Мозаика из стекла - отличное решение проблем с переработкой старых битых стекол и созданием уникального дизайна вашего дома. Стеклянная мозаика – виды, изготовление, монтаж Мозаика из цветного стекла своими руками

Часто мы говорим: "сошлось как все части мозаики", при этом имея ввиду, что все события идеально собрались в единую картинку. В этом мозаика нашей жизни не сильно отличается от настоящей мозаики – картин выложенных из тысяч мельчайших кусочков. Как создают такие картины мы узнаем посетив студию «Александрия».



Двадцать лет назад «Александрия» возникла как студия витража. При изготовлении витражей используется самое разное стекло. Со временем остатков стекла накопилось так много, что в студии решили попробовать выкложить из них мозаику. С тех пор прошло шесть лет и теперь мозаика стала второй основной специализацией фирмы. Для такой важной работы были обучены мастера и оборудованы мастерские. Давайте посмотрим как в одной из таких мастерских собирают мозаику.

Свет из высоких окон освещает огромные столы, на которых разложены картины разной степени готовности. По краям каждого стола среди разбросанных кусочков стекла лежат всевозможные инструменты: хитрой формы кусачки, стеклорезы, ножи и маркеры. Над мозаиками, склонившись, работают мастера.




При каждом шаге под ногами поскрипывают мелкие осколки – мастера кидают обрезки прямо на пол. У стен стоят стеллажи с коробочками, в каждой из которых лежат готовые стеклянные модули.


На первый взгляд мозаика не сильно отличается от витража – то же самое цветное стекло, которые надо вырезать и вписать в картину. Но если присмотреться внимательнее, то открывается множество различий, например, рисунок будущей мозаики. Если к витражистам он приходит с отмеченными цветами (здесь будет желтый, здесь – синий), то для мозаики намечается только эскиз.



Сегодня мозаику выкладывают двумя основными способами: Флорентийская мозаика - стекло вырезается точно по форме элемента (лепестка цветка или крыла стрекозы) и Римская мозаика - рисунок собирается из небольших прямоугольных кусочков.
Смальта ближе к живописи – каждый модуль как мазок кисти. Здесьмастера сами себе художники. В отличие от витража,работа над мозаикой гораздо тоньше - иногда приходится вырезать и выкладывать модули шириной чуть больше волоса, шлифовать их и плотно подгонять друг к другу. Неспроста такую работу называют ювелирной.




Модули обычно выкладываются начиная с центрального элемента. Вот, например, ягода - в начале выкладывается она сама, затем ряд вокруг неё, потом ещё ряд. Но иногда бывает и по-другому. Мастер, работающий над мозаичной иконой Николая Угодника, вначале выложил лик и кисти рук, а потом вокруг них достраивает всё остальное.




Модули выкладываются на самоклеющуюся монтажную плёнку, чтобы удержать кусочки стекла на месте. Когда вся картина собрана, поверх неё наклеивают ещё один лист. После этого мозаику переворачивают и снимают монтажную пленку, а на её место ставят основу – особую ткань для связки элементов мозаики. Когда модули прочно закрепятся на основе, ставшую ненужной пленку снимают. Эти сложности нужны для того, чтобы художник при наборе видел лицевую сторону мозаики.



Существует и, так называемый, обратный набор, когда мозаику собирают зеркально прямо на пленке. Только витражное стекло для такой мозаики не годится, потому что одна сторона стекла часто отличается от другой по рисунку и цвету.


Теперь самое интересное – затирание швов. Затирку подбирают под цвет модулей и при необходимости подмешивают нужный колер. После нанесения затирки работа может измениться до неузнаваемости: отдельные участки посветлеют, другие потемнеют, а некоторые цвета вообще могут слиться. И сделать с этим ничего нельзя – остаётся только каждый раз предугадывать, что получится в итоге.

Стеклянные поделки своими руками — картина

Из стекла делают сегодня множество предметов, которые очень часто разбиваются из-за нашей неосторожности. Не торопитесь выкидывать в мусор треснутую вазу, бутылку или плафон, ведь стекло – это уникальный материал, которые используют дизайнеры для своих композиций. В этой статье вы узнаете, какую поделку из стекла можно сделать .

стеклянные бутылки разных цветов или битое стекло;

— молоток;

— пинцет;

— защитные очки и перчатки;

— зубочистки;

— кисточка;

— фоторамка;

— белая краска;



1) Для начала нужно получить множество битых осколков разного цвета. Для этого можно использовать бутылки из-под воды, парфюма, медикаментов, плафоны или другие стеклянные предметы. Так е можно взять прямое стекло и воспользоваться стеклорезом.

2) Перед тем, как разбивать бутылку, её необходимо завернуть в плотную ткань, положить на ровную поверхность и ударить по ней молотком. Используйте обязательно защитные очки и перчатки, чтобы не пораниться разлетающимися осколками.

3) Просейте стекло через сито и с помощью пинцета выбирайте наиболее подходящие осколки.

4) На листке бумаге нарисуйте какой-то рисунок. Это может быть бабочка, городской пейзаж, цветы или что-то ещё. Если вы не умеете рисовать, распечатайте с интернета шаблон любого чёрно-белого рисунка.

6) Готовый эскиз вставляйте в рамку под стекло. Теперь необходимо наклеивать бисер и битое стекло на стеклянную поверхность, в соответствии с контурами нашего рисунка. Выдавите клей на стекло и приступите к приклеиванию. Зубочисткой можно поддевать бисер, а пинцетом – битое стекло.

7) После того, как вся картинка будет перенесена на стекло, выньте листок с рисунком. Фон рамочки прокрасьте белой краской.

8) Дождитесь пока высохнет аппликация на стекле и клей на рамке. Вставьте стекло в рамку. Картина готова!

Картины из стекла можно не только делать в рамке, но и на ДСП. В зависимости от диаметра стеклянных осколков, можно создавать настоящие шедевры. Стекло выгодно смотрится при свете дня, поэтому картины станут оригинальным украшением вашего интерьера. Стеклянные поделки своими руками могут сделать не только взрослые, но и школьники 5-8 классов.

Прежде чем определиться, можно или нет самостоятельно изготовить и уложить мозаику, следует разобраться: что это вообще такое — мозаичная отделка поверхностей, откуда родом технология и в чем она заключается?

Оглавление:

Что известно о мозаике?

Мозаика, как вид отделочного искусства, известна человеку с древности. Со времен Древнего Шумера и по наши дни мозаисты — мастера и любители — создают высокохудожественные композиции, причем из самых разных материалов.

Вообще, создание мозаики и ее укладка — вещи разные. Первое подразумевает сразу несколько операций:

  • создание основы;
  • накладывание грунта;
  • подбор компонентов и смешивание связующего вещества;
  • разработку шаблона;
  • а также изготовление мозаичных элементов из выбранного материала.

Что же касается укладки, то речь идет лишь о создании композиции из приобретенного магазинного набора полной комплектации. Этим занимаются любители и профессиональные отделочники, даже не наделенные художественным талантом. Готовый сюжет дешевле, чем выполненная на заказ работа мастера. Но если хочется в интерьере чего-то действительно оригинального, можно создать мозаичное произведение своими руками. Если все делать строго по инструкции и аккуратно, а также проявить фантазию, получится действительно красиво и оригинально.

Что такое мозаика?

Мозаикой называют долговечный наборный рисунок, складывающийся из твердых мелких элементов и закрепляемый на поверхности с помощью затвердевающего связующего. По причине отсутствия твердости, мозаиками не могут считаться работы в техниках пэчворк, квиллинг и канзаши, выполненные из бумаги, ниток, пленки, лент и пр. Все это только аппликации, но которые также можно использовать при оформлении интерьера.

Мозаика, в отличие от витражей, инкрустаций и интарсий, не несет смысловой нагрузки в каждом из своих элементов. Это, выражаясь современным языком, «пиксельная графика». Каждый ее фрагмент — всего лишь кусочек определенной формы и цвета. Глядя на него в отдельности нельзя сказать, составляющей частью какого рисунка или узора он является.

Отличается мозаика и от металлических «сборных» технологий — филиграни, зерни и скани. Ее детали выполняются исключительно из неметаллических материалов.

Немного истории

Первыми явили миру свои мозаичные узоры действительно древние шумеры. Они выкладывали орнаменты из обожженных глиняных пирамидок по необожженной глиняной же основе.

Их инициативу перехватили древние греки: они изобрели смальту — плотное и вязкое стекло, которое можно было обкалывать в застывшем виде без растрескивания. Из его осколков греки выкладывали свои мозаики, спекая разноцветные фрагменты по периметру и в слои по толщине.

Что касается названия, его мозаике подарили римляне, переняв у соседей-греков искусство складывания осколков. Именно они дали стеклянным шедеврам имя «opus musivum», что в переводе означает «произведение, посвященное сразу всем музам».

Далее эстафету развития мозаичного искусства переняла Византия. Ее мастера внесли существенное дополнение в технику выкладки: фон и большие изображения стали оформлять пересекающимися дугами. При этом рисунок терял «пиксельность», если смотреть на него с некоторого расстояния, и становился похож на обычную, только более объемную и «живую» картинку.

В эпоху Возрождения мозаикой вновь активно стали заниматься в Италии. И мастера этой страны добились высочайших результатов при ее изготовлении. Во Флоренции была изобретена новая техника укладки, благодаря которой мозаичные изображения обрели перспективу. И здесь же было разработано уникальное связующее, удерживающее детали мозаики невероятно крепко.

В период рококо мозаика «офранцузилась». И именно французы стали выкладывать панно из ракушек, бусинок (фарфоровых, фаянсовых), бисера, используя технику «обратной укладки», при которой элементы сначала размещались на вощеной бумаге и только потом переносились на подготовленную основу. Работы «а-ля франсе» получались мягкими, точными, с переливами полутонов. В такой технике можно было отделывать мозаикой криволинейные и/или мелкие поверхности.

В исламских странах мастера, кладущие мозаику, не могли изображать в своих работах что-то живое (как и художники, работающие в других техниках), зато они до совершенства довели мозаичный орнамент и стали использовать новые материалы для его создания: керамику (кафель), яичную скорлупу и пр.

Что касается «русской мозаики», то она неразрывно связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова (хотя многие специалисты уверены в существовании древней русской мозаики, уничтоженной во времена монголо-татарского ига). Михаил Васильевич был не только гениальным ученым, но и незаурядным художником. Он всерьез увлекался мозаикой: разработал новые технологии выплавки смальты, основал мозаичную мануфактуру.

Современность

В настоящее время мозаисты активно используют наработки древности. Однако и привносят много нового в технику создания «пиксельных» полотен. Это касается новых материалов (керамогранита, например), их обработки, создания клеящих составов (силикон и ПВА, а также оригинальные клеи все больше вытесняют традиционную основу на курином яйце) и закрепляющих. Мозаики сегодня становятся ремонтопригодными. Более того их можно разобрать и собрать заново уже на новом месте.

Что до художественной стороны вопроса, самыми популярными являются:

  • кубизм (как будто созданный под мозаику);
  • пуантилизм;
  • импрессионизм и пр.

Укладка мозаики

Класть мозаику все равно придется — будь она магазинной или созданной самостоятельно. И есть несколько технологий (одни более трудоемкие, другие — менее), позволяющих перенести рисунок или узор из мелких деталей на подготовленную поверхность:

  1. Прямая. Тут элементы выкладывают фактически так же, как керамическую плитку — лицевой стороной вверх. На пол таким способом мозаику кладут прямо без подготовки — просто на базу, нанесенную на очищенную поверхность. А для размещения на стене мозаичное изображение сначала выкладывают горизонтально по сетке из стеклоткани (исключительно на клей), а затем переносят на подготовленное место. Затирка швов в обоих случаях происходит только после того, как панно целиком окажется там, где ему следует быть.
    Если выполнять прямую мозаику из стекла и керамики, тогда в качестве расходных материалов потребуются только раствор или клей, а также затирка. Если мозаика выкладывается в ванной комнате или на кухне, в условиях повышенной влажности и парообразования, клеящий состав необходимо брать на силиконовой основе. Поверхность, подготовленная под укладку, должна быть абсолютно ровной, обезжиренной, очищенной от остатков резины, ржавчины, цементного молока, и немного шероховатой. Для этого ее дополнительно обрабатывают методом пескоструйной чистки. В качестве финишной отделки перед укладкой мозаики используют грунтовку глубокого проникновения, выбирая составы по камню или бетону.
    Что касается затирки, то при прямой укладке ее берут без песка в составе, чтобы не поцарапать мозаичные фрагменты, особенно если они из зеркала, стекла или кусочков фарфора. Следы затирки после использования снимают без нажима мягкой влажной тканью — фланелью, бязью или фетром.
  2. Обратная. На криволинейных поверхностях небольшого размера художественные панно из мозаики кладут чаще всего обратным способом. И для этого требуется шаблон, представляющий из себя будущий рисунок-мозаику, но в зеркальном изображении.
    Начинающим мозаистам, берущимся за обратную кладку, следует сначала отсканировать выбранный рисунок или сфотографировать его. Затем вывести в нужный размер и разбить на куски (А4), а далее распечатать результат в цвете. Все это существенно облегчит работу.
    Листы-фрагменты раскладываются по сухой поверхности для сведения контуров и клеятся обычным канцелярским клеем. Далее обратная сторона полученного изображения отделывается самоклеящейся пленкой — вверх именно клеевой стороной. При укладке мозаичных элементов (лицом вниз, строго по рисунку, с нажимом), защиту с пленки следует снимать постепенно, поскольку на воздухе основа быстро теряет свои липкие свойства.
    Можно также в обратном порядке выстелить рисунок по пластиковой пленке, с последующим покрытием его яичным белком. Получится дешевле, но метод потребует твердой руки и точного глаза. Поэтому таким способом работают лишь опытные мастера.
    При полном высыхании состава (силикон сохнет 3 дня, старинный яичный раствор — до 20) самоклейку аккуратно снимают, а липкие остатки удаляют ваткой, смоченной в спирте или растворителе для нитролака. Если же мозаика собиралась на клейстер или яичный белок, бумагу размачивают, а затем смывают ее остатки губкой.

Самостоятельное изготовление мозаики

Процесс изготовления мозаики начинается с подбора элементов для нее. Чаще всего берут квадратики от 1 х 1 см до 5 х 5 см. Заготавливают кусочки впрок, набором, раскладывая по цветам или фрагментам рисунка, узора, чтобы потом во время работы над изображением не отвлекаться.

«Пиксели» для будущей мозаики колют (наподобие смальты), а не «кусают» бокорезами, клещами и пр. А можно и вовсе купить бой разноцветной кафельной плитки в строительной фирме или магазине — отдадут его там очень дешево, а то и просто так. И на закольнике из этих кусочков можно быстро и просто наделать необходимых деталек.

Тем, кто выбрал в качестве исходного материала керамогранит, проще. Этот колется просто великолепно! Поэтому начинающим мастерам лучше выбирать именно его для своих работ. Тем же, кто работает с закольником, можно дать несколько дельных советов:

  1. Сначала нужно от неправильного кусочка отколоть частицу с прямым краем. Далее надо выставить передвижной упор на выбранный размер, чтобы наколоть одинаковых по ширине полосок. И уже эти полоски «покрошить» в кусочки.
  2. Никогда не нужно бить против острия клина. Только со сдвигом к упору (примерно на половину от толщины материала).
  3. Если на закольнике делится стеклянная мозаика, следует учитывать лучепреломление в этом материале. Иначе стекло потрескается и раскрошится, но не сломается.
  4. Острие клина должно быть действительно острым, без проминов. В противном случае кусочков не получится.
  5. Для изготовления клина можно использовать напильник или обломки лезвия гильотинных ножниц с победитовой напайкой.

Связующее для мозаики

Старинные мозаичные панно выкладывались на очень крепкое связующее. Многие мастера используют его и по сей день, благо дошел до современности оригинальный рецепт:

1 часть известкового теста + 1/3 части жирной глины + 3 части карьерного или чистого горного (белого) песка, промытого и прокаленного + 6 шт (на ведро раствора) битых со скорлупой яиц.

Песок сеют сквозь сито, а после добавления яиц, раствор вымешивается до однородности (фрагментов скорлупы совсем не должно быть видно — именно она служит индикатором гомогенности состава).

Яйца в такой смеси не гнили в древности, не гниют и сейчас. Они, взаимодействуя с силикатами глины, лишь образуют прочную водонепроницаемую пропитку, а гнилостным бактериям не позволяет развиваться известь.

Известково-глиняный раствор, замешанный на яйце, набирает полную крепость спустя несколько лет после своего использования в мозаиках. И надежность его проверена веками. Однако, чтобы не переводить яйца, можно использовать плиточный клей на базе цемента. Он, конечно, столетиями пока не проверен, но собранные на нем мозаики на открытом воздухе держатся десятилетиями.

Стеклянную мозаику нужно выкладывать по клею, не содержащему цемента. Если панно собирается внутри здания, отлично подойдет ПВА для стекла и камня. Для наружных работ успешно используется этиленвинилацетатный клей (ЭВА). А когда требуется положить мозаику в условиях повышенной влажности (кухня, ванная, санузел и пр.), нет ничего лучше строительного силиконового клея (подойдет и клей для аквариумов, но он очень дорогой).

Мозаичные панно из бисера или мелких пластиковых фрагментов выкладываются на ПВА или нитроклеи – «Момент», монтажный, 88-ой.

Мозаика из ракушек

Если есть желание почувствовать себя настоящим мозаистом, не стоит браться сразу за сложные материалы. Лучше проявить фантазию на чем-то простом, доступном. Например, использовать ракушки, и, если результат вдохновит, двигаться дальше.

Панно из ракушек сегодня переживают настоящий модный бум. Тем более, что рисунок или узор из них легко собирается практически на любую клеевую основу, будь то ПВА или силикон.

В качестве материала отлично подойдут раковины венеруписов и венусов, а также шаровки, гребешков, горошинки, дрейссены пресноводной. Что касается техники, то в случае с раковинами моллюсков активно используются насыпной и наборный методы. И там, и там возможно включение фрагментов, выполненных из морского или речного очищенного песка, а также битой в мелкую крошку ракушки.

Инструмент для выкладки мозаики

Потребуется специальный инструмент, большинство наименований которого, к сожалению, в магазине не купишь — придется делать самостоятельно, благо в интернете полно инструкций, как его можно смастерить. Итак, нужны будут:

  • «янтарный» лобзик (миниатюрный, рукоятка которого удерживается двумя пальцами), легко сгибающийся из обычной велосипедной спицы;
  • упор с аккуратной выемкой;
  • «коготок»;
  • «грибок» и пр.

Материал


Что касается подготовки материала, то ракушки для наборной мозаики следует отсортировать по размеру и по цвету.
Где-то что-то подкрасить, если требуется.

Песок нужно несколько раз прокипятить (по стакану-два за раз, не больше), пока вода под ним не станет почти прозрачной. Затем его надо будет прокалить в духовке и несколько раз просеять сквозь сита с различной ячеей, чтобы разделить на фракции.

Раковины же очищают по-разному. Крупные и темные — периостракумом с соляной кислотой, с использованием мягкой кисти им скребка для перламутра. Как только процесс чистки закончен, обработанные раковины помещают в раствор пищевой соды (2 ч л на 1 л). А потом вымачивают их несколько часов, периодически меняя воду.

Мелкие ракушки чистят, замачивая в растворе уксуса (кислота, разбавленная водой вдвое), а потом, если тонирования никакого не требуется, нейтрализуют кислоту щелочью и промывают материал проточной водой в большом количестве.

Тонирование осуществляется с использованием анилиновых красителей.

Гораздо проще готовится материал для насыпных ракушечных мозаик. Здесь ничего не придется сортировать, достаточно будет разложить ракушки по оттенкам (да и то примерно). И растолочь более-менее мелко. А далее просто сыпать крошку слоем по свежему клею, равномерно распределяя и поправляя получающийся рисунок пальцами. Окончательный вариант отдельных фрагментов панно придавливается специальными дощечками.

Что касается клеящего состава, лучше использовать под крошку силиконовый, быстросохнущий.

Мозаика из яичной скорлупы

Мозаика из яичной скорлупы называется очень красиво – «кракле». Она и выглядит достойно, придавая любому интерьеру тонкости, изысканности. А материал для нее готовят следующим образом:

  1. Сначала надо выдержать собранные скорлупки в растворе пищевой соды (2-3 суток), чтобы размягчить органику.
  2. После остатки белка тщательно удаляются кисточкой (но внутреннюю пленочку трогать не нужно).
  3. Далее скорлупа окрашивается пищевыми красителями для пасхальных яиц в нужные цвета.
  4. В самом конце разноцветные осколки скорлупы тщательно просушиваются.

Техника «яичной» мозаики не слишком сложна, но потребует кропотливости исполнения.

Для начала надо подготовить основу — лист бумаги или пластиковую кальку густо и равномерно смазать ПВА, а затем выдержать от 3-х до 15-ти минут до желатинизации (тягучего отлипа).

Готовые скорлупки раскладываются по базе выпуклостями вверх, с промежутками – надо добиться появления определенного рисунка, узора. После готовая картинка придавливается специальной дощечкой, чтобы скорлупа расплющилась, раздробилась на более мелкие фрагменты. Затем дощечка убирается, а изображение разглаживается специальной деревянной палочкой. Потом на панно накладывается папиросная бумага, смоченная в мучном клейстере, и оставляется до полного высыхания.

После просушки бумагу нужно размочить и снять влажной губкой вместе с остатками клейстера. Далее картинку необходимо как следует просушить — в течение нескольких суток (3-4, не меньше). И можно приступать к конечной обработке панно — созданию кракелюров, то есть красивых «старинных» мелких трещинок. Для этого надо использовать тушь, состоящую из шеллака и желчи.

Тушь предстоит капать на просохшее изображение из пипетки, потом выждать несколько минут и снять остатки красящего состава влажной губкой. Желчь позволяет туши разбегаться по трещинам в скорлупе, а шеллак полимеризует ее там, придавая прочность панно. Получается очень красиво.

В конце остается готовую картину только отполировать мелованной бумагой, без нажима.

Нечто особенное

Многие хотели бы создать своими руками нечто особенное. И мозаику — тоже.

Среди различных творческих направлений в последнее время десятку лидеров дополнило составление композиций из мозаичного стекла. Современные методы и материалы позволяют создавать мозаичные полотна прочными, красочными и практичными. Стоит обратить свой взгляд на мозаичное стекло, с помощью которого создают в домашних условиях панно различной сложности. В результате увлекательного творческого процесса будет создано водонепроницаемое покрытие, которое смело можно использовать для внутренней или наружной отделки помещений. Производство такого покрытия можно наладить из обычных стеклянных отходов.

Кстати, если вдруг будете решать сканворд и попадется вопрос – как называются стекляшки для мозаики, 7 букв – знайте: смальта.

Мозаика, как вид творчества, насчитывает более 6 000 лет.

Подтверждением этого факта являются фрагменты пола и стен, обнаруженные при раскопках шумерских храмов.

В Древней Греции мозаику выкладывали с помощью гальки речной . Несмотря на скудную цветовую гамму, даже из серых камней умельцы создавали прекрасные узоры на полу жилищ.

Особую любовь к мозаичной плитке питали в Древнем Риме. Именно в этой стране стали охотно создавать яркие картины из битого стекла, которые отличались прочностью, матовостью и разноцветностью. Имя этому минералу - смальта .

Описание мозаичного стекла

При упоминании термина «мозаика», многие представляют себе красивые витражные окна иностранных соборов. Но спешим сразу же разуверить читателей, что техника создания витражей и мозаика из цветного стекла существенно различается.

Цветное стекло для мозаики может быть двух типов:

  • стеклянные модули;
  • смальта.

Внешний вид смальты имеет форму диска. Непосредственно перед творческим процессом диск раскалывают на куски. Смальта используется в большей части профессионалами для создания мозаик высокого класса. У неё не прозрачная, а скорее, матовая структура. Плитка из битого стекла имеет довольно декоративный и красочный вид, чтобы вписаться в современный интерьер ванной комнаты.

Для тех, кто только приобщается к этому творчеству, стоит обратить свой взгляд на модули. Это цветные фрагменты, наклеенные на бумажную основу или расфасованные в пластиковых ёмкостях. Фрагменты из стекла могут быть различной геометрической формы и размера. С такими модулями удобнее и безопаснее работать. Резать бумажную основу можно при помощи обычных ножниц или канцелярского ножа.

Тем, кто желает сделать мозаичные картины своими руками потребуются материалы:

  1. кусачки для стекла;
  2. жидкие гвозди, клей ПВА или прозрачный силикон;
  3. плиточная затирка для швов;
  4. смальту или стеклянные модули;
  5. маркер, строительный карандаш.

Изделие из битого стекла не должно стать причиной увечья, поэтому на протяжении всего творческого процесса стоит пользоваться защитными очками и рукавичками.

Технология создания мозаик из битого стекла

Мозаика своими руками из стеклянных модулей. Творческий процесс начинается с посещения магазина отделочных материалов и подготовки рабочей поверхности.

Поверхность стены должна быть ровной, с отсутствием на ней углублений и трещин.На стене или другой поверхности, которую задумано преобразить, наносят рисунок с разделением секторов по цвету. Затем отделяют стеклянные модули от клейкой основы и приступают к их фиксации. Приклеивать модульные плитки можно прямо на стену лицевой стороной наружу, предусмотрительно оставляя зазоры. Если рисунок требует, то стекло раскалывают кусачками до нужного размера . Можно делать мозаику. Но для этого потребуется опыт работы с кусачками.

После того как рисунок с помощью стеклянных блоков будет выложен, поверхность оставляют на сутки для высыхания клея. Затем разводят согласно инструкции плиточную затирку для швов и аккуратно заполняют пространство между фрагментами изображения. Спустя одни сутки, вытирают мозаику влажной ветошью, а после сухой. Для придания картине завершённого вида, рекомендуется вскрыть стеклянные модули лаком. Это увеличит срок службы и придаст картине целостный вид с приятным глянцем.

Технология выкладывания мозаики - «обратный набор»

Создавать мозаичные картины можно несколькими способами. Один из них называется обратный набор. В этом случае мозаичное стекло наклеивают лицевой стороной на листы бумаги. Клей при этом выбирают несильной фиксации, к примеру, ПВА. Если создаются картины значительных размеров, то таких фрагментов на бумаге может быть несколько штук. Техника создания мозаики в этом случае имеет такую последовательность:

  1. подготавливают стену;
  2. фрагменты, предварительно пронумерованные, приклеивают на стену с помощью силикона или жидких гвоздей;
  3. после того как все листы с модулями приклеили, ожидают сутки для высыхания;
  4. после смачивают листы водой, выжидают и удаляют;
  5. готовят затирочную смесь и заполняют швы между мозаичных фрагментов;
  6. спустя 24 часа, очищают поверхность от затирки, и придают картине завершённый вид.

Чем эта технология примечательна, так это тем, что фрагменты будущего изображения можно создать заранее и в другом месте. А на место монтажа листы с мозаичным стеклом доставить уже в канун их фиксации.

Мозаичное стекло в интерьере

Что можно сделать из стекла?

Мозаика из стекла способна украсить не только лишь ровные поверхности ванной комнаты, фартук над рабочей поверхностью кухни или панно в гостиной, эту технику можно применить и для украшения объёмных предметов. Примером тому могут служить цветочные контейнеры, вазы, торшеры, зеркала, садовая мебель, аксессуары для ванной комнаты, поделки, плитка и т. д.

Особенно пригодиться могут поделки из битого стекла для ребёнка-школьника или близких людей в качестве подарка или знака внимания.

Если есть желание создать красивое панно на стену в технике мозаики, то для этого необходимо подготовить следующие материалы:

  • стеклянные модули или смальту;
  • основу для мозаики (стекло, фанера, гипсокартон и пр.);
  • прозрачный силикон;
  • кусачки для стекла;
  • стеклорез;
  • эскиз;
  • плиточная затирка;
  • защитные рукавицы и очки;
  • ветошь.

В качестве основы под мозаику лучше выбрать стекло. Это удобно в том случае, если используется готовое изображение реального размера, которое кладут под него и не торопясь, выкладывают рисунок, точно следуя контуру и цвету оригинала. Приклеивать цветную плитку рекомендуется прозрачным силиконом, для удобства применения клея, им наполняют шприц. По периметру рисунка выкладывают стекло матового или тёмного цвета в виде рамки. Подсохшую работу обрабатывают затиркой, протирают ветошью и покрывают лаком .

Мозаика из витражного стекла также оригинально выглядит, но её технология создания имеет некоторые особенности.

Что можно сделать из битого стекла?

Опытным мастерам-мозаичникам в качестве материала можно использовать не только цветное стекло. В ход идут обломки кафельной плитки, цветная галька, ракушка, яичная скорлупа, бусина, битое стекло и пр. Стеклянная мозаика своими руками, выложенная по периметру фоторамки, будет притягивать взгляды всех близких.

Выполнить мозаику из стекла своими руками на стене, можно на базе сырой штукатурки, смазанной клеем. Фрагменты мозаики, предварительно наклеенные на листы бумаги просто вдавливаются в стену. После того, как раствор схватится, бумагу удаляют с помощью влажной губки. Для заделки швов используется гипс или плиточная затирка. Для придания большей выразительности картине, в массу для затирки можно добавить колор нужного цвета.

Если нет желания или возможности приобретать готовые стеклянные фрагменты для мозаики, их рекомендуется выполнить самостоятельно . Для этого следует, вооружившись стеклорезом, подготовить кусочки необходимого размера и формы (треугольной, квадратной, прямоугольной, в виде ромба). Стекло должно быть примерно в 3 мм толщиной. Окрашивать белые модули из стекла лучше всего аэрозольной краской.

Для выполнения этого урока понадобятся следующие материалы:


1. Листовое прозрачное стекло или, если найдётся, цветное листовое стекло. Возможно, стекло есть у вас дома на балконе или же его можно приобрести в специализированном магазине. Там же, кстати, задаром отдают мелкие обрезки или битые стёкла. Можно использовать стекло из-под фото рамок. Есть ещё вариант поискать стекло на улице, его там иногда много около домов в связи со сменой старых окон на "евро". Важно использовать стекло одной толщины.
2. Перчатки для защиты рук.
3. Толстая деревянная линейка для более точной резки.
4. Стеклорез. Стеклорезы продаются в художественных магазинах.
5. Акриловые краски по стеклу и керамике. У меня они фирмы DECOLA. В продаже большое разнообразие подобных красок. В крайнем случае, можно пользоваться и обычным акрилом, а совсем в крайнем – темперой и гуашью.
6. Основа под нашу мозаику. Она может быть различной в зависимости от задумки. Если это плоская картина - то для основы подойдёт прочная фанера (главное чтобы не гнулась) или пластик. Мозаикой небольшого размера можно покрыть любые поверхности - горшки для цветов, вазы, фоторамки и другое. В моём случае, это горшок.
7. Клей "Момент" для закрепления кусочков. Лучше всего использовать прозрачный вариант.
8. Затирка для швов, в качестве которой может выступать любое вяжущее - будь то специальная плиточная затирка, гипс, алебастр и т.д. Для удобства нанесения смеси также понадобиться небольшой резиновый шпатель, а для очистки – ткань.

Итак, сначала необходимо выбрать декорируемую поверхность и рисунок, который мы будем наносить на неё. В моём случае – это лёгкий геометрический орнамент, который я сразу нарисовала на горшочке. Но если это будет более сложный рисунок, стоит сделать эскиз и перенести его на поверхность. Здесь же надо определиться с цветами и размерами мозаики, которая вам понадобится. У меня их будет 3: бардовый, коричневый и жёлтый.

Резка стекла. Возможно, вы раньше не пробовали резать стекло стеклорезом, но это очень просто! Работать надо обязательно в защитных перчатках. Стекло крошится на мелкие кусочки, которые могут поранить. Если требуются определённые размеры кусочков, лучше разметить их толщину тонким маркером на стекле. (Я делаю это на глаз). Лучше использовать размер стекляшек до 1, 5 см, иначе они будут отставать от цилиндрической поверхности. Ставим линейку там, где нужно отрезать полоску стекла и, держа стеклорез слегка под наклоном, быстро с усилием прочерчиваем линию.


Затем, берём плоскогубцы, обмотанные предварительно изолентой или малярным скотчем, и, держа остальной кусок стекла в другой руке, отламываем полоску стекла.




Теперь нарезаем из этой полоски квадратики, отламывая каждый по отдельности. Так же понадобятся треугольные элементы. Их нарезать сложнее. Так что, придумывая рисунок стоит это учесть. Стеклянные чипы нельзя подогнать по форме с помощью кусачек, как керамические, так как они только крошатся.


Вот наши стекляшки и готовы! Лучше нарезать сразу с запасом!


Окраска стекла. Перед тем, как красить, лучше их помыть, чтобы удалить жир и грязь с поверхности. Когда они высохнут, можно начинать красить! Я обычно выкладываю их на большой лист и крашу каждую с помощью кисти. Это довольно быстрый процесс! После надо дать им высохнуть.


Я решила ещё сделать вставки в однотонные полосы. Сначала я разрисовала их с помощью контуров, а после высыхания, такими же красками, как и остальные.


Получилось много разноцветных кусочков!


Приклеивание мозаики. Для начала я наношу рисунок на поверхность карандашом.

Я обклеиваю края горшка малярным скотчем, чтобы не испачкать их потом затиркой. Каким бы не было изделие, вероятно, там будут места, которые не хочется испачкать!


И начинаю приклеивать верхнюю полосу мозаики на клей. Я наношу его на небольшой участок, чтобы успеть приклеить 2-4 кусочка. Есть сложные места, где надо повыбирать подходящий кусочек. Поэтому иногда надо сначала прикинуть, а потом приклеивать. Клея не должно быть слишком много, что бы он не выдавливался в швы между кусочками.


Наклеиваю сверху и снизу по бардовой полоске.


Теперь приклеиваю жёлтую полоску посередине.

Обклеиваю коричневыми полосками с двух сторон.

Заполняю оставшееся пространство жёлтой мозаикой.


Затирка швов. Чаще всего их надо затирать. Но если мозаика уложена близко и аккуратно, можно этого и не делать. Для начала я готовлю раствор. В принципе, на упаковке любой затирки для плитки или гипса, написано в каких пропорциях необходимо смешивать вяжущее и воду. У меня затирка кончилась, поэтому я использую белый гипс. Порошок нужно сыпать в воду, а не наоборот, и перемешать! Смесь должна по консистенции напоминать жидкую сметану. Если будет густо, можно немного подлить воды. Если замешать слишком жидко, раствор будет долго загустевать.


Итак, приготовленная смесь должна немного постоять и загустеть. Её надо не очень много. Кстати, эта затирка может быть любого цвета. Для этого нужно добавить краску прямо в жидкий раствор. Я добавляю жёлтую краску. Затем ложкой выкладываю или выливаю (если недозагустела) смесь на мозаику и шпателем распределяю по всей поверхности. Затирку надо загонять именно в швы между кусочками. Работать надо быстро, так как раствор быстро застывает.


Раствор немного подсох. Я беру тряпочку и счищаю с поверхности кусочков остатки раствора. Если тряпка смазывает раствор, значит, он ещё не достаточно высох.


После тщательной очистки горшочек готов! Некоторые углы придётся зачистить острым предметом. Надо дать горшку высохнуть пару дней. Теперь в него можно посадить какой-нибудь весёлый кактус!


Подмечу, что крепление слоя акриловой краски клеем моментом к поверхности не самое прочное… поэтому если не ковырять её особо в процессе изготовления (после затирания швов кусочки скрепятся с поверхностью горшка) и после, то изделие будет долговечным.
Я сделала ещё 2 рамочки. Одна – из разноцветных остатков крашенной мозаики с затиркой, вторая – из цветного листового стекла без затирки. Для основы были использованы простые деревянные рамки из IKEA.


Вот и весь урок! Творческих успехов!