Простые и понятные способы. Как совместить разные виды обоев с цветами? Простые и понятные способы Как узнать верх и низ обоев

Тип выбранных обоев и форма комнаты определяют сложность предстоящей работы. Если раньше вам не приходилось наклеивать обои, выберите обои с произвольно совмещающимся узором (или вообще не требующие совмещения), чтобы можно было сосредоточиться на совершенствовании техники оклеивания стен, не отвлекаясь на совмещение рисунка. Учтите также, что легче наклеивать обои с готовым клеевым слоем

Перед началом работ определите направление узора (изготовители обычно помещают ВЕРХ узора в конце рулона), затем отметьте на обоях направление узора. Не слишком приятно потратить массу усилий только для того, чтобы увидеть, что обои наклеены вверх ногами! Купите нужное для работы количество рулонов и проверьте по номеру принадлежность рулонов к одной партии. Это обеспечит однотонность цвета всех рулонов.

Выбор клея

Самое важное при выборе клея — определить, нужен ли вам клей с добавкой фунгицида. Такой клей необходим для наклеивания водонепроницаемых материалов (моющиеся и виниловые обои), так как он предотвращает появление в клее плесени по мере его высыхания. Клей с фунгицидом следует также использовать, если вам пришлось удалять плесень со стен.

Тип клея указывается на этикетке рулона обоев. На пакете с порошкообразным клеем указывается, на какое количество рулонов рассчитано содержимое пакета. Примерный расход готового клея (в тубах) составляет 1 литр на три рулона.

Определив стандартную длину полотнища обоев, вычтите длину монтажного стола и отметьте на столе оставшуюся величину. После этого стол можно использовать как линейку для разметки стандартных полотнищ. Для отметки шага узора сначала совместите узор, затем отметьте его шаг на крышке стола.

Шаг 1


Медленно насыпьте сухой клей в требуемое количество воды, непрерывно перемешивая смесь, чтобы не допустить образования комков. Дайте клею отстояться и загустеть в течение рекомендованного изготовителем времени. Клей можно использовать в течение примерно недели. (Жидкий клей не содержит комков.)

Шаг 2


Измерьте высоту стены и добавьте с каждого конца по 100 мм на подгонку. Разверните рулон и разметьте полотнища. Сложите обои по меткам, загибая по краю стола. На обратной стороне полотнища отметьте верх, затем разрежьте по линии сгиба.

Шаг 3


Положите полотнище на стол так, чтобы обои чуть выступали за конец и ближнюю боковую сторону стола. Нанесите клей в центр полотнища, затем кистью размажьте его в направлении конца и края обоев.

Шаг 4


Сдвиньте полотнище так, чтобы другой ее край был выровнен по дальней стороне стола, и намажьте клеем этот край. Такой прием обеспечивает полноту покрытия краев полотнища клеем без попадания клея на стол и лицевую сторону другого полотнища. Клей, попавший на стол, сотрите влажной тканью.

Шаг 5


Сложите намазанный конец полотнища клеем внутрь и сдвиньте его вдоль стола, чтобы нанести клей на следующий участок (см. п. 3 × 4). Затем сложите и второй конец.

Шаг 6


Теперь перекиньте полотнище через руку и отнесите к оклеиваемой стене. Если обои сделаны из толстой бумаги, требуется время, чтобы клей впитался, поэтому временно отложите это полотнище в сторону и нанесите клей на следующее полотнище.

Обои с готовым клеевым слоем

Все, что вам требуется для наклеивания моющихся или виниловых обоев с готовым клеевым слоем, это пластмассовое корыто. Наполните его холодной водой и поставьте у стены.

Если наклеиваемое полотнище требует точной обрезки и подгонки, обои с готовым клеевым слоем могут начать подсыхать по краям и стыкам. Приготовьте немного обычного клея для подклейки краев.


Отрежьте полотнище нужной длины с учетом припусков и сверните в рулон лицевой стороной вверх и верхним концом наружу. Погрузите рулон в корыто на требуемое — время.


Взявшись за верхний край рулона, протащите его по стене вверх, к потолку. Избыток воды будет стекать в корыто. Подгоните, разгладьте и обрежьте обои.

Линию верха обоев наносят всегда, кроме случая, когда обои наклеивают впритык к потолку. Необходимое расстояние от до верха обоев отмечают карандашом или мелом в углах помещения каждой стены. Затем шнуром, натертым пигментом или углем и натянутым между двумя точками в разных углах на стене, отбивают линию.
В некоторых помещениях линия не всегда параллельна отметке линии верха обоев, поэтому ее целесообразно проверить водяным уровнем.

Водяной уровень можно изготовить из резиновой трубки длиной 400- 500 см, на концы которой надеты стеклянные трубки длиной 20-25 см. Резиновую трубку наполняют водой и приводят в вертикальное положение таким образом, чтобы стеклянные трубки были параллельны друг другу. Уровень воды в трубках, установившийся по принципу сообщающихся сосудов, отмечается стеклографом. Отметки линии верха обоев водяным уровнем необходимо осуществлять вдвоем.

Для этого отметку на одной из стеклянных трубок устанавливают на отметку на стене. Отметку второй трубки совмещают с другой отметкой.

Если уровень воды не совпадает с отметкой на стене, ее необходимо переставить. Проклейку или огрунтовку поверхностей выполняют разведенными клеевыми составами или мастиками, предназначенными для наклейки пленочных и рулонных материалов. Проклейка или огрунтовка необходима для закрепления мельчайших песчинок и других пылевидных частиц, которые могут повлиять на качество клеевого соединения.

Как получить ровную линию верха обоев

Линию верха обоев наносят всегда, кроме случая, когда обои наклеивают впритык к потолку. Необходимое расстояние от потолка до верха обоев отмечают карандашом или мелом в углах помещения каждой стены. Затем шнуром, натертым пигментом или углем и натянутым между двумя точками в разных углах на стене, отбивают линию.

В некоторых помещениях линия потолка не всегда параллельна отметке линии верха обоев, поэтому ее целесообразно проверить водяным уровнем. Водяной уровень можно изготовить из резиновой трубки длиной 400- 500 см, на концы которой надеты стеклянные трубки длиной 20-25 см. Резиновую трубку наполняют водой и приводят в вертикальное положение таким образом, чтобы стеклянные трубки были параллельны друг другу. Уровень воды в трубках, установившийся по принципу сообщающихся сосудов, отмечается стеклографом. Отметки линии верха обоев водяным уровнем необходимо осуществлять вдвоем. Для этого отметку на одной из стеклянных трубок устанавливают на отметку на стене. Отметку второй трубки совмещают с другой отметкой. Если уровень воды не совпадает с отметкой на стене, ее необходимо переставить.

Проклейку или огрунтовку поверхностей выполняют разведенными клеевыми составами или мастиками, предназначенными для наклейки пленочных и рулонных материалов. Проклейка или огрунтовка необходима для закрепления мельчайших песчинок и других пылевидных частиц, которые могут повлиять на качество клеевого соединения.

Перед наклеиванием простых бумажных обоев поверхность проклеивают клейстером. Сначала делают отводку - промазывание стены полосой 4-6 см по линии верха обоев, у проемов, в углах и плинтусах. Затем проклеивают всю поверхность с помощью маховой кисти.

Наклеивают бумагу (макулатуру) при первичной оклейке с целью выравнивания поверхности. Для этого используют тонкую бумагу (например газеты), которая лучше приклеивается к свежеоштукатуренной поверхности. Подготовленную бумагу, нарезанную одинаковыми кусками, укладывают в стопку. Маховой кистью наносят клей на верхний лист, который затем наклеивают на стену. Наклеенный лист разглаживают ветошью до исчезновения морщин и пузырей. Тонкую бумагу наклеивают внахлестку, более плотную - впритык. После высыхания бумаги оставшиеся морщины и неровности зачищают наждачной бумагой.

Поверхности, предназначенные под оклейку пленками на бумажной основе, следует огрунтовать олифой и прошпатлевать, т. е. подготовить так, как готовят поверхность под масляную окраску.
Если обои накладывают на гладкие ровные поверхности (гипсовые, бетонные), то поверхность огрунтовывают растворами клея КМЦ, мастиками «Бустилат» или «Гумилакс» (в зависимости от того, какой клей будет использован для приклеивания обоев). Так же огрунтовывают поверхность для наклеивания пеноплена.

Поверхность под отделку пленками на тканевой основе огрунтовывают растворами мастик «Бустилат» или «Гумилакс».

Поверхности под оклейку безосновными и самоклеящимися пленками, а также винистеном следует готовить так же, как под высококачественную масляную покраску.

ПОДГОТОВКА И НАКЛЕЙКА ОБОЕВ

Подготовка обоев к наклеиванию заключается в нарезке рулонов на полотнища и обрезке кромки полотнища. Обрезать кромки можно после нанесения клея В этом случае клеи не попадет на соседнее полотнище Однако удобнее обрезать полотнище до нанесения клея
Чтобы на наклеенных обоях не было теней от выступающих полотнищ, необходимо, стоя спиной к окну, на правой стене клеить обон с обрезанной правом кромкой, на левой - с обрезанной левой. Если окон несколько, то располагают обрезанную кромку так, чтобы не было тени от света, падающего от ближайшего окна. Прежде чем приступить к оклейке, необходимо подготовить рабочее место, на котором полотнища будут намазываться клеем. Удобнее проводить эту операцию на столе, в крайнем случае, на полу. Выбранное место должно быть накрыто материей илн плотной бумаюй для предохранения от загрязнения клеем. Следует иметь две щетки или кисть и щетку: одну для намазывания клея, другую, типа одежной или сапожной, - для разглаживания наклеенных полотнищ
Наклейку обоев рекомендуется проводить вдвоем, если же работает один человек, то нужна щетка типа половой для подметания мусора (две сапожные щетки, жестко скрепленные на колодке), длина которой должна быть равна ширине рулона.
Перед нарезкой рулоны сортируют по оттенкам: более светлые используют для оклейки стены с окнами, более темные - для стены, расположенном против окна.
При нарезке полотнищ необходимо следить, чтобы совпадали рисунки. Они бывают парные, то есть одинаково расположенные один против другого по обеим кромкам, и непарные Отрезать полотнище следует точно под прямим углом к кромке. Для облегчения этой операции желательно натянуть на высоте 30-40 мм над рабочим столом (строго перпендикулярно его кромке) тонкий шнурок контрастного по отношению к обоям цвета. Если обон хорошего качества (не маркие), то для получения прямого угла нх складывают вдвое, точно по отметке, кромку на кромку, и приглаживают линию изгиба

Чтобы концы полотнищ не заворачивались нх прижимают каким-либо грузом Затем укладывают полотнища стопкоп, сдвигая каждое на 20-30 мм относительно нижележащего. Не рекомендуется заготавливать стопку полотнищ более чем на одну стену
Клей (клейстер) для намазывания должен находиться около рабочего места в посуде, не намного большей по размерам, чем щетка (кисть) для нанесения клея. Рядом с посудой желательно расстелить кусок бумаги (обоев) для снятия со щетки излишков клея.
Намазывание проводят от середины к концам. Если длина стола меньше длины полотнища, то, намазав первую половину, опускают ее со стола и наносят клей на вторую половину.
После нанесения клея полотнище складывают. Отступив от его верха на 200-250 мм, прикладывают намазанную клеем сторону так, чтобы образовалась «гармошка» (пакет) высотой 1000- 1200 мм с концом («языком») 200-250 мм. Можно обрезать кромку после сборки полотнища в пакет, это предохраняет от затекания клея на декоративную (лицевую) сторону полотнища. Кроме того, ножницы выжимают клеи с линии реза, то есть он не попадает на видимую кромкл полотнища.
Намазанное полотнище рекомендуется складывать в «гармошку» (пакет), так как при наклейке случайное касание пакетом уже приклеенных полотнищ не пачкает их. Прн работе вдвоем один, находясь на , приставляет «язык» пакета к нанесенной на стене линии верха обоев, а второй, стоя на полу, оттягивает пакет, чтобы он не касался стены Затем стоящий наверху постепенно разворачивает «гармошку» (пакет), добиваясь точного совпадения рисунка на уже приклеенном полотнище и на «гармошке» (пакете), а второй в это время оттягивает от стены еще не приклеенную часть пакета
Когда весь пакет развернут и обеспечена вертикальность полотнища при совпадении рисунка, чистой щеткой разглаживают полотнище. Первые движения щеткой делают поперек, а затем - сверху вниз. При марких обоях приклейку проводят торцеванием - легкими ударами щетки, без смещения ее В обоих случаях необходимо стремиться к равномерному выжиманию воздуха из-под полотнища, не допуская образования складок, вздутия, растяжения. Особенно внимательно начо относиться к приклеиванию кромок: нельзя допускать растяжения и\, так как при этом искажается рисунок Это мешает точной подгонке следующего полотнища Поэтому рекомендуется наклеивать обои над дверью, над и под окнами сразу же после полномерных полотнищ. Если оставлять малые полотнища для наклейки в последнюю очередь, то могут возникнуть трудности с подгонкой рисунка.
При оклейке углов не желательно использовать полотнища полной ширины, так как часто бывают незаметные искажения формы углов, н полотнище при укладке образует морщины, вздутие и т. п. В этих случаях обрезают полотнище так, чтобы на соседнюю стенку выступила полоса 30-50 мм. Следующее полотнище накладывается обрезанной кромкой на эту полосу. Аналогично поступают при оклейке ниш, выступов стен
Если наклейку проводит один человек, то после нанесения клея и сгиба пакета «язык» заворачивают на сухую широкую щетку, прижимают большим пальцем руки, которая дальше от окна, и поднимают ее над головой Второй рукой подхватывают низ пакета. Затем поднимаются с пакетом по лестнице, разворачивают его н, продолжая держать «язык» над головой, второй рукой приклеивают к стене, добиваясь вертикальности кромки и совпадения рисунка Полотнище прижимают только после точной подгонки рисунка. Для облегчения работы сразу же после наклейки первого полотнища наносят на стенку горизонтальную линию от наиболее яркого элемента рисунка - обычно на расстоянии 200-300 мм от линии верха обоев.
Бордюр нли фриз наклеиваются аналогично обоям. Если наклейку проводит один человек, то фриз (бордюр) режут на к>ски длиной около 2 м, затем каждый из них намазывают клеем, складывают вдвое и, поднявшись на лестницу, приклеивают. Потолок оклеивают таким же образом. Рекомендуется располагать полотнища параллельно стене с окнами необрезанной кромкой от окна. Обычно для потолков применяют обои без рисунков. Однако имеются специальные с рисунком, выполненные микой - бесцветной, немного блестящей краской, поэтому рисунок малозаметен, он дает отблеск только при соответств) ющем освещении.

Для точной подгонки рисунка таких обоев необходимо на кромках всех полотнищ проставить мягким карандашом «галочки» на равном расстоянии от конца полотнищ. На потолке проводят линию, с которой совмещают «галочки». После высыхания клейстера их снимают мятым мякишем белого хлеба.

Оклеивание обоями

ОКЛЕИВАНИЕ ОБОЯМИ

Поверхности отделывают рулонным материалом при строительстве жилых и общественных зданий. Обойные работы выполняют в определенной техно­логической последовательности. Оклеивать поверх­ности можно бумажными обоями всех видов, рулон­ными материалами на тканевой и бумажной под­основе и безосновными синтетическими пленками.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕРХНОСТЯМ

В помещениях перед оклеиванием рулонными от­делочными материалами должны быть выполнены все скрытые санитарно-технические, электромон­тажные и слаботочные проводки, кроме установки розеток и крышек выключателей. Кроме этого, дол­жны быть выполнены все малярные работы, за ис­ключением окрашивания полов, плинтусов и налич­ников. В помещениях, оклеиваемых рулонными материалами, нужно круглосуточно поддерживать температуру воздуха не ниже 10 °С и относительную влажность не выше 70%. В процессе подготовки и оклеивания освещенность поверхностей помещений не должна быть ниже 100 лк.

Рулонные отделочные материалы должны быть заранее подобраны и заготовлены по цвету и разме­ру с учетом функционального назначения помеще­ния, его размеров, ориентации по сторонам света и освещенности. Комбинированное склеивание рулон­ными материалами допускается по согласованию с заказчиком.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Подготовка поверхностей. Поверхности всех ви­дов, подлежащие оклеиванию рулонными материа­лами, должны отвечать требованиям СНиП 3.04.01.87 (очищены от всех видов загрязнений, вос­становлены и огрунтованы в зависимости от матери­ала основания). Под оклейку обоями поверхности конструкций грунтуют поливинилацетатной водной эмульсией 7% -ной концентрации. Под окраску со- ставами, содержащими известь, поверхности грун­туют квасцовой грунтовкой, подогретой до 50-60 °С. На подготовленных поверхностях всех видов не должно быть следующих дефектов: загрязнений в виде пыли, брызг раствора (рис. 44),
жировых и би­тумных пятен, выступивших солей; трещин в мес­тах сопряжения и усадочных трещин с раскрытием более 3 мм; раковин, наплывов, впадин на любом участке поверхности площадью 200 х 200 мм более 5 шт.; неровностей - более 3 глубиной или высо­той до 5 мм включительно для простых бумажных.обоев и до 3 мм для остальных видов рулонных ма­териалов (рис. 45). Допускаемые отклонения плос­кости от вертикали или горизонтали - 15 мм на всю высоту (длину) помещений для простых бумаж­ных обоев и 1 мм на 1 м высоты (длины), но не бо­лее 10 мм на всю высоту (длину) помещения для ос­тальных видов рулонных материалов. Влажность поверхностей оклеиваемых конструкций не долж­на превышать: для древесины - 12%, для осталь­ных материалов - 8%.
Для очистки поверхностей при больших объемах работ применяют затирочные машины СО-86А.

Перед нанесением клея на поверхности и склеива­нием их макулатурой с верхней части стены снима­ют набелы, которые размывают теплой водой. После высушивания эти места обрабатывают ручником, тщательно размывая остатки набела раствором клея. Линии верха обоев наносят на поверхности двумя способами: роликом в помещениях, перекрытых же­лезобетонными панелями на комнату, и шнуром - в помещениях с многопустотными настилами (рис. 47).

Клей наносят участками (захватками), чтобы до склеивания макулатурой поверхность успела слегка просохнуть. Кистью-ручником наносят клей на верх­нюю часть стен, затем в углах по периметру проемов и ниш радиаторов и у пола: всю остальную поверх­ность стен проклеивают с помощью макловицы или маховых валиков. Затем наклеивают макулатуру. При облицовывании поверхностей листовыми мате­риалами индустриального производства бумагой ок­леивают только стыки.

Подготовка старых поверхностей. При подготов­ке поверхностей, ранее оклеенных простыми обо­ями, под оклейку такими же обоями необходимо вначале осмотреть поверхность, все отставшие и сла­бо приклеенные обои оторвать, заклеив эти места бумагой (рис. 48). Все гвозди и костыли нужно вы­нуть, а отверстия замазать гипсовым раствором и после просушки заклеить бумагой.

При подготовке поверхностей, ранее оклеенных простыми обоями, под оклейку плотными высокока­чественными обоями следует старые обои полностью удалить, иначе в результате высыхания новые плот­ные обои оторвут старый слой.

При подготовке поверхностей, ранее окрашенных клеевой краской, независимо от сорта обоев удаля­ют набелы.

При подготовке поверхностей, ранее окрашенных масляной краской (рис. 49), под оклейку обоями удаляют местные шелушения краски, проклеивают эти места бумагой или шпатлюют и приступают к склеиванию, не делая предварительную проклейку поверхностей.

Подготовка рулонных материалов к наклеива­нию. Рулонные материалы заготовляют и комплек­туют в зависимости от объема работ. Работы выпол­няют централизованно или непосредственно на мес­те перед склеиванием (рис. 50).

Рис. 50. Раскрой полотнищ по длине

Рулонные отделочные материалы нарезают на от­дельные полотнища по длине. Бумажные обои, по­ставляемые на объекты в бобинах, должны иметь по­перечную перфорацию. Полотнища рулонных отде­лочных материалов должны иметь длину, заданную проектом в соответствии с высотой помещения с уче­том допуска на совмещение рисунка и усадку при их проклеивании.

Все виды бумажных обоев рекомендуется заготов­лять централизованно на объектах комплектации. Кромки обоев обрезают с одной или двух сторон в за­висимости от сорта обоев и принятого способа накле­ивания. Простые обои наклеивают внахлестку, вы­сокого качества - впритык. Поэтому в первом слу­чае кромки обрезают с одной стороны, а во втором - с двух. При обрезке одной из кромок следует знать, с какой стороны полотнища нужно обрезать кромки, так как при наклеивании обоев внахлестку кромка накладываемой полосы обоев всегда должна быть обращена к свету. При склеивании стены, находя­щейся против окна, и наружной стены, в которой размещены окна, можно обрезать любую кромку. Принято половину заготовленных рулонов обрезать с правой, а другую половину - с левой стороны, что в значительной степени упрощает обрезку кромок, выполняемую централизованно в мастерской. Для ручной обрезки применяют конторские ножницы с удлиненными лезвиями, для механизированной - своеобразную машину.

ТЕХНОЛОГИЯ ОКЛЕИВАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ОБОЯМИ И ПЛЕНКАМИ

Требования к производству работ (СНиП 3.04.01.87) (табл. 17). При склеивании оснований бумагой отдельными полосами или листами расстояние между ними должно быть 10-12 мм.

Полотнища бумажных обоев следует приклеивать после их набухания и пропитки клеевым составом. Дополнительный слой клеевой проклейки следует наносить по периметру оконных и дверных проемов, по контуру и в углах отделываемой поверхности полосой шириной 75-80 мм в момент начала загустения основного слоя.

Обои поверхностной плотностью до 100 г/м2 необходимо наклеивать внахлестку, 100 г/м2 и более - впритык. При стыковании полотнищ внахлестку оклейку ведут в направлении от световых проемов без устройства стыков вертикальных рядов полотнищ на пересечениях плоскостей (рис. 51).


При оклейке поверхностей синтетическими обоями на бумажной или тканевой подоснове углы стен необходимо оклеивать целым полотнищем. Пятна клея на поверхности обоев необходимо удалять немедленно.

Вертикальные кромки смежных полотнищ текстовинита и пленок на тканевой подоснове должны при наклейке перекрывать по ширине предыдущие полотнища с нахлесткой 3-4 мм. Обрезают перекрывающиеся кромки, когда клеевая прослойка полностью высохнет, и после удаления кромки дополнительно наносят клей в местах приклейки кромок смежных полотнищ.

При наклеивании ворсовых обоев полотнища приглаживают в одном направлении.

При производстве обойных работ помещения до полной просушки обоев необходимо предохранять от сквозняков и прямого воздействия солнечных лучей. Необходимо поддерживать постоянный влажностный режим и температуру воздуха не выше 23 °С.

Последовательность наклеивания обоев. Перед наклеиванием обои подбирают по оттенкам, так как часто обои одного и того же цвета отличаются насыщенностью тона. Более темные куски наклеивают на светлую сторону комнаты, а более светлые - на темную. Наклеивать обои начинают после того, как бумага на стенах совершенно просохнет.

Нарезанные полотнища укладывают на предварительно постеленную на полу бумагу лицевой стороной вниз, чтобы каждое нижележащее полотнище выступало на 1,5-2 см, т. е. на ширину кромки. Раствор клея наносят жирной и широкой полосой по-середине полотнища обоев, а затем растушевывают ее сначала поперечными движениями кисти, а потом продольными, распределяя клей равномерно по всему полотнищу обоев, оставляя непромазанной полосу обоев у срезанной кромки. Эту полоску намазывают в последнюю очередь короткими движениями, держа кисть под углом 30-40° к кромке. При больших объемах работ клей на обои целесообразно наносить с помощью специальной установки.

Намазывать обои следует раствором клея температурой не выше 20-30 °С. Наносят клеевой состав на обои массой 100 г/м2 один раз. Обои массой 120 г/м2 и более промазывают клеевым составом дважды и выдерживают до 20 мин после каждой промазки. Расход клеевого состава при одноразовом нанесении на обои не должен превышать 160 г/м2, при двухразовом - 200 г/м2.

Промазанное полотнище подают сложенным втрое, лицевой стороной вверх; при этом верхняя часть полотнища должна несколько выступать, чтобы его легче было брать.

Оклеивание стен следует начинать с угла помещения и вести по направлению от окна к двери. Перед наклеиванием рулонных материалов на стене намечают вертикальную линию, для этого отмечают от угла вверху стены расстояние, равное ширине полотнища, и, сделав отметку, по отвесу наносят вторую отметку внизу. Между отметками отбивают сплошную линию намеленным шнуром, по которой строго вертикально наклеивают первое полотнище (рис. 52, 53).


Остальные полотнища наклеивают, ориентируясь на линию необрезанной кромки первого полотна (рис. 54).

При наклеивании полотнище прикладывают верхним концом к стене, приглаживая его ветошью или волосяной щеткой, прижимают к стене середину полотнища, после этого разравнивают остальную его часть/Участки поверхности над дверьми и у окон оклеивают кусками обоев, которые остаются при раскройке полотнища.

Оклеивание потолков бумажными обоями выполняют в такой последовательности: наносят клеевой состав на полотнище обоев; оклеивают потолочные поверхности обоями; подгоняют полотнища в местах примыкания и удаляют следы клея.

Потолок оклеивают со столика обойщика, начиная от окна в поперечном направлении комнаты. Основную часть первого полотнища приклеивают к потолку, приглаживая от центра к краям и, перекрывая угол, наклеивают на стену, которая имеет окно, с напуском в 10см. Края полотнища заводят на поперечные стены также с напуском 10 см. Следующие полотнища наклеивают внахлест шириной 1-1,5 см на первое и последующие полотнища (рис. 55).

Оклеивание начинают от одной стены, к которой прижимают конец намазанного полотнища на расстоянии 10 см от потолка. Затем полотнище, разгладив от середины к краям, прижимают к углу и потолку, двигаясь к противоположной стене, на которую наклеивают второй конец полотнища с напуском 10 см.

Оклеивание стен рулонными материалами на основе полимеров. Материалами на тканевой подоснове оклеивают поверхности, имеющие высококачественную подготовку. Поверхности повышенной заводской готовности шпатлюют один раз, а остальные подготавливают аналогично поверхностям под высококачественную окраску.

Работы выполняют в следующем порядке: размечают и нарезают полотнища; наносят клеевой состав на стены, затем на полотнища; наклеивают полотнища; прирезают места примыканий и швы; обрабатывают стыки; очищают обои от клеящего состава.

Материалы на тканевой подоснове наклеивают внахлест с последующей прирезкой кромок по металлической линейке. Кромки отгибают, промазывают клеем и прижимают, удаляя выступивший на поверхность клей. Для наклеивания пленок используют дисперсию ПВА или клей «Бустилат» (рис. 56, 57).Подготовка поверхностей под склеивание стен водостойкими обоями и рулонными материалами на бумажной подоснове зависит от материала поверхности, его заводской готовности и применяемых рулонных материалов. Поверхности, подлежащие оклеиванию влагостойкими обоими, грунтуют составом «Мыловар», который централизованно приготовляют из концентрата грунтовки. Сплошное шпатлевание выполняет звено рабочих. Шпатлевку наносят на поверхность деревянным шпателем ровным слоем толщиной до 2 мм, сглаживая ее сверху вниз и слева направо. При нанесении и сглаживании шпатлевки шпатель держат под углом 10-15° к поверхности.

Работы выполняют в такой последовательности: приготовляют клей; приклеивают поверхности; на-резают полотнища; промазывают клеем по периметру стены, наносят клей на полотнище; оклеивают стены, подгоняя полотнища в местах примыкания.

Влагостойкими обоями оклеивают поверхность (с подготовкой рисунка) внахлест; пленками «Изоплен» внахлестку с прирезанием кромок и заглаживанием, пленками «Пеноплен» - встык.
Перед склеиванием линкрустом поверхности шпатлюют, шлифуют пемзой и проклеивают клейстером. Полотнища линкруста перед обрезкой кромок и раскроем необходимо размочить в течение 3-5 мин в горячей воде при температуре 50-60 °С, после чего материал выдерживают во влажном состоянии в течение 6-10 ч. Стены и обратную сторону линкруста намазывают ровным слоем клея с помощью маховой кисти или макловицы. Полотнища приклеивают встык, плотно прижимая одно к другому, ч

Безосновной поливинилхлоридной пленкой оклеивают стены, потолки, двери и мебель. Поверхность под прозрачные пленки должна быть гладкая, предварительно отшлифованная. Несохнущий клеевой состав на обратной стороне пленки, нанесенный на заводе-изготовителе, защищен бумажной подложкой. Перед наклеиванием ее снимают. Обнаженным и слегка увлажненным клеевым слоем пленку прикладывают к поверхности и разглаживают. Морщины, складки и пузыри не допускаются (рис. 58).

По поверхности, имеющей подготовку как под масляную краску, безосновные пленки наклеивают на клее «Бустилат». Полотнища наклеивают внахлест не менее 1 см. При склеивании встроенной мебели и дверей полотнища укладывают встык с при- резкой кромок; при необходимости края полотнищ подклеивают на 3-5 см.

При устройстве панелей из отдельных листов или плит их предварительно обтягивают пленкой, завернув ее за края листов. Листы или плиты крепят к поверхности с помощью раскладок или нащельников и шурупов.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОБОЙНЫХ РАБОТ

1. Ножницы.
2. Валик для разравнивания наклеенных обоев.
3. Щетка для разглаживания обоев.
4. Кисть для намазывания клея.
5. Отвес.
6. Линейка.
7. Роликовый нож.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА ПОВЕРХНОСТЕЙ, ОКЛЕЕННЫХ
ОБОЯМИ И ПЛЕНКОЙ

Возможные дефекты при обойных работах, причины их появления и способы устранения

Дефекты

Причины появления

Способы устранения

Полное и частичное отслаивание обоев около карнизов

Оклеивание по поверхностям, ранее окрашенным водными составами; слишком быстро высыхают обои из-за сквозняков или чрезмерного отопления; применение слабого клея при плотных обоях

Отогнуть отклеившуюся часть обоев, растушевать клеем набел на поверхности, промазать обои клеем, выдержать для набухания и затем подклеить; устранить сквозняки; использовать клей в соответствии с плотностью обоев

Пузыри, морщины и пр.

Замедленное высыхание; низкая температура; применение крепкого клея на тонких обоях; небрежное разглаживание; обои недостаточно выдержаны после намазывания клеем

Обои переклеить; принять меры к повышению температуры в помещении, устранив причины недостаточной вентиляции; применить клей в соответствии с плотностью обоев; лучше разглаживать обои; выдерживать смазанные обои для набухания

Полотна расположены наклонно

Работа произведена без отвеса

Переклеить обои; первое полотнище наклеить строго по отвесу

Рисунок не совпадает

Плохо подобран рисунок при наклеивании обоев

Переклеить, учитывая точное совпадение рисунка смежных полотнищ

Утолщенный шов

Оклеивание по старым обоям без предварительной очистки швов или внахлестку при плотных обоях

Переклеить обои, зачистив швы ранее наклеенных обоев; наклеивание плотных обоев произвести впритык

Заметны швы

Оклеено внахлестку против света

Переклеить, зачистив швы и произведя наклеивание обоев, начиная от оконного проема

Обои загрязнены, кромки залиты, клейстер просачивается через обои

Угол заклеен целым полотном; не сделана обрезка с припуском на 1,5-2 см

Переклеить обои, делая припуск полотнища обоев на смежную стену не более 1,5-2 см

Обои у наличников и плинтусов отстает

Места у наличников и плинтусов перед наклеиванием обоев не были промазаны клейстером

Отогнув обои, тщательно приклеить поверхность у плинтусов и наличников; промазать клеем обои, дать набухнуть и затем подклеить, разгладив

Просматривается цвет нижележащих обоев

При изготовлении обоев применены анилиновые красители вместо пигментов

Переклеить, заменив обои

Твердые вкрапления по обоями

Клейстер или поверхность загрязнены твердыми частицами

Переклеить обои на клее, процеженном через сито; зачистить поверхности

ТРЕБОВАНИЯ СНиП К КАЧЕСТВУ ОБОЙНЫХ РАБОТ Обойные работы. При приемке работ проверяют соответствие обоев образцам, утвержденным авторским надзором. Обойные работы принимают только после просушки оклеенных обоями поверхностей или после наклеенного линкруста. Качество обойных работ должно удовлетворять следующим требованиям: - на оклеенных поверхностях не должно быть пузырей и пятен; - все полотнища должны иметь одинаковый цвет и оттенок; - пригонка рисунка на стыках должна быть точной - с допусками не более +0,5 мм; - пропуски, подклейки и отслоения не допускаются; - места соединения обоев при наклеивании впритык не должны быть заметны на расстоянии 3 м. При наклеивании обоев внахлестку кромка полотнища должна быть обращена к свету - в сторону окон.

Обработан

Чувства животных и человека Милн Лорус Джонсон

Глава 16 Где верх, где низ?

Где верх, где низ?

Наблюдая за малышом, который при попытке сохранить равновесие старается соотнести движения ног с положением гибкого позвоночника, не вспоминаем ли мы о том, как от года до двух с половиной лет сами прилагали огромные усилия, чтобы выполнить эту задачу? Нам потребовались годы практики, прежде чем мы смогли, не расплескав, пронести полный стакан воды. Сначала мы хватали стакан обеими руками и не сводили с него глаз - при этом ноги сами выбирали по возможности лучший путь. Позже нам приходилось проявлять такое же усердное прилежание, чтобы пронести неглубокую тарелку с супом. Вспоминаем ли мы об этих трудностях детства, когда видим официантку, лавирующую в узком проходе, оставленном посетителями между близко сдвинутыми столами, у которой на одной руке балансирует несколько полных тарелок? Или наблюдающего за ней официанта, непринужденно поднявшего над плечом полный поднос суповых чашек?

Если поразмыслить над всеми этими «уменьями», то мы, вероятно, придем к выводу, что усовершенствовали прежде всего мышечный контроль, связанный с кинестетическим чувством. Мы должны держаться прямо и улавливать легкие колебания веса, по мере того как жидкость переливается на одну сторону сосуда, чтобы вовремя сделать мышечное усилие и поддержать постоянный уровень жидкости в тарелке. Цирковой акробат, исполняющий номер на натянутой проволоке, предъявляет подобные требования к своей нервной системе. Но насколько это «уменье» зависит от чувствительных органов, находящихся в наших мышцах, сухожилиях и суставах? Сумеем ли мы продемонстрировать такие же чудеса равновесия в полной темноте или с закрытыми глазами? Когда мы в детстве приобретали эти навыки, глаза быстрее, чем кинестетические рецепторы, предупреждали нас о том, что мы сами (или предмет, который мы несем) отклоняемся от положения неустойчивой стабильности.

Многие из нас, будучи детьми, проверяли свои сенсорные приспособления, связанные с гравитацией, и убеждались, что у нас в голове имеется другая рецепторная система. Мы становились на полянке, раскинув руки, и начинали кружиться подобно дервишам, пока ноги у нас не подкашивались. Мы поднимались и падали тут же снова, пока ноги опять не становились послушными, а в глазах не прояснялось. Но мы убеждались, что с трудом освоенная координация мышц и способность корректировать позу с помощью зрительных сигналов может быть временно сведена к нулю. Для этого нам нужно только очень сильно возбудить те образования, которые великий американский психолог и философ Вильям Джеймс назвал «уровнями духа» в нашем теле. У нас в каждом внутреннем ухе имеется особый орган, состоящий из трех полукружных каналов и одного маленького чувствительного мешочка, в котором находится крошечный известковый кристаллик, подвешенный в жидкости поблизости от рецепторных клеток. Эти образования служат для нас встроенными эквивалентами электрического индикатора авиагоризонта, который так необходим пилоту на приборной доске современного самолета.

Наши «уровни духа» реагируют только на перемену положения тела или изменения в скорости движения. При этих изменениях жидкость, заполняющая полукружные каналы, должна перемещаться, чтобы вызвать определенное ощущение, которое исчезает меньше чем через полминуты после прекращения изменений. Специальные чувствительные мешочки, связанные с этими каналами, реагируют на положение нашего тела и когда мы стоим, и когда двигаемся с неизменной скоростью. До тех пор пока органы внутреннего уха не повреждены и кинестетическое чувство не нарушено, нашему телу нетрудно оставаться в темноте в вертикальном положении или даже перенести открытый сосуд с жидкостью - ведь когда-то мы уже научились пользоваться этими чувствительными органами.

Удивительно, как долго может сохраняться это развитое в раннем детстве чувство равновесия. Многие пожилые люди, которые с детства не садились на велосипед и не предполагали, что могут снова удержаться на нем, решившись на этот подвиг, обнаруживают, что умеют легко и свободно владеть рулем. Если в детстве человек научился управлять велосипедом «без рук», лишь слегка наклоняя туловище, то через несколько минут езды он обнаружит, что опять может проделать этот трюк.

Подсознательно мы всецело полагаемся на кинестетическое чувство и органы равновесия во внутреннем ухе и редко задумываемся над тем, что значило бы для нас повреждение этих органов. Но однажды наш приятель по колледжу, бросив одну реплику, заставил нас в какой-то степени осознать это. Войдя утром в класс после необычайно сильного снегопада, из-за которого было трудно идти пешком, наш приятель признался, как бы ему хотелось, чтобы при комнатах в общежитии имелся не только душ, но и ванна. Тогда ему не пришлось бы жить в меблированной комнате далеко от колледжа. Мы не могли уловить никакой связи между его словами, пока он не объяснил, что в детстве болел полиомиелитом, от которого, по-видимому, вылечился, но после болезни его ноги почти полностью утратили кинестетическую чувствительность. В ванне он мог мыться, не боясь упасть, а когда пользовался душем, почти всегда падал, если ему приходилось закрыть глаза на несколько секунд, из-за того что в них попало мыло или по какой-либо другой причине. Он мог стоять или ходить только с открытыми глазами.

Довольно значительное число людей страдают от врожденных дефектов внутреннего уха. Это глухонемые, большинство из которых нельзя вылечить, но можно научить говорить или понимать речь других людей по губам. Как правило, они теряют также и нормальное чувство равновесия из-за расстройства органов, находящихся в ухе. Инвалиды компенсируют этот недостаток, обращая большее внимание на кинестетическое чувство и зрительные сигналы. Они могут даже осознавать, что в отличие от других людей обладают иммунитетом к головокружению, возникающему при вращении, и к «транспортной» тошноте, начинающейся из-за чрезмерного возбуждения внутреннего уха. Обычно эти люди прекрасно понимают, насколько важны чувства-компенсаторы. Входя в воду, они должны держаться мелких мест, иначе могут утонуть, так как без кинестетических сигналов, обусловленных весом тела, не скомпенсированным выталкивающей силой воды, им трудно определить, какая сторона их тела наверху, а какая - внизу. Такие люди, если они к тому же и слепы, обычно не могут сохранять равновесие более чем одну или две секунды, если их попросить постоять на одной ноге.

В самолете возникает новое затруднение, которое мешает даже здоровым людям определить, где верх, а где низ. Любые изменения в скорости, направлении или высоте движения самолета раздражают наши рецепторы внутреннего уха. Они вызывают ощущения, которые часто могут перейти в твердую уверенность, что происходит нечто противоположное показаниям приборов. При длительном планирующем спуске, подлетая к аэродрому, пилот может встретить густое облако как раз в тот момент, когда он выпускает щитки или шасси. Самолет быстро сбавляет скорость, и внутреннее ухо пилота сообщает ему, что или он сам слишком наклоняется, или самолет идет в пике. Но пилот знает, что он не наклонялся вперед. Если пилот игнорирует приборы и «управляет задним местом», он скорее всего начнет задирать нос самолета, все замедляя полет, пока машина не потеряет скорость и не разобьется у самого аэродрома. Приборы показали бы ему, что угол посадки не изменился, когда опустились щитки или колеса. Они также могли ему рассказать, что задирание носа самолета приводит к опасной потере скорости, и помогли бы ему пересмотреть показания чувства равновесия.

Будучи пассажирами на борту реактивного самолета, мы испытали противоположное ощущение, когда ясным днем самолет поднимался с Римского аэродрома, направляясь в Париж. Ускорение «Каравеллы» при взлете было так велико, что нас вдавило в подушки кресел. По мере того как самолет продолжал набирать скорость, внутренние уши сообщали нам, что мы поднимаемся вверх под углом почти 45°. Однако в окно мы могли видеть внизу землю не под таким большим углом. Чему мы должны были верить: глазам или ушам?

Многие решения, необходимые при управлении современным воздушным кораблем, летающим со скоростью до полутора километров в секунду, должны приниматься на основе показаний приборов, которые действуют быстрее и надежнее, чем различные органы равновесия человека. Устойчивость большинства этих приборов обеспечивают быстро вращающиеся гироскопы, которые сохраняют собственную ориентацию в пространстве, а значит, и относительно Земли, несмотря на изменения в направлении, высоте или скорости самолета.

Во время горизонтального полета для управления самолетом требуется производить так мало операций, что автопилот с соответствующей гиростабилизацией может справиться с этой несложной задачей. Однако при взлете и посадке пилоту приходится совершать такое большое количество сложных операций, основанных на собственном квалифицированном мнении, что он оказывается чрезмерно занятым и находится в состоянии сильного нервного напряжения, наблюдая за индикаторами и шкалами измерительных приборов, оперируя с кнопками и переключателями и следя за ориентирами вдоль взлетно-посадочной полосы. Рефлекторные нервные цепи, начинающиеся от глаз, ушей и пальцев, оказываются полностью загруженными. Однако, если в критический момент пилот что-то упустит, человек как элемент системы управления принесет несчастье вместо пользы. Потому-то инженеры и стремились найти новые значимые информационные пути к мозгу, которые бы уменьшали, а не увеличивали нагрузку на глаза пилота.

В 1960 году в Англии был найден новый способ использования периферической области зрительного поля, который основан на хорошо известном свойстве зрения. Когда мы спокойно стоим, то автоматически и неосознанно корректируем всякое стремление нашего тела отклоняться в сторону, вперед или назад, принимая в расчет любое движение, которое мы замечаем краешком глаза. Для того чтобы смоделировать периферическую область зрительного поля, в кабине самолета были установлены три полосатых горизонтальных цилиндра, по одному справа и слева от кресла водителя, а третий чуть выше границы поля зрения пилота, когда он смотрит через ветровое стекло. При вращении цилиндров начинает казаться, что спиральные полосы смещаются, и создается иллюзия продольного движения, на которое инстинктивно реагирует пилот. Ему не нужно терять времени, чтобы смотреть на цилиндры и отвлекаться от наблюдения за взлетно-посадочной полосой, приборами и системой управления. Цилиндры можно привести в движение с помощью сервомоторов, подключенных к приборам, чувствительным к опусканию, подъему или виражу самолета. От пилота требуется только приводить управление в соответствие со спиральными рисунками, пока они не перестанут двигаться. Совершенно не думая об этом, пилот в то же время не позволяет своему самолету раскачиваться или отклоняться от нужного положения при взлете или посадке. Успех, который сопутствует применению такого вспомогательного зрительного приспособления, вероятнее всего, натолкнет на мысль о дальнейшем использовании этого инстинктивного и мало исследованного способа поддержания равновесия.

При плавании, беге или ходьбе нам не нужно обращаться за помощью к каким-либо приборам. Зрение и внутреннее ухо редко подводят нас при этих более медленных способах передвижения. Соответствующие органы есть и у других позвоночных животных; загадочное исключение составляют лишь бесчелюстные миноги. Во внутреннем ухе этих водных животных существует лишь два полукружных канала, но зато у них есть пара больших, заполненных жидкостью мешочков, выстланных изнутри слоем реснитчатых клеток, которые создают постоянный двойной водоворот. Остается доказать, не является ли эта двойная турбулентность эквивалентом гироскопов. Она может быть искажена при изменении положения тела животных, что помогает им восстановить равновесие после того, как миног подхватят бурные речные воды, в которые они приходят на нерест.

Французский физик Леон Фуко, который более ста лет назад создал первый гироскоп и дал ему это название, был заинтересован главным образом в том, чтобы продемонстрировать вращение Земли. Наибольший успех имел его опыт 1851 года, когда Фуко использовал огромный маятник, подвешенный к крыше парижского Пантеона. По физическим законам, открытым Исааком Ньютоном, маятник продолжал раскачиваться в одной и той же плоскости, несмотря на то что под ним вращался пол Пантеона, Париж да и весь мир. Тот же принцип применим к быстро вибрирующему камертону и даже к стабилизаторам полета обычной мухи, представляющим собой вторую пару крыльев, оканчивающихся маленькими шишечками. Пока что вибрирующие стабилизаторы этих насекомых имитировали только в инженерных лабораториях. Быть может, завтра они и окажутся зачем-либо нужными человеку. Однако с момента изобретения гироскопа до его использования в навигации прошло 60 лет. Через 68 лет для авиации были сконструированы гиростабилизированные приборы, впервые позволившие летать «вслепую» при облачной или туманной погоде и в темноте.

Чтобы выровнять по горизонтали различные виды стационарного оборудования, человек использует несколько очень простых приборов. Некоторые из них содержат пузырек воздуха или плавающий на поверхности жидкости шарик, который поднимается под крышей прозрачной камеры до самого верха. В других используется металлический шар, который скатывается в самую нижнюю точку слегка вогнутого дна. Оба типа этих приборов являются эквивалентами крошечных органов равновесия животных. Даже одноклеточные организмы, вероятно, получают сигналы, указывающие «где верх, где низ», от капелек жира или других микроскопических шариков, находящихся внутри их протоплазмы. У мягких медуз имеются содержащие гранулы органы, которые расположены по краям их зонтичного тела. Панцирные крабы получают такую информацию от маленьких песчинок, находящихся в особых карманчиках, спрятанных в первом членике более коротких усиков.

Уровневые приборы животных очень разнообразны, и мы в связи с этим невольно вспоминаем, как один мудрый старый натуралист говорил нам: «Животное, как правило, обходится самыми простыми средствами, какие только позволяет ему его тело». Обитатель прудов, обыкновенный водяной клоп, захватывает обеими антеннами и прижимает к телу пузырек воздуха, который, давя на одну из антенн, указывает насекомому вертикальное направление. Насекомые, плавающие на спине, пользуются тем же методом, но предпочитают жить в перевернутом состоянии, спиной вниз. Улитки, вероятно, ощущают, где верх, где низ, судя по направлению, в котором вес раковины тянет их тело вниз. Новорожденный опоссум или кенгуру сам становится отвесным грузом, когда он, попеременно перебирая рано развившимися передними ногами, поднимается вверх по телу матери в ее сумку.

Столь большое количество животных отдает явное предпочтение такому положению, когда спина вверху, а брюшная поверхность внизу, что мы с явным удивлением взираем на любителей иной ориентации. Зачем этим животным плавать кверху брюхом и даже окраской своего тела - бледной на нижней спинной поверхности и темной на верхней брюшной - доказывать, что именно такое состояние является для них нормой? По какой причине сказочно красивые рачки, которые весной на очень короткое время появляются в лужах растаявшего снега, или их сородичи артемии, обитающие в соленых озерах Западных штатов, стремительно мчатся спиной вниз и при этом бьют по воде гребенчатыми ножками? По-видимому, такое положение не приносит им никаких неудобств.

Многие виды животных, которые прекрасно различают, где низ и где верх, напоминают нам нас самих, когда приспосабливают положение тела к роду занятий. В давние времена моряки на парусном судне были готовы лежать распластавшись на нок-рее, когда брали паруса на рифы. Современный механик по ремонту автомашин не видит ничего особенного в том, что он работает под машиной, лежа на спине. Подобным же образом жук-могильщик, который обычно ползает по земле на всех шести лапках, должен перевернуться на спину, чтобы столкнуть вниз мертвую мышь или потихоньку подкатить ее почти на метр к подходящему для похорон месту. Мечехвост медленно двигается по морскому дну на четырех парах лап, осуществляя координационный контакт с поверхностью дна. Но когда он захочет плавать, он поднимает передний край своего выпуклого тела и делает вертикальный поворот на 180°, так что голова его теперь направлена в противоположную сторону, верхняя часть туловища оказывается внизу, а ножки и жаберные пластинки, шлепая по воде, управляют движением. Когда мечехвост перестает плыть, он в этом перевернутом состоянии опускается на дно и с помощью длинного игольчатого хвоста принимает правильное положение.

К самым необычным животным земного шара относятся двупалые и трехпалые ленивцы тропической Америки, которые обычно висят вниз головой, зацепившись крючкообразными когтями за горизонтальные ветки. Днем они редко двигаются, а ночью медленно перебираются с дерева на дерево, поедая любимую ими листву. Иногда ленивец спускается на землю и медленно тащится к другой группе деревьев. Только в этих случаях, да еще в раннем детстве, когда он сидит, прицепившись к материнской груди и брюху, поросшим шерстью, он принимает позу, при которой спина обращена кверху, а брюхо - книзу.

Мы сами опознаем, в каком положении находится объект или животное - в правильном или перевернутом, - прежде всего посредством осязания, а затем уже с помощью зрительных сигналов. Мы можем убедиться в том, что осязание играет здесь главную роль, если попросим кого-либо в течение нескольких дней непрерывно носить очки с особыми призмами, которые свет, направляющийся в левый глаз, отправляют в правый, и наоборот. Такой человек правым глазом увидит воспринимаемый левым глазом мир в перевернутом состоянии. При открытых глазах и нормальном положении головы зрительная картина мира будет для него точно такой же, какой она была бы для человека, подвешенного за пятки, голова у которого оставалась бы на прежней высоте. Сначала этот перевернутый вверх тормашками мир кажется очень странным: ходить по нему или попытаться что-либо сделать руками, когда смотришь на них и видишь их перевернутыми, стоит большого напряжения. Однако через четыре дня человек с такими линзами не будет видеть ничего странного в своем положении. Мозг воспринял эту перемену, и вот уже возвращается и прежняя ловкость рук, и былая способность направлять глазами движения пальцев. Но когда такие очки снимают, то мир, видимый невооруженным глазом, снова кажется перевернутым! Опять потребуется несколько дней, чтобы приучиться к соответствию между тем, что видят глаза, и тем, что могут чувствовать пальцы.

Но одного зрения явно недостаточно. Если человек наденет очки, которые искажают его поле зрения, и начнет в них ходить, то всего лишь через несколько часов у него восстановится способность к нормальному маневрированию. А если человек в таких очках будет разъезжать в кресле на колесиках, он ничему не научится. Точно так же, если связать вместе несколько котят и позволить одному из них не только видеть мир, но и передвигаться, в то время как другие будут лишь смотреть на те же предметы, что и он, у них разовьются совершенно различные по характеру реакции. Котенок, который не мог передвигаться, не приучился избегать столкновений с препятствиями или падений с крутых склонов, тогда как «бродячий» котенок развивается нормально. Верх и низ или иная неоднородность зрительного поля ничего не означают ни для котенка, ни для человека, пока они не закреплены постоянным опытом как корреляты между зрением и осязанием.

Не все животные способны вести нормальный образ жизни, когда их мир переворачивается или у них удаляют органы равновесия. Поведение некоторых из них, таких, как улитки-береговички, обитающие на морских побережьях, обусловлено силой притяжения Земли. Эти улитки положительно реагируют на свет, когда они оказываются перевернутыми вверх ногами, и отрицательно - при нормальном положении тела. Точно так же и осьминог, которого обучили отличать горизонтальный прямоугольник от вертикального, теряет эту способность, если удалить хирургическим путем оба его органа равновесия. Без своих «уровней духа» он не сможет больше сохранять определенную ориентацию глаз. Потеряв эту способность, осьминог уже не сумеет различать предметы одинаковой формы, но по-разному ориентированные в отношении окружающего его мира.

Сегодня человек ставит перед собой новые проблемы, которые осьминог при его возможностях определенно не может разрешить. Каждый космонавт в космическом корабле обязательно встретится с невесомостью. И уж в космосе ни крошечный известковый хрусталик в мешочке внутреннего уха, ни кинестетические чувствительные органы не помогут ему определить направление. До тех пор пока скорость движения корабля по прямой или по огромной дуге остается постоянной, полукружные каналы космонавта не будут посылать нервной системе никаких сигналов, которые она могла бы интерпретировать. В своих ощущениях космонавт будет значительно дальше от реальности, чем сверчок, находящийся на поверхности воды в ведре, которое маленький мальчик крутит в вертикальной плоскости на вытянутой руке! Более чем когда-либо космонавт будет лететь вслепую и полностью зависеть от приборов, которые говорят ему, где он находится.

Если космонавт не станет думать о том, что путешествие будет долгим и что сам он будет заключен в закрытую защитную капсулу, где прямое зрение окажется скорее всего чрезвычайно ограниченным, то он продемонстрирует такую же храбрость и уверенность в отличной работе людей, подготовивших полет, которая нужна парашютисту, шагающему в открытый люк для прыжка вниз, пока не раскроется нейлоновый купол его парашюта. Но парашютист может положиться на гравитацию, которая подскажет ему, где верх и где низ.

Находясь вне поля земного притяжения, космонавт будет полагаться на приборы и систему гироскопов, чтобы обеспечить инерциальное руководство кораблем. Утешится ли он, узнав, что самые крупные из когда-либо летавших насекомых с размахом крыла в 75 сантиметров, которые жили 300 миллионов лет назад, как и современные стрекозы, обязаны своей поразительной авиационной способностью чрезвычайно простой системе инерциального руководства? Когда воздушный поток поднимает великолепные крылья стрекозы, тяжелая голова насекомого в силу инерции остается неподвижной. Тонкая шея позволяет туловищу свободно поворачиваться в разные стороны. Но стрекоза ощущает любую асимметрию по отношению к голове с помощью двух маленьких подушечек, о которые начинает тереться голова, чуть только нарушается прямая линия, соединяющая голову с брюшком. Эти подушечки представляют собой чувствительные органы, которые посылают сигналы к мышцам крыльев, заставляя их приспособиться к полету и привести туловище в правильное положение по отношению к направляющей полет голове. И таким образом стрекоза стремительно летит вперед, сцепив свои маленькие ножки в виде корзиночки, в которую она собирает себе на обед москитов и комаров, стабилизируя свой полет при помощи древнего механизма, который человек только начал копировать для своих дальних полетов.

Стрекоза выжила в процессе эволюции и со времени каменноугольного века сохранилась до наших дней. Специалисты в области авиационной физиологии пытаются заранее отобрать таких людей, которые вероятнее всего окажутся пригодными для успешного полета в космическом пространстве. Эти практические исследования заставляют нас по-новому взглянуть на работу человеческого мозга.

Восприятие нами вертикального положения своего тела является не каким-то отдельным чувством, а тесно связано с личностью индивидуума. В результате более чем десятилетних исследований, проведенных в Даунстейтском медицинском центре Нью-Йорка, было выяснено, что испытуемые отдают предпочтение разным путям восприятия. До некоторой степени эти различия, видимо, врожденные, так как полностью формируются уже в раннем возрасте и часто проявляются в период от 8 до 13 лет. По мере роста навыки обычно шлифуются, но относительное положение детей внутри каждой группы существенно не меняется.

Многие из обследованных детей и взрослых при установлении горизонтального и вертикального направлений полагаются почти исключительно на зрение. Они не обращают внимания на сигналы, приходящие от внутреннего уха и чувствительных органов в коже, мышцах и сухожилиях. Эти люди, как правило, находятся в ребяческой зависимости от друзей и предпочитают такие задачи, которые они могут решать коллективно. Часто они воспитываются в семьях, где родители с большой неохотой доверяют им ответственные дела или же строго ограничивают их действия.

Другие испытуемые легко игнорируют зрительные сигналы, если они противоречат показаниям других органов чувств о положении тела относительно земного притяжения. Эти люди обычно независимы по натуре и часто доходят до полного неподчинения. Как правило, они рано избавляются от родительской опеки и расширяют круг своих интересов, пытаясь успешно бороться с трудностями в окружающем их мире. В целом они добиваются большего успеха, чем первые, при опытах на IQ (коэффициент умственного развития), поскольку проявляют особый талант при решении таких задач, где требуется выделять простые элементы из беспорядочной сложности. Прибегая к этим чувствам, они прекрасно угадывают скрытую сущность явлений, хотя обычно не обладают особенно богатым словарным запасом, обширными знаниями или сообразительностью. Но что бы и как бы ни делали «независимые от зрения» испытуемые, они быстрее других узнают, где верх и где низ.

Каждому из нас хотелось бы знать, к какой категории принадлежим мы и как это отражается на наших представлениях о мире. Насколько наши навыки зависят от наследственности и насколько - от окружающей среды? По-видимому, способность прямо повесить картину связана с умением увидеть на кусте неподвижно сидящую птицу. Эти факты лишний раз доказывают, что такого рода чувства необходимо рассматривать с учетом всей личности. Ощущения, которые мы получаем, не определяются только объектами, действующими на наши органы чувств, или ограниченными возможностями этих органов чувств. Наш мозг также участвует в этом процессе, и именно поэтому каждая отдельная личность по-своему воспринимает Вселенную. автора автора Шубин Нил

Из книги Распространненость жизни и уникальность разума? автора Мосевицкий Марк Исаакович

Глава 3 Описание метода лечебной кинологии и результатов исследования В предыдущих главах описывались теоретические аспекты метода лечебной кинологии. Постараемся схематически описать практический аспект методологии. Как уже отмечалось, данный метод находится на

Из книги Лестница жизни [Десять величайших изобретений эволюции] автора Лейн Ник

ГЛАВА 5 С помощью Пам Смарт мне удалось разработать более простую и эффективную методику работы с людьми, испытывающими фантомные ощущения в отсутствующих конечностях, чем та, которая была описана в пятой главе.Мы провели серию опытов с людьми, у которых были

Из книги Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень автора Сивоглазов Владислав Иванович

ГЛАВА VII. Условия усваивания растениями питательных веществ, находящихся в почве и атмосфере. Недостатки глубокой обработки. Проницаемость почвы для воздуха.В предыдущей главе мы указали, что почва и атмосфера содержат питательные для растений вещества в количестве,

Из книги автора

ГЛАВА XI. Атмосферное орошение (ирригация).В 1876 г. в нашей литературе появилась книга, заслуживающая самого серьезного внимания. Но так как книга осмелилась быть оригинальной, а мы привыкли верить, что только книги, написанные на основании трудов заграничных "авторитетов",

Из книги автора

ГЛАВА XV. Обработка земли под яровые хлеба.Обработку земли под яровые хлеба я начинаю тотчас после уборки озими. Только при соблюдении этого условия можно рассчитывать на самый обильный урожай.Поля, поросшие сорными травами и покрытые густым жнивьем, я вспахиваю

Из книги автора

ГЛАВА XVI. Посев.Как нужно сеять, чтобы получить самый обильный урожай? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно будет припомнить те условия, при которых растения развиваются в желательном для земледельца направлении. Эти условия, о которых мы говорили во второй главе,

Из книги автора

Глава 10. Уши{10} Того, кто заглянет поглубже в ухо, чтобы увидеть, как устроен наш орган слуха, ждет разочарование. Самые интересные структуры этого аппарата скрыты глубоко внутри черепа, за костяной стенкой. Добраться до этих структур можно только вскрыв череп, удалив мозг,

Из книги автора

Глава III. Мир РНК-ДНК 3.1. Миры до РНК и мир РНК Многие исследователи полагают, что первым клеточным миром был мир РНК (Ferris, 1999; Hoenigsberg, 2003). Однако по причинам, рассмотренным выше, более правдоподобна версия, согласно которой в ранних клетках функционировали информационные

Из книги автора

Глава 2. ДНК На стене паба “Орел” в Кембридже висит синяя мемориальная доска, установленная в 2003 году в честь пятидесятилетия одного случая, когда разговоры в этом пабе приняли не совсем обычный оборот. Во время обеда 28 февраля 1953 года два завсегдатая “Орла”, Джеймс

Из книги автора

Глава 1. Вид ТЕМЫ История эволюционных идей Современное эволюционное учение Происхождение жизни на Земле Происхождение человекаВ настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по своему уникален. Каким

Одно из последних направлений в оформлении помещений — использование разных цветов на стенах. Этот прием позволяет разнообразить дизайн, акцентировать внимание на какой-то части помещения. Для коррекции недостатков планировки используют разные рисунки в одной цветовой гамме. Все эти приемы идеально работают с обоями: они имеют разные текстуры, цвета, рисунки. Причем результат можно оценить предварительно — раскатав два рулона рядом на стене. Именно поэтому поклейка обоев двух видов все более популярна: это современно и идает возможность сделать помещения интересными.

Правила сочетания обоев и текстур

В таком деле, как оформление без правил не обойтись, а тем более при комбинировании цветов, рисунков и текстур. Чтобы поклейка обоев двух видов смотрелась гармонично, необходимо учитывать целый ряд параметров.

Высота потолка

Именно эта характеристика помещения диктует выбор типа рисунка, а также определяет во многом фактуру и цвет. Если высота потолка меньше 2,5 м, используют обои светлых тонов, без грубой текстуры, с некрупным рисунком. Если потолки очень низкие, выправить ситуацию сможет комбинация из светлого основного фона с неярко выраженной текстурой или рисунком, вертикальные полосы (рисунок, или просто полотна другого цвета) которые могут располагаться на одной стене, но лучше их распределить на две, а то и три.

Вертикальные полосы «поднимают» потолок

Высокие потолки — от 3 м и выше — требуют кардинально другого подхода. Тут наоборот необходим крупный рисунок, растянутый в ширину. Можно использовать горизонтальное деление стен с использованием разных цветов в верхней и нижней половине (смотрите подробнее ниже). Чтобы такое оформление выглядело современно — это все-таки классический прием — необходимо очень постараться с выбором цветов и/или рисунков.

Габариты помещения

Кроме высоты и ширины обращаем внимание на геометрию. Во-первых, на площадь. Если помещение большое, можно использовать более насыщенные или темные оттенки. Это позволит зрительно уменьшить габариты. Если однотонные темные стены вас не радуют — найдите обои темного тона со светлым крупным рисунком. Как правило это растительные мотивы, встречается абстракция или геометрия.

В маленьких помещениях все однозначно наоборот: использовать светлые тона. Если с фактурой, то некрупной, рисунок — мелкий, не очень явно выраженный.

Во-вторых, обращаем внимание не геометрию. Если помещение длинное и узкое. В этом случае положение спасет именно поклейка обоев двух видов: на короткие стены клеят более светлые, а их часть «заходит» за угол. Таким образом зрительно геометрия выравнивается.

Есть еще прием, который применяют, если вход в узкое помещение находится на одной из длинных сторон. Тогда стоит выделить другим цветом середину противоположной стены, углы оклеив теми же обоями, которые предназначены на коротких. Восприятие помещения значительно изменится: оно уже не будет казаться таким длинным.

Выбор фактуры

Вообще, поклейка обоев двух видов требует внимательного подбора текстуры и толщины полотен. При комбинировании желательно использовать однотипные полотнища. Если стыковка происходит только в углах, то можно на толщину и фактуру особого внимания не обращать: все равно особо не рассмотришь в таком месте. А вот если соединение полотен на ровной стене, то разница в толщине будет лишь подчеркивать переход. Смотрится это, как правило, слишком утрированно.

Еще момент. Если вы все-таки решили клеить полотна разного типа, использовать для них нужно соответствующий им клей. Например, для обоев на флизелиновой основе свой — на бумажной — свой. То же относительно покрытия — для винила и структурированных полотен — свой тип, для акрила — другой. Не хотите морочить голову? Купите универсальный. Есть и такие составы.

Светлая или темная

Если комната слишком светлая, или интерьер получился чересчур монотонным, не обязательно использовать темные обои на всех стенах. Можно стену напротив окна оклеить темным, остальные пусть будут светлыми. В результате помещение не будет очень уж светлым, а вы избавитесь от давящей атмосферы, которую создают темные стены.

Работает этот прием и наоборот: чтобы осветлить комнату достаточно поклеить полотна светлого цвета на стену напротив окна. Станет гораздо светлее.

Как скомпоновать

Есть несколько приемов поклейки обоев двух видов, которые можно использовать «в чистом» виде или комбинировать по два-три за раз. Важно хорошо себе представлять, чего вы конкретно хотите добиться.

Вертикальное комбинирование

Наверное, все знают, что вертикальные полосы дают визуальное увеличение высоты потолка. Причем полосы не обязательно должны быть регулярными. В современной интерпретации на одной стене могут быть обои в полоску, а остальные — гладкокрашенные или с неярким, чуть заметным рисунком.

Но так поступают далеко не всегда. Можно вертикальные полосы распределить по разным стенам. Причем они могут быть регулярными — повторяться с постоянным интервалом. Как видите на фото, интервал на разных стенах может быть разным.

Полосы могут быть разными — по цвету или рисунку. Фактура при таком сочетании обоев должна быть одинаковой, иначе получится непонятная мешанина. Для такого комбинирования проще всего работать с одной коллекцией. Дело в том, что большинство кампаний выпускают несколько рисунков, сочетающихся между собой. Как правило они есть в нескольких гаммах. В одной коллекции есть два-три однотонных фона и несколько вариантов с рисунками.

Пример использования трех обоев из одной коллекции вы видите на фото ниже и выше. Сочетание практически идеальное — они многократно проверялись на совместимость до того, как запустить производство. Кстати, на большей части других фотографий, обои комбинируются также из одной коллекции. Просто разные фактуры нормально скомпоновать очень сложно.

При вертикальном комбинировании есть еще интересный прием, позволяющий сделать потолок выше. Одна из полос «заходит» на потолок. При этом граница перехода размывается, что дает ощущение большего объема.

Чтобы принцип расположения полос был немного понятнее, приведем несколько вариантов в графическом изображении. Рисунки сделаны как при взгляде сверху.

Это беспроигрышные варианты, которые при выборе полотен из одной коллекции «сыграют» всегда. Если вам нужна гарантия того, что поклейка обоев двух видов будет эффектной — используйте одну из этих схем. Такой дизайн стен при опробован тысячи раз, и каждый раз результат отличный.

Горизонтальное деление

Прием, который можно отнести к классике дизайна. Он используется давно, но при нынешнем обилии расцветок и фактур получил совершенно новое звучание. Этот прием чаще используют в комнатах с небольшой площадью, но высокими потолками. Убрать эффект»колодца» и помогает горизонтальное деление комнаты. Это может быть просто горизонтальная полоса, которая опоясывает помещение. Часто она привязывается к высоте подоконников, а вообще проводится при делении плоскости на три части и может находится в нижней или верхней трети.

Это правило часто нарушается: иногда полоса делается на уровне глаз и на этом уровне вешают какие-то декоративные элементы. Смотрится часто очень неплохо. Такой прием часто встречается при

Зона деления может проходить и вверху. Традиционно нижняя часть оформляется в более темные тона, верхняя — светлее. Но и это правило нарушается. Пример — на фото ниже.

Традиционные варианты сочетания обоев-компаньонов двух видов при горизонтальном делении:

  • низ (1/3) — обои в полоску. верх — гладкоокрашенный или в мелкий рисунок;
  • низ — 1/3 — в мелкий рисунок, верх — крупные вензеля или однотонные;
  • 2/3 внизу крупный рисунок — вверх однотонный.

Традиционная оклейка при горизонтальном делении — один из вариантов

Зонирование

Обои разных цветов в одной комнате используют и в том случае, если необходимо подчеркнуть зонирование. Например, в квартирах студиях таким способом разделяют различные функциональные зоны: столовой и отдыха.

Такой же принцип можно применить в детской. В этом случае поклейка обоев двух видов служит для разделения игровой части, кровати, стола. Также поступают, если в детской обитает два ребенка. Только это возможно, если между ними отсутствует конкуренция, иначе количество конфликтных ситуаций может увеличиться.

Вот при таком комбинировании допускается использование разных фактур. Но разделение их молдингами используется очень редко. Стараются или стыковать в углах, или подобрать обои так, чтобы место соединения не выглядело вызывающе.

Панно или декоративный вставки

Разные обои в одной комнате клеили давно, только когда-то они были из ткани, а оформляли их в «рамки» так как стоили они очень дорого и были доступны только высшему сословию. Вот с тех времен еще повелось: поклейка обоев двух видов в форме панно. И сегодня так оформляют классические интерьеры, используя для вставки шелкографию, тисненные или фактурные варианты.

Если позволяет стиль, элементы другого цвета оформляют в рамку из . Такой вариант исполнения отлично вписывается в классические интерьеры или в стиль прованс, кантри.

Подобное панно возможно и в более современных стилях — модерн, например. Но тогда рамку можно сделать из каймы такого же цвета — из той же коллекции, или вырезанные из «тела» обоев.

Еще вариант — оклеить в нишу. В этом случае рисунок и фактура подбирается по стилистике, а также под другое оформление.

И в этом случае лучше всего использовать обои из одной коллекции. Профессиональный декоратор подберет их по опыту или используя чутье, а вот у любителей, это может не получиться. Если не хотите рисковать, используйте одну коллекцию.

Цветовые акценты

Есть два принципа применения этого приема. Первый — необходимо отвлечь внимание от какого-то элемента, который вы считаете неприглядным. Например, неровные стены. В некоторых квартирах они могут быть скошенными. Чтобы взгляд за этот факт не цеплялся, противоположную стену выделяют обоями другого цвета, с рисунком или без. Важно, чтобы они привлекали внимание.

Второй прием — поклейка обоев двух видов для привлечения внимания к какому то предмету в интерьере. В спальнях это часто или кровать, или стена напротив. Тут кто что хочет подчеркнуть (). В кухнях часто выделяют стол — формируя таким образом обеденную зону. Это — частично зонирование, частично — акцент. Все-таки еще отвлекается внимание от кухонной зоны.

Акцентирование стены возле какого-то предмета мебели — интересный способ поклеить обои двух цветов

Собственно акцент может быть не только вертикально направленной полосой, хотя такой вариант и встречается чаще: наши помещения не грешат высокими потолками, потому любые средства хороши. В высокой комнате акцент может быть широкой горизонтальной полосой — или какой-то частью стены, как на фото ниже.

Сразу два приема: и разные цвета, и разные фактуры

В некоторых помещениях есть выступы несущих стен или ниши. Часто их пытаются замаскировать. Делать это совершенно не обязательно. Выделив эту зону обоями другого цвета, ее можно превратить в архитектурную изюминку, которая придаст индивидуальность помещению.

Поклейка обоев двух видов: выступающие «остатки» несущих стен можно превратить в достоинство

В общем, вариантов того, как поклеить обои разных цветов в одной комнате бесконечны. Выбирайте что вам больше нравится, а чтобы было больше идей, ниже есть еще целый раздел с разными фото.

Поклейка обоев двух видов: фото-идеи

Полоска сочетается не только с однотонными поверхностями, но и с рисунком. Важно, чтобы интерьер был в тех же тонах

Яркие пятка в монотонном интерьере — идеальный вариант для поклейки обоев друх видов

На фото разные обои в одной комнате подобраны удачно, цвет повторяется еще и в текстиле

Зонирование с использованием разных цветов — проверенный способ

Убрать эффект «вагончика» — разбить длинную стену перегородкой, которую оклеить выделяющимися обоями

Вертикальные полосы «подымают» потолок

Произвольное деление стены — еще один интересный подход

Акцент — бордовая стена. Точно привлекает внимание

Самые важные новости магазина элитных обоев ОбоиХауз.

31.10.2017

П ри покупке обоев, уже в начале их монтажа на стену может возникнуть вопрос: как в рулоне обоев определить верх и низ? Ведь от правильного выбора может зависеть и такое же правильное расположение рисунка или узора на стене. Иногда это сделать достаточно просто и начало самого рулона это и есть верх. Или рисунок цветов, или изображений сам подсказывает как он должен располагаться - фигурки животных или людей, сказочных героев или обои с большими розами вряд ли должны быть перевернуты на стене.
П ри абстрактных узорах и тонкой вязи орнамента стоит удостовериться в правильности выбора при помощи значков маркировки.

Какие обозначения на рулоне показывают где у него верх, а где низ?

П еред началом работы по оклейке, мы рекомендуем изучить маркировку, указанную на них. Она подскажет насколько они: светостойкие, водостойкие, огнестойкие, могут ли они выдержать влажную уборку, влажную уборку со щеткой, наносится ли клей на полотно или только на стену. Также, верх и низ в них укажут:

  • Расположенные друг к другу стрелки, которые обозначают прямое расположение рисунка;
  • Смещенные стрелки, указывающие на смещение изображений;
  • Одна стрелка, указывающая на круг на любой вид наложения;
  • Одна стрелка показывает на то, что оклеивают их сверху вниз;
  • Расположенные противоположно стрелки обозначают, что обои оклеивают в противоположном направлении - снизу вверх.

В се эти значки маркировки дают более полную информацию о купленной продукции и делают работу с отделочным материалом более простым, а сам ремонт - качественным.

Д ля своих покупателей мы предлагаем только сертифицированную продукцию известных компаний, выпускающих бумажные и виниловые обои . Каталог продукции, которую собрал для вас наш , включает в себя только качественные полотна, по разумным ценам. Вам нужна доставка продукции? Включите эту услугу в оформление заказа и мы доставим вам их на дом в самые короткие сроки.