Китайская стена краткая информация. Какой длины великая китайская стена Сколько башен у китайской стены

История Великой Китайской стены (кратко – ВКС) насчитывает более двух тысяч лет. Великая Китайская постройка известна по всему миру. Удивительное сооружение не входит в официальный перечень Древних чудес мира, однако не уступает им по популярности. Китайский архитектурный памятник включен в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО, среди туристов он часто именуется восьмым чудом света. Строительство защитного сооружения сопровождалось гибелью сотен людей, огромными финансовыми расходами, рождением многочисленных легенд и слухов.

В каком городе построена

Протяженность «визитной карточки» Китая составляет приблизительно 21 тысячу километров. Исследователи называют эту цифру, учитывая участки, которые не сохранились до XXI века. Стена проложена по огромной территории, ввиду этого ее расположение нельзя отнести к какому-то одному конкретному городу.


Оборонительное сооружение условно разделяет Китай на две части: юг и север. Главная китайская достопримечательность начинается в городе Цзяюйгуань, тянется прихотливыми извивами по территории страны вплоть до вод Желтого моря в Ляодунском заливе и заканчивается в городе Шанхайгуань. Прямое расстояние между этими двумя точками составляет 1900 километров.

Один из участков стены расположен неподалеку от китайской столицы. Туристам, приехавшим в Пекин, придется преодолеть всего 55 километров – именно на таком расстоянии от города находится «земляной дракон».

Описание

Великая Китайская стена – самая крупная древняя постройка, извивы которой напоминают гигантскую змею. Именно поэтому китайскую достопримечательность именуют «земляным драконом» либо «земляной змеей».

В течение веков, прошедших с начала феноменальной по масштабам стройки, самый известный китайский архитектурный объект неоднократно менял свое наименование. Повсеместно распространенное название – Великая Китайская Стена – появилось на исходе XIX в н.э. До этого времени постройка была известна под следующими поэтичными наименованиями:

  • Земля драконов;
  • Разгул;
  • Пурпурная граница;
  • Крепость;
  • Барьер.

Возраст

Ответ на вопрос «Кто построил Китайскую стену?» неоднозначен. Точно известно, что начало строительства Великой Китайской Стены было положено в третьем веке до Рождества Христова императором Цинь Шихуанди.

В первое десятилетие работы по возведению постройки велись наиболее активно. В дальнейшем, на протяжении многих лет, длина строения постепенно увеличивалась, конец строительства и его начало разделяет почти две тысячи лет.

Таким образом, возраст уникального памятника архитектуры составляет примерно 23 столетия.

Общая длина

Помимо основной ветки гигантская постройка имеет множество ответвлений. По последним археологическим данным суммарно китайская стена занимает 21196 км. Для сравнения – длина экватора равна 40,075 тысячам километров.

Почти 9000 километров территории Китая охвачены великой стеной, стелющейся вдоль горных отрогов и ущелий хребта Иньшань. Это официальная протяженность древнего сооружения. Фото, приведенное ниже, наглядно демонстрирует извивы «земляного дракона».

Где проходит

ВКС проходит по территориям провинций:

  • Ганьсу;
  • Пекин;
  • Ляонин;
  • Шэньси;
  • Нинся.

Строение включает в себя многочисленные сегменты, наиболее известными являются:

  • Бадалин – участок, имеющий наибольшую популярность среди туристов. Расположен на 75 километров северо-западнее китайской столицы. От Пекина можно добраться на автобусном либо железнодорожном экспрессе.
  • Цзюйюнгуань – также популярный участок длиннейшей постройки, на который туристы могут попасть из китайской столицы. Цзюйюнгуань располагается в том же направлении, что и Бадалин. Эту секцию и китайскую столицу разделяет 60 километров.
  • Шаньхайгуань – конструкцию возвели в XIV веке н.э., эта секция является самой восточной заставой великого сооружения. Шаньхайгуань, также называемый первым перевалом под небесами, расположен в северо-восточной части города Циньхуандао, открыт для посещения туристами.

  • Янгуань – практически полностью разрушенный участок, от внушительной постройки сохранилась только сигнальная башня; застава частично реконструирована и доступна для всех желающих ее посетить.
  • Губейку – заброшенный участок строения, который придется по вкусу любителям древностей;
  • Джианку – «дикий» сегмент Великой стены, до которого несложно добраться из Пекина. Эта часть главной китайской достопримечательности очень опасна, посещение рекомендовано только людям с хорошей физической подготовкой. Джианку изобилует разрушенными участками, обваливающимися лестницами, камнепадами. Туристам, решившим посетить опасную постройку, следует учитывать, что со всех сторон Джианку окружают обрывы.
  • Мутяньюй – самый качественно отреставрированный участок Китайской стены. Идеален для неспешной прогулки сквозь 22 сторожевые башни. Именно отсюда, с высоты 8 метров, открывается великолепный вид на горные пейзажи Китая.
  • Сыматай – один из опасных сегментов, который сохранился до наших дней в первозданном виде. Этот участок надвое разделяет Сыматайское водохранилище. Чтобы перебраться с одной части стены на другую необходимо пройти над водохранилищем по подвесному мосту.
  • Яньменьгуань – участок возведен в период «Воюющих царств», открыт для туристов. Неподалеку расположена деревня с идентичным названием, в которой можно ознакомиться с бытом древних китайцев.

Толщина Китайской стены

Толщина строения – величина непостоянная, внутренняя ширина главной китайской достопримечательности изменяется от пяти до восьми метров. Внешняя сторона ВКС обрамлена «зубцами», выполненными из кирпичей. Внутренняя стена защищена барьером высотой 0,9 метра.

Исторический факт: большая ширина китайской достопримечательности обусловила превращение одного из участков стены в дорогу протяженностью примерно 466 миль.

Высота исторической ценности

Средняя величина этого параметра составляет 6 метров, однако в отдельных местах защитные стены достигают 10 метровой высоты.

Сколько кирпичей использовано

Разрозненные китайские царства, существовавшие в период создания единого государства (период воюющих царств), для охраны своих границ возводили оборонительные сооружения. Император Цинь Шихуанди объединил существующие стены со вновь возводимыми.

Часть укреплений возводили из земли – эти заградительные участки являлись наиболее уязвимыми местами постройки и до наших времен не сохранились. Впоследствии для создания оборонительных сооружений стали использовать присыпанные землей блоки из камня.

Во времена династий Хань и Мин стены строили из каменных блоков и кирпичей, которые соединяли с помощью клейкого состава, содержащего:

  • рисовый клей;
  • гашеную известь.

Один из мифов, связанных с китайской достопримечательностью, утверждает, что клей сделан не из риса, а из перемолотых человеческих костей. На самом деле это не так.

Один из участков, возведенных при династии Хань, сделан из дерева и представляет собой полдюжины бревенчатых слоев, между которыми находится тонкая прослойка каменного крошева.

Сегменты ВКС, которые строили из кирпичей, оказались наименее подвержены влиянию времени. К XXI столетию нашей эры более 74% от общего размера архитектурного чуда серьезно повреждено, а в первоначальном состоянии сохранилось всего около 8% крепостных стен.


Великая Китайская Достопримечательность – очень длинное сооружение. Поэтому точно ответить на вопрос «сколько кирпичей было использовано» чрезвычайно сложно.

Существует легенда, связанная со строительством перехода Цзяюй на участке Бадалин. Один из мастеров, занятых на великой стройке, поспорил с чиновником. Мастер утверждал, что с легкостью определит, какое количество кирпичей необходимо для возведения объекта. Число, названное мастером, было равно 99,999 тысячам кирпичных блоков.

Когда строительство перехода было завершено взорам чиновников был предъявлен один «лишний» кирпичный блок. Мастер сообщил, что все правильно – по его расчетам этот кирпич следовало поместить над входом в башню для привлечения удачи всем прошедшим под ним.

История

Строительство ВКС началось за три сотри лет до нашей эры. Окончание самой масштабной стройки в истории человечества пришлось на конец XVII века.

В первые 10 лет возведение оборонительного сооружения велось особенно активно. Достопримечательность строилась на горной местности, органично вписываясь в ландшафт. Постройка имеет множество ответвлений, в отдельных местностях стены дублируют друг друга, располагаясь рядами. Эта особенность хорошо видна на картинке ниже.

Что разделяет

Факты свидетельствуют, что в XXI веке ВКС не разделяет ничего – она причудливо извивается по территории страны, но не проходит по ее границам.

Причины строительства

Первоначальной целью возведения монументального строения была защита древнего Китая от набегов захватчиков со стороны Монголии и Маньчжурии. Помимо того, что постройка защищала страну от кочевых народов, она сыграла еще одну роль – зафиксировала государственную границу.

Существует легенда, которая дает ответ на вопрос: «Зачем строилась Великая Китайская стена». Предание повествует, что придворный прорицатель предсказал конец существования китайского государства, когда страну разрушат северные кочевники.

После того, как император принял решение о возведении стены, ему явился дракон, который оставил свой след на поверхности земли. По этой отметине и было приказано вести строительные работы.

Кто участвовал в строительстве

В десятилетний период, когда размеры стены активно росли, на строительство оборонительного сооружения была направлена пятая часть всего населения страны. Китайскую стену строили около 300 тысяч людей, впоследствии эта цифра выросла до двух миллионов.

К строительству были привлечены:

  • рабы;
  • солдаты;
  • крестьяне.

В последнее десятилетие в нашей стране распространился миф, говорящий о том, что гигантский памятник архитектуры на самом деле построен вовсе не жителями Поднебесной, а…. русскими. В ответ на логичный вопрос «Зачем?» сторонники этой идеи отвечают: «Чтобы стена защищала от китайцев».

Историю пишут победители и реальные исторические факты могут отличаться от информации, дошедшей до современного мира. Однако на карте отчетливо видно, что между Древним Китаем и славянскими территориями находилась Монголия.

Еще один факт в копилку того, что миф о славянском происхождении строения выглядит неубедительно – все сохранившиеся древние надписи на табличках выполнены с помощью иероглифов.

Сколько людей погибло при строительстве

Тяжелые условия труда, нерегулярные поставки воды и пищи привели к тому, что во время строительства погибло огромное количество людей. По приблизительным подсчетам общее число умерших составляет примерно полмиллиона китайцев.

Стену, протянувшуюся на много тысяч миль, называют самым длинным кладбищем на нашей планете, которое начинается в провинции Хэбэй и заканчивается на границе Синьцзян-Уйгурской автономии с провинцией Ганьсу.

Многие туристы считают, что при посещении ВКС можно увидеть скелеты людей, которых заживо замуровывали в строящемся сооружении. Исследования постройки с помощью магнитометров результатов не дали – массовые захоронения обнаружены не были. Однако стена длится на многие километры и не все они были обследованы. Существует вероятность, что загадка масштабных человеческих захоронений будет решена в ближайшие годы.

Китайцы и ВКС

ВКС играла огромную роль в торговых отношениях, по одному из ее участков проходила оживленная дорога. Изначально предполагаемое назначение строения – оборонительное – себя не оправдало:

  • незастроенные участки не могли препятствовать продвижению врагов;
  • высота была недостаточной для полноценной защиты местности от набегов;
  • огромная длина и отсутствие достаточных людских ресурсов не позволяли разместить войска по всей ее протяженности.

Несмотря на то, что стена длится на тысячи километров, она оказалась бесполезной в оборонительном плане. Ученые Китая говорят: «Стена – знак слабости».

Архитектурное чудо выглядит потрясающе, оказывая на туристов неизгладимое впечатление. Во времена его возведения в стране была введена практика массовых принудительных призывов на строительные работы. Подобная политика вызывала недовольство простых людей, которое нередко перерастало в восстания. Во время последнего из них династия Мин прекратила свое существование, тогда же была остановлена гигантская стройка.

Современные китайцы гордятся огромным сооружением, называя его символом стойкости и величия их страны. На отдельных участках строения установлены памятники с изречением основателя Китайской Народной Республики (кратко – КНР) Мао Цзэдуна: «Если ты не был на Великой Китайской стене, тебя нельзя назвать настоящим китайцем».

Реставрация стены

Воздействие времени пагубно сказалось на состоянии крепостных стен, большинство из участков разрушены практически до основания. Исключение составил участок Бадалин – в цинский период здесь располагались так называемые «ворота в Пекин».


В XIX веке посредством американских газет был пущен неоправдавшийся слух о предполагаемом сносе исторической достопримечательности и возведении вместо нее автодороги.

Во второй половине XX века Дэн Сяопином было инициировано проведение реставрационных работ, которые финансировались:

  • частными лицами;
  • китайскими компаниями;
  • зарубежными инвесторами.

Восстановить полностью самый большой археологический памятник на нашей планете невозможно. Многие участки быстро разрушаются не только из-за воздействия климата, но и в результате человеческой деятельности:

  • строятся жилые массивы;
  • прокладываются автодороги и железнодорожные пути;
  • активно проводятся сельскохозяйственные работы;
  • среди туристов нередко встречаются вандалы.

По прогнозам исследователей неотреставрированные участки заградительного сооружения перестанут быть видны на земной поверхности в ближайшие два десятилетия. Наиболее быстрое разрушение наблюдается в провинции Ганьсу – на участке, возведенном во времена правления династии Хань.

Видно ли стену из космоса

Большинство исследователей сходятся во мнении, что ни с орбиты Земли, ни с Луны, гигантскую по длине постройку не видно.

Вид с земной орбиты

Некоторые астронавты сообщали, что видели Китайскую стену из космоса. В качестве доказательств предъявлялись фотографии, на которых была видна извилистая линия. Однако впоследствии было доказано, что на фото запечатлена одна из рек.

Китайско-американский астронавт, Лерой Чиао, сфотографировал строение с борта МКС. Фотографию сопровождает комментарий: «Стену можно увидеть при идеальных погодных условиях, знаниях о ее расположении и наличии хорошей фотокамеры».

Вид с Луны

Увидеть архитектурное чудо со спутника нашей планеты тем более невозможно. Человеческое зрение позволяет рассмотреть со спутника на земной поверхности только контрастный к фону объект, ширина которого составляет больше десяти километров.


Среди пользователей сети есть люди, утверждающие, что смогли найти ВКС с помощью популярного поискового сервиса Гугл карты. Это действительно так. Возможности Гугл мэпс позволяют достаточно подробно рассмотреть стену и ее башни, которые расположены друг от друга на расстоянии полета стрелы (200 метров).

Стена на карте

Китайская стена на карте обозначена разноцветными линиями: отдельный цвет для каждой эпохи.

Интересный факт: Великая Китайская достопримечательность представляет совокупность различных стен, некоторые из которых даже не соединены между собой. На картинке хорошо видно, что одни участки сооружения параллельны друг другу, а другие – почти замыкаются в кольцо.

На просторах интернета любители сенсаций высказывают предположение: «Стена вовсе не древняя, ее специально построили для привлечения туристов». Эта гипотеза не имеет научного обоснования, однако тайна величайшей стройки в истории человечества до сих пор не раскрыта окончательно.

Легенды

Самая интересная легенда связана с женщиной по имени Мэн Цзяннуй. Ее мужа призвали на «стройку века» и она пришла проведать его. Когда женщина добралась до места, ее любимого уже не было в живых – он погиб во время строительства и был погребен под Великой стеной.

Мэн Цзяннуй была вне себя от горя и начала горько плакать. Строение содрогнулось и частично обрушилось. В месте обрушения вдова нашла тело своего мужа, которое забрала и похоронила.

Другая легенда известна под названием «Стена слез». Император Цинь Шихуанди получил предсказание, гласившее об успешной постройке стены только в случае, если он замурует в ней человека с именем Ван. Этот человек был найден, убит и захоронен в вертикальном положении. Такая же участь, по легенде, постигала всех погибших при возведении монументального строения, чтобы их души вечно охраняли границы Поднебесной страны.

Интересные факты

  • Китайская стена не является единым строением;
  • Бойницы направлены в две стороны, для чего это сделано – остается загадкой;
  • В документах времен начала XX века нет упоминаний о восьмом чуде света.

Заключение

Китайская стена – символ современного Китая, известный повсеместно. Ученые и археологи задаются множеством вопросов о причинах возведения этого строения с причудливыми изгибами стен, взбегающих по крутым горным отрогам и спускающимся в глубокие ущелья. Архитектурное чудо по-прежнему хранит свои тайны и не спешит делиться ими с исследователями.

Великую Китайскую стену еще называют "Длинной стеной". Длина ее составляет 10 тысяч ли, или более 20 тысяч километров, а чтобы достичь ее высоты, десяток человек должны встать друг другу на плечи… Ее сравнивают с извивающимся драконом, протянувшимся от самого Желтого моря до Тибетских гор. На земле нет больше ни одного подобного сооружения.

Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине

Начало строительства Великой Китайской стены

По официальной версии, строительство началось в период Воюющих царств (475-221 годы до нашей эры), при императоре Цинь Ши-Хуанди с целью защиты государства от набегов кочевников хунну, и продолжалось десять лет. Строило стену около двух миллионов человек, что тогда составляло пятую часть всего населения Китая. Среди них были люди самых разных сословий — рабы, крестьяне, солдаты… Руководил постройкой полководец Мэн Тянь.

Легенда гласит, что сам император проехал верхом на волшебной белой лошади, прокладывая маршрут будущего сооружения. И там, где его лошадь оступалась, потом возводили сторожевую башню… Но это всего лишь легенда. А вот история о споре между Мастером и чиновником выглядит куда более правдоподобно.

Дело в том, что для возведения такой громады требовались талантливые умельцы-строители. Их среди китайцев водилось предостаточно. Но один особенно отличался умом и смекалкой. Он был настолько искусен в своем деле, что мог точно вычислить, сколько необходимо для такой стройки кирпичей…

Императорский чиновник, однако, усомнился в способности Мастера и поставил условие. Если, мол, Мастер ошибется только на один кирпич, он сам установит этот кирпич на башне в честь умельца. А если ошибка выйдет на два кирпича, тут уж пусть пеняет на свою самонадеянность — последует суровое наказание…

Много камней и кирпича пошло на сооружение. Ведь, кроме стены, поднялись еще и сторожевые, воротные башни. На всем протяжении маршрута их насчитывалось около 25 тысяч. Так вот, на одной из этих башен, что находится близ знаменитого древнего Шелкового пути, можно увидеть кирпич, который, в отличие от других, заметно выдается из кладки. Говорят, это тот самый, что обещал положить Чиновник в честь искусного Мастера. Следовательно, тот избежал обещанного наказания.

Великая Китайская стена - самое длинное кладбище в мире

Но и без всяких наказаний при работах по возведению Стены погибло столько людей, что место это стали называть еще и "самым длинным кладбищем в мире". Весь маршрут строительства был устлан костьми погибших. Всего, говорят эксперты, их насчитывается около полумиллиона. Причиной были плохие условия труда.

По преданию, одного из этих несчастных пыталась спасти любящая жена. Она поспешила к нему с теплой одеждой на зиму. Узнав на месте о смерти мужа, Мэн — так звали женщину — горько заплакала, и от обильных слез ее часть стены обвалилась. И тут вмешался сам император. То ли он опасался, что от женских слез поползет вся Стена, то ли приглянулась ему прекрасная в своей печали вдова, — словом, он распорядился взять ее к себе во дворец.

И та вроде поначалу и согласилась, но оказалось, только для того, чтобы иметь возможность достойно похоронить мужа. А затем верная Мэн покончила с собой, бросившись в бурный поток… И сколько таких смертей еще случилось? Впрочем, разве ведется учет жертвам, когда вершатся великие государственные дела…

А в том, что такая "ограда" была объектом большой государственной важности, сомневаться не приходилось. По мнению историков, стена не столько охраняла великую "Поднебесную срединную империю" от кочевников, сколько стерегла самих китайцев, чтобы они не бежали из своего милого отечества… Говорят, самому великому китайскому путешественнику Сюань-цзан пришлось перелезать через стену, крадучись, среди ночи, под градом стрел пограничной охраны…

Великая Китайская Стена — уникальное сооружение, оно будто бы похоже на тело длинного дракона, раскинувшегося на территории северного Китая. Длина составляет более 6400 км, толщина стены около 3-ёх метров, а высота может достигать сими метров. Считается, что именно в III веке до нашей эры началось строительство стены, а закончилось только в XVII веке нашей эры. Выходит, что по принятой исторической версии это строительство длилось почти 2000 лет. Действительно, уникальное сооружение. Подобного долгостроя история не знает. К этой исторической версии все так привыкли, что мало кто задумывается над ее абсурдностью.
Любая стройка, особенно большая, имеет определенную практическую цель. Кому сегодня может прийти в голову начинать огромное строительство, которое можно будет завершить только через 2000 лет? Конечно же, никому! Потому что это безсмысленно. Мало того, что это безконечное строительство ляжет тяжелым бременем на население страны, сама постройка будет постоянно разрушаться и ее придется восстанавливать. Что и происходило с великой китайской стеной.
Мы уже никогда не узнаем, как выглядели первые участки стены, построенные, якобы, до нашей эры. Они, разумеется, разрушились. А те участки, что сохранились до нашего времени, в основном были построены при династии Мин, то есть, якобы, в период с XIV по XVII век нашей эры. Потому что в ту эпоху строительными материалами были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надежной. Так что историки все же вынуждены признать, что вот эта «стена», которую сегодня может увидеть любой желающий, появилась не ранее XIV века нашей эры. Но даже 600 лет это достаточно солидный возраст для каменной постройки. Все равно не понятно, почему это сооружение так хорошо сохранилось.
В Европе например, средневековые оборонительные сооружения со временем старели и разваливались. Их приходилось разбирать и строить новые, более современные. То же самое происходило и на Руси. Многие средневековые военные укрепления в XVII веке были перестроены. Но в Китае, эти естественные физические законы, почему то не действуют...
Даже если предположить, что древние китайские строители обладали каким то секретом, благодаря которому они создали столь уникальное сооружение, у историков нет логичного ответа на самый главные вопрос:«Зачем китайцы 2000 лет с таким упорством строили каменную стену? От кого они хотели защититься?» — историки отвечают: «Стена была построена вдоль всей границы китайской империи для защиты от набегов кочевников...»
Против кочевников такая стена, толщиной аж в 3 метра, была не нужна. Русские и европейцы начали строить подобные сооружения лишь когда на полях сражения появились пушки и осадные орудия, то есть в XV веке.
Но дело даже не в ее толщине, а в ее длине. Стена, протянувшаяся на несколько тысяч километров, не могла защитить Китай от набегов.

Во-первых, во многих местах она проходит у подножия гор и расположенных рядом холмов. Совершенно очевидно, что противник, забравшись на соседние вершины, легко мог перестрелять всех защитников на этом участке стены. От летящих сверху стрел, китайским солдатам было бы просто негде укрыться.

Во-вторых, на всем протяжении стены, сторожевые башни строились через каждые 60-100 метров. В этих башнях постоянно должны были находиться большие военные отряды и следить за появлением врага. Но еще в III веке до нашей эры, при императоре Цинь Шихуан-ди, когда было построено уже 4000 км стены, выяснилось,если башни будут установлены так часто, то обеспечить эффективную оборону стены будет не возможно. Не хватит всех вооруженных сил китайской империи. А если на каждую башню поставить не большой отряд, то он станет легкой добычей для врага. Малочисленный отряд будет уничтожен раньше, чем соседние отряды успеют прийти к нему на помощь. Если же оборонительные отряды делать большими, но ставить пореже, то образуются слишком длинные и незащищенные участки стены, через которые враг легко проникнет вглубь страны.

Не удивительно, что появление такого укрепления так и не защитило Китай от набегов. Зато его строительство сильно истощило государство, а династия Цинь потеряло престол. Новая династия Хань уже не очень надеялась на великую стену и вернулась к системе маневренной войны, но, как утверждают историки,строительство стены, почему то, продолжалось. Странная история...

Интересен и тот факт, что до конца XVII века, кроме великой китайской стены, в Китае не было построено ни одного большого каменного сооружения. А ведь ученые утверждают, что население Китая вело постоянные войны между собой. Почему же они не отгораживались друг от друга стенами и не строили каменных кремлей у себя в городах?
Имея такой опыт, как строительство великой китайской стены, можно было бы всю страну покрыть оборонительными сооружениями. Получается, что все свои средства, силы и таланты, китайцы тратили только на строительство, в общем то, безполезного с военной точки зрения — великой китайской стены.

Но есть и другая историческая версия постройки великой китайской стены. Эта версия не так популярна у историков, как первая, за то более логична.
Великая стена действительно была построена вдоль границы Китая, но не для защиты от кочевников, а как обозначение рубежа между двумя государствами. А ее строительство началось не 2000 лет назад, а гораздо позже, в XVII веке нашей эры. То есть знаменитой стене не более 300 лет. В пользу этой версии говорит любопытный исторический факт.
По официальной исторической версии, к середине XVII века северные земли Китая сильно обезлюдели и чтобы защитить эти земли от заселения русских и корейцев, в 1678 году император Канси приказал обнести эту границу империи специальной укрепленной линией. Ее строительство продолжалось до конца 80-ых годов XVII века.
Тут же возникает вопрос, зачем императору понадобилось строить какую то новую укрепленную линию, если на всей северной границе Китая уже давным давно стояла огромная каменная стена?
Скорее всего, никакой стены там еще не было, поэтому, чтобы защитить свои земли, китайцы начали строительство линии укреплений, ведь именно в это время Китай вел пограничные войны с Россией. И только в XVII веке обе стороны договорились, где будет проходить граница между двумя государствами.

В 1689 году в городе Нерчинске был подписан договор, который зафиксировал северную границу Китая. Вероятно китайские правители XVII века придавали очень большое значение Нерчинскому договору , поэтому и решили обозначить границу не только на бумаге, но и на земле. Так вдоль всей границы с Россией появилась пограничная стена.
На карте Азии XVIII века, изготовленной королевской академией в Амстердаме, хорошо видно два государства,Китай и Тартарию . Северная граница Китая проходит примерно вдоль 40-ой параллели, точно по границе проходит и китайская стена. Более того, она выделена жирной линией и надписью: «Muraille de la Chine» — что в переводе с французского значит: «Стена Китая». То же самое можно увидеть на многих других картах, выпущенных после XVII века.

Конечно же, можно предположить, что древние китайцы еще 2000 лет назад предвидели, где пройдет русско-китайская граница, а в 1689 году, два государства, просто взяли и провели границу уже вдоль стоявшей здесь стены, но в таком случае, это обязательно было бы указано в договоре, однако в Нерчинском договоре никакого упоминания о стене НЕТ.
Уже на протяжении нескольких десятилетий ученые всего мира бьют тревогу. Одно из семи чудес света,великая китайская стена, стремительно разрушается! И действительно, в некоторых местах, высота стены уменьшилась до двух метров, где то полностью исчезли башни наблюдения, несколько десятков километров стены вообще полностью утрачены, а сотни километров продолжают быстро разрушаться. И это не смотря на то, что за последние несколько веков, стена неоднократно ремонтировалась и реставрировалась, почему же она раньше не разрушалась такими темпами? Почему простояв более двух тысяч лет, стена стала стремительно превращаться в развалины?


Ученые во всем обвиняют климат, экологию, сельское хозяйство и, конечно же, туристов. Каждый год стену посещают 10 млн. человек. Забираются куда можно и куда нельзя. Хотят увидеть даже те участки стены, которые закрыты для посещения. Но дело скорее всего в другом...
Великая китайская стена разрушается вполне естественным образом как и разрушались все подобные сооружения. 300 лет — это весьма солидный возраст для каменной постройки, а версия о том, что великому китайскому долгострою целых 2000 лет — это МИФ. Как и большая часть самой истории Китая.
P.S. В интернете ходит, так же, еще одна версия о том, что великая китайская стена была построена вовсе не китайцами. В те времена, в Китае, из камня практически ничего не было построено, кроме этой стены. Более того, бойницы на старых, не реставрированных участках стены, находятся только на южной стороне. К сожалению, я не был в Китае и не могу с уверенностью сказать, так ли это на самом деле. Фотографии, по которым определяют южную сторону по солнечной тени, брать за доказательство нельзя. Как известно, стена идет не по прямой линии, направления совершенно разные, солнце может светить как с южной, так и с северной стороны стены, грубо говоря.

Великая Китайская стена (Китай) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Сложно найти более масштабное творение рук человеческих, чем Великая Китайская стена. Можно выделить разве что египетские пирамиды . И если сооружения в долине Гизы в основном сконцентрированы в одном месте, то стена, словно гигантский дракон, пролегает над пустынями, полями, горами и плато, растягиваясь более чем на 20 000 км с востока на запад Китая. Несмотря на практически нулевую эффективность в защите от захватчиков, она все равно стала символом мощи страны, неким барьером между Поднебесной и остальным миром. Сегодня увидеть этот символ ежегодно стремятся миллионы туристов, значительная часть из которых - жители КНР, считающие, что, если человек ни разу не был на стене, он не может быть настоящим китайцем.

Немного истории

Великая Китайская стена не стразу строилась. Это результат труда многих государств, существовавших на территории современной КНР. Возводить ее в 7 столетии начали правители государства Чу, а закончили в 1878 г. уже властители империи Цин. Основная же часть сооружения была построена 600 лет назад. Вплоть до 1980-х стену практически не ремонтировали, а в более-менее сохранном состоянии находился только сегмент Бадалин. Но благодаря масштабной программе реставрации сооружение удалось спасти, хотя многие участки по-прежнему в полуразрушенном состоянии.

Существует городская легенда о том, что Великую Китайскую стену можно увидеть из космоса. На самом деле, это не совсем верно. Стена действительно впечатляет, но в первую очередь своей длиной. Ширина же ее относительно небольшая, и остроты зрения просто не хватает, чтобы ее увидеть. А вот рассмотреть стену на качественном фотоснимке все-таки можно. На нем она похожа но тонкий ломаный волос.

Что посмотреть

Великая стена - конструкция не цельная. За 2700 лет существования многие ее участки превратились в руины, а то и вовсе были полностью разобраны. Поэтому подразумевается путешествие к определенным сегментам, чаще всего полностью восстановленным, размещенным неподалеку от крупных городов с развитой туристической инфраструктурой.

Мутяньюй - самый «прилизанный» 73-километровый участок, расположенный в 2 часах езды от Пекина . Тщательно отреставрированная стена с множеством сторожевых башен окружена потрясающими горными цепями. Здесь не так много народу, как на других сегментах, так что, если позволяет время, лучше отправляться именно сюда. По мнению многих туристов, архитектура тут более интересная, чем на сверхпопулярном участке Бадалине.

На Бадалине часто бывает не протолкнуться - это «благодаря» небольшому расстоянию от Пекина (80 км), развитой инфраструктуре (гостиницы, рестораны, фуникулер) и, конечно, прекрасным пейзажам.

Сыматай - один из немногих сегментов, сохранивших оригинальный внешний вид 14 века. На кирпичах, из которых сложена стена, указаны дата, когда они были уложены, и номер воинского подразделения, занимавшегося строительством. Это единственный участок, открытый в вечернее время.

Фишка сегмента Цзиньшаньлин - хорошо сохранившаяся оборонительная система с бойницами, часовыми башнями, воротами и огневыми точками.

Практическая информация

Самые популярные участки стены расположены в относительной близости от Пекина. Вот как до них можно добраться.

Мутяньюй. Прямо в аэропорту сесть в метро и доехать до станции «Дунчжимэнь». Оттуда по выходным в 7:00 и 8:30 к стене отправляется автобус № 867. В дороге он проводит 2-2,5 часа и выезжает обратно в Пекин в 14:00 и 16:00.

Бадалин. Автобус № 877 на Бадалин отходит от столичного автовокзала Дэшэнмэнь с 6:00. Также сюда можно доехать на туристическом автобусе Beijing Tourist Hub, курсирующем с южной оконечности площади Тяньаньмэнь . Билет стоит 100 CNY, дети ростом до 120 см едут бесплатно.

Сыматай. На пекинском вокзале Дунчжимэнь сесть на автобус № 980 до города Миюнь, а затем взять такси до стены (180 CNY туда-обратно). Общее время в пути - 2 часа.

Цзиньшаньлин. На метро доехать до вокзала Дунчжимэнь. Оттуда к стене в 8:00 уходит туристический автобус. Из Цзиньшаньлина он отправляется в 15:00. Билет 50 CNY, время в пути 2 часа. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Строительство первых участков этого грандиозного объекта началось еще в период Воюющих царств в III веке до н. э. Великая китайская стена должна была охранять подданных Империи от кочующих племен, которые часто нападали на населенные пункты, развивающиеся в центре Китая. Еще одна функция этого грандиозного объекта состояла в том, чтобы четко зафиксировать границы китайского государства и способствовать созданию единой империи, которая перед этими событиями была составлена из множества завоеванных царств.

Строительство Великой китайской стены

Построена Великая китайская стена была достаточно быстро – в течение 10 лет. Во многом этому способствовала жестокость правившего в то время Цинь Ши-хуанди. Для ее строительства были задействованы почти полмиллиона человек, большинство из которых умерло у подножий этого объекта от тяжелого труда и истощения. В основном это были солдаты, рабы и землевладельцы.

В результате строительства Великая китайская стена протянулась на 4000 км и через каждые 200 метров на ней были установлены сторожевые башни. Спустя два века стена была расширена на запад, а также в глубь пустыни, чтобы защитить от кочевников торговые караваны.

Со временем это сооружение утратило свое стратегическое назначение, стеной перестали заниматься, что способствовало ее разрушению. Вторую жизнь Великой китайской стене подарили правители династии Мин, находившиеся у власти с 1368 по 1644 год. Именно в их времена снова начались грандиозные строительные работы по реставрации и расширению Великой .

В результате она протянулась от Ляодунского залива в пустыню Гоби. Ее длина стала составлять 8852 км, включая все ответвления. Средняя высота в те времена достигала 9 метров, а ширина варьировалась от 4 до 5 метров.

Современное состояние Великой китайской стены

Сегодня только около 8% Великой китайской стены сохранили свой первоначальный облик, который был придан им во время правления династии Мин. Их высота достигает 7-8 метров. Многие участки так и не смогли сохраниться до наших дней, а большая часть оставшейся стены разрушается из-за погодных условий, актов вандализма, строительства различных дорог и других объектов. Некоторые участки подвергаются активной эрозии из-за неправильного ведения сельского хозяйства в 50-90-ых годах прошлого века.

Тем не менее, с 1984 года стартовала программа по реставрации этого важного культурного и исторического сооружения высочайшего уровня. Ведь Великая китайская стена до сих поря является архитектурным памятником и местом массового паломничества туристов со всего мира.