Гуманистический антропоцентризм в филосо­фии и культуре эпохи возрождения. социально-философские учения. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения Антропоцентризма и гуманизма в искусстве ренессанса

Эпоха Возрождения ХV – ХVI вв. – период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин Возрождение употребляется для обозначения стремления ведущих деятелей эпохи возродить идеалы и ценности античной культуры. Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение означало на деле поиск нового, а не реставрацию старого. Пережитое, культурный потенциал и накопленный опыт будет оказывать воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, в которой приходится действовать людям, ориентированным на его преодоление. Таким капиталом, наследием для мыслителей и деятелей эпохи Возрождения было средневековье. Хотя Возрождение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несёт на себе отпечаток многих её черт. Эпоху Возрождения можно характеризовать как эпоху перехода , потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма. Важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения – ориентация на человека. На передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти своё место в жизни.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое . Центральная фигура не Бог, а человек. Бог – на­чало всех вещей, а человек – центр всего мира.Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и за­мыслах не может быть ничем ограничен. Ему всё по плечу, он может всё. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания чело­века : гордость и самоутверждение собственной силы и таланта, жизнерадо­стность и свободомыслие становятся отличительными чертами передового человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, все­сторонней образованностью, выделяющихся среди людей своей волей, целе­устремлённостью, огромной энергией.

Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гума­нистический характер . Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мысли­тели эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или мате­риалистами. Они верили в Бога, признавали его творцом мира и человека. Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек дол­жен действовать сам, определять свою судьбу и отвоёвывать своё место в мире.В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущ­ности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается на собственные силы человека. Оп­тимизм, вера в безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи. Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности . Материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе её человек не просто удовлетворяет свои земные потребности: он создаёт новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя. В мировоззрении эпохи Возрождения про­исходит реабилитации человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек – это телесное существо. И тело – это не «оковы души», которые вечно тянут её вниз, обуславливают гре­ховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространённый в эпоху Возрождения культ Кра­соты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело.


Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.)

Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Монтень). Создаются первые утопии, рисующие идеальное государство, – «Утопия» Т. Мора; «Город Солнца» Т. Кампанеллы и др.

Таковы общие характеристики мировоззрения эпохи Возрождения.

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

  • антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
  • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);
  • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
  • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
  • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
  • торжество индивидуализма;
  • широкое распространение идеи социального равенства.

Гуманизм (от лат. humanitas - человечность) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений.

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) - философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения кприроде, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни.

В оппозицию ставится также мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму), где центром всего является бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос.

В то же время история слова намного более древняя. Известное выражение Протагора "Человек есть мера всех вещей" называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространен антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек - вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его - наибольшие. В этом смысле христианство - антропоцентрическая религия, т.к. строится вокруг человека. Сегодняшнее наполнение термина - светское, такой антропоцентризм называют также секуляризированным антропоцентризмом.

Все это сильно изменило философскую проблематику, в центре которой стали проблемы гносеологии. Принято выделять 2 направления:

Эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения с последующим индуктивным обобщением этим данных. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс.

Рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения, разнообразными следствиями из общих достоверных положений. Основателем был Р. Декарт («Я мыслю, значит я существую»), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.

Т.о философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.

Проявляется тенденция возврата к новозаветному учению, строящемуся на простых и понятных принципах и близкому к мирской жизни каждого человека. Следствием Реформации стали глубокие изменения в духовно-религиозной области, политическом ландшафте Европы и в экономико-социальных структурах. Возникший протестантизм в социальной сфере приводит к становлению новой этики, которая оправдывает труд в любой его форме, предпринимательство, которое становится нравственно обязательным и отражает стремление человека работать.


Эпоха Возрождения (имеется в виду итальянское Возрождение, начавшееся во Флоренции в четырнадцатом веке и охватившее города Северной и Средней Италии, являвшиеся торговыми и промышленными центрами; для обозначения похожих процессов на Севере Европы, есть понятие «Северное Возрождение») охватывает период с четырнадцатого по шестнадцатый века и по характеру развития идей считается временем перехода к периоду Нового времени. С Возрождения начинается история профессионального художественного творчества. Название эпохи возникло в трудах возрожденцев, которые полагали, что человеческая мысль в период Средневековья ни к чему положительному в понимании человека не продвинулась и была пустой, или «тёмной». Значимым, по их мнению, было время Античности. Возлагая большие надежды на своё время, данные мыслители считали своей основной задачей «возрождение» идей и идеалов (художественно-эстетических, политических, философских) Античности, для продолжения «прерванного развития человечества». Философия эпохи Средневековья не только была однозначно заклеймена как пособница или «служанка богословия», она воспринималась как шаг назад по сравнению с достижениями античной мысли. Это одностороннее отношение ко времени Средневековья сохранялось очень долго и встречается в некоторых современных гуманитарных текстах. При этом главными идеологиями времени оставались религия и схоластика, которым противостояла гуманистическая (humanista, «человечность») мысль. Поэтому, не случайно часть мыслителей данный период объединяют со временем Средневековья, не считая его самостоятельным; в этом случае, для обозначения рассматриваемого периода времени существует красивый термин «Осень Средневековья».
Можно полагать, что с конца Средневековья в духовном развитии человечества обозначились два пути. Во-первых, продолжался прежний вариант «неразделённой» целостной духовности (с сохранением религиозных смыслов сознания в более или менее активном состоянии), в которой сознание человека не расщеплено, а принимает к сведению все возникающие знания и не равномерно, но естественно соединяет элементы всех видов знания в одном целостном мировосприятии. Во-вторых, формировался выражено светский путь развития, отрицающий традиционную религиозность, разделяющий религиозную и остальные сферы сознания так, как будто они принадлежат разным людям. Так, как если бы человек, занятый, например в сфере точных наук, не мог бы воспринимать миропонимание человека, с религиозной доминантой сознания, и как если бы не было общих основополагающих представлений в сознании каждого человека, делающих возможным взаимопонимание людей. В ситуации доминирования второго пути очень скоро место, «свободное от религиозного сознания», оказалось занятым комплексом идей (среди которых: антропоцентризм; вера в прогресс, основанный на знании законов развития; вера в возможность достижения социального порядка, воспитания человека с определёнными качествами и т.п., что наиболее полно отражено в просветительских идеях), по существу своему догматизированных по аналогии с религией, или мифологизированных, но «выстроенных» на иных ценностях. Социальные модели, возникающие при втором варианте развития, как сегодня очевидно, достаточно быстро начали размывать нравственную составляющую сознания и привели к отчуждению человека от его жизненных смыслов и к бездуховности общества в целом. Основополагания данного процесса сформировались во время Возрождения и первоначально казались весьма безобидными: они только фиксировали разницу между светским и религиозным миропониманием.
Возрождение предложило новую парадигму взамен религиозной, в это время формируется новое сознание с новым, близким к научному, мышлением, соответствующим начальному этапу рыночных отношений. Вместо теоцентризма торжествует антропоцентризм. Вместо геоцентризма - гелиоцентризм. Характерные черты и особенности философской проблематики Возрождения отразились и в других, очень важных, многоплановых и далеко не однозначных по последствиям процессах, охватывающих широкий спектр деятельности людей: в переходе к мануфактуре и возникновении национальных монархий; секуляризации всех сфер жизни; возрождении канонов классической античности и поклонении идеалам античности, особенно в поведении и культуре; гуманизме, развитии гражданской жизни и направленности общественного сознания к политическим свободам; возникновении нового самосознания человека, его вере в свой талант и силу; в трактовке человека как творца себя и ослаблении религиозной сосредоточенности на греховности человеческой природы, что нашло своё выражение и в идее, что божественная благодать не нужна для спасения; в осмыслении человека как центра мира и изображении его как творца нового (титана); в поиске человеком точки опоры в своей телесности; в формировании и установлении понимания ценности отдельного человека наряду с другими людьми, позже - «буржуазными» ценностями; пантеизме (слиянии христианского Бога с природой и, обожествлении природы, что ортодоксальное христианство заклеймило как «сатанизм»); развитии магико-алхимического варианта понимания природы (так, в трудах Парацельса прослеживается стремление при помощи оккультизма управлять природой) и многом другом.
Каждый из перечисленных процессов был, по меньшей мере, двояким: к примеру, алхимики не только занимались оккультизмом, но закладывали, как уже сказано выше, основы естественных наук. При всём величии человека данной эпохи в ней же обозначилась возможность его падения, что, по словам известного исследователя данной эпохи, А.Ф.Лосева (1893-1988), лучше выразили литература и искусство конца Возрождения (Шекспир и Микеланджело). Можно привести также известную оценку, относящуюся к данной эпохе: «в античности предел выше беспредельного, в Возрождении - действительность беднее возможности». Заслуги и успехи деятелей эпохи Возрождения, как следующего внушительного шага в развитии понимания человеком себя, несомненны. Может быть единственный явный, и серьёзный, недостаток этого времени (если такая формулировка правомочна) состоит в избирательном развитии идей предшественников. Это выразилось, как было уже сказано, в полном отсутствии позитивной оценки философии Средневековья; а что касается античной философии, практически, мыслители эпохи Возрождения, продолжая идеи Платона и неоплатоников, выступали против идей Аристотеля.
Основные особенности философии эпохи Возрождения выражают ориентация на художественноэстетическое мировосприятие (выраженное, прежде всего в творчестве титанов Возрождения) и такие её основоположения как гуманизм; антропоцентризм, гражданственность, пантеизм и натурфилософская направленность. Гуманизм сформировался на основе развития нескольких «пластов» смыслов (или идеологий): античного отношения к человеку, по аналогии с пониманием которого, может быть существовал в эту эпоху пантеон Богов, и идеи «человечества» (или человечности, воспринятой европейцами в процессе знакомства с Востоком, где человечность, человеческое благородство и достоинство, честность и ответственность, правильность поведения, «обязанность сохранить лицо» в любой ситуации и другое подобное вместе подразумеваются под словом «человек», несущим также смысл принадлежности к роду людей; осмысления тезиса христианского понимания человека, как сотворённого по образу и подобию Бога и обязанного соответствовать своему изначальному высокому духовному предназначению; выдвижения на передний план телесности человека, переработки разнообразных явлений городской культуры эпохи, связанной с ослаблением влияния церкви, с безграничной верой в безграничное духовное и физическое совершенство и возможности человека). Особенности понимания гуманизма в Европе были связаны с развитием здесь в данную эпоху «гражданской жизни», проблематики гражданства и стремлений к политической свободе. Можно утверждать, что развитие перечисленных видений ракурсов человеческого, способствовало становлению эталонных социально-моральных характеристик человечества в целом, качеств отдельного человека и того, как человек должен относиться к другому человеку и людям вообще. Именно особенности этих смыслов преломлялись идеологиями мировых религий.
В целом эпоха Возрождения - это, прежде всего, высочайший уровень искусства, который не был ни повторён, ни превзойдён ни в какое другое время. Имена титанов Возрождения (Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Микеланджело) известны всем, т.е. культ творца, художника, не подражающего, а создающего как Бог, гениального во многих сферах приложения своих способностей, - становится основной характеристикой выдающихся людей данного времени. Очевидно, что такие высокие достижения были бы невозможны без сверхверы человеком в себя и свои возможности.
Поэтому с гуманизмом связан другой важный принцип Возрождения - антропоцентризм, выразителями которого были Лоренцо Вала, Марселино Фиччино, Пико делла Мирандола и другие. Своеобразные кружки, объединявшие гуманистически мыслящих людей, не были связаны с религией или схоластикой, хотя мир признаётся сотворённым Богом. Человек описывается как микрокосм, копирующий устройство макрокосма: Леонардо да Винчи, изображая пропорции человека, вписывает его в образ мира, сочетающий круг (совершенство) и квадрат (соединение четырёх стихий); провозглашаются идеи равенства всех людей и утверждаются принципы доброты человеческой природы самой по себе. Другая особенность объединений эпохи Возрождения состояла в рационалистической критике религии (оспаривалась идея бессмертия души, обращалось внимание на споры внутри самой церкви), что способствовало расшатыванию религиозного авторитета и становлению веротерпимости. Распространение рационального миропонимания и рационального постижения истины ослабляли связанность общественного сознания и повседневной жизни человека с церковью, утверждали идею ценности отдельного «уникального» человека, что в свою очередь было связано со становлением идеологии индивидуализма.
Субстанциальную свободу человека обосновывал в своей «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), утверждая, что Бог создал человека существом, подобным себе и поставил его в центр мироздания. Поэтому человеку дана способность формировать своё бытие и свобода самоопределения; возможности человеческого духа определены свободой его воли и выбора, но господствующим должен быть принцип: «ничего слишком».
Следует сказать, что в эталоне человека, сложившегося в эпоху Возрождения, не обращается особого внимания на нравственные характеристики, здесь речь идёт не столько об оценках человека, сколько о любовании им, гордости за неограниченные возможности, об утверждении личности в её грандиозности, красоте и величии. Известно, что люди этого времени прославились также коварством, борьбой самолюбий, убийствами из-за угла, распущенностью священнослужителей, о чём свидетельствует изгнание францисканских и доминиканских монахов из города Реджио за нарушение норм нравственности. А.Ф.Лосев пишет, что проявление отрицательных качеств человека в это время было обратной стороной титанизма, свойственного эпохе.
Идеи гражданственности, свойственные Античности, были возрождены в рассматриваемую эпоху и нашли своё выражение с одной стороны в утопиях, отодвигавших осуществление желаемых реформ в далёкое будущее, а с другой - в исследовании сущности государства и политики. Интересно, что данные тексты направлены против индивидуализма, утверждающегося в общественном сознании данной эпохи. Общим для утопических текстов является насильственное приведение всех к равенству.
Английский государственный деятель Томас Мор (1478-1535) в «Утопии», которая вышла в 1516 году, сравнивая эгоистический интерес и этический идеал коллективизма и всеобщности, не скрывает своего предпочтения идеалу всеобщности. Автор утопии изображает остров с идеальной государственностью, где все люди заняты физическим трудом, послушно выполняют решения коллектива, который наделён правом определять своими декретами даже брачные отношения. Другие характеристики данного образца будущего: одинаковая одежда, одинаковое питание в столовых, веротерпимость, личные сады, которые периодически делятся заново, по жребию, чтобы избежать возможного неравенства.
Другой автор коммунистической утопии, Томмазо Кампанелла (1568-1639), в книге «Город Солнца» (1602) изложил своё учение о труде, отмене частной собственности, общности жён и детей. Государством, в котором регламентирована вся жизнь человека до мелочей, управляют философы и мудрецы. Браки совершаются по государственным декретам, дети воспитываются в специальных учреждениях, семьи не существует, дети не знакомы с родителями - многие положения данного произведения можно объяснить фактом биографии автора, который за подготовку антииспанского восстания провёл двадцать семь лет в заключении.
Никколо Макиавелли (1469-1527; «Государь», «О военном искусстве») выступил за установление в Италии политического единства и жёсткой государственной власти. Идеалом государственности мыслитель считал монархию, задачей монарха - прийти к власти и удержать её, для чего хороши все средства. Согласно Макиавелли, людям свойственен звериный эгоизм, для укрощения которого пригодны любые методы, поэтому понятно, что интересы отдельного человека могут быть принесены в жертву общественному благу. Считается, что данный мыслитель «освободил политику от морали и религии». Макиавеллизм расценивается А.Ф.Лосевым как детище позднего, изживающего себя Возрождения.
Пантеизм (существует два объяснения слова: от латинского названия общего языческого Бога природы и в переводе с греческого «всеобщий») подрывал личностную трактовку Бога. Например, Николай Кузанский (1265-1321) в трактате «Об умудрённом неведении» (другие варианты перевода названия работы «Об учёном незнании»; «О знающем незнании») растворял Бога в природе, лишая его внеприродного характера и считая Бога «бесконечным, или абсолютным максимумом», приближающимся к природе, которая представлялась «абсолютным минимумом». Мыслитель считал, что видимый и телесный мир зависят от начала, которое бестелесно, непостижимо (так как предшествует всему, является источником и концом всякого движения) и находится во всём. Пределом и центром мира является Творец. Другой мыслитель, Дж.Пико делла Мирандола, развивая пантеистические идеи, считал, что именно понимание божественного закона предполагает углубление в природу вещей и стремление к выявлению действительных причин. Развивая античные идеи, он полагал, что микрокосм человека тождественен природному макрокосму. Джордано Бруно считал природу «Богом в вещах», уточняя, что Бог не имеет пределов, следовательно, не имеют пределов и вещи природы.
Формирующаяся в эпоху Возрождения наука, существует в форме натурфилософии - философии природы, её умозрительного толкования. С другой стороны, сама философия в это время существует как «умозрительное истолкование природы в её целостности». Начало натурфилософии связано с именем Бернардино Телезио (1509- 1588); в работе «О природе вещей согласно её собственным началам», он заявил о новом методе - «изучать природу согласно её собственным принципам существования». По существу, данный метод выводит божественное начало из природы и сферы теоретического уровня анализа. Мыслители часто рассматривали природу как живое целое, пронизанное таинственными магическими силами. Такое понимание было свойственно и немецкому врачу, астроному и алхимику Парацельсу (1493-1541). Алхимики исследовали природу для управления силами, которые владеют всем происходящим. В мире как целом они пытались устанавливать живые связи, в частности между веществами и сферами человеческого: дух представлялся как ртуть, душа - сера; тело - соль. Магические обряды считались необходимыми для вхождения в контакт с силами природы. Флорентийский граф, Пико делла Мирандола в попытке рационального постижения смысла магии утверждал, что она связана с пониманием действительных тайн природы.
Самым важным в богатой открытиями эпохе, по праву считается созданная Николаем Коперником (1473-1543; «Об обращении небесных сфер», 1543) гелиоцентрическая система понимания мира. Следующим шагом в становлении европейской науки стало открытие Галилео Галилеем (1564-1642), благодаря сконструированному им телескопу, пятен на Солнце, спутников Юпитера, хребтов и кратеров на Луне, а также других космических объектов, что позволило современникам утверждать, что он открыл «новую Вселенную». На основе открытий предшественников, немецкий астроном Иоганн Кеплер (15711630) создал астрономию и сумел показать, что движение планет вокруг Солнца происходит не по идеальным орбитам, а по эллиптическим, и является неравномерным.
Опираясь на позиции Платона, Раймонд Луллий, Джордано Бруно (1548-1600) и другие, разрабатывали специфическое учение об «искусстве памяти»: пытаясь зафиксировать скрытые источники припоминания идей, они заносили всё, что «удавалось вспомнить» в сложно организованную по содержанию диаграмму. Анализ данных проводился на основе мистических, астрологических и оккультных теорий. Как известно, за свою диаграмму Джордано Бруно был привлечён к суду инквизиции («за приписывание себе богоподобия и претензию на знания, которые человеку не даны»).
В истории философии получила продолжение идея Бруно о совпадении противоположностей (которую он развивал, изучая соотношение «единства» и «множественности», вещей, созданных Богом и самого Бога); через Бруно и под влиянием мистицизма, особенно немецкого, учение о совпадении противоположностей стало у Шеллинга и Гегеля методологией: Гегель, как и Николай Кузанский, сформулировавший закон совпадения противоположностей, считал «принцип тождества» «законом абстрактного рассудка».
Мыслители Возрождения описывали эксперименты, которые, как считает современная наука, поставить невозможно (например, «вечный двигатель», который должен был сохранять движение). Галилей и Коперник опровергли геоцентрическую систему Птолемея и создали новое представление об устройстве Вселенной, что актуализировало философскую проблему видимого и действительного; отвергая созерцательную науку, и развивая физику Коперника, Галилей высказал идею «предвосхищающего мышления»: наука должна не просто наблюдать и описывать, но - моделировать явления.
В целом, относительно сменившейся физической картины мира следует сказать, что она имела важные психологические последствия: научная картина мира противостояла религиозным разъяснениям, делала более истинными воззрения человека, но не делала его более уверенным в себе, ведь мир перестал быть пространством с известными границами, перестал быть «надёжным домом». Не случайно знаменитый французский религиозный мыслитель и исследователь природы Блез Паскаль (1623-1662) о своём ощущении Космоса писал: «Это вечное молчание безграничного пространства ужасает меня».
В эпоху Возрождения возникает светская культура, дворянство формируется в качестве образованного класса, занимающегося искусством, литературой и философией; в городах распространяются философские представления о мире; но, как считают специалисты, успехи философии в этот период скромнее, чем теологические учения схоластов.
Вопросы:
  1. Каковы основные этапы и основоположения средневековой философии?
  2. В чём состоял «спор о природе общих понятий»? Какие позиции были свойственны номиналистам и реалистам?
  3. Что характеризует учение Фомы Аквинского? Почему он был «причислен к лику святых»?
  4. Что понимается под особенностями философии эпохи Возрождения: под «антропоцентризмом» и «гуманизмом», «натурфилософской ориентацией в знании» и другими характеристиками? Можно ли говорить об отрицательных и положительных достижениях философии данного времени?
  5. Каким был бы Ваш сравнительный анализ представлений о человеке в эпоху Античности,
Средние века и во времена Возрождения? - 36.12 Кб

Макиавелли показывает, что государства возникают, достигают вершин величия и могущества, а затем приходят в упадок и гибнут. Этот круговорот является результатом воздействия судьбы-фортуны, отождествляемой с богом и обозначаемой также именем необходимости. Вместе с тем, по его мнению, история зависит не только от судьбы-необходимости, но и от того, как человек сумеет ее понять, приспособиться к ней и противостоять.

С чисто земных позиций он рассматривает религию в качестве явления общественной жизни. Религия, по его мнению, подчиняется законам возникновения, возвышения и гибели. Она выступает необходимой и единственной формой общественного сознания, обеспечивающей духовное единство народа и государства. Религия должна отвечать интересам управления государством. Таким образом, не только анализ политики отделяется от религии, но и сама религия оказывается подчиненной политическим соображениям. Политика рассматривается, как самостоятельная область человеческой деятельности. Она имеет свои цели и задачи, независима не только от религии, но и от морали. Более того, моральные соображения всегда подчиняются целям политики. В качестве закона политической морали Макиавелли провозгласил правило «цель оправдывает средства». Эта цель есть общее благо.

  1. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения

Престиж эпохи Возрождения связан с понятием гуманизма. Примерно с XIX века и до наших дней гуманизм – один из наиболее распространённых терминов, применяемых для обозначения различных морально-социальных характеристик человечества. Но само это слово и главные явления, им обобщаемые, восходят опять же к этой эпохе (итал. слова «humanista», «manista» впервые зафиксированы в документах конца XV). Причём итальянские гуманисты слово «humanitas» (человечность) заимствовали у Цицерона (I век до н.э.), который в своё время стремился подчеркнуть, что понятие человечность как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве.

В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины). Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.

В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок - такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному. Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Батиста Альберта (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению». Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом. «Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени... Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день. Наконец, божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса - как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог». В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396-1472), Марсилио Фичино (1433-1499), Томмазо Кампанеллы (1568-1639), Пико (1463-1494) и др. проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма - тенденция к обожествлению человека. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем - человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные (от лат. anti - против, clericalis - церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.

В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374-1444), Поджо Браччолини (1380-1459), Эразма Роттердамского (1469-1536) и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них - Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини - даже были возведены в XV в. на папский престол. Надо сказать, что до середины XVI в. преследования гуманистов со стороны католической церкви - явление крайне редкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрыми христианами. И только Реформация заставила церковь перейти в наступление.

  1. Заключение

Термин "Возрождение" появляется как отражение ценностной установки мыслителей новой эпохи: это, с одной стороны, сознательное противопоставление себя мрачному средневековью, где господствовали теология и схоластическая философия, а с другой - возвращение к ценностям античной культуры с ее культом Разума и Гармонии. Огромное количество изобретений и научно-технических достижений, а также изменения в ценностях культуры буквально во всех сферах жизни людей в Западной Европе - все это свидетельствовало о наступлении новой эпохи - эпохи Возрождения. Новая ориентация в культуре ищет собственного теоретического выражения в философии.

Данный исторический период можно разделить на следующие культурно- исторические пласты.

1. Европейский гуманизм, связанный с такими именами как Леон Баттиста Альберти, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и др. Это время отвержения догматической схоластики и критики средневекового мышления как погрязшего в теологических и логических увертках и обоснования идеи возрождения человека из духа античности.

2. Наука эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей, Кеплер и др.). В эпоху Возрождения формируются основы современного естествознания, современный образ науки. Тезису Фомы Аквинского "малое знание о высочайших вещах лучше, чем самое подробное знание о вещах низких и мелких" Галилей противопоставляет такой принцип: "Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и о незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины". Для Кеплера и Галилея наука занимается отношениями, которые можно выразить числом, в математической форме, а традиционно считавшиеся научными вопросы о сущности мира, о смысле жизни и т.д. отодвигаются на второй план как не поддающиеся научному анализу.

3. Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер), повлекшая за собой переворот не только в светской, но и духовной культуре. На уровне обыденной жизни протестантизм становится религией, проникающей в прямом смысле в каждый дом, что приводит к росту всеобщей образованности. В политике протестантизм становится формой выражения перехода к правовому государству.

4. Эти тенденции реализуются в становлении философии государства и права (Макиавелли, Гоббс, Локк), в которой развивается учение о естественном праве и происходит разделение морали и политики.

5. Итальянская философия (Телезио, Бруно, Кампанелла, Пьеро Помпонацци, Патриции и др.) выражает в этот период особую, гуманистическую тенденцию, базирующуюся на идеалах античной культуры. Происходит "переоткрытие" Платона и развитие идей Аристотеля и его последователей. Философы специально исследуют проблему человеческих чувств и взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присущи и разумность, и аффекты ("страсти души").

Культура эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих позиций. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек.

  1. Литература:

Основная

  1. *Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 5.
  2. *Введение в философию: В 2 тт. Т.1. /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. – Глава 2, §5.
  3. *Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1996. – Тема 5.
  4. *Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 3.
  5. *Философия: Учебник для вузов под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел II, глава 4.

Дополнительная

  1. *Антология мировой философии. – М., 1970. – Т.2.
  2. **Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М., 1995.
  3. **Джордано Бруно. О причинах, начале и едином. – М., 1934.
  4. **Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М., 1986.
  5. **Горфункель А.Ф. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

Описание работы

Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………...……………… 3 стр.
2.Философия Эпохи Возрождения………………………………………………. 4 стр.
3.Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли.……………………………………………………………………………….. 6 стр.
4.Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения …….. 11 стр.
5.Заключение………………………………………………………………….……….……. 15 стр.
6.Список литературы………………………………………………………………….… 17 стр.

Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения.


Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.
Средние века заканчиваются XIV веком, и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра–Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени. Термин «возрождение» дал название целой эпохе, прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура. Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.
Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи–живописец и изобретатель, Микеланджело–живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.
Гуманизм (от латинского гуманос–человечный)– есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный–о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.
Эпоха находилась на границе средневековья и Нового времени. Философия Возрождения возникла на территории современной Италии, она тесно связана с идеями национального возрождения страны и воссоздания самостоятельного государства. На побережье Средиземного моря бурно развивались города, возникла прослойка очень богатых людей, которые могли заниматься меценатством. Это способствовало развитию искусства.
Связующим звеном между античностью и средневековьем были арабы, сохранившие письменные памятники античности. Эти памятники использовались как обоснование ислама, который «моложе» христианства на 6 веков. Возрождение называют эпохой свободомыслия, которое не следует рассматривать как атеизм. Некоторые деятели Эпохи Возрождения были атеистами (Бог создал мир, который начал развиваться по своим законам, человек должен рассчитывать на себя).