Города с неблагоприятной экологической обстановкой в великобритании. Экологические проблемы великобритании. Социально-экологические проблемы на современном этапе

Правообладатель иллюстрации Getty

После того как Великий смог 1952 года унес в британской столице около 12 тысяч жизней, в стране были приняты меры по предотвращению подобных трагедий. Однако похоже, что в наши дни жителям Лондона угрожает другая коварная разновидность загрязнения, почти столь же смертоносная, рассказывает корреспондент

Представьте себе смог столь густой, что в нем вы не видите собственных ног; столь плотный, что через него едва проглядывает солнце; столь ядовитый, что ваши глаза начинают слезиться, а легкие - пылать.

Такое описание напоминает сцены из постапокалиптического фильма, но 5 декабря 1952-го этот сценарий стал реальностью для жителей Лондона.

Тогда умерли тысячи людей, и эта трагедия заставила весь мир принять серьезные меры по борьбе с загрязнением воздуха.

Тем холодным ясным днем 1952 года лондонцы грелись у своих каминов. Обычно дым рассеивался в атмосфере, но над всем районом в тот момент висел антициклон, вызвавший температурную инверсию: дым удерживался у поверхности земли, в результате чего образовалась ядовитая серная пелена, накрывшая британскую столицу на пять дней.

Потом погода поменялась, смог рассеялся, но к тому времени уже погибли тысячи человек.

Правообладатель иллюстрации Image caption Пара на улицах Лондона, ноябрь 1953 года. Спустя почти год после Великого смога лондонцам все еще нужны были фильтрующие маски

По тогдашним официальным оценкам, число жертв составило 4000 - даже во Вторую мировую войну не случалось разового инцидента, в результате которого гражданское население понесло бы такие потери.

По современным же подсчетам, Великий смог мог унести до 12 тысяч жизней.

"Неизбежное зло"

"Гороховый суп", как называли плотный загрязненный туман, был для крупных британских городов явлением не новым. Но смог 1952 года даже по тогдашним меркам оказался чересчур суровым.

Он также ознаменовал важную поворотную точку: до тех пор люди считали смог неизбежным злом. "В британских городах, полностью зависящих от угля, смог в течение более чем ста лет воспринимался как своего рода плата за рабочие места и комфорт в доме", - говорит историк экологии Стивен Мосли.

Были и те, кто рассматривал загрязнение атмосферы как видимый признак процветания британской промышленности. И мало кто готов был отказаться от горящего камина, ассоциировавшегося с домашним уютом.

Несмотря на все более громко звучавшие призывы разобраться с проблемой, правительство реагировало довольно медленно. Поначалу власти даже пытались утверждать, что высокая смертность в декабре 1952 года объяснялась вспышкой гриппа.

Правообладатель иллюстрации Monty Fresco Topical Press Agency Getty Images Image caption Электростанция в лондонском районе Баттерси (снимок 1954 года) когда-то потребляла более миллиона тонн угля ежегодно

Расследование обстоятельств трагедии было начато лишь через семь месяцев. Четыре года спустя, в 1956 году, в Великобритании был принят закон "О чистом воздухе", запретивший сжигание грязного топлива в ряде районов страны.

Этот закон был поистине революционным и стал важной мировой вехой в деле защиты окружающей среды.

Благодаря ему существенно улучшилось здоровье населения; растения и животные, почти пропавшие к 1950-м годам из городских районов, вновь начали в них появляться; а величественные здания британских городов перестали покрываться толстым слоем сажи и копоти.

В последующие годы британскому примеру последовал и целый ряд других промышленно развитых стран.

Атмосферные проблемы

Загрязнение от угольного дыма осталось в прошлом, но проблема качества воздуха в Лондоне по-прежнему актуальна. В ходе недавнего исследования был сделан вывод, что грязный столичный воздух уносит ежегодно до 9500 жизней.

Все больше ученых, политиков и активистов заявляют, что в преддверии 60-летнего юбилея принятия закона "О чистом воздухе" Британия вновь должна взять на себя роль мирового лидера в этой сфере.

Упомянутое исследование было проведено специалистами из Королевского колледжа в Лондоне (ККЛ) по заказу столичных транспортных властей. Ученые считают, что в наши дни смертность вызывается в основном двумя факторами: ультрадисперсными частицами класса PM2.5 и ядовитым газом - двуокисью азота (NO2).

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Велосипедист во время смога в апреле 2014 года, когда концентрация двуокиси азота в воздухе была особенно высока

Двуокись азота вызывает особое опасение: в лондонском воздухе отмечается один из самых высоких в мире уровней содержания этого газа. По этому параметру британская столица в течение пяти последних лет подряд нарушает европейские нормативы безопасности.

В 2015 году на центральной улице Оксфорд-стрит годовой лимит выбросов NO2 был достигнут всего лишь за четыре дня.

Исследователи из ККЛ полагают, что из-за воздействия этого газа в Лондоне каждый год преждевременно умирает до 5900 человек.

Ученым уже давно известно о токсичности двуокиси азота, но, как поясняет специалист ККЛ Мартин Уильямс, обычно она присутствует в атмосфере вместе с другими загрязнителями, и поэтому выделить ее эффект на фоне остальных довольно сложно. Однако сейчас ученым удалось установить, насколько вредна именно она.

Тем не менее руководитель исследования доктор Хезер Уолтон говорит, что пока нельзя с абсолютной уверенностью назвать точное число смертей, вызываемых NO2.

Двуокись азота попадает в воздух из целого ряда источников. Но, по данным британского правительственного управления по делам экологии и сельского хозяйства, по меньшей мере 80% ее выбрасывают транспортные средства.

Наиболее опасны в этом смысле дизельные двигатели, которыми оснащено более трети транспорта в британской столице.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Смог над зданием 02 Arena в Лондоне в апреле 2014 года

По сравнению с бензиновыми моторами дизельные потребляют меньше горючего и выделяют в воздух меньше двуокиси углерода. Поэтому в последние несколько десятилетий британские власти пытались всячески способствовать их повсеместному внедрению, закрывая глаза на тот факт, что дизели выбрасывают больше микроскопических частиц и окислов азота.

Как ни странно, дизельные двигатели оказались более вредны благодаря технологии, призванной сделать их более экологически безопасными.

"Дизели выбрасывают гораздо больше частиц, чем бензиновые двигатели, и поэтому они оснащаются сажевыми фильтрами, - рассказывает Уильямс. - В этих фильтрах собираются микрочастицы, но время от времени их нужно выжигать. Поэтому окислы азота в выхлопных газах конвертируются в двуокись азота, помогающую окислять и выжигать сажу. Таким образом в попытке решить проблему выбросов микрочастиц увеличиваются выбросы двуокиси азота".

Заместитель мэра Лондона по вопросам экологии и энергетики Мэтью Пенчарз говорит, что проблема, в частности, в том, что на принятые в ЕС тесты уровней загрязненности автомобильных выхлопов нельзя положиться.

По его словам, бывает так, что при реальной эксплуатации транспортное средство оказывается в 10 раз более грязным, чем на тестовом стенде.

"Если бы все автомобили выбрасывали именно столько, сколько нам сообщают в ЕС, мы сейчас находились бы в допустимых пределах содержания двуокиси азота в атмосфере", - уверяет он.

Кроме того, по его мнению, печальные цифры лондонской статистики могут объясняться тем, что в британской столице уровень загрязненности измеряется точнее, чем в других местах.

"В нашем распоряжении имеется одна из наиболее надежных в мире систем измерения загрязненности воздуха, - говорит он. - Никогда не поверю в то, что в мире нет ни единой улицы с показателями выше, чем на Оксфорд-стрит. Просто там никто ничего не измерял. И вообще, никто не меряет настолько точно, как мы".

Уильямс с этим согласен: "Мы действительно в первых рядах - если не на первом месте - в области мониторинга. Эти уровни - самые высокие из тех, что мы нашли, но мне кажется, что если как следует поискать, то, наверное, в других городах обнаружатся почти такие же".

Станет ли нам легче дышать?

Но есть и хорошие новости: уровни двуокиси азота начинают снижаться. Системы избирательной каталитической нейтрализации, способные убирать из выхлопных газов значительную часть окислов азота, теперь обязательны к установке на многих наиболее "грязных" транспортных средствах.

Исследование ККЛ указывает, что за последние годы в лондонском воздухе стало меньше NO2.

В столице появляется современный, более экологически чистый транспорт. По Лондону сейчас ездит более 1200 автобусов с гибридными двигателями, в том числе новые дизельно-электрические Routemaster - они, по заверениям транспортных властей, выбрасывают в воздух вчетверо меньше окислов азота и микрочастиц, чем обычные дизельные автобусы.

Ожидается, что вскоре лондонское управление транспорта введет в эксплуатацию первый в мире двухэтажный автобус с нулевой токсичностью отработанных газов.

Правообладатель иллюстрации Metrocab Image caption Работающее на батареях такси Metrocab поможет снизить токсичность лондонского транспорта

Ведется также и работа над снижением выбросов лондонских такси. Транспортные власти недавно объявили, что с января 2018 года таксомоторная лицензия будет выдаваться только на автомобили, выбрасывающие не более 50 граммов CO2 на километр и способные проехать 30 миль (около 50 километров) вообще без выбросов.

В этом году уже были выданы лицензии на первые в истории такси, способные ездить без выбросов - ими стали автомобили Metrocab, приводимые в движение от батареи, которая иногда подзаряжается от небольшого бензинового двигателя.

А главный производитель черных кэбов, фирма London Taxi Company, показала прототип модели TX5 - , которое планируется поставить на конвейер в 2016 году.

Будет также введена в действие так называемая зона ультранизких выбросов: с 2020 года все автомобили, въезжающие в уже существующую платную зону в центре Лондона, должны будут соответствовать строгим стандартам, иначе с их владельцев будет взиматься дополнительная ежедневная плата.

Но скептики считают, что эта мера недостаточно строга. Мэрию недавно раскритиковали за отказ от плана вообще не пускать наиболее "грязный" транспорт в зону низких выбросов.

К тому же, сейчас не планируется брать плату с автомобилей, соответствующих экологическому стандарту Евро-6 - а такие машины выбрасывают много окислов азота.

По итогам недавнего опроса 500 лондонских компаний выяснилось, что 23% из них предпочтут платить сбор, а не обновлять свои транспортные парки.

"Надо выбирать те направления, в которых можно получить максимальный эффект при минимальных издержках и административных сложностях, - говорит Пенчарз. - Электрических фургонов, стоящих разумных денег с точки зрения бизнеса, просто не существует".

Можно ли собрать смог?

Большинство программ по защите чистоты воздуха направлены на снижение или прекращение выбросов загрязняющих элементов в атмосферу. Но можно ли убрать загрязнитель уже после того, как он оказался в воздухе?

В последнее время было проведено довольно много экспериментов с различными строительными материалами и красками, которые, как утверждается, способны расщеплять атмосферные загрязнители - в том числе окислы азота.

Эти так называемые фотокаталитические материалы содержат диоксид титана. Под воздействием ультрафиолетового солнечного излучения он ускоряет химические реакции, в том числе окисление окислов азота и летучих органических соединений.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption У Тауэрского моста во время Великого смога 1952 года

Разные варианты этой технологии испытывались на ряде разных объектов, в том числе в штаб-квартире авиакомпании Air France в аэропорту Париж – Шарль-де-Голль и в итальянском павильоне Palazzo Italia на Экспо-2015 в Милане, который покрыт 13 тысячами квадратных метров фотокаталитического материала.

Но многие ученые не уверены в том, что эти материалы способны приносить реальную пользу.

"Есть лабораторные свидетельства того, что они уничтожают двуокись азота, но атмосфера не способна доставлять к ним NO2 в количествах, позволяющих нейтрализовать весь выброшенный объем, - говорит исследователь из ККЛ Мартин Уильямс. - Когда загрязнитель попадает в атмосферу, его молекулы оказываются повсюду, и пытаться опять собрать их - довольно бессмысленная трата времени".

По его словам, катализаторы должны применяться на самом источнике вредных выбросов, а не задним числом.

Знаковый прецедент

Некоторые наблюдатели в качестве примера того, насколько гибко население может адаптироваться к переменам, вспоминают закон "О чистом воздухе".

"До принятия этого закона все говорили, что в бюджете не хватит денег, что малообеспеченные люди будут умирать от голода и холода. Но этого не произошло, - замечает Биркет. - Когда ввели ограничения, население нашло самые дешевые способы им соответствовать".

История учит тому, что убедить людей поменять их привычки очень трудно, и не менее трудно заставить власть воплотить эти перемены в жизнь.

"В прошлом право жечь уголь в домашнем камине считалось неотъемлемым, и до смога 1952 года правительство не чувствовало достаточной поддержки населения для того, чтобы ввести правила, ограничивающие личные свободы, - говорит Мосли. - Нам остается надеяться, что эта история больше не повторится".


К.т.н. Е.Г. Гашо , доцент МЭИ, д.т.н. Т.В. Гусева , профессор, РХТУ им. Д.И. Менделеева, г. Москва

В свете несбалансированной и разрозненной политики энергосбережения в нашей стране, опыт Европейских стран по выработке целостной органичной политики заслуживает серьезного внимания и анализа. Среди стран Европы энергетическая политика Великобритании стоит несколько особняком. Долгое время Английский топливный баланс был избыточен, но в последнее рост цен и растущий дефицит энергообеспечения заставил государство активно заниматься энергоэффективностью. Кроме того, важнейшим политическим фактором стали климатические изменения. В рамках проекта «Климатические стратегии для Российских мегаполисов» делегация Москвы имела возможность ознакомиться с английским опытом.

Лондонский Сити (является историческим ядром Лондона) в течение долгого времени принимал меры по предотвращению климатических изменений. Поэтапная стратегия как для Лодонского Сити, так и для Большого Лондона (регион, включающий г. Лондон и церемониальное (географическое) графство) вырабатывалась поэтапно с 2002-2003 гг. После выхода фундаментального доклада Николаса Стерна «Экономика изменения климата» (с текстом доклада на русском языке можно ознакомиться на сайте РосТепло.ру - www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=953 - прим. ред. ), серьезного анализа климатических изменений и их последствий для страны в целом, были подготовлены проекты стратегии сокращения воздействия на климат и стратегии адаптации к климатическим изменениям.

В 2006 г. при поддержке ведущих компаний, корпорации Большого Лондона, Фонда энергосбережения и других организаций, было создано Лондонское агентство по изменению климата, поддерживаемое городским Департаментом экономического развития. В функции агентства входит разработка проектов для уменьшения эмиссии парниковых газов и повышения энергетической эффективности городского хозяйства. Спектр инициатив включает проекты и предложения снижения потерь энергии в зданиях, сетях, на источниках, развития возобновляемых источников энергии. Активно развивается маркировка энергоэффективности практически всех бюджетных зданий города.

Поскольку в Лондоне практически нет централизованного теплоснабжения, особую озабоченность специалистов вызывает низкий КПД конденсационных энергоблоков станций. Электропотребление Лондонского мегаполиса сравнимо с Москвой, и соответственно, во многом городские ТЭС вносят существенный вклад в тепловое загрязнение Лондона. Фактическую реализацию политики энерго- и ресурсосбережения в городе осуществляет энергосервисная корпорация, 81% акций которой принадлежат углеродному фонду, а 19% - Лондонскому агентству по изменению климата. Активно разрабатывается и внедряется нормативная база. В конце 2008 г. в парламенте принят рамочный Закон (билль) об изменениях климата.

Но нехватка нормативной базы не приводит к недостаточным действиям: уже сейчас в столице Великобритании активно внедряются различные инновационные проекты энергоснабжения, в частности - на топливных элементах (на стадионах, в парках) - около 200 кВт. Проводимые демонстрационные проекты призваны убедительно показать эффективность энергосбережения как для конечных потребителей, так и для бизнеса. Если в настоящее время на 1 фунт бюджетных средств приходится до 5 фунтов инвестиций, то в будущем планируется запустить механизмы бизнес-процессов, чтобы довести это соотношение до 1:20.

Интересная встреча состоялась в офисе Ассоциации британских страховщиков, которая включает в себя около 95% страховых компаний страны. Уже сейчас ясно: воздействие климата будет всесторонним, растущий размер рисков диктует необходимость адаптации. Серьезную обеспокоенность бизнеса, страховых компаний вызывает растущая частота и возрастающий ущерб от последствий климатических аномалий.

В этой связи крайне важно предусматривать соответствующие меры как в новых проектах, так и при их страховании от возможных растущих рисков. Для этого закладываются и законодательные нормы. Понятно, что бизнес один не справится с этой важнейшей задачей, нужна кооперация с государственными структурами. Продуманная стратегия управления рисками позволит оптимизировать страховые выплаты.

По оценкам специалистов Министерства окружающей среды, продовольствия и региональных дел (Department for Environment, Food and Rural Affairs - DEFRA) в регионе Темзы около 25 млн чел. (215 тыс. единиц собственности, суммарной стоимостью свыше 160 млрд фунтов стерлингов) находятся в зоне риска наводнений. Системы защиты стареют, и риски возрастают. Дополнительными неблагоприятными факторами являются нехватка питьевой воды и тепловое загрязнение мегаполиса.

Стратегия работы в условиях неопределенности включает в себя поэтапную оценку риска и выбор адекватных средств его снижения - поэтапно, по мере получения новых данных. Агентство по окружающей среде, созданное в соответствии с Законом об окружающей среде (1995 г.), работает в тесном сотрудничестве с Правительством и местными органами власти для защиты людей от наводнений, продвижения проектов в промышленности, с деловыми кругами, фермерами, на особо охраняемых природных территориях. Свыше 400 проектов осуществляется Агентством ежегодно, эффективно осуществляются контрольные функции, используются как государственные полномочия, так и возможности общественности.

Поездкой в замечательный город Оксфорд программа была разделена на две равные по продолжительности части. «Экосекьюрити» - исследовательский центр в Оксфорде, занимающийся, как видно из самого названия, проблемами экологической безопасности, оказывающий соответствующие консультационные услуги в 34 странах мира. В настоящее время центр ведет около 500 проектов в области механизмов гибкости Киотского протокола. Это, прежде всего, так называемые проекты более чистого развития, предусматривающие реализацию решений по сокращению выбросов парниковых газов в развивающихся странах, и передачу квот на выбросы стране инвестора. Понятно, что повышение энергоэффективности - один из самых экономически выгодных и быстро реализуемых резервов снижения выбросов парниковых газов, поэтому свыше 70% проектов связаны с промышленным сектором, кровно заинтересованном в повышении эффективности использования энергии.

Старинный университетский город встретил нас солнечной погодой и настоящей золотой осенью, профессора и студенты спешили на лекции на велосипедах, а в окнах зданий 17-го века были видны библиотечные стеллажи и компьютеры Macintosh на столах. Радушный прием российской делегации был организован руководителем Института экологических изменений Оксфордского университета, профессором Дианой Ливерман. Институт экологических изменений был создан в 1991 г. как междисциплинарное подразделение Оксфордского университета для комплексного анализа изменений в окружающей среде и выработки соответствующей общественной политики, частных и социальных инициатив.

Исследования и обучение в Институте характеризуются направленностью на глобальные и региональные экологические изменения и проекты, которые интегрируют естественные и общественные науки в направлении развития информирования, общественного влияния и принятия адекватных решений по окружающей среде. Институт организован вокруг трех главных тем анализа - климат, энергия и экосистемы, в тесном сотрудничестве с факультетом географии и окружающей среды. На приеме присутствовали специалисты разного профиля, в том числе и из России.

С докладом в частности выступил руководитель программы по воздействию климата Крис Уэст. По его словам, для выработки успешной стратегии адаптации необходимо провести три важных шага - оценить, что было в прошлом (затраты, ущерб), запомнить, зафиксировать нынешнее состояние вещей, наметить план совместных действий. Климатические изменения чаще чувствуют люди, находящиеся ближе «к земле» - фермеры, полевые рабочие, строители, а решения принимают другие люди и крайне важно наладить коммуникацию между ними, выработать язык общения и взаимодействия власти, науки, общества в этом вопросе. И эта атмосфера действительно ощущалась в академической и вместе с тем демократичной среде старейшего Европейского университета.

На следующий день в Лондоне состоялся визит в Департамент энергетики и климата, созданный Британским правительством в октябре 2007 г. В его функции входит подготовка программ по энергоэффективности, плана внедрения возобновляемых источников энергии (до 15% к 2020 г.), разработка соответствующих механизмов регулирования, правовых инструментов обеспечения экономии энергии. Своей важнейшей задачей Департамент совместно с Министерством окружающей среды, продовольствия и региональных дел (DEFRA) считает вовлечение населения в климатическую проблематику.

Такими инструментами специалисты считают калькулятор СО2 (рисунок 2), размещенный на сайте Министерства, индивидуальные приборы энергоэффективности, которые все желающие могут установить у себя дома. Оптовая цена таких приборов невелика - около 15 фунтов стерлингов (660 руб.). Дисплей такого прибора, подключенного к обычному домашнему счетчику, визуализирует эффективность домашнего потребления энергии. Кроме того, продвижение экологических брендов идет на телевидении, в Интернете, на транспорте. Молодая энергичная команда энергетиков-экологов показала нам и забавный ролик «экономный папа» - о том, как обычным семьям сократить растущие счета за энергию. Это в настоящее время становится серьезной задачей для потребителей.

Правительство идет навстречу людям, а не монополиям: объявлена программа долгосрочной помощи домашним хозяйствам, которая помогает сэкономить до 300 фунтов стерлингов в год за счет проведения мероприятий по энергоэффективности и др. Предполагается оснастить все здания счетчиками воды и энергоресурсов (сейчас эта доля невелика - не более 20%). Планируется с 2016 г. вводить здания с нулевым потреблением энергии (здания потребляют «зеленую» энергию, система кондиционирования работает минимальное количество времени и пр.), а с 2019 г. - с нулевым выбросом парниковых газов (прежде всего СО 2). Существующие здания проходят необходимую сертификацию, получают паспорт и маркировку энергоэффективности.

«Мы не слишком хорошо подготовлены к экстремальным погодным изменениям», - с такого искреннего заявления начал встречу в Корпорации Большого Лондона Алекс Никсон - руководитель программы климатической адаптации и водных ресурсов мэрии. Пока Лондон несет ответственность за 8% полной эмиссии Великобритании, по прогнозу эта цифра может вырасти до 15% к 2025 г.

Климатические изменения в Лондоне уже видимы и включают в себя более влажные зимы, засушливые летние дни, «острова тепла» (участки плотной застройки, характеризующиеся повышенными температурами) в городе. Приоритетные проблемы, по мнению руководства города, это зимние наводнения, летний перегрев и ограничение доступа к водным ресурсам. Крайне актуальна для Лондона проблема водоснабжения, водообеспеченность в регионе Темзы невелика. Кроме того, до 23% воды (609 млн л/сутки) теряется в распределительных сетях города, растет частота аварий. Город планирует провести оснащение всех зданий счетчиками воды (в том числе за счет бюджета и водоснабжающих организаций).

Подготовлена «вселондонская» программа озеленения, свыше 99% нового строительства происходит на так называемых «коричневых» площадках, т.е. при реконструкции, а не на чистой земле. Новые здания должны предусматривать «зеленые» или холодные крыши (без стока тепла), использование энергии возобновляемых источников. Кстати, крыша стеклянного здания Корпорации Большого Лондона на берегу Темзы оснащена солнечными батареями (фото 3).

Город выработал стратегию использования «отходов тепла», создания общедоступных прохладных зданий, куда люди могут приходить в засушливые дни: необычная для Лондона летняя жара, по мнению органов здравоохранения, добавляет около 2000 дополнительных смертей в год.

Как мы знаем, Лондон добился серьезных результатов в переходе с частного автомобильного транспорта на общественный транспорт, автомобили с гибридными двигателями (в городе функционируют 80 электрозаправок) и велосипеды. Действительно, пробок в Лондоне немного и дышать несколько легче, чем в Москве. Может еще и оттого, что никому не приходит в голову застраивать Гайд-парк и другие зеленые зоны столицы Великобритании.

Важно повысить уровень осознания этих проблем обществом, а это можно сделать только в сотрудничестве со всеми заинтересованными организациями. Активно привлекается малый и средний бизнес - ведь адаптация и подготовка людей к изменениям это и новый перспективный рынок для них. Правительство создало несколько рабочих групп по секторам, председатели которых выдвинуты именно частным сектором. 9 регионов страны являются равноправными партнерами программы климатических изменений: кто раньше подготовится, тот выживет - такой главный лозунг адаптации.

Последняя встреча состоялась со специалистами Проекта «Отчетность об углеродных выбросах» (Carbon Disclosure Project - CDP). Информационные запросы CDP впервые поощрили тысячи корпораций всех континентов участвовать в проблемах изменения климата. Собранные данные от 1500 компаний со всех континентов предоставляют инвесторам понимание стратегии крупных корпораций, рисков и новых возможностей, открывающихся в связи с климатическими изменениями.

Свыше 115 млрд долл. США в целом было инвестировано в 2007 г. в новые технологии, растет спрос на новую продукцию (экологически приемлемый автотранспорт). Очевидно, что те, кто готовится, понимает законодательство, инвестирует в энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, выиграет уже в ближайшей перспективе. Такая же работа ведется и с госсектором в плане повышения эффективности государственных закупок, использования бюджетных средств.

В Проекте принимают участие и города: занимая около 1% территории, городские агломерации потребляют до 80% энергии. Сопутствующими эффектами становится перегрев городов и соответственно, перерасход энергии на кондиционирование. Резкие и неожиданные климатические изменения особенно актуальны для приморских городов. Занятно, что около 800 городов США приняли участие в программе климатических изменений, несмотря на отказ Правительства страны присоединиться к Киотскому протоколу.

Некоторые выводы из короткого анализа мер и действий городов Англии

1. Городские власти, бизнес-сообщество, общественные организации объединяются в направлении выработки единых мер адаптации, среди которых энергоэффективность является ключевой. К словам «устойчивое развитие» однозначно и требовательно присоединяется новое понятие - адаптация, приспособление экономики, энергетики, социальных служб города к наблюдаемым и грядущим изменениям, наиболее важные из которых - климатические.

2. В Великобритании трагические последствия урагана «Катрина» в 2005 г. произвели сильное впечатление на органы власти всех уровней и на бизнес (в особенности, страховой и связанный с ним). Еще больший, чем наша авария в Чагино 25 мая 2005 г. Поэтому налажены рабочие контакты для выработки общей политики, активного привлечения общественности, специалистов, направленные на прогнозирование возможных ситуаций, принятия совместных решений и их реализации.

3. Важным итогом увиденного оказалось то, что принципиально важно создать и развивать язык общения, понимания между бизнесом, властями, учеными для диалога, язык общения с общественностью для подготовки к изменениям, возможным растущим рискам. Важно, чтобы он включал в себя как научные критерии и параметры, так и понятные широкой аудитории модели объяснения климатических проблем и изменений. Доступ к информации о том, каким образом такие задачи решаются в Великобритании, обеспечен международным проектом «Климатические стратегии для российских мегаполисов» (

Еще на заре технического прогресса, в эпоху расцвета тяжелой промышленности Англия стала одной из самых грязных стран Европы. Покрытые черной пылью угледобывающие районы, лондонский смог – это было фактически визитной карточкой Британских островов.

Только в 1950-60-х годах положение начало меняться после принятия законов о запрещении промышленных выбросов в атмосферу. В 80-х годах движение «зеленых» приобрело популярность на фоне глубокого экономического и политического кризиса. Практически все партии включали «зеленые» пункты в свои предвыборные программы.

Однако экология в Великобритании пока еще не совсем образцовая, а самой стране еще далеко до звания самой чистой страны Евросоюза. Большинство британцев выказывают беспокойство экологическими проблемами, но не все горят желанием на практике заниматься их решением. Хотя с 1960 года выбросы дыма в атмосферу снизились на 85 процентов, многие считают, что правительство недостаточно контролирует нарушителей. Они могут отделаться незначительными штрафами, а то и вовсе обойти закон. Так же недостаточное давление оказывается на промышленные предприятия, чтобы они модернизировали использующиеся очистительные сооружения, на нефтедобывающие компании, вышки которых стоят в Северном море, на сельское хозяйство, использующее токсичные удобрения и пестициды.

Большинство электростанций в Великобритании являются тепловыми, т.е. работающими на горючем топливе. В свое время категорическое неодобрение жителями островов остановило строительство ядерных электростанций. До сих пор ведутся дебаты о безопасности ядерной энергетики. А пока разрабатываются проекты использования природных ресурсов для получения энергии. Климатические условия не способствуют строительству солнечных электростанций, но в Университете Ливерпуля разработали интересный гибрид – ветряную турбину, лопасти которой покрыты солнечными панелями. К сожалению, в самой Великобритании количество солнечных дней недостаточно, чтобы в полной мере использовать преимущества технологии Heat Waver (так назвали свое детище разработчики), но ей уже заинтересовались в Австралии, Испании, Италии и Марокко.

Британская компания Aquamarine Power Ltd предложила другой экопроект использования природных ресурсов. Она начала строительство у берегов Шотландии электростанции, использующей энергию волн. Приливы и отливы – мощная природная сила. Почему бы не использовать ее во благо человеку? В 2018 году на побережье острова Льюис, входящего в Гебридский архипелаг заработает самая мощная в мире волновая электростанция. Она будет состоять из 50-ти турбин системы Оyster, которые закачивают воду и подают под давлением на стоящую на берегу гидроэлектростанцию. Море в этом регионе практически круглый год неспокойно, поэтому работать такая электростанция сможет фактически непрерывно.

А пока Великобритания ждет поступления экологически чистой энергии от этой электростанции, британцы продолжают поиски альтернатив горючему топливу, загрязняющему атмосферу. Ведь транспортные средства, работающие на биотопливе, электричестве, водороде и сжатом воздухе, хотя и не столь распространены, но ими уже никого не удивишь. Однако даже их использование не спасает атмосферу от углекислого газа. И вот британская исследовательская компания Air Fuel Synthesis сделала сенсационное заявление – им удалось разработать топливо на основе воды и углекислого газа. Экспериментальная установка, сконструированная инженерами компании, сумела за несколько дней произвести 5 литров топлива, пригодных для использования в двигателе внутреннего сгорания. Процесс производства основан на сборе из воздуха углекислого газа и последующего электролиза. Согласно пресс-релизу компании Air Fuel Synthesis, после запуска полноценного заводского производства выход топлива составит около тонны в день, и его себестоимость будет примерно на уровне себестоимости бензина. Пока скептики сомневаются, строительство завода уже начато.

Власти Лондона по своему ведут борьбу с парниковым эффектом. Работа ведется в нескольких направлениях. Например, с 2012 года на улицах города появилась служба такси ClimateCars, состоящая только из электромобилей.

В аэропорту Хитроу курсирует беспилотное электротакси ULTra, связывая между собой терминалы, взлетные полосы и огромные парковочные площадки. Традиционные для Лондона двухэтажные автобусы даблдэкеры, постепенно заменяются новыми моделями, более экологически чистыми и экономичными. Они потребляют на 40% меньше горючего, чем прежние, и, соответственно, меньше загрязняют воздух Лондона.

Мэр города Борис Джонсон всесторонне поддерживает проекты, направленные на улучшение экологии. Он сам пересел из автомобиля на велосипед и планирует превратить Лондон в «маленькую Голландию».

По его инициативе было выделено около полутора миллиардов долларов на развитие велосипедной инфраструктуры Лондона. Ведется строительство специальных максимально безопасных велодорожек, покроющих сетью весь город, велопарковок практически возле каждого здания, и даже уникально велосипедного моста, протяженностью 24 км, который соединит центр города и Западный Лондон.

Еще одна инициатива лондонских властей – сотрудничество с авиакомпанией British Airways. Лондонский мусор теперь будет превращаться в биотопливо. Две параллельные программы – проект уменьшения мусорных свалок, окружающих Лондон и проект сокращения в два раза к 2050 году выбросов углекислого газа на всех циклах функционирования British Airways – теперь объединились. Авиакомпания подписала с мэрией договор на вывоз мусора. Уже в 2015 году планируется запуск завода по переработке мусора в биотопливо. А лондонские власти обязуются регулярно поставлять сырье да еще и доплачивать за его утилизацию. В выигрыше будут все, и в первую очередь жители Лондона – они получат более чистый город и более чистый воздух.

Таким образом, экология Великобритании уже во многом может являться примером для подражания.

Details Created on 28.06.2018 10:23 Written by Natali

Ученые из Соединенного Королевства Университетского колледжа опубликовали новое исследование, в котором утверждается, что зеленые зоны в городах могут улавливать такое же количество углерода, сколько тропические леса.

Лондон и Париж вводят новую систему мониторинга выбросов транспортных средств

Details Created on 02.04.2017 21:51 Written by Natali

Сразу после того, как новый президент США Дональд Трамп издал распоряжение о возвращении угольной энергии, вызывающей смог, мэры и приняли решение направить силы на уменьшение в своих городах.

Автобусная остановка с солнечными панелями может обеспечить энергией целый дом

Details Created on 10.04.2016 16:58 Written by Natali

Голуби отправляют сообщения в твиттер о загрязнении воздуха Лондона

Details Created on 24.03.2016 14:16 Written by Natali

Потрясающий парк в Лондоне на месте бывшего газохранилища

Details Created on 12.01.2016 01:34 Written by Natali

Знаковый индустриальный объект в был трансформирован в великолепный новый общественный . Компания Bell Phillips Architects недавно завершила свой последний проект: круговую парковую зону внутри каркаса исторического газохранилища.

Биотопливо из кофейной гущи поможет обеспечить энергией Лондон

Details Created on 09.10.2015 17:29 Written by Natali

Утренняя чашечка бодрящего может оказаться чем-то большим, чем просто приятный напиток. Компания из Лондона, Bio-bean, надеется превратить оставшуюся в биодизельное топливо для транспортных средств и гранулы биомассы для отопления зданий.

Поезд Лондонского метро обеспечивает энергией электростанции, вырабатывая энергию при торможении

Details Created on 01.10.2015 03:32 Written by Natali

Первое в мире тестирование, в ходе которого новейшие технологии позволили поезду собирать во время торможения, показало, что собранного электричества достаточно для энергообеспечения большой станции метро – это открывает путь к значительной экономии по всей сети метро.

Подземные фермы в заброшенных тоннелях Лондона

Details Created on 08.07.2015 15:54 Written by Natali

сайт уже рассказывал о паре предпринимателей из западной части Англии, организовавших проект, который предусматривает трансформацию порядка 2,5 акров (примерно 1 гектара) туннелей в подземную

производится около 63 млн т – перерабатывается около 10%). Традиционный подход к решению проблемы утилизации отходов ориентируется на уменьшение опасного влияния на окружающую среду путем изоляции свалок от грунтовых вод, очистки выбросов мусоросжигательных заводов, перекрытие полигонов для извлечения свалочных газов и т.д. Однако не все из технологий, применяемых в рамках этого подхода – можно считать экологически чистыми. Современный взгляд на эту проблему, состоит в том, что гораздо проще контролировать...

1401 Слова | 6 Стр.

  • Современное экологическое состояние Великобритании

    50 км (из которых 38 км под водой). Это самый длинный подводный тоннель в мире. Северная Ирландия имеет 360-тикилометровую сухопутную границу с Республикой Ирландия, и это единственная сухопутная граница Великобритании. Гринвичская обсерватория в Лондоне является местом прохождения нулевого меридиана. В целом, Великобритания расположена между северными широтами 49° и 61° и между 9° западной долготы и 2° восточной долготы. Англия занимает чуть больше половины всей территории Великобритании, покрывая 130 395...

    3745 Слова | 15 Стр.

  • Экологические проблемы космоса и мирового океана

    спутники, брошенные человеком и несущие ядерные энергетические устройства, которым, для исчезновения радиоактивности необходимы десятки тысяч лет. Космическая экология ставит ряд экологических проблем, важнейшими из которых являются: - вредное воздействие продуктов сгорания ракетного топлива на атмосферу Земли; - проблемы разрушения озонового слоя Земли и электронной компоненты в атмосфере; - засорение космического пространства фрагментами ракетно-космической техники; - необходимость отчуждения...

    2138 Слова | 9 Стр.

  • Экологический дизайн

    Экологический дизайн как направление в современном дизайне. Озабоченность общества экологическими проблемами стала одной из при­чин формирования новой концепции в дизайне, ради­кально пересматривающей средства, методы и ценности дизайна. Разрушение природной среды в разнообразных формах превратилось в ми­ровой процесс, последствия которого привели к необходимости кардинальных изменений во многих областях человеческой деятельности. Человечеству необходимо перестроиться, отказаться от привычных,...

    793 Слова | 4 Стр.

  • Международное Экологическое Право

    Введение Заинтересованность России в формировании, развитии и эффективном применении международного экологического права обусловлена опасностью нарастающего глобального экологического кризиса и ответственностью России наряду с другими странами мира за его предотвращение или, по крайней мере, ослабление. Продолжающий усиливаться антропогенный пресс на природу нарушает состояние природной среды в мире, вызывает озабоченность всех стран и народов и вынуждает предпринимать совместные усилия...

    5074 Слова | 21 Стр.

  • Экологические инновации в строительстве

    РЕФЕРАТ На тему: «Экологические инновации в строительстве» Экологические инновации в строительстве. Долгосрочный экологический подход с инновационными решениями в строительстве в последнее время твердо начинает занимать свою нишу в сфере градостроительства и архитектуры многих мегаполисов мира. Уже на ранней стадии проектирования, проблемы охраны окружающей среды начинают занимать центральное место в проекте в целом. Решение, каких проблем ставятся на первый план? В основу ложиться...

    1921 Слова | 8 Стр.

  • История экологического права

    СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Понятие источников экологического права, их классификация 2. Федеральные и региональные источники экологического права 3. Международно-правовые акты в системе источников экологического права Заключение Список литературы Введение Исследованию источников права в отечественной и зарубежной литературе традиционно уделялось и уделяется определенное внимание. С тех пор, как возникло право, проблемы источников его образования, форм его организации и существования...

    9381 Слова | 38 Стр.

  • Атмосфера. Проблемы загрязнения

    деятельность» Реферат по дисциплине «Природопользование» Тема «Атмосфера. Проблемы загрязнения» Выполнила: студентка ЭСз2 Гуляева Е.М. Проверил: доцент Зимовец О.В. Тольятти 2008 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Химическое загрязнение атмосферы 1.1 Основные загрязняющие вещества 1.2 Аэрозольное загрязнение атмосферы 1.3 Фотохимический туман (смог) 1.4 Проблема контролирования выброса в атмосферу загрязняющих веществ промышленными предприятиями (ПДК) 2...

    3549 Слова | 15 Стр.

  • Глобальные проблемы

    Глобальные проблемы 2.1 Природные ресурсы Большое значение для глобалистики приобрел факт обнаружения исчерпаемости природных ресурсов. По мере развития экономической деятельности все большее число природных ресурсов переходит из категории возобновимых в категорию невозобновимых. Выяснилось, что для запасов отдельных элементов, минералов, горных пород существует свой предел истощения. Таким пределом...

    684 Слова | 3 Стр.

  • Экологические проблемы окружающей среды

    Экологические проблемы окружающей среды ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ. ДЕФИЦИТ ВОДЫ Вследствие возросшего потребления воды и постоянно усиливающегося загрязнения пресноводных источников в частности рек, ситуация с водой во многих районах мира ухудшается. В развивающихся странах по меньшей мере пятая часть городского населения и около трех четвертей сельского не имеют доступа к подлинно безопасным источникам воды. В Республике Беларусь около 50% источников так называемого нецентрализованного...

    4958 Слова | 20 Стр.

  • на тему: Типы экологических экологических кризисов Выполнила: Студентка 2 МТР Леонтьева И. Проверил: Аюпов Н.Г. Алматы 2000 г. Типы экологических кризисов. Критерии выхода из экологических кризисов...

    12967 Слова | 52 Стр.

  • государственное автономноеобразовательное учреждениевысшего профессионального образования«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»Политехнический институт РефератЭкологические проблемы атмосферы. Студенты __________ П.Г. Попов подпись, дата В.В. Лыспак Руководитель...

    2295 Слова | 10 Стр.

  • Экологическое воспитание на разных ступенях обучения

    Филологический факультет Иностранный язык На тему: Экологическое воспитание на разных ступенях обучения Подготовила: Дауренбекова Дарига. 12 АР Иностранный язык, два иностранных языка Довольно долго экологическому воспитанию не уделялось должного внимания. В последние годы школа сделала решительный поворот к измененною сложившегося положения. Сегодня созданы предпосылки для развития системы непрерывного экологического образования и воспитания. Многие образовательные учреждения...

    1409 Слова | 6 Стр.

  • Экологическое право

    ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ (МПЭК РГТУ) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: «Экологическое право» Выполнила студентка __4_ курса Специальности__«Правоведение» Шифр ________030503- ПР – 83 Паралюзова Марина Москва, 2011г. 1. Экологическое право: понятие, предмет, метод. По своей общечеловеческой значимости проблема экологии занимает определенное место среди других, являясь важной...

    10268 Слова | 42 Стр.

  • Проблемы управления мегаполисом

    Кафедра государственного и муниципального управления РЕФЕРАТ по дисциплине «Государственная и муниципальная служба» Проблемы управления мегаполисом Выполнил: студент группы ГМУ-142 Подберезников Матвей Валерьевич Проверила: Старший преподаватель кафедры ГМУ Федорова Ирина Игоревна Волгоград, 2016 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8 ВВЕДЕНИЕ Проблемы больших городов состоят не только в огромном количестве жителей. Они гораздо сложнее, поскольку количество на определенном...

    904 Слова | 4 Стр.

  • Соверменная глобалистика: предмет, проблемы и метод

    биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом экологическую ситуацию на планете. Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует...

    4594 Слова | 19 Стр.

  • Экологические проблемы мегаполисов

    качество жизни и стихии……………………………………………4 Загрязнение воды………………………………………………………………..6 Загрязнение воздуха……………………………………………………………..9 Шумовое загрязнение………………………………………………………….16 Мусор и отходы…………………………………………………………………17 Некоторые пути решения экологических проблем города……………….20 Заключение……………………………………………………………………...22 Список использованных источников………………………………………..23 Введение К концу 2008 года человечество перешагнуло важный рубеж. Впервые в истории 50% землян оказались жителями городов...

    5944 Слова | 24 Стр.

  • Экологические уроки прошлого

    Содержание. Введение. 1. Экологические катастрофы ХХ и ХХI веков. 2. Классификация экологических катастроф. 3. Экологические катастрофы и их воздействие на окружающую среду. 4. Заключение. 5. Список литературы. Введение. Двадцатый век породил множество проблем, в том числе связанные с охраной окружающей среды. Все экологические проблемы можно подразделить на локальные, которые актуальны только для какой-либо данной местности, и глобальные, представляющие опасность...

    8155 Слова | 33 Стр.

  • влияющие на здоровье человека

    Усть-Алданский улус (район) Мюрюнская СОШ-1 им. Г.В. Егорова Глобальные экологические проблемы влияющие на здоровье человека Содержание. 1. Введение. Глобальные экологические проблемы современности……3-8 2. Влияние атмосферы на организм человека…………………………...9-14 3. Влияние водных ресурсов на жизнедеятельность человека………..15-20 4. Почва...

    7282 Слова | 30 Стр.

  • экологические кризисы и катастрофы

    естественных и антропогенных источников загрязнения. Загрязнение окружающей среды имеет почти такую же долгую историю, что и история самого человечества. Долгое время первобытный человек мало чем отличался от других видов животных и в экологическом смысле находился в равновесии с окружающей средой. К тому же численность человечества была невелика. По оценкам исследователей, 100 тысяч лет назад на Земле было всего около миллиона человек. С течением времени в результате...

    10108 Слова | 41 Стр.

  • глобальные экологические проблемы, причины и последствия.

    тему: Глобальные экологические проблемы , причины и последствия. Содержание Введение. Загрязнение атмосферы и её экологические последствия. Что такое «парниковый эффект» . Что такое «озоновые дыры» . Что такое «кислотные дожди» . Проблема утилизация отходов ЛКМ (лакокрасочные материалы) 6. Возможные пути решения глобальных экологических проблем Выводы Источники Введение В этом реферате мы будем рассматривать одну из самых актуальных и волнующих тем на сегодняшний день. Проблема загрязнения природной...

    2936 Слова | 12 Стр.

  • Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека

    Содержание 1. Вступление. 3 стр 2. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека. 4-6 стр 3. Глобальные экологические проблемы современности. 6-12 стр 4. Влияние водных ресурсов на жизнедеятельность человека. 12-17 стр 5. Почва и человек. 17-18 стр 6. Погода и самочувствие человека. 19-20 стр 7. Гигиена и здоровье человека. 20-21 стр 8. Заключение. 22 стр 9. Список литературы. 23 стр Вступление Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь...

    4608 Слова | 19 Стр.

  • Проблемы мирового океана

    АО «медицинский университет » Кафедра СРС Проблемы мирового океана Выполнила:Шарипова М.К.133 ОМ Проверила: А.К. Астана 2013г. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ОКЕАНА Человек - дитя Природы, вся его жизнь проходит по её законам и правилам, но при этом нельзя не отметить всё увеличивающееся негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду. Морские воды загрязняются в результате захоронения различных отходов, выброса мусора и нечистот...

    2782 Слова | 12 Стр.

  • Регулирование правовых основ экологической сферы в Европе

    негативно влиять на окружающую среду и популяцию. Так, в 1952 г. в Лондоне в результате образовавшегося смога погибло около 2 тыс. человек и заболело более 20 тыс.. Именно эти пагубные воздействия развитой промышленной инфраструктуры привели лидеров ведущих держав к проблеме создание экологической политики. Европейские страны уже в 60-е года 20 века начали разрабатывать соответствующие нормы права, определявшие экологические стандарты для субъектов экономики и граждан. Немало внимания было уделено...

    1875 Слова | 8 Стр.

  • Экологические функции государства

    УНИВЕРСИТЕТ» Реферат по правоведению На тему: «Экологические функции государства» Санкт-Петербург 2014 Содержание Введение 3 Экологические функции государства: определение, история, общие понятия 5 Виды экологических функций государства 10 Внутренняя экологическая функция государства 10 Внешняя экологическая функция государства 14 Заключение 17 Список литературы 19 Введение В последнее время экологический фактор стал крайне актуален не только для нашего государства...

    3053 Слова | 13 Стр.

  • Экологические проблемы атмосферы

    Можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую

    5907 Слова | 24 Стр.

  • Глобальные проблемы биосферы

    Содержание 1. Глобальные проблемы биосферы……………………………………………..3 2. Масштабы и перспективы использования человеком природных ресурсов………………………………………………………………………………………….10 3. Меры борьбы с загрязнениями в городах………………………………..15 4.Список используемой литературы……………………………………………..22 Глобальные проблемы биосферы Перестройка биосферы и грядущее становление ноосферы ставят перед человечеством нелегкие задачи. Прежде всего, это рациональное управление биосферой для удовлетворения насущных потребностей...

    4732 Слова | 19 Стр.

  • Экологические проблемы мирового океана

    загрязнение. Экологические проблемы Мирового океана Происходит быстрое загрязнение океанических вод. Огромное количество «грязи» выносится в океан с суши реками и сточными водами. Более 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой, губительной для планктона. Уничтожение планктона, то есть пассивно плавающих в воде простейших организмов и рачков, привело к сокращению кормовой базы для нектона и снизило его количество, а, следовательно, и сократило добычу рыбы. Экологические последствия загрязнения...

    5831 Слова | 24 Стр.

  • Основные экологические проблемы современности и их отражение в школьном курсе биологии

    Содержание Введение……………………………………………………………………3 Глава 1. Основные экологические проблемы современности………….4 1.1. Экологические проблемы …………………………………………..4 1.2. Пути решения экологических проблем…………………………..16 1.3. Экологическое воспитание школьников……………………...…..17 Глава 2. Анализ школьных программ…………………………….….….22 2.1. Анализ учебных программ……………………………………..…....23 2.2. Календарно-тематическое планирование…………………………..30 Выводы………………………………………………………………..…...25 Список использованной литературы……………………………...

    3327 Слова | 14 Стр.

  • Анализ экологической ситуации в Санкт-Петербурге

    права Реферат по дисциплине "Экология" на тему "Анализ экологической ситуации в Санкт-Петербурге." ИСПОЛНИТЕЛь | | | Студент группы 1590 | | | | | | РУКОВОДИТЕЛЬ | | | Преподаватель | | | Санкт-Петербург 2011 содержание 1. Характеристика Санкт-Петербурга 2 2. Экологическая характеристика Санкт-Петербурга 3 3. Прогноз развития ситуации 5 4. Пути решения экологической проблемы 6 Список использованных источников 11 1. ХАРАКТЕРИСТИКА...

    2626 Слова | 11 Стр.

  • Экологические аспекты убранизации

    Экологические аспекты урбанизации Москва, 2001г. Оглавление. 1. Введение. 2. Человек, город и окружающая среда 3. Экология городов. 4. Проблема утилизации отходов. 5. Пути решения проблемы . 6. Список используемой литературы Введение Изучая тему “Население мира”, мы говорили о размещении населения и формах расселения, меня заинтересовал всемирный процесс урбанизации...

    2378 Слова | 10 Стр.

  • Экологические проблемы

    "Экологические проблемы Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности,которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Между темрешение (если оно еще возможно) таких грозных глобальных проблем, какэкологические, требует неотложных энергичных совместных усилий международныхорганизаций, государств, регионов, общественности.За время своего существования и особенно в XX веке человечество ухитрилосьуничтожить около 70 процентов всех естественных экологических (биологических)систем...

    3388 Слова | 14 Стр.

  • Глобальные проблемы окружающей среды

    региональные проблемы окружающей природной среды. Содержание 1. Глобальные и региональные проблемы окружающей природной среды. 1.1 Сущность глобальных проблем человечества 1.2 Экологические проблемы 1.3 Специфичность региональных проблем охраны отдельных компонентов и природных комплексов 1.4 Экологические проблемы морей и природных зон 1.5 Международное сотрудничество и пути решения экологических проблем Список использованных источников 1. Глобальные и региональные проблемы окружающей...

    8879 Слова | 36 Стр.

  • Глобальные экологические проблемы

    Глобальные экологические проблемы . Введение В настоящее время вопросы экологии часто выходят на уровень мировых, глобальных проблем. Несмотря на широкое обсуждение этих вопросов, человечество еще слабо осознает масштабы опасности, которую несет в себе легкомысленное отношение к окружающей среде. Между тем решение экологических проблем требует неотложных усилий международных организаций, государств, регионов, общественности. За время своего существования и особенно в XX веке человечество уничтожило...

    3738 Слова | 15 Стр.

  • Глобальные экологические проблемы

     Глобальные экологические проблемы Оглавление 1. Введение 3 2. Проблема перенаселения 3 3. Проблемы энергетических ресурсов 3 4. Глобальное загрязнение планеты 3 4.1. Загрязнение атмосферы 3 4.2. Загрязнение почвы 3 4.3. Загрязнение воды 3 4.4. Радиактивное загрязнение 3 5. Гибель и вырубка лесов 3 6. Опустынивание 3 7. Глобальное потепление 3 8. Список литературы 3 Введение В настоящее время человечество столкнулось с острейшими глобальными...

    4713 Слова | 19 Стр.

  • Экологические проблемы биосферы: озоновые дыры.

    Экологические проблемы биосферы: озоновые дыры. Озоновый слой Известно, что основная часть природного озона сосредоточена в стратосфере на высоте от 15 до 50 км над поверхностью Земли. Озоновый слой начинается на высотах около 8 км над полюсами (или 17 км над Экватором) и простирается вверх до высот приблизительно равных 50-ти км. Однако плотность озона очень низкая, и если сжать его до плотности, которую имеет воздух у поверхности земли, то толщина озонового слоя не превысит 3,5 мм. Озон образуется...

    860 Слова | 4 Стр.

  • Глобальные экологические проблемы человечестваконтрольная по экологии

    МЧС РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Кафедра_________________________________________________ Контрольная работа по дисциплине «Экология» Тема: «Глобальные экологические проблемы человечества». Выполнил: слушатель 1 курса 516 группы заочной формы обучения...

    5086 Слова | 21 Стр.

  • Экологическое законодательство РФ

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляют собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке. Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их...

    2810 Слова | 12 Стр.

  • Экологическая проблема

    1. Вступление Экологическая проблема – проблем взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая о необходимости поддержания в ней биологического равновесия. Особенно резко возросла нагрузка на окружающую среду во второй половине 20 века. Во взаимоотношениях между обществом и природой произошел качественный скачёк, когда в результате резкого...

    11475 Слова | 46 Стр.

  • Глобальные проблемы человечества

    ОГОБОУ СПО Ульяновский техникум железнодорожного транспорта Глобальные проблемы человечества Выполнил: Кирсанов Максим Студент Группы СТ 11.1 Проверил: Родионова И.А. Ульяновск 2013 План: 1. Введение 2. Понятие «Глобальные проблемы » и их характеристики 3. Угроза экологической катастрофы 4. Концепции дальнейшей судьбы человечества 5. Заключение 6. Список...

    4269 Слова | 18 Стр.

  • проблемы экспансии

    «золотого миллиарда», с помощью возможностей глобальной культуры двигаться к этой цели. Ресурсы заключены в экологическом ..проблема экспансии в россию западной системы ценностей и формирование массовой культуры Для полного просмотра документа необходимо Зарегистрироваться! Добавлено bocman2, сен 2014 | 30 Стр. (7370 Слова) | 23 Просмотры | 4.5 12345 | Пожаловаться | План: 1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование массовой культуры. 2. Тенденции сохранения...

    5025 Слова | 21 Стр.

  • ТЕРРОРИЗМ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

    ТЕРРОРИЗМ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ Процесс глобализации порождает многочисленные социально-политические кризисы, противоречия и конфликты, одним из способов разрешений которых становится терроризм. Терроризм приобрел характер мировой проблемы еще в конце ХIХ - начале ХХ веков, превращаясь в оружие, громадную силу устрашения и уничтожения в вечном и непримиримом антагонизме разных миров, культур, идеологий, религий и мировоззрений. Терроризм стал проблемой «номер один в мире», угрожающей...

    1174 Слова | 5 Стр.

  • Социально-экологические проблемы на современном этапе

    ПЛАН: Введение. 1. Социальная экология – наука о проблемах взаимодействия общества и природы. 2. Социально-экологические проблемы современности. 3. Факторы и источники возникновения социально-экологических проблем современности. 4. Пути и способы преодоления социально-экологических проблем. Заключение. Список литературы. ВВЕДЕНИЕ. Сейчас, когда человечество стоит на пороге третьего тысячелетия, назрела необходимость осмысления и преодоления многих проблем, которые накопились за весь период...

    5334 Слова | 22 Стр.

  • экологические катастрофы

    образовательное учреждение Высшего профессионального образования «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Технический нефтегазовый институт Кафедра геологии и природопользования РЕФЕРАТ на тему ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ Южно-Сахалинск, 2014 Содержание Введение 1.Некоторые экологические катастрофы второй половины XX века 2. Загрязнение атмосферы 3.Природные и антропогенные загрязнения воды 4.Радиоактивное загрязнение 5.Твёрдые и опасные отходы 6.Пути решения Заключение Введение...

    3844 Слова | 16 Стр.

  • Экологические проблемы природы

    той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете. Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения...

    4166 Слова | 17 Стр.

  • Экологические проблемы лесов и других биологических ресурсов.

    АКАДЕМИЯФакультет охотоведенияКафедра экономики и организации охотничьего хозяйства НА ТЕМУ: Экологические проблемы лесов и других биологических ресурсов. Выполнил: студент 5 курса Гаськов Денис Проверил: преподаватель С. Д. Цындыжапова Иркутск 2009 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1. Экологические проблемы человечества. 51.1. Загрязнения атмосферы. 51.2. Природные и антропогенные загрязнения...