Территориальное устройство франции. Организация местного самоуправления в современной Франции Система административно территориального деления во франции

Территориальное деление Франции включает территориальные коллективы, т.е. самоуправляющиеся единицы, и иные территориальные образования, в которых местное самоуправление отсутствует. К числу первых относятся коммуны, департаменты и регионы, к числу вторых - кантоны и округа.

Коммуны, которых в стране насчитывается около 36 тыс., составляют основу территориальной организации Франции. Статус общин имеют не только сельские поселения, но и города. Основной орган самоуправления в коммуне - совет, избираемый населением коммуны сроком на 6 лет. Он, в свою очередь, тайным голосованием избирает мэра и его заместителей - тоже на 6 лет. Мэр является исполнительным органом местного самоуправления и одновременно представителем государственной власти в коммуне. К компетенции коммун относятся организация водоснабжения, торговли, содержание местных библиотек и музеев, дорог, взимание местных налогов и т.п.

Кантоны - это исторические территориальные единицы, не имеющие каких бы то ни было собственных органов: как управления, так и самоуправления. Они используются как избирательные округа при проведении выборов в советы департаментов и судебные округа.

Департаменты - это основные единицы местного деления. Во Франции насчитывается 96 департаментов. В каждом департаменте действует избираемый на 6 лет совет (генеральный совет). Он обновляется по 1/2 через каждые 3 года. Исполнительным органом является председатель совета, избираемый советом. Но в департаменте имеются не только органы самоуправления, но и орган государственного управления - назначаемый Правительством префект, осуществляющий административный надзор за деятельностью органов самоуправления департамента и контролирующий местные службы министерств.

Округ объединяет несколько департаментов и не имеет собственных органов самоуправления. Управление округом осуществляет- назначаемый Правительством супрефект, отвечающий за социальные вопросы, санитарию, благоустройство и т.п.

Регион, объединяющий от 3 до 5 департаментов, так же, как и департамент, имеет органы самоуправления и государственного управления. Органами самоуправления являются региональный совет, избираемый прямыми выборами на шесть лет, его председатель и бюро, избираемые советом, а также формируемые советом комитеты. Государственное управление в регионе осуществляет региональный префект, функции которого выполняет префект самого крупного в регионе департамента. Всего во Франции существует 22 региона.

Ряд бывших французских колоний сохранил государственно-правовые связи с метрополией, получив статус заморских территорий и департаментов. Это малонаселенные острова, находящиеся весьма далеко от метрополии. Наибольшей степенью юридической самостоятельности обладают заморские территории. Их четыре: Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна и Арктические земли. Они имеют собственные законодательные и исполнительные органы власти, которые обладают достаточно обширной компетенцией. Тем не менее, по некоторым вопросам законы для указанных территорий принимает Франция. Это вопросы обороны, общественного порядка, судебной и денежной систем. Кроме того, Правительство Франции назначает в каждую территорию представителя государства, который представляет его интересы и осуществляет контроль за соблюдением его законодательства. В июле 1998 г. в Конституцию было включено положение о необходимости проведения в Новой Каледонии референдума об утверждении соглашения, подписанного между Правительствюм Франции и двумя ведущими политическими силами территории (Национальным социалистическим фронтом освобождения канаков и Объединением за Каледонию в составе Республики). Соглашение предусматривает сохранение существующих взаимоотношений между Францией и Новой Каледонией на предстоящие 15-20 лет и проведение в конце этого периода референдума на данной территории по вопросу о приобретении независимости. Референдум был проведен 8 ноября 1988 г. В поддержку соглашения высказалось более 70% участников голосования.

Четыре заморских департамента Франции (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон) имеют одновременно статус регионов и департаментов при наличии соответствующих полномочий и органов, т.е. их статус аналогичен статусу французских регионов и департаментов.

Помимо перечисленных территориальных единиц в составе территории Франции есть еще одна, имеющая совершенно особый статус. Это Корсика - остров в Средиземном море, обладающий политической автономией. Здесь имеется собственный парламент с ограниченной компетенцией, избирающий председателя, единолично осуществляющего исполнительную власть.

31. Выборы в зарубежных странах: понятие, социальное предназначение, виды.

Выборы - это процедура формирования органа публичной вла­сти или наделения полномочиями должностного лица, осуществляе­мая путем голосования, при условии, что на каждый замещаемый ман­дат претендуют несколько кандидатов. Иными словами, именно альтернативностью выборы отличаются от других способов публич­ной власти, к числу которых относятся назначение, наследование, за­мещение тех или иных постов по должности и по жребию. Выборы - это исторически наиболее древний способ наделения лиц властными полномочиями. Их сохранение и широкое использование в демокра­тических государствах объясняется тем, что они выполняют целый ряд важных социальных функций, состоящих в следующем.

1. Выборы обеспечечивают легитимность власти, т.е. ее призна­ние населением, готовность добровольно выполнять ее веления.

2. Через выборы выявляется соотношение различных сил и инте­ресов в обществе.

3. Возможность выбора - это средство отбора политических ли­деров.

4. Выборы - это механизм обеспечения народного суверенитета и демократического политического режима.

Мировой практике известно множество видов выборов. Их можно классифицировать по ряду оснований. По территории проведения выборы делятся на национальные (посредством которых избираются высшие органы власти страны), региональные (например, выборы органов субъектов федерации) и местные (выборы органов местного самоуправления).

По времени проведения выборы бывают очередными (проводятся по окончании срока полномочий соответствующего органа или долж­ностного лица) и внеочередными (проводятся после досрочного пре­кращения их полномочий).

По максимально возможному количеству туров голосования вы­боры подразделяются на однотуровые, двухтуровые и многотуровые. Как правило, второй и последующий туры голосования (повторное голосование) проводятся в том случае, если первое голосование не дало результатов, т.е. нужное количество избираемых лиц не было избрано. Обычно повторное голосование требуется, если для избра­ния кандидату надо набрать более половины голосов избирателей, но в результате первого тура голосования такого большинства не полу­чил никто. При этом во втором туре участвуют два кандидата или бо­лее, за которых проголосовало больше избирателей, чем за других кандидатов

По количеству мандатов, замещаемых в избирательных округах, выборы бывают униноминальными (от каждого округа избирается одно лицо) и полиноминальными (от округа избирается несколько лиц).

В зависимости от роли населения различают прямые и непрямые выборы. Прямые означают непосредственное голосование избирате­лей по кандидатурам на выборные должности, а при непрямых воп­рос об их избрании окончательно решает не сам избирательный кор­пус, а избранные им лица (выборщики, депутаты). Иногда в литера­туре непрямые выборы подразделяются на косвенные и многостепен­ные. Косвенные выборы означают, что население выбирает коллегию, единственным предназначением которой является избрание того или иного должностного лица или органа публичной власти. Именно кос­венными выборами избирается, например, Президент США: населе­ние каждого штата голосует лишь за выборщиков от данного штата, выборщики затем избирают Президента и Вице-президента. При ис­пользовании же многостепенных выборов те или иные органы пуб­личной власти, избранные населением непосредственно, выбирают другие органы или должностных лиц. Например, в Китае нижестоя­щие собрания народных представителей избирают вышестоящие.

Выборы представляют собой сложную категорию, включающую три основных элемента. Это избирательное право, избирательный процесс и избирательная система.

    Великобритания … Википедия

    В Федеративную Республику Германия входит 16 земель, в число которых входит и три города. Административное деление Германии … Википедия

    Нидерланды делятся на 12 провинций (последняя провинция Флеволанд создана в 1986 году на осушенных территориях), провинции делятся на городские и сельские общины. В состав Нидерландов также входят три особые общины в Карибском море: Бонайре, Саба … Википедия

    Коморы делятся на 3 автономных региона, соответствующие крупнейшим островам, на которых расположены 4 муниципалитета. Флаг Регион Местное название Административный центр Площадь, км² Население, (2006) Плотность, чел./км² Число муниципалитетов … Википедия

    Законодательно зафиксированное деление Нидерландских Антильских островов отсутствует. Однако, на каждом крупном острове, входящим в их состав существует собственная законодательная и исполнительная власть. Поэтому острова считаются фактическими… … Википедия

    Коммуны и административные подразделения Французской Полинезии … Википедия

    20 округов Парижа … Википедия

    Основная статья: Административное деление Франции Современная карта департаментов Франции О … Википедия

    Основная статья: Административное деление Франции Современная карта департаментов Франции Основной территориально административной единицей во Франции и в ряде бывших колоний этой страны являются департаменты (фр. départements). Площадь… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кантон. Основная статья: Административное деление Франции Кантон (фр. Canton) во Франции административно территориальная единица в составе округа, в свою очередь охватывающая несколько… … Википедия

Во Франции реформа административно-территориального деления в свое время послужила действенным инструментом консолидации всех частей страны, «разрезавшим» былые вотчины французских феодалов - Бургундию, Анжу, Бретань и др. Новые административные единицы, созданные в результате Великой французской революции, стали называться департаментами, то есть буквально подразделениями. Для них были выбраны нейтральные имена, не вызывавшие никаких исторических ассоциаций. Чаще всего в названиях фигурировали реки страны (департаменты Рона, Верхняя Марна, Приморская Сена, Мен и Луара), орографические объекты (Приморские Альпы, Атлантические Пиренеи, Юра, Вогезы). Декларация прав человека и гражданина 1792 г. гласила: «Королевство едино и неделимо. В его состав входят 83 департамента, каждый департамент делится на дистрикты, каждый дистрикт – на кантоны» .

За более чем двести лет сетка административно-территориального деления изменилась незначительно: если в конце XVIII в. во Франции было 83 департамента, то сейчас - 100.

Исторически административно-территориальное устройство страны характеризовалось традицией централизации, но за последние 20 лет претерпело значительные изменения. На первый взгляд оно может показаться сложным. По конституции территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории. Всякие другие территориальные коллективы создаются законом.

В законе о децентрализации от 2 марта 1982 г. и дополняющих его положениях выражена политическая воля изменить отношения между государством и территориальными коллективами (регионами, департаментами, коммунами). С этого времени последние имеют значительно более широкую автономию в принятии решений, так как новые законы распределили компетенции, административную ответственность и финансовые ресурсы между центральной властью и местными органами управления.

Франция насчитывает 26 регионов: 22 в метрополии и 4 заморских, границы которых совпадают с границами четырех заморских департаментов (ДОМ). Учрежденный в 1955 г. в целях обустройства территории, регион в 1982 г. стал территориальным коллективом. К его собственной компетенции относятся главным образом вопросы планирования, обустройства территории, экономического развития, профессиональной подготовки, а также строительства, материально-технического оснащения и финансирования лицеев. Создание регионов как административно-территориальных единиц было обусловлено тем, что прежнее деление на департаменты не отвечало современным принципам административной организации. Централизованное управление было также неэффективно, как и управление на уровне мелких департаментов, и для решения определенных задач требовалось создание промежуточного уровня. В этом отношении регионализация представляет собой структурную реформу, направленную на разделение труда между уровнями управления.

Как уже отмечалось ранее, Франция насчитывает 100 департаментов: 96 в метрополии и 4 в заморских владениях (Мартиника, Гваделупа, Реюньон и Гвиана). Статус департаментов, учрежденных в 1789 г., претерпел существенные изменения: он эволюционировал от полудецентрализованного территориального коллектива до полноправного территориального коллектива (с 1982 г.). Департамент является основным звеном административно-территориального устройства страны. К его компетенции относятся главным образом вопросы санитарии и социального развития, оснащения сельского хозяйства, поддержания и развития дорожной сети на своей территории, расходы на строительство и содержание коллежей.

Учрежденная в 1789 г., коммуна является низшей единицей французского административно-территориального деления. По данным на 1990 г., во Франции насчитывалось 36 551 коммуна – намного больше, чем в других странах Европейского союза. Это объясняется тем, что во Франции называют коммунами все муниципалитеты, независимо от числа жителей (80 % коммун имеют население менее тысячи человек). Вследствие этого власти вынуждены были произвести перегруппировку коммун, в частности путем создания городских территориальных управлений и межкоммунальных объединений. Согласно закону от 6 февраля 1992 г. установлены новые формы сотрудничества в целях повышения эффективности работы муниципалитетов .

Особое положение занимает являющаяся формой политической автономии Корсика – остров в Средиземном море (там есть местный законодательный парламент (Собрание) с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но исполнительную власть единолично осуществляет избираемый советом его председатель).

Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). В общине избирается совет сроком на 6 лет (9-69 человек) по мажоритарной системе. В выборах участвуют лица, живущие в коммуне 6 месяцев и 4 года, уплачивающие налоги . Совет в свою очередь тайным голосованием избирает на 6 лет мэра и его заместителей, ведающих управлением . Мэр одновременно является председателем совета и по должности – представителем государственной власти в коммуне.

Каждая коммуна имеет свой устав, который составляется на основе типового устава, утвержденного в 1984 г. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки , муниципальные библиотеки и музеи, кладбища и др.

Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет , устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих, принимает программы развития, занимается рынками, санитарией, местными дорогами и т. д.

В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента) избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет по мажоритарной системе и с 1998 г. обновляется целиком (а не по частям). Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире.

В регионах, объединяющих 3–8 департаментов (22 в метрополии и 4 заморских региона – Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также избирается региональный совет (с 1986 г. – прямыми выборами). Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функции. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.

Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники – представители государства . В регионе это региональный префект (им является по совместительству префект самого крупного в регионе департамента), в департаменте – префект департамента, в округе, не являющемся «территориальным коллективом» и не имеющем своего совета, есть супрефект. Он представляет в своей административно-территориальной единице

Регионы и департаменты Франции

Административное деление Франции - иерархическая система территорий и управления территориями Франции . Административное деление Франции выполняет три главные функции: политическую (территориальные сообщества), электоральную (избирательные округа) и административную (децентрализованные государственные органы).


1. История

2. Французская метрополия

Франция является унитарным государством. Ни ее административная единица не имеет законодательных полномочий. Разделение метропольной территории на департаменты , кантоны и коммуны (или муниципалитеты) установлена ​​в году, деление на округа - в году. Регионы , как административные единицы, возникли относительно недавно - в 50-х годах XX века. Они эволюционировали от административного обьедниння группы департаментов в территориальных сообществ, возглавляемых Избранной радой. Другими коллективными обществами (collectivits territoriales), согласно статье 72 конституции, есть департаменты, коммуны (муниципалитеты) и некоторые сообщества с особым или заморским статусом. Другие уровни административного деления имеют лишь чисто административную или избирательную функцию.


3. Административное деление

Руководящим органом департамента является генеральный совет (conseil gnral), генеральные советники избираются на прямых, всеобщих выборах сроком на 6 лет. Их состав обновляется наполовину каждые три года.

Департаменты были созданы в 1789 году . Целью создания было облегчить языковую и национальную унификацию Франции под предлогом рационализации административной карты. Максимальный размер департамента определялся расстоянием, которое может преодолеть человек на коне за один день, чтобы добраться до административного центра.

В каждом департаменте есть префект. Префект департамента, в котором находится административный центр региона также префектом региона.


3.3. 329 округов

Каждый департамент делится на многочисленные округа (за исключением Территории Бельфор , которая составляет один округ), в кожнен из которых назначается префект. Супрефекты должны способствовать работе префекта своего департамента.

3.4. 3883 кантоны

Округа в свою очередь делятся на кантоны. Их роль заключается в обеспечении избирательной сети. На кантональных выборах каждый кантон избирает своего представителя в генеральный совет. В городской зоне до одной коммуны входит несколько кантонов. В сельской зоне один кантон зачастую состоит из нескольких коммун.

3.5. 36 682 коммуны (муниципалитеты)

Муниципальный уровень административного деления является самым низким в большинстве случаев. Одна коммуна (или муниципалитет) соответствует территории определенного города или села. До коммуны могут входить несколько кантонов, но она может быть частью только одного округа.

Руководящим органом коммуны является муниципальный совет (conseil municipale), который избирается на шесть лет. Председателем советов является мэр.

Три населенный коммуны Франции: Париж , Марсель и Лион делятся на 45 муниципальных округов: 20 в Париже, 16 в Марселе и 6 в Лионе. Муниципальные округа не имеют ничего общего с департаментальнимы.

Некоторые коммуны могут также занимать несколько населенных пунктов, что вызвано или традиционной близостью этих населенных пунктов или малозаселенистю территории.


3.6. Муниципальная сотрудничество

С целью улучшения сотрудничества между соседними коммунами, которые имеют общие интересы и не могут решать некоторые вопросы только в пределах своего муниципалитета (вопросы транспорта, экономических зон и т.д.) во Франции введены различные типы публичных институтов муниципального сотрудничества (фр. tablissements publics de coopration intercommunale, EPCI ). На 1 января 2009 34 164 коммуны были объединены в 2601 группировку с собственным бюджетом.

Существует:


3.7. Сообщества с особым статусом

Некоторые сообщества наделены особым статусом, урегулированным законом. В метрополий Франции это: Коммуны Парижа, Лиона, Марселя, а также департамент Парижа; Территориальная община Корсики, заменившая регион по закону от 13 мая года.

3.8. Заморская Франция

Французская республика также состоит из многочисленных административных единиц, расположенных за пределами метрополии.

5 заморских регионов

Во Франции существует 5 заморских регионов: Гваделупа , Гвиана , Мартиника , Майотта и Реюньон . С года эти регионы имеют такой же статус, как и метропольную. Каждый из них является одновременно и заморским департаментом (введен с года). Эта однодепартаментна структура должна в будущем привести к слиянию региональных и департаментальних ассамблей.

Заморские регионы, в свою очередь, подразделяются на:

  • 13 округов;
  • 165 кантонов;
  • 129 коммун (муниципалитетов)
5 заморских сообществ

28 марта года через конституционную поправку было введено 4 заморских сообщества (collectivits d"outre-mer, COM), с разным статусом.

Новая Каледония

Новая Каледония имеет особый статус сообщества, который гарантирует очень широкую автономию. 2014 году должен состояться референдум о независимости этой территории. Новая Каледония делится на 3 провинции и 33 коммуны.


3.9. Другие территории

Существует еще 3 администартивни единицы, входящие в состав Франции, но не имеют постоянного населения.


4. Принадлежность к ЕС

Метропольную Франция и заморские регионы являются неотъемлемой составной Европейского Союза . Заморские регионы рассматриваются как ультрапериферични регионы ЕС. Другие территории не имеют этого статуса.

Примечания

  1. Закон от 22 декабря 1789 года, см.. сайт DGCL Министерства внутренних дел Франции
  2. Atlas de la rvolution franaise 4, Le territoire (1) Ralits et reprsentations, ditions EHESS, 1989.

См.. также

Литература

  • Alternatives conomiques numro 223, mars , досье децентрализации Франции.
  • "Dpartement ou rgion? Les rformes territoriales de Fnelon Jacques Attali" de Maud Bazoche, Editions L"Harmattan, 2008.