О Великом посте – народная мудрость и святые отцы. Святые отцы о посте. Цитаты

(10 голосов : 5 из 5 )

И. Д. Мансветов

Об истории установления поста и его значении

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже в V–VI веках его упоминают многие церковные западные писатели. Ядром, из которого вырос Рождественский пост, был пост кануна праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви, по крайней мере, с III века и в IV веке разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - больше. Как писал профессор Московской Духовной академии И. Д. Мансветов, «намек на эту неодинаковую продолжительность содержится и в самих древних Типиках, где пост Рождественский разделяется на два периода: до 6 декабря - более снисходительный в отношении воздержания… и другой - от 6 декабря до самого праздника» (Указ. соч. С. 71).

Рождественский пост начинается 15 ноября (в XX–XXI веках - 28 ноября по новому стилю) и продолжается до 25 декабря (в XX–XXI веках - 7 января по новому стилю), длится сорок дней и потому именуется в Типиконе, как и Великий пост, Четыредесятницей. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост иногда называют Филипповым.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно радуешься неядению, ибо если нет в тебе стремления к исправлению, то возненавидена будешь от Бога, как лживая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим». Иными словами, главное в посте - не качество пищи, а борьба со страстями.

По материалам книг:

« ». М.: Типография М. Г. Волчанинова, 1886 (книга в электронном виде доступна здесь)

«Как провести Рождественский пост, Рождество и святки». М.: Сретенский монастырь, 1997.

Рождественский пост начинается 28 ноября (с понедельника) и заканчивается 6 января, накануне Рождества Христова. Если вы не постились с первого дня поста - можете начать с сегодняшнего дня. Пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия. Во время поста не едят мясо, сливочное масло, молоко, сыр и яйца. В понедельник, среду и пятницу уставом не благословляются рыба и вино. Со 2 по 6 января пост усиливается - в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Существуют послабления в посте для младенцев, беременных женщин и тяжелобольных людей. О своей мере поста лучше посоветоваться со священником: рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и попросить благословение на те или иные послабления. Как проводить время поста Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. Как приучить себя к посту Правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Необходимо входить в поствование постепенно , поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития. Во время поста надо понемногу уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, - неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством.

Святые отцы о Рождественском посте

Святитель Василий Великий Пост - дар древний, неветшающий, нестареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. Сколько отнимешь у тела, столько придашь душе. Пост посылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями. Святитель Иоанн Златоуст Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных , не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив , незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния. Пост от милостыни заимствует свою твердость. Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько жестокость хуже роскошества. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров. Святитель Симеон, архиепископ Фессалоникийский Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. И мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы - начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти. Преподобный Паисий Величковский Некоторые какое-то время постятся, а потом предаются сладким кушаньям. Дело в том, что многие начинают пост свыше своей силы и другие суровые подвиги, а потом ослабевают от неумеренности и неровности, и ищут сладких кушаний и покоя для укрепления тела. Так поступать то же значит, что созидать, а потом опять разорять, так как тело чрез скудость от поста понуждается к сласти и ищет утешение, и сласти возжигают страсти. Святитель Тихон Задонский Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: «отврати очи твои, чтобы не видеть суеты» (Пс.118:37). Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от осуждения , лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15, 1; Петр 3, 11). Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься. Святитель Феофан Затворник

Воздержание морит голодом демонов.

Статьи

Особое время работы над собой Протоиерей Алексий Круглик о Рождественском посте +ВИДЕО Дмитрий Дементьев Приступая к посту, всякий человек должен быть готов к искушениям. Читать на сайте Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста Игумен Нектарий (Морозов) О значении наступившего Рождественского поста, о важности даже самого малого аскетического подвига и о предощущении торжества. Читать на сайте
«Пост – это возможность измениться сейчас, а не потом» Священники о Рождественском посте Рождественский пост. Что представляет из себя это время, как достойно встретить Рождество Христово, на что в первую очередь обратить внимание в своей духовной жизни. Читать на сайте Новый год во время поста – ночь без праздника? Игумен Нектарий (Морозов) Чтобы поститься, необходимо «плыть против общего течения». Можно сказать еще точнее: для того и необходим пост, чтобы научиться плыть таким образом. В современном христианине далеко не всегда с первого взгляда можно распознать человека верующего. Читать на сайте
Радости Рождественского поста Священник Павел Гумеров Какие формы досуга предпочесть в пост, чтобы не потерять духовный настрой? Как быть, если на Рождественский пост выпадает день Ангела или день рождения? Можно ли звать гостей и чем их угощать? И вообще совместимы ли пост и праздники? Читать на сайте «Я никогда не видела вреда от воздержания» Терапевт Наталья Тарасова о том, как правильно поститься с медицинской точки зрения Какие заболевания позволяет предотвратить воздержание от мяса и молока? Что может быть плохого в грибах или капусте? Как поститься беременным? Нужно ли лишать детей поста? Читать на сайте
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): Те из вас, кто усердно читает жития святых, знает, каким непостижимым для нас постом постились во множестве все преподобные отцы и жены. Они постились постом постоянным, для них не было скоромных дней. Очень многие вкушали только хлеб и воду, и больше ничего. Это, может быть, покажется вам опасным: как так, только хлеб и вода, а где же витамины? Великие преподобные никогда не слышали о витаминах, и тем не менее в таком тяжелом посте жили до ста лет и более, ибо благодать Божия поддерживала их тело гораздо могущественнее, чем наши изысканные яства. Они часто разрушают наше здоровье, служат причиной многих желудочных и кишечных заболеваний, часто вызывают головные боли, подагру. Болезней этих совсем не знали те преподобные, которые жили всегда в тяжелом, суровом посте. Итак, да не сомневается никто, что пост, с Богом проводимый, не повредит, а напротив, даст крепость и телу, и духу.

О. Дмитрий Смирнов. Для чего нужен Рождественский пост? Проповедь от 26 ноября 2016 года.

Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его.
Не одни уста должны поститься,- нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело.
Святитель Иоанн Златоуст

28 ноября начинается Рождественский пост, который продлится сорок дней. По строгости Рождественский пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петрову посту. Он установлен Церковью для того, чтобы мы, очистив свое сердце молитвой и покаянием, достойно встретили праздник Рождества Христова.

Малая Четыредесятница

Приучись быть воздержным в пище: воздержанием доставишь здравие и крепость телу,

а уму особенную бодрость, столько нужную в деле спасения...

Святитель Игнатий Брянчанинов

Рождественский пост - первый многодневный пост в церковном году*. Он начинается 28 (по старому стилю 15-го) ноября и длится сорок дней, по аналогии с Великим постом. Поэтому Рождественский пост часто называют малой Четыредесятницей, или Филипповым постом, так как накануне, 27 (14) ноября, празднуется память святого апостола Филиппа. В этот день обычно происходит заговенье, то есть последний раз перед постом разрешается вкушать скоромную пищу: мясо, молоко, яйца и продукты из них. По строгости Рождественский пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петрову посту (за исключением последних дней). Вообще Рождествен-ский пост некоторыми своими особенностями похож на Святую Четыредесятницу. Например, в определенные дни по Уставу во время богослужения положены земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина. Однако в настоящее время в приходской практике это не совершается.

Без вина и елея

Пост с рассудительностию - обширная обитель для всякого добра. А кто нерадит о посте, тот приводит в колебаниевсе доброе, потому что пост был заповедию, вначале данной нашему естеству в остережение при вкушении пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания.

Преподобный Исаак Сирин

Наиболее строгое воздержание, «сухоядение», или питание без вареной пищи и, конечно, без масла, предписывается Уставом в понедельник, среду и пятницу на всем протяжении поста. Во вторник и четверг разрешается вино и елей (растительное масло). Рыбу можно вкушать по субботам и воскресеньям, а также в остальные дни недели, если случится великий двунадесятый праздник, великий праздник святого или престольный празд-ник храма.

Самое строгое воздержание за все сорок дней положено 6 января (24 декабря), в последний день поста. Этот день называется Рождественским сочельником. Такое название происходит от слова «сочиво», то есть каша из вареных зерен риса или пшеницы. Вкушать сочиво разрешается в канун праздника после Рождественской вечерни.

Кроме немощи плоти

Поститься должно благоразумно: наступающий пост

старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами.

Преподобный Амвросий Оптинский

У святых отцов можно нередко встретить предостережение от неразумного поста, от излишней строгости, которая может расстроить духовную жизнь и повредить здоровью. Например, преподобный Кассиан Римлянин пишет: «Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны - и излишество поста и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от послед-него, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя. Общее правило умерен-но-сти воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения».

Многие люди, имеющие хронические заболевания, не могут пос-титься с той строгостью, которую предписывает Устав, а учитывая то, что даже относительно здоровых людей в наше время очень мало, получается, что большинство современных христиан нуждается в послаблениях. «Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден он часто,- говорил игумен Никон (Воробьев).- Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов и прочее. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда». Конечно, Рождественский пост не самый строгий, но и здесь нередко необходимы послабления, например, разрешение на молочные продукты. Но как определить для себя оптимальную меру поста? Конечно, посоветовавшись со священником, по благословению которого и возможны некоторые послабления.

Недели Святых праотец и Святых отец

Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь: хвалятся в славе святии, яко от семене их есть

Плод благославен, без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Тропарь праотцем

В период Рождественского поста только два последних воскресенья освящаются особой памятью: о святых праотцах и отцах древности. В эти воскресные дни вспоминаются предки Спасителя по плоти и все вообще ветхозаветные праведники, ожидавшие Его Пришествия. Попытаемся разобраться, почему Церковь именно в Рождествен-ский пост приводит нам пример ветхозаветных праведников.

После грехопадения Небеса оказались затворены для человека. Души умерших, даже праведников, нисходили в темницу (ад, шеол), будучи связаны узами первородной порчи. Человечеству оставалось только с плачем и воздыханием ожидать обещанного еще Адаму Избавителя. Но потребовались многие и многие века, прежде чем Христос пришел на землю. Все это время Господь подготавливал человечество к Своему Пришествию: до Авраама - в лице праотцев, а после Авраама - в лице избранного народа Израиль-ского.

Святые отцы и праотцы, живя напряженным ожиданием Спасителя, были лучшими представителями ветхозаветного человечества. В лице этих праведников, благодаря которым задолго до Рождества Христова люди стали готовиться к принятию Нового Завета, нового Царства любви и благодати, нам дан пример непоколебимой веры и стойкости в испытаниях. Поэтому в Рождественский пост, когда Церковь живет чаянием великого события - Рождества Христова, их подвиг веры и продолжительного ожидания ставится в назидание новозаветному человечеству.

Два тысячелетия назад Спаситель пришел в мир. И теперь ежегодно, очистив свои сердца за время поста молитвой и покаянием, мы переживаем те радостные события, когда сбылись пророчества, когда порабощенное грехом человечество, наконец, встретило Мессию, Который указал путь ко спасению, даровал Новый Завет, сокрушил ад и явил Воскресение.

Подготовил Денис Каменщиков

________________________

На вопросы телезрителей отвечает доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба). Передача из Москвы.

- Тема нашей передачи сегодня - Рождественский пост. Для чего он был установлен и какова его главная цель?

Рождественский пост установлен Церковью за 40 дней до празднования Рождества Христова в честь этого величайшего события. Он призван прежде всего к тому, чтобы люди достойно, в чистоте тела, души и духа встретили рождающегося Младенца Христа. Этот пост подготавливает нас духовно, душевно и физически к этому величайшему для всего мира событию.

- Почему Рождественский пост иногда называют Филипповым постом?

Дело в том, что накануне поста отмечают праздник в честь святого апостола Филиппа, который пострадал от язычников, когда благовествовал о Царстве Небесном и о Христе. Если смотреть древние источники, которые описывают житие святого апостола Филиппа, то в них можно увидеть интересную историю, связанную с его загробной участью, которая учит и о Царстве Небесном, и о том незлобии, в котором человек должен жить не только на земле, но и после смерти. В саму историю праздника мы вдаваться не будем, хотя она действительно очень интересная, но она не имеет под собой богословского смысла, и этот пост более правильно называть Рождественским, а Филиппов пост - это рудиментарное название, потому что пост начинается после праздника в честь святого Филиппа.

- Как правильно проводить время поста?

Время поста должно быть благоприятным по некоторым причинам: человек должен очиститься от греха, должен сделаться готовым и годным для принятия Царства Небесного, которое есть внутри каждого человека, как говорит Христос. И для того чтобы это величайшее дело совершилось, нам необходимо выполнять определенные правила и указания Святой Матери Церкви, которая завещает всем православным христианам определенный ритм жизни, тип питания, темп молитвы, определенное духовное состояние, это способно изменить нашего внутреннего человека, возродить в нас духовного человека, очистить наше тело от греховной скверны, сделать его более утонченным, более легким, а нашу душу сделать более чувствительной к принятию величайшего события - Рождества Христова.

Вы сказали, что нужен определенный темп жизни. Известно, что современный темп жизни очень высокий. Как и какими средствами следует изменять темп жизни во время Рождественского поста?

Мы должны разделять некоторые общественные слои, которые действительно каждый живут своей жизнью. Дело в том, что в монастырях монашествующие живут темпом особенной, усиленной молитвы, усиленными богослужениями и воспоминаниями о Господе и Пресвятой Богородице. Если говорить о приходе, то также делается особый упор на наше внутреннее состояние: богослужения не становятся более длительными и скорбными, как во время Великого поста, но вместе с тем само это время пропитано духом встречи рождающегося Христа. И поэтому сам богослужебный темп в приходском храме становится таким, который способен напомнить об этом величайшем событии. С церковных амвонов также звучит проповедь о том, как необходимо проводить это время: воздерживаться от увеселений, придерживаться правил нашей Святой Церкви, воздерживаться от пьянства, блуда, от того, что оскверняет наше сердце, ум, душу, для того чтобы наша домашняя молитва была пропитана духом любви, благодарности, созидания, чтобы за время поста мы вспомнили все наши грехи и прегрешения, не забывали прийти в это время в храм Божий покаяться и сделать себя причастными Евхаристической трапезе, которая совершается в каждом храме, сделаться таким человеком, который удовлетворял бы требованиям и благословениям Господа нашего Иисуса Христа.

- Каков смысл уклонения от увеселений и смысл ограничения поступающей информации?

Если брать различные группы населения, то, наверное, надо меньше уделять времени «желтой» прессе или вообще от нее отказаться, отказаться от просмотра увеселительных передач. В это время православный христианин не сможет пойти в какой-нибудь клуб или театр, чтобы отвлечь свою душу от воспоминания о таких великих и спасительных событиях нашей христианской жизни, как Рождество Христово. Следует отказаться от осуждения, от того, что делает нашу душу более тяжелой и способной воспринимать в себя грех, поэтому Церковь рекомендует людям возрождать в себе духовного человека: заниматься богомыслием, домашней умной молитвой. Хорошо бы всем членам семьи вместе собираться на вечернюю и утреннюю молитву, вместе готовиться к приобщению Святых Христовых Таин, для того чтобы вспомнить все те греховные состояния и деяния, которые совершили по отношению друг к другу, и попросить прощения, чтобы помириться со своими соседями, близкими и друзьями, чтобы исполнить заповедь Христову. Для того чтобы принести жертву Богу, необходимо сначала примириться со всеми, а потом уже прийти с чистым сердцем и душой и принести эту жертву к престолу Божию, положить ее и приобщиться этой великой благодатной святыни - Святых Христовых Таин, очистить свою душу. Вот к чему призывает Церковь, и это состояние называется постовое, когда человек собирает все силы своего тела и души для того, чтобы сделаться иным по отношению ко всему тому, что происходит в обыденном греховном мире.

- Рождественский пост - не самый строгий пост. Какие бывают посты по строгости?

По строгости посты бывают пяти типов: строгий пост, пост с сухоядением, пост с благословением елея, с благословением вина, с благословением вкушения рыбы. Мы знаем, что самый строгий - это Великий пост. Рождественский, как и Петров, также является строгим, но вместе с тем благословляется в субботу, воскресные и праздничные дни, если они выпадают не на среду и пятницу, вкушать рыбу. Скоро будет праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, он попадает на пятницу, поэтому благословляется пища с елеем, вино по церковному Уставу, который является регламентирующим документом постного стола: в нем прописано, какие продукты необходимо употреблять в постное время. Исходя из тех природных условий, в которых живет человек, он может разнообразить свой постный стол, тем более сейчас в больших городах есть супермаркеты, где много постных продуктов. Но понятно, что постный стол не является главным в это время. Пост - это прежде всего молитвенное состояние: особенное душевное и духовное состояние, которое призвано изменить наш греховный стиль и образ поведения.

Вопрос телезрительницы из Сарова: «По каналу «Союз» от одного батюшки я услышала, что Рождественский пост раньше не был таким длительным, как пост перед Пасхой. Меня это смущает, и длительность поста для меня - это тяжелое препятствие, чтобы полностью его выполнить. У меня есть предложение, может, оно и глупое, чтобы Рождественский пост был с 1 по 6 января, чтобы не смущать многих людей тем, что в новогодние праздники приходится нарушать пост. Как Вы к этому относитесь?»

Действительно, интересное предложение, но вместе с тем люди боятся постов из-за того, что видят в них только гастрономическое ограничение: если не съесть кусочек колбасы, то и свет Божий не мил. Людей, которые не могут нести строгость поста, никто не заставляет соблюдать гастрономический пост. Тем, кто имеет хронические болезни, страдает сахарным диабетом, какими-то генетическими патологиями, когда пищеварительный тракт не может справиться с теми или иными продуктами, пост послабляется и усиливается молитвенная сторона. Таким людям рекомендуется воздерживаться от всего греховного, что отвлекает нас зрением, слухом, обонянием, осязанием и оскверняет нашу душу. Пост - это не цель, это средство спасения, он как колышек, который выравнивает криво растущее дерево и помогает нам справиться со страстями.

Если смотреть на чисто физиологическом уровне, пост полезен для человека, потому что когда пост не соблюдаешь и употребляешь различные продукты, в организме накапливается много вредных веществ, а сейчас у нас и экология плохая, и качество продуктов, поэтому пост - это благодатное время, когда можно очистить свой организм. Но мы не должны вдаваться в гастрономическую составляющую поста, мы должны видеть в посте особое время, когда мы должны сделаться годными для Царства Небесного - пригодными для духовной жизни, чтобы молитва наша легче «взлетала» к Богу, а это происходит, когда наша душа становится тоньше, когда наш дух не услаждается греховными помыслами, не искушается различными греховными делами.

Вопрос телезрителя из Белгородской области: «В Евангелии говорится, что когда фарисеи попрекали Христа: «Почему Твои ученики не постятся», Он им ответил: «Как они могут поститься, когда с ними Жених; когда отнимется, тогда и будут поститься». Здесь получается расхождение со словами Христа: то есть мы встречаем Жениха, а сами с грустными физиономиями постимся. И второе: с какого времени введен Рождественский пост?»

Рождественский пост введен с первых веков христианства. Существует очень большой пласт богословской литературы, который еще не реанимирован и плохо изучен многими церковными людьми. Очень многие заглядывают в справочную литературу, которая носит поверхностный характер (типа Википедии в Интернете), и ссылаются на тот семидневный пост перед Рождеством, который был в первые века и позднее, но там говорится об особенном состоянии поста, когда не было особой дифференциации. Все-таки легче жить, когда такая дифференциация есть: знаешь, когда начать и когда закончить, но в те времена предписывалось только соблюдение вот этого строгого недельного поста, однако это абсолютно не означает, что люди себя не готовили к определенному молитвенному состоянию и до этого. Всегда соблюдался пост среды и пятницы, всегда люди воздерживались от различной душевной и духовной скверны и всегда готовились к священному событию определенным способом и путем.

Сейчас существует нормативная документация, и сам этот пост восходит к XI веку, когда были прописаны его границы - 40 дней. Эта цифра имеет сакральное значение, носит библейско-богословский характер: 40 дней искушения Христа, 40 дней подготовки, очищения. Это время, когда человек способен переродиться или избавиться от чего-то греховного, что его беспокоит. Наверное, святые отцы пришли к этому эмпирически, ощутили это на себе и рекомендуют в течение 40 дней подготовиться определенным способом.

Что касается первого вопроса телезрителя, то здесь нет никакого противоречия. Евангелие надо читать внимательнее, и там сказано, что фарисеи пришли ко Христу, когда хотели упрекнуть тех апостолов, которые в данное время и в данном месте нарушали пост, установленный старцами. Поста, который фарисеи для себя установили, в Ветхом Завете не было, это была такая мифологема, а Христос как Бог не подчинялся этим человеческим мифологемам. Христос как Бог знал Священное Писание, которым люди пользовались, Он же Сам давал его Моисею, пророкам - неужели Он стал бы нарушать то, что давал? Поэтому Он и говорит фарисеям, что те посты, которые они наложили, трудноисполнимы и не нужны, не приносят пользы как таковой: когда Жених находится на брачном пиру, то не нужно делать мрачных лиц, накладывать на себя бремена неудобоносимые, не имеющие под собой ни сакральной, ни богословской необходимости. Например, захотел какой-то учитель или раввин выделиться - и он приносит букет богословских высказываний, пишет богословский трактат и показывает пользу и необходимость определенного события. Потом собирается группа последователей этого раввина, и они договариваются между собой, что будут соблюдать такой пост. А Христос говорит, что это не нужно, и соответствующим образом показывает, что Он не является заложником этих придуманных правил.

Дело в том, что в Евангелии говорится о том конкретном событии, и Христос дал такой ответ именно в том месте и в то время. Пост, который соблюдали иудеи, был особенным: нужно было наложить на себя вретище (рубаху из жесткой материи), снять с себя всю удобную одежду, не мыться, не бриться, падать на землю, посыпать свою голову пеплом и взывать: «Боже, помилуй мя, грешного». Поэтому Христос говорит, что Его ученикам этого делать не нужно, потому что они находятся с Ним, то есть с Богом, им не нужны сейчас эти придуманные установления. А когда Его не будет и ученики будут вспоминать о священных событиях, связанных с Ним, с Его Матерью, апостолами и святыми, которые проповедуют Его имя, тогда они будут накладывать на себя пост, то есть пребывать в определенном молитвенном и духовном состоянии. При этом Господь подчеркивает, что не следует делать свои лица унылыми во время поста. То есть нам, православным христианам, Христос прямо заповедует не делать свои лица унылыми, причесать свою голову, в противовес тому, как соблюдали пост иудеи. Они были взъерошенные, посыпали себя пеплом и грязью, бросали горсти пепла в небо, и над их головами были своего рода пепельные облака - так они привлекали внимание. Это было такое театрализованное действие, которое вызывало у кого-то смех, у кого-то печаль, а у кого-то слезы, но люди видели, что такие постящиеся совершают какой-то важный обряд. Христос был против этого, Он говорил, что не нужно этими обрядами замещать изменение внутреннего человека и состояния своей души: Христос призывал очиститься.

В подтверждение сказанного приведу слова из Ветхого Завета, где пророк Исаия спрашивает: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» И Господь отвечает ему: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо » (Ис. 58,5-6). То есть Господь помнит, что сказал тогда пророку, и здесь, в этом отрывке из Евангелия, подчеркивается, что придуманные иудеями правила о посте не имеют никакой силы и не являются законом для Богочеловека.

Вопрос телезрительницы из Воронежа: «Как избавиться от депрессии? Я два года страдаю и ничего не могу сделать: меняю одни таблетки на другие - и они не помогают».

Хочу Вас призвать к изменению Вашего внутреннего человека, а изменить его можно словом Божиим - Священным Писанием, лучше которого никакого средства не существует. Если человек говорит, что меняет одни таблетки на другие и они не помогают, значит здесь не душевная, а духовная проблема. Я рекомендую читать Псалтирь на адаптированном русском языке, потому что очень много людей начинают истово читать Священное Писание на церковнославянском языке и не понимают тех слов и образов, которые заложены в этом священном тексте. Для новоначальных людей я рекомендую читать Священное Писание на адаптированном русском языке: есть синодальный перевод, а есть новый русский перевод. Когда человек начинает занимать свой ум и душу чтением полезной духовной литературы, то в нем начинает работать Дух Святой (внутри нас, помимо нашей воли и нашего сознания) - Бог Сам знает, как Ему работать и что в нас необходимо изменить.

Второе: необходимо вспомнить все грехи, которые есть, записать их на бумагу, прийти к своему духовнику и хорошенько исповедоваться со слезами и всем тем, что наболело в душе, получить разрешение грехов, если необходимо - понести определенную епитимью и почаще приходить к Чаше Христовой. Мы забыли, что у нас есть очень важное, спасительное и сильнодействующее духовное средство - принятие Святых Таин. Очень мало людей сегодня прибегают к этому таинству. Одни считают себя недостойными, другие считают, что слишком часто причащаются, начитавшись каких-то басен об этом в сомнительных источниках информации, - все это не имеет под собой канонической основы. Христос сказал: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». На Тайной Вечере, когда Христос установил это таинство, Он сказал: «Приимите Тело Мое и Кровь Мою, сие творите в Мое воспоминание». Мы должны помнить, что эти спасительные таинства способны изменить нас, помочь нам, способны сделать из нас не телесных, а духовных людей уже здесь, на этой земле.

Кроме того, во время поста в церкви проводят таинство Соборования, когда священники выполняют апостольский завет Христа: «Болен ли кто из вас, призовите пресвитеров церкви, и пусть те помолятся над вами и помажут вас елеем во имя спасения, и будете здравы». У Церкви есть много различных духовных средств, которые уже сейчас могут исцелить человека от душевного и духовного недуга.

- Расскажите подробнее о чтении Псалтири: на что следует обратить особое внимание при чтении?

Необходимо обратить внимание на историю того, кто ее написал, почитать предисловие. Хорошо бы начинать чтение Псалтири с чтения Закона Божьего, потому что люди часто кидаются на очень серьезную духовную литературу, не зная основ христианства. Если мы не знаем основ христианства, то у нас ничего не получится. Существует много авторов, но самый популярный - Серафим Слободской, его книга «Закон Божий» - это классика духовного жанра; эту книгу все православные христиане должны иметь у себя дома и прочитать от начала и до конца. Тогда люди будут иметь представление о Церкви, о храме, молитве, душе, о Боге, о смысле и цели нашей человеческой жизни. Когда у человека будет представление о смысле и цели его жизни, тогда депрессии не будет. Человек будет знать, что каждый день, встав с постели, нужно поблагодарить Господа, делая какое-то дело, нужно призвать имя Божье, каждый вечер перед сном нужно помолиться и поблагодарить Бога за прошедший день, попросить у Него прощения, помощи, благословения и той Божественной, духовной подзарядки, которая называется Божественной благодатью, для того чтобы Он сохранил, укрепил и дал сил на завтрашний день, а также нужно не забыть подготовиться на выходных к Божественной литургии. Когда у человека есть такие маленькие цели, они помогают достигнуть самой главной цели нашего христианского делания - спасения во Христе.

- Что говорят святые отцы о посте?

Святые отцы о посте говорят только то, что пост всегда был полезен для человека во всех его проявлениях. Главная мысль у отцов, что пост прежде всего должен быть не гастрономическим, а душевным и духовным. Кроме того, святые отцы всегда говорили, что пост должен быть направлен на исправление внутреннего человека. Именно об этом говорит апостол Павел, и отцы апеллируют к нему. И Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст говорят о пользе поста. Иоанн Златоуст говорит о том, что пост - это мать смиренномудрия, источник всякой мудрости, матерь всех благ, учитель целомудрия и всякой добродетели. Он же говорит о том, что пост заимствует свою твердость от милостыни, то есть когда человек постится, занимается исправлением самого себя, он не должен забывать о своих близких, должен творить как физическую, так и духовную милостыню. «Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, а такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько жестокость хуже роскошества», - говорит Иоанн Златоуст. Это очень серьезные слова, серьезные мысли, которые мы должны в пост узнавать и пытаться изменить самого себя, своего внутреннего человека.

Также о посте говорят другие святые отцы. Василий Великий говорит о том, что пост имеет своей целью прежде всего напоминание о том грехе, который был совершен нашими прародителями в раю: «Пост - это дар древний». Пусть не думают люди, что пост придумали церковники, чтобы людей помучить. Церковь ничего не придумывала, она стоит на страже духовного и физического здоровья нашей нации. «Пост - это драгоценность отцов, - говорит Василий Великий. - Он современен человечеству, и эта его современность будет всегда: и в нашем поколении, и в предыдущих поколениях, и в будущих». Пост узаконен в раю, потому что Адам принял первую заповедь - не трогать тот плод, который заповедовал Бог. Первый человек должен был воздерживать свою похоть, свое любопытство, свою страсть - он должен был воздержаться и спросить у Бога. Сегодня отблеск совопросничества у Бога - это вопросы священнику, как лучше поступить в той или иной ситуации. Поэтому каждый человек призван особенным, личным образом изменять своего внутреннего Адама таким образом, чтобы Господь видел это стремление быть достойным в Царстве Небесном.

Пост дает очень многое. В посте я вижу одно добро. Что касается духовного состояния, во время поста меняются мысли, отношение к окружающему миру. Ты видишь все другими глазами и говоришь о происходящем другими словами, потому что в пост больше читаешь духовной литературы. В пост я, например, ставлю задачу перечитать все Священное Писание от Ветхого до Нового Завета (от Бытия до Откровения), причем наше, православное, с неканоническими текстами, а по возможности и толкования святых отцов.

Что касается душевного состояния, я воздерживаюсь от просмотра телевизора, увеселительных передач и даже новостей, потому что они меня смущают и направляют в какое-то ложное душевное русло: я начинаю переживать, делать неправильные выводы, и это отводит меня от молитвы. Зачем православному человеку переживать? Христос сказал, что будут и глады, и моры, и землетрясения, и убийства. Что меня удивляет? Христос сказал, что все это будет, значит так и будет. Произошла трагедия - значит мы должны измениться. Когда возле Силоамской купели рухнула башня и задавила 18 человек, Христос сказал, что они не были самыми грешными, но это произошло для того, чтобы те, кто узнает об этом событии, научились жить по-другому, чтобы вспомнили свои грехи и воззвали к Богу: «Отче, спаси нас, недостойны мы Царства Небесного, ибо мы грешны». Поэтому мы должны делать такой духовный вывод: все, что происходит, делается по попущению Божию, и мы должны измениться, чтобы с нами такого не произошло.

А на физическом (медицинском) уровне пост - это ограничение поступления тех веществ, которые разрушают организм. В пост человек выборочно относится к еде. Пища, содержащая в своем составе животный жир, является балластной: человек, который употребляет большое количество калорий, не справляется с ними, и они начинают откладываться в жировой ткани, в сосудах, начинают изменять обмен веществ. В определенный момент времени человек должен решить: готов ли он себя погубить или готов спасти на физическом уровне, чтобы лучше себя чувствовать, лучше спать, лучше действовать.

Людям, которые страдают ожирением или полнотой, перед постом лучше сходить к врачу и сдать анализ на гликозилированный гемоглобин, потому что эпидемия нашего века - это сахарный диабет, нужно посмотреть, есть ли маркеры сахарного диабета. Лучше знать заранее, на превентивном уровне, а не встречать проблему, когда она уже на пороге. В пост изменяется рацион питания: мы отказываемся от животной, жирной и сладкой пищи, потому что пост призывает человека также отказаться от сладостей, алкоголя и всего, что изменяет сознание. Пост способен очистить человека на физическом уровне, а если при этом человек начнет молиться, исправляться духовно и нравственно, то это вообще одна сплошная польза.

- Как поститься в случае, когда один из супругов верующий и постится, а другой - нет?

Это очень частая проблема. Я рекомендую таким людям прежде всего успокоиться и молиться за неверующую половину. Если супруг хочет мясного борща - сварите, потому что силовые методы вызывают только реакцию отпора: человек начнет бастовать и делать назло. В таких случаях необходимо усилить молитву, потому что молитва действительно многое может дать. Это особенная энергия, которая соединяет человека с Богом и Бога с человеком. Молиться надо непрестанно. Апостол говорит: «Непрестанно молитесь». Все время надо молиться, а в пост особенно. И когда один из супругов начинает молиться за неверующую половину, начинает исправляться сам, то он преображается, становится красивее и изнутри, и снаружи. И когда неверующий супруг увидит это, он спросит, как это произошло, и сам захочет попробовать. Главное - верить. Апостол Иаков прямо говорит: «Если чего-то хотите у Бога, просите - и Он вам обязательно даст, главное - верьте, не сомневайтесь, и вы это получите». То есть должна быть сильная, глубокая вера. И пост является средством для укрепления веры, для укрепления этой духовной силы.

- Как поститься детям?

Тоже актуальный вопрос. У детей растущий организм. На физиологическом уровне они должны получать полный состав белков, жиров и углеводов, заменимых и незаменимых аминокислот, то есть пища должна быть разнообразной, поэтому детей не стоит ограничивать даже и в мясной пище - у них должен быть полноценный рацион. Но детей необходимо оторвать от компьютера, от того, что отвлекает их от развития, оторвать от дел, порочащих юношество, от плохих компаний, приучить к церковной службе и молитве, чтобы они были полноправными членами православного общества. Пост - это очень хорошее время, чтобы не забирать у ребенка необходимые с физической точки зрения вещества, а, наоборот, сделать упор на его душевное и духовное развитие.

Ведущий Денис Береснев
Расшифровка: Елена Кузоро

Продолжается Рождественский пост, и мы благодарим Бога, что снова готовимся принять участие в тайне пришествия в мир нашего Спасителя. Как говорит святой Феофан Затворник, в течение этого поста мы должны причаститься Тела и Крови Господней так, чтобы ощутить всем своим существом, что Слово стало плотью, и Господь приобщился нашей плоти и крови, став одним из нас.

Сегодня, когда Церковь напоминает нам о необходимости поста и молитвы, хотелось бы сказать о том, что, хотя Рождественский пост и не такой строгий в смысле внешних требований , однако он требует рассудительного отношения.

Прежде всего, мы должны его соблюдать, но, как говорит святой Исаак Сирин, существует мера поста. Надо понимать, что все церковные установления должны соответствовать мере конкретного человека в зависимости от его телесной крепости, возраста, здоровья и других особенностей.

Преподобный Исаак говорит, что чрезмерный пост более вреден, чем несоблюдение поста вообще. Это относится, в первую очередь, к тем любителям поститься, которые хотят сразу очень высоко взойти, имея большое воздержание, не уравновешенное их внутренним состоянием. Почему чрезмерный пост вредней, чем несоблюдение поста? Потому, говорит Преподобный, что человек еще может из несоблюдения поста, из незнания того, как можно правильно духовно жить, прийти к правильному устроению, а вследствие искажений, которые возникают от неумеренного поста, может произойти такое духовное расстройство, которое выправить уже гораздо труднее.

Посткак духовное явление всегда обнажает наше восприятие и добра, и зла , поэтому каждый из нас должен помнить о том, что в течение поста естественно возникают особенные искушения, и мы можем приближаться к Богу, а можем и особенно удаляться от Него вследствие того, что восприятие добра и зла обостряется. Потому преподобная Синклитикия говорит, что пост внешний, который не соответствует мере нашего духовного делания, более вреден, чем полезен, поскольку прежде всего возбуждает в нас тщеславие, в котором все грехи, вместе взятые, и превозношение над другими людьми. То есть одно только внешнее соблюдение поста не приближает нас к Богу и к другому человеку, но, наоборот, удаляет от них. И все другие страсти - раздражение, злоба и всё, что свойственно нам, может особенно ярко вспыхнуть во время поста.

Итак, самое главное, что Церковь напоминает нам о посте: когда мы совершаем телесное воздержание, наше тело, плотяная завеса, отделяющая нас от невидимого мира, как бы утончается, и мы делаемся более восприимчивыми к духовному миру. И если сердце наше не очищено, то естественно, что соприкосновения в этом невидимом мире связаны, в первую очередь, с темными силами. Отсюда все искушения и страсти, которые в течение поста могут только возрастать.

Мы знаем из Священного Писания, из истории Церкви о том, что пост может быть настолько безблагодатным, что может стать прямою противоположностью того, чем он должен быть. В книге Деяний святых Апостолов описывается, каким может быть пост, когда сорок с лишним иудеев заклялись не есть и не пить ничего, то есть хранить самое строжайшее воздержание, пока не убьют апостола Павла. Они были искренне убеждены, что делают дело Божие, и для того, чтобы поддержать в себе огонь ненависти к этому человеку, они хранили свой страшный пост.

И пост, и самоотвержение могут быть темными и гибельными. Мы знаем примеры такой ложной духовности в других религиях, когда аскеза, воздержание хранится именно для питания мнимой духовности, для поддержания чуждого огня в Душе человека. Точно такого же свойства может быть и самоотвержение, и человеческий героизм. Всем известно, что люди неверующие способны на большое самоотвержение и героизм, когда они вдохновляются какой-то ложной идеологией, и готовы даже отдать свою жизнь за нее. В любой ложной религии это самоотвержение, это воздержание и эта отдача себя могут достигать особенно страшных болезненных состояний. Но во всех трагических случаях, которые можно наблюдать и сегодня (скажем, в тоталитарных сектах, куда приходят молодые люди, ничего не знающие о Боге и готовые хранить любой строгий пост и жертвовать всем и всеми), мы видим одну особенность: если бы всем плененным ложной религией людям, не знающим Бога, но способным на гибельный героизм и самоотверженность, открылся истинный Бог, то они не были бы такими теплохладными, каковыми часто являемся мы с вами. Об этой опасности, как самой серьезной, которая грозит нам в последние времена, предупреждает Спаситель. И это будет в Церкви.

Задумаемся с вами об этом. Из года в год мы привыкли хранить пост слишком внешне, слишком формально, часто сводя его к соблюдению одной диеты, не прибавляя молитвы и не углубляясь в осознание своего пути ко Христу, в осознание той тайны, которая открывается нам в это время. К каждому из нас на самом деле приближается Христос, поэтому осознаем еще раз, что худшее из всего, что может быть с нами, это - теплохладность, это - внешнее формальное соблюдение поста. Постараемся с самого начала (не в конце, как это бывает, когда на общей исповеди мы вспоминаем все в завершение поста, называя этот грех прежде всего) углубить наш пост, приближаясь ко Христу не только чтением Священного Писания (в особенности пророков), не только чтением Псалтири и молитв (это обязательно) и более частым посещением храма (это существенно и необходимо), но именно приобщением к самому главному, что есть во Христе, - Его любви. Его причастности к страданию и судьбе каждого живого человека, чтобы тайна Христова Воплощения становилась в течение поста нашим живым знанием.

Тот же святитель Феофан Затворник указывает и на удобство лечения гомеопатией. «Гомеопатия может помогать во всяких болезнях, но надо угадать подходящее лекарство. Угадать можно по симптомам или по тому, чем проявляется болезнь. Гомеопатиею можно лечиться, не видя доктора, - при посредстве переписки» . А в наше время и при посредстве телефона.

До революции в Санкт-Петербурге было очень сильное общество гомеопатов. Они выпускали справочники, удобные для домашнего лечения. Этими справочниками мог пользоваться любой человек. Святой праведный Иоанн Кронштадтский рекомендовал гомеопатию как доступное по своей дешевизне лечение для бедных людей.

Сейчас разрабатывается и предлагается множество новых методик для лечения болезней. Методик удобных именно для самостоятельного домашнего пользования. Кто-то занимается очищением организма, кто-то лечится монодиетой, кто-то пьет настойку сабельника, кто-то делает дыхательную гимнастику, кто-то в восторге от ароматерапии. И отлично! Если вам помогает сабельник, пейте сабельник, если хорошо от гимнастики - делайте гимнастику. И если вам становится лучше, не забывайте благодарить Бога.

Когда-то практическая составляющая медицины была ничтожна. Было мало лекарств, методик лечения, инструментов для обследования. Врач лечил, в основном, словом. Кстати, само слово «врач» происходит от «врать», то есть рассказывать, говорить. В древнем мире лечили жрецы, используя различные заклинания. Тогда христианину обратиться к врачу язычнику или иудею было невозможно. Это было обращение за помощью к чуждой христианству мистике. Но сегодня мы пользуемся практической медициной, лекарствами и методами лечения, разработанными для каждого человека, независимо от его мировоззрения. Мистическую, то есть таинственную, духовную составляющую мы можем добавить к лечению сами с помощью Церкви.

Наше православие не должно быть препятствием ни к общению, ни к сотрудничеству с врачом. И откуда знать, может быть, приняв помощь и доверившись доктору, который не без воли Божией оказался рядом с нами в тяжелое для нас время, мы сами как-то повлияем на его судьбу, приведем его к вере. И такие случаи были. Мне знакомы верующие врачи, на церковность которых оказали влияние именно их пациенты.

Духовная составляющая

«Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду» (свят. Василий Великий).

Верующему человеку есть что добавить к искусству врача. Мы уже говорили о исповеди и причастии во время болезни. О молитве. Но есть и еще духовные средства.

Это, конечно, святая вода. Крещенская утром натощак и вода с молебна, который могут заказать ваши родственники. Например, с молебна великомученику и целителю Пантелеймону. Или врачам-бессребреникам Косьме и Дамиану. Воду с молебна в болезни можно пить и днем, и после еды. Некоторые употребляют воду, взятую на святых источниках. И она, если ее пить с благоговением, тоже приносит пользу.

Не забудьте про просфору. А есть и еще святыня, которую хранят православные нарочно на случай болезни,- артос. Кусочек благословленного хлеба, который раздают после Пасхи, в субботу Светлой Седмицы, в церкви. Крупицы артоса с богоявленской или крещенской водой потребляют, как и просфору - натощак. Употребляют в болезни и святое масло. Это масло освящается у святых икон или у мощей. Есть немало случаев, когда больные получали исцеление, помазываясь таким маслом. Его можно также принимать и внутрь. У одного молодого человека была болезнь щитовидной железы. Духовник дал ему святое масло, привезенное из Иерусалима. Больной ежедневно помазывал себе крестообразно горло с молитвами «Отче наш» и «Богородица Дева радуйся» и пошел на поправку. Докторов он тоже не избегал, но случай был тяжелый, и, как он считает, без иерусалимского маслица он вряд ли бы выздоровел. Не только масло или вода, но и песок, взятый на святом месте, при вере нашей может оказать благотворное действие.

«Православный христианин обращается лицом к святым иконам - Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых угодников Божиих - для того, чтобы наглядно показать свою веру в присутствие их, в близость их к себе; святые иконы реализуют, осуществляют веру нашу православную, а без святых икон мы как бы висели в воздухе, не зная, кому молимся» .

Замечательные слова св. прав. Иоанна Кронштадтскоro! Духовной жизни необходимы и образ и действие.

Таким образом, иконой могут быть и святые храмы, монастыри и места подвигов угодников Божиих. Множество паломников едут ежегодно, чтобы увидеть святыню, помолиться на святом месте. Бог, конечно, везде один, и угодникам Его молиться можно на всяком месте. Преп. Серафиму Саровскому молятся и в Москве, и на Камчатке, и в Америке, и в Китае, и в Антарктиде, но с каким теплым чувством вкушают сухарики, высушенные в котелке Преподобного, привезенные из Дивеева! Они как личное благословение святого.

У чудотворных икон, у святых мощей, в местах жизни святых угодников собирают и записывают случаи чудесной помощи. В иных местах таких записей собираются целые тома.

Приведу несколько свидетельств о чудесной помощи св. прав. Симеона Верхотурского.

Из письма полицмейстера г. Петропавловска Николая Алексеевича Протопопова от 14 ноября 1878 года: «У жены моей болели зубы, никакие лекарства не помогали, когда же она натерла десны и зубы землей, взятой из могилы угодника, болезнь прекратилась». Из сообщения девицы Мельниковой, полученного в 1880 году: «1874 года, 28 апреля я пошла в Верхотурье к мощам св. праведного Симеона. В то время у меня сильно заболела нога. Боль что дальше, то сильнее умножалась, и болезнь эту редко можно встретить; ногу я обвязывала полотенцем… и на двух костылях едва шла… Утром встала с великим трудом и пошла в село Меркушинское, сходила к вечерне и приготовилась к принятию Св. Таин, и Бог допустил - причастилась. Тут я весьма много пролила слез. Утром встала - у меня опухоль прошла, и нога ровно не была больна». Свидетельствуют и наши современники. Зайцев Владимир Александрович, житель г. Бузулука, услышав о св. прав. Симеоне Верхотурском, в 1997 году посетил Верхотурье и село Меркушино, попил воды из гробницы и, взяв с собой, пил ее в дороге. У него прошел остеохондроз, которым Владимир Александрович был болен с 1974 г., до этого он каждый день делал себе обезболивающие уколы.

Священник Михаил Кудрин рассказал, что у его младшей дочери Екатерины было сильное косоглазие. После молебна св. прав. Симеону Верхотурскому родители помазали ей глаза маслом из лампады над гробницей, а потом делали то же самое несколько раз, пока неожиданно не обнаружилось, что глазки уже не косят, а смотрят прямо.

Петрухина Нина Григорьевна из Москвы сообщила: «Появилась раковая опухоль, врачи хотели ее удалить. Я читала молитву святому Симеону Верхотурскому, помазывала лоб и больные места маслом, прикладывала землю к голове, один раз выпила воду (видимо, из гробнички). Через месяц пришел результат анализа: раковых клеток нет. Операцию отменили, но риск заболевания остался. Видимо, надо лечиться и молиться прав. Симеону...».

Встречаются болезни, которые не могут быть вылечены или облегчены лекарствами или усилиями медицины. Когда одни лишь духовные средства могут улучшить состояние.

Среди писем преп. Макария Оптинского есть ответ отцу больной дочери. «Я вам писал уже, что эта болезнь не подлежит физическим лекарствам, но надобно искать исцеления в вере, просить Бога и угодников Его о ниспослании ей исцеления от сей болезни». Преподобный советует дома отслужить молебен с акафистом святителю Митрофану Воронежскому, а потом побывать у его мощей: «Сколько было и бывает там исцелений молитвами святого угодника Божия прибегающим к нему, и Бог, молитвами его, исцелит и вашу дочь. Верующему все возможно».

Другой Оптинский старец, преп. Амвросий, больному, страдающему от головной боли и не ожидающему помощи от врача, советует съездить в Афонскую часовню, отслужить там молебен св. Великомученику Пантелеймону, взять масла из лампадки и мазать им голову на ночь. «При этом и дома обращайся почаще к целебному Пантелеймону и проси его помощи. Господь даст - и пройдет» .

В трудных болезнях нередкая практика - обеты посетить то или иное святое место, съездить к мощам угодника. Оренбургский священник Филипп Ивановский, живший в середине XIX века, рассказывал о себе, что когда он учился в семинарии, после сильной простуды у него явилась некая непонятная болезнь нервно-психического характера. «Какая-то одурелость пришла на меня, соединенная с неимоверною, несносною тоскою, неверием и хульными мыслями». О своей болезни он не говорил ни врачу, ни товарищам, из опасения, что его отчислят из семинарии. «Все мое утешение, вся надежда и все врачевство заключались единственно в даваемых мною обетах по окончании курса сходить к некоторым чудотворным иконам и в Верхотурье». И что же? По окончании курса, когда обещания были исполнены, болезнь отступила. «Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, чтоб это не имело места в отношении ко мне», - писал свт. Феофан Затворник. Случается видеть людей болезненных как бы неисцельно. Причем, это не всегда болезнь от рождения, от природы. Но что-то в природе характера человека есть такое, что болезнь, словно некая узда, необходима ему. Иной, заболев, вспоминает Бога, начинает вести церковную жизнь, борется со своими греховными привычками; но стоит ему выздороветь, как постепенно усилия его сходят на нет и Бог уже становится не так потребен.

Церковная жизнь, которую составляют молитва, пост, посещение воскресных и праздничных богослужений, регулярное участие в церковных Таинствах (то есть Исповедь и Причастие), любую болезнь делает более терпимой, облегчает. Особенно это заметно в отношении нервно-психических заболеваний. Даже тяжелых, наследственных.

Приходит на память случай, когда в церковь пришел молодой человек со странным заболеванием. Он угрюмо смотрел исподлобья, движения его были скованны и развязны одновременно. Он словно не владел своей моторикой. Плечи сведены вместе, голова опущена, речь похожа на карканье. Отрывистый, не всегда уместный хохот. Казалось, что это врожденное нездоровье невозможно преодолеть.

Но шло время. Молодой человек посещал церковные службы, он внимательно исповедовался, часто причащался. По мере сил участвовал в делах прихода. Постепенно изменился его внешний облик, выражение лица стало мягче, плечи расправились, речь сделалась внятной.

И было заметно, что в периоды, когда он по каким - либо причинам не мог посещать храм, болезнь его опять усиливалась. Когда же церковный ритм жизни прочно установился, юноша, можно сказать, просто расцвел. Дальнейшая его жизнь сложилась хорошо.

И это не единственный, не редкий случай, такие истории вам расскажут на любом приходе.

В Евангелии упоминается женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться (Лк. 13, 11). Причиной болезни был назван диавол: «связал сатана вот уже восемнадцать лет», а освобождение от «духа немощи» пришло от Спасителя. Так от Христа, от единения с Ним, вместе с церковной жизнью, с церковными Таинствами, приходит освобождение многим людям.