Как пройти собеседование успешно? Несколько секретов эффективной коммуникации. Тренинг «Успешное трудоустройство — эффективное прохождение собеседования

ТРЕНИНГ «ЭФФЕКТИВНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО»

Цель: повышение социальной уверенности подростков путем формирования у них навыков трудоустройства.

Задачи:

1. Обучить навыкам написания резюме и самопрезентации в процессе прохождения собеседования при трудоустройстве;

2. Сформировать активную готовность к поиску работы.

Занятие №1 «Поиск работы»

Упражнение «Кто есть кто?»

Ведущий: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени.

Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Упражнение «Почему мы ищем работу?»

Материалы: таблица, ручки.

Участники делятся на мини-группы и проводят мозговой штурм по заполнению таблицы на каждый вопрос. Ведущий: «Записывайте все варианты ответов. Начните с первого вопроса, последовательно переходя к следующей колонке».

После заполнения таблицы происходит обсуждение в большом кругу:

    Какие факторы (личностные, социальные, профессиональной самореализации) могут послужить приоритетами при выборе места работы?

    Можем ли мы выделить три основных причины поиска работы?

    Для чего мы выполняли упражнение?

    Какие мысли возникают, когда мы видим ответы на поставленные вопросы?

ТАБЛИЦА:

Упражнение «Легальная и нелегальная работа»

Материал: несколько наборов карточек по числу мини-групп

Ведущий рассказывает о наличии на рынке труда легальной и нелегальной работы. Участники делятся на несколько мини-групп. Их задача – разложить карточки в соответствии с плюсами и минусами легальной и нелегальной работы.

Ведущий задает вопросы участникам:

    Почему так решили?

    Что вы предпочли при устройстве на работу?

НАБОР КАРТОЧЕК:

    Ненормированный рабочий день: ты можешь работать

и 2 часа в день, или вообще не приходит на работу, главное - в сроки сдать задание.

    Трудовая книжка.

    Трудовой договор, где оговариваются твои права и обязанности, в случае разногласий с руководством о не выполнении пунктов, указанных в договоре, ты имеешь права подать на него в суд. Зарплата + «халява».

    Регистрация в Пенсионном Фонде. Чем больше стаж работы, тем выше пенсия в старости.

    Нет налогов.

    Социальные льготы (пособия, оплаченный декретный отпуск и т.д.). Например, учителя имеют льготы на оплату за квартиру, свет, воду. Милиционеры, налоговые инспекторы – бесплатный проезд в общественном транспорте и т. д.

    Совмещение нескольких работ (учеб).

    Законный ежегодный отпуск. Нет испытательного срока.

    Ежемесячная зарплата.

    Нет ответственности

    Карьерный рост.

    Легкость трудоустройства.

    Оплаченные командировки, курсы переквалификации,

    больничные.

    Должностные права и обязанности (если ты бухгалтер на предприятии, то тебя не имеют права заставлять делать работу секретаря или слесаря).

    Нормированный рабочий день (если в договоре твой рабочий день составляет 8 часов, то тебя не могут заставит работать12 часов.)

    Оплаченный испытательный срок.

    Нет трудового стажа и трудовой книжки (нет начислений на будущую пенсию).

    Нет возможности быстрого обогащения.

    Связанность договором.

    Неоплаченные отпуск, командировка, больничный, декрет.

    Ответственность.

    Нет «шарового» заработка.

    Налоги государства. Отсутствие социальных льгот.

    Возможность обмана. Неполучение заработанных денег.

    Испытательный срок.

    «Бумажная волокита» (очень много беготни и заполнения бумаг при устройстве на работу).

    Нет трудового договора.

    Обязательность работы (ты не имеешь права уйти с работы раньше положенного, даже если переделал всю работу – «Сиди и считай мух на окне!!!»).

    Незаконная деятельность.

    Ненормированный рабочий день (ты можешь работать и 12 –15 часов день, что нарушает условия Трудового Кодекса (закона).

    Не имеешь права уйти с работы, не предупредив за месяц.

    Незаконное увольнение.

    Иногда отсутствие выходных.

    Если есть испытательный срок, то он неоплаченный.

Упражнение «Объявление в газету»

Ведущий: «При поиске работы важно использовать разнообразные средства для достижения своей цели. Одно из таких средств – дать объявление в газету, самому заявить о себе, тем самым, увеличивая свои шансы на трудоустройство. Работодатели тоже читают газеты, и если им требуется специалист, они не только дают объявления в газету, но и просматривают объявления соискателей. Поэтому стоит научиться писать о своих достоинствах так, чтобы заинтересовать работодателя через объявление. Это тоже возможность получения работы».

Участникам предлагается самостоятельно написать объявление в газету в колонку «Ищу работу», представив в этом объявлении свои профессиональные качества в максимально положительном свете. После того, как все объявления будут написаны, предложить участникам вывесить объявления на доске, предварительно зачитав их.

Попросить участников стать на время работодателями подойти к доске объявлений и выбрать, отметив галочкой наиболее заинтересовавшее объявление. Ведущий подсчитывает количество голосов и подводит итоги.

Упражнение «Пять добрых слов»

Оборудование: листы бумаги, ручки

Ведущий: Каждый из вас должен обвести свою руку на лис­ те бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы переда­ ете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от со­седа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисун­ ка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом паль­ чике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комп­ лиментами».

Ведущий проводит обсуждение:

    Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

    Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

    Со всем ли вы согласны?

Упражнение «Живая анкета»

Ведущий: «А сейчас я попрошу каждого сказать, что вам больше всего запомнилось или понравилось в сегодняшнем занятии, что узнали нового?».

Каждый участник круга говорит о том, что ему понравилось и запомни­ лось в этом занятии больше всего.

Занятие №2 «Резюме»

Упражнение «Возьми салфеток»

Необходимые материалы : бумажные салфетки.

Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, ведущий просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Упражнение «Структура резюме»

Мини-лекция, в которой ведущий дает определение понятия резюме, рассказывает о видах резюме. Участникам предлагается на листе бумаги записать разделы, из которых состоит резюме. Ведущий перечисляет требования к каждому разделу.

Лекция. Резюме обычно состоит из следующих блоков:

1. Анкетные данные. Ваше имя, адрес, номер телефона (вместе с кодом города), точная дата рождения, электронная почта (если есть).

2. Цель (не обязательно, хотя желательно): краткое описание должности, на которую вы претендуете (не больше 6 строк, а лучше 1–2).

Рекомендация: раздел «Цель» имеет смысл включать в резюме лишь в том случае, когда вы абсолютно уверены в том, что хотите получить именно это рабочее место и не хотите даже рассматривать никаких других предложений. Не следует включать этот раздел в резюме в тех случаях, когда вы собираетесь пользоваться единственным вариантом резюме. Рассылая его во многие компании, предлагающие самые различные вакансии.

3. Опыт работы в обратной хронологической последовательности (сначала указывают последнее место работы).

Раздел о трудовом опыте самый важный. Укажите дату начала и окончания работы, название организации, название должности (их может быть несколько, если ваша карьера развивалась успешно). В списке учреждений, где вы работали, следует указать контактный телефон, если у вас нет оснований что-то скрывать, и вы меняли работу «без эксцессов». Но если хотя бы в одной фирме возникала конфликтная ситуация, спровоцировавшая ваше увольнение, то не указывайте ни одного телефона. Действуйте последовательно: либо вы указываете телефоны всех организаций, в которых работали, либо не указываете этих телефонов вообще. Можно кратко описать должностные обязанности и производственные достижения, если вы их имели.

4. Образование: перечисляются все учебные заведения, которые вы закончили или в которых учитесь сейчас (кроме средней школы), факультеты и полученные специальности. Выпускникам и студентам этот раздел следует помещать перед предыдущим, поскольку в данном случае опыт работы, если он имеется, значительно меньше. Можно сообщить о наградах и знаках отличия, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют должности, на которую вы претендуете.

Составляя этот раздел своего резюме, следует руководствоваться следующими правилами:

Квалификация. Укажите квалификацию, присвоенную вам по окончании соответствующего учебного заведения, перед указанием названия этого заведения.

Специальность. Указывайте только в том случае, если она имеет непосредственное отношение к той работе, которую вы хотите получить.

Особые достижения, связанные с учебой. Указывайте средний балл своего диплома только в том случае, если он необычайно высок (если вы, например, получили диплом с отличием). Можно назвать и другие знаки отличия, если они пользуются авторитетом в вашей сфере деятельности или если вы лишь недавно закончили учебу.

5. Раздел «Дополнительная информация» может содержать такие сведения: знание языков, умение пользоваться компьютером, деловые качества, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т. п. Хобби уместно упоминать лишь в том случае, если оно непосредственно связано с желаемой работой.

В списке деловых качеств достаточно указать три–четыре, наиболее весомые для желаемой должности.

Резюме следует составить на компьютере и распечатать на качественной белой бумаге.

Основные требования к стилю написания резюме: лаконичность, честность, конкретность, активность. Четко выделяйте нужные заголовки. Позаботьтесь о том, чтобы ваше резюме было оформлено в едином стиле и одинаковым шрифтом. Выбирайте шрифт, который легко читается, сделайте большие поля, установите достаточный интервал между строк и т. д. Очень важно поместить ваше резюме на одной странице (как минимум - на двух). Вы должны быть уверены в том, что сможете подтвердить всю информацию, изложенную в резюме.

Схема составления комбинированного резюме

Фамилия, имя, отчество

Адрес:

Телефон:

Дата и место рождения:

Семейное положение:

Цель:

Образование: месяц, год приема - месяц, год

окончания

Название учебного заведения, факультет, специальность,

квалификация.

Профессиональная квалификация

Опыт работы: месяц, год приема - месяц, год

увольнения

Название организации (сфера ее деятельности)

Должность: название должности

Количество подчиненных Функции:

Достижения:

Причина увольнения:

Дополнительная информация:

Личные качества:

телефон

Обсуждение:

    Для чего нужно резюме?

Упражнение «Идеальное резюме»

Ведущий делит участников на несколько малых групп по 4–5 человеку в каждой. Всем группам раздает маркеры и листы бумаги и предлагает каждой группе выбрать профессию/должность, на которую нужно составить резюме.

Задание для всех малых групп: придумать такие сведения о соискателе, которые в наибольшей мере будут отвечать требованиям выбранной должности, составить «идеальное резюме», чтобы результатом явилось приглашение на интервью. На выполнение задания отводится 20 минут.

На презентацию дается 2 минуты.

После каждой презентации ведущий предлагает всем участвующим дополнить предложенный вариант резюме.

Упражнение «Письмо моему будущему руководителю»

Ведущий: Сейчас вам предстоит оценить свой нынешний уровень профессиональной компетентности и одновременно заглянуть в будущее. Представьте себе, что вы устраиваетесь на работу и вам с этой целью необходимо написать письмо вашему будущему начальнику. В письме должны быть отражены следующие аспекты:

1. Характер работы, на которую вы претендуете.

2. Основные личные и профессиональные качества и навыки, которыми вы обладаете для успешного выполнения данной работы.

3. ваши ожидания от нового руководителя, ваши надежды, связанные с новой работой.

4. Вклад, который вы сами готовы внести в общее дело, ответственность, которую вы готовы на себя взять.

Когда напишите письмо выберете себе партнера, с которым вы хотели бы обменятся мнениями. Прочтите друг другу свои письма и обсудите, что вам понравилось в письме вашего партнера, чего в нем не хватает и что вам не понравилось.

Теперь вернитесь в общий круг. Кто хочет прочитать нам свое письмо, адресованное руководителю?

Упражнение «Живая анкета»

Описание:

    Какое сейчас настроение?

    Что тебе понравилось?

    Что тебе не понравилось?

Занятие №3 «Собеседование»

Упражнение «Приветствие в парах»

Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные ситуации и роли, например: Вы, встретили неожиданно давнего друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым встречным.

Упражнение «Телефонный разговор»

Два участника-добровольца разыгрывают ситуацию: «Вы звоните по телефону к будущему работодателю, чтобы получить приглашение на собеседование». Участники садятся в центре малой группы, спиной друг к другу. Один участник выступает в роли работодателя, другой - в роли ищущего работу. Остальные участники рассказывают о своих наблюдениях, отмечают, что было удачным, вносят предложения по улучшению такой работы.

Возможные осложнения ситуации для проигрывания:

    У работодателя нет времени, он очень спешит.

    Работодатель все время поднимает трубки других телефонов.

    Работодатель одновременно разговаривает с Вами и с клиентом.

    Работодатель говорит, что у них нет вакансий. (А Вы точно знаете, что есть, Вам сказала подруга, которая работает в этой фирме.)

Следует напомнить участникам, что конечная цель упражнения - добиться назначения собеседования.

Упражнение « Насколько хорошо вы умеете читать жесты?»

Ведущий раздает каждому участнику таблицу, где необходимо соедините жест из левой колонки с его значением в правой. Соедините жест из левой колонки с его значением в правой!

    Нервничает

    Не уверен (-а) в себе

    Не говорит правду

    Пытается что-то скрыть

    Самоуверен (-а)

    Дружелюбен (-на)

    Уверен (-а) в себе

    Выражает свое превосходство

    Спокоен(-на)

    Избегает смотреть в глаза.

    Скрещивает руки перед собой.

    Держит руки в карманах.

    Ерзает на стуле.

    Натягивает рукава, как будто пытается «спрятаться» или мерзнет.

    Грызет ногти.

    Вертит в руках карандаш.

    Теребит пуговицы.

    Смотрит в глаза, когда разговаривает.

    Все время улыбается.

    Разваливается на стуле.

    Закидывает руки за голову.

    Закидывает ногу на ногу так, что видна подошва туфель.

    Закидывает ногу на ногу, сидит комфортно.

    Сидит прямо, на всей поверхности стула.

17.Держит руки перед собой, видны ладони.

Упражнение «Как вести себя во время собеседования»

Материалы: бумага, ручки.

Ведущий разбивает всех участников на две малые группы. Первой группе поручите написать рекомендации о том, как правильно вести себя во время собеседования.

Второй группе дайте задание написать, чего не следует делать во время собеседования.

Сообщите участвующим, что на задание отводится 10 минут.

Предложите группам презентовать выполненное задание.

После каждой презентации спросите группу, есть ли замечания или дополнения.

Обсуждение:

    Чем было полезно для участников проведенное упражнение?

    Как эффективнее вести себя во время собеседования?

Упражнение «Мой рабочий ландшафт»

Материалы: бумага А4, А3, восковые мелки, карандаши.

Ведущий: я предлагаю вам со стороны посмотреть на тот профессиональный мир, в который вы будите, включены, и составить карту вашего «рабочего ландшафта».

Географические карты выполняют разнообразные функции. Они помогают нам определить, как можно добраться до определенного места и какие препятствия предстоит преодолеть на пути из пункта А в пункт Б. Они показывают где находятся плодородные и неплодородные земли, достопримечательности и неинтересные участки пути.

Выберите сами свой масштаб и площадь, вы можете изобразить горную гряду с вершинами и подписать: «Это мое проявление». Можно нарисовать остров, населить людьми, животными, обозначить погоду и климат в отдельных его частях. Изобразите ваше собственное место в этом ландшафте и ваше непосредственное окружение.

Вопросы для обсуждения:

    Узнал ли что-то новое?

    На что хотел бы обратить внимание в будущем?

    Хотел бы заняться чем-либо другим?

Упражнение «Живая анкета»

Описание: Участники, передавая игрушку по кругу, отвечают на следующие вопросы:

    Какое сейчас настроение?

    Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

    Что тебе понравилось?

    Что тебе не понравилось?

Упражнение 3.4. Тренинг собеседования

В группе потренируйтесь проходить собеседо­вание, играя различные роли:

Интервьюируемый (кандидат) - человек, про­ходящий собеседование.

Работодатель - человек, который ведет собе­седование - менеджер по персоналу ( HR *- ot - дел) компании, в которой есть вакансия , подходящая для интервьюируемого.

Наблюдатель - человек, который смотрит со стороны, как проходит собеседование.

Очень важно научиться отвечать на самые раз­ные виды вопросов. Пройдите учебное собеседова­ние, меняясь ролями (каждую роль играйте по 5-10 минут).

Тренинг начинается с момента, когда интер­вьюируемый человек открывает дверь, входит в комнату, приветствует работодателя и представ­ляется. После каждого учебного собеседования обсудите результат в течение 5-10 минут. Ведет дискуссию человек, игравший роль наблюдателя.

* HR (читается «эйч-ар») - аббревиатура от англ. « Hu ­ man Resources » (людские ресурсы).

Роль

Предлагаемый сценарий

Интервьюи-

Помните, что часто решение о принятии на работу

принимается в первые 30-60 секунд собеседования.

Интервьюируемый должен принести на собеседование:

1) резюме (упражнение 3.3);

2) детальное исследование профессии (должности)

(упражнение 2.4).

Необходимо быть готовым к вопросам разного рода, которые

может задать работодатель (см. в строке «Работодатель»).

Во время собеседования важно также задавать вопросы

работодателю: это покажет вашу заинтересованность в

получении работы. Однако это не должно быть основным.

собеседовании:

1. Чего вы ждете от кандидата на данную должность?

2. Возможно ли проявление инициативы на этой должности?

3. Каковы возможности продвижения по службе?

4. Это новая должность или я буду кого-то заменять?

5. Какие обязанности предполагает эта должность?

6. Совет: Не спрашивайте о зарплате или надбавках, пока

работодатель сам об этом не заговорит.

В конце собеседования необходимо поблагодарить

работодателя за собеседование, еще раз кратко сформулировать

условия, подчеркнуть свои достоинства и заинтересованность

в данной вакансии.

За несколько минут до начала собеседования работодатель

должен быстро ознакомиться с резюме и исследованием

должности. Затем, после беседы с интервьюируемым,

необходимо еще раз четко определить позицию, на которую

компания ищет сотрудника.

Вот несколько видов вопросов, которые можно задать на

собеседовании:

1. Расскажите о себе.

2. Почему нам стоит именно вас взять на эту должность?

3. Опишите себя. (Назовите пять определений, которые бы

наиболее полно вас описали.) Как о вас отзываются другие

Роль

Предлагаемый сценарий

Работодатель

4. Умеете ли вы работать в сжатые сроки или в стрессовой

ситуации?

5. Назовите ваши сильные и слабые стороны.

6. Что вы ищете в работе?

7. Опишите случай, из которого вы вышли с чувством

выполненного долга.

8. Каких целей вы хотели бы добиться в жизни? Что

повлияло на вашу карьеру?

9. Опишите ваше представление об «идеальной» работе.

10. Какие ваши качества, навыки будут полезны для

компании?

11. Что является для вас мотивацией?

13. Чем вы планируете заниматься в ближайшие пять лет?

14. Расскажите о проблеме, с которой вы сталкивались

последний раз. Насколько успешно вы ее решили?

15. Как вы оцениваете свою способность выходить из

конфликтных ситуаций?

16. Есть ли у вас вопросы?

Наблюдатель

Наблюдатель должен внимательно проследить за

собеседованием, оценить интервьюируемого и определить,

насколько успешно прошло собеседование. В конце

собеседования наблюдатель должен быть готов провести

краткое обсуждение. Необходимо обсудить следующие

1. Насколько внимателен и заинтересован был кандидат?

2. Выражал ли кандидат свои мысли четко и ясно?

3. Каковы были удачные моменты кандидата в ходе

собеседования? Слабые стороны?

4. Спросить у кандидата его мнение о том, как он

выступил и что он хотел бы изменить в своем

выступлении, а затем задать аналогичный вопрос о

кандидате работодателю.

Тренинг «Проведение собеседований. Как оценить кандидата?»

Описание тренинга по проведению собеседований:

Для того, чтобы понять, как оценить кандидата, и сделать вывод о том, насколько тот или иной человек подходит к определенной должности, необходимо при проведении собеседований использовать как минимум несколько инструментов. Данный тренинг отличается от классического подхода к оценке кандидатов тем, что в нем основной акцент сделан на определение психологического типа кандидата и его мотивационного профиля, а также на отработку навыков использования вопросов в ходе интервью, и умения быстро определять ключевые особенности кандидата.

Подобные инструменты уже доказали свою эффективность во многих компаниях, их применение является незаменимым дополнением к классическому интервью по компетенциям и анализу метапрограмм кандидата. Используя данные методики, специалисты и руководители получат возможность проанализировать и обновить профили должности кандидатов, а также отработают новые инструменты на практике, и смогут встроить новый арсенал методик в свою работу.

Целевая аудитория тренинга:

Специалисту по подбору персонала, рекрутингу, hr -специалисты и их руководители, линейные менеджеры и менеджеры среднего звена, которые участвуют в проведении собеседований и принимают участие в финальной оценке кандидатов.

Программа тренинга проведения собеседований:

Данная программа представляет собой предварительное содержание корпоративного тренинга по проведению собеседований, и она адаптируется в зависимости от пожеланий заказчика к основным модулям программы. Есть несколько вариантов проведения данного тренинга, которые отличаются в зависимости от того, на какие позиции участникам предстоит подбирать персонал, нужны ли им знания о личностных типологиях, владеют ли они методами составления профиля должности, и каким компетенциям уделяют основное внимание при оценке кандидатов.

1. Составление карты инструментов проведения собеседования
. Систематизация имеющихся знаний по методикам отбора
. Анализ привычных приемов при проведении собеседования
. Анализ приемов, которые знают, но не используют
. Примеры успешных и неуспешных интервью

2. Технология MBTI для определения психологического типа соискателя
. Краткий экскурс в технологию MBTI
. Анализ психологических типов людей по технологии MBTI
. Самоанализ руководителей по данной технологии
. Выбор подходящих типов людей для конкретной должности

3. Типы трудовой мотивации по В.И Герчикову
. Особенности связи мотивации и трудового поведения
. Определение типа трудовой мотивации кандидата
. Проверка ведущих мотивов кандидата при проведении интервью
. Выстраивание коммуникаций в соответствии с типом мотивации

4. Анализ и детализация профиля должности под вакансию
. Портрет подходящего соискателя с учетом MBTI и типологии В.И. Герчикова
. Требования к соискателю и составление списка мотиваторов
. Список ожидаемых компетенций соискателя

5. Классификация вопросов для проведения собеседования
. Открытые, альтернативные и закрытые вопросы
. Вопросы при начале собеседования
. Вопросы для выяснения информации
. Вопросы о профессиональных достижениях
. Вопросы, выявляющие несоответствия
. Вопросы для уточнения полученных данных

6. Этапы проведения собеседований
. Этапы классического собеседования
. Модель STAR для проведения собеседований
. Особенности ситуационного интервью
. Практика применения стресс-интервью при оценке кандидата

Продолжительность программы тренинга по проведению собеседований составляет
8-16 часов, возможен расширенный вариант проведения программы при добавлении большего количества практики и глубины погружения в тему.

Несколько секретов эффективной коммуникации

Часто ли мы сталкиваемся с ситуацией, когда нам необходимо выглядеть уверенно и убедительно? Практически каждый день: бизнес-переговоры, публичные выступления, презентации товара или услуги, собеседования с работодателем… Независимо от того, работаем ли мы с клиентом тет-а-тет или с группой людей, нам очень важно достичь своей цели: чтобы итогом переговоров стало заключение контракта на крупную сумму, выступление перед публикой увенчалось успехом, а не провалом, чтобы вы убедили клиента купить ваш товар или услугу, чтобы вас – единственного из всех претендентов! – приняли на работу.

От чего зависит ваш персональный успех при прохождении собеседования? От многого. От выбора одежды, пунктуальности, от составленного заранее резюме, НО! Прежде всего, от навыков коммуникации, которые зачастую многое могут поведать потенциальному работодателю, ведь он не только будет внимательно слушать вас, но и наблюдать за вашим поведением.

Поэтому полезно знать несколько секретов эффективной самопрезентации, о которых речь пойдет ниже.

К сожалению, мы нередко пренебрегаем предварительной подготовкой к собеседованию, считая, что нам и так все ясно-понятно: пришел, сказал уверенным тоном, ответил на вопросы…

И лишь столкнувшись с неудачей и отказом, начинаем анализировать свое поведение. Если вообще когда-либо начинаем.

Давайте вместе проделаем работу ДО назначенного судьбой дня Х, когда вы войдете в кабинет работодателя и…

Шаг № 1: Первый взгляд.

Контакт глазами – один из параметров, от которых зависит произведенное впечатление. Зашли – и уставились в пол? Глаза шмыгают влево-вправо? При ответе на важные вопросы ищете мысль на стене или полу? Вместо этого полезно при входе в кабинет, здороваясь с потенциальным начальником, смотреть на него. Можно оглядеть кабинет, показав тем самым, что вы не боитесь сделать новое пространство своим и почувствовать себя в нем комфортно. Когда отвечаете на самые важные вопросы об опыте работы, предыдущих рекомендациях, желаемом уровне зарплаты и т.п. – смотрите в глаза.

Ибо двухметровый дядя, который при ответе на вопрос: «Сколько стоят ваши услуги?» – стеснительно-улыбчиво опускает глазки в пол и, понизив голос, отвечает: «N тыщ», - не производит на меня впечатления. Возникает сомнение либо в качестве предоставляемых услуг, либо в том, что уровень запрашиваемой суммы адекватен.

Итак, сохраняем контакт глазами! Когда теряем мысль, помним, что полезно искать ее в глазах собеседника, а не на полу! Но не забываем о том, что намеренно длительный контакт воспринимается в нашей культуре как скрытая агрессия. Не пережимайте. Ведь, как сказал великий Шекспир: «Одним взглядом можно убить любовь, одним же взглядом можно воскресить ее».

Шаг № 2: Жестикуляция и передвижения по кабинету.

На тренингах по оттачиванию навыков коммуникации я как тренер всегда развиваю мысль о том, что широта жестов и движений свидетельствует об уверенности человека. Как часто мы рысью пробегаем в кабинет, бочком-бочком присаживаемся на краешек стула и боимся пошевельнуться. Или от волнения развязно вваливаемся в кабинет, ведя себя «по-хозяйски» – что тоже не воспримется адекватно.

Освоение нового пространства – вот ключ к уверенности в движениях и жестах. Зайдя в кабинет, можно осмотреть карты на стене, глянуть на пейзаж за окном и лишь потом садиться на стул – лучше, если он будет расположен сбоку от собеседника, что сократит дистанцию между вами. И не на край, а так, чтобы вам было удобно и комфортно.

Чтобы голос не дрожал и не срывался, полезно до собеседования сделать несколько упражнений: даже обычный глубокий вдох-выдох поможет восстановить дыхание, которое, как правило, становится прерывистым и учащенным у волнующегося человека; полезно погудеть несколько гласных (А-Э-И-О-У) на три вдоха-выдоха для снятия голосовых зажимов. Важно также помнить об интонационном богатстве, потому как монотонно бормочущий что-то себе под нос соискатель покажется неуверенным и нудноватым, лишенным энергичности и креативности.

Четкость/дикция тоже имеет немаловажное значение: если замечали за собой, что от волнения начинаете частить и говорить быстрее, что из-за этого сглатываются окончания – поработайте над дикцией ДО собеседования: дайте избыточную нагрузку вашему артикуляционному аппарату (пять минут проговаривайте различные фразы со сцепленными зубами или, наоборот, широко открытым ртом; либо опробуйте утрированную артикуляцию, после которой родная покажется такой удобоваримой и простой!).

Полезно также знать о том, что вы покажетесь собеседнику, в данном случае потенциальному работодателю, более приятным, если будете разговаривать с ним голосом, похожим на его родной, используя подобные интонации, темп речи, громкость…

И наконец, не стоит забывать, что все невербальные и голосовые параметры при проведении собеседования должны быть подкреплены хорошим содержательным, связным текстом, четкой аргументацией, а также сопровождаться хорошей речью, основными качествами которой являются правильность, уместность, точность, богатство, логичность, ясность, чистота и выразительность.

Поэтому тренируем язык тела, прорабатываем голосовые параметры, совершенствуем качества хорошей речи и, наконец, помним о том, что виртуозное владение словом и телом создает комплексное впечатление.

Любое собеседование пройдет успешнее, если вы подготовитесь к нему заранее. А еще лучше, если будете иметь возможность потренировать свои навыки. Успешной всем коммуникации! И трудоустройства на новую работу!

  • Обучить участников проведению отборочного интервью, оценке проведенного интервью;
  • Выработать у участников тренинга навык работы с вакансией;
  • Выработать навык экспресс-оценки кандидатов в процессе собеседования;
  • Повысить в результате тренинга эффективность работы по отбору кандидатов на вакансии.

Форма проведения тренинга: проводится для группы от 10 до 20 человек, продолжительность обучения 2 дня с 10-00 до 18-00 с перерывами на обед длительностью в один час и двумя перерывами на кофе-паузы по 15 минут.

Целевая аудитория тренинга «проведение собесебования» : Тренинг адресован руководителям и специалистам, не имеющим навыков подбора персонала и осуществляющим набор сотрудников. Тренинг позволяет участникам тренинга, не профессиональным менеджерам по подбору персонала, получить навыки поиска и подбора персонала, проведения собеседования и оценки кандидата.

Методы обучения : Курс состоит из теоретической и практической частей. Практическая часть состоит из серии тренингов чувство языка, подбор точных формулировок, из заданий на описание и создание текстов разного уровня сложности от зарисовок до текстов со скрытой мотивацией, а также на снятие «зажимов», раскрытие личной индивидуальности, определение собственных речевых недостатков и путей их устранения. В результате курса слушатели смогут самостоятельно придумать, написать и провести радиопрограмму в том или ином жанре.

Тренер:

Программа тренинга «Проведение собеседовния»:

Тема 1. Разработка требований к должности.
  1. Требования к профессиональному опыту, знаниям и навыкам кандидатов;
  2. Определение требований к поведенческим компетенциям. Определение индикаторов поведения;
  3. Разработка профиля должности. Определение критериев отбора кандидатов;
  4. Тематические задания: индивидуальные и в мини-группах. Направлены на закрепление материала и отработку навыков;
Тема 2. Работа с кандидатами ДО проведения собеседования..
  1. Телефонный контакт с кандидатом. Как правильно построить телефонный разговор с кандидатом;
  2. Работа с резюме. Методы экспресс-оценки резюме;
Тема 3. Интервью с кандидатом на вакансию..
  1. Подготовка к собеседованию: план беседы, круг вопросов, схема интервью.;
  2. Процедура проведения собеседования. "Собеседование - не конвейер, а тонкий индивидуальный отбор";
  3. Проверка кандидата на соответствие компетенциям в процессе собеседования;
  4. Наблюдательность HR-а в процессе проведения собеседования: что заслуживает особого внимания;
  5. Процесс анализа информации, полученной на собеседовании. Выводы и принятие решения";
  6. Дальнейшее взаимодействие с кандидатом;
  7. Тематические упражнения, направленные на отработку полученных навыков;