Три способа избавления от материальной зависимости

Современный мир меняется очень быстро, однако взгляды людей на стремительный прогресс значительно различаются. Одних восхищают инновации и развитие, другие видят в них угрозу истинным ценностям и собственному будущему. Технологии, интернет, социальные сети, непрерывные потоки информации, шум больших городов – атрибуты сегодняшней жизни, которые становятся привычными для большинства, все чаще вызывают неприятие у людей, считающих подобные явления губительными для себя и своих близких. Многие готовы отказаться от комфорта и всех благ цивилизации, чтобы уйти от привычной суеты и не следовать сложившимся правилам. Ради этого они готовы на риск, смелые перемены и жизнь в самых невероятных условиях.

Возвращение к природе

Быстрый ритм современной жизни, информационный избыток, проблемы экологии и постоянный стресс делают все более привлекательной уединенную жизнь на природе. Многие люди, уставшие от напряжения, массовой культуры и преобладания материальных ценностей, решают переселиться в маленькие деревни, находящиеся далеко от городов, организуют экодеревни или даже уходят в леса и тайгу, следуя примеру знаменитой сибирской отшельницы Агафьи Лыковой, которая долгие годы избегала цивилизации. По всему миру сторонники возвращения к истокам отказываются от привычных условий и выбирают жизнь в согласии с природой. Например, в Испании есть небольшая ферма El Pardal, расположенная среди лесов и озер. Её хозяева и гости ведут хозяйство, выращивают овощи и фрукты, используют солнечную энергию и наслаждаются простой и гармоничной жизнью на свежем воздухе вдали от других поселений.

Город свободы

Желание жить по своим правилам и уйти от общепринятых норм приводит многих искателей приключений в Слэб-сити – небольшое поселение, известное как «последнее свободное место в Америке». На первый взгляд может показаться, что в этом «городе трейлеров» живут отшельники и бродяги, которым просто некуда идти, однако большинство из них остаются здесь ради своих идей и никогда не откажутся от подобного образа жизни, несмотря на суровые условия американской пустыни. В Слэб-сити нет электричества, канализации и водопровода, однако люди, называющие это место домом, не жалуются на их отсутствие: они променяли все блага цивилизации на безграничную свободу, которую смогли обрести в этом уединенном уголке мира.

Покорение вершин

К попыткам отгородиться от современного мира приводят не только желание гармоничной спокойной жизни или поиск свободы, но и стремление сохранить знания и опыт предков. Для людей, поколениями выживающих в горах американских штатов Арканзас, Северная Каролина, Монтана и Аляска, потеря связи с собственными корнями куда страшнее, чем отсутствие коммуникации с другими людьми. О смельчаках, которые ежедневно борются с суровыми условиями, телеканал HISTORY снял документальный сериал «Мужчины в горах». Пока мир технологий разрастается, затрагивая все новые территории, эти люди продолжают беречь свой уклад, несмотря на опасность и постоянный риск. Они охотятся, противостоят хищникам и спасаются от холода безжалостной горной зимой, не интересуясь прогрессом. Их удивительная жизнь в условиях дикой природы во всех подробностях показана в сериале «Мужчины в горах», который выходит на телеканале HISTORY по средам в 21:00.

Полная изоляция

Крайняя степень изоляции от современного общества – намеренное переселение на необитаемый остров, затерянный в океане. Сложно поверить, что кто-то захочет добровольно перебраться в дикие условия, где нет ни души, а природа таит множество неожиданных опасностей, однако существует несколько примеров подобных побегов от цивилизации. Например, Брендон Гримшоу более сорока лет прожил на острове Муайен в Индийском Океане. Он заботился о местной природе, спас исчезающий вид черепах, высадил тысячи деревьев и привлек на остров множество редких птиц. В итоге, благодаря его стараниям, остров приобрел звание Национального парка. А японский отшельник Масафуми Нагасаки в 1992 году бросил привычную жизнь и поселился на острове Сотопанари в Тихом океане, решив встретить старость в необычных условиях и отказавшись от общественных правил и норм.

Жизнь вне политики и религии

Отказ от общепринятых ценностей и социальных условностей может принимать по-настоящему серьезные масштабы. Так с 1968 года под эгидой ЮНЕСКО на юге Индии развивается город Ауровиль, ставший экспериментом по созданию интернационального общества без политических и религиозных предпочтений. В «городе рассвета» живут люди, стремящихся к гармонии, поддержке друг друга и отсутствию разногласий. Их главными ценностями являются единство, свобода, духовный рост и совершенствование мира. Для многих Ауровиль кажется недостижимой утопией, однако уже для более двух тысяч людей это место стало домом, где они нашли единомышленников и возможности для реализации свои идей.

Амиши - на обочине цивилизации

Амиши – представители ультраконсервативного христианского течения, полностью отгородившиеся от мира. Амиши не пользуются электричеством, ничего не знают об интернете, не ездят на автомобилях, а одеваются и живут так, будто на дворе XIX век.

В то время как большинство людей на планете не мыслят своей жизни без благ цивилизации, амиши бегут от них, как черт от ладана.

Не от мира сего

Новое религиозное ответвление возникло в Европе в 1693 году, но позже большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать за океан. Там они и обосновались. В наше время крупнейшие поселения расположены в нескольких штатах США – Огайо, Индиана и Пенсильвания, а также встречаются в Канаде. Всего в Америке 25 разных общин, которые в свою очередь разделены на 1700 церковных округов. Численность амишей составляет более 200 тысяч человек.

В каждом районе свои представления о том, как жить членам общины, но в общем и целом все амиши придерживаются специального свода правил, который называется Орднунг. В нем четко и ясно сказано, что амишам можно делать, а чего нельзя.

За более чем двухсотлетнюю историю существования общины никому и в голову не приходило что-либо менять в раз и навсегда заведенном порядке. Возможно, виной тому немецкие гены амишей, а немцы, как известно, большие консерваторы и любители порядка.

Деревенька моя

Первое, что поражает посторонних при въезде в деревню амишей --повозки, запряженные лошадьми. Это основной вид транспорта. У повозок предусмотрены светоотражающие треугольники – дабы их можно было заметить на ночной дороге. Кроме того, каждая повозка оснащена поворотниками. А в штате Индиана власти требуют устанавливать на повозках еще и номера. Управлять повозкой может каждый, даже ребенок. Машин у амишей нет. Им разрешается ездить в автомобилях только на пассажирском сиденье и в исключительных случаях. В некоторых общинах встречаются велосипеды или скутеры.

Второе, что сразу бросается в глаза - внешний вид обитателей поселения. Все мужчины и женщины выглядят одинаково. Дамы всегда ходят с покрытой головой, волосы собраны в аккуратный пучок или заплетены, на голове чепчик, шляпа, платок.

Длинные и пышные волосы считаются у амишей признаком женской красоты, но эту красоту лицезреть положено только мужу. Женщины носят длинные платья неброских цветов, сверху которых повязывают фартук. Украшения и макияж недопустимы. Мужчины тоже одеты согласно правилам – в шляпах, рубашках, пиджаках и широких штанах на подтяжках.

Женатики обязательно носят бороды. У традиции есть особый смысл – бороду, в отличие от обручального кольца, в карман не спрячешь. Ограничения в одежде – способ сэкономить не только деньги, но и время, которое можно потратить на молитву или труд.

Жилища амишей также отличаются скромностью и простотой. Все дома покрашены в один цвет, обстановка в каждом из них мало чем отличается от соседнего «гнездышка». Выделяться в стане амишей не принято: по их мнению, индивидуализм порождает гордость и тщеславие – главные людские пороки.

Зато всячески приветствуются смирение, простодушие, бесхитростность, бережливость. Электричеством в поселении никто не пользуется. В ходу альтернативные источники энергии – природные, а также пропан, керосин, батарейки. Культовых сооружений у амишей нет – все богослужения проводятся на дому.

Осознанный выбор

Амиши стараются как можно меньше контактировать с окружающим миром. Но иногда выбираются в свет. Например, для того, чтобы продать излишки своего труда. Надо сказать, их сельскохозяйственная продукция пользуется большим спросом, ведь амиши не используют никакой химии. Все – натуральное. Молоко, творог, сыр, овощи, фрукты – свежие и вкусные. Американцы и канадцы, уставшие от модифицированных продуктов и пластика, даже не смотрят на ценники амишей.

Второй момент - в 16 лет подростков отпускают посмотреть мир. Это время, когда детям разрешается многое из того, что запрещалось раньше. Они могут гулять допоздна, пользоваться интернетом, мобильником, брать напрокат автомобиль, путешествовать, общаться со сверстниками из больших городов.

Одним словом, подростка отпускают посмотреть мир. Через некоторое время юноши и девушки должны сделать выбор – возвращаться в общину или уходить из нее. Поразительно, но беспристрастная статистика такова: 85 процентов детей выбирает путь своих предков. После этого происходит посвящение в амиши – крещение. В общине уверены: человек должен сам принять это решение. Обратного пути нет – амишем становятся на всю жизнь.

Дети у амишей с раннего возраста помогают родителям по хозяйству: трудятся в поле, доят коров, пекут хлеб. Существует разделение труда – девочка должна научиться ткать покрывала и скатерти из натуральных тканей, а мальчик – делать мебель из натурального дерева. Образование у амишей не приветствуется.

Да и зачем, по их мнению, корпеть над книжками, когда это никак не помогает в хозяйстве?! В шесть лет дети идут в школу, где получают знания по базовым предметам на английском языке, хотя дома между собой амиши разговаривают на немецком диалекте. Кстати, всех, кто не понимает их язык, они называют «англичанами». После восьми лет обучения дети заканчивают образование.

Один за всех и все за одного

Семьи у амишей крепкие, многодетные. Браки допускаются только с другими амишами. Контрацептивные препараты, аборты, искусственное оплодотворение, исследования стволовых клеток запрещены. Но есть одна проблема – в среде амишей распространены некоторые наследственные заболевания.

Объясняется это тем, что все амиши произошли примерно от 200 предков-основателей, а супругов часто выбирают из соседних общин, связанных общей родословной. Некоторые из наследственных заболеваний довольно редкие и даже уникальные. От генетических тестов перед вступлением в брак и генетического обследования в период вынашивания ребенка амиши категорически отказываются, полностью вверяя себя воле Всевышнего. Поэтому младенческая смертность не редкость.

Услугами врачей амиши пользуются, но – своеобразно. В то время как большинство американцев в случае заболевания полагаются на страховку, амиши надеются на… общину. Как только у кого-то из ее членов возникает потребность обратиться к врачу, все сбрасываются в общий котел. Впрочем, известны случаи, когда родители покидали общину только ради того, чтобы их дети получили полноценные лечение и уход.

Даже под угрозой отлучения и избегания (практика ограничения социальных контактов с «заблудшими душами» с целью пристыдить их и побудить вернуться в лоно церкви)! Но это, скорее, исключение. Амиши твердо знают: если их настигнет беда – ураган, пожар, смерть близкого – община не бросит на произвол судьбы.

Даже в повседневной жизни они до сих пор умудряются буквально следовать Библии, проповедуя в быту три заповеди: скромность, простоту и покорность.

Считая семью одной из трех главных жизненных ценностей, амиши уделяют большое внимание и общинной жизни. Например, если кому то из амишей нужен новый дом (образовалась семья или случился пожар), строят его всей общиной. Собираются десятки, если не сотни мужчин и за один день (!) возводят большой деревянный дом буквально под ключ. Женщины в этот день готовят на всех еду, и заканчивается такой день совместным обедом.

У амишей нет домов для престарелых. Если в чьем-то доме есть пожилой человек, который уже сам не может за собой ухаживать, устанавливается список дежурств и помогает вся община.

Кроме того, что амиши прекрасные фермеры они еще и знамениты своими ремеслами. В их деревнях есть множество магазинчиков поделок и сувениров.Амиши делают добротную, слегка старомодную, но зато настоящую деревянную мебель. Любители такой мебели приезжают сюда за ней даже из Филадельфии и Нью-Йорка.

Большинство «странностей» жизненного уклада амишей связано с их желанием оградить свою жизнь и жизнь своих детей от тлетворного влияния внешнего мира. Собственно, это старый философский спор, чего больше приносит прогресс: добра или зла. Ответа на него до сих пор нет, потому он и философский, но амиши, по-прежнему твердо верят, что время можно остановить если не в отдельно взятой стране, то, по крайней мере, в отдельно взятой общине. Никто им в этом тут не мешает, и Бог им в помощь!

…Местечко Утриш под Анапой — один из самых молодых курортов черноморского побережья. Оно состоит из четырёх лагун, когда-то входивших в состав закрытого государственного заказника. Теперь его протяжённые песчаные пляжи и кипарисовые леса облюбовали уставшие от повседневных проблем горожане, которые приезжают сюда в отпуск, на лето или… навсегда.

Утриш — это чистейшее море, каменистый пляж, можжевеловые леса и горы. Фото из личного архива путешественников

Четыре лагуны свободы

«Утришан», как сами себя называют жители местечка, видно уже на анапском автовокзале. От обычных курортников их отличают тяжёлые рюкзаки с большим количеством походной экипировки и сильно усталый вид. Они торопятся на маршрутку, которая отвезёт их за 27 километров от Анапы, в посёлок Большой Утриш. Далее — путь на морском такси: если нет шторма, моторки возят любителей дикой природы с утра и до позднего вечера. Завсегдатаи и новички Утриша ещё на берегу определяются, на какой из четырёх лагун им остановиться. Первая, самая большая и близкая к цивилизации, привлекает неопытных путешественников. С неё недалеко ходить в посёлок за провизией и питьевой водой. Вторая лагуна — для семейных отдыхающих с детьми. Третья — тусовка современных хиппи, дауншифтеров и любителей йоги. В четвёртой останавливаются редко, потому что там нет леса, только скалы, полоска пляжа и море.

Утриш — это не просто курорт для «дикарей», а своеобразное место встречи людей, которые решили отказаться от ценностей социума, карьеры и материальных благ и жить для себя. Корреспондент АиФ.ru пообщался с некоторыми из них, чтобы выяснить — как действительно изменилась их жизнь?

Разрисованные камни с подобными надписями можно встретить на лагунах практически на каждом шагу. Фото: АиФ/ Яна Топоркова

Ева: «Нет денег, и я счастлива!»

Еве — 42 года. Её прическа — дредлоки. Летом из одежды на женщине только набедренная повязка. Ева рассказывает, что уже 17 зим провела на Утрише, и утверждает, что лучшей жизни для себя не представляет.

— Я выросла в Санкт-Петербурге. Закончила медицинский университет по специальности «детский хирург-онколог». Работала в больнице, вышла замуж. Муж у меня был военным. Погиб во вторую чеченскую кампанию. Осталась одна с пятью детьми, — Ева тяжело вздыхает, молчит… Затем продолжает: «Беда одна не приходит… После похорон мужа попала в серьёзную аварию. Мою легковую машину сбил грузовик. Получила переломы обеих ног, травмы таза и позвоночника. Врачи собрали меня, можно сказать, по частям. Но жить я после гибели супруга и появившихся проблем со здоровьем не хотела. Была в депрессии, перестала работать, не занималась детьми… Об Утрише знала по рассказам. Почему-то меня потянуло сюда. Брат помог добраться до места. Я, наверное, была ненормальная, потому что приехала поздней осенью и осталась тут жить. Было тяжело. Очень скоро я познакомилась с пожилой женщиной из посёлка Малый Утриш. Она разбиралась в травах, называла себя знахаркой. Она забрала меня к себе домой, лечила какими-то отварами и настоями. Мы с ней много разговаривали. Можно сказать, после этого я и вернулась к обычной жизни. Уехала обратно в Питер, стала работать. Но моё сердце всё равно осталось на Утрише. Первое время я приезжала сюда на некоторое время, отдыхала в летние отпуска и зимние каникулы. А когда дети закончили школу, как говорится, плюнула на всё и уехала жить в можжевеловые леса навсегда.

История Евы кажется неправдоподобной. Успешный медицинский работник, многодетная мать, и вдруг… бросила всё и стала жить «дикарём». Да и выглядит она гораздо моложе своих лет, грамотно разговаривает, любит детей и животных.

— У меня мало одежды, нет сотового телефона и продуктовых запасов. Почти никогда нет денег. Но я счастлива тем, что я имею, — уверяет Ева. — Энергетика настоящей природы, моря, леса даёт мне больше, чем все блага мира.

Как старожил Утриша, Ева следит за порядком: заставляет отдыхающих убирать мешки с мусором, устраивает нешуточные скандалы тем, кто осмеливается срубить для разведения костра сухие ветки «краснокнижного» можжевельника.

— Ты можешь мне не верить, — говорит Ева, — но я всегда остро чувствую, когда здешним деревьям делают больно. У меня ломит руки и ноги, выкручивает поясницу, я могу слечь с дикой головной болью просто оттого, что кто-то из отдыхающих обидел мой лес.

Ева утверждает, что старое дерево можжевельника, которое на Утрише называют Лотосом, дарит ей спокойствие. Фото: АиФ/ Яна Топоркова

С мая до середины октября Ева живёт на берегу моря. Затем перемещается в горы «на зимовье» — так называются хижины, в которых коренные «утришане» проводят холодные месяцы года.

— Зимой нас остаётся человек 10-12. Мы все по-соседски поддерживаем друг друга, — рассказывает Ева. — Раз в месяц беру рюкзак, одеваюсь потеплее и иду по каменистому пляжу до посёлка Большой Утриш, там сажусь на автобус до Анапы и на городском рынке покупаю себе всё необходимое для жизни.

Где Ева берёт деньги, остаётся загадкой. Так же, как и то, общается ли она со своими детьми, где они сейчас, чем занимаются, навещают ли её. Впрочем, под сомнение можно поставить и слова Евы о её возрасте, количестве лет, которые она прожила на природе. Женщина старательно делает вид, что не слышит моих уточняющих вопросов, и настойчиво переводит разговор на свои любимые можжевелово-фисташковые леса, глубокое синее море и чистый воздух, которые сделали её счастливой.

Антон: «Чувствую себя нужным»

С Антоном мы встретились на «большой земле», а точнее — около посёлка Большой Утриш, куда молодой человек выбрался на заработки.

— Я сам из Тюменской области. Об Утрише узнал полгода назад. Автостопом добрался сюда и живу уже два месяца. Приехал с одним рюкзаком за плечами. А теперь уже у меня есть всё, что нужно для жизни на берегу моря, — палатка, посуда. И даже какая-никакая работа, чтобы деньги водились.

Антону 25 лет. Он сидел в тюрьме по трём статьям — за кражу, угон и разбой. Парень жалуется, что на «большой земле» не может найти работу. По специальности он автослесарь, но все его судимости напрямую связаны с машинами, поэтому трудиться в автомастерских он не сможет ещё несколько лет.

— А больше меня никуда не берут, — разводит руками молодой человек. — Зато на Утрише я помогаю людям — собираю заявки каждое утро и езжу в посёлок за покупками, помогаю неопытным туристам разжигать костёр. Когда есть настроение, поём с пацанами песни под гитару на поселковой набережной. Люди дают нам деньги за хорошую музыку.

Каждый день большой костёр на третьей лагуне собирает местных жителей. Фото из личного архива путешественников

Антон рассказывает, что всю жизнь никому не был нужен. Родители не занимались его воспитанием. Жена, которая родила ему сына, оказалась предательницей и теперь не разрешает мальчику видеться с отцом. Работу найти сложно.

— Утриш дал всё, чего мне недоставало для счастья, — говорит Антон, — за несколько месяцев у меня появились друзья из многих городов России. Люди рады моей помощи: они приглашают меня на завтрак, обед и ужин, просят спеть для них. Я раньше не знал, что где-то в мире есть место, где я смогу найти себя.

Антон проведёт зиму в Краснодаре у приятелей с Утриша, а весной вернётся на третью лагуну, как он рассчитывает, уже навсегда.

Неправильных жизней нет

Истории Евы и Антона необычны. Возможно, кто-то восхитится силой их духа, а кто-то, наоборот, сочтёт безответственными… Может, они пошли по наиболее лёгкому пути отказа от проблем, с которыми обычные люди сталкиваются ежедневно? Психолог бизнес-центра «Авалон» Сергей Федченко пояснил, почему не стоит скептически относиться к людям, которые отказались от традиционных социальных ценностей:

— Правильных и неправильных жизней нет. Ева и Антон взамен забот, которыми ежедневно озадачивало их общество, выбрали жизнь на Утрише. Избрали для себя то существование, которое сделало их нужными миру, а значит, счастливыми. Оба они прошли непростой жизненный путь, хлебнули немало лишений и горя. Не считаю их бомжами или сломленными людьми. Я вижу в этих молодых мужчине и женщине интерес ко всему, что их окружает, стремление к гармонии и неприятие современного темпа жизни.

У каждого из нас на выбор жизненного пути влияют воспитание и обстоятельства. Одни будут строить карьеру, создавать семью и поднимать детей. Другие — встречать рассвет на берегу моря, следить за чистотой леса и учить друзей разводить костры. У каждого свои представления о счастье, и все они правильные.

Десятки лет в непроходимых джунглях, в глухой Тайге и в горах Аляски… А вам слабо?

40 лет во вьетнамских джунглях

Во времена Вьетнамской войны, когда бомба убила жену и двоих его сыновей, сорокадвухлетний вьетнамец Хо Ван Танн убежал в джунгли вместе с единственным оставшимся в живых двухлетним сыном. Там оба и остались жить на ближайшие 40 лет, и даже известия от родственников об окончании войны не заставили отшельника-отца вернуться обратно в жестокий мир людей.

Совсем недавно – в августе 2013 год – рабочие из соседней деревни обнаружили джунглях сорокадвухлетнего мужчину и его престарелого отца. Они уже слабо понимали местный язык, были истощены и выглядели абсолютными дикарями.

Все эти годы они жили в простецкой хижине и питались, в основном, лишь кореньями, кукурузой и дикими плодами.


Так как состояние старика-отца вызывало опасение, после обнаружения он был отправлен в больницу. Обоим мужчинам теперь предстоит попытка социализации в современном обществе.

Семья Лыковых: жизнь в глухой Тайге


В свое время эта история занимала первые полосы всех советских газет. В 1978 году геологи во время одной из экспедиций в удаленном уголке Тайги вместо минеральных залежей обнаружили семью из шести человек, которая жила в лесу вот уже сорок лет.
Карп Лыков и его семья были староверами. Еще во времена революции многие староверы бежали в Сибирь, спасаясь от преследования коммунистов; одними из таких беженцев были и Лыковы. В 1936 году произошла трагедия: брат Лыкова-старшего был расстрелян. Спасаясь от сталинских репрессий, семейство бежало в лес…
Со своими скромными пожитками Лыковы уходили все дальше и дальше от общества, остановившись лишь в паре сотен километров от границы с Монголией. Муж, жена и четверо их детей (двое были рождены уже в Тайге) жили лишь тем, что выращивали или отлавливали в охоте. Они нередко голодали; мать семейства умерла от истощения в 1961 году после того, так в очередной раз отдала свою порцию еды детям.

Лыковы и слыхом не слыхивали ни о полетах на Луну, ни даже о Великой отечественной войне. Такие мелочи современного мира, как целлофановые пакеты, приводили их в полный восторг. За все эти годы младшие дети начали говорить на диалекте, в котором лишь с трудом возможно было опознать русский язык. После того, как геологи вошли с Лыковыми в контакт, члены семьи мало-помалу начали им доверять, однако, будучи глубоко религиозными, они отказались покидать свой оторванный от общества дом.

В течение нескольких последующих лет трое из четверых детей умерли. Двое скончались от проблем с почками, вызванными долгими годами недоедания. Третьего убила пневмония; от медицинской помощи он наотрез отказался. Отец их умер в 1988 году.


Агафья Лыкова, последняя из семьи, все еще живет на том же месте в полном одиночестве. Сейчас ей почти семьдесят лет, и за всю свою жизнь она ни разу не покидала пределов своего родного таежного края.

Японский партизан, который так и не сдал позиции


В далеком 1944 году японская армия отправила лейтенанта Хироо Оноду и несколько других отрядов на малонаселенный Филиппинский остров Лубанг, чтобы вести партизанскую войну. И, хотя довольно скоро после этого Вторая мировая война была окончена, ни Оноде, ни его людям об этом не сообщили, и они так и остались жить и воевать среди джунглей на тридцать лет вперед.

В октябре 1945 года японское правительство попыталось оповестить о конце солдат, прятавшихся в глубоких дебрях, однако Онода и его сотоварищи приняли новостные газеты и листовки, сбрасываемые с пролетавших самолетов, за вражескую пропаганду. И, хотя они прочитали все новости до последнего слова, они решили не сдаваться до тех пор, пока не получат приказ от своего главнокомандующего. И, хотя на их поиски были направлены отряды, обнаружить партизан так и не удалось.

За долгие годы все соратники Оноды умерли, а один из них решил сдаться и тайком скрылся. Следующие двадцать лет Онода жил в одиночестве, став легендой среди японских и филиппинских солдат, уверенных в его смерти.

В 1974 году его случайно встретил молодой путешественник Норио Сузуки. Он попытался убедить несгибаемого солдата лично в том, что война окончена, но Онода ему так и не поверил.
Сузуки пришлось разыскать главнокомандующего Онодо и организовать между ними встречу. Когда Онодо узнал правду, он был потрясен до глубины души. Властями Японии он был провозглашен герои, и он был прощен за убийства филиппинцев, которые он совершал, находясь на острове. Однако влиться в современное японское общество Оноде так и не удалось. В итоге он переехал жить в Бразилию, где ведет уединенную тихую жизнь и по сей день.

Последний из племени в джунглях Амазонки


Почти двадцать лет назад в бразильских джунглях был обнаружен одинокий индеец, который, судя по всему, являлся последним представителем своего племени. Попытки властей вступить с ним в контакт окончились неудачей: индеец без колебаний выпустил стрелу в грудь одного из спасателей. Надо сказать, что и ранее стремления интегрировать индейцев в общество, как правило, проваливались и заканчивались ранними смертями амазонских дикарей.
В итоге власти провозгласили участок земли в пятидесяти километрах вокруг места его жительства неприкосновенным. Мужчина, которому сейчас должно быть за сорок лет, все еще ведет одинокую изолированную жизнь среди джунглей.

30 лет в горах Аляски


После долгих лет службы в военном флоте и работы в качестве механика американец Ричард Проеннеке избрал довольно необычный способ отдыхать на пенсии. Он выстроил хижину высоко в горах Аляски, в живописном месте под названием Твин Лейкс. Там он прожил почти тридцать лет – вплоть до самой своей смерти.
Надо отметить, что отшельник не до конца отрезал себя от внешнего мира: несколько раз он совершал длительное путешествие в штат Айову, к своим родственникам. Однако большую часть своей жизни он провел в полном одиночестве в дикой глуши. Он охотился, рыбачил и изучал природу, открыв в себе прирожденного натуралиста.
Эпизоды своей отшельнической жизни Проеннеке записывал на пленку, которая в последствии была смонтирована в серию документальных фильмов «Один в диких условиях». Его записи были адаптированы под несколько книг, и, кроме того, он написал несколько важных статей в области метеорологии и биологии.

Люди, о которых пойдёт речь в этой статье, умудряются игнорировать цивилизованный мир и жить так, будто на целом свете кроме них никогда никого и не было…

Племя сентинельцев обосновалось на Северном Сентинельском острове, который номинально является частью Индии. Этот народ принято называть так же, как и остров, потому что никто понятия не имеет, как эти люди именуют сами себя. По правде говоря, ничего другого про них тоже толком не известно. После того, как в 2004 году на остров обрушилось страшнейшее цунами, туда отправили несколько вертолётов, чтобы пофотографировать, и убедиться, что остров по-прежнему обитаем.

Как они умудрились так долго избегать контактов с современной цивилизацией?

Это объясняется очень просто. Взгляните на снимок, сделанный с вертолёта:


Остальные члены племени настроены также агрессивно. На контакт не идут, и чуть что – сразу хватаются за лук и стрелы.

В 2006 году лодку с двумя рыбаками отнесло течением на мелководье рядом с островом. Сентинельцы убили их и похоронили на берегу. Вертолёты определили место захоронения несчастных, но приземлиться не смогли, потому что при виде вертолёта местное население, как вы уже могли заметить, тут же «открыло огонь». Несмотря на то, что туземцы, очевидно, не имеют никакого представления, что такое вертолёт, они упорно пытались достать непонятную гигантскую железную птицу своими стрелами. Ну не любят они гостей и всё тут.

Полиция, которая по идее должна бы поехать и забрать тела несчастных рыбаков, наотрез отказывается это делать, заявляя, что как только они приблизятся к острову, их тут же закидают отравленными дротиками и стрелами – что, в общем, можно считать уважительной причиной.

Даже наши предки, которые были поотважней нас с вами, считали, что связываться с этими нелюдимами выйдет себе дороже: ещё Марко Поло описывал их как «самым жестоким и кровожадным народом, всегда готовым схватить и съесть любого, кто попадётся им в руки».

Другими словами, на протяжении сотен лет, когда весь мир был занят отвоёвыванием друг у друга земель, эти ребята заработали такую дурную репутацию, что отбили у разного рода завоевателей всякую охоту туда соваться. В конце концов, всё «прогрессивное человечество» решило оставить этих чокнутых каннибалов в покое.

2. Короваи

Это племя живёт в юго-восточном Папуа. Впервые о существовании других людей они узнали в 1970-х, когда их обнаружила группа археологов и миссионеров. В это время они ещё пользовались каменными орудиями и строили свои жилища на деревьях. Впрочем, с тех пор ничего у них, можно сказать, и не изменилось.

Всем гостям из цивилизованного мира короваи рассказывают, что если когда-нибудь хоть один из них изменит своим традициям, то вся Земля неминуемо погибнет от чудовищного землетрясения. Непонятно, либо это такая преданность традициям, либо просто способ отвязаться от умников с «большой Земли», которые вечно пытаются учить их жизни.

Как бы то ни было, сохраняться в прежнем состоянии у них получается просто превосходно. Миссионеры сунулись было пару раз со своим просветительством, но потом решили оставить их в покое. А вдруг, кто знает, с землетрясением всё-таки не совсем ерунда?

Короваи живут в такой непроходимой местности, буквально – за высокими горами и тёмными лесами, что даже их собственные деревни между собой практически не контактируют, что уж говорить про внешний мир. Когда в 2010 году племя решила навестить служба переписи, им пришлось две недели добираться пешком, потом на лодках от ближайших (а на самом деле очень даже отдалённых) деревень.

Короваи особенно не показывают виду, что не любят визитов извне. А для того, чтобы непрошеные гости поскорее убирались восвояси, они придумывают всякие хитрости. Кроме стращания ужасным-преужасным землетрясением, которое обязательно произойдёт, как только первый коровай оденет штаны, они любят пугать, рассказывая о своих кровожадных традициях.

Но самым изящным образом были одурачены австралийские ньюсмейкеры, которые сунулись к короваям в 2006-м году. Племя отрядило к назойливым чужеземцам мальчика, который рассказал репортёрам душераздирающую историю о том, как за ним гоняются каннибалы, и что на ближайшей трапезе он должен стать у племени главным блюдом.

После того, как история была записана на плёнку и съёмочная группа поспешно ретировалась, приехали следующие журналисты, для которых было устроено точно такое же представление со спасением «бедного мальчика».

Учёные, которые изучали племя, уверяют, что у этих людей просто всё в порядке с чувством юмора, что никаким каннибализмом тут не пахнет. Просто весёлые люди, которые живут на деревьях и обожают розыгрыши.

3. Самый одинокий человек на свете

Этот человек живёт в бразильском лесу в полной изоляции, по меньшей мере, пятнадцать лет. Он строит себе пальмовые хижины и роет в земле прямоугольные ямы в полтора метра глубиной. Зачем ему нужны эти ямы остаётся только гадать, потому что при любой попытке установить контакт, он бросает насиженное место и находит новое, чтобы построить точно такую же хижину и вырыть точно такую же яму. Никто в округе ничего подобного не строит, из чего учёные заключили, что это последний выживший представитель какого-то исчезнувшего племени.

Как ему удаётся так долго игнорировать современный мир?

В 1988 году новая конституция Бразилии даровала местным индейцам права на земли их исконных поселений. В теории идея казалась просто чудесной. А на практике… Когда по закону племена стало запрещено «принуждать к переселению» в другие места, их начали просто-напросто истреблять.

Видимо, именно эта участь и постигла соплеменников нашего героя: первая встреча с современным миром закончилась для него гибелью всех, кого он знал. Кто захочет идти на контакт с монстрами, которые придумали совершенные орудия для уничтожения ваших родных и близких?

4. Староверы

В 1978 году советские геологи, искавшие залежи железной руды в отдалённых уголках Сибири, наткнулись на бревенчатую хижину. Семья, которая там жила, о существовании цивилизации представления не имела, одевалась в рогожу и ела из самодельной посуды. При виде членов экспедиции, они пришли в ужас, и стали кричать что-то вроде «Это всё за наши грехи!»

Позже выяснилось, что семья Лыковых (так они себя называли) были не единственными сибирскими отшельниками. Похожая группа людей жила в тайге в полной изоляции, по крайней мере, до 1990 года.

Все эти люди оказались староверами. В XVII веке, во время раскола русской церкви, они сбежали от расправы и поселились вдали от внешнего мира. И жили так несколько веков. Сибирь слишком обширна и неприветлива – никому не пришло бы в голову прочёсывать её, чтобы найти пару десятков беглецов.

Агафья Лыкова, 2009

5. Племя Машко-Пиро


Люди из племени Машко-Пиро – полуголые и вообще похожие на переселенцев из доисторической эпохи, недавно начали появляться в районе одной из популярных у западных туристов перуанских рек. Раньше всякие попытки приблизиться к ним пресекались градом горящих стрел. Никто не знает, почему они вдруг сами решили обнаружить своё существование. По уверениям контактировавших с ними специалистов, пока их живейший интерес вызывают в основном, металлические горшки для приготовления пищи и ножи мачете.

Как им удалось так долго оставаться вдали от цивилизации?

Правительство Перу само попытались ограничить контакты с племенем и запретило туристам спускаться на берег вблизи мест обитания дикарей. Идея заключалась в том, чтобы оградить этих людей от назойливых антропологов и жадных дельцов, которые готовы делать деньги на чём угодно.

К сожалению, всё равно находились и находятся ушлые частные туристические компании, предлагающие клиентам «человеческое сафари».

6. Аборигены Пинтуби

В 1984 году небольшая группа людей из племени пинтуби встретилась в пустыне с белым человеком. В этом не было бы ничего необычного, если не принимать во внимание тот факт, что ни один человек из этого племени никогда раньше не видел ни одного белого человека, и что первые белые переселенцы появились в Австралии в 1788 году. Позже, один из пинтуби объяснил, что поначалу принял «розового человека» за злого духа. Первая встреча прошла не очень гладко, но потом аборигены смягчились, и решили что «розовые» могут быть даже полезны.

Им, что и говорить, крупно повезло найтись так поздно. Они пробродили по пустыням все те годы, когда легко было попасть в рабство или прямиком на тот свет, и встретились с западной культурой в аккурат тогда, когда она уже созрела чтобы покатать их на джипе и угостить кока-колой.

Как им удалось избегать встречи с цивилизацией так долго?

Тому есть две причины: 1) они кочевники и 2) кочуют они по пустыням Австралии, где вообще довольно сложно встретить человека.

Эту группу могли вообще никогда не обнаружить. Незадолго до первой встречи с белым человеком, пинтуби случайно встретились с «цивилизованными» аборигенами. К сожалению, внешний вид кочевников с набедренными повязками из человеческих волос и двухметровыми копьями был чересчур экзотическим даже для коренных австралийцев. Один из «цивилизованных» выстрелил в воздух и пинтуби сбежали.