Национального комитета международной торговой палаты. Вопросы для самостоятельной работы. Федерация торговых палат Израиля

Международная торговая палата (МТП) - самая авторитетная организация предпринимательских кругов мира. Согласно Уставу МТП, ее основные цели заключаются в том, чтобы защищать интересы всех секторов экономики, способствовать деловым контактам, решению международных экономических проблем и лучшему взаимопониманию между деловыми кругами и организациями разных стран.

Деятельность МТП направлена на решение наиболее актуальных вопросов, среди которых такие, как разработка унифицированных правил и стандартов ведения бизнеса и решение задач, связанных с либерализацией международной торговли.

Цели МТП:

Содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли, инвестиций и свободных рынков, свободного движения капиталов;

Принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли.;

Защита системы частного предпринимательства;

Стимулирование регулирования предпринимательства самими предпринимателями.

Функции МТП:

Привлекать внимание правительств к проблемам бизнеса;

МТП создала первую систему коммерческого арбитража, составила правила документарного кредита, которые применяются всеми банками мира. Консультативный статус МТП при ООН позволил ей выступить с инициативами о либеризации международных таможенных правил и внедрение экологических стандартов серии ИСО 14001, антикоррупционного кодекса, Карнет АТА, сертификатов происхождения товаров и многих других документов, которые стали стандартами в торговой практике.

Подготовкой политических заявлений МТП и разработкой унифицированных стандартов, кодексов, правил и других механизмов ведения бизнеса, признанных во всем мире, занимаются члены 16 постоянно действующих комиссий и консультативных групп, создаваемых по отраслевому признаку и охватывающих все сферы бизнеса. Среди документов МТП такие, как «Инкотермс» (Унифицированные торговые термины МТП), «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» (UCP 600), «Арбитражный регламент МТП»[приложение 2], типовые международные контракты и многие другие, периодически пересматриваемые членами комиссий на предмет внесения в них поправок, учитывающих реалии стран -- членов МТП.

Ежегодно обновляемая программа МТП, включающая в себя проведение международных и национальных конференций и семинаров, является важнейшим каналом доведения экспертных оценок до широкой аудитории. Конференции МТП проводятся в различных странах мира при активном содействии национальных комитетов МТП.

Каждые два года МТП проводит Всемирные конгрессы, являющиеся для бизнеса событием глобального масштаба, на которых обсуждаются международные проблемы, с которыми могут столкнуться предприятия и компании в ближайшие годы, и разрабатывается стратегия решения этих проблем. Конгрессы проводятся в разных странах мира по приглашению национальных комитетов МТП.

Международная торговая палата (МТП)

International Chamber of Commerce (ICC) The World Business Organization

это влиятельная некоммерческая международная организация, созданная в 1919 г. для решения актуальных проблем развития бизнеса. Штаб-квартира организации находится в Париже. Национальные комитеты ICC объединяют ведущие компании и деловые ассоциации более 120 стран мира.

В течение года после создания Организации Объединенных Наций ICC был присвоен статус наивысшего консультативного органа по работе с ООН и ее специализированными подразделениями. ICC также является официальным партнером Саммита "Большой восьмерки" и коллективным консультативным органом таких крупнейших международных организаций, как ВТО, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и других.

Руководители и эксперты компаний – членов ICC разрабатывают унифицированные международные правила ведения бизнеса и определяют позицию бизнеса по широкому спектру вопросов: от торговли, инвестиционной политики и устойчивого развития до насущных технических и отраслевых проблем. Основная экспертная работа проводится в специализированных международных комиссиях ICC.

Всемирная таможенная организация

Всемирная таможенная организация (бывший Совет таможенного сотрудничества, СТС – Customs Cooperation Council, ССС) – международная межправительственная организация, главной задачей которой является улучшение, упрощение и унификация таможенной деятельности. Всемирная таможенная организация (ВТО/СТС) обеспечивает функционирование 15 конвенций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время ВТО/СТС объединяет 179 государств. Россия, правопреемница СССР, является членом ВТО/СТС с 1992 г. В июле 2000 г. русскому языку был придан статус рабочего языка Всемирной таможенной организации (наряду с английским, французским и испанским) для использования его в так называемой гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

В настоящее время в соответствии с положениями Конвенции по организации ВТО/СТС к се функциям относятся:

  • изучение всех вопросов, связанных с сотрудничеством в таможенной области;
  • изучение технических аспектов и экономических факторов, связанных с работой таможенных органов, для того чтобы предлагать членам ВТО практические средства достижения наибольшей гармонии и единообразия η таможенном деле;
  • подготовка проекта конвенций и поправок к конвенциям, а также выработка рекомендаций по их использованию правительствами заинтересованных стран;
  • выработка рекомендаций для обеспечения единой интерпретации в применении положений конвенций и обеспечение применения этих положений;
  • выработка в должном объеме рекомендаций для урегулирования разногласий по вопросам интерпретации применения положений конвенций;
  • обеспечение распространения информации по вопросам таможенных правил и процедур;
  • оказание по собственной инициативе или по обращениям правительств заинтересованных стран консультационных услуг по таможенным вопросам в рамках основных положений конвенций, выработка рекомендаций и оказание информационных услуг;
  • сотрудничество с другими межправительственными организациями по различным вопросам в рамках своей компетенции.

Из небольшого начинания ВТО/СТС превратилась в динамичную организацию с мировым влиянием. С наступлением XXI в. таможенные организации всего мира стремятся оказывать содействие международной торговле путем облегчения законного перемещения товаров через границы. В то же самое время таможенным организациям приходится бороться со все более возрастающим числом самых изощренных видов таможенных правонарушений.

Международная ассоциация страхового права (МАСП) , International Association of Insurance Law – основанная в 1962 г. международная неправительственная организация, занимающаяся изучением научно-практических проблем развития страхового дела. МАСП создана по инициативе ряда крупнейших ученых-правоведов в области страхового права; объединяет ряд национальных ассоциаций страхового права стран Европы.

Международное общество анализа риска (МОАР) – международная неправительственная организация в сфере применения методологии анализа риска для целей оптимизации решений в различных областях научной и практической деятельности. Основана в 1981 г. в США. Объединяет более 2500 членов. Структурным подразделением организации является Исполнительный Комитет Европейского общества анализа риска (около 200 членов).

Цели МОАР:

  • идентификация различных видов опасностей, их анализ и выявление путей и методов принятия таких решений, которые бы обеспечили безопасное проживание и устойчивое развитие общества;
  • разработка решений вопросов анализа риска здоровью человека;
  • разработка иерархической модели для оценки риска экологических катастроф.

Интегральные оценки, данные статистического распределения и анализа риска, содержащиеся в докладах организации, используются в практике страховой работы.

Международная рекламная ассоциация, MPA (International Advertising Association, IAA) занимается исследованиями рекламной практики, ограничительных мер и налогов на рекламу, рекламных расходов на иностранных рынках; разрабатывает рекомендации по международным нормам и практике рекламной деятельности для своих членов и финансирует ежегодную премию "За выдающиеся услуги в области международной рекламы и маркетинга".

ΙΑΑ была создана в 1938 г. как Экспортная рекламная Ассоциация, а свое нынешнее название получила в 1953 г. ΙΑΑ является единственной в своем роде. Ее уникальность заключается в объединении всех трех составляющих рекламного рынка – рекламодателей, рекламных агентств и средств массовой информации. Ассоциация обладает развитой структурой и распространяет свое влияние практически на все регионы мира. Сегодня в рядах Ассоциации в 95 странах мира насчитывается около 150 организаций и 4,4 тысячи индивидуальных членов.

В планах ΙΑΑ – расширить свою деятельность в области продвижения идей саморегулирования рекламы во всех странах. Самым лучшим органом регулирования рекламы будет не правительственная организация, а непосредственные участники рынка. IАА объединяет в своих рядах наиболее активных участников рекламной сферы, поэтому решения и проекты, выдвигаемые сю, основаны на опыте, полученном в многих странах мира и имеют большую практическую ценность. В России впервые Ассоциация начала свою деятельность в 1994 г.

Резюме

  • Классификация международных экономических организаций по организационному принципу в качестве основы предполагает участие или неучастие организации в системе ООН, а также принимает во внимание профиль организаций и цели их деятельности. При таком подходе международные экономические организации можно разделить на следующие группы:
    • – международные экономические организации системы ООН;
    • – международные экономические организации, не входящие в систему ООН;
    • – региональные экономические организации.
  • Международные экономические организации являются важным инструментом регулирования многосторонних межгосударственных отношений в сфере торговли и экономики, имеют согласованные идеи, свои постоянные органы, а также организационные нормы, в том числе устав, процедуру и порядок принятия решений и др. В мире насчитывается более 100 международных организаций, в большей или меньшей степени вовлеченных в обсуждение и регулирование экономических проблем. Они различны по составу, размерам, функциям, а также по влиянию на международную экономику.
  • Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области.
  • Международные организации любого вида призваны решать различные проблемы в сферах своей деятельности. Для решения экономических и иных проблем в настоящее время ежегодно проводится более 1000 международных конференций, которые созываются в целях разработки и принятия международных договоров, заключения актов, учреждения принципов сотрудничества в конкретной области международных отношений.
  • Центральное место в решении глобальных проблем занимает ООН и ее система учреждений. Это универсальная организация как по членству, так и по проблемам, находящимся в ее компетенции.
  • В составе ООН имеется шесть главных органов: пять из них – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке и Секретариат – расположены в центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Шестой орган – Международный Суд – находится в Гааге (Нидерланды).
  • Отдельным блоком в структуре ООП представлены региональные экономические комиссии (ЕАК, ЭКА, ЭКЛАК, ЭСКАТО и др.), а также функциональные и специальные комиссии. Каждая из этих организаций имеет свои конкретные цели и задачи и вносит реальный вклад в регулирование международных экономических отношений.
  • К организациям, имеющим всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты ООН – МВФ и группа Всемирного банка, а также Всемирная торговая организация.

Непосредственная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена.

ЮНКТАД является основным органом Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН в области торговли и развития, важным инструментом многостороннего межгосударственного регулирования торгово-экономической политики. Создана в качестве постоянной межправительственной организации на состоявшейся в 1964 г. в Женеве Первой сессии Конференции.

Международная торговая палата (МТП)

Роль важнейшей международной неправительственной организации - Международной торговой палаты (МТП) - в области проведения неофициальной кодификации обычаев и обыкновений, действующих в международном частном праве, следует подчеркнуть особо. Основная цель МТП - организационное, техническое и правовое обеспечение мирового бизнеса. Созданная в 1919 г. по инициативе Бельгии, Великобритании, Италии, США и Франции как международная экономическая организация частных предпринимателей МТП в настоящее время объединяет свыше семи тысяч компаний, промышленных и торговых ассоциаций, федераций и торговых палат в 130 странах мира. Национальные комитеты и Советы МТП более чем в 70 странах координируют деятельность деловых кругов на национальном уровне. Высшим органом МТП выступает Всемирный совет (World Council), выполняющий функции Ассамблеи в межправительственных организациях. Делегаты Всемирного совета назначаются Национальными комитетами МТП в тех государствах, где таковые имеются. Всемирный совет, собирающийся на свои заседания, как правило, два раза в год, может пригласить для участия в его работе десять членов МТП из государств, в которых отсутствуют Национальные комитеты.

Всемирный совет избирает Президента и Вице-президента на два года. Президент (Chairman), его непосредственный предшественник и Вице-президент (Vice-Chairman) образуют Президентскую коллегию (Chairmanship). Всемирный совет избирает также Исполнительный комитет (Executive Board), отвечающий за осуществление текущей деятельности МТП. Число членов Исполнительного комитета колеблется между 15 и 30, срок их полномочий ограничивается тремя годами, причем каждый год происходит смена 1/3 состава членов. Члены Исполнительного комитета избираются по рекомендации Президента. Международный секретариат МТП (International Secretariat) возглавляет Генеральный секретарь (Secretary General), который назначается Всемирным советом по инициативе Президентской коллегии и по рекомендации Исполнительного комитета.

Основным звеном структурного механизма МТП выступают комиссии, формируемые по отраслевому признаку и включающие свыше 500 экспертов в различных областях мирового бизнеса, которые работают без выплаты вознаграждения на добровольной основе. В их число входят комиссии по банковской практике, энергетике, финансовым услугам и страхованию, международной торговле и инвестиционной политике, телекоммуникациям и информационным технологиям, электронной коммерции, малому и среднему бизнесу, по маркетингу и рекламе, а также целый ряд других. МТП проводит большую работу по систематизации обычаев, действующих в международной коммерческой и финансовой практике. Результатом такой работы являются сборники унифицированных обычаев, правил и обыкновений, нашедшие широкое применение практически во всех странах мира. Например, Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакции 2000 г., Унифицированные обычаи и правила для документарных аккредитивов в редакции 1993 г., Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995 г., Унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 г., Унифицированные правила для гарантий по требованию 1992 г., Международный кодекс рекламной практики 1997 г., Международная практика по резервным аккредитивам 1998 г., Международный кодекс по прямым продажам 1999 г., Международный кодекс по прямому маркетингу 2001 г., Международный кодекс по продвижению торговли 2002 г., Международные стандарты банковской практики для оценки документов по операциям с документарными аккредитивами 2002-2003 гг. Уже одно упоминание этих документов дает возможность представить всю многогранность деятельности МТП по развитию МЧП.

Международные договоры могут быть классифицированы следующим образом:

· двусторонние и многосторонние договоры.

Двусторонние договоры заключаются только двумя государствами и действуют исключительно в их взаимных отношениях.

В многосторонних договорах участвуют несколько государств, принимающих взаимные обязательства. Чем шире круг государств-участников, тем выше эффективность применения заложенных в договоре норм и принципов. К числу многосторонних договоров относятся Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров (свыше 50 государств-участников); Брюссельская конвенция 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте (свыше 70 государств-участников); Нью-Йоркская конвенция ООН 1958 г. о признании и приведении в исполнении иностранных арбитражных решений (свыше 130 государств-участников);

· универсальные и региональные договоры.

Универсальные договоры включают в состав государств-участников государства, принадлежащие к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. Признак универсальности позволяет резко расширить круг субъектов, участвующих в таких договорах, так как не предполагает введение каких-либо ограничителей территориального или иного характера. В качестве универсальных международных договоров выступают, например, Бернская конвенция 1886 г. об охране литературных и художественных произведений; Парижская конвенция 1883 г. об охране промышленной собственности; Женевская конвенция УНИДРУА 1983 г. о представительстве при международной купле-продаже товаров.

К региональным международным относятся договоры, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств.

Например, в качестве примеров можно привести Римскую конвенцию 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам, и Брюссельскую конвенцию 1968 г. о юрисдикции и приведении в исполнение иностранных судебных решений по гражданским и торговым делам, которые действуют на территории государств - членов Европейского союза. В рамках другой интеграционной группировки - Содружества Независимых Государств - разработан, принят и применяется целый комплекс договоров многостороннего характера, к числу которых относятся, например, Бишкекское соглашение СНГ 1992 г. о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности; Минская конвенция СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам; Московская конвенция СНГ 1997 г. о защите прав инвестора.

Международно-правовой обычай - это сложившееся в практике устойчивое правило, за которым государства признают юридическую силу. Международно-правовые обычаи отличаются от международных договоров тем, что носят неписаный характер.

Кроме международно-правовых обычаев в международной практике применяются устойчивые правила, которые называются обычаями делового оборота. Эти правила складывались не в отношениях между государствами, а в отношениях между физическими и юридическими лицами разных государств в предпринимательской сфере. Обычаи делового оборота могут приобрести юридическую силу и стать источником права, если государства признают за ними это качество.

Согласно ст.4 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора, не применяются.

К иным источникам международного частного права можно отнести прецедентное право, складывающееся в судебно-арбитражной практике, и нормативно-правовые акты международных организаций. Прецедентное право выступает в качестве источника международного частного права главным образом в странах англо-саксонской правовой системы и в силу этого не имеет такого общепризнанного значения, как международные договоры.

В кыргызской правовой системе также как и в романо-германской системе, судебная практика не является формально юридическим источником права. Суды не наделены законодательной властью и их решения не создают норм права.

中国国际商会

Международная торговая палата Китая (название по-английски China Chamber of International Commerce, сокращенно CCOIC) была создана в 1988 году с одобрения Государственного совета КНР. Международная торговая палата Китая состоит из участвующих в международной коммерческой деятельности на территории Китайской Народной Республики предприятий, ассоциаций, всекитайских торговых палат состоящих из других организаций и является рабочей национальной торговой палатой, представляющей Китай в Международной торговой палате (International Chamber of Commerce, сокращенно ICC). При взаимодействии с Международной торговой палатой осуществляет свою деятельность под названием Китайский государственный комитет Международной торговой палаты (ICC China), вышестоящей организацией, отвечающей за текущую деятельность, является Китайский комитет содействия международной торговле.

Международная торговая палата Китая основаная на членстве организация, основные функции которой содействие торгово-экономическому обмену и сотрудничеству Китайской Народной Республики с иностранными государствами, представление интересов и ретрансляция требований китайских торгово-промышленных кругов в международные организации, китайские и иностранные правительственные ведомства. Участие в разработке и продвижении международных экономических и торговых правил, активная пропаганда социальной ответственности и общественных интересов.

С созданием организации торговой палаты узлового типа в качестве цели, в Международной торговой палате Китая были созданы комплексный, членский, выставочный департаменты, департамент развития сотрудничества, административный отдел Международной торговой палаты (Китайский государственный комитет Международной торговой палаты), другие рабочие органы, осуществляющие институциональное сотрудничество с другими торговыми ассоциациями в Китае и за его пределами. А также предоставляющие своим членам и другим предприятиям услуги в сфере международного обмена, отраслевой кооперации, юридического консультирования, рыночной информации, организации и планирования выставок, проектного финансирования, проводит бизнес тренинги и т. д.

Организационная структура Международной торговой палаты

Канцелярия

Отвечает за планирование развития Торговой палаты, проведение политических исследований, развитие талантов, управление внешними делами, финансовый менеджмент, выработку устава и создание системы, а также организацию повседневной работы Палаты; управление и эксплуатацию сайта Торговой палаты, и публикацию материалов ориентированных на организации-члены.

Членский департамент

Отдавая приоритет функциям развития членства и управления членами Палаты, форсировать развитие организаций-членов. Отвечает за повышение эффективности управления членством, развитие системы оценки кредитоспособности предприятий; отвечает за пересмотр Устава палаты, выработку методов управления организациями-членами палаты, создание системы, базы данных членов Палаты.

Департамент комплексных услуг

Отвечает за планирование и единое обслуживание организаций-членов палаты, разработку общей программы обслуживания организаций-членов и перечня предоставляемых услуг. Координирование всех департаментов Торговой палаты, её внешних и внутренних ресурсов для предоставления организациям-членам информационных услуг в торгово-инвестиционной и торгово-экономической сферах, услуг по представлению интересов торгово-промышленных кругов, иных стандартных и эксклюзивных услуг.

Департамент выставок и конференций

Берёт на себя исполнение поручений компетентных органов и организацию торгово-экономических выставок на территории Китайской Народной Республики и за ее пределами, а также решение сопутствующих организационных вопросов; самостоятельно организует торгово-экономические выставки в Китае и за рубежом сопутствующие конференции, форумы, с акцентом на проекты направленные на создание бренда выставок.

Департамент двустороннего сотрудничества

Отвечает за создание и функционирование двусторонних механизмов сотрудничества Китайского комитета содействия развитию международной торговли в торгово-промышленной сфере, совершенствование рамок механизмов сотрудничества, расширение каналов связи, разработку должностных функций, содействие реализации проектов. Взаимодействие с коммерческими ассоциациями за рубежом, для оказания содействия в торговой и инвестиционной сфере, сборе торгово-экономической информации, оказание помощи предприятиям-членам в «выходе [на зарубежные рынки]» и зарубежным предприятиям во «вхождении [на рынок Китая]». Отвечает за разработку, планирование, организацию и осуществление мероприятий в рамках двусторонних механизмов сотрудничества. Развитие и управление членами структуры.

Департамент многостороннего сотрудничества

Отвечает за создание и функционирование многосторонних механизмов сотрудничества Китайского комитета содействия развитию международной торговли в торгово-промышленной сфере, взаимодействие с заинтересованными зарубежными организациями,
осуществление политического взаимодействия, создание структурной сети, разработку структурных планов, оказание поддержки предприятий-членов для участия в глобальном экономическом управлении и разработке международных торговых и экономических правил; укрепление организации планирования основных видов торгово-экономической деятельности, отвечает за разработку и реализацию мероприятий осуществляемых под собственным брендом, создание глобальных, межрегиональных, крупномасштабных и бредовых проектов, осуществлять развитие и управление членами структуры.

Юридический департамент

Отвечает за предоставление предприятиям-членам необходимых юридических услуг в коммерческой сфере, укрепление деловых связей с юридическим отделом Китайского комитета содействия развитию международной торговли, использование внутренних и внешних ресурсов Палаты, усиление реагирования на вызовы связанные с торговыми трениями, коммерческую медиацию, оценка убытков и определение величин страховых выплат в морском страховании, финансирование кредитного страхования, арбитраж и иные юридические услуги, за удовлетворение потребностей многочисленных организаций-членов в юридических услугах.

Учебный департамент

Отвечает за организацию и проведение ориентированной на предприятия-члены профессиональной подготовки в области торговых инвестиций, коммерческого права, практики «выхода [на зарубежные рынки]» и т.д.

Секретариат Национального комитета Китая Международной торговой палаты

Отвечает за укрепление связей с Международной торговой палатой, активное участие в разработке законодательства в сфере международной коммерции, его популяризации и внедрения; укрепление профессиональных комитетов, координацию отбора представителей китайских предприятий для участия в работе Международной торговой палаты; совместное проведение соответствующих мероприятий.

Партийный комитет

Отвечает за партийную организацию Торговой палаты, пропаганду, объединенный фронт, стабильность работы; последовательное претворение в жизнь указаний и решений партийной ячейки и партийного комитета Палаты; осуществление антикоррупционного образования, поощрение бескорыстия и контроль над соблюдением дисциплины. Создание канцелярии дисциплинарного комитета в целях укрепления работы по контролю и надзору за соблюдением дисциплины.

Основные функции

  1. Приём иностранных делегаций и организация зарубежных визитов. Приём иностранных делегаций, включая торгово-экономические делегации, прибывающие в рамках визитов руководителей иностранных государств, организация круглых столов для заинтересованных отечественных предприятий, обмен и согласование проектов; организация зарубежных визитов, включая визиты делегаций китайских предприятий сопровождающих первых лиц государства, организация для отечественных делегаций круглых столов с участием зарубежных коммерческих ассоциаций и предприятий, обмен и согласование проектов; организация визитов предприятий-членов Палаты в соответствующие страны для осуществления обмена и согласования торговых и инвестиционных проектов с местными коммерческими ассоциациями и предприятиями партнёрами.
  2. Приём приглашений для участия в диалогах правительства с предприятиями. Для концентрированного отражения проблем предприятий-членов Палаты и внесения предложений в сфере политики, приглашение представителей профильных правительственных ведомств для диалога с предприятиями, содействие в привлечении внимания правительственных ведомств и решения насущных проблем предприятий, активное участие в создании стабильной, прозрачной, предсказуемой бизнес среды.
  3. Общая координация функционирования двухсторонних и многосторонних механизмов сотрудничества в торгово-промышленной сфере. Отвечает за создание Китайским комитетом содействия развитию международной торговли (CCPIT) двусторонних и многосторонних механизмов сотрудничества в торгово-промышленной сфере с коммерческими ассоциациями и организациями иностранных государств и повседневную работу секретариата структуры; будучи уполномоченной Китайскими комитетами содействия развитию внешней торговли на местах, местными отделениями торговых палат Международной торговой палаты Китая и другими общественными организациями, берет на себя функцию связующего подразделения в рамках двусторонних и многосторонних механизмов сотрудничества в торгово-промышленной сфере. Отвечает за координацию и управление работой связующего подразделения для организации взаимных визитов делегаций китайских и иностранных предприятий, совместных обсуждений, обмена информацией, стыковки проектов, обучения и прочих мероприятий.
  4. Организация выставок и форумов на территории КНР и за ее пределами. Берёт на себя проведение организуемых Китайским комитетом содействия развитию международной торговли (CCPIT) от лица государства торгово-экономических выставок и форумов на территории Китайской Народной Республики и за ее пределами, в соответствии с требованиями рынка планирует организацию и проведение выставок и форумов внутри Китая и за рубежом; берёт на себя проведение организуемых Китайским комитетом содействия развитию международной торговли (CCPIT) самостоятельно, либо совместно с местными правительствами, отраслевыми компетентными ведомствами выставок и форумов на территории Китая; совместно с местными правительствами и отраслевыми организациями, планирует организацию выставок и форумов на территории Китая; в соответствии с потребностью рынка самостоятельно организует выставки и форумы в Китае.
  5. Подготовка работы китайского павильона на Всемирной выставке ЭКСПО. По поручению Китайского комитета содействия развитию международной торговли (CCPIT) отвечает за работу по подготовке и функционированию китайского павильона на Всемирной выставке ЭКСПО; разрабатывает план проекта, проведения строительных работ и эксплуатации национального павильона на Всемирной выставке. В соответствии с законом производит отбор поставщиков услуг в сфере дизайна, строительства и обслуживания, а также осуществляет надзор над выполнением возложенных на них задач, производит подбор китайских и зарубежных предприятий для участия в специальных мероприятиях в павильонах стран-участниц.
  6. Координация, предоставление юридических услуг в сфере международного коммерческого права. В соответствии с потребностями предприятий-членов Палаты, координирует соответствующих поставщиков услуг для приоритетного обслуживания предприятий-членов, выдачу на льготных условиях сертификатов, документов Carnet ATA для временного ввоза и вывоза товаров, а также услуги юридического консультанта, вопросы связанные с коммерческой медиацией, оценкой убытков и определением величин страховых выплат в морском страховании, регистрацией прав интеллектуальной собственности и их защитой, прочими юридическими услугами в сфере коммерческого права.
  7. Предоставление услуг по подготовке кадров в области международной коммерции и оказание информационных услуг. Обеспечивает обучение и подготовку сотрудников предприятий-членов Палаты и прочих предприятий с целью повышения квалификации по направлениям регламент и практика в сфере международной коммерции, межгосударственные различия в торговой и инвестиционной среде. Бизнес среда и регламент в экспериментальных зонах свободной торговли на территории Китайской Народной Республики, в приграничных зонах, а также зарубежных зонах торгово-экономического сотрудничества. Ответные меры при трениях, возникающих в торговой сфере, механизмы предотвращения международных коммерческих рисков, разрешение споров и т.д.; предоставляет предприятиям-членам индивидуальные информационные и корреспондирующие услуги в сфере торговли и инвестирования; предоставляет однонаправленную либо разнонаправленную информацию о спросе и предложении на международные товары и услуги.
  8. Осуществление контактов для оказания арбитражных услуг. В соответствии с потребностями предприятий-членов Палаты, в соответствии с законом, обращается в интересах предприятий-членов в заинтересованные компетентные органы для разрешения торгово-экономических и морских споров.
  9. Проведение консультаций и лоббирование по вопросам внешней торговли. Организация лоббирования интересов во внешнеэкономической сфере путем применения соответствующими отраслями антидемпинговых, антисубсидионных и защитных мер, иных торговых и инвестиционных ограничений, участие в ответных мерах при международных торгово-экономических трениях; организация консультаций в рамках отраслей, профилактика и поиск не конфронтационных путей устранения международных торгово-экономических трений.
  10. Участие в разработке и редакции регламентов и практики в сфере международной коммерции. Осуществляет отбор и продвижение китайских представителей из числа предпринимателей и специалистов на должности в международные торговые палаты и их профильные комитеты, специальные рабочие группы и прочие международные организации, представляет позицию и интересы китайских торгово-промышленных кругов и заинтересованных отраслей. Принимает участие, оказывать влияние и направлять работу, связанную с разработкой и редакцией регламентов и практики в сфере международной коммерции.
  11. Отражение требований предприятий в области международной торговли и инвестиционной политики. Занимается изучением и систематизацией требований предприятий-членов и других предприятий в области внутренней и внешней торговли и инвестиционной политики, доводит до сведения информацию о принятии соответствующих политических мер, вносит предложения по внесению изменений и дополнений в законы и нормативные акты в области международной торговли и инвестиционной политики, а также в международные договоренности.

Я зарабатываю на жизнь трудом переводчика, частью которого является этот материал.
Своё удовлетворение от прочитанного можно выразить через:
Тинькофф Банк
5536 9137 5954 7090 Илья Ц.
или
Сбербанк
4276 4000 3185 1331 Ольга Владимировна А.
или
Яндекс-Деньги
Номер кошелька
410012682044620
https://money.yandex.ru/to/410012682044620
Спасибо всем тем, кто уже оказал поддержку!

Адрес Международной торговой палаты Китая:

地址:北京市西城区桦皮厂胡同2号国际商会大厦8层
邮编:100035
网站:http://www.ccoic.cn/
邮箱:[email protected]
微信:iccchina
电话:010-82217862,82217822(会员发展)
电话:010-82217897,82217867(会员服务)
传真:010-82217890

Здание Международной торговой палаты этаж № 8. Хуапичан хутун №2. район Сичэн. г. Пекин
почтовый индекс: 100035
сайт: http://www.ccoic.cn/
email: [email protected]
Wechat: iccchin
тел: 010-82217862,82217822 (развитие членства)
тел: 010-82217897,82217867 (обслуживание членов)

подготовлено и переведено по материалам сайта Международной торговой палаты Китая

© Цай Илья. 2018 г. Москва. Все права защищены.

Международная торговая палата (МТП) (International Chamber of Commerce (ICC)) – международное некоммерческое объединение коммерческих организаций, участвующих в международной коммерческой деятельности, и ей подобных (профессиональных и деловых) национальных и местных некоммерческих объединений, в настоящее время насчитывающая несколько тысяч членов в составе 90 ее Национальных комитетов (о том, кто эго такие – см. ниже) и прямых индивидуальных членов из еще более чем 35 государств .

МТП была учреждена в октябре 1919 г. на Международной торговой конференции в г. Атлантик-Сити (Нью-Джерси, США) бизнесменами из Бельгии, Франции, Великобритании, Италии и США с целью решения многочисленных и разнообразных проблем, встающих перед участниками внешнеторговой деятельности. Согласно первоначальной редакции Конституции МТП ее создание преследовало такие цели, как "...облегчение международных коммерческих сношений, обеспечение гармонизации действий по всем вопросам международных финансов, международной промышленности и торговли, для поощрения прогресса, содействия добрососедским отношениям между странами и их гражданами, развития сотрудничества коммерсантов и их организаций, работающих в области торговли и промышленности" .

Преамбула Конституции МТП, действующей в настоящее время (ред. 2012 г.), гласит, что современная деятельность МТП направлена, в частности, на "...(*) содействие международной торговле [товарами], [развитию сферы] услуг и инвестиций, устранение препятствий и перекосов в международной торговле; (*) содействие рыночной экономике, основанной на принципе свободной и справедливой конкуренции...; (*) стимулирование экономического роста развитых и развивающихся стран с целью их более тесной интеграции в мировую экономику; (*) борьбу с протекционизмом во всех его формах, расширение международных потоков товаров, услуг, капитала и технологии...; и (*) ...соблюдение высоких стандартов, справедливости и добросовестности в международных профессиональных и деловых отношениях". Ну а если говорить не столь формально, то современная МТП занимается решением весьма многочисленных и чрезвычайно разнообразных проблем, с которыми сталкивается бизнес – начиная с разрешения споров (этим ведает Международный коммерческий арбитраж при МТП, работающий с 1923 г.) и кончая созданием международных стандартов высокого уровня с целью обеспечения единообразной практики применения права в международных торговых отношениях и облегчения унификации национального законодательства.

МТП, как я уже отмечал это в§ 5 Лекции 2, показала себя чрезвычайно деятельной организацией. Уже к началу 1922 г. (т.е. за два с небольшим года деятельности) в ее "активе" накопилось два десятка "публикаций" – гак она стала именовать свои акты . Среди первоначальных публикаций можно отметить акты, посвященные экспортным кредитам (№ 1), международным коносаментам (№ 3.1), соглашениям с иностранными банками (№ 4), торговле иностранной валютой (№ 5), торговым терминам (№ 8), контрактам на строительство (№ 9), двойному налогообложению (№ 11 и 12), коммерческому арбитражу (№ 13), патентному праву и общеизвестным товарным знакам (№ 16). В 1936 г. собранный и опубликованный еще в 1921 и 1923 гг. МТП материал, посвященный проблематике толкования международных торговых терминов, стал первой редакцией акта, сегодня известного как ИНКОТЕРМС. В 1933 г. увидели свет Унифицированные правила и обычаи МТП для документарных аккредитивов; в 1937 – первая версия Кодекса рекламной практики, в 1947 – Правила по согласительным процедурам и арбитражу, в 1949 г. – Кодекс справедливого отношения к иностранным инвестициям и т.д.

МТП – первая из встречающихся нам организаций-разработчиков международных актов частноправовой унификации, которая имеет не только центральный аппарат , но и национальные комитеты (отделения) – нечто вроде "органов на местах". В ст. 3 Конституции МТП, в частности, сказано, что в тех случаях, когда национальные и местные профессиональные и деловые объединения из какой-либо страны, являющиеся членами МТП, в то же время представляют еще и большинство секторов экономики этой самой страны, на их базе может быть создан Национальный комитет МТП. Его правовое положение определяется по законодательству государства-места создания, но в любом случае избранная для него организационно-правовая форма предполагает (а) корпоративную (членскую) структуру, (b) возможность участия в нем как юридических, так и физических лиц, (с) некоммерческий характер деятельности и (d) способность ему быть членом международных организаций – она ему необходима для того, чтобы стать так называемым прямым членом МТП. Взаимоотношения Комитета с головной организацией МТП носят договорно-корпоративный характер. Они устанавливаются и оформляются с помощью Хартии (ее образец прилагается к Конституции МТП), подписываемой, с одной стороны, председателем МТП, с другой – председателем соответствующего Национального комитета. Но эта Хартия нс будет подписана без предварительного вступления (приема) Национального комитета в МТП в качестве одного из его членов. Такое вступление (прием) происходят по решению высшего органа управления МТП и связывается, главным образом, с вопросами о том, насколько национальная организация, претендующая на членство в МТП, является представительной и, соответственно, насколько она способна исправно платить членские взносы. Всего на сегодняшний день (начало 2014 г.) всоставе ΜΤΠ 90 Национальных комитетов ; с б мая 2000 г. один из них функционирует в России .

МТП характеризуется чрезвычайно разветвленной системой органов и должностных лиц, причем разделяемых по типу выполняемых ими функций на три вида: органы (лица) (а) универсальные; (b) содержательные и (с) административные. Скажем два слова о некоторых (далеко не всех!) из них.

Высшим органом управления МТП является ежегодное общее собрание его Национальных комитетов и прямых членов, именуемое Всемирным советом МТП (ст. 5 Конституции). Именно он решает вопрос о приеме новых членов в МТП, определяет размеры членских взносов для Национальных комитетов и иных (индивидуальных) прямых своих членов, признает за заинтересованными организациями статус Национальных комитетов, а при необходимости (обычно в связи с нарушениями своих членских или договорных обязанностей) – отменяет (отзывает) таковой.

Вопрос о количестве голосов, которым располагают участники Совета (п. 4 ст. 5), решается так: Национальные комитеты, уплатившие более 3% общего объема взносов в бюджет МТП, имеют по три голоса; Национальные комитеты, доля которых в общем бюджете МТП составляет от 3/4 до 3% – по два; иные Национальные комитеты, а также все прямые члены вместе взятые (!) – по одному голосу. Кворум правомочности Совета составляет 1/3 общего числа голосов, если только в повестке дня Совета нет вопросов об изменении Конституции или о роспуске МТП – в таком случае на Совет должно собраться такое число членов, которое располагает не менее чем половиной общего числа голосов. Кворум принятия решений – простое большинство, исключая некоторые – наиболее принципиальные – вопросы, для принятия решений по которым требуется квалифицированное большинство в 2/3 числа голосов присутствующих. Это – вопросы об изменениях в периодичности и суммах членских взносов Национальных комитетов, толкования или изменения Конституции МТП, признания за организацией статуса Национального комитета или его отмены (отзыва), а также прекращения членства прямых членов МТП "для лучшего обеспечения интересов МТП".

Национальный комитет представляется на заседаниях Всемирного совета МТП аккредитованным (уполномоченным ) делегатом , назначаемым, как правило, на три года, или же кем-либо из его заместителей. О таких назначениях Национальный комитет должен заблаговременно (не менее чем за три недели до предполагаемого мероприятия с их участием) уведомить центральный аппарат МТП. Делегата для целей участия в работе Всемирного совета не следует смешивать с Национальным комиссаром (ст. 13 Конституции) – постоянным представителем Национального совета, имеющим рабочее место в штаб-квартире (центральном офисе) МТП и принимающим участие в текущей работе всех ее органов, если эта работа по каким-то причинам интересна Национальному совету, его назначившему.

Высшим органом МТП, действующим в период между заседаниями Всемирного совета, является ее Исполнительный комитет (ст. 6 Конституции). Он состоит из 27 членов, семь из которых входят в него ex officio (т.е. по должности), а еще 20 – избираются Всемирным советом МТП сроком на три года из числа лиц, отвечающих требованиям подп. (b) п. 2 ст. 6 Конституции . Исполнительный комитет принимает решения по всем вопросам текущей деятельности МТП (включая, между прочим, избрание ее должностных лиц и утверждение руководящих документов), готовит предложения по вопросам, подлежащим рассмотрению на очередном общем собрании Всемирного совета, а если их решение не терпит отлагательства – то их решает. Заседания Исполнительного комитета проводятся по крайней мере раз в квартал (четыре раза в год), а при необходимости (по инициативе Председателя МТП или не менее чем шести членов Исполнительного комитета) могут проводиться и чаще.

Высшим должностным лицом МТП, возглавляющим и организующим ее содержательную работу, а также ее единоличным исполнительным органом, представляющим МТП как юридическое лицо (действующим от имени МТП в ее отношениях с другими лицами), – является Председатель МТП. Он избирается Всемирным советом сроком на два года; будучи избранным, он вправе назначить себе заместителей, исполняющих его обязанности во время или в месте его отсутствия. Правовое положение Председателя определяется ст. 7 Конституции МТП. Внутренними же делами МТП (организационными, административными, финансовыми и пр.) ведает другое должностное лицо – Генеральный Секретарь МТП. Из ст. 9 Конституции, определяющей его правовой статус, можно понять, что это довольно своеобразная фигура, сочетающая в себе качества администратора (управляющего), казначея и корпоративного секретаря.

Постоянно действующими органами МТП, разрабатывающими и представляющими к принятию Исполнительному комитету проекты руководящих документов, являются Комиссии МТП (ст. 10 Конституции)

Они создаются, а круг их ведения определяется решениями Исполнительного комитета для выполнения конкретной работы (подготовки проекта или проектов тех или иных документов), как правило – сроком на пять лет, который (при необходимости) может быть продлен Комитетом. Руководители Комиссий назначаются Председателем МТП сроком на три года.

Наконец, постоянно действующие органы МТП, занимающиеся ее внутренними делами, называются Комитетами (п. 8 ст. 6 Конституции). Они учреждаются Исполнительным комитетом по мере возникновения необходимости в систематическом выполнении определенной однородной работы. Создание и существование двух Комитетов – финансового и по урегулированию споров – является обязательным, остальные (по должностям и кадрам, глобальной сетевой работе, по политике и комиссиям и др.) могут создаваться и ликвидироваться Исполнительным комитетом по усмотрению.

Как уже было сказано выше, для обозначения всех актов МТП можно применить один обобщающий термин – публикаций . Это общее наименование вполне отражает их единую юридическую природу и круг адресатов: все акты МТП носят исключительно рекомендательный характер и все они адресованы, в первую очередь, частным лицам-участникам международных торговых отношений. И лишь постольку, поскольку такие частные лица действительно опираются на эти акты в правовом регулировании международных торговых отношений со своим участием, содержание этих актов вынуждены применять международные коммерческие и внутренние национальные суды , разрешающие споры из соответствующих отношений, а также – принимать во внимание органы законодательной и исполнительной власти государств, резиденты которых являются участниками внешнеторговых сделок и (или) членами МТП (как прямыми, так и через свои Национальные ассоциации). Что же касается наименований конкретных актов – "Международные торговые термины", "Унифицированные правила", "Унифицированные правила и обычаи", "Типовые контракты и условия", "Руководство по заключению (составлению) контрактов" – то они, как можно видеть из этого перечня, определяются, главным образом, собственным содержанием и жанром. Во всяком случае утверждать что-нибудь насчет того, что Унифицированные правила и, скажем, Руководства для всех обязательны, а вот, скажем Термины и Типовые контракты имеют рекомендательный характер, невозможно – зависимости такого рода здесь не существует.

  • URL: iccwbo.org/about-icc/organization/national-committees-and- groups/.
  • А вовсе нс в 1920 г. во Франции, в Париже, как иногда утверждается (см., например: Гражданское и торговое право капиталистических стран: учеб. пособие / под ред. Д. М. Генкина. М., 1949. С. 53).
  • International Chamber of Commerce. – Br. № 20. The organization of the International Chamber of Commerce. Paris, 1922. P. 5. Современную версию Конституции (уставного документа) МТП – см.: URL: iccwbo.ru/documents/konstitycia_iccl.pdf (англ.). Кстати, в п. 1 ст. 1 этой самой Конституции МТП скромно говорит о себе, что она известна также как Всемирная организация бизнеса (World Business Organization).
  • Конечно, наименования конкретных актов существенно разнообразнее, но они определяются, главным образом, их содержанием и жанром, не кругом адресатов и не юридической силой (как это имеет место, скажем, у актов ЮПСИТРАЛ). Почему так – см. ниже.
  • Центральный офис (штаб-квартира) МТП находится в Париже, в доме № 33–43 по Проспекту (авеню) Президента Вильсона (это на полпути между станциями метро Трокадеро и Иена и почти напротив Эйфелевой башни, находящейся на другом берегу Сены); тел. +33 (1) 4953–2867 (общие вопросы), +33 (1) 4953–3053 (отдел экспертиз), +33 (1) 4953–2971 (арбитраж и альтернативное разрешение споров). До недавнего времени адрес штаб-квартиры был другим (38, Cours Albert ler – это по авеню Президента Вильсона до конца в сторону Лувра, практически на набережной реки Сены) – сейчас по этому адресу продолжает располагаться ряд подразделений МТП, в частности служба публикаций. Официальный сайт – URL: iccwbo.org/.
  • По состоянию на дату подготовки текста настоящей Лекции функционировало 13 Комиссий МТП – (1) по арбитражу и альтернативным процедурам урегулирования споров, (2) по банковскому делу; (3) по торговому праву и практике; (4) по конкуренции; (5) по корпоративной ответственности и борьбе с коррупцией; (6) по таможне и торговым ограничениям; (7) по электронной коммерции;

    (8) по общим вопросам экономической политики; (9) по окружающей среде и энергетике; (10) но интеллектуальной собственности; (11) по маркетингу и рекламе; (12) по налогам; (13) по торговой и инвестиционной политике. Гиперссылки на их страницы – см. здесь: URL: iccvvbo.org/about-icc/policy-commissions/.

  • Полный список более-менее актуальных "публикаций" МТП (около сотни разных документов в различных редакциях) – см.: URL: iccbooks. com/Product/CategoryInfo.aspx?cid=78. Самый полный список за 1997 г. – см. вот здесь: URL: jus.uio.no/lm/icc/doc.html; еще список (без привязки к годам) – URL: dcci.ae/portal/page?_pageid=53,24924&_dad=portal&_ schema=PORT AL