День войск правительственной связи рф. День создания правительственной связи россии. План возвращения величия России

1931 года официально считается

Днем создания правительственной связи в СССР

Когда в стране была пущена в эксплуатацию собственная сеть междугородной высокочастотной связи. Над ее созданием объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете народных комиссаров СССР работало с 1928 года. Новый вид связи получил условное название «ВЧ-связь».


Необходимость создания специальной связи для нужд государственного управления была вызвана тем, что все существовавшие ранее виды связи – телеграфная с середины 19 века, затем телефонная, проходившая по сетям связи общего пользования, - не могли обеспечить передаваемым сообщениям должную конфиденциальность.

Проверка ВЧ-связи в тестовом режиме состоялась в 1930 году - было установлено соединение с Харьковом, на тот момент бывшим столицей Украины. Проверка прошла успешно. Вскоре высокочастотная связь стала активно использоваться в работе по управлению государством.

Главной особенностью конструкции телефонных аппаратов стало наличие простейшего устройства маскировки речи от прямого прослушивания. Одновременно с производством таких «аппаратов маскирующего действия» специалисты активно вели разработку сложной шифрующей аппаратуры. Специально для ВЧ-связи была пущена в работу и первая отечественная автоматическая междугородная телефонная станция (АМТС), что ускорило развитие телефонной связи общего пользования, положив начало автоматизации процесса соединения абонентов.

ВЧ-связь очень пригодилась в годы Великой Отечественной войны - по ней осуществлялось оперативное руководство действующими фронтами и армиями, а воины-связисты были практически в каждом подразделении Красной Армии. Важность и необходимость ВЧ-связи была подтверждена и позднее - при работе в «горячих точках», в экстремальных ситуациях техногенных катастроф и стихийных бедствий.

В послевоенные годы была создана шифрующая аппаратура, основанная на совершенно новых принципах, стала выделенной сеть кремлевской АТС. В 1950-х годах была опробована международная ВЧ-связь (организован канал связи Москва–Пекин). В 1960-е годы - с запуском искусственных спутников – для развития ВЧ-связи стали использоваться орбитальные ретрансляторы. В августе 1963 года начала действовать так называемая «горячая линия» прямой документальной связи Москва–Вашингтон, позже такие линии организовали со столицами ряда других государств. В 1970-е годы руководство страны получило возможность пользоваться «правительственной связью» практически в любой точке Земли.

26 июня 1990 года была создана система связи для президента СССР. В 1991 году соответствующим указом главы государства под деятельность органов правительственной связи была подведена правовая основа - было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ). Этот специальный орган просуществовал в период с 24 декабря 1991 года по 1 июля 2003 года. Затем все обязанности ФАПСИ были распределены между ФСО России, ФСБ России, СВР России и Службой специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации.

Сегодня президентская и правительственная связь страны представляет собой электросвязь специального назначения , которая используется должностными лицами для нужд государственного управления.

Другие праздники в разделе «Праздники России»

Добавить
комментарий
Распечатать

День создания правительственной связи России в цифрах

Родственные праздники

День создания службы связи МВД России

Праздники России

Историческая справка

С появлением в Х1Х веке средств электрической связи и вплоть до конца 20-х годов ХХ века электросвязь для нужд государственного управления в нашей стране обеспечивалась в основном по сетям связи общего пользования. Основным видом электросвязи являлась телеграфная связь. При огромных пространствах России важное значение приобрёл «беспроволочный телеграф» по каналам радиосвязи. При этом скрытность телефонных разговоров практически не обеспечивалась.
Исходя из этого, Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете Народных Комиссаров СССР в 1928 году приступило к созданию собственной сети междугородной высокочастотной связи. Её условно назвали «ВЧ-связь».
Впервые она была установлена в 1930 году с Харьковом, тогда столицей Украины, затем с другими городами и вскоре стала активно использоваться для управления государством, получив официальное наименование «правительственная ВЧ-связь».
Официальной датой создания правительственной междугородной связи – основы будущей системы правительственной, а затем и президентской связи принято считать 1 июня 1931 года.

30-е годы – первые годы истории правительственной связи . Главным являлось решение проблемы защиты информации в основном путём создания простейших устройств маскировки речи от прямого прослушивания в линии связи. Одновременно с производством аппаратов маскирующего действия велись разработки сложной шифрующей аппаратуры. Кроме того, разработка для ВЧ-связи первой отечественной автоматической междугородной телефонной станции (АМТС) положила начало автоматизации процесса соединения абонентов.

В 1941-1945 годах подразделения правительственной ВЧ-связи во взаимодействии со специалистами Наркомата связи, связистами Красной Армии участвовали во всех операциях Великой Отечественной войны, а затем Дальневосточной кампании и выполнили возложенные на них задачи.
Работа ВЧ-связи неоднократно отмечена в приказах Верховного Главнокомандующего, высоко оценена видными военачальниками.
Маршал Советского Союза А.М.Василевский: «Будучи начальником Генерального штаба, я ни одной минуты не мог обойтись без ВЧ-связи, которая, благодаря высокой сознательности и мастерству воинов-связистов, наилучшим образом обеспечивала оперативное руководство действующими фронтами и армиями».
Маршал Советского Союза И.С.Конев: «Надо вообще сказать, что эта связь, как говорится, нам была Богом послана. Она так выручала нас, что надо воздать должное и нашей технике, и нашим связистам, специально обеспечивавшим эту связь ВЧ и в любой обстановке буквально по пятам сопровождавшим при передвижениях всех, кому было положено пользоваться этой связью».

В первые послевоенные годы велась напряжённая работа по восстановлению и развитию правительственной связи. Создавалось новое оборудование связи, шифрующая аппаратура, работающая на совершенно новых принципах. Сеть кремлёвской АТС стала выделенной, не сопрягающейся с сетями общего пользования сетью правительственной городской связи.

В 50-х годах организацией канала ВЧ-связи Москва-Пекин началось создание правительственной международной связи .
В эти годы активно создавалась новая техника для обеспечения связи в полевых условиях . С этой целью первоначально разработаны портативные системы передачи, маскирующая (в дальнейшем и шифрующая) аппаратура.

В 60-е годы с разработкой искусственных спутников Земли появилась возможность использования орбитальных ретрансляторов, снизивших зависимость от проводных и радиорелейных линий.
Октябрь 1962 г. вошёл в историю как время «Карибского кризиса», что явилось кульминацией «холодной войны» и поставило человечество на грань ядерной катастрофы. Тогда проблема была решена политическими средствами, но стало очевидным, что при подобных ситуациях длительный обмен мнениями по дипломатическим каналам неприемлем. Исходя из этого, 31 августа 1963 года начала действовать так называемая «горячая линия» прямой документальной связи Москва – Вашингтон . Позже подобные линии были организованы со столицами ряда других государств.
С целью подготовки офицерских кадров для системы правительственной связи 27 сентября 1964 г. в Багратионовске Калининградской области было создано Военно-техническое училище (ВТУ) КГБ при СМ СССР с трёхгодичным сроком обучения.

В 70-е годы завершилась автоматизация процесса соединения абонентов стационарной сети правительственной связи, появились более совершенные шифраторы, перевозимые узлы связи, резервная сеть КВ-радиосвязи. Руководители государства стали обеспечиваться связью при их перемещении, как в пределах страны, так и практически в любой точке Земли.

В 80-е и последующие годы , несмотря на трудности экономического характера, продолжалась разработка новых технических средств, в частности, коммутационной техники междугородной и городской связи, шифраторов нового поколения, станций и отдельных технических средств спутниковой, тропосферной, коротковолновой и УКВ связи, многофункциональных узлов связи на бронетехнике и других средств.

26 июня 1990 года в составе правительственной связи была создана система связи для Президента СССР .

После известных событий августа 1991 г. правительственная и президентская связь действовали сначала в составе Комитета, а затем Федерального агентства правительственной связи и информации – ФАПСИ.
По решению главы государства в 1992 году система президентской связи стала выделенной: её технические средства и обслуживавший их личный состав были переданы из ФАПСИ в Главное управление охраны (ГУО) России (с июня 1965 г. Федеральная служба охраны – ФСО России).
В 1992 г. на базе ОВВКУС был создан Военный институт правительственной связи (ВИПС).
19 февраля 1993 г. главой государства был подписан Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации». Тем самым была создана комплексная (совместно с другими законами) правовая база для деятельности органов правительственной связи и информации.
С 1999 г. началась подготовка специалистов в Воронежском военно-техническом училище (ВВТУ), созданном постановлением Правительства России от 15 декабря 1998 г. на базе отдельного учебного центра войск правительственной связи.
12 апреля 2000 г. Правительство России преобразовало Военный институт правительственной связи в г.Орле в академию (ныне Академия ФСО России).
Согласно распоряжению Правительства России от 3 декабря 2008 г. ВВТУ преобразован в Институт правительственной связи (филиал Академии ФСО России).

История правительственной связи богата многими событиями. Поистине бесценен опыт работы в «горячих точках» (Афганистан, Северный Кавказ), в экстремальных ситуациях техногенных катастроф, стихийных бедствий. Например, после аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года правительственная связь была экстренно организована непосредственно с районом аварии, другими пунктами пребывания государственной комиссии.

С 1 июля 2003 года Президент России упразднил ФАПСИ, создал при ВСО России новый федеральный государственный орган – Службу специальной связи и информации, а с 7 августа 2004 года включил её в состав ФСО России. Президентская и правительственная связь вновь стали функционировать в рамках единой системы связи в составе одного федерального органа исполнительной власти.


Таким образом, в современных условиях специальная связь – это электросвязь специального назначения (президентская и правительственная связь) для нужд государственного управления, то есть осуществления полномочий Президентом России, должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, организаций.
С учётом тенденций развития электросвязи, шифраторостроения, компьютерной техники специальная связь будет совершенствоваться, чтобы соответствовать своему предназначению, оставаясь надёжным средством межведомственного и межгосударственного информационного обмена.

В 1936 году закончилось строительство самой протяжённой в мире постоянной воздушной линии связи Москва-Хабаровск, общая длина которой составила 8615 км.
20 октября 1938 года, в период стремительного развития экономики Дальнего Востока, в результате административно-территориального деления Дальневосточного края были образованы Хабаровский и Приморский края.

Приказом начальника Управления НКВД СССР по Хабаровскому краю от 29 ноября 1938 года №00172 в составе спецотдела управления была создана группа ВЧ связи. В её состав вошло 13 человек. Эта дата считается днём создания первого подразделения правительственной междугородней связи на Дальнем Востоке.
Возглавил подразделение воентехник 1 ранга Н.С.Хворостянский, работавший до этого инженером на Хабаровском телеграфе.

(фото) 10 августа 1940 года вступил в действие штат ВЧ станции в Управлении НКВД-МГБ СССР в г. Владивостоке.

Великая Отечественная война намного расширила круг задач, стоящих перед правительственной связью, и потребовала большей оперативности в их решении.
Стремительно расширяется абонентская сеть ВЧ-связи в Хабаровске и Владивостоке, поскольку здесь строится большое количество заводов, выполняющих оборонный заказ, а Дальневосточный военный округ и Тихоокеанский флот в годы Великой Отечественной войны становятся основным фактором, удерживающим милитаристскую Японию от агрессии.
20 февраля 1942 года открывается станция ВЧ-связи в г.Биробиджане в отделе УНКВД по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
Война после победы над фашистской Германией в 1945 году для советского народа не завершилась. У Дальневосточных границ была сосредоточена миллионная Квантунская армия империалистической Японии, с которой Советский Союз в августе 1945 года вступил в войну.
Для обеспечения правительственной связью фронтов и армий с запада были переброшены несколько бригад и полков войск правительственной связи НКВД СССР, сформированных в феврале 1943 года. Выполняя приказ Государственного комитета обороны, войска правительственной связи НКВД СССР в сжатые сроки построили обходную постоянную воздушную линию связи, проходящую по территории Хабаровского края через посёлки Полины Осипенко, Экимчан, Новокиевский Увал, Тынду.
На территориальные подразделения ВЧ связи Управлений НКВД была возложена задача по организации правительственной связи командующих фронтов и армий со Ставкой ВГК.
После окончания войны начался процесс перевода промышленности на мирные рельсы. Коренным образом меняется административно-территориальное деление Дальнего Востока. Продолжается создание новых Центров и линий правительственной связи в Сахалинской, Якутской, Магаданской, Камчатской областях.
С января 1992 года для правительственной связи на Дальнем Востоке начинается новый этап в развитии. В короткие сроки в краях и областях всех субъектов Российской Федерации, в том числе и в Дальневосточном регионе формируются Центры правительственной связи, а с 1 июля 1997 года создаётся Управление правительственной связи и информации в Дальневосточном регионе, в подчинение которому переданы все центры правительственной связи и части войск правительственной связи, дислоцированные на территории Дальневосточного региона.
8 июля 2003 года Президент России издал указ об утверждении Положения о Спецсвязи России, в соответствии с которым на базе территориальных органов упразднённого ФАПСИ созданы управления Службы специальной связи и информации при ФСО России в федеральных округах. С 2004 года – управления специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в федеральных округах.
В течение всего периода существования подразделений правительственной связи на Дальнем Востоке сотрудники не только занимались повседневной служебной деятельностью, но и с честью выполняли сложные задачи в ряде локальных войн и вооружённых конфликтов, а также задачи, связанные с организацией правительственной связи в районах чрезвычайных ситуаций.
Высокий профессионализм в сочетании с патриотизмом, верность воинскому долгу, мужество и самоотверженность – вот тот фундамент, на котором базируется готовность личного состава территориальных органов специальной связи и информации ФСО России выполнять поставленные задачи в любых условиях обстановки.

С профессиональным праздником вас, дорогие друзья!

Современный мир сплошь опутан сетью различных видов коммуникаций. Каждый из них позволяет не терять связи с окружающей средой – имеется в виду, прежде всего, человеческий фактор – независимо от места вашего нахождения. В число наиболее реактивных, прогрессивных на сегодняшний день видов, входят мобильная и интернет-связь. Ну, а отдельную нишу занимает правительственная связь, удовлетворяющая нужды государственного управления. Ежегодно 1 июня в России отмечают День создания правительственной связи.

История праздника

Праздник, посвященный возникновению электросвязи специального назначения, совпадает по срокам проведения с Днем защиты детей неспроста. 1 июня 1931 года в советскую тогда еще эпоху была создана сеть высокочастотной связи международного характера. Название данное новшество получило следующее: ВЧ-связь. Разработка ее началась еще в 1928 году, таким образом ОГПУ (Объединенному государственному политическому управлению) понадобилось всего 3 года, чтобы воплотить глобальную по тем меркам идею в жизнь.


Возникает вопрос: а зачем, собственно, вообще эту ВЧ-связь запустили? Неужели не было до сих пор никаких аналогов правительственной связи? На самом деле были, конечно, однако удовлетворить в полной мере нужды государства, существовавшие на тот момент, примитивная телефонная и телеграфная связь не могли. Особенно это касалось сохранения конфиденциальности разговоров государственной важности.


Первое соединение с целью проверки качества связи установили с украинским Харьковом. Произошло это за год до официального запуска электросвязи в рабочем режиме, и результат превзошел все ожидания. В основе созданного вида коммуникации находилась особая конструкция телефонных аппаратов, в частности, внедрение устройства, обеспечивающего элементарную маскировку разговора от прослушки сторонними лицами. Следующим шагом стало начало разработки шифрующих приборов. Наконец, третий этап развития ВЧ-связи ознаменовался стартом функционирования АМТС – автоматической междугородной телефонной станции. Именно это событие послужило предпосылкой для возникновения в дальнейшем такого явления, как «автоматическое соединение абонентов».


Какова ситуация вокруг правительственной связи в XXI веке? Как заявляют уполномоченные лица, в частности, пресс-секретарь главы РФ Путина В.В. Дмитрий Песков, нынешняя электросвязь специального назначения имеет высокий уровень качества безопасности, работа в этом направлении не прекращается. Да и нельзя иначе, ведь в свете последних событий утечка информации вполне имеет место быть. Речь идет о противозаконных действиях, предпринятых Агентством национальной безопасности США в отношении французского правительства, а раньше – и канцлера Ангелы Меркель.

Развитие правительственной связи

После того, как в 30-е гг. прошлого века была создана электросвязь специального назначения, перед государственным аппаратом Советского Союза открылись уникальные возможности. Необходимость их использования возникла уже в следующем десятилетии, когда началась Великая Отечественная война. ВЧ-связь являлась превосходным средством коммуникаций для связистов Красной Армии и специалистов Наркомат связи. Благодаря этому новшеству многие военные операции были успешно выполнены.


Конечно, вооружённое столкновение и баталии с фашистами не могли не сказаться на состоянии ВЧ-связи. Поэтому сазу же после окончания Великой Отечественной войны проводилась большая работа по восстановлению системы коммуникаций. В то же время делалось много для усовершенствования электросвязи специального назначения. Например, специалисты разрабатывали качественно-новые приборы, позволяющие придать системе еще более защищенный характер.


50-е гг. были отмечены возникновением правительственной международной связи. Для работы в полевых условиях создавались аппараты, облегчающие связь между собой оппонентов и являющиеся портативными. Хорошо продвинулись специалисты в процессах изготовления маскирующего оборудования.


Настоящий информационный взрыв произошел с наступлением 60-х гг. XX века. Начались разработки искусственных земных спутников. Впоследствии, когда они были запущены, появилась реальная возможность использовать по назначению орбитальный ретранслятор. Его явное преимущество состояло в том, что таким образом зависимость от линий проводного и разнорелейного ряда существенно снижалась.


В 1962 году случилось нечто, из ряда вон выходящее: возникла угроза ядерной катастрофы. Стало ясно, что дипломатические каналы больше не годятся для продолжительных дискуссий в этом ключе. В результате уже меньше чем через год стартовала «горячая линия», соединившая две столицы: советскую и американскую. Это событие послужило толчком к разработке и созданию подобных коммуникаций с главными городами других стран.


В дальнейшем улучшение правительственной связи в целом и нюансах продолжалось, даже экономические проблемы не являлись помехой на этом пути. А 26 июня 1990 года Президент СССР наконец-то обзавелся индивидуальной спецсвязью, входящей в состав правительственной. Спустя два года она стала выделенной, но прежде оба вида коммуникаций перешли из Комитета под начало ФАПСИ (Федерального агентства правительственной связи и информации). Начал функционировать Военный институт правительственной связи ВИПС. Это произошло в 1992 году, а через год в силу вступил закон «О федеральных органах правительственной связи и информации».


1 июля 2003 года глава государства вместо упраздненного ФАПСИ распорядился о создании Службы специальной связи и информации. В 2004 этот государственный орган перешел под власть ФСО России.

ВЧ-связь: Новое время

После распада Советского Союза возникла особая государственная структура - Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ). В рамках и под началом данной организации и стала отныне функционировать правительственная и президентская связь. Однако спустя год последняя оказалась выделенной. Обслуживающий ее персонал и оборудование перевели из ФАПСИ в ГУО (Главное управление охраны России). В феврале 1993 года глава государства подписал Закон РФ под названием «О федеральных органах правительственной связи и информации», регламентирующий создание комплексной правовой базы для работы органов правительственной связи.


Структура ФАПСИ была упразднена 1 июля 2003 года. Ее место заняла Служба специальной связи и информации. А спустя чуть больше года данное подразделение Президент России включил в состав ФСО. Таким образом два вида электросвязи - правительственная и президентская - вновь объединились.


На сегодняшний момент сотрудники правительственных структур пользуются самым современным видом электросвязи: высокотехнологичным и абсолютно безопасным. Но даже учитывая данный факт, подтверждаемый первым лицом государства Президентом России Владимиром Путиным и его пресс-секретарем Дмитрием Песковым, нельзя останавливаться на достигнутом. Поэтому разработчики продолжают трудится в данном направлении.

Что такое ФОПСИИ

Одним из подразделений, осуществляющих обеспечение безопасности нашей страны, в том числе конфиденциальности правительственной связи, является система Федеральных органов правительственной связи и информации. Сокращенно это название звучит как ФОПСИИ. Деятельность данного подразделения регламентируется Законом РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации», а также рядом международных договоров.


ФОПСИИ – это целая структура, состоящая из отдельных, более мелких «паззлов». Вот они, эти сегменты:

  • НИИ, учебные заведения;

  • ФОПСИИ при президенте РФ;

  • войска правительственной связи;

  • органы правительственной связи и информации регионального характера.

Процесс обеспечения безопасности и конфиденциальности правительственной связи, осуществляемый ФОПСИИ, классифицируют на конкретные функции. К ним относится создание необходимых условий для нормального функционирования и развития электросвязи специального назначения, обеспечение сохранности в тайне важных засекреченных сведений. Люди, трудящиеся в ФОПСИИ, по статусу являются вольнослужащими и обычными рабочими. Положенные им льготы, а также права и обязанности определяются законом «О статусе военнослужащих». Поздравляем их с профессиональным праздником!

Структура и цели ФАПСИ

Хотя Федеральное агентство правительственной связи и информации больше не существует, все же имеет смысл обратить на данную структуру внимание, поскольку она явилась по большому счету промежуточным звеном между советским периодом развития правительственной связи и периодом так называемого Нового времени.


ФАПСИ представляло собой центральный орган федеральной исполнительной власти, который объединял множество подразделений. Это главные управления безопасности связи, правительственной связи, радиоэлектронной разведки средств связи, информационных систем, Управление внешних связей, Главное научно-техническое управление, главное административное управление и криптографическая служба. Целями Федерального агентства правительственной связи и информации были:

  • обеспечение правительственной электросвязи;

  • обеспечение и организация разных уровней безопасности шифрованной связи;

  • специальное обеспечение информацией государственных органов РФ;

  • ведение разведывательной деятельности в области засекреченной электросвязи.

Не забудьте поздравить 1 июня знакомых специалистов из области правительственной связи при наличии таковых с их профессиональным праздником.

С появлением в Х1Х веке средств электрической связи и вплоть до конца 20-х годов ХХ века электросвязь для нужд государственного управления в нашей стране обеспечивалась в основном по сетям связи общего пользования. Основным видом электросвязи являлась телеграфная связь. При огромных пространствах России важное значение приобрёл «беспроволочный телеграф» по каналам радиосвязи. При этом скрытность телефонных разговоров практически не обеспечивалась.

Исходя из этого, Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете Народных Комиссаров СССР в 1928 году приступило к созданию собственной сети междугородной высокочастотной связи. Её условно назвали «ВЧ-связь».

Впервые она была установлена в 1930 году с Харьковом, тогда столицей Украины, затем с другими городами и вскоре стала активно использоваться для управления государством, получив официальное наименование «правительственная ВЧ-связь».

Официальной датой создания правительственной междугородной связи - основы будущей системы правительственной, а затем и президентской связи принято считать 1 июня 1931 года.

30-е годы - первые годы истории правительственной связи . Главным являлось решение проблемы защиты информации в основном путём создания простейших устройств маскировки речи от прямого прослушивания в линии связи. Одновременно с производством аппаратов маскирующего действия велись разработки сложной шифрующей аппаратуры. Кроме того, разработка для ВЧ-связи первой отечественной автоматической междугородной телефонной станции (АМТС) положила начало автоматизации процесса соединения абонентов.




В 1941-1945 годах подразделения правительственной ВЧ-связи во взаимодействии со специалистами Наркомата связи, связистами Красной Армии участвовали во всех операциях Великой Отечественной войны, а затем Дальневосточной кампании и выполнили возложенные на них задачи.

Работа ВЧ-связи неоднократно отмечена в приказах Верховного Главнокомандующего, высоко оценена видными военачальниками.

Маршал Советского Союза А.М.Василевский: «Будучи начальником Генерального штаба, я ни одной минуты не мог обойтись без ВЧ-связи, которая, благодаря высокой сознательности и мастерству воинов-связистов, наилучшим образом обеспечивала оперативное руководство действующими фронтами и армиями».

Маршал Советского Союза И.С.Конев: «Надо вообще сказать, что эта связь, как говорится, нам была Богом послана. Она так выручала нас, что надо воздать должное и нашей технике, и нашим связистам, специально обеспечивавшим эту связь ВЧ и в любой обстановке буквально по пятам сопровождавшим при передвижениях всех, кому было положено пользоваться этой связью».


В первые послевоенные годы велась напряжённая работа по восстановлению и развитию правительственной связи. Создавалось новое оборудование связи, шифрующая аппаратура, работающая на совершенно новых принципах. Сеть кремлёвской АТС стала выделенной, не сопрягающейся с сетями общего пользования сетью правительственной городской связи.




В 50-х годах организацией канала ВЧ-связи Москва-Пекин началось создание правительственной международной связи .

В эти годы активно создавалась новая техника для обеспечения связи в полевых условиях . С этой целью первоначально разработаны портативные системы передачи, маскирующая (в дальнейшем и шифрующая) аппаратура.


В 60-е годы с разработкой искусственных спутников Земли появилась возможность использования орбитальных ретрансляторов, снизивших зависимость от проводных и радиорелейных линий.

Октябрь 1962 г. вошёл в историю как время «Карибского кризиса», что явилось кульминацией «холодной войны» и поставило человечество на грань ядерной катастрофы. Тогда проблема была решена политическими средствами, но стало очевидным, что при подобных ситуациях длительный обмен мнениями по дипломатическим каналам неприемлем. Исходя из этого, 31 августа 1963 года начала действовать так называемая «горячая линия» прямой документальной связи Москва - Вашингтон . Позже подобные линии были организованы со столицами ряда других государств.

С целью подготовки офицерских кадров для системы правительственной связи 27 сентября 1964 г. в Багратионовске Калининградской области было создано Военно-техническое училище (ВТУ) КГБ при СМ СССР с трёхгодичным сроком обучения.



В 70-е годы завершилась автоматизация процесса соединения абонентов стационарной сети правительственной связи, появились более совершенные шифраторы, перевозимые узлы связи, резервная сеть КВ-радиосвязи. Руководители государства стали обеспечиваться связью при их перемещении, как в пределах страны, так и практически в любой точке Земли.


В 80-е и последующие годы , несмотря на трудности экономического характера, продолжалась разработка новых технических средств, в частности, коммутационной техники междугородной и городской связи, шифраторов нового поколения, станций и отдельных технических средств спутниковой, тропосферной, коротковолновой и УКВ связи, многофункциональных узлов связи на бронетехнике и других средств.




26 июня 1990 года в составе правительственной связи была создана система связи для Президента СССР .


После известных событий августа 1991 г. правительственная и президентская связь действовали сначала в составе Комитета, а затем Федерального агентства правительственной связи и информации - ФАПСИ.

По решению главы государства в 1992 году система президентской связи стала выделенной: её технические средства и обслуживавший их личный состав были переданы из ФАПСИ в Главное управление охраны (ГУО) России (с июня 1965 г. Федеральная служба охраны - ФСО России).


В 1992 г. на базе ОВВКУС был создан Военный институт правительственной связи (ВИПС).

19 февраля 1993 г. главой государства был подписан Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации». Тем самым была создана комплексная (совместно с другими законами) правовая база для деятельности органов правительственной связи и информации.

С 1999 г. началась подготовка специалистов в Воронежском военно-техническом училище (ВВТУ), созданном постановлением Правительства России от 15 декабря 1998 г. на базе отдельного учебного центра войск правительственной связи.

12 апреля 2000 г. Правительство России преобразовало Военный институт правительственной связи в г.Орле в академию (ныне Академия ФСО России).

Согласно распоряжению Правительства России от 3 декабря 2008 г. ВВТУ преобразован в Институт правительственной связи (филиал Академии ФСО России).


История правительственной связи богата многими событиями. Поистине бесценен опыт работы в «горячих точках» (Афганистан, Северный Кавказ), в экстремальных ситуациях техногенных катастроф, стихийных бедствий. Например, после аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года правительственная связь была экстренно организована непосредственно с районом аварии, другими пунктами пребывания государственной комиссии.


С 1 июля 2003 года Президент России упразднил ФАПСИ, создал при ВСО России новый федеральный государственный орган - Службу специальной связи и информации, а с 7 августа 2004 года включил её в состав ФСО России. Президентская и правительственная связь вновь стали функционировать в рамках единой системы связи в составе одного федерального органа исполнительной власти.


Таким образом, в современных условиях специальная связь - это электросвязь специального назначения (президентская и правительственная связь) для нужд государственного управления, то есть осуществления полномочий Президентом России, должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, организаций.

С учётом тенденций развития электросвязи, шифраторостроения, компьютерной техники специальная связь будет совершенствоваться, чтобы соответствовать своему предназначению, оставаясь надёжным средством межведомственного и межгосударственного информационного обмена.

1 июня официально считается Днем создания правительственной связи России. Именно в этот день в 1931 году в Советском Союзе была запущена в эксплуатацию сеть междугородной высокочастотной связи, которой предстояло обслуживать правительственные структуры советской страны. Важность правительственной связи для безопасности и обороны государства, для бесперебойного и оперативного управления всеми процессами, происходящими в политической и экономической жизни страны, сложно переоценить.

Необходимость в создании системы оперативного управления государством, его учреждениями и вооруженными силами советская власть осознала практически сразу после окончания Гражданской войны. Однако, решение этой задачи требовало серьезной технической модернизации имеющихся в распоряжении советского государства средств связи. Уже в 1921 году инженеры радиолаборатории Московского завода «Электросвязь» приступили к экспериментам по организации многоканального телефонирования, которые завершились успехом – по кабельной линии одновременно удалось передать три телефонных разговора.

Спустя два года, в 1923 г., П.В. Шмаков успешно провел опыты по одновременной передаче телефонных переговоров на высоких и низких частотах по кабельной линии протяженностью в 10 километров. В 1925 г. была представлена первая аппаратура высокочастотного телефонирования для медных цепей, разработанная коллективом Ленинградской научно-испытательной станции под руководством П.А. Азбукина. К этому времени принцип высокочастотного телефонирования считался наиболее безопасным при проведении телефонных переговоров. В конечном итоге именно высокочастотное телефонирование было утверждено руководством коммунистической партии и советского государства в качестве основы системы государственного управления советской страной.

Поскольку управление посредством телефонной связи имело стратегическую значимость для советского государства, общую организацию системы многоканальной телефонной связи сразу же взяло на себя Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ), отвечавшее в то время за государственную безопасность страны. Именно стратегическая важность системы правительственной связи и объясняла ее включение в систему не Наркомата связи СССР, а именно органов государственной безопасности советского государства.

В конце 1920-х гг. правительственная связь была подчинена 4-му отделению Оперативного отдела ОГПУ СССР. Учитывая повышенную важность системы правительственной связи, обеспечивавшие ее инженерные и технические кадры набирались исходя из двух основных критериев – высочайшей профессиональной компетентности и полной лояльности советской власти. То есть, критерии отбора были теми же, что и при комплектовании других подразделений и отделов органов государственной безопасности СССР.

Первые линии высокочастотной связи были проведены между Москвой и Ленинградом и Москвой и Харьковом. Междугородной связью обеспечивалось высшее партийно-государственное руководство страны. 1 июня 1931 года в составе ОГПУ было выделено 5-е отделение Оперативного отдела ОГПУ. Его возглавил кадровый сотрудник ОГПУ – НКВД Иван Юрьевич Лоренс (1892-1937), который руководил отделением почти шесть лет. Когда ОГПУ было включено в состав НКВД, органом управления правительственной связью осталось 5-е отделение Оперативного отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР.

Задачи по обеспечению страны правительственной связью требовали усиленного и ускоренного строительства магистральных постоянных воздушных линий связи средней и большой протяженности, которое развернулось с начала 1930-х годов. Каждая линия выделяла две цепи в компетенцию органов государственной безопасности, которые оборудовали промежуточные и оконечные станции правительственной связи. В течение 1931-1932 гг. правительственная связь была установлена между Москвой и Ленинградом, Харьковом, Минском, Смоленском. В 1933 г. линии правительственной связи связали Москву с Горьким и Ростовом-на-Дону, в 1934 году – с Киевом, в течение 1935-1936 гг. была установлена связь с Ярославлем, Тбилиси, Баку, Сочи, Севастополем, Воронежем, Камышином и Краснодаром, а в 1938 г. в эксплуатацию были запущены сразу 25 новых высокочастотных станций, включая станции в таких крупных и важных в стратегическом отношении городах как Архангельск, Мурманск, Сталинград, Свердловск. В 1939 году в эксплуатацию ввели еще 11 высокочастотных станций в Новосибирске, Ташкенте, Чите и целом ряде других городов. Тогда же в Люберцах был построен выносной линейно-аппаратный зал Московской высокочастотной станции. К 1940 году в стране действовали 82 станции правительственной связи, которые обслуживали 325 абонентов по всему Советскому Союзу. Самой протяженной в мире воздушной магистральной линией связи стала линия Москва – Хабаровск, построенная в 1939 году и имеющая протяженность в 8615 километров.

Таким образом, к концу 1930-х годов организация системы правительственной связи в Советском Союзе была в целом завершена. Высокочастотная связь стала использоваться для обеспечения контактов высшего руководства страны с руководителями республик, областей и краев Советского Союза, администрацией важнейших промышленных предприятий и других хозяйствующих объектов, военным командованием и руководством силовых структур.

В 1930-е годы советскими инженерами были разработаны и основные способы автоматического засекречивания телефонных переговоров. Так, в 1937 году завод «Красная Заря» начал выпуск аппаратуры засекречивания ЕС-2, разработанной инженерами К.П. Егоровым и Г.В. Старицыным. Затем были выпущены более развитые и совершенные аппараты МЕС-2М и МЕС-2А, ПЖ-8, ЕИС-3. В результате к концу 1930-х гг. с помощью инверторов ЕС-2 и МЕС-2 удалось засекретить все основные каналы советской правительственной связи.

После ареста И.Ю. Лоренса отделение специальной связи ГУГБ НКВД СССР возглавил Иван Яковлевич Воробьев (на фото), который прежде работал на телефонном заводе «Красная Заря», а затем в 1931 г. был принят на службу в органы государственной безопасности и занимал должности сначала главного механика АТС НКВД, затем начальника отделения связи Административно-хозяйственного управления НКВД, а уже потом возглавлял отделение правительственной связи. В 1939 году Воробьева сменил на посту начальника отделения правительственной связи инженер капитан госбезопасности Михаил Ильинский. Он был одним из разработчиков аппаратуры МА-3 и ЕИС-3. Иван Воробьев и Михаил Ильинский были теми людьми, под руководством которых осуществлялось становление и развитие отечественной правительственной связи, вводились в эксплуатацию новые станции. После гибели Ильинского отдел правительственной связи НКВД СССР в 1941 году вновь возглавил Иван Воробьев.

Следует отметить, что во второй половине 1930-х – начале 1940-х гг. действовали четыре структуры, занимавшиеся организацией и управлением правительственной связью. Во-первых, это было уже упомянутое отделение правительственной связи в составе Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. Во-вторых, это был созданный на основе бывшего отдела связи ВЦИК отдел технической связи Управления коменданта Московского Кремля, который обеспечивал обслуживание телефонных связей городской правительственной связи Москвы и Московской области, кабельной сети, часов и кино в Кремле, звукоусиления во время заседаний Верховного Совета СССР. В-третьих, собственный отдел связи действовал в составе Главного управления охраны НКВД. Это подразделение отвечало за обеспечение правительственной связи в кабинетах и местах проживания членов Политбюро ЦК ВКП (б) и за звукоусиление на партийных и правительственных торжественных мероприятиях. В-четвертых, отдел связи действовал в составе Административно-хозяйственного управления (АХОЗУ) НКВД СССР и выполнял задачи по обеспечению специальной связи оперативных подразделений НКВД, станции городской связи.

В годы Великой Отечественной войны правительственная связь играла важнейшую роль в обеспечении оперативного управления войсками, государственными учреждениями и промышленными предприятиями, партийными структурами страны. Без эффективно действующей правительственной связи победа над немецко-фашистскими захватчиками была бы значительно затруднена. Большую роль правительственная связь играла в обеспечении международных переговоров лидеров советского государства. Годы Великой Отечественной войны с полным правом можно назвать наиболее серьезной проверкой эффективности советской правительственной связи. С поставленными задачами связисты от НКВД справлялись отлично, хотя были и многочисленные проблемы, и сложности, в том числе административного характера.

Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев вспоминал:

Надо вообще сказать, что эта связь, как говорится, нам была Богом послана. Она так выручала нас, что надо воздать должное и нашей технике, и нашим связистам, специально обеспечивавшим эту связь ВЧ и в любой обстановке буквально по пятам сопровождавшим при передвижениях всех, кому было положено пользоваться этой связью.

После победы в Великой Отечественной войне продолжалось дальнейшее совершенствование и укрепление системы правительственной связи в советской стране. В 1950-е годы, в частности, были созданы каналы международной правительственной связи, соединявшие Москву и Пекин – столицы двух ключевых государств социалистического лагеря. 31 августа 1963 года начала действовать линия правительственной связи между Москвой и Вашингтоном – решение об ее создании было вызвано ростом международной напряженности во время Карибского кризиса.

В течение 1970-х – 1980-х гг. продолжались научно-исследовательские разработки в сфере повышения эффективности правительственной связи. Руководители государства и партии стали обеспечиваться средствами связи при перемещении в любую точку земного шара, что также требовало от службы правительственной связи значительных усилий.

Параллельно с развитием самой связи, совершенствовались и формы управления органами правительственной связи, развивалась подготовка личного состава. Вплоть до распада СССР правительственная связь входила в состав Комитета государственной безопасности СССР как 8-е Главное управление правительственной связи КГБ СССР. Для подготовки специалистов – офицеров войск правительственной связи к 1 июня 1966 г. в г. Багратионовске Калининградской области было создано Военно-техническое училище КГБ СССР, а в 1972 году, в связи с необходимостью дальнейшего развития системы специального образования, училище было передислоцировано в Орел и переименовано в Орловское высшее военное командное училище связи, которое начало подготовку офицеров с высшим образованием для войск правительственной связи. Срок обучения в училище был повышен с трех до четырех лет.

Когда в 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз, серьезные изменения претерпела и система правительственной связи страны. В связи с ликвидацией КГБ СССР правительственная связь была выделена в отдельную структуру. 24 декабря 1991 г. было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), включившее в свой состав бывшие отделы 8-го Главного управления правительственной связи КГБ и 16-е Главное управление КГБ, отвечавшее за радиоэлектронную разведку.

Директором ФАПСИ был назначен генерал-лейтенант (с 1993 г. – генерал-полковник, а с 1998 г. – генерал армии) Александр Владимирович Старовойтов – известный специалист в сфере правительственной связи, долгое время проработавший инженером и руководителем на крупнейших предприятиях страны, занимавшихся разработкой и производством оборудования для нужд правительственной связи. ФАПСИ как отдельная структура, отвечавшая за правительственную связь, просуществовала с 1991 по 2003 гг. и занималась обеспечением правительственной связи, безопасности шифрованной связи, ведением разведывательной деятельности в сфере шифрованной и засекреченной связи, информационным обеспечением органов власти Российской Федерации. Личный состав готовили в Военном институте правительственной связи, который в 2000 г. был преобразован в Академию ФАПСИ.

В 2003 г. ФАПСИ было упразднено, а его функции распределены между Федеральной службой безопасности, Службой внешней разведки и Федеральной службой охраны. При этом большинство подразделений ФАПСИ, включая правительственную связь и Академию ФАПСИ, было передано в структуру Федеральной службы охраны. Таким образом, в настоящее время за правительственную связь в России отвечает Федеральная служба охраны, в состав которой входит Служба специальной связи и информации. Руководитель СССИ ФСО по должности является заместителем директора Федеральной службы охраны.

В современных условиях, учитывая постоянное развитие информационно-коммуникационных технологий, эффективность правительственной связи зависит от регулярного совершенствования, отслеживания самых современных тенденций и разработок. Вместе с тем, большую роль продолжает играть и человеческий фактор – от сотрудников правительственной связи требуются высочайшая квалификация, исполнительность, готовность и умение хранить государственную тайну.

1 июня официально считается Днем создания правительственной связи России. Именно в этот день в 1931 году в Советском Союзе была запущена в эксплуатацию сеть междугородной высокочастотной связи, которой предстояло обслуживать правительственные структуры советской страны. Важность правительственной связи для безопасности и обороны государства, для бесперебойного и оперативного управления всеми процессами, происходящими в политической и экономической жизни страны, сложно переоценить.

Необходимость в создании системы оперативного управления государством, его учреждениями и вооруженными силами советская власть осознала практически сразу после окончания Гражданской войны. Однако, решение этой задачи требовало серьезной технической модернизации имеющихся в распоряжении советского государства средств связи. Уже в 1921 году инженеры радиолаборатории Московского завода «Электросвязь» приступили к экспериментам по организации многоканального телефонирования, которые завершились успехом – по кабельной линии одновременно удалось передать три телефонных разговора.

Спустя два года, в 1923 г., П.В. Шмаков успешно провел опыты по одновременной передаче телефонных переговоров на высоких и низких частотах по кабельной линии протяженностью в 10 километров. В 1925 г. была представлена первая аппаратура высокочастотного телефонирования для медных цепей, разработанная коллективом Ленинградской научно-испытательной станции под руководством П.А. Азбукина. К этому времени принцип высокочастотного телефонирования считался наиболее безопасным при проведении телефонных переговоров. В конечном итоге именно высокочастотное телефонирование было утверждено руководством коммунистической партии и советского государства в качестве основы системы государственного управления советской страной.

Поскольку управление посредством телефонной связи имело стратегическую значимость для советского государства, общую организацию системы многоканальной телефонной связи сразу же взяло на себя Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ), отвечавшее в то время за государственную безопасность страны. Именно стратегическая важность системы правительственной связи и объясняла ее включение в систему не Наркомата связи СССР, а именно органов государственной безопасности советского государства.

В конце 1920-х гг. правительственная связь была подчинена 4-му отделению Оперативного отдела ОГПУ СССР. Учитывая повышенную важность системы правительственной связи, обеспечивавшие ее инженерные и технические кадры набирались исходя из двух основных критериев – высочайшей профессиональной компетентности и полной лояльности советской власти. То есть, критерии отбора были теми же, что и при комплектовании других подразделений и отделов органов государственной безопасности СССР.

Первые линии высокочастотной связи были проведены между Москвой и Ленинградом и Москвой и Харьковом. Междугородной связью обеспечивалось высшее партийно-государственное руководство страны. 1 июня 1931 года в составе ОГПУ было выделено 5-е отделение Оперативного отдела ОГПУ. Его возглавил кадровый сотрудник ОГПУ – НКВД Иван Юрьевич Лоренс (1892-1937), который руководил отделением почти шесть лет. Когда ОГПУ было включено в состав НКВД, органом управления правительственной связью осталось 5-е отделение Оперативного отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР.

Задачи по обеспечению страны правительственной связью требовали усиленного и ускоренного строительства магистральных постоянных воздушных линий связи средней и большой протяженности, которое развернулось с начала 1930-х годов. Каждая линия выделяла две цепи в компетенцию органов государственной безопасности, которые оборудовали промежуточные и оконечные станции правительственной связи. В течение 1931-1932 гг. правительственная связь была установлена между Москвой и Ленинградом, Харьковом, Минском, Смоленском. В 1933 г. линии правительственной связи связали Москву с Горьким и Ростовом-на-Дону, в 1934 году – с Киевом, в течение 1935-1936 гг. была установлена связь с Ярославлем, Тбилиси, Баку, Сочи, Севастополем, Воронежем, Камышином и Краснодаром, а в 1938 г. в эксплуатацию были запущены сразу 25 новых высокочастотных станций, включая станции в таких крупных и важных в стратегическом отношении городах как Архангельск, Мурманск, Сталинград, Свердловск. В 1939 году в эксплуатацию ввели еще 11 высокочастотных станций в Новосибирске, Ташкенте, Чите и целом ряде других городов. Тогда же в Люберцах был построен выносной линейно-аппаратный зал Московской высокочастотной станции. К 1940 году в стране действовали 82 станции правительственной связи, которые обслуживали 325 абонентов по всему Советскому Союзу. Самой протяженной в мире воздушной магистральной линией связи стала линия Москва – Хабаровск, построенная в 1939 году и имеющая протяженность в 8615 километров.

Таким образом, к концу 1930-х годов организация системы правительственной связи в Советском Союзе была в целом завершена. Высокочастотная связь стала использоваться для обеспечения контактов высшего руководства страны с руководителями республик, областей и краев Советского Союза, администрацией важнейших промышленных предприятий и других хозяйствующих объектов, военным командованием и руководством силовых структур.

В 1930-е годы советскими инженерами были разработаны и основные способы автоматического засекречивания телефонных переговоров. Так, в 1937 году завод «Красная Заря» начал выпуск аппаратуры засекречивания ЕС-2, разработанной инженерами К.П. Егоровым и Г.В. Старицыным. Затем были выпущены более развитые и совершенные аппараты МЕС-2М и МЕС-2А, ПЖ-8, ЕИС-3. В результате к концу 1930-х гг. с помощью инверторов ЕС-2 и МЕС-2 удалось засекретить все основные каналы советской правительственной связи.

После ареста И.Ю. Лоренса отделение специальной связи ГУГБ НКВД СССР возглавил Иван Яковлевич Воробьев (на фото), который прежде работал на телефонном заводе «Красная Заря», а затем в 1931 г. был принят на службу в органы государственной безопасности и занимал должности сначала главного механика АТС НКВД, затем начальника отделения связи Административно-хозяйственного управления НКВД, а уже потом возглавлял отделение правительственной связи. В 1939 году Воробьева сменил на посту начальника отделения правительственной связи инженер капитан госбезопасности Михаил Ильинский. Он был одним из разработчиков аппаратуры МА-3 и ЕИС-3. Иван Воробьев и Михаил Ильинский были теми людьми, под руководством которых осуществлялось становление и развитие отечественной правительственной связи, вводились в эксплуатацию новые станции. После гибели Ильинского отдел правительственной связи НКВД СССР в 1941 году вновь возглавил Иван Воробьев.

Следует отметить, что во второй половине 1930-х – начале 1940-х гг. действовали четыре структуры, занимавшиеся организацией и управлением правительственной связью. Во-первых, это было уже упомянутое отделение правительственной связи в составе Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. Во-вторых, это был созданный на основе бывшего отдела связи ВЦИК отдел технической связи Управления коменданта Московского Кремля, который обеспечивал обслуживание телефонных связей городской правительственной связи Москвы и Московской области, кабельной сети, часов и кино в Кремле, звукоусиления во время заседаний Верховного Совета СССР. В-третьих, собственный отдел связи действовал в составе Главного управления охраны НКВД. Это подразделение отвечало за обеспечение правительственной связи в кабинетах и местах проживания членов Политбюро ЦК ВКП (б) и за звукоусиление на партийных и правительственных торжественных мероприятиях. В-четвертых, отдел связи действовал в составе Административно-хозяйственного управления (АХОЗУ) НКВД СССР и выполнял задачи по обеспечению специальной связи оперативных подразделений НКВД, станции городской связи.

В годы Великой Отечественной войны правительственная связь играла важнейшую роль в обеспечении оперативного управления войсками, государственными учреждениями и промышленными предприятиями, партийными структурами страны. Без эффективно действующей правительственной связи победа над немецко-фашистскими захватчиками была бы значительно затруднена. Большую роль правительственная связь играла в обеспечении международных переговоров лидеров советского государства. Годы Великой Отечественной войны с полным правом можно назвать наиболее серьезной проверкой эффективности советской правительственной связи. С поставленными задачами связисты от НКВД справлялись отлично, хотя были и многочисленные проблемы, и сложности, в том числе административного характера.

Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев вспоминал:

Надо вообще сказать, что эта связь, как говорится, нам была Богом послана. Она так выручала нас, что надо воздать должное и нашей технике, и нашим связистам, специально обеспечивавшим эту связь ВЧ и в любой обстановке буквально по пятам сопровождавшим при передвижениях всех, кому было положено пользоваться этой связью.

После победы в Великой Отечественной войне продолжалось дальнейшее совершенствование и укрепление системы правительственной связи в советской стране. В 1950-е годы, в частности, были созданы каналы международной правительственной связи, соединявшие Москву и Пекин – столицы двух ключевых государств социалистического лагеря. 31 августа 1963 года начала действовать линия правительственной связи между Москвой и Вашингтоном – решение об ее создании было вызвано ростом международной напряженности во время Карибского кризиса.

В течение 1970-х – 1980-х гг. продолжались научно-исследовательские разработки в сфере повышения эффективности правительственной связи. Руководители государства и партии стали обеспечиваться средствами связи при перемещении в любую точку земного шара, что также требовало от службы правительственной связи значительных усилий.

Параллельно с развитием самой связи, совершенствовались и формы управления органами правительственной связи, развивалась подготовка личного состава. Вплоть до распада СССР правительственная связь входила в состав Комитета государственной безопасности СССР как 8-е Главное управление правительственной связи КГБ СССР. Для подготовки специалистов – офицеров войск правительственной связи к 1 июня 1966 г. в г. Багратионовске Калининградской области было создано Военно-техническое училище КГБ СССР, а в 1972 году, в связи с необходимостью дальнейшего развития системы специального образования, училище было передислоцировано в Орел и переименовано в Орловское высшее военное командное училище связи, которое начало подготовку офицеров с высшим образованием для войск правительственной связи. Срок обучения в училище был повышен с трех до четырех лет.

Когда в 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз, серьезные изменения претерпела и система правительственной связи страны. В связи с ликвидацией КГБ СССР правительственная связь была выделена в отдельную структуру. 24 декабря 1991 г. было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), включившее в свой состав бывшие отделы 8-го Главного управления правительственной связи КГБ и 16-е Главное управление КГБ, отвечавшее за радиоэлектронную разведку.

Директором ФАПСИ был назначен генерал-лейтенант (с 1993 г. – генерал-полковник, а с 1998 г. – генерал армии) Александр Владимирович Старовойтов – известный специалист в сфере правительственной связи, долгое время проработавший инженером и руководителем на крупнейших предприятиях страны, занимавшихся разработкой и производством оборудования для нужд правительственной связи. ФАПСИ как отдельная структура, отвечавшая за правительственную связь, просуществовала с 1991 по 2003 гг. и занималась обеспечением правительственной связи, безопасности шифрованной связи, ведением разведывательной деятельности в сфере шифрованной и засекреченной связи, информационным обеспечением органов власти Российской Федерации. Личный состав готовили в Военном институте правительственной связи, который в 2000 г. был преобразован в Академию ФАПСИ.

В 2003 г. ФАПСИ было упразднено, а его функции распределены между Федеральной службой безопасности, Службой внешней разведки и Федеральной службой охраны. При этом большинство подразделений ФАПСИ, включая правительственную связь и Академию ФАПСИ, было передано в структуру Федеральной службы охраны. Таким образом, в настоящее время за правительственную связь в России отвечает Федеральная служба охраны, в состав которой входит Служба специальной связи и информации. Руководитель СССИ ФСО по должности является заместителем директора Федеральной службы охраны.

В современных условиях, учитывая постоянное развитие информационно-коммуникационных технологий, эффективность правительственной связи зависит от регулярного совершенствования, отслеживания самых современных тенденций и разработок. Вместе с тем, большую роль продолжает играть и человеческий фактор – от сотрудников правительственной связи требуются высочайшая квалификация, исполнительность, готовность и умение хранить государственную тайну.