Чем отличается университет от института? Институт и университет: в чем разница. Чем отличается институт от университета

Поскольку не знают ответ на простой вопрос: чем отличается университет от института? Качество обучения и возможности дальнейшего трудоустройства после окончания этих двух видов вузов почти не отличаются, однако некоторые существенные различия все же существуют.

Детерминация понятия «университет»

Люди, которые собираются поступать в то или иное учебное заведение, должны знать, в чем заключается разница между институтом и университетом. Определение понятия «университет» дает именно отечественное законодательство. В нем закреплено, что под данным понятием нужно понимать высшее учебное заведение, где проводится подготовка специалистов и магистров из разных областей науки (не менее 7 дифференцированных отраслей). Обычно помимо достижения учебных целей университеты проводят научную работу, а потому оборудованы физическими, математическими, генетическими, лингвистическими и другими лабораториями. Также к специфическим признакам этого вида вузов можно отнести сочетание изучения гуманитарных и естественных наук.

Детерминация понятия «институт»

Институт - высшее учебное заведение, где проводится обучение и подготовка специалистов в одном определенном направлении. Обычно вектор работы института является достаточно широким и не ограничивается изучением, например, только одного иностранного языка (институт иностранных языков). Однако будущие абитуриенты должны установить для себя, чем отличается университет от института, поскольку от этого зависит вид полученного диплома, уровень учебной подготовки и возможность дальнейшей научной деятельности.

Институт не обязательно должен быть отдельным юридическим лицом. Он может быть подразделением университета, что на практике встречается довольно часто. Такое выделение направлено на то, чтобы студенты института могли углубленно изучать выбранный предмет без различных дополнительных дисциплин.

Однако для учебной программы такого учебного заведения свойственно упрощение. Оно проявляется в ослаблении уровня подготовки и возможностей развития в других областях науки.

Основные различия между университетом и институтом

К основным отличиям между университетом и институтом можно отнести:

1. Университет в буквальном смысле означает "универсальный", а институт - это узкопрофильное учебное заведение. Именно этот критерий является основным для получения ответа на вопрос о том, чем отличается университет от института.

2. Срок обучения в университете обычно составляет от 5 до 6 лет, в то время как в институте получить диплом специалиста возможно уже через 4 года обучения. Этот критерий нельзя считать исходным, однако он показывает уровень учебной подготовки в двух сравниваемых учреждениях.

3. Уровень подготовки. Многих будущих студентов интересует, насколько глубоко и профессионально будет происходить подготовка одинаковых дисциплин, которые предлагает институт и университет. Разница в данном случае существует, но не колоссальная. Это обусловлено престижностью, статусом и повышенными финансированием деятельности университета.

4. Количество дисциплин. Университет предлагает в одном направлении от 5 до 17 дисциплин, а институт - около 3-8. Этот критерий напрямую зависит от вида и суммы финансирования учебного заведения. Почти все московские институты и университеты предлагают обширное количество направлений исследования гуманитарных и естественно-математических наук.

Разница между университетом и институтом: критерии преподавательского состава

Для того чтобы учебное заведение могло признаваться университетом, большинство преподавателей должны иметь высокую ученую степень, а именно:


Отличие между университетом и институтом: соотношение практической и теоретической основы

Университеты делают упор именно на изучение теории, что создает надежный фундамент для дальнейшего развития и совершенствования абитуриентов. Практические занятия в данном учебном заведении составляют всего лишь около 20-25% учебного времени. Студенты университета имеют возможность изучать не только профильные дисциплины, но и предметы смежных отраслей.

Почти все институты направляют свою деятельность именно на овладение навыками, оставляя для теории всего лишь 30-40% учебной программы. Поэтому студенты большую часть времени обсуждают конкретные жизненные случаи, работают в лабораториях, выполняя дополнительные самостоятельные задачи.

Такая система работы института является скорее плюсом, чем минусом, поскольку студенты сразу же после окончания учебного заведения могут приступать к работе, поскольку имеют развитые практические навыки. Адаптация к рабочему месту происходит быстро, а выполнение трудовых обязанностей не требует прохождения дополнительной стажировки или перепрофилирования.

Отличие между университетами и институтами: структура

Традиционным можно считать разделение университета на факультеты (7 и более разнопрофильных), а последних - на кафедры. Возглавляет университет ректор, который имеет двух или более заместителей (один руководит учебной работой, а второй - воспитательной и организационной деятельностью). Факультеты возглавляют деканы, а отдельные кафедры - заведующие, имеющие соответствующие специализации.

Структура института является более простой, поскольку возглавляет его директор, который может иметь одного и более заместителей. Отдельные факультеты могут возглавлять деканы или руководители с соответствующими специализациями.

Изложенные выше различия между университетами и институтами - это великолепное руководство по выбору учебного заведения, которое будет соответствовать всем вашим пожеланиям и нужным критериям. Этот вопрос является действительно важным не только для будущих абитуриентов, но и для научного и административного персонала. Нужно отметить, что наиболее подробную информацию об этих различиях можно найти в действующем отечественном законодательстве. Именно его тщательное исследование поможет дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, чем отличается университет от института.

Вы, наверное, не раз задавались вопросом, почему одни вузы называются университетами, другие – академиями, а третьи – институтами? Какой смысл скрывается за этими названиями. И отличаются ли эти заведения по статусу и качеству полученных знаний?

Некоторые отличия, конечно, есть, и многие думают, что от названия учебного заведения зависит престижность диплома, который это заведение выдает по окончании учебы. Но это не совсем так. От названия зависит в основном то, какое количество различных специальностей в разных отраслях может предложить учебное заведение своим абитуриентам.

Например, университеты готовят специалистов по очень широкому спектру специальностей: от гуманитарных до технических. Студенты, которые ходят в один и тот же университет, могут получать абсолютно разные специализации, например: журналист, физик, учитель физкультуры. Статус «университет» считается самым высоким среди высших учебных заведений.

Чуть ниже идут академии. Но это не значит, что образование здесь будет хуже по качеству, а диплом не таким престижным. Просто академии отличаются от университетов: они готовят специалистов в какой-то одной области науки или искусства, которая обычно отражена в названии (например, Уральская архитектурно-художественная академия).

Еще на ступень ниже идут институты. Обучение в них ведется, как правило, по какой-то одной специальности.

Бывает, что у вуза меняется его статус: например из института вуз превращается в университет, или наоборот, университет в академию, но название при этом остается тем же (приписка о новом статусе дается в скобках). Чаще всего так делают известные вузы, чтобы не потерять абитуриентов: ведь люди стараются попасть в тот вуз, о котором все знают и часто и много говорят.

Выпускникам Российских вузов не стоит беспокоиться о статусе своего учебного заведения. Несмотря на то, что среди всех высших учебных заведений самыми высокими по рангу считаются университеты, никаких льгот для выпускников этих вузов не предусмотрено по закону. Не важно, какой вуз вы закончили, в лице работодателя вы, по сути, равны. Главное – это то, что вы получили высшее образование, а статус…Это всего лишь статус.

Екатерина Каргаполова

Мне нравится


Всю жизнь считал что Академия по статусу выше всех.
Сейчас Лесотехническую академию С-Петербурга
переименовали в Университет. Даже студенты думали
что это понижение статуса.

Чего распыляться-то? Лучше сосредоточить ресурсы и направленность работы в конкретном секторе, чем безответственно распыляться, давая "понемногу обо всём". Так что Академия по самой идеологии обучения куда выше Университета. Последний - как сельмаг, где продаётсяя вроде всё: от муки до компьютера, но выбора, качества, товароведческой подготовки продавцов - не жди.

Вы оканчивали и академию, и университет, или, быть может, преподаете в нескольких ВУЗах разных типов? Ваши аргументы уровня споров на кухне не стоит размещать в интернете, потому что эту точку зрения могут перенять такие же невежи-школьники, которые не имеют представлений о системе высших учебных заведений в силу особенностей системы среднего образования. Университет дает прежде всего универсальное разностороннее образование; выпускник университета, как правило, не ограничен своей специальностью или даже областью, при этом имеет специализацию для быстрого старта. Академия дает слишком узкое образование и подходит, прежде всего, для врачей и подобных специальностей. XXI век не время для ограниченных инженеров, юристов, военных и т.д.

Пожалуйста, думайте, прежде чем что-нибудь написать, потому что ваш не подкрепленный чем-то более внушительным, чем ваше неаргументированное мнение, может усложнить жизнь школьникам, которые активно бегают по интернету в поисках совета или информации. Как известно, интернет - большая помойка, а подобные вам эту помойку разводят.

Здравствуйте Василий да очень правельная, четкая информация. два года назад будучи абитуриентом когда узнал что приняли именно в институт думая что это самый низкий, плохой ранг среди учебных заведений не хотел учится а все потомучто слышал, читал таие идеи как у нашего Тимофея.





А лучше всего это академия.


Дискриминация в том что кое кто идиот стал финансировать студентов из бюджета страны...

Скорее всего дело пахнет динамитом или страстбургским требуналом.

Университет отличается от института тем что все дверные проемы в университете по средине стены а в институте смещены вправо или в лево.
Взрыв! Откройте рот чтобы не вышибло перепонки. Институт это заведение где дитонация уравнивается Академия там где ростет буква А, а c наружи ростет взрыв....
Но перехода не бывает между вузами.
Хранилище наук должно выдерживать ядерную атаку.
А лучше всего это академия.
Академия то место где все ростет до потолка. И фикус и пальмы и т.д.
А науки везде лживы и ошибочны.
В универе все уголовники собираются в академии их в разы меньше есть шанс забить одного другого.
В универ поступают с одной стороны в вуз институт академию совершенно с другой. Перехода между ними быть не может.

Большинство написанного характерно для запада, а не для РФ, где во главе угла всегда стояли понты и мнимый престиж. В 90-х многие институты решили стать университетами - это же куда как пафоснее. Другое дело, какое образование может дать спонтанно организованный факультет с историей едва ли 20 лет, без корней? Формат академий в этом плане куда логичнее - медицинская, художественная - области, имеющие много направлений, но довольно специфичные сами по себе.

Многие абитуриенты задаются вопросом об отличиях института от университета. Всю разницу можно узнать в законе о высшем образовании. В нашей стране есть масса институтов, которые впоследствии стали университетам. Почему? Это мы и обсудим в данной статье.

В целом ВУЗы, изменившие свой статус, остаются теми же, что и до наступления перемен. Но некоторые изменения все-таки присутствуют.

Что такое университет и институт

Университет – это ВУЗ, который занимается подготовкой сотрудников по ряду дисциплин, закладывая основу научных знаний. Термин университета появился в далеком двенадцатом веке, а институт – это понятие достаточно молодое.

Институт подготавливает студентов по базовой программе, которая соответствует высшему образованию.

Таким образом, из двух определений можно сделать вывод, что институт готовит узкоспециализированные кадры, а университет обучает специалистов широкого профиля. В обоих случаях, человек, окончивший тот или иной ВУЗ, становится обладателем высшего образования.

На практике это разграничение является достаточно условным. Ваш потенциальный работодатель вряд ли заметит такой нюанс в резюме.

Сегодняшний день сулит хорошую возможность устроиться людям, обладающим различными навыками. Нередко бывает, когда одной специальности мало, и найти хорошую работу просто нереально.

Оба типа ВУЗов подготавливают как бакалавров, так и магистров. Образцы дипломов практически не отличаются.

Какие особенности можно встретить в институте

Институт предлагает вам обучаться сугубо в одной отрасли деятельности с получением высшего образования. Во главе угла стоит директор, а штат насчитывает примерно 30-35 учителей и несколько аспирантов на 100 студентов дневного отделения. Именно таких условий придерживаются молодые учебные заведения со стажем работы до 5 лет.

Если ВУЗ постарше, то штат сразу увеличивается многократно. Финансирование института в течение 5 лет колеблется от 1,5 до 5 млн. рублей. Благодаря такому денежному потоку вполне возможно обновлять техническую базу и привлекать к сотрудничеству различных именитых деятелей.

Чтобы институт хорошо работал и развивался, существует одно условие – квалификация учителей. 55% преподавателей обязаны иметь ученую степень.

Сфера деятельности вуза:

  1. Обучение кадров по узкой специальности.
  2. Проведение научных исследований на постоянном основании.
  3. Подготовка и повышение квалификации преподавателей.

По завершении обучения вы можете получить бакалавра, а затем магистра. Что касается учебы на младшего специалиста – этой возможности институт не предлагает. В результате институт – это ВУЗ, который обладает низким социальным статусом в сравнении с тем же университетом или академией.

Особенности университетов и обучения в таких ВУЗах

Университет обладает наивысшим статусом среди учебных комбинатов. В таких заведениях выполняется обучение первого высшего и второго образования по всевозможным направлениям подготовки.

Не важно, какое у ВУЗа название – в любом образовательном учреждении со статусом «университет» можно получить диплом металлурга, автомеханика или специалиста по компьютерной безопасности, а также реально найти много других специальностей.

Помимо обширного списка направлений, в университете постоянно проводится переподготовка и повышение квалификации преподавательского состава. Что касается исследований и науки, в таком типе ВУЗ а проводится постоянная работа по каждому изучаемому направлению.

В университете постоянно можно наблюдать прогресс к новым открытиям и уникальным разработкам. Помимо обычного обучения студентов, преподавательский состав старается внести добротный вклад в научное будущее.

Вот основные направления, в которых работает любой университет:

  1. Активная научно-исследовательская работа по ряду направлений.
  2. Подготовка кадров, а также их переподготовка.
  3. Постоянное усовершенствование программы обучения по всевозможным специальностям.

В результате университет – это своего рода научный институт, который работает над новыми разработками и открытиями. Нередко встречаются ВУЗы, которые объединяют в себе несколько институтов. Такие объединения могут поспособствовать тому, что филиалы становятся одним единственным университетом.

Что описано в законодательстве

Посмотрев на описание работы института и университета, можно сделать вывод, что первый тип учреждения при соблюдении ряда правил способен переквалифицироваться в другой. Тем самым ВУЗ, ставший университетом, сразу же повышает свою аккредитацию.

В законе 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставляется ряд условий, определяющий статус каждого ВУЗа.

Какие предъявляются критерии оценки:

  1. В учебном заведении должно быть 4 аспиранта на 100 студентов дневного отделения.
  2. 60% профессорского состава должны обладать научными степенями (звания).
  3. Проводить исследования в 5 и более отраслях.
  4. Уровень финансирования за пятилетку – не менее 10 000 000 рублей.
  5. В обучении должны быть применены инновационные методологии. Например, электронная библиотека и так далее.

Наличие этого всего в ВУЗе является хорошим подспорьем для повышения аккредитации.

Радикальные отличия между институтом и университетом

Предлагаем вам ознакомиться с исчерпывающим списком различий между двумя типами вузов:

  1. Университет предлагает разнопрофильное обучение, а институт – узкопрофильное.
  2. Университет – комплексная единица в сфере образования, институт – скорее составляющая.
  3. Институт работает в одной отрасли, «универ» обладает возможностью обучать различным специальностям.
  4. Университет проводит подготовку и повышение квалификации кадров, чего нет в институте.

Куда лучше поступать

По прочтению статьи вы наверняка захотите поступать в университет, и это будет отчасти правильным решением. По окончании ВУЗа вы станете широкопрофильным специалистом.

Институт же отстает в качестве перспективности. От такого высшего учебного заведения вы получите качественную подготовку в узкой специальности.

Поэтому лучше делать выбор самостоятельно. В статье мы вам привели конкретные различия между университетом и институтом. По крайней мере, в любом случае вы получите высшее образование.

Мы говорим об учебных заведениях, каждое из которых относятся к категории высших. Институт ориентирован на подготовку студентов в узкой профессиональной области. Университет – многопрофильный ВУЗ, готовит специалистов по большому числу учебных программ. Академия ориентирована на подготовку широкого круга специалистов в определенной отрасли деятельности (экономика, образование, сельское хозяйство, военное дело и другие).

Какой ВУЗ выше по статусу? Сказывается ли статус учебного заведения на качестве образования? Поговорим об этом далее.

Характерные черты университета

Университет – это многопрофильный ВУЗ, проводящий подготовку бакалавров, специалистов и магистров по большому числу специальностей. В его компетенции также находится переподготовка и повышение квалификации, научная работа не менее чем в 5-ти областях, соответствующих деятельности учебного заведения.

Ключевые черты:

  • Широкий круг специальностей, по которым проводится подготовка обучающихся студентов.
  • Большой состав преподавателей, соответствующий критериям и естественным образовательным потребностям.
  • Возможность включения в состав ряда институтов, их преобразование в факультеты.

Именно университет (а не академию, как многие считают) принято считать наиболее статусным ВУЗом в сравнении с остальными.

Закон при этом о статусах ничего не говорит, лишь обуславливает критерии градации. И одновременно с этим многие академии стремительно преобразовываются в университеты.

Данный факт обуславливается не столько стремлением повысить свой «статус» и привлечь студентов, сколько желание получить максимально широкие возможности для осуществления подготовки по непрофильным специальностям (по образовательным программам, выходящим за пределы компетенции и выбранной ВУЗом области).

Характерные черты академии

Академия – это ВУЗ, готовящий студентов по широкому кругу специальностей в одной из отраслей общественной деятельности. Он также может проводить переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Ключевые черты:

  • Широкий круг образовательных программ.
  • Подготовка студентов в одной отрасли.
  • Преподавательский состав меньше в сравнении с университетским.

Академия также проводит научные исследования, но только в своей отрасли. Поэтому научная работа не является столь же масштабной, как в университетах.

Акцент на одну область может накладывать отпечаток и на число студентов, и на объемы научной работы. В теории ВУЗ ориентирован на обеспечение одной из отраслей человеческой деятельности специалистами высокого класса за счет акцентирования программ подготовки именно на эту сферу.

Рейтинг ТОП-11 лучших онлайн школ



Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.


Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.


Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Характерные черты института

Институт – ВУЗ, проводящий подготовку студентов по узкому кругу специальностей в одной области профессиональной деятельности. Этот ВУЗ можно назвать узкоспециализированным, из-за чего его статус кажется самым низким.

Ключевые черты:

  • Узкий круг специальностей.
  • Подготовка студентов в одной области профессиональной деятельности.
  • Преподавательский состав меньше, чем в академиях.

Интересно, что институты редко становятся факультетами университетов и академий. Гораздо чаще наблюдается обратный процесс – от университета отделяются факультеты, которые получают статус институтов и способность к самоуправлению. Такая практика распространена не только в России, но и во многих европейских странах.

Различия между институтом, университетом и академией

При определении вида устанавливается соответствие ВУЗа примерно 13-ти критериям. Ключевые из них:

  • Программы подготовки.
  • Соотношение аспирантов и студентов-очников.
  • Степени профессоров, преподавательский состав.

Соответственно, здесь важно соблюсти формальности. После нововведений, инициированных экс-министром образования РФ, в России должно было сократиться число университетов. По мнению законодателей, это должно было повысить качество образования в стране и обеспечить четкую градацию высших учебных заведений. Тогда же представители Рособрнадзора стали подходить к определению вида ВУЗа более строго. В результате были сформулированы многие дополнительные критерии, на основании которых и выявляются различия.

Чем отличается институт от университета

В институте меньше специальностей. Соответственно он готовит студентов по узкому кругу специальностей. Важные различия:

  • Число аспирантов на 100 студентов-очников – менее 2-х человек, а в университете не менее 4-х.
  • Финансирование (учитывается объем средств, переданных государством за 5 лет) – 1.5-5 миллионов рублей против 10 миллионов рублей и более.
  • Минимум 60% профессоров имеют научные степени, а вот институтские показатели могут быть существенно ниже.

Еще одно важное отличие университета от института заключается в числе прошедших защиту аспирантов. В случае если через год после выпуска ее проходит не менее 1/4 выпускников, то ВУЗ может быть классифицирован как университет. Соответственно показатели института могут быть ниже заветных 25%.

Чем отличается академия от института

Тогда как институт проводит подготовку студентов в 1-й области профессиональной деятельности, академия – готовит специалистов в 1-й области человеческой деятельности. А значит, существует и разница в числе специальностей, а также в образовательных возможностях. Ключевые различия:

  • На 100 студентов-очников в академии приходится от 2-х аспирантов, в институте соотношение бывает ниже.
  • Финансирование 5-10 миллионов рублей против институтских показателей 1.5-5 миллионов.
  • Академия имеет в преподавательском составе минимум 60% профессоров с научными степенями, а институтский процент может быть существенно ниже.

Здесь также важно говорить о традициях. Те же знаменитые сельскохозяйственные академии были на первых полосах газет еще во времена СССР. А вот институты начали приобретать известность намного позже. Но со временем классификация стиралась – сегодня о ключевых различиях большинство абитуриентов даже не догадываются.

Отличие академии от университета

Если университет готовит студентов по широкому кругу специальностей, то в академии их число ограничено подготовкой кадров для одной области. Другие важные различия:

  • На 100 студентов очного отделения в университете приходится минимум 4 аспиранта, в академии – не менее 2-х.
  • Финансирование академии составляет 5-10 миллионов рублей, университета – минимум 10 миллионов рублей.

Данные критерии установлены законодательно. Но стоит понимать, что помимо Федерального закона комиссии руководствуются и рядом других нормативно-правовых актов. Именно поэтому ВУЗам так сложно переходить из одного вида в другой.

Вместо заключения: где лучше учиться

Казалось бы, ответ очевиден, ведь выстраивается четкая статусная иерархия: сначала университет, потом академия и только потом институт. На практике все выглядит иначе. Многие различия в показателях, в частности в профессорско-преподавательском составе и в финансировании, не говорят о качестве образования. Прежде всего, ввиду численности студентов: в тех же институтах она почти всегда ниже, чем в университетах. Соответственно огромные суммы денег и десятки профессоров со степенями институту попросту не нужны.

Студентам рекомендуется основывать выбор не на виде высшего учебного заведения, а на его рейтинге, опыте студентов этого ВУЗа, на основе данных о популярности выпускников среди работодателей и других практических показателях.

Иначе вы рискуете погнаться за высоким статусом ВУЗа и получить образование низкого качества. Помните, что в вашем дипломе не будет указан статус вашего учебного заведения. Работодателю может быть известна лишь его репутация – а к какому виду относится ВУЗ ему абсолютно все равно.

Соответственно вы не можете делать выводы о перспективности и качестве образования на основании одного только вида из классификации. Заранее узнайте, как выбрать ВУЗ для обучения, на что обратить внимание. Это поможет вам не путаться в формальностях и организационных формах, а учитывать только по-настоящему важные для образования и трудоустройства критерии. Изучайте рейтинги, читайте отзывы и выбирайте самое перспективное место для обучения из всех возможных.

Чем отличается институт от университета и академии

5 (100%) 1 vote

Пропаганда пользы высшего образования привела к тому, что 90% выпускников после окончания школы поступают в ВУЗы. Иллюзия гарантированного успеха в жизни после получения диплома заставляет подростков усиленно грызть гранит науки. Каждый выбирает учебное заведение по душе или по возможностям, чаще всего материальным. В настоящий момент можно выделить три вида учебных заведений: университет, академия и институт. Сложно разобраться сразу, в чем различия между ними, так как все они выполняют одну основную функцию.

В чем особенности университета?

Университет – самое престижное учебное заведение в иерархической лестнице. Статус «университет» может заслужить только самое масштабное заведение высшего профессионального образования. Под своей крышей университет объединяет огромное количество самых разных направлений и специальностей. Университетское образование очень высоко оценивается работодателями.

Под сводами университетов может объединяться большое количество факультетов. Их еще часто называют «институтами» (например, «институт прикладной математики»). По видам университеты подразделяются на федеральные, региональные, национальные; государственные и частные.

В России также выделяются университеты особого статуса: и МГУ .

На базе университетов сразу после получения диплома у выпускников есть возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью без получения дополнительного образования (магистратуры). Также университеты отличаются процентным соотношением профессорско-преподавательского состава: более 60 процентов преподавателей должны иметь ученые степени не ниже кандидата наук.

Как правило, университет представляет собой сеть зданий в рамках одного географического объекта (города), одно из которых является центральным (главным). По остальным распределены факультеты так, чтобы студентам было удобнее посещать занятия без смены помещения в течение дня. Количество обучающихся в университетах составляет от нескольких тысяч до десятков тысяч в зависимости от масштабов университета (с учетом обучения студентов заочной формы обучения).

В качестве примера можно рассмотреть Приволжский Федеральный Университет . В 2012 году в нем обучалось около 37 тысяч студентов. К(П)ФУ имеет большое количество зданий, расположенных территориально преимущественно в центре города Казань, также имеет несколько филиалов в других городах Татарстана.

Что такое академия?

Академия — высшее учебное заведение, которое занимается подготовкой специалистов преимущественно в одном направлении науки. Академии по численности студентов заметно уступают университетам, так как обычно выпускают до несколько тысяч специалистов в год. Связано это, конечно же, с узкой направленностью подготовки. Академии могут заниматься также переподготовкой специалистов, повышением квалификации специалистов. Для выпускников академий не требуется получения дополнительного образования для занятий научной деятельностью. В рамках академии обязательно ведется научная работа.

Требования к профессорско-преподавательскому составу – не менее 40% сотрудников должны иметь ученые степени. Например, Российская Академия Правосудия (ныне Российский Государственный Университет Правосудия) готовил специалистов судебной система по специальности «юриспруденция». В 2014 году казанский филиал академии выпустил около 2 тысяч выпускников.

Как правило, академии могут иметь филиалы в других городах, при этом ввиду небольшой численности студентов располагаются в одном здании.

Что такое институт?

Институт – образовательное учреждение высшего профессионального образования, подготавливающего специалистов какой-то определенной специальности. Требования к профессорско-преподавательскому составу минимальные. Выпускники институтов не имеют права заниматься научной деятельностью без получения дополнительного образования. На базе институтов не ведется научная деятельность. Как правило, институты лишены возможности переподготовки специалистов и повышения их квалификации.

В пример можно привести Казанский Юридический Институт . Он ежегодно подготавливает специалистов по специальности юриспруденция, при этом он нацелен на подготовку кадров именно для органов внутренних дел. Проводиться также обучение уже действующих сотрудников органов внутренних дел.

В чем отличия университета от академии и института

  1. Масштабы: университет является самым крупным образовательным учреждением по сравнению с институтом и академией
  2. Выпускники университетов и академий имеют право заниматься научной деятельностью, институтов – нет.
  3. По общему правилу в рамках университетов и академий ведется научная деятельность, в рамках институтов – нет.
  4. У университетов самые высокие требования к профессорско-преподавательскому составу.
  5. Университет универсален, очень часть университет заключает в себе огромное количество факультетов и специальностей. В академиях обычно всего один факультет, в институтах – одна специальность.
  6. Университеты в большей мере ввиду большого количества студентов включают в себя несколько зданий, институты и академии чаще всего располагаются в одном здании.
  7. В университетах самое наибольшее количество студентов. Академии и институты уступают по масштабам количества выпускников.