Е. А. Гевуркова Серийное оформление. Какая черта НЕ характерна для экономики России XVII в

... старообрядцами 2) язычниками 3) стригольниками 4) нестяжателями 61A025 ________________________________________ Установите соответствие между терминами и временем их появления. ТЕРМИНЫ ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ 1) вира 2) баскаки 3) приказы 4) стрельцы А) XIII в. Б) XI в. В) XVI в. Г) XV в. Д) XIV в. B0BDBC ________________________________________ Расположите фамилии исторических лиц в хронологическом порядке их деятельности. А) Богдан Хмельницкий Б) патриарх Филарет В) царь Федор Алексеевич Г) царь Федор Иоаннович F9B572 ________________________________________ Укажите, из какого документа взят приведенный ниже отрывок. «Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и бобылях тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам без урочных лет. Суд за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всех делах, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств». 1) «Соборного Уложения» 1649 г. 2) «Судебника» 1497 г. 3) «Судебника» 1550 г. 4) «Русской правды» 5D5586 ________________________________________ Как называлась община у восточных славян? 1) полюдье 2) вервь 3) пожилое 4) стан 1D44FB ________________________________________ Установите соответствие между терминами и их определениями. ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1) вотчина 2) вече 3) удел 4) наместник А) глава местного управления, назначенный центральной властью Б) территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода В) борьба за власть в одном княжестве или за образование самостоятельного княжения Г) народное собрание Д) земельное владение, которое передавалось от отца к сыну 3D7A16 ________________________________________ Установите соответствие между терминами и их определениями. ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1) барщина 2) посад 3) рада 4) былина А) народное сказание о подвигах героев Б) совет знати в Великом княжестве Литовском В) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца Г) община у восточных славян Д) торгово-ремесленная часть города 02B692 ________________________________________ В XV – XVI вв. Боярская дума была 1) высшим совещательным органом при великом князе 2) высшим законодательным органом 3) органом, ведавшим дворцовым хозяйством 4) органом, составлявшим свод бытовых и нравственных правил 08A7E6 ________________________________________ Какую цель преследовала Избранная Рада, отменяя кормления? 1) заменить власть наместников воеводским правлением 2) заменить власть наместников войсковым казачьим кругом 3) передать местное управление опричникам 4) передать местное управление Боярской думе E6A3B0 ________________________________________ Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика. «Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр: прибавлена еще одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг, много ин и купил их. Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам». 1) Олегу 2) Игорю 3) Рюрику 4) Ярославу 350257 ________________________________________ Прочтите отрывок из труда историка В.О. Ключевского и укажите, с именем какого монарха связана деятельность названных в источнике лиц. «Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, Ртищев воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть – смиренномудрие… Миролюбивый и доброжелательный, он не выносил вражды, злобы, ладил со всеми выдающимися дельцами своего времени: и с Ординым-Нащокиным, и с Никоном, и с Аввакумом, и со Славинецким, и с Полоцким при всем несходстве их характеров и направлений, старался удержать староверов и никониан в области богословской мысли, книжного спора, не допуская их до церковного раздора». 1) Петра I 2) Алексея Михайловича 3) Бориса Годунова 4) Александра I 357933 ________________________________________ Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика. «При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь». 1) Алексею Михайловичу 2) Петру Алексеевичу 3) Павлу Петровичу 4) Петру Федоровичу EE60B6 ________________________________________ Прочтите отрывки из сочинения историка Н.И. Костомарова и укажите, о каком самостоятельном центре Руси периода политической раздробленности идет речь. «…не была проходным краем – не то, что Киевская и Черниговская Земли, через которые ратным людям можно было прогуляться вдоль и поперек…был отделен болотами и лесами от остальной Руси…Почва ее земель не отличалась плодородием…Татарское завоевание не коснулось ее; как повествует летописец, сто верст всего не дошли завоеватели… Старое, еще не достроенное здание русской федеративной державы было разбито; от него остался на севере угол: то была… с Псковом – своим меньшим братом». 1) Галицко-Волынская земля 2) Владимиро-Суздальская земля 3) Новгородская земля 4) Смоленская земля 6C19AB ________________________________________ Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, как назывался характеризуемый в нем порядок служебных отношений в Московском государстве XV – XVI вв. «В Москве XVI века при замещении высших должностей служилыми людьми соображались не с личными качествами назначаемых, а с относительными служебными значениями фамилий… Каждая родословная фамилия и каждое отдельное лицо такой фамилии занимали определенное и постоянное положение среди других фамилий и отдельных лиц… Иерархическое отношение между лицами не устанавливалось при их назначении на должности по усмотрению назначившей их власти, а заранее указывалось помимо нее фамильным положением назначаемых». 1) кормлением 2) местничеством 3) выслугой 4) рекрутчиной 4ADEA4 ________________________________________ Присоединение к России Казанского и Астраханского ханств произошло в царствование 1) Ивана III 2) Ивана IV 3) Бориса Годунова 4) Петра I 7B7C83 ________________________________________ Согласно условиям Столбовского мира со Швецией, заключенного в 1617 г., Россия 1) лишилась выхода в Балтийское море 2) потеряла Левобережную Украину 3) получила выход в Балтийское море 4) потеряла Смоленские земли E8019E ________________________________________ Одним из следствий принятия Соборного Уложения 1649 г. было 1) установление бессрочного сыска беглых крестьян 2) продление сроков поиска крестьян до 15 лет 3) упразднение правила «с Дона выдачи нет» 4) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь C6F1A2 ________________________________________ Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было то, что 1) Россия получила Левобережную Украину и Киев 2) Россия получила выход к Балтийскому морю 3) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины 4) Речь Посполитая вернула России Новгород 79ED0C ________________________________________ Кто в 1598 г. был избран на царство Земским собором? 1) Борис Годунов 2) Лжедмитрий I 3) Василий Шуйский 4) Лжедмитрий II 634F9A ________________________________________ Порядок и время крестьянского перехода от одного владельца другому впервые были определены в 1) «Русской Правде» 2) «Судебнике» Ивана III 3) «Судебнике» Ивана IV 4) «Соборном уложении» B49561 ________________________________________ С именем какого князя связан рост могущества Владимиро-Суздальского княжества в XII в.? 1) Александра Невского 2) Ярослава Мудрого 3) Андрея Боголюбского 4) Олега Вещего 79E6D3 ________________________________________ Прочтите отрывок из исторической «Повести» и укажите, к какому году относятся эти события. «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменилось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие с пороками (осадными орудиями), третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день». 1) 1111 г. 2) 1237 г. 3) 1380 г. 4) 1480 г. 94708C ________________________________________ Какое событие произошло в 1654 г.? 1) издание Жалованной грамоты дворянству 2) присоединение к России Левобережной Украины 3) принятие Соборного уложения 4) подписание Ништадтского мира со Швецией E65EDF ________________________________________ Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идет речь. «Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все годы, проведенные в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому». 9F70DC ________________________________________ Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя царя, о котором идет речь. «Он пришел к власти в очень тяжелое для страны время. Упадок государственности, разруха и острый кризис во всех сферах жизнедеятельности общества, крушение национальных и религиозных идеалов, непрекращающаяся политическая и гражданская борьба внутри общества, иностранная интервенция, стремящаяся развалить единое государство, – вот, что досталось юному царю. Казалось, непосильная ноша должна была сломить 16-летнего царя, но он выстоял и, объединив и примирив между собой подданных, «начал заново строить Московское царство». F84443 ________________________________________ Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, о котором идет речь. «То, что современники назвали ХVII столетие «бунташным» веком, во многом основано на реалиях истории России этого периода. Казалось бы, правивший в столь сложных условиях государь мог ожесточиться, очерстветь, ввести исключительно авторитарный режим, словом, походить на своего не столь далекого предшественника Ивана Грозного. Царь, конечно, прибегал к жестким и даже жестоким мерам, когда речь шла о подавлении народных выступлений, когда стоял вопрос о сохранении всей системы государственной власти. Но по своему характеру, склонностями, пристрастиями в быту он сильно отличался от русского тирана ХVI в. Недаром и прозвали его Тишайшим». 0B48E9 ________________________________________ Раскол русской православной церкви в ХVII в. нашел отражение в противоборстве 1) патриарха Никона и протопопа Аввакума 2) Иосифа Волоцкого и Нила Сорского 3) митрополита Макария и священника Сильвестра 4) Ивана Грозного и Андрея Курбского BBD1AE ________________________________________ Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком войске идет речь. «Иван IV впервые на Руси, начал формировать новый тип войска – постоянного, и ядром этого войска послужили отряды пищальников. Они набирались из свободных людей и должны были служить всю жизнь, а военное их занятие становится наследственным. К 1584 году их число составляло примерно 12 тысяч, из них семь с половиной тысяч находились в Москве». 1) стрелецком 2) полках «иноземного строя» 3) казачьем 4) дворянском ополчении 2F00BA ________________________________________ Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому веку относятся описываемые в нем события. «…Борис Годунов… начал делать многие неправды: и Бог ему мстил за убиение…, а вор Гришка Отрепьев-разстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на государство не многие люди, и тогда, по вражью действу, многие города не захотели ему служить, а отложились от Московского государства…» 1) XV в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в. 6B39EC ________________________________________ Прочтите отрывок из грамоты царя Михаила Романова и укажите, с какими событиями связаны описанные в документе факты. «Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, в прошлом году был на Костроме и в те же поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а Ивана Сусанина, литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, и не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти». 1) Ливонской войной 2) Смутой 3) Северной войной 4) опричниной 0148E7 ________________________________________ К какому времени, явлению относится понятие «семибоярщина»? 1) Смуте 2) преобразованиям Петра Первого 3) опричнине Ивана Грозного 4) восстанию под руководством С. Разина 94CE99 ________________________________________ Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, с каким событием связаны приведенные факты. «Вновь началось тягостное ожидание решения судьбы Российского государства. Тем временем в столицу был введен польский гарнизон, началась отправка царских сокровищ в Польшу под предлогом подготовки к венчанию Владислава. Из-под Смоленска же, где проходили переговоры русских послов с Сигизмундом, стали поступать тревожные вести. Король отказывался выполнять условия русской стороны, непрерывно осаждал Смоленск, желая захватить его силой, сына не прислал. Вскоре пришло известие о том, что всех упорствующих послов, в том числе и Филарета, арестовали и отправили в польский плен». 1) Ливонской войной 2) Смутой 3) Смоленской войной 4) заключением Деулинского перемирия B45E81 ________________________________________ Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идет речь. «Вышедший из крестьян и ставший монахом, он благодаря своим недюжинным способностям далеко продвинулся в церковной иерархии; к моменту вступления на престол Алексея он был архимандритом Новоспасского монастыря. Молодой набожный царь, безусловно, находился под сильным влиянием этого талантливого православного проповедника. У них возникли тесные отношения. И в результате при поддержке Алексея Михайловича он в 1649 г. стал Новгородским митрополитом, а в 1652 г. – патриархом». 1) Филарет 2) Иов 3) Аввакум 4) Никон ABB1AA ________________________________________ В каком году, согласно летописям, монголо-татары, возглавляемые ханом Батыем, захватили Рязань? 1) 1113 г. 2) 1237 г. 3) 1380 г. 4) 1480 г. 4B9C53 ________________________________________ Какое из перечисленных событий произошло раньше всех других? 1) Невская битва 2) крещение Руси 3) присоединение Астраханского ханства к России 4) Куликовская битва 2754AA ________________________________________ С событиями какого века связано имя Александра Невского? 1) X в. 2) XI в. 3) XIII в. 4) XIV в. F10A42 ________________________________________ В каком веке произошло присоединение Астраханского ханства к России? 1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в. 97E81D ________________________________________ В каком веке была ликвидирована самостоятельность Великого Новгорода и он был присоединен к Москве? 1) XIII в. 2) XIV в. 3) XV в. 4) XVI в. C21AD4 ________________________________________ Кто из перечисленных князей правил позже всех других? 1) Дмитрий Донской 2) Святослав Игоревич 3) Иван III 4) Александр Невский 2F3D6C ________________________________________ В каком веке cо смертью сыновей Ивана Грозного пресеклась династия Рюриковичей? 1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в. 499310 ________________________________________ В какие годы Иваном Грозным проводилась опричная политика? 1) 1325 – 1340 гг. 2) 1462 – 1505 гг. 3) 1565 – 1572 гг. 4) 1606 – 1610 гг. 8B7F0A ________________________________________ В XI – XIII вв. основным материалом для письма в Великом Новгороде служил(а) 1) ...

(…) Глава XI. Суд о крестьянех. А в ней 34 статьи

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в (ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134 году, те беглые крестьяне, или отцы их. Написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их Крестьянскими животы без урочных лет.

2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волос-тах, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в и (ы)ных в каких-нибудь в служилых людех в Замосковных и в Украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими, и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску слдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.

(…) 9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых, 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали или впередь учнут бегати: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым (отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, И за собою не держать.

(…) 22. А которые крестианские дети от отцов своих и от матерей учнут отпиратися: и тех пытати. (…)

30. А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли в писцовых, или во отдельных или во отказных книгах, и в выписях написаны на по-местных их и на вотчинных землях порознь, и тем помещикам и вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинныя свои земли не сводити, и тем своих поместей не пустошити.

(…) 32. А будет чьи крестьяне и бобыли учнут у кого наймоватися в работу и тем крестьяном и бобылем у всяких чинов людей наймоватися на работу по записям, и без записей поволно. А тем людем, у кого они в работу наймутся, жилых и ссудных записей и служилых кабал на них не имати и ничим их себе не крепити, и как от них те наймиты отработаются, и им отпущати их от себя безо всякаго задержания. (…)

Глава XIX. О посадских людех. А в ней 40 статей

1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи, и владычни, и монастырская, и бояр и околничих и думных и ближних, и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленые люди и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят, и служеб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые в тех слободах живут, всех взята за государя в тягло и в службы безлетно и бесповоротно, опричь кабалных людей. А кабалных людей, по роспросу будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы. А которые и кабальные люди, а отцы их и родители их были посадския люди, или из государевых волостей: и тех имать в посады жить. А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городех не быть. А у патриарха слободы взяти совсем опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними патриархи живали в их патриарших чинех дети боярские, певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи и иные чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и . (…)

5. А которыя слободы патриарши и властелинския, и монастырския, и боярския, и думных и всяких чинов людей около Москвы, и те слободы со всякими промышленными людми, опричь кабалных людей, потому же по сыску, взяти за государя. А пашенных крестьян будет которые объявятся по роспросу их поместей и вотчин старинные крестьяне, а привезены на те земли, и с тех слобод велети тем людем, у кого те слободы будут взяты, свести в свои вотчины и в поместья. А будет у тех пашенных крестьян на Москве и в городех есть лавки и погребы и соляные варницы, и им те лавки и погребы и варницы продать государевым тяглым людем, а впредь лавок и погребов и варниц опричь государевых тяглых людей никому не держати.

6. А выгону быта около Москвы на все стороны от Земляного города ото рву по две версты, а отмерити те выгоны новою саженью, которая сажень, по государеву указу, зделана в три аршина, а в версте учинили по тысечи сажен.

7. А которые патриарши, и властелинские и монастырские, и боярских и околничих и думных и всяких чинов людей слободы устроены в городех на государевых посадских землях, или на белых местех, на купленых и не на куп-леных, или на животинных выпусках без государева указу: и те слободы со всеми людми и з землями, по роспросу, взята в посад без лет и бесповоротно, за то, не строй на государево земле слобод, и не покупай посадской земли. (…)

11. А которые в городех стрелцы, и казаки, и драгуны всякими торговыми промыслы промышляют, и в лавках сидят, и тем стрельцом и казаком, и драгуном, с торговых своих промыслов платити таможенныя пошлины, а с лавок оброк, а с посадскими людми тягла им не платити, и тяглых служеб не служити. (…)

13. А которые московские и городовые посадские тяглые люди сами, или отцы их в прошлых годех живали на Москве, и в городех на посадех и в слободах в тягле, и тягло платили, а иные жили. на посадех же и в слободах у тяглых людей в свделцах и в наймитах, а ныне оне живут в заклатчиках за патриархом же, и за митрополиты, и за архиепископы, и за епископы, и за монастыри, и за бояры, и за околничими, и за думными, и за ближними и за вся-ких чинов людми на Москве и в городех, на их дворех, и в вотчинах, и в поместьях и на церковных землях, и тех всех сыскивати и свозити на старые их посадские места, где кто живал напередь сего, безлетно же и бесповоротно. И дыкредь тем всем людем, которые взяты будут за государя, ни за ково в за-клатчики не записыватися, и ничьими крестьяны и людми не называтася. А будет они въпередь учнут за ково закладыватися и называтися чьими крестьяны иди людьми; и им за то чинити жестокое наказанье, бита их кнутом по торгом и ссылати их в Сибирь на житье на Лену. Да и тем людем, которые их учнут впередь за себя приимати в закладчики, по тому же быта от государя в великой опале, и земли где за ними те закладчики впередь учнуть жиги, имати на государя. (…)

21. А которые посадские люди давали дочерей своих девок за волных за всяких людей, и тех волных людей по женам их в черныя слободы не имати.

22. А которые водные люди поженилися на посадских на тяглых вдовах, и поженяся с тягла сошли, а прежние мужья тех их жен написаны в писцовых книгах на посадех в тягле, и тех людей, которые женилися тяглых людей на женах, имати на посад для того, что они поженилися на тяглых женках, и шли к ним в домы.

23. А которые посадские люди зятей своих приимали в домы, и за них давали дочерей своих для того, чтобы тем их зятем жита в их домех, по их живот и их кормити, и тем всем жиги в тягле в сотнях и в слободах; а будет за кого выдут, и их взяти в посад. (…) 37. А будет чьи нибудь старинные, или кабальные люди, или крестьяне и бобыли, которые за кем написаны в писцовых книгах, бегаючи у кого женятся на Москве и в городех у посадских людей, на дочерях на девках, или на вдовах, и таких беглых людей по крепостям, а крестьян по писцовым книгам с посадов отдавати з женами их и з детьми тем людем, из за кого они збежат, а в посад их в тягло по женам их не имати.

(…) 39. А которые тяглые люди продают беломесцом тяглыя свои дворы, а пишут вместо купчих закладные, и те свои дворы просрочивают, а те люди, кому они те свои дворы заложа просрочат обеливают, и черным людем в черных сотнях и слободах тяглых дворов и дворовых мест нетяглым людем не за-кладывати, и не продавата. А кто продаст, или заложит белым людем тяглой двор, и те дворы имати и отдавати безденежно в сотни, а по закладным у кого те дворы были заложены в денгах отказывата. А кто черные люди те свои дворы продадут, или заложат, и тех черных людей за воровство биги кнутом.

40. А у кого всяких чинов у руских людей дворы на Москве в Китае и в Белом и в Земляном городе в загородских слободах, и тех дворов и дворовых мест у руских людей немцам и немкам вдовам не покупати, и в заклад не имати. А которые немцы и их жены и дети у руских людей дворы или места дворовые учнут покупати, или по закладным учнут бита челом на руских людей, и купчие и закладные учнут приносита к записке в Земской приказ, и тех купчих и закладных не записывати. А будет кто руские люди учнут немцам, или немкам дворы и дворовыя места продавата, и им за то от государя быта в опале. А на которых немецких дворех поставлены немецкие керки, и те керки сломати, и впередь в Китае и в Белом и в Земляном городе на немецких дворех керкам не быта. А быта им за городом за Земляном, от церквей божиих в далных местех.

Цит. по Хрестоматия по истории СССР. XVI – ХVП вв. / Под ред. А. А. Зимина./Сост. В. А. Александров и ВД. Корецкий. – М., 1962.

СУД О КРЕСТЬЯНЕХ. А В НЕЙ 34 СТАТЬИ.

2. Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых и в дворцовых селах, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех… - за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам… А отда-вати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем, без урочных лет.

3. А кому доведутся беглые крестьяне и бобыли по суду и по сыску отдати, и тех крестьян отдавати с женами и со детьми и со всеми их животы, и с хлебом стоячим и с молоченым…

10. А будет кто с сего государева уложенья учнет беглых крестьян и бобылей и их детей и братью и племянников приимати и за собою держати, а вотчинники и помещики тех своих беглых крестьян за ним сыщут… - и на тех за кем учнут жити, за государевы подати, и за помещиковы доходы, взяти за всякого крестьянина по десяти рублев на год, и отдавати исцом, чьи те крестьяне и бобыли.

27. А кто на суде в чьем крестьянине запретца2 и отцелуется, а после тот крестьянин, в котором он отцелуется, объявится у него, и того крестьянина взяв у него, отдать исцу со всем животы против исковой челебитной, а ему за вину, что он крест поцелует не на правде, учинити жестокое наказание, бити его кнутом по торгом по три дни, чтобы про то было ведомо многим людем, за что ему такое наказание указано учинити, и бив его по торгом кнутом по три дни, посадити его в тюрьму на год, и впредь ему ни в чем не верити и ни в каких делах ни на кого суда не давати.

30. А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли… написаны на поместных их и на вотчинных землях порознь, и тем помещиком и вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинные свои земли не сводити, и тем своих поместий не пустошити.

О ВОТЧИНАХ. А В НЕЙ 55 СТАТЕЙ.

42… Государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии, советовав со (всеми духовными властями и думными и соборными чинами), указал и собором уложили: впредь с нынешняго уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и в монастыри ни у кого родовых и выслуженных и купленых вотчин не покупати и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати никоторыми делы; и в поместном приказе за патриархом, и за митрополиты, и за монастыри таких вотчин не записывати; а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати.

А кто и напишет вотчину в монастырь в духовной, и тех вотчин в монастыри по духовным не давати; а дати в монастырь родителям их денги, чего та вотчина стоит, или что умерший вотчине цену напишет в духовной…

О ПОСАДСКИХ ЛЮДЯХ. А В НЕЙ 4 CТАТЕЙ.

1. Которые слободы на Москве патриарши, и митрополичьи, и владычни, и монастырские, и бояр и окольничих и думных а ближних, и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленные люди, и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят, и служб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло, и в службы бездетно и без-поворотно…

15. А которые боярские и иных чинов люди и крестьяне на Москве, и по городам покупили себе и в заклады поймали тяглые дворы, и лавки, и анбары, и погребы каменные, и соляные варницы, и торгуют всякими товары: и тем боярским и иных чинов людем и крестьяном, те тяглые дворы, и лавки и погребы, и анбары, и варницы продати тяглым торговым и посадским людем, а им теми дворами, и лавками, и погребами, и анбары, и варницами впредь не владети, и впредь ничьим людем и крестьяном опричь государевых торговых посадских людей тяглых дворов, и лавок, и погребов, и анбаров, и варниц3 ни у кого не покупати. А будет впредь чьи люди и крестьяне у кого купят тяглые дворы, или лавки, и погребы, и анбары, и варницы: и у них те дворы и лавки, и погребы, и анбары, и варницы взяти на государя безденежно; да им же за то быти от государя в великой опале, и в торговой казни.

4. А которые всяких чинов люди на Москве емлют государево денежное и хлебное жалованье, и лавки за собою держат, и наймуют и всякими промыслы промышляют, опричь стрелцов:, и тем людем быти по прежнему в своих чинех, и служить государевы службы з государева жалованья. А с торговых со всяких промыслов быти им в тягле в сотнях и в слободах, и в ряд с черными людьми подати давать, а службы никакой тяглой не служить; а кто не похочет в тягле быть, и тем людем лавки свои продать государевым тяглым людем.

11. А которые в городех стрелцы и казаки, и драгуны всякими торговыми промыслы промышляют, и в лавках сидят: и тем стрельцом и казаком, и драгуном, с торговых своих промыслов платити таможенные пошлины, а с лавок оброк, а с посадскими людьми тягла им не платити, и тяглых служеб не служити.

12. А которые в городех же иных чинов служилые люди, пушкари и затиншики, и воротники, и казенные плотники, и кузнецы, сидят в лавках, и всякими торговыми промыслы промышляют; и им с торговых своих промыслов по тому же платити государевы таможенные пошлины, и быти им в тягле и всякий государевы подати платити и службы служити с посадскими людми в ряд. А кто в тягле быти не похочет, и тем людем лавки свои продать государевым тяглым людем.

13. А которые московские и городовые посадские тяглые люди сами, или отцы их в прошлых годех живали на Москве, и в городех на посадех, и в слободах в тягле, и тягло платили, а иные жили на посадех же и в слободах у тяглых людей в сидельцах и в наймитах, а ныне они живут в закладчиках за патриархом же, и за митрополиты, и за архиепископы, и за епископом, и за монастыри, и за бояры и за окольничьими, и за думными, и за ближними, и за всяких чинов людьми на Москве и в городех, на их дворех и в вотчинах, и в поместьях и на церковных землях: и тех всех сыскивати и свозити на старые их посадские места, где кто живал наперед сего, бездетно же и бесповоротно. И впредь тем всем людем, которые взяты будут за государя, ни за ково в закладчики не записыватися, и ни чьими крестьяны и людьми не называтися. А будет они впредь учнут за ково закладыватися, и называтися чьими крестьяны или людьми: и им за то чинити жестокое наказанье, бити их кнутом по торгом, и ссылати их в Сибирь на житье на Лену. Да и тем людем, которые их учнут впредь за себя при-имати в закладчики, потомуже быти от государя в великой опале, и земли где за ними те закладчики впредь учнут жити, имати на государя.

27. А которые московских и городовых посадских людей дети отходили от тяглых людей и писалися в стрелецкую службу, а у отца толко один сын, или два: и тех имати в тягло; а будет у отца три сына, а третей написан в стрелцы: и третьего сына не имати, быти ему в стрелцах.

28. А которые московские и городовые посадские люди были в посадском тягле, и стали в пушкари, и в затинщики, и в воротники, и в кузнецы, и в иные во всякие чины: и тех, по сыску, всех имати в тягло.

29. А которые московские и городовые тяглые люди в прошлых годех стали в казаки, и служат с старопоместными казаки, и денежными оклады они верстаны, и кормы месечными устроены: и тех черных людей ис казаков не имати, а быти им в службе по прежнему.

0 РАЗБОЙНЫХ И О ТАТИНЫХ ДЕЛАХ. А В НЕЙ 104 СТАТЬИ.

9. А приведут татя, а доведут на него одну татьбу: и того татя пытати и в иных татьбах4 и в убийстве. Да будет с пытки в иных татьбах и в убийстве не повинится, а скажет, что он крал впервые, а убийства не учинил: и того татя за первую татьбу бити кнутом и отрезать ему левое ухо, и посадити его в тюрьму на два года, а животы его отдати им истцом в выть, и из тюрьмы выимая его посылати в кандалах работати на всякие изделия, где государь укажет…

10. А будет тогоже изъимают на другой татьбе: и его по тому же пытати и в иных татьбах. Да будет он повинится только в дву татьбах, а убийства он не учинил же, и его после пытки бити кнутом, и урезав у него праваго уха, посадити в тюрьму на четыре года; а из тюрьмы выимая его посылати на всякие государевы изделья по тому же в кандалах…

12. А приведут татя, а доведут на него татьбы три, или четыре, или болши: и того татя пытав казнити смертью, хотя он убийства не учинил, а животы его отдати истцом в выть.

13. А будет тать учинит и на первой татьбе убийство: и его казнить смертью.

14. А церковных татей казнити смертью же безо всякого милосердия, а животы их отдавати в церковные татьбы.

УКАЗ, ЗА КАКИЕ ВИНЫ КОМУ ЧИНИТИ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ И КАКИЕ ВИНЫ СМЕРТИЮ НЕ КАЗНИТИ, А ЧИНИТИ НАКАЗАНИЕ.