Святейший Патриарх Сербский Павел или четыре истории о нём. Павел Сербский: Непонятый патриарх

Святейший Патриарх Сербский Павел (Стойчевич) родился на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, 11 сентября 1914 года, в селе Кучанцы в Славонии (нынешняя Хорватия). В святом крещении в местном сербском храме апостолов Петра и Павла (в 1991 году разрушенном вооруженными силами Хорватии) был наречен именем Гойко. Их с братом, рано оставшихся без родителей, вырастила тетя Сенка, которой он за это был благодарен всю жизнь. Начальные классы гимназии Гойко Стойчевич окончил в Тузле, а шестигодичную семинарию – в Сараево, в 1930–1936 годах. Перед самым началом Второй мировой войны он закончил Богословский факультет в Белграде (1936–1941), при этом параллельно учился в Медицинском институте (два года, прервав учебу из-за войны). В начале войны, 6 апреля 1941 года, был вынужден бежать из своего родного села в Хорватии, захваченного немцами и хорватскими усташами, убившими его брата Душана. В Белград Гойко прибыл вместе с многочисленными сербами-беженцами, пережившими террор усташей.

В начале войны, чтобы содержать себя, будущий патриарх Сербский работал строителем на белградских стройках. В 1942 году он оказался в монастыре Святой Троицы в Овчарско-Кабларском ущелье в центральной Сербии. В годы оккупации сам Господь дважды спас его от смерти, грозившей ему от немецких оккупационных войск.

В 1944 году он преподавал закон Божий в г. Баня Ковиляча и воспитывал детей-беженцев из Боснии. Спасая мальчика, тонувшего в разлившейся в половодье реке Дрине, он простудился и тяжело заболел туберкулезом, но скоро чудом Божиим был исцелен в монастыре Вуян, где в благодарность Христу вырезал деревянный крест. Тогда он решил принять монашеский постриг и всю свою жизнь посвятить Господу.

С юных лет он жил скромно, подвижнически, скромно питался и мало спал, но много молился. Подвиг поста, воздержания, целомудрия и молитвы совершал он, маленький и слабый, до конца своей земной жизни, всегда будучи воздержанным в еде и одежде, не имея никакой собственности, кроме небольшого количества книг, подобно святителю .

По принятии пострига в Овчарско-Кабларском Благовещенском монастыре, когда своим духовником Макарием, человеком святой жизни, был наречен апостольским именем Павел, на Благовещение 1948 года, он с 1949 по 1955 год состоял в братии монастыря Рача на реке Дрине, в которой тогда подвизались отец Иулиан (Кнежевич) и отец Антоний (Джурджевич) – в войну узник немецкого концлагеря в Дахау, – впоследствии он, по Промыслу Божию, 1 декабря 1990 года на Соборе Сербской Православной Церкви из трех кандидатов вынул жребий с именем будущего патриарха – Павла. Из монастыря Рача Павел был направлен учиться в аспирантуру в Афины, где пребывал с 1955 по 1957 год. Оттуда он отправился на богомолье ко Гробу Господню и святым местам. В Афинах узнал, что 29 мая 1957 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви избрал его епископом Рашско-Призренским для служения в Косове и Метохии. Его хиротония состоялась 24 сентября 1957 года. До сих пор в Греции и на Афоне рассказывают о его скромной монашеской жизни, кротости и мудрости и большом духовном опыте. Позже, будучи епископом, он из Призрена часто паломничал на Афон, водя на богомолье и своих священников, монахов и верующих.

Тяжкие 34 года Христовых он прожил в многострадальном Косове и Метохии, в этих исконных древних сербских православных краях, пострадавших под длительным турецким игом и в особенности в войну 1941–1945 годов от албанских фашистов, а после войны – от безбожных коммунистов. Но смиренный владыка Павел кротко носил свой архипастырский крест и по мере сил своих апостольски возрождал веру в народе, а также святые храмы и монастыри в этой древней епархии (где и сейчас, вопреки всем страданиям и разрушениям, остается свыше тысячи святынь и святилищ – храмов и монастырей, воздвигнутых с XII по XX век). В этот период он написал монографию о монастыре Девич, а потом принял участие в издании монументальной книги «Задужбины Косова – памятники и символы сербского народа» (Задужбине Косова – споменици и знамења Српског народа Призрен. Београд, 1987), которая на широком документальном материале свидетельствует о сербском православном характере Косова и Метохии.

Владыка Павел жил в скромном братском корпусе в царском городе Призрене (это была турецкая гостиница, в конце XIX века выкупленная для сербского епископа русским консулом в Призрене И.С. Ястребовым). Это здание недавно сожжено и разрушено албанцами- мусульманами, исполненными ненависти к сербам и Православной Церкви, которым в злодеяниях оккупации и разрушения всего сербского и христианского поддержку, к сожалению, оказывают и евро-американские военные силы, а этой поддержке содействует и так называемое Европейское Сообщество.

Во все время своего епископского служения владыка Павел старался и о Призренской семинарии; он не только надзирал за ней духовно, но и читал в ней богословско-литургические и духовно-пастырские лекции.

Дело богословско-духовного и особенно литургического и пастырского поучения и созидания своей паствы он продолжил в Белграде – как патриарх. Было издано около десяти его книг, посвященных этим темам, а также сборники проповедей, поучений и архипастырских посланий. Как председатель Синодальной комиссии, он принимал участие в новом переводе на современный сербский язык Нового Завета и Служебника, вышедших в свет как официальные издания Священного Синода Сербской Православной Церкви. Он был редактором нового издания Сербляка (сборника служб сербским святым) и других богослужебных книг. При нем в Диптихи святых были внесены многие новые сербские священномученики и новомученики.

В 1988 году Богословский факультет в Белграде присвоил владыке Павлу звание почетного доктора богословия, а спустя немного времени такое же звание было присвоено и Свято-Владимирской духовной академией в Нью-Йорке. В 1990 году, 24 апреля, он принял участие в свидетельствовании правды о церковно-народном, православном характере древнего сербского края Косово и Метохия в Конгрессе США и продолжал свидетельствовать об этом, уже как патриарх, когда евро-американские воинские части НАТО жестоко бомбили Сербию и Косово, а потом насильно вступили на территорию Косова и Метохии, впоследствии передав ее мусульманским шиптарам, которые и прежде насильственно сгоняли сербов с исконно сербских родных мест, а теперь принялись вновь за это с особенной безнаказанностью, отлучая сербов от их святынь, все еще оскверняемых и разрушаемых.

44-м предстоятелем Сербской Православной Церкви владыка Павел был избран на Архиерейском Соборе в Белграде 1 декабря 1990 года. На следующий день состоялась его интронизация в Белграде, а потом в древней Печской Патриархии, где веками была и по сей день находится кафедра Печских Архиепископов и Патриархов всех Сербских и Поморских земель.

На своей интронизации он отметил, что единственная «программа» его деятельности есть Евангелие Христово, и этой программы он последовательно придерживался. Почти ежедневно служил Божественную литургию, особенно в период злосчастной последней войны, вспыхнувшей при развале Югославского государства в 1991–1995 годах, и потом, во время албанского сепаратистского восстания и последовавшей за этим безумной бомбежки силами НАТО невинной Сербии и самого Косова и Метохии – она длилась 78 дней: с 24 марта по 10 июня 1999 года.

Как патриарх, он неустанно посещал свой многострадальный православный народ в изгнании, в больницах и лагерях для беженцев, навещая раненых и заключенных, и для всех он был великим утешением веры и надеждой. Он был свидетелем Христовым и проповедником человеколюбия, мира и любви. В самые тяжелые дни войны он свидетельствовал и ходатайствовал о мире и правде, осуждая всякое злодеяние и преступление, особенно разрушение и осквернение религиозных святынь. Всем всегда говорил и подчеркивал: «Будем людьми!» – и эти слова как бы слились с его именем, поэтому дети часто так произносили его имя: Патриарх Павел – Будем людьми! (А через несколько дней по его погребении увидело свет новое издание книги журналиста Й. Янича «Будем людьми: и слово патриарха Павла»; она опубликована и на французском языке: «Soyons des homes: Vie et paroles du patriarche Serbe Paul», 2008).

Святейший Павел, и как иеромонах, и как иерарх, всегда совершал богослужение смиренно и глубоко молитвенно; он был на редкость музыкальным, пел он умильным голосом – не только служа литургию, но часто и на клиросе. В православном мире у патриархов, иерархов, священства, монашества, в народе, у богословов и ученых, культурных людей, поэтов и художников он пользовался глубоким и искренним уважением.

Патриарх Павел посетил все Православные Церкви в мире и принял всех православных патриархов и предстоятелей Церквей, а также многих прелатов иных вероисповеданий и религий. Во время войны, пытаясь добиться прекращения военных действий и установления мира, он встречался с религиозными и политическими лидерами соседних народов и государств.

Искреннее и глубокое уважение к своему любимому патриарху сербский народ выразил особенно в пять дней поклонения его о Господе упокоившемуся телу, когда спокойный золотистый оттенок его лица излучал свет, словно лики святых Божиих угодников, к которым, мы твердо уверены, Господь причислил и этого Своего верного первосвященника.

В период своей двухлетней болезни Святейший Павел регулярно, каждодневно причащался. И так же, сознательно и с молитвой на устах, он принял святые тайны и в последнее утро на земле, в воскресенье, 2/15 ноября 2009 года, и мирно почил о Господе в 10 часов 45 минут.

Его тело перенесли в кафедральный собор в Белграде, где оно покоилось пять дней. В четверг, 19 ноября, состоялось его всеправославное отпевание в храме святого Саввы на Врачаре, в сослужении патриарха Константинопольского Варфоломея, посланцев Русской и других Православных Церквей и всех иерархов Сербской Церкви, сонма духовенства и монашества и миллионного верующего народа. Патриарх похоронен, согласно его завещанию, в монастыре Раковица под Белградом, рядом с могилой патриарха Димитрия.

Ежедневно в течение пяти дней всенародного поклонения упокоившемуся патриарху в городах и селах Сербской Церкви звонили в колокола и служили Божественную литургию.

На святой литургии в понедельник, 16 ноября, в кафедральном соборе Белграда было произнесено это слово, посвященное блаженной памяти патриарху Павлу:

«Евангелие есть слово вечной жизни. Апостол Иоанн, любимый ученик Христов и девственник, в откровении на Патмосе видел ангела, носящего “вечное Евангелие” (). Это вечное Евангелие есть сам Сын Божий, Господь Христос Богочеловек, Который, воплотившись, стал человеком на всю вечность. Это вечная Божия благовесть, благая весть Святой Троицы миру и роду человеческому, но – в личности Христа, воипостазированная в лице Единородного Сына Воплощенного, данная нам, людям, для вечной жизни. Каждый человек, как живая икона Христова, есть словесное Евангелие, ибо каждый человек создан для рая и жизни вечной.

Архиерей и Святейший Патриарх Павел, ученик Христов, был живым воплощенным Евангелием, ходячим Евангелием среди нас, недостойных. Куда бы ни пошел, он Евангелие нес, Евангелие воплощал, Евангелие исповедовал и проповедовал. От роду носил он его в себе, всем сердцем следуя за Господом, первым Евангелиеносцем и Евангелиедателем. А потом получил имя Павла, пятого евангелиста Христова. «Павел» значит малый , малого роста, но и этот Павел, как тот, превзошел и третье небо.

Малый Павел (Стойчевич), из села Кучанцы в Славонии, из Призрена и из Косово, из Белграда и Сербии на гористых Балканах вчера достиг третьего неба. Великая радость на небесах, и великий плач в сербских землях и краях от Дуная до моря. Но здесь это – плач, пронизанный радостью, так же, как и первые христиане плачем и радостью жили и с плачем и радостью проводили святого первомученика Стефана. Чудесное сочетание, непостижимое. Никакая наука, меньше всего психология или мелкие человеческие логики, не могут постичь тайну грустно-радостной истины Евангелия, крестно-воскресной жизни Евангелия. “Крест носить нам суждено”, – сказал сербский владыка в Цетине. Но крест ведет в воскресение и дает воскресение. А без креста нет и воскресения.

Как апостол Павел, и новый Павел Всесербский и Всеправославный с детства страдал. Страдал он и в ту, и в эту войну. И в ту, и в эту войну его чуть не убили. Он служил Господу и в слабом теле, чудном, и светлом, и святом, каким мы видим его здесь перед нами. Когда Святейший два года тому назад внезапно ослаб, он спросил одного владыку: “Пойдешь ли ты на похороны патриарха Павла?” Тот ответил: “Это будут не похороны, а перенесение мощей!”

Братья и сестры и дорогие дети, мы являемся свидетелями того, что перед нами воплощенное Евангелие. Пострадавшее, или, лучше сказать, с детства выстраданное Евангелие. Павел страдал особенно в Косово – 33 с половиной Христовых года. Гонимый, преследуемый, битый, ругаемый, оплевываемый, унижаемый. Он никогда не жаловался, никогда не отвечал ненавистью. А говорил он о достоинстве богообразности человека, о достоинстве народа, о том, что только это христообразное достоинство войдет в Царствие Небесное.

И тогда некоторые говорили, может быть, и сейчас есть такие, которые говорят, что Павел был “полемохарис”, что якобы хотел войны. А он на это так отвечал: “Есть война против зла, но в этой войне нельзя пользоваться злом. Будем людьми и среди нелюдей! Архангел Михаил повел войну на небе против диавола (см.: ) именно из-за зла и против зла, чтобы стать между ангелами и диаволом, но притом он не пользовался злом против зла”. Малый Павел выпрямился, чтобы защитить свой народ и в Косове и Метохии, и в Сербских землях и краях. И я верую, что нас и наш народ православный отныне на небесах еще больше будет защищать, представляя перед Господом свои молитвы и страдания, которые он сам пережил и воочию видел, все душевные и телесные страдания, перенесенные им в жизни, особенно в те годы, когда он был Патриархом Печским и Белградским и всех Сербских и Поморских земель. Но он будет приносить Богу и свои молитвы за всех людей и за весь мир.

Он всегда следовал Евангелию. И он был живое воплощение Евангелия. Отец Иустин (Попович) сказал: “Каждый человек создан для Евангелия. И каждый человек носит, и свидетельствует, и проповедует Евангелие, и пишет Евангелие, продолжает его писать”. Это то, добавляет отец Иустин, что евангелист Иоанн, завершая свое Евангелие, говорит: “Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг” (). Что же это? Гипербола? Нет, но в каждом человеке пишется, продолжается Христово бессмертное Евангелие. Каждый человек своей жизнью, позвольте мне сказать, переписывает и дописывает его. Или, к сожалению, помрачает его в себе. Евангелие одно, но разны лучи света и благодати Евангелия, ибо оно – полифоничная симфония, полифоничны, но одновременно и симфоничны лучи света Евангелия Спаса. Павел светил Евангелием, как мало кто в нашем мире, в нашем пространстве и времени.

И еще скажу: патриарх Павел был свидетелем и носителем любви ко всему творению Божию. Любви ко всем детям Божиим. Он не был ни самолюбцем, ни чревоугодником, он не пестовал культ тела, но и не презирал тело. Он старался о своем слабом теле. И нам оставил как пример и завещание, что надо уважать каждое творение Божие, даже само тело, но не служить ему, как это, к сожалению, бывает сегодня. Люди стали рабами тела, ибо у них уже дух порабощен. У Святейшего Павла дух был свободным, поэтому он освобождал и тело. Он заботился о теле, ибо и оно есть творение Божие. Неправда, что православные ненавидят мир и тело. Они только сознают, что и зло возможны и в мире, и в теле (см.: ). А грех и зло – самая большая пагуба и гибель для богообразного человеческого существа; каждый грех и каждая страсть, особенно самолюбие, алчность и насилие, эгоизм и ненависть к людям, человекоубийственны, как у самого большого человекоубийцы диавола.

Патриарх Павел любил людей и детей. И был он живым ходящим ребенком Божиим. В Евангелии Господь особенно хвалит детей, говоря, что все люди должны быть как дети (см.: ). Сегодня Павел дитя у Господа Своего со всеми своими детьми, исстрадавшимися, ранеными, рассеянными, но все же богообразными и христообразными. И сегодня он на небесах в Соборе духов праведников, достигших совершенства (см.: ).

“Блажен путь, воньже идет днесь душа его, яко уготовася ей место упокоения”. Да даст ему Господь место вечного покоя. А вечный покой это не значит, что он спит где-то, охраняемый ангелами: вечный покой есть вечное движение, рост и кипение в вечном источнике жизни Божией, это согревание и радование на вечном очаге любви Святой Троицы. Это “вечно движущееся стояние и вечно стоящее движение”, по словам святого Максима Исповедника . Это жизнь вечная во Христе Богочеловеке – Который есть Земля живых . Это струи жизни вечной, замечаемые и ощущаемые у всех, кто во Христа живо верует, кто воскрес уже здесь, и особенно в Царствии Небесном. Это журчание той живой воды, которую ощущал и переживал в себе святой старец епископ Игнатий Богоносец, когда его вели в римский Колизей, чтобы он пострадал за Христа.

Святейший владыко, молись Господу Человеколюбцу за всех детей твоих, за Косово и Метохию, за Сербию, Славонию, Йадовно, за Печ, и Дечаны, и Грачаницу. За всю Вселенную и весь мир. Не забывай нас в своих Богу угодных молитвах, как не забывал ты нас и в этой жизни. Молись за всех нас, особенно за народ этот, который так остался верен тебе, и остался верен Евангелию – верен Христу Богу и Спасу твоему и нашему. Ему слава и благодарение во веки веков.

А тебе вечная память у Господа, и у всех нас – в Церкви Бога Живого».

Патриарх Павел Сербский

Патриарх Сербский Павел, которого в миру звали Гойко Стойчевич, родился 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы в югославской Славонии, в крестьянской семье. Он очень рано лишился родителей - после трех лет остался с бабушкой и теткой.

Будущий патриарх рос в религиозной семье, посещал воскресную школу, учил Закон Божий и с первых лет жизни знал главную христианскую молитву «Отче наш». Впоследствии патриарх говорил, что когда растешь без родителей, сильнее чувствуешь Небесного Отца.

Гойко был слаб здоровьем, и близкие освободили его от крестьянской работы. После гимназии в Белграде он поступил в семинарию в Сараево, потом продолжил образование на Богословском факультете в Белграде. Будущий святитель вначале колебался, какую дорогу выбрать. Решение пришло после длительных и непростых раздумий.

Во время Второй мировой войны Гойко в числе беженцев попал в монастырь Святой Троицы на Овчаре. Там он стал послушником и преподавал Закон Божий детям беженцев.

В монастыре он тяжело заболел, врачи предсказали ему три месяца жизни, которые он прожил в монастыре Вуян, где излечился. Второй раз Господь сохранил будущего Своего служителя - первый раз Гойко едва не умер от хвори еще в детстве. В знак благодарности за исцеление он подарил монастырю древний крест.

После окончания войны будущий Патриарх нес послушания в монастыре Благовещения на Овчаре, где в 1948 году стал монахом Павлом и был рукоположен в сан иеродиакона. C 1949 по 1955 иеродиакон Павел подвизался в монастыре Раче. В 1954 году был рукоположен в иеромонаха, т. е. стал монашествующим священником, а в 1957-м - возведен в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год учился на Богословском факультете в Афинах.

29 мая 1957 года в кафедральном соборе Белграда состоялась рукоположение архимандрита Павла во епископа Рашко-Призренского - он принял высший в Церкви архиерейский сан.

Во главе Рашко-Призренской епархии епископ Павел строил новые храмы, обновлял разрушенные и ветхие, заботился о местной семинарии, где иногда сам читал лекции. Епархией управлял один - без сотрудников. секретаря и автомобиля.

Как епископ Рашко-Призренский, выступал в ООН по проблеме межэтнических отношениях в Косове и Метохии - в то время там очень остро стояла проблема межэтнических отношений. Павел пишет к светским и церковным властям, властям Церкви и государства, призывая их посетить отдалённые церкви и монастыри Косово, выработать политику, которая смогла бы предотвратить конфликт. Епископ Павел никогда не говорил о том, что лично переносит запугивания и досаждения со стороны албанцев. А государственная власть к нему не прислушалась.

Когда в 1990 году занемог сербский Патриарх Герман, по решению собора епископов Сербской Православной Церкви епископ Павел был избран Патриархом.

Патриарх Павел признавался, что не ждал и не хотел патриаршества, он был шокирован своим избранием, тем более что в 76 лет трудно уже начинать что-то новое. Но он чувствовал свой долг и был твердо настроен его выполнить.

За время служения патриарх Павел объездил многие епархии Сербской Церкви - на территории бывшей Югославии и за границей, посещал паству в Австралии, Америке, Канаде, Западной Европе.

В последние годы жизни патриарх тяжело болел, но Синод Сербской Церкви так и не принял его прошения об отставке по немощи. Скончался патриарх на 96-м году жизни и похоронен в монастыре Раковица на окраине Белграда - он пожелал упокоиться именно здесь.

В лице патриарха Павла словно воскрес один из древних подвижников - аскетичных и умудренных от Бога. Его образ жизни сотворил чудо - патриарх стал близок всем, его, как родного, воспринимали не только православные верующие, но и представители других религий, и даже те, кто считал себя атеистом. Патриарх стал героем множества рассказов и историй, порой по-житейски забавных, но всегда поучительных.

Патриарх мог лично отремонтировать обувь или даже сшить себе ботинки, более того, если видел, что у священника порвано облачение, предлагал ему свои услуги по починке. Своим облачением он всегда занимался сам.

Известно, что епископ Павел не любил автомобилей, тем более шикарных, а любил ходить пешком и ездил в общественном транспорте. Автор этих строк слышал историю, как приехавшему из России в Сербию священнику его местный коллега указал на небольшого роста монаха, который бодро переходил дорогу в простой рясе и с посохом, пояснив, что это - патриарх Сербский Павел. Увидевший не вдруг поверил свои глазам - пеший патриарх без охраны…



С автомобилями связан забавный эпизод - долго возглавляя Рашко-Призренскую кафедру, епископ Павел долго не покупал машину ни себе, ни для нужд епархии. Когда же купил, это был дешевый «Варбург», зато на нем было удобно возить разные вещи для церковных нужд. Патриарх не интересовался моделями автомашин, и, когда к нему приехал епископ Жичский Стефан и повез его на своем «Пежо», епископ Павел отметил, сколь хорош у епископа Стефана… «Варбург».

Бессребреничество патриарха удивительно - например, он, уже возглавляя Сербскую церковь, имел всего одну рясу, в чем его шутливо упрекала знакомая монахиня. На упрек патриарх ответил в том смысле, что ему больше одной рясы не надо, потому что он не может носить сразу две. Для сравнения - автор знавал иподиакона, т. е. всего лишь помощника епископа, у которого было штук семь подрясников, еще и разноцветных, и даже одна дорогая ряса, хотя иподиаконам ряс не положено вообще.

Из-за того, что Патриарх Павел был так близок к простым людям, с ним происходили разные необычные для человека его положения истории. Однажды его узнали в трамвае и стали подходить под благословение, началась давка. Водитель не растерялся - попросил всех, кроме предстоятеля, выйти из салона, и оставил открытыми только одни двери, чтобы люди подходили под благословение патриарха по одному.

Как всякий умный человек, патриарх обладал чувством юмора, которое тоже использовал в назидание, не для пустословия. Однажды известный сербский фоторепортер, атеист, которого предупредили, что к Патриарху надо обращаться «Ваше святейшество», собираясь фотографировать, перепутал и сказал «светлейшество». Патриарх тут же отреагировал вопросом: «Если я - светлейшество, то зачем тебе вспышка?».

Некий гуляка, который просиживал в ресторанчике напротив Патриархии и, видя проходящего Патриарха, всякий раз перебегал улицу, чтобы взять у него благословение, однажды, заикаясь, сказал предстоятелю: «Ваше святейшество, мы с тобой лучшие люди в этом Белграде!» Патриарх, видя, что тот нетвердо стоит на ногах, ответил: «Да, твоя правда, но видит Бог, когда напьемся, то хуже всех». Нечего и говорить, что Патриарх не пил - он в этом случае как бы взял на себя часть греха человека и с юмором, чтобы не обидеть, указал грешнику на его порок.

Когда епископ Павел был избран предстоятелем, с ним пожелали встретиться высокие иностранные представители. Его сотрудники боялись, что новый патриарх, который большую часть жизни провел в монастыре, не имеет опыта мирского дипломатического общения и может растеряться. Но оказалось, что боялись они напрасно. В частности, когда не в меру активный американский посол в Белграде после поздравлений и разговора на общие темы вопросил патриарха: «Чем вы можем вам помочь? », предстоятель вполне дипломатично ответил: «Ваше превосходительство, а Вы не мешайте нам, и так вы нам поможете!» После чего растерялся сам посол. А время показало, сколь мудрой была просьба патриарха.

Патриарх, признавая, что близятся последние времена, был убежден, что и в бесчеловечном мире можно и должно оставаться человеком. Он сам подавал этому пример - и словом, поскольку как священнослужитель обязан был проповедовать, но более всего делом, своим отношением к тем или иным событиям. Его слово звучало отнюдь не только в храмах - он нередко бывал буквально засыпан просьбами об интервью со стороны сербских и зарубежных СМИ. Его слова вызывали большой отклик в обществе, а в преддверии великих христианских праздников - Пасхи и Рождества - задавали особый торжественный тон.

«Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями» , - формулировал патриарх Павел. Чем тяжелее жизненные обстоятельства, говорил он, тем выше преодолевающий их человек перед Богом, перед своими предками, перед всеми людьми доброй воли. Возможно, это и есть завет патриарха Сербского Павла каждому из нас, - несмотря ни на что, всегда оставаться Человеком.

При написании статьи использован материал РИА «Новости» и открытые источники.

Недавно мне подарили карманную книжечку поучений и наставлений Патриарха Сербского Павла.Может показаться, что ни чего особенного нет в той книжечке. Однако, радостно иметь эту книжечку даже от того, когда знаешь, какой человек её написал.

Гойко Стойчевич , так с рождения звали будущего Сербского Патриарха Павла.

Родился 11 сентября 1914 года на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя в деревне Кучанцы недалеко от Доньи-Михольяц в Славонии в крестьянской семье.

Окончил гимназию в Белграде и семинарию в Сараеве; учился на Богословском факультете в Белграде.

Рано остался без попечения родителей: отец Стефан, серб по национальности, уехал работать в США , где заболел туберкулезом и вернулся домой умирать. Гойко тогда не было и трёх лет; только что родился брат. Мать Анна, хорватка по национальности, спустя год после смерти отца, вышла замуж и вскоре умерла во время родов, брат и Гойко остались с бабушкой и тёткой. Заботы о воспитании Гойко взяла на себя тётя.

Поскольку Гойко был очень слабым, больным ребенком, его освободили от сельских забот и позволили получать образование. Хотя, он был по его словам склонен к техническим наукам, а по Катехизису имел низкую оценку, под влиянием родственников, выбор был сделан в пользу духовной семинарии . Обучался в шестилетней семинарии в Сараево с 1930 по 1936 год. Позднее обучался на Богословском факультете Белградской духовной академии, хотя в начале поступил на медицинский факультет. Одно время был старостой студентов Богословского факультета.

Перед войной был секретарём министра церковных дел Воислава Янича. В 1940 году вступил в армию военным медиком в Зажичаре. Во время немецкой оккупации жил вначале в Славонии, затем возвратился в Белград.

Слабое здоровье привело его в Троицкий монастырь на Овчаре, где пережил времена болгарской оккупации. В 1943 году работал в качестве педагога и вероучителя детей беженцев в Бане-Ковиляче. Врачи обнаружили у него туберкулёз, прогноз был пессимистическим. Оттуда он направился в Вуджанский монастырь в селе Прислоница, где он оставался до 1945 года. В монастыре произошло выздоровление, что побудило его в 1946 году стать послушником. 7 апреля 1948 года он принял монашеский постриг , а вскоре был хиротонисан во иеродиакона.

В 1954 году был рукоположен в иеромонаха; в 1957 возведён в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год был аспирантом кафедры Нового Завета и Литургики на Богословском Факультете в Афинах, где защитился со степенью доктора богословия. Согласно одной из легенд, когда один из сановников сербской церкви вопрошал о новом аспиранте Афинского университета, то получил следующий ответ: «Если бы наша Греческая Церковь имела хотя бы пять таких священников, как ваш Павел, то не боялась бы за свое будущее, но была бы самой сильной Церковью в мире ».

На очередном заседании 29 мая 1957 года, Святейший Синод Сербской Православной Церкви отметил молодого доктора богословия, и избрал его епископом Рашко-Призренским. Эта новость настигла его во время паломнической поездки в Иерусалим.

Хиротония была совершена 22 сентября 1957 года в Белградском кафедральном соборе группой епископов во главе с патриархом Викентием (Продановым). На кафедру епископа Рашко-Призренского был возведён 13 октября того же года в кафедральном соборе Призрена.

Как предстоятель Рашко-Призренской епархии организовывал строительство новых храмов и работы по реставрации и сохранению православных святынь Косова и Метохии.

Во главе Рашко-Призренской епархии строил новые церкви, обновлял ветхие и порушенные. Заботился о Призренской семинарии, где иногда проводил лекции по церковному пению и славянскому языку. Постоянно путешествовал по епархии для служения. Епархией управлял в одиночестве, не имея ни сотрудников, ни секретаря, ни автомобиля. Передвигался либо пешком, либо на общественном транспорте .



В ноябре 1990 года решением Священного Архиерейского Собора Сербской Церкви, после восьми кругов неудачного голосования, Павел был избран предстоятелем Церкви на место заболевшего Патриарха Герман.

Павел стал на момент своего избрания старейшим среди сербских Патриархов, он был избран Патриархом в 76 лет (его преемник, Патриарх Ириней, избран в 79 лет). Посетил все континенты и все епархии Сербской Церкви. На 91-ом году жизни ездил в Австралию на две недели. Посетил и большинство Поместных Православных Церквей, а также многие европейские страны и страны других регионов мира.

Может быть, не лишним будет также привести отрывок из беседы Николая Кокухина с диаконом Небойшей Тополичем :
«По милости Божией у нас есть такой духовный пастырь, как Святейший Патриарх Павел… Он ведет аскетическую жизнь и является для нас живым примером евангельского пастыря. Он живет во Христе в полном смысле этого слова… Как православный монах он постится, то есть не кушает мясо, а в понедельник, среду и пятницу у него очень строгий пост… Он каждое утро служит литургию в маленькой часовне, которая находится в здании Патриархии. Там нет хора, а поют только прихожане…
Он сам облачается перед службой и сам разоблачается после службы, он сам исповедует прихожан и сам причащает их. Подрясник и рясу он носит с тех пор, как постригся в ангельский чин (а это произошло пятьдесят лет назад). И не меняет их. Он сам стирает, гладит и чинит их. Он сам себе готовит пищу. Однажды он рассказал мне, как из женских сапог сшил себе хорошие ботинки, у него есть все сапожные инструменты, он может отремонтировать любую обувь. Он часто служит в разных храмах, и если увидит, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: «Принеси, я починю ее»… Пребывание рядом с таким человеком - это большое благо для воспитания собственной души, для духовного возрастания
».

При этом патриарх Павел является доктором богословия.

Госпожа Яня Тодорович рассказывала историю, случившуюся с её сестрой. Та как-то попала на приём к патриарху по какому-то делу. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви - это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: "какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?" Патриарх тут же с радостью сказал: "Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил - и вот, они ещё долго смогут послужить ".

С этими же ботинками связана ещё одна история. Некая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с патриархом по неотложному делу, о котором она может сказать только лично ему. Такая просьба была необычной и её не сразу пустили, но всё же настойчивость посетительницы принесла плод, и аудиенция состоялась. Увидев патриарха, женщина с большим волнением сказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, ласково спрашивает: "А в каком часу вы легли спать?" Женщина, удивившись, ответила: "Ну... где-то в одиннадцать". "Знаете, я лег позже, около четырёх часов утра", - отвечает патриарх, - "И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается". И не взял денег.

Однажды, подходя к зданию патриархии, святейший Павел заметил много стоявших у входа иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал : "Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было? "

Как-то раз патриарх летел куда-то с визитом на самолёте. Когда они пролетали над морем, самолёт попал в зону турбулентности и стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с патриархом, спросил, что он думает о том, если самолёт сейчас упадёт. Святейший Павел невозмутимо ответил: "В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня ".

Патриарх Павел скончался в 10.45 утра 15 ноября 2009 года после принятия Святых Таин в Военно-медицинской академии в Белграде.


Гроб с телом был перенесен в собор Святого Архангела Михаила в Белграде, где доступ к нему был открыт круглосуточно. Очередь к гробу не иссякала день и ночь, вплоть до утра 19 ноября; в стране был объявлен трёхдневый траур (16, 17 и 18 ноября), день похорон объявлен нерабочим днём . Утром 19 ноября прибывший в Белград в связи с кончиной предстоятеля Сербской Церкви патриарх Константинопольский Варфоломей возглавил заупокойную литургию .

Согласно воле покойного, фото- и видеосъемка погребения не велась.


Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями. Когда человек рождается в мир, все радуются, а он один плачет. Но нужно прожить жизнь так, чтобы по кончине человека все о нём плакали, а он один радовался (Патриарх Сербский, Павел) .


Патриарх Сербский Павел

О том, что Патриарх Павел был очень близок к народу и народ его очень любит, свидетельствуют многочисленные истории. Особенно среди них много примеров аскетизма и нестяжательства сербского Патриарха.

Так, известно, что по городу он либо ходил пешком, либо ездил на общественном транспорте - среди людской давки без охраны, без сопровождающих лиц. Каждый мог подойти к нему и поговорить с ним.

Одна из историй о нем, опубликованная в издании "Татьянин день", гласит, как однажды, подходя к зданию патриархии, святейший Павел заметил у входа много иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал: "Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?

Известно, что предстоятель Сербской церкви всегда ходил в старых ботинках. "Татьянин день" рассказывает, как одна женщина попала на прием к патриарху. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви - это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: "Какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?". Патриарх тут же с радостью сказал: "Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашел возле урны, когда шел в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил - и вот, они еще долго смогут послужить".


Другая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с предстоятелем Сербской церкви по неотложному делу. Во время аудиенции она рассказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, спросил: "А в каком часу вы легли спать?" Женщина, удивившись, ответила: "Ну... где-то в одиннадцать". "Знаете, я лег позже, около четырех часов утра", - ответил патриарх, - "и мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается". И не взял денег.

Он не только мог отремонтировать любую обувь или даже сшить себе ботинки из старых женских сапог, если он видел, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: "Принеси, я починю ее".

Он сам облачался перед службой и сам разоблачался после, сам стирал, гладил и чинил подрясник и рясу, сам исповедовал прихожан и сам причащал их. И питался так мало, как древние отцы-пустынники.

Однажды Патриарх Павел летел куда-то с визитом на самолете. Над морем самолет попал в зону турбулентности, его стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с патриархом, спросил, что он думает о том, если самолет сейчас упадет. Святейший Павел невозмутимо ответил: "В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня".

Новая книга «Будем слушать Бога!» (Поучения и наставления патриарха Сербского Павла) продолжает выпущенную издательством ПСТГУ в 2010 году биографию Святейшего Патриарха Павла «Будем людьми!» (автор — Йован Янич). В книге собраны краткие афористические наставления и поучения почившего святителя, распределенные по тематическим разделам.

Живые, меткие, доступные каждым слова человеческой и пастырской заботы, слова «небесного отзвука на земле» в тяжелейшие и скорбные для сербского народа годы, на которые пришлось патриаршество Святейшего Павла, возвращали людей к жизни и придавали силы.

Предлагаем читателям ознакомиться с вступительной статьей составителя и одним из разделов книги.

Живое слово патриарха Павла

Благое слово патриарха Павла созвучно одному из самых тяжелых периодов в истории сербского народа, времени на рубеже второго и третьего тысячелетий. Потому оно и останется в памяти как время патриарха Павла.

Никто тогда не произносил слов более точных и более соответствующих обстоятельствам, чем патриарх Сербский Павел. Всегда и везде, при всяком удобном случае, говорил он по меркам Неба. «По правде Бога истинного», как говорится в сербской народной песне.

Как он думал, так и говорил. Как говорил, так и делал. Жизнью своей свидетельствовал слово, которое говорил людям. Слово Божье. Делал он так потому, что Евангелие принял как программу своей жизни.

Поэтому, будучи избран патриархом Сербским, в своем слове во время интронизации он скажет: «Вступая в качестве сорок четвертого сербского патриарха на престол святого Саввы, мы не имеем никакой своей отдельной программы патриаршей деятельности. Программа наша есть Евангелие Христово, Благая Весть о Боге среди нас и Царствии Божьем внутри нас — насколько мы его верой и любовью приемлем». Живя по Евангелию, он стал духовным ориентиром для своих современников, равно как и для тех, кому было суждено прийти после него. Он был «ходячим Евангелием». И глядя на него, многие прозревали.

Сам жизненный путь патриарха Павла — поучительная притча. Из нее видно, как достичь смирения и как следует преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Как стяжать добродетели. Конкретный пример показывает нам, как слабый здоровьем мальчик из скромной крестьянской семьи, в три года оставшийся сиротой, борется в течение всей своей жизни и возрастает до положения одного из величайших людей своего времени.

Мир, в котором родился и жил будущий патриарх, он принимал таким, каким тот был. Не стремился подвизаться где-нибудь в уединении. Был активным участником всех событий, в гуще которых оказывался. Смиренно переживал тяготы этого мира.

Менялись границы государственных образований, менялись и общественно-политические отношения в них, что сказывалось на обстоятельствах жизни Павла Сербского. Родился Гойко Стойчевич, будущий патриарх, в 1914 году, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, в тогдашней Австро-Венгрии (в селе Кучанцы в Славонии, области, населенной преимущественно сербами). Рос и учился в королевской Югославии. Пережил Голгофу оккупации в годы Второй мировой войны.

Как монах, подвизался во времена, когда силой принуждали к безверию, а затем, как епископ, в обстоятельствах, когда в коммунистической Югославии по отношению к Церкви допускались самые разные неблаговидные действия, более трех десятков лет пекся о сербских святынях там, где это было труднее всего — в Косово и Метохии.

Предстоятелем Церкви, патриархом Сербским, он стал во время распада тогдашнего государства (СФРЮ), гражданских войн и внешней (со стороны НАТО) агрессии против сербского народа, когда все ценности были поставлены под прямой удар. А жизнь свою в этом мире он завершил в независимой Сербии, измученной бесчисленными невзгодами, но и духовно обновившейся и укрепившейся — во многом благодаря ему.

Святость свою он стяжал среди народа. Был одним из нас. Ни в чем не хотел отличаться от других, за исключением разве что одного — величия служения. Он определил для себя, что служит Богу и людям.

Всегда имея перед глазами лик Господа, следовал серб Павел и примеру святых Его, особенно — того, именем которого был назван — апостола Павла, неутомимого миссионера, величайшего проповедника христианства. Равнялся он, разумеется, и на тех, кто был ему ближе всего — святителей из рода сербского. Прежде всего речь идет о святом Савве, «который всегда пекся, чтобы истиной Христовой просветить весь род свой». Укреплялся он и примером святого князя Лазаря, который «боролся и завоевал в той страшной и славной духовной битве Царствие Небесное».

Учился он и на примерах подвижничества святого Василия, Острожского чудотворца, духовной доблести святого Петра Цетиньского, непреклонной духовной и жизненной стойкости святого владыки Николая, чей миссионерский путь он продолжил — и именно из той (Жичской) епархии, что некогда принадлежала Николаю Сербскому. Указывал он часто, как на пример, и на других святых и достойных предков наших, «которые», как он говорил, «когда требовалось, умели и жизнью пожертвовать за душу свою».

Учился он и у своих современников, у тех «обычных» богобоязненных, заботливых и смиренных людей, среди которых рос и вместе с которыми жил. Напитался патриарх Павел животворными соками святости предков своих (наших), и сам стал источником духовной премудрости. Учился он у наилучших из предков наших, а мы учимся у него. Свой духовный опыт он соединил с опытом жизненным. Отсюда и практичность, простота его поучений и наставлений на самые разные случаи жизни. В виду он имел всех людей, но обращался к каждому по отдельности.

Подчеркивал, что Бог — Творец и Промыслитель мира, а человек — «венец творения Божьего», и что каждый из нас представляет собой «единственную и неповторимую личность». Поэтому, говорил он, каждый человек, как таковой, «призван в общении с Богом и с ближними до бесконечности совершенствовать свою уникальность».

Напоминал, что требуется от нас и то, чтобы мы были соработниками у Бога (1 Кор. 3:9), и чтобы, как христиане, «излагали эти вечные истины, когда того потребует время, при помощи современных слов и примеров».

Его Святейшество по-родительски дает советы, относящиеся как ко всей жизни человеческой, так и к одной какой-нибудь, отдельно взятой характерной ситуации. Каждого он напутствует узнать смысл и цель своей жизни, чтобы понять, в чем состоит его долг, и тогда стремиться его исполнить. А цель и смысл жизни человеческой, говорит он, составляет «спасение души, вхождение в непреходящее блаженство Царствия Небесного». И так да «приобретем блаженство уже здесь, на этом свете, и продолжим пребывать в нем на том свете непреходящем, в Царствии Небесном».

Он побуждает людей понять, какова их миссия на земле, чтобы «знать, для чего посланы в этот мир», и чтобы каждый работал над этим по своим возможностям.

Одним из самых частых его наставлений было, чтобы каждый из нас сделал столько, сколько в его силах. А то, что мы, люди, не можем, сделает Он — Всемогущий Бог. При этом не отступается он и от тех, кто не готов к подобному труду, и призывает их: «Если мы не в состоянии сделать больше, тогда сделаем хотя бы то, что обязаны». Советует нам действовать так, чтобы наше дело шло в трех направлениях: ввысь, вширь и вглубь. Во славу Богу, на пользу роду и себе во спасение.

Для него всякое время — время спасения. Ибо, в сущности, все зависит от нас самих. «И в лучшие времена можем потерять и достоинство, и душу, а и в худшее время и в самых тяжелых обстоятельствах можем сохранить и достоинство, и душу».

Напутствует он, чтобы каждый начинал с себя, вел непрестанную борьбу с самим собой. Его рецепт преодоления собственных слабостей таков: «одолевать один грех за другим и порок за пороком». Преподает науку, и как возрастать в добродетелях. Смирение обозначает как основу добродетелей и потому призывает, чтобы каждый старался прежде построить мир в самом себе, а после созидать его и вокруг себя. Предостерегает людей, чтобы не возгордились, ибо именно гордость есть «тот грех, который ангела обратил в дьявола». Также предостерегает, чтобы избегали мы суеты, а были бы «возвышенны в милосердии», возрастали бы в любви, в этой величайшей добродетели христианской.

Напоминает при этом, что «человек не может сразу достигнуть добродетели любви, он должен возрастать, пока не дойдет до этой величайшей добродетели». А дела любви непреходящи, они, по словам сербского первоиерарха, «остаются и превосходят время, в которое мы призваны свидетельствовать, каждый по своему призванию». Более того, из любви исходит новая, преумноженная любовь. Или, как часто подчеркивает патриарх Павел, на этом свете все, что разделяется, уменьшается, и только любовь, когда разделяется, все возрастает!

Его Святейшество особо подчеркивает дар свободы, которую Бог дал людям, без которой человек и не был бы личностью. Однако указывает, что свобода подразумевает и ответственность. Говорит так: «Человек — существо свободное, может так, как Бог хочет (для чего Он нас и создал), а может и наоборот». И как кто будет поступать, используя этот дар, зависит от него самого.

В мире, в котором мы живем, ведется вечная борьба, величайшая и важнейшая из всех. Борьба между добром и злом, между Богом и дьяволом, Христом и Антихристом. Борьба эта не минует никого, в ней каждый должен оказаться на той или иной стороне. Патриарх Павел разъясняет суть этой борьбы и громогласно призывает встать на сторону добра, на сторону Христа. Он требует занять активную позицию в борьбе добра со злом, так, чтобы победить зло добром. Провозглашает, что человек не может быть пассивным, когда речь идет о защите истины, правды и свободы. Говорит, что «нужно бороться, но в борьбе этой нельзя забывать о чести и достоинстве». Недопустимо преступлением отвечать на преступление.

От человека требуется, чтобы он работал не только над своим спасением, но и над спасением всех других людей. А спасение, по словам этого великого духовного отца, дается «только тем, кто признает достижимость Бога и Его правды». Достигается это тем, говорит он, чтобы в совершении добрых дел, в прощении и в молитве быть упорными, а во всех бедствиях, что нас постигают, претерпеть до конца.

Патриарх Павел требует, чтобы мы не только знали, для чего посланы в этот мир, но и почему нас «на пути спасения ждут нас муки и тяготы». Объясняет он, что «Господь попускает искушения и бедствия, но и дает силы их превозмочь». Поэтому и призывает достойно переносить все тяготы. Ибо претерпевший до конца спасется (Мф. 10:22 и 24:13; Мк. 13:13).

Ни один другой человек ни в его, ни в наше время не напоминал, не призывал и не просил столько же, сколько он: «Будем людьми!» Столько, что эти два слова стали его вторым, неофициальным именем. Два простых слова, но исполненных таким содержанием! Будем людьми — по образу и подобию Божию. Богоподобными существами. Он призывал: «Будем людьми, всегда и везде», — чтобы нас, на что он часто обращал внимание, «признал Своими Бог, посчитали своими предки и узнали современники». Но и подчеркивал, что «у человека нет таких обязательств ни перед собой, ни перед ближними, ни пред Богом, которые могли бы освободить его от обязанности быть человеком и дать ему право поступать не по-людски».

От этой обязанности, говорит он, не освобождается никто: от всех требуется и все призваны поступать «всегда как люди и никогда — как нелюди». Из этого-то и исходит его предостережение, что «лучше мертвый человек, чем живой нелюдь». Ибо, согласно Евангелию, мучитель и невинный мученик за правду, за истину, за Христа, суть антиподы, так что «мученик возносится к свету Царствия Небесного, а мучитель осуждается — точнее, сам себя осуждает — на муки вечные в аду». Отсюда и следующее его предельно ясное и краткое наставление: «Или будем как люди, или пусть нас не будет!»

Он требует, чтобы с людьми поступали мы по-людски, напоминая, что «не можем мы искать для себя мира, правды и свободы, которых не предполагали бы и для других». Говорит, что если не можем жить совершенно как братья, тогда — хотя бы с братским терпением. А «земля Божья достаточно широка и протяженна, и, если будем людьми, на ней для всех хватит места».

В центр этого земного мира патриарх Павел помещает человека. В этом контексте он часто цитирует известного сербского философа Божу Кнежевича, который говорил, что человек есть существо, которому и Бог может возрадоваться, но «которого и дьявол может постыдиться».

Все идет от человека. Отсюда и слова, что «причина всех зол лежит в нас самих». Причиняем зло другим, а тем самым в действительности наносим величайший вред самим себе. Причиняя зло другим, совершаем преступление над собственной душой!

Патриарх Павел ободряет человека, чтобы тот прямо шел по жизни, чтобы никого и ничего не боялся."Бояться лишь греха, лишь того, что отдаляет нас от Бога и от Царствия Небесного", — так говорит он. Не нужно бояться какого бы то ни было унижения, потому что, как он утверждает, «могут нас унижать, но унизить не могут». Унизить себя можем только мы сами. Унижает нас грех, а потому он и предостерегает, что «всегда нужно помнить, что стыд — в совершении греха, а не в исповеди и исправлении жизни». А кроме того, нужно иметь в виду, что «болезни и остальные несчастья», что нас постигают, «суть последствия греха».

Презирай грех, но не грешника. А чтобы человек был упорнее в том, чтобы избегнуть греха, патриарх Павел советует особенно остерегаться ненависти, ибо «от ненависти дичает у людей совесть и помрачается ум». Призывает к прощению, «ибо и Христос простил». Но предупреждает, что не следует быть пассивными перед злом и перед преступниками. Бороться нужно, но — по-людски. В борьбе этой не исключено и страдание: «Если должно нам погибнуть, погибнем как люди. Как нелюдям, не должно нам ни жить, ни существовать!» При этом он часто ссылается на примеры предков, которые гибли за свою веру, за правду и свободу, защищая своих ближних.

Говорит так: «Наши предки веками знали, что лучше головы лишиться, нежели взять грех на душу, ибо приняли и сердцем, и умом слово Христово: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16:26)».

Патриарх Павел признает реальность смерти, он прямо указывает на нее, опять-таки обращая внимание на то, чтобы человек думал, какой след после себя оставит. И с таким объяснением: «Человек рождается, чтобы на земле умереть, но, когда он уже совсем умирает, лучше ему умереть за правду и по правде Бога, нежели причиняя неправду другим и оставляя злые следы за собой».

Но и смерть человек превосходит, если твердо верит в воскресение, что Господь Иисус Христос Своим воскресением обеспечил «достоинство бессмертия и душам нашим». Его Святейшество печется о всяком человеке и обращается к каждому по отдельности, но предостерегает и весь народ. Потому что каждый из нас — это особенный тон в голосе всего народа, а коль скоро никто не стоит вне этого мира, то и судьба народа, к которому мы принадлежим, оказывает влияние на наши личные судьбы. Поэтому говорит он: «Будущее нашего народа зависит от того, будем мы или не будем держаться всего того, что свято и порядочно, человечно и по-евангельски. И настоящее, и будущее могут строиться только на истине, правде и свободе. А истина — это Живой Бог и живой Богоподобный человек, две величайшие ценности и этого, и того света и века».

Жизнь патриарха Павла проходит под знаком молитвы. Молитва, говорит он, «благочестивое устремление души человеческой к Богу», «ею человек воспаряет к ангелам истановится участником их блаженства». «Молитва — ладан, самый приятный Богу, надежнейший мост для перехода через искушения волн житейских». Потому и молится он за всех людей, но просит, чтобы и другие за него молились. Так, будучи уже патриархом Сербским, он приезжает в Призрен (где перед тем как епископ Рашско-Призренский провел больше трех десятков лет), чтобы уверить свою прежнюю паству в том, что, хотя он и переходит к новым обязанностям, они останутся вместе — в молитвах и во всем другом, как одна семья, как «одно стадо и один пастырь» (Ин. 10:16). Он служит святую литургию в соборной церкви Святого Георгия, а затем в проповеди, обращаясь к верующим, наряду с прочим, просит их о следующем: «Прошу вас, да имеете и меня в молитве пред Богом. Когда молитесь за себя, за своих домашних и своих ближних, не забудьте меня и помолитесь Господу: „Господи, помяни служителя СвоегоПавла“».

Для него молитва — это и совершение добрых дел, следование заповедям Божьим. Так можно было бы объяснить и его обращение к верующим Сербской Православной Церкви в конце 2005 года в связи с попытками албанских сепаратистов и некоторых могущественных государств мира во главе с США отторгнуть Косово и Метохию от Сербии. Святой Архиерейский собор СПЦ под председательством патриарха Павла направил призыв ко всем, кто принимал участие в решении вопроса о статусе этой окраинной сербской области, чтобы они «приняли во внимание интересы всех граждан», проживающих на этой территории.

А от Скупщины Сербии собор потребовал, чтобы в случае принятия навязанного силой решения она «оповестила весь народ о том, что осуществлена нелегитимная и беззаконная оккупация одной из частей нашей национальной территории». К общественности по этому случаю обратился и лично патриарх Павел. В конце своего обращения он особо призвал своих духовных чад, верующих Сербской Православной Церкви: «Будьте верны, храбры и едины! Да сбережем свою душу и совесть! Так сохранена будет и святая, мученическая земля наших честных предков».

Многократно патриарх призывал верный народ и к внеочередным постам, чтобы избежать бедствий, которые ему угрожают, или, если они уже наступили, смягчить их последствия. Были то слова человеческой и пастырской заботы, слова небесного отзвука на земле. Слово патриарха Павла возвращало к жизни, придавало силы, руководило. Творило.

Йован Янич

Соработники у Бога

ОТКРОВЕННЫЕ ВЕЧНЫЕ, НЕИЗМЕННЫЕ ИСТИНЫ

Человек — существо, способное осознать вечные, неизменные истины, открытые ему Богом, насколько может их понять его ум и насколько это необходимо ему для спасения. Человек не должен тратить время и силы, чтобы их исследовать и отыскивать, они даны ему в готовом виде. В то время как в других областях: математике, технике, медицине и т. д. — он постепенно открывает нечто новое, лучшее и более точное, в науке евангельской человек этим заниматься не должен, эти истины ему уже открыты.

Энергию же эту, сбереженную таким образом, нужно ему употребить на то, чтобы истины эти претворить в жизнь, ибо наука евангельская состоит не только в познании ее истин разумом, но и в ежедневном и ежечасном действии, жизни по ним. Кроме того, необходимо, чтобы христиане, как соработники у Бога (1 Кор. 3:9), излагали эти вечные истины, когда того потребует время, при помощи современных слов и примеров. Всесторонне освещать их так, чтобы они были ближе, яснее современному миру, легче для понимания и претворения в жизнь.

НА НАС ВОЗЛОЖЕНО СДЕЛАТЬ ТО, ЧТО МЫ МОЖЕМ

На нас возложено в свое время сделать то, что мы можем. То, что не можем, сделает Бог, если будет иметь для кого. Это от нас зависит. В нашем народе достаточно примеров и учителей того, как спасать душу, достоинство рода и всего человечества. Если будем держаться этого, Бог будет с нами.

ТРУД НА ПОЛЬЗУ ЦЕЛОГО

Как существует в теле множество органов, которые исполняют каждый свою функцию на общую пользу, пользу целого, так нужно и всем нам, каждому на своем месте и на своей должности, действовать ради всеобщего блага.

СОРАБОТНИКИ У БОГА

Мы, православные верующие, веруем слову Христову, которое гласит: нет ничего тайного, что не стало бы явным, ни скрытого, что не открылось бы (Ср.: Мф. 10:26; Лк. 8:17 и 12:2). Веруем, что око Его все видит, что Он все знает и что все мы предстанем пред Судом Его, чтобы дать ответ, на что употребили Его дары. Пред Судом Его никто не сможет оправдаться ложью, неправдой и ненавистью, соответственно — преступлениями. Именно это и дает нам силу держаться. Но нам не следует ожидать, что Бог откроет это. Апостол Павел говорит, что мы Его соработники, и далее, что мы обязаны участвовать в процессе провозглашения истины (См.: Еф. 6:14-17). Если же мир не желает слышать истину, однажды все мы отойдем пред Лице Божье, и, думаю, Он скажет, что мы добры насколько мы добры (Ср.: Еф. 6:8).

БУДЕМ ЛЮДЬМИ, ВСЕГДА И ВЕЗДЕ

Никто нас прежде нашего рождения, как известно, не спрашивал, хотим ли мы родиться в этом или том народе, от тех или других родителей, в том или ином духовном окружении. Во всем этом нет ни нашей заслуги, ни нашей вины. Но то, будем ли мы жить и поступать как люди или как нелюди, поверьте, зависит от нас. Это и есть единственное, что придает нам цену и в глазах всех людей доброй воли. Так будем же всегдаи везде людьми, чтобы нас — как людей — признал Своими Бог, посчитали своими предки и узнали современники.

ОБЯЗАНЫ БЫТЬ ЛЮДЬМИ

Вера наша всегда учила нас, что Бог нас высоко поднял, сотворив людьми, и что поэтому обязаны мы быть людьми и поступать как люди. Учила нас, что мы сможем еще выше подняться, стать сынами Божьими — при условии, что будем предстателями мира, миротворцами. Предостерегала нас, что у человека нет таких обязательств ни перед собой, ни перед ближними, ни пред Богом, которые могли бы его освободить от обязанности быть человеком и дать ему право поступать не по-людски. Вот такого понимания и такого действия Бог милости, истины и правды с полным основанием ожидает и от нас, и от всех людей.

КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ С ВАМИ ЛЮДИ…

Всегда и во всех обстоятельствах жизни, даже и в самых тяжелых, нужно иметь в виду святое наставление Христово: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

ПУСТЬ КАЖДЫЙ СОВЕРШИТ ТО, ЧТО НА ПОЛЬЗУ И ЕМУ, И НАРОДУ

Братья и сестры, чтобы нам быть воистину людьми Божьими, потомками наших святых предков, все мы, каждый на своем месте, прежде всего должен совершить то, что может, на благо своего народа, своей Святой Церкви, на благо и врагов наших, и всего мира. Тогда и Господь будет с нами и пошлет мир многострадальному народу нашему и, говорю я, всем другим людям. Этого нельзя упускать из виду. Надо иметь это в виду и оставить мелочи, и различия, и то, что уже было. Было и прошло. Перед нами будущее, в котором всякий да совершит то, что и ему на пользу, и на пользу всему народу нашему.

РАБОТНИКИ В ВЕРТОГРАДЕ ГОСПОДНЕМ

В работе и служении на ниве этого мира, в этом вертограде Господнем, наше дело — взрыхлить землю, посеять здоровое семя, обрабатывать и поливать что посадили. Это мы можем. Но выше наших сил сделать так, чтобы семя взошло, выросло и принесло плод; это может сделать только Бог, что Он и совершает по святой Своей воле. Наше полное доверие к воле Божьей не обесценивает, не стесняет нашей свободы и наших подвигов, но придает им смысл и наполняет их содержанием вечным.

НАШЕ ДЕЛО — ТОЛЬКО ПОСАДИТЬ И ПОЛИВАТЬ

Наше дело — только посадить и поливать рассаду, если начнем тащить ее, чтобы росла быстрее, только повыдергаем.

БУДЕМ ПРИМЕРОМ ВО ВСЕМ

Будьте полезными работниками в делах, которые делаете, добрыми соседями для своих соседей, исполняйте честно гражданские обязанности и законы, которые действуют в стране… Не допускайте, чтобы каким-нибудь непредумышленным поступком или непристойным словом была унижена честь вашей семьи, вашего народа и вашей Церкви.

ПОДАДИМ ПРИМЕР ДРУГИМ ЛЮДЯМ

Подадим пример людям в этой благословенной стране (в Австралии), тем, кто не принадлежит к нашей вере и нашему народу, чтобы видели они, как нужно жить в мире, правде, любви братской. Живя таким образом, поможете вы и себе, и своей семье, своему народу и всем людям доброй воли в мире.

ОПОРА ВО ВСЕХ ТРУДНОСТЯХ

Та вера и то убеждение, что Он от нас никогда не отступится, если и мы не отступим с пути Его, должна быть нам опорой во всех трудностях, которые ставит перед нами это нелегкое время.

С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ ВСЕ ЛЕГЧЕ

Часто то, что кажется нам невозможным, с Божьей помощью бывает легче и проще.

НЕ СМОТРИТ, КТО ЕСТЬ КТО

По Священному Писанию, Бог не смотрит, кто есть кто (Ср.: Втор. 10:17), но все народы и всех людей любит одинаково и всех призывает к спасению и вечной жизни в общении любви Божьей. Смеем ли мы, люди, притязать на то, что лучше Всеблагого Бога знаем, что лучше для всех и для каждого или, проще говоря, что нам всем одинаково необходимо?

БОГ ЧИТАЕТ НАШИ МЫСЛИ

Знаем мы, что Бог нас видит, читает мысли наши, что мы не можем пред Ним укрыться и ничто не может.

ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО

Нужно быть искренним пред всевидящим оком Божьим, от которого ничто не может укрыться.

ЗЕМЛЯ ДОСТАТОЧНО ШИРОКА ДЛЯ ВСЕХ

Земля Божья достаточно широка и протяженна, и, если будем людьми, на ней для всех хватит места. Если же будем нелюди, будет она нам тесна, даже если будет нас всего четверо, как было во времена Адама и Евы, Каина и Авеля, когда Авель напал на брата и убил его. Чего ему было мало, когда их всего-то было четверо?!

МОЛЬБЫ НАШИ БОГУ

Бог правды и мира услышит мольбы наши, если и мы по-людски, как соработники Его, сделаем то, что можем, для мира, для правды, для согласия между нами и нашими ближними.

Павел Патриарх Сербский