Основные понятия. Классы общественные

Cтраница 1


Никакое классовое общество не может существовать без государства. Тем не менее общество имеет решающее значение, а государство подчиненное.  

Классовому обществу, как свидетельствовали факты, положенные в основу представлений о дикости как первой стадии развития человечества, предшествовало общество первобытно-коммунистическое. Маркс рассматривал как последнюю антагонистическую общественно-экономическую формацию, за которой должна последовать коммунистическая.  

Возникновение классового общества у разных народов относится к различным эпохам. В долине Нила и междуречье Тигра и Евфрата оно возникло в эпоху медного века (4 - 3 - е тысячелетия до н.э.), на территории Индии, Китая, в вост. Средиземноморье - в эпоху бронзового века (3 - 2 - е тысячелетия до н.э.), у греков классич.  

В классовых общества в основе первичного распределения созданного продукта лежит распределение средств производства, которое уже существовало к началу цикла. Распределение используемых средств производства определяет распределение вновь создаваемых средств производства. Таким образом, собственно производство является воспроизводством не только вещей, но и социально-экономических отношений, в рамках которых оно осуществляется. В этих же обществах отношения собственности на факторы производства (средства производства и рабочую силу) определяют вторичное распределение.  

В классовых обществах частные интересы отдельных индивидов трансформируются в интересы классов и социальных групп и проистекают из общности социально-экономического положения индивидов, прежде всего общности их положения в общественном производстве. В обществе существует сложное взаимодействие частного, коллективного и общего интересов.  

В классовом обществе она является диктатурой господствующего класса и используется в его интересах.  

В классовом обществе человек постепенно освобождается от господства над ним сил природы. В то же время люди попадают все в большую зависимость от социальных сил, от обществ, отношений.  

В классовом обществе божьи суды представляли собой форму княжеского суда: в Киевском государстве они производились в присутствии княжеских судий, взимавших в пользу князя особую судебную пошлину - - железное, в XV-XVI вв.  

В классовом обществе на первое. Без права, как и без государства, господствующий класс не может сохранить и упрочить классовое господство. При помощи права господствующий класс делает государственную волю общеобязательной, навязывает ее всему населению.  

В классовом обществе общечеловеческие интересы реализуются прежде всего в интересах и деятельности того класса, к-рый история на данный момент сделала передовым. Их осуществление происходит через классовую борьбу, преодоление сопротивления прогрессивным переменам со стороны реакционных классов, интересы к-рых противоречат не только интересам прогрессивного класса, но и всего об-ва. До вступления человечества в ядерно-космическую эру задача корректировки своих классовых интересов эксплуататорскими классами по мере того как эти классы, сыграв свою прогрессивную роль, превращались в реакционные, носила случайный, преходящий характер. Для рабочего класса, призванного осуществить переход от эксплуататорского к справедливому, подлинно человечному строю и представляющего движение большинства в интересах большинства, задача приведения в соответствие своих классовых интересов с общими интересами общественного развития является одной из главных. Возникновение и обострение глобальных проблем (прежде всего необходимость предотвращения ядерной войны), затрагивающих все человечество и требующих поэтому объединения усилий, совместных действий всех государств, народов, значительно актуализировали проблему соотношения О.  

В классовом обществе общественное сознание неизбежно приобретает классовый характер.  

В классовом обществе понятие человек вообще есть пустое отвлеченное понятие. Общественное поведение человека определяется поведением его класса, и каждый человек непременно есть человек того или другого класса (1921, с. В этом отношении мы должны быть глубоко историчными и всегда приводить поведение человека в связь с классовой ситуацией в данный момент. Это должно быть основным психологическим приемом для всякого общественного психолога. Припомним, что классовая структура общества определяет собой позицию, которую человек занимает в организованном общественном труде. Следовательно, классовая принадлежность определяет зараз и культурную и природную установку личности в среде.  

В зависимости от отношений людей к средствам производства. Разделение на классы присуще не всем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее, а, следовательно, и исторически преходящее явление.

У всех народов классовое общество возникло в процессе разложения первобытнообщинного строя, но в разное время (в конце 4-го - начале 3-го тысячелетия до н. э. в долинах рек Нил, Евфрат и Тигр, в 3-2-м тысячелетии до н. э. в Индии, Китае, в 1-м тысячелетии до н. э. в Греции, а затем в Риме). Возникновение классов становится возможным лишь тогда, когда рост производительности труда приводит к появлению прибавочного продукта, а общая собственность на средства производства сменяется частной собственностью. С появлением частной собственности становится неизбежным имущественное неравенство внутри общины: отдельные роды и семьи богатеют, другие нищают и оказываются в экономической зависимости от первых. Старейшины, военачальники, жрецы и другие лица, образующие родовую знать, используя своё положение, обогащаются за счёт общины.

Развитие производства, рост торговли, увеличение населения разрушают прежнее единство рода и племени. Благодаря разделению труда вырастают города - центры ремесла и торговли. На развалинах старого, родового строя возникает классовое общество, характерной чертой которого является антагонизм между классами эксплуататоров и эксплуатируемых. Господствующие классы будучи собственниками всех или по крайней мере важнейших средств производства, получают возможность присваивать труд угнетенных классов полностью или частично лишенных средств производства.

Непримиримость классовых противоречий, возникающая в обществе на определенном этапе его развития, приводит к возникновению государства . Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы.

Рабство, крепостничество, наемный труд образуют три сменяющих друг друга способа эксплуатации, характеризующих три ступени классово-антагонистического общества. При первых двух способах классовой эксплуатации непосредственный производитель (раб, крепостной) был юридически бесправным или неполноправным, лично зависимым от владельца средств производства. В этих обществах "... различия классов фиксировалось и в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса... Деление общества на классы присуще и рабскому, и феодальному, и буржуазному обществам, но в первых двух существовали классы-сословия, а в последнем классы бессословные" (В. И. Ленин)

При анализе классовой структуры общества марксизм-ленинизм различает классы основные и неосновные, а также учитывает наличие различных групп, слоев внутри классов и промежуточных прослоек между классами.

На протяжении тысячелетий существование классового общества было исторически необходимым. Оно было обусловлено, как отметил Ф. Энгельс , относительной неразвитостью производительных сил, когда развитие общества могло осуществляться лишь при закабалении массы трудящихся; при этом условии привилегированное меньшинство могло заниматься государственными делами, науками, искусствами и т. д. В связи с огромным ростом производительности труда, достигнутым крупной капиталистической промышленностью, возникли материальные предпосылки для уничтожения классов. Существование какого бы то ни было господствующего эксплуататорского класса не только стало излишним, но превратилось в прямое препятствие для дальнейшего развития общества.

В переходный период от капитализма к социализму , низшей стадией коммунистической формации, в странах, где экономический строй является многоукладным, существуют три класса: рабочий класс, связанный главным образом с социалистическим укладом хозяйства, трудящееся крестьянство, связанное в своем подавляющем большинстве с мелкотоварным укладом хозяйства (основные классы), и капиталистические элементы города и деревни, связанные с частно-капиталистическим укладом хозяйства (неосновной, второстепенный класс). В результате победы социалистических форм хозяйства ликвидируются все эксплуататорские классы и коренным образом изменяется классовая структура общества.

В ходе своего развития социализм переходит на высшую ступень развития коммунистической формации – коммунизм (бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества).


Касты, сословия и классы – это совершенно разные вещи.
Мы показали логику происхождения сословий из каст в философском аспекте. Сословия – аналог каст в обществе с преобладанием креационистской парадигмы, что означает переход от представления о природном превосходстве одних существ (элиты) над другими к представлению об их заслуженном, деятельном превосходстве. При этом происходит умаление онтологического содержания в различии социальных слоев, своего рода десакрализация элиты. В определенном смысле, это открывает широкую возможность для постановки под сомнение любой иерархии – ведь заслуги одних людей (тем более их предков) могут быть оспорены заслугами других людей. Но качественное содержание сословий остается.
При переходе к классовому обществу происходит дальнейший этап десакрализации, на сей раз десакрализации сословий. Классовым является общество, в котором сословные привилегии и принципы сословной дифференциации сводятся к простейшей формуле обладания средствами производства и прочими материальными богатствами.
В политической истории классовое общество возникает только в Новое время, в период буржуазных революций по мере упадка влияния сословной элиты – клира и дворянства. Буржуа привносят свои ценности в социальную структуру, эти ценности сопряжены с чисто материальными сторонами жизни. Изгнание из сословного общества качественного измерения и сведение всего к чисто количественной, материальной стороне вещей дает совершенно иной взгляд на социальную систему – этот взгляд можно назвать классовым.
Классовое общество измеряет социальное положение по главному признаку – богатство, деньги, материальное обладание. Классовый подход характерен для поздних этапов сословного общества, но социальная иерархия сословий оценивается здесь по материальному эквиваленту – качественная сторона игнорируется.
Полноценно классовым обществом является лишь буржуазное общество, когда властные и иерархические полномочия высших каст – включая дворянство, земельную аристократию и клир – пересчитываются в материальном эквиваленте. Классовые теории отвергают сами принципы сословного общества, не признают действительности "меритократии" в ее сословном выражении. Вместе с тем, они продолжают – в своем ключе – те же меритократические тенденции, сводя их к узко материальной сфере.

Еще по теме Классовое общество:

  1. § 1. Понятие системы народного образования. Классовый характер системы народного образования в классовом обществе
  2. § 7. Становление классового общества и неизбежность изменений в социальной организации отношений между полами
  3. 6. ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО ОТ ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  4. 3. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА, ОТЛИЧАЮЩИЕ ЕГО ОТ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  5. Классовая сущность и идеологическая задан-ность нового общества лишь отчасти нашли свое отражение в кодексе, который оказался более
  6. 2. Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства

Обычно связывают с понятием класса, но оно неоднозначно воспринимается социологами.

В марксизме под классами понимают большие группы людей, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепленному в праве собственности), их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, заработной платы или иных доходов).

Определение класса, которое в свое время дал В.И.Ленин, в основу принципов деления берет не только экономическое положение людей, но и такой признак, как присвоение результатов труда. Действительно ли это определение сейчас, в наше время? Можно ли пользоваться им для анализа современных процессов? Безусловного и однозначного ответа дать нельзя.

Ленин выдвигал несколько критериев деления общества на классы, где главными являются место группы людей в исторически определенной системе общественного производства и отношение к средствам производства. Интерпретация этих признаков приводит к выводу, что они довольно значимы, но действуют не всегда и не во всех обществах. По-видимому, можно согласиться л ишь с тем, что класс — большая социальная группа, находящаяся в неравных условиях по отношению к другим группам, отличаясь от них по критериям доступа к общественному богатству (распределение благ), власти, положению в обществе (престижа). Между классами могут существовать как эксплуататорские отношения, так и отношения сотрудничества, справедливого обмена результатами деятельности. Данная трактовка класса является общей, применимой к различным общественным системам. Конкретизируем ее в связи с теми или иными общественными отношениями, с тем или иным историческим этапом развития цивилизации.

Так, для России, переживающей длительный период трансформации, характерны изменения в правящем (высшем) классе. Буржуазия, связанная с западными монополиями (компрадоры), получила мощные ресурсы, которые затем стали перераспределяться в пользу новой бюрократии. Последняя отличается от советской бюрократии большими доходами и тесной сращенностью с бизнесом, что особенно характерно для хозяйственных руководителей.

В начале 1990-х гг. в центре многих социологических исследований находилась проблема формирования . Предполагалось, что в России именно средний класс станет социальной базой для достижения общественной стабильности, поддержки и проведения рыночных реформ и аккумуляции социального капитала.

К середине 2000-х гг. средний класс насчитывал около четверти населения страны. В начале 2008 г. появились оптимистические прогнозы, согласно которым численность среднего класса за несколько лет удастся довести до 50-60 % населения России, что (предположительно) вывело бы развитие страны на качественно новый уровень.

Для того чтобы утверждать это, необходимо провести исследование, где сочетались бы теоретический и эмпирический уровни. Однако до сих пор представители социологической науки не пришли к единому мнению относительно определения понятия «средний класс».

В странах с развитой рыночной экономикой и демократическим политическим строем под средним классом обычно подразумевают ту часть общества, которая занимает «средние позиции» — между «верхами» и «низами». Как правило, эта часть общества составляет наибольшую по численности социальную группу и выполняет ряд функций, важнейшей из которых является «скрепление» общества.

Исследователи предложили два основных похода к определению класса — объективный и субъективный, основанный на самозачислении индивида в тот или иной класс (самоидентификация). В объективном подходе критерием выделения среднего класса является уровень дохода и наличие дорогостоящего имущества. Что касается характера деятельности, то но этому критерию в социологических исследованиях к представителям среднего класса предлагается относить предпринимателей малого бизнеса, менеджеров высшего и среднего звена, кадровых военных (старших офицеров), техническую и гуманитарную интеллигенцию, квалифицированных рабочих, работников сферы торговли, услуг и транспорта, служащих (госслужащих и служащих коммерческих структур). Предлагается также учитывать уровень образования.

Так, в исследовании «Российский средний класс», проведенном Левада-Центром в апреле-мае 2008 г., были применены следующие критерии отбора: средний доход на члена семьи в месяц — выше среднего по стране (Москва — 1500 евро, Санкт-Петербург — 1000 евро, другие города — 800 евро); образование не ниже незаконченного высшего.

Результаты исследований показали, что даже при неблагоприятных экономических условиях в России есть социальные слои, которые как по общепринятым критериям (душевой доход, социальный статус, стандарты потребления, образование и др.), так и по самоидентификации могут быть отнесены к среднему классу.

Конечно, в результате мирового экономического кризиса конца 2000-х гг. численность среднего класса сильно сократилась. Если в начале 2008 г. она составляла треть всего взрослого населения страны, то год спустя — уже около четверти. На фоне кризиса в структуре среднего класса произошли заметные изменения. В начале 2009 г. по сравнению с началом 2008 г. резко сократилась доля нижнего среднего класса (с 63 до 41 %), в то время как доля верхнего среднего класса даже выросла (с 12 до 20 %). Можно предположить, что кризис больше сказался на тех представителях среднего класса, чьих ресурсов оказалось недостаточно, чтобы справиться с трудностями (в ситуации кризиса «выжили сильнейшие»), в то время как крупный бизнес сумел выстоять (при существенной государственной поддержке). Согласно опросам, средний класс чувствует зыбкость своего положения и серьезно рассматривает возможности уехать на постоянное место жительства за рубеж или намеревается устроить своих детей за пределами России. Что касается «низшего» класса, то его численность за последние годы значительно выросла. Несмотря на всю глубину негативного воздействия кризиса на российское общество, средний класс выстоял и есть надежда, что он будет развиваться.

Таким образом, под социальными классами обычно понимают большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности. В марксизме отмечается, что важным критерием выделения классов является угнетенное или господствующее положение их членов. В современной социологии часто говорят о классах в самом общем смысле — как о совокупностях людей, имеющих сходные жизненные шансы, опосредованные доходом, престижем и властью. В таком понимании между классами могут существовать не только эксплуататорские отношения, но и отношения сотрудничества. В современных исследованиях обычно выделяют высший, средний и низший классы. При этом социальной базой для достижения общественной стабильности считается средний класс. Чем выше доля среднего класса, тем более устойчивым является общество.

Социальный класс

Говоря об элементах , используют такие единицы анализа, как «класс», « », « », обозначающие различные социальные общности. Включение людей в ту или иную общность определяется прежде всего формой их социального взаимодействия, позволяющей рассматривать их как единое целое, а также местом, или социальными позициями, которые они занимают в социальном пространстве.

Социальный класс — крупная таксономическая единица социального членения. Это понятие родилось задолго до появления стратификационной теории. Оно прочно вошло в научный аппарат социальных мыслителей Западной Европы в Новейшее время. До этого о единицах социальной структуры говорили, опираясь на категорию сословий, используя названия конкретных социальных или общественных групп, представителей тех или иных профессий. Вместе с тем уже у античных мыслителей, прежде всего у Платона, можно встретить рассуждения, например, о богатых и бедных.

В XVIII-XIX вв. понятие «социальный класс» наиболее интенсивно разрабатывалось учеными Англии и Франции. Рассматривались такие антагонистические социальные общности, как собственники-несобственники, рабочие-капиталисты, богатые-бедные и др. Однако разные авторы по-разному определяли понятие «класс». Сорокин, давая в первой трети XX в. обзор взглядов на это понятие разных авторов в разные периоды истории, был вынужден констатировать, что «класс либо ускользал и ускользает из пальцев своих теоретиков, либо, будучи пойман, превращается в нечто столь неопределенное и неясное, что становится невозможным отличить его от ряда других кумулятивных групп, либо, наконец, сливается с одной из элементарных группировок».

Наиболее активно категория «класс» используется в марксизме. Однако ни у К. Маркса, ни у Ф. Энгельса нет четкого ее определения. В их трактовке «класса» нередко переплетаются экономические, политические и философские аспекты содержания. В «Манифесте Коммунистической партии» сказано: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетенный находились в вечном антагонизме друг к другу...» В целом из работ Маркса следует, что важнейшим признаком класса он считает место в системе общественных отношений, в производстве, а существенным проявлением классовых отношений — эксплуатацию одного класса другим.

Позже, в 1919 г., В. И. Ленин дал достаточно четкую формулировку классов, которая широко использовалась в марксистской теории XX в.: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

В XX в. неоднократно предпринимались попытки дать более конкретное понимание социального класса, приведя его в соответствие с реалиями капиталистического общества этого периода. Так, Вебер, в отличие от Маркса, отказался от философской интерпретации понятия «класс», акцентировав внимание на его экономическом содержании. Базовым регулятором классовых отношений, по Всбсру, является собственность — ее наличие или отсутствие; но между полярными классами собственников и рабочим классом Вебср обнаружил так называемый средний класс.

По Дарендорфу , классовая структура производна от структуры власти, и категория класса определяется через отношения власти. Э. Гидденс ключевым в своих рассуждениях о классе сделал понятие «рынок», который он считал не только системой экономических отношений, полем деятельности класса собственников, рабочего класса, среднего класса, но и фундаментом системы политической власти. У Гидденса понятие «стратификация» выступает общим, в то время как понятие «класс» является частным проявлением стратификации. Обобщая использование понятия «класс» в практике новейших социологических и социально-антропологических исследований, Гидденс ранжирует разные классы («высший», «средний», «низший»). По существу, такими ранжированными классами у него выступают определенные социальные группы, которые в этом качестве уже далеко отходят от понятия класса в том смысле, в каком оно использовалось в XIX в.

Несмотря на различия в подходах к определению понятия социального класса в западной социологии и политологии XX в., в них можно усмотреть общие черты. Так, главными признаками выделения класса у немарксистских теоретиков служат отношение людей к средствам производства, характер присвоения благ в условиях рыночных отношений. На этой основе выделяют высший класс (собственники экономических ресурсов общества), низший класс (промышленные наемные рабочие, низкоквалифицированные работники) и средний класс или средние классы, которые поначалу понимали в виде достаточной аморфной общности работников, не включаемых ни в верхний, ни в низший классы. Однако во второй половине XX в. эта аморфная общность численно возросла настолько, что превысила два других указанных класса. Внутри этой общности начала четко прослеживаться иерархия достаточно дифференцированных групп («белые воротнички», «синие воротнички», представители свободных профессий и др.). Некоторые социологи вычленяют четвертый класс — крестьянство; однако другие оспаривают правомерность такого вычленения, усматривая в современном крестьянине представителя среднего класса.

У всех народов классовое общество возникло в процессе разложения

первобытнообщинного строя, но в разное время (в конце 4-го - начале 3-го

тысячелетия до н. э. в долинах рек Нил, Евфрат и Тигр, в 3-2-м тысячелетии

до н. э. в Индии, Китае, в 1-м тысячелетии до н. э. в Греции, а затем в

Риме). Возникновение классов становится возможным лишь тогда, когда рост

производительности труда приводит к появлению прибавочного продукта, а

общая собственность на средства производства сменяется частной

собственностью. С появлением частной собственности становится неизбежным

имущественное неравенство внутри общины: отдельные роды и семьи богатеют,

другие нищают и оказываются в экономической зависимости от первых.

Старейшины, военачальники, жрецы и другие лица, образующие родовую знать,

используя своё положение, обогащаются за счёт общины.

Развитие производства, рост торговли, увеличение населения разрушают

прежнее единство рода и племени. Благодаря разделению труда вырастают

города - центры ремесла и торговли. На развалинах старого, родового строя

возникает классовое общество, характерной чертой которого является

антагонизм между классами эксплуататоров и эксплуатируемых. Господствующие

классы будучи собственниками всех или по крайней мере важнейших средств

производства, получают возможность присваивать труд угнетенных классов

полностью или частично лишенных средств производства.

Рабство, крепостничество, наемный труд образуют три сменяющих друг друга

способа эксплуатации, характеризующих три ступени классово-

антагонистического общества. При первых двух способах классовой

эксплуатации непосредственный производитель (раб, крепостной) был

юридически бесправным или неполноправным, лично зависимым от владельца

средств производства. В этих обществах "... различия классов фиксировалось

и в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого

юридического места в государстве для каждого класса... Деление общества на

классы присуще и рабскому, и феодальному, и буржуазному обществам, но в

первых двух существовали классы-сословия, а в последнем классы

бессословные" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 311, прим.).

Основные и неосновные классы

При анализе классовой структуры общества марксизм-ленинизм различает классы

основные и неосновные, а также учитывает наличие различных групп, слоев

внутри классов и промежуточных прослоек между классами. Основными классами

называются такие классы, существование которых непосредственно вытекает из

господствующего в данной общественно-экономической формации способа

производства. Но наряду с господствующим способом производства в классовых

формациях могут сохраняться и остатки прежних способов производства или

возникать ростки новых способов производства или возникать ростки новых

способов производства в виде особых укладов хозяйства. С этим связано

существование неосновных, переходных классов. В тех апиталистических

странах, где сохранились значительные пережитки феодализма, существуют в

качестве неосновных классов помещики, все более срастающиеся с буржуазией.

В большинстве капиталистических стран имеются многочисленные слои мелкой

буржуазии (ремесленники, мелкие крестьяне), которые по мере развития

капитализма дифференцируются. Внутри классов обычно имеются различные

слои, группы, интересы которых частично не совпадают. Так, например, в

античном обществе имела место борьба между рабовладельческой аристократией

и демократией, в которой отражались противоречия интересов различных слоев

рабовладельцев. В капиталистическом обществе также существуют противоречия

между интересами различных слоев буржуазии (например, монополистической и

немонополистической буржуазии).

Социальные статусы и роли.

Статус (от лат. status - положение, состояние) - положение гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.
Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния.
Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.
Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным.

Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:
из ролевого ожидания (экспектации) и
исполнения этой роли (игры).
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).
Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

· фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

· функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

· общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

· поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

· обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

· устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;

· совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

· социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

· существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;

· система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

· открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

· представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

· предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

· набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли .

  1. 1.По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.
  2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.