Какой домовой отвечал за скотину в доме. Злой и добрый дворовой. Кто такой дворовой

Если о домовом знают почти все, то о дворовом мало кто даже слышал. А между тем, людям, живущим в частном доме, знать о нем просто необходимо.

Кто же такой дворовой, и как он выглядит?

Дворовой далеко не так дружелюбен, как его сородич домовой. Ростом он немного ниже человека, широкоплечий, сутулый, тело его покрыто густой темной шерстью. Увидеть его практически невозможно, зато можно услышать его бормотание, так как он любит постоянно что-то бубнить себе под нос.

Все постройки возле дома дворовой считает своей собственностью. Поэтому пользы от него немного, единственное, что он чужаков не пропускает во двор. Но, в отличие от домового, он не воров гоняет, а чужую нечистую силу. И делает он это не из любви к людям, а чтобы на его территорию другой дворовой не позарился.

Не только нечисть дворовой гоняет, но и любую скотину, приобретенную и приведенную на его двор: бьет и щиплет, есть не дает, и часто на новом месте лошадь или корова начинает худеть и болеть, может даже умереть, а все по вине вредины-дворового. Он не жалеет даже детёнышей животных, появившихся на его территории. Из всех домашних животных не боятся дворового только собаки и козы.

Чтобы оградить приобретенную скотину от дворового, животных нужно заводить в ворота по разосланной во дворе шкуре (корову – по коровьей, овцу – по овечьей). А новорожденного детёныша забирают в дом, под защиту домового. У домового силы больше, чем у дворового, поэтому последний не станет вступать с ним в конфликт.

Зато дворовые с разных дворов часто ругаются и даже дерутся. Если такое произойдет – людям беда, они могут поломать забор, вытоптать огорода, раскидать утварь. Чтобы дворового успокоить, ему нужно принести и разложить яркие лоскуты, бусины, монеты. Можно оставить горбушку хлеба, хорошо посыпанную солью. Раскладывая подарки для дворового, произнесите:

«Хозяин двора — дворовой, хозяин дома — домовой, соседушки мои. Я вам дарю и благодарю. Скотину примите, накормите и напоите».

Если и после данного обряда дворовой продолжает баловаться и обижать домашних животных, его можно и наказать. Для этого возьмите вилы и тыкайте ими в нижние брёвна дворовых построек, как бы стараясь попасть в дворового, приговаривая:

«Вот тебе, дворовой! За то и за это (перечислите его прегрешения)».

Даже если побить вам его не удастся, то испугаете вы его точно. На какое-то время дворовой успокоится. Через время он опять начет безобразничать, такая уж его натура.

У древних славян было принято задабривать дворового .

Видео: 10 Мифических существ славянской мифологии

Дворовой — один из духов древних славян, который живёт по соседству с человеком. Таких духов у славян было несколько — , другие. Дворовой, как невидимый хозяин двора, почитался особо и считался одним из духов-помощников человека.

Дворовой — хозяин двора, который обитает в хлеву, живёт вместе с домашней скотиной. Судя по описаниям дворового, в разных регионах страны его представляли по-разному. Есть сведения, что дворовой — это младший брат домового, друг домового, а иногда домовой и дворовой представляются настоящими соперниками. Иногда дворовой и домовой совсем не различаются, а представляются как один домашний дух, который следит и за домом, и за двором.

Жизнь, здоровье и благополучие животных, крепость и надёжность хозяйства зависит от дворового и отношения к нему хозяина дома. Если хозяин во всём почитает и благодарит дворового духа, то и хозяйство будет только крепнуть и прибавлять, ну а если хозяин не обращает на помощь духа никакого внимания, то со временем хозяйство будет всё более убыточным и в конце концов может полностью развалиться. Дворовой любит порядок, чистоту и лад в семье. Этот дух может рассердиться и серьёзно напакостить хозяевам дома, если те не следят за чистотой, не ухаживают за скотиной в хлеву, если ругаются в хлеву и на дворе, или же если выходят работать во двор ночью, тем самым тревожа покой дворового.

И всё же, дворового нельзя представлять как недоброго духа, который постоянно пакостит и приносит проблемы. В первую очередь, дворовой является главным помощником человека и во всём ему склонен помогать. Особенно дворовой любит скотину, коров, коз, лошадей и так далее, а лучшими друзьями дворового являются собаки и кошки. Сохранились поверья, что в тех дворах, где хозяева почитают дворового духа, скотина всегда сытая, здоровая, чистая и даже расчёсанная. Дворовой ухаживает за домашними животными, расчёсывает гриву у лошадей, а иногда заплетает гриву в косички, о чём сохранились записи этнографов, побывавших в различных регионах страны, где ещё сильна вера в домашних духов. Есть поверье, что скотина может по какой-то причине не понравится дворовому и тот может её изводить и мучить, всю ночь гонять по двору, у лошадей сбивать гриву в колтуны, отбирать корм и так далее. Тогда считалось, что лошадь, корова, коза, овца или другая скотина пришлась «не ко двору», «не по масти дворовому», «не в руку дворовому». От такой скотины пытались избавиться как можно скорее, продать или отдать или пустить на мясо, так как дворовой рано или поздно всё равно её изведёт.

Представляли дворового по-разному. Чаще всего встречаются описания, как маленького мохнатого мужичка. Также часто представляют дворового в виде большой кошки или кошки с нехарактерными чертами — без хвоста, с большой головой и другими странностями. В описаниях дворового присутствует и такой облик, как небольшой человечек с кошачьими, куриными или козлиными ногами. Есть и такое описание: «Немного кошки побольше. Да и тулово похоже на кошкино, а хвоста нет. Голова как у человека, нос горбатый-прегорбатый, глаза большущие, красные, как огонь, а над ними брови черные, большие, рот широкущий, а в нем два ряда черных зубов, язык красный и шероховатый, руки как у человека, только кохти загнутые. Весь Оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие».

Чтобы дворовой всегда был благосклонен к хозяйству и животным, его приветствовали по утрам и прощались с ним по вечерам, хвалили за хорошую работу, приносили угощения, поздравляли и потчевали в праздники. Праздником дворового считается 21 ноября, который после крещения Руси получил название Михайлова дня. В этот день дворового поздравляют и приносят ему праздничный ужин прямо в хлев.

Лампы, светильники, электрооборудование и многое другое в интернет-магазине. Кабель и провода от Одескабель представлены в большом ассортименте. Удобное качество и быстрая доставка заказа.

Тема бродячего скота поднимается на страницах «Чулымской газеты» регулярно. В № 23 от 4 июня мы говорили о сохранности скота и профилактике преступлений, связанных с хищением сельскохозяйственных животных. Сегодня же предлагаем посмотреть на данную проблему с другого ракурса.

Еще совсем недавно жить в сельской местности и не держать подсобное хозяйство считалось чем-то из ряда вон выходящим. Сейчас подворья с хозяйством в Чулыме буквально наперечет. Но вот парадокс – проблем, связанных с животными, больше, чем осталось самих животных. Не так давно на нашей странице в соцсетях развязалась полемика на тему ненадлежащего содержания домашних животных и проблем, которые они создают окружающим. Вот такое обращение мы получили от Екатерины Провоторовой:

- По улицам Линейная и Урманская регулярно бродит бродячий скот. На улице играют дети дошкольного и ясельного возраста. Бывает, животные даже ломают заборы. Неужели нет возможности наказать владельцев? На них регулярно жалуются, составляют протоколы за нарушения правил содержания, они платят штрафы, но самопас им выгоднее, чем уход за животными и наём пастуха. Могут пострадать ребятишки, как физически, так и просто испугавшись.

Чулымцы поддержали Екатерину.

Татьяна Алющенко:

- Полностью согласна! Они через ограждения перепрыгивают спокойно. Моя двухлетняя дочь боится их до ужаса. А табун спокойно ходит по улице. Беременная женщина их постоянно со своего огорода прогоняет. Сколько бьемся с этим, а толку нет.

Семья Тимофеевых:

- На ул. Строительной тоже ходит бродячий скот, в прошлом году нам сетку в огороде растянули и морковь и свеклу поели.

Олеся Чистобаева:

- Раньше, несколько лет назад всегда был пастух, брал несколько улиц, а сейчас ходят коровы везде. Так же и у нас на ул. Красноармейской.

Иногда между пострадавшими от бродячего скота и владельцами животных разворачиваются нешуточные баталии. Одни грозят уничтожить забредших в огород животных, другие – упрекают в зависти и лени. И, что греха таить, бывает, что животные, бродящие без присмотра пастуха, действительно исчезают, не возвращаются «с поля». Некоторые владельцы даже не заявляют об этих исчезновениях, горюют тихо, в одиночку, чтобы не накликать новые беды. Почему, казалось бы, банальная ситуация принимает такой оборот, если все расписано законодательно и еще не забыт опыт не такого далекого прошлого? Проблема заключается в том, что животных в каком-либо микрорайоне оказывается слишком мало для того, чтобы сформировать нормальное организованное стадо, нанять пастуха, определить ему «пастушьи». Пасти в течение сезона пару десятков голов невыгодно, а увеличивать стоимость пастьбы с головы КРС – ущербно для хозяев: овчинка выделки не стоит. Вариант с пастьбой самими владельцами скота по очереди, не слишком удобен: ведь люди, помимо содержания подсобного хозяйства, еще и работают. Так буренки и оказываются на улицах, чего быть категорически не должно. Правила содержания домашних продуктивных животных разработаны и действуют на территории всех населенных пунктов без исключения. Есть и Закон Новосибирской области от 14 февраля 2003 г. N 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», определяющий наказание за ненадлежащее содержание и выпас скота в местах, не приспособленных для этого.

Прокомментировать ситуацию мы попросили секретаря административной комиссии г. Чулыма Татьяну Ковалеву:

- Для того, чтобы решить проблему содержания скота, нужно быть требовательными как к другим, так и к себе самому. Прежде всего, не стоит быть равнодушными. Если вас данная ситуация волнует, вы пострадали, то имеете право обратиться в дежурную часть отделения полиции с заявлением или непосредственно к своему участковому уполномоченному, который должен взять объяснение с вас лично, свидетелей происшествия и владельцев животных, нанесших вам ущерб. Готовый материал передается в административную комиссию, где его рассматривают и наказывают виновных. Оставление без присмотра домашних животных, выпас скота в местах, не приспособленных для этого, наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей. В ближайшее время как раз будет рассмотрен материал в отношении одного из таких владельцев, проживающего в северной части города, чей скот пасется без присмотра.

Закон предусматривает и ответственность за потраву посевов сельскохозяйственных культур как у сельхозтоваропроизводителей, так и у отдельных граждан на земельных участках. В этом случае пострадавший собственник имеет право обратиться в территориальный отдел внутренних дел с заявлением о привлечении к уголовной ответственности виновного лица (если оно известно) либо по факту уничтожения своего имущества. Нужно доказать, что сумма ущерба значительна - от 2,5 тысяч рублей. Учитывается и материальное положение гражданина, которому нанесен ущерб (ст. 167 УК РФ).

Многих волнует вопрос возмещения ущерба. Для этого применимы гражданско-правовые средства защиты. Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом учитываются не только реальный ущерб на данный момент, но и доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Мы, готовя этот материал, никоим образом не призываем чулымцев идти друг на друга военным маршем. Напротив, очень хотели бы, чтобы наши земляки жили в мире и гармонии, украшали свои населенные пункты клумбами и газонами и в то же время укрепляли собственное благосостояние за счет ведения подсобных хозяйств. Да, мы за то, чтобы, как в старые добрые времена, по вечерам с выпасов возвращались крепкие стада, оглашая округу громким мычанием. Мы уверены: по-настоящему качественные продукты питания можно вырастить только самостоятельно. Но мы, как и большинство граждан, против того, чтобы безнадзорные животные топтали огороды, посаженные с таким трудом; чтобы ломали заборы и топтали клумбы перед домами. Во всем должен быть цивилизованный подход. Тогда никому не придется ссориться и жаловаться друг на друга. А чтобы дети не боялись животных, они должны их видеть как можно чаще и получать от взрослых корректную информацию о том, какая польза бывает от коров, овец и поросят.

Подготовила Елена КРОХТА

ЛПХ нужно развивать!

Губернатор области Владимир Городецкий призвал развивать личные подсобные хозяйства и поддерживать людей, желающих заниматься развитием малых форм сельского хозяйства. Мерам государственной поддержки сельскохозяйственного производства за счёт средств областного бюджета Новосибирской области необходимо уделять особое внимание, заявил глава региона в ходе заседания Правительства 20 июня.

Заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр сельского хозяйства Василий Пронькин на заседании представил проекты изменений в программы «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» и «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы». Он отметил, что планируется детально проработать меры государственной поддержки по такому важному направлению, как поддержка личных подсобных хозяйств. «Малые формы хозяйствования представлены в Новосибирской области 233 тысячами личных подсобных хозяйств (ЛПХ), за прошлый год государственная поддержка по данному направлению оказана 878 получателям. Однако, несмотря на то, что в регионе успешно действуют такие программы господдержки, как «Начинающий фермер» и «Семейная животноводческая ферма», часть фермеров незаконно получают субсидии из областного бюджета как личные подсобные хозяйства. Поэтому министерство сельского хозяйства предлагает ограничить объём поддержки ЛПХ суммой 50 тысяч рублей. При этом количество получателей субсидии будет увеличено», – сообщил Василий Пронькин.

«Хочу обратить внимание городской власти на то, что на улицах вовсю разгуливают бурёнки. Мало того что они мешают транспортному средству, так ещё и тротуары занимают. А убирать за ними кто будет? И вообще, мы всё же не в деревне живём, к рогатому скоту не приучены…

Хотелось бы знать, сколько ещё коровы будут пастись на газонах Лесного? Когда местных животноводов обяжут пасти своих питомцев на определённых пастбищах, вне городских улиц и под присмотром?»

Подобных писем и звонков в последнюю неделю было немало. А уж фотографии бродячих коров присылали и вовсе из каждого района города. Всем звонившим мы задавали один вопрос: что, по-вашему, нужно сделать, чтобы рогатые животные перестали бродить по улицам города?

Читатели предлагали организовать загон, например, на территории ветеринарной клиники. Выловленных коров помещать туда, а возвращать их хозяину только после оплаты штрафа, желательно — очень солидного. Другие верили, что ситуацию сможет поправить наличие пастуха. Но хорошего пастуха днём с огнём не найдёшь, а те, что нанимались на эту работу, как правило, оказывались любителями крепко выпить…

Также горожане предложили провести клеймение или «биркование» всего крупного рогатого скота с целью более эффективного контроля за ним. Во многих городах страны и нашей области в том числе это успешно практикуется. Бирка помогает идентифицировать владельца бродячего животного. А уж стражи правопорядка потом на месте разбираются с нерадивыми хозяевами, которым лень вывести скотину на пастбище…

О том, как сегодня в Лесном решается «рогатая проблема», рассказывает первый заместитель главы администрации Михаил Кашу.

Как оказалось, коровы, вольготно гуляющие по городу, «прописаны» на 1 и 2 посёлках, а места для их выпаса определены в посёлке Таёжном и на территории города — в районе объездной дороги. Точно так же определены и места прогона домашних животных. Однако хозяева коров продолжают вести себя крайне бесхозяйственно и безответственно, выпуская животных одних, без присмотра, в самостоятельный выпас на улицы города…

— Инспектором по охране окружающей среды совместно с участковым уполномоченным полиции выявлены три владельца домашнего скота, допустившие бесконтрольный выгул сельскохозяйственных животных, — говорит Михаил Васильевич. — В отношении данных владельцев составлены протоколы об административном правонарушении по статье 39 закона Свердловской области «Об административных правонарушениях». Хозяевам коров следует помнить: указанные меры будут применяться ко всем нерадивым владельцам домашнего скота.

Кроме того, граждане, выпускающие животное без опознавательного клейма (бирки, ошейника), нарушают Правила благоустройства, действующие на территории городского округа «Город Лесной». В том числе и по этому основанию к ним будут применяться меры административного взыскания, подчеркнул в заключение Михаил Кашу.

Среди верующих бытует мнение, что собака – животное «нечистое», богопротивное. Действительно, в Ветхом Завете собака названа нечистой. Но этим словом пророк Моисей называет и других животных. Есть версия, что таким образом Моисей пытался избавить свой народ от идолопоклонничес тва: ведь древние египтяне поклонялись различным животным, видя в них божеств: кошкам, быкам, крокодилам, соколам и даже жукам-скарабеям… Правда, «нечистыми» Моисей объявил не всех животных. К примеру, коров он назвал «чистыми», чтобы их можно было употреблять в пищу. Но в любом случае христиане отказались от «божественной» природы братьев наших меньших.

Во времена Христа собак стали держать при домах в качестве сторожей. Так, хананеянка говорит Иисусу: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). Апостол Павел предупреждал: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3:2), имея в виду носителей лжеучений. А апостол Петр говорил о грешниках: «Пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2:22). Но особенно назидательно звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).

В библейском понимании собака не могла занимать высокое место в мировой иерархии. Ведь Христос заповедовал «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37), а также «возлюбить ближнего твоего, как самого себя» (22:39). То есть, в первую очередь речь идет о любви к Богу и человеку, созданному «по образу Божию», а животные, хоть и являются помощниками человека, но никак не могут претендовать на равенство с ним.