатью. Чтобы уравновесить данный отрывок и традиционную точку зрения, согласно которой Иуда умер до распятия Христова, было предложено считать, что двенадцать здесь – это одиннадцать апостолов и Матфей, заменяющий Иуду в книге Деяния апостолов 1:26. Однако такое предположение не нашло подтверждения ни в Слове Божием, повествующем о временах, когда Матфей был одним из двенадцати, ни в отрывках из Евангелия, относящихся к явлениям Христа после воскресения. Но давайте используем более аналитический подход к анализу данного явления.

Очевидно, что не может произойти явных изменений в определенной группе людей, ежели нет изменений в ее составе. Подлинный состав группы из «двенадцати» апостолов представлен в Евангелии от Матфея 10:1-4, также как и в Евангелии от Марка 3:14-18 и в Евангелии от Луки 6:13-16. Евангелие от Луки 6, к примеру, повествует:

Евангелие от Луки 6:13-16
«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем».

Из данного отрывка понятно, что в подлинный состав двенадцати входил Иуда Искариот. Так, когда мы читаем «двенадцать», мы должны понимать, что данный термин используется для определенной группы людей, состоящей из двенадцати человек, исключая случай, когда состав группы меняется. В последнем случае упоминаются события до того, как было изменено количество «двенадцати», то есть группа из двенадцати человек, а в других случаях, повествующих о событиях после изменений, значение слова соответственно меняется. В нашем случае, событие, о котором Слово Божие говорит в 1-м послании к Коринфянам 15:5 – это Воскресение Христово и его последующее явление. Следовательно, должен последовать простой вопрос: каков был состав группы двенадцати во время Воскресения? Был ли Матфий причислен к одиннадцати в это время? Точное время и события, повлекшие присоединение Матфия к группе оставшихся одиннадцати апостолов, представлены в книге Деяний апостолов 1:15-26. Из этой книги мы видим, что между вознесением и Днем Пятидесятницы, Петр внес предложение заместить Иуду кем-то иным. И было два кандидата: первым был «Иосиф, называемый Варсавою», а вторым был Матфий. Как был свершен выбор, и кто был выбран, описано в книге Деяний апостолов 1:24-26.

Деяния апостолов 1:24-26
«И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда [«отпал»=греческий: парабаино= «согрешил». Также как и в Евангелии от Матфея 15:2, 3 и во 2-м послании Иоанна 9], чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфею, И он СОПРИЧИСЛЕН к одиннадцати Апостолам».

Теперь, только в этот момент Матфий был сопричислен к одиннадцати, следовательно, это означает, что он не мог он быть сопричислен ранее . Поэтому, каждый раз, когда мы видим слово «двенадцать», относящиеся к событиям, произошедшим до времени, описываемом в книге Деяний апостолов 1:26, мы понимаем, что речь идет о двенадцати из Евангелия от Луки 6:13, включая Иуду. С другой стороны, когда это слово относится к событиям, произошедшим после включения Матфия в состав двенадцати, имеется в виду новый состав группы, который исключает Иуду и включает Матфия. Имея это в виду, нам не составит труда понять, кем являются двенадцать в 1-м послании к Коринфянам 15. Соответствующий отрывок относится к событиям до того, как «Матфий был сопричислен к одиннадцати Апостолам». Следовательно, в это время Матфий не был еще одним из двенадцати, и выражение «к двенадцати» из 1-ого послания к Коринфянам 15 относится к обычным двенадцати из Евангелия от Луки 6:13, включая Иуду .

Дальнейшее упоминание о присутствии Иуды после Воскресения Христова имеет место в упоминаниях Евангелия о появлении Иисуса после Воскресения.

2. Явление вечером в «первый день недели»

Данное упоминание описано в трех из четырех Евангелий. Для получения полной картины необходимо аккуратно рассмотреть каждое из этих Евангелий. Давайте начнем с Евангелия от Иоанна.

2.1 Свидетельство Евангелия от Иоанна

Свидетельство Евангелия от Иоанна этому появлению представлено в Евангелии от Иоанна 20:19:

Евангелие от Иоанна 20:19
«В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!»

Не смотря на то, что этот стих точно не говорит, кто из апостолов присутствовал при появлении, стих 24 той же главы рассказывает о том, кто не присутствовал:

Евангелие от Иоанна 20:24

Из данного отрывка становится ясным, что во время явления Христова, произошедшего в "первый день недели вечером" (т.е вечером дня, который мы зовем «пасхальное воскресенье») Фомы точно не было. Эта информация имеет большое значение для правильного понимания соответствующих отрывков из Евангелия от Марка и Евангелия от Луки, и мы должны иметь это в виду.

2.2 Свидетельство Евангелия от Луки

Изучив свидетельство Евангелия от Иоанна, давайте обратимся к Евангелию от Луки, повествующем о том же появлении. Четыре Евангелия дополняют друг друга и вместе формируют полную картину происходящего. Мы должны рассмотреть все доступные Евангелия, чтобы убедиться, что все они описывают одно и то же событие. Одной из наиболее часто повторяющихся причин, приводящих к ошибкам в толковании Слова Божиего, что существенно для Евангелия, – путаница похожих вещей и принятие их за идентичные. Действительно, совсем не обязательно, что если два отрывка похожи (об исцелении слепого человека, к примеру), они должны быть отнесены к одному событию. Относятся они к одному и тому же или нет, нужно определить после тщательного исследования контекста в соответствующем Евангелии.

Возвращаясь к нашей теме, свидетельство Евангелия от Луки, относящееся к появлению Христа после Воскресения в "первый день недели вечером", представлено в главе 24. В стихе 1 говорится о «первом дне недели». Затем стих 13 говорит нам: «В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ [т.е. в первый день недели] двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус». Где-то во время этого путешествия Иисус присоединился к ним, а стихи 15-31 дают описание чудесных отношений, которые зародились у них, и как под конец «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (стих 31). Ученики приехали в Эммаус «к вечеру» как сказано в стихе 29. Узнав Иисуса, два ученика, «встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе ОДИННАДЦАТЬ и бывших с ними». Помня о том, что Эммаус находился не более чем в 9 километрах от Иерусалима, и что они приехали в Эммаус ближе к вечеру, но не совсем вечером, мы можем заключить, что к тому времени, когда они приехали в Иерусалим, был уже вечер, вечер «первого дня недели». То, что произошло этим вечером, описано в стихах 33-36:

Евангелие от Луки 24:33-36
«И, встав в тот же час, возвратились [два апостола только что возвратились из Эммауса] в Иерусалим и нашли вместе ОДИННАДЦАТЬ и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

Поскольку это явление произошло вечером в первый день недели, оно идентично тому, о котором сказано в Евангелии от Иоанна. Так, события, описываемые в Евангелии от Иоанна и Евангелии от Луки не только похожи, НО ТАКЖЕ И идентичны. Однако, в то время как Евангелие от Иоанна повествует о том, что Фомы не было там, не упоминая о том, кто же был там, Евангелие от Луки добавляет, что присутствовали «ОДИННАДЦАТЬ и бывшие с ними». Многие годы я читал этот отрывок и думал, что причина, по которой написано в тексте об одиннадцати в том, что Иуда уже умер, как учит традиция. Тем не менее, запись в Евангелии от Иоанна показывает очень ясно, что апостол, который отсутствовал при появлении, был не Иуда, А ФОМА. В свою очередь, это означает, что Иуда присутствовал на появлении и видел воскресшего Христа. Это также подтверждает 1-e послание к Коринфянам 15, согласно которому Иуда был жив после Воскресения Христова.

2.3 Свидетельство Евангелия от Марка

Свидетельство Евангелия от Марка упоминает о явлении Христове после Воскресения, произошедшем вечером в «первый день недели», и подтверждает выводы, сделанные из Евангелия от Иоанна и Евангелия от Луки.

Евангелие от Марка 16:9-13
«Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, --не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение».

Эти «два из них» – два ученика, шедшие по пути в Эммаус. Фраза «в ином образе» показывает изменчивость воскресшего тела Христова.

Евангелие от Марка 16:14
«Наконец, явился самим ОДИННАДЦАТИ, возлежавшим [на вечери], и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили».

Этот отрывок, относящийся к явлению Христову вечером в первый день недели , снова говорит об ОДИННАДЦАТИ. Зная о том, что отсутствовал один Фома, ясно, что Иуда был там.

Из всего вышесказанного ясно, что Иуда был жив и видел воскресшего Иисуса. Итак, вовсе не странно, что 1-e послание к Коринфянам говорит о явлении перед двенадцатью. Даже если 1-e послание к Коринфянам 15 не говорит ничего о появлении перед двенадцатью, исследование Евангелий доказывает, что Иуда был все еще жив после Воскресения.

3. Явление перед двенадцатью

После всего этого, читатель может задать вопрос: где сказано о появлении перед двенадцатью? Хотя нет необходимости писать о каждом появлении после Воскресения Христова, которые пересчитывает Слово Божие в 1-м послании к Коринфянам 15, появление двенадцати также описано в одном из Евангелий, в частности в Евангелии от Иоанна.

Евангелие от Иоанна 20:24
«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус».

Это «с ними» относятся к ученикам, присутствующим во время явления, которое произошло вечером в первый день недели [Евангелие от Иоанна 20:19], когда отсутствовал Фома. Согласно другим отрывкам из Евангелий, мы видим, что, кроме Фомы, все остальные одиннадцать учеников были там.

Евангелие от Иоанна 20:25-26
«Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!»

Кто были ученики, присутствующие при этом появлении? Одиннадцать и еще Фома, т.е. «двенадцать». Очевидно, это то же появление, о котором сказано в Слове Божием в 1-м послании к Коринфянам.

Найдя в вышеупомянутом подтверждение того, что это были «двенадцать» и что Иуда был там, когда это произошло, мы продолжим исследование отрывка, непонимание которого стало причиной появления традиционного взгляда, заключающегося в том, что Иуда умер до распятия Христа.

4. Евангелие от Матфея 27:3-5

Отрывок, который традиционно используется для того, чтобы поддержать идею о смерти Иуды до распятия, читаем в Евангелии от Матфея 27, начиная со стиха 1:

Евангелие от Матфея 27:1-8, 11
«Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та "землею крови" до сего дня….. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель…»

Мы слишком часто читаем этот отрывок, руководствуясь предвзятым мнением, что связь, объединяющая вышеупомянутые события, – время, т.е. мы предполагаем, что сначала произошло первое, потом второе, третье и т.д. Однако временная связь – только один из способов, посредством которых мы можем связать различные события. На самом деле, обычно, когда мы описываем что-то очень важное, вместо того, чтобы постоянно ссылаться на менее значимые события, мы описываем их кратко, открывая скобки. Таким образом, мы избегаем отвлечения внимания от того действующего лица, которое мы считаем главным персонажем события или истории нашего повествования. Именно это произошло в нашем отрывке. Главной темой Евангелия от Матфея 27 является не Иуда и его история, а Иисус Христос и его страсти. Именно это стремится выделить Слово Божие, описывая произошедшее в определенных временных рамках. В результате, кроме истории человека, на которой сконцентрировало внимание Слово Божие, т.е. на Иисусе Христе, истории других людей или событий приобретают краткие формы, описываемые в скобках. Именно это произошло и с историей об Иуде. Стихи 1 и 2 рассказывают, что Иисус был доставлен к правителю. Затем стих 3 открывает скобки, повествуя о том, что случилось с Иудой. Эти скобки продолжаются до 5 стиха. Так, мы узнаем, что Иуда, увидев, что Иисуса осудили, раскаявшись, принес тридцать сребреников. Но когда главный священник и первосвященники не приняли их, он бросил их и ушел. В конце концов он совершил самоубийство. Хотя эти события описаны в хронологической последовательности по отношению к тому, что случилось с Иудой [сначала он раскаялся, затем вернул тридцать сребреников и потом покончил жизнь самоубийством], они описаны не во взаимосвязи с событиями, произошедшими с Иисусом. Это отступление объясняет, что случилось с Иудой. Там не сказано, КОГДА это произошло, а сказано, ЧТО случилось.

Это более очевидно из стихов 6-10, которые включают другие отступления, которые повествуют нам о том, что случилось с тридцатью сребрениками. Так, мы видим, что главный священник взял эти тридцать сребреников, и после совещания с остальными купил на них землю горшечника, для погребения странников. Очевидно, чтобы купить землю, они посовещались и пошли на рынок, где нашли человека, который хотел продать землю, осмотрели землю, дабы понять, то ли это, что им нужно, посовещались, смогут ли они позволить себе приобрести землю, согласились с ценой и, наконец, заключили договор. Люди, имеющие представление о времени, необходимом для того, чтобы только найти необходимую собственность, знают, что это требует нескольких дней, недель, а иногда и месяцы. Если бы мы прочитали отрывок, предшествующий отрывку об Иуде в связи с временными рамками, то мы бы заключили, что, в то время, как Иисус был представлен правителю (стихи 1-2), Иуда вернул деньги и повесился, священники взяли деньги, посмотрели землю, достигли соглашения и подписали договор . Все это просто не могло произойти, пока Иисус стоял перед правителем, и особых подвижек в его деле не было . Кроме того, такая интерпретация противоречила бы всему, что написано в других Евангелиях и в 1-м послании к Коринфянам, где предполагается, что Иуда был жив после Воскресения.

Однако дело обстоит не так. Главной темой, описываемой в Слове Божием в Евангелии от Матфея 27, является Иисус Христос и его страсти. Так, об остальных событиях должно повествоваться кратко в скобках. Стихи 1-2 рассказывают о том, что Иисус был приведен к правителю. Затем, стихи 3-5 кратко повествуют о том, что случилось с Иудой. Там не сказано, КОГДА Иуда совершил самоубийство, но сказано, ЧТО он сделал. Затем новые скобки открываются в стихах 6-10, которые дают краткую характеристику того, как были использованы тридцать сребреников. Снова мы видим, что главное – не в том, КОГДА это произошло, а ЧТО произошло. Затем, стих 11 возвращает нас к тому, на чем остановилось повествование в стихе 2, т.е. на деле Иисуса, начатом Пилатом. Вводный характер стихов 3-10 и тот факт, что описание здесь не дается во временной последовательности относительно главной темы главы – страсти Иисуса, становится очевидным уже хотя бы после прочтения отрывка Евангелия, пропуская стихи 3-10:

Евангелие от Матфея 27:1-2, 11
«Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю….. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь».

Очевидно, что, пропуская стихи 3-10, мы не теряем понимания главной темы отрывка, и именно это было целью Бога, когда Он описывал эти события кратко в скобках.

Подводя итог, Евангелие от Матфея фокусирует внимание не на том, когда Иуда повесился, а на том, что он сделал. Чтобы узнать, КОГДА он это сделал, необходимо изучить, что говорят об этом другие Евангелия. Исходя из собранных на этом этапе материалов, мы с точностью можем сказать, что Иуда видел воскресшего Христа, и что он был жив по крайней мере еще восемь дней (Евангелие от Иоанна 20:26) после первого явления Христа перед одиннадцатью. С другой стороны, в своей речи, произнесенной когда-то между Вознесением и Днем Пятидесятницы (Деяния апостолов 1:15-22) Петр сказал о том, что Иуда был мертв. Это означает, что Иуда повесился между восьмью днями после Воскресения и днем, когда вещал Петр.

5. В чем разница, умер Иуда до или после распятия?

Тем, кто задастся этим вопросом, следует сказать, что здесь мы не просто пытаемся найти точное время смерти Иуды. Один этот факт не имеет большого значения, ЕСЛИ у нас нет сомнений относительно точности Слова Божиего. Конечно, у меня не возникло бы сомнений по поводу того, что Иуда умер до распятия, ЕСЛИ бы в Слове было так сказано. Напротив, у меня возникли бы сомнения, если бы в одном месте в Слове, согласно традиции, было написано, что он умер до распятия, а в другом сказано, что он был жив после Воскресения. В таком случае это исследование было бы не просто исследованием вопроса, когда умер Иуда, а исследованием точности Слова Божиего. Поэтому время, когда умер Иуда, все-таки важно, очень важно: разница между точным Словом Божиим, коим и является Библия, и словом, где есть место ошибкам согласно традиции, являющимся только похожим на Библию.

Примечания

Греческое слово, переведенное как «сопричислен» в данном отрывке – глагол «сугкатапсепхизо». Этот глагол состоит из слов «солнце», означающем «вместе с», «ката», обычного греческого префикса с множеством значений (список слов из Нового Завета, где употребляется этот префикс, см. J. Strong: "The Exhaustive Concordance of the Bible", номера 2596-2736) и глагола «псепхизо». Последний глагол, отвечающий за значение слова « сугкатапсепхизо», употреблен в Евангелии От Луки 14:28, где мы читаем: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит («псепхизо») издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее». Он также употребляется в книге Откровений 13:18, где мы читаем снова: «Кто имеет ум, тот сочти («псепхизо») число зверя». Итак, очевидно, что «сугкатапсепхизо» означает « быть причисленным к », «числится» или «считаться» и обозначает прибавление чего-либо/кого-либо к определенной группе (см. также E.W. Bullinger: "A Critical Lexicon and Concordance to the English and Greek New Testament", Zondervan Publishing House, Grand Rapids, Michigan, 1975, стр. 540).

Это не означает, что Матфий не видел Воскресения Христова. В действительности, в своем предложении, данном в книге Деяний апостолов 1:15-23, Петр говорит: «Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его». (Деяния апостолов 1:21-22). Предложили Матфия (Деяния апостолов 1:23), что означало – он выполнил все необходимые условия. То, что, за исключением двенадцати остальных, видевших воскрешенного Христа, освещено апостолами (см. Евангелие от Луки 24:33-36) и 1-м посланием к Коринфянам 15:6, глаголющем о «пятистах братиях». Дело не в том, был ли Матфий очевидцем Воскресения, хотя он несомненно был. Главный вопрос заключается в том, был ли он сопричислен к одиннадцати во время Воскресения. Как мы видим, не был.

Эти ученики не принадлежали к группе двенадцати.

Хотя в стихе точно не говорится, что это был первый день недели вечера, изучение события показывает, что это был первый день, когда была создана группа одиннадцати. Согласно другим Евангелиям, первое событие произошло в первый день недели вечера, что позволяет заключить, что это то же самое событие, которое описано в Евангелии от Иоанна и Евангелие от Луки.

О финальной части соглашения см. книгу Иеремия 32:6-15.

В стихе 11, после описываемых событий, дело Иисуса было на той же стадии, что и в стихе 2, т.е. Иисус стоял перед правителем.

Иисус, прерванное Слово [Как на самом деле зарождалось христианство] Эрман Барт Д.

Смерть Иуды

Смерть Иуды

Во всех четырех канонических евангелиях говорится, что Иисуса выдал властям, взявшим его под стражу, Иуда Искариот. В объяснении причин этого поступка Иуды четыре повествования расходятся. У Марка причины не названы, хотя нам сообщают, что за предательство Иуде пообещали деньги, так что он вполне мог быть движим алчностью (Мк 14:10–11). Матфей (Мф 26:14) недвусмысленно заявляет, что Иуда совершил предательство ради денег. Но Лука утверждает, что причиной поступка Иуды был «вошедший» в него сатана (Лк 22:3). Иными словами, его попутал или заставил бес. У Иоанна Иуда сам назван «диаволом» (Ин 6:70–71); предположительно он предал учителя потому, что был порочен до мозга костей.

Еще интереснее вопрос о том, что случилось с Иудой после совершения предательства. Марк и Иоанн не вдаются в подробности: Иуда просто исчезает со сцены. Как и в Евангелии от Луки, но Лука пишет второй том своего труда, книгу Деяний. В Деяниях говорится о том, что происходит с Иудой после предательства, подобный рассказ есть и в Евангелии от Матфея, но, как ни странно, эти два фрагмента не согласуются друг с другом по ряду моментов.

Распространенное убеждение, что Иуда «пошел и повесился», исходит из Евангелия от Матфея (Мф 27:3-10). Увидев, что его предательство повлекло за собой казнь Иисуса, Иуда раскаивается и пытается вернуть уплаченные ему тридцать сребренников иудейским первосвященникам, говоря: «Согрешил я, предав Кровь невинную». Так как деньги у него не берут, он бросает их в храме, уходит и вешается. Тогда первосвященники собирают деньги, но решают не возвращать их в сокровищницу храма, поскольку это «цена крови» - деньги, запятнанные кровью невинного. Деньгам находят другое применение: на них покупают «землю горшечника», предположительно место, где горшечники брали глину, и предназначают ее для погребения странников, умерших в Иерусалиме. Нам объясняют: поскольку это место куплено на запятнанные кровью деньги Иуды, «называется земля та „землею крови“ до сего дня».

В повествовании Луки, входящем в Деяния, есть некоторое сходство с предыдущим: смерть Иуды связана с покупкой поля, названного «землей крови». Но другие подробности явно не согласуются с историей, рассказанной Матфеем, и даже напрямую противоречат ей. В Деян 1:18–19 нам объясняют, что сам Иуда, а не иудейские первосвященники, купил «землю неправедною мздою» на деньги, полученные за предательство. О повешении не упоминается: вместо этого мы узнаем, что он «низринулся», и тогда «расселось чрево его, и выпали все внутренности его». У Луки поле получает свое название, «земля крови», потому, что на нем пролилась кровь Иуды.

С давних пор читатели пытались увязать эти два рассказа о смерти Иуды. Как он мог и повеситься, и «низринуться», чтобы у него лопнул живот и на землю вывалились кишки? Изобретательным толкователям, стремящимся объединить два повествования в одно достоверное, представляется прекрасная возможность проявить фантазию. Возможно, Иуда пытался повеситься, но веревка оборвалась, и он рухнул на землю вниз головой и распорол живот. Или он вешался, но неудачно, и тогда забрался на высокую скалу, а затем спрыгнул с нее на землю. Или же… словом, объяснение может быть каким угодно.

Суть в том, что в двух источниках совершенно по-разному говорится о том, как умер Иуда. Как бы загадочно ни звучали слова «низринулся, и расселось чрево его», в любом случае это не означает «повесился». Кроме того, противоречие наблюдается еще по двум пунктам: кто купил землю (первосвященники, как у Матфея, или Иуда, как в Деяниях) и почему ее назвали «землею крови» (потому что она куплена на деньги, запятнанные кровью, как пишет Матфей, или потому, что на нее пролилась кровь Иуды, как говорится в Деяниях)?

Из книги Болезнь и Смерть автора Феофан Затворник

Смерть при кораблекрушении - смерть равномученическая Милость Божия буди с вами! Поразила вас участь "Русалки", и бывших на ней… Кого же она не поразили?! Все поражены, - и больше всех Государь… Но не имеем ли мы возможности найти утешение в обетованиях христианских?!

Из книги Брошюры 1-6 и Выпуск №4 Российское Философское общество РАН автора Лайтман Михаэль

Смерть человека – смерть тела или души? Не человек умирает, а его биологическое тело. Изначально все мы ощущаем только наше тело – земные желания. Затем в нас возникает желание к высшему.Это не земное желание, а начало духовного – желание Творца. Если человек развивает в

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

Смерть первая и смерть вторая. Вторая смерть в конце тысячелетнего царства будет окончательным возмездием для всех нераскаявшихся грешников. Те, чьи имена не вписаны в книгу жизни, погибнут второй смертью в конце тысячелетнего царства (см. главу 26 этой книги). После этой

Из книги Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы всё-таки умерли… автора Сысоев Даниил

Идеальная смерть. Страшная смерть Теперь, какая смерть лучше? Самая лучшая смерть для христианина, конечно, мученическая за Христа Спасителя. Это самая наилучшая смерть, которая возможна для человека в принципе. Некоторые посылали соболезнования в Оптину пустынь после

Из книги Борьба с грехом автора Дьяченко Григорий Михайлович

9. Объяснение слов: «Единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша» (Рим. V, 12) (О вменении греха Адама всем потомкам его).Под миром апостол разумеет не один род человеческий, а целый земной мир, потому что

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

а. Смерть Иуды (1:18–19) Похоже, что стихи 18 и 19 не относятся к речи Петра, ибо они прерывают последовательность его мыслей. Более того, как арамейский оратор, который обращается к арамейской аудитории, Петр не стал бы переводить слово Akeldama (19). Но Лука, писавший для язычников,

Из книги Современная культура и Православие автора

Смерть автора как "смерть Бога" В онтологической модели постмодернистского сознания культура (мир) предстает в виде текста. Литературное произведение отныне - это не авторски организованные слова, своеобразно выражающие "теологический смысл" ("сообщение" Автора-Творца)

Из книги Новый Завет под ред. еп. Кассиана Безобразова автора Автор неизвестен

Иуды 11 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, возлюбленным в Боге Отце и сохранённым для Иисуса Христа, призванным: 2 милость вам и мир и любовь да умножатся. 3 Возлюбленные, имея всяческое усердие писать вам об общем нашем спасении, я почел за нужное написать вам увещание

Из книги Православие и творчество (сборник) автора Николаева Олеся Александровна

Смерть Автора как «смерть Бога» В онтологической модели постмодернистского сознания культура (мир) предстает в виде текста. Литературное произведение отныне – это не авторски организованные слова, своеобразно выражающие «теологический смысл» («сообщение»

Из книги Утерянное Евангелие от Иуды [Новый взгляд на предателя и преданного] автора Эрман Барт Д.

Смерть Иуды в книге Деяния апостолов Деяния апостолов написаны тем же автором, что и Евангелие от Луки - с этим соглашаются все (сравните Лука 1:1–4 и Деяния 1:1–4). Фактически Деяния - это просто второй том двухтомного сочинения. Первый том, который нам известен как

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Иуды Введение Настоящее послание было написано Иудой (еще одним братом Иисуса Христа) в период между 65 и 70 гг. по Р.Х. Где Иуда писал свое послание и кому конкретно оно было адресовано, нам неизвестно. Но суть вопроса, который поднял в нем автор, ясна. Иуда призывает

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Иуды Глава 1 Приветствие 1 От Иуды, слуги Иисуса Христа и брата Иакова, всем призванным и любимым Богом Отцом и хранимым Иисусом Христом a.2 Пусть умножатся для вас милость, мир и

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

Глава 4 ОМОВЕНИЕ НОГ. ВЗЯТИЕ ИИСУСА ХРИСТА В САДУ ГЕФСИМАНСКОМ. СУД НАД ИИСУСОМ ХРИСТОМ. ПОРУГАНИЕ ЕГО. ОТРЕЧЕНИЕ АП. ПЕТРА. РАСКАЯНИЕ И СМЕРТЬ ИУДЫ. НЕСЕНИЕ КРЕСТА Омовение ног (Ин. XIII, 4-12) в древнехристианской скульптуре повторяется только три раза: на саркофагах -

Из книги Православие и свобода автора Николаева Олеся Александровна

Смерть Автора как «смерть Бога» В онтологической модели постмодернистского сознания культура (мир) предстаёт в виде текста. Литературное произведение отныне? это не авторски организованные слова, своеобразно выражающие «теологический смысл» («сообщение»

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Смерть Иуды-предателя Поскольку по Закону решение о смерти преступника нельзя было выносить ночью, ранним утром Великой Пятницы члены Синедриона повторили над Христом вынесенный ночью беззаконный приговор (Мф. 27.1). После этого они повели Его к прокуратору Иудеи

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

XXVIII Суд над Христом у первосвященников Анны и Каиафы. Отречение и раскаяние Петра. Иисус Христос на суде Пилата и Ирода; бичевание его и осуждение Пилатом на смерть. Погибель Иуды, а также и других виновников злодеяния В то время, как происходило взятие Христа под стражу,