Принцип единоначалия. Руководит один человек. Единоначалие (принцип управления)

Принцип единства и централизма прокурорского надзора

Принцип единства состоит в том, что перед всœеми органами, входящими в прокурорскую систему, стоят единые цели и задачи. При осуществлении надзора прокуроры обладают одинаковыми полномочиями (независимо от места прокурора в системе органов прокуратуры) и используют одни и те же правовые средства.

Задачи прокурорского надзора (деятельности прокуроров): сохранение и укрепление законности. Полномочия прокуроров направлены на выявление правонарушений и устранение их.

Принцип централизации (централизма) проявляется двояко:

1) внешнее подчинœение

Это подчинœение всœех прокуроров во главе с ген. прокурором высшим органам гос. власти и президенту (только перед ними ген. прокурор ответственен).

2) внутреннее подчинœение

Каждый нижестоящий прокурор обязан подчиняться вышестоящему, и всœе прокуроры обязаны подчиняться ген. прокурору.

Характерен для системы органов прокуратуры.

Действие этого принципа связано со способом управления, который принят в этой системе. В системе органов прокуратуры существует единоличное управление : всœе основные решения принимаются прокурором, окончательное решение всœегда принимает прокурор.
Размещено на реф.рф
Для управления нижестоящими органами он издаёт приказы, инструкции и иные акты, обязательные для исполнения. Все акты прокурорского реагирования исходят за подписью прокурора (хотя могут готовиться иными работниками прокуратуры, специалистами). Прокурор осуществляет надзор за законностью издаваемых правовых актов, проводимых расследований.

Действие принципа единоначалия дополняется началами коллегиальности . Коллегиальное обсуждение вопросов позволяет учесть мнение других сотрудников прокуратуры, их опыт. Коллегиальность проявляется:

ü в районных и городских прокуратурах проводятся оперативные совещания при

прокуроре. На них распределяются функции, задачи между сотрудниками, совместно обсуждаются вопросы.

ü в субъектах федерации действуют коллегии прокуратуры.

Коллегии прокуратуры - ϶ᴛᴏ совещательные органы. На заседаниях коллегий обсуждаются наиболее актуальные вопросы деятельности, заслушиваются подчинённые прокуроры с докладами. В состав коллегий входят руководители структурных подразделœений прокуратуры. Решения коллегии проводятся в жизнь соответствующим приказом руководителя прокуратуры и становятся обязательными для исполнения.

Все прокурорские полномочия делятся на 2 группы:

1) передаваемые

2) непередаваемые

Передаваемые полномочия – бывают переданы прокурором другим работникам прокуратуры (заместителям, помощникам прокурора, следователям).

Непередаваемыми являются наиболее важные по правовым последствиям действия прокурора (подписание актов прокурорского реагирования, направление дела в суд, подписание обвинительного заключения и т.п.), внешние отношения прокуратуры.

Отраслевые принципы

Сюда относятся:

1) принципы уголовного процесса

Принцип презумпции невиновности

Принцип законности

Принцип неприкосновенности жилища и др.

2) принципы гражданского процесса

Состязательность (ᴛ.ᴇ. стороны имеют равную возможность доказывания своей позиции)

Диспозитивность (ᴛ.ᴇ. стороны могут применять любые предусмотренные законом средства доказывания).

Это точка зрения Козлова А.Ф.

Компетенция органов прокуратуры

Понятие компетенции органов прокуратуры

Для осуществления надзора за исполнением закона органы прокуратуры должны располагать собственными полномочиями.

Компетенция - ϶ᴛᴏ совокупность полномочий, которыми наделяются органы прокуратуры для осуществления надзора за соблюдением закона поднадзорными субъектами.

Это полномочия сугубо надзорные, они предоставляются прокуратуре высшими органами государственной власти.

При определœении объёма и характера полномочий прокуратуры законодатель руководствуется задачами прокуратуры (ст.1 ФЗ ʼʼО прокуратуреʼʼ).

Обеспечение единства, законности, верховенства закона, защита прав человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Цели и задачи, стоящие перед органами прокуратуры, входят в понятие компетенции.

Компетенция прокуратуры представляет собой своеобразный аналог правоспособности, которой располагают граждане и юридические лица. Обе эти категории (компетенция и правоспособность) характеризуют правовое положение в обществе. Различие между ними состоит в том, что правоспособность есть признаваемая законом способность юридического или физического лица иметь права и нести обязанности. Компетенция государственного органа включает в себя реальные полномочия, предоставленные ему государством. Гос. орган предназначен для выполнения своих прав и обязанностей, у должностных лиц этих органов отсутствует свобода по распоряжению правами и обязанностями (такая свобода есть у граждан и юр.
Размещено на реф.рф
лиц).

Стоящие перед органами прокуратуры задачи превращают права и обязанности прокурора в единое целое. Права и обязанности органов прокуратуры представляют из себяслужебный долг прокурора.

Классификация

В литературе, посвящённой вопросам прокурорского надзора, выделяются 3 вида компетенции органов прокуратуры:

1) общая компетенция - ϶ᴛᴏ совокупность полномочий, предоставляемых прокуратуре как системе органов (в данном смысле понятие компетенции употреблено в ст.1 ФЗ ʼʼО прокуратуреʼʼ)

2) специальная компетенция

В системе органов прокуратуры выделяются специальные прокуратуры:

ü военная

ü транспортная каждая из них обладает

ü природоохранная своей специальной компетенцией

ü войсковых частей

ü по исполнению наказания

3) индивидуальная компетенция

Индивидуальной компетенцией обладает каждый отдельно взятый прокурорский орган, т.к. при осуществлении надзора над соблюдением закона поднадзорными субъектами выступает не вся система органов прокуратуры, а отдельный орган.

Характер полномочий, входящих в компетенцию

Все прокурорские полномочия делятся на 2 большие группы:

1) основные полномочия (связаны с осуществлением надзора за исполнением закона поднадзорными субъектами)

2) дополнительные (не связаны с осуществлением надзора, по сути это организационные полномочия)

Основные полномочия:

Принцип единоначалия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Принцип единоначалия" 2017, 2018.

Одним из основных принципов управления является принцип единоначалия, который формулируется следующим образом: чем полнее взаимосвязь подчинения подчиненного с руководителем, тем меньше вероятность получения им противоречивых указаний и тем выше чувство персональной ответственности за результаты работы .

6. Принцип безусловной ответственности.

Поскольку ответственность, будучи взятым на себя обязательством, не может быть делегирована, то ни один руководитель не может за счет делегирования освободиться от ответственности за деятельность подчиненных, так как именно он делегирует полномочия и распределяет обязанности. Подчиненные, приняв поручение и получив необходимые для его выполнения полномочия, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители же в свою очередь несут всю ответственность за организационную деятельность подчиненных.

7. Принцип соответствия полномочий и ответственности.

Поскольку полномочия есть право выполнять порученную работу, а ответственность - это обязательство выполнить ее, то отсюда логически вытекает, что полномочия должны соответствовать ответственности. Из этого очевидного обстоятельства вытекает следующий принцип: ответственность за те или иные действия не может превышать предполагавшуюся объемом делегированных полномочий, но и не должна быть меньше ее. Данное соответствие не носит математического характера, оно скорее пространственно-временного порядка, поскольку и полномочия, и ответственность касаются выполнения одной и той же задачи.

    Линейный тип организационной структуры (тип прямого подчинения). Линейная организационная структура носит такое название потому, что все ее элементы находятся на прямой вертикальной линии подчинения от верхнего уровня до нижнего уровня. В основу линейной организационной структуры управления положен принцип единоначалия, который предполагает предоставление руководителю широких прав и полномочий для выполнения его функций. Менеджер имеет право единолично принимать решения по управлению подразделением и несет персональную ответственность за деятельность коллектива. Сам менеджер обычно подчинен вышестоящему органу управления. Однако руководитель этой начальственной структуры не имеет права без разрешения непосредственного руководителя (менеджера) отдавать распоряжения его подчиненным.

Достоинства : четкая система взаимных связей, ясная ответственность, быстрая реакция и обратная связь в ответ на указания вышестоящего руководства.

Недостатки: отсутствие подразделений по планированию производства и подготовке решений, тенденция к волоките при решении смежных проблем подразделений, перегрузка менеджеров верхнего уровня.

Руководителю низшего и среднего звена свойственны:

1) психологический дисбаланс прав и ответственности (ограниченность в правах, хотя несут полную ответственность за работу), что приводит к нервно-психическим перегрузкам, ухудшению здоровья;

2) ролевая неопределенность - нечеткость распределения прав, обязанностей, ответственности); психологическое давление с двух сторон: подчиненные и вышестоящее руководство, что обусловливает повышенную тревожность и невротизацию руководителя.

2. Функциональный тип организационной структуры. Особенностью данного типа организационной структуры является то, что каждая структурная единица специализируется на выполнении определенной функции. Для промышленных предприятий, работающих в условиях рыночной экономики, типичными являются следующие основные функции: планирования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, маркетинг, финансы. Выполнение распоряжений руководителя функционального подразделения в пределах его полномочий обязательно для нижестоящих структурных подразделений.

Достоинства структуры : освобождение руководителей производственных подразделений, от необходимости решения специальных вопросов, возможность использования опытных специалистов, уменьшение потребности в экономистах.

Недостатки структуры: усложнение взаимосвязей, затруднение координации действий по управлению, проявление тенденций к чрезмерной координации.

    Линейно-штабная структура управления . Линейно-штабная структура управления имеет такие же характеристики, как и линейно-функциональная структура. Она предусматривает функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней.

Главной задачей линейных руководителей в этом случае является координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации. Именно по такому принципу построено управление Москвой.

Достоинства структуры : более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; некоторая разгрузка высших руководителей; хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления при условии наделения штабных подразделений правами функционального руководства; возможность привлечения внешних консультантов и экспертов.

Недостатки структуры: недостаточно четкое распреде¬ление ответственности в связи с тем, что лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении; тенденция к чрезмерной цен¬трализации управления; многие недостатки аналогичны недостаткам линейной структуры, частично в более ослабленном виде.

    Линейно-функциональный тип организационной структуры. Это один из наиболее распространенных вариантов организационного построения предприятий. Сущность данного типа структуры заключается в том, что руководство производством обеспечивается как линейным аппаратом, так и функциональными.

Основу линейно-функциональных структур составляет «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации: маркетинг, финансы, плановый, производство. По каждой из подсистем формируется иерархия служб, так называемая «шахта», которая пронизывает всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Линейные руководители осуществляют непосредственное руководство производством, каждый из них выступает в качестве единоначальника в соответствующем производственном подразделении. Линейные руководители наделяются необходимыми правами и несут ответственность за конечные результаты деятельности подчиненных им подразделений. Функциональные службы (отделы: плановый, труда и зарплаты, финансовый, бухгалтерия и др.) ведут необходимую подготовительную работу, осуществляют учет и анализ деятельности предприятия, разрабатывают рекомендации по улучшению функционирования предприятия. На основании этих рекомендаций линейный аппарат принимает необходимые решения и отдает распоряжения, обеспечивающие выполнение соответствующих заданий. Персонал линейного аппарата и функциональных служб непосредственно не подчинен друг другу, однако имеет определенные взаимные обязательства по решению задач, стоящих перед предприятием.

Достоинства структуры : освобождение линейных руководителей от несвойственных им функций обеспечения производства ресурсами; возможность координации действий между линейными и функциональными подразделениями; высокая степень специализации структурных подразделений предприятия.

Недостатки структуры : необходимость для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущих вопросов производства, экономики, кадров как с соответствующими функциональными службами, так и высшим руководством; длинная цепь команд и, как следствие, искажение коммуникаций.

    Матричный тип организационной структуры . Впервые эта структура была предложена КаориИшикава и по сей день с небольшими изменениями функционирует на фирме Тоуоtа и многих других фирма. Такая структура управления называется также программно-целевой. Этот вариант организационной структуры основан на программно-целевом принципе выполнения работы, который предполагает разработку программы (проекта, темы, задания) для достижения конкретной цели. Руководитель, возглавляющий программу, наделяется необходимыми правами по привлечению соответствующих производственных и функциональных подразделений на время выполнения того или иного этапа работы.

При этом специалисты таких подразделений, участвующие в выполнении данного этапа программы, продолжают подчиняться сво¬им непосредственным руководителям. При матричной структуре управления может выполняться одновременно несколько программ. Главное, чтобы для их осуществления было достаточно материальных, финансовых и квалифицированных трудовых ресурсов. Таким образом, при матричном типе организационной структуры параллельно функционируют вертикальная и горизонтальная линии исполнительной власти, что требует в первую очередь от менеджеров высшего звена управления четкой координации проводимых работ.

Достоинства структуры : ориентация на выполнение конечной цели программы; межфункциональная координация работы; эффективное текущее планирование; рациональное использование качественных ресурсов; повышение степени контроля за работой; разгрузка высшего руководства. Недостатки структуры : трудности в обеспечении баланса власти между руководителями вертикального и горизонтального уровней; нарушение коммуникаций между постоянными и временными участниками работы; сложность отчетности и контроля за работой; угроза двойного подчинения для сотрудников; высокие требования к квалификации персонала.

    Дивизиональная структура управления . Дивизиональные (от англ. (division - отделение) структуры управления стали возникать к концу 20-х гг. XX в., когда резко увеличились размеры предприятий. Они стали многопрофильными, технологические процессы усложнились.

Деление системы управления в этом виде структур может происходить по трем видам: 1. по продукту; 2. по группам пользователей; 3. по географическому признаку.

Крупные корпорации, первыми использовавшие данные структуры управления, стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям. За руководством оставалась стратегия развития, научно-исследовательские разработки, финансовая и инвестиционная политика. Этот тип структур сочетает централизованную координацию и контроль деятельности с централизованным управлением. Ключевые фигуры в управлении организации с дивизиональной структурой - не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения, так называемые дивизионы.

Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация. Пик практического использования этих структур пришелся на 60-70-е гг. XX .

Достоинства структуры . Такая структура способна обеспечить управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными друг от друга подразделениями. Дивизиональная структура обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно-штабной. Отделения становятся «центрами получения прибыли» при расширении границ их самостоятельности наблюдается более тесная связь производства с потребителями.

Недостатки структуры: большое количество «этажей» управленческой вертикали; разобщенность штабных структур отделений со штабами компании; основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки, например, волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений, и так далее; дублирование функций на разных «этажах», и как следствие, очень высокие затраты на содержание управленческой структуры; в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно-штабная структура со всеми ее недостатками. Органический тип структур управления. Органические структуры управления стали развиваться с конца 70-х гг. XX в. Еще такие структуры называются адаптивными, так как способны быстро реагировать на изменения рынка. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, быстро приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур такого типа являются матричные (программно-целевые), проектные и бригадные формы структур.

13 Особенности адаптивныхоргструктур (сетевая, многомерная, партисипативная и.д.р.)

АДАПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА - организационная структура фирмы, гибко изменяющаяся, быстро приспосабливаемая к обновляющимся целям, задачам, функциям фирмы и переменам во внешней экономической среде, во внутренних условиях своей собственной деятельности.

органиграмма

особенности

преимущества

недостатки

Бригадная организационная структура (в основу положена групповая форма организации труда и производства)

автономная работа рабочих групп (бригад);

самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;

замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;

привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.

данная структура наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам.

сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;

гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;

работа в группах создает условия для самосовершенствования;

возможность применения эффективных методов планирования и управления;

сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

усложнение взаимодействия;

сложность в координации работ отдельных бригад;

высокая квалификация и ответственность персонала;

высокие требования к коммуникациям.

Проектная организационная структура

(основной принцип – концепция проекта)

в дополнение к действующейоргструктуре создается группа управления проектом, которая комплектуется из высококвалифицированных специалистов;

группа управления проектом выходит на разные уровни управления и одновременно может решать несколько проблем, связанных с осуществлением проекта;

после выполнения проекта структура распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе).

сокращение сроков осуществления проекта;

высокая гибкость;

сокращение численности управленческого персонала.

проблемы при установлении заданий и при распределении во времени работ;

трудности в установлении ответственности;

очень высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта;

дробление ресурсов между проектами;

сложность взаимодействия большого числа проектов в компании.

Матричная (программно-целевая) организационная структура

группы управления проектами имеют выход на внешнее руководство фирмы и на конкретных исполнителей;

принцип двойного подчинения исполнителей – непосредственному руководителю функциональной служб и руководителю проекта или целевой программы;

создаются возможности для параллельного осуществления проектов в рамках программы, что позволяет сократить сроки реализации программы;

применяется, в основном, в наукоемких отраслях, первенство в широком использовании на практике принадлежит компании IBM и компьютерному производству в целом.

лучшая ориентация на цели проекта;

более эффективное текущее управление;

усиление личной ответственности руководителя за программу в целом и за ее элементы;

вовлечение руководителей и специалистов в сферу активной творческой деятельности.

войное подчинение исполнителей может привести к сбоям и нарушениям в осуществлении проектов;

трудности в установлении ответственности за работу;

возможность конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и руководителями проектов.


Кроме того, в условиях производства существует целый комплекс более узких социально-психологических проблем. К наиболее существенным из них относятся проблема совместимости людей в производственном коллективе и создания здорового психологического климата , вопросы, связанные с психологией стимулирования труда искусство контакта руководителя с подчиненными этические моменты проявления принципа единоначалия.  

Линейная схема характеризуется тем, что отдельные работники (службы) находятся в соподчинении.по разным иерархическим уровням. Такая организационная схема имеет ряд положительных свойств прямой путь воздействия распоряжений укрепление принципа единоначалия и личной ответственности возможность сведения к минимуму противоречивых заданий и распоряжений организованное поступление информации вышестоящему руководителю. Однако наряду с этим линейная схема имеет и недостатки, основным из которых является то, что руководитель должен обладать глубокими многосторонними знаниями производственно-хозяйственной деятельности . Поэтому линейная схема применяется только при небольших объемах производства.  

Е 6 Единоначалие - 70 38 Задолженность, кредиторская  

Предприятие осуществляет производственно-хозяйственную деятельность на основе заданий государственного плана и под руководством вышестоящих организаций. Производственно-хозяйственная деятельность предприятий строится на сочетании централизованного руководства и их хозяйственной самостоятельности , инициативы их работников, а также на сочетании единоначалия с широким участием масс в управлении.  

Социалистическое самоуправление реализуется также путем выборности руководителей , которые действуют по принципу единоначалия . Выборность руководителей предприятия и подразделений, бригадиров и мастеров позволяет улучшить их качественный состав и повысить ответственность за результаты работы. Руководитель предприятия или структурной единицы избирается общим собранием трудового коллектива сроком на 5 лет и утверждается вышестоящим органом. Руководитель наделяется определенными правами для организации деятельности предприятия или подразделения, несет ответственность за результаты работы перед трудовым коллективом и государством, осуществляет свою деятельность на принципе единоначалия.  

Единоначалие - также один из важных принципов управления социалистической промышленностью . Оно заключается в том, что во главе каждого звена промы-  

Единоначалие в управлении, предполагает тесную связь руководителя с коллективом трудящихся. Всемерное повышение роли коллективов трудящихся в решении вопросов производственно-хозяйственной деятельности является генеральным направлением в развитии демократизма управления производством . Широкое участие трудящихся в управлении производством позволяет использовать коллективный опыт и творческую инициативу для успешного выполнения и перевыполнения производственных заданий. Формы участия трудящихся в управлении производством разнообразны. Важное значение имеют производственные совещания , общественные нормативные бюро, советы новаторов и др.  

Партийная организация мобилизует и направляет коллектив трудящихся на совершенствование производства, всемерное повышение производительности труда , выполнение и перевыполнение плановых заданий. Она вооружает каждого работника знанием задач, поставленных партией и правительством. Партийной организации предоставлено право контролировать деятельность администрации. Право контроля не означает подмену руководителей производства , вмешательство партийной организации в их функции, поэтому ни в коей мере не ослабляет единоначалия.  

Во главе нефтеперерабатывающего предприятия стоит директор, избираемый общим собранием (конференцией) трудового коллектива и осуществляющий руководство всей деятельностью предприятия на основе единоначалия, Директор руководит предприятием через своих заместителей, а также через соответствующие отделы. Права и обязанности каждого отдела (сектора), заместителей директора, каждого работника аппарата управления определяются положениями, которые утверждает директор предприятия,  

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры, организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия , согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Пример 2.2. представляет себе и сжатое изложение 14 принципов управления Анри Файоля , многие из них до сих пои практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.  

ЕДИНОНАЧАЛИЕ. Согласно Клоду Джорджу-младшему , концепция формальной цепи команд была применена евреями еще в 1491 г. до н.э.. Руководители уже тогда понимали, что для обеспечения эффективности команд отношения между подчиненным и начальником должны быть ясными и простыми. Древние видели, что наилучший способ обеспечить четкость заключается в том, чтобы подчиненный отвечал только перед ОДНИМ начальником и получал приказы только от одного начальника. Это убеждение называется в настоящее время принципом единоначалия . Это, возможно, старейший установленный принцип организации , так как Библия утверждает, что человек должен иметь только одного хозяина.  

В организации, которая придерживается этого принципа, все формальные коммуникации должны направляться по цепи команд . Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться через голову своего непосредственного начальника к руководителю высшего ранга по данному вопросу. Также и руководитель высшего ранга не может выдать приказ сотруднику низшего уровня, минуя руководителей промежуточных уровней. Конечно, благодаря власти и неформальным отношениям, людям удается иногда обойти цепь команд даже в организациях типа вооруженных сил, где жестко обеспечивается соблюдение этого принципа. При большой длине цепи команд соблюдение принципа единоначалия может значительно замедлить обмен информацией и принятие решений в некоторых случаях. Однако на протяжении столетий в бесчисленном множестве организаций принцип единоначалия подтвердил свою ценность в качестве координирующего механизма. Анри Файоль включил его в свои 14 принципов организации . Поэтому большинство организаций пытаются его применять.  

Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия . Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия. Линейные руководители часто обладают аппаратными полномочиями в некоторых областях, а глава штабного аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата.  

Число работников, подчиняющихся непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости . Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена, возникнут путаница и перегрузка руководителя. Потенциальная возможность путаницы в полномочиях может быть уменьшена при помощи принципа единоначалия - работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.  

Дайте определение важным терминам организации деятельности людей принцип соответствия , линейные полномочия , скалярная цепь, единоначалие.  

Вторым фактором является конфликт ролей. Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Продавец может получить указание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия . Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции , в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества . Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации . В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.  

ЕДИНОНАЧАЛИЕ - единоличное управление, единовластие. Е. - важнейшее условие правильной организации управления , предполагает разработку и принятие руководителем соответствующего решения без согласования и обсуждения его в коллективе или с отдельными лицами. Чаще всего к решениям, принимаемым единолично руководителем, относятся оперативные решения, затрагивающие частные вопросы или решения, не затрагивающие принципиальных проблем развития организации (подразделения). В исключительных случаях это могут быть решения чрезвычайной важности. Характер и содержание единоличных решений определяется уровнем централизации управления.  

УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ - деятельность, осуществляемая в соответствии с законодательством РФ, типовым Положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности. Общее руководство гос. или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор, избранный тайным голосованием на общем собрании (конференции) коллектива на срок до 5 лет и утвержденный в должности органом управления образованием, в ведении которого Находится высшее учебное заведение. Разграничение полномочий между ученым советом и ректором определяется уставом высшего учебного заведения. Управление высшим учебным заведением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления не-  

Единоначалие и коллегиальность обусловливает коллективность обсуждения наиболее важных и сложных вопросов, что является демократической стороной управления, но ответственность за принятое решение и его реализацию должна быть единоличной. Обсуждение сообща, а ответственность - единолична.  

Коммунистическая партия, ее съезды и пленумы ЦК рассматривают крупнейшие проблемы развития народного хозяйства страны, определяя стратегию и тактику экономического строительства. На предприятиях партийные организации наделены правами контроля за деятельностью администрации. Партийные организации активно участвуют в подборе и расстановке кадров. Важным вкладом в дело повышения эффективности производства является работа партийных организаций в области политического воспитания трудящихся. Следовательно, единоначалие раководителя управления, цеха или участка сочетается с контролем партийной организации хозяйственной деятельности на предприятии.  

Единоначалие требует органической связи хозяйственного руководства и деятельности партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Обращение к богатейшему опыту масс, коллективное об- суждение наиболее важных вопросов хозяйственной деятельности в партийных организациях, на технических и производственных совещаниях , конференциях и активах укрепляет единоначалие, повышает авторитет руководителя , развивает TBqp4e Kyio инициативу работников, усиливает их ответственность за результаты деятельности предприятия.  

Министерство организует свою работу на основе сочетания коллегиальности и единоначалия в обсуждении и решении всех вопросов по руководству отраслью с установлением точной ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном участке работы. В основу структуры централизованного аппарата

Согласно ПРИНЦИПУ ЕДИНОНАЧАЛИЯ, работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать только перед этим человеком. Или, по словам профессоров Кунца и 0"Доннела: “Чем более полным будет официальное отношение между индивидом и его единственным начальником, тем меньше возможность возникновения конфликта и тем больше чувство личной ответственности за результаты”.

В организации, которая придерживается этого принципа, все формальные коммуникации должны направляться по цепи команд. Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться через голову своего непосредственного начальника к руководителю высшего ранга по данному вопросу. Также и руководитель высшего ранга не может выдать приказ сотруднику низшего уровня, минуя руководителей промежуточных уровней. Конечно, благодаря власти и неформальным отношениям, людям удается иногда обойти цепь команд даже в организациях типа вооруженных сил, где жестко обеспечивается соблюдение этого принципа. При большой длине цепи команд соблюдение принципа единоначалия может значительно замедлить обмен информацией и принятие решений в некоторых случаях. Однако на протяжении столетий в бесчисленном множестве организаций принцип единоначалия подтвердил свою ценность в качестве координирующего механизма. Анри Файоль включил его в свои 14 принципов организации. Поэтому большинство организаций пытаются его применять.

ОГРАНИЧЕНИЕ НОРМЫ УПРАВЛЯЕМОСТИ. Норма управляемости, определенная ранее как количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю, устанавливается посредством делегирования линейных полномочий. Технически, руководитель высшего звена организации вместо создания цепи команд может принять решение о том, чтобы каждый сотрудник отчитывался непосредственно перед ним

Ожидания и обязательства, создаваемые делегированием, могут стать мощной силой для обеспечения гармонии и единства цели. Однако, если руководство не будет предпринимать согласованных усилий по учету качеств личности и потребностей получателей полномочий, то могут возникнуть большие проблемы и для руководителя, и для получателя полномочий.

Делегирование требует эффективных коммуникации. У руководителей есть обязанности, которые должны выполняться подчиненными. Для их надлежащего выполнения подчиненные должны точно понимать, чего хочет руководитель.

Делегирование связано также с мотивацией, влиянием и лидерством. Руководитель должен заставить подчиненных эффективно выполнять их задачи. Как во всех процессах обмена информацией и оказания влияния, обе стороны имеют существенное значение для достижения успеха. Учитывая это, Уильям Ньюмен перечислил ряд причин, по которым руководители могут с неохотой делегировать полномочия, а подчиненные - уклоняться от дополнительной ответственности


Ньюмен приводит пять причин нежелания руководителей делегировать полномочия:

1. Заблуждение “Я это сделаю лучше”. Руководитель утверждает, что поскольку он может сделать эту работу лучше, то он и должен ее делать вместо подчиненного. Два соображения показывают ошибочность утверждения, даже если оно истинно, хотя чаще всего нет. Во-первых, трата времени на задание, которое мог бы выполнить подчиненный, означает, что руководитель не сможет так же хорошо выполнять другие обязанности. Общие выгоды могут быть больше, если руководитель сконцентрирует усилия на планировании и контроле и осознанно позволит подчиненному выполнять менее важные обязанности с несколько меньшим качеством. Во-вторых, если руководитель не будет разрешать подчиненным выполнять новые задания с дополнительными полномочиями, то они не будут повышать свою квалификацию. Таким образом, упорствуя в желании самим делать всю работу, руководители могут оказаться не в состоянии, выполнять свои обязанности по повышению квалификации подчиненных и их подготовке к продвижению на руководящие должности.

2. Отсутствие способности руководить. Некоторые руководители так погружаются в повседневную работу, что пренебрегают более общей картиной деятельности. Будучи не в состоянии охватить долгосрочную перспективу в череде работ, они не могут полностью осознать значение распределения работы между подчиненными.

3. Отсутствие доверия к подчиненным. Если руководители действуют так, как будто не доверяют подчиненным, то подчиненные на самом деле будут работать соответствующим образом. Они потеряют инициативность и почувствуют необходимость часто спрашивать, правильно ли выполняют работу. Это, несомненно, приведет к порочному кругу, усиливая недоверие к подчиненным, которые начинают чувствовать себя неуверенно.

4. Боязнь риска. Поскольку руководители отвечают за работу подчиненного, они могут испытывать опасения, что делегирование задания может породить проблемы, за которые им придется отвечать.

5. Отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности. Параллельно делегированию дополнительных полномочий, руководство должно создать эффективные механизмы контроля для получения информации о результатах работы подчиненных. Обратная связь для получения информации от этих механизмов контроля помогает направлять подчиненного на достижение целей. Она также дает руководителю гарантию того, что проблема будет выявлена прежде, чем разовьется в катастрофу. Если механизмы контроля неэффективны, у руководства будут основательные причины для беспокойства относительно делегирования дополнительных полномочий подчиненным.

Подчиненные, согласно Ньюмену, избегают ответственности и блокируют процесс делегирования по шести основным причинам:

1. Подчиненный считает удобнее спросить босса, что делать, чем самому решить проблему.

2. Подчиненный боится критики за совершенные ошибки. Поскольку большая ответственность увеличивает возможность совершения ошибки, подчиненный уклоняется от нее.

3. У подчиненного отсутствуют информация и ресурсы, необходимые для успешного выполнения задания.

4. У подчиненного уже больше работы, чем он может сделать, или же он считает, что это так на самом геле.

5. У подчиненного отсутствует уверенность в себе.

6. Подчиненному не предлагается каких-либо положительных стимулов дополнительной ответственности.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ. Факт, что делегирование часто оказывается безрезультатным, даже при почти всеобщем призвании сто важности, является ярким свидетельством того, как трудно преодолеть имеющиеся препятствия. Некоторые препятствия глубоко укоренены в человеческом поведении, являются следствием индивидуальной психологии. Опасение за свое положение, боязнь риска, отсутствие уверенности в себе, неспособность доверить другому выполнение задания, за которое несешь ответственность, - вот главные примеры. Психологические проблемы самые трудные, чтобы их разрешить как руководители, так и подчиненные должны внимательно присмотреться к себе, осознать своя страхи и подняться над ними.

Подчиненный может сделать относительно мало для того, чтобы устранить психологические барьеры для делегирования, имеющиеся у начальника. Даже постоянная прекрасная работа может игнорироваться чрезмерно беспокойным боссом. (Следует помнить, что руководитель, который не может научиться эффективно делегировать полномочия, ставит предел для собственной карьеры.) Однако существует многое, что руководители могут сделать для улучшения своей работы и устранения причин отказа от дополнительной ответственности.

Начнем с того, что руководители могут создать систему контроля, необходимую для того, чтобы обезопасить себя при делегировании больших полномочий подчиненным. Они могут также определить свои проблемы и повысить квалификацию в области лидерства и оказания влияния. Кроме того, большую часть неуверенности подчиненных можно устранить, оказывая им больше доверия. Не следует во весь голос критиковать подчиненного, чтобы указать на недостатки в работе.

Может быть, самыми важными путями к обеспечению эффективного делегирования будут четкий обмен информацией, принцип соответствия и положительные стимулы. Когда подчиненный не выполняет свои задачи так, как требует руководство, причиной может быть неправильная передача информации. В спешке руководители могут бегло изложить, что хотят. Подчиненный может не решиться задать вопросы из-за боязни выглядеть глупым. Или, что случается чаще, подчиненный тоже торопится приняться за работу. Вследствие этого обе стороны могут думать, что понимают, каково было задание и каков должен быть результат. Позднее, чаще всего слишком поздно для исправления, работа оказывается сделанной неправильно и обе стороны разочарованы. Понятное изложение подчиненным их обязанностей, задач и пределов полномочий имеет существенное значение для эффективного делегирования.

Чтобы делегирование было действенным, необходимо соответствие между полномочиями и ответственностью; то есть, руководство должно делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность. Это известно как принцип соответствия. Как следствие, работник может принимать ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу делегированных ему полномочий.

К сожалению, на практике принцип соответствия часто нарушается. Если вы оказались в ситуации, когда на вас возложена ответственность за задания, которые нельзя выполнить удовлетворительно из-за отсутствия достаточных полномочий, необходимо по возможности быстрее поставить в известность своего начальника и попросить провести совещание для решения этой проблемы.

ЕДИНОНАЧАЛИЕ

«Единоначалие, один из важнейших принципов управления, заключающийся в предоставлении руководителям различных звеньев такой полноты прав в принятии решений, которая необходима для выполнения возложенных на них обязанностей, и в установлении персональной ответственности работников за порученное им дело»

Закон Уистлера: Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе.

Основы единоначалия

Начальник принимает решения единолично, групповых решений не бывает. Хотя можно советоваться с кем угодно.

Начальник всегда один, и только один. У одного человека не может быть двух начальников.

У семи нянек дитя без глазу

Начальник всегда на месте (в пределах возможности принять решение). Если конкретный человек - менеджер находится за пределами такой возможности, то его заместитель или лицо, назначенное преемником, заранее автоматически принимает на себя все его полномочия и права. Дополнительных согласований не требуется. Перехват управления всегда осуществляется вниз по линии управления. Это обеспечивает непрерывность, преемственность и последовательность в управлении.

При этом совмещение должностей не допускается, так как при существенной служебной нагрузке по одной должности руководитель при совмещении не сможет выполнять задачи двух должностей.

Принципы единоначалия

1. Менеджеры, которым сотрудник подчинен по организационной структуре, называются прямыми начальниками.

Ближайший к сотруднику начальник является непосредственным начальником сотрудника.

Это еще не принципы, это определения. Но они очень важны для понимания собственно принципов, изложенных ниже.

2. Непосредственный начальник несет полную личную ответственность за результаты работы подчиненных сотрудников и подразделений (в том числе и подчиненных нижестоящих руководителей).

А это уже важно. Делегировать ответственность нельзя, как нельзя назначить человека счастливым или влюбленным. Ответственность - это внутреннее состояние человека, его отношение к работе, чувство. Человек может принять ее на себя сам или не принять. Начальник самим фактом принятия должности демонстрирует готовность принять и ответственность.

Этот принцип исключает коллективную (без) ответственность.

3. Указания и инструкции отдаются подчиненному, как правило, только непосредственным начальником.

Если мы пренебрегаем этой нормой, то мы разрушаем власть нижестоящих руководителей над своими подчиненными, как и разрушаем их ответственность за результаты работы этих подчиненных.

Можно привести пример. Одна из бухгалтеров работала непосредственно по задачам Генерального Директора и докладывала результаты работы непосредственно ему. На вопрос, легко ли управлять этим бухгалтером, Финансовый Директор фирмы призналась в значительных трудностях.

4. Указания через третьих лиц, как правило, не отдаются. При необходимости это делается в письменном виде.

Иначе не понятно, кто именно отдает указания, начальник или посыльный. Да и искажения, вероятнее всего, будут.

5. Указания руководителям не отдаются через их подчиненных.

Нарушение этого принципа разрушает субординацию, а значит, и власть в организации.

6. Руководитель (прямой) непосредственного начальника отдает указания сотруднику только в нетерпящих отлагательства случаях. Подчиненный, получивший указания от прямого начальника, обязан сообщить отдающему указание о характере исполняемой работы и только после подтверждения приступить к выполнению новой задачи. При этом он обязан доложить об этом непосредственному начальнику.

Действительно, бывают случаи, когда прямые начальники должны дать указания. Но это однозначно - исключение. Однако старшие начальники могу и не знать всех деталей распределения обязанностей в подчиненных подразделениях, поэтому подчиненный и обязан сообщить о своих обязанностях.

А лучше сделать иначе: ничего дурного не будет в том, если начальник спросит об обязанностях сотрудника. Получив указание, сотрудник сообщает о нем своему непосредственному начальнику. Непосредственный начальник должен контролировать ситуацию, а при необходимости и перераспределить обязанности между своими подчиненными в связи с новой задачей.

Сотрудники, получив указания от прямого (но не непосредственного) начальника, приобретают с этим указанием и часть власти начальника, отдавшего указание.

Теперь у них есть некоторая возможность манипулировать непосредственным начальником. И многие сотрудники пользуются этой возможностью.

Настоящая свобода начинается тогда, когда у вас появляется два начальника.

7. Указания, которые отдаются подчиненному, должны находится в пределах его/ее компетенции, полномочий или в пределах должностной инструкции.

Несоблюдение этого принципа приводит к неисполнению задач или к де мотивации сотрудников, или и к тому, и другому.

8. Непосредственный начальник имеет право поощрять и наказывать сотрудника в объеме своих полномочий, а также ходатайствовать перед прямыми начальниками о поощрении и наказании сотрудников властью старшего начальника. Поощрения и наказания сотрудников властью прямого начальника, как правило, не осуществляются без ходатайства непосредственного начальника.

Этот принцип обеспечивает непосредственных начальников одним из видов власти (власть поощрять и наказывать), а следовательно, обеспечивает возможность управлять.

9. Прямой начальник, отдавший распоряжение сотруднику, обязан поставить об этом в известность непосредственного начальника.

Непосредственный начальник должен быть уверен, что задача, выполняемая сотрудником, не является его самодеятельностью. А то может получиться, как в анекдоте: «… жене сказал, что пошел к любовнице. Любовнице, что пошел к жене. А сам в библиотеку, учиться…».

10. Другие непрямые начальники не имеют права отдавать указания или обращаться с просьбами к неподчиненным им напрямую сотрудникам. Они имеют право требовать от сотрудника исполнения наиболее общих правил и норм, принятых в организации. При необходимости поощрить или взыскать с непрямого подчиненного начальники должны обращаться с ходатайством к прямым начальникам. Сотрудникам запрещается исполнять указания и просьбы непрямых начальников.

Этот принцип обеспечивает единство управления в организации и исключает растерянность сотрудника при исполнении работы. Кроме того, он обеспечивает властью непосредственного и прямых начальников.

11. Категорически запрещается публичное обсуждение решений руководителей их прямыми начальниками, коллегами и подчиненными.

Обсуждать, конечно, можно, только в кругу лиц, которых это касается. Иначе опять разрушается система уважения к руководителям и далее система власти.

12. В тех случаях, когда одному начальнику необходимо, чтобы прямой подчиненный другого начальника исполнил какую-либо задачу, ему необходимо получить на это согласие прямого начальника этого сотрудника. При этом он имеет право обратиться за согласием только к начальнику, находящемуся на том же уровне в структуре организации или выше. Прямой начальник при этом ставит непосредственного начальника в известность о новых задачах сотрудника.

Обращение непрямого начальника к прямому начальнику, стоящему ниже в иерархии организации, может носить элементы давления или восприниматься так. Следовательно, такое обращение может снизить эффективность подразделения и всей организации.

13. Сотрудник не имеет права обращаться по служебным вопросам к прямому начальнику без разрешения непосредственного. Иначе сотрудники с удовольствием ведут политические игры, пытаясь стать равными своему непосредственному начальнику.

14. После беседы с прямым начальником, даже если прямой начальник был ее инициатором, подчиненный обязан доложить о ее содержании непосредственному начальнику. Опять это делается для избежания политических игр сотрудников в борьбе за власть и влияние.

15. По личным вопросам сотрудник, как правило, обращается к непосредственному начальнику. Сотрудник имеет право обратиться по личным вопросам к любому начальнику (прямому или непрямому).

Смысл этого положения в том, что нет необходимости перегружать более серьезных начальников, если вопрос можно решить на нижних уровнях.

16. Если сотрудник считает, что с ним обошлись несправедливо, он имеет право подать жалобу. Жалоба, как правило, подается непосредственному начальнику. На непосредственного и других начальников жалоба подается следующему за ним прямому начальнику.

Если не вводить это правило, то множество жалоб приходят первому руководителю. И он вместо управления занимается разбором всех жалоб. «Его» жалобы - это жалобы не его непосредственных подчиненных.

17. Отменить указание прямого начальника может только он сам или его прямой начальник. Вряд ли этот пункт требует комментариев.

Если вы внимательно прочитали принципы, то согласитесь с тем, что в больших организациях невозможно их исполнять без четких должностных инструкций или хотя бы инструкций в части управления. Однако в небольших предприятиях эти принципы могут вводиться на уровне неписаных норм и правил. При этом все руководители организации на всех уровнях должны их придерживаться и требовать их исполнения от своих подчиненных.

Искушенный читатель, почитав вышеизложенные принципы, может возразить, что существуют матричные организационные структуры, в которых, по определению, есть руководители, которые подчиняются двум начальникам.

Да, такие структуры существуют, и именно двойное подчинение является основным их недостатком, впрочем, при массе достоинств. Для минимизации этого недостатка должностные инструкции начальников, которым подчиняется один нижестоящий руководитель, прописываются настолько тщательно, что они просто не могут давать противоречащих друг другу указаний. Но и при этом подчиненный этих двух руководителей время от времени будет ощущать себя «слугой двух господ». Поэтому, если вы применяете матричную структуру у себя, позаботьтесь о единстве управления.