Квн по русскому языку. Логопедический досуг. Занимательная викторина по русскому языку Не от радости утех бываю поневоле

Прочитай стихотворение.

Скажу я слово высоко,
А ты ответишь низко,
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь близко.
Скажу тебе я слово трус.
Ответишь ты смельчак.
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: конец.

Что такое антонимы ?

Антонимы – это слова противоположные по смыслу.

Для чего используют антонимы в речи?

Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

Сегодня ты отправишься в мир особых слов – антонимов .

Посмотри урок , на котором вместе с Хрюшей и его друзьями ты познакомишься с антонимами.

Отгадайте загадки. Помогут тебе отгадать картинки. Запиши пары антонимов в тетрадь.

Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня …?
Я антоним к слову «лето»,
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …?
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь …

Я антоним к слову «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это …

Прочти пословицы из словаря В.И. Даля.

Хороша веревка длинная, а речь короткая.
Корень ученья горек, да плод сладок.

  1. Подумай, чему учит народная мудрость?
  2. Какие слова с противоположным значением – антонимы – употреблены в пословицах. Расскажи учителю или взрослым.

А сейчас ты узнаешь про антонимы-действия .

Посмотри

Прочти стишок.

Составь предложения с антонимами минус – плюс. Напиши предложения в тетради. Покажи учителю. Обсуди с учителем составленные предложения (можно в видеокомнате).

В Шишкиной школе герои играют в антонимы и синонимы. Посмотри и поиграй вместе с ним.

Закончи предложение . Для этого подбери необходимый антоним. Расскажи учителю или взрослым.

Знай больше, а говори ……
Думай медленно, работай ……
Мир строит, а война ………
Ласточка день начинает, а соловей ……
Не дорого начало, похвален ……

Прочти учителю или взрослым отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Найди антонимы. Составь 2 предложения с антонимами, которые есть в этом отрывке. Расскажи учителю или взрослым.

И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
(А. Пушкин)

Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.

Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.

Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.

Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю малышу: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".

Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.

Слова-неприятели для дошкольников

Игра. Закончи предложение и назови "слова-неприятели"

Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".

  1. комар маленький, а слон...;
  2. пушинка легкая, а камень...;
  3. горчица горькая, а сахар...;
  4. куст низкий, а дерево...;
  5. компот холодный, а суп...;
  6. сметана густая, а молоко...;
  7. ручеек узкий, река...;
  8. ночью темно, а днем...;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;
  11. детский сад близко, а школа…;
  12. лента узкая, а пояс…;
  13. ручей мелкий, а озеро…;
  14. жаворонок поет, а ворона…;
  15. самолет летает высоко, а вертолет…;
  16. черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
  17. в кастрюле воды много, а в стакане…;
  18. покупатель покупает, а продавец...;
  19. летом жарко, а зимой …;
  20. утром завтракают, а в полдень …;
  21. соль солят, а сахаром …;
  22. дети отвечают, а воспитатель...;
  23. вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
  24. на дереве растут фрукты, а на грядке…;
  25. весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
  26. утром встают с кровати, а вечером...;
  27. небоскреб высокий, а избушка…;
  28. птицы летают, а змеи…;
  29. в полдень обедают, а вечером …;
  30. кино смотрит зритель, а книгу читает …;
  31. на улице грязь, а в доме…;
  32. ствол у дерева толстый, а веточка….
  33. карандаш рисует, а резинка...

Игра. Скажи наоборот

Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)

ночь -...;

завтрак -…;

вечер -...;

враг -...;

чистота -...;

холод -...;

война -...;

трава - …;

земля - …;

движение - …;

говорун - …;

здоровье - ….;

ум - ...

войти -...;

молчать -...;

отдал -...;

вставать -...;

раздеться -...;

поднимать -...;

смеяться - …;

включать-...;

закрывать -...;

приходить - …;

появляться -…;

есть - ….

большой - ...;

черный - ...;

низкий -...;

плохой - …;

больной -...;

старый -...;

молодой - …;

широкий -...;

толстый -...;

узкий - …;

сложный - …;

сухой-….;

горький - ...

Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.

Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо "в лёт". Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника . Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.

Смысловые противоположности в стихах

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)

Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)

Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)

Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)

Поиск антонимов для школьников

  1. Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
  2. Прочитайте сами внимательно все словарные пары "слово – его противоположность".
  3. Предложите подростку тоже прочитать.
  4. Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
  5. Меняетесь ролями.
  6. Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
  7. Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
  8. Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт "Синонимы". От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта "Антонимы".
  9. Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.

Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.

Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Ямбогло Валентина Тихоновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №13
Населённый пункт: Московская область, г. Подольск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Лексика. Фразеология (Обобщение материала по теме)
Дата публикации: 28.12.2018
Раздел: полное образование

«Лексика и фразеология»

(Заседание «Клуба знатоков русского языка», 6Б кл.)

УЧИТЕЛЬ. Лексика – это все слова языка, его словарный состав. Основной лексический

состав русского языка представлен в 17-томном Словаре современного русского

литературного языка, составленном Академией наук СССР. Словарь, в котором были бы

записаны все слова русского языка, то есть представлен весь лексический состав языка,

нет т и быть не может. А почему? Подумайте сами.

Знаете ли вы, что…?

17-томный Словарь современного русского литературного языка

Словарь произведений Пушкина

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование

Словарь младшего школьника

УЧИТЕЛЬ. Какую задачу мы должны перед собой поставить? (Узнавать как можно больше

слов, обогащать свой словарный запас).

1.Закрепить умения и навыки, полученные в разделе «Лексика и

фразеология».

2.Развивать познавательные процессы (память, воображение,

мышление, внимание, речь).

3.Воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра в форме заседания «Клуба знатоков русского языка».

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование: презентация

Ребята, сегодня мы будем повторять всё, что изучили в разделе «Лексика и фразеология».

Урок не обычный, а урок-игра в форме заседания «Клуба знатоков русского языка».

Сегодня наше первое заседание. Капитаны, представьтесь и представьте свои команды!

Фронтальный опрос «Закончи предложение».

Словарный состав языка образуется из … (слов)

Лексика – это … (словарный состав языка)

Лексическое значение слова разъясняется в … (толковых словарях)

Слово имеет не только …, но и грамматическое значение. (лексическое)

Однозначными называют слова, имеющие … (одно лексическое значение)

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются … (многозначными)

Многозначные слова называют … (разные предметы, признаки, в чем-либо сходные между

Перенос названия происходит, если у предметов есть… (какое-либо сходство)

Слово с переносным значением в художественном произведении используется как …

(выразительное средство)

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но существенно

различающиеся по лексическому значению - … (омонимы)

Синонимы – это слова одной и той же части речи, обозначающие …, но отличающиеся

друг от друга оттенками лексического значения. (одно и то же)

Антонимы – это слова одной и той же части речи с … (противоположенным лексическим

значением

2.«Пятое лишнее!». Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный

Разгадай загадки.

Я – антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня… (прохлада)

Я – антоним слова лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я… (зима)

Я – антоним к слову смех,

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это… (плач)

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь … (тишина)

Загадка-шутка.

Шли двое. Остановились.

Один другого спрашивает:

– Это черная?

– нет, это красная.

– А почему она белая?

– Потому что зеленая.

УЧИТЕЛЬ. Расставьте знаки препинания.

О чем они вели разговор? (Смородина)

Подобрать синонимы к слову зеленый в тексте.

Зеленый – неспелый, незрелый.

3.Работа с текстом.

Странный в сент…бре лес. В нём рядом в…сна и ос…нь. Ж…лтый лист и з…леная

тр…винка. Поблёкшие и зацв…тающие цв…ты. Тёпл… со(?) нце и х…лод… бел…

радуга. Ув…дание и ра(с, з) цвет. Грус(?) но и радос(?) но одновр…менно.

- Объяснить пропущенные орфограммы в первых четырёх предложениях (1 команде), в

последних трёх (2 команде).

Красивый текст? За счёт каких слов создаётся такой правдивый пейзаж? Как они

называются?

4. Выборочная работа. Задание: выпишите фразеологизмы со значением «ТЕМНО» (1

команде), со значением «МНОГО» (2 команде):

с три короба, хоть глаз выколи, дать нагоняй, хоть пруд пруди, ни зги не видно, куры не

клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, непочатый край.

Какой фразеологизм вы не использовали? Почему?

5. Творческая работа.(6-ой слайд) Составить словосочетания, в которых данные слова

имели бы (1 команде) переносное значение и (2 команде) прямое значение.

Кудрявый, золотой, глубокий, блестящий.

Устно составьте словосочетания со словами, данными в скобках. Запишите те, в которых

выделенные слова будут иметь переносное значение.

Горячий (молоко, печь, время)

Горячее время

Разбить (чашка, надежда, жизнь)

Разбить жизнь

Легкий (пальто, характер, ноша)

Легкий характер

6. Конкурс капитанов.Вспомнить, как появились фразеологизмы «ОТ ДОСКИ ДО

ДОСКИ», «КРАСНАЯ СТРОКА».

7. «Мозговой штурм».(8-ой слайд) Задание: назвать одним устаревшим словом

(поочерёдно командам)

Древнее название русских войск (РАТЬ)

Походная воинская палатка в Древней Руси (ШАТЁР)

Повозка с пулемётом времён гражданской войны (ТАЧАНКА)

8.»Заморочки из бочки»

Фразеологизмы – очень благодатный материал для шуточных вопросов. Попробуем и

мы в них разобраться. О чём речь? (поочерёдно командам)

Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на

него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ВЕТЕР);

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не

в своё дело (НОС)

Какие здесь спрятаны фразеологизмы?

Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нём что-то вертится, его держат за

зубами (ЯЗЫК)

О каких устойчивых сочетаниях идёт речь?

9. «Черный ящик». Что в черном ящике?

Овощное растение с утолщённым подземным стеблем округлой или продолговатой

формы, с широкими и удлинёнными сочными листьями;

Сумка, футляр для стрел;

Детская игрушка в виде фигурки человека;

Мебель для сидения в виде длинной доски на четырёх ножках;

Особый нагрудный знак отличия, которым награждают граждан государства за

выдающиеся заслуги;

Из каких языков заимствованы эти слова?

IV. Подведение итогов

V. Дом. Задание в электронном журнале

Цель: повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика».

Задачи:

  • Образовательные:
    • формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова;
      совершенствовать умение работы со словарями разных типов.
  • Развивающие:
    • развивать творческое мышление, активность учащихся;
    • совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к слову;
    • повысить интерес к русскому языку;
    • воспитывать бережное отношение к русскому языку.

ХОД УРОКА

Учитель. Ребята! Сегодня необычный урок, урок-игра. Мы отправляемся в путешествие. Назовем его «Три корабля». (Приложение 1 , слайд 1) Мы закончили изучение материала по теме «Лексика». Основная задача на уроке сегодня – повторить всё, что мы изучили по данной теме.

1) Чтобы начать игру, разделимся на три команды: «Волна», «Якорь», «Шторм». (Приложение 1 , слайд 2)
2) Познакомимся с картой путешествия (Приложение 1 , слайд 3)

– Чтобы попасть на самый главный остров – остров Лексики, необходимо показать свои знания, проявить сообразительность и эрудицию.
За правильные, полные ответы ваш капитан будет получать жетоны в виде рыбки.

Первая остановка на Острове однозначных и многозначных слов.

– Что вы знаете о жителях этого острова?
– Где можно узнать о лексическом значении слова? (За правильный ответ – рыбка)

Справка. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

Задание: чтобы попасть на Остров однозначных и многозначных слов, нужно выполнить задание (Приложение 1 , слайд 4): определите и запишите, в каких значениях употреблено слово СТАВИТЬ.

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном
(он растит такую рожь –
С головой в неё уйдёшь).
Ставит фильмы режиссёр
(снял он сказку «Колобок,
чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги
(подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончится рассказ, ставить точку в самый раз.

Сегодня наше занятие посвящено русскому языку, таинственной и прекрасной науке - грамматике.

Оказывается, она может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной.

В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них.

Путешествие по царству грамматики.

1. Разминка. Ребусы.

2. Заблудившееся слово.

Соедините слова первого столбика со словами второго столбика так, чтобы получились новые слова:

Сено овод

Газ марка

3. Антонимы.

Отгадайте загадку, где спрятались антонимы .

А) Я – антоним слову «зной»,

Я в реке в тени густой

И в бутылке лимонада, а зовут меня …(прохлада)

Б) Я – антоним слова «лето», в шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама, потому что я - …

В) Я – антоним к слову «смех»,

Не от радости, утех, - я бываю поневоле от несчастья и от боли,

От обиды, неудач. Догадались? Это … (плач)

Г) Я – антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна называюсь … (тишина)

В Нью-Йорке создан клуб двойников. Членом этого клуба может стать лишь тот, кто похож на какого-нибудь знаменитого человека. И в русском языке тоже есть слова-двойники. Это омонимы. Они звучат и пишутся одинаково, но обозначают совершенно разные предметы, действия, признаки.

Задание: найти слова-омонимы в стихотворениях.


А) Вылезла из норки норка и пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла, норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки, может, норка – возле норки?

Нет нигде. Пропал и след. Норка – здесь, а норки – нет!

Б) Мы сражаться стали, в ход пустили шашки.

Шашки не из стали, мы играем в шашки.

В) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Г) Кто без кисти и белил крышу города белил?

Д) Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

5. Омофоны – разные слова, одинаково звучащие, но различающиеся на письме.

Например, ПЛОТ – ПЛОД. Приведите свои примеры.

Задание: найдите омофоны в предложениях.

А) Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

Б) Возьми прут и гони гусей на пруд.

В) Роман прочитал интересный роман.

6. Пословицы.

Закончи пословицу.

· Терпенье и труд…

· Что посеешь, …

· Ученье – свет…

· С волками жить …

· За двумя зайцами погонишься..

· Нет лучшего дружка…

· Не имей сто рублей…

Соберите пословицу (работа в парах)

Упустишь

потеряешь

кататься

7. Фразеологические обороты.

Конкурс «Веселые картинки»

Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают?

1) как курица лапой (писать некрасиво, неразборчиво, иметь плохой почерк)

2) брать быка за рога (смело, энергично, начинать с самого главного, важного)

3) сесть в лужу (оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу)

4) заметать следы (ловко скрывать то, что может служить уликой)

Задание: найдите каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой (соедините линией):

рукой подать не покладая рук

лясы точить своим горбом жить

выйти из себя держать в ежовых рукавицах

сидеть, сложа руки воды в рот набрать

с гулькин нос взять себя в руки

от рук отбиться за тридевять земель

сидеть на чужой шее хоть пруд пруди

8. Юмористическая викторина.

· В каких словах по сто согласных? (стог, стол, стон, стоп)

· Сколько гласных в словах семья, сорока?

· Сколько горошин может войти в стакан? (сами войти не могут)

· Может ли страус назвать себя птицей? (не умеет говорить)

· Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)