Кто такой пастор церкви? Жизнь, служение, проповедь пасторов. Пастор и отношение к нему

В церковном лексиконе хорошо известно такое слово, как пастор. Как правило, его употребляют в отношении священнослужителей, играющих роль и воспитателей членов своей общины. О том, кто такой пастор, каковы его функции и в чем особенности этого служения в различных христианских конфессиях, мы поговорим в этой статье.

Источники образа пастора

На Ближнем Востоке существует уникальная пастушеская традиция. С древних времен там пасли овец способом, отличным от русских и европейских реалий. Если нам привычен образ пастуха, идущего позади стада и надзирающего за ним, то на Востоке блюститель отары идет впереди и зовет стадо, подавая свой голос. Овцы хорошо различают голоса и не пойдут вслед чужого человека, тогда как беспрекословно следуют за голосом своего хозяина. Этот образ и лег в основу библейского образа религиозного пастырства. Первоначально, еще во времена пастырем называли Бога, а в роли паствы выступал народ Израиля.

История образа пастора

Позже эту аналогию стали приписывать ветхозаветному священству, которое было уполномочено от Всевышнего учить народ религиозным истинам и нравственности. Кроме этого, пастырство считалось обязанностью израильских и иудейских царей, поскольку те были а соответственно, были его представителями в политической и экономической жизни государства. Затем служение пастора себе усвоил один галилейский проповедник по имени Иисус, не имевший никакого отношения к священству, но претендовавший на особое сыновство Божие.

Если верить тому, что написано в христианских евангелиях, вошедших в кодекс Нового Завета, то Иисус говорил о себе, что он истинный добрый пастырь, которого знают и слушают овцы. Этим он противопоставлял себя фарисеям и саддукеям - группировкам иудейских вождей и священников того времени, дискредитировавших религию отцов в глазах и народа и римской власти. Кроме того, Христом были сказаны очень важные слова, которые впоследствии станут характеристикой идеала пастырского служения, без которой невозможно понять, кто такой пастор в христианстве.

Задачи пасторства

Итак, мы выяснили, что в христианстве Иисус - идеальный пастор. Кто такой этот человек, если оставить за скобками веру христиан в то, что он был воплотившимся Богом? По профессии Христос был ремесленником, по жизни - бродячим проповедником. Но учительство - это еще не пасторство. Он опекал и заботился об общине, которая его сопровождала в странствиях и делила с ним все печали и радости его судьбы. Но это вполне естественно и также не отвечает на вопрос о том, кто такой пастор.

Согласно самому Иисусу, истинный пастух - это такой наставник, который готов пожертвовать своей жизнью ради спасения паствы. Это ключевой момент, который отличает истинного пастора от того, кого Христос именовал наемниками. Последние, по его словам, бегут в минуту опасности, оставляя стадо на растерзание волкам, а истинный пастух защищает своих овец до последнего издыхания. Кроме того, им было сказано, что пастор входит в овчарню через ворота прямо, а воры делают подкоп или перелазят через ограду. Поэтому всякий, кто добивается статуса наставника в христианской общине не в согласии с волей пасомых, а окольными путями, тот не пастор, а вор.

Еще Христос говорил о волках, которые в овечьей шкуре приходят в стадо. Под этим подразумеваются руководители, которые используют паству в своих интересах, наживаются за ее счет, удовлетворяют свое тщеславие и жажду власти, не особо-то радея о ее благополучии и нуждах. Вот эти три момента нужно усвоить, чтобы понять, кто такой пастор церкви.

Пастор в католичестве

В пасторскую роль играют три категории людей - священники, епископы всех рангов и В общем-то, Папа тоже, по существу, епископ. Но в католицизме его роль настолько уникальна и положение его настолько особенно во всех отношениях, что о его функциях можно говорить, как о совершенно самостоятельном служении. Папа считается ни больше ни меньше, а наместником Христа на Земле. Поэтому, будучи доверенным лицом Сына Божьего, он распространяет свою пастырскую власть на всю церковь. По крайней мере, на ту ее часть, которая признает его в этом качестве, а это миллиард с четвертью человек.

Епископы, что с греческого языка означает «надзиратели», являются пасторами в пределах епархий - церковных областей. Священники - в рамках прихода, то есть конкретной общины. В обязанности всех их входит служение мессы, совершение иных конфирмация, исповедь и другие), проповедь и духовное руководство верующих. Вот кто такой пастор в церкви, согласно общим представлениям католиков.

Пастор в православии

Православие недалеко ушло от католичества. По крайней мере, в отношении понятия «пастор». Кто такой Папа Римский, это, правда, отдельный вопрос, так как православные не признают в основной своей массе роль, приписываемую Папе в католичестве, и не имеют ему своего аналога. Посему у них только две категории лиц, призванных на это служение - священники и епископы. Но в их рамках оно абсолютно аналогично католическому.

Существует версия, что широко известное слово «поп» представляет собой аббревиатуру, расшифровывающуюся как «пастор овец православных». Впрочем, византийский деспотизм научил верующих видеть в своих священниках и епископах господ и начальников, неких привилегированных церковных аристократов, что абсолютно противоречит пастырской этике Нового Завета, где в разъяснении о том, кто такой пастор, прямо утверждается, что он должен пасти вверенное ему стадо со страхом, кротостью, мудростью, не господствуя над наследием Божиим. Поэтому традиционные обращения к епископу как к «владыке» и «господину» выглядят на фоне смиренномудрых поучений Иисуса несколько двусмысленно.

Пастор в протестантизме

К таким же выводам пришли и протестанты и просто отменили все титулы, да и само понятие священства свели на нет. Сразу нужно оговориться, что протестантских конфессий очень много и подчас они значительно разнятся между собой. Например, англикане очень близки к католикам, тогда как пятидесятники, например, чрезвычайно от них далеки. Все это касается и понятия пастырства.

Тем не менее, протестантский мейнстрим рассматривает пастора как мирянина, избранного с согласия всей общины на служение слова. Это означает, что основанная людей - проповедь. В протестантизме нет сложной иерархии и жесткой вертикали власти, как в католичестве и православии. Но проповедь пасторов по умолчанию сопрягается с административными функциями. В целом данное служение имеет больший харизматический оттенок, чем в других направлениях христианства.

Проще говоря, если в православии и католицизме священник - это пастор просто в силу своего рукоположения, даже если он находится, например, на покое и не несет никакого служения, то в протестантизме пастором называется только тот, кто реально исполняет конкретные пастырские функции. С прекращением служения статус пастора с человека также снимается.

В марте 2011 года бывший протестантский пастор, перешедший в православие вместе со своей общиной, был рукоположен во священники.

Почему отец Игорь ушел из протестантизма, как он пришел к Богу и как вести диалог с протестантами? Об этом – рассказ в интервью порталу .

Священник Игорь Зырянов

– Отец Игорь, расскажите о своем пути к православию. Что стало определяющим в Вашем решении?

– Мой путь к Православию начался, как мне думается, с вопроса, что вообще такое Церковь.

В 1997 году мы с семьей приехали в Усть-Ордынский Бурятский округ как протестантские миссионеры для проповеди Евангелия среди бурят. В 2001 году основали миссию с целью проповеди Евангелия коренным народам Сибири.

Поэтому наша работа была межденоменационной, то есть мы работали с баптистами, пятидесятниками, лютеранами. Я много путешествовал и начал задаваться вопросом: где же – Церковь?

Все эти деноминации заявляют о себе как о “настоящей церкви”. У меня возникли вопросы: какие вообще существуют критерии определения церкви? Что можно и что нельзя называть Церковью? Если люди собрались (5 или 500) и изучают Библию и молятся Богу – это Церковь?

Так называемая “Теория ветвей” меня не удовлетворяла. Мнение, что любой верующий во Христа является частью Церкви, вызывало у меня сомнения, потому что я знал, что буквально 50 лет назад эту теорию никто не знал.

Когда же я прочитал и исследовал православный взгляд на Церковь, то все вопросы у меня исчезли. Апостольская преемственность Православной Церкви – это тот довод, который был определяющим в моем решении перейти в Православие. Преемственность показывает, где есть Корабль спасения, а где нет.

В тот момент у меня еще были вопросы к практике и богословию Православной Церкви, но я понял, что, посвятив почти 20 лет проповеди о Христе, я сам оказался не на Корабле спасения… Не важно при этом, какие проблемы сейчас есть в Православии, – самое главное – это Церковь. Я осознал, чего был лишен: , других таинств Церкви.

– Вы рассказывали, что Ваша бабушка колдовала, Вы потом увлекались . Расскажите об этом опыте. Насколько он опасен? Приведите какие-нибудь примеры. Что Вас оттолкнуло от оккультизма?

– Так как моя бабушка, по-видимому, общалась с нечистыми духами, то она передала это и мне как внуку (распространенная практика у экстрасенсов, связь бабушка-внук). В последних классах школы я активно практиковал различные методы экстрасенсорики. После я выучился на курсах экстрасенсов и получил диплом, который мне дал возможность начать практику.

В нашем городе у меня был свой кабинет, где я принимал людей. Все закончилось после того, как я встретился с протестантским пастором, и он объяснил мне: чтобы быть христианином, нужно принять Иисуса Христа как своего Господина и отречься от всего оккультного. Он показал мне в Библии несколько цитат, которые ясно мне показали, что оккультизм не может быть от Бога. Что любая экстрасенсорика – это проявление бесовских сил. Вслед за тем пастором я произнес молитву принятия Христа и отречения от сатаны.

После этого все мои экстрасенсорные способности исчезли, я даже потом, признаться, пробовал что-то делать, но никакого эффекта не было.

Совершенно ясно, что любой оккультизм – это шаг в сторону сатаны . Те исцеления и чудеса, которые делают экстрасенсы, являются, по сути, заменой болезни на проклятие.

Уже будучи протестантским проповедником, я изучал опыт и практику лечения своих знакомых и незнакомых экстрасенсов. Было очень ясно видно, что человек, прийдя с проблемой сердца, уходил исцеленным, но начинал страшно ревновать свою жену, да так, что через год-два брак разваливался. Или начинал страшно пить, или ударялся в . Те женщины, которые обращались с проблемами здоровья, будучи беременными, почти всегда пожинали плоды магии: болезни детей с самых первых дней.

К сожалению, оккультизм в нашей стране старается нацепить религиозную маску. Все действия делаются в присутствии икон, человека просят креститься, используются молитву и другие. Но это только маска и ложь. Даже само слово “ ” означает “договор”, нам же известно, что ни Христос, ни Святые Апостолы некогда не договаривались с бесами, а изгоняли их.

– С Вами вместе в Православную Церковь вступила Ваша протестантская община. Вы как-то пытались их убедить?

– Еще задолго до перехода в православие, мы в нашей общине начали изучать тему , так как в протестантизме нет таких понятий. Мы решили близко познакомиться с этим православным учением, и, конечно, были удивлены и восхищены его глубиной.

Мы , плакали. После того, как у меня самого созрело решение перейти в православие, я предоставил всем свободу выбора. В православие перешли и наша община, и многие наши друзья и сотрудники в разных городах, но это всегда было их решение . Не мое.

Конечно, мой пример был важен – и люди задумывались: если наш пастор решил быть православным, то, наверное, это не просто так. Было много вопросов, но на них отвечал не я. Каждую неделю к нам приезжали священники: руководитель миссионерского отдела Иркутской Епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев и настоятель храм Святой Троице в п. Усть-Ордынский иерей Сергий Кокорин. Большое им спасибо за то, что они провели с нашей общиной много и много часов, общаясь и отвечая на вопросы. Личность священника очень важна для протестанта, который впервые знакомится с православием. Эти священники показали нам весьма хороший пример пасторства.

– Планировали ли Вы стать православным священником, принимая православие? Как созрело это решение?

– Бог сделал так, что и я, и еще два брата из нашей общины стали священниками. Так как всю свою сознательную жизнь я был миссионером и жизнь нашей семьи была всегда связана со служением коренным народам Сибири, то, конечно, у меня сразу родился вопрос: что я буду делать в Православии? Могу ли я со временем стать священником? Я решил для себя сразу, что при любом ответе я все равно буду православным. Ведь без Корабля спасения как спастись? Как только наша община перешла в православие, нас благословили служить мирским чином обедницу, так как ближайший православный храм от нас находится в 60 км. Полтора года мы интенсивно изучали литургику и догматику Православной Церкви.

Отец Игорь с супругой

– Протестантский пастор и православный священник – есть ли что-то общее? В чем существенные различия?

– Действительно, есть и сходство, и различие. Сходство настоятеля и пастора – в их руководящей деятельности. Они решают финансовые и административные вопросы, причем схожими методами. Общие и ответственность за людей, за местность, в которой расположен Храм.

Но есть и существенные различия.

Во первых, у священника есть сила решения проблем, – это Святые таинства. Исповедь есть и у протестантов, в той или иной мере, но у него нет силы в разрешительной молитве. У меня возникло ощущение, что протестантский пастор пытается решить те же проблемы, что и священник на приходе, но он это делает “голыми руками”, не имея реальных инструментов для решения людских проблем. Священник же облечен благодатью священнодействия.

Если священник – это ходатай за народ, то пастор – это голос Божий для своих прихожан, их духовный руководитель. Пастор гораздо больше властвует и управляет людьми, чем священник, отсюда и постоянные проблемы в протестантизме, связанные с тоталитаризмом и авторитаризмом духовного руководства.

Священник же всем своим служением, словами Богослужения, даже облачением словно говорит – главный здесь Христос, я лишь грешный человек, незаслуженно удостоенный благодати предстоять пред Богом. Пастор же, наоборот, утверждает: если я помазан Богом как пастор, значит и мои слова и действия уже имеют, как минимум, духовный смысл, а как максимум, продиктованы Богом. Кстати. недаром один умный человек сказал, что протестанты, отвергнув Папу Римского, сотворили в каждом приходе своего Папу.

– Планируете ли Вы в дальнейшем вести ? Есть ли в этом какой-то смысл?

– Наш Владыка благословил меня продолжать диалог, что я и делаю. Иначе как свидетельство о Церкви может проникнуть к протестантам? К тому же, зная изнутри проблемы и чаяния протестантов, я гораздо легче, чем другие, могу объяснять им какие-то вопросы. Для этого я открыл в интернете свой блог , даже два . Я не люблю виртуальное общение, но без него не пробиться к людям. Также мой e-mail открыт для всех, каждый может написать и задать вопрос: [email protected] .

Вопросы приходят, и я стараюсь ответить на все. Я знаю протестантов как искренних и посвятивших себя Богу людей и хочу, чтобы каждый из них вернулся домой, в Корабль спасения. Однако стараюсь воздерживаться от давления.

– Чему нам стоит поучиться у протестантов?

– Вопрос для меня сложный, думаю, что могу на него ответить более осознанно лет через 10. Пока я вижу, что многие чаяния протестантов как раз находят ответ в тех или иных Православных практиках. Что я ценю в протестантах? Их искреннюю веру, в служении Богу, глубокое желание угодить Богу.

Чему можно поучиться у них? Никогда не стесняться того, что ты христианин. Например, почти любой протестант, где бы он ни был, в кафе или на банкете, не постесняется помолиться перед едой. К сожалению, я вижу очень мало православных христиан, которые хотя бы крестятся перед едой в общественных местах. Скорее всего, это – временное явление в нашей Церкви, но все же… Второе, чему можно поучиться, – это подход к готовящимся ко . Система оглашения у протестантов весьма развита. Крещеные люди в протестантизме хорошо понимают, что делают, и это дает не только количественный, но и качественный рост общин.

– Что такое в Вашем понимании быть христианином? Когда Вы впервые почувствовали себя христианином? Расскажите об опыте первой встречи с Богом.

– Христианин – тот, кто следует за Христом. Кто уверовал в Господа Иисуса Христа и, осознав свою греховность, стал на путь покаяния. Разница между обычным человеком и верующим – в степени осознания своей греховности.

Для меня христианство было осознанным выбором, который я сделал в 1992 году, в протестантской общине. Хорошо помню, как переживал осознание того, что Бог есть и что Христос умер за мои грехи, какое это вызывало во мне восхищение, покаяние, любовь.

Я старался быть христианином, и это была моя жизнь . Я каялся, читал Библию, служил, молился. Но, знаете, только теперь – в Православной Церкви – я понял, что значит полнота жизни. Можно сказать, что Бога Отца я обрел в 1992 году, а Церковь Мать – только перейдя в Православие. К Библии присоединилось Предание, объяснив мне трудные и малопонятные места; в молитву пришло правило, которое, как строительный отвес, вымеряет сердце, располагая его к покаянию. К покаянию добавилась исповедь, к служению людям присоединились Святые Таинства с силой благодатью Святого Духа. Моя жизнь наполнилась Божией благодатью.

Отличие православного священника от протестантского пастора

28 - 29 марта 2013 года бывшие пятидесятнические пасторы, а ныне православные священники Иркутской и Братской епархий Русской Православной Церкви Олег Зырянов, Игорь Зырянов и Максим Гаськов посетили Томскую епархию. Все они являются сотрудниками Информационно-консультационного центра "Путь к Дому" во имя святителя Иоанна Златоуста, который занимается присоединением протестантов и неопротестантов к Православию.

Они провели в Томске апологетические семинары "Православие и протестантизм" в Томской духовной семинарии, дали несколько интервью журналистам, выступили на Томском православном радио "Благовест".

***

Отличие православного священника от протестантского пастора

Отвечает священник Игорь Зырянов (приводится в редакции и с дополнениями)

Между священником и пастором стоит огромная пропасть, поэтому недопустимо отождествлять пастора со священником (хотя неопротестанты упорно это делают) - это разные формы служения. Я был пастором в течение двенадцати лет, и став сейчас православным священником, вижу, что разница просто громадная, потому что у пастора нет тех инструментов, которые есть у православного священника. У неопротестантского пастора нет Таинств , через которые подается благодать Божия для исправления верующих - исповеди, нет, конечно же, Таинства Причастия, Елеосвящения. И главное - само Крещение у неопротестантов является безблагодатным, им также не преподается помазание Духа Святого и Его дары, ибо это только подается в Таинстве Миропомазания в истинной Церкви Христовой, которой является Православная Церковь .

У пастора есть только намерения. Он говорит о грехах, он трактует Писание, призывает к чему-либо и все… в руках пастора только одна проповедь.

Разница между пастором и священником еще в следующем: пастор имеет большее влияние на свою общину, чем священник на приходе. И не потому ли непротестантские "церкви" зачастую называют тоталитарными сектами? Действительно, в любой общине есть доля тоталитаризма в той или иной степени, иногда даже очень большая. Под словом тоталитаризм я понимаю значительный контроль над членами общины.

Пастор в глазах прихожан, особенно, если мы говорим о неопятидесятнических сектах , это человек, который в их понимании помазан Богом, и ему дано видение некоего плана, цели, куда двигаться всей общине. И это вектор движения он передает людям, а если большая община, то передает и своим младшим пасторам. Для обоснования своего положения они берут образ пророка Моисея, который шел впереди и вел народ, видев огненный столб и облачный столб. Поэтому когда мы говорим с человеком из какой-либо неопротестантской общины, мы должны понимать что пастор, о котором они говорят, имеет на него большое влиянии.

Но пастор повторюсь, не равен священнику никаким образом, потому что священник для православных верующих является иконой Христа. Неопротестанты о таком пастЫрском образе даже не говорят. Именно поэтому в Православие священником не может быть женщина, которая в принципе не может быть на богослужении иконой Христа, Его образом. Быть же неким руководителем и проповедником женщина может, хотя стоит вспомнить: "Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим. 2:11-15).

Как видим, апостол Павел поставил запрет на руководство церковными общинами женщинами, склонными в силу своей природы к определенного рода прельщениям. И не случайно именно с приходом института женского пасторства и "священства" в протестантизм пришло одобрение гомосексуализма.

Также мы видим, что пасторов неопротестанты могут называть епископами. И, например глава ЦХВЕ "Церковь Прославления" Олег Тихонов, называет себя епископом. Мы понимаем, что это не соответствует служению православного епископа по своей сути...

Игорь Зырянов , иерей

***

Смотрите другие выступления священников по самым актуальным темам из раздела

Днажды Иисус Христос сказал Своим ученикам: "Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее" . Прекрасное создание Господне, Его невеста, как написано, Церковь Христова хранима Им на земле вот уже 2000 лет (Ефесянам 5). В Своем святом Слове Творец открывается нам как Бог устройства и порядка. Именно поэтому Он чудно устрояет Свой храм на земле, то есть Церковь, чтобы в нем был Божественный порядок и совершенное устройство. Для этого в Его Церкви каждый занимает свое особенное место, исполняя порученное ему от Господа дело для пользы всей семьи драгоценных детей Божьих.

Атаки сатаны на семью детей Божьих

Для врага душ человеческих, дьявола, Церковь Христова - самый ненавистный враг, поскольку она призвана быть светильником Иисуса Христа и возвещать истину Божью всем жителям земли. По этой причине сатана и его войско атакуют общество детей Божьих, чтобы воцарилась тьма и беззаконие.

Бог открывает нам очень важную особенность стратегии врага христианской семьи: "... порази пастыря, и рассеются овцы" (Захария 13:7). Читающий Писание да разумеет, что этим желает сказать нам Бог. Да, дорогие, лукавый атакует в Церкви в первую очередь и с особой силой именно пастора, зная, что, поразив его, с овцами будет справиться гораздо проще.

Что же это за служение, что это за место в церкви, от которого в значительной степени зависит духовное состояние и сила всей христианской семьи? Кто он, пастор? Что о нем говорит Писание? И как нам относиться к нашим пасторам, чтобы исполнить волю Отца Небесного, чтобы "овечки Божьи" не разбежались по причине его поражения, но пребывали в любви, защите и благодати Христовой?

Согласитесь, друзья, эти вопросы для нас слишком важны, чтобы игнорировать их и оставлять без внимания. От понимания или непонимания воли Божьей о нашем отношении к пастору в немалой степени зависит наше собственное духовное состояние, наша способность противостоять искусителю силой Христа, проявляющейся только в единстве Церкви, наша способность совершить Его дело на Земле. Давайте же, открыв Слово Бога и молитвенно вникнув, разберемся, что говорит Библия о пасторе. Итак...

Кто он, пастор?

Первое место Писания, к которому мы обратимся, говорит не просто о священнике, пастыре народа Израильского, но о первосвященнике, то есть пастыре над пастырями, о старшем из всех служителей Божьих на всей земле:

"Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью"
(Евреям 5:1-2).

Пастырь - служитель Божий, он - такой же человек, как и все остальные с присущими нам слабостями и несовершенствами, способностью ошибаться, он тоже "обложен немощами". Забегая вперед, должен сказать, что пастырь призван Богом быть образцом для других верующих, путеводителем к Правде небесной. В Нагорной проповеди Христос говорит: "... итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный". Это значит, что мы должны к этому стремиться. Стремясь же к совершенству, ни один из живущих на земле не может сказать, что уже достиг его, уже стал совершенным. Апостол Павел в письме к Филиппийской церкви написал о себе: "Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь..." Это утверждение справедливо и для пасторов.

Итак, во-первых, пастор - обычный земной человек. И нам, верующим, это нужно учитывать, делать из этого правильные выводы, не ожидая и не требуя от пастора безукоризненно совершенного поведения и слов.

Во-вторых, Апостолом Павлом написано: "И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями" (Ефесянам 4:11). Из этого места Писания ясно, что ни один пастырь не может сам по себе, независимо от Бога, занять это место и совершать это служение в Церкви Его. В другом месте говорится: "...нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены" (Римлянам 13). Безусловно, здесь речь идет как об устроении Богом церковного порядка, поскольку это Его дом, так и о любой светской власти, так как написано, что "нет власти не от Бога" . Об этом в Ветхом Завете говорили почти все пророки Божьи, получавшие от Него откровение и познание о Нем и Его делах.

Итак, пастырь - никто иной, как помазанник, поставленный Самим Богом. Если, дорогие друзья, кто-нибудь пожелает указать на какие-либо человеческие усилия и стремления в деле поставления на служение пастыря, заявить о каких-либо человеческих факторах, к такому человеку пророк Иеремия обращается с таким риторическим вопросом: "Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?" (Плач Иеремии 3:37-38). Этому пророку, видя его смиренное и верное сердце, Бог открывал удивительные и сокровенные тайны. Об одной из них, делясь с нами своим знанием от Господа, пророк говорит:

"Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим"
(Иеремия 10:23).

Таким образом, всякий пастырь поставлен на служение никем иным, как Самим Творцом. И Бог не ошибается. В данной поместной церкви, в данный период времени Бог ставит пастырем именно того человека, который нужен Господу для совершения Его плана, возможно, не известного или даже непонятного нам, но совершенно мудрого и справедливого.

Третье, что мы узнаем о пастыре из Библии: "...они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет" (Евреям 13:17). Дорогие мои, полноту пастырского служения невозможно оценить с позиции простого стороннего наблюдателя. Очень многое мы просто не способны увидеть и прочувствовать из того, что в реальности переживает пастырь. Пасторское служение - это великая ответственность пастора за каждого из нас пред Самим Богом. Каждый пастор однажды даст пред Богом, поставившим его на это служение, отчет о том, как он пекся, как заботился о каждом из нас. И пастор об этом знает, осознает всю степень ответственности. Это значит, что его сердце переживает за нас, он часто теряет сон, седеет раньше времени, обретает сердечную боль, инсульты, инфаркты и многое другое. Сколько слез за каждого из нас проливают наши пастыри, часами, часто по ночам, на коленях изливая Господу свои переживания, печали, боль о нас, за церковь, нося наши бремена и немощи. Видят ли это наши глаза? Кто из нас может знать об этом и в полноте оценить служение пастора? Это знает только сам пастор и Господь, видящий все тайное.

Кроме того, пастор, о чем мы уже говорили, - первый враг и важнейшая мишень для дьявола. Потому такие атаки и искушения, которые враг обрушивает со всех сторон на пастора, редко кто из нас переживал. И он, выдерживая этот шквал, должен стоять пред лицом нападок искусителя за всех нас, чтобы, стоя в проломе, как некогда Моисей за Израиль, быть способным во Христе Иисусе закрывать собой возлюбленных Божиих, христиан, о чем и Апостол Павел писал:

"Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь"
(Колоссянам 1:24).

Однажды во время войны армия выполняла очередной длительный переход. Усталые и измученные, солдаты длинной чередой двигались по дороге пешим ходом. Полководец же совершал свой путь верхом на своем боевом коне. Один из солдат, не сдержав горечь обиды, глядя на своего восседающего на коне командира, поделился с товарищем: "Хорошо ему. Он не утруждает своих ног и не знает тех трудностей, которые достались нам, рядовым бойцам". Вероятно, солдат недооценил слух своего главнокомандующего, поскольку тот, услышав грустные размышления воинов, сказал говорившему: "Сынок, а ну, иди-ка сюда. Садись". И, спешившись, посадил обиженного бойца на своего коня. Солдат не смел противиться командиру и, немало смущаясь, все же вынужден был занять его "элитное" место.

Полководец пошел рядом. Прошло совсем немного времени, и вражеский стрелок сразил рядового всадника насмерть. После этого случая уже никто из солдат не смел завидовать месту полководца и роптать на свое трудное положение. Дорогие друзья, такое место занимает в духовной битве и пастор. В первую очередь враг направляет свои усилия на то, чтобы поразить служителей Божьих.

Итак, кто же он, пастор? Во-первых, такой же, как и мы, человек, обложенный немощами.

Во-вторых, помазанник Божий, поставленный на это служение Самим Господом.

В-третьих, несущий на себе ответственность за нас, обязанный дать отчет пред Богом, а также стоящий за нас пред лицом нападок врага, принимая на себя основной удар искусителя.

Что должен делать член церкви по отношению к пастору?

Узнав из Библии, кто есть пастор, и какое значение его служение оказывает на духовное состояние каждого из нас и всей церкви в целом, нам важно понять, как мы, на основании Святого Писания, должны относиться к нашим пасторам, чтобы их служение было успешным, было в силе Слова Божьего, в силе Духа Христова и Его любви.

Первое, что говорит нам Господь:

"... прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте"
(1 Тимофею 2:1-2).

Дорогие друзья, хотите ли вы проводить жизнь тихую и безмятежную? Хотите ли вы иметь благословение от Господа, чтобы сила Христова во всей полноте пребывала в вашей поместной церкви? Молитесь за вашего пастора. И не просто молитесь, но молитесь с благодарением, без ропота и недовольства. Бог дает нам именно таких пасторов, каких считает нужным поставлять на это служение. Господне Слово чисто, Его воля свята, Его решения совершенны, мудры и справедливы. Все, что Он делает, основано, дорогие мои, исключительно на любви к нам, на нежной и надежной заботе о нас. Как же нам, зная это, не благодарить Его?!

Если мы принимаем нашего пастора из Божьей руки с благодарением, то Бог благословляет его мудростью, любовью к церкви, силой Слова и всякого духовного наставления, а значит - и всех нас. Если же мы не благодарим Бога за нашего пастора, если не молимся о нем с любовью, можем ли тогда ожидать от него всего, о чем говорили раньше?

Осознайте, пожалуйста, теснейшую связь между служением пастора в церкви и нашим молитвенным служением и прошением о нем. Сила пасторского служения в большой степени зависит от молитвы о нем членов церкви, где он несет служение. Обычно в той церкви, где члены церкви не благодарят Господа за своего пастора, не молятся о нем с любовью, ее служителю очень трудно совершать вверенное ему служение, и это, конечно же, сказывается на состоянии всей церкви и каждого члена такой церкви.

Следующее в воле Божьей для нас:

"Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно"
(Евр.13:17).

Что говорит нам Бог? Повиноваться пастору и быть ему покорным. В прочитанном нами месте Писания Апостол Павел открывает нам секрет пасторского служения. Он пишет, что, если мы противимся и не подчиняемся служителю Божьему, он, как обязанный дать отчет Богу, все равно совершает вверенное ему служение непокорным и строптивым овечкам Божьим. Но ему это делать становится гораздо труднее, потому что его сердце наполняется огорчением и печалью.

Огорчая пасторское сердце, непокорная овечка создает немалые трудности в его служении и для всех остальных членов церкви.

Итак, если мы по-настоящему любим Господа Иисуса Христа и Его Церковь, если принимаем пастора как данного нам Самим Богом, если мы знаем, что церковью руководит не человек, но Сам Бог, избравший и помазавший человека на это служение, то, покоряясь и подчиняясь пастору, мы подчиняемся и являем послушание не человеку, но Самому Главе Церкви - Христу. Мы не смеем своим непослушанием причинять боль Господу и всей церкви: "...противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение" (Римлянам 13:2).

Третье, о чем нам важно знать, записано в наставлении к сотруднику Апостола Павла Титу:

"Напоминай им (то есть верующим) повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело"
(Титу 3:1)

Что это значит? Что имеет в виду Апостол?

Своему другому ученику он написал: "... да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тимофею 3:17). Это значит, что каждый член церкви, являясь членом Божьей семьи, конечно же, должен воспринимать каждую нужду, каждое дело церкви, как свое собственное. Говоря по-другому, истинный член христианской семьи познается по его отношению к церковным нуждам, церковным делам и служению. Если же тот, кто думает о себе, что он - член церкви, но, думая так, пренебрегает нуждами и делами церкви, выражая свое безразличие и самоустраняясь от личного участия в разрешении текущих вопросов церковной жизни, то, как вы думаете, дорогие друзья, назовет ли Господь Иисус такого человека полноправным членом Его прекрасной Семьи?

Говорю это не для осуждения кого-либо, но для того, чтобы каждый из нас испытывал исключительно себя самого: "А какое у меня отношение к церковным нуждам и вопросам? Могу ли я по праву называться полноценным членом семьи в моей поместной церкви? Когда пастор, заботящийся о сложной и многообразной церковной жизни, объявляет очередную нужду церкви или говорит о необходимости участия в том или ином деле, служении, церковной работе, как я на это реагирую? Воспринимаю ли эту весть, как мой личный семейный вопрос? Усердно ли изыскиваю возможность для посильного участия в добром деле? Или, может быть, ищу повода уклониться, представляя в своем сердце ложные суетные оправдания, прикладывая тщетные старания обмануть видящего истинную правду Господа? Говорю ли, как Исаия: "Вот я, пошли меня!"? Или в малодушии произношу: "Пусть кто-нибудь другой...".

Прежде чем говорить о четвертом, чрезвычайно важном для нас, повелении Господа о наших пастырях, давайте еще раз вспомним, кто такой пастор. Это живой человек, призванный Богом на служение церкви, то есть на служение нам, верующим во Христа Иисуса. Он, как человек имеет те же нужды, что и мы: имеет семью, детей, дом, домашние проблемы и многое другое. Он, живя в теле, имеет те же материальные потребности, способен так же болеть и чувствовать немощи, как и мы, а часто, в силу своего служения, даже более чем мы. И, наконец, его сердцу свойственно переживать самые разные чувства, связанные с многочисленными церковными и личными вопросами. Оно может радоваться и скорбеть, печалиться и быть в покое, тревожиться и беспокоиться, плакать и утешаться. У пастора тоже есть внутренняя жизнь, личные нужды и потребности. И если он поставлен Богом служить нам во всех наших нуждах, то, как вы думаете, дорогие друзья, кому повелевает Бог заботиться о самом пастыре?

Возможно, вы ответите: "А разве Сам Бог не силен позаботиться обо всех нуждах своего служителя?" Да, безусловно, силен. Он и заботится о нем равно, как и о каждом из нас. Но для чего-то Господь создал Церковь, единую семью детей Божьих. Для чего же? И как это касается нашего отношения к пастору? Написано:

"Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их"
(1 Фессалоникийцам 5:12-13).

Как известно, Новый Завет изначально был написан на греческом языке. В прочитанном тексте греческое слово "уважать" дословно имеет значение "созерцать, наблюдать, уделять внимание". А слово, переведенное как "почитать", - вести, давать направление. То есть Апостол Павел призывает нас в этом месте Писания к заботе о наших пасторах. Он пишет, чтобы мы беспокоились об их личных нуждах, проявляли нашу заботу о них с искренней любовью.

И действительно, если мы хотим, чтобы наш пастор был в максимально трудоспособном состоянии для служения в церкви, чтобы он был наполнен Божьими благословениями и силой для нас, то разумно и логично нам заботиться о нем, брать на себя посильное попечение о его нуждах, о его состоянии. Он, дорогие мои, тоже нуждается в человеческом братском участии, в утешении, в ободрении, он нуждается, чтобы в трудный для него момент кто-то просто был рядом и поддержал его, выслушал, разделил с ним его переживания и боль, возможно, поплакал вместе с ним, помолился с ним, помолился о нем. Подобно помощникам Моисея, просто необходимо, чтобы кто-то поддержал ослабевшие руки пастора в его нелегком труде.

Отношение Господа к заботящимся о пастыре

Если мы невнимательны к нашим предстоятелям в Господе, вразумляющим нас, если отвращаем от них свое бесчувственное эгоистичное сердце, кому мы этим вредим? Безусловно, прежде всего, самим себе. И, напротив, те, которые поступают по заповеди Божьей, беспокоясь и заботясь о пасторах, получают особое благословение и награду от Господа нашего и Спасителя. Посмотрите, как полны радости и утешения следующие слова Апостола Павла к Филиппийцам:

"Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.... Впрочем, вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби...вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом"
(Филиппийцам 4:10-19).

Не правда ли, прекрасные слова ободрения и поощрения к заботе о своем пастыре. Апостол Павел говорит прямо: за заботу о нем Господь благословит их, восполнит всякую их нужду, и то, что они делают, в итоге идет им же на пользу.

И действительно, Филиппийская церковь проявляла особую заботу о нем. Находясь на служении в других городах, служа другим поместным церквам, Апостол несколько раз получал материальную помощь от братьев и сестер этой удивительной церкви. Он пишет, что это даяние, эта их забота о пастыре в глазах Божьих выглядит как благовонное курение, приятная жертва, благоугодная Господу. Как же Бог реагирует на такие жертвы? Безусловно, ничем иным, как обильными благословениями, особой благодатью, силой Слова, веры и любви, обилием Своего Божественного мира и личной защиты.

Однако тот же Апостол Павел со слезами пишет письмо и другой церкви, Коринфской, где он провел долгое время в изнурительном труде, духовных усилиях, смертельных опасностях и искреннем пасторском попечении о ней. Он напоминает церкви о служении в храме ветхозаветних священников (1 Коринфянам 9). Господь, чтобы левиты совершали богослужения Ему за израильтян день и ночь, возложил материальную заботу о них и их семьях на весь народ Израильский. Бог не просто не позволил священникам работать на поле или заниматься ремеслом, но под угрозой сурового наказания запретил им делать это, повелев круглые сутки совершать священнодействие духовного служения за весь народ. Народу же Бог дал твердую и строгую заповедь: приносить священникам 10% от всей своей прибыли. Были и добровольные пожертвования израильтян сверх установленного Богом минимума, о чем подробно написано во многих местах Ветхого Завета.

Изменились ли эти принципы с рождением Новозаветней Церкви? Апостол Павел, прежде сказав о левитах, дальше пишет: "Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1 Коринфянам 9:14). Обратите внимание, дорогие друзья, что Господь не говорит "позволил" или "разрешил", но именно "повелел". То есть Апостол говорит об этом принципе как о заповеди Иисуса Христа: "Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования".

Апстол Павел пишет коринфянам, что он как служитель Божий в Новозаветней Церкви имеет полное право рассчитывать на их материальную заботу и попечение о нем. Однако с печалью в сердце добавляет: "Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою" (1 Коринфянам 9:15). То есть он как бы говорит им: "Коринфяне, я имею право пользоваться вашей заботой и содержанием как раб Христов. Но от вас и мелочи не хочу принимать, зная ваше духовное состояние, вашу неготовность послужить мне искренне, с радостью и любовью, как филиппийцы, разумея то, что ваша помощь позже мне будет поставлена в укор и послужит серьезным препятствием моему служению Господу и вам". Печально, не правда ли?

Читая оба послания Апостола Павла Коринфянам, мы видим, как много трудностей и проблем было в этой церкви. Послания будто пропитаны слезами автора, сердечной болью пастора о возлюбленных овечках Божьих, находящихся в духовных болезнях и опасностях.

К какому типу церкви относитесь вы, дорогие читатели: филиппийскому или коринфскому? Церкви благословений Господних или церкви духовных немощей, скорбей и болезней? Исследуйте, анализируйте и решайте, дорогие друзья. Благословения Божьи зависят от вашего послушания Ему, Его Слову, от вашей верности Ему, в том числе и от заботы о вашем пасторе.

Обязанности пастора и фактор времени

Следует добавить, что в пасторском служении очень важный фактор - время. Чтобы пастору уделять душепопечительское внимание каждому члену церкви, чтобы молиться за каждого из нас пред Господом, чтобы кормить нас сытной и здоровой пищей Слова Божьего через проповеди и библейские занятия, что ему нужно иметь? Конечно же, время! Чтобы в присутствии Господнем ходатайствовать за нас в молитвах, познавать волю Его, а потом доносить эту волю нам в силе Духа Святого, требуется очень много времени. Но если пастор, работающий на производстве, большую часть времени печется о пропитании для своей семьи, то сколько же времени остается у него на то, к чему Его призвал Бог - служить духовным нуждам народа Божьего, Церкви Христовой? Помните, от того, сколько времени вы позволяете вашему пастору иметь для его духовного служения пред Господом, принимая на себя заботу о нем, зависит ваша духовная сила и благословения во Христе Иисусе.

Подводя итог, давайте посмотрим еще раз, что говорит Писание о нашем отношении к пасторам.

Во-первых, молиться о них с благодарением и любовью.

Во-вторых, быть покорными им, подчиняться без противления, в кротости, таким образом проявляя послушание Самому Господу.

В-третьих, быть готовыми лично, как члену семьи детей Божьих, посильно участвовать во всяком добром деле, в церковной нужде и церковном труде.

В-четвертых, заботиться о наших пасторах, быть внимательными к его переживаниям, духовному и душевному состоянию, принимая на себя попечение о его личных нуждах.

Поступающий так обретает благодать у Господа. Сам Иисус Христос укрепляет его Своим Словом, обильно изливает ему Свою любовь и надежно хранит Его Своим миром.

Многим верующим современным людям хорошо известно слово «пастор». Как разница между пастором и попом, как обращаться к священникам в Церкви, кто такой святой отец?

Пастор, священник, поп в Церкви - какая разница?

Многим верующим современным людям хорошо известно слово «пастор». Оно имеет латинские корни, означает «пастырь», то есть «пастух» и употребляется как аллегория, библейский термин, означающий обязанность священника заботиться о Церкви вообще и о своих прихожанах (своей «пастве», то есть «стаде овец» с церковнославянского) в частности.



История и значение пасторства

Христос в Евангелии много раз называл Себя пастырем. Оказывается, на Востоке пастушеская традиция, способ пасти стадо отличается от славянского: овец не погоняют, а идут впереди них, зовя стадо вперед. Поэтому и Христос говорил, что Его овцы (то есть люди искренние, стремящиеся к Богу, чистые душой или чистосердечно кающиеся) знают Его голос и пойдут за Ним, как овцы Его стада.



Священник и пастор в Католичестве, Православии и Протестантизме

На самом деле, православных батюшек пасторами не называют. Так именуют католических и протестантских священников.


Католическая и Православная Церкви ближе всего друг к другу из иных верований и конфессий. Традиционно христианство делится на три течения:


    Католичество, то есть Единую Римо-Католическую Церковь с единственным главой - Папой Римским (при этом существует особый вероучительный догмат о непогрешимости Папы, то есть он не может сделать ничего неправильно и обладает абсолютной властью). Церковь делится на «обряды», то есть региональные традиции, однако все они находятся под единым руководством.


    Православие, которое делится на независимые, отдельные Церкви-Патриархаты (например, Московский, Константинопольский) и в рамках них - Экзархаты и Автономные Церкви (Сербская, Греческая, Грузинская, Украинская - по регионам) с разной степенью независимости. При этом и Патриархи, и епископы Церквей могут быть отстранены от управления, если тяжко согрешат. Единого главы Православной Церкви нет, хотя Константинопольский Патриарх носит исторический титул Вселенского. Православные Церкви имеют общность в молитвах, возможности совместного совершения Таинства Евхаристии (Причастия) и других.


    Протестантизм, самая непростая, подвижная и распадающаяся на части конфессия. Церкви здесь также делятся по регионам, существуют епископы, однако есть много сект - то есть причисляющих себя или относимых религиоведами к протестантизму отдельных учений.


Понятие священства в Православии и Католициме различается. Католические пасторы не имеют права жениться вообще, а в православии могут быть женатыми, дать обет безбрачия или совсем уйти в монасытрь, принеся монашеские обеты. Также Исповедь в Православной Церкви личная, священника мы видим перед собой, в Католичестве же священник скрывается, чтобы не смущать исповедника. Кроме того, в Православии нет понятия индульгенции - материальной платы за прощение грехов, - что также использовалось многими католиками в истории во вред (например, широко известна история, когда разбойник купил индульгенцию на любой, совершенный в будущем грех, и тут же убил священника).


В протестантизме, напротив, священник может жениться в любое время, монашества там в принципе нет. А вот в Православии священник должен быть уже женат к моменту принятия сана и второй раз, будучи в сане, жениться не может.



Пастор - священнический чин в Церкви

Изначальное значение слова «Церковь» - собрание учеников Христа, христиан; в переводе - «собрание». Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм - одно и то же!), и собрание всех верующих людей, и региональное собрание православных людей - например, Русская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь.

Также древнерусским словом «собор», в переводе «собрание», называют по сей день съезды епископата и христиан-мирян (например, Вселенский Собор - встреча представителей всех Православных региональных Церквей, Поместный Собор - собрание одной Церкви).


Православная Церковь состоит из трех чинов людей:


  • Миряне - обычные люди, не облеченные священным саном, не работающие в церкви (на приходе). Мирян часто называют «народ Божий».

  • Церковнослужители - это миряне, которые не посвящены в священный сан, но трудящиеся на приходе.

  • Священнослужители, или клирики и архиереи.

По сути, слово «священник» - краткое название всех священнослужителей.
Также их называют словами: клир, клирики, духовенство (можно уточнять - храма, прихода, епархии).
Духовенство делится на белое и черное:


  • женатое духовенство, священники, не принесшие монашеских обетов;

  • черное – монахи, при этом занимать высшие церковные должности могут только они.

Есть три степени духовных санов:


  • Диаконы - ими могут быть и женатые люди, и монахи (тогда они называются иеродиаконы).

  • Священники - так же, монашествующих священник именуется иеромонах (соединение слов «иерей» и «монах»).

  • Архиереи - епископы, митрополиты, Экзархи (управляющие Поместными небольшими Церквями, подчиняющимися Патриархату, например, Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви Московского Патриархата), Патриархи (это высший сан в Церкви, однако этот человек тоже именуется «архиереем» или «Предстоятелем Церкви»).


Иерархия пасторства

Священство Церкви имеет основание еще в Ветхом Завете. Они идут по возрастанию и не могут быть пропущены, то есть архиерей должен сначала побыть диаконом, потом священником. Во все степени священства рукополагает (иначе называя, совершает хиротонию) архиерей.


Диакон


К низшей ступени священства относят диаконов. Через рукоположение в диаконы человек обретает благодать, необходимую для участия в Литургии и других богослужениях. Диакон не может в одиночку проводить Таинства и богослужения, он лишь помощник священнику. Люди, которые хорошо служат в сане диакона долгое время, получают звания:


  • белое священство – протодиаконов,

  • черное священство – архидиаконов, которые чаще всего сопровождают архиерея.

Часто на бедных, сельских приходах диакона нет, и его функции исполняет священник. Также при необходимости обязанности диакона может исполнять и архиерей.


Священник


Человек в духовном сане священника также называется пресвитером, иереем, в монашестве – иеромонахом. Священники совершают все Таинства Церкви, кроме хиротонии (рукоположения), освящения мира (его совершает Патриарх - миро необходимо для полноты Таинства Крещения каждого человека) и антиминса (платка с зашитой частичкой святых мощей, который кладется на престол каждого храма). Священник, который руководит жизнью прихода называется настоятелем, а его подчиненные, рядовые священники - штатные клирики. В деревне или поселке настоятельствует обычно иерей, а в городе - протоиерей.


Настоятели храмов и монастырей подчиняются непосредственно архиерею.


Звание протоиерея - обычно поощрение за выслугу лет и хорошее служение. Иеромонаха обычно награждают саном игумена. Также сан игумена зачастую получает настоятель монастыря (священноигумен). Настоятель Лавры (большого, древнего монастыря, которых не так много в мире) получает архимандрита. Чаще всего за наградой этим саном следует сан епископа.


Архиереи: епископы, архиепископы, митрополиты, Патриархи.


  • Архиерей, в переводе с греческого - начальник иереев. Они совершают все Таинства без исключения. Архиереи рукополагают людей в диаконов и священников, однако в архиереи может рукоположить только Патриарх в сослужении нескольких епископов.

  • Епископов, которые отличились в служении и служили долго, называют архиепископами. Также за еще большие заслуги возвышают в сан митрополитов. Они имеют более высокий сан за заслуги перед Церковью, также только митрополиты могут управлять митрополиями - большими епархиями, в составе которых есть несколько малых. Можно провести аналогию: епархия - область, митрополия - город с областью (Петербург и Ленинградская область) или целый Федеральный округ.

  • Часто в помощь митрополиту или архиепископу назначают других епископов, которых именуют викарными архиереями или короче - викариями.

  • Высший духовный чин в Православной Церкви - Патриарх. Этот сан является выборным, причем выбирает Архиерейский Собор (собрание епископов всей региональной Церкви). Чаще всего он руководит Церковью вместе со Священным Синодом (Кинодом, в разных транскрипциях, в разных Церквях) руководит Церковью. Сан Предстоятеля (главы) Церкви является пожизненным, однако при совершении тяжких прегрешений Архиерейский суд может отстранить Патриарха от служения. Также по прошению Патриарх может быть отправлен на покой из-за болезни или преклонных лет. До созыва Архиерейского Собора назначается Местоблюститель (временно исполняющий обязанности руководства Церковью).


Обращение к пастору и наименование батюшки, попа


  • К диакону и священнику обращаются - Ваше Преподобие.

  • К протоиерею, игумену, архимандриту - Ваше Высокопреподобие.

  • К епископу - Ваше Преосвященство.

  • К митрополиту, архиепископу - Ваше Высокопреосвященство.

  • К Патриарху - Ваше Святейшество.

В более бытовой ситуации, при разговоре ко всем архиереям обращаются «владыка (имя)», например «владыка Питирим, благословите». К Патриарху обращаются или так же или, чуть официальнее «Святейший владыка».


Поп - это обиходное название священника, которое бытовало до революции. К сожалению, после нее это слово стало ругательным и сейчас не используется. Есть шутка, что поп - сокращение от «пастырь овец православных», а еще «собрание батюшек - поп-группа»


Словом «батюшка» обращаются к любому священнику в обиходе, часто перед разговором просят: «Батюшка, благословите».


Да хранит вас Господь Своей благодатью и молитвами Церкви!