Где был построен первый небоскреб? Где был построен первый кирпичный дом

Три российских литератора, Короленко, Горький и Маяковский, в разное время посетили Нью-Йорк. И все они описывали потрясающее впечатление от приближения берега, застроенного гигантскими зданиями. Правда, во времена Короленко эти здания были высотой в 5-6 этажей, во времена Горького – в 10-15, а вот глаз Маяковского радовали небоскребы уже вполне в современном смысле этого слова.

В конце 19-го века в Европе и в США началось строительство высотных зданий. Причиной тому было удорожание земли в центре больших городов. Высокие здания позволяли использовать городскую площадь с максимальной выгодой.

Казалось бы, нет четкого критерия, что считать просто высоким зданием, а что небоскребом. Однако такой критерий есть. Точные формулы строительной механики показывают: из кирпича возможно построить башню высотой только в 33 метра. Большей нагрузки кирпич не выдерживает. Следовательно, максимальная высота здания с несущими кирпичными стенами – около 30 метров. А выше… Но можно ли построить здание выше?

Можно! В 1880-х годах американский архитектор Уильям Ле Барон Дженни (англ. William Le Baron Jenney) предложил новую технологию строительства. При этой технологии вес здания несла внутренняя стальная конструкция, несущий каркас. Известно, что сталь раз в 10 прочнее самого крепкого бетона. Поэтому, благодаря несущему каркасу стало возможным строить дома высотой более 30 метров. Такие здания стали называть высотными зданиями или «небоскребами». Слово «небоскреб» – это прямой перевод американского слова «skyscraper».

Первое здание по этой технологии было построено в Чикаго в 1885 году. Это было десятиэтажное здание страховой компании, которое называлось «The Home Insurance Building». Первоначальная высота этого здания была 42 метра. Через 6 лет надстроили еще два этажа и высота чикагского небоскреба стала почти 55 метров. В таком виде он просуществовал вплоть до 1931 года.

Поскольку несущий каркас принимает на себя всю тяжесть здания, стены небоскреба можно делать тоньше и применять для них новые, необычные материалы, например, стекло или алюминий. Подобная мысль вдохновила конструктивистов и лежала в основе сумасшедшее красивых проектов Ле-Корбюзье. Однако Ле-Барон, по проекту которого был построен первый небоскреб, все же не решился сделать свое здание «прозрачным». В «The Home Insurance Building» была и массивная несущая стена (правда одна, задняя) и гранитные колонны. И та, и другая детали выполняли главным образом декоративные функции, делали здание более солидным.

Однако строительство небоскребов было связано не только с решением главной задачи – преодолеть порог прочности прежних конструкционных материалов, кирпича и бетона. Построить здание – половина дела. Вторая половина – обеспечить его обслуживание. И здесь тоже было немало проблем. Например, подниматься даже на десятый этаж по лестнице – занятие малоприятное и, строго говоря, вредное для здоровья. Поэтому при строительстве небоскребов возникла необходимость в сооружении лифтов. Первые лифты были гидравлическими, что позволяло поднимать пассажиров только на высоту двадцатого этажа. Только в 1903 году был разработан лифт с электрическим приводом. Это позволило снять любые ограничения на высоту возводимой постройки.

Подача воды на верхние этажи тоже была одной из проблем, возникавших при строительстве небоскребов. Для этого надо было включать в инфраструктуру высотного здания мощные насосы. Кстати, потребовалось создать и новую систему канализации. Представляете разрушительную силу воды, падающей по трубе хотя бы с высоты пятидесяти метров! Возникли проблемы с вентиляцией и очисткой окон. И все эти проблемы были разрешены инженерами-строителями, после чего небоскребы стали расти, как грибы в самых разных городах Европы, Азии, Америки и Австралии.

Кстати, сооружение небоскребов во многом обусловило победу переменного тока над постоянным в борьбе за то, какой из них использовать для освещения улиц и жилищ. Дело в том, что постоянный ток нельзя передавать на дальние расстояния. При использовании постоянного тока существенное падение напряжения обнаруживалось уже на четвертом-пятом этаже. При этом в подвале каждого дома должен был стоять свой домовый электрогенератор. Переменный ток, напряжение которого можно было понижать и повышать с помощью трансформаторов, и потому передавать на дальние расстояния, выиграл соревнование.

В Москве строить высотные здания начали только в конце 1940-х годов. Это – семь так называемых «сталинских» высоток. Целью этого строительства было поднять среднюю этажность Москвы, в центре которой предполагалось построить 400-метровый Дворец Советов. Хотя советская пропаганда утверждала, что московские высотные здания строятся по оригинальным, советского производства, проектам, во многих из них довольно четко видны американские прототипы. Так, одно из самых красивых московских высотных зданий – здание МГУ на Воробьевых горах, имеет своим прототипом Муниципальное здание Манхэттена (Manhattan Municipal Building). Этот сорокоэтажный небоскреб, высота которого достигает 177 метров было построено в 1909 – 1912 годах.

Строительство небоскребов не только решало проблемы больших городов, но и способствовало развитию экономики. Так, строительство небоскребов в Нью-Йорке и в Чикаго вызвало повышенный спрос на стальной прокат для несущих каркасов. В результате в штате Пенсильвания началось строительство металлургических заводов, которые, в свою очередь, стали основой для дальнейшего развития американской индустрии.

Дивно смотреть старые фильмы о Москве! Дореволюционные здания где разрушены, где раздвинуты. Вдоль широких магистралей воздвигнуты высоченные дома (целых 8, а то и 10 этажей!). На проспектах сталинской Москвы было так мало автомобилей, что и светофоры-то казались буржуазной роскошью. Бравый милиционер разводил вручную все невзрачные транспортные и пешеходные потоки. И у него еще хватало времени, чтобы принять участие в судьбе какого-нибудь «Подкидыша» или «Девушки без адреса». У каждого своя Москва и своя первая встреча с этим огромным городом.

Проспекты, казавшиеся широкими в сталинские времена, с трудом пропускали сквозь себя потоки машин, автобусов и троллейбусов. А пешеходы, чтобы перейти улицу, послушно спускались под землю. Подземные переходы стали настолько привычными, что, казалось, они были в Москве всегда. В них находились телефоны-автоматы, велась какая-никакая торговля: газеты, цветы, а иной раз сосиски или краснокожие марокканские апельсины. При стопроцентной государственной монополии на торговлю, у некоторых подземных переходов обосновывались даже частники.

Подземные переходы - довольно «молодые» инженерные сооружения. В Москве сразу несколько таких переходов открыли в октябре 1959 года. Некоторые источники даже сообщают точную дату - 16 октября 1959 года. Среди первых московских подземных пешеходных переходов был и тот, памятный мне, переход у метро «Октябрьская», а еще - на площади Дзержинского, у «Детского мира» и два - на улице Горького. Один - в начале, у проспекта Маркса, а второй - на площади Маяковского.

Именно этот подземный переход проинспектировал в день открытия Н. С. Хрущев. «Отец рассказывал, не верить ему я оснований не вижу. Именно тогда, в 59-м, он специально ходил посмотреть этот только что открывшийся переход на Тверской. Спустился вниз, там ещё люди были - вдруг смотрит, с противоположной стороны заходят 3−4 мента и идут по переходу. А за ними спускаются… он аж обалдел: Хрущёв, ещё какие-то большие начальники тех лет и три-четыре «дяди в штатском». Осматривают переход и уходят. Никого из перехода не выгоняли, люди шли себе спокойно мимо них.

А представляете, что сейчас было бы, если бы кто-то из высшего руководства приехал посмотреть какой-нибудь объект в городе?" По-видимому, высшее руководство дало добро. Количество подземных переходов в центре столицы стало расти. Появились они и в других крупных городах. В Ленинграде - в 1963 году, а Киеве - в 1964. Кстати, именно в киевском подземном переходе впервые в Советском Союзе были открыты кафе и стационарные газетные киоски.

А самый первый подземный пешеходный переход не только в Москве, но и в СССР был построен почти на четверть века раньше, в 1935 году. Переход этот до сих пор существует и исправно функционирует. Хотя задумывался он совсем не как таковой. Соорудили его под Садовым кольцом, когда строили станцию метро «Смоленская». У станции этой было запланировано три наземных вестибюля.

Западный - приблизительно там, где в доме с башней, сооруженном по проекту И. В. Жолтовского, находится нынешний вход на станцию. Восточный вестибюль располагался через дорогу, напротив, а южный - метрах в ста дальше по Садовом кольцу, на Смоленской площади, где тогда еще вовсю кипел и кишел громадный Смоленский рынок. Наземные вестибюли соединялись подземным переходом. Из перехода этого можно было спуститься как на западный, так и на восточный край платформы.

В середине же перехода начинался длинный коридор, по которому пассажиры могли выйти к рынку. В 1937-1939 году Смоленский рынок ликвидировали, а Садовое кольцо расширили почти втрое. Южный вестибюль оказался посередине проезжей части, и его снесли. Ведущий к этому месту коридор стал «коридором в никуда». Его закрыли для пассажиров и начали использовать для служебных нужд.

С 1953 по 1958 год для служебных нужд использовали и саму станцию метро, поскольку в 1953 году открыли Арбатско-Покровскую линию, где тоже была станция «Смоленская». Которая считалась тогда самой глубокой станцией Московского метрополитена. Одноименную же станцию мелкого заложения закрыли и превратили в выставочный зал. Пути застелили дощатым полом, на котором можно было размещать экспонаты.

В 1958 году станцию открыли вновь, теперь как одну из станций Арбатско-Филевской линии. Вход сюда организовали через «дом Жолтовского». Выходы на платформу из коридора, соединявшего когда-то западный и восточный вестибюли, закрыли.

Сам же коридор, проходивший как раз над потолком станции, преобразовали в подземный пешеходный переход под Садовым кольцом. Переход этот был открыт 30 апреля 1959 года.

Первобытные люди, выбравшись из пещер, стали строить примитивные дома. В теплом климате возводили жилища из веток, травы, соломы. В холодных климатических условиях в качестве древнейших строительных материалов использовали камень и дерево. На следующей ступеньке цивилизации появился кирпич. По определению, кирпич – это строительное изделие правильной формы, изготовленное из минеральных материалов.

Современный кирпич, в зависимости от исходных материалов и техники изготовления, бывает керамическим, силикатным, гиперпрессованным и др.

При производстве первых кирпичей люди применяли глину и наполнители типа соломы. Технология не предусматривала обжига. Из таких кирпичей, которые называются саман, южные славяне строили свои хаты вплоть до прошлого столетия. Такую технологию используют и в наши дни поборники экологического жилья. В саманных домах тепло зимой и прохладно летом.

Большой недостаток кирпича-сырца – разрушительное воздействие дождя, отчего построенные из него здания не отличаются прочностью. Считается, что секрет обожженного кирпича открыли египтяне. Жители древней Месопотамии сырые кирпичи догадались обжигать под жарким солнцем, отчего строительный материал приобретал нужную прочность.

В странах с жарким климатом здания из высушенного на солнце самана, изготовленного из известковой глины с добавлением кварца и смолы, стоят веками. Так, пирамида Солнца, возведенная ацтеками в XV в., сохранилась до наших дней. Археологические раскопки в Египте, Месопотамии, Среднем Востоке позволяют утверждать, что сооружения из глиняного камня люди начали возводить задолго до нашей эры.

Обожженный кирпич

Ученые предполагают, что следующий этап – обжиг кирпича в печах, люди освоили уже в III-II в. до н. э., что подтверждают древнеегипетские изображения, дошедшие до наших дней. Древние римляне и греки обжигали кирпич и возводили из него здания. В ту пору этот строительный материал по форме был совсем непохож на современный, и представлял собой тонкие кирпичи квадратной формы, которые назывались плинфами. После формовки сырые плинфы две недели сушились на солнце, затем обжигались в печах.

В начале нашей эры люди постепенно отошли от обжига, так как этот процесс был долгий и дорогостоящий. Техника производства обожженных кирпичей была на время забыта. Бедные слои населения строили здания из кирпичей, высушенных на солнце, богатые – из мрамора. Толчком к возрождению старых технологий стали завоевания Римской империи, которая на европейских территориях начала строить кирпичные мосты и крепости.

В связи с упадком господства римлян изготовление кирпичей в Европе практически прекратилось. Стремительный рост европейских городов в XI-XII вв. способствовал возобновлению производства обожженного кирпича. Плинфу постепенно начал вытеснять кирпич, по форме близкий к современному.

Первые здания из кирпича на Руси

В связи с крещением Руси в самом конце X в. в Киев вместе с византийскими священнослужителями прибыли строители, благодаря которым русичи узнали о технологии производства плинфы. При монастырях создавались мастерские по ее изготовлению. При правлении князя Владимира Святославовича было построено первое кирпичное здание в Киеве – Десятинная церковь. На кирпичах (плинфах) сохранившегося под землей фундамента этой церкви можно увидеть греческие и болгарские клейма, что свидетельствует о национальном происхождении древних строителей.

Первые кирпичные здания в Москве появились в середине XV века. При постройке Московского кремля использовался кирпич, который производился при монастырях. Строительством руководили итальянские мастера. В 1475 году был построен первый кирпичный завод на территории России. В Петербурге первым кирпичным зданием считаются палаты советника адмиралтейства Кикина, возведенные в 1707 году.

Вывод: невозможно точно установить, где и когда был возведен первый кирпичный дом, но, на основании раскопок археологов, мы можем проследить историю появления и технологию изготовления прекрасного строительного материала.

Общественный вид транспорта прочно вошел в жизнь крупнейших мегаполисов нашей планеты. Однако мало кто задумывается, где и кем было построено первое метро в мире – появилось необычное средство передвижения в далеком XIX веке.

В 1855 году в Лондоне численность населения превысила 2 млн человек, и проблемы передвижения по столице взволновали не только жителей города, но и властей. Из-за быстрого разрастания мегаполиса и его густонаселенности добраться из одного конца города в другой стало проблематично. Возникающие пробки на дорогах приводили к столкновениям наземного и людей, а успеть добраться до нужного места к назначенному сроку, было невозможно. Тогда же было принято решение о строительстве подземной дороги.

Строительство

Компания MetropolitanRailwaj занялась сооружением первой ветки метрополитена. Для того чтобы первое метро в мире появилось в Лондоне, властям пришлось принять непростое решение о сносе большого количества жилых домов и прочих построек, мешавших работам.

Первая ветка метрополитена прокладывалась на глубине 10 метров. В вырытый тоннель укладывались рельсы, а сверху возводилось прочное перекрытие из кирпича. Оставшийся ров засыпали. Протяженность тоннеля составила 3600 метров и включала 7 станций.

Первое в мире метро построили в 1863 году. На его открытии присутствовал принц Уэльский Эдуард II. Первым пассажиром необычного транспорта также стал будущий король Великобритании.

Перевозка пассажиров

Первый подземный транспорт выглядел не очень привлекательно. Поезда ездили на угольном топливе, вентиляции в подземелье практически не было. Одежда, волосы и лица пассажиров быстро становились грязными. Но, несмотря на отсутствие свежего воздуха, жители Лондона оценили новшество: хоть и не комфортное, зато быстрое. В первый день работы метрополитеном воспользовались почти 30 тысяч жителей столицы.

Первый год работы подземные вагоны перевезли около 1 миллиона человек, во второй – более 10 миллионов. Удобное и недорогое транспортное средство полностью завладело жителями столицы, несмотря на некоторые минусы.

Со временем локомотивы перевели на электрическую тягу, подземку углубили и соорудили эскалаторы. А к концу 1905 года лондонское метро было полностью электризовано.

Сейчас Лондонский метрополитен состоит из 12 линий и перевозит более 3 миллионов пассажиров в сутки. Его схема напоминает трубу и узнаваема многими иностранными туристами. Эмблема лондонского метро – атрибут столицы.

Московское метро

Несмотря на то, что первое в мире метро построено в Англии, с конца XIX века велись серьезные разговоры о запуске подобного транспорта. Москва перенаселялась, проблемы с передвижением по городу возникали все чаще. Первая мировая война на долгое время отложила создание метрополитена.

В конце 1931 года первый тоннель Московского метрополитена все же был заложен. Но неподготовленность рабочих постоянно срывала строительство, и власти привлекли к работе профессиональных шахтеров из Донбасса. В 1935 году первая ветка российского метро все же открылась.

В метро было 8 поездов, передвигавшихся со скоростью не более 5 км/ч. Первыми пассажирами, оценившими нововведение, стали делегаты седьмого съезда Советов.

Сейчас подземка действует во многих крупных городах. Хотя первое метро в мире появилось в Англии, на сегодняшний день крупнейшим в мире является московский метрополитен, насчитывающий 179 станций и, по предварительным подсчетам, перевозящий около 9 миллионов человек в сутки.

4.7 (93.53%) 337 votes


Сидел я как-то за компьютером, работал себе спокойно, и тут, вдруг, меня посетила мысль, а с чего все началось и каким был самый первый компьютер в мире? Конечно же я решил найти ответ на этот вопрос, уж сильно он меня зацепил. И ответ был найден! Естественно, он и стал темой следующего поста в блоге обо всем самом интересном в мире, что не оставляет равнодушным. Как всегда с определением первенства оказалось все не просто, но к этому уже можно привыкнуть…

Самый первый компьютер в мире был создан и построен в США математиком из Гарвардского университета Говардом Эйксном еще в 1941 году. Вместе с четырьмя специалистами из компании IBM, которая и заказала ему его, они создали компьютер на базе идей Чарльза Бэббиджа. После всех испытаний, состоялся его запуск седьмого августа 1944. Он получил название от своих создателей «Марк 1», и его поставили работать в Гарварде.


Тогда этот компьютер стоил пятьсот тысяч долларов, баснословная по тем временам сумма. Его собрали в специальный корпус, который был сделан из стекла и стали, не поддающейся коррозии. Сам корпус в длину был не менее семнадцати метров, высота была более 2.5 м. Его масса была около 5-ти тонн и занимал он пространство объемом в несколько десятков кубических метров.
«Марк 1» состоял из множества переключателей и прочих механизмов, общая численность которых составляла 765 тысяч.
Его провода составляли общую длину около восьмисот километров!

Возможности самого первого компьютера в мире сейчас нам кажутся смешными, но на тот момент мощнее не было ни одного вычислительного устройств на планете.

Машина могла:

  • оперировать семьюдесятью двумя числами, которые в свою очередь состояли из двадцати трех десятичных разрядов
  • компьютер мог вычитать, складывать и на каждую из операций у него уходило по три секунды.
  • кроме этого, он также умножал и делил, тратя на эти операции по шесть и пятнадцать секунд.

Для ввода информации в этот аппарат, который по сути был всего лишь более быстрым арифмометром применяли специальную перфорированная ленту из бумаги. Это был первый ЭВМ, которому не нужно было вмешательство людей для своих вычислительных процессов.

Еще в 1942 разработка Джона Маучли послужила толчком к созданию первого компьютера, но в тот момент на него мало кто обратил внимание. После того, как к нему присмотрелись военные инженеры американской армии в 1943 были предприняты попытки создать аппарат, получивший тогда имя «ENIAC». Финансами занимались военные и она выделили около пятисот тысяч долларов на этот проект, так как они хотели конструировать новые типы вооружений.
«ENIAC» потреблял столько энергии, что во время его работы, рядом расположенный город все время испытывал нехватку электричества и люди сидели без света иногда по несколько часов.

Технические характеристики Eniac

Посмотрите на некоторые очень интересные характеристики самого первого компьютера в мире, по второй версии. Впечатляет не правда ли?

  • Вес у него был 27 т.
  • В нем было 18000 ламп и прочих деталей.
  • Память была 4 КБ.
  • Занимал площадь 135 кв. м. и весь был опутан множеством проводов.

Программировали его вручную, и операторы просто меняли сотни переключателей, и нужно было каждый раз его выключать и включать из-за того, что на нем не было жесткого диска. Клавиатуры не было и монитора тоже. Стоял ряд десятков шкафов с лампами, машина часто выходила из строя, так как часто перегревалась. Потом он использовался еще для проектирования водородного атомного оружия. Проработала эта машина больше десяти лет, и в 1950 году, когда создали транзистор, компьютеры стали уже меньше в размерах.

Где и когда продали самый первый ПК?

За два десятка лет в концепции компьютеров мало что изменилось. Благодаря тому, что был внедрен микропроцессор, само создание компьютера пошло более быстрыми темпами. Еще в 1974 IBM хотела выпустить на рынок первый компьютер, однако продаж почти не было. IBM5100 использовал кассеты, где хранилась информация, и стоил он по тем временам очень дорого – десять тысяч долларов. Поэтому мало кто мог себе позволить тогда купить такой аппарат.
Он мог сам исполнять программы, которые были написаны на языках BASIC и APL, созданные в недрах IBM. Монитор мог отображать шестнадцать линий по шестьдесят четыре знака, память его была шестьдесят четыре КБ. Сами кассеты были очень походи на обычные аудио кассеты. Продаж почти не было из-за высокой цены и из-за непродуманного интерфейса. Но все -таки нашлись люди, которые его приобрели и которые начали новую эру в истории мировых рынков — торговлю компьютерами

Вы думали, какие они будут через десять лет?

Не так давно IBM показала прессе суперкомпьютер «Roadrunner» с 1 квадриллионом операций. Его собрали для Министерства энергетики США. Он включает в себя 6480 двухъядерных процессоров, и 12 960 процессоров Cell 8i. Он состоит из 278 шкафов, 88 километров кабеля. Весит 226 т. Расположен на площади 1100 м², стоит такой 133 000 000 долларов.

Как видите, шкафы для суперкомпьютеров все также в моде, все дело в дизайне…

Смотрите про самый первый компьютер в мире в видеоформате:

Вот такая получилась компьютерная история. А интересно было или нет — пишите в комментариях!